Искусствоведы часто обходят вниманием дороманский период (476-1000 гг.) в истории западноевропейского средневекового искусства и делают это очень даже зря. Ведь именно в это время была наработана основа для последующего бурного развития различных искусств, в том числе и ювелирного.

Ювелирные изделия и средневековая культура

Считается, что Средние века наступили с падением Рима в 476 году. Поселившиеся на территории бывшей Западной Римской империи многочисленные варварские народы - франки, саксы, лангобарды, англы, вестготы и остготы не были варварами в том смысле, какой мы придаем этому слову сегодня. У них было своё самобытное искусство, в том числе и ювелирное. А после знакомства этих народов с античным наследием, византийскими и кельтскими традициями, оно стало развиваться особенно интенсивно.

Что же за предметы характерны для западноевропейского ювелирного искусства дороманского периода? Конечно, в первую очередь, это украшения. Они не только традиционно являлись знаком статуса и указывали на социальный статус их владельцев, но также были связаны и с ритуальной функцией.

Как правило, это были украшенные драгоценными камнями подвески из золота или серебра, круглые фибулы с излюбленным мотивом расправившего крылья орла, разнообразные кольца - их, кстати, носили не только взрослые, но и дети.

Высокого уровня в то время достигло мастерство западноевропейских ювелиров-оружейников. Даже викинги, совершающие набеги на Британию или Франкию, или же посещавшие Европу по торговым делам, больше всего ценили мечи франкского производства.

Интересно, что личные вещи сохранились до наших дней не в таком количестве, в каком сохранились предметы религиозного культа - многочисленные кресты, мощехранительницы, реликварии, чаши для причастий, оклады церковных книг. Это и понятно, ведь Средние века в Европе - эпоха, прошедшая в первую очередь под знаком христианства. И это несмотря на то, что христианизация Европы была довольно длительным этапом и проходила в период с IV по X вв.

Что подарили миру европейские ювелиры Средних веков

В ювелирном искусстве главенствовал так называемый полихромный стиль, который был широко распространен на территории Европы с конца V в. и вплоть до конца VIII в. Он отличается экспрессивностью - излюбленные ювелирами сцены охоты и схваток между животными представлены очень выразительно и динамично. В этом можно увидеть наследие «звериного стиля», характерного для кочевников, в частности скифов и сарматов. Помимо названных черт, полихромному стилю свойственна склонность к стилизации и декоративности.

Есть основание считать, что любовь к абстрактным орнаментам варварам привили, в частности, кельты, соседствовавшие с римлянами на их землях еще до Великого переселения народов. Варварам нравилось, чтобы «было побогаче», поэтому ювелирные произведения раннего Средневековья отличаются обилием золота и крупных не ограненных - производить огранку тогда еще не умели - драгоценных камней и кабошонов.

Особенно любили ярко кровавые гранаты и рубины, сияющие изумруды и топазы. А, к примеру, в изделиях IX в. одновременно встречаются золото, эмали, жемчуг, драгоценные камни и цветное стекло. Да-да, рубины и гранаты не стеснялись чередовать с красным цветным стеклом, изумруды - с зеленым, а сапфиры, соответственно, с синим.

Что немаловажно, в Западной Европе дороманского периода знали разнообразные ювелирные техники - чеканку, филигрань, зернь. Отдельно хочется сказать об эмалях, непрозрачных и многоцветных, сияющих не хуже драгоценных камней.

От кельтов варварские народы узнали выемчатые эмали. Изготавливая вещь в подобной технике, мастер сначала прорезал специальным инструментом лист металлической основы, а затем заполнял пустые участки-выемки непрозрачным стекловидным составом. Однако классическим видом эмали считается не выемчатая, а перегородчатая, пришедшая в Европу из Византии. Рисунок такой эмали формировался не с помощью выемок, а как вы могли догадаться, с помощью прикрепляемых к основе перегородок (как правило, медных). Интересно, что перегородчатые эмали встречаются уже в галльских произведениях эпохи Меровингов (V-VIII вв.), причем в сочетании с античными камеями, что говорит о неослабевающем влиянии античности на искусство Средних веков.

Пример украшения с перегородчатой эмалью

Считается, что в VII в., в период правления франкского короля Дагоберта, ювелирное искусство получило новое развитие. Известны короны правителей того времени, разнообразные кресты, которые сегодня хранятся в многочисленных музеях, сокровищницах и соборах по всей Европе.

Следующий расцвет происходил во времена правления династии Каролингов, в период, получивший в искусстве название «каролингское возрождение».

Итак, можно чётко выделить некоторые черты западноевропейского ювелирного искусства дороманского периода. Прежде всего, это любовь к декоративности и орнаментам вкупе с яркостью и многоцветностью полихромного стиля. Сюда необходимо отнести и сочетание крупных кабошонов с золотом, жемчугом, цветным стеклом и эмалями, а также использование новых техник, почерпнутых у античных, кельтских и византийских мастеров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Когда римляне ушли из Северной и Западной Европы под ударами разных воинственных племен, единый римский стиль в изготовлении золотых украшений, прослеживаемый во всей империи, исчез. На их место пришли не менее впечатляющие украшения саксов, готов, франков, аланов и других народов.

В это время в связи с разрушением старых римских торговых путей и связей, раннесредневековый мир начал испытывать нехватку золота для изготовления украшений, спрос на которые оставался высок. Золото перестали добывать, а в основном доставляли из Византии, что в условиях разрухи и хаоса было сложно и опасно. По этой причине, ювелирные украшения этого периода обычно представляют собой сплав золота со значительным количеством серебра. К тому моменту, как викинги начали трансформировать карту Европы, ювелирные изделия из золота были очень редки и в основном были изготовлены из серебра или недрагоценных металлов – меди и железа.

Вотивная (особый вид короны, которая передавалась церкви) корона короля вестготов Реккесвинта. Золото, драгоценные камни. Вторая половина 7 века.

Золотые украшения в исламском периоде

Возникновение ислама в 7 веке во многом стало причиной отхода от показного ношения золотых украшений на Востоке. Считалось, что богатство лучше потратить на строительство мечетей и финансирование новых завоеваний. Сохранилось очень мало золотых украшений, относящихся к периоду между 650 и 1000 годами.

После 10 века украшения перестали быть редкими, началось достаточно равномерное возрождение их изготовления от исламского мира на Востоке до Англии на Западе. И хотя причины этого возрождения до сих пор обсуждаются, удивительно, как быстро были восстановлены сложные техники работы с золотом – от изделий из тонкой золотой проволоки и грануляцией, относящихся к периоду Фатимидского халифата, до золотых украшений с эмалью Западной Европы. Золото стало главным торговым объектом в исламском мире, его добывали в копях и шахтах от Африки до Афганистана и даже древние гробницы в Египте были разграблены в этот период.

Золотой кулон, украшенный вставкой с эмалью. Династия Фатимидов, Египет. 11 век.

Золотое искусство эпохи Возрождения

Обновленная радость обладания личными украшениями пришла к людям с началом эпохи Возрождения. Ренессанс принес с собой поворот интереса искусства, включая и ювелирного, от религии к самому человеку. В этом было его сходство с античным искусством, с его реалистичным изображением людей и природы. Художники в своих работах вдохновлялись шедеврами древних мастеров, они как бы снова ожили. Именно поэтому данная эпоха называется Возрождением. Такие мастера-ювелиры Ренессанса как Карадоссо и Челлини достигли престижа и почета наравне с выдающимися художниками и скульпторами того времени.

Богатые итальянские меценаты начали открывать для себя античное искусство и ювелирные изделия как раз в тот момент, когда Испания нашла новые источники золота в Южной Америке. Однако, золото, которое доставлялось в Испанию, в 15 -16 веках, представляло собой в основном изделия индейских ювелиров, которые безжалостно переплавлялись в слитки. В 17 веке популярность золотых изделий, возникшая в расцвете Ренессанса, пошла на спад. Их место, благодаря развитию техники огранки и полировки, заняли драгоценные камни, поток которых в Лондон и Амстердам из Индии значительно увеличился после основания Британской и Голландской Ост-Индских компаний. Золото снова стало выполнять роль оправы для камней.

Бенвенуто Челлини. Сальера (солонка). Золото, эмаль. 1540-1543 год.

Доколумбовы цивилизации: золото инков и не только

Термин «доколумбовы украшения» характеризующий ювелирные изделия и украшения из золота, сделанные мастерами из Южной Америки, живших на территории современных Колумбии и Перу до того, как Колумб открыл Америку. До девятнадцатого века все золотые изделия, которые были созданы до испанского завоевания, обычно относили к изделиям мастеров цивилизации инков.

Однако, в настоящее время мы знаем, что искусство ювелиров достигло высокого мастерства гораздо раньше. Около 1200 г. до н.э. мастера первой великой перуанской цивилизации Чавин уже делали золотые украшения ковкой и тиснением тонких листков золота. Техника литья золота была разработана около 500 г. до н.э. племенем Наска, обитавшем в пустынных областях южной части Перу.

Развитие технических навыков достигло своего апогея между 1150 и 1450 годами нашей эры в культуре Чиму, существовавшей на севере современного Перу. Ювелиры Чиму в совершенстве знали технику литья по выплавляемым моделям, сварку золота, создание сплавов и прекрасно владели технологией отделки предметов золотом. Они также владели техникой филиграни, изготавливая протяжкой золота тонкую проволоку.

В отличие от изделий Египта, Греции и Рима, большинство доколумбовых украшений выполнено именно техникой литья. Для этого золото смешивают с медью – медь снижает температуру плавления и делает сплав более подходящим для изготовления сложных отливок. Высокое содержание меди также придает золоту легкий розоватый оттенок. Южноамериканские ювелиры покрывали предметы сплавом из 30% золота и 70% меди, а затем обрабатывали поверхность кислотами, добывавшимися из сока растений. В результате образовывался оксид меди, который мог быть убран и на поверхности изделия оставался тонкий слой чистого золота.

До нас дошли великолепные золотые копии животных, птиц, растений — к примеру, искусно выполненная золотая кукуруза с серебряными листьями. После того, как инки завоевали чиму, они продолжали пользоваться их ювелирами, работы которых инки высоко ценили – золото было «потом солнца», а серебро «слезами луны». Однако, эти ювелирные традиции были утрачены после испанского вторжения, когда в 1532 году конкистадор Франсиско Писарро завоевал империю инков, пленил правителя Атауальпу (Верховного Инку) и потребовал за него выкуп. Этот выкуп считается одной из самых крупных добыч в военной истории. Он составил около восьми тонн золота в слитках, которые были выплавлены из собранных по всей поверженной империи золотых изделий. То, что создавалось мастерами на протяжении 2500 лет, было почти полностью уничтожено. Лучшая коллекция сохранившихся золотых изделий доколумбовой эпохи, представлена в музее Museo del Oro в Боготе, Колумбия.

Ожерелье (фрагмент). Цивилизация Чиму. Золото, бирюза. 1000-1400 год.

Золотой Берег Западной Африки

В Африке искусство изготовления золотых украшений процветало на «Золотом Берегу» на побережье западной Африки, на территории современной Ганы. Золотой Берег известен не только как главный источник золота из Африки с 16 по 19 века, но и как пример африканских золотых изделий, созданных обитавшим там народом Ашанти. Однако, их изделия не были в полном смысле украшениями, поскольку использовались для обозначения рангов в правящем классе.

Нагрудный диск. Литое золото. Ашанти, Гана, примерно 1870 год.

Золотые украшения в Европе 19 века

К 19 веку в Европе происходят трансформации, которые привели к возросшей популярности и спроса на золотые украшения. Эти изменения были вызваны частичной механизацией сложных операций, таких как плетение золотых цепочек, и значительным увеличением поставок золота, вызванных открытием золотых месторождений в Калифорнии, Австралии и Южной Африке. То, что ранее было исключительно редким металлом, доступным только очень богатым и знатным людям, вдруг стало появляться в достаточном количестве. Финальное крещендо в традиции работы мастеров-ювелиров в интересах царственных особ, прозвучало в работах Карла Фаберже, выполненных для русских Императоров. В дальнейшем, растущий индустриальный средний класс Европы и Америки стал основным рынком для ювелиров. В это время золотые обручальные кольца, впервые в истории, становятся вполне обычным делом.

Яйцо «Петр Великий». Внутри миниатюра памятника «Медный всадник». Карл Фаберже. 1903 год.

И немного о 20 веке и настоящем времени

История ювелирных украшений в 20 веке представляет собой появление и развитие огромного рынка золотых изделий, ранее доступного только узкому кругу лиц. Также, можно отметить потерю выполнения золотом в 20 веке денежной функции – монеты начали чеканиться исключительно для нумизматических или инвестиционных целей.

Начало статьи «История золотых украшений»: .

Ювелирные изделия очень широко использовались и в других ранних цивилизациях, например в текстах Ветхого и Нового завета уже упоминается несколько драгоценных камней. Греки и римляне отдавали предпочтение декорированным золотым украшениям, питая меньше симпатии к драгоценным камням, хотя среди римлян были популярны резные камни в виде камей. Они же первыми стали использовать алмазы. В так называемые «темные века» был создан ряд действительно прекрасных ювелирных изделий, таких, как кресты, броши, гребни, украшенные самыми разными камнями. Ювелирные изделия существовали при всех известных цивилизациях, и оригинальные стили возникли, например, у ацтеков в Мексике, у инков в Перу, у китайцев в период династий Хан, у ашанти и их предшественников в Западной Африке. Следует сказать, однако, что До сравнительно недавнего времени заметных достижений в области производства новых искусственных камней не отмечалось.

Огранка камней была впервые введена в Европе в XVI в., и это постепенно привело к тому, что бесцветные камни, довольно невзрачные при обработке в виде лишенного граней кабошона, стали завоевывать популярность. Слово «кабошон» восходит к древнефранцузскому caboche - голова. Хотя цветные, и особенно красные, камни сохранили свою ценность, примерно с XVI в., вероятно во времена правления короля Генриха VIII, широкую популярность приобретает алмаз.

В средние века драгоценные камни наделяли почти магическими свойствами. В своем великолепном сочинении «Очерк о происхождении и свойствах камней», написанном в 1672 г., Роберт Бойль говорит: «Не подлежит сомнению, что редкость, блеск и ценность камней послужили причиной того, что во все времена они считались самыми прекрасными и самыми изысканными созданиями природы».

Бойль был склоиеи верить в то, что камни могут исцелять от болезней: «Мие самому никогда не приходилось наблюдать какое-либо проявление могущества этих твердых и дорогих камней (алмазов, рубинов, сапфиров), которые обыкновенно носят в кольцах. Но, принимая во внимание, что лекари иа протяжении стольких веков считали обязательным добавлять кусочки драгоценных камней в некоторые из самых лучших лекарств от болезней сердца, а также что многие известные представители этой профессии, в том числе лично знакомые мне, писали или говорили мие о замечательном действии некоторых камней (особенно хрусталя"), свидетелями которого им доводилось быть... я не могу сразу отвергнуть все те целебные качества, которые традиция и люди приписывают этим благородным минералам».

Бойль верил, что измельченные камни, добавленные в лекарства, могут оказывать благотворное воздействие, что путем добавления к жидкости незначительных количеств минералов можно создать минеральные «воды», похожие на воды из ееi-ествениых источников. Эту гипотезу нельзя считать необоснованной. Бойль был одним из величайших химиков своего времени и первым установил, что камни в природе образуются из флюидов, а их цвет обусловлен небольшим количеством примесей металлов. Он произвел первое описание камней, измерил их плотность, а также отметил, что рубин и сапфир обладают сходными свойствами, за исключением цвета. Бойль, кроме того, охарактеризовал естественную форму, или «габитус», кристаллов и выдвинул теорию, что правильные формы кристаллов образуются в результате регулярного расположения «корпускул»: еще одна гипотеза, ие очень далекая от истины. «Очерк» также содержит описание экспериментов по изготовлению драгоценных камней, но поскольку обязательным процессом каждого опыта было растворение в воде, то полученные «камни» были весьма недолговечны.


Средневековье было периодом расцвета алхимии. Вполне возможно, что алхимики делали попытки выращивать драгоценные камни из смесей минералов или химических соединений путем нагревания их в печн. Язык их отчетов в большинстве случаев ие позволяет точно понять, что они делали или собирались делать. Не сохранились записи непосредственно и о синтезе драгоценных материалов. Конечно, основная забота алхимиков заключалась в получении золота из простых металлов, ио можно предположить, что они пытались получить также рубии, алмаз, сапфир и другие драгоценные камни.

Современная история создания искусственных самоцветов началась в 1837 г., когда французский химик Марк Годен, сплавив две соли - квасцы (сульфат калия и алюминия) и хромат калия, получил кристаллы рубина весом примерно в 1 карат (0,2 г) f 16]. Эксперименты Годеиа явились продолжением ряда аналогичных исследований, проводимых минералогами, которые пытались воспроизвести или смоделировать естественную кристаллизацию в породах. Самые ранние из

таких экспериментов были выполнены в Англии Холлом и Уоттом , изучавшими кристаллизацию лав в окрестностях Эдинбурга, а также иа Этие и Везувии.

Успешный синтез Годена был воспроизведен рядом других французских и немецких химиков, экспериментировавших с различными солями в качестве компонентов для получения рубина. Работы того времени заложили основы метода получения кристаллов, который теперь известен как выращивание с флюсом или, по терминологии специалистов, кристаллизация из раствора в расплаве. Этот метод основан на растворении материалов с высокой точкой плавления в растворителе, или «флюсе», имеющем значительно более низкую точку плавления. Кристаллы тугоплавкого компонента получают путем охлаждения раствора-расплава или испарением растворителя аналогично тому, как кристаллы сульфата меди образуются из водного раствора. Получение кристаллов рубина стало возможным только благодаря тому, что было уже известно, что рубии состоит из окиси алюминия и примеси окиси хрома, придающей ему красный цвет.

Одновременно с попытками добиться прогресса в деле получения крупных кристаллов рубина Дж. Эбельмен искал способ получения кристаллов изумруда , Он растворял низкосортный изумруд в расплавленной окиси бора В^Оз, поэтому в его опытах имела место скорее рекристаллизация, а не синтез, другими словами, кристаллы образовывались из собственных химических компонентов. Эбельмену не удалось получить изумруд ювелирного качества, и первому успешному синтезу этого минерала предстояло ждать еще 40 лет - до 1888 г., когда Отфель и Перре ввели новые растворители - молибдат лития U2MO2O7 и ванадат лития L1VO3. Образующиеся кристаллы изумруда были очень мелкими, но впоследствии модификация этого метода была успешно применена в промышленном производстве ювелирного изумруда, о чем более подробно рассказано в гл. 3.

Первые эксперименты обычно проводились с использованием печен крупных фабрик. Электроэнергия для печей являлась новшеством в то время, когда повсеместно применялся газ или твердое топливо. Эксперименты Эбельмсна, например, выполнялись на знаменитой французской фабрике фарфора в Севре, а фабрика по производству стекла в Сен-Гобене стала местом проведения другой серии знаменитых экспериментов Эдмона Фреми и его учеников. Фреми занимался исключительно рубином, «минералом, который, вероятно, больше, чем другие, испытывал смекалку и ум химиков». В 1877 г. Фреми и Фейль описали эксперимент, в ходе которого 20-30 кг раствора окиси алюминия в расплаве окиси свинца нагревали в течение 20 сут в большом фарфоровом сосуде. Кристаллизация явилась результатом одновременно протекающих процессов испарения растворителя и химической реакции со стенками сосуда и печными газами, например с водяным паром. Несмотря на большой объем расплавов, размер кристаллов был очень мал, что объясняется неудовлетворительным регулированием температуры печи. Кристаллы Фреми были выставлены в Естественно-историческом музее в Париже. К. Нассау и Дж. Нассау }