Верховный бог, владыка богов и людей; сын титанов Кроноса и Реи, отсюда одно из его имен - Кронид. Низвергнув господство Крона и богов старшего поколения - титанов , Зевс уступил власть над морем и подземным царством своим братьям Посейдону и Аиду. Себе Зевс оставил верховную власть над миром и управление всеми небесными явлениями, прежде всего громом и молнией, отсюда его эпитеты Зевс-Громовержец, Зевс-Тучегонитель.

Я. Йорданс. Детство Зевса

Зевса почитали как хранителя общественного порядка и семьи; ему приписывали установление законов и обычаев. Постоянным местопребыванием Зевса считался Олимп, отсюда эпитет Зевс-Олимпиец. Атрибутами Зевса были эгида, скипетр, иногда орел. Как даритель победы в войнах и в состязаниях Зевс изображался с богиней победы Нике (римская Виктория) в руке. Зевс считался отцом младшего поколения олимпийских богов: Аполлона, Артемиды, Ареса, Афины, Афродиты, Гермеса, Гефеста, Диониса, Гебы, Ириды, Персефоны, а также муз, харит и ряда героев: Геракла, Персея. От Зевса вели свое происхождение знатные роды Древней Греции. Важнейшими местами культа Знвса были Додона (Эпир) и Олимпия (Элида), где устраивались в честь Зевса Олимпийские игры. Отдельные эпизоды мифов о Зевсе приведены в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, в «Теогонии» Гесиода, «Мифологической библиотеке» Аполлодора. В древнеримской мифологии Зевсу соответствовал Юпитер.

Изначально в каждой области Греции почиталось особое божество, ведающее небесными явлениями - громом и молнией. Когда сложилась общегреческая культура, местные боги слились в образ 3евса, который ведал сменой времен года, посылал попутный ветер и даровал ясные дни. Когда он потрясал эгидой, налетали бури и дожди. Иногда Зевс отождествляется с судьбой, иногда сам был подвластен мойрам - богиням судьбы. Зевс возвещал предначертания судьбы посредством сновидений, молнии и грома, с помощью полета птиц и шелеста листьев священных деревьев. Он дал людям законы, учредил государственную власть, покровительствовал народным собраниям. 3евс оберегал семью и дом, следил за выполнением обычаев и обрядов.

Главным святилищем 3евса была Олимпия в Элиде, где находился храм 3евса и в его честь проводились Олимпийские игры. Согласно основному варианту мифа, 3евс был спасен матерью от Крона, проглатывавшего своих детей, и укрыт ею в надежном убежище. Когда 3евс вырос и возмужал, он восстал против отца и низверг его господство над миром. 3евс заставил Крона изрыгнуть проглоченных детей - своих братьев и сестер.
Низвергнув титанов в Тартар, 3евс разделил с братьями Посейдоном и Аидом господство над миром. Женой 3евса стала Гера, родившая ему Ареса, Гебу и, по некоторым вариантам, Гефеста. Кроме того, у 3евса было много детей от других богинь: от Леты - Аполлон и Артемида, от Деметры - Персефона, от Майи - Гермес, от Дионы - Афродита, от Фемиды - Оры и Мойры, от Евриномы - Хариты. Имел Зевс детей и от смертных женщин: Семела родила от 3евса Диониса, Алкмена - Геракла, Леда - Елену и Полидевка, Даная - Персея. В Додоне 3евса почитали богом плодородия, владыкой эфира, открывавшим свою волю шелестом листьев священного дуба. Женой 3евса здесь считалась Диона.

На Крите 3евс почитался богом тайных сил природы. Критяне считали, что 3евс был рожден Реей втайне от Крона именно на Крите. Рейя скрывала Зевса на Крите, нимфы Адрастея и Ида вскармливали его молоком козы Амалфеи. На Крите показывали могилу 3евса, его чтили в оргиях как умирающего и воскресающего бога растительности. В Риме культ 3евс слился с культом Юпитера. В античном искусстве 3евс изображали в виде всемогущего властителя, восседающим на троне со скипетром и Никой в руках, с орлом возле трона.

А юные полубоги-куреты охраняли его, ударяя копьями о щиты, чтобы не услышал Кронос, когда плакал младенец.

Когда Зевс вырос и возмужал, он с помощью Метиды напоил Кроноса зельем, и могучий Крон изрыгнул своих детей, а также и камень, который Зевс оставил вблизи Парнаса как символ благодетельного обмана.
Затем Зевс начал борьбу с отцом и титанами, титаномахию, продолжавшуюся десять лет. Ему помогали гекатонхейры («сторукие») и киклопы , которые выковали Зевсу гром, молнию и перун. Но на этом борьба не закончилась. Гея, богиня Земли, насылает на Зевса других своих детей, гигантов, и чудовищного Тифона . Началась гигантомахия , в которой также победил громовержец.
После победы он поделил власть между собой и братьями, ему самому достается небо, Посейдону - море, Аиду -подземное царство; затем он поселяется на горе Олимп вместе со своими родственниками, третьей женой, но первой по значению - Герой и детьми. На земле также воцаряется относительный порядок, расцветают ремесла, торговля, науки и искусства, которым покровительствует он сам или его дети Аполлон , Афина , музы .
На Олимпе не бывает ни дождя, - ни снега, ни бурь. Высоко над Олимпом раскинулось голубое бесконечное небо, сияет золотой свет, здесь - постоянное лето. Это ниже, на земле, чередуются времена года, счастье и радость сменяют горе и болезни. На Олимпе все по-другому. Иногда олимпийцы ссорятся, изменяют друг другу, они тоже знают печали, но чаще всего здесь царит олимпийское спокойствие. Боги часто пируют в золотых чертогах, их пища - амброзия и нектар, на пирах решаются дела мира, определяется судьба людей. Но и судьба богов не всегда в их собственных руках. Иногда Зевс подвластен Мойре .
Зевс - отец не только многих богов: Аполлона , Афины , Артемиды , Диониса , Персефоны , но и многих героев: Геракла , Персея , Диоскуров и др. Главным святилищем Зевса была Олимпия, здесь находился знаменитый храм и совершались в честь Зевса Олимпийские игры. Гомер посвятил Зевсу небольшой гимн: Зевс, меж богов величайший и лучший, к тебе моя песня!
Громораскатный, владыка державный, судья возлагатель,
Любишь вести ты беседы с Фемидой, согбенно сидящей.
Милостив будь, громозвучный Кронид, - многославный великий!

Так же Зевс имеет имя Дий, глава олимпийской семьи богов. Зевс - исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает «светлое небо» (ср. индоевропейское deiuo - «дневное сияющее небо», др.-инд. deva - «бог», dyaus - «небо» (Дьяус), греч. «Зевс, бог ясного неба», лат. deus - «бог», dies - «день»; др.-инд. Dyaus pitar, др.-греч. - лат. Jup(p)iter, Diespiter). В античности этимология слова «З.» связывалась с корнями греч. слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что всё существует». З. - сын Кроноса (отсюда имена З. Кронид, Кронион) и Реи (Неs. Theog. 457), он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Отец З., боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рождённого Реей ребёнка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося З. завёрнутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта (453-491). Согласно другому варианту, Рея родила З. в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи (Apollod. I 1, 5-7). Именно на Крите сохранились древнейшие фетишистские символы почитания З. Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила. Изображение этого двойного топора встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся зооморфным воплощением З. (в образе быка З. похитил Европу). Главным местопребыванием З. Лабриса, или З. Лабрандского, считался лабиринт (ср. этимологическое родство названий лабрис - лабиринт); чудовищный миксантропический Минотавр - обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей З. Критского. Образ архаического З. сближается с Загреем, который впоследствии мыслился как сын З.
В системе мифов о З. Олимпийском пребывание его на Крите является одним из архаических рудиментов и обычно связано с мотивом тайного воспитания младенца З. В Дельфах же почитался архаический фетиш омфал («пуп земли») - камень, проглоченный Кроном, или камень как пуп младенца З. (Paus. X 16, 3; Strab. IX 3, 6). Омфал был поставлен З. в Пифоне под Парнасом как памятник на диво всем смертным (Неs. Theog. 497-500).
Возмужавший З. вывел своих братьев и сестёр из утробы Крона (493- 496, 501 след.), напоив его по совету Метиды зельем (Apollod. I 2, 1). За это они отдали во владение З. громы и молнии (Неs. Theog. 504 след.). Затем З. начал борьбу за власть с Кроном и другими титанами. В титаномахии, продолжавшейся десять лет, З. помогали сторукие; киклопы выковали ему гром, молнию и перун. Побеждённые титаны были низвергнуты в Тартар (Неs. Theog. 674-735; Apollod. I 2, 1).
Три брата З., Посейдон и Аид разделили власть между собой. З. досталось господство на небе, Посейдону - море, Аиду - царство мёртвых (Apollod. I 2, 1). В древнейшие времена З. совмещал функции жизни и смерти. Он владычествовал над землёй и под нею, вершил суд над мёртвыми (Aeschyl. Suppl. 231). Отсюда один из эпитетов З. - Хтоний («подземный») (Неs. Орр. 465; Hom. II. IX 457). З. Хтония почитали в Коринфе (Paus. II 2, 8). Однако позднее З. стал олицетворять только светлую сторону бытия. В период патриархата З. локализуется на горе Олимп и именуется Олимпийским (или Фессалийским).
Утверждение З. происходит с большим трудом. Против З. восстаёт Гея и насылает на него своё порождение - Тифона, но З. побеждает это дикое тератоморфное существо огненными молниями. По одному из вариантов (Hes. Theog. 820-868), З. забросил Тифона в Тартар, по другому - навалил на него Этну (Aeschyl. Prom. 351-372). Но борьба с хтоническими чудовищами продолжалась. Гея породила новых детей - гигантов и разразилась гигантомахия. По Аполлодору, гигантомахия произошла раньше тифонии, так что Тифон мыслится ещё более ужасным чудовищем, чем гиганты (Apollod. I 6, 1-3).
Борьба З. и олимпийцев с миром чудовищ приводит к ещё одной смене поколений богов (до этого Урана сверг Крон, а теперь Крона - З.). Т. н. орфическая теогония считала древнейшими владыками мира, бывшими ещё до Крона и Реи, Эвриному и Офиона - по всей очевидности, змеевидных существ, владевших Олимпом, тоже уступивших насилию и низринутых в глубь океана (Apoll. Rhod. I 496-511, ср. Эвринома на дне океана спасает Гефеста, сброшенного с Олимпа). Но самому З. тоже угрожает потеря власти от сына. З. приходится бороться за власть даже со своими ближайшими родственниками, против него восстают Гера, Посейдон и Афина Паллада (по другой версии, Аполлон), но ему оказывает помощь Фетида (дочь Нерея, сестра свергнутой владычицы Олимпа Эвриномы), призвав на Олимп сторуких, которые устрашают заговорщиков (Hom. II. I 396-406). 3. - новое олимпийское божество обращается за помощью к чудовищам, рождённым Землёй, и борется с такими же порождениями Земли. Олимпийский З. считается отцом богов и людей, но его власть над олимпийской семьёй не очень тверда, а веления судьбы ему часто неведомы, и он узнаёт их, взвешивая на золотых (м. б. небесных, солнечных) весах судьбы героев (XXII 209-214). Именно по совету Геи - земли и Урана - неба З. проглатывает свою первую супругу Метиду, чтобы избежать рождения от неё сына, который будет сильнее отца (Hes. Theog. 889-900). Фемида, дочь Геи, открывает З. тайну, известную и Прометею (Aeschyl. Prom. 167-177), что такой же сын родится от Фетиды (Apoll. Rhod. IV 791-804). Отказавшись от брака с Фетидой и выдав её за героя Пелея (IV 805-809), З. способствовал возникновению Троянской войны, исполняя просьбу матери Земли (Hom. Il. I 5, ср. XIX 273 след.). Вторая супруга З. - богиня справедливости Фемида. Их дочери горы сообщают жизни богов и людей размеренность и порядок, а мойры, богини судьбы, от которой сам З. уже не зависит, как бы продолжают его волю. Управляемый З. мир олимпийцев заметно меняется. Хариты, дочери З. от Эвриномы, вносят в жизнь радость, веселье, изящество. Деметра как супруга З. - уже не порождающая чудовищ земля, а богиня обработанных полей. Даже Аид похищает Персефону, дочь З., с его дозволения. Мнемосина, богиня памяти, рождает З. девять муз (т. о., З. становится источником вдохновения, наук и искусств). От Лето у З. - Аполлон и Артемида. Третья по счёту, но первая по значению жена Гера - богиня законного супружества и покровительница брачных законов (Hes. Theog. 901-923). Так 3. постепенно преобразует мир, порождая богов, вносящих в этот мир закон, порядок, науки, искусства, нормы морали и пр. Однако во многих мифах заметны древние доолимпийские связи З. Он вступает в брак с музой Каллиопой, рождающей экстатических корибантов (Strab. X 3, 19), демонических служителей хтонической Великой матери Кибелы, охранявших младенца З. на Крите. З. всё ещё пользуется своим древнейшим орудием - громами и молниями, грубой силой подавляя сопротивление или наказывая. У Гомера он «громовержец», «высокогремящий», «тучегонитель», насылатель ветров, дождей и ливней (Hom. II. I 354; IV 30; V 672; XIV 54; XVI 297-300), о зевсовых ливнях упоминает Гесиод (Hes. Opp. 626), 3. «дождит», по выражению Алкея (frg. 34). Павсаний отмечает, что в Афинах была статуя Геи-земли, молящей 3. о ниспослании дождя (Paus. I 24, 3), афиняне просили 3. пролиться дождём над пашнями (Marc. Aurel. V 7). В виде дуба, корни которого омывал ручей, почитался З. Додонский в Додоне; его супругой считалась океанида Диона (Hes. Theog. 353).
З. Олимпийский - покровитель общности людей, городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги (Hom. II. V 877 след.). Он даёт людям законы (Deinosth. 25, 16, Eur. Hippol. 97; Soph. 0. R. 865 след.). З. вообще оказывается принципом жизни, породителем всего живого (Мах. Туг. 41, 2), «дарователем жизни», «всепородителем» (Hymn. Orph. LXXIII 2). З. покровительствует родовой общности людей, отсюда З. «родовой» (Pind. O1. VIII 16; Pyth. IV 167). В «Умоляющих» Эсхила представлена величественная фигура великого бога, справедливого защитника и помощника людей. Благодетельные функции нашли отражение в его эпитетах: «помощник в беде» (Aeschyl. Sept. 8), «спаситель» (Paus. IX 26, 7; Soph. frg. 392), «спаситель города», «основатель» (Aeschyl. Suppl. 445), «оградитель» (Soph. Antig. 487; Eur. Troad. 17), Полией - «городской» (Paus. I 24, 4), Полиух - «владетель государства» (Plat. Legg. XI 921 след.). З. Филий (покровитель дружеских союзов) (Plat. Phaedr. 234 е), «отчий», «отец» (Aristoph. Acharn. 223; Nub. 1468), «отеческий» (Soph. Trach. 288; Plat. R. P. Ill 391 е). Он следит за соблюдением клятв (Paus. V 24, 9; Soph. О. R. 1767). 3. - помощник воинов (Hom. Н. IV 84; Xenoph. Lac. pol. XIII 2) и сам стратег, полководец (надписи на монетах, ср. Cic. In Verr. II 4, 58; 129 - Imperator), «воинский» (Hero-dot. V 119), «носитель победы» (Soph. Antig. 143; Eur. Heracl. 867, 937). Известен З. Булей (Paus. I 3, 5), покровитель народного собрания (Aeschyl. Eum. 972; Aristoph. Equ, 410), скипетродержец (Hymp. Orph. XV 6), царь (Aristoph. Ran. 1278), «владыка владык, совершеннейшая сила блаженных и совершенных» (Aeschyl. Suppl. 525), «всецарь» (Hymn. Orph. LXXIII 4), «эллинский» (Aristoph. Equ. 1253) и даже «всеэллинский», которому в Афинах был учреждён специальный культ (Paus. I 18, 9).
З. Олимпийский - отец многих героев, проводящих его божественную волю и благие замыслы. Его сыновья: Геракл, Персей, Диоскуры, Сарпедон, знаменитые цари и мудрецы Минос, Радаманф и Эак. Покровительствуя героям, уничтожающим хтонических чудовищ, З. осуждает кровопролитие и стихийные бедствия войны в лице Ареса (Hom. П. V 888-898). Однако в мифах о рождении героев заметны древние фетишистские мотивы. З. является к Данае в виде золотого дождя (Apollod. II 4, 1), Семеле - с молниями и громами, Европу он похищает, обернувшись быком (Apollod. Ill I, 1), к Леде является лебедем (III 10, 7), Персефоне - змеем. Древние зооморфные мотивы заметны и в том, что З. превращает в животных своих возлюбленных, желая скрыть их от гнева Геры (Ио в корову, Каллисто в медведицу). Будучи «отцом людей и богов», З. вместе с тем является грозной карающей силой. По велению З. прикован к скале Прометей, укравший искру Гефестова огня, чтобы помочь людям, обречённым З. на жалкую участь (Эсхил, «Прикованный Прометей»). Несколько раз З. уничтожал человеческий род, пытаясь создать совершенного человека. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только Девкалион, сын Прометея, и его супруга Пирра (Ovid. Met. I 246-380). З. хочет уничтожить жалкий род людей и «насадить» новый (Aeschyl. Prom. 231-233). Троянская война - тоже следствие решения З. покарать людей за их нечестие (Hom. П. I 5, XIX 263 след.). З. уничтожает род атлантов, забывших о почитании богов, и Платон называет этого З. «блюстителем законов» (Plat. Critias 121 b-c) З. насылает проклятия, которые страшно реализуются на отдельных героях и целом ряде поколений (Тантал, Сисиф, Атриды, Кадмиды). Так, древний архаический З. принимает всё более очевидные моральные черты, хотя и утверждает он свои принципы с помощью силы. Начала государственности, порядка и морали у людей связаны, по преданиям греков, как раз не с дарами Прометея, из-за которых люди возгордились, а с деятельностью З. (Hes. Theog. 96; Opp. 256-264), который вложил в людей стыд и совесть, качества необходимые в социальном общении (Plat. Prot. 320d -322d). З., который мыслился «огнём», «горячей субстанцией» (Tertull. Adv. Marc. I 13) и обитал в эфире (Eur. frg. 487), владея небом как своим домом (Callim. Hymn. Ill 141), становится организующим средоточием космической и социальной жизни на Олимпе, где земля сходится с небом и где небо переходит в огненный тончайший эфир. Мифология З. Олимпийского отражает укрепление патриархальной власти басилеев, особенно микенских царей, хотя и не доходит до абсолютной централизации этой власти (по Гесиоду, З. был избран на царство богами, Theog. 881-885). Только в эллинистическую эпоху З. принимает образ мирового вседержителя и вершителя мировых судеб, того «всецаря» и «всеэллинского» владыки, которого воспевали в поздних Орфических гимнах и в гимне «К Зевсу» стоика Клеанфа (3 в. до н. э.), где универсализм и космизм З. принимают монотеистические черты.
Атрибуты З. - эгида, скипетр, иногда молот. Культовые праздники в честь З. немногочисленны, поскольку ряд его функций был возложен на других богов - исполнителей воли З., находившихся в гораздо более близких отношениях к человеку: на Аполлона - пророчество, на Деметру - земледелие, на Афину - мудрость и искусства. В честь З. Олимпийского устраивались панэллинские Олимпийские игры в Олимпии - как символ единения и взаимного согласия греческих полисов. З. соответствует римский Юпитер.

И людей.

Ударом скипетра вызывал штормы и ураганы, но также мог успокоить силы природы и очистить небо от туч.

Атрибутами Зевса были: щит и двусторонний топор (лабрис), иногда орёл.

Зевс мыслится «огнём», «горячей субстанцией», обитая в эфире, владея небом, организующее средоточие космической и социальной жизни.

Зевс распределяет добро и зло на земле, он вложил в людей стыд и совесть.

Зевс – грозная карающая сила, иногда его ассоциируют с судьбой.

Зевс возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний.

Весь общественный порядок был построен Зевсом, он охраняет семью и дом, защитник обиженных и покровитель молящихся, покровитель городской жизни, он подарил людям законы, установил власть царей, следит за соблюдением традиций и обычаев.

Ему повинуются другие боги.

Переменчивый, как небо, над которым властвует, он показывает непрестанно Свой иной лик.

Он окутывает землю горностаями снегов, он посылает дождь.

В буре и грозе проявляется могущество властелина, который ураганом поднимает свинцовые волны моря, громоздит черные клубящиеся тучи, взметает песок земных дорог и, открывая исходы небесных вод, на вершинах гор зажигает долгогривые огни.

На дне дымящих вулканов днем и ночью циклопы куют молнии для Зевса.

Это воистину могущественный бог. Если бы прикрепить золотой канат к вершине небес, и все боги и богини потянули за него, они не смогли бы Зевса совлечь на землю. Но если бы Зевс схватил канат, то он поднял бы вверх всех богов вместе с землей и морем и привязал к скалам Олимпа . Во всяком случае, так похвалялся он сам.

Поскольку Кронос когда-то сверг своего отца Урана , он боялся, что также поступит кто-то из его детей, поэтому всех родившихся младенцев он проглатывал. Рея-мать очень от этого страдала. Когда родился шестой ребенок, она вместо него завернула в пеленки камень и подала мужу. Ничего не подозревавший Кронос проглотил камень, думая, что это его очередной ребенок.
Рея с ребёнком сошла на землю. Она хотела обмыть сына, но нигде не нашла источника. Богиня-мать помолилась Гее и ударила жезлом в скалу. Светлая струя воды брызнула из твёрдого камня. Рея, выкупав ребёнка, назвала его Зевсом. Она отправилась на Крит , и положила золотую колыбель сына в Идайском гроте. Блестящие побеги плюща вились по его стенам, а вход заслонен был густым лесом. Вскармливаемый молоком козы Амалфеи , Зевс рос под присмотром горных нимф . Козу мальчик очень любил. Когда она сломала рог, Зевс взял рог в свои божественные руки и его благословил. Так появился рог изобилия , который всякому, у кого оказывался в руках, давал всё, что тот пожелает.
Золотую колыбель нового бога вся природа окружила любовью. С берегов океана голуби приносили ему амброзию; пчелы собирали для него сладчайший мёд, каждый вечер прилетал орел, неся в когтях кубок с нектаром. Чтобы не достиг ушей чуткого Кроноса плач младенца Зевса, возле его колыбели жрецы Реи исполняли военные танцы под звуки бубнов и пищалок.

Борьба за власть

Наконец, Зевс вырос. Чтобы жить дальше, ему предстояла борьба с отцом. Прежде всего, нужно было вернуть проглоченных братьев и сестер. Он подговорил мать дать Кроносу рвотное средство. В страшных муках титан изрыгнул всех своих проглоченных детей – Аида , Посейдона, Геру, Гестию и Деметру . Из шкуры умершей в это время козы Амалтеи он сделал для себя несокрушимую защиту – щит, который назывался эгида. Эгиду не могло пробить никакое оружие, и с ней Зевс никогда не расставался. Так появилось крылатое выражение из мифов Древней Греции : быть «под эгидой », значит находиться под защитой кого-либо или чего-либо.
На стороне Кроноса выступили большинство титанов. Рядом с Зевсом стояли его братья и сёстры. Война длилась десять лет и получила название «титаномахия ». Зевс одержал в ней победу только с помощью сторуких великанов – гекантохейров и одноглазых циклопов .
Затем Зевсу предстояла ещё война – уже с гигантами – сынами Геи -Земли. Это тоже была страшная битва. А исход её решил смертный герой – сын Зевса Геракл . Именно он победил последнего из оставшихся гигантов – Алкионея.

Этого гиганта не брало ничто. Будучи сыном Геи, то есть порождением земли, он мгновенно залечивал любые раны, как только земли касался. Прикосновения к земле давали ему новые и новые силы. Чтобы победить Алкионея, Геракл оторвал его от земли, унёс за пределы его страны и там убил.
Чтобы отомстить молодым богам за своих детей, погубленных гигантов, богиня Гея произвела на свет самое страшное чудовище, которое когда-либо видело солнце. Звали его Тифоном .
Когда боги увидели это чудовище у небесных врат, их охватила паника. Они бежали в Египет , где превратились в , чтобы Тифон не смог их узнать. Один Зевс вступил в борьбу с Тифоном и победил его.

Битва Зевса с Тифоном

Стоглавое чудовище - Тифона,

Рожденного землей. На всех богов

Восстал он: шип и свист из челюстей

Грозил престолу Зевса, а из глаз

Сверкал огонь неистовой Горгоны,

Но Зевса неусыпная стрела -

Пылающая молния сразила

Его за эту похвальбу. До сердца

Он был испепелен, и гром убил

Всю силу в нем. Теперь бессильным телом

Он под корнями Этны распростерт,

Недалеко от синего пролива,

И давят горы грудь ему; на них

Сидит Гефест, куя свое железо,

Но вырвется из черной глубины

Потоком пожирающее пламя

И истребит широкие поля

Сицилии прекрасноплодной...

Жены Зеаса

Первой супругой Зевса стала океанида Метида . Именно она в свое время помогла Зевсу возвратить на свет проглоченных Кроносом детей. Богиня Гея предсказала, что Метида родит ему дочь Афину, а вслед за этим сына, который лишит отца власти. Поэтому Зевс, следуя уговорам Геи и Урана проглотил Метиду.

Следствием подобного прступка явилось чудесное рождение дочери Зевса – Афины. Афина появилась непосредственно из «священной» головы «многомудрого» Зевса.

Наконец, Зевс вступает в третий законный брак со своей родной сестрой Герой , богиней, охраняющей устои моногамной патриархальной семьи, зорко следящей за верностью мужчины и правильностью взаимоотношений родителей и детей.

Возлюбленные и дети Зевса

Зевс часто изменяет своей супруге Гере . Он пылко влюбляется и в богинь , и в земных красавиц. Длинный список возлюбленных Зевса приводит поэт Гесиод. Прекрасных возлюбленных и прославленных потомков у Зевса значительно больше, чем у любого из греческих богов . И этому не стоит удивляться. Каждый род, каждый город старался максимально приблизить свое происхождение к высшему Богу. Зевс большой придумщик и проказник в любовных похождениях. Так Леду он соблазнил, обратившись лебедем, Данаю – золотым дождем, Геру – кукушкой, Европу – белоснежным быком, Персефону – змеем, Антиопу – сатиром. Для красавицы Ио он превратился в туманное облако.

Начнем рассказ о возлюбленных Зевса с этого забавного стихотворения, автора которого я, к сожалению, не нашла.

У Зевса жен, быть может, сто.

Ревнива Гера, как никто.

Всех прочих ненавидя жен,

Бушует в ярости. Сражен

Той страстью дикой бог-супруг:

Зевс всемогущ, но если вдруг,

Ревнуя, Гера все крушит,

И всемогущий задрожит.

Но как природу превозмочь.

Коль сила есть? Что день что ночь -

А жены Зевса вводят в грех.

А силы у него - на всех...

Власть Зевса на Олимпе укреплялась еще и другим путем. Он ради продолжения потомства вступал в незаконные связи. Но, что самое интересное, дети от этих неканонических браков ничуть не уступали его другим, законным. Наоборот, Зевс утвердил себя на Олимпе именно через богинь, им любимых, ради которых он терпел унижения от ревнивой Геры и ради которых ему приходилось пускаться на хитрости.

Евринома и рождение Харит

ЕВРИНОМА И РОЖДЕНИЕ ХАРИТ . Первой незаконной женой Зевса (по общему счету всех его семи браков - третьей) была океанида Евринома (Гес. Теог. 907-911). Она родила Зевсу трех прелестных и милых Харит (греч. charis - милость). Они воплотили в себе доброе, радостное и вечно юное начало жизни. Имена Харит - Аглая (Сияющая), Евфросина (Благомыслящая), Фалия (Цветущая). Здесь природа повернута к человеку своей благодетельной стороной вопреки злой и разрушающей стихии архаики.

Хариты, можно сказать, совершенно необходимы в мире, утверждаемом Олимпийским Зевсом и построенном на гармонии и порядке. Доброта, ласка, радость наряду с высокими подвигами, страстями и страданиями героев - привилегия классической мифологии. Это то, чего так не хватает в архаике, что ей было абсолютно чуждо и что облагородило и подняло в собственных глазах человека, способного на суровое мужество и на доброе сострадание к подобному себе.

Деметра и рождение Персефоны

ДЕМЕТРА И РОЖДЕНИЕ ПЕРСЕФОНЫ . Но вот оказывается, что Зевс претендует и на роль помощника в добывании средств к жизни. Вступив в незаконную связь со своей сестрой Деметрой (четвертый брак по общему счету), богиней плодоносной земли и урожая, Зевс начинает отвечать за прокормление людей, за их жизненную устойчивость, за их физическое благополучие (там же 912-914). А если принять во внимание, что его дочь от Деметры, Персефона, стала женой Аида и владычицей царства мертвых, то Зевс как бы вновь, уже в своем потомстве, возвращается к функциям древнего божества Зевса Подземного, или Хтония, а не только Зевса Небесного.

Мнемосина и рождение Муз

МНЕМОСИНА И РОЖДЕНИЕ МУЗ . Еще более значителен любовный союз Зевса с титанидой Мнемосиной (греч. mnemosyne - память), хотя и он не освящен законом (пятый по общему счету брак). Этот брак совершенно необходим для укрепления Зевса в мире культурных классических ценностей (там же 915-917; 56-62).


Ведь без памяти и вне памяти немыслимо поступательное движение, невозможно любое развитие. Зевс объединяется с Памятью (как он раньше объединился с Мыслью) и порождает девять сестер, которые именуются Музами.

Эти Музы, рожденные в Пиерии, носят имя Олимпийских. Их имена - Каллиопа, Клио, Мельпомена, Евтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания - указывают на связь Муз с пением, танцами, музыкой и вообще с утонченным наслаждением духа. Урания (Небесная) и Клио (Дарующая славу) наделяют человека способностями изучать небо и землю, ход небесных светил и земных дел.


Дальнейшая, уже не мифологическая, а реальная история античной культуры имела все основания считать Уранию покровительницей астрономических занятий, а Клио - исторических разысканий. Эрато стала Музой лирической поэзии, Евтерпа - музыки, сопровождающей лирическую песню, Каллиопа - эпической поэзии, Мельпомена - трагедии, Полигимния - гимнических песен, Терпсихора - танца и Талия - комедийного искусства.


Эти девять Олимпийских муз, видимо, имеют истоки в трех музах архаической мифологии, где они выражали первые начатки мудрости земли. Архаических муз почитали не певцы и поэты, а великаны Алоады (Паве. IX 29, 1-2), которые некогда принесли на горе Геликон жертвы и дали им характерные имена - Мелета (Опытность), Мнема (Память), Аойда (Песнь). Получается, что некогда существовали так называемые старшие музы, дочери Урана и Геи, а те, которые от Зевса, - музы младшие. Так, доолимпийская мифология уже имела ряд предпосылок для формирования не чисто физических, а каких-то новых, высших потребностей и способностей человека, который должен был сознательно ориентироваться в жизни, закрепляя свои знания в памяти, и ощущать некую усладу души.


Видимо, все-таки хтоническое прошлое Олимпийских муз давало себя знать и в классической мифологии, потому что они имели иной раз потомство явно оргиастического и стихийного типа, например корибантов и сирен наряду с такими певцами героического времени, как Орфей и Лин.

Прислушаемся к тому, что повествует об Олимпийских музах Гесиод, поэт и земледелец из селения Аскра, расположенного у подножия Геликона.


В "Теогонии" - поэме о рождении и поколениях богов, одном из главных источников мифологии, - Гесиод рассказывает, не смущаясь невероятностью событий, о своей встрече с Музами на геликонских вершинах. Оказывается, девять олимпийских сестер имеют обыкновение водить там хороводы, обходя жертвенник Зевса и источник "фиалково-темной" воды. Они омывают свои тела в течениях Пермеса или в роднике Иппокрены (его выбил копытом из скалы крылатый конь Пегас), а затем предаются пляскам. Когда же наступает ночь, то, одевшись непроглядным туманом, Музы спускаются со священной горы и приходят вниз, ближе к людям. Они распевают чудесные песни, прославляя великих Олимпийцев - Зевса и Геру, Афину и Аполлона с Артемидой, Посейдона и Афродиту с Фемидой, Гебу, Диону и ее дочь Лето, - древних титанов Иапета и Кроноса, Зарю и Ночь, Солнце и Луну, мать-Землю и воды Океана.


Именно эти Олимпийские музы повстречались с Гесиодом, когда он пас у подножия Геликона овец, поведали ему о том, как они умелы на хитрые выдумки, о том, как можно превращать лживые рассказы в чистейшую правду.

Собственно говоря, Музы открыли Гесиоду тайну поэтического вымысла - того, что мы сейчас называем фантазией. А вслед за этим они вручили Гесиоду вырезанный ими посох из зеленого лавра, дерева любимых Аполлоном певцов и поэтов. Вручая свой дар, Музы вдохнули в пастуха Гесиода дар божественных песен. Сам о том не подозревая, Гесиод привел замечательный пример фетишистского понимания поэтического вдохновения. Оказывается, оно, как живое существо, обитает в лавре, а значит, и в лавровом посохе, вместе с которым оно чисто физически переходит во владение Гесиода.


Так, Музы обучили Гесиода песням и создали поэта, а он в свою очередь прославил в "Теогонии" дочерей Зевса (1-116).

Их уста изливают сладкие звуки, на которые в ответ звучат не менее сладостные песни обитателей Олимпа. Музы воспевают божественный мир во всей его целостности, от Земли и Неба до Зевса и его потомков. Как и подобает божествам классической мифологии, они не только наделяют людей даром приятного слова, но воспевают установленные Зевсом законы, добрые нравы, царящие на Олимпе, внушают разумные мысли, утоляют печаль, прекращают ссоры.


Таким образом, Музы закрепляют в памяти людей и в поэтическом слове все благие начинания Зевса Олимпийского, поддерживая, как и Хариты, Оры и Мойры, гармоническое устроение мира, послушное Зевсовым законам и вполне сознательно осмысленное.

Лето рождает Зевсу Аполлона и Артемиду

ЛЕТО РОЖДАЕТ ЗЕВСУ АПОЛЛОНА И АРТЕМИДУ . Эти общекультурные функции Зевса еще более укрепляются на Олимпе с рождением Аполлона (Гес. Теог. 918-920).

Бедная Лето, гонимая Герой, запре-тившей твердой земле дать приют будущей матери, с трудом нашла место, когда пришло время рожать. Она странствует по городам, горам и островам Греции - была в Афинах, Милете, на Эвбее, в Самофракии, в горах Пелиона, Иды, на островах Имброс, Лемнос, Лесбос, Книд, Наксос, Парос, Скирос, Эгина. И наконец каменистый Делос (он именовался тогда Ортигией и был плавучим, то есть не являлся твердой сушей) дает ей приют в ответ на мольбу Лето и ее клятву, что остров станет священным пристанищем Аполлона и будет почитаться в веках прославленным великолепным храмом.


Лето мучается девять дней. Ей помогают при родах мать Зевса - Рея, его бывшая супруга - Фемида, мать Афродиты - Диона, супруга Посейдона - Амфитрита. Только злобная Гера задерживает Илифию, свою дочь, богиню родов. Однако богини находят выход. Они подкупают Илифию богатыми дарами. Тогда Лето, обхватив пальму руками, рождает Аполлона прямо в мягкий луговой ковер (по Аполлодору I 4, 1, Лето сначала родила Артемиду, а с ее помощью - Аполлона). И тотчас же улыбается земля, а богини, омыв младенца, повивают его тонкой белой тканью, завязывают ее золотым ремнем. Фемида впускает в губы ребенка нектар и амбросию.

Распускается золотой ремень, спадают пеленки, и вот уже Аполлон требует лук, лиру и заявляет о своих будущих прорицаниях.

Получив желаемое, "далекоразящий" Феб зашагал по земле, "богини остолбенели", а "Делос весь засиял, словно золотом", будто бы весь зацвел лесными цветами. И мать Лето веселилась сердцем, радуясь, что родила столь мощного сына (Гом. гимн. I 25-139; Каллим. IV 55-274).


Итак, Лето, как незаконная супруга Зевса, испытала на себе гнев Геры, но зато она же оказалась счастливой матерью близнецов Аполлона и Артемиды. И если образ Артемиды, девы-охотницы, коренится в давних пластах мифологии как образ повелительницы лесов и зверей, то Аполлон являет собою пример божества, у которого его классическая сущность всячески пыталась подавить свое собственное архаическое прошлое.

Мощная фигура светлого солнечного бога, стреловержца, карающего чудовищ, Мусагета (Водителя Муз), вдохновенного певца, мудрого прорицателя и врачевателя, покровителя пастухов, строителя городов и основателя законодательств, никак не могла окончательно вытеснить оборотня-волка, истребителя пастушьих стад, фитоморфного демона, мрачного убийцу людей, насылателя смертельных болезней, разрушителя городов.


Однако чем больше укрепляется на Олимпе Зевс, тем большую силу набирает Аполлон, постепенно становясь каким-то универсальным классическим богом, тождественным с миром света, наконец, самим светом, сияющим, и даже - Водителем Мойр (Мойрагетом), скрепляющим всю мировую гармонию. В конце концов этот универсализм Аполлона доходит до такой степени, что поздние мифографы на склоне античности отождествят его с Зевсом. Но если не вдаваться в крайности поздней мифографии, настроенной философско-символически, то Аполлон классического периода действительно является наряду с Афиной одним из главных столпов Олимпа и вообще героического принципа бытия. Правда, в отличие от Афины, неизменно верной своему отцу, в Аполлоне заметны тенденции к соперничеству с Зевсом и самоутверждению вопреки отцовской воле.

Афродита - дочь Дионы

АФРОДИТА - ДОЧЬ ДИОНЫ . По традиционной классической версии Гомера (Ил. V 370), Афродита - дочь Зевса и богини Дионы, мирно уживающейся с Герой на Олимпе. По древней версии, она родилась из крови оскопленного Кроносом Урана, попавшей в море. Однако классическая мифология, чуждая грубого хтонизма, преображает эту мрачную картину и живописует рождение богини любви и красоты исполненным великолепия и пышности, вне которых не мыслятся олимпийские боги.


Гонимая дуновением Зефира по волнам, к острову Кипру в воздушной пене приплыла Афродита. Дочери Зевса, Оры, радостно встречают богиню, облекая ее нетленной одеждой, увенчивают голову золотым венцом, в уши вдевают золотые серьги, шею обвивают золотым ожерельем. В сопровождении прелестных Ор - Евномии, Дики, Эйрены - пришелица в мир, названная Кипридой, шествует к богам-олимпийцам. Те в знак приветствия пожимают ей правую руку и, дивясь фиалковенчанной Афродите, зажигаются страстью ввести ее супругой в собственный дом (Гом. гимн. VI). Красоте и власти Афродиты подвластны боги (все, кроме Афины, Артемиды, Гестии), герои и даже дикие звери - серые волки, медведи, огненноокие львы, барсы, - при виде богини кротко виляющие хвостами (там же IV 2-72).


Так таинственное существо, зародившееся в кровавой пене оскопленного Урана, попавшей в море (а от капель этой же крови в земле родились Эринии и гиганты), превращается в златовенчанную, улыбчивую, нежную Афродиту с изогнутыми ресницами, знаменуя этим как бы второе рождение Зевсова Олимпа и утверждение на нем красоты.

Гермес - сын Майи

ГЕРМЕС - СЫН МАЙИ . С удивительными событиями на Олимпе связано также рождение Гермеса (там же III). Если это древнее, догреческое, возможно, молоазиатское по происхождению божество некогда было фетишем, грудой камней, каменным столбом (герма), которыми отмечались места погребения, границы владения, ворота дома, охранительные знаки на дорогах, то олимпийская мифология знает другого Гермеса. Это сын Зевса и Майи, одной из дочерей Атланта, внучки титана Иапета. Он родился в Аркадии. Матерью его была обитавшая в тенистой пещере горная нимфа - ореада, которую Зевс посещал по ночам, когда мирно спала "белолокотная" Гера.


Гермес-младенец возрос столь же быстро, как и другие божественные дети Зевса. Он родился рано поутру, в полдень уже играл на кифаре, а вечером выкрал у Аполлона коров.


Кифару он умудрился смастерить из панциря найденной им черепахи. Он попросту выпотрошил ножом черепаху, затем нарезал тростниковые стебли, укрепил их на панцире, обтянул воловьей шкурой, сделал перекладину, приладил из овечьих кишок семь струн и тотчас же попробовал плектром струны, подпевая своей игре.


Первое, что сделал Гермес, - это воспел собственное рождение, прославив Зевса и Майю, а также дом своей матери и счастливую жизнь в нем. Вечером ему страшно захотелось мяса, и он украл стадо Аполлоновых коров, уведя их хитростью (он вел их задом, а сам шел босиком, тоже пятясь задом, выбросив сандалии в море).


Обильно вкусив жареного мяса от зарезанных двух коров, он, вернувшись домой, пробравшись сквозь замочную скважину, улегся в колыбель, прижимая к себе лиру и беседуя с матерью о своих будущих ловких проделках, мечтая взломать стену дельфийского храма и наворовать там золота.


Однако Гермесу приходится расстаться с лирой, которую он дарит Аполлону в обмен на стадо, тем более что гневный бог грозит забросить юркого Гермеса в туманный Тартар, откуда его не выведут ни отец, ни мать. Примиренные Зевсом на Олимпе, сводные братья возлюбили друг друга. Гермес вручил Аполлону в придачу сделанную им свирель, но зато получил в дар от Аполлона золотой жезл и искусство гадания (Аполлод. III 10, 2), скрепив дары клятвой водами Стикса.


Так от древнего фетишистского демона и примитивного обманщика Гермес только за одни сутки после своего появления на свет достигает положения помощника на путях живых и мертвых (благодаря золотому жезлу), а значит, покровителя героев (лира вручается Аполлону для строителей Фив, Персею он вручает меч для убийства Медузы, Одиссею - волшебную траву, спасающую от колдовства и т. д.) и, следовательно, посредника между богами и людьми, что было крайне необходимо для классического Олимпа.


Пан - внук или сын Зевса

ПАН - ВНУК ИЛИ СЫН ЗЕВСА . Веселое смятение на Олимпе было вызвано рождением внука Зевса, сына Гермеса и древесной нимфы, дочери Дриопа (Дубовидного), Пана (Гом. гимн. XIX). Это божество с рудиментами хтонизма и миксантропизма (шерсть, козьи рожки, копытца) в классической мифологии не только пугает своими проделками встречных, но благосклонно к людям, охраняя стада и увеличивая приплод.


Страшного, бородатого младенца, заросшего шерстью, в ужасе отбросила мать, но Гермес, взяв его на руки и закутав шкурой горного зайца, принес на Олимп. Боги весело смеялись, глядя на такое милое чудище, назвали его, "всех" порадовавшего, Паном (греч. pan - все) и приняли в свою семью. Положение Пана в Олимпийском кругу богов оказалось настолько прочным, что по некоторым версиям он является даже сыном Зевса и аркадской нимфы Каллисто или Зевса и богини Гибрис - Дерзости, наставником Аполлона в прорицаниях (Аполлод. I 4, 1).


Рождение Диониса, сына Зевса и смертной женщины Семелы

РОЖДЕНИЕ ДИОНИСА, СЫНА ЗЕВСА И СМЕРТНОЙ ЖЕНЩИНЫ СЕМЕЛЫ . Другое божество, Дионис - воплощение плодоносных сил земли - тоже хтонического происхождения, мощное иррациональной стихийностью и оргиазмом, оказывается в классической мифологии сыном Зевса, являющимся в разных ипостасях.


То это древнейший Дионис Загрей (Великий охотник), связанный с критской мифологией, сын Зевса-Змея и Персефоны, то это не менее древний Дионис Иакх, сын Зевса и Деметры, связанный с элевсинской мифологией земли. Но на олимпийской ступени Дионис - сын Зевса и смертной женщины Семелы, дочери фиванского царя Кадма.


Рождение его тоже необычно, как и всех детей Крониона, не имеющих отношения к Гере. Однако коварство Геры сказалось и здесь: она сделала Зевса невольным убийцей Семелы. Гера, приняв вид старой няньки, внушила Семеле мысль потребовать от Зевса его появления перед возлюбленной во всей своей божественной мощи. Связанный клятвой, Зевс явился перед ожидавшей рождения ребенка Семелой в громах и молниях.


Когда же громы и молнии испепелили Семелу и сожгли ее терем, Дионис, рожденный до срока (ему было всего шесть месяцев), был выхвачен Зевсом из пламени (Аполлон тоже выхватил из пламени костра своего сына Асклепия), зашит им в бедро, доношен до необходимого срока и рожден уже самим отцом вторично (Гес. Теог. 940-942; Еврип. Вакх. 1-9, 88-98, 266-297), подобно тому, как была рождена Афина.


Зевс отдал сына через посредничество Гермеса на воспитание нимфам в дальние горы Нисы, и малыш рос в душистой пещере, увенчанный хмелем и лавром (Гом. гимн. XXVI).


Однако Диониса, избежавшего гибели чудесным путем, преследовал гнев Геры, которая навела на него безумие, заставив его странствовать по Востоку вплоть до Индии. Это буйный бог, наводящий, в свою очередь, безумие на врагов, противников его культа (на своего родича фиванского царя Пенфея, на фракийского царя Ликурга), мчащийся в экстазе, окруженный вакханками и вакхантами, оборотень, вечно меняющий свой лик, изменчивый, как сама природа. То плющ и виноградная лоза, то бык и козел, лев и пантера, он сокрушает оковы и стены, освобождает человека от привычной и скучно-размеренной жизни (недаром он Лиэй - Освободитель).


Вобрав в себя оргиазм природы, Дионис дает возможность человеку, ограниченному установлениями, традициями, законами, выразить кроющийся в каждом избыток сил, приобщиться к беспредельной божественной стихии, почувствовать неизмеримость свободы от любых уз, ощутить собственную мощь. Но Дионис, как олимпийское божество, не препятствует возвращению своих адептов к мирной и деятельной жизни, демонстрируя единство разрушения и созидания, гармонии, безграничности и предела, свободное приобщение человека к тому и к другому. Дионис, который в своей древнейшей ипостаси был растерзан титанами и возрожден Афиной, этот полубог классических мифов, в конце концов достигает высот Олимпа и бессмертия в награду за все свои страдания и даже претендует войти в число двенадцати великих Олимпийских богов.


Рожденный вне Олимпа, Дионис особенно характерен именно для олимпийской мифологии, поскольку в его образе, уходящем в глубины хтонизма, наличествуют замечательные тенденции всемерно растущего героизма, которому благодаря неимоверным испытаниям, страданиям и подвигам станет открыто соперничество с богами, пусть не всегда удачное, пусть даже караемое бессмертными, но все-таки дерзко утверждаемое смертными людьми.


В дальнейшем мы станем свидетелями того, как дети Зевса, столь удивительным образом пришедшие на свет, станут помощниками и заступниками героев, тоже родившихся необычным путем от брака богов и смертных и мечтающих о чуде бессмертного бытия.


Итак, появление на свет детей Зевса - это не бессмысленное преизбыточное плодородие старого хтонизма с его чудовищами, дышащими убийством.


Наследники Зевса рождены для великих целей, они приходят в жизнь, исполняя возвышенные замыслы отца, утверждая новые разумные отношения, борясь со всякой иррациональностью и очищая землю от разрушительных сил, некогда порожденных Геей и ее потомками.

В Древней Греции люди были язычниками и верили в существование большого количества богов и их помощников. Так, главным богом античного пантеона был Зевс, прозванный Громовержцем. Ему приписывалось управление громом, молниями и всем небом.

Зевс с другими 12-тью главными богами жили на вершине горы Олимп, поэтому их также называли «олимпийцами». Многие древнегреческие цари и военные полководцы утверждали, что они являются потомками бога Зевса. Этот бог был справедлив и всегда стремился сохранить равновесие вещей в мире. Кроме того, Зевс управлял погодой и творил ее в зависимости от своего настроения. Когда он находился в приподнятом настроении, то он благословлял мир хорошей погодой. В плохом же духе, он устраивал дожди, ветра, молнии и мог даже вызвать какие-нибудь климатические катастрофы.

Зевс был верховным богом всех греков. В римской культуре он получил наименование Юпитер. Его символами были орёл, дуб, королевский скипетр, а также гром. Первоначально он был богом неба и небесных сил. Люди в те времена полагали, что Зевс единственный бог, который занимался благополучием всей вселенной постоянно в течении суток. Позже греки стали связывать Зевса со справедливостью. Он сильно наказывал злых людей и недоброжелателей и вознаграждал творящих добро людей.

Зевс был шестым ребенком, рожденным титанами Кроном и Реей. Поскольку его отец Крон в свое время боялся, что его власть отберет кто-нибудь из его собственных детей, он просто их проглатывал сразу после рождения. Но мать Зевса спасла его, спрятав от отца на острове Крит, где малыш Зевс вырос и сверг власть отца, освободив старших пятерых братьев и сестер. Верховный бог-громовержец считался самым сильным из всех олимпийцев. Зевс не мог контролировать только богинь Судьбы. Кроме того, Зевс был очень любвеобильным мужчиной и имел много внебрачных романов, от которых появлялись дети-полубоги, становившиеся потом героями Эллады. Эти романы провоцировали конфликты между Зевсом и его женой богиней Герой.

Древние греки изображали Зевса сильным красивым зрелым мужчиной с волнистыми кудрями, спадающими до плеч, сидящим на золотом троне со скипетром в одной руке и разящими молниями в другой. Молнии Зевса были подарком Циклопов, которых он освободил из заточения после победы над своим отцом. Священным животным Зевса считался орел. Кроме того, если громовержца изображали в боевой облачении, вместо скипетра у него появлялся могучий щит, который назывался Эгида.

Вариант 2

В мифологии Древней Греции главным богом Олимпа был Зевс. Он по праву считался отцом всех богов и людей, ведь был самым сильным из них. Его звали Громовержцем, ведь его оружием были гром и молнии. Во время войн он насылал штормовые грозы, поддерживая армию войска тем, что вселял в их души уверенность и храбрость. Армия же противника, наоборот, испытывала ужас и подавленность, поэтому проигрывала. За это бога прозвали Зевс Победоносец.

Рождение Зевса

Родословная верховного бога ведет к богу Кроносу и титаниде Рее. Согласно мифологии, отец Зевса Кронос съедал всех своих детей из-за предсказания, что бог будет повержен своим собственным ребенком. Но в какой-то момент мать Зевса Рея обманула мужа, подав ему вместо ребенка камень, а сама спрятала сына на острове Крит, отдав его на воспитание куретам и корибантам.

Приход к власти

Время шло, Зевс вырос и решил выступить против отца. В первую очередь он заставил Кроноса выплюнуть своих братьев и сестер: Аида, Посейдона, Геру, Гестия, Деметру. В благодарность за свободу, они подарили Зевсу гром и молнию. А затем началась великая война, которая длилась 10 лет и закончилась победой Зевса над отцом. Все вместе, боги низвергли его в Тартар.

Разделение сфер влияния

После победы над отцом трое братьев, посовещавшись, решили разделить сферы своего влияния. Зевс выбрал править небом, Посейдон - морем, Аид - царством мертвых.

Помощники верховного бога

У Зевса было три помощницы, которые поддерживали порядок в мире людей и богов:

  1. Фемида наказывала нарушителей законов.
  2. Дике вершила справедливость, если таковая была нарушена.
  3. Немесида вершила возмездие и наказывала преступников.

Благодаря такому контролю правители мудро и разумно распоряжались своей властью, а ремесла, земледелие и искусство не земле развивалось.

Зевс-супруг

У Зевса было три жены:

  1. Метида - первая жена верховного бога. Именно она помогла Зевсу освободить братьев и сестер, сварив зелье для Кроноса. К несчастью, ее постигла печальная участь. Существовало пророчество, согласно которому их сын затмит Зевса во всем. Узнав о беременности жены, Зевс проглотил ее.
  2. Фемида - богиня справедливости, была 2й женой верховного бога. У них было 3 дочери и 3 сына.
  3. Гера - богиня, покровительствующая браку и материнству, 3 жена.

Дети Зевса

Гера родила Зевсу сына Гефеста, титанида Лето - Апполона. Афину, по версии мифологии, создал сам Зевс, так как она появилась из его головы. Боги Гермес, Персефона, Дионис и Эрос тоже дети верховного бога. На земле у Зевса тоже были любимые женщины, которые родили таких героев, как Геракл, Гармония, Елена, Персей.

Зевс известен своим мудрым правлением. В честь него воздвигались величественные храмы. Все они были без крыши. Считалось, поскольку Зевс - бог неба, то так он услышит и увидит просящего человека во время молитвы или жертвоприношения.

Доклад Зевс - бог Древней Греции и его история

Зевс – древнегреческий мифологический бессмертный главенствующий бог над всеми богами и людьми, смертными и бессмертными, повелитель неба, грома и молнии, проживающий на Олимпе.

Реквизитами Зевса был щит, скипетр, колесница запряженная орлами, двухсторонний топор, именуемый по-гречески как лабрис, сам орел, но в большинстве в мифологии Зевс перевоплощался в него, как и в множество других животных.

С Зевсом всегда были рядом его три слуги – Власть, Сила и Победа (Ника).

Самый могущественный бог, был настолько силен, что все боги вместе, объединившись, не смогли бы его свергнуть.

Повелевая над людьми и богами, Зевс распределял добро и зло с помощью двух чаш, стоящих около его престола, основал стыд и совесть, карал людей, мог заглядывать в будущее, основал законодательство, установил царей, охранял бедных и больных, чтил традиции и следил, что бы люди соблюдали обычаи. Кроме того, благодаря Зевсу люди и боги начали жить как никогда прежде лучше. Питался Зевс за чсет молитв и поклонения людей.

Зевс родился в третьем поколении богов, от титанов Кроноса и Реи. По предсказанию, Кронос должен быть убитым собственным ребенком, и боясь этого, он проглатывал новорожденных младенцев. Но Рея, желая обмануть супруга, в тайне родила очередного ребенка и назвала его Зевсем, Кроносу же дала проглотить камень в пеленке. Согласно легендам Зевса растили в глубочайшем секрете и всячески оберегали, что бы про него не узнал Кронос.

Возмужав, Зевс достал зелье, заставившее Кроноса выплюнуть своих детей. Таким образом, у Зевса оказалось два брата – Аид и Пасейдон, и две сестры – Гестия и Деметра. После, длительной войны, длившейся 10 лет, Зевс одержал победу и сверх титанов, став главным среди всех.

Разыграв жребий, Зевсу выпало господство в небе, Пасейдону досталось море, Аид ушел в царство мертвых под землю. Гестия стала богиней семейного очага и жертвенного огня, Деметра обрела почет среди богов в лице богини плодородия и земледелия.

Зевс пользовался популярностью среди женщин, которых у него было не мало, связи с чем имел множество детей. Первой женой была Метида, богиня мудрости, которую Зевс, дабы не повторять ошибок отца, проглотил в беременном состоянии из-за пророчества, согласно которому рожденный ею ребенок должен был свергнуть Зевса. Вторая – богиня правосудия Фемида, третья официальная супруга была Гера, она же богиня брака, иными словами его сестра Гестия.

Зевс не признавал себе равных, тем не менее от разных женщин у него родились: Гефест, чудо-кузнец; Аполлон (красивейший из мужчин) и Артемида (богиня охоты и целомудрия); Афина – богиня мужества и мудрости; Гермес – бог торговли; Дионсис – бог виноделия; Эрос – бог любви, герои – Геракл, Персей, Елена и т.д.

  • Писатель Николай Телешов. Жизнь и творчество

    Николай Дмитриевич Телешов (1867-1957 гг.) относится к знаменитым литераторам советского периода отечественной истории.

  • Кролики - сообщение доклад

    Кроликов относят к млекопитающим животным. Их делят на обыкновенного и толстохвостого. Первые кролики появились несколько тысяч лет тому назад в Средиземноморских странах. Позже их приручили люди.

  • Доклад про Ежа обыкновенного (сообщение)

    Еж считается хищным животным. Он имеет достаточно небольшие размеры тела. Проживает преимущественно в смешанных и лиственных лесах. Может также обитать и в степи

  • Жизнь и творчество Братьев Стругацких

    Аркадий Натанович Стругацкий и Борис Натанович Стругацкий – одни из самых известных советских и российских писателей-фантастов.

  • Гончаров. Жизнь и творчество

    Местом рождения великого русского писателя И.А. Гончарова является город Симбирск. Иван Александрович родился в 1812 году в семье зажиточного купца. Детские годы запомнились ему атмосферой достатка