Тема: Молоко и молочные продукты.

Цель формирование у обучающихся культуры грамотного здорового питания.

Задачи:

Расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона;

Расширить представление детей об ассортименте молочных продуктов и их свойствах;

Сформировать представление о молоке и молочных продуктах как основных в рационе питания у разных народов, познакомить с молочными блюдами, которые готовят в разных регионах страны.

1 .Организационный момент

Если хочешь быть здоров,

Позабудь про докторов,

Правильно питайся,

Чаще улыбайся!

2. Актуализация знаний

Учитель Сегодня мы поговорим о полезных продуктах питания и подробно остановимся на некоторых. Наши героями будут кот Матроскин и пёс Шарик – герои Простоквашино, которые очень хорошо знают целебные свойства этих продуктов питания.

Чтобы узнать, о чем пойдет речь, я предлагаю вам отгадать загадки:

1)Белое, да не снег,

Вкусное, да не мёд.

От рогатого берут

И ребятам дают.

2) От него - здоровье, сила

И румянец щёк всегда.

Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода.

3)Из водицы белой

Всё, что хочешь, делай:

Масло в нашу кашу,

Сливки в простоквашу,

Творожок на пирожок.

Ешь да пей, гостям налей

И коту не пожалей.

Что же это? (Молоко)

3.Работа над темой

Учитель Мы с вами 3раза в неделю получаем молоко в пакетах.

Ребята, как вы думаете, почему?

Учитель Молоко по праву считают чудесным продуктом. Оно служит единственной пищей для новорожденного. Природа щедро наделила молоко биологически активными веществами, причем в наиболее полезных сочетаниях. По современным данным, в молоке содержится свыше 200 ценнейших компонентов – это все виды витаминов.

Питьевое молоко предназначено для непосредственного употребления. В настоящее время предприятия вырабатывают более 20 видов питьевого молока. Бутылочное, фляжное, из цистерн и молоко в мешочках и пакетах различается не только видом упаковки. Молоко в пакетах хранится дольше. В непрозрачных пакетах молоко лучше сохраняет свои питательные свойства.

Учитель Наши ребята подготовили интересные сообщения о молоке. Послушаем ребят.

1ученик История знакомства человека с молоком насчитывает более 10 тысяч лет. Врачи Древнего Египта, Греции, Рима называли этот чудесный напиток «источником здоровья», «соком жизни», «белой кровью».

Гиппократ называл молоко лекарством и использовал коровье молоко при лечении подагры и малокровия, а козье – при лечении туберкулёза. Гиппократ говорил: «Пейте козье молоко и без труда доживёте до ста лет». Авиценна утверждал, что «молоко – лучшая пища для детей и людей почтенного возраста».

2ученик Самое распространённое - молоко коровье и козье. В нашей стране в основном молоко коровье. Реже - молоко кобылиц. В Аравийских пустынях используют молоко верблюжье, буйволиное - пьют в Индонезии и Египте. Молоко северного оленя употребляют жители Крайнего Севера и Тундры.

3ученик 1 литр молока по своей питательной ценности равен: 500 граммам мяса говядины; 2-3 килограммам овощей; 7-8 яйцам. Каждый взрослый должен потреблять в сутки: молоко или кефир 2 стакана; масло, сыр, творог и сметану по 20 грамм. Дети должны потреблять молочных продуктов в 2 раза больше взрослого.

Учитель

О каких молочных продуктах вы услышали? (ответы детей)

1. Если молоко оставить на сутки в теплом месте, оно прокиснет и образуется…(простокваша)

2. Если прокисшее молоко слегка подогреть, из него выделиться плотный сгусток белого цвета - …(творог)

3. Если молоко поставить в горячую духовку и подержать там часа два, то получится…(топленное молоко)

Кот Матроскин Я вам расскажу о любимом продукте, о каком, отгадайте.

Все мы любим без обмана

Деревенскую (сметану).

Ребята, как делают сметану, кто знает?

Молочные продукты получают при помощи сепаратора.

Кот Матроскин Игра-исследование «Это удивительное молоко» (Работа в группах)

Ребята, давайте проверим, какой молочный продукт самый жирный (молоко, сметана)?

На отдельные листочки бумаги капается молоко, сливки. Затем сверху листочки накрываются промокательной бумагой. Обучающиеся сравниваются пятна, которые остались на бумаге.

Какой вывод можно сделать?

Кот Матроскин Вот, почему, ребята, я очень люблю сметану и сливки.

Работа в парах

Кот Матроскин Ребята, прочитайте меню, представленное в тетради « Две недели в лагере здоровья»(с 34) ,порадуйте меня, составьте своё меню молочных блюд.

Какие интересные блюда у вас получились, я о некоторых даже не знал.

Учитель Ребята, чтобы молочные продукты пришли к нам полезными, люди каких профессий работают на ферме, соедините пары. Какие профессии лишние, почему?

(с 35,задание 3)

Кот Матроскин Ребята, сегодня вы узнали много интересного о молочных продуктах, отгадайте загадки и решите кроссворд. Ребята, назовите кисломолочные продукты.

Кот Матроскин Ребята, порадуйте меня ещё, сочините стихотворение о моих любимых продуктах.

Игра «Продолжи пословицу»

1. Заварил кашу, так не жалей…

2. Корова – на дворе…

3. Обожжешься на молоке…

4. Кашу маслом…

Подведение итогов

Творческое задание

Подобрать загадки, пословицы, составить викторину, сделать газету или нарисовать плакат «Удивительные молочные продукты».

Приложение(Работы детей)

1Викторина на тему «Молоко»

1. Существует выражение: «Молоко убежало». А куда убегает молоко, у него что, есть ноги?
2. Как вы считаете, молоко дают только домашние животные, или дикие тоже?

3. Назовите животных, которые умеют производить молоко

4. Продолжите фразу: «Малыш появляется на свет. Самая первая пища новорожденного это…»

5. Как вы считаете, молоко – это полезный продукт?

6. Что такое «сторож молока»? Зачем нужно сторожить молоко, оно ведь не в неволе?

7. Откуда пришло к нам выражение «Молочные реки, кисельные берега»?

8. В каких случаях мы употребляем выражение «Молочные реки, кисельные берега»?

9. Что такое «парное молоко»?

10. Какие вы знаете продукты, изготовленные на основе молока?

2Отгадай молочные продукты

1.«Буду главным я сейчас,
Пьют меня пред сном как раз.
Витаминный очень я и полезен всем, друзья!»

2.«Главным буду я, конечно,
Всем известно, как полезно
Творожок поесть с утра.
Убежит от вас беда»

3.«Самый вкусный это я!
Фруктовых кусочков много у меня!»

4.«Сметану крутили, вертели, взбивали.
И вышло из нее -»

5.«Я твердый и круглый.
Чуть-чуть желтоват

Съесть меня будет каждый рад»

Стихи детей

1.Есть деревня на планете,

Это место любят дети.

Там сметана и сырок,

Молоко, кефир, творог.

Это место дорогое-

Вкуснотеево родное!

2.Молоко коровье всем даёт здоровье.

Пейте, дети, молоко!

Пейте, на здоровье!

3.Молоко для всех полезно!

И для взрослых, и ребят.

В нём, есть кальций,

Витаминов - целый клад!

Пословицы и поговорки о молоке

Заварил кашу, так не жалей ни молока, ни масла.

Корова – на дворе, молоко – на столе.

Корова пьет воду – дает молоко, змея пьет воду – источает яд.

Обожжешься на молоке, станешь дуть и на воду.

Корова рогата, да молоком богата.

Не дело дёгтем щи белить, на то есть сметана.

Молока в достатке – и мы в порядке.

Молоко коровье – пейте на здоровье.

Не будет молока, коли у коровы тощие бока.

Пьёт молоко, да мёд - ничего его не берёт.

Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.

Кто на молоке ожегся, тот на воду дует.

Что к чему покорно: щи к пирогу, хлеб к молоку.

Всходы крепнут от воды, ребёнок здоровеет от молока.

Корова на дворе – молоко на столе.

Корми корову сытнее - молоко будет белее.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 12 «Березка»

ИГРА-ВИКТОРИНА

«Молочные старты»

(старший дошкольный возраст)

Воспитатель: Колобова

Людмила Ивановна

г. Реутов

Работа по программе

«Разговор о правильном питании»

Проводится как итоговое мероприятие по ознакомлению с окружающим в рамках программы «Разговор о правильном питании.

Необходимо приготовить конверты с вопросами, песочные часы на 1 минуту, юлу со стрелкой, металлофон, маленькие теннисные белые шарики, призы.

Группа детей-знатоков составляется из 7 детей. правильней и быстрее других выполнивших игровое задание «Доскажи словечко».

Конверты с заданиями выложены по кругу на середине стола, в центре – юла со стрелкой. За столом команда Знатоков. остальные дети – зрители, болельщики.

Если Знатоки затрудняются с ответом, зрители могут принять участие в игре. Воспитатель выступает в роли ведущего. На решение задания отводится 1 минута (по песочным часам). сигнак к началу размышления дается на металлофоне.

Знатоков не ответивших на вопрос, сменяет другая команда (дети, которые выполняют игровое задание «Доскажи словечко»).

За правильные ответы команда получает очки (теннисные шарики), за выигрыш – призы.

Вопросы подбираются воспитателем, который ориентируется на уровень подготовки детей.

Примерные задания игры «Доскажи словечко»


  • Пейте дети молоко будете...(здоровы)

  • Корову не накормишь – молоко... (не надоишь)

  • Всем дает здоровье молоко...(коровье)

  • Люди, пейте молоко – будет на душе...(легко).

  • Саше дали кашу, а Клаше...(простоквашу).

  • Кашу не испортишь...(маслом).

  • Не подливай в огонь...(масло).

  • Потому корова не кусает, что передних зубов... (не хватает).

  • Чья корова мычала, а твоя...(молчала).

  • Утка в юбке, курочка в сапожках, селезень в сережках, а корова в рогоже, да всего...(дороже).

  • Не красива корова, да дает...(молочко).

  • По губам текло, да в рот...(не попало).

  • Каша хвалилась, что с коровьем масло...(родилась).

  • Молоко пей, да на себя...(нелей).

Вопросы-задания для команд – Знатоков


  • Первая еда родившегося ребенка (молоко)

  • Какое животное дает молоко? (корова, коза...)

  • Чем питается корова? (травой, сеном)

  • Чем корова кормит своего детеныша? (молоком)

  • Для чего детям необходимо молоко? (для роста)

  • Что это за продукт (загадка в черном ящике. Ведущий описывает молочный продукт из черного ящика)

  • К какому виду продуктов относится молоко, кефир и сметана? (молочные)

  • Какие полезные вещества содержатся в молоке и молочных продуктах? (витамины, минералы, микроэлементы, белки, жиры, углеводы)

  • Что получается при скисании молока? (простокваша)

  • Из чего получают сливочное масло? (из сливок, а сливки из молока)

  • Какого цвета молоко? (белое)

  • К каким продуктам относится мороженое? (к молочным продуктам).

  • Сливочное масло жидкое или твердое? (замороженное - твердое, а оттаившее – мягкое, но нежидкое).

  • Загадка. Молоко заквасили, а потом сварили,
Что же получили? Белый, кисловатый,

Не хлеб, а ноздреватый. (творог)


  • Загадка. В холодильнике сейчас,
Желтый шар лежит у нас,

Вкусен шар я это знаю,

Шар кусочком отрезаю. (сыр).


  • Назовите четыре творожных блюда, которые вы кушаете в детском саду. (сырники, ленивые вареники, чудо-творожок, запеканка, ватрушка, лапшевник и др.).

В перерывах между игрой проводится: Малоподвижная игра «Молочное-немолочное», музыкальная пауза, физкультминутка «Му-у-у» или танец, игра со зрителями (загадки) с получением призов.

Воспитатель подводит итоги игры Знатоков, награждает победителей призами.

Нина Стиценко Анатольевна
Викторина «Пейте, дети, молоко, будете здоровы» (средняя группа)

Познавательная деятельность

Викторина

«Пейте дети молоко , будете здоровы » .

Цель :

Формировать у детей знания о полезных для здоровья человека продуктах питания. Развивать интерес к сохранению здоровья , через питание.

Задачи :

1. Закреплять знания детей о полезных продуктах питания, познакомить, что из них возможно приготовить.

2. Развивать мыслительную активность детей через отгадывания загадок, решения кроссвордов. Активизировать словарный запас : кумыс, брынза.

3. Воспитывать положительное отношение к молоку , к сохранению здоровья .

Ход деятельности:

Дети рассаживаются на стульчики.

Воспитатель : - дети , сегодня утром, когда я пришла в садик, то обнаружила на столе посылку (заинтересовав детей, показывает посылку) . Здесь написано «Для самых умных и веселых ребят» . – деревня Простоквашино.

А мы с вами умные?

Мы с вами веселые?

Тогда эта посылка для нас.

Дети предлагают посмотреть, что в ней.

Воспитатель берет посылку на которой нарисован кроссворд с картинками продуктов питания (овощи) :

Ребята а кто из вас знает, что это?

Варианты ответов детей.

Правильно ребята вы догадались, это кроссворд. А к нему записка «впишите ребята названия овощей рядом с картинками и вы узнаете, что находится в коробке»

(Дети называют нарисованные овощи, а воспитатель помогает вписать названия в клеточки)

Ребята, посмотрите из букв в клеточках получилось слово «МОЛОКО » . Какие продукты питания вы знаете, которые готовят из молока ?

Варианты ответов детей.

- молодцы . Ребята, в посылке еще какой-то конверт лежит.

Ребята предлагают посмотреть

Что же в нем, ой загадки! А вы умеете отгадывать загадки?

Тогда слушайте внимательно и отгадывайте

«Голодна – мычит,

Сыта – жует,

Малым ребяткам

Молоко дает »

Правильно дети ! А как корова мычит (помычали – дыхательная гимнастика) Му-му-му

Сюрпризный момент : за дверями доносится мычание.

Кто это? (заносит воспитатель игрушку корову)

«Идет, идет, бородой трясет

Травки просит

Ме-ме-ме, дай ка вкусной мне-е-е-е»

Это же коза!

Как коза?

За дверями раздается мление

А это кто (заносит игрушку коза)

Ребята а почему к нам пришли в гости и корова и коза?

Потому что они дают молоко !

А для чего нам нужно молоко ?

Варианты детей (поощрять детей в высказывании, подключать всех детей в беседу)

Правильно ребята вы все говорите. В молоке находятся очень много полезных витаминов, нужных нам для здоровья . Ребята, Буренка из Простоквашино прислала и вам молока ! Давайте мы для нее споем песенку – загадку. (включается фонограмма)

«Далеко, далеко на лугу пасутся ко…

«далеко, далеко, на легу пасутся ко….»

«Правильно коровы»

Все вместе : - Пейте дети молоко , будете здоровы .

Воспитатель раздает всем детям кружки с молоком .

Подведение итогов : дети самостоятельно обсуждают деятельность с игрушками «корова» и «коза» - попив молока , можно продолжить попеть под фонограмму и немного потанцевать!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 12 «Березка»

ИГРА-ВИКТОРИНА

«Молочные старты»

(старший дошкольный возраст)

Воспитатель: Колобова

Людмила Ивановна

г. Реутов

2012

Работа по программе

«Разговор о правильном питании»

Проводится как итоговое мероприятие по ознакомлению с окружающим в рамках программы «Разговор о правильном питании.

Необходимо приготовить конверты с вопросами, песочные часы на 1 минуту, юлу со стрелкой, металлофон, маленькие теннисные белые шарики, призы.

Группа детей-знатоков составляется из 7 детей. правильней и быстрее других выполнивших игровое задание «Доскажи словечко».

Конверты с заданиями выложены по кругу на середине стола, в центре – юла со стрелкой. За столом команда Знатоков. остальные дети – зрители, болельщики.

Если Знатоки затрудняются с ответом, зрители могут принять участие в игре. Воспитатель выступает в роли ведущего. На решение задания отводится 1 минута (по песочным часам). сигнак к началу размышления дается на металлофоне.

Знатоков не ответивших на вопрос, сменяет другая команда (дети, которые выполняют игровое задание «Доскажи словечко»).

За правильные ответы команда получает очки (теннисные шарики), за выигрыш – призы.

Вопросы подбираются воспитателем, который ориентируется на уровень подготовки детей.

Примерные задания игры «Доскажи словечко»

Пейте дети молоко будете...(здоровы)

Корову не накормишь – молоко... (не надоишь)

Всем дает здоровье молоко...(коровье)

Люди, пейте молоко – будет на душе...(легко).

Саше дали кашу, а Клаше...(простоквашу).

Кашу не испортишь...(маслом).

Не подливай в огонь...(масло).

Потому корова не кусает, что передних зубов... (не хватает).

Чья корова мычала, а твоя...(молчала).

Утка в юбке, курочка в сапожках, селезень в сережках, а корова в рогоже, да всего...(дороже).

Не красива корова, да дает...(молочко).

По губам текло, да в рот...(не попало).

Каша хвалилась, что с коровьем масло...(родилась).

Молоко пей, да на себя...(нелей).

Вопросы-задания для команд – Знатоков

Первая еда родившегося ребенка (молоко)

Какое животное дает молоко? (корова, коза...)

Чем питается корова? (травой, сеном)

Чем корова кормит своего детеныша? (молоком)

Для чего детям необходимо молоко? (для роста)

Что это за продукт (загадка в черном ящике. Ведущий описывает молочный продукт из черного ящика)

К какому виду продуктов относится молоко, кефир и сметана? (молочные)

Какие полезные вещества содержатся в молоке и молочных продуктах? (витамины, минералы, микроэлементы, белки, жиры, углеводы)

Что получается при скисании молока? (простокваша)

Из чего получают сливочное масло? (из сливок, а сливки из молока)

Какого цвета молоко? (белое)

К каким продуктам относится мороженое? (к молочным продуктам).

Сливочное масло жидкое или твердое? (замороженное - твердое, а оттаившее – мягкое, но нежидкое).

Загадка. Молоко заквасили, а потом сварили,

Что же получили? Белый, кисловатый,

не хлеб, а ноздреватый. (творог)

Загадка. В холодильнике сейчас,

Желтый шар лежит у нас,

Вкусен шар я это знаю,

Шар кусочком отрезаю. (сыр).

Назовите четыре творожных блюда, которые вы кушаете в детском саду. (сырники, ленивые вареники, чудо-творожок, запеканка, ватрушка, лапшевник и др.).

В перерывах между игрой проводится: Малоподвижная игра «Молочное-немолочное», музыкальная пауза, физкультминутка «Му-у-у» или танец, игра со зрителями (загадки) с получением призов.

Воспитатель подводит итоги игры Знатоков, награждает победителей призами.


Викторина

на тему: «Молоко и молочные продукты»

Молоко- уникальный продукт по пищевой и биологической ценности, усваиваемости и значению для организма. Академик Иван Петрович Павлов назвал молоко изумительной пищей, приготовленной самой природой.

Белое, а не вода,

Сладкое, да не мед,

От рогатого беру

И деточкам даю.

Закончите стихотворение.

С детства пью я молоко,

В нем и сила, и тепло!

Ведь оно волшебное,

Просмотр содержимого документа
«Викторина «Молоко и молочные продукты»»

Викторина

на тему: «Молоко и молочные продукты»

Молоко- уникальный продукт по пищевой и биологической ценности, усваиваемости и значению для организма. Академик Иван Петрович Павлов назвал молоко изумительной пищей, приготовленной самой природой.

    Отгадайте, о каком молочном продукте эта загадка.

Белое, а не вода,

Сладкое, да не мед,

От рогатого беру

И деточкам даю.

    Закончите стихотворение.

С детства пью я молоко,

В нем и сила, и тепло!

Ведь оно волшебное,

…………………………………

(Доброе полезное!)

С ним расту я по часам

И совет хороший дам-

Вместо пепси, лимонада

…………………………………

(Молоко пить чаще надо!)

    Сколько лет молоку?

(5 тысяч лет).

4. Какую посуду использовали раньше для хранения молока?

(Глиняные глинки и горшки).

5. Назовите произведения.

    «Что делать побежала она к молочной речке – кисельным берегам.

Речка, речка, - просит Маша, - спрячь меня!

(«Гуси лебеди»).

    « Я бы дяде Федору рубашку красивую купил. А тебе Матроскин, - сепаратор для молока».

(«Дни рождения в Простоквашино» Э. Успенский).

    Молоко, каких животных можно употреблять в пищу?

Коза Олень Свинья

ОвецКорова Кобыл

(Молоко кобыл, коров, овец, коз, оленей.)

    Что такое кумыс?

(Напиток из кобыльего молока.)

    Какой молочный продукт называют татарским йогуртом?

    Как называется татарский напиток, хорошо утоляющий жажду?

    Как называется сыр из овечьего и козьего молока?

    Каму принадлежит это шутливое высказывание:

«Разве можно управлять народом, у которых 379 сортов сыра».

(Франция, генерал де Голль.)

    Как правильно хранить молоко?

13.Как правильно мыть посуду из – под молока?

(Сначала мыть посуду прохладной водой и только потом горячей.)

Литература.

    Татары- мишари: Историко-этнографическое исследование / Рамзия Мухамедова. – Казань: Магариф, 2008. – 295 с,: ил.

ISBN 978-7761-1836-4.

    Технология: Сборник творческих проектов учащихся / Авт:сост. В.Д.Симоненко. –М.: Вентана – Граф, 2005- 272с.: ил.

ISBN 5-88717-590-7.

    Основы животноводство и механизации животноводческих ферм комплексов: Проб.учеб. пособие для учащихся 7-8 кл. сред.шк./ Под ред. Д. Л. Левантина.- М.: Просвещение, 1988.-175 с.: ил.