В Евангельских чтениях четвертой недели Великого поста повествуется об исцелении Господом Иисусом Христом одержимого бесом юноши. Это повествование убеждает нас в важности и необходимости веры, молитвы и поста.

«Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» , - ответил Христос Спаситель отцу, который привел к Нему своего больного сына. Все испробовал несчастный отец, чтобы помочь своему сыну, но желанного результата не было. Услышал, наконец, бедный родитель о чрезвычайном Чудотворце, Который врачует всякую язву в людях. Он пришел к Нему и взмолился: «Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (Мк. 9, 22). В ответ ему Христос говорит: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9, 23). И отец больного сына со слезами исповедует: «Верую, Господи, помоги моему неверию» (Мк. 9, 24). По вере отца Господь исцеляет его сына, изгнав из него духа немоты и глухоты.

Длительный период отделяет нас от того времени, когда мир имел счастье видеть Христа, слышать Его и получать непосредственно от Него милость, в которой всегда будут иметь нужду люди. Мы имеем такое же счастье, но дается оно не иначе как через веру, веру живую и спасительную, о которой Христос говорил: «Если можешь сколько-нибудь веровать, все возможно верующему» .

Многие из нас могут сказать: и мы ведь веруем, но почему же не всегда получаем по нашей вере? Ответ может быть следующий: потому что недостаточно верим; верим и сомневаемся; верим, а когда нам трудно, отчаиваемся; холодно верим или совсем не верим. Многие ли из нас могут сказать сегодня, что у нас есть такая вера, которая была у современников Христа Спасителя, вера, которая была у Его святых учеников и апостолов, у первых христиан? Есть ли у нас вера Закхея?

Есть ли у нас, наконец, вера, которую сегодня исповедовал Христу несчастный родитель больного сына? То была вера, которая занимала не только умы и сердца, а охватывала все человеческое существо; то была вера, которая заставляла людей забывать о пище, о питии, лишь бы слышать неизреченные глаголы Божественного Учителя; то была вера, которая заставляла людей забывать о семье, о доме, о всех земных привязанностях, помня только о том, что является единственным на потребу. О такой именно вере говорил апостол Павел: она спасала праведников, побеждала царства, творила правду, заграждала уста львов, угашала силу огня, укрепляла в немощах... (Евр. 11, 33-34). «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14, 12). Можем ли мы сказать, что имеем такую веру? И имеем ли право недоумевать: почему же, веруя, мы не всегда получаем по вере своей?

Не уверовав по-настоящему в Бога, мы жаждем знамений и чудес. Требовали этого и современные Христу иудеи, забывая, как и мы сегодня забываем, что знамения и чудеса даются, по слову Христа, только настоящим верующим.

После исцеления бесноватого юноши апостолы спросили Христа наедине: «Почему мы не могли изгнать его (злого духа)?» Христос ответил: «Этот род не изгоняется ничем другим, как только молитвою и постом» (Мк. 9, 28-29). Эти слова особенно должны быть близкими и понятными для нас в священные дни Великого поста, когда Церковь призывает к подвигу воздержания, покаяния, молитвы и поста .

Как же надо молиться и поститься? Слово Божие говорит: когда ты молишься, затвори дверь своего сердца, сосредоточься на той беседе, которую ведешь с Богом, не говори ничего лишнего, не уподобляйся неразумным детям, просящим у родителей опасного жгущего огня или острого ножа. Когда молишься, не будь, как лицемер (Мф. 6, 5). Когда стоишь на молитве, прощай (Мк. 11, 25) и т. д. То же самое можно сказать и в отношении поста. Чтобы пост был спасительным, он должен быть не только воздержанием в пище. Устами ветхозаветного пророка Исаии Господь учит, что, начиная пост, мы должны разорвать союз всякой неправды, избавиться от злобы, оказать помощь нуждающемуся, очистить свое сердце от злопамятства, лицемерия и т. д. Святая Церковь говорит, что «истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение...»

Внимая словам святого Евангелия, поразмыслив кратко о трех спасительных добродетелях, о вере, посте и молитве, будем благодарить Господа за все Его милости, которыми Он постоянно содействует делу нашего спасения. Аминь.

Верую, Господи! Помоги моему неверию
Блаженнейший митрополит Владимир

Неделя преподобного Иоанна Лествичника. Вся предстоящая седмица посвящена воспоминаю этого удивительного угодника Божия и мыслям о спасении человеческой души, которые преподобный Иоанн изложил в своей книги и назвал её «Лествица, возводящая на небо». И по названию этой книги он теперь сам именуется Лествичником, т.е строителем той самой лестницы спасения, по которой можно от ступени к ступени, поднимаясь все выше, от земли подняться к небесам.

Не за то будем осуждены мы с вами на Страшном суде, - восклицает преподобный Иоанн в своей книге, - что не совершали чудес, не богословствовали, а будем осуждены за то, что не плакали о грехах своих.

Первая ступень, к которой подводит нас преподобный Иоанн в этой книге, первая ступень совершенства добродетелей на первый взгляд кажется нам с вами, живущим в миру, неисполнимой, поскольку ступень эта именуется отречением от мира. Конечно, эту книгу он писал преимущественно для монашествующих, которые отреклись от мира, приняв ангельский образ и живущих как бы уже вне этого мира. Но если мы с вами вдумаемся в смысл этих слов и представим себе, от какого мира мы бы могли с вами отречься, живя в миру, то станет очевидным, что эта ступень и для нас тоже.

Отречение от мира, по мысли преподобного Иоанна, – это, прежде всего, весь свой строй мыслей направить к небесам. Конечно, живущим в пустыне монахам это в прямом смысле слова необходимо сделать. А нам с вами, живущим в миру, необходимо отречься от того зла, в котором этот мир лежит и от которого гибнет. Мир, в котором мы живем сейчас, он временный, и мы в нем временные: впереди нас ожидает вечность. Мы не должны забывать о том, что будет потом, за гробом. В этом смысле бегство из этого мира для нас вполне допустимо и приемлемо.

Не бежать от проблем этого мира, не отворачиваться от него, но не принадлежать этому миру, не принадлежать порокам и страстям, которые пронизывают этот мир. Не жить по законам этого мира, когда все кругом говорят: «все так делают и ты такой же, чем ты отличаешься?». Задавали такой вопрос христианам и язычники: да, соглашались христиане, мы такие же грешники, но мы не согласны с нынешним своим положением. Мы каемся и плачем о своих грехах и стараемся бороться с ними, измениться, а вас всё устраивает. и вы в этих пороках погрязаете, а если бы и желали измениться, то не в состоянии это сделать.

Рабство миру – вот что страшно, рабство греху. И от этого рабства призывает нас бежать преподобный Иоанн. Плач о своих грехах – это необходимое условие и одна из первых ступеней совершенства. Это очень важная мысль: покаянные слезы, сокрушение сердечное. Именно при таком состоянии души и сердца человек способен бежать от мира, живя в миру, не принадлежать ему.

Когда человек плачет? Когда какое-то чувство особенно остро касается его. Это может быть и радость, это может быть и горе, это может быть и восторг или ужас – такое сильное чувство, которое подобно копью пронзает сердце человека и из сердца исторгаются слезы. Когда мы говорим о покаянии, о покаянных слезах и чувствуем, что в нашем сердце такие чувства бывают крайне редко, то стоит задуматься: почему этих слез нет. Потому что наше сердце черствое, потому что мы не чувствуем боли от наносимых себе нашими грехами ран.

Нам кажется, что всё нормально. И только какое-нибудь особо сильное потрясение, или особо тяжкий грех, или прозрение, когда Господь благодатью Своей касается сердца и исторгаются слезы. И часто они переходят в горечь - от уныния, от отчаяния, от безысходности. Но у христианина не должно быть таких слез. Не должно быть слез саможаления. Но когда он видит, что его душа погибает, и он мало на что способен сам без Господа, вот эти слёзы спасительны. Только когда во имя Божие мы что-то делаем, с призыванием Его святого имени, тогда это становится спасительным для нас.

Вот и сегодня мы с вами слышали воскресное евангельское чтение о том, как Христос исцелил больного бесноватого мальчика. И посмотрите, как это исцеление происходило. Господь только что вернулся с вершины горы Фавор. Преобразившись там перед Своими ближайшими учениками Петром и двумя братьями Зеведеевыми Иоанном и Иаковом. Он спускался, и у подножия горы Его уже ждала толпа людей. И посреди этой толпы его ждал человек со своим сыном. Среди народа шум и волнение: апостолы не сумели помочь этому отроку, не сумели изгнать из него беса. Апостолы в недоумении: уже после они наедине они спрашивали у Христа – почему они не смогли изгнать беса? Тогда же Христос, услышав, что ученики не смогли изгнать беса, восклицает: «о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне». (Мк.9:19)

Исцеление Христос начинает не с мальчика, а начинает с отца, поскольку отец этот тоже болен неверием. Ведь он говорит Христу: вот я привел сына своего к Твоим ученикам, а они ничего не сумели сделать, но если ты что-то можешь, помоги. И Господь говорит ему здесь очень важную мысль: «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк.9:23)

Как возникает в человеке такая сила веры? Ведь Господь в другом месте говорит: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас». (Мф.17:20) Самое малое семя! И если в человеке было хотя бы столько же веры, гора послушалась бы! Значит мы даже такой веры в себе не имеем!..Как её в себе воспитать? Господь говорит этому отцу, приободряя его, что всё возможно!

Другой случай, тоже говорящий о силе веры, когда другой отец, начальник синагоги, у которого была тяжело больна дочь, стоял у Христа, моля об исцелении, но уже на пути к ней прибежали слуги и сказали, что она умерла. «Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй» (Мк.5:36). И отец это шел дальше за Христом, может быть, так же и веря, и не веря.

Так и тут: «И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал». (Мк.9:24-27)

Отец мальчика хотел веровать, хотя разум говорил, что это «невозможно», но душа подсказала дальнейшие правильные слова: «верую, Господи! помоги моему неверию» - слова смирения. Верую, но моя вера не такая сильная, какою она должна быть, помоги, Господи, моему неверию!

Смирение – вот чего не хватило ученикам, когда они не смогли изгнать беса. Они ведь, наверное, надеялись тогда только на свои силы. Господь, видя слезы этого отца, его слезы о своем греховном состоянии и несовершенстве, исцеляет мальчика, который падает как бы бездыханным, так, что все даже говорят, что он умер. Но Христос берет его за руку и подымает мальчика, который встает на ноги, или восстает – это прообраз грядущего воскресения.

Так Господь врачует и исцеляет: сначала душу и сердце, укрепляет в человеке веру через смирение. И когда покаянное чувство пробивает сердце человека как копье, молитва такого сердца всегда будет Господом услышана. А когда мы молимся и не слышим ответ, не получаем просимого, вспомним этого человека – как он просил. Он просил у Господа, прежде всего, укрепить собственную веру, так, чтобы ему было возможно поверить в реальность помощи от Бога. А ведь часто человек просит о чем-то у Господа, а сам не верит в то, что это возможно, что Господь поможет.

Мы не верим, как дети. А Христос говорит: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». (Мф.18:3) Христос говорит о чистоте сердца, об искренности, о прямодушии. Дети так слушают нас с вами: они не испытывают наши слова – правда это или не правда, они абсолютно доверяют! Когда ребенка впервые кто-то обманул, у него недоумение, состояние шока, он не понимает, что произошло, потому что для него неправда – это неестественно. Так и мы с вами должны научиться слышать слова Христа и принимать их в свое сердце. А если не хватает веры, уподобимся отцу этого мальчика и будем вопиять из глубины души: «верую, Господи! помоги моему неверию».

Митрополит Антоний Сурожский
«ВЕРУЮ, ГОСПОДИ, ПОМОГИ МОЕМУ НЕВЕРИЮ!»
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.


Год за годом по воскресеньям мы слышим те же отрывки из Евангелия. И иногда люди спрашивают: почему они всё повторяются? Не в том ли ответ, что мы слышим, но не делаем того, что услышали? Не приходится ли Господу повторять нам те же заповеди, а Апостолам - те же события из жизни Христа в надежде, что рано или поздно они достигнут до наших сердец и выкуют нашу жизнь?


Один из отцов Церкви сказал, что можно понять Евангелие только в той мере, в какой мы становимся творцами того, что говорит Господь, и Его последователями, только когда мы делаем то, что услышали. И как редко мы можем сказать: да, я услышал - и это изменило мою жизнь.


В житиях святых мы читаем, как иногда фраза Евангелия повернула жизнь человека в совершенно новое измерение. Кто из нас может сказать, что он услышал Господа, обращающегося со словом к нему лично, что все его существо: сердце, и ум, и воля, и тело - отозвалось, сказав: Аминь! Да, Господи! Это - истина, и я буду жить по этой истине.


Сегодняшнее Евангелие - один из таких отрывков, он читается нам каждый год. Господь сходит со Своими учениками с Горы Преображения, где все было славой и гармонией, Царство Божие явленное, слава Божия блистающая, все вокруг охваченное этой славой и отзывающееся на нее. Это момент, когда любовь горела пожаром, момент, когда Христос беседовал с Моисеем и Илией о Своем распятии, момент, когда Он говорил им о Своей всеконечной жертве, то есть о совершенной полноте, предельной интенсивности Своей любви к человечеству и к Богу. В это мгновение всё, что было в Нем: Его Божество, Его человеческая душа, Его человеческая плоть, которые приносились в жертву, были самопожертвованием - все достигло вершины любви. И тогда случилось, что не только Христово лицо, или руки, или Его тело просияли, но сами одежды Его стали белы, как свет, потому что они были охвачены и включены в эту тайну спасающей любви. Мы видим здесь, как сама материальность мира отзывается, будучи изначально сродни Богу. И мы видим, как полыхание Божественной любви в ее жертвенный момент преобразило все, что составит эту жертву.


И вот после этого Христос с учениками оказываются в долине, поистине в низине тени и смерти, в долине слез, где они встречают человека в муке сердечной: сын его болен. Отец обращался к ученикам Христовым, и ничего не случилось. Христос оборачивается к ним и говорит: ничего не случилось, потому что у вас нет веры!.. Но у самого человека была ли такая вера, которая может двигать горами? Все, что он смог собрать из глубин своего отчаяния, было доверие, доверие Христову состраданию, доверие Христовой любви и доверие, что Тот, Кто может так глубоко быть ранен нуждой другого человека, имеет и силу помочь. «Если можешь поверить хоть самую малость, - говорит ему Христос, - исцелеет твой ребенок». И ответ отца: «Верую, Господи, помоги моему неверию!»


Какая же разница между этим человеком и учениками? Не та же ли, какая между им и нами? Мы робеем поверить, мы не решаемся на доверие, мы не решаемся сказать из глубины душераздирающего сострадания, которое соединяет нас воедино со страдальцем, которое делает физическое или душевное страдание человека невыносимым для нас, - мы не способны сказать: Я МОГУ что-то сделать, и сделаю!..


В этом, возможно, наша главная трагедия; мы боимся, что если мы скажем: «Помолимся Господу, и Он поможет», - то ничего не случится, и мы будем посрамлены, а из-за нас будет посрамлен и Господь. Тогда как надо сказать: любовь Божия такова, что Он отзывается и на самую недостойную молитву, если только молитва эта искренняя, родившаяся из подлинного сострадания, из всей меры любви, которую мы можем собрать, как ее ни мало.


Мы не можем достичь уровня тех знамений верующих, которые перечисляются в конце Евангелия от Марка. Но мы можем сделать хотя бы одно - то, что Господь Иисус Христос повелел сделать Своим ученикам: Приведите его ко Мне! Если вы ничего не можете сделать, если у вас нет веры, если у вас нет мужества, если у вас нет надежды, если у вас нет сострадания, если любовь ваша колеблется - приведите его ко Мне!.. И это мы могли бы сделать в отношении каждого, кто вокруг нас находится в нужде, в муке душевной или физическом страдании и в опасности для жизни. Приведи его ко Христу, чтобы он встал перед лицом Господним во всем своем страдании. И чем больше отчаяние, чем безнадежнее положение, тем больше будет его способность встретить Бога, если только мы сами прозрачны, как свет, если только мы - те предвестники Христа, каким был Иоанн Предтеча или какими были Апостолы: те предвестники, которые открывают путь ко Христу, чтобы дать Богу действовать. Аминь.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.10.2011. и вновь иду по следу
  • 26.10.2011. Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным о
  • 25.10.2011. завтра- память иконы Божией Матери Иверская
  • 24.10.2011. молитвенное прошение начинает сбываться
  • 23.10.2011. вато - куст, педион - ребенок
  • 22.10.2011. построение Акафиста очень своеобразно
  • 21.10.2011. сегодняшнее, вчерашнее и завтрашнее
  • 20.10.2011. Пояс сначала был вывезен из Иерусалима в Константи
  • 19.10.2011. что люди могут сегодня и многие С-могли до нас?
  • 18.10.2011. и все-таки мы именно славянофилы
  • 17.10.2011. Интеллигенция или?! народ..
  • 14.10.2011. О чем поют в Праздник Покрова в Православном храме
  • 13.10.2011. а ведь завтра праздник, Праздник Покрова
  • 12.10.2011. о молении и молитве- Песни Господу. Псалмы и псалт
  • 11.10.2011.
  • 10.10.2011.

ВЕРУЮ, ГОСПОДИ… ПОМОГИ МОЕМУ НЕВЕРИЮ! Удивительная история одной женщины, прошедшей путь ОТ НЕВЕРИЯ К ВЕРЕ В БОГА… Прочтите!
«Я пошла к отцу Иоанну Кормилину и позвонила в дверь. Он открыл мне сам и теперь стоял и смотрел на меня темными, проникающими в сердце глазами.
— Вам что-нибудь надо?
— Да, я пришла, чтобы спросить Вас… я хотела бы знать… верите ли Вы в Бога?
Он не удивился, не возмутился, а ответил всё тем же тихим голосом:
— Да, я верю в Бога.
И вдруг мне ужасно захотелось плакать. Как будто мое сердце говорило: Как ты смеешь, дерзкая и глупая, спрашивать у священника, который отдал всю свою жизнь Богу, верит ли он в Бога? Но я зажала сердце тоской и сказала цинично: „Я сомневаюсь, что можно верить, но если вы действительно верите, то научите и меня верить! Я ищу Бога и никак не могу найти и никто не может научить меня вере, хотя я многих просила и расспрашивала о их вере. Может быть вы сможете научить меня?“
Он увел меня к себе в дом и спросил:
— Сколько времени ты будешь Его искать?
— А сколько времени надо Его искать?
— ВСЮ ЖИЗНЬ, — ответил он. — ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА. ТОГДА ВЫ НАЙДЕТЕ ЕГО. Многие ищут Бога месяц, два и потом отходят от Него и считают, что это не их вина, что Бог не открылся им. Но те, кто ищет своего Создателя всю жизнь, находят Его.
Я ничего ему не ответила, но я поняла, что сейчас я уже не та, что была до прихода к о.Иоанну. Что-то во мне незримо изменилось. Потом он сказал, чтобы я пришла в храм, исповедовалась и он меня причастит. Я не хотела причащаться и мне трудно было придти в храм, но я пришла. Во время исповеди я снова дерзила батюшке и спорила с ним:
— Я не могу причащаться, для меня Причастие это только „хлеб и вино“! Я недостойна и вообще это грех так причащаться, а по-другому я не могу чувствовать… Или молитва лжет, что это истинные Кровь и Плоть Христа или вы меня сознательно толкаете на грех? Не пойму только зачем?
Он слушал меня и во всем его образе была тишина. Потом сказал так же тихо:
— Молитва не лжет. Принимать Причастие без веры, это еще больший грех, но я беру ваш грех на себя…
— Я не понимаю, батюшка, как это можно взять чей-то грех на себя? И вообще я не верю, что это возможно, каждый отвечает сам за себя.
— Вы можете не верить, но я беру этот грех на себя и поэтому благословляю вас приобщиться Святым Христовым Дарам.
Я стояла перед ним жалкая и ничего не смыслящая… Наконец я смирилась и причастилась. Утром следующего дня я спешила в храм, чтобы торжественно объявить о. Иоанну, что со мной ничего необычного не случилось, вера не спустилась ко мне с небес..
— Приходите в храм на каждую службу и выстаивайте ее от начала до конца.
— Но мне это скучно! Я вообще не понимаю, что происходит на службе, я просто стою и рассматриваю людей молящихся в храме. И ладно бы просто смотрела, а то критикую и осуждаю..
— А вы боритесь с этими мыслями и повторяйте про себя Иисусову молитву: „ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЕНЯ ГРЕШНУЮ“.
Я стала всё делать так, как сказал батюшка, но при этом думала о себе: „Ну, что ж, пусть это будет тренировкой мой воли“. Прошло около двух месяцев, я по-прежнему приходила в церковь каждые субботу и воскресение. Я приходила к началу службы и оставалась до конца, постепенно я привыкла к Иисусовой молитве, она проникла в меня так, что я повторяла ее механически.. Просто повторяла. Но однажды в субботу, во время всенощной хор запел: „Величит душа моя Господа и вся внутренная моя, имя Святое Его…“ Я не знаю, как это случилось, но я почему-то оказалась на коленях и по щекам моим обильно текли слезы. Душу мою переполняла неизъяснимая радость, РАДОСТЬ ВЕРЫ И ВСТРЕЧИ С БОГОМ В СВОЕЙ ДУШЕ. Мне было все равно тогда — жить или умереть, потому что свершилось главное чудо в моей жизни — ОН ЕСТЬ! Так по молитвам о. Иоанна, взявшего на себя грех причащения меня недостойной, у меня теперь началась совершенно новая жизнь, центром которой стал Бог и Его Церковь»…

О днажды я сидела в больничной палате и наблюдала за тем, как мой восьмилетний сын находился без сознания, сражаясь за свою жизнь с внутричерепным тромбом. Я была странным образом спокойна. Я прилепилась к благости Божьей и изо всех своих сил уповала на то, что Он держал моего сына в Своих руках - в тот момент это, по сути, был мой единственный выбор. Не осталось больше никаких решений, которые я могла бы принять, никаких действий, которые я могла бы совершить, и ничего, что я могла бы контролировать.

Оглядываясь на такие времена, когда моя вера казалась мне большой, и где я «отпускала» нечто, чем по сути и не владела, легко и неразумно поздравлять себя и думать: «Эй, у меня всё под контролем. Я была верной. Это сработало!» И при всём при этом я могу не замечать, как я рассыпаюсь на кусочки во время намного меньших трудностей - тех, которые требуют от меня, чтобы я принимала решения, разбиралась с проблемами или действительно делала что-то на основании моей веры.

Сейчас, меньше, чем год спустя, я выхожу из себя при виде того, как мой теперь уже девятилетний сын дерётся со своим братом или заставляет одну из своих младших сестёр плакать. Я утомлена тяжёлым переездом, который ещё не завершён. Я беспокоюсь о доме, который необходимо продать, чтобы мы могли переехать к моему мужу в другой штат, где он нашёл новую работу. Я пребываю в стрессе, размышляя о финансах и о будущем. Я теряю спокойствие из-за протекающей стиральной машинки и кухни, которую заполонили муравьи. Я озабочена тем, что моё потомство готовит дворцовый переворот в ответ на мою очевидную слабость и недостаток руководства.

Я ощущаю себя далеко от Бога. Моменты, которые я провожу с Богом, когда они бывают, кажутся рутинными и поверхностными. Мои молитвы кажутся слабыми. Я лишена моей обычной уверенности, дома, церковной общины, служения, моей системы поддержки. А то, что осталось, совсем не привлекательно. Моя душа в сражении.

Предавая наше богословие через неверие

И вот я - разваливаюсь под давлением переезда и муравьёв, и какой-то текущей неуверенности. Почему? Является ли Бог, на которого я возложила моё упование в момент моего спасения, менее благим, когда я провожу второй час с плачущими детьми в очередях в Департаменте автотранспорта? Даже хотя я по-прежнему буду яростно защищать абсолютную Божью суверенность, мои поступки часто демонстрируют неверие, говорящее громче моих слов.

Когда мой разум поглощён тем, что творится с моим банковским счётом, я верю, что мою безопасность обеспечивают скорее деньги, чем мой Спаситель. Когда я кричу на моих детей за то, что они устроили беспорядок, который мне нужно убирать, я верю, что моё утешение приходит скорее от приведённого в порядок дома, чем от Бога всякого утешения. Когда я прихожу в отчаяние от неопределённого будущего и недостатка стабильности, у меня не получается верить, что я - просто странник, и этот мир не является моим домом.

Каждый проходящий час, когда мне не удаётся помолиться и воззвать к Богу, это час, когда я говорю Ему: «Всё в порядке, у меня всё под контролем» . И затем я лицемерно удивляюсь, как я до этого докатилась.

«Помоги мне, если можешь»

Это стало очевидным для меня, когда я среди своей усталости наткнулась на 9-ю главу Евангелия от Марка. Один отец отчаянно искал исцеления для своего сына, одержимого нечистым духом. Он перепробовал всё, что было в его силах: он попробовал церковь, он даже попробовал учеников. И в самом конце, когда всё остальное подвело его, остались только он и Иисус. Не осталось ничего, кроме слабого вздоха: «Помоги мне, если можешь» (см. Евангелие от Марка, 9:22).

Мои молитвы звучат похожим образом слишком часто. Я использую все варианты, прежде чем робко прийти к Тому, у Кого есть сила над всем, и тогда я молюсь так, словно я не полностью уверена в том, что Он вообще может помочь. Или, по крайней мере, я не ожидаю, что Он сделает это. Но Иисус ответил ему с такой силой и властью, что отец мальчика мгновенно увидел в этом человеке нечто славное и намного более сильное, чем тьма, которая годами мучила его бедного сына. И в этот момент он поверил.

Но простое присутствие веры не уничтожает неверие полностью. И он сразу же искренне умоляет Иисуса заполнить этот пробел. «Я верю, но помоги моему неверию!» (Евангелие от Марка, 9:24, Новый русский перевод, IBS 2010). Такой совершенный и простой ответ. Сырая вера соединилась с исповеданием, что он нуждался в Иисусе, чтобы достичь намного более совершенной веры, чем та, которую он жаждал иметь. И Иисус ответил ему замечательным чудом, потому что чудеса рождаются от веры.

Когда я прохожу через мою долину тени, я поражена тем, как легко быть ослеплённой неверием. Моя проблема гораздо глубже, чем мои нынешние трудности. Понимание того, что неверие часто является скрытым корнем множества различных грехов - важная часть способности удалять их из наших душ.

Война против похитителя славы

Вера и неверие могут существовать рядом друг с другом. Фактически, в этом падшем мире, где неуверенность и сомнение чувствуют себя как дома, всегда будет идти война между этими противоборствующими силами. Это не должно быть комфортным. Если ради покоя вы пытаетесь умилостивить и принять врага по имени неверие в вашу душу, вы лишь получите больше беспокойства из-за того, что приютили безжалостного врага в своём сердце. Никогда не становитесь беспечными с неверием. Лёгкость и комфорт, которых мы ищем в беспечности - это слабая и невзрачная награда в сравнении с чистой верой.

«Неверие всячески крадёт у Бога славу» – сказал Чарльз Сперджен. Мы не должны принимать присутствие неверия только потому, что между верой и неверием всегда будет идти война. Тьма процветает среди неверия, часто направляя нас в грех. Хотя сомнение необязательно является грехом само по себе, грех начинается, когда наши сомнения приводят к действиям. Когда мы возводим на престол неверие вместо веры и активно служим этому обману, мы заменяем истину ложью.

Мы не можем делать вид, что мы знаем Божьи пути, и праведники не избегут трудностей, но есть времена, когда я действительно верю, что мои испытания затягиваются или повторяются из-за глубоко укоренившихся привычек неверия. Я краду у Бога славу, приходящую от веры в истину о Его суверенности, даже если речь идёт о мелких разочаровывающих деталях моего дня.

Подписывайтесь:

Молитесь в вере

Молитва является лекарством от неверия. Когда сталкиваются вера и неверие, давайте обращаться к Тому, от Кого приходит наша вера, к Источнику и Объекту нашей веры. Личный контакт с нашим Спасителем Иисусом - это то, как мы прогоняем неверие. Ищите Его лица. Молитесь отчаянно и с ожиданием: вера, которая у нас есть - это единственное средство для победы над врагами нашего мира. Позвольте вашей слабой вере прилепиться к нашему могущественному Богу. Покайтесь и молитесь за освобождение от неверия ещё до того, как вы будете молиться за освобождение от ваших обстоятельств.

Господь, прости меня, что я не верила в то, что твоя истина пропитывает все сферы моей жизни. Раздуй мою маленькую, курящуюся искру веры в пылающий и пожирающий огонь, который приносит Твою славу и изгоняет тьму. Но никогда не позволяй мне думать, что моя вера достаточно сильна, или что у меня есть надежда накопить её про запас или сохранить её без Тебя. Я верю, помоги моему неверию!

Автор — Бонни МакКернан / © 2016 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Виталий Рогонский для