Правительство России совместно с Государственной Думой утвердило проект на 2016 год. Каждый гражданин страны уже может ознакомиться с параметрами будущего бюджета и сферами финансирования, однако мало кому удастся оценить сухие цифры чиновников в масштабе целого государства. Именно поэтому мы предлагаем вам ознакомиться с выводами специалистов, касательно основных параметров бюджета на 2016 год.

Недостаточный размер бюджета

По заложенному правительством курсу (64 рубля за 1 США) размер бюджета России в 2016 году составит 247,4 миллиарда долларов. На первый взгляд, этот показатель выглядит весьма впечатляюще. Однако сумма в 247,4 млрд. долларов отнюдь не является значимой, учитывая, что примерно такой же бюджет был у Швеции, Бельгии и Мексики в 2008 году. То есть, даже если не брать во внимание в мире, финансирование в РФ можно сравнивать разве что со странами третьего мира, учитывая население страны.

Для сравнения: бюджет США в 2016 году составит 3990 миллиардов долларов, что в 16 раз больше, чем в России или в 8 раз больше на душу населения. При этом за последние годы в США наблюдается самый маленький дефицит бюджета (474 млрд. долларов). Что примечательно, сумма американского дефицита больше, чем размер всей российской казны.

Ошибки прошлых лет

По мнению специалистов, в новом бюджете не были учтены ошибки прошлых лет. По сути, в нем нет абсолютно никаких кардинальных изменений, рычагов экономии или антикризисных мер. Весь бюджет строится с учетом того, что на протяжении трех лет средняя цена нефти составит 50-55 долларов за баррель, а средний курс – 62,5-63,3 рубля за доллар. Если раньше правительство прогнозировало постепенное увеличение стоимости нефти, то сейчас на это никто не надеется. Однако бюджет совершенно не рассчитан на возможное снижение стоимости «черного золота». А учитывая последние мировые события, специалисты не сомневаются, что совсем скоро мы услышим от политиков новость об очередном снижении цены на нефть .

Большие расходы при маленьких доходах

В очередной раз расходы РФ превысят доходы. По средним подсчетам, дефицит бюджета составит примерно 3%. По мировым меркам этот показатель не является катастрофичным. Например, у США превышение расходов колеблется приблизительно на таком же уровне – 2,8%.

Однако средства для покрытия образовавшего дефицита будут взяты из Резервного фонда, что всего лишь за год уменьшит его на 2/3 части. Сейчас в Резервном фонде находится 3210 млрд. рублей, а уже через год его размер уменьшится до 1074 млрд. рублей. При этом, вернуть потраченные средства будет очень сложно, учитывая, что внешние заимствования невозможны из-за наложенных на государство .

Правительство верит в лучшее

Правительство обещает, что в 2016 году инфляция снизится до 5,1%. При этом, через год должно вырасти как минимум на 0,7%, в 2017 году – на 1,9%, а в 2018 на 2,4%.

Нужно отметить, что по общемировым меркам это довольно скромный уровень прироста. Однако учитывая нынешнее и перспективное экономическое положение России, даже столь незначительное улучшение можно назвать сверхоптимистичным прогнозом. На сегодняшний день не осталось ни одного ресурса, который мог бы поспособствовать росту ВВП. Если раньше нашим козырем являлась нефть, то сейчас на нее не рассчитывают даже самые оптимистичные эксперты.

Более того, в будущем году ситуация с бюджетом может неоднократно ухудшиться, т.к. есть основания полагать, что нефть подешевеет еще больше, а Россию ждут новые санкции. Во-первых, часть покупателей перейдет на нефтяные запасы Ирана. Во-вторых, война в Сирии рано или поздно закончится. И, в-третьих, на экономическое положение России не самым лучшим образом влияют конфликты с Турцией, Украиной и Западным миром.

Бюджет войны

Наибольшая часть расходов бюджета РФ традиционно приходится на две статьи – пенсионное обеспечение (66,1 миллиард долларов) и оборона государства (51,8 миллиардов долларов). Только на две эти сферы уходит половина всего бюджета страны. Когда в развитых государствах наступает и расходы превышают доходы, их правительства снижают объемы финансирования обороны. В России же эти показатели растут из года в год.

Перед подписанием бюджета правительство намеревалось снизить обеспечение силовиков на 165 млрд. рублей, однако это решение не было поддержано Госдумой. В итоге, расходы на 2016 год составляют 4,17% от ВВП.

Для сравнения: большая доля расходов на военное обеспечение есть только в бюджетах Саудовской Аравии и ОАЭ. Но, во-первых, экономическое положение этих стран позволяет увеличивать собственную обороноспособность. А, во-вторых, данные государства граничат со странами, на территории которых ведутся полномасштабные войны.

Стоит отметить, что по меркам экономически развитых стран финансирование обороны на уровне в 51,8 млрд. долларов не является большим показателем. Например, США тратит на военные расходы 3,3% от своего ВВП, но при этом средств на оборону выделяется в 11 раз больше, чем в России.

Антисоциальные меры

В бюджете на 2016 год отсутствуют положительные социальные меры. Правительство обещает в течение года повысить дважды на 4% каждый раз. На первый взгляд, это кажется очень приятной новостью. Но учитывая, что индексация в любом случае будет отставать от запланированной инфляции, благосостояние пенсионеров в следующем году ухудшится. Кроме того, в 2016 году часть на сумму в 342,2 млрд. рублей будет заморожена.

Еще более неутешительно выглядят остальные изменения, касающиеся социальной сферы государства. Например, финансирование ЖКХ сократится на 41,4%, упав с 132,3 млрд. до 78,8 млрд. рублей. Финансирование образования уменьшится на 7,9%, составив 579,8 млрд. рублей вместо текущих 629,3 млрд. рублей.

Однако хуже всего дела обстоят с финансированием системы здравоохранения. Согласно утвержденному бюджету, в 2016 году на эту сферу будет выделено 473,7 млрд. рублей, что на 10,9% меньше, чем сейчас (531,4 млрд. рублей в 2015 году).

Практически во всех развитых странах финансирование здравоохранения является одной из самых больших статей расходов. В США, например, на медицину тратят 1006 млрд. долларов, В РФ же выделено всего 8,4 млрд. долларов. Если пересчитать эти показатели с учетом количества населения в государствах, окажется, что на здоровье одного человека в США тратят на 54 раза больше, чем в России.

1. Бюджет маленький

Бюджет США на 2016 год — $3990 млрд, то есть в 16 раз больше. Да у них дефицит бюджета (кстати, самый маленький за последние годы) — $474 млрд. — больше, чем весь наш бюджет.

Зачем при таких скромных ресурсах вступать в конфронтацию со всем миром — непонятно. И им тоже непонятно, поэтому нас просто считают сумасшедшими и стараются не трогать.

2. Бюджет консервативный

В бюджете не видно каких-то кардинальных изменений, антикризисных мер или экономии. На три года заложена средняя цена в $50-55 за баррель и курс 63,3-62,5 р/$ — примерно то, что мы имеем сейчас.

То есть подъёма цен на нефть уже никто не планирует — а сколько было громких заявлений, что мировая экономика рухнет, что баррель не может стоить дешевле $80. Теперь всё в прошлом.

Стоимость барреля в рублях планируется такая же, как и в этом году — в коридоре 3100-3300 рублей за баррель. Это важная цифра. Как только увидите, что она выходит из коридора, знайте — в нашей экономике структурно что-то сломалось и совсем скоро будет ай-ай-ай.

В прошлом бюджете мы ждали, когда подорожает нефть, в этом — ждём вообще непонятно чего, а пока проедаем резервы.

3. Бюджет дефицитный

Расходы бюджета 2016 превышают доходы. Превышение серьёзное, но не смертельное — 3% от ВВП. У США примерно столько же в относительном выражении — 2,8% от ВВП.

Деньги на покрытие дефицита планируется взять из Резервного фонда, израсходовав за год 2/3 резервов. Всего в резервном фонде сейчас 3210 млрд.р., останется — 1074 млрд.р.

Вот мы и открыли кубышку. Больше денег взять будет неоткуда — внешние заимствования невозможны из-за санкций, а деньги Фонда национального благосостояния уже расписаны на поддержку падающих банков и голодающих нефтяников.

Что же будет, когда деньги кончатся?

4. Бюджет сверхоптимистичный

А всё будет хорошо! — говорит нам правительство. Инфляция снизится почти в три раза и будет на уровне от 6,4% до 5,1%. Да ещё и ВВП вырастет на 0,7% в 2016, на 1,9% в 2017 и 2,4% в 2018 году!

С одной стороны, такой рост ВВП это немного — мы просто собираемся за три года отыграть то, что потеряли за один. С другой — а за счёт чего мы будем расти? На нефть, как вы помните, правительство уже не рассчитывает. В карты выиграем? Предприниматели недобитые поднатужатся? Сколково завалит весь мир своей нанофигнёй?

Искренне сомневаюсь. Признаков улучшения ситуации нет, бюджет консервативный, так что ожидать расцвета экономики, как минимум, странно. Если ситуация хотя бы не ухудшится, то деньги в бюджете кончатся в середине 2016 года.

А ухудшиться ситуация может легко — Иран ещё не откупорил свои нефтяные закрома, в Сирии рано или поздно заварушка закончится, а через несколько дней будет опубликован доклад по сбитому Боингу. Это значит, что нефть может довольно быстро пойти вниз, а нас ждут новые санкции.

5. Бюджет милитаристский

Традиционно две самые большие статьи у нас — пенсии ($66,1 млрд.) и оборона ($51,8 млрд.), на них уходит половина всего бюджета. При этом расходы на «оборонку» у нас растут, мы активно бряцаем оружием.

Правительство хотело ужать силовиков на 165 млрд.р., но в итоге у него ничего не получилось и мы имеем военные расходы на уровне 4,17% от ВВП.

Это много. По доле в расходах среди топ-15 стран с самыми большими военными бюджетами мы на третьем месте в мире как по общему объёму военных расходов, так и по их отношению к ВВП. Большую долю от ВВП, чем мы, тратят только арабские страны и Израиль, но у них под боком войны не прекращаются, ИГИЛ и всё такое. Нам-то зачем столько?

Завоевать мир не получится — у США с их военными расходами в 3,3% от ВВП денег на оборону всё равно в 11 раз больше, чем у нас.

6. Бюджет антисоциальный

Пенсии в 2016 году обещают проиндексировать аж два раза на 4% каждый раз — это единственная хорошая новость. Все остальные изменения в расходах на социальную сферу неутешительные.

Индексация всё равно будет отставать от даже запланированной инфляции, так что пенсионеры станут беднее. Кроме того, будут заморожены пенсионные накопления за 2016 год в сумме 342,2 млрд.р.

Финансирование ЖКХ сократится на 41,4%, с 132,3 млрд. до 78,8 млрд.р., так что все индексации уйдут на коммуналку. Обрежут на 7,9% и финансирование образования: в 2016 году Минфин предлагает выделить на него 579,8 млрд.р. вместо 629,3 млрд.р. в 2015 году.

Но самое страшное — это здравоохранение. В 2016 году на него планируется потратить 473,7 млрд.р. против 531,4 млрд.р. в 2015 (сокращение на 10,9%).

Для сравнения: США тратят на медицину $1006 млрд., мы — $8,4 млрд. Даже с учетом того, что у них больше население, в пересчёте на человека разница получается в 54 раза (!). Я даже не знаю, как сопоставлять такие цифры, если честно. Это означает одно — у нас нет медицины.

7. Бюджет последний

С учётом всего этого, бюджет России на 2016 год — плохой, милитаристский, антисоциальный, оптимистичный, да какой угодно — имеет все шансы стать одним из последних бюджетов, которые будут приняты в РФ.

Вполне возможно, что уже на следующий год мы будем жить без бюджета, судорожно затыкая дыры остатками резервов и задерживая выплаты бюджетникам. А там, глядишь, и до дефолта недалеко..

UPDATE: 20.10.2015 на заседании правительства было принято решение увеличить военный бюджет ещё на 84 млрд руб. Финансировать дополнительные расходы планируется за счёт роста дефицита бюджета и увеличения выручки от продажи энергоносителей.

UPDATE 2: 12.01.2016 Медведев анонсировал . И месяца не прошло с 24 декабря 2015 года, когда глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров заявил, что править закон о федеральном бюджете не нужно — дескать, нормальный бюджет получился, гибкий, с необходимыми резервами, которые позволят выполнять все обязательства государства и дает возможность развиваться.

На экономику будет выделено 13 трл. руб

23 октября 2015 года Правительство внесло на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального бюджета на 2016 года.

Центр экономических и политических реформ провел анализ структуры расходов бюджета (в том числе в сравнении с бюджетом текущего, 2015 года), чтобы определить, каковы приоритеты политики государства на следующий год.

Общая структура бюджета на 2016 год
Рассмотрим общие параметры проекта бюджета на 2016 год, внесенного в Госдуму Правительством РФ, в сравнении с бюджетом 2015 года (с учетом корректировок в течение года):

Заявленные доходы бюджета на 2016 год выросли на 9,56% по сравнению с доходами, обозначенными в бюджете на 2015 год; расходы выросли на 5,81%; ожидаемый дефицит сократился на 11,79%.

При этом необходимо отметить, что когда осенью 2014 года был внесен проект бюджета на 2015 год, в нем также были достаточно оптимистичные цифры, однако вскоре, весной, они были существенно скорректированы:

этой связи вполне вероятно, что Правительство вновь скорректирует бюджет

течение 2016 года и положительная динамика из него исчезнет.

Отметим, в частности, что прогнозные показатели инфляции на 2015 год вероятно, не оправдаются (реальная инфляция может выйти за рамки 12,2%), тем большие сомнения вызывает и прогноз на 2016 год.

Так, согласно официальным данным Росстата, потребительские цены на товары и услуги за период январь — сентябрь уже выросли на 10,4%. Эксперты оценивают этот показатель еще выше: например, согласно данным исследовательского центра Ромир и РАНХиГС, предложившим собственную методику расчета дефлятора, на сентябрь 2015 года он составляет 13,6%. МВФ прогнозирует рост инфляции в 2015 году до 15,8%, в 2016 году предполагаемая инфляция может составлять 8,6%. По оценкам Альфа-Банка, инфляция к 2016 году может застыть на уровне 8-10%.
Рассмотрим, каким образом изменилось распределение бюджетных средств по основным направлениям расходов по сравнению с 2016 годом (суммы в столбцах

«2015» и «2016» даны с округлением до десятых долей):

Но важно анализировать не просто рост или падение расходов на те или иные статьи, а их удельный вес в общих расходах бюджета. Если проанализировать этот параметр, картина уже не выглядит так оптимистично: хотя по ряду статей, например, по статье «здравоохранение» отмечается рост расходов, их доля в бюджете остается весьма незначительной и не соответствующей практике развитых зарубежных стран.

В целом соотношение расходов бюджета по основным направлениям выглядит следующим образом:

Отдельный интерес представляет отношение основных расходов к заявленному в бюджете ВВП ( стоит еще раз подчеркнуть, что это прогнозная величина; фактически она может оказаться меньше, как было при внесении и последующем исполнении бюджета на 2015 год ):

Приведенные графики наглядно показывают распределение приоритетов в политике государства.

Итак, если посмотреть укрупнено, выделив структурные блоки, то вот как выглядит бюджет на следующий год:

Таким образом, на содержание государства, на бюрократию, военные расходы (включая, очевидно, и операцию в Сирии) Правительство в 2016 году планирует потратить более трети федерального бюджета (39,74%) или около 8% ВВП.

На социальную политику – 27,64% от всех расходов или 5,65% ВВП. Это – социальные выплаты населению, включая пенсии (подробнее о них – в следующем разделе).

На поддержку государственных СМИ (об этом опять же подробнее далее) государство намерено потратить больше, чем на ЖКХ (0,5% и 0,46% расходов бюджета соответственно). Притом, что износ коммунальных объектов в стране составляет по разным оценкам 60-70%, а на граждан возложен взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.

Структура расходов бюджета на 2016 год по направлениям

Рассмотрим примеры того, как изменилась структура основных расходов бюджета в проекте бюджета на 2016 год по сравнению с бюджетом на текущий год.


Расходы на общегосударственные вопросы выросли в целом по отношению к 2015 году на 6,81% (в абсолютном выражении на 67,9 млрд. рублей).

Отметим, что основное снижение наблюдается по статье «Резервные фонды»: она сократилась на 29,68% – на 3,1 млрд. рублей. В остальных статьях наблюдается увеличение везде, кроме финансирования научных прикладных исследований.

Национальная оборона


В целом оборонные расходы сократились на 0,3% (в абсолютном выражении – на 3 млн. рублей). Отметим увеличение финансирования ВС РФ (на 5,47% по отношению к бюджету 2015 года и на 42,9 млрд. рублей в абсолютном выражении).

Следует отметить, что на этапе проработки проекта бюджета сумму незасекреченных расходов бюджета на оборону пытались снизить с 1 трлн.руб. до 844 млрд.рублей, однако в итоговом проекте это сокращение не состоялось. Надо полагать, этому помешала соответствующая лоббистская деятельность.

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

(без учета соответствующих секретных статей бюджета)


В расходах на правоохранительную систему практически по всем статьям наблюдаются небольшие сокращения (от 1% до 4% к бюджету 2015 года), в целом сокращение по «Национальной безопасности и правоохранительной деятельности» – 2,36% к бюджету 2015 года. Исключение составляют органы прокуратуры , финансирование которых выросло на 1,15%, и органы госбезопасности , финансирование которых выросло на 1,36%. Также отметим, что немного (0,62%) выросли расходы на обеспечение пожарной безопасности.

Вместе с тем достаточно значительным сокращениям подверглись расходы на миграционную политику (сократились на 9,48%) и защиту населения и территории от ЧС и гражданскую оборону (сократились на 12,64%).

Национальная экономика



Примечательно, что прирост произошел, в основном, за счет двух статьей

«Общеэкономические вопросы» и «Исследование и использование космического пространства».

Что касается статьи «Общеэкономические вопросы», отметим, что в 2015 году расходы по этому направлению составили 94,6 млрд. руб., из которых большая часть

(73,8 млрд. руб.) отводилась на подстатью «Дополнительная поддержка организаций и граждан по иным непрограммным мероприятиям в рамках непрограммного направления деятельности «Реализация функций иных федеральных органов государственной власти» (Иные бюджетные ассигнования)» (более подробное раскрытие этой подстатьи в бюджете не было предусмотрено).

В бюджете на 2016 год произошло значительное увеличение расходов по статье «Общеэкономические вопросы» – они выросли в 3,5 раза и составили около 427,9 млрд. рублей. Большая часть расходов по этой статье выросла за счет того же направления «Реализация функций иных федеральных органов государственной власти» – 410,7 млрд. рублей. Внутри этого направления 65 млрд. руб. планируется направить на «Финансовое обеспечение мероприятий по дополнительной поддержке отраслей экономики, социальной поддержке граждан и оказанию гуманитарной помощи населению иностранных государств» , а большую часть – 342,2 млрд. руб. на « Мероприятия, осуществляемые на основании отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» (в бюджете не дается подробного разъяснения по содержанию данных мероприятий).

Что касается статьи «Исследование и использование космического пространства», то в 2015 году расходы по этой статье составили 30,5 млрд. руб., а большую часть из них (13,9 млрд. руб.) составило внедрение системы ГЛОНАСС. В 2016 году расходы на космическую отрасль выросли в 4,6 раза и составили 171,5 млрд. руб., а главным направлением по сумме расходов стала «Федеральная космическая программа России на 2016 — 2025 годы» , на которую планируется потратить 104,5 млрд. руб.

На 15,56% выросли расходы на сельское хозяйство и рыболовство, однако они составляют всего 8,7% от всех расходов на национальную экономику и примерно 1,4% от общей суммы расходов бюджета.

Жилищно-коммунальное хозяйство


В целом, можно отметить сильное урезание расходов бюджета на ЖКХ – как на обеспечение граждан жильем, так и на содержание коммунального хозяйства. Сократили финансирование и на профильную государственную программу (и, соответственно, на ее отдельные подпрограммы).

Образование


Отметим значительное снижение расходов на дошкольное и общее образование. Во многом это связано с передачей соответствующих полномочий в регионы, а также «оптимизацией» сети бюджетных учреждений. В любом случае, соответствующие сегменты образования перестают быть приоритетом федеральной власти.

Здравоохранение


Основной рост расходов на здравоохранение произошел за счет статьи «Стационарная медицинская помощь» . Основная подстатья расходов этой статьи в 2016 году – на меры Государственной программы РФ «Развитие здравоохранения»

(150 768 124,4 тыс. руб.).

БОльшая часть этой суммы идет на подпрограмму «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи»

— 146 480 652,2 тыс. руб. (из них 90 729 300,0 тыс. руб. идут по статье «Финансовое обеспечение оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям)»). В 2015 сумма всех подстатей на эту подпрограмму равнялась 50 392 318,1 тыс. руб.

В профильной государственной программе расходы выросли именно за счет подпрограммы «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи»:

Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (примеры подпрограмм):

Подпрограмма «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»:

2015 год — 70 314 283,5 тыс. руб.

2016 год — 68 464 252,3 (сумма сократилась на 2,63%).

Подпрограмма «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи»:

2015 год — 61 316 541,8 тыс. руб.

2016 год — 155 882 270,4 тыс. руб. (сумма возросла на 154,23%).

Подпрограмма «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»: 2015 год — 1 777 255,5 тыс. руб.

2016 год — 1 379 855,1 тыс. руб. (сумма сократилась на 22,36%).

Социальная политика


Отметим, что на пенсии планируется выделить сумму, превышающую на

7,64% соответствующую сумму 2015 года, — это уже не покрывает прогнозируемую инфляцию 2015 года (на 4,56%) , т.е. это бремя возьмут на себя пенсионеры, чьи реальные доходы уменьшатся.

Отдельно был внесен проект Федерального закона , которым приостанавливается действие отдельных положений ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О страховых пенсиях», предусматривающих ежегодное повышение пенсий с учетом индекса потребительских цен (т.е. с учетом инфляции). Законопроектом взамен устанавливаются фиксированные параметры пенсионного обеспечения, предполагающие рост пенсий на 4% (что не соответствует ни текущему уровню инфляции, ни прогнозируемому официально на 2016 год).

Получается, что, несмотря на рост социальных расходов и их значительный удельный вес в бюджете, в 2016 году произойдет снижение жизненного уровня социально незащищенных и зависящих от государственных выплат слоев населения. В части пенсионеров, исходя из текущего уровня инфляции, это снижение составит около 8%.

Некоторые другие примеры изменения расходов на выплаты отдельным категориям граждан подтверждают недостаточную индексацию социальных расходов при сегодняшнем и прогнозном уровне инфляции (из статьи «Социальное обеспечение населения»):

1. 2015 год: Осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам в рамках подпрограммы «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» ГП «Социальная поддержка граждан» (Межбюджетные трансферты), — 324

403 620,7 тыс. руб.

2016 год: Осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам (Межбюджетные трансферты), 328 725 374,4 тыс. руб. (сумма выросла всего на

1,33%).

2. 2015 год: Осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам в рамках подпрограммы «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» ГП «Социальная поддержка граждан» (Межбюджетные трансферты) — 71

619 448,2 тыс. руб.

2016 год: Осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам (Межбюджетные трансферты) — 72 641 214,9 тыс. руб. (сумма выросла всего на

1,43%).

Раздел «Средства массовой информации»


Отметим общий рост расходов бюджета на СМИ, а также расходы по статье «Телевидение и радиовещание» (расходы выросли на 7,2 млрд. руб.), что можно связать с усилением государственной пропаганды по ряду направлений, включая предстоящие выборы.

Обратимся к финансированию конкретных СМИ. Расходы государства на ВГТРК выросли более чем на 25% (5 млрд. руб. в абсолютных показателях) с 19,9 млрд. до 24,9 млрд. руб. Также возрастает финансирование у МИА «Россия сегодня»

(на 15,75%, 918 млн. руб.).

Что касается расходов на «ТВ-Новости» (владелец Russia Today), здесь произошло сокращение на 8,83% (1,8 млрд. рублей). Сокращение финансирования более чем на 30% (794 млн. рублей) ожидает и ИТАР-ТАСС.

Общие выводы

Проект бюджета показывает, как Правительство намерено распределить приоритеты своей политики на 2016 год.

Так, в нем высокими остаются расходы на содержание государства. С

учетом секретных статей (так называемая «серая зона» бюджета) траты на бюрократию, военные расходы (включая, очевидно, и операцию в Сирии) в 2016 году составят более трети федерального бюджета (39,74%) или около 8% ВВП. Это первая по своему удельному весу статья федерального бюджета и основной приоритет власти .

Вторая по своему удельном весу статья – социальная политика . Она составит, согласно проекту бюджета, 27,64% от всех расходов или 5,65% ВВП. Это – социальные выплаты населению, включая пенсии. Вместе с тем, рост данной категории расходов по отношению к 2015 году составит 5,66%, что ниже даже прогнозируемой инфляции (в проекте бюджета она определена на уровне 6,4%), не говоря уже о фактическом уровне на конец 2015 года (на данный момент превышает 10% по официальным данным). При этом по отдельным категориям социально незащищенных групп населения рост выплат планируется ниже даже этой цифры. В частности, пенсионерам – на 4%. Это означает, что несмотря на относительный прирост расходов на социальную политику в бюджете, их жизненный уровень и уровень потребления будут снижаться, что будет иметь негативный и социальный, и экономический эффект.

Третья по значимости статья бюджета — экономические программы (15,72% расходов бюджета). Расходы по этому направлению относительно выросли. Можно отметить повышение расходов по ряду важных направлений для импортозамещения в сельскохозяйственной сфере (примерно сопоставимое с уровнем инфляции), однако «локомотивом» повышения расходов станет увеличение финансирования на развитие космической отрасли, а также статья расходов, связанная с мероприятиями, осуществляемыми на основании отдельных решений Президента и Правительства РФ. То есть в бюджете не просматривается попытки стратегического пересмотра экономической политики с точки зрения развития конкурентоспособных импортозамещающих отраслей. И даже по сельскохозяйственной отрасли общий объем расходов составляет всего чуть более 1% от расходов бюджета. Приоритетом власти на 2016 год остается ручное управление .

Далее с большим отрывом следует образование, расходы на которое предполагаются в размере 3,46% от расходной части бюджета или 0,71% ВВП. В целом расходы на образование сократились на 3,72%, прежде всего, на дошкольное и общее образование, что не может не вызывать опасений в стратегической перспективе.

Расходы бюджета на здравоохранение хоть и увеличились относительно прошлого года (в основном, за счет увеличенного финансирования одной из подпрограмм профильной госпрограммы – специализированная помощь), но, как и расходы на образование, по-прежнему составляют слишком малый процент относительно прогнозируемого ВВП – по сравнению с практикой в развитых странах. У нас на 2016 год – 0,6%, в развитых странах – 7-9%.

Произошло резкое сокращение расходов на ЖКХ на 37,8% , притом, что сейчас остро стоит проблема переселения населения из аварийного и ветхого жилья, капитального ремонта жилого фонда, модернизации коммунальных объектов – эти расходы, очевидно, откладываются «в долгий ящик», отчасти перекладываются на население (взносы на капитальный ремонт).

В итоге на поддержку государственных СМИ государство намерено потратить больше, чем на ЖКХ (0,5% и 0,46% расходов бюджета соответственно). Притом, что износ коммунальных объектов в стране составляет по разным оценкам 60-70%, а на граждан возложен взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.

В целом бюджет 2016 года это бюджет, в котором на первом месте стоит государство, и лишь после этого (с существенным отрывом) – развитие экономики и решение социальных вопросов. Государство – это госаппарат, оборонное ведомство, правоохранительные органы. Расходы на них не были подвержены сокращению, несмотря на кризис.

Экономическая политика продолжает осуществляться в ручном режиме, без стратегического планирования, несмотря на некоторый рост расходов на национальную экономику. Трудно предсказать, какой эффект они дадут, однако при нынешнем качестве управления экономикой, скорее всего он окажется не адекватен вложениям. Тем более, что из бюджета не вытекает никакого антикризисного плана.

Социальная политика больше похожа на «латание дыр», которое однако не удерживает жизненный уровень тех, кто зависит от государственных выплат.

Расходы на социально значимые сферы (образование, здравоохранение) составляют лишь малую часть бюджета, при этом расходы на образование были сокращены. Как и расходы на ЖКХ. С помощью этого Правительство «заплатило» за сохранение высокого уровня расходов на содержание государства и его внешнеполитических проектов.

Бюджет Российской Федерации – это документ, в котором содержится план доходов и расходов государства за определенный период. Федеральный бюджет составляется на год и принимается в общем порядке, установленном для всех законодательных актов. Исходя из информации, содержащейся в статьях документа, можно сделать выводы об источниках поступления денежных средств, размере налоговых платежей, социальной политике государства и многих других факторах, оказывающих прямое влияние на функционирование экономики страны.

14.12.2015 года был принят Федеральный закон № 359 «О федеральном бюджете на 2016 год», в котором были установлены основные характеристики бюджета, нормативы распределения доходов между различными бюджетами бюджетной системы страны, источники поступления средств, а также направления их расходования. Какие же цифры заложены в бюджет России на 2016 год?

Бюджет Российской Федерации в 2016 году: основные показатели

Ключевым показателем, на основании которого формировался бюджет России на 2016 год, является марки Brent. Согласно предположениям чиновников, она составит 50 долларов США; курс американской валюты по отношению к российской установится на отметке в 63,3 рубля. По состоянию на сегодняшний день эти показатели далеки от реальности – стоимость барреля нефти составляет 36,27, а – 71,05 рубля.

Кроме того, Федеральным законом установлены следующие значения основных экономических показателей:

  • Доходная часть бюджета составит 13 738,5 млрд. рублей (на 465 701,2 млн. рублей больше, чем в 2015 году). Планируется привлечение дополнительных денежных средств за счет внесения в действующее законодательство ряда изменений, в частности, увеличится фискальная нагрузка на предприятия, работающие в нефтегазовой сфере. Кроме того, до 90% повысится подлежащая зачислению в федеральный бюджет доля от прибыли, полученной Банком России;
  • Расходная часть бюджета составит 16 098,6 млрд. рублей. В наступающем году ожидается уменьшение размера затрат за счет отмены индексаций некоторых видов социальных выплат (например, материнского капитала, ежегодной выплаты лицам, имеющим статус Почетного донора, и т.д.);
  • Предполагаемая величина Резервного фонда в 2016 году составит 5 507,1 млрд. рублей. За счет его средств планируется покрытие дефицита бюджета, который, согласно приведенным данным, составит 2 360,2 млрд. рублей или 3,0% от ВВП;
  • Размер внутреннего государственного долга составит 8 817,8 млрд. рублей;
  • Размер внешнего государственного долга составит 55,1 млрд. долларов;
  • по итогам 2016 года зафиксируется на отметке 6,4%;
  • На продлении моратория на формирование накопительной части пенсии предполагается сэкономить около 342,2 млрд. рублей;
  • ВВП составит 78 673 млрд. рублей, темп его роста оценивается в 0,7%;
  • Расходы на содержание армии и оборонных комплексов составят 2 886 млрд. рублей;
  • Предполагаемый размер затрат на образование составит 579,8 млрд. рублей;
  • Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство упадут до 78,8 млрд. рублей;
  • На мероприятия, направленные на охрану окружающей среды, будет потрачено 59,4 млрд. рублей;
  • По статье «Национальная экономика» затраты составят 2 540 млрд. рублей;
  • На обслуживание государственного и муниципального долга предполагается потратить 652,9 млрд. рублей;
  • Расходы по статье «Межбюджетные трансферты» составят 661,5 млрд. рублей;
  • Расходы на реализацию социальных программ установлены в размере 4 407 млрд. рублей;
  • Затраты на развитие культуры в стране составят 100 млрд. рублей;
  • Общегосударственные расходы составят 1 141 млрд. рублей;
  • Затраты на деятельность, направленную на обеспечение безопасности (в том числе и работу сотрудников правоохранительных органов) составят 2 031 млн. рублей.

Структура бюджетных расходов в 2016 году

Для того чтобы определить направленность государственной политики в 2016 году, можно представить вышеприведенные экономические показатели размера затрат в долях от общей суммы расходной части бюджета.

Распределение расходов бюджетных средств в 2016 году выглядит следующим образом:

  • 27,7% – социальная политика;
  • 19,2% – оборона;
  • 15,9 – национальная экономика;
  • 12,7% – правоохранительная система;
  • 7,2% – общегосударственные вопросы;
  • 4,2% – межбюджетные трансферты;
  • 4,1% – обслуживание государственного долга;
  • 3,6% – образование;
  • 3,0% – здравоохранение;
  • 0,6% – культура;
  • 0,5% – СМИ;
  • 0,5% – ЖКХ;
  • 0,4% – физкультура и спорт;
  • 0,4% – охрана окружающей среды.

Утвержденный на 2016 год бюджет показывает, что уровень расходов в стране значительно превысит уровень полученных доходов. Несмотря на снижение уровня социальной поддержки населения и высвобождения денег по всем возможным статьям расходов, законодателям удалось приблизиться к дефициту бюджета в размере 2 360,2 млрд. рублей, что составляет 3,0% от размера ВВП. Экономический .

Обязательным условием достижения такого показателя является увеличение стоимости барреля нефти марки Brent до 50 долларов США (при том, что на конец декабря 2015 года это значение снизилось до 36,7 долларов за баррель).

В том случае, если цены на нефть, вопреки ожиданиям российских экономистов, занимающих высокие должности в Правительстве, не поднимутся до отметки, установленной при проектировании бюджета, есть серьезный риск увеличения его дефицита. В этом случае Правительству придется искать новые источники его пополнения и, вероятнее всего, в их качестве выступят доходы и пособия рядовых российских граждан.

Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения.

По экономической сущности государственный бюджет – это денежное отношение, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для удовлетворения наиболее важных общественных потребностей .

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы .

В процессе составления основного финансового плана государства Федеральный бюджет материализуется – воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.

При рассмотрении бюджета в первом чтении Государственная Дума утвердила следующие параметры федерального бюджета на 2016 год. Доходы бюджета запланированы на уровне 13,738 триллиона рублей, расходы – 16,098 триллиона рублей. Дефицит бюджета составит 2,36 триллиона рублей, или 3 процента ВВП. Прогноз на инфляцию, на котором основываются параметры довольно оптимистичный – 6,4 процента, то же касается и среднегодовой цены на нефть марки Urals – 50 долларов за баррель.

Объем Резервного фонда планируется на уровне 5,507 триллиона рублей. Именно он определен в качестве основного источника финансирования дефицита: на его покрытие из фонда в 2016 году планируется потратить 2,137 триллиона рублей.

Кроме того, документ предусматривает выделение бюджетных ассигнований на создание Фонда поддержки отраслей экономики в объеме до 150 миллиардов рублей. Объем внутренних заимствований в 2016 году не должен превысить 300 миллиардов рублей, внешних – 3 миллиарда долларов .

Приоритетное значение среди перечисленных показателей имеет общая сумма доходов. Их структура представлена на рисунке 1.

Основная часть доходов формируется за счёт налогов и прежде всего за счёт налоговых поступлений от добычи полезных ископаемых. В последние годы минерально -сырьевой комплекс России обеспечивает около 10% валового внутреннего продукта и около 30% доходов федерального бюджета. Более половины валютных поступлений Российская Федерация получает за счёт экспорта минерального сырья, прежде всего нефти и природного газа. Наиболее значительный налоговый потенциал среди отраслей промышленности, связанных с эксплуатацией минеральных ресурсов, имеют нефтяная и газовая промышленность, чёрная и цветная металлургия, угольная промышленность .

Рисунок 1. Структура доходов федерального бюджета по разделам в 2016 году, %

Выйти на прогнозируемый уровень доходов федерального бюджета планируется за счет изменений налогового и таможенного законодательства. В частности, речь идет о сохранении в 2016 году ставки вывозной таможенной пошлины на нефть на уровне 2015 года, а также повышении налога на добычу полезных ископаемых по газу и газовому конденсату для «Газпрома». Кроме того, в прогнозе доходов не учитываются дополнительные поступления от управления средствами Резервного фонда и ФНБ в федеральный бюджет и повышение до 90% доли прибыли ЦБ, зачисляемой в федеральный бюджет.

Создавая бюджетный фонд, государство имеет возможность маневрировать финансовыми ресурсами, сосредотачивать их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны .

Государственный бюджет является самым мощным рычагом регулирования социально-экономического развития, которым располагает государство. Доля расширенного консолидированного бюджета, включающая средства государственных внебюджетных фондов, составляет почти 40% всего валового внутреннего продукта.

При правильной бюджетной политике, с учётом мультипликативного эффекта многих статей, бюджет более чем на 50% определяется как экономический, так и социальный рост страны. И напротив, неэффективный государственный бюджет может превратиться в тормоз экономического роста и ухудшить социальное положение граждан. Именно такую негативную роль, по нашему мнению, стал играть наш бюджет в 2012 – 2015 годах, выступив одной из основных причин перехода России к стагнации в 2013 – 2014 годах и рецессии в 2015 году, к ускоренному росту инфляции и возникновении крайне негативного процесса стагнации. После 10 – 15% роста в 2010 – 2012 годах государственный бюджет, темпы роста которого в 2 – 3 раза превышали инфляцию, в период стагнации и рецессии стали неуклонно сокращаться и всё сильнее тянуть экономику и социальную сферу вниз .

Геополитические риски, вызвавшие проблемы экономического характера не единственная проблема. Существующая рецессия – это результат эффективности принятия управленческих решений в данной сфере, в частности, Банком России. Рост инфляции в значительной степени спровоцирован ответными санкциями и девальвацией рубля, недостаток кредитных ресурсов вызван долговременной политикой Центрального Банка РФ по демонетизации экономики, низкий уровень вкладов физических лиц – результат по отзыву лицензий и падению рубля .

Современная и прогнозируемая бюджетная политика Российской Федерации имеет значительное количество проблем при достаточном количестве финансовых ресурсов и возможности выбора модели его дальнейшего развития. Курс радикальной либерализации экономики не достиг долгосрочных устойчивых показателей развития государства. В целях предотвращения возможных катастрофических последствий очередного мирового экономического кризиса и защиты экономики государства необходимы энергичные шаги по корректировке финансово -экономического курса страны .

Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства). В государственном бюджете на 2016 год содержатся меры по смягчению последствий финансового кризиса.

Как уже отмечалось, плановая сумма расходов бюджета на 2016 год почти на 2,4 триллиона рублей превышает сумму доходов. Доля отдельных разделов расходов представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов в 2016 году, %

Как видно на рисунке 2, наибольшую долю в общей сумме расходов занимают расходы на социальную политику, национальную оборону и национальную экономику. Однако несмотря на некоторое повышение суммарной доли расходов на социальный блок, бюджет 2016 года нельзя назвать «социальным» с точки зрения заботы о развитии социальной сферы. Основные изменения в части пенсий свелись к сокращению масштабов запланированной индексации (до 4%, что означает реальное сокращение пенсий на 3–4% при ожидаемой в 2016 году среднегодовой инфляции 7,4%) и очередной (третий год подряд) заморозке накопительной части. Назревшие реформы в этой сфере (в частности, повышение пенсионного возраста) были вновь отложены, несмотря на снижение темпов роста доходов (по итогам первого полугодия 2015 года объем налогов и страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд, вырос всего на 4,8%).

Рост доли затрат по разделу «Национальная экономика » обусловлен включением в него резерва в 342млрд. руб. для реализации мероприятий, осуществляемых на основании отдельных решений Президента России. При этом по большинству подразделов раздела «Национальная экономика » расходы снижаются. Например, расходы на прикладные научные исследования в области национальной экономики снижаются почти вдвое.

Еще в большей степени отход от «социального» характера бюджета проявился в динамике расходов на образование и здравоохранение, вытеснение которых приняло системный характер и проявляется в опережающем сокращении этих расходов и по доле в бюджетных расходах, и в номинальном, и в реальном выражении. Расходы на образование в проекте федерального бюджета сокращаются в 2016 году, по сравнению с 2015 годом – в номинальном выражении – на 8,5%. Частично это объясняется тем, что федеральный бюджет «сбрасывает» расходы на дошкольное и профессиональное образование, которые, в соответствии с разделением бюджетных полномочий должны финансироваться с регионального бюджетного уровня. Следует отметить, что возможности для финансирования дополнительных обязательств в сфере образования у региональных бюджетов зачастую отсутствуют. Уже в 2015 году в условиях недостатка доходов и источников финансирования дефицита, многие регионы приступили к номинальному сокращению расходов. В январе -августе 2015 года по сравнению с тем же периодом прошлого года объем номинальных расходов сократили 18 регионов. При этом 27 регионов за тот же период сократили в номинальном выражении расходы на образование, 9 из них более чем на 5%.

Стратегический путь повышения роли бюджета в социально -экономическом развитии страны должен стать переход к новой экономической политике, к ускоренному росту по 5 – 6 % в год. Это возможно при одном обязательном условии – следует резко повысить долю инвестиций в ВВП, которая у нас сегодня одна из самых низких (около 20%) и при которой не может возобновиться нормальный экономический рост за счёт внутренних источников.

Роль инвестиций в экономике страны состоит в том, что они создают условия для дальнейшего расширения производства и технологического перевооружения путём использования инновационных технологий.

Конечной целью проведения государственной инвестиционной политики является обеспечение роста параметров социально -экономического развития государства. В условиях кризисных явлений, которые характерны настоящему периоду, важное значение имеет интенсификация инвестиционной деятельности .

Возрастающие инвестиции эффективно направить в основном на технологическое обновление действующих предприятий, на развитие высокотехнологических отраслей, на создание развитой транспортной инфраструктуры, на увеличение объёмов жилищного строительства, на развитие импортозамещения.

При такой новой экономической политике с модернизацией народного хозяйства заметный экономический рост может начаться уже с 2018 года.

  • Я. Я. Иванова и др. – Налогообложение добычи твёрдых полезных ископаемых в Российской Федерации. Проблемы и пути совершенствования: монография/[Я. Я. Иванова и др.]. – М.:ЮНИТИ–ДАНА, 2015. – 175с.
  • Литвиненко В. А. ООО Инвестиционные подходы и направления к интенсификации инвестиционных процессов для совершенствования парадигмы Российской экономики/Аудит и финансовый анализ №3. 2015. С. 280.
  • Лупей Н. А., Соболев В. И. Финансы: учеб. пособие/Н. А. Лупей, В. И. Соболев. – М.: Магистр: ИНФРА-М. 2012, С 77 – 74.
  • Соболев В. И. Финансовая политика Российской Федерации в 2015 – 2017 гг./–М. Экономика и предпринимательство. № 12. 2014. С. 59.
  • Количество просмотров публикации: Please wait