буквы – звуки гласные буквы

а – а е – й΄  я – й ΄

я – а э а

э – э ё – й ΄ ю – й΄ 

е – э о у

о – о 1. в начале слова – я корь

ё – о 2. в середине слова после

у – у разделительных ъ и ь знаков – подъё м, семью

ю – у 3. в середине слова после гласной буквы – весёлая ,

и – и поё м

ы – ы

10 – 6

Транскрипция – запись звучания речи.

Транскрипция записывается в квадратных скобках с использованием дополнительных знаков:

[й΄] – звук йот, на письме записывается буквами й или «хитрыми» е, ё, ю, я: ёж - [й΄ош];

[΄] – обозначение мягкости согласного: пел - [п΄эл];

[־ ] – обозначение долгого согласного: ссора – [сора].
Способы обозначения звука [щ΄]:


  • щавель - [щ΄ив΄эл΄]; щ
счёты - [щ΄оты]; сч [щ΄]

возчик - [вощ΄ик΄]; зч

мужчина - [мущ΄ина]. жч
Способы обозначения звука [ц]:

купаться - [купаца]; тьс [ц]

дерётся - [д΄ир΄оца]. тс

Возьмите на заметку!
1. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими согласными оглушаются: гриб - [гр΄ип], сказка - [скаска].
2. Глухие согласные перед звонкими озванчиваются: сбить - [зб΄ит΄].

3. Мягкость согласных обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь: сельский - [с΄эл΄ск΄ий΄].

4. По нормам произношения при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т ] не произносятся: чувство - [ч΄уства], сердце - [с΄эрцэ], солнце - [сонцэ], властный - [власный΄].


  1. Запомните! Все глухие согласные есть во фразе:
Стёпка, хочешь щец? – Факт, хочу!

Звукобуквенный анализ слова


  1. Запиши слово.

  2. Возьми красный карандаш, подчеркни все гласные буквы в слове.

  3. Вертикальной чертой подели слово на слоги.
Вспомни правило!!! «Сколько в слове гласных букв, столько и слогов»

  1. Позови слово, выделяя голосом ударный слог. Поставь ударение. Помни, ударение ставится над гласной буквой слога.

  2. Нарисуй схему слова.

  3. Дай характеристику каждого звука и раскрась схему.
Не забудь в схеме колокольчиком указать звонкие звуки!

Например, Я Б Л О Н Ь К А Ж И Р А Ф

БУКВА
[ ЗВУК ]

ГЛАСНЫЙ СОГЛАСНЫЙ

УДАРНЫЙ - БЕЗУДАРНЫЙ ЗВОНКИЙ - ГЛУХОЙ
МЯГКИЙ - ТВЁРДЫЙ

Части речи

Самостоятельные


Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Имя числительное

Местоимение

Наречие

предмет

признак предмета

действие предмета

число, количество и порядок предметов при счёте

не называет, а указывает

признак действия, состояния

кто? что?

какой? какая? какое? какие?

что делать?

что сделать?


сколько? который?

кто? что?

чей?


как? когда? где? откуда? почему?

тетрадь, клён. метель, туман, кролик, Трезор

умный, умная, умное, умные

читал, читаю, прочту

пять, трое, седьмой

я мы

он она оно они


радостно вчера

вверху издалека

поневоле

Служебные

Служебные части речи употребляются только вместе с самостоятельными и не являются членами предложения.

Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? и что? и называет


  • конкретные предметы (парта, ветка)

  • явления природы (иней, дождь)

  • живые существа (воробей, малыши)

  • события (митинг, праздник)

  • процесс, действие (выращивание, падение)

  • абстрактные понятия (любовь, радость)

одушевлённые сущ. неодушевлённые сущ.

кто? что?

птица ветер

(обобщённое название однородные (индивидуальное название живых существ и предметов

предметов, явлений) для отличия их от других)

соловей Россия

очарование Обь

победа Толстой

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы
какой? л юбознательный – мужской род (м.р.)

какая? здоровая – женскийрод (ж.р.) единственное число (ед.ч.)

какое? прозрачное – среднийрод (ср. р.)

какие? чистые -- множественное число (мн.ч.)

чей? Светин , папин

Глагол - это часть речи, которая обозна­чает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? мечтать

что сделать? смастерить

1. Начальная форма глагола – неопределённая форма

что делать? писать, нести

что сделать? написать, принести

2. Бывают совершенного и несовершенного вида .

Совершенный вид (действие уже сделано, закончено или будет закончено) – что сделает ? – поработает , нарисует .

Несовершенный вид (действие не закончено) – что делает ? – работает , рисует.

3. Глаголы изменяются по временам :

Настоящее время – действие происходит в момент речи.

что делаю ? – читаю , вижу ;

Будущее время – действие будет происходить после момента речи.

что сделаю ? – почитаю , увижу , буду говорить ;

Прошедшее время – действие происходило до момента речи.

что делал ? – читал , что сделал ? – увидел .

4. Изменяются по числам – ед.ч. – держу , мн. ч. – держат .

5. В единственном числе прошедшего времени изменяются по родам:

Мужской род (м.р) – он блестел

Женский род (ж.р) – она блестела

Средний род (ср.р) – оно блестело


Предложение

по цели высказывания

по интонации

Повествовательное

(рассказ, повествование)


Невосклицательное



Восклицательное

!

Вопросительное


Невосклицательное

?

Восклицательное

? !

Побудительное

(приказ, просьба)


Невосклицательное



Восклицательное

!

Грамматическая основа предложения

(главные члены предложения)


Подлежащее

(лежащее в основе предложения)


Сказуемое

(что сказано о подлежащем)


– это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении.

– это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет то, что совершает предмет, его состояние, его чувства.

– отвечает на вопросы кто? или что?

– отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать? каков?

– подчёркивается одной чертой

– подчёркивается двумя чертами

– может быть выражено:

существительным

Послышалась тихая музыка .

местоимением

Все собрались в зале.

сочетанием слов

Недавно у мамы было день рождения .


– может быть выражено:

глаголом

Весело запели петухи.

существительным

Моя сестра художница .

прилагательным

Ночь звёздная .

кратким прилагательным

Наша Катя аккуратна .


– может быть одно подлежащее

Ночь . Поздняя осень .


– может быть одно сказуемое

Морозит . Запиши в тетрадь.

Второстепенные члены предложения

Служат для пояснения, уточнения, дополнения главных и других второстепенных членов и грамматически подчинены им.


Обстоятельство

Определение

Дополнение

– второстепенный член предложения , который обозначает обстоятельства совершения действий ; поясняет сказуемое.

– второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

– второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? Обычно дополнение связано со сказуемым: оно обозначает, на какой предмет или явление направлено действие.

обстоятельства образа действия

Маша читает выразительно.

обстоятельства времени

Проливной дождь шёл ночью.

обстоятельства места

На тополях набухли почки.

обстоятельства причины

Земля сырая от дождя.

обстоятельства цели

Я пошёл в магазин за хлебом.

Зелёная листва шелестит на ветках.

Листва (какая?) зелёная.

Оля взяла мамин зонт.

Зонт (чей?) мамин.


На прошлом уроке мы узнали об определении .

Узнали (о чём?) об определении.

Ученики слушают учителя .

Слушают (кого?) учителя.


– подчёркивается – точка тире

– подчёркивается волнистой линией

– подчёркивается – тире, тире

Измени форму слова

Подбери однокоренное слово

1. Один – много

Тра ва –тра вы
Зве зда – звё зды

2. Много – один

Ша ги – ша г
Гра чи – гра ч

3. Что делал? Что делать? - Что делает?

Смо трел, смо треть - смо трит
Пи сал, пи сать - пи шет


1. Слово – предмет (имя существительное)

Тре щит – тре ск
цве ток – цве т

2. Слово – признак (имя прилагательное)

Те мнота – тё мный
Ла скает – ла сковый

3. Слово – действие (глагол)

Ко рмушка -ко рмит
хо дьба – хо дит

4. Слово с уменьшительно – ласкательным значением.

К о вёр – к о врик
гн е здо - гнёздышко

БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА
Алгоритм проверки
1. Прочитай слово, поставь ударение.
2. Определи, в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.
3. Для проверки гласного корня измени слово или подбери однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.
4. Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.
5. Обозначь орфограмму.

Порядок действий при списывании, 1 класс:
1. Прочитай предложение. Пойми его.

2. Прочитай чётко первое слово предложения так, как оно написано.

3. Повтори слово, сверь с напечатанным. Запомни, как пишется слово.

4. Запиши слово, чётко диктуя его себе.

5. Проверь себя: читай написанное и сверяй с напечатанным.

6. Так же списывай остальные слова предложения.

План фонетического разбора
1. Разделить слово на слоги.

2. Показать место ударения.

Петрова Лариса Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Шолоховская гимназия, станица Вёшенская"
Населённый пункт: Станица Вёшенская Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Гласная буква Ёё. В чём хитрость этой буквы?
Дата публикации: 21.11.2016
Раздел: начальное образование

1 Методическая разработка урока литературы с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Урок литературного чтения. (обучение грамоте) 1 класс Тема урока: Гласная буква Ёё. В чём хитрость этой буквы? ТЦУ: знакомство с буквой Ёё, развитие умения обозначать мягкость согласных звуков на письме; развитие фонематического слуха, устной речи, интереса к чтению, орфографической зоркости, расширение активного, пассивного, потенциального словаря детей, используя правильные начертания букв, воспитание любви к родному краю, к родной природе. Оборудование:  компьютер, доска starBoard;  музыкальное оформление (песенка про Мамонтенка)  мультфильм « Мама для мамонтёнка»  карточки с буквами Ее,Ёё  рисунки детей  Р.Н.Бунеев.Азбука Программное обеспечение: Презентация: «Гласная буква Ёё. В чём хитрость этой буквы?» Ход урока Слайд 1. Организационный момент. Слайд 2. Создание ситуации успеха -Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие вместе с Ёжиком и познакомимся с удивительным миром букв. Слайд 3. Девиз урока: Каждый день всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, четко говорим И тихонечко сидим. Слайд 4. Актуализация знаний. -Какие гласные буквы служат для обозначения твердости согласных?(а, о, у, ы) -Какие гласные буквы из изученных служат для обозначения мягкости согласных? (и, е.) -В чем хитрость буквы е? (Хитрая лисичка - буква е обозначает два звука[ й’э], когда находится в начале слова или после гласных. Когда находится после согласных, то обозначает мягкость предшествующего согласного и звук [э]. Слайд 5. Наблюдение. Какие звуки обозначает буква Ё. 1
2 Отгадайте загадку: Ну и платье: Сплошь иголки Его носят вечно… ……………….ёлки. -Какой звук мы слышим вначале слова елки? [й’ о] -Звуки [й’ о] на письме обозначаются буквой Ёё. Слайд 6. Наблюдение. Какие звуки обозначает буква Ё. -Что больше всего на свете любит медведь? Мёд -Какие звуки мы слышим в этом слове? [м’ о т] -Дайте характеристику каждому звуку. Звук [м’] - согласный, звонкий, мягкий. Звук [о] - гласный? ударный. Звук [т] - согласный, глухой, твердый. Слайд 7. Знакомство с буквой Ё. -Объясни наряд буквы Ё. Звук [о] на письме обозначается буквой ё и показывает мягкость предшествующего согласного. Нарядите букву-человечка и объясните. Работа с учебником (стр.105) 1.-Как вы думаете, почему гласные е и ё дружат и стоят вместе, взявшись за руки? (Хитрая лисичка - буква е обозначает два звука[ й’ э], когда находится в начале слова или после гласных. Когда находится после согласных, то обозначает мягкость предшествующего согласного и звук [э]. 2. Чтение слов и слогов с буквой ё. Продолжение наблюдения за словами с буквой ё. - Сравните первые звуки (нос - нес [н] - [н’]) - Какие звуки вы слышите после этих согласных звуков? [о] - Почему разные гласные буквы в этих словах? (Буква ё обозначает после согласных звук [о] и показывает, что этот согласный мягкий. Буква о обозначает звук [о] и показывает, что согласный твердый) - Прочитайте слова следующего столбика про себя, поставьте в словах ударение. - На что обратили внимание? (На букву ё падает ударение) - Зная, что буква ё всегда ударная, знак ударения над словом, где есть эта буква, мы не будем ставить. 3. Сейчас я прочитаю вам сказку « Почему Ё всегда ударная» 2
3 Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались две шишки. От этого она превратилась в другую букву- букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная. - Так почему же буква Ё всегда ударная? Слайд 8. Игра. Моя вообразилия. На что похожи буквы е и ё? Е и Ё –родные сестры, Различать сестер не просто, Но у буквы Ё две точки, Словно в лесенке гвоздочки. Слайд 9. Работа со скороговорками. Повторяя их, можно научиться правильно произносить звуки. Их даже рекомендуют взрослым артистам, так как скороговорки развивают органы речи, развивают активную артикуляцию и четкую дикцию. -Какие скороговорки вы знаете? Три сороки – тараторки тараторили на горке. Страшна пушка у опушки. Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешен. Кошка крошка на окошке кашку кушала по крошке. Расскажите про покупки, про какие про покупки, Про покупки, про покупки, про покупочки мои. Собирала Маргарита маргаритки на горе. -Мы познакомимся с новой скороговоркой. Проворонила ворона воронёнка. Прочитайте. -Как вы понимаете эту скороговорку? -Что вы заметили? (Все эти три слова в скороговорке – однокоренные слова.) -Давайте произнесем ее сначала медленно, затем умеренно быстро, а потом быстро. Работа в парах. - Кто хочет выступить перед классом? Слайд 10. Игра. Что вы знаете об этих буквах? ё ш р Составьте слово. (ёрш) - Что обозначает это слово? (Это рыба) Слайд 11. Ёрш.(текст) Река Дон богата рыбой. В Дону водятся и ерши. Ерш- это последняя рыба, о которой мечтает рыбак, отправляясь на рыбалку. И напрасно. Ерш придает ухе и пикантный вкус и нежный аромат (ерша для приготовления от чешуи и слизи не очищают, так как именно в ней кроется секрет ароматности этой рыбы). --Как ласково назвать эту рыбу?(Ёршик). Какое другое лексическое значение имеет это слово? 3
4 Слайд 12. Ёршик.Растение. Ёршик– это растение, которое можно встретить на побережье Черного моря. Слайд 13. Ёршик. Ёршик- это предмет, которым моют бутылки и посуду. Слайд 14. Многозначность слов. Это слово многозначное, так как имеет несколько лексических значений. Слайд 15. Корень слова. ёрш ёршик ершистый -Прочитайте, что вы заметили? (Корень) ёрш ёршик ёршистый -А что такое корень?(Одинаковая часть родственных слов.) -А какие орфограммы вы заметили в этих словах? (ШИ пиши с буквой и.) Работа с учебником. (стр.106) -Прочитайте слова и объясните, а эти слова считаются родственными? -Как вы понимаете слово детеныш? Слайд 16. ИГРА: «Угадай детеныша» -Я называю взрослое животное, а вы называете его детеныша. слон- слонёнок корова-телёнок кит-китёнок кот-котёнок мамонт-мамонтёнок -Прочитайте слова, обозначающие детенышей животных. Слайд 17. Суффикс. -Что придает этим словам уменьшительно-ласкательное значение? (Суффикс -ёнок-) -Кто такой мамонтенок? (Мамонтёнок- детёныш мамонта) Слайд 18. Физминутка (музыкальная) -На какого современного животного похож мамонт? -Чем отличается? -Представьте себе, что мы сейчас перенеслись на северный полюс, холодно, зябко. Давайте потрём наши ручки, носик, щечки, ушки, попрыгаем на одной ножке, потом на другой. Согрелись? -А теперь давайте присядем на снежок и посмотрим и споем песенку про мамонтенка и посмотрим отрывок из мультфильма. -Понравился вам герой этого мультфильма? -А чем он вам понравился? Так полюбился этот герой детям, они стали его рисовать и посылать в Интернет свои рисунки. 4
5 Слайд 19. Выставка детских рисунков. Слайд 20. 1.Словарная работа Кайнозойская эра-эра в геологической истории Земли протяженностью в 65,5 миллионов лет. Первобытные люди-люди, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Огромное грациозное животное- большое, красивое животное. Каменные пещеры- первые жилища первобытных людей. Наскальные рисунки- рисунки на стенах каменных пещер. Интернет-международная (всемирная) компьютерная сеть. Якутия-Дальневосточный федеральный округ (один из самых больших регионов страны). 2.Прогнозирование содержания текста. -Прочитайте название текста, рассмотрите иллюстрацию. Подумайте, о ком этот текст? Слайд 21.Текст. С.Самсонова. Мамонты. Мамонты жили в кайнозойскую эру, когда появился первобытный человек. Первобытным людям нравилось это огромное грациозное животное и они рисовали его на стенах в каменных пещерах. Вот один из наскальных рисунков, взятых из Интернета. Слайд 22. Работа над текстом. С.Самсонова «Мамонты» 1. Прочитайте текст про себя. 2. Подумайте, о ком этот текст? 3. Что вы узнали нового о мамонтах? 4. Прочитайте текст вслух. 5. Найдите слова с буквами е и ё. Слайд 23.Итог урока. Мы путешествовали вместе с Мышонком, как вы думаете чему он научился. -С какой буквой мы познакомились? -Почему эта буква хитрая? -Приведите примеры. Слайд 24. Спасибо за урок. 5

Доклады и сообщения по русскому языку

К теме: ФОНЕТИКА

Среди всех многочисленных согласных звуков русского языка выделяется один, и отличается он тем, что не имеет своего определённого обозначения, своей буквы. Иногда его обозначают буквой й, но чаще всего он скрывается под другими буквами. Что же это за звук такой хитрый? Есть он во многих словах, например, в словах подъезд, семья, гайка, шью, объявление, ель, яблоко, юнга, ёж и многих других. Догадались, о каком звуке идёт речь? Ну конечно, о звуке йот [j]]. Этот звук есть во многих европейских языках: в немецком, английском, французском, чешском, польском, - но в этих языках он всегда обозначается самостоятельной буквой. А в русском языке отдельной буквы для него нет. Как же его находить? Если слова начинаются с букв е, ё, ю, я, то начальным звуком в этих словах будет йот: егоза, ерунда, ёлка, ягода, язык, юг, юла.

Йот является согласным звуком, поэтому не может находиться после согласных. Если йот оказывается после согласных, то появляется разделительный знак: либо твёрдый-обычно после приставок (съел, объём, предъявить), либо мягкий - после согласных в других частях слова (пью, шьём, стулья).

Иногда хитрый йот обозначается буквой й (когда оказывается после гласных): чайка, пой, смелей, злодей, короткий, музей, юбилей, поцелуй, планетарий.

Когда йот скрывается в других буквах, найти его помогут родственные слова. Например, в словах: моя, воет, военный, веялка - йот скрывается в других буквах. Но если к этим словам подобрать родственные слова, то он сразу становится виден: мой, вой, война, вей.

Убедились, что хитрый йот любит прятаться? Тогда послушайте одну сказочную историю - она поможет вам лучше запомнить проделки йота.

В славном городе Звукобуквинске жили-были Буквы и Звуки. Дружно жили. Но всякий обращал внимание на то, что все буковки выглядели крепенькими, румяными да весёлыми, а звуки были вечно грустные да бледные. А всё потому, что буквы занимались спортом, а звуки ленились и часто болели. Самым распространённым недомоганием у звуков считалось острое фонетическое расстройство. То у них мягкость в голосе пропадала, а то наоборот - твёрдость в ногах.

Однажды в кабинет главного врача вошла бледная буква Я. Она прежде никогда не болела и была очень напугана своим самочувствием.

Что с вами? - спросила взволнованная В.

Я недомогаю... что-то мешает внутри.., - ответила буква Я.

Нужен рентген! Сказано - сделано. Посмотрела В на снимок, а там...

У вас же внутри ЙОТ!

Это опасно? - забеспокоилась Я.

Нет. Это случается иногда у некоторых букв. Например, вчера обращались сестры Е и Ё, а на прошлой неделе - Ю. С ними такая же история, как у вас. Понимаете, с вами играет в прятки ЙОТ! Просто так его не увидишь. Он - невидимка и любит всех подурачить.

Какое же лекарство вы мне посоветуете?

Как можно чаще делайте фонетический разбор тех слов, с которыми вы работаете. Только так можно обнаружить ЙОТ!

Собрались Ю, Я, Е, Ё вместе, посоветовались друг с другом и решили быть всегда начеку, если вставали:

В начале слова;

После гласной;

После разделительных Ъ и Ь.

Они даже вскоре издали об этом специальный закон.

Но те, кто об этом законе ничего не слышал, и те, кто не умеет делать фонетический разбор, часто оказываются одураченными проказником ЙОТОМ (который больше всего на свете любит играть... в прятки!).

"Доклады и сообщения по русскому языку" В.А. Крутецкая. Дополнительные материалы, полезная информация, интересные факты. Начальная школа.

1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные .

Гласных букв 10:

2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 42 основных звука - 6 гласных и 36 согласных, тогда как число букв - 33 . Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 36 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

3. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.

Ср.: сэр [сэ́р] и сер [с’э́р].

4. Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:

[и] - и (ми лый ).

[ы] - ы (мы ло ).

[а] - а (ма й ) и я (моя ).

[о] - о (мо й ) и ё (ё лка ).

[э] - э (э то ) и е (мe л ).

[у] - у (ку ст ) и ю (ю ла ).

Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у] ) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у ; 2) я, ё, е, ю .

Обратите внимание!

1) Я, е, ё, ю - это буквы, а не звуки! Поэтому они никогда не используются в транскрипции.

2) Буквы а и я , о и ё , э и е обозначают соответственно: а и я - звук [а]; о и ё - звук [о], э и е - [э] - только под ударением! О произношении этих гласных в безударном положении см. в п. 1.8.

5. Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:

    после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук:

    Ся ду [с’ а́ду], се л [с’ э́л], сё л [с’ о́л], сю да [с’ уда́];

    после гласных букв , в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука - согласный [ j ] и соответствующий гласный:

    Я - , е - , ё - , ю - .

    Например:

    1. после гласных: жуё т [жуjо́ т], брею т [бр’э́jу т];

    2. в начале слова: е л , я к ;

    3. после разделительных ъ и ь : съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

Обратите внимание!

1) Буквы и, е, ё после шипящих букв ж и ш не указывают на мягкость предшествующего согласного звука. Согласные звуки [ж] и [ш] в современном русском литературном языке всегда твёрдые!

Шил [шы́л], жесть [жэ́с’т’], шёл [шо́л].

2) Буква и после согласных букв ж, ш и ц обозначает звук [ы] .

Шил [шы́л], жил [жы́л], цирк [цы́рк].

3) Буквы а, у и о в сочетаниях ча, ща, чу, щу, чо, що не свидетельствуют о твёрдости согласных ч и щ . Согласные звуки [ч’] и [щ’] в современном русском литературном языке всегда мягкие.

Чум [ч’у́м], (пять) щук [щ’у́к], часть [ч’а́с’т’], Щорс [Щ’о́рс].

4) Ь в конце слова после шипящих не является показателем мягкости. Он выполняет грамматическую функцию (см. п. 1.11).

6. Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:

    после гласных и на конце слова - буквой й ;

    Май [ма́j ].

    в начале слова и между двумя гласными - с помощью букв е, ё, ю, я , которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;

    Е л , я к .

    на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь - между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я .

    Съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

7. Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.

    Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ] .

    Неразделительный ь :

    1) указывает на мягкость предшествующего согласного:

    Мель [м’э́л’];

    2) выполняет грамматическую функцию.

    Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.

Подробнее о правописании ъ и ь см. в п. 1.11. Употребление Ь и Ъ .

Упражнения к теме «Звуки речи и буквы»

Другие темы

Один из наиболее сложных для школьников и студентов разделов в русском языке - фонетика. Довольно часто учащиеся допускают ошибки при слов, характеристике тех или иных звуков, фонем. Но во многом знание фонетики - залог грамотной и культурной речи. Поэтому немало внимания следует уделить такому вопросу, как звуки. Сегодня нас интересуют Буквы, которые они обозначают, также будут рассмотрены в нашей статье. Не обойдем мы вниманием и общие характеристики звуковой системы нашего языка.

Звуки или буквы?

Для начала разберемся с тем, что же именно мы будет описывать в данной статье. Стоит отметить, что многие люди считают, что в русском языке существуют согласные и гласные буквы. Многие готовы даже поспорить и будут с пеной у рта отстаивать свою правоту. Но так ли это?

На самом деле, в русском языке такой классификации поддаются лишь звуки. Буквы же служат лишь графическим обозначением той или иной фонемы или даже сочетания фонем, а также указывают на особенность произношения того или иного звука. Поэтому нельзя говорить, что буквы бывают гласными или согласными, ударными или безударными.

Общие сведения

Перейдем непосредственно к характеристике гласных фонем. В русском языке насчитывается шесть гласных звуков, которые в свою очередь обозначаются десятью «гласными буквами». При образовании данных звуков из полости рта вырывается струя воздуха, которая не встречает при этом препятствий на своем пути. Таким образом, гласные звуки состоят только из голоса. В отличие от согласных, их можно протянуть или пропеть. К этим звукам относятся: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Гласные имеют следующие основные характеристики: ряд, поднятие, ударная или безударная позиция. Кроме того, можно выделить такую специфическую характеристику, как лабиализация.

Стоит также отметить, что именно гласные звуки служат слогообразующими. Вспомните, как в начальной школе детей учат определять слоги в слове, подсчитывая гласные «буквы».

Звук - это наименьшая части речи, которая служит не только материалом для образования слов, но и помогает различать слова со схожим звуковым составом (например, «лис» и «лес» отличаются лишь одним гласным). Изучает гласные и такая наука, как фонетика.

Давайте теперь разберем каждую из упомянутых характеристик.

Ударность и безударность

Также стоит отметить, что безударные гласные звучат менее четко и могут выступать в качестве другой фонемы при транскрибировании. Так, безударная гласная «о» может звучать как «а», а «и» звучать в речевом потоке как «е», кроме того, иногда гласный звук может и вовсе пропадать. При этом транскрипция будет отличаться от обычной записи слова.

К примеру, слово "молоко" в может выглядеть так:

1. [малак`о] - транскрипция в рамках школьной программы.

2. [мълак`о] - такая транскрипция зачастую используется в высших учебных заведениях на филологических факультетах. Знак «ъ» означает, что звук «а» произносит очень коротко, практически выпадает из слова при произношении.

Отметим, что одной из сложностей русского языка выступают именно безударные гласные. Буквы, обозначающие их на письме, не всегда сходны со слышимым звуком, что порождает массу ошибок. Если вы сомневаетесь в правильности написания того или иного слова, воспользуйтесь орфографическим словарем или проверьте написание слова при помощи известных вам правил.

Лабиализация

В русском языке есть так называемые лабиализованные звуки - «о» и «у». В некоторых пособиях их могут называть также огубленными. Их особенность заключается в том, что при их произношении участвуют губы, вытягиваясь вперед. Остальные гласные звуки русского языка этой особенностью не обладают.

Буквы, обозначающие гласные звуки, которые имеют данный признак, в транскрипции записываются точно так же, как и обычные звуки.

Ряд

В русском языке по положению языка во рту при произношении звука выделяют три ряда: передний, средний и задний.

Если основная часть языка при произнесении звука находится в задней части ротовой полости - то он (звук) относится к заднему ряду. Передний ряд характеризуется тем, что при произношении гласных, относящихся к нему, основная часть языка находится в передней части. В том случае, если при произношении язык занимает промежуточное положение, звук относится к гласным среднего ряда.

К какому же ряду относятся те или иные звуки в русском языке?

[о], [у] - задний ряд;

[а], [ы] - средний;

[и], [е] - передний.

Как видите, эти характеристики довольно простые, главное - запомнить их. Учитывая, что в русском языке не так много гласных звуков, заучить данную классификацию не составит особого труда.

Поднятие

Также есть еще одна характеристика гласных звуков по положению языка во время произношения. Тут, так же, как и при классификации по ряду, выделяют три вида звуков: низкого, среднего и высокого поднятия.

Данная характеристика учитывает положение языка по отношению к нёбу. Если при произношении язык находится в максимальной близости к нему, то звук относится к гласным верхнего поднятия, если же находится в максимально удаленной позиции от нёба, то нижнего. В случае если язык находится в промежуточном положении, он относится к гласным звукам среднего поднятия.

Определим, к какому поднятию относятся гласные русского языка:

[а] - нижнее;

[э], [о] - среднее;

[и], [ы], [у] - верхнее.

Эту характеристику и классификацию также можно довольно легко запомнить.

Соответствие звуков и букв

Как уже говорилось, гласных звуков всего шесть, но на письме они обозначаются десятью буквами. Давайте обсудим, какие буквы гласных звуков существуют в русском языке.

Звук [а] могут передавать следующие литеры: «а», «я» (фонетически [йа]). Касательно фонемы [о], то на письме она обозначается как «о» и «ё» (фонетически [йо]) . Лабиализованный [у] также могут передавать две буквы «у» и «ю» (фонетически [йу]). То же самое можно сказать и о звуке [э]: он может обозначаться буквами «э» и «е» (фонетически [йэ]).

Остальные два звука [и] и [ы] обозначаются всего одной литерой - «и» и «ы» соответственно. Вот и все так называемые гласные буквы: а, о, у, я, ё, ю, э, е, и, ы.

Порядок транскрибирования

Многим школьникам, да и студентам университетов тоже, приходится сталкиваться с таким заданием, как транскрибирование слов. Рассмотрим алгоритм, сделав упор на характеристику гласных звуков.

Порядок выполнения заданий данного типа таков:

1. Записываем слово том виде, в котором оно вам дано.

3. Делим слово на слоги. В этом нам могут все те же гласные звуки.

4. Записываем фонетическую транскрипцию слова, учитывая при этом позицию как гласных, так и согласных звуков в слове, их варианты (к примеру, в безударной позиции [о] может звучать как [а]).

5. Записываем в столбик все буквы.

6. Определяем, какой звук или счетание звуков обозначает та или иная буква, и записываем эти данные в столбик напротив.

7. Описываем характеристики звука. Тут мы не будем останавливаться на характеристике согласных звуков, отановимся лишь на гласных. В школьной традиции указывается лишь позиция звука относительно ударения (ударная или безударная). В университетах на филологических факультетах дополнительно указывается ряд и поднятие, а также наличие лабиализации звука.

8. Последний шаг - подсчет количества букв и звуков в анализированном слове.

Как видите, ничего сложного. Если вы сомневаетесь в транскрипции, ее всегда можно проверить с помощью орфоэпического словаря.

Выводы

В русском языке насчитывается шесть звуков, которым на письме соответствуют десять букв алфавита. Данные звуки, как и другие фонемы, являются теми кирпичиками, из которых строятся лексические единицы. Именно благодаря звукам мы различаем слова, ведь изменение даже одного звука может полностью изменить их смысл и превратить в совершенно другие лексемы.

Итак, мы узнали, какие «буквы» гласные: ударные и безударные, лабиализованные. Выяснили, что каждый гласный имеет такие характеристики, как ряд и поднятие, научились делать фонетическую транскрипцию. Кроме того, выяснили, какая наука изучает гласные звуки.

Надеемся, данный материал будет полезен не только школьникам, но и студентам филологических факультетов.