Текущая страница: 1 (всего у книги 26 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Михаил Морозов
Основы первой медицинской помощи. Учебное пособие

© ООО «Издательство „СпецЛит“», 2013

Предисловие

В монографии «Основы первой медицинской помощи» разбираются способы оказания первой медицинской помощи и лечения при травмах и заболеваниях. Прежде чем приступить к изложению клинической характеристики заболевания, автор дает краткие анатомо-физиологические сведения о соответствующих органах и системах, а затем в доступной форме излагает причины, признаки, клинические проявления и способы оказания первой медицинской помощи при различных травмах и заболеваниях. Книга хорошо проиллюстрирована рисунками, выполненными автором и завершается кратким медицинским словарем, включающим более 1500 слов с их толкованием.

Издание учебного пособия следует считать целесообразным и полезным для студентов педагогических вузов, учителей общеобразовательных школ, средних медицинских учебных заведений. Книга представляет определенный интерес для врачей общей практики и специалистов семейной медицины. Объем информации позволит будущим преподавателям школ хорошо ориентироваться в ситуациях, требующих от них владения определенными практическими навыками оказания первой медицинской помощи, и даст возможность передать эти знания школьникам в процессе обучения.

Распространенность травматизма в детских коллективах достаточно высокая и требует от педагогического работника прочных знаний по профилактике травматизма и, в случае беды, умения своевременно и грамотно оказать первую медицинскую помощь. Книга будет полезна и широкому кругу читателей. Она поможет им овладеть необходимыми медицинскими знаниями и применить их в критической ситуации.

Жулев Николай Михайлович , доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой невропатологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования (СПбМАПО)

От автора

Бескорыстно передаю медицинские знания и опыт. Взамен – радость выздоровевшего пациента и больше никаких наград .

М. А. Морозов


Исход многих острых неотложных состояний и тяжелых внезапных повреждений (при транспортных, природных, производственных катастрофах) часто решается в течение нескольких минут после происшествия и зависит от своевременно оказанной первой медицинской помощи. Поэтому очень важно, чтобы любой человек, оказавшийся на месте бедствия, смог оказать эффективную помощь. От этого зачастую может зависеть жизнь пострадавшего. Об этом свидетельствует и опыт зарубежных стран, в которых первую доврачебную помощь оказывают специально обученные парамедики.

В последнее время с экранов телевизоров, по радио, с газетных полос и из других источников идет огромный поток информации о самых разнообразных «целителях» и об их нетрадиционных методах лечения. Они лечат всё: ожирение, рак, порчу, сглаз; очищают организм от шлаков, нормализуют работу сердца, печени и почек. Главное, очень быстро и очень дорого «дарят здоровье» (за один-два сеанса), а то, что это малоэффективно или вообще безрезультативно, не стоит и говорить. Теперь на чужой беде, на чьих-то болезнях можно хорошо заработать. К великому сожалению, на этот путь – в первую очередь деньги, а уж потом здоровье – постепенно стали «скатываться» и медики. Населению не следует быть слишком доверчивым, стоит критически относиться к рекламным речам зазывал. Необходимо повышать медицинскую культуру, приобретать нужные медико-гигиенические знания, чтобы хоть как-то защитить свое здоровье от шарлатанов и жуликов.

Часто человек в течение длительного времени упорно подрывает свое здоровье вредными привычками, нарушает ритм здорового образа жизни, избегает профилактических мероприятий, а когда заболевает, надеется на быстрое исцеление каким-то чудом. К великому сожалению, чудес на свете не бывает. Только в сказке можно добиться быстрого успеха, окропив пострадавшего мертвой и живой водой. В действительности все обстоит куда сложнее. Колдовство, таинство, магическое действие – все это очень интересно, но неэффективно. Человеческий организм – слишком сложная биологическая система: органы, входящие в нее, взаимосвязаны между собой, и их функционирование зависит от многих внешних факторов. Поэтому не верьте сказкам, а серьезно изучайте свой организм и своевременно проводите профилактические мероприятия. А в случае беды воспользуйтесь приемами оказания первой медицинской помощи, в овладении которыми вам может помочь данная книга.

М. А. Морозов

Клятва Гиппократа

Клятва Гиппократа1
Гиппократ. Избранные книги: пер. В. И. Руднева. – М., 1994 – URL: ru.wikipedia.org/wiki/Клятва_Гиппократа#cite_note-7.

– этическое обязательство древнегреческого врача (рис. 1).


Рис. 1 . Гиппократ – древнегреческий врач (460–377 гг. до н. э.)


Она была положена в основу обязательств, принимавшихся врачами многих стран. В разные периоды в различных странах толкование клятвы варьировалось в зависимости от общественного строя. В дореволюционной России «факультетское обещание», подписываемое выпускниками медицинских факультетов, основывалось на Клятве Гиппократа. До развала СССР в медицинских институтах страны принималась «Присяга врача Советского Союза», утвержденная Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1971 году:

«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Принципы оказания первой помощи

Статистика показывает, что и в мирное время на заводах, фабриках, во время сельскохозяйственных работ, на автомагистралях, в домах отдыха, школьных лагерях и т. д. люди нередко получают механические травмы. Их причина – несчастные случаи на производстве, автодорожные происшествия, подвижные игры, детские шалости и многое другое. По опубликованным данным, каждые две минуты на дорогах мира в транспортной катастрофе погибают взрослые и дети, каждые пять секунд кто-то в результате травмы попадает на больничную койку, становится инвалидом. Как же снизить нарастающий уровень травматизма? Как избежать его последствий? Ответ следует искать не только в расширении мероприятий, проводимых по предотвращению травматизма, но и в умении оказывать первую медицинскую помощь, которая примененная своевременно на месте происшествия, может спасти пострадавшего от смерти. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек овладел этими знаниями и при несчастном случае мог их грамотно применить.

Первая медицинская помощь – это комплекс мероприятий, проводимых на месте происшествия и во время доставки пострадавших в лечебное учреждение. Ее могут оказывать пострадавшие сами себе (самопомощь), друг другу (взаимопомощь), а также лица, случайно оказавшиеся на месте происшествия, используя для этих целей стандартные или подручные средства. Действия при оказании первой медицинской помощи относительно несложны, но своевременное и качественное выполнение их во многом предопределяет дальнейшее состояние пострадавшего. В комплекс мероприятий медицинской помощи входят:

– немедленное прекращение воздействия внешних повреждающих факторов (электрический ток, сдавление тяжестями, высокая или низкая температура) и извлечение пострадавшего из неблагоприятных условий (горящий дом, водоем и т. д.);

– оказание первой медицинской помощи пострадавшему в зависимости от характера повреждения: остановка кровотечения, введение обезболивающего вещества, наложение повязки на рану, искусственное дыхание, массаж сердца и т. д.

Правильное и своевременное оказание первой медицинской помощи при ранениях и кровотечениях может спасти жизнь, предупредить развитие осложнений и ускорить выздоровление. При этом следует руководствоваться следующими правилами:

– целесообразность и правильность;

– быстрота;

– решительность, спокойствие и обдуманность действий.

Оказавшись на месте происшествия, человек зачастую располагает только тремя средствами, которые всегда находятся под рукой: «светлая» голова, владеющая минимумом знаний для оказания первой медицинской помощи; «золотые» руки, способные выполнить все, что необходимо в данной ситуации; доброе сердце, которое не позволит оставить пострадавшего в беде.

Иначе говоря, необходимы знания, умение, желание и немного фантазии, а если в распоряжении оказывающего помощь будут еще и дополнительные средства: перевязочный материал, стандартные шины и жгуты, лекарственные препараты и набор простейших медицинских инструментов, – то эта помощь будет еще более эффективной. Однако все это далеко не всегда может оказаться под рукой. В таких случаях следует умело применять импровизированные подручные средства. Так, для наложения повязок и остановки кровотечения можно использовать чистый носовой платок, косынку, шарф, простыню, полотенце, нательное белье, поясной ремень. Для иммобилизации (создания неподвижности) конечностей можно использовать палки, доски, пучки камыша и прутьев, зонтик, линейку и проч. Из лыж, санок и веток деревьев можно изготовить импровизированные носилки. В зависимости от характера повреждения транспортировку пациента осуществляют в соответствующих положениях, которые изображены на рис. 2.

Общее понятие травмы и классификация травм

Травма – это повреждение в организме человека, вызванное внешним воздействием. В зависимости от травмирующего фактора различают травмы механические (переломы, ушибы), термические (ожоги, отморожения), химические, электротравмы, радиационные, комбинированные. Механические травмы могут быть открытые (раны) и закрытые без нарушения целости кожных покровов (ушибы, вывихи, повреждения связок). Различают травмы от обстоятельств в которых они произошли (бытовые, производственные, спортивные, боевые). В зависимости от характера и глубины повреждений различают кожные (ушибы, раны), подкожные (разрывы связок, переломы костей) и полостные повреждения (ушибы, кровоизлияния и разрывы органов в грудной и брюшной полостях, а также в полостях черепа, таза, суставов).

Травмы подразделяются на изолированные, множественные, сочетанные и комбинированные. Изолированная травма – повреждение одного органа или сегмента конечности (например, разрыв печени, перелом бедра, перелом предплечья). Множественная травма – ряд однотипных повреждений конечностей, туловища, головы (например, одновременные переломы двух и более сегментов конечности или множественные раны). Сочетанная травма – повреждение опорно-двигательного аппарата и внутренних органов (например, перелом бедра и разрыв кишки, перелом плеча и ушиб головного мозга, перелом костей таза и разрыв печени). Комбинированная травма – сочетание различных травмирующих факторов, т. е. воздействие механического и немеханического повреждений: химического, термического, радиационного (например, раны и радиоактивное поражение, переломы костей верхней конечности и ожог туловища).



Рис. 2. Способы транспортировки больных при различных повреждениях


Травматизм – совокупность травм, повторяющихся при определенных обстоятельствах (гололед, аварии на промышленных предприятиях, автоаварии и др.) у группы населения за определенный отрезок времени (месяц, квартал, год). Травматизм делят на производственный (связан с производственной деятельностью в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве) и непроизводственный (бытовой ). Кроме того, выделяют спортивный травматизм, который может возникнуть в результате неисправности спортивного инвентаря и снаряжения, плохого состояния места занятий, нечеткой организации занятий, плохой страховки, неподготовленности спортсмена или его переутомления, перетренировки. Для профилактики спортивного травматизма необходимо наладить врачебный контроль, хорошо организовать тренировки и соревнования. Имеет место умышленный травматизм (травма наносится самому себе с целью самоубийства или его симуляции), а также дорожно-транспортный травматизм, который чаще всего возникает при неисправности транспортных средств, плохом качестве автодорог, отсутствии указателей о существующей опасности, несоблюдении правил дорожного движения водителем и пешеходом.

Основными мероприятиями по профилактике травматизма являются правильная организация производства, соблюдение правил техники безопасности, учет всех повреждений с анализом причин и их предотвращением, пропаганда медицинских знаний, улучшение бытовых условий, повышение общей культуры населения, борьба с неумеренным употреблением алкоголя. Очень важным мероприятием по предупреждению травматизма является обучение населения безопасным методам труда, а также правилам безопасного поведения на улице и в быту.

Детский травматизм

Необходимо отдельно сказать о детском травматизме. На его долю приходится до 30 % всех травм. Во многих странах он становится предметом особой озабоченности широкого круга лиц различных специальностей. Причины детского травматизма специфичны. Среди них особую роль играют неблагоустроенность дворовых территорий, улиц, недостатки в организации уроков физкультуры и труда, досуга детей. Однако основной причиной является недостаточная воспитательная работа среди детей, что ведет к отсутствию у них твердых навыков поведения на улице, дома, в школе. В настоящее время от травм и несчастных случаев погибает детей во много раз больше, чем от детских инфекционных заболеваний.

В Санкт-Петербурге за 2001 г. от травм пострадало 92 081 юных жителей города. 60 % из них получили бытовые травмы, в дорожно-транспортных происшествиях пострадало 20 % детей, в школе – 16 %, и спортивный травматизм у детей составил 4 %. В трех случаях из четырех причина травм у детей – безнадзорность. Причем это характерно как для малоимущих семей, так и для обеспеченных. Большую роль в детском травматизме играет халатное отношение взрослых к небезопасным забавам детей. Особое место в детской травме занимает плохая экологическая обстановка мест (химическое производство, радиоактивное загрязнение), где дети бесконтрольно играют, получая химические отравления, лучевые и химические ожоги.

Стремление к познанию окружающего мира для ребенка естественно. Как только малыш начинает самостоятельно передвигаться, его так и тянет всюду засунуть свой любопытный нос. Природное любопытство и гиперактивность могут привести к травме. Раны, ожоги, укусы собаки, петарды, падение с велосипеда – вот частые спутники детского травматизма, а дальше слезы, шок, больница и т. д. Малышу непросто осмыслить, что с ним произошло. Он испытывает страх и сильную боль. В такой ситуации пострадавшему не следует замыкаться на собственных эмоциях. В этот момент как никогда ребенку нужна родительская забота, которая может предупредить нервное потрясение, вызванное травмой или хирургической операцией.

Кожа ребенка имеет свои особенности. Регенерация в ней происходит быстрее. «Строительного материала» для образования рубцовой ткани (коллагена) вырабатывается много. Это, с одной стороны, делает возможным быстрое заживление, а с другой стороны может вызвать образование гипертрофических и келоидных рубцов. Оставшиеся на теле следы всегда будут напоминать ребенку о случившемся. Дети тяжело переживают травму в пубертатном периоде. Особенно критичны подростки к своей внешности и жестоки в оценке других, так как их психика, в силу бурной гормональной перестройки, особенно ранима, а самооценка еще окончательно не сформировалась. Физических и психологических страданий ребенка можно избежать, если предупредить детский травматизм.

Особого внимания заслуживает дорожно-транспортный травматизм. Он характеризуется наиболее тяжелыми повреждениями и последствиями. Дорожно-транспортный травматизм в значительной степени зависит от погодных условий и видимости на дорогах. Одним из факторов, способствующих возникновению дорожно-транспортного происшествия (ДТП), является длительное проживание детей за городом во время летних каникул. По возвращении в город подростки, отвыкшие от интенсивного движения городского транспорта, часто становятся жертвами ДТП. Основными причинами этого травматизма являются: плохая организация дорожного движения, сложные условия на дорогах (плохая видимость, рытвины и ухабы, обледенелость, крутые повороты, спуски и подъемы), нарушение правил уличного движения.

В Санкт-Петербурге за 1981–1991 гг. от дорожно-транспортных происшествий погибло 266 детей и 5452 получило ранения, за 1992–2002 гг. погибло под колесами автомобилей 314 детей и 7330 получили ранения. Наибольшее количество ДТП наблюдается летом и в первые осенние месяцы. Зачастую они происходят в последние дни недели и во второй половине дня. Автодорожные происшествия ночью возникают реже, но травмы, полученные в них, намного тяжелее. Пострадавшие от ДТП имеют множественные и сочетанные повреждения (черепно-мозговые травмы с повреждением опорно-двигательного аппарата и внутренних органов). Самыми частыми ошибками детей, приводящими к авариям на дорогах, являются: переход проезжей части дороги в неустановленном месте и вне зоны действия пешеходного перехода, неожиданный выход ребенка на проезжую часть перед близко идущим транспортом, нарушение правил дорожного движения при управлении велосипедом (табл. 1).


Таблица 1. Данные ГИБДД по Санкт-Петербургу о дорожно-транспортных происшествиях с участием велосипедистов



Взрослые, нарушая правила дорожного движения, не только подвергают себя опасности, но и подают отрицательный пример детям. В подавляющем большинстве случаев дети становятся жертвами нарушений водителями правил дорожного движения (ПДД) (превышение скорости, выезд на встречную полосу, управление транспортом в нетрезвом состоянии).

Повышенную опасность возникновения дорожного травматизма представляют подростки, оказавшись за рулём двухколёсного транспортного средства. Как только потеплеет, Петербург наполняется рёвом двигателей мотоциклов и скутеров. На улицы города выехали потенциальные смертники. У водителей железных коней, кроме каски, другой защиты нет. Любая, даже небольшая, авария может обернуться тяжелейшими травмами. Проехать на красный сигнал светофора или неожиданно свернуть налево перед носом едущего автомобиля – это обычное дело для водителей двухколёсного транспорта. Зачастую управляют мопедами, скутерами, мотоциклами очень молодые люди, в основном школьники. Очень плохо, что сегодня школьник может прийти в обычный супермаркет и купить себе скутер. Не нужно регистрировать железного коня в ГИБДД, если объём двигателя меньше 50 см 3 . Опасная ситуация начинается с места продажи. Неопытные юные водители представляют в первую очередь угрозу для чужих жизней и здоровья. Они имеют смутное представление о правилах дорожного движения и абсолютно непредсказуемы на дорогах. Очень часто мотоциклисты становятся жертвами ДТП. При этом из жизни уходят молодые и даже юные люди. По данным Госавтоинспекции МВД России, абсолютное большинство погибших мотоциклистов составляют молодые мужчины. Чаще всего такие ДТП происходят в тёплое время года. Рост смертности мотоциклистов начинается уже в апреле и существенно снижается только к ноябрю. Самыми опасными днями для мотоциклистов являются выходные.

Для предупреждения автодорожного травматизма водителям двухколесных коней нужно знать несколько простых правил и неукоснительно соблюдать. Водитель должен соблюдать последовательность действий при перестроении: сигнал – зеркало – маневр. Перед началом манёвра нужно предупредить других участников движения, посмотреть в зеркало, нет ли опасности, затем начать перестраиваться. Жизненно важно – ездить в шлеме. Новичкам следует осваивать мотоцикл с объёмом двигателя не более 400 см 3 . Большие мотоциклы – это настоящие «боевые снаряды», и отношение к ним должно быть, как к оружию. Только разумное поведение на дороге сбережёт жизнь водителя и других участников дорожного движения.

В значительной степени детский травматизм является следствием бесконтрольного использования детьми в быту технических и электрических приборов, безнадзорности вне дома, повышенной любознательности, большой подвижности, отсутствия самоконтроля, отсутствия житейского опыта. Среди травм преобладают переломы, ушибы, раны, ожоги, вывихи.

Профилактика детского травматизма – одна из важнейших и сложных проблем, решение которой требует совместных усилий многих ведомств и учреждений, учитывая большую физическую подвижность детей, особенность их психики, непредсказуемость поступков. Подвижные игры и досуг детей должны контролировать взрослые, не оставлять на длительное время детей одних без присмотра. Регулярно должны проводиться беседы по соблюдению ПДД работниками ГИБДД, а также разъяснительные беседы о поведении на улице работниками народного образования, здравоохранения, милиции и других административных и хозяйственных органов.

В профилактике детского травматизма особое значение имеет широкая воспитательная работа среди населения и, в первую очередь, среди детей. Для этой цели в школах необходимо демонстрировать научно-популярные фильмы о несчастных случаях на дорогах, в водоемах с анализом причин и последствий получения травм. В качестве профилактической работы могут выступать и санитарно-просветительные мероприятия в виде бесед с участием травматологов, организаторов здравоохранения, школьных учителей, родителей, работников жилищной службы. Инициаторами этих мероприятий должны быть общественные организации, учителя, воспитатели, медицинские работники и, в первую очередь, родители.

Год выпуска: 2000

Жанр: Первая медицинская помощь

Формат: PDF

Качество: OCR

Описание: Неоказание первой помощи в острых ситуациях (несчастные случаи, острые внезапные заболевания), а часто и отсутствие необходимых условий приводят к тяжелым последствиям, вплоть до летальных исходов. Естественно, медицинские работники могут оказать более квалифицированную первую помощь. Диапазон внезапных заболеваний и несчастных случаев велик, поэтому необходимость оказывать первую медицинскую помощь может возникнуть в любой житейской ситуации.
Как свидетельствуют события последних лет, необходимость оказания первой помощи большому количеству пострадавших может возникнуть при авариях на транспорте, землетрясении, при обвале породы в шахтах, туннелях. Особую опасность представляют аварии на атомных электростанциях и пожары в учреждениях и жилых домах. Межнациональные вооруженные конфликты, ухудшение криминогенной обстановки приводят к массовым ранениям мирного населения.
От своевременно и правильно оказанной помощи зависят жизнь и успех дальнейшего лечения пострадавшего, поэтому прямым гражданским и человеческим долгом каждого человека является умение оказать первую медицинскую помощь.
Учебник «Первая медицинская помощь» для учащихся медицинских училищ позволяет любому человеку легко освоить все приемы первой медицинской помощи и применять их при само- и взаимопомощи.
В учебнике представлена информация о современных принципах оказания медицинской помощи: защита пострадавшего от инфекции, наложение повязки с помощью бинта или подручных средств, остановка кровотечения, иммобилизация области перелома, положение больного при транспортировке.
В книге «Первая медицинская помощь » изложены принципы оказания помощи при наиболее часто встречающихся повреждениях: ожогах, отморожениях, электротравме, ранениях, переломах костей, травмах внутренних органов; при несчастных случаях: отравлениях ядами, угарным газом, грибами, пищевыми продуктами, утоплении, тепловом и солнечном ударе.
Изложены принципы оказания первой медицинской помощи при острых хирургических заболеваниях: остром аппендиците, ущемленной грыже, кишечной непроходимости, острой задержке мочи и др.; при внезапных заболеваниях: инсульте, инфаркте миокарда, отеке легких. Даны рекомендации по оказанию помощи при внезапных родах, а также по уходу за больными и пострадавшими.
Первое издание учебника вышло в 1969 г. При каждом последующем издании вносились изменения и дополнения соответственно достижениям медицины. Претерпело изменения и седьмое издание.
Учебник «Первая медицинская помощь» получил признание среди населения и учащихся медицинских училищ, средних школ, медицинских институтов. В качестве учебного пособия он используется военнослужащими, работниками милиции, пожарной службы, слушателями курсов водителей и гражданской обороны. Следует отметить, что учебник переведен на узбекский, азербайджанский, литовский и латышский языки, издан на английском, французском, португальском и 4 языках Индии.

«Первая медицинская помощь»


Общие принципы оказания первой медицинской помощи
Принципы и методы реанимации. Шок

  1. Терминальные состояния
    1. Нарушения в организме при терминальных состояниях
  2. Задачи реанимации
  3. Реанимация при остановке дыхания
  4. Реанимация при остановке кровообращения
  5. Интенсивная терапия
  6. Организация реанимационной помощи
Первая помощь при ранениях. Асептика и антисептика
  1. Инфицирование ран
  2. Основные принципы оказания первой помощи при ранениях
  3. Особенности оказания первой помощи при ранениях головы, грудной клетки и живота
  4. Основные понятия об асептике и антисептике
    1. Антисептика
      1. Химические антисептические вещества
      2. иологические антисептические вещества
    2. Асептика
      1. Перевязочный материал и его стерилизация
      2. Хирургический инструментарий и его стерилизация
      3. Шприцы, их стерилизация и применение
      4. Обработка рук и обеззараживание перчаток
Десмургия
  1. Мягкие повязки
    1. Техника наложения мягких повязок на отдельные области тела
  2. Жесткие повязки
Первая помощь ври кровотечениях. Переливание крови
  1. Виды кровотечений
  2. Первая помощь при наружных кровотечениях
  3. Первая помощь при внешних и внутренних кровотечениях
  4. Переливание крови
Первая помощь при повреждениях мягких тканей, суставов и костей
  1. Первая помощь при ушибах, растяжениях, разрывах, сдавлениях и вывихах
  2. Первая помощь при переломах
Первая помощь при ожогах и отморожениях
  1. Ожоги
    1. Термические ожоги
    2. Химические ожоги
  2. Отморожения
  3. Замерзание
Первая помощь при несчастных случаях и внезапных заболеваниях
  1. Электротравма и поражение молнией
  2. Утопление, удушение и заваливание землей
  3. Отравление окисью углерода (угарным газом)
  4. Пищевые отравления
  5. Отравления ядохимикатами
  6. Отравления концентрированными кислотами и едкими щелочами
  7. Отравления лекарственными препаратами и алкоголем
  8. Тепловой и солнечный удар
  9. Укусы больных бешенством животных, ядовитых змей и насекомых
  10. Инородные тела уха, носа: глаз, дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта
  11. Острые заболевания органов брюшной полости
  12. Почечная колика и острая задержка мочи
  13. Инсульт (кровоизлияние в мозг). Эпилептический и истерический припадки
  14. Острая сердечная и сосудистая недостаточность
  15. Отек легких
  16. Инфаркт миокарда
  17. Внезапные роды
Уход за больными. Элементы оказания первой помощи
Массовые поражения и организация первой помощи
  1. Массовые военные ранения
    1. Атомное оружие
    2. Химическое оружие
    3. Бактериологическое (биологическое) оружие
  2. Массовые травмы
    1. Первая помощь при травмах на производстве
    2. Первая помощь в сельском хозяйстве
    3. Первая помощь в быту
    4. Первая помощь на транспорте
    5. Первая помощь в спорте
    6. Первая помощь в учреждениях



Практическое пособие


Оказание первой помощи пострадавшим

Практическое пособие


Пособие поможет не растеряться в трудной ситуации участникам ДТП, очевидцам сердечного приступа у больного человека. В книжке перечислены и алгоритмы оказания первой помощи при травматических повреждениях и неотложных состояниях. Таких, как наружное кровотечение при травмах, ранение живота, проникающее ранение грудной клетки, переломы костей и термические ожоги, а также переохлаждение и отморожение. Читатели узнают, как следует правильно вести себя, чтобы на деле помочь тому, кто поражен электрическим током или наглотался воды в реке, а может, стал жертвой серьезного отравления. В пособии есть и рекомендации помощи в случае травм и химических ожогов глаз, укусов ядовитых змей, насекомых, а также при тепловых и солнечных ударах.

1. Первоочередные действия при оказании первой помощи больным и пострадавшим

В первую очередь помощь оказывают тем, кто задыхается, у кого обильное наружное кровотечение, проникающее ранение грудной клетки или живота, кто находится в бессознательном или тяжелом состоянии.

Убедись, что тебе и пострадавшему ничто не угрожает. Используй медицинские перчатки для защиты от биологических жидкостей пострадавшего. Вынеси (выведи) пострадавшего в безопасную зону.

Определи наличие пульса, самостоятельного дыхания, реакции зрачков на свет.

Обеспечь проходимость верхних дыхательных путей.

Восстанови дыхание и сердечную деятельность путем применения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Останови наружное кровотечение.

Наложи герметизирующую повязку на грудную клетку при проникающем ранении.

Только после остановки наружного кровотечения, восстановления самостоятельного дыхания и сердцебиения делай следующее:

Вызови (самостоятельно или с помощью окружающих) "скорую помощь". Наложи асептическую (чистую) повязку на раны.

Обеспечь неподвижность частей тела в местах перелома.

Приложи холод к больному месту (ушиба, перелома, ранения).

Уложи в сохраняющее положение, защити от переохлаждения, дай теплое подсоленное или сладкое питье (не поить и не кормить при отсутствии сознания и травме живота).

2. Порядок проведения сердечно-легочной реанимации

2.1. Правила определения наличия пульса, самостоятельного дыхания и реакции зрачков на свет (признаки "жизни и смерти")

Определи наличие пульса на сонной артерии. (Пульс есть - пострадавший жив.)

Прислушайся к дыханию, установи наличие или отсутствие движений грудной клетки. (Движение грудной клетки есть - пострадавший жив.)

Определи реакцию зрачков на свет, приподнимая верхнее веко обоих глаз. (Зрачки на свету сужаются - пострадавший жив.)

К реанимации приступай только при отсутствии признаков жизни (пункты 1-2-3).

2.2. Последовательность проведения искусственной вентиляции легких

Обеспечь проходимость верхних дыхательных путей. С помощью марли (платка) удали круговым движением пальцев из полости рта слизь, кровь, иные инородные предметы.

Запрокинь голову пострадавшего.(Приподними подбородок, удерживая шейный отдел позвоночника.) Не выполнять при подозрении на перелом шейного отдела позвоночника!

Зажми нос пострадавшего большим и указательным пальцами. Используя устройство для искусственной вентиляции легких типа "рот-устройство-рот", герметизируй полость рта, произведи два максимальных, плавных выдоха ему в рот. Дай две-три секунды на каждый пассивный выдох пострадавшего. Контролируй, приподнимается ли грудь пострадавшего при вдохе и опускается ли при выдохе.

2.3. Правила проведения закрытого (непрямого) массажа сердца

Определи место расположения мечевидного отростка, как показано на рисунке.

Определи точку компрессии на два поперечных пальца выше мечевидного отростка, строго по центру вертикальной оси.

Положи основание ладони на точку компрессии.

Компрессии проводи строго вертикально по линии, соединяющей грудину с позвоночником. Компрессии выполняй плавно, без резких движений, тяжестью верхней половины своего тела.

Глубина продавливания грудной клетки должна быть не менее 3-4 см, 100-110 надавливаний в 1 минуту.

Детям грудного возраста массаж производят ладонными поверхностями второго и третьего пальцев;
- подросткам - ладонью одной руки;
- у взрослых упор делается на основании ладоней, большой палец направлен на голову (на ноги) пострадавшего. Пальцы приподняты и не касаются грудной клетки.

Чередуй два "вдоха" искусственной вентиляции легких (ИВЛ) с 15 надавливаниями, независимо от количества человек, проводящих реанимацию.

Контролируй пульс на сонной артерии, реакцию зрачков на свет (определение эффективности реанимационных мероприятий).

Проводить закрытый массаж сердца нужно только на твердой поверхности!

2.4. Удаление инородного тела из дыхательных путей приемом Геймлиха

Признаки: Пострадавший задыхается (судорожные дыхательные движения), не способен говорить, внезапно становится синюшным, может потерять сознание.

Дети часто вдыхают части игрушек, орехи, конфеты.

Положи младенца на предплечье левой руки, ладонью правой руки хлопни 2-3 раза между лопатками. Переверни младенца вниз головой и подними его за ноги.

Обхвати пострадавшего сзади руками и сцепи их в "замок" чуть выше его пупка, под реберной дугой. С силой резко надави - сложенными в "замок" кистями - в надчревную область. Повтори серию надавливаний 3 раза. Беременным женщинам сдавливать нижние отделы грудной клетки.

Если пострадавший без сознания, сядь сверху на бедра, обеими ладонями резко надави на реберные дуги. Повтори серию надавливаний 3 раза.

Извлеки посторонний предмет пальцами, обернутыми салфеткой, бинтом.Перед извлечением инородного тела изо рта пострадавшего, лежащего на спине, необходимо повернуть голову набок.

ЕСЛИ В ХОДЕ РЕАНИМАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ, СЕРДЦЕБИЕНИЕ НЕ ВОССТАНАВЛИВАЮТСЯ, А ЗРАЧКИ ОСТАЮТСЯ ШИРОКИМИ В ТЕЧЕНИЕ 30-40 МИНУТ И ПОМОЩИ НЕТ, СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ, ЧТО НАСТУПИЛА БИОЛОГИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ ПОСТРАДАВШЕГО.

3. Алгоритмы оказания первой помощи пострадавшим при травматических повреждениях и неотложных состояниях

3.1. Первая помощь при наружном кровотечении

Убедись, что ни тебе, ни пострадавшему ничто не угрожает, надень защитные (резиновые) перчатки, вынеси (выведи) пострадавшего за пределы зоны поражения.

Определи наличие пульса на сонных артериях, наличие самостоятельного дыхания, наличие реакции зрачков на свет.

При значительной кровопотере уложить пострадавшего с приподнятыми ногами.

Останови кровотечение!

Наложи (чистую) асептическую повязку.

Обеспечь неподвижность поврежденной части тела. Положи холод (пакет со льдом) на повязку над раной (на больное место).

Придай пострадавшему устойчивое боковое положение.

Защити пострадавшего от переохлаждения, дай обильное теплое сладкое питье.

Точки прижатия артерий

1.Височная 2.Челюстная 3.Сонная 4.Лучевая 5.Плечевая 6.Подмышечная 7.Бедренная 8.Большеберцовая
На конечностях точка прижатия артерии к кости должна быть выше места кровотечения. На шее и голове - ниже раны или в ране (прижать пальцем).

3.2. Способы временной остановки наружного кровотечения

Зажать кровоточащий сосуд (рану)

Артерию следует сильно прижать мякотью двух-четырех пальцев или кулаком к близлежащим костным образованиям до исчезновения пульса.

Пальцевое прижатие артерии болезненно для пострадавшего и требует большой выдержки и силы от оказывающего помощь. До наложения жгута не отпускай прижатую артерию, чтобы не возобновилось кровотечение. Если начал уставать, попроси кого-либо из присутствующих прижать твои пальцы сверху.

Наложить давящую повязку или выполнить тампонаду раны

Удерживая зажатым сосуд, наложи давящую повязку из сложенных асептических (чистых) салфеток или нескольких туго свернутых слоев марлевого бинта. Тампонада раны: в рану плотно "набить" стерильный бинт, полотенце и т.д., затем прибинтовать к ране.

Если давящая повязка промокает, поверх нее наложи еще несколько плотно свернутых салфеток и крепко надави ладонью поверх повязки.

Наложить кровоостанавливающий жгут

Жгут - крайняя мера временной остановки артериального кровотечения.

Наложи жгут на мягкую подкладку (элементы одежды пострадавшего) выше раны как можно ближе к ней. Подведи жгут под конечность и растяни.

Затяни первый виток жгута и проверь пульсацию сосудов ниже жгута или убедись, что кровотечение из раны прекратилось, а кожа ниже жгута побледнела.

Наложи последующие витки жгута с меньшим усилием, накладывая их по восходящей спирали и захватывая предыдущий виток.

Вложи записку с указанием даты и точного времени под жгут. Не закрывай жгут повязкой или шиной. На видном месте - на лбу - сделай надпись "Жгут" (маркером).

Срок нахождения жгута на конечности 1 час, по истечении которого жгут следует ослабить на 10-15 минут, предварительно зажав сосуд, и снова затянуть, но не более чем на 20-30 минут.

Остановка наружного кровотечения жгутом-закруткой (более травматичный способ временной остановки кровотечения!)

Наложи жгут-закрутку (турникет) из узкосложенного подручного материала (ткани, косынки, веревки) вокруг конечности выше раны поверх одежды или подложив ткань на кожу и завяжи концы его узлом так, чтобы образовалась петля. Вставь в петлю палку (или другой подобный предмет) так, чтобы она находилась под узлом.

Вращая палку, затяни жгут-закрутку (турникет) до прекращения кровотечения.

Закрепи палку бинтом во избежание ее раскручивания. Каждые 15 минут ослабляй жгут во избежание омертвения тканей конечности. Если кровотечение не возобновляется, оставь жгут распущенным, но не снимай его на случай возникновения повторного кровотечения.

3.3. Первая помощь при ранении живота

Нельзя вправлять выпавшие органы в брюшную полость. Запрещено пить и есть! Для утоления чувства жажды смачивай губы.

Вокруг выпавших органов положи валик из марлевых бинтов (защити выпавшие внутренние органы).

Поверх валиков наложи асептическую повязку. Не прижимая выпавшие органы, прибинтуй повязку к животу.

Наложи холод на повязку.

Защити пострадавшего от переохлаждения. Укутай теплыми одеялами, одеждой.

3.4. Первая помощь при проникающем ранении грудной клетки

Признаки: кровотечение из раны на грудной клетке с образованием пузырей, подсасывание воздуха через рану.

При отсутствии в ране инородного предмета прижми ладонь к ране и закрой в нее доступ воздуха. Если рана сквозная, закрой входное и выходное раневые отверстия.

Закрой рану воздухонепроницаемым материалом (герметизируй рану), зафиксируй этот материал повязкой или пластырем.

Придай пострадавшему положение "полусидя". Приложи холод к ране, подложив тканевую прокладку.

При наличии в ране инородного предмета зафиксируй его валиками из бинта, пластырем или повязкой. Извлекать из раны инородные предметы на месте происшествия запрещается!

Вызови (самостоятельно или с помощью окружающих) "скорую помощь", обеспечь доставку пострадавшего в лечебное учреждение.

3.5. Первая помощь при кровотечении из носа

Причины: травма носа (удар, царапина); заболевания (высокое артериальное давление, пониженная свертываемость крови); физическое перенапряжение; перегревание.

Усади пострадавшего, слегка наклони его голову вперед и дай стечь крови. Сожми на 5-10 минут нос чуть выше ноздрей. При этом пострадавший должен дышать ртом!

Предложи пострадавшему сплевывать кровь. (При попадании крови в желудок может развиться рвота.)

Приложи холод к переносице (мокрый платок, снег, лед).

Если кровотечение из носа не остановилось в течение 15 минут - введи в носовые ходы свернутые в рулончик марлевые тампоны.

Если кровотечение в течение 15-20 минут не останавливается, направь пострадавшего в лечебное учреждение.

3.6. Первая помощь при переломах костей

Убедись, что ни тебе, ни пострадавшему ничто не угрожает, вынеси (выведи) пострадавшего за пределы зоны поражения.

При открытых переломах сначала останови наружное кровотечение.

Обеспечь неподвижность места переломов костей с помощью шин или подручных средств (ветка, доска) поверх одежды.

Вызови (самостоятельно или с помощью окружающих) "скорую помощь".

Наложи на рану асептическую повязку. При открытом переломе.

Положи холод (пакет со льдом) на повязку над раной (на больное место).

Укутай пострадавшего теплым (спасательным) одеялом, одеждой.

3.7. Правила иммобилизации (обездвиживания)

Иммобилизация является обязательным мероприятием. Только при угрозе пострадавшему спасателю допустимо сначала перенести пострадавшего в безопасное место.

Иммобилизация выполняется с обездвиживанием двух соседних суставов, расположенных выше и ниже места перелома.

В качестве иммобилизирующего средства (шины) можно использовать плоские узкие предметы: палки, доски, линейки, прутья, фанеру, картон и др. Острые края и углы шин из подручных средств должны быть сглажены. Шину после наложения необходимо зафиксировать бинтами или пластырем. Шину при закрытых переломах (без повреждения кожи) накладывают поверх одежды.

При открытых переломах нельзя прикладывать шину к местам, где выступают наружу костные отломки.

Шину на всем протяжении (исключая уровень перелома) прикрепить к конечности бинтом, плотно, но не очень туго, чтобы не нарушалось кровообращение. При переломе нижней конечности шины накладывать с двух сторон.

При отсутствии шин или подручных средств поврежденную ногу можно иммобилизировать, прибинтовав ее к здоровой ноге, а руку - к туловищу.

3.8. Первая помощь при термических ожогах

Убедись, что тебе ничто не угрожает. Останови (сбей с ног) пострадавшего.

Потуши горящую одежду любым способом (накрой человека покрывалом).

Вызови (самостоятельно или с помощью окружающих) "скорую помощь". Обеспечь доставку пострадавшего в ожоговое отделение больницы.

Вынеси (выведи) пострадавшего за пределы зоны поражения. Орошать место ожога разведенным водой спиртом (1:1), водкой 2-3 минуты (охлаждение, дезинфекция, обезболивание), затем холодной водой 15-30 минут.

Пузыри не вскрывать, прилипшую одежду обрезать вокруг ожоговой раны! Из раны не удалять посторонние предметы и прилипшую одежду! Наложи на ожоговую поверхность стерильную повязку и холод поверх повязки. Дай обильное теплое подсоленное питье (минеральную воду).

3.9. Первая помощь при общем переохлаждении

Вынеси (выведи) пострадавшего за пределы зоны поражения, обеспечив собственную безопасность.

Занеси пострадавшего в теплое помещение или согрей пострадавшего (укутай пострадавшего теплым (спасательным) одеялом, одеждой).

Вызови (самостоятельно или с помощью окружающих) "скорую помощь".

Если пострадавший в сознании, дай обильное горячее сладкое питье. Накорми горячей пищей. Использование алкоголя запрещено!

При признаках собственного переохлаждения борись со сном, двигайся; используй бумагу, пластиковые пакеты и другие средства для утепления своей обуви и одежды; ищи или строй убежище от холода.

3.10. Первая помощь при отморожении

Внеси пострадавшего в теплое помещение.

Укутай отмороженные участки тела в несколько слоев. Нельзя ускорять внешнее согревание отмороженных частей тела. Тепло должно возникнуть внутри с восстановлением кровообращения.

При отморожении использовать масло или вазелин, растирать отмороженные участки тела снегом запрещено.

Укутай пострадавшего в одеяла, при необходимости переодень в сухую одежду.

Дай обильное горячее сладкое питье. Накорми горячей пищей.

Вызови (самостоятельно или с помощью окружающих) "скорую помощь", обеспечь доставку пострадавшего в лечебное учреждение.

3.11. Первая помощь при поражении электрическим током

Обеспечь свою безопасность. Надень сухие перчатки (резиновые, шерстяные, кожаные и т.п.), резиновые сапоги. По возможности отключи источник тока. При подходе к пострадавшему по земле иди мелкими, не более 10 см, шагами.

Сбрось с пострадавшего провод сухим токонепроводящим предметом (палка, пластик). Оттащи пострадавшего за одежду не менее чем на 10 метров от места касания проводом земли или от оборудования, находящегося под напряжением.

Вызови (самостоятельно или с помощью окружающих) "скорую помощь".

Определи наличие пульса на сонной артерии, реакции зрачков на свет, самостоятельного дыхания.

При отсутствии признаков жизни проведи сердечно-легочную реанимацию.

При восстановлении самостоятельного дыхания и сердцебиения придай пострадавшему устойчивое боковое положение.

Если пострадавший пришел в сознание, укрой и согрей его. Следи за его состоянием до прибытия медицинского персонала, может наступить повторная остановка сердца.

3.12. Первая помощь при утоплении

Убедись, что тебе ничто не угрожает. Извлеки пострадавшего из воды. (При подозрении на перелом позвоночника вытаскивай пострадавшего на доске или щите.)

Уложи пострадавшего животом на свое колено, дай воде стечь из дыхательных путей. Обеспечь проходимость верхних дыхательных путей. Очисти полость рта от посторонних предметов (слизь, рвотные массы и т.п.).

Вызови (самостоятельно или с помощью окружающих) "скорую помощь".

Если пульс, дыхание и реакция зрачков на свет отсутствуют - немедленно приступай к сердечно-легочной реанимации. Продолжай реанимацию до прибытия медицинского персонала или до восстановления самостоятельного дыхания и сердцебиения.

После восстановления дыхания и сердечной деятельности придай пострадавшему устойчивое боковое положение. Укрой и согрей его. Обеспечь постоянный контроль за состоянием.

3.13. Первая помощь при черепно-мозговой травме

Остановить кровотечение. Плотно прижми к ране стерильную салфетку. Удерживай ее пальцами до остановки кровотечения. Приложи холод к голове.

Вызови (самостоятельно или с помощью окружающих) "скорую помощь".

Контролируй наличие пульса на сонных артериях, самостоятельного дыхания, реакции зрачков на свет.

При отсутствии пульса на сонных артериях, реакции зрачков на свет, самостоятельного дыхания проводи сердечно-легочную реанимацию до восстановления самостоятельного дыхания и сердцебиения или до прибытия медицинского персонала.

После восстановления дыхания и сердечной деятельности придай пострадавшему устойчивое боковое положение. Укрой и согрей его. Обеспечь постоянный контроль за его состоянием.

3.14. Первая помощь при отравлениях

3.14.1. Первая помощь при пероральных отравлениях (при поступлении токсического вещества через рот)

Срочно вызови бригаду скорой медицинской помощи. Выясни обстоятельства происшедшего (в случае лекарственного отравления предъяви обертки от лекарств прибывшему медицинскому работнику).

Если пострадавший в сознании

Обеспечь промывание желудка. Давай выпить по стакану чистой воды температурой 18-20 С. На один литр воды желательно добавить десертную ложку соли (10 г) и чайную ложку питьевой соды (5 г). После приема каждых 300-500 мл воды следует вызывать рвоту, прикоснувшись пальцами к корню языка. Общий объем принятой жидкости при промывании желудка должен быть не меньше 2500-5000 мл. Промывание желудка проводить до "чистых промывных вод". При отсутствии сознания желудок не промывать!

Раствори в стакане воды 10-20 таблеток активированного угля до состояния кашицы. Дай пострадавшему выпить (в качестве абсорбента).

Если пострадавший без сознания

Определи наличие пульса на сонных артериях, реакции зрачков на свет, самостоятельного дыхания.

Если пульс, дыхание и реакция зрачков на свет отсутствуют, немедленно приступай к сердечно-легочной реанимации.

Уложи пострадавшего в устойчивое боковое положение.

Укутай пострадавшего теплыми одеялами, одеждой.

Вызови (самостоятельно или с помощью окружающих) "скорую помощь", обеспечь доставку пострадавшего в лечебное учреждение.

3.14.2. Первая помощь при ингаляционных отравлениях (при поступлении токсического вещества через дыхательные пути)

Признаки отравления угарным газом: резь в глазах, звон в ушах, головная боль, тошнота, рвота, потеря сознания, покраснение кожи.

Признаки отравления бытовым газом: тяжесть в голове, головокружение, шум в ушах, рвота; резкая мышечная слабость, усиление сердцебиения; сонливость, потеря сознания, непроизвольное мочеиспускание, побледнение (посинение) кожи, поверхностное дыхание, судороги.

Если больной без сознания, определи наличие пульса на сонных артериях, реакции зрачков на свет, самостоятельного дыхания.

Определи наличие сердцебиения самостоятельного дыхания, реакции зрачков на свет. При отсутствии приступай к сердечно-легочной реанимации.

Вызови, поручи окружающим вызвать скорую медицинскую помощь. Обеспечь поступление свежего воздуха, расстегни тесную одежду, придай полусидячее положение.

4.2. Первая помощь при поражениях органов зрения

4.2.1. При попадании инородных тел

Обеспечь доставку пострадавшего в лечебное учреждение.

4.2.2. При химических ожогах глаз

Осторожно раздвинь веки пальцами, обильно промой глаза чистой водой (желательно комнатной температуры). Промывай глаза так, чтобы вода стекала от носа к виску.

Наложи повязку на оба глаза (если не закрыть повязкой оба глаза, то движения здорового глаза будут вызывать движения и боль в пострадавшем глазу). Немедленно обратись в лечебное учреждение.

Передвигаться пострадавший должен только за руку с сопровождающим!

При попадании кислоты можно промыть глаза 2%-м раствором пищевой соды (на стакан кипяченой воды добавить на кончике столового ножа пищевой соды).

При попадании щелочи можно промыть глаза 0,1%-м раствором лимонной кислоты (на стакан кипяченой воды добавить 2-3 капли лимонного сока).

4.2.3. При травмах глаз и век 4.5. Первая помощь при обмороке

Признаки: бледность, внезапная кратковременная потеря сознания.

Уложи пострадавшего на спину с приподнятыми ногами, ослабь галстук, расстегни ворот верхней одежды, ослабь брючный ремень, сними обувь, обеспечь доступ свежего воздуха. Обратиться к врачу для обследования и определения причины обморока.

Если сознание не восстанавливается более 3-5 минут, вызови (самостоятельно или с помощью окружающих) "скорую помощь".

При судорогах удерживай голову и туловище пострадавшего, оберегая от травм.

При восстановлении сознания напои пострадавшего прохладной минеральной или обычной, слегка подсоленной водой.

Вызови (самостоятельно или с помощью окружающих) "скорую помощь" .

(страница 1 из 30)

© ООО «Издательство „СпецЛит“», 2013

Предисловие

В монографии «Основы первой медицинской помощи» разбираются способы оказания первой медицинской помощи и лечения при травмах и заболеваниях. Прежде чем приступить к изложению клинической характеристики заболевания, автор дает краткие анатомо-физиологические сведения о соответствующих органах и системах, а затем в доступной форме излагает причины, признаки, клинические проявления и способы оказания первой медицинской помощи при различных травмах и заболеваниях. Книга хорошо проиллюстрирована рисунками, выполненными автором и завершается кратким медицинским словарем, включающим более 1500 слов с их толкованием.

Издание учебного пособия следует считать целесообразным и полезным для студентов педагогических вузов, учителей общеобразовательных школ, средних медицинских учебных заведений. Книга представляет определенный интерес для врачей общей практики и специалистов семейной медицины. Объем информации позволит будущим преподавателям школ хорошо ориентироваться в ситуациях, требующих от них владения определенными практическими навыками оказания первой медицинской помощи, и даст возможность передать эти знания школьникам в процессе обучения.

Распространенность травматизма в детских коллективах достаточно высокая и требует от педагогического работника прочных знаний по профилактике травматизма и, в случае беды, умения своевременно и грамотно оказать первую медицинскую помощь. Книга будет полезна и широкому кругу читателей. Она поможет им овладеть необходимыми медицинскими знаниями и применить их в критической ситуации.

Жулев Николай Михайлович , доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой невропатологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования (СПбМАПО)

От автора

Бескорыстно передаю медицинские знания и опыт. Взамен – радость выздоровевшего пациента и больше никаких наград .

М. А. Морозов


Исход многих острых неотложных состояний и тяжелых внезапных повреждений (при транспортных, природных, производственных катастрофах) часто решается в течение нескольких минут после происшествия и зависит от своевременно оказанной первой медицинской помощи. Поэтому очень важно, чтобы любой человек, оказавшийся на месте бедствия, смог оказать эффективную помощь. От этого зачастую может зависеть жизнь пострадавшего. Об этом свидетельствует и опыт зарубежных стран, в которых первую доврачебную помощь оказывают специально обученные парамедики.

В последнее время с экранов телевизоров, по радио, с газетных полос и из других источников идет огромный поток информации о самых разнообразных «целителях» и об их нетрадиционных методах лечения. Они лечат всё: ожирение, рак, порчу, сглаз; очищают организм от шлаков, нормализуют работу сердца, печени и почек.

Главное, очень быстро и очень дорого «дарят здоровье» (за один-два сеанса), а то, что это малоэффективно или вообще безрезультативно, не стоит и говорить. Теперь на чужой беде, на чьих-то болезнях можно хорошо заработать. К великому сожалению, на этот путь – в первую очередь деньги, а уж потом здоровье – постепенно стали «скатываться» и медики. Населению не следует быть слишком доверчивым, стоит критически относиться к рекламным речам зазывал. Необходимо повышать медицинскую культуру, приобретать нужные медико-гигиенические знания, чтобы хоть как-то защитить свое здоровье от шарлатанов и жуликов.

Часто человек в течение длительного времени упорно подрывает свое здоровье вредными привычками, нарушает ритм здорового образа жизни, избегает профилактических мероприятий, а когда заболевает, надеется на быстрое исцеление каким-то чудом. К великому сожалению, чудес на свете не бывает. Только в сказке можно добиться быстрого успеха, окропив пострадавшего мертвой и живой водой. В действительности все обстоит куда сложнее. Колдовство, таинство, магическое действие – все это очень интересно, но неэффективно. Человеческий организм – слишком сложная биологическая система: органы, входящие в нее, взаимосвязаны между собой, и их функционирование зависит от многих внешних факторов. Поэтому не верьте сказкам, а серьезно изучайте свой организм и своевременно проводите профилактические мероприятия. А в случае беды воспользуйтесь приемами оказания первой медицинской помощи, в овладении которыми вам может помочь данная книга.

М. А. Морозов

Клятва Гиппократа

Клятва Гиппократа1
Гиппократ. Избранные книги: пер. В. И. Руднева. – М., 1994 – URL: ru.wikipedia.org/wiki/Клятва_Гиппократа#cite_note-7.

– этическое обязательство древнегреческого врача (рис. 1).


Рис. 1 . Гиппократ – древнегреческий врач (460–377 гг. до н. э.)


Она была положена в основу обязательств, принимавшихся врачами многих стран. В разные периоды в различных странах толкование клятвы варьировалось в зависимости от общественного строя. В дореволюционной России «факультетское обещание», подписываемое выпускниками медицинских факультетов, основывалось на Клятве Гиппократа. До развала СССР в медицинских институтах страны принималась «Присяга врача Советского Союза», утвержденная Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1971 году:

«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Принципы оказания первой помощи

Статистика показывает, что и в мирное время на заводах, фабриках, во время сельскохозяйственных работ, на автомагистралях, в домах отдыха, школьных лагерях и т. д. люди нередко получают механические травмы. Их причина – несчастные случаи на производстве, автодорожные происшествия, подвижные игры, детские шалости и многое другое. По опубликованным данным, каждые две минуты на дорогах мира в транспортной катастрофе погибают взрослые и дети, каждые пять секунд кто-то в результате травмы попадает на больничную койку, становится инвалидом. Как же снизить нарастающий уровень травматизма? Как избежать его последствий? Ответ следует искать не только в расширении мероприятий, проводимых по предотвращению травматизма, но и в умении оказывать первую медицинскую помощь, которая примененная своевременно на месте происшествия, может спасти пострадавшего от смерти. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек овладел этими знаниями и при несчастном случае мог их грамотно применить.

Первая медицинская помощь – это комплекс мероприятий, проводимых на месте происшествия и во время доставки пострадавших в лечебное учреждение. Ее могут оказывать пострадавшие сами себе (самопомощь), друг другу (взаимопомощь), а также лица, случайно оказавшиеся на месте происшествия, используя для этих целей стандартные или подручные средства. Действия при оказании первой медицинской помощи относительно несложны, но своевременное и качественное выполнение их во многом предопределяет дальнейшее состояние пострадавшего. В комплекс мероприятий медицинской помощи входят:

– немедленное прекращение воздействия внешних повреждающих факторов (электрический ток, сдавление тяжестями, высокая или низкая температура) и извлечение пострадавшего из неблагоприятных условий (горящий дом, водоем и т. д.);

– оказание первой медицинской помощи пострадавшему в зависимости от характера повреждения: остановка кровотечения, введение обезболивающего вещества, наложение повязки на рану, искусственное дыхание, массаж сердца и т. д.

Правильное и своевременное оказание первой медицинской помощи при ранениях и кровотечениях может спасти жизнь, предупредить развитие осложнений и ускорить выздоровление. При этом следует руководствоваться следующими правилами:

– целесообразность и правильность;

– быстрота;

– решительность, спокойствие и обдуманность действий.

Оказавшись на месте происшествия, человек зачастую располагает только тремя средствами, которые всегда находятся под рукой: «светлая» голова, владеющая минимумом знаний для оказания первой медицинской помощи; «золотые» руки, способные выполнить все, что необходимо в данной ситуации; доброе сердце, которое не позволит оставить пострадавшего в беде.

Иначе говоря, необходимы знания, умение, желание и немного фантазии, а если в распоряжении оказывающего помощь будут еще и дополнительные средства: перевязочный материал, стандартные шины и жгуты, лекарственные препараты и набор простейших медицинских инструментов, – то эта помощь будет еще более эффективной. Однако все это далеко не всегда может оказаться под рукой. В таких случаях следует умело применять импровизированные подручные средства. Так, для наложения повязок и остановки кровотечения можно использовать чистый носовой платок, косынку, шарф, простыню, полотенце, нательное белье, поясной ремень. Для иммобилизации (создания неподвижности) конечностей можно использовать палки, доски, пучки камыша и прутьев, зонтик, линейку и проч. Из лыж, санок и веток деревьев можно изготовить импровизированные носилки. В зависимости от характера повреждения транспортировку пациента осуществляют в соответствующих положениях, которые изображены на рис. 2.

Общее понятие травмы и классификация травм

Травма – это повреждение в организме человека, вызванное внешним воздействием. В зависимости от травмирующего фактора различают травмы механические (переломы, ушибы), термические (ожоги, отморожения), химические, электротравмы, радиационные, комбинированные. Механические травмы могут быть открытые (раны) и закрытые без нарушения целости кожных покровов (ушибы, вывихи, повреждения связок). Различают травмы от обстоятельств в которых они произошли (бытовые, производственные, спортивные, боевые). В зависимости от характера и глубины повреждений различают кожные (ушибы, раны), подкожные (разрывы связок, переломы костей) и полостные повреждения (ушибы, кровоизлияния и разрывы органов в грудной и брюшной полостях, а также в полостях черепа, таза, суставов).

Травмы подразделяются на изолированные, множественные, сочетанные и комбинированные. Изолированная травма – повреждение одного органа или сегмента конечности (например, разрыв печени, перелом бедра, перелом предплечья). Множественная травма – ряд однотипных повреждений конечностей, туловища, головы (например, одновременные переломы двух и более сегментов конечности или множественные раны). Сочетанная травма – повреждение опорно-двигательного аппарата и внутренних органов (например, перелом бедра и разрыв кишки, перелом плеча и ушиб головного мозга, перелом костей таза и разрыв печени). Комбинированная травма – сочетание различных травмирующих факторов, т. е. воздействие механического и немеханического повреждений: химического, термического, радиационного (например, раны и радиоактивное поражение, переломы костей верхней конечности и ожог туловища).



Рис. 2. Способы транспортировки больных при различных повреждениях


Травматизм – совокупность травм, повторяющихся при определенных обстоятельствах (гололед, аварии на промышленных предприятиях, автоаварии и др.) у группы населения за определенный отрезок времени (месяц, квартал, год). Травматизм делят на производственный (связан с производственной деятельностью в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве) и непроизводственный (бытовой ). Кроме того, выделяют спортивный травматизм, который может возникнуть в результате неисправности спортивного инвентаря и снаряжения, плохого состояния места занятий, нечеткой организации занятий, плохой страховки, неподготовленности спортсмена или его переутомления, перетренировки. Для профилактики спортивного травматизма необходимо наладить врачебный контроль, хорошо организовать тренировки и соревнования. Имеет место умышленный травматизм (травма наносится самому себе с целью самоубийства или его симуляции), а также дорожно-транспортный травматизм, который чаще всего возникает при неисправности транспортных средств, плохом качестве автодорог, отсутствии указателей о существующей опасности, несоблюдении правил дорожного движения водителем и пешеходом.

Основными мероприятиями по профилактике травматизма являются правильная организация производства, соблюдение правил техники безопасности, учет всех повреждений с анализом причин и их предотвращением, пропаганда медицинских знаний, улучшение бытовых условий, повышение общей культуры населения, борьба с неумеренным употреблением алкоголя. Очень важным мероприятием по предупреждению травматизма является обучение населения безопасным методам труда, а также правилам безопасного поведения на улице и в быту.

Детский травматизм

Необходимо отдельно сказать о детском травматизме. На его долю приходится до 30 % всех травм. Во многих странах он становится предметом особой озабоченности широкого круга лиц различных специальностей. Причины детского травматизма специфичны. Среди них особую роль играют неблагоустроенность дворовых территорий, улиц, недостатки в организации уроков физкультуры и труда, досуга детей. Однако основной причиной является недостаточная воспитательная работа среди детей, что ведет к отсутствию у них твердых навыков поведения на улице, дома, в школе. В настоящее время от травм и несчастных случаев погибает детей во много раз больше, чем от детских инфекционных заболеваний.

В Санкт-Петербурге за 2001 г. от травм пострадало 92 081 юных жителей города. 60 % из них получили бытовые травмы, в дорожно-транспортных происшествиях пострадало 20 % детей, в школе – 16 %, и спортивный травматизм у детей составил 4 %. В трех случаях из четырех причина травм у детей – безнадзорность. Причем это характерно как для малоимущих семей, так и для обеспеченных. Большую роль в детском травматизме играет халатное отношение взрослых к небезопасным забавам детей. Особое место в детской травме занимает плохая экологическая обстановка мест (химическое производство, радиоактивное загрязнение), где дети бесконтрольно играют, получая химические отравления, лучевые и химические ожоги.

Стремление к познанию окружающего мира для ребенка естественно. Как только малыш начинает самостоятельно передвигаться, его так и тянет всюду засунуть свой любопытный нос. Природное любопытство и гиперактивность могут привести к травме. Раны, ожоги, укусы собаки, петарды, падение с велосипеда – вот частые спутники детского травматизма, а дальше слезы, шок, больница и т. д. Малышу непросто осмыслить, что с ним произошло. Он испытывает страх и сильную боль. В такой ситуации пострадавшему не следует замыкаться на собственных эмоциях. В этот момент как никогда ребенку нужна родительская забота, которая может предупредить нервное потрясение, вызванное травмой или хирургической операцией.

Кожа ребенка имеет свои особенности. Регенерация в ней происходит быстрее. «Строительного материала» для образования рубцовой ткани (коллагена) вырабатывается много. Это, с одной стороны, делает возможным быстрое заживление, а с другой стороны может вызвать образование гипертрофических и келоидных рубцов. Оставшиеся на теле следы всегда будут напоминать ребенку о случившемся. Дети тяжело переживают травму в пубертатном периоде. Особенно критичны подростки к своей внешности и жестоки в оценке других, так как их психика, в силу бурной гормональной перестройки, особенно ранима, а самооценка еще окончательно не сформировалась. Физических и психологических страданий ребенка можно избежать, если предупредить детский травматизм.

Особого внимания заслуживает дорожно-транспортный травматизм. Он характеризуется наиболее тяжелыми повреждениями и последствиями. Дорожно-транспортный травматизм в значительной степени зависит от погодных условий и видимости на дорогах. Одним из факторов, способствующих возникновению дорожно-транспортного происшествия (ДТП), является длительное проживание детей за городом во время летних каникул. По возвращении в город подростки, отвыкшие от интенсивного движения городского транспорта, часто становятся жертвами ДТП. Основными причинами этого травматизма являются: плохая организация дорожного движения, сложные условия на дорогах (плохая видимость, рытвины и ухабы, обледенелость, крутые повороты, спуски и подъемы), нарушение правил уличного движения.

В Санкт-Петербурге за 1981–1991 гг. от дорожно-транспортных происшествий погибло 266 детей и 5452 получило ранения, за 1992–2002 гг. погибло под колесами автомобилей 314 детей и 7330 получили ранения. Наибольшее количество ДТП наблюдается летом и в первые осенние месяцы. Зачастую они происходят в последние дни недели и во второй половине дня. Автодорожные происшествия ночью возникают реже, но травмы, полученные в них, намного тяжелее. Пострадавшие от ДТП имеют множественные и сочетанные повреждения (черепно-мозговые травмы с повреждением опорно-двигательного аппарата и внутренних органов). Самыми частыми ошибками детей, приводящими к авариям на дорогах, являются: переход проезжей части дороги в неустановленном месте и вне зоны действия пешеходного перехода, неожиданный выход ребенка на проезжую часть перед близко идущим транспортом, нарушение правил дорожного движения при управлении велосипедом (табл. 1).


Таблица 1. Данные ГИБДД по Санкт-Петербургу о дорожно-транспортных происшествиях с участием велосипедистов



Взрослые, нарушая правила дорожного движения, не только подвергают себя опасности, но и подают отрицательный пример детям. В подавляющем большинстве случаев дети становятся жертвами нарушений водителями правил дорожного движения (ПДД) (превышение скорости, выезд на встречную полосу, управление транспортом в нетрезвом состоянии).

Повышенную опасность возникновения дорожного травматизма представляют подростки, оказавшись за рулём двухколёсного транспортного средства. Как только потеплеет, Петербург наполняется рёвом двигателей мотоциклов и скутеров. На улицы города выехали потенциальные смертники. У водителей железных коней, кроме каски, другой защиты нет. Любая, даже небольшая, авария может обернуться тяжелейшими травмами. Проехать на красный сигнал светофора или неожиданно свернуть налево перед носом едущего автомобиля – это обычное дело для водителей двухколёсного транспорта. Зачастую управляют мопедами, скутерами, мотоциклами очень молодые люди, в основном школьники. Очень плохо, что сегодня школьник может прийти в обычный супермаркет и купить себе скутер. Не нужно регистрировать железного коня в ГИБДД, если объём двигателя меньше 50 см 3 . Опасная ситуация начинается с места продажи. Неопытные юные водители представляют в первую очередь угрозу для чужих жизней и здоровья. Они имеют смутное представление о правилах дорожного движения и абсолютно непредсказуемы на дорогах. Очень часто мотоциклисты становятся жертвами ДТП. При этом из жизни уходят молодые и даже юные люди. По данным Госавтоинспекции МВД России, абсолютное большинство погибших мотоциклистов составляют молодые мужчины. Чаще всего такие ДТП происходят в тёплое время года. Рост смертности мотоциклистов начинается уже в апреле и существенно снижается только к ноябрю. Самыми опасными днями для мотоциклистов являются выходные.

Для предупреждения автодорожного травматизма водителям двухколесных коней нужно знать несколько простых правил и неукоснительно соблюдать. Водитель должен соблюдать последовательность действий при перестроении: сигнал – зеркало – маневр. Перед началом манёвра нужно предупредить других участников движения, посмотреть в зеркало, нет ли опасности, затем начать перестраиваться. Жизненно важно – ездить в шлеме. Новичкам следует осваивать мотоцикл с объёмом двигателя не более 400 см 3 . Большие мотоциклы – это настоящие «боевые снаряды», и отношение к ним должно быть, как к оружию. Только разумное поведение на дороге сбережёт жизнь водителя и других участников дорожного движения.

В значительной степени детский травматизм является следствием бесконтрольного использования детьми в быту технических и электрических приборов, безнадзорности вне дома, повышенной любознательности, большой подвижности, отсутствия самоконтроля, отсутствия житейского опыта. Среди травм преобладают переломы, ушибы, раны, ожоги, вывихи.