В приморье открыли нарвинский тоннель. В приморье открыт первый в россии экологический автомобильный тоннель Нарвинский тоннель в приморье карта
В Приморье в нацпарке «Земля леопарда» 26 марта торжественно открыт Нарвинский тоннель, построенный на трассе Раздольное-Хасан в рамках программы по сохранению популяции дальневосточного леопарда.
Теперь звери, обитающие в национальном парке «Земля леопарда» по разным сторонам дороги Раздольное - Хасан, смогут пересекать эту оживленную автотрассу по верху Нарвинского перевала, в то время как автомашины промчатся по тоннелю.
В торжественном открытии тоннеля приняли участие губернатор Приморья Владимир Миклушевский, заместитель председателя Правительства России, полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев и руководитель Администрации Президента России Сергей Иванов, председатель Наблюдательного совета АНО «Дальневосточные леопарды».
«С помощью тоннеля, с одной стороны, облегчим жизнь автомобилистам, а с другой стороны, так как автодорога проходит сквозь нацпарк «Земля леопарда», дадим возможность диким животным, спокойно ее пересекать, ходить своими историческими маршрутами, - сказал на открытии тоннеля Сергей Иванов.- Я хочу от всей души поблагодарить Юрия Петровича Трутнева, который стоял у истоков этого проекта. Он, как министр по природным ресурсам, всячески его поддерживал. А также выразить благодарность губернатору Приморского края Владимиру Миклушевскому».
WWF России был одной из организаций, в обсуждении природоохранной составляющей развития автомобильной трассы Раздольное-Хасан. Проблема состояла в том, что в связи с реконструкцией автодороги, необходимой для экономического развития Юго-Западного Приморья, возрастала угроза фрагментации последнего участка местообитаний дальневосточного леопарда, единственная в мире популяция которого на тот период насчитывала всего порядка 30-35 особей. При этом дорога отсекает участки площадью около тысячи квадратных километров, или примерно 20-25% оставшегося ареала этого краснокнижного вида. На отрезке от реки Амбы до реки Поймы дорога пересекала федеральный заказник «Барсовый» (в 2013 году вошедший в нацпарк «Земля леопарда»), и проходила по границе заповедника «Кедровая падь».
«Фрагментация ареала - одна из самых серьезных угроз последней популяции дальневосточного леопарда. За последние годы на автотрассе Раздольное-Хасан погибли 3 тигра и . В 2007 году по рекомендации WWF России в порядке эксперимента Примавтодор построил под дорожным полотном 3 подземных перехода для диких животных, - говорит Юрий Дарман, директор Амурского филиала WWF России, к.б.н., заслуженный эколог РФ. - WWF России также подготовил предложения по строительству тоннеля под Нарвинским перевалом и мостов-переходов на Сухановском, Безверховском и Занадворовском перевалах. Никто не верил в реальность этих планов, но благодаря личной поддержке Сергея Иванова и , Нарвинский тоннель стал первым надземным переходом для тигров и леопардов над этой оживленной трассой. А значит, у леопарда есть шанс, что его интересы будут и впредь учитываться при инфраструктурном развитии Юго-Западного Приморья - важнейшего участка «Шелкового пути Китая».
Помимо надземных виадуков, которые должны продолжить систему безопасности для диких животных при пересечении автодороги, как считает WWF России, в местах звериных переходов необходимо установить специальные аншлаги «Осторожно, дикие животные», ограничивающие скорость движения автомобилистов.
См. ВИДЕО : «Открытие тоннеля для леопарда».
Нарвинский тоннель на благо людей и леопардов
© Юрий Смитюк
Юрий Дарман и Юрий Трутнев на открытии Нарвинского тоннеля
© Василий Солкин WWF России
Самым редким кошкам планеты, дальневосточным леопардам, в Приморье теперь не будут мешать автомобили. На территории, где живут хищники, открыт первый в России экологический тоннель - Нарвинский. Работу строителей принял глава администрации Президента Сергей Иванов.
В длину - 575 метров, в ширину около десяти и в высоту пять метров. Нарвинский тоннель прорезает хребет горного перевала, по которому пролегает трасса, соединяющая Владивосток с самым югом Приморья - посёлком Хасан. Теперь люди уступили дорогу леопардам. Дикие кошки смогут беспрепятственно ходить по своей территории – там, где раньше шумели машины.
Это первый экологический тоннель в России. Он построен в рамках программы по сохранению популяции дальневосточного леопарда. Курирует уникальный проект руководитель Администрации Президента Российской Федерации Сергей Иванов. Сегодня он и принимал работу у строителей. Тоннель оснащён самым современным противопожарным и противодымным оборудованием.
"Когда подметали тоннель, поднялась пыль. Эти лучи преломились, и вентиляторы включаются. Сработали – то есть, мы их проверили на практике", - рассказали строители.
В этом месте автодорога долгие годы пересекала пути миграции редчайшего подвида леопардов на земле.
"Здесь живут, в окрестностях этого тоннеля, девять мам. Девять мам- кошек. Наконец-то у них появится возможность спокойно переходить через сопку и не обучать детей правилам дорожного движения", - рассказала директор национального парка "Земля леопарда" Татьяна Барановская.
Национальный парк "Земля леопарда" был создан в Приморье в 2012 году для сохранения редкого хищника. Была усилена охрана, экологи активно подкармливали копытных животных - основной корм леопардов.
"Еще несколько лет назад леопардов было тридцать. Ученые говорили, что это точка невозврата. Но теперь их уже 80 штук", - рассказал руководитель администрации Президента Российской Федерации Сергей Иванов.
Точные данные, говорящие об увеличении популяции леопардов, ученые смогли получить благодаря современным технологиям. В тайге уже несколько лет стоят фото и видеоловушки. Эти кадры - уникальный материал для изучения.
Уже за чашкой чая экологи рассказали Сергею Иванову о судьбе леопарда, которого в прошлом году пограничники нашли раненым в тайге. Зверь попал в петлю и лишился трёх пальцев на правой лапе. Хищник, получивший кличку "Лео-80м" - по номеру в реестре дальневосточных леопардов - уже прошёл курс реабилитации.
Сегодня Лео-80м получил новую кличку - пограничники предложили назвать его Николаем, потому что его нашли в Николаев день. Сейчас пятнистый хищник проходит медкомиссию. По результатам экологи примут решение, выпускать его в лес или нет.
"Для зоопарков очень важна новая кровь, потому что давно она не пополнялась. И этот леопард может стать очень важным для зоопарка, даже, может быть, важнее, чем в дикой природе", - говорит Елена Шевцова, заместитель директора по науке заповедника "Земля леопарда".
В попытках сделать удачное селфи дальневосточный леопард не менее изобретателен, чем человек со смартфоном. К фото- и видеоловушкам на деревьях краскнокнижные кошки привыкли настолько, что некоторые из них не спешат покидать съемочную площадку.
Просторный участок заповедного леса леопарду Тайфуну перешел в наследство от прошлого хозяина этих угодий. Трагическая судьба предшественника даже попала в криминальную хронику. Минувшей осенью самец Меамур перебегал дорогу и угодил под колеса иномарки. ДТП не назовешь рядовым, но за последние годы в результате подобных происшествий погибли уже три уникальных леопарда.
Елена Шевцова , заместитель директора по науке национального парка «Земля леопарда»: «Для животных на самом деле это большая угроза. Они не понимают, что такое машина, что она очень быстро едет, что это угроза, тем более в ночное время, когда машин немного и животные теряют бдительность».
Еще 10 лет назад зоологи заметили, что особенно часто звери пытаются перебежать дорогу в районе Нарвинского перевала. Сотрудники Всемирного фонда дикой природы предложили тогда единственный способ решить проблему прорыть в сопке транспортный туннель, а сам перевал закрыть для движения и отдать его в полное владение животным.
Строители приступили к работе в конце 2000-х. В нынешнем году первый в России экологический коридор протяженностью полкилометра прошел госприемку. Почему на возведение туннеля понадобилось столько времени, наблюдательному совету автономной некоммерческой организации «Дальневосточные леопарды» объяснил его председатель Сергей Иванов. Из-за сложных геологических условий пришлось кардинально корректировать проект. Чтобы оценить результат, глава Администрации президента сделал специальную остановку в Приморье после рабочей поездки в Китай.
Сергей Иванов , руководитель Администрации президента РФ, глава наблюдательного совета некоммерческой организации «Дальневосточные леопарды»: «Сегодня мы, наконец, построили первый в России экологический туннель, который служит автомобилистам, обеспечивает дорожную безопасность и облегчает жизнь нашим красивым зверям, которые живут на Дальнем Востоке, не только леопардам, здесь, кстати, и тигров последнее время стало больше».
Неподалеку от Нарвинского тоннеля экологи видели следы как минимум полдюжины леопардов. Но передвигаться из одного участка тайги в другой приходится не только этим хищникам со здешней пропиской. Многие дикие кошки, причем не только леопарды, но и тигры, гуляют здесь сами по себе в поисках пропитания и временного пристанища. После открытия туннеля их прогулки станут безопаснее. При этом эксперты настаивают, что одним лишь экологическим коридором ограничиваться нельзя.
Павел Фоменко , координатор программы по сохранению биоразнообразия амурского филиала Всемирного фонда дикой природы: «Это должна быть система. Система этих коридоров, которая подразумевает безопасность транзита животных через эту трассу. Уникально все сложилось. Вот он огромный город, рядом через 1215 километров залива находятся редчайшие виды животных».
Как передает корреспондент НТВ Сергей Анцигин , специалисты сошлись во мнении, что зверей необходимо сохранять.
Сегодня, 26 марта, состоялось официальное открытие тоннеля под Нарвинским перевалом в Хасанском районе. Теперь автолюбители Приморского края смогут ездить в Хасанский район, не пересекаясь с маршрутами миграции редчайшей дикой кошки на планете - дальневосточного леопарда, сообщает «Приморская газета».
Открытие в торжественной обстановке производили губернатор Приморского края Владимир Миклушевский вместе с главой администрации президента РФ, председателем Наблюдательного совета АНО «Дальневосточные леопарды» Сергеем Ивановым и полпредом президента на Дальнем Востоке Юрием Трутневым.
Тоннель был трудным ребенком, - подчеркнул губернатор Приморского края Владимир Миклушевский. - Были сложности при строительстве, но приятно, что мы их преодолели. Теперь пути миграции диких животных будут восстановлены. То, что в нашем крае живут самые редкие кошки в мире, налагает на нас особую ответственность по их защите.
Нарвинский тоннель стал подарком Приморью от президента страны к Году экологии
Как отметил глава администрации президента РФ Сергей Иванов, сооружение станет первым в России экологическим тоннелем, созданным для служения и людям, и диким животным.
У меня сегодня праздничное настроение, - заявил Сергей Иванов. - Мы, наконец, открыли первый в России экологический тоннель, который послужит и людям, и диким животным. На все ушло больше трех лет, но важно, что нам удалось осуществить все задуманное, и финансирование (напомню, оно равнялось 1 млрд 800 млн рублей) увеличено не было. Следующий год президент объявил Годом экологии, будем считать тоннель подарком к нему.
Постройка Нарвинского тоннеля завершилась в январе 2016 года. Прокладка первого экологического тоннеля в Российской Федерации затянулась в связи с очень сложными геологическими условиями.
Затем Ростехнадзор провел проверку объекта, результатом которой стало заключение о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Напомним, Нарвинский тоннель общей длиной 575 метров построен в рамках программы по сохранению популяции дальневосточного леопарда. Именно в Хасанском районе обитают эти редкие кошки. Тоннель разведет по разным уровням автомобильную трассу и пути миграции леопардов.
Кроме того, реконструируемый участок автодороги Раздольное - Хасан в районе Нарвинского перевала является составной частью транспортного коридора «Приморье-2» и граничит с государственным природным биосферным заповедником «Кедровая падь» и национальным парком «Земля леопарда».
Экономика
По Нарвинскому тоннелю прошла первая автоколоннаСтроящийся в Хасанском районе Нарвинский автодорожный тоннель - уникальное сооружение не только для Приморья, но и для всего Дальнего Востока. Строители планируют ввести в эксплуатацию объект на трассе Раздольное - Хасан в нынешнем декабре. Как отмечает первый вице-губернатор края Василий Усольцев, основная часть проекта выполнена: впереди строителей ждут монтажные и облицовочные работы.
Сегодня мы завершили бетонирование тоннеля под Нарвинским перевалом. Объект был достаточно сложным: проход у тоннеля осуществляли по скале, у которой во время строительства обнаружилась повышенная трещиноватость. Пришлось переделывать проект, вследствие чего были приняты дополнительные инженерные решения. И проектировщики, и строители с задачей справились.
В подтверждение этих слов в минувшую пятницу по Нарвинскому тоннелю прошла первая автоколонна. Машины, груженные бетоном, устроили тестовый заезд, преодолев 575 метров - такова общая длина тоннеля. Результатами тест-драйва первый вице-губернатор остался доволен:
Сегодня мы приступаем к инженерному обеспечению тоннеля - противопожарными системами, электричеством и т. д. Сейчас у нас такая задача: после того как мы завершим строительные работы здесь, нам останется сделать подходы к тоннелю и облагородить «лицо» портала. Этим мы сейчас занимаемся. И планируем завершить оставшиеся работы достаточно быстро, - заверил Василий Усольцев.
Изначально строительством объекта занималась Тихоокеанская мостостроительная компания (ТМК), но после истории с ее банкротством работу «подхватило» предприятие «Примавтодор».
Мы объединили коллективы, представители ТМК показали себя с самой лучшей стороны, объект сдается с опережением. В будущем специалистов, которые здесь работали, мы сможем переместить на строительство трассы Владивосток - Находка. Там их ждет огромный объем работы - установить 28 искусственных сооружений. Это работа для настоящих профессионалов, - считает Василий Усольцев.
Тоннель строят в несколько смен; в общей сложности на объекте работает около 240 человек. Помимо задач практических этот важный объект поможет справиться с серьезной экологической проблемой.
Тоннель не только позволит жителям и гостям Приморья комфортнее передвигаться по краю, но и будет способствовать сохранению популяции редчайшего зверя - дальневосточного леопарда, - подчеркнул губернатор Приморья Владимир Миклушевский.
Как отмечают в краевой администрации, в Приморье ведется постоянная работа по сохранению редких кошачьих - дальневосточного леопарда и амурского тигра. Популяцию этих видов кошек в регионе удается поддерживать благодаря созданию особо охраняемых природных территорий. В Приморье их десять, общая площадь составляет 1,1 миллиона гектаров.
По данным ученых, численность леопардов в Приморском крае сегодня составляет около 70 особей, в мире - около 80. Нарвинский автотоннель располагается между заказником «Леопардовый» на западе и заповедником «Кедровая падь» на востоке. Он разграничит автомобильную трассу и пути миграции дикой кошки, по ареалу которой сейчас проходит дорога.
Дорога над тоннелем со временем исчезнет, зарастет травой, - пояснил заместитель главного инженера «Примавтодора» Андрей Ильин, - и животные смогут спокойно перемещаться по сохраненному рельефу.
Заместитель главного инженера также подробно рассказал о проделанной и оставшейся работе строителей:
Мы закончили основные работы по бетонированию стен свода и обратного свода, на 90 процентов - первого слоя проезжей части. Больших сложностей уже не предвидится, мы опережаем намеченный график, - комментирует Ильин. - Основной костяк - сотрудники ТМК, которые и раньше здесь работали и за такой короткий срок успели многое сделать. Сейчас оформлены портальные участки подпорной стенки северного и южного портала, в настоящее время идет монтаж технологического оборудования, то есть прокладка кабельно-проводниковой продукции. В ближайшее время мы приступаем к монтажу систем пожаротушения, затем начнутся отделочные работы, будет установлена система огнезащиты. Кроме того, мы оборудуем тоннель шестью реверсными вентиляторами, системами визуализации и сигнализации.
По словам строителей, движение по тоннелю откроется уже в декабре этого года. После того как объект будет введен в эксплуатацию, часть рабочих переведут на строительство трассы Владивосток - Находка. Остальные останутся восстанавливать дороги Хасанского района.
Напомним, Нарвинский тоннель общей длиной 575 метров строится в рамках программы по сохранению популяции дальневосточного леопарда.