Свято-Вознесенский Флоровский монастырь (Украина) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь является самой старой женской обителью города Киева и располагается у подножия Киселевской (Замковой) горы, на Подоле. Здесь жили и принимали постриг известные на Руси женщины - княгиня Шаховская, княжна Екатерина Милославская, графиня Апраксина и Александра Мельгунова, позже основавшая Серафимо-Дивеевский монастырь.

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь в Киеве существовал еще в 1482 г., но первое документальное упоминание о святой обители датируется 1566 г. и встречается в грамоте, написанной королем Польши Сигизмундом II Августом киевскому князю К. К. Острожскому. Документ говорит о том, что права на управление монастырем, расположенным при церкви Святых Флора и Лавра, должны быть переданы протопопу Якову Гулькевичу, а впоследствии, его потомкам-священнослужителям. Богослужения, согласно этой грамоте, следует проводить по греческому обычаю.

Самое старое здание в монастыре - церковь Святых Флора и Лавра, а самое любопытное с точки зрения архитектуры - Вознесенский храм. Уникальность собора в том, что в нем гармонично соединились черты крестовокупольной церкви с расположением куполов по одной продольной оси, характерным для деревянного украинского зодчества.

История монастыря

Флоровский монастырь существовал еще до опустошения Киева Менгли-Гиреем. Так, в официальной росписи Киева, составленной в 1682 г., говорится о существовании девичьего монастыря на Подоле с двумя деревянными церквями. Одна - во имя святого мученика Флора.

Вскоре после передачи монастыря в ведение Гулькевича, он пришел в жалкое состояние и наследники, отказался от своих прав на Флоровскую обитель при условии, что монастырь будет принадлежать Православной Церкви.

Со временем обитель стала значимым центром не только религиозной жизни Киева, но и центром просвещения и культуры. Так, в 1870 г. на территории монастыря была открыта школа для девочек из малоимущих семей, а до конца 19 века - организована богадельня.

Обитель до сих пор живет по уставу Василия Великого, что подтверждается в дарственной грамоте Иакова Гулькевича, и в ней чтутся старые традиции: чин пострига проходит ночью, сохраняется старинная монашеская форма.

Святыни монастыря

В монастыре находится второй (и последний) список иконы Божией Матери «Призри на смирение», также обладающий исцеляющими свойствами.

Как добраться

Доехать да монастыря можно от станции метро «Контрактовая площадь», далее по Константановской улице в сторону фонтана «Самсон», мимо церкви успения Богородицы.

В начале июня в Киеве жарко, отцветает сирень, розовые кусты стоят в бутонах, пахнет травой, которую несколько дней назад скосили, а теперь она превращается в сено прямо посреди города, на крутых зеленых холмах. Круглолицый трамвай спускается с гор к Днепру, на Подол, туда, где так много старинных храмов и монастырей, где и в жару хранят прохладу стены Свято-Флоровской Вознесенской обители. Там бежит из-под горы источник, шумя крыльями, спускаются с высоких храмов голубиные стаи, поют птицы в ветвях плодовых деревьев, и льется рассказ одной из насельниц монастыря, рассказ об истории древней Флоровской обители.

В давние времена на киевском Подоле кипела торговля, и возле того места, где возник потом монастырь, вероятно, стояли конюшни. Коноводы расхваливали породистых скакунов, приглядывались к ним привередливые покупатели. Мученики же Флор и Лавр с древности почитались на Руси как покровители животноводов, потому что, по преданию, во время обретения их честных мощей прекратился падеж скота. По всей видимости, именно торговцы лошадьми возвели здесь храм во имя святых Флора и Лавра, призывая Божие благословение на свои труды.

Когда же был построен здесь первый храм, и когда выросла вокруг него женская обитель? Известно, что она существовала еще до разорения Киева Менгли-Гиреем, бывшего в 1482 году. В лето 1566-е в грамоте польского короля Сигизмунда Августа II обитель именовалась "здавна существовавшей" на сем месте, а право удерживать монастырь и "чинить там службу по греческому обычаю и закону" передавалось протопопу Иакову Гулькевичу. В 1632 году внук отца Иакова, Иоанн Богуш-Гулькевич, принял постриг в Киево-Печерской Лавре и передал права на обитель игумении Агафии "и по ней наступаючей игумении... и законниц теперешних и напотом будучих".

В 1711 году к Флоровскому монастырю была присоединена Вознесенская женская обитель, находившаяся напротив святых врат Киево-Печерской Лавры. Вместе с имуществом и земельными угодьями Флоровской обители перешло и название Вознесенского монастыря, и с тех пор она стала именоваться Свято-Флоровской Вознесенской.

До революции Свято-Флоровский монастырь был процветающей обителью. Помимо пяти каменных храмов, при монастыре существовали богадельня и больница, училище для девочек из бедных семей. Всего же в обители было около сорока зданий, служащих для различных нужд обители, а подвизалось здесь более восьмисот насельниц.

После октябрьской революции многие монастыри и храмы Киева, в том числе и Киево-Печерская Лавра, были упразднены. По милости Божией, Флоровская обитель не так долго была закрыта: в 1929 году здесь прекратилась монашеская жизнь, а во время немецкой оккупации, в году 1941-м, в монастыре вновь появились сестры. Они и не уходили далеко - жили здесь, неподалеку, на Подоле. Восстанавливала монастырь после запустения игумения Флавия (Тищенко). Как рассказала мне послушница монастыря Светлана, в то время в обители подвизались одни схимницы и послушницы. Затем послушницы сороковых годов приняли постриг, а вот новых в монастыре не появилось: в начале шестидесятых, во время хрущевских гонений, запретили принимать в монастырь молодежь.

В 1960 году Казанский храм был перестроен под пошивочный цех, в Воскресенском и Трапезном расположилась мастерская объединения "Укререставрация", у матушек были отобраны многие келейные корпуса. В 1962 году монахинь выписали из монастыря, и пришлось флоровским сестрам снимать жилье, работать в миру, а после работы спешить в обитель на послушания. С 1961 по 1980 год количество сестер в монастыре уменьшилось в пять раз...

Два года тому назад, во время моего посещения Флоровского монастыря, все храмы уже были возвращены обители, но богослужения проводились только в Вознесенском соборе. Навсегда утрачен Свято-Троицкий храм, стоявший на Замковой горе (Киселевке), у подножия которой находится монастырь. Храм был взорван в советское время, сохранился только фундамент. Здесь же, на Киселевке, раньше находились кельи матушек и могилы тех, кто уже вселился в вечные обители. К сожалению, кладбище тоже было уничтожено, сохранились лишь отдельные могилы. На Радоницу насельницы монастыря поднимаются сюда вместе с батюшками и молятся об упокоении усопших сестер.

После знакомства с монастырем я решила подняться на Замковую гору, густо заросшую деревьями, и спросила у послушницы Светланы:

Вы мне потом скажете, как на гору пройти?

Ой, лучше вам на гору самой не ходить! - испуганно ответила сестра.

А что такое?

Дело в том, что сейчас гора... Там только на самой вершине находятся могилы. А вообще - она дикая. Там в последнее время сатанисты собираются. Построили там себе одно сооружение, очень нехорошее. Нам нет благословения на гору самим ходить. Это очень, очень опасно, девушкам тем более! Мы ходили только вместе, с батюшкой впереди...

Но монастырю эти люди никаких гадостей не делают?

Нет, ничего, слава Богу...

Флоровские подвижницы

В Свято-Флоровском монастыре подвизалось немало подвижниц, память о которых бережно хранят в обители. Например, княгиня Наталия Борисовна Долгорукова (в монашестве Нектария), вдова попавшего в опалу князя Ивана Алексеевича Долгорукова. Или две игумении: Смарагда (Норова), написавшая популярную некогда книгу "Благоговейные христианские размышления" и Парфения (Адабаш) - автор духовных стихотворений, составительница службы святым Кириллу и Мефодию, первый биограф преподобного Парфения Киевского... Но с особенной любовью рассказывают здесь о преподобной матушке Александре (Мельгуновой), основательнице Дивеевской обители, принявшей во Флоровском монастыре постриг, и об инокине Елене (Бахтеевой), подвизавшейся здесь в начале XIX века.

Матушка Александра, в миру Агафия Семеновна Мельгунова, происходила из старинного дворянского рода, была вдовой полковника и богатой помещицей, занималась благотворительностью и много странствовала по святым местам. Около 1760 года, когда матушка подвизалась во Флоровском монастыре, в тонком сне ей явилась Пресвятая Богородица и повелела идти на север России, где ей будет показано место для основания великой обители. Направляясь из Мурома в Саровскую пустынь, матушка остановилась отдохнуть в местечке Дивеево, где снова сподобилась увидеть Матерь Божию, Которая сказала ей: "Вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе".

Поселившись в Дивеево, матушка Александра продала свои имения, отпустила на волю около семисот крестьян, а большую часть капитала пожертвовала на строительство церквей. Известно около двенадцати храмов, построенных с помощью этих денег. Матушка собственноручно помогала строить церковь в честь Казанской иконы Божией Матери на том месте, где ей явилась Богородица. Подвижница прожила в Дивеево двадцать лет, помогая жившим поблизости крестьянам, наставляя их в духовной жизни, приглядывая за детьми. В 1789 году, перед своей кончиной, преподобная Александра отдала строителю Саровского монастыря, отцу Пахомию, свои последние сбережения: мешочек с золотом, мешочек с серебром и два мешочка меди, прося позаботится об остающихся сиротами трех дивеевских сестрах.

Преподобный Серафим Саровский чтил память угодницы Божией и всех учил каждое утро и каждый вечер кланяться ее могиле, молясь так: "Госпожа наша и мать, прости меня и благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как и ты прощена, и помяни меня у престола Божия!" Сейчас мощи святой преподобной Александры покоятся в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Дивеевском монастыре.

Таким образом, и исторически, и духовно Свято-Флоровский монастырь связан с Дивеевской обителью. Здешние сестры особенно почитают батюшку Серафима, а незадолго до моего приезда Флоровскую обитель посетила настоятельница Дивеевского монастыря, игумения Сергия. Напротив входа в Вознесенский собор, на стене храма святителя Николая, сделана большая роспись: преподобный Серафим молится на камне в лесу.

Возле Воскресенского храма обители, под застекленным балдахином, находится могила, на поклон к которой идут все паломники, посещающие обитель. В этой могиле, в гробу, который приготовил для себя святитель Тихон Задонский, покоятся останки инокини Елены (Бехтеевой). Официально инокиня Елена не канонизирована, но ее очень почитают в монастыре, и, по словам насельниц обители, многие получают помощь по молитвам у ее могилы.

В миру инокиню Елену звали Екатерина, родилась она в 1756 году в Задонске, в знатной семье. На восемнадцатом году жизни втайне от родителей девушка ушла в один из воронежских монастырей, взяла на воспитание сироту и стала мирно жить в обители. В 1783 году скончался великий подвижник того времени - святитель Тихон Задонский, и инокиня Елена неожиданно оказалась владелицей гроба, который святой приготовил для себя.

Этот гроб, очень скромный, обитый черным сукном, святитель давно хранил у себя, молился и плакал возле него и, подобно многим святым, даже спал в нем. В этом гробу он просил и похоронить себя. Когда усопшего святителя облачили в архиерейское облачение, оказалось, что этот гроб для него слишком тесен, и святого торжественно похоронили в другом. При раздаче имущества усопшего его старый гроб достался инокине Елене. И теперь уже эта подвижница молилась и плакала над убогим гробом, считая себя недостойной покоиться в нем.

В дальнейшем святитель Тихон явился инокине Елене во сне и утешил ее в трудных обстоятельствах. Дело в том, что, как и многие люди праведной жизни, она пользовалась не только уважением многих, но и возбуждала по отношению к себе зависть. Когда к инокине Елене начали приходить за наставлением миряне, игумения монастыря невзлюбила ее и стала стараться удалить из обители. Наступил день, когда подвижнице пришлось покинуть монастырь, и она, в сопровождении близкой подруги, инокини Евгении, отправилась на родину.

Жизнь инокинь в миру была очень тяжела, и в конце концов им удалось снова поступить в монастырь, на этот раз - киевский Флоровский. Но и здесь сестер ждала беда: в монастыре дважды случился пожар, и дважды сгорела келия подвижниц. Подруги в бедности жили неподалеку от Киева, пока, наконец, по ходатайству митрополита Киевского Евгения, они не были вновь приняты во Флоровский монастырь - теперь уже навсегда. Здесь инокиня Елена была очень любима всеми монастырскими старицами, и Господь уже не посылал ей столь тяжких испытаний.

Скончалась подвижница в старости, в марте 1834 года. Перед смертью она причастилась Святых Христовых Таин и видела Чашу с Дарами окруженной небесным сиянием. Похоронена инокиня Елена была в гробе святителя Тихона, который она хранила столько лет и носила с собой во время всех своих скитаний.

Сейчас в Свято-Флоровском монастыре подвизается около двухсот сорока сестер, а настоятельствует игумения Антония (Филькина). В монастыре много послушниц, среди которых есть и совсем молодые девушки.

Сколько лет испытывают сестер перед постригом? - спросила я у послушницы Светланы.

Ну, это по-разному бывает. Это матушка, по молитвам, определяет сама. Бывает, человек несколько лет в обители прожил - и сподобился пострига. А потом все понимают, что он, действительно, был внутренне зрелым. Мы ведь не знаем, что пережил человек в миру. Как говорят наши матушки, неизвестно, кто какую кашу ел. А другой, может, и долго прожить здесь, уже стареньким быть, а все ходить в послушниках. Я сейчас живу в келье одной матушки, которая уже старенькая такая была, а все в подрясничке и платочке ходила. Эта матушка очень долго болела водянкой, из келии почти не выходила. А перед кончиной ей стало хуже, позвали батюшку, пособоровали, постригли, и она преставилась.

Знаете, есть такая история в житиях Печерских святых. Один брат был схимник, а когда преставился, оказалось, что Господь его как послушника зачел. А другой для людей был послушником, а для Господа - схимником. Поэтому иногда старые матушки могут быть просто послушниками, а некоторых могут и рано постричь. Это совершенно ничего не значит. Главное - кто они для Господа. Господь ведь сам вечным послушником был.

Святыни монастыря

Когда мы вошли в Вознесенский собор, сестры переоблачали храм перед Праздником Всех Святых. Стараясь не мешать им, мы обошли храм и осмотрели особо почитаемые во Флоровском монастыре иконы.

До двадцатых годов минувшего столетия в монастыре находилась чудотворная Руденская икона Божией Матери. По всей видимости, икона была украдена из храма: вор, должно быть, соблазнился прекрасной ризой, украшенной бриллиантами. Но сейчас в Вознесенском соборе можно приложиться к списку с чудотворного образа.

Правый придел собора освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, и в нем находится местночтимый Казанский образ, перед которым молятся об избавлении от слепоты. Особенно почитают в монастыре еще две иконы Божией Матери: Тихвинскую и "Скоропослушницу", украшенную цепочками и крестиками - знаками благодарности тех, кто по молитвам перед этим образом получил помощь от Богородицы.

Над иконой Скоропослушницы находится образ "Призри на смирение" - тихо рассказывает мне сестра Светлана. - Вы, наверное, слышали о чудотворной иконе Божией Матери, которая хранится в Свято-Введенском монастыре? Образ Богородицы чудесным образом отпечатался на стекле, закрывавшем эту икону. В течение тридцати лет этот образ хранился у нас, а сейчас здесь находится список с него. Он тоже чудотворный, потому что совсем недавно на его стекле тоже появилось отображение. Это произошло, когда снимали стекло, чтобы вытереть пыль. Сняли - а там точно такое же было отображение, как во Введенском монастыре...

И вообще, бывают такие случаи, что некоторые иконы, которые находятся в затемненном состоянии,...на них краски как бы возобновляются! И икона осветляется. Я Вам покажу одну такую икону. Мы никак не можем понять, как она называется: одни говорят - Венгерская, другие - Румынская. Буквально пару лет назад она была просто темной доской. И вдруг стали сами по себе проявляться краски, сейчас изображение уже хорошо видно. Это очень сложно как-то объяснить, разве что тем, что это молитвами матушек все восстанавливается.

Удивителен образ святого Серафима Саровского, вышитый игуменией монастыря Флавией (Тищенко). Это настолько искусная работа, что на первый взгляд кажется, будто икона не вышита, а написана. Образ батюшки Серафима совсем прозрачный, легкий, а улыбка на лике святого веселит сердце.

В алтаре собора хранится ковчежец с частицами мощей Печерских преподобных. В храме можно приложиться к иконам с частицами мощей святого Иова Почаевского, великомучеников Георгия Победоносца и Варвары. Сами мощи великомученицы Варвары находятся во Владимирском соборе, который сейчас принадлежит раскольникам - "Киевскому патриархату", отпавшему от Вселенской Православной Церкви. Поэтому те, кто желает помолиться святой Варваре и приложиться к ее мощам, часто приходят во Флоровский монастырь.

Мы выходим из Вознесенского собора, кланяемся могиле епископа Феодора (Власова), рукоположенного в годы гонений и, напившись из монастырского источника, идем по направлению к колокольне, возвышающейся над святыми вратам обители.

Некоторые колокола у нас сохранились еще с древности, - говорит мне сестра Светлана. - А недавно появились новые колокола, которые по своему звучанию удивительно сочетаются со старыми, сделанными из очень редкого сплава. Звон получается еще богаче! Раньше на позолоченном кресте колокольни сидел голубь - так же, как на кресте Успенского собора Киево-Печерской Лавры. В Лавре они такой крест с голубем восстановили, а у нас, к сожалению, нет.

Ну, у вас зато много живых голубей.

Да, живых много. Они почему-то всегда любят обители, хотя и не благословляется кормить их на территории. Иначе бы все здесь было в голубях... А вот это наш сад. Я как-то слышала, как одна девушка проводила по нашему монастырю экскурсию для маленьких деток - ну, совсем детсадовского возраста. И сказала, что в монастырях всегда возделывают сад в воспоминание о потерянном рае. Так хорошо она это сказала... Конечно, растения у нас совершенно изумительные. Растет, например, небольшая груша, такая тоненькая, и во-от такие груши на ней! Многие миряне приходят и говорят: мы тоже у себя на дачах сажаем такие растения, а они у нас так не растут. Ну конечно, это по молитвам матушек, и место такое благодатное... Сейчас не очень видно, а у нас есть магнолия своя. И еще такое растение... рододендрон, по-моему... Красивый такой куст, который у нас сохраняется от морозов и ветров. Тропические какие-то растения у нас растут, которых и названия-то трудно запомнить... И как-то они все уживаются друг с другом.
...
Одному из самых почитаемых киевских святых, старцу Ионе, в раннем детстве было вот какое видение. Вместе со святым Иоанном Богословом оказался он в райских обителях. Возле храма Господня росло там множество деревьев. "Некоторые из них цветут, некоторые имеют на себе плоды, готовящиеся к зрелости, а иные имеют уже плоды зрелые и исполнены красоты и благоухания, - писал потом об этом видении отец Иона. - Листьями своими возносят хвалу как бы живые, испуская звук, воссылают пение Господу Богу, всех и всяческая создавшему и устроившему вся премудро и разумно".

И каждый монастырь похож на этот сад, где всякое дерево, всякая травинка, всякая душа непрестанно хвалит Господа. Мы же, торопливые паломники, можем только вдыхать здешний воздух полной грудью, и, уходя в мир, уносить с собой воспоминание о небесном благоухании.

А потом вздыхать о возвращении...

Список использованной литературы

1. Воспоминания об инокине Елене, почивающей в гробе Святителя Тихона Задонского. Киев, 2003
2. Жития святых Православной Церкви. Сост. свящ. И. Бухарев. М., 1999
3. Монастыри. Энциклопедический справочник. М., 2001
4. Монастыри и храмы Киева. Справочник-путеводитель. Киев, 2004
5. Преподобный Серафим Саровский. Мюнхен-Москва, 1993
6. Сказания о преподобном старце Ионе, Киевском чудотворце. Киев, 2002

Адрес Свято-Флоровского Вознесенского женского монастыря: 04071, Киев, ул. Флоровская, д. 6/8. Телефон: (10-38044) 416-01-81.

Проезд в Киеве: ст. м. "Контрактовая площадь".

Богослужения ежедневные. Монастырь не переходит на летнее время. Вечернее богослужение в 16. 30 (летом в 17. 30), Литургия в 7. 00 (летом в 8. 00), в воскресенье и праздники - в 7. 00 и 9. 30 (летом в 8. 00 и 10. 30). Исповедь совершается во время Литургии.

Настоятельница - игумения Антония (Филькина)

При монастыре действует странноприимный дом. Заведующая - монахиня Мариам (Байрон).

Описание

Свято-Флоровский Вознесенский монастырь – самый древний женский монастырь города Киева. Первое документальное упоминание о существовании Флоровского монастыря – это грамота 1566 года Сигизмунда ІІ Августа, короля Польши, написанная киевскому князю Константину Константиновичу Острожскому. Но существовал он еще до опустошения Киева Менгли-Гиреем в 1482 году. В грамоте говорилось о передаче прав владения и управления монастырем при церкви святых Флора и Лавра протопопу Якову Гулькевичу и его потомкам-священнослужителям, которые должны были вести там службу по греческому обычаю и закону, т.е. совершать православные богослужения. В 1632 г., при святом Петре (Могиле), Митрополите Киевском, внук протопопа Якова, Иоанн Богуш-Гулькевич, инок Лавры, отказался от своих наследственных прав на Флоровскую обитель в пользу игумении Агафии (Гуменицкой), но при обязательном условии, что монастырь должен принадлежать Православной Церкви.

В 1711 г. по указу Императора Петра I к Флоровскому монастырю был присоединен Вознесенский женский монастырь, основанный в начале XVII века и находившийся напротив Святых врат Лавры (сейчас на этом месте находится бывший арсенал Киево-Печерской крепости). С этого времени начинается расширение Флоровского монастыря. В 1718 году Обитель настиг сильнейший пожар, который уничтожил практически все ее постройки, в том числе и церковь Флора и Лавра. Но монастырь быстро восстановили, благодаря пожертвованиям прихожан, в 1732 году был возведен и освящен каменный Вознесенский храм, являющийся в настоящее время одной из знаменитых святынь и достопримечательностей города Киева.

В 1811 году монастырь вновь подвергся опустошающему пожару, он полностью разорил Подол и Флоровский монастырь. Пожар был такой сильный, что плавились колокола. На восстановление монастыря государственная казна выделила 133 тыс. руб., что позволило заново выстроить Вознесенскую и Трапезную церкви, а на пожертвования прихожан была возведена еще одна новая церковь Воскресения Христова. В 1821 году была надстроена колокольня над святыми вратами монастыря, а в 1844 году освящен каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1835 году монастырю передали во владение Киселевку, на которой была возведена Троицкая церковь в 1857 году. Сама же гора была обнесена каменной оградой.
В 1870 году при обители на собственные средства монастыря была открыта школа для девочек из бедных семей разных сословий. В конце XIX века здесь существовали богадельня и больница. Насчитывалось всего 38 зданий, деревянных и каменных.
Сейчас сохранились колокольня, трехглавый Вознесенский храм с приделом во имя Казанской иконы Божией Матери, церковь св. Николая Мирликийского (до 1857 года она называлась церковью святых Флора и Лавра) и одноглавая церковь-ротонда во имя Воскресения Христова, храм Казанской иконы Божией Матери.
Флоровский монастырь во все времена славился подвижницами благочестия. В XVII-XVIII вв. в нем постригались в монахини женщины, принадлежавшие чаще всего к высшим сословиям. Здесь подвизались в игумении княжна Екатерина Милославская, графиня Апраксина, княгиня Шаховская и др.
Огромный вклад в историю Русской Церкви внесла игумения Флоровского монастыря Смарагда, написавшая очень известную в России книгу «Благоговейные христианские размышления».
В Киевском Флоровском монастыре приняла постриг великая Александра Мельгунова, основательница Серафимо-Дивеевского монастыря.


Флоровский монастырь поражает своим величием и красотой, как внутри так и снаружи. Но внешняя красота это не самое главное, важнее всего та духовная атмосфера, которая царит в каждом здании этого монастыря. Эта обитель несет в себе божественность и преданость православию. Приезжая в Киев, нужно обязательно посетить это место, даже если вы не верующий человек.

Этот монастырь, возможно, не самый заметный и известный в Киеве, но он чуть ли не самый показательный в плане гармоничного функционирования православного монастыря в пределах большого города. Почему православного? Потому что, например во Львове, есть множество монастырей, которые гармонично вливаются в городскую панораму, но это католические монастыри. А вот монастыри православные всегда тянут на себя больше внимания, и функционируют по принципу города в городе. Вроде Киево-Печерскаяой Лавры, или Софии Киевской, или Троицко-Ильинского монастыря в Чернигове. Таких примеров множество. Я не говорю что это плохо, просто обращаю внимание на гармоничность городской среды и хочу отметить, что в этой гармоничности монастыри должны быть заметными и незаметными одновременно. (Незаметные православные монастыри тоже есть, например в Одессе, но это перегиб в другую сторону, когда они просто сливаются с городской средой).

Свято-Вознесенський Флорівський монастир

Монастир на початку 20 століття (видно грушеподібні бані Вознесенського собору)

Вознесенський собор (ліворуч) із шоломоподібними банями (фото кликабельне)

На Подоле немало храмов. Немало и монастырей (бывших и действующих сейчас). Вознесенский Флоровский монастырь один из старейших, крупнейших и наиболее интересных. Он является неотъемлемой частью пейзажа Подола, хотя одновременно это один из самых компактных и самых уютных больших монастырских комплексов в Украине (это когда не одна церковь и не один корпус келий удачно расположены на ограниченном пространстве). Здесь есть и большой собор, и большая колокольня, и три вспомогательных церкви и большие келейные корпуса. И функционирует все это на ограниченном пространстве оживленной деловой части города, с постоянными автомобильными пробками и сотнями (или тысячами) типичных офисных работников.

Когда в Киеве основали монастырь в честь святых Флора и Лавра - неизвестно. В соответствии с некоторыми историческими документами он существовал уже в 1441 году. Затем пал и был восстановлен киевским протопопом Иаковом Гулькевичем, который получил земли обители в пожизненную собственность от польского короля Сигизмунда II в 1566 году. Монастырь тогда уже был женским. В 1632 году внук Гулькевича отказался от прав на монастырские земли, и передал их в подчинение игуменьи Агафьи Гуменицкой. С тех пор обитель существовала как отдельный монастырь, подчиненный Киевской митрополии и Вселенскому (Константинопольскому) патриархату. Но после присоединения Киева к Московии, митрополию почти силой переподчинили патриархату Московскому. Далее о подчинении говорить не будем...

Церква Казанської Богоматері

Трапезна церква

Воскресенська церква

Сначала все здания монастыря (который был очень бедным) были деревянными, поэтому очень страдали от частых пожаров. Лишь в конце 17 века в обители появилась первая каменная постройка - дом настоятельницы.

Расцвет начался в 1711 году, после закрытия Петром I Вознесенского женского монастыря (старейшего женского монастыря Киева), и перевода насельниц в Флоровскую обитель. На месте Вознесенского монастыря впоследствии построили городской арсенал.

Вознесенский монастырь считался самым элитным женским монастырем Киева. Большинство монахинь здесь происходило из княжеских и шляхетских родов. Как отмечал известный французский инженер Боплан (долгое служивший польской короне) монашки (увиденные инженером на прогулках) имеют чрезвычайно красивые лица.

Дзвіниця

Монастирські корпуси (станнє фото кликабельне)

В 1683 году, после назначения игуменьей Вознесенского монастыря Марии-Магдалины Мазепы (Мокиевской) - матери будущего гетмана, начался расцвет обители. Она стала главным центром литургического шитья, расширялась и расстраивалась. Но император Петр закрыл «мазепинский» монастырь. Каменные храмы и здания обители впоследствии были разобраны, ну а монахинь перебросили в Флоровский монастырь.

Флоровскому монастыря перешли и многочисленные имения Вознесенского. С одного из беднейших он стал одним из самых богатых. С 1732 года он стал называться Свято-Вознесенский Флоровский монастырь. Произошло это после окончания строительства Свято-Вознесенского собора - главного храма обители.

Собор возвели в стиле украинского барокко. Интересно, что позднее в церковных кругах этот стиль назвали «архаистической формой, которая соответствует народной строительной традиции». Несколько раз он реставрировался после пожаров. Так в 1811 году пожар уничтожил в храме почти все росписи. Реставрационными работами руководил главный архитектор Киева Андрей Меленский. По его инициативе были восстановлены первоначальные грушевидные, характерные для украинского барокко, купола собора. А вот советские «реставраторы» после разрушения куполов в 1941-43 годах (в период оккупации) не восстановили их форму, поставив на барабаны непонятные шлемовидные завершения. Собор тогда несколько потерял в красоте. Но все равно, это и сейчас один из самых величественных храмов Подола. Особенно впечатляет интерьер здания (который мне сфотографировать не разрешили - не благословляется).

В 1759 году первую каменную постройку монастыря (дом игуменьи) превратили в трапезную церковь (ныне церковь Тихвинской Богоматери). Чуть раньше (в 1740-м) была возведена трехъярусная колокольня, причем два верхних яруса были деревянными.

К концу 18 века большинство зданий Флоровского монастыря оставались деревянными, поэтому страшный пожар 1811 года их уничтожил. Как уничтожил он и верхние ярусы колокольни. Под руководством Меленского была проведена капитальная перестройка монастыря. Построили новые корпуса келий. Двумя каменными ярусами в стиле ампир завершили колокольню (колокольня имела высокий шпиль, искаженный советскими реставраторами). В том же стиле в 1824 году возвели Воскресенскую церковь-ротонду (ныне считается одним из лучших ампирных зданий Киева).

В 1840-44 годах была построена церковь Казанской Богоматери. Автором проекта считается Павел Спарро. Церковь является смесью классицизма и историзма (классицистическое здание дополнено элементами русско-византийской архитектуры).

В 1929 году монастырь закрыли. Троицкую церковь, которая стояла на монастырском кладбище разрушили, а остальные здания раздали разным учреждениям. Так в церкви Казанской Богоматери расположили цех протезного завода, в Вознесенском соборе и Воскресенской церкви - мастерские «Укрпроектреставрации», в келейных корпусах - житлокооператив... Ну и т.д.

Во время немецкой оккупации монастырь снова открыли, в будущем он уже не закрывался (официально), хотя большинство зданий вернули монахиням лишь в 90-е годы прошлого века.

Сейчас обитель можно сказать процветает, даже несмотря на продолжение восстановительных работ во многих зданиях. Это значительный туристический объект, входящий в большинство экскурсионных программ Подола. Советуем посетить этот уголок уюта среди шумного города. Не пожалеете.

Текст и фото Романа Маленкова

К Каменно-Бродскому и Гусевскому монастырю легко доехать на автомобиле по асфальтированным дорогам, которые ведут прямо к воротам обителей, несколько раз в день проходят автобусы.
В отличие от них Кременский Вознесенский мужской монастырь – настоящая пустынь. От города Фролово до него по прямой – тридцать километров. Асфальтированная дорога приводит в хутор Зимовский, а дальше грунтовая дорога – до турбаз нескольких фроловских предприятий, на обрывистом берегу Дона дорога кончается. Купола монастырского храма видны через Дон слева, ниже по течению за поворотом реки. На высоких холмах над монастырем стоят две часовни. Вид на монастырь открывается еще с дороги на подъезде к Зимовскому. Переправы в этом месте не организовано, возможно, монахи опасаются нашествия раздетых и нетрезвых туристов с турбаз. Если договориться с рыбаками - хозяевами лодок, то можно переправиться через Дон и здесь, хотя с турбаз нефтяников и газовиков до него плыть далеко - 2 километра. Прямо напротив монастыря расположена турбаза железнодорожников, к ней можно проехать по извивающимся в пойменных зарослях грунтовым дорогам, если стоит сухая погода. При весенних разливах Дон поднимается до самого хутора Зимовского и лесные дороги надолго – до середины мая становятся непроезжими. Переплыв на лодке на другой берег Дона, встречаешь неожиданное препятствие – заросший залив лежит между берегом и монастырем. Через него надо переплывать на другой лодке – плоскодонке или идти далеко в обход. Летом автобус из Фролово несколько раз в день доезжает до турбаз, в остальное время года трижды в неделю тяжелая вахтовая машина останавливается только в Зимовском, а дальше идет на север – по песчаным дорогам в пойме мимо хуторов Выездинский и Чернополянский до Клетско-Почтовского.

Можно доехать до монастыря и на автомобиле по окружному пути. Если ехать из Волгограда, то проехав Иловлю, через 30 километров нужно свернуть у поселка Лог налево по указателю «Вилтов». Из Фролово тоже нужно доехать (42 километра) до этого поворота. Асфальтированная дорога уходит в пойму Дона, мимо хутора Вилтов к переправе. Небольшой катер «Ветер» толкает тяжелый паром через быстрые донские воды. Переправа легкового автомобиля стоит 50-70 рублей, переправа работает с 7 до 21 часа. Выезжая на правый берег Дона, оказываешься в станице Новогригорьевской со Свято-Троицкой церковью 18 века в центре. Мимо церкви асфальтированная дорога выходит из станицы на север высоко над Доном к хутору Каменский. Сюда автобусы уже не ходят. Над Каменским высятся отвалы карьеров, где добывали щебень и вывозили его на баржах по Дону. Сейчас щебенку копают время от времени для местных нужд. Асфальт в Каменском кончается, за хутором путь преграждает большой овраг, который можно объехать по верхней дороге, которая поднимается серпантином вдоль оврага с северной стороны отвалов карьера. Она из щебенки, поэтому по ней можно проехать и в сырую погоду. Через пять километров такой дороги стоит столб с табличкой «Кременский Вознесенский монастырь», а направо вдоль лесополосы начинается полевая дорога. Через пять километров она выводит на холм, возвышающийся над монастырем и к Святому колодцу в балочке на вершине холма. Если дорога покажется ненадежной (после дождя), можно проехать еще дальше пять километров и выехать на дорогу, которая ведет в монастырь из станицы Кременской. Эта дорога выходит над Доном с другой стороны балки рядом с часовней над могилами семи братьев-монахов, основателей монастыря. От вершины холма и колодца к монастырю ведет очень крутой спуск. Узкую белую полоску меловой дороги видно и от турбаз и даже в хорошую погоду с московской трассы. Справа есть и объездная дорога, усыпанная меловой крошкой и размытая дождями, по которой все же можно проехать. Рейсовые автобусы сюда не ходят, в Каменском всего несколько дворов, жители его работают в карьере, хутором Каменский кончается Иловлинский район. Сам монастырь находится в хуторе Саушкин Кременского сельского поселения Клетского района, но до всех трех окружающих райцентров – Клетской, Иловли и Фролово добраться трудно. Он уже практически нежилой, только на лето приезжают несколько дачников.

На вершине холмов в балочке расположен Святой колодец, по преданию, появивишийся по молитвам братьев монастыря в 1788 на праздник Казанской иконы Божией матери. Постоянно осыпавшиеся склоны балки в прошлом году были обустроены стараниями фроловчан, ими же возведен и новый сруб над колодцем. В этом году устроена и купальня.

Главная достопримечательность монастыря – Вознесенский собор, построенный в начале XVIII века в стиле больших пятиглавых соборов центральной России. Три двухэтажных корпуса былипостроены в середине XIX века. Они сохранялись вплоть до 70-х годов XX века, пока в них размещался психиатрический дом-интернат, потом были заброшены и стали разрушаться. Собор использовался под конюшню, мастерскую, кузницу, для чего были проломаны большие ворота. На месте южного алтаря стояла наковальня. Потом донские хутора обезлюдели, всякое производство прекратилось, закрылся и психиатрический дом-интернат. С начала 90-х годов прихожане из Фролово ездили расчищать развалины монастыря. В Вознесенском соборе, который уже накрыли крышей и восстановили купола, служат редко, сейчас там восстанавливают штукатурку на стенах алтаря.

Из трех корпусов обустроен один, в нем живут братья монастыря, там же устроен и домовый храм. Главная святыня монастыря - Августовская икона Пресвятой Богородицы . Жизнь в возрождающемся монастыре тяжелая - топят дровами, воду носят из Дона. Братья возделывают огород, ловят рыбу, завели корову и поросят. Наместник монастыря игумен Руфин (Иванов) сам печет хлеб.

В километре от монастыря, под холмом с могилами семи братьев, устроен Иоанно-Предтеченский скит, где живут и молятся иеродьякон Георгий и монах Кирилл. 7 июля 2007 года, в праздник Рождества Иоанна Предтечи, группа прихожан из города Фролово во главе с настоятелем протоиереем Феодором Андрощуком, побывала в гостях у монахов, чтобы поздравить их с престольным праздником скита и передать в дар икону святителя Николая Чудотворца. Монахи радушно приняли паломников и после отслуженного молебна, накормили трапезой. За обедом иноки рассказали о своей жизни в скиту. "У нас здесь единение с природой, особенно зимой, звери приходят - волки, лисы, зайцев много, косули есть, - рассказывает монах Кирилл. - На берегу пруда рядом с Доном у нас огород, и рядом с ним в пруду черепахи живут." В скиту три деревянных сруба - келья отца Георгия, трапезная и баня. Над каменной кельей инока Кирилла устроен крошечный храм во имя святого Иоанна Предтечи, в котором двое иноков читают молитвенное правило.

До революции берега Дона были густо населены казаками, на холмах стоят станицы с большими храмами и многочисленные хутора, по реке было оживленное судоходство. Теперь станицы вымирают, храмы стоят без куполов и часто без службы. Автомобильных и железных дорог вдоль Дона нет, судоходство по мелководному Дону нерентабельно, до станиц и райцентров добираются с московской трассы и только там где еще действуют паромные переправы. И Кременско-Вознесенский монастырь, некогда основанный казаками рядом со своими станицами теперь стал настоящей пустынью, отдаленной от суеты современного мира.