Врачи определяют заикание как нарушение речи, которое характеризуется частым повторением звуков, слогов, или слов, и (или) частыми остановками, нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое плавное течение.

Причины заикания

Американская Национальная Ассоциация Заикания проводит аналогию между этой болезнью и верхушкой айсберга, при этом подводная невидимая часть этого айсберга - страхи, чувство вины, тревоги, трудности установления контакта с людьми и одиночество, уход от реального мира.

Очень часто заикание встречается у детей в возрасте 4-5-ти лет, особенно у мальчиков. Обычно оно возникает на фоне нормального развития ребенка, но все же большинство врачей считают, что главным условием возникновения заикания является органическое поражение головного мозга ребенка (возможно, во время беременности или в родах, а также в раннем младенческом возрасте), которое может не давать никаких других симптомов и поэтому остается незамеченным как родителями, так и врачами.

Примерно у 17% пациентов заикание имеет наследственную природу .

Также причиной временного заикания может стать психологическая травма (например, сильный испуг, семейные конфликты). Такое заикание называют психогенным , и у практически 90% детей оно проходит к подростковому возрасту (при условии прекращения психотравмирующей ситуации).

Кроме собственно заикания и параллельно ему у детей нередко можно выявить и другие нарушения в психическом состоянии. Например, при заикании, обусловленном психотравмирующей ситуацией, возможны нарушения сна , настроения , страхи, повышенная утомляемость и раздражительность, а как следствие - нарушения поведения или успеваемости. У более старших детей снижение успеваемости может также происходить за счет появления так называемой социофобии – боязни публичных выступлений. Такой ребенок обычнохорошо знает материал, но при ответе у доски не сможет изложить свои мысли, растеряется и получит низкую оценку. Длительная социофобия и психотравмирующие ситуации могут привести к изменению характера ребенка – он станет нелюдимым, нерешительным, замкнутым.

При заикании, обусловленном органическим поражением мозга или наследственностью, психотравмирующих ситуаций, связанных с появлением заикания, выявить, обычно, не удается. Невролог при обследовании такого ребенка обычно находит небольшие отклонения, на электроэнцефалограмме также будут изменения. При возникновении стрессовой ситуации заикание может усиливаться.

При возникновении заикания нужно обратиться к специалисту для предотвращения более серьезных проблем адаптации ребенка к взрослой жизни в будущем. Врач (обычно это детский психоневролог) проводит лечение в тесном сотрудничестве с логопедом.

Попытки самостоятельно справиться с проблемой чреваты серьезными осложнениями. Родителям трудно определить тип заикания, а при разных формах заикания лечение значительно различается. Кроме того, нарушения речи у ребенка возможны и при наличии более серьезных заболеваний (умственная отсталость, детский вариант шизофрении, неврозы), достоверно исключить наличие которых может только специалист в области детской психиатрии.

Обследование ребенка с заиканием

Обследование ребенка с заиканием включает в себя консультацию невропатолога, логопеда, детского психоневролога. Обязательно делают электроэнцефалограмму. Иногда врачу может потребоваться и обследование психолога, анализы крови, мочи.

Лечение заикания

Лечение ребенка с заиканием тесно связано с причиной такого состояния. Если заикание не связано с психотравмирующей ситуацией, то назначают ноотропные препараты (например, фенибут), а также средства, расслабляющие мускулатуру (такие как мидокалм). Прием этих препаратов способствует улучшению работы мозга и снижает повышенный тонус мышц, участвующих в речи, что нередко наблюдается при этом варианте заболевания. Обязательно посещение логопеда.

В лечении заикания, вызванного стрессовой ситуацией, большое значение придается психотерапии. В основном, это релаксирующие методики («режим молчания», гипноз), также широко применяются различные варианты семейной и групповой психотерапии, аутотренинг. При наличии нарушений сна, тревоги, расстройств настроения возможно назначение транквилизаторов (чаще небольших доз феназепама), антидепрессантов (например, имипрамина).

Во время лечения необходимо строго соблюдать назначения врача и сообщать о любых изменениях в состоянии. Некоторые лекарства, использующиеся в лечении заикания можно купить без рецепта врача (например, фенибут, пирацетам и другие ноотропные препараты), но применение их необходимо согласовывать со специалистом во избежание неприятных побочных эффектов в виде головных болей, бессонницы, вплоть до усиления заикания.

Родителям детей, страдающих заиканием, нужно стараться создавать благоприятную семейную атмосферу, избегать выяснения отношений в присутствии ребенка. Необходимо следить, чтобы ребенок высыпался, не проводил много времени наедине с телевизором или компьютером. Современные телепередачи содержат много негатива, компьютерные игры часто излишне жестоки по содержанию, а в интернете очень много сайтов, просмотр которых отрицательно сказывается на детской психике. Родителям следует ограждать ребенка от такого бесполезного времяпрепровождения и в то же время мягко и ненавязчиво стимулировать его к общению со сверстниками, посещению каких-либо кружков в соответствии с интересами, что препятствует социофобии, а ей так подвержены заикающиеся дети.

Помните, что без лечения заикание не пройдет, а вылечить заикание у взрослого гораздо труденее, чем у ребенка.

После излечения от заикания полезно поддерживать контакт с лечащим врачом, по его приглашению приходить на профилактические осмотры. Часто нелишним оказывается и дальнейшая семейная психотерапия, помогающая нормализовать отношения между родственниками, что является хорошей профилактикой возобновления психогенного заикания.

Иногда родители заикающегося ребенка, да и взрослые, страдающие этим недугом, предпочитают обращаться к представителям так называемой народной или нетрадиционной медицины. Травники используют для лечения заикания сборы из цветков календулы, мелиссы, березовых листьев, зверобоя и других растений. Используются для восстановления речевой функции и ароматические масла – розмарина, сосны, базилика, сандала, розы, бергамота. Однако средства народной медицины не всегда дают какой-либо эффект, а чрезмерное увлечение ими может принести ощутимый вред здоровью, ведь лекарственные растения содержат активные вещества, которые могут вызвать аллергии, эфирные масла могут приводить к головным болям и нарушениям сна. Но как дополнительный метод лечения, одобренный врачом, растительные препараты могут быть полезны.

Осложнения заикания

Осложнением заикания у детей можно назвать невротические расстройства во взрослом возрасте. Ребенок с заиканием часто становится изгоем среди сверстников, хуже учится при неплохих интеллектуальных способностях. Это мешает ему адаптироваться к современному миру, делает излишне зависимым от родителей. На такой почве успешно развиваются различные психические отклонения – от разнообразных страхов (кроме уже упомянутой социофобии возможно развитие клаустрофобии - боязни замкнутых пространств или, наоборот, агорафобии - боязни открытых местностей) до тревожных расстройств (панических атак, невроза тревоги).

Иногда наблюдается так называемое патологическое развитие личности – т.е. формирование таких черт, как стремление к одиночеству, ранимость, неспособность к проявлению чувств и других особенностей характера, существенно осложняющих повседневную жизнь. Вовремя пролеченное заикание дает возможность ребенку сформироваться в полноценную в психическом отношении личность и успешно построить совою жизнь.

Профилактика заикания

Профилактикой психогенного заикания является создание дружелюбной семейной атмосферы, правильная организация досуга детей (с ограждением от просмотра пугающих телепередач или компьютерных игр), своевременное прохождение диспансеризации с осмотром невропатолога. Достаточной профилактикой заикания, связанного с органическим поражением головного мозга является охранительный режим беременной женщины, соблюдение рекомендаций гинеколога, что повышает шанс благоприятного протекания беременности и родов. А это, в свою очередь, приводит к снижению риска внутриутробного поражения нервной системы плода и родовой травмы у ребенка.

Родители многое могут сделать для здоровья своих детей. Проблему заикания можно решить, если не впадать в уныние и заручиться поддержкой специалистов.

Врач психиатр Бочкарева О.С.

Навигация

Логоневроз, или заикание – распространенное коммуникативное расстройство, которое встречается в любом возрасте. Чаще всего в качестве пациентов выступают дети 2-7 лет. Мальчики страдают в три раза чаще девочек, в их случае клиническая картина имеет более устойчивый характер. Практически в 20% случаев у пациента выявляется наследственная предрасположенность к нарушению речи. В отличие от множества других неврологических заболеваний заикание не является необратимым. При своевременном начале терапии от расстройства удается полностью избавиться или хотя бы максимально его скорректировать. Современной медицине известно множество методик лечения различных форм заикания у детей, надо только подобрать подходящий вариант для конкретного случая.


Виды недуга

Заикание у детей разделяется на группы по ряду признаков. По выраженности оно может быть легким, средним и тяжелым. По причине возникновения расстройство речи делят на невротическое (логоневроз) и неврозоподобное. Первое становится результатом негативного воздействия на организм психоэмоциональных факторов.

Второе является последствием органического поражения церебральных тканей.

Логоневроз у детей может принимать вид одной из следующих форм:

  • патологическая – представлена речевыми проблемами, возникающими под влиянием генетических факторов или имеющими врожденный характер;
  • тоническая – проявляется в расстановке ненужных пауз в словах и растягивании гласных, что значительно увеличивает время разговора;
  • клоническая – ребенок начинает заикаться из-за неспособности выговорить отдельную букву или слог, их частного повторения;
  • комбинированная – сочетает признаки тонического и клонического заикания, нарушения правильной интонации. По этой причине считается самой сложной формой нарушения речи.

По типу течения выделяют такие формы заикания:

  • стабильная – диагноз ставится при постоянном характере проблемы;
  • нестабильная – пациент заикается не постоянно, а только в определенных условиях, под влиянием конкретных факторов, например, в состоянии стресса или напряжения;
  • циклическая – проблема проявляется время от времени, периоды нормальной речи чередуются с рецидивами, которые могут быть ничем не обусловлены.

Подход к лечению заикания зависит от формы заболевания, поэтому при появлении проблемы надо обратиться к врачу, который поставит правильный диагноз.

Еще, установив тип недуга, проще выявить причину расстройства.

Стадии заикания

Если ребенок вдруг начал заикаться, важно оценить степень поражения речевой функции. Чем более развита патология, тем сложнее с ней бороться, но даже в самых запущенных случаях всегда есть шансы на успех терапии.


Заикание у детей условно разделяют на четыре стадии:

  • первая – сбой произношения обычно затрагивает первые слова предложений, а также самые короткие части речи. Он может быть редким или систематическим. Малыш не реагирует на проблему, говорит без ограничений, не избегает общения;
  • вторая – нарушения очевидны и регулярны, особенно ярко проявляются во время быстрой речи. У ребенка возникают проблемы с произношением многосложных слов. Пациент замечает свои трудности, но не признает у себя заикания;
  • третья – судорожный синдром закрепляется. Если дети и признают наличие у них речевых расстройств, то не испытывают из-за них неловкости;
  • четвертая – столь запущенная стадия заикания обычно выявляется у ребенка старше 3 лет. Он осознает возникшие сложности с коммуникацией, у него возникает эмоциональный ответ на ситуацию. В результате малыш старается избегать речевого общения, а в дальнейшем и других контактов.

Установить стадию заикания у детей 2 или 3 лет непросто. Их речевые навыки еще не совершенны и даже не сформированы до конца, что путает клиническую картину.

Внимательные родители все же быстро выявляют наличие у ребенка проблем, а постановка диагноза отводится врачу.

Причины

Заикание у детей может быть результатом влияния внешних и внутренних факторов, некоторые из них начинают действовать еще до рождения малыша или в процессе родов. В ситуации, когда ребенок заикается уже в 2-3 года, в 95% случаев недуг оказывается врожденным. Его развитию могут способствовать патологии беременности, осложнения в родах, генетическая предрасположенность. Важную роль играет темперамент детей – повышенная нервозность холериков выступает как один из факторов риска формирования речевого расстройства.


Распространенные причины приобретенного заикания:

  • психоэмоциональная травма – испуг, потеря кого-то из близких, переезд, новый коллектив, затяжной стресс или другое эмоциональное событие могут заставить ребенка заикаться. По статистике, речевое расстройство примерно с равной частотой выявляется у детей, обделенных вниманием родителей, или слишком избалованных. Недуг может стать следствием подсознательного страха малыша не соответствовать требованиям близких;
  • нахождение ребенка в неблагоприятном психологическом климате – жизнь в семье, где часто случаются ссоры или допускаются физические наказания. В качестве провокатора выделяют развод родителей. Особую группу риска составляют дети, слишком много проводящие в виртуальном мире и отвыкшие от живого общения;
  • физиологическая реакция – некоторые малыши в возрасте 5-6 лет начинают заикаться по «естественным» причинам. В этот период активно зреют полушария головного мозга, многие процессы проходят в тестовом режиме. Такое расстройство не имеет выраженной клинической картины и быстро проходит самостоятельно;
  • органическое поражение головного мозга – недуг может оказаться проявлением заболевания ЦНС, его последствием или осложнением. Особую опасность представляют инфекционные и воспалительные болезни мозга, травмы головы. Иногда заикание развивается на фоне сахарного диабета, тяжелого течения гриппа или ОРВИ;
  • ложное заикание – состояние, при котором ребенок начинает заикаться, копируя дефект кого-то из близких. Хоть у самого пациента функциональной проблемы нет, явление нуждается в коррекции, пока не вошло в привычку;
  • реакция организма на попытки родителей переучить леворукого ребенка – распространенное явление, в основе которого лежит сильный стресс.

Приобретенное заикание обычно проявляется у детей старше 4-5 лет. Такая патология лучше подчиняется терапии и в большинстве случаев оказывается обратимой.

Признаки и диагностика

Первые симптомы патологии обычно становятся очевидны в 3-5 лет, но многое зависит от того, в каком возрасте малыш начал говорить. Обычно наличие проблем очевидно, нередко клиническая картина не ограничивается одними лишь речевыми дефектами.

Моменты, которые могут указывать на заикание у ребенка и признаки расстройства:

  • малыш внезапно замолкает, отказывается общаться или просто начинает говорить меньше, чем раньше;
  • перед словами идут вставки из отдельных коротких или затяжных гласных звуков;
  • повторяются слоги первых слов фразы или целые части речи;
  • в середине слов или предложений возникают паузы, не обусловленные ее смыслом;
  • начало речи сопровождается судорожным сокращением рта;
  • во время разговора ребенок активно использует мимику, например, часто моргает или раздувает крылья носа;
  • речь сопровождается глубокими вдохами, особенно, перед сложными словами;
  • дети постарше пытаются маскировать проблему, разбавляя речь кашлем, вздохами, паузами, улыбками.

Обследование детей с признаками заикания нередко позволяет выявить дополнительные симптомы. Это могут быть возросшая агрессивность и раздражительность, капризность или слезливость. Возможно ухудшение настроения, потеря интереса к любимым игрушкам и делам, развитие нервного тика.

Иногда у ребенка, который начинает заикаться, нарушается сон, появляется энурез, пропадает аппетит.

По перечисленным признакам опытный невролог способен быстро поставить диагноз, назначить лечение. Для установления причины недуга необходимо сделать полное обследование головного мозга, позволяющее исключить органическое поражение ЦНС.

Когда нужно к врачу

Заикание может стать последствием патологии головного мозга, поэтому врачи советуют не медлить с проведением диагностики, независимо от выраженности проблемы. С целью прохождения обследования можно отправиться к неврологу, логопеду или педиатру. В соответствии с особенностями случая специалист подскажет, к кому обратиться дальше. С постановкой диагноза особенно опасно медлить в ситуации, когда расстройство речи сопровождается неврологическими симптомами.


Особенности ухода

При нарушениях речевых функций ребенок нуждается в особом уходе. Ему требуется повышенное внимание, но без фанатизма. В режим дня включается ряд ограничений и пожеланий, с помощью которых можно ослабить выраженность клинической картины.

  • его нельзя перебивать, стараться «помочь» закончить слово или фразу, агрессивно реагировать на трудности малыша или стараться поменьше с ним общаться;
  • важно создать благоприятную атмосферу без ссор, выяснения отношений, повышения голоса;
  • ребенка надо хвалить за успехи, но не льстить ему на пустом месте и не баловать;
  • психоэмоциональное давление и физические наказания, как метод воспитания, под запретом;
  • для пациента надо составить распорядок дня, которого он должен придерживаться;
  • каждый день с малышом надо заниматься речью, но не перегружать его заданиями или информацией. Процесс должен доставлять ему удовольствие, способствовать расслаблению.

Порой даже таких изменений в жизни больного оказывается достаточно для избавления от речевого расстройства или его регресса. Таких правил рекомендуется придерживаться и после окончания терапии для профилактики рецидивов.

Методы лечения

При ранней диагностике и правильном определении причины расстройства в большинстве случаев врачам удается избавить ребенка от всех проявлений заикания. Устранение провокатора состояния – лишь первый этап терапии. К борьбе с проблемой надо подходить комплексно, обратившись за помощью к профессионалам.

Иногда приходится потратить несколько месяцев или даже лет, чтобы у ребенка навсегда вылечить заикание. Начать надо с посещения логопеда и других профильных специалистов, подбора упражнений и гимнастических техник.

Массаж

Практика показывает, что от речевых расстройств хорошо избавляют классический, точечный и сегментарный виды массажа. Их можно использовать отдельно или в комплексе. Подходы безопасны и доступны, сеансы могут проводиться самими родителями после получения консультации специалиста. Главное, выполнять массаж в соответствии с инструкций, проводить процедуры каждый день, не сокращать продолжительность курса, не отказываться от других методов терапии.


Народные средства

Помимо традиционных подходов к лечению заикания существуют и другие варианты. В частности, это применение средств народной медицины.

Хороший эффект дают ванны с хвоей, ромашковым отваром, листьями мяты или мелиссы.

Такие процедуры снимают у ребенка нервное напряжение, способствуют расслаблению мышц, избавляют от внутренних тревог. Дополнительно малышу рекомендуется пить ромашковый или зеленый чай, если нет ограничений по состоянию здоровья.

Чего делать нельзя?

Борьба с речевыми расстройствами в детском возрасте редко подразумевает прием медикаментов. Некоторые средства действительно способны ускорить выздоровление пациента, но назначать их могут только логопед, невролог, педиатр или психотерапевт. Самостоятельно давая малышу ноотропы, миорелаксанты, нейролептики и даже витамины, родители рискуют усугубить положение, спровоцировать развитие осложнений.


Прогнозы

Заикание может стать причиной развития невроза, психоза, социальной отрешенности ребенка, депрессии. Такого негативного сценария можно избежать, если вовремя обратиться за помощью к профессионалам. В 90% случаев качественно проведенное лечение обеспечивает полное избавление от недуга или максимально сглаживание клинической картины.

Главное, что родители должны помнить – если проблема возникла однажды, она может вернуться. Мало вылечить речевое расстройство, надо еще и не допустить рецидива.

Профилактические меры

Правильно организованный распорядок дня, а также благоприятные условия роста и развития – лучший способ предупредить появление проблем с речью в детском возрасте. Дополнительно стоит позаботиться о постоянном расширении кругозора малыша, профилактике его психоэмоциональных перегрузок. Важную роль играют правильное питание, полноценный отдых, его совместная работа с родителями над речью и развитием интеллекта. Дети должны по графику проходить все профилактические осмотры у врачей, надо вовремя лечить возникающие у них заболевания.

Заикание у детей в большинстве случаев хорошо поддается лечению, что позволяет вырастить уверенного в себе человека. Игнорирование проблемы и надежда на то, что все наладится самостоятельно, может привести к негативным последствиям.

Заикание - нарушение речи, для которого характерно частое повторение звуков, слогов и слов либо их удлинение. Также имеется частая остановка и нерешительность в речи, разрывающие её ритмичное и плавное течение.

Синоним заикания - логоневроз (навязчивый страх общения).

Статистика

Логоноврозом страдают чаще дети, нежели взрослые. Причем распространенность заикания среди детей варьирует от 0,75 до 7,5%. На эти цифры оказывает огромное влияние место и условия проживания, а также возраст.

Примечательно, что у мальчиков в три-четыре раза чаще встречается заикание, чем у девочек.

Также заиканию более подвержены воспитанники детских домов, нежели дети, посещающие обычные детские сады и школы. В этом случае большую роль играет ранний отрыв от родителей, поэтому травмируется детская психика (ребенок получает стресс).

Тогда как в сельской местности заикание среди детей встречается намного реже, что связанно со спокойной обстановкой.

Заикание у большинства детей проходит по мере взросления, поэтому от него страдает лишь 1-3 % взрослого населения.

Примечательно, что частота развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18%. То есть имеется наследственная предрасположенность к недугу. Упоминания о заикании доходят до нас ещё с древних времен. Оказывается, заикались некоторые египетские фараоны, персидский царь Бат, пророк Моисей (судя по описанию, у него имелся дефект речи, похожий на заикание), философ и оратор Демосфен, римский поэт Вергилий, Цицерон и другие видные деятели древних времен.

Заикание упоминается и в трудах Гиппократа: он полагал, что причина заикания - накопление влажности в головном мозге. Тогда как Аристотель (основоположник научной философии) считал, что логоневроз возникает из-за неправильного сотрясения артикуляционного аппарата.

Однако всё же истинные причины развития логоневроза оставались неизученными до начала девятнадцатого столетия. Поэтому для лечения заикания применялись как народные способы (заговоры, мази, ношение амулетов и другие), так и поистине варварские методы: подрезание уздечки языка либо удаление части его мышц (предложение немецкого хирурга Иоганна Фридриха Диффенбаха). И такие жестокие способы лечения некоторым больным всё же помогали.

В начале девятнадцатого века американские и французские ученные разработали лечебную гимнастику, которая помогала избавляться от заикания. Но она не давала мгновенного результата, поэтому не пользовалась успехом.

Однако наибольший вклад в изучение заикания внесли русские ученные - психиатр И. А. Сикорский (впервые систематизировал все знания о заикании) и физиолог И. П. Павлов. Благодаря их трудам стали понятны причины развития заикания. Также в начале двадцатого столетия были разработаны специальные методики, помогающие избавиться от заикания и других нарушений речи. Кроме того, было основано новое направление в медицине - «Логопедия» (наука о нарушениях речи). И все это заслуга русских ученных.

Однако многое до сих пор остается неизвестным. Например, не ни как не объясняется, тот факт, что большинство больных с логоневрозом не заикаются, когда говорят сами собой, во время пения или разговора хором.

Знаменитости, страдавшие от заикания

Интересный случай произошел с Брюсом Улиссом: заикание у него развилось в старших классах после развода родителей. Однако, участвуя в постановках театрального кружка, он заметил, что на сцене перестает заикаться. Именно этот факт подстегнул его к усиленным занятиям в театральном кружке и определил дальнейший выбор профессии.

Также от заикания страдали, но победили свой недуг, известные личности: Уинстон Черчилль (стал великим оратором и был удостоен нобелевской премии по литературе), Король Георг VI, Сэр Исаак Ньютон, Элвис Пресли, Сэмюель Л. Джексон, Мэрилин Монро, Жерар Депардье, Энтони Хопкинс и другие.

Анатомия и физиология речи

Речевой аппарат включает в себя центральный и периферический отделы.

Центральный отдел

  • Лобные извилины коры головного мозга отвечают за работу мышц и связок, участвующих в образовании устной речи (звуки, слоги, слова) - центр Брока (двигательный центр). В течение первого года жизни у ребенка он постепенно активируется.
  • Височные извилины ответственны за восприятие собственной речи и речи окружающих - слуховой центр Вернике.
  • Теменная доля коры головного мозга обеспечивает понимание речи.
  • Затылочная доля коры головного мозга (зрительная область) отвечает за усвоение письменной речи.
  • Подкорковые узлы (ядра серого вещества, расположенные под полушариями головного мозга), ответственны за ритм и выразительность речи.
  • Проводящие пути (группы нервных волокон) соединяют различные отделы головного и спинного мозга.
  • Черепно-мозговые нервы отходят от ствола головного мозга (располагается у внутреннего основания черепа) и иннервируют мышцы речевого аппарата, шеи, сердца, органов дыхания.
На заметку!

У правшей более развито левое полушарие, а у левшей - правое.

Периферический отдел

  • Дыхательный отдел (служит для подачи воздуха) включает в себя трахею, грудную клетку вместе с бронхами и легкими. Речь образуется во время выдоха, поэтому он становится длиннее вдоха в соотношении 1:20 или 1:30.
  • Голосовой отдел (служит для образования голоса) состоит из гортани и голосовых связок.
  • Артикуляционный отдел (образует характерные звуки речи) состоит из языка, губ, верхней и нижней челюсти, твердого и мягкого неба, зубов и их альвеол (зубная лунка, в которой расположен зуб).
* Язык – самый подвижный орган артикуляции. Его мышцы дают возможность менять форму, степень напряжения и положение. Он участвует в образовании всех гласных и практически всех согласных звуков.

Ко дну ротовой полости от середины нижней поверхности языка отходит складка слизистой оболочки - уздечка, ограничивающая движения языка.

* Твердое и мягкое небо , совершая различные движения, видоизменяют форму ротовой полости, образуют щели и смычки. Тем самым, способствуют образованию звуков.

Слаженная работа периферического и центрального речевого аппарата образует речевой круг.

Механизм формирования речи

В двигательном отделе речи головного мозга (центре Брока) возникает импульс (сигнал), который по черепно-мозговым нервам поступает к периферическим отделам речи (дыхательный, голосовой, артикуляционный).

Первым приходит в движение дыхательный отдел: струя выдыхаемого воздуха прорывается через сомкнутые голосовые связки, поэтому они начинают колебаться. Таким образом, формируется голос. Его высота, сила и тембр зависит от частоты колебания голосовых связок.

Образовавшиеся звуки преобразуются в речевых резонаторах: полости рта, носа и глотки. В силу своего строения резонаторы могут меняться по форме и объему, придавая звукам речи тембр, громкость и отчетливость.

Затем по принципу обратной связи образовавшиеся звуки и слова при помощи слуха, а также ощущений идут от периферических речевых органов в ассоциативный отдел (слуховой центр Вернике, теменная доля коры головного мозга), где анализируется.

Таким образом, формируется речевой круг: импульсы идут от центра к периферии → от периферии к центру → от центра к периферии - и так далее по кольцу.

И если где-то происходит ошибка, то центральным отделам речи сообщается, в каком положении в периферическом речевом органе произошла ошибка. Затем из центрального отдела посылается сигнал к периферическим речевым органам, который точно дает правильное произношение. Такой механизм действует до тех пор, пока не согласуется работа речевых органов и слуховой контроль (произойдет синхронизация речи).

Механизм развития заикания

Сложный и не до конца установленный процесс.

Считается, что под воздействием причин или провоцирующих факторов перевозбуждается центр Брока, а его тонус повышается. Поэтому скорость его работы увеличивается, а речевой круг размыкается.

Далее перевозбуждение переносится на участки коры головного мозга, которые расположены рядом и отвечают за двигательную активность. Это ведет к тому, что возникают судороги мышц в периферическом отделе речи (языка, губ, мягкого неба и других). Затем центр Брока вновь расслабляется, замыкая речевой круг.

То есть человек начинает заикаться из-за внезапного нарушения согласованной работы речевых органов при произнесении звуков, которое вызвано судорогой, возникшей в одном из отделов речевого аппарата (язык, небо и другие).

Примечательно, что могут возникать как судороги мышц, участвующих в образовании звуков, так и - дыхательных. В результате развивается не только заикание, но и нарушается дыхание (появляется ощущение нехватки воздуха).

Заикание в основном возникает на согласных буквах, на гласных - реже. Причем наиболее часто запинки имеют место в начале либо середине речи.

Новая теория в развитии заикания

Профессор Джералд Магуайр из Калифорнийского Университета провел исследования и выяснил, что у людей страдающих заиканием повышен уровень дофамина (медиатора, контролирующего работу головного мозга). И если эта теория будет подтверждена, то, возможно, в скором времени появятся лекарственные средства, понижающие уровень дофамина. То есть выпил таблетку - и можно отправляться на сцену ораторствовать.

Причины развития заикания

Остаются предметом дискуссий. Но мнения ученных сходятся на том, что в возникновении заикания играет роль совокупность нескольких факторов: наследственность, состояние нервной системы, особенности становления речи и так далее.

Однако даже наличие причин не всегда приводят к развитию заикания, они являются лишь пусковыми механизмами. А разовьется ли заикание, зависит от изначального состояния центральной нервной системы и тонуса двигательного речевого центра Брока.

Заикание у детей

Встречается наиболее часто. В основном пик начала заболевания приходится на дошкольный возраст. Дело в том, что ребенок рождается со слаборазвитыми большими полушариями и корой головного мозга. Лишь к пяти годам жизни они формируются окончательно.

Также у маленьких детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому возбуждение легко передается с чувствительных волокон на двигательные. В результате иногда развиваются реакции в виде «короткого замыкания».

Кроме того, движения органов артикуляции (языка, губ и других) у малышей слабы и недостаточно упруги, а их работа плохо скоординирована.

Слух играет ведущую роль в образовании речи, начиная функционировать с первых часов жизни новорожденного. Однако дети не осознают разницу между звуками, слогами и словами окружающих. Поэтому они плохо понимает речь, смешивая один звук с другим.

Кроме того, в возрасте от 2 до 4 лет идет интенсивное развитие ребенка, активное формирование звукопроизношения и речи в целом. Однако в этом возрасте речевая функция ещё недостаточно сформирована. Поэтому увеличивается нагрузка на нервную систему, а в её работе может произойти сбой.

Именно этими факторами объясняется неустойчивость речи ребенка и высокая вероятность формирования её нарушений.

Факторы риска развития заикания у детей

Они создают лишь предпосылки для формирования заикания.

Эмоционально лабильная нервная система

Малыши плаксивые, у них имеется повышенная раздражительность, беспокойный сон и плохой аппетит , они привязаны к маме.

Спровоцировать развитие заикания у детей может резкая смена обстановки: начало посещения детского садика, переезд, долгое отсутствие мамы и так далее.

Ранее начало речи

В годик у детей имеется большой словарный запас (в норме малютка правильно произносит лишь 3-5 слов). В дальнейшем у таких малышей быстро наращивается словарный запас: в 1,5-1,8 они уже говорят развернутыми фразами либо целыми предложениями.

В этом случае у крохи сбивается дыхание во время произношения длинной фразы. Ведь он хочет рассказать всё и сразу. Однако его язычок и легкие пока ещё не могут справиться с таким объемом речи.

Позднее начало речи

Первые правильно произносимые слова у таких малышей появляются лишь к двум годам жизни, а развернутые фразы - не ранее трех лет. Заикание вызвано двигательной расторможенностью нервной системы. Поэтому малыши часто говорят невнятно и плохо произносят звуки.

Заикание у одного из членов семьи

Имеет место подражание ребенка родителям, братьям или сестрам.

Недостаточный эмоциональный контакт ребенка с окружающими

Дети получают недостаточно ласки и душевной теплоты. Взрослые малыша не выслушивают, будучи заняты своими делами. В результате кроха чувствует себя ненужным, поэтому он может начать заикаться, чтобы родные обратили внимание на него.

Излишне строгое отношение взрослых к ребенку

Нередко «грешат» этим папы. Жизнь строго по расписанию: подъем, сон, казарменная система наказаний и так далее. В результате малыш растет пугливым и зажатым, а также боится принять самостоятельное решение, чтобы не разгневать строгого родителя.

Особенности становления речи

В возрасте от 2 до 6 лет малыши нередко повторяют или растягивают слова и слоги, а иногда вставляют лишние звуки, не несущие ни смысловой, ни эмоциональной нагрузки («ну», «а», «вот» и так далее) В результате такая привычка закрепляется, создавая предпосылки для развития заикания.

Физическое состояние ребенка

Частые простудные заболевания, развитее аллергических реакций, наличие врожденной патологии подталкивают малыша к осознанию того, что он «не такой, как все». Поскольку нередко имеются ограничения. Ведь мама постоянно одергивает: «Не ешь апельсин/шоколад, ибо опять появится сыпь», «Нельзя играть во дворе, простудишься» и так далее. В результате ребенок замыкается в себе.

Кроме того, частое посещение медицинских учреждений приводит к развитию «боязни белого халата».

Овладение двумя или более языками одновременно

Особенно если родители дома говорят на разных языках. В этом случае нарушается слаженная работа речедвигательных центров. Поскольку своим родным языком малыш ещё недостаточно хорошо владеет.

Завышенные требования к ребенку

Иногда родители желают продемонстрировать незаурядные способности своего чада всем знакомым и друзьям. Поэтому заставляют заучивать сложные стихи и рассказывать их на дне рождения или другом семейном торжестве. Тогда как у малыша соответствующие зоны головного мозга ещё не созрели, а мышцы артикуляционного аппарата не готовы к такой нагрузке.

Половой признак

Мальчики более склонны к развитию заикания, нежели девочки. Поскольку у девочек в более короткие сроки формируются двигательные функции: они раньше начинают ходить и говорить, у них лучше развита моторика (движение) пальцев рук. Видимо, поэтому у девочек нервная система более устойчива к различным факторам, провоцирующим развитие заикания.

Леворукость

Ослабляется гармоничное взаимодействие между симметричными структурами головного мозга правого и левого полушарий. Поэтому нервная система ребенка становится более ранимой, что отражается на становлении речи. Причем риск развития заикания увеличивается, если леворукого малыша пытались переучить пользоваться правой рукой грубыми методами.

Вероятно, по наследству передается слабость некоторых мозговых структур, которые участвуют в формировании речи.

Причины развития заикания у детей

Имеется несколько групп, однако причины нередко могут сочетаться.

Состояние центральной нервной системы

К развитию заикания склонны дети, перенесшие заболевания, поражающие нервную систему: внутриутробная гипоксия, травма во время родов, черепно-мозговая травма, инфекционные процессы (вызванные вирусами , простейшими, бактериями , грибами) и другие патологии.

После перенесенных заболеваний имеются остаточные явления, которые приводят к структурным изменениям в головном мозге (органическое поражение). В результате развивается недостаточность двигательных отделов головного мозга (например, центра Брока) в разной степени выраженности. Поэтому нарушается передача нервных импульсов мышцам из центральных отделов речи. Тогда как плавная речь требует слаженной работы и зрелости центральной нервной системы.

Такие детки эмоционально лабильны, впечатлительны, у них повышен уровень тревожности, они плохо адаптируются к новым условиям (например, начало посещения детского садика), робкие, волнуются и так далее.

Перенесенные психические травмы

Под влиянием стресса нарушается согласованное перераспределение тонуса мышц, участвующих в образовании речи. То есть мышцы сокращаются и расслабляются несогласованно. Поэтому возникают судорожные повторения звуков, слогов и слов.

Причем стресс может быть хроническим или острым (испуг, постоянный страх, смерть близкого человека, семейные неурядицы и другие), а сила его воздействия значения не имеет.

Заикание у взрослых

Встречается нечасто - и, как правило, берет свое начало в ещё детстве. Однако нередко логоневроз появляется у взрослых людей, вызывая развитие немалых проблем: они замыкаются в себе, становятся робким и нерешительными, избегают общения с людьми, боятся публичных выступлений и так далее.

Факторы риска развития заикания у взрослых

Мужской пол

Мужчины более склонны к развитию заикания, нежели женщины. Профессор И. П. Сикорский объясняет это тем, что у женщин левое полушарие, в котором находится двигательный центр Брока, развито гораздо лучше, чем у мужчин.

Наследственная предрасположенность

Имеется врожденная слабость центральных отделов речи, поэтому при воздействии неблагоприятных факторов (например, стресс) нарушается их работа.

Причины развития заикания у взрослых

Стрессовые ситуации

Тяжелая потеря близкого человека, произошедшее на глазах дорожно-транспортное происшествие, военные действия, землетрясение, катастрофы и так далее.

Под воздействием стресса нарушается координация мышц, отвечающих за формирование звука: они несогласованно сокращаются и расслабляются. В результате развиваются судороги мышц. То есть имеется взаимосвязь с эмоциональным состоянием человека.

Заболевания центральной нервной системы

Черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции (вирусные, бактериальные, грибковые, поражающие нервную систему), энцефалиты , менингиты и другие. Поскольку нарушается передача нервных импульсов от головного мозга по нервным путям к мышцам, отвечающим за формирование речи.

У взрослых в возникновении заикания большую роль играют перенесенные инсульты или наличие опухолей головного мозга (доброкачественные, злокачественные), если затронуты центральные отделы речи. Поскольку появляется механическое препятствие для передачи нервного импульса.

Причем в этих случаях отсутствует взаимосвязь заикания с эмоциональным напряжением. То есть человек заикается в покое, наедине с собой, при пении и разговоре хором.

Виды заикания

Делятся по форме судорог, клиническим проявлениям и течению заболевания.

Виды заикания по форме судорог

  • Клоническое заикание - когда несколько кратковременных судорог , следующих друг за другом, ведут к непроизвольному повторению отдельных слогов и звуков.
  • Тоническое заикание - если мышцы длительно и сильно сокращаются. В результате происходит задержка речи.
  • Смешанная форма развивается, когда сочетаются оба вида нарушения речи.
Кроме того, иногда к судорогам мышц языка, губ и мягкого неба присоединяются насильственные и непроизвольных движения (судороги) мышц лица и/или конечностей.

Виды заикания по течению

  • Постоянное - заикание, возникнув, присутствует постоянно при всех ситуациях и в формах речи.
  • Волнообразное - заикание не исчезает до конца: то появляется, то исчезает.
  • Возвратное (рецидивирующее) - дефект речи, исчезнув, появляется вновь. Иногда после довольно длительных периодов речи без запинок.

Виды заикания по клиническим формам

Существует две формы логоневроза: невротическая и неврозоподобная. В основе разделения лежат разные причины и механизмы развития.

Невротическая форма

У больных отсутствуют данные о наличии у них в прошлом внутриутробной гипоксии или родовых травм.

Толчком к развитию заикания служат психические травмы (острый или хронический стресс) либо раннее активное введение второго языка общения (в 1,5-2,5 года). То есть заболевание носит функциональный характер, а мозговые структуры не поражаются. Поэтому эта форма заикания лучше поддается лечению.

Характеристика детей, склонных к развитию невротической формы заикания

Изначально такие дети робкие, впечатлительные, тревожные, обидчивые, раздражительные, плаксивые, боятся темноты, не остаются в комнате без взрослых, с трудом привыкают к новой обстановке, плохо спят. Также у них быстро меняется настроение, причем чаще - в сторону понижения.

Психическое, физическое и двигательное развитие у детей соответствует возрасту. Однако становление речи у них происходит несколько ранее: первые слова появляются к 10 месяцам жизни, фразовая речь - к 16-18 месяцам. Через 2-3 месяца после начала фразовой речи дети уже строят сложные предложения и речевые конструкции.

Темп речи ускорен: дети «захлебываются», не договаривают окончания слов, пропускают предлоги и слова. Кроме того, речь иногда смазана.

Симптомы

У детей заболевание возникает внезапно, как правило, в возрасте от 2 до 6 лет.

Сразу после психической травмы, которая становится «последней каплей», ребенок перестает говорить на какое-то время (мутизм). При этом у него на лице «написано» выражение страха. Затем, когда ребенок начинает вновь говорить, то уже заикается. Малыш становится раздражительным и плаксивым, плохо спит, боится разговаривать.

При введении второго языка общения ребенок получает психическое напряжение, поскольку возрастает нагрузка на речевой аппарат. Тогда как некоторые дети в силу возрастных особенностей недостаточно овладели своим родным языком.

Заикание у крохи усиливается при воздействии любого стресса, эмоционального напряжения или появлении тревоги. То есть течение заболевания волнообразное: периоды заикания чередуются со светлыми промежутками, когда ребенок разговаривает без запинок. Тогда как если малыш болеет (у него повышается температура тела, он кашляет и так далее), то заикание у него не усугубляется.

Невротическая форма заболевания протекает как благоприятно, так и не благоприятно. В первом случае наступает излечение, а во втором заболевание переходит в хроническую форму.

При хроническом течении заболевания со временем заикание становится всё более тяжелым. Уже к 6-7 годам дети неохотно разговаривают с новыми людьми. А в 11-12 лет у детей резко меняется поведение: они замыкаются в себе. Поскольку прекрасно осознают свой дефект и боятся произвести неблагоприятное впечатление на собеседника.

У детей развивается логофобия - боязнь разговора с навязчивым ожиданием возникновения речевых неудач. То есть образуется порочный круг: судорожные запинание в речи приводят к возникновению отрицательных эмоций, а они, в свою очередь, - к усилению заикания.

У взрослых логофобия приобретает навязчивый характер. Поэтому заикание возникает только от мысли, что имеется необходимость общения либо при воспоминаниях о неудачных речевых контактах в прошлом. В результате взрослые чувствуют себя социально неполноценными, у них постоянно пониженное настроение, имеется страх перед речью, поэтому они сознательно нередко отказываются от общения вообще.

Неврозоподобная форма

У больных из анамнеза (данных из прошлого) выясняется, что мама перенесла тяжелый токсикоз во время беременности , была угроза выкидыша , асфиксия (удушье) либо травма в родах и так далее. То есть имеется органического поражение головного мозга (дистрофические изменения в клетках головного мозга), поэтому эта форма заикания лечению поддается труднее.

Для неврозоподобной формы заикания проявления дефекта речи не зависят от внешних факторов (например, эмоционального напряжения).

Характеристика детей, склонных к развитию неврозоподбной формы заикания

В первые годы жизни такие детки крикливы, плохо спят, беспокойны, суетливы. Их физическое развитие несколько отстает от сверстников. У них неловкие движения и плохая координация, они расторможены и легко возбуждаются, раздражительны и вспыльчивы.

Дети плохо переносят жару, езду в транспорте и духоту. Они быстро утомляются, а также истощаются при физической и/или интеллектуальной нагрузке.

У них имеется задержка развития речи, нарушено произношение некоторых звуков, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь.

Симптомы

У детей заикание начинается примерно в возрасте 3-4 лет без видимых на то причин, нарастая постепенно. Начало, как правило, совпадает с формированием фразовой речи.

В первые пол года заболевания периоды «с запинками» постепенно становятся длиннее и появляются чаще, а «светлые» промежутки (когда ребенок не заикается) не наблюдаются. То есть заболевание протекает на «одной ноте».

Далее дети начинают добавлять лишние фразы и слова, не несущие смысловую нагрузку (эмболофразия): «а», «э», «ну» и другие. При этом сам темп речи либо ускорен, либо замедлен. Как правило, присутствует резкое нарушение дыхания во время речи: произносятся слова в момент вдоха или в конце полного выдоха.

Кроме того, имеется недостаточная подвижность, а также координация органов артикуляции (язык, нёбо и другие), рук и ног. Также судороги могут возникнуть в мимической мускулатуре лица или рук. Как правило, у таких детей плохо развивается музыкальный слух.

При обследовании выясняется, что у большей части детей имеется органическое поражение головного мозга остаточного (резидуального) характера. Поэтому нередко у детей понижена память и работоспособность, они быстро утомляются и страдают от головных болей, у них имеется дефицит внимания и гиперактивность.

У взрослых при хроническом течении этой формы заболевания нередко имеются тяжелые судороги во всех отделах речевого аппарата. Как правило, речь у них сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища и другими. То есть имеется насильственное сокращение других групп мышц, которые не имеют никакого отношения к формированию речи.

При тяжелой форме заболевания взрослых утомляет общение, поэтому вскоре после начала разговора они жалуются на усталость и начинают отвечать односложно.

Кроме того, взрослые трудно адаптируются к новым условиям, у них понижена память и внимание, повышена утомляемость и истощаемость.

Занятия с логопедом большинству больных приносит облегчение, но только в том случае, если работа проводится регулярно и длительно.

К какому врачу обращаться?

К развитию заикания приводит большое количество причин. Поэтому в его лечении принимает участие несколько специалистов.

Невропатолог и психиатр занимаются лечением заболеваний нервной системы при помощи лекарственных средств.

Психотерапевт применяет различные виды психотерапии: гипноз, аутотренинг и другие.

Психолог изучает личность больного, выявляя слабые стороны характера и помогая их исправить. Обучает общению с окружающими в различных жизненных ситуациях, помогает больным выразить себя эмоционально и творчески.

Логопед - специалист, который занимается исправлением речи. Его работа заключается в обучении правильному дыханию во время речи, использованию голоса, плавному и ритмичному разговору. Логопед не исправляет неправильное произношение слогов или слов, а доносит до больного, что произносить их можно легко, как и все остальные слова. Тогда страх больного перед заиканием постепенно уменьшается.

Иглорефлексотерапевт воздействуя на специальные точки при помощи игл, снимает нервное напряжение и улучшает кровообращение в головном мозге.

Инструктор по лечебной физкультуре при помощи специальных упражнений помогает больным выработать необходимую координацию и способность двигаться свободно.

В каком возрасте лучше начать лечение у детей?

Как только вам показалось, что ребенок начал заикаться, обращайтесь к специалистам. Максимальный и быстрый эффект от лечения имеется, если обращение к врачу было в течение 3-6 месяцев от начала заболевания.

Благоприятный исход от лечения достигается, если оно начато в возрасте от 2 до 4 лет, менее благоприятный - от 10 до 16 лет. Поскольку легкая ранимость, стремление к свободе и нелюдимость, которые встречаются в подростковом возрасте, отрицательно сказываются на результатах лечения.

Лечение заикания

Проводится как в стационаре, так и амбулаторно. Применяются в комплексе различные виды психотерапевтического воздействия, лечебная физкультура, лекарственные препараты (например, успокоительные, антидепрессанты, витамины) и так далее.

Методики лечения заикания

Существуют в большом количестве, но задача у всех одна - заставить речевые центры работать синхронно с одинаковой скоростью. В основу положено торможение речевого центра Брока и возбуждение других двигательных центров.

В статье приведены лишь некоторые из методик, применяемые для лечения заикания у детей и взрослых.

Устранение заикания у дошкольников

«Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях» - методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П.

Курс рассчитан на 2-3 месяца (36 занятий).

Основа методики - поэтапное создание игровых ситуаций, которые формируют у заикающихся детей навыки самостоятельной речи. А далее помогают переходить от общения словами к развернутым фразам. Кроме того, методика включает в себя логопедические занятия на каждом этапе: выполняются специальные упражнения для расслабления мышц и снятия эмоционального напряжения.

Методология L.N.Smirnova «Логопедия в заикании»

Применяется система игровых упражнений, рассчитанная на 30 недель (один учебный год). Занятия рекомендуется проводить ежедневно по 15-20 минут в утренние часы.

Цели

  • Обеспечение коррекции речи и личности
  • Развитие чувства ритма и темпа речи
  • Улучшение внимания и памяти
  • Развитее мелкой моторики рук и расслабление мышечного тонуса
  • Развитее речевой и двигательной координации
Методика Силивестрова

Длительность - от 3 до 4 месяцев. Курс - 32-36 занятий.

Методика включает три этапа:

I. Подготовительный . Создается спокойная обстановка и ограничивается речевое общение. Далее стимулируется активная работа ребенка над своей речью.
II. Тренировочный . Переходят от тихой речи - к громкой, а от спокойного вида деятельности - к эмоциональной. Для этого используются активные, творческие игры. Причем на этом этапе в лечении принимают участие и родители.
III. Закрепительный . Плавная речь закрепляется в более сложных ситуациях: беседа, рассказ и так далее.

Устранение заикания у подростков и взрослых

Методика В.М. Шкловского

В ней объединена работа психиатра, невропатолога и психотерапевта. Курс лечения - 2,5-3 месяца. Во время лечения больной пребывает в стационаре.

Методика включает четыре этапа:

I. Больного тщательно обследуют и выявляют причину заикания.
II.Перестраиваются укоренившиеся навыки и нарушенное отношение личности.
III-IV. Проводятся тренировки речи в жизненной обстановке, в которой обычно пребывает заикающийся. Благодаря чему у больного воспитывается речевая активность, также в нем укрепляется уверенность, что он сможет справиться с заиканием в любой ситуации.

Методика Л.3. Арутюнян

Вначале проводиться лечение в течение 24 дней в стационаре, затем - пять курсов по пять-семь дней в течение года.

Методика состоит из нескольких этапов:

  • Проводится работа для устранения речевых судорог
  • Уменьшается чувство тревоги, связанной с актом речи
  • Осознания больным своего состояния и уверенности в выздоровлении
Особенность методики - синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки. То есть формируется новое психологическое состояние, в котором речь больного связана со спокойствием, правильной интонацией и мимикой, уверенной осанкой и так далее. Первоначально такая речь медленная, но она дает возможность с первых занятий говорить больному без судорожных запинок.

Новые методики для лечения заикания

Комплекс BreathMaker

При использовании методики «протезируется» речевой круг между центром Брока (речевым центром) и центром Вернике (центром распознавания речи).

Суть методики

Заикающийся говорит в микрофон, его речь записывается, а затем исправляется компьютерной программой. Далее исправленная речь подается в наушники и анализируется центром Вернике правильно. В результате снимается тонус с центра Брока.

Такой механизм направлен на устранение психологической зависимости и неуверенности в себе больного. Ведь он при небольшой запинке думает, что окружающие воспринимают его критически. Поэтому наступает ещё большее перевозбуждение речевых центров, которое ведет к усугублению нарушения речи.

Мотивация - основа лечения

Больные логоневрозом - талантливые, ранимые и впечатлительные люди. Однако нередко они инертны или ленивы. За долгие годы своей болезни они приспосабливаются, извлекая вторичную выгоду из своего состояния: их реже вызывают к доске, не отправляют на конкурсы чтецов, освобождают от устных опросов и так далее.

Однако со своим нарушением речи можно и нужно бороться. И главное - помнить, что пока ещё не изобрели «волшебную» таблетку от заикания.

Что делать родителям?

Маленькие непоседы - особая категория больных. Ведь трудно объяснить ребенку, что нужно помолчать всего несколько дней, именно сейчас нельзя смотреть любимый мультик и так далее. Поскольку в силу незрелости мозговых структур дети не умеют ждать. Поэтому родителям придется набраться терпения и научиться пользоваться небольшими уловками.

Организуйте режим дня .
Организуйте сон ребенку не менее 8 часов в день (при необходимости дневной сон), исключите активные и компьютерные игры в вечернее время. Ограничьте время просмотра мультиков и постарайтесь не давать смотреть новые серии пока длиться лечение. Таким образом, уменьшится перенапряжение центральных отделов речи.

Организуйте правильное общение.
Дети наедине с собой не заикаются, поэтому постарайтесь первыми не обращаться к ребенку. Разговаривайте с малышом спокойно, не спеша и плавно, выговаривая все слова. Общаясь с ребенком, старайтесь использовать вопросы, ответы на которые простые и односложные. Если малышу трудно выговорить фразу самостоятельно, произнесите её вместе.

Соблюдайте охранный речевой режим.
Читайте книги только хорошо знакомые, не просите ребенка пересказать сказку, увиденное или разучивать стихотворение - для этого наступит подходящее время несколько позднее. Выбирайте для прогулок не шумные места. Лучше играть в спокойные игры (например, сборка конструктора, лепка, рисование), чтобы ребенок комментировал свои действия, поскольку наедине с собой он не заикается.

Следите за питанием .
В рационе должна преобладать растительно-молочная пища. Следует ограничить шоколад, сладости, острую, соленые и жаренную пищу.

Что делать взрослым пациентам?

Следует учесть, что предстоит долгий и кропотливый труд как врача, так и пациента. Поэтому до начала лечения они заключают между собой некий договор. Согласно нему врач обязуется лечить, а пациент - выполнять все рекомендации доктора: регулярно заниматься упражнениями, при необходимости в начале лечения соблюдать режим тишины и так далее.

Затем, поборов свой страх, больной должен «войти» в заикание. То есть вести дневник выступлений, проявлять инициативу в общении (например, рассказывать анекдоты или истории) и так далее. Такая тактика дает хорошие результаты. Яркий пример - знаменитости, поборовшие свой недуг.

Основной механизм общения между людьми - это речь. Она дает возможность взаимодействовать с окружающим миром и проявлять себя. Если что-то мешает человеку нормально говорить, это часто становится преградой на пути к счастливой жизни. Именно поэтому так важно вовремя выявить и начать лечить заикание. Причины этого недостатка весьма разнообразны и еще не до конца изучены, хотя существует множество теорий его возникновения.

Заикание - что это?

Еще сам Гиппократ в V веке до нашей эры описывал это заболевание. Им страдали легендарный Демосфен, историк Геродот и даже пророк Моисей. Лекари и алхимики долгое время пытались найти способ борьбы с заиканием, но вплоть до XX века ни причин, ни адекватной терапии для этого дефекта речи найти не могли. Только с появлением науки логопедии врачи и ученые вплотную занялись изучением этой болезни и наконец сформулировали, что же она собой представляет.

Заикание характеризуется нарушением плавности речи и ее темпа, слова становятся невнятными и прерывистыми, повторяются слоги или звуки, слышны вынужденные паузы, и кажется, что человек говорит с большим трудом. Часто это вызывает жалость, сочувствие или даже неприязнь у окружающих, что снижает уверенность в себе и приводит к различным психологическим проблемам у больного.

Виды нарушения речи

С медицинской точки зрения, механизм развития логоневроза связан с нарушениями, которые возникают при судороге одного из органов речевого аппарата - языка, неба, губ, дыхательных мышц. Чаще всего это бывает у детей, но в 1-3% случаев встречается заикание у взрослых. Причины этого сложного процесса лежат в перевозбуждении в головном мозге. Этот центр отвечает за управление мышцами лица, глотки, языка и прочими органами, которые обеспечивают связную речь. Дальнейшее распространение импульса на соседние отделы головного мозга ведет к возникновению судорог артикуляционной и дыхательной мускулатуры. Внешне это может проявляться в виде гримас и тика. Все это происходит на фоне переживаний, стрессов или эмоциональных потрясений.

Заикание имеет непохожие симптомы при различных видах судорог:

  • Тонические . Повторение гласных звуков и сонорных согласных, вынужденные паузы между словами.
  • Клонические . Повторение согласных звуков, слогов или даже слов.
  • Смешанные . Проявляются и те и другие нарушения речи.

Выделяется три вида заикания в зависимости от течения болезни:

  • Постоянное.
  • Волнообразное. Дефект речи никогда не пропадает до конца, но проявляется то слабее, то сильнее.
  • Рецидивирующее. Может полностью исчезнуть и появиться заново.

В зависимости от этиологии может быть невротическое и неврозоподобное заикание. Причины возникновения первой формы лежат в стрессовых ситуациях и не связаны с поражениями в головном мозге. легко лечится, но может стать хроническим. Дети с этой формой болезни начинают заикаться во время эмоционального напряжения.

Во втором случае заболевание связывают с органическими поражениями головного мозга (гипоксии, травмы во время родов и проч.). Неврозоподобная форма тяжело поддается лечению и проявляется вне зависимости от эмоционального состояния.

Диагностика заикания

Иногда задержки в произнесении слов и предложений являются нормой, и зависят от темперамента и особенности разговора. Существует два теста, позволяющих определить это:

  • Если число перерывов в 100 словах менее 7%, то это норма. Более 10% - патология.
  • Задержки у заикающегося человека длятся 1-30 секунд и сопровождаются заметным напряжением лицевой мускулатуры.

Иногда для постановки верного диагноза необходимо сделать электроэнцефалограмму. Это поможет отличить неврозоподобный логоневроз от невротического.

Поставить точный диагноз и решить, как вылечить заикание, сможет только специалист при очном осмотре, поэтому не стоит искать симптомы заболевания в себе и близких. Лучше обратиться к врачу и выяснить реальные причины логоневроза.

Причины заикания у детей

Часто родители задают вопрос: «Почему же у ребенка возникло заикание?» Причины этого очень разнообразны, и однозначно дать ответ крайне тяжело. Детская речь начинает формироваться, когда ребенок услышит первый звук, и заканчивает примерно к пяти годам. Все это время нервная система малыша находится в возбужденном состоянии, так она получает множество информации ото всех органов чувств. У ребенка еще слабы органы артикуляции, не разделяется речь, звуки и слоги, и иногда он просто не успевает все воспринять. Из-за этого неравная система может дать сбой.

Приблизительно 0,7-9% детей страдают от заикания. Этот диагноз можно поставить в возрасте 3-4 лет. Обычно, ярче всего болезнь проявляется у дошкольников. Существует множество ситуаций, которые могут спровоцировать детское заикание. Причины могут лежать в угрозах, издевательствах, плохой обстановке в семье, принуждение говорить или выступать перед малознакомой публикой. Иногда дети начинают копировать разговор заикающихся друзей или родственников. Так или иначе, чаще всего имеет место психологическая этиология, однако следует помнить о патологических состояниях, которые поражают нервную систему: гипоксия плода, внутриутробная инфекция, травмы головы, инфекционные заболевания различного происхождения, вызывающие органические поражения структуры головного мозга.

Факторы предрасположенности к заиканию

Дети, страдающие логоневрозом, становятся забитыми и неуверенными в себе, им очень мешает заикание. Причины, по которым оно возникло, очень важны. Но развитие заболевания можно предупредить, так как существуют факторы риска, которые указывают на возможное развитие заикания:

  1. Плаксивость и раздражительность. Указывает на неустойчивость детской нервной системы.
  2. Речь развилась рано.
  3. Ребенок начал поздно говорить.
  4. Чрезмерная строгость и повышенные требования. Авторитарное отношение родителей к детям может вызвать психологические причины заикания.
  5. Привычка разговаривать неправильно.
  6. Подражательство. Копирование заикания за другими детьми или близкими людьми.
  7. Двуязычность. Изучение сразу двух языков дает очень большую нагрузку на нервную систему.
  8. Мужской пол.
  9. Леворукость.
  10. Слабое здоровье. Частые инфекционные заболевания, аллергии и прочие патологии «выделяют» ребенка среди сверстников, родители часто одергивают и что-то запрещают. Развиваются комплексы и неуверенность в себе.
  11. Тяжелая беременность или роды.
  12. Наследственность.

Ребенок, страдающий логоневрозом, обычно очень стесняется своего недостатка, поэтому родители обязаны знать или хотя бы поинтересоваться, как вылечить заикание. Малышу сложно общаться со сверстниками, он испытывает дискомфорт и зажатость на любых выступлениях. Дети с заиканием очень замкнуты в себе, они чувствуют, что отличаются от других. Над ними могут издеваться, подшучивать, торопить или не воспринимать всерьез. Все это может привести к развитию логофобии в подростковом возрасте. Чтобы этого не произошло, нужно искать причины дефекта. Их определение поможет специалисту назначить рациональную терапию. Не стоит забывать, что лечение заикания в домашних условиях и постоянная работа над собой и своей речью дают хорошие результаты.

Почему взрослые заикаются?

Довольно редко, но можно встретить заикание у взрослых. Причины такого дефекта речи для зрелого человека не так разнообразны как для ребенка, но весьма похожи:

  • Стресс и другие эмоциональные потрясения. Провоцируют развитие невротической формы нарушения речи. При этом логоневроз проявляется во время тревоги, страха, переживаний или при выступлении перед большой аудиторией. Такая форма дефекта речи может возникать единожды на непродолжительный период после сильных переживаний или шока, однако со временем это проходит. Но бывают случаи, когда заикание становится хроническим, и к этим нарушениям присоединяются судороги органов речи и
  • Болезни, влияющие на проведение нервных импульсов (вызывают неврозоподобное заикание): опухолевые процессы, травмы головы, инсульт, нейроинфекции (энцефалит, менингит и проч.). При этой форме заикания ярко выражен судорожный синдром мышц лица и дыхательной мускулатуры. Люди с этим видом расстройства могут осуществлять характерные кивательные движения головой, перебирание пальцами рук и раскачивание туловища. Эмоции никак не влияют на проявления этих симптомов. В этом случае лечение заикания у взрослых - очень сложная задача, поскольку органические поражения головного мозга не поддаются терапии.
  • Раннее начало заикания и отсутствие его лечения.
  • Мужской пол. По статистике женщины заикаются в 4 раза реже мужчин.
  • Наследственный фактор.

Взрослые люди, которые страдают от заикания, со временем становятся очень замкнутыми, неуверенными в себе, они стараются избегать всевозможных общественных мероприятий и коллективов. Одна мысль о том, что нужно будет разговаривать, приводит их в ступор, и это создает порочный круг. Эти люди быстро утомляются и чувствуют эмоциональное истощение. Они считают, что преодоление заикания невозможно. Часто взрослые стесняются своего недостатка и не обращаются к специалисту, оставаясь наедине со своей проблемой. Если не заниматься лечением, то это может привести к серьезным депрессиям и психическим расстройствам.

Где лечить логоневроз?

Обнаружив у себя или своего ребенка заикание, очень важно знать, куда и к кому обращаться. Это достаточно сложное расстройство, лечение которого требует много времени и терпения, а также скоординированной работы нескольких специалистов и самого больного.

В первую очередь стоит обратиться к невропатологу. Он поможет выявить самую важную составляющую, чтобы побороть заикание, - причины. Лечение должно быть комплексным, поэтому обойтись без помощи психиатра не удастся. Оба специалиста могут назначать медикаментозную часть лечения. Еще один врач, знания которого могут понадобиться, - это психотерапевт. Он не только прописывает лекарственные препараты, но и лечит пациентов с помощью терапевтических бесед - гипноз, аутотренинг и проч.

Логопед также входит в список врачей, которые помогают справиться заикающемуся человеку с его проблемами. Этот специалист учит пациента управлять своим дыханием и артикуляционной мускулатурой, говорить плавно и ритмично. Он объясняет человеку, что произносить слова можно с легкостью. Обращение к иглорефлексотерапевту сопровождается процедурами с активизацией определенных биологически активных точек с помощью иголок и помогает снять напряжение и улучшить кровообращение в головном мозге. Не помешает и занятие лечебной физкультурой с персональным инструктором.

Только слаженная работа всех специалистов и большое желание пациента обеспечат устранение заикания окончательно.

Методики борьбы с расстройством речи у детей

Как только были обнаружены первые симптомы заикания, стоит сразу же обратиться к специалистам. Оптимальным возрастом для начала борьбы с расстройством считается 2-4 года. Лучше, чтобы малыш пошел в первый класс без логоневроза, однако обратиться к врачам никогда не поздно. Если ребенку исполнилось 10-16 лет, то с лечением стоить повременить, поскольку это время в жизни школьника сопровождается своенравностью и отрицанием всего окружающего. Существует множество методик и комплексных программ по борьбе с этим дефектом речи. Основное, что нужно знать для того, чтобы ликвидировать заикание у детей, - причины. Лечение всецело зависит именно от них.

При невротических расстройствах ребенку показаны курсы психотерапии и занятия с логопедом. Если заикание было вызвано шоком, то поможет режим «молчания». Когда конфликт хронический и вызван неблагоприятной ситуацией внутри семьи, то проводятся беседы с родителями для уменьшения негативного влияния на здоровье ребенка. Часто детям назначают лекарственные средства транквилизирующего действия - «Диазепам», «Медазепам» и прочие для снятия возбуждения нервной системы, а для устранения судорог мышц лица - «Мидокалм». Кроме того, проводятся физиотерапевтические процедуры: электросон, иглорефлексотерапия, плаванье с дельфинами и прочее.

Дети, страдающие неврозоподобной формой заикания, проходят лечение у неврологов, логопедов и психологов. В этом случае ребенку назначают препараты, которые усиливают кровообращение в мозгу и улучшают его работу, - «Ноотропил», «Ноофен», «Энцефабол», некоторые гомеопатические препараты. Все это в комплексной работе с другими врачами даст положительный результат.

Очень разнообразны методы лечения заикания, которые используются в логопедии:

  • Методика Выгодской И. Г., Пеллингер Е. Л. и Успенской Л. П.
  • Методология Л. Н. Смирнова.
  • Методика В. М. Шкловского и др.

В среднем лечение может занимать от нескольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от тяжести логоневроза, причин и стараний со стороны родителей и ребенка. Занятия могут проводиться как с группой, так и индивидуально.

Родители не должны одергивать и заставлять говорить кроху «правильно». Это может нанести только вред, ведь ребенку и так нелегко справиться со своей проблемой. Нужно обеспечить спокойствие в доме, чтобы не перенапрягать его нервную систему. Чтобы содействовать врачам родители должны отучить ребенка от просмотра мультиков и компьютерных игр; обеспечить 8-часовой сон; ограничить потребление сладкой, жирной, острой пищи; привлечь внимание малыша к спокойным играм; устраивать прогулки в тихих местах; не просить пересказать что-то; говорить при крохе медленно и плавно. Взаимные усилия обеих сторон в итоге обязательно увенчаются успехом.

Как лечить логоневроз у взрослых пациентов?

Лечение заикания у взрослых, так же как и у детей, проводится комплексно. Больному могут назначать противосудорожные и седативные средства, которые помогают снять спазмы и перевозбуждение, но не действуют на этиологию этого речевого дефекта.

Комплексное лечение у психотерапевта и логопеда очень эффективно справляется с проблемой. Первый позволяет пациенту прочувствовать свою проблему во время бесед или при введении в состояние гипноза. Он дает аутотренинги пациенту, чтобы тот мог самостоятельно справиться со своей проблемой. Логопед обеспечивает исправление речи, постановку дыхания, голоса и артикуляции, отработку результатов в разговоре и при чтении, а также в стрессовых ситуациях. Наиболее известным способом для лечения заикания у взрослых является методика Л. З. Арутюнян.

Естественно, каждый человек, который страдает расстройствами речи, хочет вылечить заикание. Причины этому очень веские. Ведь заикающийся человек чувствует себя неуверенно, не может общаться без стеснения, замкнут и одинок. Это разбивает жизнь и мешает полноценно работать, отдыхать, заводить знакомства. Поэтому очень важно вылечить логоневроз еще до того, как возникли такие проблемы. Также популярностью пользуется иглорефлексотерапия и акупунктура. Положительно сказывается на избавлении от дефекта речи лечебная физкультура.

Можно ли вылечить заикание дома?

Конечно, многим хочется знать, как вылечить заикание, не обращаясь к врачам. На многих ресурсах можно найти рецепты отваров из трав и эфирных масел, которые помогут справиться с этой проблемой. Возможно, успокоительное действие трав скажется положительно на нервной системе больного, но вряд ли избавит его от логоневроза. Также в интернете рекомендуются заговоры и молитвы от заикания. Эти способы бездоказательны и основываются лишь на вере человека.

Однако лечение заикания в домашних условиях возможно, если это активное содействие врачу: упражнения, методики, правильный образ жизни. Заикание - это, действительно, серьезная проблема, поэтому не стоит пренебрегать врачебной помощью. И тогда выздоровление будет не за горами.

Проблема заикания встречается и у детей, и у взрослых. Она доставляет массу неудобств и может серьезно подкосить самооценку. И дело не только в самом дефекте речи, а в общей неуверенности в себе. Это как замкнутый круг: чем больше ты заикаешься, тем больше стесняешься, от чего еще сильней заикаешься… Но все решаемо, если верить в себя.

Мы спросили экспертов о том, как избавиться от заикания раз и навсегда. Яна Борисовна Полей, логопед высшей категории, говорит: Чаще всего заикание появляется в детском возрасте. Самым опасным бывает период от 3 до 5 лет, во время бурного развития речи. Но и взрослого человека может коснуться этот недуг. Заикание — это нарушение темпа, ритма плавности речи в следствии судорог артикуляционного аппарата. Заикающийся человек может теребить одежду, совершать непроизвольные движения руками, ногами, у него могут появится нервные тики. Некоторые заикающиеся« маскируют» свой дефект, вставляя в речь бессмысленные слова или звуки: «так», «вот», «ммм», «ээээ»…

Как вылечить заикание? Помни, что это дефект не только речевой. Он сопряжен с нарушеннием нервной системы. Часто выясняется, что и телесное здоровье человека неидеально. У взрослого, заикание может остаться с детства или появится спонтанно. Частенько проблема« затухает» в условиях спокойствия и гармонии, и появляется вновь, когда человек подвергается стрессу. В таких случаях следует обратится к ряду специалистов: невропатологу, логопеду, клиническому психологу. Психолог поможет снять напряжение, страх речи. Логопед обучит или поможет вспомнить навыки речевого дыхания, плавной и слитной речи. А невролог со своей стороны обеспечит помощь нервной системе.

Заикающимся людям полезно заниматься некоторыми видами спорта: плаванием, йогой, карате. Пение, театральные кружки, танцы — все это тоже помогает человеку раскрепостится, почувствовать себя уверенным, развить дыхание, пластику, справится с общим телесным напряжением.

А пока доктор лечит, воспользуйся популярными практиками борьбы с заиканием.

Лечение заикания

Как вылечить заикание? Вместо установки« о ужас, сейчас опять начнется», выбери позицию: «а это такая у меня особенность». Внутренне прими тот факт, что ты заикаешься и попробуй пожить с ним. Если ты боишься реакции других на твое заикание, можешь заранее рассказать или намекнуть о проблеме. Чем спокойней ты будешь относится к дефекту, тем реже он будет появляется.

Научись расслаблять себя

У каждого свои« рецепты» релаксации. Кому-то помогают четки, которые можно теребить в руках, кусок бумаги, края которого можно загибать и разгибать, а может быть, определенное скрещение пальцев, дающее умиротворенное состояние. Когда ты будешь готова, начинай свою речь. Ты увидишь: ее качество напрямую зависит от твоего внутреннего состояния.

Сыграй домашний спектакль

Многие« заики, говоря с близкими, совсем забывают о своей проблеме. Но она напоминает о себе в стрессовые моменты. Отрепетируй перед сестрой, своим мужчиной или родителями речь, которую ты собираешься произнести завтра на заседании. Запомни ощущение расслабленности и уверенности в себе, и сохрани их до момента« икс».

Научись правильно дышать

Дыхательные упражнения из йоги или цигуна помогают отрегулировать дыхание при заикании. Научись контролировать силу вдоха и выдоха, ритмы приема и вывода воздуха из легких. Повторяй упражнения каждый день, не пропуская: вскоре ты ощутишь, что заикания уменьшились.

Думай о чем угодно — только не о собственной речи

Люди частенько заикаются от самого факта своей неровной речи. Это заставляет их терять нить беседы, упускать смысл разговора. Попробуй перенести свое внимание от собственного голоса к идее, которую хочешь донести, или к твоему собеседнику. Сконцентрируйся на проработке речевой информации, ставь акцент не на форму, а на содержание.

Делай паузы

Как избавиться от заикания? Когда ты чувствуешь, что заикание подступает, дай себе время на то, чтобы привести дыхание в порядок. Сделай в разговоре паузу и глубоко вдохни. Повторяй вдохи и выдохи, прислушиваясь к своему дыханию. Так ты сможешь контролировать свою речь, а легкие паузы придадут тебе интересной таинственности в глазах собеседника.

Вдохновляйся

Пока ты лечишь свою речь, заручись терпением и энтузиазмом. И в этом тебе поможет хорошая литература и кино. Например, оскароносный« Король Говорит»: почувствуй себя на месте главного героя и пройди с ним весь путь от комплексов, до полной победы.

Способы как избавиться от заикания быстро искала Дарья Мазуркина