Однако данная статья была написана еще в тот период, когда бюро МСЭ работали еще по-старинке - без использования специализированного программного обеспечения.
В настоящее время - большинство бюро МСЭ на территории РФ - работают с использованием специализированной программы - ЕАВИИАС (Единая Автоматизированная Вертикально Интегрированная Информационно Аналитическая Система).
В связи с этим - при проведении освидетельствования в бюро МСЭ - больным задаются вопросы, ответы на которые необходимы для заполнения соответствующих пунктов данной программы.

В настоящее время - большинство бюро МСЭ на территории РФ - работают с использованием специализированной программы - ЕАВИИАС (Единая Автоматизированная Вертикально Интегрированная Информационно Аналитическая Система).
В связи с этим - при проведении освидетельствования в бюро МСЭ - больным задаются вопросы, ответы на которые необходимы для заполнения соответствующих пунктов данной программы.

Паспортные данные - заполняются по документу, удостоверяющему личность (чаще всего - это паспорт) и особых вопросов к больному при заполнении данного раздела программы - не возникает.

  • семейное положение;
  • количество членов семьи, проживающих совместно с инвалидом;
  • наличие (и количество) в семье инвалидов;
  • наличие (и количество) в семье детей в возрасте до 18 лет;
  • социальный статус больного (программа предлагает выбор всего из 2-х вариантов: "кормилец" и "иждивенец" - этот пункт обычно заполняется без задавания соответствующего вопроса больному и не всегда просто на него однозначно ответить);
  • жилищно-бытовые условия (программа предлагает на выбор несколько вариантов: "отдельная квартира", свой дом (часть дома)", "комната в общежитии", "отсутствие жилья" и т.д.);
  • наличие в жилище стандартных удобств (электричество, канализация, отопление, ванная, газ, телефон, балкон, интернет...);
  • наличие у больного собственной отдельной комнаты;
  • этаж проживания.
  • образовани е (какое учебное заведение и когда закончил, профессия по диплому);
  • начало и конец трудовой деятельности, по каким профессиям работал (обычно эти данные берутся из ксерокопии трудовой книжки, которую надо предоставлять на МСЭ);
  • по какой профессии больной работает в настоящее время (если работает);
  • название организации (учреждения) в которой работает больной;
  • адрес места работы больного;
  • телефон места работы (заполнение данного пункта - часто вызывает затруднения, так как на память больные его обычно не помнят, а в производственной характеристике - он не указывается);
  • особенности выполняемой работы (со слов больного и по данным представленной производственной характеристики);
  • способ перемещения от места жительства к месту работы (общественный транспорт, личный автомобиль, транспорт предприятия, пешком);
  • продолжительность пребывания на больничном листе (за последние 12 мес. - теоретически - эти данные должны быть в Направлении на МСЭ по форме 088/у-06, но не всегда лечащие врачи надлежащим образом ее заполняют - поэтому - желательно - либо проконтролировать заполнение этого пункта в форме 088/у-06, либо - выписать на отдельном листе все больничные листы за последние 12 мес. с указанием диагнозов и дат их выдачи).

Жаловаться тоже надо уметь.

Далее идет раздел жалоб.
Жаловаться тоже надо уметь.
Многие больные, к сожалению, не могут даже внятно изложить свои жалобы.
Фразы типа: «У меня - голова, у меня - спина, у меня - ноги и т.д.»
- ничего, кроме раздражения у экспертов (особенно в условиях дефицита времени) не вызовут.
Голова, спина и ноги - есть у всех.
А предъявлять нужно - именно ЖАЛОБЫ.
То есть - ЧТО, ГДЕ и КАК болит или иначе Вас беспокоит (головные боли - постоянные или периодические, боли в сердце (за грудиной) - постоянные или периодические - как часто (раз в день, раз в неделю, раз в год и т.д.) и когда они возникают (в покое, при ходьбе, после еды, при волнении и т.д.), какие они по характеру (колющие, ноющие, давящие, распирающие, тупые и т.д.), сами они проходят или снимаются таблетками (ингаляторами) - если снимаются лекарствами - то какими именно и (ориентировочно) - через какой промежуток времени, то же относится и к другим приступам (удушья, головокружений, болей в животе, в пояснице, суставе, позвоночнике и т.д.).

Далее - в программе идет раздел анамнеза заболевания.
У первичных больных (которые проходят освидетельствование в бюро МСЭ в первый раз) - обычно уточняются следующие моменты:
1. с какого времени они считают себя больными;
2. как протекало заболевание (очень кратко);
когда были стационарные лечения по основной патологии (к Направлению на МСЭ по форме 088/у-06 надо приложить ксерокопии всех выписок из стационара - в хронологическом порядке (вверху - самые "свежие", ниже - более "старые"), а их подлинники - обязательно взять с собой на МСЭ (их могут потребовать для сверки с ксерокопиями, но после такой сверки - должны вернуть Вам на руки);
3. какое лечение больной получает в настоящее время (какие препараты и в какой дозировке - принимает, какой эффект отмечает от проводимого лечения).

У повторных больных - уточняют сведения по течению заболевания (и его лечению) - за период, истекший с прошлого освидетельствования в бюро МСЭ (то есть - обычно за 1 год - если речь идет о 2-й и 3-й группах инвалидности или за 2 года - если речь идет об инвалидах 1-й группы).

Далее - в программе идут уже разделы, которые заполняются по результатам объективного осмотра больного и на основании представленных на МСЭ документов (без каких-либо вопросов к больному).
Завершающий раздел программы - разработка ИПР (ПРП).
При заполнении данного раздела - к больном могут возникнуть вопросы.
Повторные больные (ранее уже признававшиеся инвалидами) - должны представить на МСЭ старую (разработанную при предыдущем освидетельствовании) ИПР - с соответствующими отметками о выполнении (о получении (или - неполучении) ТСР в ФСС, отметками из ЦЗН (если давались рекомендации по трудоустройству в центр занятости населения) и т.д.
У первичных больных - могут уточнить нуждаемость в обеспечении ТСР (техническими средствами реабилитации).
К примеру - костыли бывают: подмышечные и с подлокотной опорой, ходунки - шагающие или на колесах и т.д. - у больного могут уточнить - какие он предпочитает.

После завершения опроса жалоб и осмотра больного (желательно взять с собой простынь) - его просят подождать за пределами кабинета - пока эксперты обработают полученные данные, введут их в программу, посовещаются и примут конкретное экспертное решение по его случаю.

Срок ожидания может быть различным - в зависимости от многих факторов (сложности конкретного экспертного случая, количества работающих в бюро экспертов, оставшихся после проходящих по всей стране сокращений Службы МСЭ, от их опыта работы в программе ЕАВИИАС (в основном - от того - насколько быстро они умеют печатать) и даже о стабильности работы компьютерной техники (фраза: "компьютер - завис" - вероятно, известна многим и слышать ее доводилось в самых разных учреждениях и организациях - бюро МСЭ в этом плане - не исключение), от стабильности электропитания в бюро МСЭ (при отключении электричества - могут быть большие проблемы и временные задержки).
Большую роль таже играет и количество больных (нагрузка на 1 заседание).
Понятно, что чем больше объем работы и чем меньше работников - тем больше времени потребуется для выполнения этой работы.

При нагрузке на 1 заседание до 18 человек и при работе в 4 врача-эксперта (один из которых - руководитель бюро МСЭ), при работе в программе ЕАВИИАС - ориентировочное время оформления документов после выхода больного из кабинета (после опроса его жалоб и осмотра) - составляет примерно 1,5 часа (но это ТОЛЬКО при условии, что ВСЕ эксперты МСЭ - ОТЛИЧНО владеют навыками работы в программе, справки об инвалидности - не пишутся от руки, а печатаются на принтере и компьютерная техника работает стабильно).
В остальных случаях - это время может существенно увеличиваться.
В общем - в ЛУЧШЕМ случае - 1,5 часа.
Если справки об инвалидности - пишутся от руки то (при соблюдении вышеприведенных условий) - 2 часа.

Решение объявляется больному в устной форме, выдаются: справка об инвалидности, ИПР (ПРП).
В случае непризнания больного инвалидом ему - по его желанию (только если такое желание больной высказал в устной форме) - выдается справка произвольной формы о непризнании его инвалидом и разъясняется порядок обжалования решения бюро МСЭ (как правило, в большинстве первичных бюро МСЭ уже имеются стандартные бланки заявлений о несогласии, которые больной может заполнить для обжалования решения в Главное бюро МСЭ)
.

Все жалобы о неправильном установлении или снятии инвалидности будут рассмотрены и тщательно проверены. Минтруд проведет аудит назначений инвалидности среди детей и пожилых людей, об этом рассказал заместитель министра труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев.

В планах ведомства - в течение ближайших двух лет кардинально улучшить работу бюро МСЭ, сделать сервис более удобным. "Конечно, вряд ли удастся сделать так, что все 100% граждан, прошедших МСЭ, останутся довольны ее результатами, - отметил Лекарев. - Это и понятно, поскольку основной итог, за которым люди обращаются в МСЭ, а именно установление инвалидности, происходит не всегда и не для всех. Но наша задача - сделать работу бюро максимально прозрачной, а саму процедуру - комфортной для клиентов".

Независимая экспертиза поможет сделать работу МСЭ более прозрачной и объективной

Электронный талон

Минтруд России планирует за два года кардинально поменять облик учреждений МСЭ. Сократить ожидание в очередях и улучшить сервис поможет введение электронной записи по примеру того, как уже работают многие банки, налоговые инспекции и клиентские службы Пенсионного фонда.

Аудит решений по детям

В последнее время минтруд получает массу жалоб о неназначении инвалидности или ее снятии с больных детей. Минтруд подготовил приказ, расширивший перечень заболеваний и состояний, дающих основание на присвоение ребенку инвалидности. Что касается уже принятых решений, в министерстве собираются перепроверить все спорные моменты.

"Мы готовим прицельный мониторинг в отношении всех решений МСЭ, принятых в 2015 году, - сообщил Григорий Лекарев. - Речь идет, по сути, о детальном аудите принятых решений по снятиям инвалидностей с детей. Нам предстоит предельно внимательно посмотреть и проанализировать случаи и структуру заболеваемости по тем детям, у которых в прошлом году группа инвалидности была либо снята, либо не установлена при повторном освидетельствовании".

В аудите примут участие все региональные бюро МСЭ России. "Информацию о результатах мониторинга-аудита мы в течение трех месяцев готовы представить журналистам", - добавил замминистра.

Сейчас около 15% направлений врачей на прохождение МСЭ являются необоснованными, и заявители в итоге получают отказ в установлении инвалидности, уточнил Лекарев.

По его словам, практика установления инвалидности очень различается в разных странах. Фактически количество инвалидов по отношению к общей численности населения колеблется от 2 до 25%. Например, в скандинавских странах процент самый высокий - около 20-25%. Это зависит от многих факторов: как в конкретной стране устанавливают критерии и медицинские основания для присвоения инвалидности, привязаны ли к статусу инвалида льготы и денежные выплаты, какие программы помощи реализует государство. В России, например, инвалиды имеют не только государственное денежное пособие и бесплатное обеспечение лекарствами, но и существенные льготы по оплате коммунальных услуг, проезду и так далее. Поэтому снятие инвалидности почти всегда воспринимается людьми крайне болезненно, пояснил чиновник.

В среднем по миру, согласно статистике, количество инвалидов составляет порядка 10% популяции. "Россия в этом плане в тренде, у нас инвалидизация населения порядка 9%", - уточнил Григорий Лекарев.

Независимая экспертиза

Еще одно принципиальное решение: минтруд вместе с минздравом работают над созданием института независимой экспертизы. Пройти ее смогут граждане, оставшиеся неудовлетворенными решением МСЭ и решившие отстаивать свое мнение в суде.

"Пока не могу сказать, каким образом будут работать независимые бюро, кто будет их финансировать. Если сам клиент, то, очевидно, необходимо подумать, как избежать конфликта интересов, - отметил замминистра. - Тем не менее предполагаю, что все-таки это будут коммерческие учреждения". Но не исключен вариант, что такие структуры будут созданыпри благотворительных фондах.

Задача ставится так: нужна независимая инстанция, которая обладала бы такими же компетенциями, как МСЭ. "Это должны быть не просто медики, которые, к сожалению, не всегда хорошо знакомы с нормативным регулированием проведения медико-социальной экспертизы. Это должны быть специально подготовленные люди", - сказал Лекарев. "Институт независимой экспертизы будет отрезвляющим звеном для всей системы МСЭ", - добавил замминистра.

Инвалиды дадут оценку

Еще одно нововведение, которое должно улучшить качество сервиса и лояльность МСЭ по отношению к клиентам: в этом году минтруд начнет проводить опросы инвалидов на выходе из учреждений МСЭ. "Это своего рода exit-pools, мы хотим проводить их вместе с общественными организациями. Проведем опрос по определенным критериям: прием, объявление, результаты, разъяснения, наличие информации на стендах, чтобы люди могли реально оценить работу учреждений", - сказал Лекарев.

Справка "РГ"

Число инвалидов в России за последние два года сократилось на 270 тысяч человек - с 12,69 млн в 2013 году до 12,42 млн в 2015 году. Сами пациенты и правозащитники связывают это, в частности, с тем, что после вступления в силу в 2014 году новых правил установления инвалидности учреждения МСЭ стали чаще отказывать больным. Общественники полагают, что причина в экономии бюджетных средств, ведь при снятии инвалидности человек лишается права на бесплатные лекарства и льготы. Григорий Лекарев заверил, что никаких "подводных камней" нет и негласных распоряжений и установок по ужесточению принятия решений тоже не существует. Напомним, вице-премьер Ольга Голодец предложила Совету при правительстве РФ по вопросам попечительства в соцсфере провести проверку по обращениям инвалидов. Аудит минтруда - первый шаг в этом направлении.

Папа останется дома

Инициатива

Отсрочку от службы в армии смогут получить отцы детей-инвалидов до достижения ребенком возраста 10 лет.

Сейчас такая отсрочка законодательством предусмотрена, но действует она только до момента, пока ребенку не исполнится три года. Такой порядок не обеспечивает нормальные условия для лечения и реабилитации детей-инвалидов, особенно если молодая семья живет вдали от родственников и не имеет материальной поддержки, считает автор инициативы, член Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов сопредседатель Всероссийского общества инвалидов Александр Ломакин-Румянцев. По его словам, многие семьи с такими детьми после ухода отца на службу остаются практически без средств к существованию.

Законопроект, если он будет принят, позволит получить отсрочку молодым людям призывного возраста, имеющим ребенка-инвалида в возрасте до 10 лет в том случае, если призывник является единственным кормильцем в семье.

Сердечно-сосудистая система у инвалидов менее подвижна, чем у здорового человека, поэтому тесты должны быть просты­ми и одинаковыми для всех инвалидов, занимающихся кон­кретным видом спорта. Врачебный контроль должен быть более тщательным, постоянным и комплексным.

Тесты для волейболистов-ампутантов

1. И.п. - лежа на спине. В течение 1 мин максимальное
количество раз лечь-сесть. Пульс подсчитывается до и после
пробы. Определяется время восстановления.

2. И.п. - сидя на полу. На кистях рук сделать угол и как
можно дольше его удерживать.

3. И.п. - спиной к гимнастической стенке. Подтянувшись
на руках, сделать угол и как можно дольше его удерживать.

4. Бег на тредмилле (в протезе) 3 мин. До и после бега -
оценка работы сердечно-сосудистой системы.

6. Проплыть в бассейне 3 отрезка по 50 м с интервалом в
3 мин. Фиксируется время заплыва и восстановления ЧСС.

7. Имитация плавания на тренажере в течение 1 мин. По 20-
секундным отрезкам фиксируют количество гребков и ЧСС.

Тесты для футболистов

1. Упражнения с мячом на координацию. Положить на пол в
одну линию 3 мяча и выполнять прыжки на двух ногах через
мячи с поворотом (на время).

2. Ведение мяча 5-10 м с последующим ударом по нему с
попаданием в цель (ворота или щит).

3. Проба Ромберга на время.

4. Теппинг-тест.

Тестирование незрячих

1.Бег 3 мин на тредмилле. До и после нагрузки определяют­
ся ЧСС и время ее восстановления.

2.Велоэргометрическая нагрузка в течение 5 мин. До и пос­
ле - подсчет ЧСС и определение времени восстановления.

3.Для пловцов - тестирование на тренажере Мартенса-Хют­
теля в течение 1 мин. Каждые 20 с фиксируется число гребков.
До и после подсчитывают пульс и определяют время его восста­
новления.

Ампутация конечностей

При ампутациях конечностей у инвалида наступает период длительных перестроек, связанных с приспособлением организ­ма к новым условиям существования. Приспособительные реак­ции индивидуальны, они зависят от характера произведенной операции, возраста, пола индивида, его физической подготов­ленности, качества протеза (его конструкции), психологическо­го статуса человека и т.д.



Следует заметить, что степень компенсации во многом пред­определяется состоянием культи. Более полное восстановление трудоспособности достигается в том случае, когда протез ис­пользуется на безболезненной, сильной культе, не имеющей ог­раничения движений в суставах.

Нормальная подвижность в суставах - необходимое условие для успешного развития компенсаторных приспособлений послеампутации конечностей. Ограничение движений в каком-либо суставе всегда нарушает функцию конечности, а при ампутации еще более усугубляет состояние инвалида.

Одной из причин образования послеоперационных контрак­тур являются боль, привычное положение конечности, образо­вание рубцов (рубца) на культе, а также нарушение равновесия во время ходьбы.

После ампутации верхней конечности наблюдается измене­ние осанки: смещения надплечья вверх-вперед и так называе­мые крыловидные лопатки. Смещение надплечья выражено на стороне более высокого усечения конечности или на стороне ме­нее функционирующей культи. Кроме того, отмечается атрофия мышц культи, надплечья и у многих - ограничение движений в плечевом суставе.

В основе изменений осанки лежат анатомо-физиологические, динамические факторы и рефлекторные сокращения мышц. По­этому главными в реабилитации инвалидов являются средства физической культуры, гидрокинезотерапия, массаж, криомассаж, тренировки на тренажерах, плавание в бассейне в специальных лопаточках (при ампутации верхней конечности) и со специаль­ными резиновыми кругами (при ампутации нижней конечности).

Необходимы корригирующие упражнения, направленные на профилактику расстройств осанки, - плавание способом брасс, выполнение упражнений в бассейне с резиновыми амортизато­рами, тренировки в зале на тренажерах (включая только сим­метричные упражнения для конечностей).

Если нарушения осанки прогрессируют, то появляется ис­кривление позвоночника. После ампутации одной конечности происходит значительное нарушение условий статики тела, ко­торое утрачивает опору на одну из сторон. Центр тяжести тела перемещается в сторону сохранившейся конечности, что вызы­вает изменения в напряжении нервно-мышечного аппарата, не­обходимые для сохранения равновесия. Вследствие утраты опо­ры и нарушения мышечного равновесия происходит наклон таза в сторону, где опоры нет.

После применения протеза наклон таза все же сохраняется, так как протез принято делать короче здоровой конечности для облегчения пользования им. В этой связи происходит наклон позвоночника в пояснично-крестцовом отделе. При этом обычно наблюдается асимметрия плечевого пояса на уровне расположе­ния надплечий и лопаток.

В этом случае мышцы туловища находятся в разных услови­ях, так как на одной стороне они растянуты, а на другой - сокращены, укорочены.

Для нормализации функционального состояния мышц спи­ны показаны сегментарно-рефлекторный, вибрационный массаж, гидрокинезотерапия, тренировки на тренажерах, корригирую­щая гимнастика.

Если имеется сгибательная контрактура тазобедренного сус­тава, особенно часто наблюдаемая после ампутации в пределах средней (особенно верхней) трети бедра, происходит еще боль­шее расстройство осанки, вызывающее болевые ощущения в по­ясничной области, что затрудняет и ограничивает пользование протезами.

При ампутации нижней конечности необходимо тренировать опорную функцию культи, включая упражнения для развития равновесия.


Рис. . Обучение ходьбе на постоянных протезах

Разумеется, что развитие компенсаторной приспособляемос­ти при плохом сохранении (стоянии) тела в равновесии весьма затруднено и ограничено. Без соответствующей тренировки пе­редвижение на протезах

невозможно.

При обучении ходьбе на протезах всегда необходимы упражнения в равновесии.

Большое значение имеют упражнения на развитие гибкости (подвижности) позвоночника, суставов, развитие мышечно-суставного чувства. Двигательный навык представляет собой коор­динированный акт, в котором проприоцептивные импульсы име­ют исключительно важное значение. Поскольку инвалид пользу­ется протезом, то тренировка мышечно-суставной чувствитель­ности, силы, выносливости и координации движений имеет боль­шое практическое значение.

Применяя средства физкультуры, следует помнить, что раз­ные группы мышц значительно различаются по выносливости. У инвалидов, занимающихся спортом, имеет место хроническая перегрузка здоровой конечности, в частности, мышц стопы и голени. Появление плоскостопия у ампутантов рассматривается как функциональная недостаточность стопы. Следует включать тейпирование стопы и курсовое лечение плоскостопия (электро­стимуляцию мышц стопы, ЛФК, массаж конечности и т.д.).

Профилактика контрактур особенно важна для инвалидов, занимающихся спортом. Послеоперационные контрактуры можно устранить, если в разминку постоянно включать специальные упражнения для суставов, культи и мышц тазового дна, спины, живота и др., а также криомассаж.

После тренировки необходим релаксационный массаж спи­ны, ягодиц, бедер и живота в течение 5-10 мин, упражнения на растягивание соединительнотканных образований и криомассаж наиболее спазмированных мышц.

У инвалидов-ампутантов резко выражена атрофия мышц ампутированной конечности, которая ведет к тому, что культя в протезе «болтается». Это приводит к возникновению потертости культи, ушибам суставов, наминам.

Наблюдения показывают, что тренировки не увеличивают в объеме мышцы ампутированной конечности, увеличивается лишь амплитуда подвижности в суставе (суставах) и сила мышц. Можно увеличить тонус мышц и спустя определенное время произвести замену протеза, иначе будут возникать потертости, намины куль­ти, воспаления, лимфангиты и другие осложнения.

Футболисты, ампутанты на костылях и волейболисты-ампутанты. У футболистов-ампутантов от пользования костылями происходит сдавление подмышечных сосудов, нервов и не­редко возникают невриты.

Реабилитация. После тренировки - массаж спины, рук и ноги, гидромассаж, гидрокинезотерапия и др. Места потертос­тей смазать 10% -м водным раствором мумиё. Необходима также электростимуляция ягодичных мышц для профилактики контрактур и атрофии мышц.

    Езда на кресле-коляске – для определения длительности и темпа передвижений;

    Ходьба на костылях или протезах по ровной местности (50м) при односторонней ампутации;

    Степ-тест и ходьба по лестнице, бег на тредмиле 3 мин; велоэргометрия и ручная эргометрия – 5 мин;

    Ведение мяча 5-10м, упражнения с мячом на координацию;

    Проплыть 3 отрезка по 50 м с интервалом в 3 мин и т.д.

Коррекция вегетативных расстройств: аэробная тренировка, ходьба, плавание, лыжи, вестибулярная тренировка, закаливание;

Улучшение зрения : упражнения для шейного отдела позвоночника, упражнения для мышц глаза, упражнения для пальцев рук, подвижные и спортивные игры с мячом,

Для увеличения выносливости: дыхательная гимнастика, аэробные упражнения, упражнения на велотренажере, аэробика, ближний туризм;

Нормализация обмена веществ: фитнесс, аэробика, элементы гимнастики, плавание, гребля, лыжи, велосипедный спорт, подвижные и спортивные игры;

Ликвидация контрактур и мышечных гипотрофий : стретчинг, упражнения с увеличением амплитуды движений, выявление и ликвидация патологических компенсаций, аквааэробика, плавание;

Профилактика и ликвидация остеопороза: плавание, аквааэробика.

Тема занятия методы исследования, применяемые в спортивной медицине. Оценка функционального состояния организма спортсмена

Цель занятия : Изучить основные методы исследования функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и вегетативной нервной системы и типы реакций организма на физическую нагрузку.

Мотивация темы занятия: На любое воздействие организм отвечает цепью биологических реакций, которые могут быть как физиологическими, так и патологическими. Знание врачом изменений происходящих в организме под воздействием физических нагрузок, необходимо дляправильной оценки функционального состояния лиц, занимающихся физкультурой и спортом.

Основные вопросы по теме занятия :

1.Классификация функциональных проб.

2.Функциональные пробы для исследования состояния сердечно-сосудистой системы (проба Мартине-Кушелевского, проба Руффье).

3. Функциональные пробы, применяемые для оценки состояния сердечно-сосудистой системы спортсмена (проба Летунова).

4. Пробы для оценки функционального состояния дыхательной системы.

5. Правила проведения и оценка пробы Серкина и Розенталя.

6. Функциональные пробы для оценки состояния вегетативной нервной системы.

7. Медицинские группы, их характеристика и правила определения.

Практические навыки :

    провести и оценить пробу Мартине-Кушелевского;

    провести пробу Руффье;

    провести и оценить пробы Штанге и Генчи;

    Провести и оценить пробы Серкина и Розенталя;

    провести глазо-сердечную пробу и оценить результаты.

    провести ортостатическую пробу и оценить результаты.

Задание на следующее занятие:

    Тесты с физической нагрузкой.

    Спортивная фармакология.

Литература (основная ):

1.Епифанов В.А. Спортивная медицина. М., - ГЭОТАР-Медиа, 2006.

Литература (дополнительная ):

1.Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности.- М.: Советский спорт, 2006.

2.Макарова Г.А. Спортивная медицина. М., Советский спорт, 2006.

1. Реабилитация - это:

1) комплекс медицинских мероприятий, направленных на восстановление социального статуса больных;

2) система медицинских, социальных, психологических, педагогических, профессиональных и др. мероприятий;

3) деятельность коллектива медицинских, социальных работников и педагогов.

4) комплекс социально-психологических мероприятий, направленных на восстановление социального статуса

Правильный ответ: 2

2. Реабилитация направлена:

1) на борьбу с факторами риска;

2) на предупреждение возникновения заболеваний;

3) на возвращение (реинтеграцию) больных и инвалидов в общество, восстановление их трудоспособности;

4) на возвращение к профессии;

Правильный ответ:3

3. Назовите аспекты, на которых базируется реабилитация:

1) медицинский,социальный, психологический, профессиональный

2) физический,психический,социально-экономический;

3) профессиональный,социальный, психологический;

4) экономический, юридический, социальный

Правильный ответ: 1

4. Перечислите общие правила проведения реабилитационных мероприятий:

1) раннее начало и непрерывность;индивидуальный подход;комплексный характер, проведение в коллевтиве

2) комплексность и непрерывность;

3) проведение в коллективе;

4) эффективность

Правильный ответ: 1

5. Назовите этапы медицинской реабилитации:

1) превентивный;поликлинический;стационарный,санаторно-курортный, метаболический;

2) поликлинический,санаторно-курортный,метаболический

3) превентивный;поликлинический;стационарный,метаболический

4) превентивный;поликлинический,санаторно-курортный,метаболический

Правильный ответ: 1

1) мед.работники;психологи;специалисты по социальной работе;экономисты;

2) педагоги,социальные работники;

3) психологи,юристы, социологи

4) врачи, юристы, экономисты.

Правильный ответ: 1

7. Задачей реабилитации на стационарном этапе восстановительного лечения является:

1) спасение жизни больного;предупреждение осложнений;

2) психологическая адаптация;

3) активная трудовая реабилитация;

4) восстановление социального статуса больного.

Правильный ответ:1

8. Задачи реабилитации на поликлиническом этапе:

1) борьба с факторами риска;

2) ликвидация остаточных явлений болезни;восстановление функциональной активности организма;

3) проведение комплекса физиотерапевтических мероприятий;

4) лекарственное обеспечение.

Правильный ответ: 2

9. Задачи восстановительного лечения на санаторно-курортном этапе:

1) спасение жизни больного;


2) борьба с факторами риска возникновения заболевания;

3) трудовая адаптация больного в коллективе.

4) профилактика рецидивов болезни.

Правильный ответ: 4

10. Методы, используемые на метаболическом этапе реабилитации включают:

1) длительную диетическую коррекцию, ЛФК

2) применение патогенетической терапии;

3) применение этиотропной терапии;

4) использование симптоматической терапии.

Правильный ответ: 1

11. Какие учреждения входят в систему медицинской реабилитации:

1) центры социальной защиты;

2) реабилитационные отделения ЦСО

3) служба занятости населения;

4) отделения восстановительного лечения стационаров и поликлиник.

Правильный ответ: 4

12. Инвалидность - это:

1) стойкая и длительная утрата трудоспособности;

2) ограничения жизнедеятельности, приводящие к необходимости социальной защиты;

3) состояние ограниченной функциональной активности организма;

4) потребность в медико-социальной помощи.

Правильный ответ: 2

13. Выберите правильные определения понятия инвалидность:

1) состояние полного физического, душевного и социального благополучия;

2) физическое, душевное и социальное неблагополучие;

3) социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функции организма;

4) стойкая и длительная утрата трудоспособности;

Правильный ответ: 3

14. Инвалид - это:

1) лицо с незначительными нарушениями здоровья;

2) лицо, имеющее нарушения здоровья со стойким расстройством функции организма;

3) лицо с нарушениями функций опорно-двигательной системы

4) лицо в состоянии ограниченной функциональной активности организма

Правильный ответ: 2

15. Понятие входящее в классификацию основных категорий жизнедеятельности:

1) способность к сохранению здоровья;

2) способность к обучению в общеобразовательных учреждениях;

3) способность к воспроизводству;

4) способность к ориентации.

Правильный ответ: 4

16. Сколько степеней входят в классификацию нарушений функций организма по степени выраженности:

Правильный ответ: 3

17. Критерии служащие для определения I группы инвалидности:

1) способность к самообслуживанию II степени;

2) способность к передвижению и ориентации III степени;

4) способность к занятиям легкими видами спорта.

Правильный ответ: 2

18. Критерии служащие для определения II группы инвалидности:

1) способность к самообслуживанию и ориентации II степени;

2) способность к обучению в общих учебных заведениях;

3) способность к ориентации I степени;

4) способность к общению I степени.

Правильный ответ: 1

19. Критерии для определения III группы инвалидности:

1) способность к передвижению и обучению I степени;

2) способность к обучению II степени;

3) способность к общению III степени.

Правильный ответ: 1

20. Обязанности возлагающиеся на государственную службу медико-социальной экспертизы:

1) лечение и реабилитация инвалидов;

2) определение группы инвалидности, ее причины и сроков;

3) оказание медико-социальной помощи инвалидам;

4) социальная защита инвалидов.

Правильный ответ: 2

21. Государственный орган занимающийся реабилитацией инвалидов в масштабе государства:

1) Правительство РФ;

3) Государственная служба реабилитации инвалидов;

4) агентство социальной защиты населения

Правильный ответ: 3

22. Что относится к основным причинам роста инвалидности с детства:

1) научно - технический прогресс;

2) неблагоприятные условия труда женщины;

3) снижение рождаемости и рост хронической заболеваемости;

4) рост младенческой смертности.

Правильный ответ: 3

23. Выберите из перечисленных методов средства реабилитации:

1) психологическая коррекция и методы физической терапии;

2) клубные формы работы;

3) спортивные мероприятия;

4) интенсификация образовательной деятельности.

Правильный ответ: 1

24. Основными задачами, стоящими перед санаторно-курортными учреждениями являются:

1) всеобщий охват населения;

2) медицинское обслуживание хронических больных;

3) медицинское обслуживание острых больных;

4) диагностические мероприятия.

Правильный ответ: 2

3. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

Задача № 1.

В отделении медицинской профилактики поликлиники общее число профилактических посещений составило 104878; посещения с целью формирования паспорта здоровья при дополнительной диспансеризации – 3250; посещения с целью проведения скрининг осмотра с измерением АД – 1340; посещения с целью индивидуальных профилактических консультаций – 2800; посещения с целью групповых профилактических консультаций – 120.

1. Дайте определение первичной профилактики.

2. Что такое вторичная профилактика.

3. Определите удельный вес профилактических посещений.

4. Определите удельный вес посещений с целью формирования паспорта здоровья.

5. Определите удельный вес посещений с целью групповых профилактических консультаций.

Эталон ответа:

1. Первичная профилактика - это комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, общих для всего населения отдельных региональных, социальных, возрастных, профессиональных и иных групп и индивидуумов.

2. Вторичная профилактика – это комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний, ограничений жизнедеятельности, вызывающих дездаптацию больных в обществе, снижение трудоспособности, в том числе инвалидизацию и преждевременную смертность.

3. (2800+120)/104878*100= 2,78 %.

4. 3250/104878*100=3,09 %.

5. 120/104878/*100= 0,11 %.

Задача № 2.

Деятельность городской поликлиники по профилактической работе представлена следующим образом:

Общее число профилактических посещений – 283455;

Посещения с целью медицинских осмотров – 15300;

Посещения с целью диспансеризации – 10200;

Посещения с целью вакцинирования – 5800.

1. Что включает в себя первичная профилактика.

2. Что такое диспансеризация населения.

3. Определите удельный вес посещений с целью медицинских осмотров.

4. Определите удельный вес с целью диспансеризации.

5. Определите удельный вес посещений с целью вакцинирования.

Эталон ответа:

1. Первичная профилактика включает в себя различные компоненты: принятие мер по снижению влияния вредных факторов на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха, уровня психосоциального стресса и других факторов, влияющих на качество жизни), проведение экологического и санитарно-гигиенического скрининга; формирование здорового образа жизни; меры по предупреждению развития соматических и психических заболеваний и травм, в том числе профессионально обусловленных, несчастных случаев, дорожно-транспортного травматизма, инвалидизации, а также смертности.

2. Диспансеризация – это метод активного динамического наблюдения за состоянием здоровья всех групп населения как здоровых, так и больных; широкое проведение комплексов социальных, санитарно-гигиенических, профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий. Диспансеризация здорового населения имеет своей целью сохранить здоровье и обеспечить надлежащее физическое и умственное развитие, оградить его от болезней и инвалидности. Диспансеризация больных обеспечивает раннее выявление заболеваний, систематическое и активное наблюдение за больными, оказание им всесторонней лечебной помощи, планомерное оздоровление их и окружающей среды, преследуя конечную цель – снижение заболеваемости, инвалидности и сохранение трудоспособности.

1. 15300/283455*100=5,3%

2. 10200/283455*100=3,5%

3. 5800/283455*100=2,04%

Используя классические схемы этапов реабилитации представить данные схемы при различных клинических ситуациях.