В Приморье в нацпарке «Земля леопарда» 26 марта торжественно открыт Нарвинский тоннель, построенный на трассе Раздольное-Хасан в рамках программы по сохранению популяции дальневосточного леопарда.

Теперь звери, обитающие в национальном парке «Земля леопарда» по разным сторонам дороги Раздольное - Хасан, смогут пересекать эту оживленную автотрассу по верху Нарвинского перевала, в то время как автомашины промчатся по тоннелю.

В торжественном открытии тоннеля приняли участие губернатор Приморья Владимир Миклушевский, заместитель председателя Правительства России, полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев и руководитель Администрации Президента России Сергей Иванов, председатель Наблюдательного совета АНО «Дальневосточные леопарды».

«С помощью тоннеля, с одной стороны, облегчим жизнь автомобилистам, а с другой стороны, так как автодорога проходит сквозь нацпарк «Земля леопарда», дадим возможность диким животным, спокойно ее пересекать, ходить своими историческими маршрутами, - сказал на открытии тоннеля Сергей Иванов.- Я хочу от всей души поблагодарить Юрия Петровича Трутнева, который стоял у истоков этого проекта. Он, как министр по природным ресурсам, всячески его поддерживал. А также выразить благодарность губернатору Приморского края Владимиру Миклушевскому».

WWF России был одной из организаций, в обсуждении природоохранной составляющей развития автомобильной трассы Раздольное-Хасан. Проблема состояла в том, что в связи с реконструкцией автодороги, необходимой для экономического развития Юго-Западного Приморья, возрастала угроза фрагментации последнего участка местообитаний дальневосточного леопарда, единственная в мире популяция которого на тот период насчитывала всего порядка 30-35 особей. При этом дорога отсекает участки площадью около тысячи квадратных километров, или примерно 20-25% оставшегося ареала этого краснокнижного вида. На отрезке от реки Амбы до реки Поймы дорога пересекала федеральный заказник «Барсовый» (в 2013 году вошедший в нацпарк «Земля леопарда»), и проходила по границе заповедника «Кедровая падь».

«Фрагментация ареала - одна из самых серьезных угроз последней популяции дальневосточного леопарда. За последние годы на автотрассе Раздольное-Хасан погибли 3 тигра и . В 2007 году по рекомендации WWF России в порядке эксперимента Примавтодор построил под дорожным полотном 3 подземных перехода для диких животных, - говорит Юрий Дарман, директор Амурского филиала WWF России, к.б.н., заслуженный эколог РФ. - WWF России также подготовил предложения по строительству тоннеля под Нарвинским перевалом и мостов-переходов на Сухановском, Безверховском и Занадворовском перевалах. Никто не верил в реальность этих планов, но благодаря личной поддержке Сергея Иванова и , Нарвинский тоннель стал первым надземным переходом для тигров и леопардов над этой оживленной трассой. А значит, у леопарда есть шанс, что его интересы будут и впредь учитываться при инфраструктурном развитии Юго-Западного Приморья - важнейшего участка «Шелкового пути Китая».

Помимо надземных виадуков, которые должны продолжить систему безопасности для диких животных при пересечении автодороги, как считает WWF России, в местах звериных переходов необходимо установить специальные аншлаги «Осторожно, дикие животные», ограничивающие скорость движения автомобилистов.

См. ВИДЕО : «Открытие тоннеля для леопарда».

Нарвинский тоннель на благо людей и леопардов
© Юрий Смитюк

Юрий Дарман и Юрий Трутнев на открытии Нарвинского тоннеля
© Василий Солкин WWF России

Самым редким кошкам планеты, дальневосточным леопардам, в Приморье теперь не будут мешать автомобили. На территории, где живут хищники, открыт первый в России экологический тоннель - Нарвинский. Работу строителей принял глава администрации Президента Сергей Иванов.

В длину - 575 метров, в ширину около десяти и в высоту пять метров. Нарвинский тоннель прорезает хребет горного перевала, по которому пролегает трасса, соединяющая Владивосток с самым югом Приморья - посёлком Хасан. Теперь люди уступили дорогу леопардам. Дикие кошки смогут беспрепятственно ходить по своей территории – там, где раньше шумели машины.

Это первый экологический тоннель в России. Он построен в рамках программы по сохранению популяции дальневосточного леопарда. Курирует уникальный проект руководитель Администрации Президента Российской Федерации Сергей Иванов. Сегодня он и принимал работу у строителей. Тоннель оснащён самым современным противопожарным и противодымным оборудованием.

"Когда подметали тоннель, поднялась пыль. Эти лучи преломились, и вентиляторы включаются. Сработали – то есть, мы их проверили на практике", - рассказали строители.

В этом месте автодорога долгие годы пересекала пути миграции редчайшего подвида леопардов на земле.

"Здесь живут, в окрестностях этого тоннеля, девять мам. Девять мам- кошек. Наконец-то у них появится возможность спокойно переходить через сопку и не обучать детей правилам дорожного движения", - рассказала директор национального парка "Земля леопарда" Татьяна Барановская.

Национальный парк "Земля леопарда" был создан в Приморье в 2012 году для сохранения редкого хищника. Была усилена охрана, экологи активно подкармливали копытных животных - основной корм леопардов.

"Еще несколько лет назад леопардов было тридцать. Ученые говорили, что это точка невозврата. Но теперь их уже 80 штук", - рассказал руководитель администрации Президента Российской Федерации Сергей Иванов.

Точные данные, говорящие об увеличении популяции леопардов, ученые смогли получить благодаря современным технологиям. В тайге уже несколько лет стоят фото и видеоловушки. Эти кадры - уникальный материал для изучения.

Уже за чашкой чая экологи рассказали Сергею Иванову о судьбе леопарда, которого в прошлом году пограничники нашли раненым в тайге. Зверь попал в петлю и лишился трёх пальцев на правой лапе. Хищник, получивший кличку "Лео-80м" - по номеру в реестре дальневосточных леопардов - уже прошёл курс реабилитации.

Сегодня Лео-80м получил новую кличку - пограничники предложили назвать его Николаем, потому что его нашли в Николаев день. Сейчас пятнистый хищник проходит медкомиссию. По результатам экологи примут решение, выпускать его в лес или нет.

"Для зоопарков очень важна новая кровь, потому что давно она не пополнялась. И этот леопард может стать очень важным для зоопарка, даже, может быть, важнее, чем в дикой природе", - говорит Елена Шевцова, заместитель директора по науке заповедника "Земля леопарда".

В попытках сделать удачное селфи дальневосточный леопард не менее изобретателен, чем человек со смартфоном. К фото- и видеоловушкам на деревьях краскнокнижные кошки привыкли настолько, что некоторые из них не спешат покидать съемочную площадку.

Просторный участок заповедного леса леопарду Тайфуну перешел в наследство от прошлого хозяина этих угодий. Трагическая судьба предшественника даже попала в криминальную хронику. Минувшей осенью самец Меамур перебегал дорогу и угодил под колеса иномарки. ДТП не назовешь рядовым, но за последние годы в результате подобных происшествий погибли уже три уникальных леопарда.

Елена Шевцова , заместитель директора по науке национального парка «Земля леопарда»: «Для животных на самом деле это большая угроза. Они не понимают, что такое машина, что она очень быстро едет, что это угроза, тем более в ночное время, когда машин немного и животные теряют бдительность».

Еще 10 лет назад зоологи заметили, что особенно часто звери пытаются перебежать дорогу в районе Нарвинского перевала. Сотрудники Всемирного фонда дикой природы предложили тогда единственный способ решить проблему — прорыть в сопке транспортный туннель, а сам перевал закрыть для движения и отдать его в полное владение животным.

Строители приступили к работе в конце 2000-х. В нынешнем году первый в России экологический коридор протяженностью полкилометра прошел госприемку. Почему на возведение туннеля понадобилось столько времени, наблюдательному совету автономной некоммерческой организации «Дальневосточные леопарды» объяснил его председатель Сергей Иванов. Из-за сложных геологических условий пришлось кардинально корректировать проект. Чтобы оценить результат, глава Администрации президента сделал специальную остановку в Приморье после рабочей поездки в Китай.

Сергей Иванов , руководитель Администрации президента РФ, глава наблюдательного совета некоммерческой организации «Дальневосточные леопарды»: «Сегодня мы, наконец, построили первый в России экологический туннель, который служит автомобилистам, обеспечивает дорожную безопасность и облегчает жизнь нашим красивым зверям, которые живут на Дальнем Востоке, не только леопардам, здесь, кстати, и тигров последнее время стало больше».

Неподалеку от Нарвинского тоннеля экологи видели следы как минимум полдюжины леопардов. Но передвигаться из одного участка тайги в другой приходится не только этим хищникам со здешней пропиской. Многие дикие кошки, причем не только леопарды, но и тигры, гуляют здесь сами по себе в поисках пропитания и временного пристанища. После открытия туннеля их прогулки станут безопаснее. При этом эксперты настаивают, что одним лишь экологическим коридором ограничиваться нельзя.

Павел Фоменко , координатор программы по сохранению биоразнообразия амурского филиала Всемирного фонда дикой природы: «Это должна быть система. Система этих коридоров, которая подразумевает безопасность транзита животных через эту трассу. Уникально все сложилось. Вот он — огромный город, рядом через 12–15 километров залива находятся редчайшие виды животных».

Как передает корреспондент НТВ Сергей Анцигин , специалисты сошлись во мнении, что зверей необходимо сохранять.

Сегодня, 26 марта, состоялось официальное открытие тоннеля под Нарвинским перевалом в Хасанском районе. Теперь автолюбители Приморского края смогут ездить в Хасанский район, не пересекаясь с маршрутами миграции редчайшей дикой кошки на планете - дальневосточного леопарда, сообщает «Приморская газета».

Открытие в торжественной обстановке производили губернатор Приморского края Владимир Миклушевский вместе с главой администрации президента РФ, председателем Наблюдательного совета АНО «Дальневосточные леопарды» Сергеем Ивановым и полпредом президента на Дальнем Востоке Юрием Трутневым.

Тоннель был трудным ребенком, - подчеркнул губернатор Приморского края Владимир Миклушевский. - Были сложности при строительстве, но приятно, что мы их преодолели. Теперь пути миграции диких животных будут восстановлены. То, что в нашем крае живут самые редкие кошки в мире, налагает на нас особую ответственность по их защите.

Нарвинский тоннель стал подарком Приморью от президента страны к Году экологии

Как отметил глава администрации президента РФ Сергей Иванов, сооружение станет первым в России экологическим тоннелем, созданным для служения и людям, и диким животным.

У меня сегодня праздничное настроение, - заявил Сергей Иванов. - Мы, наконец, открыли первый в России экологический тоннель, который послужит и людям, и диким животным. На все ушло больше трех лет, но важно, что нам удалось осуществить все задуманное, и финансирование (напомню, оно равнялось 1 млрд 800 млн рублей) увеличено не было. Следующий год президент объявил Годом экологии, будем считать тоннель подарком к нему.

Постройка Нарвинского тоннеля завершилась в январе 2016 года. Прокладка первого экологического тоннеля в Российской Федерации затянулась в связи с очень сложными геологическими условиями.

Затем Ростехнадзор провел проверку объекта, результатом которой стало заключение о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Напомним, Нарвинский тоннель общей длиной 575 метров построен в рамках программы по сохранению популяции дальневосточного леопарда. Именно в Хасанском районе обитают эти редкие кошки. Тоннель разведет по разным уровням автомобильную трассу и пути миграции леопардов.

Кроме того, реконструируемый участок автодороги Раздольное - Хасан в районе Нарвинского перевала является составной частью транспортного коридора «Приморье-2» и граничит с государственным природным биосферным заповедником «Кедровая падь» и национальным парком «Земля леопарда».

Экономика

По Нарвинскому тоннелю прошла первая автоколонна

Строящийся в Хасанском районе Нарвинский автодорожный тоннель - уникальное сооружение не только для Приморья, но и для всего Дальнего Востока. Строители планируют ввести в эксплуатацию объект на трассе Раздольное - Хасан в нынешнем декабре. Как отмечает первый вице-губернатор края Василий Усольцев, основная часть проекта выполнена: впереди строителей ждут монтажные и облицовочные работы.

Сегодня мы завершили бетонирование тоннеля под Нарвинским перевалом. Объект был достаточно сложным: проход у тоннеля осуществляли по скале, у которой во время строительства обнаружилась повышенная трещиноватость. Пришлось переделывать проект, вследствие чего были приняты дополнительные инженерные решения. И проектировщики, и строители с задачей справились.

В подтверждение этих слов в минувшую пятницу по Нарвинскому тоннелю прошла первая автоколонна. Машины, груженные бетоном, устроили тестовый заезд, преодолев 575 метров - такова общая длина тоннеля. Результатами тест-драйва первый вице-губернатор остался доволен:

Сегодня мы приступаем к инженерному обеспечению тоннеля - противопожарными системами, электричеством и т. д. Сейчас у нас такая задача: после того как мы завершим строительные работы здесь, нам останется сделать подходы к тоннелю и облагородить «лицо» портала. Этим мы сейчас занимаемся. И планируем завершить оставшиеся работы достаточно быстро, - заверил Василий Усольцев.

Изначально строительством объекта занималась Тихоокеанская мостостроительная компания (ТМК), но после истории с ее банкротством работу «подхватило» предприятие «Примавтодор».

Мы объединили коллективы, представители ТМК показали себя с самой лучшей стороны, объект сдается с опережением. В будущем специалистов, которые здесь работали, мы сможем переместить на строительство трассы Владивосток - Находка. Там их ждет огромный объем работы - установить 28 искусственных сооружений. Это работа для настоящих профессионалов, - считает Василий Усольцев.

Тоннель строят в несколько смен; в общей сложности на объекте работает около 240 человек. Помимо задач практических этот важный объект поможет справиться с серьезной экологической проблемой.

Тоннель не только позволит жителям и гостям Приморья комфортнее передвигаться по краю, но и будет способствовать сохранению популяции редчайшего зверя - дальневосточного леопарда, - подчеркнул губернатор Приморья Владимир Миклушевский.

Как отмечают в краевой администрации, в Приморье ведется постоянная работа по сохранению редких кошачьих - дальневосточного леопарда и амурского тигра. Популяцию этих видов кошек в регионе удается поддерживать благодаря созданию особо охраняемых природных территорий. В Приморье их десять, общая площадь составляет 1,1 миллиона гектаров.

По данным ученых, численность леопардов в Приморском крае сегодня составляет около 70 особей, в мире - около 80. Нарвинский автотоннель располагается между заказником «Леопардовый» на западе и заповедником «Кедровая падь» на востоке. Он разграничит автомобильную трассу и пути миграции дикой кошки, по ареалу которой сейчас проходит дорога.

Дорога над тоннелем со временем исчезнет, зарастет травой, - пояснил заместитель главного инженера «Примавтодора» Андрей Ильин, - и животные смогут спокойно перемещаться по сохраненному рельефу.

Заместитель главного инженера также подробно рассказал о проделанной и оставшейся работе строителей:

Мы закончили основные работы по бетонированию стен свода и обратного свода, на 90 процентов - первого слоя проезжей части. Больших сложностей уже не предвидится, мы опережаем намеченный график, - комментирует Ильин. - Основной костяк - сотрудники ТМК, которые и раньше здесь работали и за такой короткий срок успели многое сделать. Сейчас оформлены портальные участки подпорной стенки северного и южного портала, в настоящее время идет монтаж технологического оборудования, то есть прокладка кабельно-проводниковой продукции. В ближайшее время мы приступаем к монтажу систем пожаротушения, затем начнутся отделочные работы, будет установлена система огнезащиты. Кроме того, мы оборудуем тоннель шестью реверсными вентиляторами, системами визуализации и сигнализации.

По словам строителей, движение по тоннелю откроется уже в декабре этого года. После того как объект будет введен в эксплуатацию, часть рабочих переведут на строительство трассы Владивосток - Находка. Остальные останутся восстанавливать дороги Хасанского района.

Напомним, Нарвинский тоннель общей длиной 575 метров строится в рамках программы по сохранению популяции дальневосточного леопарда.