Что такое растворение веществ в жидкости. Растворимость веществ в воде. Для чего нужно знать растворимость твердых веществ в воде
Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Автор - Севостьянова Людмила Николаевна, учитель химии высшей квалификационной категории муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней школы №3 р.п. Ильиногорск, Володарского муниципального района Нижегородской области
Обозначение предметного содержания проекта. Учащиеся получают представление о растворении, как о физико-химическом процессе, понятии гидратах и кристаллогидратах, растворимости, кривых растворимости, как модели зависимости растворения от температуры, насыщенных, перенасыщенных и ненасыщенных растворах. Делают выводы о значении растворов для природы и сельского хозяйства.
Методическая разработка составлена на основе, программы основного общего образования по химии, учебно-методического комплекса О.С.. Габриеляна «Химия. 8-11 классы (Рабочие программы. Химия8-11 классы: учебно-методическое пособие/сост. Г.М. Пальдяева. – 2 изд., стереотип. М.: Дрофа, 2013). Данный концентрический курс соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрен РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включен в Федеральный перечень учебников.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение химии в объеме 2 часа в неделю.
Раздел. Растворение. Растворы. Свойства электролитов.
Тема. Растворимость. Растворимость веществ в воде.
Обоснование целесообразности данного предметного содержания для организации проектной/исследовательской деятельности обучающихся. Через организацию исследовательской деятельности сформировать представление о растворении, как о физико-химическом процессе. На основе знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблемы, учащиеся учатся устанавливать межпредметные и причинно-следственные связи
Также данный проект, направленный на сформирование представления о физико-химическом процессе растворения, изучении растворимости различных веществ от различных условий обеспечивает развитие устойчивого интереса к химии.
Название проекта: «Растворы. Растворимость веществ в воде».
Описание проблемной ситуации, определение проблемы и цели проектного модуля. Учитель организует действия учащихся по выявлению и формулировке проблемы, предлагая учащимся провести мини-исследование «Приготовление водных растворов перманганата калия и серной кислоты». Учащиеся во время проведения опытов отмечают, что в процессе растворения веществ наблюдаются как признаки физического, так и признаки химического явления.
Учащиеся совместно с учителем формулируют противоречие.
Противоречие: В процессе растворения можно наблюдать с одной стороны признаки физических явлений, с другой - химических явлений.
Проблема: Процесс «растворение» - это процесс химический или физический? Можно ли влиять на этот процесс?
Описание проектного продукта/результата с критериями оценки.
Цель проектного модуля: доказать сущность процесса растворения и объяснить зависимость растворимости от различных факторов через создание ментальной карты «Растворимость веществ в воде».
Проектный продукт: ментальная карта «Растворимость веществ в воде».
Ментальная карта представляет собой систематизированный и представленный в наглядной форме материал. В центре записывается тема проекта «Растворимость веществ». Учащимся предлагается на основе проведенных мини-исследований сформулировать выводы и творчески оформить их в несколько блоков:
Каждый отдельный проектный продукт пары оценивается по следующим критериям.
- Эстетичность оформления
- Структурность оформления
- Логичность оформления
- Наглядность
- 1 балл – представлен частично
Оценка «5» - 15-14 баллов
Оценка «4» - 13-11 баллов
Оценка «3»- 10-7 баллов
Оценка «2» -менее 7 баллов
Определение общего объема урочных часов, необходимых для реализации проекта, и его распределение по этапам проектной деятельности обучающихся с указанием действий педагога и обучающихся.
Проектный модуль включает 3 урока (3 часа проектного модуля реализуются за счет 1 часа, который отводится на изучение темы «Растворы. Растворимость веществ» и 2 часа за счет резервного времени):
Фазы ПД |
Этапы ПД |
Поурочное планирование |
Проектирование |
Актуализация |
1 урок Домашнее задание |
Проблематизация |
||
Целеполагание |
||
Планирование |
||
Концептуализация Моделирование |
||
Реализация |
Разработка критериальной базы |
2 урок Домашнее задание |
Реализация проектного продукта |
||
Представление проектного продукта Оценка Рефлексия |
Представление |
3 урок Домашнее задание |
Защита проекта |
||
Рефлексия |
||
Диагностика уровня сформированности проектных действий |
Поэтапное описание проектного модуля, действий обучающихся, действий педагога.
Этапы проектной деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Средства |
Результат |
||||||||
1-й урок (подготовительный и проектировочный этапы): актуализация – проблематизация – целеполагания - планирование действий-концептуализация. |
||||||||||||
Актуализация имеющейся системы : предметных знаний и способов деятельности, метапредметных способов деятельности, ценностей и смыслов, связанных с содержанием модуля и самим процессом познания. |
Организует повторение правил техники безопасности и поведения в кабинете химии. Организует фронтальное выполнение заданий, направленных на усвоение темы «Физические и химические явления» Задает вопрос учащимся: «Как отличить химические явления от физических?», «Каковы признаки химических реакций?» |
Отвечают на вопросы. Просмотр в режиме «без звука» флеш - ролика «Признаки химических реакций». Указывают признаки химических реакций, комментируют свой ответ. Рассуждают и делают вывод том, что химические явление характеризуются образованием новых веществ, с новыми признаками. Признаками химических реакций могут быть: появление запаха (выделение газа), образование осадка, изменение цвета. |
Мультимедийный комплекс и интерактивной доской. Материал Единой коллекции ЦОР |
Выявлена граница «знания-незнания» |
||||||||
Проблематизация – определение проблемы проекта и причин, приводящий к появлению проблемы. |
Организует действия учащихся по выявлению и формулировке противоречия и проблемы. Проведение мини-исследования: «Приготовление водных растворов перманганата калия и серной кислоты» |
Учащиеся, соблюдая правила техники безопасности выполняют мини-исследование №1: , описывают свои наблюдения, заполняют таблицу. Растворение
Проблема: К каким же явлениям относится процесс растворения, физическим или химическим, как можно описать процесс растворения веществ? |
Алгоритм выполнения мини-исследования №1 Приложение №1 Оборудование и реактивы:: KМnО 4 , Н 2 SО 4 (конц.), безводный СuSО 4 , вода, пробирки, штатив. |
Сформулирована проблема |
||||||||
Целеполагание – определение цели и задач проекта. |
На основе сформулированной проблемы создает условия для формулировки цели и определения будущего проектного продукта |
Формулируют цель проекта с помощью учителя: описать модель процесса растворения, определить факторы, влияющие на процесс растворения, провести классификацию растворов, указать значение и применение растворов. С помощью учителя определяют блоки ментальной карты: 1 блок: «Модель процесса растворения» 2 блок: «Зависимость процесса растворения от различных факторов» 3 блок: «Классификация растворов» 4 блок: «Значение и применение растворов» |
Сформулирована цель общего проектного продукта. |
|||||||||
Планирование действий |
Создает условия для формирования проектных групп и распределение обязанностей внутри групп по выполнению проектных заданий
|
Класс делится на 5 групп по 4-5 человек. Каждая группа выбирает руководителя. Совместно с учителем проговаривают совместный план действий.
|
Сформированы группы учащихся для выполнения проекта. Разработан план дальнейшей работы |
|||||||||
Организует действия учащихся для работы в группах. Оказывает помощь в распределении обязанностей внутри группы Предлагает работу в группах по единым заданиям: прочитать текст учебника с.186-188, оформить схему-модель процесса растворения. Направляет группы на выполнение практического мини-исследования №2 «Наблюдение влияния природы растворенного вещества на процесс растворения» Направляет группы на выполнение практического мини-исследования №3 «Наблюдение влияния природы растворителя на процесс растворения веществ» Направляет группы на выполнение практического мини-исследования №4 «Наблюдение влияния температуры на растворимость веществ.». |
Составляют схему-модель «Растворение как физико-химический процесс». Каждый учащийся внутри группы самостоятельно читает текст. 1 ученик: рассматривает историю изучения данного вопроса. 2 ученик: выделяет сторонников физической теории растворов 3 ученик: выделяет сторонников химической теории растворов 4 ученик: описывают современные представления, составляют схему-модель РАСТВОР= Н2О + Р.В. + ГИДРАТЫ (продукты взаимодействия Н2О растворёнными веществами). 5 ученик планирует и оформляет блок 1 ментальной карты. Учащиеся, соблюдая правила техники безопасности, выполняют мини-исследование №2 «Наблюдение влияния природы растворенного вещества на процесс растворения» по предложенному алгоритму, формулируют вывод. Формулируют выводы: Природа растворяемого вещества влияет на процесс растворения. Растворимость вещества зависит от природы самого вещества. Учащиеся, соблюдая правила техники безопасности, выполняют мини-исследование №3 «Наблюдение влияния природы растворителя на процесс растворения веществ» по предложенному алгоритму, формулируют вывод. Формулируют выводы: Природа растворителя влияет на процесс растворителя. Растворимость вещества зависит от природы самого вещества. Учащиеся, соблюдая правила техники безопасности, выполняют мини-исследование №4 «Наблюдение влияния температуры на растворимость веществ.».по предложенному алгоритму, формулируют вывод. Формулируют выводы: С увеличением температуры растворимость вещества увеличивается. Возможно построение модели растворимости в зависимости от температуры. |
Проектные задания «Мозговой штурм» Алгоритм мини-исследования №2 Приложение 2 Оборудование и реактивы: пронумерованные пробирки с веществами: №1 Хлорид кальция №2 гидроксид кальция №3 карбонат кальция, вода. Алгоритм мини-исследования №3 Приложение 3 Оборудование и реактивы: Две пронуме-рованные пробирки №1 и №2 с несколькими кристаллами йода, спирт, вода. Алгоритм мини-исследования №4 Приложение 4 |
Созданы промежуточные продукты: схема – модель процесса растворения. Сформулированы факторы, влияющие на растворимость веществ:
|
|||||||||
Концептуализация и моделирование – создание образа объекта проектирования. |
Организует действия учащихся по созданию образа проектного продукта. Консультирует учащихся по созданию проектного продукта. |
Учащиеся в группах обсуждают, каким будет итоговой модуль, аргументируют свою точку зрения, выслушивают учеников своей группы, участвуют в обсуждении макета. . |
Мозговой штурм |
Создан образ (модель) проектного продукта – ментальной карты «Растворимость веществ» |
||||||||
Организует работу по распределению блоков внутри группы, организует работу по заполнению табеля учета работы над проектом |
Выбирают блок для заполнения, договариваются друг с другом, предлагают взаимопомощь в распределении и оформлении блоков. Оценивают свою собственную работу и работу одноклассников |
Табель учета работы над проектом |
Распределены все блоки внутри каждой группы, оценена работа за урок. |
|||||||||
Д/з: изучить параграф 34, выполнить задания в рабочей тетради. Подобрать иллюстрации для блоков к ментальной карте, иллюстрирующих классификацию и применение растворов. |
||||||||||||
2-й урок (этап реализации): решение конкретно-практических задач. Создание проектного продукта. |
||||||||||||
Разработка критериальной базы |
Организует работу по созданию критериев проекта |
Предлагают варианты критериев оценки проектного продукта:
За каждый критерий от 0 до 3 баллов:
Оценка «5» - 15-14 баллов Оценка «4» - 13-11 баллов Оценка «3»- 10-7 баллов Оценка «2» -менее 7 баллов |
Прием «Дерево мнений» |
Разработаны критерии оценки проекта |
||||||||
Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов (создание проектного продукта) |
Создает условия для реализации проектного продукта. Организуется выполнение проектного задания, рассматривается требования к составлению ментальной карты, требования к структурированию найденной информации Каждая группа получает проектное задание и алгоритм его выполнения, Осуществляет консультационную помощь в создании проектного продукта. |
Учащиеся в соответствии с распределенными обязанностями определяют образ конкретно-практической задачи. Это будет ментальная карта, на которой будет структурирована информация по теме «Растворимость веществ. Растворы». В центре будет обозначена тема. Вокруг расположены 4 блока. Информация должна быть представлена в виде схем, рисунков, ассоциаций. Учащиеся распределяют обязанности в группе: 1 ученик: ответственный за блок №1, командир группы 2 ученик: ответственный за блок №2, отслеживание время; 3 ученик: ответственный за блок №3, 4 ученик: ответственный за блок №4 5 ученик: общее оформление работы, ответственный за оценивание выполненной работы. Выполнение заданий совместно, но под контролем ответственного:
|
Бумага, фломастеры, ножницы, принтер |
Выполнены проектные задания. Создан проектный полупродукт. |
||||||||
Д/з: повторить параграф 34. Доработать созданный проектный полупродукт, подготовить выступление от группы. |
||||||||||||
3-й урок «Презентация полученного проектного продукта. Оценка качества продукта и рефлексия действий в проекте его создателей. |
||||||||||||
Презентация полученного проектного продукта. |
Создает условия для презентации проектного продукта |
Презентуют созданные проектные продукты - ментальную карту, собранную из 4-х блоков. |
Демонстрация карты «Раствори-мость. Растворенные вещества». |
|||||||||
Оценка качества проектного продукта и рефлексия действий в проекте его создателей. |
Организует обобщение знаний и выполненных действий. Предлагает соотнести задачи и результаты создания проекта, оценить правильность выбора метода проекта. Обобщает полученные знания, выполненные действия. Использует критерии для оценки результатов. Оценивает полученные знания и освоенные действия в соответствии с критериями. Осуществляет контроль знаний по теме «Растворение. Растворимость веществ». |
Группы выходят защищать свой продукт. Оценивают свою работу в группе по реализации проектной деятельности, работу одноклассников; а также оценивают проекты. Оспаривают или соглашаются с оценкой своих работ. Анализируют допущенные недочеты. Вносят предложения в алгоритм выполнения однотипных заданий. Оценивают проектную деятельность в соответствии с критериями оценочного листа. |
Оценочный лист проектной деятельности. Приложение №5 Оценочный лист проектного продукта Приложение №6 Задание «Вставь пропущенное слово» по вариантам. |
Выставлены оценки. Указаны ошибки. Проведена рефлексия. Контроль знаний. |
||||||||
Д/з: выполнить задания учебника с.192. Подготовить сообщения про растворы, используемые в медицине – 1 ряд, в с/х – 2 ряд, в быту – 3 ряд. |
Описание промежуточных проектных продуктов и описание используемых урочных домашних заданий (дидактическое обеспечение проектного модуля).
На первом уроке учитель проверяет уровень усвоения ранее изученной темы, предлагает устно выполнить задание на актуализацию знаний - Просмотр в режиме «без звука» флеш - ролика «Признаки химических реакций», Материал Единой коллекции ЦОР
По итогам работы на первом уроке учащиеся получают промежуточные продукты: отчеты по мини-исследованиям№1«Наблюдение процессов растворения перманганата калия, концентрированной серной кислоты и безводного сульфата меди»», №2 Наблюдение влияния природы растворенного вещества на процесс растворения», №3 «Наблюдение влияния природы растворителя на процесс растворения», №4 «Наблюдение влияния температуры на процесс растворения»
На дом учащиеся получают следующее задание: изучить параграф 34, выполнить задание в рабочей тетради часть I тема 34 с помощью интернет - источника подобрать иллюстрации по темам «Значение и применение растворов», «Классификация растворов».
На втором уроке учащиеся разрабатывают проектный продукт в соответствии с проектными заданиями. К концу урока каждая группа оформляет ментальную карту. После второго урока учащиеся получают домашнее задание: доработать проектный полупродукт и подготовить по нему мини-выступление, включая подготовку к проекту и его реализацию.
После третьего урока учащиеся получают домашнее задание: подготовить сообщение про применение растворов в быту, с/х или медицине.
Раствором называется термодинамически устойчивая гомогенная (однофазная) система переменного состава, состоящая из двух или более компонентов (химических веществ). Компонентами, составляющими раствор, являются растворитель и растворенное вещество. Обычно растворителем считается тот компонент, который в чистом виде существует в таком же агрегатном состоянии, что и полученный раствор (например, в случае водного раствора соли растворителем является, конечно, вода). Если же оба компонента до растворения находились в одинаковом агрегатном состоянии (например, спирт и вода), то растворителем считается компонент, находящийся в большем количестве.
Растворы бывают жидкими, твердыми и газообразными.
Жидкие растворы – это растворы солей, сахара, спирта в воде. Жидкие растворы могут быть водными и неводными. Водные растворы – это растворы, в которых растворителем является вода. Неводные растворы – это растворы, в которых растворителями являются органические жидкости (бензол, спирт, эфир и т.д.). Твёрдые растворы – сплавы металлов. Газообразные растворы – воздух и другие смеси газов.
Процесс растворения . Растворение – это сложный физико-химический процесс. При физическом процессе происходит разрушение структуры растворяемого вещества и распределение его частиц между молекулами растворителя. Химический процесс – это взаимодействие молекул растворителя с частицами растворенного вещества. В результате этого взаимодействия образуются сольваты. Если растворителем является вода, то образующиеся сольваты называются гидратами. Процесс образования сольватов называется сольватацией, процесс образования гидратов – гидратацией. При упаривании водных растворов образуются кристаллогидраты – это кристаллические вещества, в состав которых входит определенное число молекул воды (кристаллизационная вода). Примеры кристаллогидратов: CuSO 4 . 5H 2 O – пентагидрат сульфата меди (II); FeSO 4 . 7H 2 O – гептагидрат сульфата железа (II).
Физический процесс растворения идёт с поглощением энергии, химический – с выделением . Если в результате гидратации (сольватации) выделяется больше энергии, чем ее поглощается при разрушении структуры вещества, то растворение – экзотермический процесс. Выделение энергии происходит при растворении NaOH, H 2 SO 4 , Na 2 CO 3 , ZnSO 4 и других веществ. Если для разрушения структуры вещества надо больше энергии, чем её выделяется при гидратации, то растворение – эндотермический процесс. Поглощение энергии происходит при растворении в воде NaNO 3 , KCl, NH 4 NO 3 , K 2 SO 4 , NH 4 Cl и некоторых других веществ.
Количество энергии, которое выделяется или поглощается при растворении, называется тепловым эффектом растворения .
Растворимостью вещества называется его способность распределяться в другом веществе в виде атомов, ионов или молекул с образованием термодинамически устойчивой системы переменного состава. Количественной характеристикой растворимости является коэффициент растворимости , который показывает, какая максимальная масса вещества может раствориться в 1000 или 100 г воды при данной температуре. Растворимость вещества зависит от природы растворителя и вещества, от температуры и давления (для газов). Растворимость твердых веществ в основном увеличивается при повышении температуры. Растворимость газов с повышением температуры уменьшается, но при повышении давления увеличивается.
По растворимости в воде вещества делят на три группы:
1. Хорошо растворимые (р.). Растворимость веществ больше 10 г в 1000г воды. Например, 2000 г сахара растворяется в 1000 г воды, или в 1 л воды.
2. Малорастворимые (м.). Растворимость веществ от 0,01 г до 10 г в 1000 г воды. Например, 2 г гипса (CaSO 4 . 2 H 2 O) растворяется в 1000 г воды.
3. Практически нерастворимые (н.). Растворимость веществ меньше 0,01 г в 1000 г воды. Например, в 1000 г воды растворяется 1,5 . 10 -3 г AgCl.
При растворении веществ могут образоваться насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы.
Насыщенный раствор – это раствор, который содержит максимальное количество растворяемого вещества при данных условиях. При добавлении вещества в такой раствор вещество больше не растворяется.
Ненасыщенный раствор – это раствор, который содержит меньше растворяемого вещества, чем насыщенный при данных условиях. При добавлении вещества в такой раствор вещество еще растворяется.
Иногда удается получить раствор, в котором растворенного вещества содержится больше, чем в насыщенном растворе при данной температуре. Такой раствор называется пересыщенным. Этот раствор получают при осторожном охлаждении насыщенного раствора до комнатной температуры. Пересыщенные растворы очень неустойчивы. Кристаллизацию вещества в таком растворе можно вызвать путем потирания стеклянной палочкой стенок сосуда, в котором находится данный раствор. Этот способ применяется при выполнении некоторых качественных реакций.
Растворимость вещества может выражаться и молярной концентрацией его насыщенного раствора (п.2.2).
Константа растворимости. Рассмотрим процессы, возникающие при взаимодействии малорастворимого, но сильного электролита сульфата бария BaSO 4 с водой. Под действием диполей воды ионы Ba 2+ и SO 4 2 - из кристаллической решетки BaSO 4 будут переходить в жидкую фазу. Одновременно с этим процессом под влиянием электростатического поля кристаллической решетки часть ионов Ba 2+ и SO 4 2 - вновь будет осаждаться (рис.3). При данной температуре в гетерогенной системе, наконец, установится равновесие: скорость процесса растворения (V 1) будет равна скорости процесса осаждения (V 2), т.е.
BaSO 4 ⇄ Ba 2+ + SO 4 2 -
твёрдая раствор
Рис. 3. Насыщенный раствор сульфата бария
Раствор, находящийся в равновесии с твердой фазой BaSO 4 , называется насыщенным относительно сульфата бария.
Насыщенный раствор представляет собой равновесную гетерогенную систему, которая характеризуется константой химического равновесия:
, (1)
где a (Ba 2+) – активность ионов бария; a(SO 4 2-) – активность сульфат-ионов;
a (BaSO 4) – активность молекул сульфата бария.
Знаменатель этой дроби – активность кристаллического BaSO 4 – является постоянной величиной, равной единице. Произведение двух констант дает новую постоянную величину, которую называют термодинамической константой растворимости и обозначают К s °:
К s ° = a(Ba 2+) . a(SO 4 2-). (2)
Эту величину раньше называли произведением растворимости и обозначали ПР.
Таким образом, в насыщенном растворе малорастворимого сильного электролита произведение равновесных активностей его ионов есть величина постоянная при данной температуре.
Если принять, что в насыщенном растворе малорастворимого электролита коэффициент активности f ~1, то активность ионов в таком случае можно заменить их концентрациями, так как а(X ) = f (X ) . С(X ). Термодинамическая константа растворимости К s ° перейдет в концентрационную константу растворимости К s:
К s = С(Ba 2+) . С(SO 4 2-), (3)
где С(Ba 2+) и С(SO 4 2 -) – равновесные концентрации ионов Ba 2+ и SO 4 2 - (моль/л) в насыщенном растворе сульфата бария.
Для упрощения расчётов обычно пользуются концентрационной константой растворимости К s , принимая f (Х ) = 1 (приложение 2).
Если малорастворимый сильный электролит образует при диссоциации несколько ионов, то в выражение К s (или К s °) входят соответствующие степени, равные стехиометрическим коэффициентам:
PbCl 2 ⇄ Pb 2+ + 2 Cl - ; K s = С (Pb 2+) . С 2 (Cl -);
Ag 3 PO 4 ⇄ 3 Ag + + PO 4 3 - ; K s = С 3 (Ag +) . С (PO 4 3 -).
В общем виде выражение концентрационной константы растворимости для электролита A m B n ⇄ m A n+ + n B m - имеет вид
K s = С m (A n+) . С n (B m -),
где С - концентрации ионов A n+ и B m - в насыщенном растворе электролита в моль/л.
Величиной K s принято пользоваться только в отношении электролитов, растворимость которых в воде не превышает 0,01 моль/л.
Условия образования осадков
Предположим, с - фактическая концентрация ионов трудно растворимого электролита в растворе.
Если С m (A n +) . С n (B m -) > K s , то произойдет образование осадка, т.к. раствор становится пересыщенным.
Если С m (A n +) . С n (B m -) < K s , то раствор является ненасыщенным и осадок не образуется.
Свойства растворов . Ниже рассмотрим свойства растворов неэлектролитов. В случае электролитов в приведённые формулы вводится поправочный изотонический коэффициент.
Если в жидкости растворено нелетучее вещество, то давление насыщенного пара над раствором меньше давления насыщенного пара над чистым растворителем. Одновременно с понижением давления пара над раствором наблюдается изменение его температуры кипения и замерзания; температуры кипения растворов повышаются, а температуры замерзания понижаются по сравнению с температурами, характеризующими чистые растворители.
Относительное понижение температуры замерзания или относительное повышение температуры кипения раствора пропорционально его концентрации:
∆t = K С m ,
где К – константа (криоскопическая или эбулиоскопическая);
С m – моляльная концентрация раствора, моль/1000 г растворителя.
Так как С m = m/M, где m – масса вещества (г) в 1000 г растворителя,
М – молярная масса, приведенное уравнение можно представить:
; .
Таким образом, зная для каждого растворителя величину К, задав m и экспериментально определив ∆t в приборе, находят М растворенного вещества.
Молярная масса растворенного вещества может быть определена путём измерения осмотического давления раствора (π) и рассчитана по уравнению Вант – Гоффа:
; .
Лабораторная работа
Раствор – это гомогенная система, состоящая из двух или более веществ, содержание которых можно изменять в определенных пределах без нарушения однородности.
Водные растворы состоят из воды (растворителя) и растворенного вещества. Состояние веществ в водном растворе при необходимости обозначается нижним индексом (р), например, KNO 3 в растворе – KNO 3(p) .
Растворы, которые содержат малое количество растворенного вещества, часто называют разбавленными, а растворы с высоким содержанием растворенного вещества – концентрированными. Раствор, в котором возможно дальнейшее растворение вещества, называется ненасыщенным, а раствор, в котором вещество перестает растворяться при данных условиях, – насыщенным. Последний раствор всегда находится в контакте (в гетерогенном равновесии) с нерастворившимся веществом (один кристалл или более).
В особых условиях, например при осторожном (без перемешивания) охлаждении горячего ненасыщенного раствора твердого вещества, может образоваться пересыщенный раствор. При введении кристалла вещества такой раствор разделяется на насыщенный раствор и осадок вещества.
В соответствии с химической теорией растворов Д. И. Менделеева растворение вещества в воде сопровождается, во‑первых, разрушением химических связей между молекулами (межмолекулярные связи в ковалентных веществах) или между ионами (в ионных веществах), и, таким образом, частицы вещества смешиваются с водой (в которой также разрушается часть водородных связей между молекулами). Разрыв химических связей совершается за счет тепловой энергии движения молекул воды, при этом происходит затрата энергии в форме теплоты.
Во‑вторых, попав в воду, частицы (молекулы или ионы) вещества подвергаются гидратации. В результате образуются гидраты – соединения неопределенного состава между частицами вещества и молекулами воды (внутренний состав самих частиц вещества при растворении не изменяется). Такой процесс сопровождается выделением энергии в форме теплоты за счет образования новых химических связей в гидратах.
В целом раствор либо охлаждается (если затрата теплоты превосходит ее выделение), либо нагревается (в противном случае); иногда – при равенстве затраты теплоты и ее выделения – температура раствора остается неизменной.
Многие гидраты оказываются настолько устойчивыми, что не разрушаются и при полном выпаривании раствора. Так, известны твердые кристаллогидраты солей CuSO 4 5Н 2 O, Na 2 CO 3 10Н 2 O, KAl(SO 4) 2 12Н 2 O и др.
Содержание вещества в насыщенном растворе при Т = const количественно характеризует растворимость этого вещества. Обычно растворимость выражается массой растворенного вещества, приходящейся на 100 г воды, например 65,2 г КBr/100 г Н 2 O при 20 °C. Следовательно, если 70 г твердого бромида калия ввести в 100 г воды при 20 °C, то 65,2 г соли перейдет в раствор (который будет насыщенным), а 4,8 г твердого КBr (избыток) останется на дне стакана.
Следует запомнить, что содержание растворенного вещества в насыщенном растворе равно , в ненасыщенном растворе меньше и в пересыщенном растворе больше его растворимости при данной температуре. Так, раствор, приготовленный при 20 °C из 100 г воды и сульфата натрия Na 2 SO 4 (растворимость 19,2 г/100 г Н 2 O), при содержании
15,7 г соли – ненасыщенный;
19.2 г соли – насыщенный;
2O.3 г соли – пересыщенный.
Растворимость твердых веществ (табл. 14) обычно увеличивается с ростом температуры (КBr, NaCl), и лишь для некоторых веществ (CaSO 4 , Li 2 CO 3) наблюдается обратное.
Растворимость газов при повышении температуры падает, а при повышении давления растет; например, при давлении 1 атм растворимость аммиака составляет 52,6 (20 °C) и 15,4 г/100 г Н 2 O (80 °C), а при 20 °C и 9 атм она равна 93,5 г/100 г Н 2 O.
В соответствии со значениями растворимости различают вещества:
– хорошо растворимые, масса которых в насыщенном растворе соизмерима с массой воды (например, КBr – при 20 °C растворимость 65,2 г/100 г Н 2 O; 4,6М раствор), они образуют насыщенные растворы с молярностью более чем 0,1М;
– малорастворимые, масса которых в насыщенном растворе значительно меньше массы воды (например, CaSO 4 – при 20 °C растворимость 0,206 г/100 г Н 2 O; 0,015М раствор), они образуют насыщенные растворы с молярностью 0,1–0,001М;
– практически нерастворимые, масса которых в насыщенном растворе пренебрежимо мала по сравнению с массой растворителя (например, AgCl – при 20 °C растворимость 0,00019 г на 100 г Н 2 O; 0,0000134М раствор), они образуют насыщенные растворы с молярностью менее чем 0,001М.
По справочным данным составлена таблица растворимости распространенных кислот, оснований и солей (табл. 15), в которой указан тип растворимости, отмечены вещества, не известные науке (не полученные) или полностью разлагающиеся водой.
Урок химии в 8 классе. «____»_____________ 20___ г.
Растворение. Растворимость веществ в воде.
Цель. Расширить и углубить представление учащихся о растворах и процессах растворения.
Образовательные задачи: определить, что такое раствор, рассмотреть процесс растворения - как физико - химический процесс; расширить представление о строении веществ и химических процессах, происходящих в растворах; рассмотреть основные виды растворов.
Развивающие задачи:Продолжать развитие речевых навыков, наблюдательности и умение делать выводы на основе лабораторной работы.
Воспитательные задачи: воспитывать мировоззрение у обучающихся через изучение процессов растворимости, так как растворимость веществ важная характеристика для приготовления растворов в быту, медицине и других важных отраслях промышленности и жизни человека.
Ход урока.
Что такое раствор? Как приготовить раствор?
Опыт №1. В стакан с водой поместить кристалл перманганата калия. Что наблюдаем? К какому явлению относится процесс растворения?
Опыт №2.Налить в пробирку 5 мл воды. Затем добавить 15 капель концентрированной серной кислоты (H2SO4конц.). Что наблюдаем? (Ответ: пробирка нагрелась, протекает экзотермическая реакция, значит, растворение химический процесс).
Опыт №3. В пробирку с нитратом натрия добавляем 5 мл воды. Что наблюдаем? (Ответ: пробирка стала холоднее, протекает эндотермическая реакция, значит растворение химический процесс).
Процесс растворения рассматривают как физико-химический процесс.
Стр. 211 заполнить таблицу.
Признаки сравнения | Физическая теория | Химическая теория. |
Сторонники теории | Вант -Гофф, Аррениус, Оствальд | Менделеев. |
Определение растворения | Процесс растворения является результатом диффузии, т.е. проникновения растворенного вещества в промежутки между молекулами воды | Химическое взаимодействие растворенного вещества с молекулами воды |
Определение раствора | Однородные смеси, состоящие из двух или более однородных частей. | Однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия. |
Растворимость твердых веществ в воде зависит:
Задание: наблюдение влияния температуры на растворимость веществ.
Порядок выполнения:
В пробирки №1 и №2 с сульфатом никеля прилейте воды (1/3 объема).
Пробирку с №1 нагрейте, соблюдая технику безопасности.
В какой из предложенных пробирок №1 или №2 процесс растворения протекает быстрее?
Сделайте вывод о влиянии температуры на растворимость веществ.
Рис.126 стр. 213
А) растворимость хлорида калия при 30 0С составляет 40 г
при 65 0 С составляет 50 г.
Б) растворимость сульфата калия при 40 0С составляет 10 г
при 800С составляет 20 г.
В) растворимость хлорида бария при 90 0С составляет 60 г
при 0 0 С составляет 30 г.
Задание: наблюдение влияния природы растворенного вещества на процесс растворения.
Порядок выполнения:
В 3 пробирки с веществами: хлорид кальция, гидроксид кальция, карбонат кальция, прилейте по 5 мл воды, закройте пробкой и хорошо встряхните для лучшего растворения вещества.
Какое из предложенных веществ хорошо растворяется в воде? Какое не растворяется?
таким образом, процесс растворения зависит от природы растворенного вещества:
Хорошо растворимые: (по три примера)
Малорастворимые:
Практически нерастворимые:
3) Задание: наблюдение влияния природы растворителя на процесс растворения веществ.
Порядок выполнения:
В 2 пробирки с медным купоросом прилейте в 5 мл спирта (№1) и 5 мл воды (№2),
закройте пробкой и хорошо встряхните для лучшего растворения вещества.
Какой из предложенных растворителей хорошо растворяет медный купорос?
Сделайте вывод о влиянии природы растворителя на процесс растворения и
способности веществ растворяться в разных растворителях.
Виды растворов:
Насыщенный раствор - это раствор, в котором приданной температуре вещество больше не растворяется.
Ненасыщенный - это раствор, в котором при данной температуре вещество может еще растворяться.
Пересыщенный - это раствор, в котором вещество может еще растворяться только при повышении температуры.
Как-то утром я проспал.
В школу быстро собирался:
Чай холодный наливал,
Сахар всыпал, помешал,
Но не сладким он остался.
Я ещё досыпал ложку,
Стал послаще он немножко.
Чай допил я до остатка,
А в остатке стало сладко,
Сахар ждал меня на дне!
Стал прикидывать в уме -
Отчего судьбы немилость?
Виновата - растворимость.
Выделите виды растворов в стихотворении. Что необходимо сделать, чтобы сахар полностью растворился в чае.
Физико - химическая теория растворов.
Растворенное вещество при растворении с водой образует гидраты.
Гидраты-это непрочные соединения веществ с водой, существующие в растворе.
При растворении происходит поглощение или выделение теплоты.
При повышении температуры растворимость веществ увеличивается.
Состав гидратов непостоянен в растворах и постоянен в кристаллогидратах.
Кристаллогидраты - соли, в состав которых входит вода.
Медный купорос CuSO4∙ 5H2O
Сода Na2CO3∙ 10H2O
Гипс CaSO4∙ 2H2O
Растворимость хлорида калия в воде при 60 0С равна 50г. Определите массовую долю соли в растворе, насыщенном при указанной температуре.
Определите растворимость сульфата калия при 80 0С. Определите массовую долю соли в растворе, насыщенном при указанной температуре.
161 г глауберовой соли растворили в 180 л воды. Определите массовую долю соли в полученном растворе.
Домашнее задание. Параграф 35
Сообщения.
Удивительные свойства воды;
Вода - самое ценное соединение;
Использование воды в промышленности;
Искусственное получение пресной воды;
Борьба за чистоту воды.
Презентация «Кристаллогидраты», «Растворы - свойства, применение».
РАСТВОРЕНИЕ.
РАСТВОРИМОСТЬ ВЕЩЕСТВ В ВОДЕ.
I РАСТВОРЕНИЕ И РАСТВОРЫ.
РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ.
Физическая теория (Вант – Гофф,
Оствальд, Аррениус).
Растворение – это процесс диффузии ,
а растворы – это однородные смеси.
Химическая теория (Менделеев,
Каблуков, Кистяковский).
Растворение – это процесс химического
взаимодействия растворяемого вещества
с водой, - процесс гидратации,
а растворы – это соединения – гидраты.
Современная теория.
Растворение – это физико - химический процесс, протекающий между растворителем и частицами растворенного вещества и сопровождающийся процессом диффузии.
Растворы – это однородные (гомогенные) системы, состоящие из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия – гидратов.
II ПРИЗНАКИ ХИМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ РАСТВОРЕНИИ.
1. Тепловые явления.
ü Экзотермические – это явления, сопровождающиеся выделением теплоты /растворение в воде концентрированной серной кислоты H2SO4/.
ü Эндотермические – это явления, сопровождающиеся поглощением теплоты /растворение в воде кристаллов нитрата аммония NH4NO3/.
2. Изменение цвета.
CuSO4 + 5H2O → CuSO4∙ 5H2O
белые голубые кристаллы
кристаллы
3. Изменение объема.
III ЗАВИСИМОСТЬ ТВЕРДЫХ ВЕЩЕСТВ ОТ РАСТВОРЕНИЯ.
1. От природы веществ:
ü хорошо растворимые в воде /более 10г вещества на 100г воды/;
ü малоратсворимые в воде /менее 1г/;
ü практически нерастворимые в воде /меньше 0,01г/.
2. От температуры.
IV ТИПЫ РАСТВОРОВ ПО РАСТВОРИМОСТИ.
Ø По степени растворимости:
ü Ненасыщенный раствор – раствор, в котором при данной температуре и давлении возможно дальнейшее растворение уже содержащегося в нем вещества.
ü Насыщенный раствор – раствор, находящейся в фазовом равновесии с растворяемым веществом.
ü Перенасыщенный раствор – неустойчивый раствор, в котором содержание растворенного вещества больше, чем в насыщенном растворе этого же вещества при тех значениях температуры и давлении.
Ø По степени соотношения растворимого вещества к растворителю:
ü концентрированные;
ü разбавленные.
ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ (ТЭД).
I. Теория электролитической диссоциации (ТЭД) была предложена шведским ученым Сванте Аррениус в 1887г.
Позднее ТЭД развивалась и совершенствовалась. Современная теория водных растворов электролитов помимо теории электролитической диссоциации С. Аррениуса включает в себя представления о гидратации ионов (,), теорию сильных электролитов (, 1923г.).
II. ВЕЩЕСТВА
Электролиты – вещества, растворы
или расплавы которых проводят
электрический ток.
/кислоты, соли, основания/
Неэлектролиты – вещества, растворы или расплавы которых не проводят электрический ток.
/простые вещества/
ИОНЫ – заряженные частицы.
ü катионы /kat+/– положительно заряженные частицы.
ü анионы /an-/– отрицательно заряженные частицы
III. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЭД:
ü Самопроизвольный процесс распада электролита на ионы в растворе или в расплаве носит название электролитической диссоциации .
ü В водных растворах ионы находятся не в свободном, а в гидратированном состоянии, т. е. окруженные диполями воды и химически с ними связанными. Ионы в гидратированном состоянии отличаются по свойствам от ионов в газообразном состоянии вещества.
ü Для одного и того же растворенного вещества степень диссоциации увеличивается по мере разбавления раствора.
ü В растворах или расплавах электролитов ионы движутся хаотично, но при пропускании через раствор или расплав электролита электрического тока, ионы движутся направленно: катионы – к катоду, анионы – к аноду .
МЕХАНИЗМ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ
1. ЭД ионных веществ:
ü Ориентация диполей воды относительно ионов кристалла.
ü Распад кристалла на ионы (собственно диссоциация).
ü Гидратация ионов.
2. ЭД веществ с ковалентным полярным типом химической связи.
ü Разрушение водородных связей между молекулами воды, образование диполей воды.
ü Ориентация диполей воды относительно диполей полярной молекулы.
ü Сильная поляризация связи, в результате которой общая электронная пара полностью смещается к атомной частице более электроотрицательного элемента.
ü Распад вещества на ионы (собственно диссоциация).
ü Гидратация ионов.
СТЕПЕНЬ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ /α/
1. Степень ЭД – это отношение числа распавшихся молекул к общему числу частиц в растворе.
α = ─ ∙ 100%
N общ.
2. По величине степени ЭД вещества делятся:
ü сильные электролиты /HCl; H2SO4; NaOH; Na2CO3/
ü электролиты средней силы /H3PO4/
ü слабые электролиты /H2CO3; H2SO3/.
ХИМИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
ПО ТЕМЕ: «ЭЛЕТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ»
1. Все растворимые в воде основания – сильные электролиты.
2. Гидролизу подвергаются только растворимые в воде соли.
3. Диссоциация – это обратимый процесс.
4. Сутью реакции нейтрализации, СН3СООН + КОН → СН3СООК + Н2О , отраженной в виде краткого ионного уравнения химической реакции является: Н++ ОН- → Н2О .
5. BaSO 4 ; AgCl – это нерастворимые в воде соли, поэтому они не диссоциируют на ионы.
6. Правильно ли составлено уравнение диссоциации следующих солей:
ü Na2SO4 → 2Na+ + SO42-
ü KCl → K+ + Cl-
7. Уравнение диссоциации сернистой кислоты имеет следующий вид: H 2 SO 3 → 2 H + + SO 3 2- .
8. Истинная степень диссоциации сильного электролита менее 100%.
9. В результате реакции нейтрализации всегда образуется соль и вода.
10. Только растворимые в воде основания – щелочи, являются электролитами.
11. Представленные ниже уравнения химических реакций являются реакциями ионного обмена:
ü 2KOH + SiO2 → K2SiO3 + H2O
ü Al2O3 + 2NaOH → 2NaAlO2 + H2O
ü CuO + 2HCl → CuCl2 + H2O
12. Сернистая кислота является слабой кислотой, поэтому она распадается на воду (Н2О) и сернистый газ (SO2).
H2SO3 → H2O + SO2 .
КОД
1. Нет /исключение NH3∙H2O/
2. Нет: Al2S3 + 2H2O → 2AlOHS + H2S
3. Нет. /Диссоциация только слабых электролитов является обратимым процессом, сильные электролиты диссоциируют необратимо/.
4. Нет: CH3COOH + OH - → CH3COO= + H2O.
5. Нет. /Данные соли нерастворимы по отношению к воде, но они способны диссоциировать/.
6. Нет. /Данные соли являются сильными электролитами, поэтому диссоциируют необратимо/.
7. Нет. /Многоосновные кислоты диссоциируют ступенчато/.
8. Нет. /Истинная степень диссоциации равна 100%/.
9. Нет: NH3(г.) + HCl(г.) → NH4Cl, под вопросом остается образование воды.
10. Нет. /Все основания электролиты/.
11. Нет. /Это реакции обмена, но ионного/.
12. Нет. /Распад сернистой кислоты происходит так как это непрочная кислота/.
ПРАВИЛА
СОСТАВЛЕНИЯ ИОННЫХ УРАВНЕНИЙ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ.
1. Простые вещества, оксиды, а также нерастворимые кислоты, соли и основания на ионы не раскладывают.
2. Для реакции ионного обмена используются растворы, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в растворах в виде ионов. /Если малорастворимое вещество является исходным соединением, то на ионы его раскладывают при составление ионных уравнений химических реакций/.
3. Если малорастворимое образуется в результате реакции, то при записи ионного уравнения его считают нерастворимым.
4. Сумма электрических зарядов в левой части уравнения должна быть равна сумме электрических зарядов в правой чести.
УСЛОВИЯ
ПРОТЕКАНИЯ РЕАКЦИЙ ИОННОГО ОБМЕНА
1. Образование малодиссоциирующего вещества воды – Н2О:
ü HCl + NaOH → NaCl + H2O
H+ + Cl - + Na+ + OH- → Na+ + Cl - + H2O
H+ + OH - → H2O
ü Cu(OH)2 + H2SO4 → CuSO4 + 2H2O
Cu(OH)2 + 2H+ + SO42- → Cu2+ + SO42- + 2H2O
Cu(OH)2 + 2H+ → Cu2+ + 2H2O
2. Выпадение осадка:
ü FeCl3 + 3NaOH → Fe(OH)3↓ + 3NaCl
Fe3++ 3Cl - + 3Na+ + 3OH- → Fe(OH)3↓ + 3Na++ 3Cl-
Fe3++ 3OH - → Fe(OH)3↓
ü BaCl2 + H2SO4 → BaSO4↓ + 2HCl
Ba2++ 2Cl - + 2H++ SO42- → BaSO4↓ + 2H++ 2Cl-
Ba2++ SO42- → BaSO4↓
ü AgNO3 + KBr → AgBr↓ + KNO3
Ag+ + NO3- + K++ Br - → AgBr↓ + K++ NO3-
Ag+ + Br - → AgBr↓
3. Выделение газа:
ü Na2CO3 + 2HCl → 2NaCl + H2O + CO2
2Na++ CO32-+ 2H++ 2Cl- → 2Na++ 2Cl - + H2O + CO2
CO32-+ 2H+ → H2O + CO2
ü FeS + H2SO4 → FeSO4 + H2S
FeS + 2H++ SO42-→ Fe2++ SO42-+ H2S
FeS + 2H+→ Fe2++ H2S
ü K2SO3 + 2HNO3 → 2KNO3 + H2O + SO2
2K++ SO32-+ 2H++ 2NO3- → 2K++ 2NO3- + H2O + SO2