Епископ Митрофан (в миру Алексей Васильевич Баданин ; 27 мая 1953, Ленинград) - епископ Русской православной церкви, епископ Североморский и Умбский.

Биография

Потомственный военный моряк. Его прадед 12 лет отдал Императорскому флоту, служил под началом адмирала Макарова, прошел вместе с ним два кругосветных похода. Его отец, капитан 1-го ранга, участник войны, служил на подводных лодках в 50-е годы ХХ века. Другой прадед игумена Митрофана, Степан Пименов, был управляющим дворцом Великого князя Михаила Александровича.

Родился в 1953 году в Ленинграде во Дворце Великого Князя Михаила Александровича. Его семья проживала во флигеле Дворца вплоть до 1959 года.

В 1976 году окончил Высшее военно-морское училище и в том же году в звании лейтенанта начал службу на Северном флоте. С 1979 года - в должности командира корабля и в дальнейшем командовал кораблями различных классов.

В 1995 году окончил Военно-морскую академию имени Н. Г. Кузнецова.

В 1997 году демобилизовался по сокращению в звании капитана 2 ранга.

В 1999 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2005 г., поступив в аспирантуру.

В 2000 году получил благословение от архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на принятие монашества.

11 июня 2000 года архиепископом Мурманским Симоном (Гетей) пострижен в монашество с наречением имени Митрофан в честь святителя Митрофана, первого патриарха Константинопольского.

13 июня того же года рукоположён во иеродиакона, а 25 июня - во иеромонаха. Назначен настоятелем Успенского прихода села Варзуга.

До меня в Варзуге сменилось четыре священника, после чего все они, показав себя с худшей стороны, перестали быть священниками. Варзуга поедала их. Когда владыка Симон сказал, что отправляет меня в Варзугу, я не ожидал этого. Страшно, когда сюда отправляли четырёх человек, и они переставали быть священниками. <…> Было тяжело. Жить негде, дом не достроен. Наступила зима - нет ни воды, ни дров, печку пришлось переделывать несколько раз. Не всегда был свет. В храме холодно. Надо готовиться к причащению. Хлеб превращается в камень, его не разрезать, вино льдом покрывается. Прикоснуться к металлическим предметам невозможно. Через всё это надо было пройти. Потом Господь послал помощников. Постепенно ситуация стала меняться, изменилось отношение людей.

23 сентября 2009 года на заседании диссертационного совета ПСТГУ состоялась защита его диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия «Житие преподобного Трифона Печенгского и история Печенгского монастыря в свете новых исторических документов (опыт критического переосмысления)».

Архиерейское служение

1 ноября 2013 года наречён во епископа. Чин наречения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

24 ноября 2013 года в храме Сошествия Святого Духа в посёлке Первомайское города Москвы хиротонисан во епископа Североморского и Умбского. Хиротонию совершили: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков), митрополит Мурманский и Мончегорский Симон (Гетя), епископ Красногорский Иринарх (Грезин), епископ Солнечногорский Сергий (Чашин), епископ Воскресенский Савва (Михеев).

C 17 по 28 ноября 2014 года в Москве слушал двухнедельные курсы повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви.

25 декабря 2014 года решением Священного Синода утверждён в должности священноархимандрита Свято-Троицкого Трифонова Печенгского мужского монастыря поселка Луостари Печенгского района Мурманской области.

Книги

  • «Святые мученицы Пузовские Евдокия, Дария, Дария и Мария». Мурманск, 2002.
  • «Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей». Мурманск, 2002. (Православные подвижники Кольского Севера: Книга I).
  • «Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие. Житие, предания, исторические документы. Опыт критического переосмысления». Мурманск, 2003. (Православные подвижники Кольского Севера: Книга II).
  • Знание или любовь? О допустимости научных методов в толковании Евангелия. Мурманск, 2005.
  • Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского. Мурманск, 2006. (Кольский патерик: Книга I).
  • Предание о Тихвинской иконе Божьей матери, что в селе Кашкаранцы на Терском берегу Белого моря. Мурманск - СПб., 2007. (Святыни Кольского Севера: Выпуск I).
  • Преподобный Варлаам Керетский. Исторические материалы к написанию жития. СПб. - Мурманск, 2007. - (Православные подвижники Кольского Севера: Книга III).
  • Преподобный Трифон Печенгский. Исторические материалы к написанию жития. Мурманск - СПб, 2009. - (Православные подвижники Кольского Севера: Книга IV).
  • Варзуга. Жемчужина Кольского Севера. К 590-летию первого русского поселения на Кольском Севере. Мурманск - СПб, 2009.
  • «Неугасимая лампада „Курска“. К 10-летию трагедии 12 августа 2000 года». Мурманск - СПб. 2010.
  • Жития новомучеников Кольского Севера. СПб. - Мурманск, 2011. - (Кольский патерик: Книга II).
  • Молитвословия Всем святым Кольским и чтимым иконам. СПб., - Мурманск, 2011.
  • Житие преподобного Варлаама Керетского чудотворца в краткой редакции, со стихотворным его изложением в форме акафиста. СПб., - Мурманск, 2011. (Кольский патерик: Книга III).
  • Икона Великого князя. СПб., - Мурманск, 2012.
  • Кашкаранские святыни Терского берега. СПб., - Мурманск, 2012. (Святыни Кольского Севера: Выпуск II).
  • История Кандалакшского монастыря. СПб., - Мурманск, 2012.- (Святыни Кольского Севера: Выпуск III).
  • Князь Александр Невский и Кольский Север. Неизвестные страницы жития. СПб., - Мурманск, 2013. (Кольский патерик: Книга IV).
  • Война и любовь. СПб., - Мурманск, 2013.
  • Правда о русском мате. Санкт-Петербург - Мурманск; Изд. Библиополис, 2014. - 32с.:ил. ISBN 978-5-7483-0339-0

Статус: Действующий Дата рождения: 07.01.1976 Постриг совершен: 28.10.2004 Архиепископом Мурманским и Мончегорским Симоном (Гетя) Диаконская хиротония: 12.11.2004 Архиепископом Мурманским и Мончегорским Симоном (Гетя) Иерейская хиротония: 28.12.2004 Архиепископом Мурманским и Мончегорским Симоном (Гетя) Архиерейская хиротония: 02.05.2017 В храме Воскресения Словущего Покровского ставропигиального монастыря г. Москвы Патриархом Московским и всея Руси Кириллом Светское образование 1999 г. ― Мурманский государственный педагогический институт (заочно).

2003 г. ― Северо-Западная академия государственной службы (заочно). Духовное образование 2009 г. ― Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (заочно).

2016 г. ― Санкт-Петербургская духовная академия (заочно).

Биография

Родился 7 января 1976 г. в г. Мурманске в семье служащих. Крещен в 2002 г.

В 1993 г. окончил среднюю школу № 34 г. Мурманска.

В 1999 г. окончил Мурманский государственный педагогический институт по специальности «История» . В 2003 г. закончил Северо-Западную академию государственной службы.

С 1 сентября 2004 г. нес послушания алтарника Никольского кафедрального собора г. Мурманска.

28 октября 2004 г. архиепископом Мурманским и Мончегорским Симоном пострижен в монашество с именем Тарасий в честь свт. Тарасия, архиепископа Константинопольского.

12 ноября 2004 г. архиепископом Мурманским Симоном рукоположен в сан иеродиакона, 28 декабря 2004 г. ― в сан иеромонаха.

С 15 ноября 2004 г. ― штатный диакон, с 8 января 2005 г. по 1 марта 2016 г. ― штатный священник Никольского кафедрального собора г. Мурманска.

В 2006-2013 гг. параллельно являлся настоятелем прихода храма свв. апп. Петра и Павла пос. Туманный Кольского р-на Мурманской обл. 5 июня 2009 г. назначен вторым священником церкви свт. Луки Крымского при Мурманском государственном техническом университете.

В 2005-2009 гг. обучался в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

В 2006-2009 г. ― руководитель молодежного, в 2014-2015 гг. ― социального отделов Мурманской епархии. В августе 2015 г. назначен руководителем Свято-Феодоритовских катехизаторских курсов.

В 2016 г. закончил бакалавриат Санкт-Петербургской духовной академии.

Решением Священного Синода от 9 марта 2017 г. (журнал № 9) избран Преосвященным Великоустюжским и Тотемским.

17 марта 2017 г. митрополитом Мурманским Симоном за Литургией в храме Спаса-на-водах г. Мурманска возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 8 апреля 2017 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 2 мая за Божественной литургией в храме Воскресения Словущего Покровского ставропигиального монастыря г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

статьи

  1. Неизвестные подробности жития преподобного Варлаама Керетского из обнаруженного древнего канона 1657 года письма Соловецкого монаха Сергия (Шелонина) // Материалы научно-практической конференции II Ушаковские чтения. Мурманск, 2005. С. 252-262.
  2. Краткий исторический обзор географических мест размещения Трифонов-Печенгского монастыря с XVI по XXI вв. // III Ушаковские чтения. Сборник научных статей. Мурманск, 2006. С. 43 - 50.
  3. Варлаам Керетский // Православная Энциклопедия. М., 2003. Т. VI. С. 632-633.
  4. Герман Печенгский // Православная Энциклопедия. М., 2006. Т. XI. С. 227-228.
  5. Гурий Печенгский // Православная Энциклопедия. М., 2006. Т. XIII. С. 470-471.
  6. Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие // Материалы XIV Богословской Конференции ПСТГУ. М., 2004.
  7. Просветители Кольского Севера преподобные Феодорит Кольский и Тифон Печенгский. Опыт православной миссии в XVI веке // Первые Феодоритовские чтения. Сборник научных статей. Мурманск - СПб., 2007.
  8. Неизвестные подробности жития преподобного Варлаама Керетского (на материале Канона письма соловецкого монаха Сергия (Шелонина)) // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации. СПб., 2009. Т. - LXI.
  9. Mitrofan Badanin. La missione tra i Lapponi: San Trifon di Pečenga, San Feodorit di Kola e i loro discepoli // Le missioni della chiesa ortodossa russa. Atti del XIV Сonvegno ecumenico internazionale di spiritualita ortodossa sezione russa. L’Italia, Bose. 2006.
  10. Проблема трактовки житийного образа прп. Трифона Печенгского в свете новых исторических документов // IV Ушаковские чтения. Сборник научных статей. Мурманск, 2008.
  11. Святитель Макарий и опыт православной миссии на Кольском Севере в XVI веке // IV Макарьевские чтения. Сборник научных статей. Можайск, 2008.
  12. Образы восхождения к православной святости на примере житий святых Кольского Севера XVI века. Уникальность пути при единстве цели. // IV Трифоновские образовательные чтения. Сборник научных статей. Мурманск, 2009.
  13. Проблема достоверности средневекового агиографического материала на примере Житий святых Кольского Севера // Прославление и почитание святых. XVII Международные Рождественские образовательные чтения. Материалы конференции. М., 2009. С. 33-42.
  14. Проблема достоверности средневекового агиографического материала на примере житий святых Кольского Севера // Церковный Вестник. М., 2009. № 6. С. 11.
  15. Нравственный пример святых, как верный ориентир в духовных поисках. По материалам агиографии святых Крайнего Севера // Вторая международная конференция «Амвросианские чтения». Сборник статей. Милан. 2009.
  16. Иона Печенгский // Православная Энциклопедия. М., 2009. Т. XXIII.
  17. Нравственный пример святых Кольского Севера, как верный ориентир в духовных поисках в условиях современного мира // V Трифоновские образовательные чтения. Сборник научных статей. Мурманск, 2010.
  18. Возвращение к традиционным духовным ценностям - верный путь качественного скачка в повышении учительского потенциала // Новой школе - нового учителя. Материалы Областной научно-практической конференции. Мурманск, 2010.
  19. Варзуга - старейшее поселение Кольского Севера. Исторический путь формирова¬ния духовности и традиций // Вторые Феодоритовские чтения. Сборник научных статей. Мурманск - СПб., 2010.
  20. Взгляд святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского на здоровье и болезни человека с христианской точки зрения // Вторая международная научно-практическая конференция «Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого)». Сборник научных статей. М., 2010.
  21. Путь страданий со Христом, как уникальная возможность исцеления человеческой природы // Третьи Феодоритовские чтения «Страдания и скорби в спасении человека». Сборник научных статей. Мурманск - СПб., 2010.
  22. Некоторые аспекты духовных причин катастроф и потрясений в жизни современного человека. К десятилетию трагедии АПЛ «Курск» // Третья международная конференция «Амвросиевские чтения». Сборник статей. Милан. 2010.
  23. Крайний Север, как феномен человеческой Истории // Четвертые Феодоритовские чтения «Север и история». Сборник научных статей. Мурманск - СПб., 2011.
  24. Проблема исторического познания мира в «постхристианской» науке // Четвертая международная конференция «Амвросиевские чтения». Сборник статей. Милан. 2011.
  25. Человек - домоправитель творения Божьего. Опыт преображения окружающей природы в агиографическом наследии Крайнего Севера. XX международная богословская конференция. Монастырь Бозе. Италия. 2012.
  26. История Кандалакшского (Кокуева) монастыря // Православная Энциклопедия. М., 2012. Т. XXVII.
  27. Икона Дома Романовых. К четырехсотлетию спасения России от врагов в 1612 году заступлением Божией Матери ради Казанской иконы Ея. // Пятые Феодоритовские чтения «Дом Романовых в истории». Сборник научных статей. Мурманск - СПб., 2012.
  28. К 400-летию Дома Романовых. Христианское свидетельство представителей династии в завершающий период правления // Пятая международная конференция «Амвросиевские чтения». Сборник статей. Милан. 2012.
  29. Мученики XX века // Пятые Феодоритовские чтения. Сборник научных статей. Мурманск - СПб., 2013.
интервью

Получил "открытое письмо", о недрузи истинного православия,
от своего северного попа-респондента
с жалобой на ебискупа Североморскаго и Умбскаго Митрофана Баданина:

"Про русскую армию, церковную симонию и многое другое….

Уважаемая редакция! Обращаются к вам жители Мурманской области. Мы хотели бы опубликовать открытое письмо в вашу редакцию с целью обличить грехи нашего епископа Североморского и Умбского Митрофана (Баданина). Терпеть те беззакония, которые он творит в своей епархии, больше уже не возможно!
Епископ Североморский и Умбский Митрофан Баданин в последнее время стал яркой звездой на небосклоне РПЦ. На закате своих лет, а ему уже 63, он сделал умопомрачительную карьеру. Написал по непроверенным источникам и без особого критического анализа жития Кольских святых, выдвинул новую теорию о том, что благоверный князь Александр Невский был первооткрывателем русского заполярья и постоянно торговал на Кольском полуострове, считая его форпостом русского севера. Несмотря на такие «открытия», и его славную биографию потомственного моряка, есть многие моменты, которые умалчивает история.
Дело в том, что после увольнения с армии Алексей Баданин несколько лет занимался предпринимательством с одним мурманским бандитом, перегоняя автомобили из Тольятти и перепродавая их на Кольском полуострове. Доходы позволили Баданину приобрести 3 квартиры в Санкт-Петербурге, в одной из которых он поселил свою семью. На эти же деньги они вместе с его подельником кутили по кабакам и саунам Мурманской области, пользуясь обильными ласками заполярных жриц любви, о чем до сих пор ходит слава по всей Мурманской области. Узнав о бесчисленных супружеских изменах, красавица жена подала на развод, забрав с собой малолетнего сына.
Накутившись вдоволь, будущий северный владыка решил поменять профессию и перейти на высокое духовное служение, устроившись в Мурманскую епархию. Через некоторое время, в 2000 году он принял монашеский постриг, а затем священный сан. Но и тут все пошло наперекосяк. За отвратительное ведение службы и непослушание, местный архиерей отправил его в ссылку в отдаленную Варзугу.
Вот что пишет сам Баданин по этому поводу: «До меня в Варзуге сменилось четыре священника, после чего все они, показав себя с худшей стороны, перестали быть священниками. Варзуга поедала их. Когда владыка Симон сказал, что отправляет меня в Варзугу, я не ожидал этого. Страшно, когда сюда отправляли четырёх человек, и они переставали быть священниками. <…> Было тяжело. Жить негде, дом не достроен. Наступила зима - нет ни воды, ни дров, печку пришлось переделывать несколько раз. Не всегда был свет. В храме холодно. Надо готовиться к причащению. Хлеб превращается в камень, его не разрезать, вино льдом покрывается. Прикоснуться к металлическим предметам невозможно. Через всё это надо было пройти. Потом Господь послал помощников. Постепенно ситуация стала меняться, изменилось отношение людей».
Нахлебавшись вдоволь холодных щей в Варзуге, Баданин смекнул, что
«ловить» от мурманской церкви больше нечего и стал писать книжки. Поехал в Москву в поисках благодарных слушателей и читателей. Москва в лице заброшенной околоправославной интеллигенции заглотила этого червячка, слава пошла. В это время его невозможно было найти в его родной Варзуге, где немногочисленные прихожане искали своего пастыря. Пастырь стриг овец в других городах православной России.
Такое положение дел его перестало устраивать, вдобавок к этому, начались постоянные пререкания с правящим архиереем по поводу его несанкционированных вылазок в мир. Надо было что-то менять… Бывший запойный алкоголик и кутила Баданин кодируется от алкоголизма (об этом ярко свидетельствует один из его архиерейских указов по епархии, запрещающий духовенству распитие спиртных напитков даже на Пасху), продает квартиру в Санкт-Петербурге и, договаривается за 100000 долларов с одним из членов Священного Синода, что тот его «продвинет» в архиереи. Так и произошло. В 2013 г. его рукоположили в епископа Североморского и Умбского.
Но, плохая система испытаний в РПЦ и тут дала новый сбой. Вместо того, чтобы быть ближе к пастве своей епархии, молодой-немолодой 63-х летний епископ Баданин продолжает колесить по городам и весям России, ища уже более достойное место для своего служения. Ни о каком духовном возрождении армии, о чем он клялся в своем «предвыборном» спиче, речи уже не идет. Недавно, видимо для отвода глаз, Баданин преподнес патриарху Кириллу свое новое творение «О вреде мата». Не понятно, то ли это намек патриарху, то ли ничего более ценного он преподнести патриарху не смог.
Совсем недавно начались недовольства архиереев близлежащих епархий, которые нервозно приглядываются к его визитам то по поводу негласного обретения мощей (без комиссий и проверок подлинности), то по поводу посещения родины якобы его родственника, который в святцах. Истинная же причина этих экскурсий - это поиск нового более теплого (по климату) места, чтобы не замерзнуть на старости лет в Заполярных морозах.
В итоге, люди знающие этого проходимца, недоумевают, как такой человек, не исполнивший как свой воинский долг потомственного военного, предавший свою родную армию, оставивший жену и ребенка, ныне нисколько не заботящийся о своей парафии, присматривающий себе теплое местечко (не бесплатно опять же), как мог стать первым епископом севера, которому была возложена обязанность окормлять наш славный северный флот?"

P.S. Пассаж "продает квартиру в Санкт-Петербурге и договаривается
за 100000 долларов с одним из членов Священного Синода,
что тот его «продвинет» в архиереи.
Так и произошло.
В 2013 г. его рукоположили в епископа Североморского и Умбского"
имеет ввиду, насколько я понимаю,
под "членом Священного синода", торгующим епископскими хиротониями,
митрополита Санкт-Петербургского Варсонофия Судакова?

Правящий архиерей Североморской епархии – епископ Митрофан (Баданин) - в прошлом морской офицер, с 2000 года - священник, настоятель Успенского прихода в селе Варзуга, что на берегу Белого моря.

И Север, и флот епископ Митрофан знает и любит. Потомственный военный моряк. С 1976 года служба на Северном флоте. С 1979 года в должности командира корабля и в дальнейшем командовал кораблями различных классов. В 1997 году демобилизовался по сокращению в звании капитана 2 ранга. В 2000 году принял монашеский постриг. Важнейшим предметом своего архипастырского служения считает работу с военными. Мы встретились с епископом Митрофаном возле Даниловского монастыря, чтобы поговорить о военном духовенстве, планах владыки по управлению епархией и о современном духовном состоянии армии и флота .

Как уничтожался флот

Североморская епархия возникла не как плод сухих административных решений, не из соображений необходимости организационными мерами расширить архиерейскую власть на территории Мурманской области, а, скажу прямо, по очевидному промыслу Божию. Прощаясь со мной после архиерейской хиротонии, сказал, что только сейчас в полной мере приходит осознание важности принятого решения и острой насущности, чрезвычайной значимости тех задач, что стоят перед новой епархией на Арктическом направлении. Только сейчас, глубже вникнув в проблемы и познакомившись с ситуацией на Кольском полуострове и Северном флоте, Святейший Владыка в полной мере осознает, что это было действительно стратегическое решение.

И это воистину так. Наконец-то пришло время, и у руководства страны появились мысли об особом значении Арктики для дальнейшей судьбы России, для сохранения ее статуса мировой державы. Северный флот вновь приобретает свое стратегическое значение, уникальную роль в обороноспособности страны, которая за последние годы во многом утратилась. На моих глазах в 90-е годы по настоятельным рекомендациям наших зарубежных «друзей» возможности нашего главного флота, его стратегический потенциал целенаправленно уничтожались. Я двадцать шесть лет отслужил на Северном флоте и все застал: это и затопление наших уникальных укрытий для стратегических атомных лодок, что были созданы в скалах северных берегов, это и пристальное изучение американскими делегациями наших закрытых секретных баз…

Мы тогда искренне считали, что у нас теперь все будет по-другому, кругом теперь друзья. Мы с американцами ходили друг к другу с дружескими визитами. Я сам, вместе с адмиралом Ф. Н. Громовым, в то время командующим Северным флотом, ходил на Флориду, в Мейпорт… «Мир-дружба-колбаса!» Полная эйфория, страшные времена противостояния закончены, теперь все друг другу братья. Мы в это наивно верили.

Но оказалось, что это большая ложь, иллюзия, которой никогда не осуществиться. В результате мы уничтожили значительный потенциал наших стратегических сил, а взамен получили международный диктат, унижение, полное пренебрежение нашим мнением, нашими интересами. Мы получили распад Югославии, трагедию братской Сербии, агрессивные планы по отторжению от нас родственных нам народов, веками связанных с нами общей историей, культурой, верой: Молдавия, Украина, Грузия, Болгария. Мы увидели, что они нам, вроде как, больше и не друзья.

Победа в войне: вопреки

И пришло отрезвление. Мы опять вернулись к мысли, мудро сформулированной императором Александром III:«У России в этом мире нет друзей, а есть только два верных союзника - ее армия и флот». Может, потому в его правление и не было ни одной войны. Сегодня мы просто обязаны всерьез задуматься, как нам вернуть нашу былую мощь. Не ту, советского образца, Рабоче-крестьянской Красной армии, с «пролетарской ненавистью» и бесконечным поиском внутреннего и внешнего врага, а ту мощь, которой была сильна Россия в течение прошедшего тысячелетия - мощь материальная и духовная.

Российская армия считалась лучшей армией Европы. Мы проиграли крайне мало войн по сравнению с количеством выигранных. Мы помним неизменную роль России в глобальных мировых войнах, когда мы решали задачи спасения человечества, по сути ради продолжения мировой истории, восстановления порядка и справедливости в мировом масштабе. Здесь можно вспомнить , страшное испытание - вторжение «дванадесяти языков».

Помним, конечно, мы и последнюю .

Недавно я выступал с Североморске, на конференции в Доме офицеров, перед руководящим составом воспитателей армии и флота северного направления. Я старался донести важную мысль: наша победа в Великой Отечественной войне при большевистском богоборческом режиме произошла не благодаря ему, а вопреки тому атеистическому воспитанию, что столь агрессивно внедрялось в души людей в те годы.

Основу нашей армии, вступившей в схватку с мощнейшей армией мира, составляло крестьянство, жители наших тогда еще бесчисленных сел и деревень. Так вот, все дело в том, что до активного начала создания колхозов, то есть до 1932 года, в селе реально ничего после революции не изменилось. И тому есть свидетельства. Последние тринадцать с половиной лет я провел в поморских селах на берегу Белого моря. Еще застал и беседовал со многими древними бабушками, моими прихожанками. Так вот они однозначно свидетельствовали, что до начала насильственной коллективизации им было абсолютно все равно, что там, в столицах, происходит, какая теперь власть. «У нас, - говорили они, - как были храмы, так и оставались. Как мы исповедовались, так и исповедовались. Причащались, крестили детей. Что происходило где-то в столицах, мы узнавали из газет. Приезжали к нам какие-то пропагандисты, лекторы, были избраны люди в сельсовет, но радикально ничего не изменилось».

И, действительно, большинство в тех рыбацких селах пострадали после 1932 года. Например, наши вновь прославленные святые Трифонов-Печенгского монастыря - иеромонах Моисей и послушник Феодор. Именно когда началось закрытие храмов, насильственное отторжение от Церкви, активная наступательная позиция колхозных властей, требующих работать в церковные праздники, тогда и началось сопротивление верующего люда. У преподобномученика Моисея конфликт с колхозными властями и «органами» произошел в Пасху 1932 года, когда они сознательно начали призывать народ срочно идти на собрание во время Пасхального Крестного хода.

До этого периода основная масса людей России оставалась воцерковленной, и не была отлучена от Церкви. И следует напомнить, что именно это поколение пошло на войну. Войну выиграли люди, которые либо родились до революции, либо были воспитаны в дореволюционной традиции, которые Бога знали, исповедовались и причащались.

Я беседовал со своим тестем, полковником, который всю войну прошел комбатом. Он однозначно говорил: конечно, никто не шел в бой”за Сталина» или за Политбюро. Перед атакой вспоминали Господа и просили: «Спаси и сохрани!». И надеялись, что как в той песне:«Если смерти, то мгновенной, если раны - небольшой». Такой была суть духовного состояния нашего воина даже во времена безбожия. Понятно, что было и поругание, и богохульство, и атеистическая пропаганда. Но когда вопрос вставал о жизни и смерти, то человек поднимал в душе самые основы своего мировоззрения - а они оставались православными.

Дорога в Варзугу: постриг вместо венчания

Мое прежнее место служения до избрания в архиереи, село Варзуга - это одно из очень красивых, но и бедных рыбацких поселений на Терском берегу Белого моря. Население- четыреста человек (и это считается крупное село). Сейчас меня там сменил иеромонах, там же служит иеродиакон. Семейному священнику в тех местах прокормиться трудно. Уединенные, молитвенные, намоленные прежними поколениями места. Это не советские города Кольского полуострова, построенные в 1930-40-е, а древние поселения, со своими вековыми святынями, деревянными храмами, святыми источниками… Для монашеской скитской жизни - вообще оптимальный вариант.

К монашескому пути меня привело благословение - неожиданное и первоначально сложное даже для восприятия, не то, что для принятия. Вообще-то я приехал в Псково-Печерский монастырь за благословением на венчание. В течение недели старец не давал мне ответа. Это было удивительно и, в общем то, для него нехарактерно. Помню, его келейница удивлялась: «Не знаю, почему батюшка молчит… Странно, не хочет вам давать ответ почему-то».

В течение этой недели я жил и трудился в монастыре. Сейчас я понимаю, что, наверное, отец Иоанн взвешивал свой ответ в сердце и ждал воскресенья, чтобы помолиться за литургией. После литургии он вышел и дал мне ответ - что он благословляет меня на принятие монашества.

Можно представить, каким было мое возвращение в семью. Но, тем не менее, супруга сумела мужественно принять это благословение. Мы остались в очень добрых отношениях. Конечно, предполагалось наше обоюдное согласие на постриг. Но на монашество она не решилась и осталась в миру. Пока не решилась.

Сначала все мои друзья, родные и дети сочли, что у меня, как говорят, «крыша поехала». Но теперь все по-другому, в моем окружении все радикально изменилось. Все мои близкие стали искренне верующими людьми, обрели, казалось, навсегда потерянное счастье в семейной жизни. Господь все дал - и детей, и внуков. Они понимают, что мое решение, принятие воли Божьей, открытой в том благословении старца, привело, по сути, к спасению нашего вымиравшего тогда рода.

Удивительно, но изменилось и мое сугубо атеистическое прежнее окружение - мои друзья-офицеры, вполне сложившиеся уже как личности в советское время и прожившие большую часть жизни, тоже обратились к Богу.

Все, кто соприкасался со мной, оказались под благотворным влиянием той решительной перемены, к которой призвал меня Господь, через благословение, поистине великого старца нашего времени архимандрита Иоанна Крестьянкина.

Замкнутый круг: возвращение в Североморск

Эта история моего пути очень поучительна и открывает тайны той самой синергии (сотрудничества): все вокруг изменится, если воля Божья соединится с волей человека, если человек перестанет творить свою волю, а безоглядно и без сомнений примет Его волю.

Я ведь коренной петербуржец - у меня все предки в Петербурге похоронены. Я, как и многие, предполагал: послужу на Севере и вернусь. Все для этого у меня было готово: и квартира хорошая, и дача. Жизнь была расписана, но только по моей воле.

А оказалось, что я ничего не знаю. Живешь пред Господом, как смешной червячок, с самомнением, с планами на много лет вперед. А Господь смотрит на гордеца и думает - ну что ж, живи по своей воле, набивай шишки, мучайся. Как все делают. Либо спроси Господа, получи ответ, исполни его - и окажешься вдруг как бы в ином измерении, в потоке Божественной благодати, задышишь полной грудью. И смешным окажется, что все твои построения, воздвигнутые на песке - дачи, машины, благополучие - все рассыплется.

Тогда, при постриге в 2000-м году, я, казалось, распрощался с Североморском навсегда, а оказалось - нет. И вот, вновь призван к тому, чтобы продолжить свою полярную одиссею, посвятить свою жизнь трудам на Севере…

Двенадцать лет я находился в Североморске на штабной работе. Мне казалось, я закрыл эту страницу, принял постриг, сменил имя. Тот человек, Алексей Баданин, умер. Я искренне покаялся в прошлой жизни - она была прожита без Бога. А «если Бога нет, то все позволено» - это Достоевский гениально сформулировал. И то, что я не матерился, ещё далеко на значит, что я не грешил - грешил, и как следует, как «положено» настоящему офицеру. Офицер - это же всегда гусар!

От прошлой жизни, и от меня прежнего нужно было решительно оторваться - не просто надеть черные одежды и продолжить жить в той же городской суете, гордясь и кичась своими талантами и способностями, а умереть для прошлой жизни по-настоящему.

Митрополит Мурманский Симон, мой нынешний духовный наставник, мудрейший человек, чьему духовному чутью я полностью доверяю, отправил меня в это дальнее село, в глубинку, в полную уединенность. Там и дороги-то не было сначала, да и сейчас в соседние дальние села вертолетом только добраться можно. Я ужаснулся: «Да что ж это такое! Дальше просто некуда!» - и только потом понял эту мудрость. И начал трудиться.

Шло время, я, как говорится, свил себе гнездышко, что-то опять начал планировать… Действительно, многое удалось, создан, по сути, духовно-исторический центр нашего края, куда теперь стремятся паломники со всей Мурманской области. Слово Варзуга - это теперь брэнд! На четыреста человек населения у нас пять старинных храмов практически уже восстановлены, и в них семь престолов!

И вдруг, вновь нежданно-негаданно, Господь забирает меня с насиженных мест, призывает на архиерейское служение и велит: «Вернись обратно в Североморск, исправь то, что ты делал там нехорошо, и что иные, подобные тебе, продолжают делать нехорошо. Ты это все знаешь, это твои родные по духу и крови друзья-офицеры. И бывших офицеров не бывает. Вот тебе новая нива духовная».

И вот я все оставил - и моих прихожан-поморов, и храмы, и духовно-просветительский центр нашего края. Слава Богу, отдал в надежные руки, надеюсь, не загубят. Тем более, я отстоял и Варзугу, да и весь Терский берег Белого моря - они тоже перешли в мою Североморскую епархию.

Возвели меня в новый статус архиерейский, и вернулся я в Североморск. Стали мы с командованием флота и с администрацией города искать помещения для епархиальных структур: управление, бухгалтерия, канцелярия, склады, резиденция. Ничего ведь нет, все надо создавать. Даже храм флотский св. Андрея Первозванного еще не достроен - хорошо хоть купола поставили.

Поехали мы по городу. Мне стали предлагать свободные здания - сюда привели, сюда, а потом показывают еще один вариант, говорят, самый лучший. И вижу я перед собой здание моего управления, где в 90-е годы я провел последние двенадцать лет моей офицерской службы.

Так вот, круг замкнулся. Божий промысл мне прямо «в лоб», без вариантов показывает: «Я веду тебя, только ты принимай, иди, терпи и служи достойно».

«Просто патриотизм» - это абстракция

Степан Пименов с риском для жизни спас и в дальнейшем под угрозой ареста своего и своей семьи сохранял Казанскую икону Божией Матери - молельный образ семьи Александра III. Икона эта была написана в память об их чудесном спасении в 1888 году, когда произошло крушение императорского поезда в селе Борки Харьковской губернии. Потом она стала молельным образом Михаила Александровича Романова, любимого младшего сына Александра III, знаменитого командира Дикой дивизии в Первую мировую войну.

Коммунисты убили его в 1918 году в Перми первым из Царской семьи, потому что он явно представлял угрозу - он обладал авторитетом во всех слоях общества, а особенно в армии, и мог стать реальным императором.

Михаил Александрович вместе со своим верным секретарем Николаем Джонсоном, англичанином по рождению, православным по вере, были прославлены в Русской Зарубежной Церкви.

У нас - пока нет. Комиссия по канонизации, как рассказал мне игумен Дамаскин (Орловский), запрашивала в Зарубежной Церкви материалы, чтобы мы могли согласовать святцы, но никаких документов, обосновавших решение о прославлении, нам не предоставили. Может, никаких исследований и не было - просто было принято решение прославить всю Царскую семью и их слуг как мучеников.

А у нас подход иной, мы должны тщательно изучать документы. До последнего времени мы имели такую возможность, но сейчас, как известно, архивы закрыты на сто лет. Так что возобновить работу по прославлению мучеников в полной мере сейчас трудно. Но я надеюсь, что моя книга «Икона Великого князя» будет востребована, когда Комиссия вернется к этому вопросу.

Когда грех невозможен

Моя книга была написана в какой-то мере именно для того, чтобы показать духовный облик Михаила Александровича как одного из лучших представителей той, увы, исчезнувшей России. Во время работы я для себя открыл совершенно иной духовный мир: мир людей, для которых допустить грех было просто невозможно, потому что это - грех. И даже если политически, идеологически, сиюминутно государственные интересы требуют пойти на какой-нибудь, что теперь называется, «компромисс», для тех людей это было исключено.

Современное наше общество потому и не понимает, не может понять императора-страстотерпца: «Он был слабый, недалекий, пьяница», - и что еще только не выдумывают. Но дело в том, что он жил по Заповедям Божьим и понимал: если нечто является грехом, то этого делать нельзя, даже если этого требует ситуация, подталкивают Дума, министры, советники и прочие. И лучше умереть, чем совершить грех.

А в наше время такие рассуждения звучат просто наивно. Люди толком-то и не знают, что такое грех, что он означает. До недавнего времени в словарном запасе Word не было слова «греховность», оно только в последней редакции появилось - уже большое дело.

Мой прадед Степан Никитич Пименов как раз относился к теперь исчезнувшему народу того времени. Я стараюсь равняться на него. Наша семья входила в категорию «царская прислуга» и, храня царскую икону, все мы жили под статьей 58–10 УК РСФСР (антисоветская пропаганда). Ведь и я родился во флигеле дворца Великого князя. Наша семья осталась жить там, где Степан Никитич жил, как управляющий. В 1917 году он был арестован, две недели его никто не видел, потом он вернулся с Лубянки совершенно больной.

Но видимо Божья Матерь уберегла его - хранителя Своей иконы. Даже в блокаду, когда все эвакуировались, он не уехал, остался при ней. Да и вся наша семья чудом избежала репрессий.

В блокаду прадед пропал. Мы так и не знаем, как он погиб. Вернувшись, семья обнаружила, что квартира ограблена, но образ Божьей Матери на месте. В дальнейшем мы передали его в храм.

Бабушки говорили, что самым страшным ругательным словом для него было «чумичка» (поварешка). Если он кого-то обозвал чумичкой, то это значит, он пребывает в страшном гневе, дальше некуда. В моей семье матерная ругань была исключена. Это было абсолютное табу, я этих слов и не знал - услышал только в старших классах школы, когда сверстники начали выражаться (в младших классах, а также при девушках, в отличие от нынешних времен, никогда не матерились).

У однокурсников в училище и во флоте мат считался лихостью, показателем рабоче-крестьянского происхождения - мы не какая-то там «белая кость, голубая кровь». И многие ребята даже из нормальных семей, где сквернословие считалось неприличным, войдя во флотскую среду, переступали через себя и начинали оперировать этим лексиконом.

Я этого не допускал, даже будучи командиром корабля. Конечно же, мне часто было необходимо воспитывать подчиненных, вразумлять их. Казалось, без этих слов - невозможно. Но мне удавалось. Подчиненные до сих пор об этом вспоминают и относятся ко мне с большим пиететом. Они меня постоянно разыскивают, пытаются со мной встретиться. Шлют фотографии с тех времен, вспоминают совместную службу, благодарят.

Мое отношение к мату все знали и считали в определенном смысле чудачеством - мол, офицер «не от мира сего». Когда хотели рассказать, что какая-то ситуация была крайне напряженной (шторм, тяжелая швартовка, угроза кораблю), то у нас на дивизионе кораблей говорили: «Там такое творилось, что Баданин матерился!». На самом деле, я не матерился и тогда, но вот такая поговорка у нас была.

Как я этого греха избежал? Не знаю. Может быть, Господь меня готовил в архиереи, а архиерей не должен так скверниться - все-таки теми же устами слово Божье нести потом.

Североморская епархия: в поисках людей с горящими глазами

В моей епархии не хватает людей, кадры - основной вопрос. Те священники, которые есть - очень хорошие. Есть очаги приходской жизни. Но лоза растет, а отростков пока нет.

Каждый приход должен стать многоклирным, потому что запросы на священство колоссальные! Сейчас мы с военными составляли сводную таблицу, и получается, что, по сути дела, священник должен быть не только на каждом соединении, но и на каждом крейсере, на каждом корабле первого ранга, на каждой атомной подводной лодке. А мы не можем обеспечить флот священниками даже на уровне соединений.

Но я верю: если Господу наше дело угодно (а оно очевидно угодно), то все получится. Надо только общаться с людьми и внимательно смотреть, кого Он посылает мне в помощники. Епархии умножаются не просто для удобства в управлении - я верю, что Господь прощает Россию за весь грех XX века, и в умы наших правителей возвращается понимание великих ее задач и особой роли в мире. А без Церкви этого не реализовать.

Поэтому сейчас первое мое дело - это поездки по приходам, по частям, кораблям, встречи с офицерами. Беседую, смотрю в глаза. Если я вижу, что среди присутствующих есть человек, у которого глаза горят и который отзывается на мои слова - значит, этот человек от Господа, он не должен быть отпущен «в свободное плавание» и забыт.

Мы говорили с Командующим флотом о том, чтобы взращивать священников среди военных. Надо поговорить с ветеранами, с теми, кто уже демобилизовался. На Севере человек в сорок пять лет уже может выйти на пенсию - и не старый, и зрелый. Если его сердце отозвалось на зов Господа, его надо направлять на учебу в семинарию, стажировать.

В прошлом на кораблях служили иеромонахи. Если посмотреть Синодики погибших во время Японской и Первой мировой войн, то рядом с названиями кораблей пишутся имена монашеские. Дальние походы, долгие отрывы от семьи… Для белого священника это проблема.

А на военно-морских базах, в гарнизонах белому священнику вполне можно трудиться. Священник с офицерами общается, матушка - с их женами работает. Прихожанки-то кто? В основном жены, конечно же. Может быть, матушке-то с ними и сподручнее будет побеседовать, и если еще и свечница в свечной лавке знает, что сказать зашедшему в храм человеку, то «чудесный улов» непременно будет.

Кто как молится, так тому и подают

Епархия у меня небогатая. Принцип деления прежней епархии вполне понятен. Мурманской остались многонаселенные промышленные центры с градообразующими предприятиями: Мурманск, Кировск, Апатиты, Мончегорск, Оленегорск. Нашей Североморской досталось побережье с маленькими гарнизонами и вымирающими рыбацкими деревеньками. У нас просто разные сферы деятельности. Моя епархия больше (две тысячи километров побережья), а по населению в четыре с половиной раза беднее. Как выживать?..

Был такой мудрый человек, питерский священник Василий Ермаков. Я любил с ним послужить, а он меня любил и духовно наставлял, и я с благодарностью вспоминаю его советы. У него была поговорка: «кто как молится, так тому и подают». Всякий раз, когда, обвешанный пакетами с подарками, заходил он в алтарь, то с хитринкой произносил эту фразу. И все соглашались.

Все зависит от напряженности нашей службы. Сегодня военнослужащие на Севере - достаточно обеспеченные люди. Президент повысил зарплаты и офицерам, и контрактникам, а подводные лодки вообще все перешли на контрактную службу. Это не прежние матросы, у которых получка - три рубля (у нас была такая зарплата в училище - три рубля шестьдесят копеек - и до свиданья, как раз на сигареты хватало).

Пожалуйста, оформите ежемесячное пожертвование – 100, 200, 300 рублей. Любая сумма очень нужна и важна нам.

Ваш вклад поможет укреплять традиционные ценности, ясно и системно рассказывать о проблемах и решениях, изменять общественное мнение, сохранять людские судьбы и жизни.