2.Какое из утверждений является неверным? А)Наречия меры и степени отвечают на вопросы какой? чей? Б)Наречия образа действия отвечают на вопросы как? каким образом? В)Наречия места отвечают на вопросы где? куда? откуда? Г)Наречия времени отвечают на вопросы когда? как долго?


3.Какое из утверждений является неверным? А)Морфологическим признаком наречий является их неизменяемость. Б)В предложении наречия являются дополнениями. В)Чаще всего наречия зависят от глаголов. Г)Наречие может входить в словосочетание с прилагательным или другим наречием.


4.Какое из утверждений является неверным? А)Наречия на –о(-е) могут иметь степень сравнения. Б)Простая сравнительная степень образуется с помощью слов более или менее. В)Сложная сравнительная степень образуется с помощью суффиксов –ее(-ей),-е,-ше. Г)Превосходная степень наречий состоит из сравнительной степени наречия и слова всех.








11.Образуте словосочетания из глагола и наречия, объединив подходящие по смыслу слова. А)есть 1.насмерть Б)терпеть 2.вперемежку В)остаться 3.вперемешку Г)попасть 4.всухомятку Д)застать 5.невмочь Е)высадить деревья и кусты 6.внакладе Ж)сложить книги и тетради 7.врасплох З)испугаться 8.впросак


12.Образуйте словосочетания из глагола и наречия, объединив подходящие по смыслу слова.Обратите внимание на написание наречий с приставкой в- и суффиксом –ую(-ью) А)играть 1.вплотную Б)сыграть 2.врассыпную В)подойти 3.вслепую Г)броситься 4.вручную Д)сделать 5.втемную Е)бродить 6.вничью


13.Образуйте словосочетание из глагола и наречия, объединив подходящие по смыслу слова. Обратите внимание на написание наречий: в своем составе они имеют существительные, которые в современном русском языке не употребляются. Такие наречия пишутся слитно. А)убраться 1.вдоволь Б)стащить 2.восвояси В)наиграться 3.взаперти Г)ответить 4.втихомолку Д)сидеть 5.дотла Е)сжечь 6.невпопад




15.Какое из утверждений является неверным? А)в наречиях с приставками с-, -из, до- на конце обычно пишется о. Б)в наречиях с приставками в-, на-, за- на конце обычно пишется а. В)в наречиях на –о(-е) пишется столько н, сколько их в прилагательном, от которого образовано наречие. Г)на конце наречий после шипящих пишется ь (исключения: уж, замуж, невтерпеж)


16.Какое из утверждений является неверным? Дефис пишется: А)в наречиях с приставкой по- и суффиксами –ому, -ему, -и (по-моему, по-французски) Б)в наречиях с приставкой в-(во-) и суффиксом –ых(-их) (во-первых) В)в наречиях, образованных повторением сходных по структуре или однородных слов (крест-накрест) Г)в наречиях с приставкой по- и суффиксом –у (по-утру)


17.Установите способ образования наречий, отметив цифрой соответствующий каждому наречию способ. 1.Переход в наречия существительного в винительном или творительном падеже. 2.Переход в наречия существительного с предлогом. 3.Соединение предлога (приставки) с полным или кратким прилагательным. 4.Соединение предлога (приставки) с собирательными или порядковыми числительными. На днях, в-четвертых, натрое, влево, рысцой, вчистую, кверху, навеки, даром, вправду.


18.Установите способ образования наречий, отметив цифрой соответствующий каждому наречию способ. 1.Переход в наречия существительного в винительном или творительном падеже. 2.Переход в наречия существительного с предлогом. 3.Слияние словосочетания в одно слово. 4.Соединение предлога (приставки) с полным или кратким прилагательным. 5.Соединение предлога (приставки) с собирательными или порядковыми числительными. Докрасна, замужем, шагом, навылет, наконец, вниз, вдвое, в-пятых, тотчас, врассыпную.


19.Установите способ образования наречий, отметив цифрой соответствующий каждому наречию способ. 1.Переход в наречия существительного в винительном или творительном падеже. 2.Переход в наречия существительного с предлогом. 3.Слияние словосочетания в одно слово. 4.Соединение предлога (приставки) с полным или кратким прилагательным. 5.Соединение предлога (приставки) с собирательными или порядковыми числительными. Воистину, на корточках, рысью, сплеча, сейчас, надвое, в- третьих, подолгу, вслепую, вничью.


20.Установите способ образования наречий, отметив цифрой соответствующий каждому наречию способ. 1.Переход в наречия существительного в винительном или творительном падеже. 2.Переход в наречия существительного с предлогом. 3.Слияние словосочетания в одно слово. 4.Соединение предлога (приставки) с полным иди кратким прилагательным. 5.Соединение предлога (приставки) с собирательными или порядковыми числительными. Добела, вмиг, сегодня, издавна, вовремя, вплотную, например, впятеро, вширь, верхом, наудачу. 14.А 15.А,Б 16.Г рысцой, даром; 2-на днях, кверху, навеки, вправду; 3-влево, вчистую; 4-в-четвертых, натрое шагом; 2-замужем, навылет, наконец, вниз; 3-тотчас; 4-докрасна, врассыпную; 5-вдвое, в-пятых рысью; 2-воистину, на корточках, сплеча; 3-сейчас; 4-подолгу, вслепую, вничью; 5-надвое, в-третьих верхом; 2-вмиг, вовремя, например, вширь; 3-сегодня; 4-добела, издавна, вплотную; 5-впятеро.

Цели урока меть подбирать синонимы к наречиям, работать над лексиче­ским значением слова;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы образования наречий.

Цели урока : познакомить со способами образования наречий; проверить знания о смысловых группах наречий, полученные на предыдущем уроке; провести работу со словарными словами; у меть подбирать синонимы к наречиям, работать над лексическим значением слова;

уметь образовывать наречия от прилагательных.

ХОД УРОКА

1 . Организационный момент

2. Проверка знаний. Тестирование

1 Найдите наречие образа действия:

А) свободно; б) всегда;

В) недавно; г) утром.

  1. Найдите наречие времени;

а) слегка; б) туда;

в) вечером; г) едва.

  1. Найдите наречие места:

а) сколько; б) высоко;

в) зачем; г) слегка.

  1. Найдите наречие причины:

а) много; б) удивительно;

в) со зла; г) врукопашную.

  1. Найдите наречие цели:

а) там; б) чуть-чуть;

в) вмиг; г) зря.

  1. Найдите наречие меры:

а) много; б) невзначай;

в) кое-как; г) долго.

  1. Найдите указательное наречие:

а) по-турецки; б) сейчас;

в) туда; г) совершенно.

  1. Найдите неопределённое наречие:

а) где-нибудь; б) никуда;

в) там; г) зачем.

  1. Найдите вопросительное наречие:

а) негде; б) куда;

в) где-то; г) тогда.

  1. Найдите отрицательное наречие:

а) нестерпимо; б) никуда;

в) никто; г) никакой.

  1. Рассказ о слове мельком (индивидуальное задание по упр. 201).
  • Как образуется слово мельком ?
  • Как образовано слово восвояси ?

(Обозначает к себе домой. Наречие возникло в результате сращения в одно слово словосочетания во своя в ъси в свои деревни домой.)

  • Устно составьте предложения с данными словами.
  • Запишите слова мельком и восвояси в словари.
  1. Изучение нового материала

На доске записаны слова, учащиеся переписывают их в тетрадь. Горячо, по-старому, по-моему, взаймы, где-то, что-либо, во-первых, по- русски, попросту, сначала, медленно, вверх.

  • Докажите, что перед нами наречия.
  • С помощью чего они образованы (выделите части слов, от которых образованы наречия)?
  • От каких частей речи образованы данные слова?
  • Какими способами?

Запись на доске и в тетрадях

Наречия образуются от самостоятельных частей речи приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способом.

От

существительных рысца рысцой

(Лошадь бежала рысцой)

прилагательных приятельский по-приятельски

числительных два, третий дважды, в-третьих

деепричастий ш ут я шутя

(Шутя и смеясь. Мама говорила это шутя) местоимений твой по-твоему

5.Закрепление

Задание 1. Запишите словосочетания под диктовку учителя. Выполните морфемный разбор одинаково пишущихся слов.

Девушка прекрасна; прекрасно рассказывал. Поступок обдуман; поступил обдуманно. Девочка откровенна; отвечал очень откровенно. Море безмятежно; безмятежно спал. Решение бесполезно; участвовать бесполезно. Платье красиво; одеваться красиво.

Задание 2. Карточки с упражнением перед глазами учащихся. Спишите словосочетания, определите, от каких частей речи и с помощью чего образованы данные наречия.

Начать сначала; облегчённо вздохнуть; отвечать ясно; по-осеннему холодно; говорит чудесно; подниматься опасно; сделал по-своему; сказал

Трижды; вытер дочиста; пришли вдвоём; впервые встретились; поглядывать искоса; прочитал недавно; по-медвежьи завыл; живёт близко, работает по-прежнему.

Задание 3. Подберите синонимы к данным наречиям. Укажите, как образованы подобранные вами слова.

Смело (бесстрашно), неплохо (хорошо), напрасно (бесполезно), покорно (безропотно), недалеко, (близко), вдруг (неожиданно), быстро (мгновенно), отрывочно (бессвязно), иногда (изредка), навсегда (навеки).

3 а д а н и е 4. Запишите слова под диктовку. Объясните значение данных прилагательных и образуйте от них наречия. Какое из записан- | ных вами слов не является прилагательным? Почему?

Предварительный (предшествующий чему-либо), предполагаемый (допускающий возможность чего-либо), предприимчивый (энергичный, находчивый), представительный (видный, производящий впечатление), предупредительный (заранее принятыми мерами не допускающий чего-либо), пренебрежительный (исполненный высокомерно - презрительного отношения), привлекательный (располагающий к себе), привилегированный (обладающий преимущественным правом).

- Объясните значение фразы находиться в привилегированном по- | ложении.

6.Подведение итогов урока

Какими способами и от каких частей речи образуются наречия?

7. Домашнее задание

Написать небольшое сочинение (10 предложений) о первом выпавшем снеге, используя в тексте как можно больше наречий.


Слайд 1

Способы образования наречий

Слайд 3

Наречие –
самостоятельная часть речи.
Обозначают признак действия.
как?
где?
когда?
куда?
зачем?
Наречия не изменяются.

Слайд 4

Вспомним
Способы образования слов
приставочный
сложение
приставочно-суффиксальный
суффиксальный
сложение с суффиксацией

Слайд 7

легкий
грустный
хороший
наречие
Проще всего получилось с прилагательным.
Цып-цып-цып…
прилагательное
легко
грустно
хорошо
Моё, всё моё…
новый

Слайд 8

наречие
Потом пришла очередь существительного.
существительное
верх
вверх
вверху
наверху
сверх
сверху
+ в
+ в + у
+ на + у
+ с
+ с + у
приставки
суффиксы

Слайд 9

наречие
Потом наречие вернулось за прилагательным.
заново
наново
снова
вновь
по-новому
+ за + о
+ на + о
+ с + а
+ в
+ по + ому
прилагательное
новый

Слайд 10

Осталось прогуляться к глаголу.
вскачь
на скаку
в обнимку
вплавь

глагол
Пссс!
скакать
обнимать
плавать

Слайд 11

Наречие зашло и к числительному.
вдвоем
надвое
трижды

числительное
двое
трое

Слайд 12

Свиток истории
Откуда взялись наречия?

Слайд 13

замуж

за
мужем

Слайд 15

впросак
Теперь мы воспринимаем их как одно слово.
в
просак
станок для плетения канатов

Слайд 16

воочию
Теперь мы воспринимаем их как одно слово.
во
очи
глаза
своими глазами
Ю

Слайд 17

начеку
Теперь мы воспринимаем их как одно слово.
на
чеку
от «чекать», т.е. ждать, сторожить
на страже

Слайд 18

Свиток истории
Откуда взялись наречия?
Как образовались наречия?
громко
во-первых
мимоходом
издалека
туда
громкий
+ о
первый
+ ых
во+
ходить
+ ом
мимо+
далекий
из+
+ а
ни от чего!

Слайд 19

Выводы.
I.Наречия образуются от разных частей речи II. Наречия могут быть образованы разными способами: приставочным: давно недавно; суффиксальным: три трижды; приставочно-суффиксальным: старый по-старому; сложением слов: еле-еле; сложением слов с присоединением или: перво – наперво; в результате перехода из других частей речи: на встречу навстречу

Слайд 20

165. Определите способ образования наречий. Выпишите наречия в таблицу:
образованы с помощью приставок образованы с помощью суффиксов путём присоединения приставки и суффикса
Задумчиво (задумчивый), неуверенно (уверенно), зачарованно (зачарованный), по-детски (детский), по-взрослому (взрослый), жизнерадостно (жизнерадостный), безмолвно (безмолвный), невесело (весело), грустно (грустный), мечтательно (мечтательный), по-зимнему (зимний), когда-то (когда), печально (печальный), молчаливо (молчаливый), вдвоём (двое), по-твоему (твой), назавтра (завтра), во-первых (первый), влево (левый).

Слайд 21

166. От данных числительных образуйте наречия по образцу и запишите их в составе словосочетаний глаг. + нареч.
Двое – вдвоём; трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро. Двое – вдвое; трое, четверо, пятеро, шестеро. Двое – надвое; трое.
Х

Слайд 22

III. Часто существительное с предлогом становится наречием. Тогда предлог становится приставкой, а окончание – суффиксом: внизу, т.е. происходит слияние предлога с существительным. Иногда это слияние бывает неполным. По значению такое слово является наречием, а пишется как существительное: в обмен, на цыпочках, до завтра. Наречие нужно отличать от похожего на него существительного с предлогом. Имя существительное имеет или может иметь при себе пояснительное слово. Наречие пояснительного слова не имеет. Например, в (самом) низу – ждать внизу.
Выводы.

Слайд 23

Сделайте словообразовательный разбор выделенных наречий.
Мы живем недалеко, Нас найти совсем легко. Сперва направо вы пойдете, Потом налево повернете, И прямо тут же, за углом, Семиэтажный будет дом. Такой большой красивый дом, Но только мы живем не в нем. Игорь Иртеньев «Точный адрес».

Слайд 24

168. Выполните словообразовательный разбор наречий. Какие из них в настоящее время стали непроизводными?
Извне, издалека, издревле, изначала, искони, исподтишка, испокон, исполу, исстари.
2. Как вы понимаете значения наречий? 3. Найдите среди наречий синонимичные, определите, чем они отличаются друг от друга, придумайте с некоторыми из них предложения.

Слайд 25

169. Замените словосочетания одним словом – наречием, проведите их словообразовательный разбор.
Каждый день; перебивая друг друга; пересекая кому-нибудь путь; (стоять) вытянув руки по швам; без принуждения; с большим количеством грамматических ошибок; не часто, время от времени; из-под насупленных бровей.

Слайд 26

170. Образуйте от данных прилагательных наречия с помощью суффикса – о - , разберите их по составу.
Поз(?)ний, пр..восходный, бе..полезный, бе..покойный, скорый, хороший, ужас(?)ый, бе(с,сс)порный, опас(?)ный, пр..крас(?)ный, чес(?)ный, давний, горес(?)ный, радос(?)ный, п..чальный, грус(?)ный, в..сёлый, бе..мерный, бе..заветный, бе..защитный, пр..лес(?)ный, пр…имущественный.
2. Составьте 5 – 7 словосочетаний, укажите главное слово.

Слайд 27

Знаете ли вы, что…
Наречие сегодня образовалось от местоимения сего (сей – «этот») и имени существительного дня (Р.п. от слова день). Сегодня – значит «этого дня». Наречие завтра образовалось в результате сращения за утра, буквально «время, следующее за будущим утром». Затем звук [ у ] превратился в [в]. Получилось завтра. (По Л. Григорян).

Чтобы выявить наречие по данному признаку, необходимо запомнить следующую классификацию. Существуют наречия обстоятельные и определительные. К первой группе относятся слова, обозначающие:

Образ действия: «жить по-настоящему» или «поступать именно так»;
- меру и степень чего-либо: «чуть-чуть задуматься» или «трижды присесть»;
- время какого-то действия: «увидимся позже» и «он пришел утром»;
- место: «бой » или «магазин направо»;
- причину чего-либо: «сказать сгоряча» или «враг поневоле»;
- цель: «сделать нарочно» или «совершить умышленно».

Во второй группе наречия:
- качественные («страшно», «быстро» или «зверски»);
- («мало», «немного» или «дважды»);
- способа и образа действия («навзничь», «галопом» или «вплавь»);
- сравнения и уподобления («по-мужицки», «по-прежнему» или «по-приятельски»);
- совокупности («сообща», « » или «всенародно»).

При этом качественные и знаменательные наречия, образованные от подобных же прилагательных, можно определить по отдельным частям слова.

У качественных сравнительная степень образуется при помощи суффиксов «-ей», «-ше» и «-е»: «сделать работу лучше», «заплатить меньше», а также при помощи определенного вспомогательного слова, которое сочетается с исходной формой наречия: «более сильно» или «более мерзко». Превосходная – при помощи суффиксов «-ейш» и «-айш» («нижайше » или «покорнейше просить»); путем аналитического сочетания слова с исходной формой («наиболее страшно»), а также путем сочетания со словом «всех» («лучше всех»).

Со знаменательными все несколько проще. Наречия должны называть признак, но не указывать на него. Например, «выть по-волчьи».

Обнаружение наречия по способу образования

Таких способов существует три основных и еще один дополнительный.

Основные способы:
- суффиксальный характеризуется образованием от первоначального прилагательного - например, «медленно» от «медленный» или «дружеский» и « »;
- приставочно-суффиксальный - к примеру, «сытый» и «досыта», а также «сухой» и «досуха»;
- приставочный - «плохо» и «неплохо», а также «откуда» и «неоткуда».

Дополнительный способ образования наречия представляет собой сложение различного вида:
- сложение целых слов – «еле и еле» и «еле-еле»;
- сложение с элементом «полу-» - к примеру, слова «полусидя», «полустоя» или «полулежа»;
- сложение с применением суффиксов или приставок вместе с суффиксами – от «мимо» и «ходить» образуется «мимоходом», а от «силы» и приставки получается слово «