Важную роль в физическом развитии и профилактике болезней играет ра­циональное питание детей , которое основывается не только на научно обоснованном употреблении молочных, мясных, рыбных и других продуктов, но и на обязательном ис­пользовании овощей, фруктов и ягод в питании расту­щего организма.
Рациональное питание детей и подростков строится с учетом общих физиологических и гигиенических требо­ваний к пище. Количественное и качественное питание детей несколько отличается от потребностей взрослых и тем более пожилых лиц, что связано с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма.

Пра­вильно построенное питание имеет большое значение для нормального физического и нервно-психического разви­тия детей, повышает трудоспособность и успеваемость, выносливость, устойчивость к неблагоприятным влияни­ям внешней среды, к инфекционным и другим заболева­ниям.

Недостаток или избыток пищи нередко служит при­чиной заболеваний желудочно-кишечного тракта , нару­шения обмена веществ, излишнего нарастания массы те­ла, вплоть до развития ожирения, или, наоборот, при­водит к исхуданию и т. д. Дефекты в питании детей не всегда сразу отражаются на здоровье. Чаще они проявляются позже, в процессе жизнедеятельности, при неблагопри­ятных внешних условиях, заболеваниях, повышенной учебной нагрузке в школе, а иногда и в более зрелые годы.

Специалисты в области детского питания считают, что профилактика многих заболеваний, возникающих у взрослых (артериальная гипертония, сахарный диабет, ожирение и др.), должна вестись не с подрост­кового или юношеского периодов, а с раннего детства и даже в период беременности женщины. Из глубины веков к нам пришло убеждение, что будущая мать долж­на есть за двоих - за себя и за будущего младенца. По­ка это пожелание было трудно осуществимым из-за не­достатка еды, оно не приносило вреда. Но сегодня бере­менные женщины нередко едят слишком много и часто. Наукой установлено, что у будущей матери существенно увеличивается потребность в белке, витаминах и мине­ральных элементах, а в жирах и углеводах почти не воз­растает. В экспериментах на животных доказано, что при употреблении в период беременности продуктов богатых белками, потомство рождалось мелким, но крепким, жиз­неспособным, хорошо развивалось. Если же самкам в избытке давали пищу, содержащую углеводы, то потом­ство было крупным, но детеныши страдали нарушением обмена веществ, болели, слабо развивались.

В случаях, когда за время беременности прибавка в весе достигает 15 кг и более, у женщин в два-три раза чаще развиваются тяжелые токсикозы, сопровождающиеся повышением артериального давления, отеками и т.д. Нормальная масса новорожденного мальчика до 3800 г, девочки до 3500 г. Но в последние годы акушеры часто принимают детей массой до 5 кг. Крупный младенец во время родов часто получает тяжелые повреждения (переломы ключицы, плеча, внутричерепные травмы), которые не всегда может предотвратить даже опытный акушер. К сожалению, число таких новорож­денных с каждым годом увеличивается.

Но вот ребенок родился. В прежние времена в подавляющем большинстве случаев ему грозило голодное детство, поэтому родители хотели, чтобы их младенец был потолще, поупитаннее, тогда он останется жить. Но вот опасность голодной смерти давно миновала, а роди­тели продолжают откармливать малышей, оказываясь в результате виновниками их будущих болезней.

Если новорожденный питается материнским молоком, биологический «рефлекс сосания» сам регулирует количе­ство поступающей пищи. Однако в наше время все боль­ше младенцев получают молоко из бутылочки, которое льется к ним в рот без всяких усилий, и матери считают, что чем больше его вольется, тем лучше. Исследовани­ями установлено, что такие дети становятся более тол­стыми, чем те, которых кормили материнским молоком.

Ребенок растет вместе со стремлением любящих ро­дителей кормить его как можно больше и лучше. Малыш толстеет. У него появляются все новые и новые жировые клетки. Родители довольны, не зная, что эти клетки уже никогда не исчезнут. Жировые клетки могут уменьшить­ся в размерах при длительном голодании, но сохранятся навсегда. Так любящие родители готовят несчастную судьбу своему младенцу, который всю жизнь будет му­читься различной ограничительной диетой. Будущей ма­тери необходимо соблюдать общие принципы рациональ­ного питания .

У детей и подростков из всех пищевых веществ наи­более остро ощущается потребность в белках, которые необходимы не только для возмещения потерь в струк­турных клеточных элементах и энергии, но и для роста и развития организма. Чем меньше ребенок, тем больше у него потребность в белке. Например, в возрасте 1 го­да ему необходимо употреблять 3,5 г белка на 1 кг мас­сы тела в сутки, в 7 лет - 3 г, в 11 -13 лет - 2 г, в 17 лет- 1,7 г. Взрослым людям при легкой физической нагрузке достаточно 1,2-1,3 г. Удельный вес животного белка (молока, яиц, мяса и рыбы) в рационах детей от 1 до 6 лет должен быть 65-70%, в школьном - 60% от общего количества белка в суточном рационе. Наиболее ценный источник животного белка для детского организ­ма-молоко. В ясельном возрасте ребенку его рекомен- дуется ежедневно давать 600-700 мл, школьникам - 400-500 мл.

Для эффективного использования белков животного происхождения в детском питании целесообразно преду­смотреть достаточное количество растительных белков, содержащихся в зерновых и бобовых продуктах, овощах, фруктах, ягодах и др. Бобовые культуры (горох, фасоль, бобы, соя и др.) по содержанию белка приближаются к таким продуктам животного происхождения, как мясо, рыба, творог, яйца, а некоторые из них даже превосхо­дят их. Например, если в 100 г мяса имеется 16-20 г белка, рыбы- 13-19 г, творога - 14-18 г, то в сое он достигает 35 г. В детском питании бобовые продукты (зеленые стручки фасоли, зеленый горошек и др.) явля­ются важным источником ценных растительных белков. Детям от 3 до 7 лет необходимо давать их ежедневно с крупяными и макаронными изделиями около 70 г.

В детском возрасте отмечается повышенная потреб­ность в незаменимых несинтезируемых в организме ами­нокислотах (основные структурные единицы молекулы белка), обеспечивающих нормальное течение процессов, связанных с интенсивным ростом и развитием ребенка. В раннем возрасте незаменимой аминокислотой является гистидин, который у детей до 3 лет еще не может синте­зироваться в необходимых количествах для нормального обмена веществ. Аминокислоты наравне с витамином А относятся к факторам роста. Это - лизин, триптофан и гистидин, которыми богаты белки мяса, рыбы, а также яйца и орехи. Яйца являются источником биологически активного белка вителлина, который находится в соеди­нении с лецитином. Вителлин играет важную роль в фор­мировании центральной нервной системы в качестве по­ставщика пластических материалов для построения нерв­ной ткани, в том числе клеток головного мозга. Вот по­чему ребенок до 3 лет должен употреблять ежедневно 0,5 яйца и около 150 г мяса и рыбы, а от 3 до 7 лет - одно яйцо и приблизительно 180 г мяса и рыбы.

Значение жира в питании детей весьма многообраз­но. Употребление жиров в детском возрасте несколько увеличивается в связи с тем, что они представляют бо­лее концентрированные источники энергии, чем углево­ды, и содержат жизненно важные для детей витамины А и E, полиненасыщенные жирные кислоты, фосфолипиды и др. В то же время избыток жира в пище детей неже­лателен, так как это нарушает процесс обмена веществ, понижает аппетит, расстраивает пищеварение и ведет к ожирению. При избытке жира нарушается усвое­ние белков. Наиболее био­логически ценный источ­ник жира для детей - легкоусвояемое сливочное масло, сливки, молоко и другие молочные продук­ты, а также яйца. Детям необходимы растительные масла, богатые полиненасыщенными жирными ки­слотами, которые долж­ны составлять около 25- 30% от общего содержа­ния жира в рационе в за­висимости от возраста. От 3 до 7 лет рекомендуется давать 35 г сливочного и 10-15 г (столовая лож­ка) растительного масла. Для заправки овощных салатов, винегретов и гар­ниров лучше использовать нерафинированное растительное масло, так как в нем сохраняются фосфатиды, витамины и другие биологиче­ски ценные вещества.

В детском питании целесообразно использовать нату­ральные растительные продукты, богатые маслами, по­линенасыщенными жирными кислотами, витамином Е. Этими веществами богаты грецкие и кедровые орехи, фундук, подсолнечник, арахис, фисташки, маслины и др. Дети от 3 до 7 лет должны ежедневно употреблять 15- 20 г этих продуктов.

По сравнению с белками и жирами детям млад­шего возраста углеводов нужно меньше, чем старшим. Избыточное количество углеводов, особенно содержа­щихся в рафинированном сахаре, угнетает рост и разви­тие детей, приводит к снижению иммунитета и повышен­ной заболеваемости кариесом зубом. Как известно, не­рафинированный (желтый) сахар не прилипает к по­верхности зубов и содержит такие химические соедине­ния, которые предохраняют эмаль зубов от разрушения. Вот почему желательно для изготовления кондитерских изделий, прохладительных напитков и других продуктов детского питания использовать нерафинированный сахар. Научно-практические исследования показывают, что у детей, получающих пищу с большим преобладанием углеводов, наблюдаются понижение мышечного тонуса, бледность кожных покровов и слизистых оболочек, избы­точная масса тела и даже ожирение. Такие дети чаще болеют, заболевания протекают тяжелее и часто сопро­вождаются осложнениями. Соотношение белков, жиров и углеводов (в г) в младшем возрасте должно быть 1: 1:3, в старшем - 1:1:4.

Хорошие источники углеводов для питания детей со­держатся в овощах, фруктах, ягодах и свежих соках, а также в молоке, содержащем молочный сахар - лак­тозу. В рационе питания детей печенье, пастилу, конфе­ты, варенье и другие кондитерские изделия необходимо регулировать в пределах физиологических потребно­стей- давать не более 10-25 г ежедневно, в зависимо­сти от возраста. Детям и подросткам рекомендуется да­вать 20% простых сахаров (глюкоза, фруктоза, лакто­за, сахароза), 75% крахмала, 3% пектиновых веществ и 2% клетчатки от общего количества углеводов в суточ­ном рационе их питания. Дети от 3 до 7 лет должны еже­дневно употреблять не более 60 г сахара, 340 г хлебобу­лочных и макаронно-крупяных изделий, а также 700- 800 г свежих фруктов, ягод, овощей и их соков.

Дети более чувствительны к недостатку любых вита­минов, чем взрослые. С процессами роста потребность в них повышается. Кроме специфических болезненных про­явлений, связанных с авитаминозом, у детей отмечаются некоторая вялость, бледность, быстрая утомляемость, иногда боли в коленях, понижение аппетита и др. Осо­бенно важное значение для них имеют витамины А и О, дефицит которых останавливает рост, снижает массу те­ла, нарушает зрение, вызывает рахит, кариес и другие отклонения.

Недостаток витамина А, группы жирорастворимых витаминов , приводит к таким тяжелым поражениям глаз, как потеря способности к сумеречно­му (ночному) зрению (куриная слепота), сухость по­верхности конъюнктивы и роговицы, ведущая к ее изъяз­влению и некрозу. Даже небольшой дефицит витамина А делает детей более подверженными желудочно-кишеч­ным и легочным инфекциям, повышает смертность, об­условленную этими состояниями. Особенно уязвимы дети младшего возраста, так как у них потребность в вита­мине А выше и они чаще страдают лихорадочными за­болеваниями, истощающими его запасы. В нашей стра­не глубокого дефицита витамина А не встречается. Однако гиповитаминозное состояние без развития слепоты может наблюдаться при нарушении рациона питания детей, при отсутствии в нем продуктов, содержащих ви­тамин А. В весенне-зимний период по согласованию с лечащим врачом рекомендуется проводить А-витаминизацию пищи в небольших дозах.

Дети и подростки чувствительны к недостаточности витамина С. Он должен регулярно поступать с пищей, так как необходим для очень важных процессов жизне­деятельности. Основной источник витамина С - овощи, фрукты, ягоды. Эти растительные продукты рекоменду­ется ежедневно включать в рационы детского питания. Так, для учащихся 9-10-х классов свежие овощи, пло­ды и их соки должны составлять не менее 900 г в сутки. Особенно полезны фруктовые соки в смеси с молоком (коктейли), так как они улучшают все виды обмена ве­ществ.

Предпочтительнее витаминизировать третьи блюда обеда - компот, кисель, чай, молоко, кефир, но можно и первые. Для этого аскорбиновую кислоту в виде таблеток или порошка взвешивают на технологических весах из расчета нормы и количества порций и растворяют в 0,5-1 стакане жидкой части блюда. Полученный рас­твор вливают в котел за 15 мин до выдачи пищи, так как через час после витаминизации разрушается 10% ас­корбиновой кислоты, через 1,5 ч-17%, через 2,5 ч - 25-50%. Подогревать витаминизированную пищу нельзя, так как при этом витамин С разрушается пол­ностью.

Минеральные вещества, как и белки, являются пласти­ческим (строительным) материалом. Они необходимы в питании детей для роста и развития скелета и зубов. Кроме того, минеральные элементы участвуют в регуля­ции кислотно-щелочного состояния организма. Учеными доказано, что в крови и межклеточных жидкостях под­держивается слабощелочная реакция, изменение которой отражается на химических процессах в клетках и состо­янии всего организма. В зависимости от минерального состава одни продукты (овощи, фрукты, ягоды, молоко) вызывают щелочные сдвиги, а другие - кислотные (мя­со, рыба, яйца, хлеб, крупы). Продукты щелочной на­правленности применяют при недостаточности кровооб­ращения, нарушении функции почек и печени, при тя­желых формах сахарного диабета, мочекаменной болез­ни и т. д. Рационы питания щелочной направленности в комплексе с другими оздоровительными мероприятиями целесообразно рекомендовать для профилактики близо­рукости, так как у детей с этой патологией значительно снижен щелочной резерв крови и уменьшена ее кислот­ность. Рационы питания кислой направленности рекомен­дуются при мочекаменной болезни и эпилепсии.

Для регуляции водно-солевого обмена, поддержания осмотического давления в клетках и межклеточных жид­костях необходимы минеральные элементы, так как они способствуют передвижению питательных веществ и про­дуктов обмена. Без минеральных веществ невозможна нормальная функция нервной, сердечно-сосудистой, пи­щеварительной и других систем. Они влияют также на защитные функции организма и его иммунитет. Нор­мальные процессы кроветворения и свертывания крови не могут происходить без участия железа, меди, кобаль­та, никеля, марганца, калия и других минеральных ве­ществ, которые входят в состав ферментов или активи­руют действие гормонов и витаминов, участвуя во всех видах обмена веществ. Минеральные элементы являются незаменимой составной частью пищи детей и подростков.

Для растущего организма наибольшее значение име­ют соли кальция, фосфора и железа. Обычная смешан­ная пища поставляет детям необходимое количество ми­неральных веществ в том случае, если в ней достаточно молока и молочных продуктов - важных источников кальция и фосфора. Для всасывания этих элементов из кишечника и отложения их в костях необходим витамин О, который содержится в продуктах животного проис­хождения (печень рыбы, жирные сорта рыбы, яйца, ик­ра, молочные жиры). Этот витамин образуется в коже под действием солнечных лучей, поэтому детям необхо­димо ежедневно бывать на свежем воздухе, принимать умеренные дозы солнечных ванн, которые вместе с дру­гими важными оздоровительными факторами имеют особое значение в обогащении растущего организма ви­тамином О, способствуя улучшению обмена кальция и фосфора, правильному росту и развитию скелета и зу­бов.

В северных регионах нашей страны отмечается недо­статочное количество солнечных дней, что снижает уро­вень удовлетворения организма в витамине О. В этих случаях рекомендуется по согласованию с лечащим вра­чом проводить умеренную О-витаминизацию пищи детей, беременных женщин и кормящих матерей, необходимую для нормального обмена кальция и фосфора.

В детском питании жизненно важное значение имеет железо, так как оно принимает непосредственное уча­стие в процессах кроветворения и тканевого дыхания. Железо входит в состав гемоглобина, доставляющего кислород к органам и тканям, миоглобина мышц, фер­ментов, обеспечивающих процессы дыхания в организме. При его недостатке в пище дети могут заболеть мало­кровием. Благодаря мясным продуктам организм полу­чает 15-30% железа. В крупах, хлебе, яйцах и овощах, богатых щавелевой кислотой, хотя и много этого элемен­та, усваивается его не более 2-5%. В молочных про­дуктах очень мало железа. Во фруктах, ягодах и неко­торых овощах его тоже немного, но усваивается оно хо­рошо, поэтому эти продукты полезны детям.

Для рационального питания детей и подростков ре­комендуется использовать разнообразный ассортимент овощей, фруктов и ягод. Клубнеплоды, к которым в основном относится картофель, обычно занимают в детском питании в среднем около 1/з всех овощей и плодов.
Важное значение в сохранении и укреплении здоровья детей имеет правильный режим питания в сочетании с правильно организованным распорядком дня, так как это положительно сказывается на поведении, физическом развитии, моторике детей и сопротивляемости их орга­низма неблагоприятным факторам окружающей среды. Для детей старше года наиболее оптимальным является четырехразовое питание. Целесообразно относительно равномерное распределение калорийности пищи и основ­ных питательных веществ в течение дня. У детей млад­шего возраста завтрак должен составлять 25%, обед - 30%. полдник - 20%, ужин - 25% от общей суточной калорийности пищи. Для детей старшего возраста со­ответственно: 25, 35, 15 и 25%. Рекомендуется, чтобы ко­личество употребляемой единовременно ребенком пиши соответствовало возрасту.

Начиная с 11 лет потребность в пищевых веществах и энергии у мальчиков выше, чем у девочек, поэтому они должны получать пищи на 10-15% больше. Для подро­стков занимающихся спортом, по­требность в пищевых веществах и энергии повышается на 10-15%, что необходимо учитывать при организации питания. Детям, занимающимся спортом, пищу рекомен­дуется распределять с учетом времени тренировок в те­чение дня. Перед тренировкой рекомендуется давать не­большое количество легкоусвояемой и высококалорийной пищи. Если тренировка днем, то завтрак должен быть не позже чем за 2 ч до физических нагрузок и составлять 35%, обед не ранее чем через час после тренировки-35%, полдник - 5% и ужин - 25% от общей энергетиче­ской ценности суточного рациона питания.

При питании детей необходимо учитывать не только количество и объем пищи соответственно возрасту, но и особенности кулинарной обработки. Дети младшего воз­раста должны получать пищу из продуктов, подвергших­ся более тщательной кулинарной обработке, чем стар­шие. Так, ребенку 1,5 лет рекомендуются мясные паро­вые котлеты н фрикадельки, паровые запеканки. С воз­растом расширяется ассортимент блюд и изменяется их кулинарная обработка. Вместо пюре можно давать ту­шеные овощи, непротертые каши, крупяные и овощные котлеты, запеканки. Ребенку 2-3 лет в рацион вводят жареные котлеты, отварной, тушеный и жареный карто­фель.

Организация рационального питания детей и подро­стков предусматривает обязательный учет состояния их здоровья. Так, для группы детей, перенесших острые за­болевания почек, печени, желчевыводящих путей, желуд­ка и кишечника, а также для детей, страдающих хрони­ческими заболеваниями этих органов, рекомендуются щадящие диеты. В таком случае питание строится на ос­нове оптимального обеспечения детей всеми основными пищевыми ингредиентами с включением разнообразных продуктов и специальной формы их кулинарной обра­ботки. Мясо и рыба отвариваются или приготавливаются в рубленом виде на пару. Крупы и овощи разваривают­ся до мягкости или пюрируются. Допускается легкое за­пекание блюд в духовом шкафу. Жареные блюда исклю­чают совсем. Супы готовятся только вегетарианские. Не используют такие продукты, как говяжье, ба­ранье и свиное сало , маргарин, жирные сорта мяса, птицы и ры­бы, мозги, копчености, сдобное тесто, торты, пельмени, блины, кофе, какао, шоколад и острые приправы.

Питание должно не только удовлетворять физиологи­ческую потребность детей в пищевых веществах и энергии, способствовать хорошей усвояемости, насыщаемо­сти, работоспособности, успеваемости, но и вырабаты­вать у детей сознательное соблюдение рационального ре­жима питания, разумного использования разнообразных продуктов с обязательным ежедневным употреблением овощей и плодов, а также способствовать приобретению культурных навыков правильного приема пищи и пове­дения за столом.

Для поддержания здоровья и нормального, полноценного развития, ребенку необходимо правильно и рационально питаться. При составлении рациона необходимо учитывать увеличивающуюся с возрастом потребность организма в полезных и питательных веществах.

Правильное, рациональное кормление ребенка с ранних лет способствует его полноценному развитию и крепкому здоровью в будущем. Наличие в рационе достаточного количества полезных веществ укрепит иммунитет и поможет избежать многих заболеваний.

С момента рождения и до 1 года основным питанием малыша должно являться грудное материнское молоко. Оно снабжает организм младенца всеми полезными веществами, необходимыми для его роста и развития. Биологически активные вещества, содержащиеся в грудном молоке, защищают иммунитет ребенка.

Дети, получающие молоко матери меньше болеют, более активны и жизнерадостны, чем дети «искусственники». К тому же кормление ребенка грудью развивает психоэмоциональную связь между малышом и его мамой.

В этот период кормящая женщина должна питаться правильно и разнообразно. Вредные для здоровья продукты, которые употребляет мать, проникают в организм ребенка с молоком.

Они оказывают негативное влияние на самочувствии и развитии малыша. Поэтому для женщины очень важно следить за своим рационом, который должен полностью удовлетворять потребность ребенка в витаминах и микроэлементах.

Поэтому в этот период хорошо включать в свой рацион детское питание – соки и пюре. Они содержат в себе все необходимое младенцу, и он получит эти полезные вещества с молоком мамы. Обязательно исключите из своего питания все возможные продукты-аллергены.

Нужно также знать, что некоторые продукты, например свежие огурцы и чернослив могут вызвать у младенца расстройство желудка. Поэтому следите за этим и помните, что здоровое, рациональное питание грудничка – это в первую очередь правильное питание его мамы.

Не обязательно кормить грудью строго по часам. Но и не следует слишком часто прикладывать ребенка к груди. Это может вызвать увеличение веса выше нормы.

По мере роста малыша его рацион становится более разнообразным. К основному питанию добавляются молочные каши, соки, овощные и фруктовые пюре.

Прикорм следует вводить в рацион постепенно, в небольшом количестве. Иначе организм не сможет усваивать новые для него продукты. Ребенок будет часто срыгивать. У него может возникнуть тошнота, рвота, неустойчивый стул и диатез.

Первым начинают давать фруктовый сок. Это происходит с 3-х месячного возраста. Свежевыжатый сок начинают давать с нескольких капель. За 7 дней объем сока доводят до 30 мл.

Чтобы не возникло аллергии сок нужно давать только одного вида фрукта, например сок из яблока. Максимальное количество употребления сока за сутки можно рассчитать. Для этого, количество месяцев ребенка от рождения умножьте на 10.

Через 3 недели после привыкания малыша к соку, в кормление вводят фруктовое пюре. Его также дают, начиная с нескольких капель, за неделю доводят суточный объем до 30 мл.

К 5-6 мес. жизни малыша, начинают готовить каши. Без них правильное и рациональное питание детей до года никак не обходится. По мере привыкания к новым блюдам, к 8-9 мес. в меню постепенно вводятся овощи. Первым начинают готовить картофельное пюре.

Затем, когда организм к нему привыкнет можно добавить в меню пюре из цветной капусты, моркови. Позже вводят в питание помидоры и молодой зеленый горошек.

Когда малышу исполнится год и старше, его рацион начинает постепенно приближаться к питанию взрослого человека.

Тем не менее, нужно правильно составлять меню, готовить только полезные продукты без каких-либо добавок, приправ, животных жиров (кроме минимального количества сливочного масла).

От питания ребенка напрямую зависит не только его вес, но и качество иммунитета, здоровье костной системы, зубов, острота зрения и т.д.

Самым важным компонентом пищи детей от 1 года до 3 лет является белок. Он является основным строительным материалом для всех клеток кожи и тканей организма.

При недостатке этого важного компонента, может снижаться иммунная защита перед инфекциями, замедляются рост и развитие ребенка, нарушаются нормальные функции печени.

Источником полноценного белка являются растительные продукты. Белок содержат злаки, бобовые, свежие овощи и фрукты.

Для нормального развития также требуется необходимое количество аминокислот. Эти полезные вещества содержатся в свежем молоке, куриных яйцах, печени.

После года обязательно включайте в детский рацион блюда из нежирного вареного мяса. Лучше всего подходит для детского питания курица, индейка, говядина, телятина, кролик.

Чтобы белки, минеральные соли и витамины хорошо и полностью усвоились, детскому организму необходимы жиры. Здоровое, рациональное, питание, без жиров невозможно.

Ребенку для роста и развития также необходимы углеводы. Они нужны для нормального функционирования сердца, печени нервной системы и деятельности мышц. Углеводы нужны и для полноценного усвоения жиров.

Энергию организм получает из растительных углеводов. Поэтому ребенку также нужно вводить в рацион хлеб, крупы, сладкие фрукты и ягоды, молоко, говяжью и куриную печень.

Приучайте детей кушать самостоятельно, тщательно пережевывать пищу и не разрешайте ребенку отвлекаться во время еды.

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих жизнедеятельность и уровень здоровья человека. Применительно к детскому возрасту значение питания многократно возрастает, так как рациональное питание детей первого года жизни является одним из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, оптимальное психомоторное и интеллектуальной развитие, устойчивость к действию инфекций и различных неблагоприятных факторов внешней среды.

Современная теория рационального питания детей предусматривает соблюдение следующих принципов:

поступление достаточного количества нутриентов, обеспечивающих

потребности ребенка в энергии и основных компонентах (белках, жирах,

углеводах, минералах и микроэлементах, витаминах);

принцип сбалансированного многокомпонентного питания;

принцип соответствия количества и качества пищи физиологическим возможностям ребенка;

принцип предупреждения дисбалансов питания путем опережающего поступления нутриентов;

принцип незаменимости грудного вскармливания на ранних этапах развития ребенка.

Правильное соотношение всех компонентов рациона, своевременное изменение в соответствии с меняющимися физиологическими потребностями младенца являются основой их правильного питания и в силу этого должны служить объектом самого пристального внимания педиатров .

Наиболее оптимальным и естественным видом питания для детей 1-го года жизни является материнское молоко, которое рассматривается как "золотой стандарт" физиологически адекватного питания. Материнское молоко является уникальным оптимально сбалансированным продуктом питания, который отвечает индивидуальным потребностям ребенка. Причем состав нутриентов женского молока меняется на протяжении лактации, приспосабливаясь к изменяющимся в процессе роста потребностям ребенка.

Помимо питательных веществ, женское молоко содержит большое количество биологически активных веществ и защитных факторов (таурин, полинуклеотиды, гормоны, иммуноглобулины, факторы роста, макрофаги), оказывающих влияние на рост, развитие, иммунологическую резистентность, интеллектуальное и нервно-психическое развитие.

Вопрос о преимуществе естественного вскармливания не вызывает никаких сомнений, но тем не менее, распространенность грудного вскармливания остается низкой, составляя среди детей к 3 месяцам жизни от 30 до 50% (по данным разных регионов).

Основной причиной такого положения является отсутствие у женщин доминанты грудного вскармливания.

Второй причиной является неправильное отношение к грудному вскармливанию врачей и других медицинских работников, которые должны занимать самую активную позицию в поддержку грудного вскармливания.

Женское молоко с оптимально сбалансированным химическим составом ингредиентов явилось стандартом для расчета потребностей ребенка первого года жизни в пищевом обеспечении.

При неполноценном питании матери в грудном молоке может быть снижено количество белка, жира, витаминов, минеральных веществ и микроэлементов. Состав грудного молока можно улучшить путем коррекции материнского питания. Кормящим женщинам можно рекомендовать включать в свой рацион специальные продукты нутритивного действия, пищевые добавки, увеличивающие лактацию. Все эти продукты обогащены витаминами, минералами, микроэлементами, удобны в использовании. Пища кормящей матери должна быть вкусной, разнообразной. Следует помнить, что такие продукты, как свекла, огурцы, виноград, чернослив, дыня и др., употребляемые матерью, могут вызывать функциональные расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта ребенка, особенно у детей первых месяцев жизни .

Раньше было принято, что дети должны питаться строго по часам с соблюдением сначала 3-х, а затем 3,5-часового перерыва с двойным ночным промежутком между кормлениями.

В настоящее время признают большую эффективность "свободного" вскармливания, под которым понимают прикладывание к груди столько раз, сколько требует ребенок. Свободное вскармливание оказывает положительное влияние на лактационную функцию матери, состояние здоровья и физическое развитие ребенка.

В отдельных случаях, при непонимании матерью причин беспокойства ребенка и попытках устранить его путем частого прикладывания к груди, может наблюдаться перекорм, который может приводить к избыточной массе тела и возникновению дисфункций желудочно-кишечного тракта. Поэтому одной из важных задач педиатра является совместный с матерью анализ причин беспокойства ребенка.

По мере роста ребенка возникает необходимость в применении дополнительных продуктов, таких как соки, различные виды пюре (овощные, мясные и др.), творог, желток, каши, а также молоко и кефир .

Постепенное расширение рациона ребенка и дополнение материнского молока продуктами и блюдами прикорма обусловлено:

необходимостью восполнения в растущем организме дефицита энергии и ряда пищевых веществ;

целесообразностью расширения спектра пищевых веществ, необходимых для дальнейшего роста и развития ребенка;

необходимостью приучения ребенка к новым видам пищи и освоения навыков потребления густой, а затем плотной пищи;

необходимостью дальнейшего развития и тренировки пищеварительной системы.

Разнообразие нутриентов, входящих в блюда прикорма, обеспечивает весь спектр необходимых питательных веществ. С введением прикорма начинается "пищевое воспитание" ребенка. При введении новых блюд прикорма могут возникнуть симптомы пищевой непереносимости. Основные клинические проявления выражаются в нарушении функционального состояния пищеварительного тракта (срыгивания, рвота, метеоризм, кишечная колика, неустойчивый стул), в появлении кожных аллергических реакций.

Первыми чужеродными продуктами, с которыми знакомится ребенок первого года жизни, являются вначале фруктовый сок, а затем фруктовое пюре. Они вводятся раньше блюд основного прикорма. Выбор фруктового сока обусловлен легкостью усвоения и жидкой консистенцией. Начинать введение сока рекомендуется с 3-3,5 месяцев. Более раннее введение соков нецелесообразно, так как это может спровоцировать появление дисбиотических нарушений и аллергических реакций. Первым, как правило, выбирают яблочный сок. Лучше использовать яблоки зеленых сортов. Сок начинают давать с нескольких капель, постепенно доводя за 5-7 дней до 20-30 мл .

Введение соков следует начинать с соков одного вида фруктов, чтобы исключить его возможное аллергическое действие. Только после привыкания к нему можно вводить в рацион соки из разных фруктов. Суточное количество соков можно рассчитать по формуле n х 10, где n - количество месяцев жизни ребенка. Таким образом, к 10-12 месяцам количество соков в сутки доходит до 100 мл. Объем соков в суточный объем питания не входит.

Через 2-3 недели после привыкания ребенка к яблочному соку и его хорошей переносимости в конце 4-го месяца жизни в рацион можно вводить более плотную пищу - фруктовые пюре, используя тот же ассортимент фруктов, что и для соков, и ту же последовательность введения.

С 4,5-5,5 месяцев в рацион ребенка можно вводить более густую пищу или собственно "прикорм". В качестве первого основного прикорма можно использовать либо овощное пюре, либо молочную кашу, но лучше овощное пюре, так как ребенок нуждается в минеральных солях, органических кислотах, растительных волокнах. Но если ребенок плохо набирает массу тела, имеет неустойчивый стул, целесообразнее начинать введение прикорма с молочной каши. Введение овощного прикорма следует начинать с одного вида овощей (картофель, кабачки), переходя потом к смеси овощей с постепенным расширением ассортимента и введением в рацион цветной капусты, моркови, позднее - томатов, зеленого горошка.

С 8 месяцев можно добавлять репчатый лук в небольшом количестве. С 9 месяцев можно добавлять пряную зелень (укроп, петрушку, сельдерей). Начинают введение с 1-2 чайных ложек и постепенно за 1-2 недели увеличивают до нужного объема. Еще 1-2 недели уходят на полную адаптацию и расширение ассортимента овощей. Таким образом, введение прикорма занимает 3-4 недели .

Через месяц после введения первого прикорма вводят молочную кашу

второй вид прикорма. Для каши вначале лучше использовать безглютеновые злаки - рис, гречу, кукурузу, так как глютеносодержащие злаки (пшеница, овес) могут вызвать у детей раннего возраста развитие глютеновой энтеропатии. Первой рекомендуется вводить наиболее легко усваивающуюся рисовую кашу, затем гречневую, кукурузную, затем овсяную и, в последнюю очередь (не ранее 8-9 месяцев) - манную. Они обогащены комплексом витаминов и минеральных солей, в том числе железом, что необходимо ребенку 2-го полугодия жизни. Таким образом, через 2 месяца после начала введения основных видов прикорма, то есть к 7-8 месяцам можно полностью вытеснить 2 кормления грудью матери, заменив одно из них молочной кашей с добавлением фруктового пюре, а второе - овощным пюре. Для сохранения лактации необходимо рекомендовать прикладывание к груди после приема блюд прикорма.

Творог следует назначать здоровым детям старше 5-6 месяцев перед кормлением грудью. Начинают с 1/4-1/2 чайной ложки. Постепенно объем порции увеличивают и доводят до 30 г, с 8 месяцев - до 40 г, а с 10 - до 50 г в день.

С 6-7 месяцев рацион ребенка вводят желток сваренного вкрутую куриного яйца. При отсутствии аллергических реакций количество желтка сначала доводят до 1/4, а с 7-8 месяцев до 1/2 желтка в день, добавляя в кашу или овощное пюре. Превышать этот объем на 1-м году жизни не рекомендуется. Желток дают 3-4 раза в неделю.

С 7 месяцев в рацион малыша следует ввести мясо. При необходимости (у детей с анемией, рахитом, гипотрофией) мясо можно ввести и раньше - с 6 и даже с 5-5,5 месяцев. Начинают введение мяса, как правило, с нежирной говядины. Начинают с чайной ложки и постепенно объем увеличивают сначала до 30 г (1-1,5 ст. л.), с 8 месяцев - до 40-50 г (2-2,5 ст. л.), а с 10-12 месяцев - до 60-70 г (3-3,5 ст. л.). Можно также использовать мясо курицы, индейки, кролика, нежирную свинину. К 10 месяцам мясное пюре можно заменить фрикадельками, а к 1 году - мясным суфле, паровыми котлетами, тефтелями. Мясное пюре лучше давать вместе с овощным пюре.

С 8-9 месяцев ассортимент прикорма можно дополнить рыбой. Рыба может вызывать аллергические реакции, поэтому ее вводят с особой осторожностью в виде отварного рыбного пюре, начиная с 1/2 чайной ложки, наблюдая за реакцией ребенка, доводя объем до 50-60 г к 10 месяцам. Рыбу дают 1-2 раза в неделю вместо мясного пюре. Рекомендуются нежирные сорта рыбы: треска, камбала, судак, хек, минтай .

Пища грудного ребенка должна быть слабосоленой, так как в силу незрелости почек в организме легко задерживаются соли натрия. Часть овощных и мясорастительных консервов изготавливается без добавления соли, другая часть - с добавлением небольших количеств соли. Лучше, если ребенок с самого раннего возраста привыкнет к несоленой, но полезной пище. Привычка есть соленые продукты с детства может в последующем служить одной из причин гипертонической болезни и других заболеваний.

Вплоть до последнего времени нутрициологами рекомендовалось использование кефира или цельного коровьего молока с 8-10 месяцев. Однако в настоящее время эти позиции пересмотрены. Коровье молоко и кефир, как неадаптированные молочные продукты, имеют недостатки. Это, прежде всего, избыточная осмотическая нагрузка на почки, избыточное содержание белка, преобладание в составе насыщенных жирных кислот, низкое содержание многих эссенциальных нутриентов, высокая аллергичность.

Кисломолочные продукты служат не только источником многих пищевых веществ, но и обладают рядом других важных физиологических эффектов. На первое место здесь следует поставить их пробиотическое действие. Этот эффект в сочетании со способностью этих продуктов стимулировать иммунный ответ младенцев, а также с бактерицидным действием молочной кислоты лежит в основе защитного эффекта кисломолочных смесей в отношении кишечных инфекций. Что касается стимулирующего влияния этих продуктов на иммунный ответ, то его механизм включает, очевидно, активацию продукции некоторых регуляторов иммунного ответа энтероцитов: фагоцитоза и пролиферации лимфоцитов .

Наряду с пробиотическим и антиинфекционным действием кисломолочные продукты благоприятно воздействуют на моторику кишечника, что можно использовать для нормализации его функции.

К концу первого года жизни ребёнок получает сбалансированное питание с учётом всех белковых, углеводных, жировых и энергетических потребностей. К возрасту одного года ребёнок может есть обычную пищу с семейного общего стола, с исключением специй и острых блюд.

У детей, находящихся на искусственном вскармливании, прикорм может быть введен в более ранние сроки, чем у детей, находящихся на естественном вскармливании. Это обусловлено тем, что дети уже получают в составе заменителей женского молока значительное количество "чужеродных" пищевых продуктов: коровье молоко, глюкозные сиропы, растительные масла, содержащие достаточно большое количество новых пищевых веществ, отличных от соответствующих ингредиентов женского молока.

Таким образом, дети в известной степени адаптированы к "чужеродному" питанию. Вследствие этого столкновение ребенка с еще одной новой группой продуктов (фруктовые соки, пюре, каши и др.) не является для него таким же стрессом, как для детей, находящихся на грудном вскармливании. В частности, наши наблюдения показали, что при раннем (в возрасте 4 недель) введении фруктовых соков в рацион детей, находящихся на искусственном вскармливании, неблагоприятная клиническая реакция на введение соков наблюдалась не чаще, чем при позднем (на 4 месяце) их назначении.

В то же время дети, находящиеся на искусственном вскармливании современными адаптированными смесями, получают с заменителями женского молока достаточное (или даже избыточное) количество белка, жира, витаминов, железа и других минеральных солей. Поэтому, как правило, у них не возникает необходимости в раннем введении творога (как дополнительного источника белка), мяса (как источника железа). В отличие от них дети, получающие неадаптированные смеси, напротив, нуждаются в более раннем введении продуктов, являющихся источниками витаминов, железа, кальция .

Таким образом, дети, находящиеся на искусственном вскармливании, нуждаются в еще более дифференцированном и индивидуальном подходе к организации их прикорма, чем дети, получающие женское молоко.

Введение в рацион детей дополнительных (к заменителям женского молока) продуктов при искусственном вскармливании целесообразно проводить примерно в следующие сроки: первый прикорм (овощное пюре) - с 4,5-5 месяцев, второй прикорм (на злаковой основе) - с 5,5-6 месяцев.

С учетом индивидуальных особенностей развития, так же как и при естественном вскармливании, в качестве первого прикорма могут быть использованы и каши. Фруктовые соки и пюре следует назначать с 3 и 3,5 месяцев соответственно. Желток целесообразно использовать в возрасте б месяцев, мясо с 7 месяцев. Что касается кефира, других кисломолочных продуктов и цельного коровьего молока, то при необходимости их можно вводить в питание в более ранние сроки, чем при естественном вскармливании, - с 6-7 месяцев. У этих детей предпочтительнее использование продуктов, предназначенных специально для детей старше 5-6 месяцев ("последующие" молочные смеси).

В настоящее время для развития детей характерна акселерация - негармоничное ускорение роста и массы тела, а также более раннее половое созревание детей и подростков; при этом от динамики увеличения роста и массы тела отстает функциональная и морфологическая зрелость отдельных органов и систем, что увеличивает неустойчивость организма к действию различных повреждающих факторов внутренней и внешней среды .

К основным принципам рационального питания детей относятся.

Соответствие калорийности рациона суточным энергозатратам - энергозатраты детского организма складываются из расхода энергии на поддержание основных жизненных функций организма (энергия основного обмена); специфически-динамического действия пищи (усиление обмена в ответ на прием пищи); расхода энергии на рост, развитие и отложение тканевых веществ; расхода энергии на выполнение работы, двигательную активность, крик и плач у детей. При составлении рациона необходимо обратить внимание на обеспечение энергетического баланса: поступление калорий в организм должно быть строго сбалансировано с их расходом.

Организм ребенка даже в состоянии покоя расходует энергию, при мышечной и умственной работе обмен веществ усиливается. По сравнению с расходом энергии при спокойном лежании он повышается даже при спокойном сидении на 12%, при стоянии - на 20%, при ходьбе - на 80-100%, при беге - на 400%. Это связано с тем, что основной обмен у детей по сравнению со взрослыми повышен более чем в 1,5-2 раза за счет расхода энергии на построение новых тканей.

Качественная адекватность питания - соответствие химического состава, калорийности и объема рациона возрастным потребностям и особенностям организма. При обеспечении качественного питания необходимо обращать внимание на поступление незаменимых, строго нормируемых пищевых веществ. К ним относят белки, эссенциальные составные части пищевых жиров, витамины, минеральные соли и воду.

Указанные соединения не синтезируются в организме, либо синтезируются недостаточно; не способны к формированию депо; их отсутствие в конечном итоге приводит к алиментарным дефицитным состояниям, многие из которых обнаруживают в короткие сроки .

Сбалансированное соотношение пищевых веществ в рационе (белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных элементов, а также белков животного и жиров растительного происхождения). Энергетическую ценность рациона распределяют следующим образом: за счет белков - около 14%, жиров - около 31%, углеводов - около 55%. В детском питании для младшего возраста соотношение белков, жиров и углеводов должно быть 1: 1: 3; для старшего возраста - 1: 1: 4.

Режим питания - регулярность, кратность, распределение суточного рациона по энергоценности, химическому составу, продуктовому набору следующий: до 1 года - 6 раз в сутки, до 7 лет - 5 раз, школьники - 4 раза. Для детей 1-3 лет на завтрак, обед, полдник и ужин должно приходиться 25, 35, 15, 25%, соответственно по энергоценности рациона; для детей от 3 до 17 лет - соответственно 25, 40, 10, 25 %; для шестилеток, посещающих детские учреждения (ДУ) на завтрак - 25%, на обед - 35%, на полдник - 15% от энергетической ценности рациона (остальное дома).

Правильная кулинарно-технологическая обработка продуктов с целью сохранения биологической и пищевой ценности, высоких органолептических свойств и усвояемости пищевых веществ, а также снижение (исключение) образования в продуктах новых веществ, неблагоприятно действующих на организм детей (например, экстрактивные вещества и грубые поджаристые корочки с высоким количеством меланоидов нарушают процессы возбуждения и торможения нервной системы детей, отягощают функции печени и почек).

Учитывая особую роль белков для детского организма, следует помнить, что они должны быть полноценными. считаются белки животного происхождения, которые содержат незаменимые аминокислоты. В то же время растительные белки также очень полезны для организма человека и они обязательно должны быть в сбалансированном рационе. Это касается и жиров пищи. Для детей младшего школьного возраста (от 6 до 10 лет) как для мальчиков так и для девочек (см. табл. 7), рекомендуется следующий состав пищи за сутки (в граммах): белков 72-78 г (в том числе животного происхождения 36 -39 г); жиров 65-70 г (в том числе растительного происхождения от 10 до 16 г) и углеводов 332-365 г.

Для детей 11-13 лет рекомендуется вводить дифференциацию состава пищи в зависимости от пола ребенка. Для ребят 11-13 лет необходимо потреблять в сутки: белков до 91 г (в том числе до 46 г животного происхождения), жиров до 82 г (в том числе до 19 г растительного происхождения) и до 425 г углеводов. Девушкам этого же возраста, в связи с их меньшей физической активностью, рекомендуется употреблять: белков до 83 г (в том числе до 42 г животного происхождения); жиров до 75 г (в том числе до 17 г растительного происхождения) и углеводов в 340 г.

Приведенные нормы потребления белков, жиров и углеводов касаются чистого компонента, который привычно содержится в значительно большей по массе количества природных пищевых продуктов. Содержание белков, жиров и углеводов в составе 100 г наиболее распространенных пищевых продуктов также приведен в приложении 3 и указывается на упаковке большинства современных продуктов.

Излишки жиров и углеводов в составе пищи могут приводить (особенно при низкой физической активности) к их накоплению в организме в виде жиров организма. Это может также способствовать нарушениям процессов нормального роста и развития детей. Возникающее при этом ожирение может приводить к уменьшению выносливости организма, к глубоким нарушениям обмена веществ, падению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, работоспособности и иммунной реактивности.

Дети, которые ведут физически активный образ жизни, занимаются спортом, или напряженно работают умственно требуют большего количества углеводов в составе пищи. Источником углеводов является в основном пища растительного происхождения: хлеб, крупы, картофель, овощи и фрукты, сладости, мед.

Для нормального роста, развития и очень большое значение имеет обеспечение их организма физиологически необходимым количеством микроэлементов и минеральных веществ (табл. 8), которые в основном поступают в организм с пищей. Физиологическими нормами потребностей организма школьников младшего и среднего школьного возраста (6-13 лет) в микроэлементах следует считать (в миллиграммах за сутки): кальция (Саl) до 1200 мг фосфора (Р) до 1200 мг магния (Mq *) до 280 мг железа (Fei) до 15 мг. Кроме того организм детей нуждается в сутки 6-8 г каменной соли (NaCl). Кали яна соль используется в организме для создания соляной кислоты (составляющей желудочного сока), а также совершенно необходима как источник ионов Na и Cl для осуществления процессов возбуждения и нормальной работы сердца, мышц, нервной деятельности. При недостатке в составе пищи соли у детей могут возникать головокружение, потеря сознания, нарушаются процессы мочеобразования.

Кальций и фосфор используются в организме для роста костных тканей, а также эти микроэлементы входят в состав многих белков и клеток нервной ткани и клеток других органов. Кальций масс решающее значение для обеспечения свертывания крови.

Поставщиками этих микроэлементов являются молоко, яйца, мозги, мясо, орехи, крупы, овес и др..

Соли магния необходимы организму для регуляции многих обменных процессов. Этого микроэлемента много в хлебе, фасоли, творога, миндаля и орехах.

Калий и его соли является важнейшим микроэлементом, который принимает участие (вместе с ионами Na) в формировании потенциалов покоя и действия, которые являются основными в работе нервных, мышечных и секреторных клеток. Микроэлемент калий в организме человека выполняет также функцию передачи импульсов возбуждения вдоль нервов, принимает участие в работе мышц, и в регуляции обмена воды. Этот микроэлемент в достаточном количестве поступает в организм в составе овощей: картофеля, капусты, свеклы, моркови и т.п..

Железо — необходимый компонент эритроцитов крови, так как входит в состав гемоглобина, без которого невозможны процессы транспорта газов и внешнего дыхания в целом. При недостатке в пище железа, у детей может развиться малокровие. такие продукты, как яйца, картофель, мясо, капуста, горох, салат, яблоки.

Микроэлемент сера используется в организме людей для нейтрализации многих токсических продуктов, образующихся при обмене веществ. Сера содержится в фасоли, горохе, бобах, мясе.

Очень важно обеспечивать детский растущий организм, достаточным количеством витаминов. Следует помнить, что избыток употребления витаминов приводит к гипервитаминоза, а недостаточная его количество — до авитаминоза. Оба эти явления негативно влияют на жизнедеятельность и развитие детей и таким образом их не следует допускать. Физиологические нормы потребностей организма школьников младшего и среднего школьного возраста (7-13 лет) в основных витаминах (см. табл. 4) в миллиграммах на сутки, следующие: витамина В {до 1,0; витамина до 1,2; витамина РРпо 15-18; витамина В (ло 1,7; витамина С 60-70; витамина А (мг-эквивалентов — МГЭ) 700-1000; витамин Д (МГЭ) до 2,5. При интенсивных умственных или физических (занятия спортом) нагрузках потребность организма детей почти во всех витаминах возрастает на 10-15%. У детей старшего школьного возраста и у взрослых людей потребность в витаминах возрастает на 40-50% относительно потребностей детей 10-13 лет.

Для организации рационального питания детей первостепенное значение масс определения калорийности пищи. Калорийность питания должна учитывать длину тела (рост), массу тела, возраст, пол, характер деятельности, период года, климат, температуру окружающей среды и др.. Основой для обоснования калорийности питания детей (людей) всех возрастов есть общие расходы (обмен) энергии (30 учитывающий расходы основного обмена (00) и расходы на внешнюю деятельность (3d): ЗО = 00 + 3d. По данным А. А. Маркосяна (1974) общий обмен энергии для людей всех возрастов в среднем составляет (в килокалориях за 24 часа суток на И кг):

Возраст 1-3 месяца …………………………………….. ………………… 110-120 ккал

6-12 месяца ………………………………………. …………………… 98-100 ккал

2-6 лет ……………………………………… ………………………….. 70-75 ккал

7-10 лет (младшие школьники)………………………………….. 60-70 ккал

11-15 лет (учащиеся среднего школьного возраста,

что специально не занимаются спортом)……………………… 45-55 ккал

> 16 лет (учащиеся старшего школьного возраста и взрослые, выполняющих легкую физическую или мало напряженную

работу)………………………………………… …………………………… 35-55 ккал

Ориентировочно энергетические потребности детей (до 16 лет) в сутки (ккал / кг) можно рассчитать по формулам:

Для детей до 1 года: 125 — 2,5 П ккал / кг;

Для детей после 1 года: 100 — 4,0 П1 ккал / кг,

где / П — возраст ребенка (месяцев); / П. — Возраст ребенка (лет).

Например, для ребенка в возрасте 7 лет потребность энергии в сутки в килокалориях на 1 кг массы тела примерно составляет: 100 — 4.0 7 = 72 ккал / кг.

Средний уровень калорийности питания школьников разного возраста (в ккал / сут) по данным В. И. Бобрицкого (2004) составляет (табл.7):

6 лет ………………………….. ребята — 2200 ккал / сут;

7-10 лет ……………………… ребята — 2400 ккал / сут;

11-13 лет ……………………………….. ребята — 2800 ккал / сут;

девушки — 2550 ккал / сут;

14-17 лет …………………………………. ребята — 3200 ккал / в сутки;

девушки — 2700 ккал / сут;

18 лет и старше ……………………….. мужчины — 3500 ккал / сут;

(При умственной деятельности) женщины — 2900 ккал / сут.

Для лиц, занятых на тяжелых физических работах, или для спортсменов, необходимая калорийность пищи может достигать 5000 — 7000 ккал.

В детских оздоровительных учреждениях, санаториях и специальных учреждениях для больных туберкулезом калорийность пищи для всех детей должна быть повышенной до 3500 ккал / сутки.

Высокая калорийность пищи (до 4000-5000 ккал / сутки) необходима также школьникам, занимающимся спортом, особенно в период ответственных тренировок и соревнований. Подсчитано, что за 1,5-3,0 часа интенсивных тренировок у юных легкоатлетов, пловцов и гимнастов используется до 35% энергозатрат от общего их объема за сутки.

Большое значение для правильной организации питания детей имеет режим питания. По физиологическим нормам, которые существуют, дети младшего школьного возраста нуждаются прием пищи через каждые 3,5-4 часа, а за сутки не менее 4-5 раз. Целесообразно, чтобы пища каждый раз была равномерно калорийная (примерно по 500-600 ккал). Перед сном дети должны есть не позднее чем за 1,5-2,0 часа, чтобы обеспечить нормальный отдых организма. Вечерняя еда преимущественно должна быть чуть объемной и состоять из овощей и молочных продуктов. Дети среднего и старшего школьного возраста должны есть за сутки не менее 3-х раз: завтрак до 30% требуемой калорийности пищи за сутки, обед до 40% калорийности и ужин до 30% калорийности.

Рациональное питание детей и подростков

Рациональное питание детей и подростков является одним из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, своевременное созревание морфологических структур и функций различных органов и тканей, оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития, устойчивость организма к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.

Питание ребенка должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.

Питание детей и подростков должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.

В основу меню должно быть положено ежедневное использование таких продуктов как хлеб, молоко, масло, мясо, сахар, овощи, фрукты.

Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня.

Фактический рацион питания ребенка-школьника во многом зависит от того, какие навыки здорового питания родители успели привить своим детям. Ведь именно в школьном возрасте начинается повальное увлечение детей «фаст-фудом», а у девочек-старшеклассниц - еще и нездоровыми диетами для снижения веса.

Физиологические потребности детей школьного возраста в энергии

и основных пищевых веществах

Возраст детей

Средняя потребность детей в энергии, ккал/сутки

общее количество

6 лет (школьники)

11-13 лет (мальчики)

11-13 лет (девочки)

14-17 лет (юноши)

14-17 лет (девушки)

для школьников

Название блюд

Масса порций в граммах для обучающихся двух возрастных групп

С 7 до 11 лет

С 11 лет и старше

Каша, овощное, яичное, творожное, мясное блюдо

Напитки (чай, какао, сок, компот молоко, кефир и др.)

Мясо, котлета

В режиме младшего школьника должно сохраняться 5-разовое питание. Старшеклассники могут переходить уже на 4-х разовый прием пищи. Важно, чтобы ребенок не отказывался от обязательного горячего завтрака в школе, который должен проводиться после 2-го или 3-го урока.

При разработке меню для питания школьника предпочтение следуетотдавать свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд.

В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня.

Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.

Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать порционированные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.

Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать, в качестве второго ужина, фрукты или кисломолочные продукты.

Особое внимание в питании школьника нужно уделять белковой составляющей рациона, при этом на долю белков животного происхождения должно приходиться не менее 60%. Потребностям растущего детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, в связи с чем, молоко и молочные продукты рассматривают как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока (кефира и др.) - 500 мл. Следует учитывать, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного. Отдавать предпочтение лучше обогащенным молочным продуктам – с добавлением витаминов, йодированного белка, лактулозы, бифидобактерий.

Самыми важными ростовыми аминокислотами являются лизин, триптофан и гистидин, поэтому важно, чтобы в рационе школьника были их источники - мясо, рыба, яйца, творог, сыр, кальмары, бобовые.

Рационально употреблять мясо (птицу) 2-3 раза в неделю, чередуя его с рыбой. При этом лучше готовить блюда из филе говядины, телятины, нежирной свинины в отварном и запеченном виде.

Школьникам, особенно младшего возраста, стоит жестко ограничивать, а лучше исключить жареное, копченое, колбасные изделия (последние богаты солью, «скрытыми» жирами и содержат нитрит натрия). Перед готовкой с мяса лучше обрезать видимый жир и снимать кожу с птицы. И, если иногда жарите мясо ребенку, то лучше это делать на сковороде с решеткой, чтобы жир стекал в сковороду или после жарения выкладывайте продукт на чистую салфетку для впитывания излишков жира.

Важным преимуществом мяса является большое количество в нем легкоусвояемого железа (в отличие от железа овощей и фруктов), которое особенно необходимо девочкам-старшеклассницам, иначе возрастает риск развития железодефицитной анемии.

Еще одним обязательным белковым продуктом в рационе школьника является рыба. Белки рыб расщепляются пищеварительными ферментами быстрее и легче, чем белки говядины, т.к. не содержат соединительнотканных белков (эластина). Рыба богата высокоценными 3-омега жирными кислотами, витаминами Д, А, группы В, минеральными веществами K, S, P, J, Zn, Fe, Cu и др. В рыбе много метионина, который улучшает правильное усвоение (а не накопление) жиров.

Школьникам следует ограничивать в питании соленую, консервированную, вяленую, копченую рыбу, т.к. она богата солями мочевой кислоты и натрием, что может способствовать заболеванию суставов и развитию гипертонической болезни у ребенка. Отдавать предпочтение следует морской рыбе и морепродуктам (если у ребенка нет аллергии), так как они источник йода, который необходим для улучшения интеллектуального развития школьника и профилактики зоба.

Оптимальным в рационе школьника должно быть содержание жира (см. таблицу). Недостаток жиров может приводить к снижению иммунитета, а избыток - к нарушению обмена веществ, ухудшению усвоения белка, расстройству пищеварения.

Лучшими источниками углеводов в питании школьников являются фрукты, овощи и каши. Ежедневно на столе должны быть фрукты и овощи зеленого, желтого (оранжевого), красного (бордового) цвета, тогда в организм ребенка будут поступать почти все необходимые организму витамины, микроэлементы и биологически активные вещества (индолы, полифенолы, ликопин, хлорофилл и др., которые и придают тот или иной цвет растению и при этом выполняют важные функции в организме). В целом, школьник должен употреблять не менее 400 г овощей и фруктов в день.

С мясными и рыбными блюдами в качестве гарнира ребенку лучше давать сочные овощи: салат, шпинат, мангольд (листовая свекла), все виды капусты, спаржу, кабачки, тыкву, лук, редис, огурцы.

Обязательно нужно контролировать потребление ребенком кондитерских изделий и булочек (часто дети покупают их во время перемен и по пути из школы): избыточное содержание их в рационе может способствовать развитию нарушения обмена веществ, что приводит к аллергии, сахарному диабету и ожирению.