Стихотворные размеры: как определять, особенности и примеры. Амфибрахий, анапест, хорей, ямб, дактиль: примеры стихов
Формы стихотворного ритма разнообразны. Русское стихосложение опирается на силлабо-тоническую (слогоударную) систему стихосложения.
Силлабо-тоническое стихосложение – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Василием Кирилловичем Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). К середине XVIII века такой способ организации стихотворения стал главенствующим в русской поэзии.
Под стихотворным размером понимают правила чередования безударных и ударных слогов в стихе, иными словами – чередование стоп.
Стопа – это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб – двусложные стихотворные размеры), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест – трёхсложные стихотворные размеры). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в одной поэтической строке учитывается при определении стихотворного размера. Количество стоп соответствует числу ритмических ударений в одной строке.
В русском стихосложении выделяют пять стихотворных размеров : хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест.
Хорей , или трохей (от греч. horeios – плясовой) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на нечётные слоги . Стопа хорея схематически выглядит так: | – (знаком “|” условно обозначим ударный слог, а знаком “–“ безударный).
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
(А.С. Пушкин)
| – | – | – | –
| – | – | – |
В данном случае перед нами пример 4-стопного хорея . (При этом следует учитывать, что ритмические ударения не всегда совпадают с обычным словесным ударением, и в слове иногда может быть два ритмических ударения – в приведённом примере слово «снежные» обладает двумя ритмическими ударениями. "Лишнее" ритмическое ударение называется пиррихием).
Ямб (от названия древнегреч. музыкального инструмента) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на чётные слоги .
Стопа ямба схематически выглядит так: – |
Мой дядя самых честных правил.
Когда не в шутку занемог…
(А.С. Пушкин)
– | – | – | – | –
– | – | – | – |
В данном случае перед нами пример 4-стопного ямба .
Один из героев романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» - Васисуалий Лоханкин – общался с окружающими исключительно пятистопным ямбом:
Я к вам пришёл навеки поселиться.
Пожар, пожар пригнал меня сюда.
(И. Ильф, Е. Петров)
– | – | – | – | – | –
– | – | – | – | – |
Это пример 5-стопного ямба
.
Комедия "Горе от ума" написана разностопным ямбом, т.к. в тексте произведения используется разное количество стоп в ямбических строках:
Молчать!
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по летам.
А пуще дочери, да сами добряки.
Дались нам эти языки!
(А.С. Грибоедов)
– |
– | – | – | – | – |
– | – | – | – | –
– | – | – | – | – | – |
– | – | – | – |
Это пример разностопного ямба . В каждой из строк от одной до шести стоп.
Дактиль
(от греч. daktilos – палец) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 1-й, 4-й, 7-й и т.д. слоги.
Стопа дактиля схематически выглядит так: | – –
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит…
(Н.А. Некрасов)
| – – | – – | – – | –
| – – | – – | – – |
Это пример 4-стопного дактиля
.
Амфибрахий
(от греч. amfibrahus – с обеих сторон краткий) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 2-й, 5-й, 8-й и т.д. слоги
.
Стопа амфибрахия выглядит так: – | –
К отцу, весь издрогнув, малютка приник.
Обняв, его держит и греет старик.
(В.А. Жуковский)
– | – – | – – | – – |
– | – – | – – | – – |
Это пример 4-стопного амфибрахия .
По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах…
(М.Ю. Лермонтов)
– | – – | – – | –
– | – – | – – |
Это пример 3-стопного амфибрахия
.
Анапест (от греч. anapestos – отражённый назад, т.е. обратный дактилю) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. слоги .
Стопа анапеста выглядит так: – – |
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал…
(Н.А. Некрасов)
– – | – – | – – | –
– – | – – | – – |
Это пример 3-стопного анапеста
.
Мы рассмотрели, что такое двусложные размеры в силлабо-тонической системе стихосложения, а также уделили внимание четырехсложным. Сегодня мы с вами изучим трехсложные стихотворные размеры .
Для начала сравните две строчки из стихотворений Николая Гумилева:
Он не солгал нам, дух печально-строгий…
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд…
Начертите их схемы, и вы увидите, что первая строка – типичный ямб . А вот со второй – посложнее. Это трехсложный размер, и называется он амфибрахий . Ритмическая схема его такова:
– / – – / – – / – – / – – /
Скобочками обозначим стопы:
(– / –) (– / –) (– / –) (– / –) (– /)
Мы видим, что в трехсложном размере в одной стопе находятся два безударных и один ударный слог . Возникает вопрос: а как отличить трехсложный размер от двусложного ? С этим вопросом сталкиваются, как правило, все начинающих стихотворцы и студенты 1 курса филологического факультета. Многие не понимают, как определить, какая перед ними стопа – двусложная или трехсложная, – если не знают заранее размер стихотворения.
А это очень просто.
В двусложном размере – между двумя ударными слогами находится один безударный: /–/.
В трехсложном размере – между двумя ударными слогами находятся два безударных: /– –/.
В четырехсложном размере (пеоне) – между двумя ударным слогами находятся три безударных: / – – – /.
Заметили систему? Теперь обратите внимание на схемы приведенных строк еще раз и попробуйте определить, какой перед вами размер – двусложный или трехсложный.
Теперь о названиях. Трехсложных размеров, как видно из названия, три. Называются они так:
– ДАКТИЛЬ;
– АМФИБРАХИЙ;
– АНАПЕСТ.
Дактиль – трехсложный размер с ударением на первом слоге стопы (ударные слоги в строке 1, 4, 7, 10 и т.д.):
В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
(Н. Некрасов)
Амфибрахий – трехсложный размер с ударением на втором слоге стопы (ударные слоги в строке 2, 5, 8, 11 и т.д.):
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи —
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.(Н. Некрасов)
Анапест – трехсложный размер с ударением на третьем слоге стопы (ударные слоги в строке 3, 6, 9, 12 и т.д.):
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!
Трехсложные размеры в русскоязычной поэзии в настоящее время очень популярны. Наверно, это можно частично объяснить тем, что, используя трехсложные размеры, можно употреблять более длинные слова, находить более интересные интонационные и синтаксические конструкции.
Однако вышеперечисленными размерами ограничиваться не стоит. мы поговорим с вами о «нестандартных» размерах – дольниках, вольном стихе, русском гекзаметре и т.д.
Практика.
1. Найдите в своих стихах трехсложные размеры и сравните их со стихами, в которых вы используете двусложные.
2. Попробуйте переделать любое стихотворение, написанное в двухсложные размере, в «трехсложник» или наоборот. Сделайте выводы.
В любом стихотворном произведении важно не только содержание, но и форма, в первую очередь - размер. Размер стихотворения определяет его темп, музыку, настроение. Основные стихотворные размеры - это двухсложные ямб или хорей и трехсложные дактиль, амфибрахий и анапест. У каждого из этих размеров свой ритм, придающий стихотворению определенные особенности.
Как определить размер в стихотворении
Инструкция
В первую очередь, чтобы определить размер, нужно прочитать стихотворение ритмично, делая силовое ударение, не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь.
Напишите стихотворную строчку и подчеркните в ней все слоги (или гласные буквы), которые получились ударными. Например:
мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил
когдА не в шУтку зАнемОг…
Теперь посчитайте, сколько неударных слогов находится между ударными. В нашем примере на один ударный слог приходится один безударный, значит это двусложный размер - ямб или хорей. Запомните: в хорее ударение падает на первый из двух слогов, в ямбе - на второй. Значит, взятый нами пример из «Евгения Онегина» - это ямб.
Пример хорея:
мОй весЁлый звОнкий мЯч
тЫ кудА помчАлся вскАчь
Немного потренировавшись, вы научитесь определять размер стиха в уме, не отмечая ударные и безударные слоги на бумаге.
Точно так же различают трехсложные стихотворные размеры. Разница только в том, что в одном стопе в этом случае будет один ударный и два безударных слога. Если ударении падает на самый первый слог - этот размер называется дактиль, если на второй - амфибрахий, на третий - анапест.
Пример дактиля:
тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники
Пример амфибрахия:
конЯ на скакУ останОвит,
в горЯщую Избу войдЁт
Пример анапеста:
Я люблЮ тебя жИзнь,
что самО по себЕ и не нОво
Чтобы определить количество стоп (стопа - это группа слогов, на один из которых падает ударение), то есть выяснить, трехстопный это хорей или, например, пятистопный ямб, нужно сосчитать количество ударных слогов. В примере из «Евгения Онегина» мы видим, что это четырехстопный ямб. Стихотворение С.Маршака о мяче - четырехстопный хорей.
Помните, что ударные слоги при ритмичном чтении могут не соответствовать обычному ударению в словах! Например, в слове «зАнемОг» из нашего первого примера фактическое ударение одно (на «О»), но при ритмичном чтении мы слышим и второе, на «А».
ЕСЛИ СЛОЖНО, ПОДСКАЗКА!
Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест
Ямб
Ямб энергичен, деловит;
Как вечный демократ,
Всегда он чуточку спешит,
И всем поэтам рад.
Но есть величия секрет,
В стихах, простых на вид:
Ведь ямбом пишется сонет,-
Традиция гласит.
Хорей
У хорея ритм двусложный
Безударный - на второй.
Бодрой песенкой дорожной
Он вдруг чудится порой,
То капелью утро будит,
То кукушкой прокричит…
Как природа данный людям,
Часто он вокруг звучит.
Дактиль
Дактиль задумчив и полон покоя,
Взмахами пальца считая размер.
Это его шестистопной строкою
В мире гекзаметр прославил Гомер.
Есть в нём величия странная сила,
Отзвук вопроса, дерзаний святых,
И дорогой, по-старинному милый,
Истинный блеск непростой красоты.
Амфибрахий
Для русского слуха хорош амфибрахий,
В нём есть широта и простор,
Отчаянье удали в снежном размахе,
Неспешный степной разговор,
Бескрайних лесов потаённые чащи,
В безбрежности рек - облака,
Им вдруг заклинанья читающий пращур
Посмотрит в глаза сквозь века.
Анапест
У анапеста нрав непростой:
И упрямым он слышен порой нам,
Выделяя незримой чертой
Звуки в чередовании стройном.
В нём приказ, утвержденье, напор…
С отголоском обыденной речи.
Может он рифмовать милый вздор
И романсом украсить наш вечер.
Помощник поэта
Оригинальная компьютерная программа от разработчиков сервера Стихи.ру поможет вам подобрать рифму к любому слову. Программа предлагает словарь рифм, которые были использованы авторами нашего сервера, а также в стихах классиков. Мы не гарантируем точное совпадение всех рифм, поскольку в базе присутствуют также белые стихи без рифмы.
ОСНОВЫ СТИХОВЕДЕНИЯ
РИТМ – повторяемость, соразмерность одинаковых явлений через равные промежутки времени и пространства. В художественном произведении ритм реализуется на разных уровнях: сюжета, композиции, языка, стиха.
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – система стихосложения, основанная на равном количестве слогов в чередующихся стихах. При большом количестве слогов вводится цезура, которая делит строку на две части. Силлабическое стихосложение используется преимущественно в языках, которые имеют постоянное ударение. В русской поэзии употреблялось вXVII–XVIIIвв. С Полоцким, А. Кантемиром и др.
Наука ободрана, // в лоскуты обшита, 13 слогов
Изо всех почти домов // с ругательством сбита; 13 слогов
Знаться с нею не хотят, // бегут ея дружбы, 13 слогов
Как, страдавший на море, // корабельной службы. 13 слогов
А. Кантемир (Сатира на хулящих учение: к уму своему)
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – система стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. Основные метры – двусложные (Хорей, Ямб) и трёхсложные (Дактиль, Амфибрахий, Анапест).
ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греческого слова «тоноз» - тон, напряжение, ударение) – система стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных слогов в стихе, при этом количество безударных слогов в расчёт не принимается.
спим
ночь.
Днём
совершаем поступки.
Любим
свою толочь
воду
в своей ступке.
В. Маяковский
Тонический стих характерен для языков с подвижным ударением, таких, как русский, немецкий, английский. Русские былины писались тоникой. Обычно в них было три сильных ударения:
Как во стольном во городе во Киеве,
У великого у князя у Владимира…
Спокойно трубку докурил до конца,
Спокойно улыбку стёр с лица.
«Команда во фронт! Офицеры вперёд!»
сухими шагами командир идёт…
Н. Тихонов
МЕТР – определённая ритмическая упорядоченность повторов внутри стихотворных строк. Видами метра в силлабо-тоническом стихосложении являются двусложные (Хорей, Ямб), трёхсложные (Дактиль, Амфибрахий, Анапест) и др. стихотворные размеры.
СТОПА – повторяющееся сочетание ударного и безударного гласных. Стопа служит единицею стиха в силлабо-тонической системе стихосложения: трёхстопный ямб, четырёхстопный анапест и т. д.
ИКТ – сильный ритмообразующий слог в стихе.
СТИХ – 1.Строка в стихотворении; 2. Совокупность особенностей стихосложения какого-либо поэта: стих Марины Цветаевой, А. Твардовского и т. д.
ХОРЕЙ (в переводе с греческого «плясовой» хор, пляска, хоровод) – двусложный размер с ударением на 1-м, 3-м, 5-м, 7-м, 9-м и т. д. слогах:
Н и вы / сж а ты, / р о щи / г о лы,
От во / д ы ту / м а н и / с ы рость.
Коле / с о м за / с и ни / г о ры
С о лнце / т и хо / е ска / т и лось.
С. Есенин (четырёхстопный хорей)
ЯМБ (в переводе «бросок») – наиболее распространенный в русской поэзии двусложный размер с ударением на 2-м, 4-м, 6-м, 8-м и т. д. слогах:
Подр у / га д у / мы пр а зд / ной
Черн и ль / ниц а / мо я !
Мой в е к / одно / обр а з / ный
Тоб о й / укр а / сил я .
А. Пушкин (трёхстопный ямб)
ДАКТИЛЬ (в переводе с греческого «палец») – трёхсложный размер с ударением на 1-м, 4-м, 7-м, 10-м и т. д. слогах:
Бл и зился / с и зый за / к а т
В о здух был / н е жен и / хм е лен,
И оту / м а ненный / с а д
К а к-то о / с о бенно / з е лен.
И. Анненский (3-стопный дактиль)
АНАПЕСТ (в переводе с греческого «отражённый назад») – трёхсложный размер с ударением на 3-м, 6-м, 9-м, 12-м и т. д. слогах:
Ни стран ы , / ни пог о с / та
Не хоч у / выбир а ть.
На Вас и ль / евский о с / тров
Я прид у / умир а ть.
И. Бродский (двустопный анапест)
АМФИБРАХИЙ (буквальный перевод с греческого «с двух сторон краткий») – трёхсложный размер с ударением на 2-м, 5-м, 8-м, 11-м и т. д. слогах:
Жил м а лень / кий м а льчик
Был р о стом / он с п а льчик.
Лиц о м был / крас а вчик, -
Как и скры / глаз ё нки,
Как п у х во / лос ё нки…
В. А. Жуковский (двустопный амфибрахий)
ПЕОН – четырёхсложная стопа, состоящая из одного ударного и трёх безударных слогов. Пеоны различаются по месту ударения – с первого по четвёртый:
Сп и те, полу / м ё ртвые у / в я дшие цве /т ы ,
Т а к и не уз / н а вшие рас / цв е та красо / т ы,
Бл и з путей за / е зженных взра / щ ё нные твор / ц о м,
См я тые не / в и девшим тя / ж ё лым коле / с о м…
К. Бальмонт (трёхстопный пеон первый )
Фон а рики – / суд а рики,
Скаж и те-ка / вы мн е,
Что в и дели, / что сл ы шали
В ночн о й вы ти / шин е ?...
И. Мятлев (двустопный пеон второй)
Внемля в е тру, / тополь гн ё тся, / с неба д о ждь о / сенний ль ё тся,
Надо мн о ю / разда ё тся / мерный ст у к ча / сов стенн ы х;
Мне никт о не / улыбн ё тся, / и трев о жно / сердце бь ё тся
И из у ст не / вольно рв ё тся / монот о нный / грустный ст и х;
И как т и хий / дальний т о пот, / за окн о м я / слышу р о пот,
Непон я тный / странный ш ё пот / - шёпот к а пель / дождев ы х.
К. Бальмонт (4стопный пеон третий)
Нет, не найду/ сегодня пищи я
Для утеши/тельной мечты:
Одни шарман/щики, да нищие,
Да дождь – всё с той/ же высоты.
Владислав Ходасевич(2стопный пеон четвёртый)
ПЕНТОН – пятисложная стопа, состоящая из одного ударного и четырёх безударных слогов. В русской поэзии употребляется главным образом пентон третий, несущий ударение на третьем слоге:
Красным п о лымем
Заря всп ы хнула;
По лиц у земли
Туман ст е лется…
А. Кольцов
ПИРРИХИЙ – стопа с пропущенным метрическим ударением:
Б у ря / мгл о ю / н е бо / кр о ет,
В и хри / сн е жны / е кру / тя…
А. Пушкин (4-стопный хорей, третья стопа второго стиха – пиррихий )
СПОНДЕЙ –стопа с дополнительным (сверхсхемным) ударением:
Швед, р у с / ский к о / лет, р у / бит, р е / жет.
Бой б а / раб а н / ный, кл и / ки, скр е / жет…
А. Пушкин (четырёхстопный ямб, первая стопа спондей)
СТЯЖЕНИЕ – это явление, когда в стихе «не достаёт» одного слога. Промежуток между двумя ударными слогами как бы стягивается.ЛЕ́ЙМА (греч. λειμμα) - пауза в стихе (в античной метрике). Согласно античной теории стиха, Л. не допускается в середине слова или между словами, составляющими одно целое (например, между предлогом и словом, им управляемым). Длительность Л. в античном стихе была установлена от одной моры (доли) до шести мор (долей). В применении к русскому стиху термин «Л.» в значении паузы употребляется в стиховедческих работах Г. Шенгели.
Явления стяжения характерны «Илиаде» и«Одиссее» Гомера . (шестистопный дактиль)
Гнев,^ богиня, воспой Ахиллеса – Пелеева сына…
Кто ж от богов^ бессмертных подви / г их к враждебному спору?
_/v_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
_/_ _ _/v_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
В деревянные крылья окна
Вместе с рамами в тонкие шторы
Вяжет взбалмашная ^ луна
На полу кружевные узоры…
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_/_ _/ _ _ _ v_ _/
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
С. Есенин
ДОЛЬНИК (Паузник) – стихотворный размер на гранисиллабо-тонического итонического стихосложения. Основан на ритмическом повторении иктов и слабых мест, а также переменных пауз между ударными слогами. Диапазон междуиктовых интервалов колеблется от 0 до 4-х безударных. Длина стиха определяется количеством ударных в строке. В широкое употребление дольник входит в началеXXв.
Дольник -крайне условный термин, введен В. Брюсовым, который в своей «Науке о стихе» так назвал форму акцентного стиха, или ударника . Впоследствии дольником начали называть то паузный трехдольник , то «чисто тонический» стих народного типа (фразовик ), то опять акцентный стих.
Осень п о здняя. Н е бо откр ы тое,
И лес а сквоз я т тишин о й.
Прилегл а на б е рег разм ы тый
Голов а рус а лки больн о й.
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _ _
_ _ _/ v _ _/ _ _ _/
_ _ _/ v _ _/ _ _ _/ _
_ _ _/ v _ _/ _ _ _/
А. Блок (трёхударный дольник)
Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные,
Несытые взгляды твои!
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _ _
_ _/ _ _ _/ v _ _/
_ _ _/ _ v _/ _ _ _/ _ _
_ _/ _ _ _/ v _ _/
_ _ _/ _ _ _/ v _ _/ _ _
_ _ _/ v _ _/ _ _ _/
_ _ _/ _ v _/ _ _ _/ _ _
_ _/ _ _ _/ _ _ _/
1913г. А.А.Ахматова
РИФМА (Краесогласие) –одинаково звучащие клаузулы. Рифмы характеризуются по расположению (парная, перекрёстная, кольцевая), по ударению (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая), по составу (простые, составные),по звучанию (точные, корневые или ассонанс), монорим и т. п.
КЛАУЗУЛА – группа заключительных слогов в стихе (в стихотворной строке).
МУЖСКАЯ КЛАУЗУЛА – когда стих заканчивается ударным гласным:
И ветер, и дождик, и мгл а
Над холодной пустыней вод ы .
Здесь жизнь до весны умерл а ,
До весны опустели сад ы .
И. Бунин.Одиночество
ЖЕНСКАЯ КЛАУЗУЛА – созвучие, в котором ударение падает на второй слог от конца стиха:
Эти скудные сел е нья,
Эта скудная прир о да –
Край родной долготерп е нья,
Край ты русского нар о да!
Ф. И. Тютчев
ДАКТИЛИЧЕСКАЯ КЛАУЗУЛА – созвучие, в котором ударение падает на третий слог от конца стиха:
Я, Матерь Божия, ныне с мол и твою
Пред твоим образом, ярким си я нием,
Не о спасении, не перед б и твою
Не с благодарностью иль пока я нием,
Не за свою молю душу пуст ы нную,
За душу странника в свете безр о дного…
М. Ю. Лермонтов
ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ КЛАУЗУЛА – созвучие, в котором ударение падает на четвёртый и далее слог от конца стиха:
Идёт Балда, покр я кивает,
А поп, завидя Балду, вск а кивает…
А. Пушкин
Холод, тело тайно ск о вывающий…
Холод, душу очар о вывающий.
В. Я. Брюсов
БЕДНАЯ РИФМА – когда рифмуются последние икты, т.е. ударные гласные клаузул. Бедную рифму ещё называют достаточной.
ТОЧНАЯ РИФМА – рифма, при которой совпадают все звукиклаузул.
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.
Неудержимо, неповторимо
Всё пролетело…далече…мимо…
Сердце остыло, и выцвели очи…
Синее счастье! Лунные ночи!
С. Есенин
БОГА́ТАЯ РИ́ФМА - наиболее полное совпадение в рифмуемых словах звуков, не только согласных, начинающих ударный слог, но и звуков, предшествующих ударному слогу: демократ - стократ, канала - доканала, матовая - выматывая.
Где горизонта боро зда ? Все линии по теряны . Скажи,
которая зве зда
и где
глаза пан терины ?
Не счел бы
лучший ка значей
звезды
тропических ночей.
В. Маяковский
Человек сказал Дне пру : - Я стеной тебя за пру .
С. Маршак
По станице тополи Гнутся на ве тру . По станице топали Кони поу тру.
А. Сурков.
БАНАЛЬНАЯ РИФМА – часто встречающаяся, примелькавшаяся рифма; звуковой и смысловой трафарет. «…Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. «Пламень» неминуемо тащит за собой «камень». Из-за «чувства» выглядывает непременно «искусство». Кому не надоели «любовь» и «кровь», «трудный» и «чудный», «верный» и «лицемерный» и проч.» (А. С. Пушкин «Путешествие из Москвы в Петербург»).
ВНУТРЕННЯЯ РИФМА – созвучия, из которых одно (или оба) находятся внутри стиха. Внутренняя рифма бывает постоянной (появляется перед цезурой и определяет границу между полустишиями) и нерегулярной (разбивает стих на отдельные ритмические неравные и непостоянные группы):
Если рея , пропадая,
Ц епенея и блистая
Вьются хлопья снежные. –
Если сонно, отдалённо
То с упрёком, то влюблённо,
Звуки плачут нежные.
МОНОРИМ – стихотворение, использующее одну рифму:
Когда будите, дети, студентами,
Не ломайте голов над моментами,
Над Гамлетами, Лирами, Кентами,
Над царями и над президентами,
Над морями и над континентами,
Не якшайтесь там с оппонентами,
Поступайте хитро с конкурентами,
А как кончите курс эминентами
И на службу пойдёте с патентами –
Не глядите на службе доцентами
И не брезгуйте, дети, презентами!
А. Апухтин
АССОНАНС – неточная рифма, основанная на созвучии корней слов, а не окончаний:
Студенту хочется послушать Скрябина,
И вот полмесяца живёт он скрягою.
Е. Евтушенко
АЛЛИТЕРАЦИЯ – выразительное средство языка: повторение одинаковых или однородных согласных звуков с целью создать звуковой образ:
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой –
Как будто грома грохотанье –
Тяжёло-звонкое скаканье
По потрясённой мостовой…
А. Пушкин
АНАКРУЗА (анакруса ) – ритмический зачин стиха. Слабые слоги до первого икта. Нулевая в хорее, односложная в ямбе. Нулевая в дактиле, односложная в амфибрахии, двусложная в анапесте. Рассмотрим остроумный пример Томашевского. Исследователь берёт 4-стишие из стихотворения Фета «Венера Милосская», написанного 4-стопным ямбом:
Так, вся дыша пафосской страстью,
Вся млея пеною морской,
И всепобедной вея властью,
Ты смотришь в вечность пред собой…
_/ _/ _ _/ _ _/ _ _/ _
_/ _/ _ _/ _ _ _ _/
_ _ _ _/ _ _/ _ _/ _
_/ _/ _ _/ _ _ _ _/
и отбрасывает первые слоги (все первые слоги здесь односложны):
Вся дыша пафосской страстью,
Млея пеною морской,
Всепобедной вея властью,
Смотришь в вечность пред собой.
_/_ _ _ _/_ _/_
_ / _ _/_ _ _ _/
_ / _ _/_ _/_ _/_
_ / _ _ / _ _ _ _/
Ямб превратился в хорей. Отсюда вывод: при одинаковой внутренней структуре двусложные размеры, ямб и хорей, отличаются друг от друга ритмическим зачином.
Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные,
Несытые взгляды твои!
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _ _
_ _/ _ _ _/ v _ _/
_ _ _/ _ v _/ _ _ _/ _ _
_ _/ _ _ _/ v _ _/
_ _ _/ _ _ _/ v _ _/ _ _
_ _ _/ v _ _/ _ _ _/
_ _ _/ _ v _/ _ _ _/ _ _
_ _/ _ _ _/ _ _ _/
1913г. А.А.Ахматова
ЦЕЗУРА – короткая пауза в середине стихотворной строки, делящая стих на два полустишия и вносящая ещё большую ритмическую организованность. Если более четырёх стоп в стихе, нужна цезура. Обычно цезура появляется в шестистопном и более стихах:
Когда любовию // и негой упоённый,
Безмолвно пред тобой // коленопреклонённый
Я на тебя глядел // и думал ты моя,
Ты знаешь, милая, // желал ли славы я…
А. Пушкин
СЛОВОРАЗДЕ́Л - граница между словами в стихе (термин Б. Томашевского). Взаимосвязь С., стопораздела, интонационно-логической паузы и структурной паузы, несомненно, имеет большое значение для ритмико-фонетической организации стиха. Например, постоянное совпадение С. со стопоразделами придает стиху ритмическую монотонность.
Буря мглою небо кроет
_/ _ _/ _ _/ _ _/ _
Это пример совпадения словораздела со стопоразделом.
При несоблюдении С. возможны так называемые сдвиги . Вопрос о структурной роли С., по существу, еще не разработан. Андрей Белый называет С. «межсловесным промежутком», С. Бобров - «слором» (аббревиатура от «сло вор аздел»).
СДВИГ – акустико-фонетическое явление в художественной речи, преимущественно в стихе, когда конец одного слова и начало следующего за ним, или два стоящих рядом коротких слова, образуют как бы новое слово, изменяющее смысл фразы; происходит лексическая деформация фразы.
Слыхали ль вы (львы) за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
А.С. Пушкин
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом (с винцом) в груди лежал недвижно я.
М.Ю.Лермонтов
О, север, север, чародей!
Иль я (Илья) тобою околдован?
Ф.Тютчев
Шуми, шуми волнами Рона (волна Мирона)
И жатвы орошай.
К.Батюшков
И тут нежданный стих, неведомо с чего,
На ум (Наум) мой налетит и вцепится в него.
П.Вяземский
Разумеется, сдвиг возможен только при чтении фразы вслух и вырванной из контекста, чтение же глазом всего отрывка в целом не создаёт такого впечатления, и сами авторы не замечают возможного в их стихах фонетического, а значит и смыслового изменения фразы. Авторская глухота.
РИТМИЧЕСКОЕ ЗВУЧАНИЕ СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОГО СТИХА ЗАВИСИТ ОТ:
МЕТРА
ДЛИНЫ СТИХА ИЛИ ЧЕРЕДОВАНИЯ СТИХОВ РАЗНОЙ ДЛИНЫ
ХАРАКТЕРА КЛАУЗУЛ
НАЛИЧИЯ И РАСПОЛОЖЕНИЯ ПЕРРИХИЕВ ИЛИ СПОНДЕЕВ
ВИДОВ СЛОВОРАЗДЕЛОВ
НАЛИЧИЯ ИЛИ ОТСУТСТВИЯ ЦЕЗУР.
Из этих элементов возможно огромное количество сочетаний, чем и объясняется ритмическое разнообразие русских стихов.
ПЕРЕНОС (или зашагивание) – ритмическое несовпадение; конец смыслового высказывания не совпадает с концом стиха; служит средством создания разговорной интонации:
Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю
Слугу, несущего мне утром чашку чаю,
Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?..
Пороша есть иль нет? и можно ли постель
Покинуть для седла, иль лучше до обеда
Возиться с старыми журналами соседа?
А. Пушкин
СТРОФА - это сочетание нескольких стихов, объединенных общей мыслью, повторяющимся размером, способом рифмовки, интонацией и т. п. Длина стихов, их чередование и система рифм обусловлены самой структурой С. Строфа содержит в себе от двух до 14 стихов (сонет, онегинская строфа). Строфичность придает стихотворному произведению композиционную целостность, внутреннюю тематическую законченность и метрическое единство.
МОНОСТИХ – стихотворение, состоящее из одного стиха:
Всевыразительность есть ключ миров и тайн.
Любовь огонь, и кровь огонь, и жизнь огонь, мы огненны.
К. Бальмонт
О, прикрой свои бледные ноги.
В. Брюсов
ДВУСТИШИЕ – 1. Строфа из двух стихов с парной рифмой:
Бледно-синий загадочный лик
На увядшие розы поник.
И светильники гроб золотят
И прозрачно струится их чад…
И. Бунин
2. Вид лирики; законченное стихотворение из двух стихов:
От других мне хвала – что зола,
От тебя и хула – похвала.
А. Ахматова
ТЕРЦЕТ – строфа из трёх стихов (ааа, ббб, ввв ). Терцет в русской поэзии употребляется редко:
Она, как русалка, воздушна и странно бледна.
В глазах у неё, ускользая, играет волна,
В зелёных глазах у неё глубина – холодна.
Приди, - и она обоймёт, заласкает тебя,
Себя не жалея, терзая, быть может, губя.
Но всё же она поцелует тебя не любя.
И вмиг отвернётся, и будет душою вдали,
И будет молчать под Луной в золотистой пыли
Смотря равнодушно, как тонут вдали – корабли.
К. Бальмонт
ТЕРЦИНА – строфа из трёх стихов (аба, бвб, вгв и т. д.):
И дале мы пошли – и страх обнял меня.
Бесёнок, под себя поджав своё копыто
Крутил ростовщика у адского огня.
Горячий капал жир в копчёное корыто,
И лопал на огне печёный ростовщик
А я: «Поведай мне: в сей казни что сокрыто?
А. Пушкин
КАТРЕН – 1. Наиболее распространённая в русской поэзии строфа, состоящая из четырёх стихов: «Во глубине сибирских руд» А. Пушкина, «Парус» М. Лермонтова, « Что ты жадно глядишь на дорогу» Н. Некрасова, «Портрет» Н. Заболоцкого, «Снег идёт» Б. Пастернака и др. способ рифмовки может быть парным (аабб ), кольцевым (абба ), перекрёстным (абаб ).
2. Вид лирики; стихотворение из четырёх строк преимущественно философского содержания, выражающего законченную мысль:
До убедительности, до
Убийственности – просто:
Две птицы вили мне гнездо:
Истина – и Сиротство.
М. Цветаева
ПЯТИСТИШИЕ – строфа-четверостишие с двойным созвучием:
Как дымный столп светлеет в вышине! –
Как тень внизу скользит неуловима!..
«Вот наша жизнь, - промолвила ты мне, -
Не светлый дым, блестящий при луне,
А эта тень, бегущая от дыма…»
Ф. Тютчев
СЕКСТИНА –(позднелат. sextina), илисестина (итал. sestina) (оба от лат. sex - шесть), - сложная, шестистишная строфа, состоящая из четверостишия и двустишия, с разной системой рифм. Стихотворный размер С. - чаще пятистопный или шестистопный ямб
Царь-Огонь с Водой-Девицей. – А
Мировая красота. В
Служит День им белолицый А
Ночью нежит темнота, В
Полумгла с Луной-Девицей. А
Им подножье – три кита. В
К. Бальмонт
Это утро, радость эта, А
Эта мощь и дня, и света, А
Этот синий свод, б
Этот крик и вереницы В
Эти стаи, эти птицы, В
Этот говор вод… б
А. Фет
Опять, опять звучит в душе моей унылой Знакомый голосок, и девственная тень Опять передо мной с неотразимой силой Из мрака прошлого встает, как ясный день; Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый! Я устарел: и жить, и чувствовать мне лень.
В русской поэтике принята силлабо-тоническая система стихосложения, введенная с легкой руки Ломоносова и Тредиаковского. Если коротко: в тонической системе важно количество ударений в строке, а силлабика предполагает наличие рифмы.
Прежде, чем узнать, как определить стихотворный размер, освежим в памяти значения некоторых терминов. Размер зависит от порядка чередования ударных и безударных слогов. Группы слогов, повторяющиеся в одной строке, это – стопы. Они и определяют размер стиха. А вот количество стоп в одном стихе (строке) будет говорить о том, одностопный это размер, двустопный, трехстопный и т.д.
Рассмотрим самые популярные размеры. Размер стопы зависит от того, сколько слогов её составляют. Например, если слог один, то стопа тоже односложная, а если пять, то соответственно пятисложная. Чаще всего в литературе (поэзии) можно встретить двусложные (хорей и ямб) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) стопы.
Двусложные. Слогов два и размера тоже два.
Хорей – стопа с ударением на первом слоге. Синоним, которым иногда пользуются, называя этот вид стопы, – слово трохей. В ямбе ударение на втором слоге. Если слово длинное, то в нём подразумевается и вторичное ударение.
Интересно происхождение термина. По одной из версий – от имени служанки богини Деметры, Ямби, которая пела веселые песни, построенные на ямбическом размере. В Древней Греции ямбом изначально слагали только сатирические стихи.
Как отличить ямб от хорея? Затруднений легко избежать, если расположить термины по алфавиту. Первым идет “хорей”, соответственно, и ударение у него на первом слоге.
На картинке справа вы видите схематичное изображение размеров с помощью цифр и знаков, а под этим текстом можно почитать примеры стихотворений с такими размерами из художественной литературы. Хореический размер хорошо демонстрирует нам стихотворение А.С. Пушкина «Бесы», а стопы ямбического типа мы можем обнаружить в самом начале знаменитого романа в стихах «Евгений Онегин».
Трехсложные стихотворные размеры. Слогов в стопе три, и размеров столько же.
Дактиль – стопа, в которой первый слог под ударением, затем два безударных. Название произошло от греческого слова dáktylos, которое в переводе означает «палец». В дактилической стопе три слога, а в пальце три фаланги. Изобретение дактиля приписывают богу Дионису.
Амфибрахий (греч. аmphibrachys – краткий с двух сторон) – стопа из трех слогов, где ударный помещается в середине. Анапест (греч. anapaistos, т.е. отраженный назад)– стопа с ударением на последнем слоге. Схема: 001/001
Особенности трёхсложных размеров легко запомнить по предложению: «ДАМА вечером калитку запирает». В аббревиатуре ДАМА зашифрованы названия размеров по порядку: ДАктиль, АМфибрахий, Анапест. А слова «вЕчером калИтку запирАет» иллюстрируют образцы чередования слогов.
Примеры из художественной литературы для трёхсложных размеров смотрите на картинке, которую видите под этим текстом. Дактиль и амфибрахий иллюстрируют произведения М.Ю. Лермонтова «Тучи» и «На севере диком стоит одиноко». Стопу анапестическую можно найти в стихотворении А. Блока «К музе»:
Многосложные размеры образуются путем слияния двух или трёх простых размеров (прямо как в музыке). Из всего многообразия сложных типов стоп наиболее популярны пеон и пентон.
Пеон состоит из единственного ударного и трёх безударных слогов. В зависимости от того, каким по счету является ударный слог, различают I, II, III и IV пеоны. В русском стихосложении история пеона связана с символистами, которые предложили его в качестве четырехсложного размера.
Пентон – стопа из пяти слогов. Их пять видов: “Пентон №..(по порядку ударного слога). Знамениты пятидольники А.В. Кольцова, а “пентон № 3” так и называют “кольцовский”. В качестве примера «пеона» можно привести стихотворение Р. Рождественского «Мгновения», а «пентон» проиллюстрируем стихами А. Кольцова «Не шуми ты, рожь»:
Знать, какие бывают стихотворные размеры, нужно не только для школьных анализов по литературе, а для правильного их выбора при сочинении собственных стихов. От размера зависит напевность повествования. Правило здесь одно: чем больше в стопе безударных слогов, тем более плавно звучит стих. Не годится живописать стремительную битву, например, пентоном: картина получится как в замедленной съемке.
Предлагаю вам немного отдохнуть. Посмотрите видео с красивой музыкой и напишите в комментариях, как можно назвать необычный музыкальный инструмент, который вы там увидите?