Содержание организации аварийно-спасательных работ


Аварийно-спасательные и другие неотложные работы характеризуются наличием факторов, которые угрожают жизни и здоровью спасателей. Поэтому важно знать основы организации аварийно-спасательных работ, учитывать , чтобы провести все мероприятия быстро, грамотно и без жертв.


Аварийно-спасательные и другие неотложные работы


Аварийно-спасательные работы при ЧС включают в себя поисково-спасательные, газоспасательные, горноспасательные, противофонтанные, медико-санитарные и другие работы. Неотложные работы направлены на оказание пострадавшему населению медицинской, доврачебной и других видов помощи, создание условий для сохранения здоровья и жизни людей.


Во время проведения аварийно-спасательных работ возникают факторы, угрожающие жизни н здоровью людей, поэтому требуется специальная подготовка, экипировка и оснащение служб.


Оснащение АСС и АСФ




Для проведения аварийно-спасательных и других неотложных робот любая аварийная служба и формирование должны иметь необходимое оборудование, средства связи и т.п. Для этого создается , где описываются все особенности оснащения АСС. Любая аварийная служба должна иметь автотранспорт, средства связи, средства индивидуальной защиты, средства оказания первой медицинской и доврачебной помощи. Это важно для своевременного и грамотного проведения аварийно-спасательных работ.


Организация аварийно-спасательных работ


Уровень организации аварийно-спасательных работ во время ликвидации чрезвычайной ситуации зависит от грамотной и слаженной работы начальника объекта, председателя комиссии по ЧС, органа управления (отдел, штаб) и командиров формирований, участвующих в ликвидации АС. Все структуры, входящие в , должны взаимодействовать между собой.


В случае возникновения производственной аварии немедленно оповещаются об опасности рабочие и служащие предприятия. Если имеет место утечка ядовитых веществ, важно вовремя оповестить население, так как, возможно, понадобится эвакуация.


Специфика аварийных и спасательных работ заключается в том, что они должны выполняться в кратчайшие сроки. В одном случае требуется немедленное спасение людей, которые оказались под обломками здания. В другом случае первоочередным действием является ограничение развития авария для предупреждения катастрофических последствий, новых взрывов и серьезных разрушений. Часто нужно быстро восстановить нарушения коммунально-энергетических сетей, таких как газ, тепло, вода, электричество и канализация.



Психическое состояние и поведение людей, вовлеченных в ЧС, будь то непосредственно пострадавшие, их родственники или люди, ставшие случайными свидетелями, изменяется под воздействием чрезвычайной ситуации и отличается от повседневного. Изменения в психическом состоянии и поведении пострадавших, являются одними из самых распространенных последствий ЧС. Причем этим изменениям подвержены не только те люди, которые пострадали физически, но и те, кто не получил травм.

Так, при разрушительном землетрясении в г. Скопле (Югославия), психогенные расстройства различной тяжести наблюдались у всех жителей города. В Ивановской области психогенные расстройства отмечались практически у всех находившихся в зоне действия сильнейшего урагана. Психические реакции людей на чрезвычайную ситуацию могут быть очень разными: в одной ЧС могут быть люди, сохраняющие способность адекватно действовать, люди, на небольшой промежуток времени утратившие способность к адекватному поведению и люди, поведение которых неадекватно и зачастую опасно для них самих или окружающих.

Можно выделить три основные группы психических реакций у пострадавших в ЧС:

Нормальные адаптивные реакции;

Невротические реакции и расстройства;

Реакции и расстройства психотического уровня, сопровождающиеся помрачением сознания, бредом или галлюцинациями.

Тяжесть психических реакций и расстройств зависит от различных групп факторов, однако, чаще всего встречаются нормальные реакции на сильное стрессовое воздействие, реже всего встречаются реакции психотического уровня. По данным различных авторов, тяжелые расстройства и реакции, характеризующиеся помрачением сознания и сопровождающиеся бредом или галлюцинациями, могут встречаться у 2-7% пострадавших.

Независимо от степени тяжести реакций и расстройств, у подавляющего числа пострадавших наблюдаются: частичная или полная утрата способности к целенаправленной деятельности; частичная или полная утрата способности к критической оценке окружающего и своего поведения; частичная или полная утрата способности вступать в контакт с окружающими.

Среди пострадавшего населения преобладает снижение или утрата способности самостоятельно удовлетворить потребности в тепле, пище, безопасности, наблюдается нарушение способности к планированию собственных действий, значительно уменьшается временная перспектива, высока вероятность эмоционального заражения паническими, агрессивными, истерическими реакциями групп пострадавших.

Также важно учитывать, что психологические последствия ЧС могут охватывать значительные отрезки времени, соизмеримые с длительностью жизни человека, в том случае, если пострадавшим не оказывается адекватная психологическая поддержка в кратчайшие сроки после чрезвычайной ситуации. Ряд исследователей отмечает нарушения соматического и психического здоровья в течение 20 лет после перенесенной экстремальной ситуации: рост смертности от разных причин, увеличение числа заболеваний у пострадавших примерно в 2 раза.


Из приведенных примеров и анализа психического состояния и поведения пострадавших в ЧС следуют три важных вывода:

1. Состояние и поведение пострадавших в ЧС таковы, что могут осложнить ведение АСДНР, а также привести к ухудшению состояния пострадавших и к увеличению их количества;

2. Адекватное взаимодействие с пострадавшими позволяет снизить вероятность негативных последствий для психического здоровья пострадавших;

3. Взаимодействие с пострадавшими, которое часто является необходимым при оказании им помощи, может оказать влияние на состояние тех, кто оказывает помощь.

Безусловно, спасатель может оказать влияние и на психическое состояние пострадавших и на их поведение. Так же существуют методы и приемы, позволяющие самому спасателю сохранить высокую работоспособность и свести к минимуму негативное влияние работы в экстремальных условиях на профессиональное здоровье спасателя.

Психическое состояние пострадавших, тяжесть и длительность последствий для их психического и соматического здоровья зависят от многих факторов , которые можно разделить на три группы:

1. Группа факторов, характеризующих ЧС;

2. Группа факторов, характеризующих личностные особенности пострадавших и особенности групп пострадавших;

3. Группа факторов, характеризующих особенности организации помощи.

К группе факторов, характеризующих ЧС, относятся такие ее особенности, как: интенсивность, масштабность, внезапность возникновения, длительность, этап развития и т.д.

Очевидно, что чем более интенсивна, масштабна, внезапна, длительна чрезвычайная ситуация, тем у большего числа пострадавших будут наблюдаться более выраженные изменения в психическом состоянии и поведении пострадавших.

С другой стороны нельзя забывать, что даже при прогнозируемых, локальных ЧС у пострадавших могут возникнуть тяжелые психогенные последствия.

Насколько они будут тяжелы в основном определяет вторая группа факторов, характеризующая личностные особенности пострадавших и особенности групп пострадавших:

Соматическое здоровье, возраст, пол пострадавших;

Подготовленность к ЧС;

Индивидуально-психологические особенности;

Личностный смысл трагического события;

- «коллективное поведение»;

Демографические, этнические особенности населения, социально-экономические и социально-политические особенности ситуации, сложившейся в регионе до ЧС.

Как правило, психологически неустойчивы в ЧС люди, страдающие соматическими заболеваниями, психологически более уязвимы пожилые люди, подростки, юноши и матери с маленькими детьми. У тех пострадавших, у которых ослабленное нервно-психическое здоровье, могут развиться гораздо более тяжелые психогенные последствия ЧС. Тот смысл, который пострадавший приписывает произошедшей ЧС, является важнейшим фактором, оказывающим влияние не только на актуальное состояние человека, но и на дальнейший процесс совладания с ситуацией. Например, медицинские работники хорошо знают, что пострадавший может либо «помогать» оказывать ему помощь, либо наоборот, отказываться «принять» помощь.

Шансы выйти с меньшими потерями из трагической ситуации выше у тех, кто настроен бороться, выжить не смотря ни на что, доказать, что ничто не может помешать человеку реализовать свои планы, воплотить свою мечту и т.д. А тем пострадавшим, кто считает, что произошедшее - окончание всей жизни, конец всего, что дальше ничего хорошего уже не будет, нужна поддержка и помощь в нахождении другого смысла, в нахождении ресурса. Очень важно, что бы человек сам хотел справиться с трудной ситуацией. Но, нужно помнить о том, что мы пострадавшему можем в этом только помочь: сделать это за пострадавшего или вместо него невозможно.

Важным фактором являются этнические особенности групп пострадавших. Например: не секрет, что у одних народностей в большей степени развиты традиции взаимоподдержки и взаимопомощи, чем у других. А возможность получить поддержку (неважно в какой форме) или поддержать другого важна для минимизации психологических последствий ЧС.

К следующей группе факторов, оказывающих значимое влияние на психологическое состояние пострадавших и характеризующих особенности организации помощи, относятся следующие: особенности организации аварийно-спасательных работ (АСР); особенности информационного обеспечения пострадавших; особенности оказания социальной и материальной помощи пострадавшим; характер освещения в СМИ хода аварийно-спасательных и восстановительных работ; отношение различных социальных институтов к пострадавшим.

Учет влияния различных факторов на состояние и поведение пострадавших важен для прогнозирования ситуации и профилактики нежелательных явлений. Проще предотвратить или минимизировать неприятности, чем героически их преодолевать. Когда же АСДНР сопровождаются скоплением значительного числа людей, в той или иной степени вовлеченных в ЧС, прогнозирование динамики психического состояния и поведения пострадавших является не только желательной мерой, но необходимым действием по обеспечению безопасности работ. При участии в ликвидации последствий крупных ЧС за рубежом необходимо также учитывать следующие факторы: культурное и этническое своеобразие страны; история отношений с Россией; наличие межэтнического конфликта и противоборствующих сторон.

У специалистов психогенные расстройства выражаются в снижении эффективности и надежности профессиональной деятельности, увеличении количества ошибок, в том числе приводящих к авариям, нарушениям профессионального здоровья, снижению профессионального долголетия. Постоянная психоэмоциональная нагрузка на специалистов, имеющая место не только при ликвидации последствий ЧС, но и в ходе повседневной трудовой деятельности, оказывает выраженное влияние на здоровье, и проявляется не только функциональными сдвигами, но и развитием заболеваний, даже при небольшом стаже работы по специальности.

Факторы, оказывающие чаще всего негативное воздействие на спасателей, тоже можно разделить на несколько групп: объективные, социально-психологические и индивидуальные.

I. Объективные факторы, характеризующие особенности работы спасателей в ЧС:

1. Климато-географические факторы: характер рельефа местности (значительное возвышение над уровнем моря); неблагоприятный температурный режим в месте проведения работ (очень низкие или высокие температуры), ветра, снега, дожди; смена климатических поясов; смена часовых поясов.

многодневная интенсивная 16-18 часовая физическая нагрузка; низкие вкусовые и энергетические качества питания во время работ по ликвидации последствий ЧС, частое отсутствие горячей пищи и длительные перерывы между приемом пищи во время спасательных работ; отсутствие полноценного отдыха: недостаток сна; частые подъемы ночью по тревоге для выполнения внезапно возникших задач; размещение в неприспособленных для жилья помещениях; отсутствие элементарных санитарно-гигиенических удобств.

3. Особые условия работы: эвакуация трупов; опасность повторных взрывов; работа в загазованном, задымленном помещениях и т.д.; осознание обстановки как угрожающей здоровью и жизни; внезапность: неожиданное изменение обстановки в ходе выполнения задачи; новизна: наличие ранее неизвестных элементов в условиях выполнения задачи или в самой задаче; увеличение темпа действий и сокращение времени на их выполнение; дефицит времени: условия, в которых успешное выполнение задачи невозможно простым увеличением темпа действий, а необходимо изменение структуры деятельности; эмоционально насыщенные межличностные контакты; высокая цена ошибки и т.д.

II. К социально-психологическим факторам, оказывающим влияние на состояние и работоспособность спасателей, относятся следующие: организационно-управленческие недостатки в ходе работы; недостатки в информационном обеспечении: отсутствие, недостаток или противоречивость информации об условиях выполнения, содержания задачи; социально-политические аспекты ситуации работы; освещение работ в СМИ. Нетрудно представить себе, с каким знаком влияет на спасателей негативное освещение в СМИ их работы в сложнейших условиях; напряженная социально-политическая ситуация в регионе; отсутствие координации в работе подразделений; недостаток сил и средств для выполнения поставленной задачи.

Кроме того, значимое влияние оказывают факторы, характеризующее в целом подразделение, в составе которого работает спасатель: уровень профессиональной подготовки специалистов подразделения, их профессиональный опыт; сплоченность подразделения; степень доверия к командованию.

III. Группа факторов, характеризующих индивидуальные особенности, включает: сформированность профессионально важных качеств; мотивация профессиональной деятельности. А также функциональное состояние специалистов в период, предшествующий работе в ЧС и непосредственно в ходе работы. Имеет значение и нагрузка специалиста: количество, спектр и продолжительность аварийно-спасательных работ, в которых принимал участие специалист в последнее время.

У спасателей при воздействии экстремальных факторов наиболее типичной является форма адекватного ответа. Отличительной чертой адекватного типа ответа считает-ся увеличение продуктивности мышления - скорости поиска и оценки возможных выходов из ситуации. Стереотипные, жес-тко детерминированные действия дополняются другими, ос-нованными на вероятностном учете ситуационных изменений, что приводит к изменению или даже смене алгоритма дея-тельности.

  • Подготовка и укомплектование кадрами формирований мс го. Подготовка специалистов дефицитных специальностей
  • Глава 3. Медико-тактическая характеристика поражающих факторов современных видов оружия возможный характер будущей войны
  • Ядерное оружие и его поражающие факторы. Краткая характеристика очага ядерного поражения
  • Поражающие факторы ядерного взрыва
  • Химическое оружие, классификация и краткая характеристика отравляющих веществ
  • Бактериологическое (биологическое) оружие, краткая характеристика токсинов и болезнетворных микробов
  • Обычные средства нападения, высокоточное оружие. Вторичные факторы поражения
  • Структура санитарных потерь по виду, степени тяжести, локализации, характеру поражения. Методика определения возможной величины и структуры санитарных потерь
  • Методика расчета возможных потерь среди населения от обычного и высокоточного оружия в очагах поражения военного времени
  • Приоритеты поражения объектов тыла страны по взглядам командования армии сша
  • Зависимость степени разрушения зданий промышленной и жилой зоны от степени поражения (д)
  • Зависимость величины и структуры потерь среди населения от различной степени поражения города и от степени защищенности населения
  • Прогноз возможных потерь персонала на объектах экономики, продолжающих производственную деятельность в военное время, в зависимости от степени разрушения объекта экономики и от степени защиты служащих
  • Лечебно-эвакуационная характеристика возможных санитарных потерь персонала объектов экономики при применении противником высокоточного оружия (в %)
  • ГлавА 4. Организация защиты населения
  • В военное время
  • Основные принципы, способы и мероприятия
  • По защите населения в военное время
  • Характеристика защитных сооружений
  • Классификация защитных сооружений.
  • Санитарно-гигиенические нормы убежищ
  • Характеристика средств индивидуальной защиты
  • Классификация средств индивидуальной защиты
  • Время пребывания людей в защитной одежде
  • Организация и порядок накопления, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты
  • Эвакуация населения
  • Организация дозиметрического, химического контроля и специальной обработки эвакуируемого населения Дозиметрический контроль
  • Организация группового контроля
  • Организация контроля радиоактивного заражения (загрязнения)
  • Организация химического контроля
  • Специальная обработка
  • Организация медицинского обеспечения эвакуационных мероприятий
  • Медико-психологическое обеспечение населения и спасателей при проведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах массового поражения (заражения)
  • Глава 6. Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при ликвидации последствий нападения противника Понятие о лечебно-эвакуационных мероприятиях. Лэм и их Основные принципы организации
  • Этап медицинской эвакуации, определение, задачи и схема развертывания
  • Виды медицинской помощи – определение, место оказания, оптимальные сроки оказания различных видов, привлекаемые силы и средства
  • Объем медицинской помощи, содержание мероприятий и его зависимость от складывающейся обстановки.
  • Медицинская сортировка пораженных: определение, цель, виды, сортировочные группы, организация работы сортировочной бригады
  • Медицинская эвакуация: определение, цель, принципы организации, способы, требования
  • Основы управления силами и средствами мсго в очагах поражения (заражения) и на этапах эвакуации
  • Глава 7. Работа формирований мсго при ведении спасательных работ в очагах поражения виды медицинской помощи, оказываемой пострадавшим в очагах поражения при ведении спасательных работ
  • Индивидуальный противохимический пакет (ипп-8, 9, 10, 11)
  • Организация работы отряда первой помощи в очаге ядерного поражения
  • Организация отряда
  • Порядок подготовки отряда к работе в мирное время
  • Обязанности руководства отряда
  • Действия при подготовке отряда в «особый период»
  • Действия отряда при ведении спасательных работ в очаге ядерного поражения
  • Примерные нормы площади для подразделений опм
  • Распределительный пост
  • Приемно-сортировочное отделение
  • Приемно-сортировочная для носилочных
  • Приемно-сортировочная для легкопораженных
  • Операционно-перевязочное отделение
  • Противошоковые палаты
  • Госпитальное отделение
  • Отделение частичной санитарной обработки и дезактивации одежды и обуви
  • Отделение медицинского снабжения (аптека)
  • Лабораторное отделение
  • Отделение эвакуации пораженных
  • Хозяйственное отделение
  • Работа сил и средств мсго в очаге химического поражения Организация работы санитарной дружины в очаге химического поражения
  • Особенности работы опм в условиях ликвидации последствий химического нападения Медицинское обслуживание в опм лиц, подозреваемых в контакте с ов
  • Организация работы опм в очагах химического заражения
  • Распределительный пост
  • Медицинское обеспечение тяжелопораженных («носилочных»)
  • Госпитальное отделение
  • Медицинское обеспечение легкопораженных и лиц, подозреваемых в контакте с ов
  • Площадка для ожидания санитарной обработки легкопораженных
  • Отделение санитарной обработки для легкопораженных
  • Терапевтические палаты для легкопораженных
  • Эвакуация легкопораженных в загородную зону
  • Реанимационные (противошоковые) палаты
  • Операционно-перевязочное отделение
  • Психоневрологический изолятор
  • Инфекционный изолятор
  • Лаборатория
  • Очаг химического заражения капельно-жидким ипритом
  • Очаг химического заражения аэрозольным ипритом
  • Особенности работы отряда первой медицинской помощи (опм) в очаге бактериального заражения
  • Работа опм в составе лечебно-профилактического учреждения
  • Работа опм на самостоятельном участке
  • Развертывание временного инфекционного стационара и организация его работы
  • Приемно-сортировочное отделение
  • Госпитальное отделение
  • Лабораторное отделение
  • Отделение медицинского снабжения (аптека)
  • Хозяйственное отделение
  • Режим работы в инфекционном стационаре
  • Медицинский учет и отчетность в отряде
  • Организация управления опм и его взаимодействия с другими формированиями го
  • Глава 8. Организация оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи
  • Место квалифицированной
  • И специализированной медицинской помощи
  • В системе лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных. Силы мс го, предназначенные для оказания этих видов помощи
  • Организация развертывания больничной базы медицинской службы гражданской обороны
  • Организация развертывания и работы головной больницы медицинской службы гражданской обороны
  • Основные сортировочные признаки
  • Организация развертывания и работы многопрофильной больницы медицинской службы гражданской обороны
  • Профилированная больница
  • Травматологическая больница
  • Терапевтическая больница
  • Инфекционная больница
  • Организация медицинской помощи легкопораженным в загородной зоне
  • Хирургический подвижный госпиталь
  • Токсико-терапевтический подвижной госпиталь
  • Инфекционный подвижной госпиталь
  • Бригады специализированной медицинской помощи
  • Глава 9. Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения в военное время
  • Деятельность госсанэпидслужбы в составе сети наблюдения и лабораторного контроля
  • Понятие о карантине и обсервации
  • Задачи и организационная структура санитарно-гигиенических и противоэпидемических формирований
  • Заключение
  • Литература
  • 305041, Г. Курск, ул. К. Маркса, 3.
  • 305041, Г. Курск, ул. К. Маркса, 3. Заказ № 492.
  • Медико-психологическое обеспечение населения и спасателей при проведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах массового поражения (заражения)

    Специфика действий подразделений спасателей по ведению работ в очагах массового поражения обуславливает главную задачу психологической закалки их личного состава – формирование уверенности в выполнении поставленных задач и в надежности СИЗ и специальной техники, воспитание у него самообладания, стойкости и бесстрашия.

    В этих целях организуется и проводится четко спланированная психологическая подготовка.

    Из трех видов психологической подготовки (общая, специальная и целевая) особое значение для спасателей имеют две последних.

    Специальная психологическая подготовка – это систематическая и целеустремленная выработка активности, психологической устойчивости, практическое и теоретическое ознакомление с конкретными опасными ситуациями, вызывающими эмоциональный стресс.

    Специальная психологическая подготовка к выполнению спасательных работ в очагах массового поражения при экстремальной обстановке – это важная задача, успех выполнения которой достигается путем создания всех необходимых условий для проявления подразделениями и каждым спасателем своих творческих возможностей, выработке общей устойчивости их психики при действиях в сложившейся неблагоприятной обстановке.

    Целевая психологическая подготовка – это формирование боевого (активного) психологического состояния, выработка четкой внутренней установки на выполнение спасательных работ в очагах массового поражения. Она осуществляется посредством мер, направленных на повышение активности психики, улучшение работоспособности еще до начала конкретных действий, создание оптимистического настроя. От уровня целевой подготовки зависит объем и качество выполнения личным составом спасательных работ, эффективность использования людских резервов, техники, приборов и снаряжения, настроение и поведение каждого спасателя.

    Воздействие поражающих факторов оружия массового поражения, может привести к гибели промышленно-производственного персонала, спасателей и населения. Знание этого обстоятельства сильно влияет на самочувствие мнительных людей. Они обычно преувеличивают опасность, подозревают ее везде. У них могут появляться сомнения в способности средств обеспечить защиту организма.

    Командирам, начальникам всех степеней и спасателям необходимо формировать у персонала и населения твердую уверенность в надежности средств защиты органов дыхания и кожи, а также в том, что будут своевременно приняты все меры для их спасения и восстановления здоровья.

    Спасателям всегда необходима объективная информация о реальной радиационной, химической, биологической (бактериологической) обстановке.

    Командиру (начальнику) для поддержания психологической устойчивости необходимо:

    – вырабатывать у личного состава готовность к первой встрече с условиями радиационной, химической, биологической опасности;

    – совершенствовать умения расчетов, экипажей, групп и спасателей в выполнении работ в очагах массового поражения;

    – развивать психологическую активность каждого спасателя, его способности выполнять задачи в условиях длительных эмоционально-волевых нагрузок при нахождении на зараженной местности;

    – развивать у личного состава высокую устойчивость психики к работе в условиях радиационного, химического, биологического заражения.

    Очень важным для спасателя является выработка устойчивости и готовности к первой встрече с радиационной, химической и биологической опасностями.

    Данное действие целесообразно проводить по разным направлениям, основными из которых являются:

    – выработка чувства долга и ответственности за выполнение поставленной задачи;

    – мобилизация духовных сил спасателя с учетом поставленных задач в зависимости от условий их выполнения;

    – выработка устойчивости и готовности к первой встрече с очагами радиационного, химического, биологического заражения с помощью активизации профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения конкретной задачи.

    Спасатель должен быть четко ориентирован по ряду вопросов предстоящей работы.

    Особенно необходимо знать виды оружия массового поражения, особенности его воздействия на организм, средства защиты и мероприятия первой медицинской помощи, мастерски владеть техническими средствами и приспособлениями. Умелое владение комплексом перечисленных знаний, навыков и умений позволит спасателю уверенно действовать в очагах массового поражения;

    Каждый спасатель должен осознать важность своего предназначения, внутренние возможности, всегда быть уверен в том, что в любой ситуации есть безопасный выход, возможность сохранить здоровье и успешно выполнить поставленную задачу.

    Особую роль в достижении успеха спасательных работ в очагах массового поражения играет психологическая устойчивость.

    В сложных и опасных условиях спасатель должен быть хладнокровен и расчетлив. От него требуется умение быстро, спокойно и глубоко уяснить задачу, оценить обстановку и принять обоснованное решение.

    Главным источником психологической устойчивости спасателей при действиях в экстремальных условиях является их убежденность в важности выполняемых работ. Навыки, умения, мотивы поведения спасателя, его психологическая устойчивость зависят от того, как он понимает происходящие события, ради чего он ведет спасательные работы в очаге массового поражения.

    Психологическая устойчивость предполагает наличие у спасателя высокого чувства собственного достоинства, известного честолюбия и даже некоторого самолюбия. Чувство человеческого достоинства, благородная гордость собой, глубочайшая уверенность спасателя в необходимости действовать помогают сохранять присутствие духа.

    Спасатель должен быть готов к действиям в сложной радиационной, химической, биологической обстановках. При отсутствии личного опыта пребывания в данной ситуации необходимо ознакомиться с предстоящими условиями и особенностями выполнения задач в очагах массового поражения в целях формирования таких качеств как выдержка, стойкость, выносливость и самообладание.

    Психологическая устойчивость предполагает высокую выучку спасателей, наличие у них необходимых прочных знаний, умений и навыков. Между мастерством спасателя и его психологической устойчивостью имеется прямая зависимость. Когда он обладает прочными знаниями, умениями и навыками, то осуществляет деятельность с меньшими усилиями, увереннее и надежнее.

    Психологическая устойчивость спасателя предполагает наличие у него высоких волевых качеств.

    Высокой психологической устойчивости спасателей сопутствует их физическая закалка. Физически развитые люди могут выполнять в средствах защиты напряженную работу на 30–40% дольше, чем нетренированные.

    Психологическая устойчивость спасателя в значительной мере зависит от того, какова психологическая атмосфера в коллективе, в составе которого он действует.

    Главной задачей практической работы командиров подразделений по специальной и целевой психологической подготовке спасателей является: формирование реального представления о возможных очагах массового поражения. Для формирования правильного, объективного, всестороннего представления об очагах массового поражения (заражения), используются соответствующие занятия по боевой подготовке, изучение необходимых наставлений и памяток, беседы и лекции.

    Разъяснение, показ особенностей ведения спасательных работ в очаге массового поражения должны проводиться не отвлеченно, а в сугубо конкретных условиях и с конкретным ОМП. Личный состав спасательных подразделений должен знать меры оказания первой медицинской помощи. Из этих знаний формируется правильное представление об опасности оружия массового поражения.

    Командиры спасательных подразделений, организуя и проводя предварительную работу с личным составом, должны четко представлять конечную цель деятельности и пути ее достижения.

    Это сводится к следующему:

    – формирование ответственности за выполнение поставленной задачи и чувства долга;

    – направление всей деятельности на конкретную работу;

    – четкое ориентирование на выполнение соответствующей задачи;

    – формирование необходимых навыков и умений для выполнения задачи;

    – воспитание психологического настроя, самоконтроля и самомобилизации;

    – воспитание положительного отношения и установки на высококачественное и полное выполнение задания.

    Другой не менее важной задачей является формирование убеждения о возможности защиты от поражающих факторов ОМП.

    Осведомленность личного состава в положенном объеме о тактико-технических характеристиках средств защиты и их наличии, уверенность в их высоких защитных качествах имеет большое значение для психологической устойчивости спасателей. В этих целях на занятиях по изучению способов и средств защиты от ОМП спасатели детально изучают устройство и защитные свойства противогазов и средств защиты кожи и органов дыхания.

    В ходе изучения СИЗ особое внимание обращается на то, что они надежно и длительное время защищают личный состав от поражающих факторов ОМП.

    На практических занятиях, прежде всего при технической проверке противогазов, спасателей на их личном опыте убеждают в высокой надежности индивидуальных средств защиты. Хорошо также закрепляет уверенность в надежности противогазов последовательное прохождение в нем через волну дыма, созданную при помощи имитационных ядовитых шашек или гранат и т.п.

    Вместе с тем личному составу постоянно разъясняется, что высокая надежность обеспечивается только при условии повседневного внимательного отношения к сбережению средств защиты.

    Важной задачей, возлагаемой на руководителей и спасателей, будет являться поддержание психологической устойчивости среди пострадавших и населения, которое может оказаться в очагах воздействия поражающих факторов ОМП. Основным мероприятием, проводимым руководителями, в данных условиях будет являться выработка у населения и пострадавших уверенности в своевременной и действенной медицинской помощи и помощи по защите от оружия массового поражения.

    Очень важно, чтобы люди поверили в эффективность оказываемой помощи, которая будет осуществляться при ведении спасательных работ в очагах массового поражения. Для этого необходимо, чтобы спасатели умели делать простейшие перевязки, оказывать неотложную помощь, проводить необходимые профилактические мероприятия и имели квалифицированные знания и навыки по порядку и способам применения СИЗ.

    Важным слагаемым элементом психологической устойчивости пострадавших и населения является отношение к людям, выражение сочувствия, личный пример в поведении, забота о первоочередных нуждах.

    Первая психологическая помощь представляет собой систему методов и приемов словесного воздействия со стороны руководителей и спасателей на пострадавших, побывавших в очагах массового поражения, на людей, испытывающих эмоциональную напряженность. К таким методам и приемам можно отнести:

    – устранение факторов, вызывающих эмоциональную напряженность;

    – нахождение руководителей и спасателей в непосредственном контакте с населением;

    – поддержка добрым словом и необходимыми в данной ситуации советами;

    – спокойное рассуждение спасателя, четкие распоряжения, ясные команды;

    – проведение оперативной индивидуальной беседы с целью снятия напряжения;

    – недопущение окриков, пресечение насмешек и грубости с людьми;

    – осуществление контроля за спасателями со стороны медицинских работников и непосредственных командиров.

    При работе с пострадавшими и населением важной задачей спасателей будет являться формирование высокой радиационной, химической, биологической дисциплины.

    Радиационная, химическая и биологическая дисциплина понимается как неуклонное, своевременное и точное выполнение населением, попавшим в зону поражающих ОМП, установленных мероприятий по защите от поражения. К её требованиям относятся: своевременное использование индивидуальных средств защиты, неукоснительное выполнение отданных распоряжений, строгое соблюдение порядка и правил поведения на зараженной местности.

    Психические расстройства наблюдаются достаточно часто у спасателей и населения.

    Санитарные потери по особенностям психопатологической клинической картины целесообразно разделять по степени тяжести на легкие, средние и тяжелые. Практически все лица с психическими расстройствами, независимо от степени тяжести клинической картины, нуждаются в доврачебной помощи; первая врачебная помощь необходима 65% пострадавших с легкими и до 100% - с тяжелыми психогениями. При этом, как показывают расчеты, в специализированной медико-психологической помощи нуждаются 25% пострадавших с невротическими реакциями, 75% - с психическими расстройствами средней тяжести и 100% - с тяжелыми. Сроки лечения этих групп различны: до 10 суток практически для всех пострадавших с легкими психогениями и более двух месяцев для лиц с реактивными психозами. Наибольшие затруднения возникают при организации первой медицинской и доврачебной помощи пострадавшим. Первоочередной задачей в этих случаях является выявление пострадавших с острым психомоторным возбуждением, обеспечение безопасности их и окружающих, ликвидация обстановки растерянности, исключение возможности возникновения массовых панических реакций. Спокойные, уверенные действия лиц, оказывающих помощь, имеют особенно большое успокаивающее значение для той части населения, у которой будут иметь место субшоковые (субаффектные) психогенные реакции. Эффективность мероприятий первой медицинской и доврачебной помощи обусловлена подготовленностью медицинского персонала и наличием необходимых медикаментозных средств.

    Для организации и оказания экстренной квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным с острыми реактивными психозами используются психиатрические БСМП. Они создаются на базе психиатрических больниц и диспансеров.

    В состав бригады входят: руководитель бригады (врач-психиатр) – 1, врач (психиатр) – 1, врач-психофизиолог – 1, медицинские сестры – 2, всего – 5 человек.

    Объём медицинской помощи психотерапевтической бригады включает:

    Дифференциально-диагностическая оценка психических расстройств;

    Купирование реактивных состояний в очаге;

    Адекватная эвакуация пораженных с реактивными психозами и выраженными невротическими расстройствами до их эвакуации;

    Лечение пораженных в специализированных медицинских и лечебно-профилактических учреждениях;

    Профилактика невротических, астенических, психосоматических расстройств среди пострадавшего населения и спасателей.

    За 12ч работы бригада может оказать помощь 50-100 пораженным.

    Всех пострадавших с психотическими расстройствами, и в первую очередь лиц, находящихся в состоянии психомоторного возбуждения (особенно раненых), желательно эвакуировать санитарным транспортом в положении лежа, фиксированными к носилкам и обязательно с сопровождающим. На первый этап медицинской эвакуации пострадавшие могут поступать в состоянии физического ограничения. Пострадавшие с психогениями, как правило, отрицательно реагируют на меры стеснения, к которым следует прибегать только в случаях крайней необходимости (агрессивное поведение, выраженное возбуждение, стремление к самоповреждениям). Ограничить меры стеснения в этих случаях можно путем внутримышечного применения одного из медикаментозных средств, снимающих возбуждение: 2,5% аминазина - 2,0-3,0 мл; 2,5% тизерцина - 2,0-3,0 мл; 0,1% феназепама - 2,0 мл; 0,5% диазепама (сибазон, седуксен, реланиум) -2,0-3,0 мл.

    Инъекции успокаивающих средств при необходимости повторяют 2-3 раза в сутки и обязательно производят за 20 - 30 мин перед эвакуацией возбужденные больных на ЭМЭ психоневрологический стационар. У некоторых пострадавших с психическими расстройствами могут иметь место побочные явления, связанные с приемом психофармакологических препаратов (нарушения со стороны сердечно-сосудистой и других систем организма). Поэтому в необходимых случаях следует сочетать применение психотропных средств с сердечно-сосудистыми средствами и дыхательными аналептиками. При пароксизмальных дискинезиях вводят внутримышечно 1-2 мл 10% раствора кофеин-бензоната натрия. Для купирования побочных явлений можно применять циклодол (мидантан, ромпаркин, паркопан) начиная с 2 мг до 12 мг в сутки.

    Необходимо специально остановиться на организации работы психоизолятора. Для его размещения желательно выделять помещение вблизи сортировочно-эвакуационного отделения на первом этаже с отдельным входом, с запорами на дверях и решетками на оконных рамах. В случае невозможности может быть использована и специально оборудованная палатка или другое подходящее помещение. Пострадавшие размещаются в психоизоляторе на кроватях или носилках, фиксированных к «козлам», а в случае их отсутствия - на нарах или на полу, укрытом подстилочным материалом. Для введения различных медикаментозных средств желательно использовать шприц-тюбики. Пострадавшие с выраженной симптоматикой при отсутствии отчетливых нарушений сознания, мышления, двигательной сферы, эмоциональных расстройств могут задерживаться на первом этапе медицинской эвакуации на короткий срок (до суток) для врачебного наблюдения. В случае выздоровления (улучшения состояния) они возвращаются к выполнению обычных обязанностей.

    Выделение такой группы, которая может быть весьма представительной, чрезвычайно важно. Во-первых, это обеспечивает возможность дополнительного подключения к спасательным и неотложным аварийно-восстановительным работам значительного числа людей, во-вторых, исключается нерациональное расходование эвакуационно-транспортных средств для их эвакуации на больничную базу, в-третьих, существенно снижает загрузку психоневрологических больниц.

    Все лица с нарушениями сознания, мышления, с двигательным беспокойством, выраженной депрессией после оказания первой врачебной помощи подлежат направлению в психоневрологический стационар. Эвакуация пострадавших в психиатрический стационар должна вестись специальным санитарным или приспособленным для этих целей транспортом. Крайне желательно, чтобы с каждой машиной следовал сопровождающий медицинский персонал, обеспеченный необходимыми медикаментами (аминазин, тизерцин, димедрол, готовые литические смеси и др.), стерильными шприцами и иглами, предметами ухода за больными, перевязочным материалом, питьевой водой. Особую группу составляют пострадавшие, у которых наряду с основным поражением (травмой, ожогом, интоксикацией, радиационным поражением) имеются и психические расстройства. Они должны эвакуироваться в соответствующие профилированные больницы после оказания им необходимой помощи, направленной на ликвидацию (профилактику) нервно-психических нарушений.

    Для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи и лечения контуженых и пораженных, имеющих психические и нервные расстройства, создаются психоневрологические больницы.

    Они развертываются на базе существующих психиатрических больниц, психоневрологических диспансеров со стационарами, а также сельских участковых больниц терапевтического профиля при обязательном усилении их врачами-психиатрами. Кроме оказания медицинской помощи и лечения, специалисты этой больницы осуществляют экспертизу больных с расстройствами нервнопсихических функций.

    Вопросы и задания

      Расскажите о порядке перевода МС ГО на военное положение.

      Расскажите о мероприятиях МС ГО, проводимых при введении общей готовности ГО.

      Перечислите задачи МС ГО при проведении эвакомероприятий.

      Расскажите об организации медицинского обеспечения при эвакуации.

      Расскажите о медико-психологическом обеспечении населения в очагах массового поражения.

      Дайте характеристику медико-психологической подготовке спасателей к действию в условиях применения ОМП.

    Время: 2 часа.

    Цели занятия :

    1. Изучить общие понятия и определения;
    2. Ознакомиться с организацией и основное содержание аварийно-спасательных работ.

    Оборудование. Учебник, ПК, проектор, DVD - фильм: О репродуктивное здоровье

    План занятия.

    На доске:

    Число, месяц


    Аварийно-спасательные работы (а-с работы)
    - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

    Организация и ведение разведки в зоне Ч С.

    Ocoбенностью организации разведки в зоне ЧС является выполнение основного условия - в состав разведформирования включаются специалисты, хорошо знающие специфику производства, на котором произошла авария, специалисты -химики с соответствующими приборами разведки и т.п.

    Основные задачи разведки при возникновении ЧС в мирное время:

      осуществление усиленного наблюдения и лаборатopногo контроля за изменениями степени заражен-ности объектов внешней среды РВ, АХОВ, БС в рай-онах ЧС и на прилегающих к ним территориях;

      выявление общей обстановки в районах ЧС;

      установление мест нахождения людей, пострадавших при ЧС, и определение способов их спасения.

    Разведка проводится

      активно,

      целеустремленно,

      своевременно

    и непрерывно, а добытые данные должны быть достоверными.

    В зависимости от способов дo-бывания разведданных и выделяемых для этого средств разведка подразделяется

    на воздушную, речную (морскую), наземную.

    Ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организаций и opгaнов местного самоуправления, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством комиссии по ЧС. Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или лик-видировать ее невозможно, указанные комиссии обра-щаются за помощью к вышестоящей комиссии по ЧС.

    Работы, связанные со спасением людей, проводятся непрерывно до полного их завершения. При необходимости организуется смена и отдых личного состава

    формирований на месте работ или в установленных местах (районах).

    Целью проведения аварийно--спасательных и дрyгиx неотложных работ (АСДНР) является спасение людей и оказание медицинской помощи пострадавшим, лока-

    лизация аварии и устранение повреждений, препятствующих ведению спасательных работ.

    Виды аварийно-спасательных работ:

    • поисково-спасательные,
    • горноспасательные,
    • газоспасательные,
    • противофонтанные работы,
    • а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров,
    • работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства РФ.

    Спасательные работы включают:

    • разведку маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;
    • локализацию и тушение пожаров на маршрyтax выдвижения и участках (объектах) работ;
    • розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов;
    • вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;
    • подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;
    • оказание первой медицинской помощи пораженным и эвакуацию их в лечебные учреждения;
    • вывод (вывоз) населения из опасных зон в безопасные районы;
    • санитарную обработку людей, ветеринарную обра-ботку сельскохозяйственных животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и oдeжды, продовольствия, пищевого сырья, воды и фуража.

    Неотложные работы при ликвидации ЧС - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

    Другие неотложные работы включают:

    прокладку колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;

    локализацию аварий в газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ;

    укрепление или обрушивание конструкций зданий в сооружений, yгpожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению спасательных работ;

    ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ,

    а также защитных сооружений для укрытия людей в случае повторных чрезвычайных ситуаций;

    обнаружение, обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов и дрyгиx взрывоопасных предметов, АСДНР проводятся непрерывно, днем и ночью, в

    любую погоду до полного их завершения. Для их проведения могут использоваться все имеющиеся типы и марки строительных и дорожных машин и механизмов.

    Последовательность и способы выполнения АСДНР зависят от характера разрушений, состояния коммунальных, энергетических и технологических сетей, стe-пени радиоактивною и химического заражения территории, пожаров и других условий, влияющих на дейст-вия формирований.

    В первую очередь проводятся работы по устройству проездов и проходов к поврежденным и разрушенным зданиям, где, возможно, находятся люди, а также в мe-стах, препятствующих проведению спасательных работ.

    Поиск и спасение людей начинаются по данным разведки сразу же после ввода спасательных групп на участок(объект) работ. Личный состав формирований разыскивает убежи-ща и укрытия, устанавливает связь с укрывающимися в защитных сооружениях, используя средства связи, воздухозаборные отверстия, а также путем перестукивания через двери, стены, трубы водоснабжения и отопления. В первую очередь в убежище подается воздух, для чего расчищают воздухозаборные каналы или, при необходимости, проделывают отверстия в стенах. пе-рекрытиях.

    Всем пострадавшим оказывается квалифицированная медицинская помощь, при необходимости принимаются меры по обеззараживанию территории и санитарной обработке людей.

    Учебник для общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс, Ю.Л. Воробьёв

    Зилгаринова Айсулу Борисовна

    Конс у льтант-психолог

    ГУ «Центр медицины катастроф» КЧС МВД РК по г. Астана.

    Живя, умей все пережить,
    печаль, и радость, и тревогу.

    Ф.И.Тютчев

    История развития человеческого общества неразрывно связана с различного рода чрезвычайными ситуациями природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера. Чаще всего первыми спешат на помощь спасатели. Их работа заключается в непрерывном несении службы и оперативном реагировании на любые сигналы о возможных чрезвычайных ситуациях, в которых необходима помощь населению.

    Экстремальные условия, в которых оказывается человек, в большинстве случаев, вызывают у него психологическое и эмоциональное напряжение, вследствие чего необходима оценка психологических условий во время ликвидации ЧС.

    Профессиональная деятельность сотрудников КЧС МВД РК относится к числу наиболее трудных и динамичных, так как данной группе лиц приходится работать в условиях повышенной напряженности и дефицита времени, отводимого на выполнение заданий. При этом требуется немедленное реагирование на разнообразные внешние раздражители и на полученную информацию, поэтому специалисту психологу важно уметь своевременно раскрыть симптомы психологических проблем у спасателей.

    В результате, осуществляется психологическая поддержка сотрудникам, которые нуждаются в сохранении физического и психического здоровья для дальнейшей работы в экстремальных ситуациях.

    Психологическое сопровождение сотрудников КЧС МВД РК – одна из основных и комплексных задач, стоящих не только перед психологом, но и перед руководителем, для того чтобы избежать девиантного поведения среди личного состава.

    Психологическое сопровождение представляет собой систему оперативных мероприятий, проводимых в ходе аварийно-спасательных работ и направленных на поддержание психологической устойчивости личного состава к высоким нервно-психическим нагрузкам, на предотвращение отрицательных состояний и посттравматических расстройств.

    В ходе психологического сопровождения спасателям оказываетсяпсихологическая помощь. Данная система мер заключается в том, чтобы преодолеть психотравмирующие последствия воздействий обстановки ЧС на психику спасателей, а также восстановить их психологическую устойчивость и готовность выполнять профессиональные задачи.

    Процесс психологического сопровождения сотрудников, функционирующих в экстремальных условиях, целесообразно осуществлять в три этапа:

    1 этап - до ЧС, то есть психологическое ожидание подготовительного характера к ЧС, мобилизация психологических ресурсов;

    2 этап - во время ЧС, психологическая адаптация к экстремальным условиям;

    3 этап - после ЧС, то есть реабилитационные действия на стадии истощения внутренних ресурсов, как восстановление к прежнему укладу жизни.

    Существенной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но, ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».

    К одним из основных мероприятий психологического сопровождения личного состава относятся профессионально психологический отбор, при помощи психологического и психофизиологического обследования, уравновешивание, то есть выравнивание наступивших в профессиональной деятельности нарушений из-за потери здоровья или расстройства психики во время ликвидации ЧС. Уравновешивание достигается путем развития замещающих функций, это возмещение нарушенных функций идет путем использования сохраненных или перестройки частично нарушенной жизнедеятельности, социально-трудовая реабилитация - восстановление трудоспособности и работоспособности, а также профессиональная реабилитация - восстановление профессионализма решаются проще, чем задачи психологической реабилитации - восстановление целостной активной личности, восстановление мотивационной сферы человека. Показателем успешной реабилитации является восстановление мотивационной направленности, целостности личности человека как субъекта труда, утраченных трудовых и профессиональных навыков, отсутствие дискомфорта в обществе и трудовом коллективе.

    Главная цель работы психолога во время психологического сопровождения личного состава заключается в предоставлении сотрудникам первичной психологической помощи относительно выхода из ситуационного психотравмирующего состояния.

    Результатом психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество - адаптивность, т.е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.

    Психологическое сопровождение, психологическая помощь и психологическая реабилитация как элементы психологической работы тесно переплетаются с психологической подготовкой, целью которой является формирование психологической готовности и устойчивости, способности преодолевать страх и противостоять стрессовым воздействиям.

    Спасатели КЧС Республики Казахстан постоянно принимают участие в спасательных операциях. На их счету десятки тысяч спасенных жизней, сотни тысяч случаев оказания помощи пострадавшим. И для того, что бы их работа была успешной, важную роль в их работе играет психологическая подготовка, которая является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки, с целью своевременной борьбы со стрессовыми факторами в процессе трудовой деятельности.

    Наряду с этим одним из важнейших факторов является уровень психологической подготовки людей. К тяжелым последствиям могут привести малейшая растерянность и проявление страха, особенно в момент развития стихийного бедствия, в самом начале аварии или катастрофы. Прежде всего, это касается должностных лиц, обязанностями, которых является немедленное принятие мер, мобилизующих коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку.

    Одно из главных в психологической подготовке спасателей является совершенствование и укрепление у них психологической готовности к выполнению спасательных операций в любой ситуации.

    Психологическая подготовка спасателей призвана решать следующие основные задачи:

    1. формирование и развитие профессионально важных качеств у личного состава;

    2. формирование у личного состава психологической устойчивости для работы в экстремальных условиях;

    3. восстанавливать нарушенные психические функции во время проведения аварийно- спасательных работ и после их окончания.

    Главное в психологической подготовке спасателя является его сознательное отношение к предстоящим чрезвычайным ситуациям, психологическая готовность и устойчивость при подготовке к конкретным ситуациям, где существует риск для жизни человека. Все это может быть осуществлено благодаря формированию высокой эмоционально-волевой устойчивости, т.е. способности не поддаваться страху, сохранять самообладание в опасных для жизни ситуациях.

    Устойчивость к стрессу - важный момент для сохранения нормальной работоспособности, эффективного взаимодействия с социумом и внутренней гармонией человека в трудных, стрессовых условиях.

    Частое пребывание в неблагоприятных, а иногда и угрожающих жизни ситуациях требует от этих лиц умения владеть собой, быстро оценивать сложные ситуации и принимать наиболее адекватные решения, что будет способствовать более эффективному выполнению поставленных задач и уменьшению чрезвычайных происшествий и срывов профессиональной деятельности среди личного состава.

    Благодаря развитию стрессоустойчивости психологами создается ориентационное поле профессионального развития личности, укрепления профессионального «Я», поддержания адекватной самооценки, оперативная помощь и поддержка, саморегуляция жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения. Работая в экстремальных условиях сотрудники, под воздействием различных стрессогенных факторов, должны быть психологически подготовлены к трудностям в профессиональной деятельности. С помощью психологической устойчивости сотрудники сохраняют внутреннюю гармонию, благоприятные межличностные отношения, переживание благополучия в ситуациях жизненных испытаний.

    Психологическая устойчивость представляет собой сложное и емкое качество личности. Важными аспектами психологической устойчивости являются стойкость, стабильность, уравновешенность, сопротивляемость (резистентность), мотивация, воля, познание и интеллект. Вырабатывая определенные качества личности, такие как ответственность, стойкость к неудачам, склонность и устойчивость к риску, самообладание, выдержка сотрудники вместе с психологом способны сформировать психологическую устойчивость и умение владеть собой в чрезвычайных ситуациях.

    Использование мероприятий по профилактике стрессовых состояний сотрудников способствует совершенствованию их подготовки к выполнению задач профессиональной деятельности, а также поддержанию на оптимальном уровне показателей психического здоровья.

    Психопрофилактика, проводимая в процессе профессиональной деятельности, позволяет сохранять, поддерживать, развивать и восстанавливать психическое здоровье сотрудников, что способствует повышению уровня профессиональной готовности, а также укреплению дисциплины и правопорядка.

    Сотрудники, в силу своей профессии, которые постоянно сталкиваются с кризисными ситуациями, должны обладать приемами самоконтроля, управления своим поведением и эмоциями. Включаясь в процесс занятий и тренировок, они должны активно познавать и учиться овладевать приемами саморегуляции, снятия нервного напряжения, активизации внутренних ресурсов на выполнение поставленной задачи.

    Успешное воспитание стрессоустойчивости личного состава предполагает систематические упражнения в обстановке опасности и риска, в условиях учений, занятий, максимально приближенных к экстремальным, сочетаемых со специальными психологическими тренажами.

    В процессе обучения у спасателей вырабатывают навыки и привычки поведения в различных условиях, а, следовательно, осуществляется развитие эмоционально-волевой сферы личности и ее адаптация к новым условиям; сотрудники целенаправленно ориентируются на преодоление возможных трудностей в боевых условиях, им прививается стойкость, отвага, храбрость, мужество, убежденность в правоте своих действий и др.

    Невзирая на сложности стрессовых ситуаций, существуют пути выхода и методы лечения, которые активно применяются в практике психологов. Среди эффективных способов лечения и управления стрессом, возникающим в ходе профессиональной и других видов деятельности сотрудников, хорошо зарекомендовала себя аутогенная тренировка. Она является одним из методов релаксации. При аутогенной тренировке обеспечивается полное сохранение самоконтроля, упражняется воля человека; при этом не исключаются проявления инициативы и творческого подхода. Она позволяет не только предупредить вредные последствия стресса и возникновение некоторых заболеваний, но и повысить общую работоспособность, тренировать волю, внимание, память, овладеть своими эмоциями, выработать навыки самонаблюдения. Аутотренинг направлен на перестройку сознания человека. Лица, занимающиеся аутогенной тренировкой, приобретают способность быть спокойными, бодрыми, уравновешенными в течение всего дня, в нужное время засыпать, управлять своим настроением.

    Таким образом, психологическое сопровождение личного состава представляет собой процесс непрерывного отслеживания психологических условий для выполнения служебной деятельности, контроль степени усталости личного состава, осуществление психологической поддержки сотрудников и проведение психологической реабилитации с лицами, участвующих в ликвидации ЧС. Одно из важных мест занимает психологическая устойчивость спасателей - как некий фундамент для профессиональной пригодности к выполнению действий в чрезвычайных ситуациях оперативно-служебной деятельности.

    Итак, важную роль в развитии стрессоустойчивости сотрудника играет психологическое сопровождение – для обеспечения устойчивости к стрессогенным воздействиям в экстремальных ситуациях, существующая неразрывная связь вышеуказанных понятий несет в себе большой спектр труда и действий, как психолога, так и каждого сотрудника Комитета по ЧС. Только адекватная оценка своих действий, положительный настрой, стремление к профессионализму и спасению жизней, способны построить фундамент успешной деятельности каждого сотрудника, всей системы Комитета и положить основу стабильному и успешному будущему нашей страны в целом.