Занятие 1 (4 ч.)

Тема: Понятие о неотложных состояниях. Классификация травм. Ушибы, ранения, укусы животных, кровотечения.

Цель: познакомиться с понятиями и отработать мануальные (выполняемые руками) навыки оказания первой помощи при перечисленных состояниях.

НЕОТЛОЖНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ в медицине называются те, при которых требуется немедленная помощь. При ее отсутствии происходят изменения органов и тканей организма, ведущие к смерти или инвалидности.

Тогда человек, как будто прекрасно знал, что делает, взял маленькую «звезду моря», стоящую у ног наблюдателя, и, бросив ее в воду, сказал: Ну, это имело значение для этого! Каждое действие, которое вы даете жертве, будет иметь значение! Зная, что различные ситуации первой помощи, вероятно, будут возникать в любое время, для сведения к минимуму рисков и последствий необходимы минимальные знания.

Поставщик помощи - это лицо, которое при осуществлении гражданства и с наименьшими знаниями может идентифицировать, помогать и успокаивать жертву, а затем привлекать специализированную помощь. Спасатель стал важной частью системы здравоохранения и забота, которую они обеспечивают, уменьшает страдания и уменьшает количество случайных осложнений, спасая много жизней.

Среди неотложных состояний, при которых должна быть оказана доврачебная медицинская помощь, на одном из первых мест стоят различные травмы.

Травма - это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия.

Травмы бывают:

А) механические (ушибы, раны, вывихи, растяжения, переломы);

Б) химические (ожоги кислотами и щелочами);

Слово «спасатель» - это термин, используемый в некоторых учреждениях, функциональный или оперативный характер, например: пожарный отдел, бразильский Красный Крест, пожарные бригады и т.д. в нем рассматривается приоритет неотложной и неотложной помощи, а также меры и рекомендации в отношении атрибутов каждого члена этой команды, что необходимо знать всем специалистам здравоохранения.

Неспециалист, который может предоставить догоспитальные и аккредитованные услуги, чтобы интегрировать отдел скорой помощи в догоспитальную службу. Консервативное вмешательство в догоспитальный уход при непосредственном или дистанционном медицинском наблюдении с использованием специализированных материалов и оборудования.

В) психические (испуг, трагическое известие);

Г) электротравмы (удар электрическим током, попадание молнии);

Д) термические (ожоги, отморожения, солнечный и тепловой удары).

Ушибы - это внутренне повреждение тканей организма.

Ушибы возникают в результате резкого воздействия большой силы.

Последствия ушиба - нарушение целостности сосудов без повреждения кожи, внутреннее кровоизлияние.

Эти медсестры могут действовать в «консервативном вмешательстве в заботу» жертвы по медицинскому рецепту при условии, что это входит в сферу их профессиональной «квалификации». В дополнение к консервативному вмешательству в уход за пациентами они имеют право выполнять процедуры, делегированные им, под наблюдением профессионального сестринского дела, в рамках. Профессиональная квалификация.

Обучение мирян за признание и раннее предупреждение травм. Персонал, прошедший подготовку по вопросам безотлагательного и чрезвычайного положения. Достаточные материальные ресурсы. Институциональная иерархическая больница с условиями непрерывности ухода.

Первые признаки: боль, припухлость и покраснения на месте ушиба.

Внимание! При ушибах внутренних органов (сердца, почек, печени и др.) единственным признаком может быть боль.

Первая помощь: уменьшить степень кровоизлияния и снизить ощущение боли.

СПОСОБ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: приложить к ушибленному месту предмет, имеющий температуру ниже температуры кожи (температура кожи от 34 до 35°). Можно приложить лед, снег, емкость с холодной водой, мокрую холодную ткань, металлическую ложку.

Давайте проверим ваши навыки и знания, приобретенные до сих пор! Представьте себе, если одноклассник теряет чувство класса. Имитируйте сцену и, с вашим учителем, разделите класс на две группы. Каждая группа будет имитировать ответ на эту ситуацию. Это упражнение будет выполнено после того, как учитель разработает предложенную ситуацию, однако может быть указана другая ситуация, и симуляция должна выполняться со всем классом, в сестринской лаборатории. Принципиально признавать и дифференцировать гравитацию в Первой помощи.

Для этого мы должны понимать разницу между чрезвычайной ситуацией и срочностью. Согласно Федеральному совету медицины, это срочно определяется как непредвиденное возникновение проблем со здоровьем с потенциальными жизненными рисками или без них, которым пациент нуждается в немедленной медицинской помощи. Концепция чрезвычайной ситуации понимается как «медицинское подтверждение состояния здоровья, которое подразумевает неизбежный риск жизни или сильных страданий, что требует немедленной медицинской помощи».

ПОМНИТЕ: чем скорее вы охладите место ушиба, вызвав спазм (сжатие) пораженных сосудов, тем легче будут последствия травмы.

Внимание! При подозрении на ушибы внутренних органов немедленно обратитесь к врачу.

Раны - это открытые повреждения мягких тканей. Раны бывают колотые, резаные, рубленые, рваные, огнестрельные, укушенные.

Таким образом, мы можем ясно и объективно понять, что такое ситуация: Срочность: в этой ситуации человеку нужна забота, которая может подождать, чтобы начать, потому что он не находится под угрозой смерти. Цель оказания первой помощи заключается в том, чтобы свести к минимуму осложнения в общем состоянии здоровья жертвы, и для этого важно оценить местоположение и жертву, таким образом, чтобы не усугублять нынешнюю ситуацию.

Фазы ухода - это набор шагов, которые должны соблюдаться и выполняться людьми, участвующими в спасении, с целью избежать других несчастных случаев и поддержания жизни, избегая других травм. Ниже мы рассмотрим важные этапы, которые включают жертву в их безопасность и поддержание жизни.

Тяжесть последствий ранения зависит:

А) от места ранения;

Б) от глубины раны;

В) от степени загрязнения;

Г) от вида микроорганизмов, попавших в рану. Ранение кожи может пройти без видимых последствий. Ранение мозга всегда имеет тяжелые осложнения, вплоть до глубокой инвалидности или смерти. Лечение глубоких ран требует дополнительного хирургического вмешательства. Кожа и слизистые оболочки препятствуют проникновению инфекционных агентов и ядовитых веществ в кровяное русло. Инородные тела (частицы земли, песка, растительная пыль и пр. провоцируют воспалительную реакцию на месте внедрения. Попадание некоторых микроорганизмов (например, возбудителя столбняка) смертельно для человека.

Соблюдайте и тщательно осознавайте риски, которые место предлагает жертве и поставщику бедствия, в дополнение к родственникам и инквизиторам; Определить количество жертв и тяжесть аварии, чтобы вызвать специализированную помощь, в зависимости от имеющихся ресурсов; Определить риски пробега, столкновения, взрыва, оползней, поражения электрическим током, нападений, пожаров и т.д. для предостережения основных угроз укажите местоположение, чтобы сделать его более безопасным для поставщика бедствия и жертвы, используя предупреждающий треугольник; конусы; лента зебры; мигающий сигнал; фары; ветви деревьев.

Первые признаки ранения: нарушения целостности покровов (кожи или слизистой), кровотечения различной силы, боль.

Первая помощь: очистить рану и прекратить контакт внутренних тканей с внешним миром.

СПОСОБЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: в случае загрязнения очистить рану, промыв ее перекисью водорода или чистой водой, смазать край антисептическим средством, по возможности сблизить края и закрыть поверхность раны тканью или пластырем. Перевязать.

В отсутствие этих ресурсов можно попросить стоять на расстоянии, сигнализируя об опасности. Помните, больше не становитесь жертвой! Сначала оцените уровень сознания, проверьте пульс, откройте дыхательные пути и вдохните пострадавшего. Не забывая, что все должно быть сделано с ответственностью и уважением. Чем быстрее будет прибывать специализированная служба, тем лучше будет для жертвы участие в жалобе. Спокойствие, объективность и доверие имеют первостепенное значение в два момента.

Для вызываемого сервиса, чтобы понять серьезность ситуации. Для того чтобы забота о жертве была эффективной. Пример ситуации, когда человек не может сохранять спокойствие и быть объективным. Пример ситуации, когда общение объективно. Важно, чтобы поставщик бедствия знал.

ОЧЕНЬ ВАЖНО: не мажьте йодом мягкие ткани внутри раны, вы можете их сжечь.

ПОМНИТЕ: если в походных условиях вам необходимо промыть рану, а холодной кипяченой воды нет, бросьте в емкость с любой водой горсть древесного угля или окуните в нее горящую головешку. Вода будет мутной, но безопасной и приобретет слабые антисептические свойства. Если у вас нет антисептиков для обработки раны, приложите к поврежденному месту чистый лист подорожника или кашицу из крапивы. Эти растения снижают кровотечения и обладают противомикробным действием.

Провести первоначальную оценку: места и жертв. Следите за собой, а также за ситуацией. Определить признаки и симптомы болезни. Действовать логично, не принимая решения поспешно, зная, что они признают свои ограничения и нуждаются в помощи. Устанавливайте хорошее общение с жертвой, задавая четкие вопросы и ожидая ответов, по одному за раз. Поговорите с жертвой мягко.

Создайте доверительную связь, честно отвечая на вопросы жертвы и объясняя процедуры до их исполнения. Сообщите специализированной службе все процедуры, уже примененные к жертве. В настоящее время у нас есть ряд бесплатных служб экстренной помощи, и чем быстрее работает специализированная служба здравоохранения, тем лучше для пострадавшего, участвующего в аварии.

Укушенные раны обрабатывают так же, как и все остальные. Нужно помнить, что укушенные раны всегда инфицированы слюной, при таких ранах обязательны госпитализация и обследование животного на наличие бешенства.

Внимание! Если рана очень обширна, не проводите первичную обработку, просто наложите повязку и как можно скорее обратитесь к врачу.

Проведите опрос в вашем муниципалитете, указав, какие услуги оказывают уход за первой медицинской помощью. Перечислите действия службы каждой из служб и действуйте одновременно. Обычно эти службы первой помощи получают ложные звонки, задерживая уход за теми, кто в них действительно нуждается. Как мы можем информировать население об использовании сервисов должным образом?

Взрослый, который, как известно, имеет право отказаться, такие причины, которые могут быть связаны с религиозными убеждениями или недоверием к провайдеру бедствия. Согласие может быть формальным или неявным: формально, когда жертва принимает вербализацию или сигнализацию помощи; или подразумевается, когда жертва находится в бессознательном состоянии, сбита с толку или серьезно ранена и не может вербализовать или дать согласие на уход. Неявное согласие также может быть принято в случае несчастных случаев с участием несопровождаемых несовершеннолетних родителей или законных опекунов.

Кровотечения - это потеря крови в результате нарушения целостности сосудов.

Различают:

Артериальное кровотечение возникает при повреждении артерий. Самое опасное! Ярко-алая кровь вытекает пульсирующей струёй. Артериальное кровотечение может быстро привести к большой потери крови и смерти.

Первая помощь. Успокоить пострадавшего и остановить кровопотерю.

Аналогичным образом, законодательство предусматривает, что согласие было дано родителями или опекунами, если они присутствовали на месте. Статья 135 - Неспособность оказывать помощь, когда это возможно, без личного риска, заброшенному или потерянному ребенку или инвалиду или потерпевшей, беспомощности или серьезной и непосредственной опасности; или не запрашивать в таких случаях спасение государственного органа: Штраф - задержание, от 1 до 6 месяцев или штраф. Единственный параграф - штраф увеличен наполовину, если упущение приводит к серьезным телесным повреждениям и утроилось, если результаты смерти.

СПОСОБ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: сжать артерию путем максимального сгибания конечностей или наложить жгут. Можно попытаться прижать артерию к кости (см. рис. 3).

Жгут накладывают выше места ранения. Под жгут подкладывают тонкую ткань и записку с указанием времени наложения жгута. Если транспортировка больного в лечебное учреждение длится более 2 ч, то жгут снимают на несколько секунд, чтобы восстановить кровоток в тканях и не допустить их омертвения. Затем жгут накладываю! снова.

Как гражданин, вы знаете, что при посещении жертвы, при оказании первой помощи, вы должны уважать бразильский уголовный кодекс. Однако в настоящий момент мы не можем не упомянуть о обязанностях и обязанностях медсестер-профессионалов, таких как Кодекс этики медсестер. Обязанности и обязанности Статья 22 - Предоставлять свои профессиональные услуги сообществу в случае чрезвычайной ситуации, эпидемии и катастрофы, не требуя личных преимуществ. Запрет Статья 26 - Запретить помощь медсестрам в любой ситуации, которая характеризуется как срочная или чрезвычайная ситуация.

Венозное кровотечение возникает в результате повреждения вен. Из раны вытекает непрерывная струя крови темно-вишневого цвета.

Первая помощь: успокоить пострадавшего (сильное кровотечение у некоторых людей вызывает бурную эмоциональную реакцию испуга, иногда превосходящую тяжесть поражения) и прекратить отток крови.

СПОСОБ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: наложить на рану давящую повязку из нескольких слоев марли, ваты и бинтов. Кровотечение уменьшится, если поврежденную часть тела держать в приподнятом по отношению ко всему туловищу положении. Жгуты при венозном кровотечении не накладывают.

Важно отметить, что отказ от предоставления или оказания помощи, если он может это сделать, совершает преступление бездействия. С другой стороны, неподготовленный гражданин может освободиться от этого преступления, активировав специализированную медицинскую службу. Один из ключей к успеху в оказании помощи - убедиться, что ваша «помощь» не сделает проблему хуже!

Специализированный уход: специализированный уход относится к чему-то или к специалисту, имеет специальную подготовку или специализацию, а также может быть местом, услуги которого предлагаются уникальными, уникальными и эксклюзивными. Травма: вред или повреждение здоровья одного или нескольких лиц, сообщества или населения.

Капиллярное кровотечение. Возникает при поверхностном ранении, кровь вытекает из раны по каплям.

Первая помощь. Остановить кровоток.

СПОСОБ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: после обработки раны наложить повязку.

Рефлексия алгоритма занятия

1. Вы убедились, что вам понятна тема.

2. Вам известен перечень манипуляций, которые нужно освоить.

Отсутствие облегчения: существует ли ситуация, когда необходимо. Здоровью человека и лишены какой-либо помощи. Согласно Уголовному кодексу Бразилии, случаи. Задержание одного-шести месяцев или штрафа. Осуществление гражданства: должно быть в курсе ваших прав и обязанностей и стремиться к их претворению в жизнь. Осуществление гражданства должно осуществляться в полном объеме.

Конституционных положений. Подготовка гражданина к осуществлению гражданства. Одной из целей образования страны. Как оказать первую помощь. Международный комитет Красного Креста. Первая помощь в конфликте. Вооруженных и других ситуациях насилия. Региональный совет по сестринскому делу Сержипи.

3. Вы понимаете, что применять освоенные навыки придется в экстремальных ситуациях, и это потребует особой собранности и концентрации воли.

4. Вы осознали, что от степени вашей сегодняшней подготовки может зависеть ваша или чужая жизнь.

5. Вы помните, что если травму получил ребенок, у вас нет права на внешнее проявления испуга.

Нормализация догоспитального ухода. Региональный совет медицины. Законы и нормы. 9 сентября. Прием с классификацией рисков. Госсекретарь по вопросам здравоохранения Санта-Катарины. Основные принципы сердца. Секретариат здравоохранения. В аварийных службах. руководство.

Имеет специализацию в области сестринского дела на работе. Мариса Рамос Родригес да Сильва Выпускник по сестринскому делу и акушерству и педагогике. Она имеет полную степень в области сестринского дела и аспирантуру по специальному образованию и инклюзивному образованию.

6. В случае травмы у ребенка вы прежде всего снимете стрессовую реакцию ученика.

7. Вы хорошо освоили все мануальные действия и готовы в случае необходимости воспользоваться вашими знаниями и умениями.

8. Вы понимаете, что эта тема значима для вас как для специалиста, как для человека.

Под руководством педагога проделайте манипуляции.

Поставьте себе оценку за работу и сравните ее с оценкой педагога. Оценивая себя, ответьте на вопросы:

Знаю ли я, что такое неотложные состояния?

Умею ли я рефлексировать свое поведение при неотложных состояниях?

Имею ли я понятие о различных видах травм?

Известно ли мне, к какому виду травм относятся ушибы, ранения, укусы животных, кровотечения, что их характеризует?

Знаю ли я, как оказать помощь при любом из этих состояний, и умею ли выполнять необходимые манипуляции?

Могу ли я оказать помощь ребенку? В чем особенности этой помощи? В чем отличие от помощи взрослым?

Могу ли я научить своих учеников тому, что умею сама?

Вас не должно огорчать, если в результате кропотливой работы вы все же не достигли абсолютно положительного результата, не на все вопросы ответили «да». Это не неумение работать, не неуверенность в себе, это критическое отношение и осторожность. И то и другое необходимо каждому, ибо самодовольство опасно!

Это занятие было самым трудным, так как вы работали по новой схеме. В дальнейшем вам будет легче.

Задание: выпишите в тетрадь все известные вам антисептические средства, применяемые для обработки ран (йод, бриллиантовая зелень, слаборозовый раствор марганцового калия, перекись водорода..?)

Занятие 2 (4 ч.)

Тема: Повреждение костно-суставного аппарата. Травмы черепа.

Цель: познакомиться с понятиями и отработать мануальные навыки оказания первой помощи при различных видах перечисленных состояний.

Материал для самостоятельной подготовки к занятию.

Различают следующие виды повреждений костно-суставного аппарата:

А) растяжение связок;

Б) вывихи;

В) закрытые переломы со смещением отломков и без смещения;

Г) открытые переломы разной степени тяжести;

Д) травмы черепа.

Растяжение связок - нарушение эластичности связочного аппарата. Причина растяжения - прыжок, падение, поднятие тяжестей, некоординированное движение.

Первые признаки: боль, припухлость, затруднение движения в поврежденном месте.

Первая помощь. Охлаждение, фиксация, покой.

СПОСОБЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: в зависимости от места поражения накладывается тугая повязка определенного вида, пораженное место переводят в возвышенное по отношению к туловищу положение, прикладывают холод.

Вывихи - это смещение суставных отделов костей. При вывихе нарушается целостность суставной сумки, иногда разрываются связки. Причины те же, что и у растяжения.

Первые признаки: боль, нарушение движения в суставе, изменение формы. При вывихе межпозвонковых суставов может быть сдавление спинного мозга и, как следствие, нарушение функций тазовых органов и нижних конечностей. При вывихе нижнечелюстного сустава нарушается мимика лица.

Первая помощь. Создать покой, снизить боль, НЕ ПЫТАТЬСЯ ВПРАВЛЯТЬ ВЫВИХ. ЭТО ОБЯЗАННОСТЬ ВРАЧА!

СПОСОБ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: в состоянии максимального комфорта доставить больного в лечебное учреждение.

ВНИМАНИЕ: резкая сильная боль, сопровождающая вывих, очень пугает ребенка. Боль и страх могут стать причиной травматического шока.

Травматический шок - это опасное для жизни состояние, характеризующееся расстройством деятельности центральной нервной системы, кровообращения, обмена веществ. Первая короткая фаза шока длится 10-15 мин и отличается повышенным возбуждением пострадавшего, вторая характеризуется резкой заторможенностью при сохранении сознания. Пульс ослабляется, дыхание урежается. Больного необходимо согреть, можно дать теплое питье. Обращаться с больным нужно очень бережно, не делать лишних движений, снизить уровень шума.

Рис.4 Виды повязок и наложение шин

Рис.5 Наложение шин при переломах

Переломы - это нарушение целостности кости. Переломы бывают открытыми с наружным кровотечением и повреждением мягких тканей и закрытыми. Закрытые могут быть как со смещением отломков так и без него.

Признаки перелома: боль, припухлость, кровоподтек, подвижность в нетипичном месте, нарушение функции. При повреждении ребер возникают боль и затруднение дыхания. При переломе костей таза нарушаются функции тазовых органов, движения в нижних конечностях. Переломы могут сопровождаться травматическим шоком.

Первая помощь. Зафиксировать отломки, создать покой, доставить в медицинское учреждение

СПОСОБЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: достижение неподвижности в месте перелома снижает боль и уменьшает возможность смещения отломков. Место перелома фиксируется шинами различных конструкций (см. рис. №№ 4, 5) или подручными средствами.

Задание: запишите в тетрадь, какие предметы могут быть использованы учителем для оказания экстренной помощи при переломе у ребенка:

А) в условиях классной или игровой комнаты;

Б) во время прогулки.

Задача: во время прогулки ребенок 7 лет получил тяжелую травму. У мальчика открытый перелом голени. Кровь вытекает пульсирующей струёй, рана загрязнена, виден костный надломленный край. Вместе с вами на прогулке еще двадцать детей.

Согласны ли вы, что алгоритм действий должен быть следующим:

1. Попросить детей построиться в пары, взять друг друга за руки, встать спинами к пострадавшему.

2. Из деталей одежды (ремень, косынка, шарф, разорванная майка) наложить жгут.

3. Во время оказания помощи разговаривать с детьми спокойным голосом.

4. Двух мальчиков и двух девочек послать за помощью, четко определив маршрут. Маршрут должен быть безопасным.

5. Двум мальчикам и двум девочкам поручить искать предметы, которые могут заменить шины.

6. Закрыть рану тканью.

7. Попросить двух детей подойти к пострадавшему (выбор не должен быть случайным).

8. Наложить шину из подручных материалов.

9. При отсутствии помощи и необходимости транспортировать больного из предметов детской одежды сделать носилки. Прочно завязать узлы!

10. С помощью детей переложить больного на носилки. Порядок: мальчики перекладывают больного, взрослый поддерживает ногу.

11. Определить место каждого ребенка в «носилочном строю», разделив детей на две группы. Место взрослого возле головы.

12. Во время остановок для смены «носильщиков» носилки на землю не опускать.

Самое главное: чтобы не попасть в подобную ситуацию, не оставайтесь с детьми наедине в удаленных от общественной жизни местах.

Вероятно, во время разбора задачи у вас возникнут предложения или вопросы. Обсудите их с педагогами и сокурсниками.

Дайте логическое объяснение алгоритма. Привлекайте свои знания по психологии детей.

Травмы черепа (сотрясение и ушиб головного мозга, перелом костей черепа).

Сопровождаются потерей сознания, тошнотой, рвотой, сильными головными болями, головокружением. Часто, придя в сознание, больной не помнит что с ним произошло.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ДО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО медицинского обследования - полный покой и холод на голову.

ОЧЕНЬ ВАЖНО, чтобы даже незначительные травмы черепа не проходили незамеченными. Помните, что ушибы опасны внутренними кровотечениями. Особенно опасны травмы височной и затылочной областей черепа, так как в этих местах мозг защищен несколько хуже, чем в теменной и лобной частях. При прямом ударе в лицевую часть черепа помимо переломов носа и скуловой кости, что проявляется сразу, может быть скрытый перелом основания черепа.

ПРИЗНАКИ ПЕРЕЛОМА ОСНОВАНИЯ ЧЕРЕПА -через некоторое время после получения травмы вокруг глаз появляются темные круги - «симптом очков». Этот симптом тем более важен, что больной особых жалоб не предъявляет.

Первая помощь. Немедленно обратиться к врачу.

Рефлексия алгоритма занятия.

Перепишите вопросы алгоритма из занятия 1. Проведите рефлексию. На занятии 2 вы прежде всего должны освоить следующие виды повязок:

1. Восьмиобразная повязка на голеностопный сустав (см. рис. 7).

2. Повязка на область пятки (см. рис. 6).

3. Спиральная повязка на палец (см. рис. 6).

4. Крестообразная повязка на кисть (см. рис. 6).

5. Спиральная повязка на локтевой сустав (см. рис. 6).

6. Косыночная для поддержания руки в правильном положении при повреждении костей предплечья и кисти (см. рис. 6).

Часто травма не препятствует посещению школы, и педагогу приходится поправлять повязки в течение учебного дня.

Первая помощь – это комплекс срочных мер, направленных на спасение жизни человека. Несчастный случай, резкий приступ заболевания, отравление – в этих и других чрезвычайных ситуациях необходима грамотная первая помощь.

По Закону, первая помощь не является медицинской – она оказывается до прибытия медиков или доставки пострадавшего в больницу. Первую помощь может оказать любой человек, оказавшийся в критический момент рядом с пострадавшим. Но для некоторых категорий граждан, оказание первой помощи – служебная обязанность. Речь идет о полицейских, сотрудниках ГИБДД и МЧС, военнослужащих, пожарных.

Умение оказать первую помощь – элементарный, но очень важный навык. В экстренной ситуации он может спасти чью-то жизнь. Представляем вашему вниманию 10 базовых навыков оказания первой помощи.

Алгоритм оказания первой помощи

Чтобы не растеряться и грамотно оказать первую помощь, важно соблюдать следующую последовательность действий:

1. Обеспечить безопасность себе, пострадавшему и окружающим (например, извлечь пострадавшего из горящего автомобиля).

2. Проверить наличие у пострадавшего признаков жизни (пульс, дыхание, реакция зрачков на свет) и сознания. Для проверки дыхания необходимо запрокинуть голову пострадавшего, наклониться к его рту и носу и попытаться услышать или почувствовать дыхание; для «прослушивания» пульса необходимо приложить подушечки пальцев к сонной артерии пострадавшего; для оценки сознания необходимо (по возможности) взять пострадавшего за плечи, аккуратно встряхнуть и задать какой-либо вопрос.

3. Вызвать специалистов (112 – с мобильного телефона, с городского – 03 (скорая) или 01 (спасатели)).

4. Оказать неотложную первую помощь. В зависимости от ситуации это может быть:

  • восстановление проходимости дыхательных путей;
  • сердечно-легочная реанимация;
  • остановка кровотечения и другие мероприятия.

5. Обеспечить пострадавшему физический и психологический комфорт, дождаться прибытия специалистов.

Признаки жизни:пульс Признаки жизни: дыхание Признаки жизни: реакция зрачков на свет

Искусственное дыхание

Искусственная вентиляция легких (ИВЛ) – это введение воздуха (либо кислорода) в дыхательные пути человека с целью восстановления естественной вентиляции легких. Относится к элементарным реанимационным мероприятиям.

Типичные ситуации, требующие ИВЛ:

  • автомобильная авария;
  • происшествие на воде;
  • удар током и другие.

Существуют различные способы ИВЛ. Наиболее эффективным, при оказании первой помощи не специалистом, считается искусственное дыхание «рот-в-рот» и «рот-в-нос».
Если при осмотре пострадавшего естественное дыхание не обнаружено, необходимо немедленно провести искусственную вентиляцию легких.

Искусственное дыхание рот-в-рот:

1. Обеспечьте проходимость верхних дыхательных путей. Поверните голову пострадавшего на бок и пальцем удалите из полости рта слизь, кровь, инородные предметы. Проверить носовые ходы пострадавшего; при необходимости очистите их.

2. Запрокиньте голову пострадавшего, удерживая шею одной рукой.

Не меняйте положение головы пострадавшего при травме позвоночника!

3. Зажмите нос пострадавшего большим и указательным пальцем. Глубоко вдохните, плотно прижмитесь губами ко рту пострадавшего. Сделайте выдох в легкие пострадавшего.

Первые 5-10 выдохов должны быть быстрыми (за 20-30 секунд), затем – 12-15 выдохов в минуту.

4. Следите за движением грудной клетки пострадавшего. Если грудь пострадавшего при вдохе воздуха поднимается, значит, вы все делаете правильно.

Очистите верхние дыхательные пути Запрокиньте голову пострадавшего назад Сделайте искусственное дыхание

Непрямой массаж сердца

Если вместе с дыханием отсутствует пульс, необходимо сделать непрямой массаж сердца.

Непрямой (закрытый) массаж сердца или компрессия грудной клетки – это сжатие мышц сердца между грудиной и позвоночником в целях поддержания кровообращения человека при остановке сердца. Относится к элементарным реанимационным мероприятиям.

Внимание! Нельзя проводить закрытый массаж сердца при наличии пульса.

Техника непрямого массажа сердца:

1. Уложите пострадавшего на плоскую твердую поверхность. На кровати и других мягких поверхностях проводить компрессию грудной клетки нельзя.

2. Определите расположение у пострадавшего мечевидного отростка. Мечевидный отросток – это самая короткая и узкая часть грудины, её окончание.

3. Отмерьте 2-4 см вверх от мечевидного отростка – это точка компрессии.

4. Положите основание ладони на точку компрессии. При этом большой палец должен указывать либо на подбородок либо на живот пострадавшего, в зависимости от местоположения лица, осуществляющего реанимацию. Поверх одной руки положите вторую ладонь. Надавливания проводятся строго основанием ладони – ваши пальцы не должны соприкасаться с грудиной пострадавшего.

5. Осуществляйте ритмичные толчки грудной клетки сильно, плавно, строго вертикально, тяжестью верхней половины вашего тела. Частота – 100-110 надавливаний в минуту. При этом грудная клетка должна прогибаться на 3-4 см.

Грудным детям непрямой массаж сердца производится указательным и средним пальцем одной руки. Подросткам – ладонью одной руки.

Если одновременно с закрытым массажем сердца проводится ИВЛ, каждые два вдоха должны чередоваться с 15 надавливаниями на грудную клетку.

Мечевидный отросток Найдите мечевидный отросток Установите ладонь на точку компрессии

Положение рук Осуществляйте ритмичные толчки грудной клетки Непрямой массаж сердца младенцу, подростку, взрослому

Прием Геймлиха

При попадании пищи или инородных тел в трахею, она закупоривается (полностью или частично) – человек задыхается.

Признаки закупоривания дыхательных путей:

  • Отсутствие полноценного дыхания. Если дыхательное горло закупорено не полностью, человек кашляет; если полностью – держится за горло.
  • Неспособность говорить.
  • Посинение кожи лица, набухание сосудов шеи.

Очистку дыхательных путей чаще всего проводят по методу Геймлиха:

1. Встаньте позади пострадавшего.

2. Обхватите его руками, сцепив их в «замок», чуть выше пупка, под реберной дугой.

3. Сильно надавите на живот пострадавшего, резко сгибая руки в локтях.

Не сдавливайте грудь пострадавшего, за исключением беременных женщин, которым надавливания осуществляются в нижнем отделе грудной клетки.

4. Повторите прием несколько раз, пока дыхательные пути не освободятся.

Если пострадавший потерял сознание и упал, положите его на спину, сядьте ему на бедра и обеими руками надавите на реберные дуги.

Для удаления инородных тел из дыхательных путей ребенка, необходимо повернуть его на живот и похлопать ему 2-3 раза между лопатками. Будьте очень осторожны. Даже если малыш быстро откашлялся, обратитесь к врачу для медицинского осмотра.

Обхватите пострадавшего сзади под реберной дугой Сильно надавите на живот пострадавшего Если человек без сознания, сядьте ему на бедра и обеими руками надавите на реберные дуги

Кровотечение

Остановка кровотечения – это меры, направленные на остановку потери крови. При оказании первой помощи речь идет об остановке наружного кровотечения. В зависимости от типа сосуда, выделяют капиллярное, венозное и артериальное кровотечения.

Остановка капиллярного кровотечения осуществляется путем наложения асептической повязки, а также, если ранены руки или ноги, поднятием конечностей выше уровня туловища.

При венозном кровотечении накладывается давящая повязка. Для этого выполняется тампонада раны: на рану накладывается марля, поверх нее укладывается несколько слоев ваты (если нет – чистое полотенце), туго бинтуется. Сдавленные такой повязкой вены быстро тромбируются – кровотечение прекращается.

Если давящая повязка промокает, сильно надавите на нее ладонью.

Чтобы остановить артериальное кровотечение, артерию необходимо пережать.


Техника пережатия артерии: сильно прижмите артерию пальцами или кулаком к подлежащим костным образованиям.

Артерии легко доступны для пальпации, поэтому данный способ весьма эффективен. Однако требует от лица, оказывающего первую помощь, физической силы.

При повреждениях конечностей, лучшим способом остановки кровотечения является жгут.

Техника наложения кровоостанавливающего жгута:

1. Наложите жгут на одежду или мягкую подкладку чуть выше раны.

2. Затяните жгут и проверьте пульсацию сосудов – кровотечение должно прекратиться, а кожа ниже жгута побледнеть.

3. Наложите повязку на рану.

4. Запишите точное время, когда наложен жгут.

Жгут на конечности можно накладывать максимум на 1 час. По его истечении жгут необходимо ослабить на 10-15 минут. При необходимости затянуть вновь, но не более, чем на 20 минут.

Накладывайте жгут через одежду или мягкую подкладку Затяните жгут Забинтуйте рану

Переломы

Перелом – нарушение целости кости. Перелом сопровождается сильной болью, иногда – обмороком или шоком, кровотечением. Различают открытые и закрытые переломы. Первый сопровождается ранением мягких тканей, в ране иногда заметны отломки кости.

Первая помощь при переломе:

2. При наличии кровотечения, остановите его.

3. Определите, возможно ли перемещение пострадавшего до прибытия специалистов.

Не переносите пострадавшего и не меняйте его положения при травмах позвоночника!

4. Обеспечьте неподвижность кости в области перелома – иммобилизация. Для этого необходимо обездвижить суставы, расположенные выше и ниже перелома.

5. Наложите шину. В качестве шины можно использовать плоские палки, доски, линейки, прутья и прочее. Шину необходимо плотно, но не туго, зафиксировать бинтами или пластырем.

При закрытом переломе иммобилизация производится поверх одежды; при открытом нельзя прикладывать шину к местам, где кость выступает наружу.

Наложение шины на предплечье Наложение шины на голень Наложение шины при переломе бедра

Ожоги

Ожог – это повреждение тканей организма под действием высоких температур или химических веществ. Ожоги различаются по степеням, а также типам повреждения. По последнему основанию выделяются:

  • термические (пламя, жидкость, пар, раскаленные предметы);
  • химические (щелочи, кислоты);
  • электрические;
  • лучевые (световое и ионизирующее излучение);
    и комбинированные ожоги.

При ожогах первым делом необходимо устранить действие поражающего фактора (огня, электрического тока, кипятка и т.д.).

Затем, при термических ожогах, пораженный участок следует освободить от одежды (аккуратно, не отдирая, а обрезая вокруг раны прилипшую ткань) и в целях дезинфекции и обезболивания оросить его водоспиртовым раствором (1 к 1) или водкой.

Не используйте масляные мази и жирные кремы – жиры и масла не уменьшают боль, не дезинфицируют ожог и не способствуют заживлению.

После оросите рану холодной водой, наложите стерильную повязку и приложите холод. Кроме того, дайте пострадавшему теплой подсоленной воды.

Обморок

Обморок – это внезапная потеря сознания, обусловленная временным нарушением мозгового кровотока. Иными словами, это сигнал мозга том, что ему не хватает кислорода.

Важно отличать обычный и эпилептический обморок. Первому, как правило, предшествуют тошнота и головокружение.

Предобморочное состояние характеризуется тем, что человек закатывает глаза, покрывается холодным потом, у него слабеет пульс, холодеют конечности.

Типичные ситуации наступления обморока:

  • испуг;
  • волнение;
  • духота и другие.

Если человек упал в обморок, придайте ему удобное горизонтальное положение и обеспечьте приток свежего воздуха (расстегните одежду, ослабьте ремень, откройте окна и двери). Брызните на лицо пострадавшего холодной водой, похлопайте его по щекам. При наличии под рукой аптечки, дайте понюхать ватный тампон, смоченный нашатырным спиртом.

Если сознание не возвращается 3-5 минут, немедленно вызывайте «скорую».

Когда пострадавший придет в себя, дайте ему крепкого чая или кофе.

Утопление и солнечный удар

Утопление – это проникновении воды в легкие и дыхательные пути, которое может привести к смерти.

Первая помощь при утоплении:

Тонущий человек хватается за все, что попадется под руку. Будьте осторожны – подплывайте к нему сзади, держите за волосы или подмышки, держа лицо над поверхностью воды

2. Положите пострадавшего животом на колено, чтобы голова была внизу.

3. Очистите ротовую полость от инородных тел (слизь, рвотные массы, водоросли).

4. Проверьте наличие признаков жизни.

5. При отсутствии пульса и дыхания немедленно приступайте к ИВЛ и непрямому массажу сердца.

6. После восстановления дыхания и сердечной деятельности, положите пострадавшего на бок, укройте его и обеспечивайте комфорт до прибытия медиков.

Извлеките пострадавшего из воды Проведите реанимационные мероприятия Уложите пострадавшего на бок, дождитесь специалистов

В летний период опасность представляют также солнечные удары. Солнечный удар – это расстройство работы головного мозга, вызванное длительным пребыванием на солнце.

Симптомы:

  • головная боль;
  • слабость;
  • шум в ушах;
  • тошнота;
  • рвота.

Если пострадавший по-прежнему остается на солнце, у него поднимается температура, появляется одышка, иногда он даже теряет сознание.

Поэтому, при оказании первой помощи, прежде всего, необходимо перенести пострадавшего в прохладное, проветриваемое место. Затем освободите его от одежды, ослабьте ремень, разуйте. Положите ему на голову и шею холодное мокрое полотенце. Дайте понюхать нашатырный спирт. При необходимости сделайте искусственное дыхание.

При солнечном ударе пострадавшего необходимо обильно поить прохладной, слегка подсоленной водой (пить часто, но маленькими глотками).

Перенесите пострадавшего в тень Освободите его от одежды Сделайте охлаждающие компрессы

Подборка записей