Татьяна Смеречук

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня мне бы хотелось представить вашему вниманию дидактическую игру "Кто что делает" , изготовленную мной для детей дошкольного возраста.

Конечно же всем вам известно, уважаемые коллеги, что развитие речи детей является проблемой современного общества. И данное дидактическое пособие помогает детям развивать связную речь, расширить и активизировать словарь ребенка, формировать умение отвечать на вопросы и самому их задавать, развивать воображение.

Д/И "Кто что делает" состоит из 23 картинок, на которых изображены различные действия. Игра рассчитана на детей от 1 года до 6 лет .


С детьми 1-2 лет, рассматривая картинки, нужно побуждать их показывать и называть знакомые предметы, отвечать на вопросы: «Кто изображен на картинке?», «Что делает девочка?» и т. д. У детей 2-4 лет нужно формировать умение составлять предложения, используя разные части речи. Задавать и отвечать на вопросы по картинке. В возрасте 4-5 лет дети способны, детально рассказывать о содержании картинки. Детям 5-6 лет данные картинки помогут сформировать умение составлять план рассказа и придерживаться его при составлении.


Занятия по картинкам могут проводиться как индивидуально, так и по подгруппам, группам.

[b]Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Что делает нас здоровыми» Программные задачи: Пополнять знания детей о способах здорового образа жизни. Формировать потребности в двигательной активности, способствую.

Дидактическая игра по ОБЖ Дидактические игры по ОБЖ. 1.«Опасно - неопасно» (1-7 слайд). Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; закреплять.

Дидактическая игра"Что вредно, что полезно" Цель. Закрепить знания детей о вредных и полезных явлениях и предметах. Развивать умение объяснять.

Настольно-печатная игра «Составь рассказ по картинке» (Эту игру можно использовать как дополнительный материал к занятиям по развитию.

Дидактическая игра «Мир книг» Цели. Формирование интереса и потребности в чтении Задачи. 1. Формировать знания о писателях. 2. Закрепить.

Цели игры: познакомить детей с правилами поведения на улице и на проезжей части (как правильно переходить дорогу и т. д., видами транспорта,.

Задачи: помочь малышам развить зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепить название цветов.

Дидактическая игра «Из чего сделаны?»

Этот дидактический материал будет полезен для воспитателей детских садов и для родителей.
Дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Цель игры: Совершенствовать знания детей о предметах окружающей действительности, и о материалах из которых они сделаны.
Задачи:
- Дать представления о связях предметов окружающего мира;
- Познакомить с продуктами человеческого труда, и с русскими народными промыслами;
- Развивать логическое мышление;
- Дать представление о символах России;
- Расширять кругозор, словарный запас детей;
- Учить детей сравнивать предметы, устанавливать причинно-следственные связи

Материал: большие карты с изображением материала и пустых мест; маленькие предметные карточки;
Задачи участников игры:
Распределить предметы по группам: - Из камня; железа; ниток; ткани и т.д.1.«Кто быстрее» (участвуют 2-8 детей).
Всем предметные карточки перемешать картинками вверх. Большие карточки дать каждому игроку по одной.
Задача игроков – как модно быстрее выложить на свои большие карты. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет большие карты;
2. «Выбери и назови» (участвуют 2-8 детей). Все играющие берут по одной большой карте. Ведущий берёт предметную карточку и показывает что на ней изображено, и спрашивает у игроков, из чего она сделана. Кто быстрее собрал все карточки – тот победил.
Игроки узнают нужный предмет.
3. «Верю-не-верю» (участвуют 2-8 детей)
Все карточки перевернуть картинками вниз. Игроки по очереди открывают по 1 карточке, показывают её остальным и спрашивают, например «Верите ли, мне, что бусы сделаны из ткани?» Игроки отвечают, кто ответил неверно – тот получает штрафную фишку. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных фишек
4. «Угадай» (участвуют 2-8 детей)
Все предметные карточки перевёрнуты картинками вниз. Игроки по очереди берут по одной, придумывают загадку о предмете (форма, цвет, для чего нужен), остальные отгадывают и размещают на большой карточке.
У кого большая карточка будет заполнена раньше – тот победил.


Трудовое воспитание в детском саду

«Кто где работает?»
Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных
профессий, как называется их рабочее место.
Воспитатель – в детском саду;
учитель – в школе;
врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;
повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.

«Кто это знает и умеет?»
Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями
должны обладать люди разных профессий.
Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.
Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.
Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.

«Кто это делает?»
Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.
Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.
Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.
Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.

«Кто что делает?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.
Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…
Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…
Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д.

«Исправь ошибку»
Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
Повар лечит, а врач готовит.
Дворник продает, а продавец подметает.
Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.
Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.

«Для человека какой профессии это нужно?»
Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.
Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.
Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.
Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т.д.

«Кому что нужно для работы?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.
Учителю - указка, учебник, мел, доска…
Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…
Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…
Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски... и т.д.

«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»
Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.
Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.

«Кто больше назовет действий?» (с мячом)
Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.
Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.

«Продолжи предложение»
Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.
Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),
Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).
Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)
Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.

«Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)
Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.
Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?

«Нарисуем портрет» (речевой)
Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.
Детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем занимается? и т.п.) о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы.

«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Если бы не было учителей, то …
Если бы не было врачей, то …
Если бы не было дворников, то…
Если бы не было водителей, то … и т.д.

Игра «Накроем стол для кукол».
Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетцицу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).
Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

Игра «Угадай, что я делаю?»
Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры. Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В в центр круга выходит ребёнок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь – не знаем, Поглядим и угадаем.
Ребёнок имитирует трудовые действия не только движениями, нои (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д.
Дети угадывают действия.

Игра «Что сначала, что потом?»
Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.
1 Опрокинуть горшок, из него вынимают растение.
2 Мытьё горшка.
3 Укладывание камушков на дно горшка.
4 Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
5 Насыпание в горшок поверш песка немного земли.
6 Отряхивание палочкой старой земли с корней растений.
7 Срезание загнивших корней.
8 Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землёй.
9 Уплотнение земли.
10 Установка горшка с растением на поддон.
11 Полив растения под корень.

Дидактические игры с использованием элементов

ТРИЗ и РТВ.

Системный подход к окружающему миру

Игра «Найди целое и части»

Цель: учить детей определять по аналогии задание, которое необходимо выполнить. По образцу первой паре слов, учить определять какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое.

1. В: автомобиль – колесо;

д: самолет – …(крылья, небо).

Детям предлагается назвать соответствующий ответ.

2. В: вишня – косточка;

д: рак – … (клешня, рыба).

3. В: кошка – усы;

д: дерево - …(лес, ствол). И т.д.

Игра «Найди главное»

Предлагается система к ней несколько подсистем, из которых необходимо выбрать две подсистемы, которые являются обязательно частями данной системы.

Пример: лес – охотник, волк, деревья, тропинка, кусты, болото.

Сад – растения, садовник, собака, забор, земля.

Река – берег, рыба, рыболов, тина, вода.

Город – автомобили, здания, толпа, улица, велосипед.

Книга – рисунки, приключения, бумага, закладка, текст.

Больница – палаты, врач, халаты, больные, укол, ренген.

Игра «Что с чем связано»

Цель: учить детей находить связи между предметами, даже, если связаны не на прямую, а через посредника. Учить делать выводы, что все взаимосвязано.

Например:

Дерево – вода. (без воды дерево жить не может).

Пуговица - рубашка. (пуговица нужна, чтобы застегнуть рубашку).

Стол – ваза. (вазу с цветами ставят на стол).

Рыбка – рука. (рыбку ловят сетью, а сеть забрасывают руками; руками чистят рыбу; кормят ее в аквариуме).

Системный оператор

Игра «Назови предмет по свойствам»

Цель:

Закреплять знания об окружающем мире, анализируя знакомые предметы и выделяя их свойства.

Активизировать в речи детей понятия о свойствах предметов.

Формировать понятие о том, что один и тот же предмет может сочетать в себе несколько признаков.

Например:

Сильный + добрый=

Звонкий+громкий=

Пушистый+серый=

Усложненный вариант:

Гладкий+серый+тихий=

Белый+съедобный+мягкий=

Красный+легкий+блестящий=

Игра «Что из чего»

Цель: учить детей разбирать любой объект на части. Называть эти части, посчитать их количество.

Ход:

Воспитатель или ребенок быстро называет предмет (объект), дети должны назвать из чего он состоит.

Усложненный вариант:

Детям предлагается сразу называть количество частей.

Например: машина – один кузов – один руль - четыре колеса, две большие фары и т.д.

Игра «Теремок»

Цель: закреплять понятия детей об объектах окружающего мира, анализируя знакомые предметы и выделяя их свойства, функции.


Учит использовать в речи краткое описание свойств предметов, выделяя в них самое главное качество.

Формировать понятие о том, что один и тот же предмет может сочетать в себе несколько признаков, функций.

Ход: воспитатель показывает «теремок» (коробку, ящик и т.д.)., к которому переодически подходят герои (предметы, животные) и просятся жить.

Каждый из вновь пришедших «героев» - предметов спрашивает, кто живет в теремке, и «житель» - предмет должен ему ответить, перечисляя, кто он, какой, что умеет делать.

Игра « Чем был – чем стал»

Игра с детьми после четырех лет. Называется материал (глина, дерево, ткань), а дети дают варианты объектов, в которых они есть. Можно поиграть наоборот. Называется объект, сделанный человеком, а дети определяют какие материалы использовались при его изготавлении.

Например:

Был раньше расплавленным стеклом и стал…

Д: стал вазой, лампочкой, стеклом в машине…

Игра «Аукцион»

Цель: познакомить (закрепить) знания детей о признаках, частях, свойствах предметов. Учить описывать предмет в определенной последовательности, выбирая и подчеркивая его лучшие качества, возможность его использования.

Ход : выбирается ребенок (вначале это может быть взрослый), который ведет аукцион. Он, выбирая предмет для аукциона, описывает его достоинства. Ребенок, который хочет купить его, должен аргументированно доказать, для чего этот предмет ему нужен и чем он ему нравится.

Предмет продается тому, кто убедительнее доказал его необходимость. Предметы должны быть хорошо знакомы для ребенка.

Игра «Что умеет делать»

Цель: учить умению выделять функции объекта.

1 вариант:

Дети стоят друг против друга. Один называет предмет, тот, кто стоит напротив – его функцию и т.д. по очереди. Проигрывает тот, кто не смог ответить. Рядом стоящий ребенок передвигается на его место. Побеждает тот, кто остается.

2 вариант: «передай соседу слово»

Дети стоят по кругу, как бы передавая слово из рук в руки. Первый называет слово, «передает» его – касаясь ладошкой руки соседа. Сосед называет функцию, передавая ее своему соседу. Этот ребенок называет предмет, который выполняет переданную ему функцию.

Например: птица – летает – самолет – гудит – поезд – везет – машина – едет – трактор – пашет - тракторист – кушает - ребенок и т.д.

Венира Зайнуллина
«Дидактическая игра «Кто что делает?» Конспект открытого занятия в первой младшей группе

Цель :

Учить детей внимательно рассматривать картинку и называть изображённые на ней предметы и их качество, выполнять действия, которые они видят на картинке. Упражнять малышей в звукопроизношении, обогащать словарь существительными, прилагательными, глаголами. Побуждать детей повторять за воспитателем полные предложения, произносить слова чётко и внятно, отвечать на не сложные вопросы. Развивать игровые навыки, внимание, воспитывать усидчивость.

Оборудование :картинки с одним действием : мальчик играет на барабане ; паровоз едет по рельсам; собака пилит бревно; папа работает молотком.

Игрушки : мягкая игрушка кошка, предметы изображённые на картинках : барабан, молоток, пила, бревно, паровоз, шарф.

Словарная работа : барабан, барабанные палочки, деревянный, пила, пилит, острая, молоток железный, стучит, тяжёлый, паровоз, транспорт, рельсы.

Ход образовательной деятельности.

Сюрпризный момент. Слышится за дверью жалобное мяуканье.

Воспитатель.

Кто мяукнул у дверей?

Открывайте поскорей !

Очень холодно зимой.

Мурка просится домой.

(воспитатель впускает кошку в группу и говорит от имени кошки).

Здравствуйте дети. (дети здоровается с кошкой) . Ребята на улице очень холодно, я замёрзла согрейте меня.

Воспитатель. Чем же нам тебя согреть, у меня есть шарф. (Берёт шарф завязывает ей на шею) .Дети что я делаю ?

Дети. Кошке завязываете шарф.

Кошка. Спасибо вам большое мне очень тепло. Ребята я к вам пришла не пустыми руками. Принесла красивые картинки давайте вместе посмотрим, что на них изображено.

(Воспитатель демонстрирует картинку с изображением где мальчик играет на барабане ).

делает ? На чём он играет .

Дети. Мальчик играет на барабане . Стучит барабанными палочками по барабану. Барабан звучит бум – бум – бум; бам – бам – бам.

(воспитатель предлагает ребёнку воспроизводить действие, изображённое на картине.

(Воспитатель показывает картинку где изображено собака пилит бревно) .

Воспитатель. Кого вы видите на картинке? Что он делает ? Дети пила издаёт вот такой звук «вжик – вжик» .

Дети. Это собака. Собака пилит бревно. Он пилит пилой. Пила острая.

(воспитатель предлагает ребёнку найти нужный предмет на столе и воспроизводить действия, изображённое на картине).

(Воспитатель показывает картинку с изображением где папа работает молотком).

Воспитатель. На этой картине кого вы видите? Кто это? Что он делает ? Как стучит молоток?

Дети. Это папа. Он работает. Стучит молоточком. Молоток стучит «тук – тук – тук» .

Воспитатель приглашает ребёнка к столу и предлагает найти молоток. Просит ребёнка воспроизводить действие, изображённое на картинке.

«Воспитатель показывает картинку с изображением паровоза).

Воспитатель. Дети что это? Как он гудит, как колёса стучат?

Дети. Это паровоз. Он гудит «ду –ду – ду» . Колёса стучат «чух –чух – чух» .

«Воспитатель предлагает детям прокатится на паровозе и читает стихотворение»

Паровоз, паровоз.

Новенький блестящий.

Он вагончики повёз.

Будто настоящий.

Чух – чух – чух далеко я укачу. (Дети вместе с воспитателем подпевают) .

Воспитатель. Ребята вам понравилась рассматривать картинки.

(Воспитатель предлагает покормить кошечку молоком. Дети делают «миску» соединив ладони. Воспитатель поёт песенку).

Киска детям подошла,

Молочка просила.

Молочка просила,

Мяу говорила.

Мяу, мяу, мяу.

Угостили молочком, .

Кисонька поела,

Кисонька поела,

Песенку запела,

Мурр – мурр- мурр.

Итог :

Дети, кто сегодня к нам в гости приходила? Что кошка вам принесла? Вам понравились картинки? Чем вы угостили кошку?