Рузиев Кирилл

Над проектом работать мне было очень интересно. В процессе работы узнал много интересного о моих домашних животных и о пользе, которую они приносят в нашу жизнь.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект-исследование на тему: «Домашние животные. Какое влияние они оказывают на нас?» Выполнил ученик 2В класса Рузиев Кирилл

ЦЕЛЬ: Провести исследование влияния домашних животных на человека. Выявить особенности поведения наших любимцев в присутствии людей.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: Опросить родных и знакомых. Изучить литературу домашней библитеки. Посмотреть художественные и научно – популярные фильмы. Найти материал в Интернете. Понаблюдать за собакой, кошкой и рыбками, живущими у меня дома.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА « КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ОКАЗЫВАЮТ НА ВАС ЖИВОТНЫЕ? Кто опрошен Кого держат дома Попугай Кошка Собака Хомяки Аквариум Мам а + + + Тётя + Соседи (3человека) + + + + + Брат + Сестра + + положительное - негативное

ГИПОТЕЗА Предположим, что домашние животные создают благоприятную атмосферу в доме, положительным образом влияют на состояние здоровья людей, да и просто, делают жизнь человека более интересной.

Я провел свое исследование по следующей схеме. Подумал самостоятельно. И вспомнил много моментов, когда мои животные оказывались рядом в нужный момент. У меня что-то болит - собака всегда ляжет рядом и вздыхает (как будто сочувствует). Кошечка тоже примостится на руки и заведет свою «песню». На рыбок посмотрю пять минут – и как будто побывал на море – забываешь про мороз и метель. Поэтому я предположил: Кошки, собаки не зря наши самые близкие соседи по планете. Они очень умные животные. У них есть какое-то необъяснимое шестое чувство, с помощью которого понимают нас, наше настроение, поэтому, когда у нас что-то болит, или плачем – пожалеют, а если весело – прыгают и радуются вместе с нами.

Я провел свое исследование по следующей схеме. Спросил других людей. «Как на вас влияют ваши животные?» Мама. Я люблю своих животных. Придешь после работы уставший, а они прыгают, радуются, на перегонки бегают друг за другом. Садишься передохнуть пять минут – гурьбой на коленки забираются, ластятся. Погладишь и хорошо становится от мурлыкания и преданных собачьих глаз. А вечером на рыбок очень приятно посмотреть – успокаивает, а глаза уставшие от компьютера за день, отдыхают. Тетя. Моя собака меня очень хорошо дисциплинирует. А еще внука помогает воспитывать – учит не причинять другим боль, так как маленькие дети еще не могут поставить себя на место другого человека, понять, что он чувствует. Общаясь с моей собакой, внук учится сочувствовать, сопереживать и понимать окружающих.

Я провел свое исследование по следующей схеме. Сестра. С моей кошкой интересно. Когда я ее глажу, мне хорошо. Бывает, что я плачу, она меня успокаивает – слизывает слезки. Брат. Моя маленькая собачка хорошая, добрая. С ней интересно играть. Она отвлекает от проблем, внимательно слушает, когда я с ней разговариваю. Наверное понимает, что я ей говорю.

Я провел свое исследование по следующей схеме. Посмотрел в книгах. В нашей домашней библиотеке много художественной литературы о домашних животных. Но этой информации было мало, и я воспользовался книгами городской детской библиотеки. Р.Киплинг написал про собаку по кличке Бутс, породы скотч – терьер. Этот веселый и добрый пес с радостью познавал окружающий мир, и с такой же радостью помогал узнавать его своему маленькому хозяину – Малышу. В югославской деревне кот Марко спас девочку, вцепившись в гадюку, свесившуюся с дерева рядом малышкой. А в Вене кошка Микки ухитрилась «отбить» трехлетнюю девочку от овчарки, разъярившейся неизвестно по какой причине. И кошки, и собаки умеют «предсказывать» землетрясения, извержения вулканов, штормы.

Что я узнал из телевизионных передач и художественных фильмов. Из телепередач про животных я узнал много интересного – они учат нас добру, состраданию, желанию помогать животным попавшим в беду. Очень много художественных фильмов о невероятной преданности животных людям и нашей любви к ним. Узнал в Интернете. Всемирная сеть предоставила очень много информации. Я отобрал самый интересный материал. Учеными доказано, что дети растущие в контакте с кошкой, менее подвержены аллергическим заболеваниям, астме и онкологии, благодаря постоянной тренировке иммунной системы. Кошки снимают стресс, стабилизируют давление. Кошки способны ускорять заживление ран и сращивание переломов, излечивать болезни, благодаря уникальным свойствам звука, издаваемом при мурчании. Аналогичные звуки, издаваемые дельфинами, с успехом используются в направлении медицины, известном как дельфинотерапия.

Человек, испытывающий трудности в общении с другими людьми, быстро налаживает отношения с четвероногим другом. Это помогает установлению контактов и с окружающим миром. Лечение различных заболеваний и их предупреждение у человека или группы людей в непосредственном контакте с собаками, оказывающих на них оздоровляющее воздействие, называется канистерапией (от слова канис - собака). Очень хорошо, если в доме есть аквариум! Психотерапевты рекомендуют лечиться от депрессии с помощью анималотерапии. Эмоциональную разрядку и расслабление человек получает, наблюдая за обитателями аквариума. Наблюдение за рыбками отвлекает от проблем и забот, успокаивает нервную систему.

Я наблюдал в течении двух недель за кошкой, собакой и рыбками. Сравнивал, как я себя чувствую в их присутствии, свое настроение до общения с ними, и после. Получил следующее. Кошка и собака - оба веселые и игривые. Прихожу со школы уставший, открываю дверь, а там радостные «мордашки» встречают. И сразу настроение поднимается, хорошо становится на душе. Еще и на перегонки побегаем – весело становится всем. Наблюдая за рыбками, заметил, что больше всего люблю смотреть на подводную жизнь в аквариуме чаще перед сном. В этот момент нет никаких мыслей - просто не думаешь ни о чем. Очень меня успокаивает. Но еще заметил - они все со своим характером, темпераментом. Одна хитрая, другая обжора, а третья добродушная. Хочется смотреть на них до бесконечности.

ВЫВОДЫ: В процессе исследования я доказал, что домашние животные Прекрасные лекари Детей, ухаживающих за ними, учат доброте и любви ко всему живому Оказывают психологическую помощь Дисциплинируют Предсказывают природные катастрофы. Таким образом, в жизни человека домашние животные играют немалую роль. Эта роль проявляется в том, что домашние животные создают благоприятную атмосферу в доме, положительным образом влияют на состояние здоровья людей, да и просто, делают жизнь человека более интересной.

Список литературы: Серия книг «Я познаю мир. Животные в доме». «Домашние животные». Ю. Дмитриев. « Ю-ю ». А. Куприн. «Твой верный пес Бутс». Р. Киплинг. «Давайте дружить». Л. Луговская. «Героические собаки». Л. Ордиш.

Поведение животных

Поведение – это направленные вовне действия организма в ответ на внешние или внутренние стимулы. Эти действия изменяют взаимоотношения организма с окружающей средой и способствуют, в конечном итоге, сохранению вида. Реакции могут быть самыми различными: от простейших движений на свет до брачных игр и защиты территории. Изучают поведение этология , зоопсихология и другие науки. В настоящее время для этого нередко используются современные технические средства: видео- и звукозаписывающие устройства, миниатюрные датчики, имплантированные в тело животного, и т. п.

Поведение можно условно разделить на врождённое и приобретённое. У растений все формы поведения являются врождёнными, в то время как у животных (особенно у высокоорганизованных) просматриваются оба типа поведения.

Врождённое поведение наследуется организмом от предков; простейшими формами врождённого поведения являются ориентация, таксис и кинез. Ориентация – это изменение положения отдельных частей организма по отношению к опоре или друг к другу. Таксис – это направленное движение всего организма в целом, вызванное внешним стимулом. Кинез , в отличие от таксиса, – реакция ненаправленная, зависящая от интенсивности стимула, но не от его направления. В качестве примера можно привести поведение мокриц в камере, разделённой на сухую и влажную половины. Мокрицы скапливаются во влажной половине, проявляя тем самым положительный гидротаксис. С другой стороны, если сравнить скорость беспорядочного движения мокриц в сухой и влажной камере, то выяснится, что на сухой половине, пытаясь найти более подходящие для себя условия, они двигаются быстрее – это пример кинеза.

Более сложной формой поведения является рефлекс . Безусловный рефлекс – это непроизвольная стереотипная реакция организма на внешний стимул, передающаяся по наследству. Это, например, отдергивание конечности от причиняющего боль раздражителя или реакция, направленная на поддержание равновесия. Безусловные рефлексы, как правило, не требуют координации со стороны головного мозга, однако могут видоизменяться под его влиянием; в этом случае рефлекс будет называться условным.

Инстинкт – это стереотипная форма поведения, возникающая в ответ на определённые изменения окружающей среды. Инстинкты специфичны для каждого вида. У животных, которым отпущен короткий срок жизни, они зачастую имеют преобладающее значение, но и у долгоживущих видов они не менее важны. Вот некоторые формы инстинктивного поведения:

    Защита занимаемой территории от других особей вида. Поисками территории обычно занимается самец; нередко он метит границы своей территории, оставляя пахучий след. При движении посторонних вглубь его участка самец использует для отпугивания угрожающие звуки, позы и телодвижения; иногда могут происходить и драки. Наиболее слабые особи часто не получают своей территории, что способствует выживанию сильнейших.

  • Агрессия – комплекс реакций, направленных против другого индивидуума, обычно для защиты территории, партнёра или потомства или установления социальной иерархии. Как правило, агрессивность находит выход в ритуальных поединках и не приводит к настоящим дракам.
  • Смещённая активность. Нередко во время стресса животное начинает осуществлять деятельность, никак не связанную с данной ситуацией. Так, человек может кусать ногти или барабанить пальцами по столу во время нервных стрессов. Сходная форма поведения существует и при переносе активности на другой объект, который не может быть пусковым стимулом (например, раздражение против кого-то, кто не является виновником произошедших событий).

    Социальная иерархия – расположение животных в постоянных или временных сообществах по рангам. Положение в иерархии зависит от размеров, силы, выносливости и агрессивности животного и обычно устанавливается при помощи каких-то агрессивных форм поведения. Социальная иерархия уменьшает агрессивность особей, связанную с питанием и размножением, избавляет животных от лишних драк и повышает жизнеспособность вида в целом. Термин «социальная иерархия» можно применить и к человеческим сообществам.

    Общественная организация – явление, когда животные образуют прочные сообщества (стая, улей, муравейник), внутри которого члены сообщества играют разные роли. Общественная организация может быть необходима для добывания пищи, размножения или, например, защиты от врагов и повышает жизнеспособность сообщества в целом. Подобная форма поведения свойственна некоторым позвоночным (как правило, у них отдельные члены сообщества могут меняться ролями) и общественным насекомым – пчёлам, муравьям и термитам, у которых роль индивидуума определяется строением тела и «закреплена» за ним наследственно (генетически). У этих насекомых имеется плодовитая самка, несколько сот плодовитых самцов и тысячи стерильных самок (рабочих особей).

Реакция животных на стимулы в значительной мере зависит от множества внешних или внутренних факторов. Так, реакция на пищу у животного, испытывающего голод, будет другой, нежели у сытого животного. В свою очередь, внешняя опасность может заставить животное подождать с едой до тех пор, пока опасность не минует. Совокупность подобных факторов называется мотивацией .

У большинства животных (за исключением примитивных форм, у которых отсутствует нервная система) возможно поведение, связанное с научением. Оно не передаётся по наследству. Научение – это адаптивное изменение индивидуального поведения в результате предшествующего опыта. Оно осуществляется у разных видов и в разных обстоятельствах по-разному. Научение может быть как кратковременным, так и постоянным, а его устойчивость зависит от памяти – способности хранить и извлекать информацию из предыдущего опыта. Без памяти научение невозможно.

Природа памяти не раскрыта до сих пор. Возможно, к ней имеет отношение существование замкнутых цепей нейронов, в которых возбуждение может циркулировать по кругу, сохраняя таким образом информацию. Однако большинство исследователей склоняется к тому, что в таких системах информация может храниться только небольшое время. Нарушения кратковременной памяти могут происходить в процессе старения или при сотрясении головного мозга. По другой гипотезе, память, особенно её долговременная составляющая, связаны с устойчивыми биохимическими изменениями в головном мозге, что подтверждается введением нервной ткани обученных животных в мозг необученным (при этом сокращается время научения). По-видимому, память – совокупность как перечисленных механизмов, так и других, о которых мы имеем весьма смутное представление.

Можно выделить следующие формы научения:

Привыкание – угасание реакции на повторяющийся стимул, не подкрепляемый поощрением или наказанием;

- условный рефлекс (классическое обуславливание) – выработка реакции не только на безусловный раздражитель, но и на появляющийся в сочетании с ним условный;

- научение путём проб и ошибок – научение животных, когда после какого-то определённого действия им предлагается награда либо наказание; сочетание такого действия с «оценкой» увеличивает или уменьшает его вероятность в дальнейшем;

Импринтинг (запечатление) – запоминание животным в отдельные периоды своей жизни (как правило, в детстве) поведения других индивидуумов (чаще – родителей) с последующим выполнением этих действий самостоятельно;

- латентное научение – исследование новой обстановки, которое не имеет непосредственной необходимости сейчас, но будет иметь жизненно важное значение в дальнейшем;

Инсайт (постижение) – высшая форма научения, основанная не на методе проб и ошибок, а на информации, полученной ранее. Возможна лишь при высоком уровне развития умственных способностей. Примером среди животных может служить использование обезьянами предметов для доставания еды (обычно этому предшествует некоторый период «размышления»).

У позвоночных, стоящих на вершине эволюционной лест­ницы, в частности у приматов, возникают новые формы инди­видуально-изменчивого поведения, которые с полным основа­нием могут быть обозначены как «интеллектуальное» поведение.

Образование навыков является результатом более или менее длительного повторения новых движений и действий. Но перед животными могут возникать такие задачи, которые требуют решения не путем упражнения, а посредством правильного отражения возникаемой ситуации не встречающейся в его практике. Предпосылкой для интеллектуальных форм поведения является перцепция, то есть отражение целых комплексных форм сложных ситуаций среды, а также отражение сложных отношений между отдельными предметами. Примером такого поведения является поведение животных в опыте Л.В.Крушинского аппарат, на котором демонстрировался опыт, состоит из двух непрозрачных труб. В одну из них на глазах животного вводится на веревочке приманка – кусок мяса или пачка зерна для птицы, эта приманка движется в закрытой трубе. Животное видит, как приманка входит в трубу, видит, как приманка выходит в свободное отверстие и снова скрывается во второй трубе. Как показали опыты, разные по уровню развития животные реагируют не одинаково. Те животные, которые стоят на более низком этапе развития (например, куры) реагируют так: они бросаются на приманку проходящую сквозь просвет и пытаются ее схватить, несмотря на то, что она прошла мимо, иначе говоря, реагируют лишь на непосредственное впечатление.

В отличии от них, животные, которые стоят на более высоком уровне развития, дают совершенно другую реакцию: они смотрят на приманку, проходящую через просвет, затем бегут к концу трубы и дожидаются когда приманка покажется у этого открытого конца.

Из птиц так делают хищные: так всегда делает кошка или собака.

Значит все эти животные реагируют не на непосредственное впечатление, а производят экстраполяцию, то есть учитывают где появится данный предмет, если он движется. У высших позвоночных наряду с реакцией на непосредственное впечатление существует известный тип предвосхищающего поведения, то есть реакция с учетом отношений между тем, где находится предмет в данный момент и где он будет в последующем.

Это поведение уже является типом разумного поведения, которое резко отличается как от инстинктивного, так и от обычных, более элементарных форм индивидуального изменчивого поведения.

Особое место среди высших животных отводят приматам (человекообразным обезьянам). Приматов, в отличие от большинства других млекопитающих, привлекает манипулирование не только с пищевыми объектами, но и со всевозможными предметами («бескорыстная» любознательность, «исследовательский импульс» по Павлову).

Обратимся к нескольким классическим опытам, в которых изучалось интеллектуальное поведение животных. Эти опыты проведены Кёлером, и получили известность как элементарные опыты с употреблением орудий. Употребление орудий есть всегда типичное интеллектуальное действие.

Опыт был поставлен следующим образом.

Первый простой опыт: обезьяна в клетке, передняя стенка – решетка. Вне клетки расположена приманка, которую обезьянка никак не может достать рукой, сбоку лежит палка, которая расположена ближе, чем приманка. Может ли обезьяна воспользоваться палкой для того, чтобы достать приманку? Опыты показали следующее: сначала обезьяна всячески пыталась изловчиться, чтобы достать приманку рукой – стратегии еще нет, есть прямые попытки достать приманку; затем, когда эти попытки оказываются тщетными, она останавливается и наступает следующий этап: обезьяна оглядывает ситуацию, берет палку, подтягивает ее к себе и палкой достает приманку.

Второй опыт носит более сложный характер. Приманка находится еще дальше. С одной стороны лежит короткая палка, которой приманку ни как не достанешь, а с другой стороны, немного дальше – длинная палка, которая годна для того, чтобы достать приманку. Исследователь ставит перед собой вопрос: может ли обезьяна сначала взять короткую палку, а затем с помощью короткой палки достать длинную и с помощью длинной палки достать приманку? Оказывается, что для обезьяны эта задача гораздо сложнее, но все же доступна. Обезьяна очень длительно делает непосредственные попытки достать приманку, истощается, затем оглядывает поле, и, как описывает Кёлер, берет первую палку, и ее помощью достает вторую, и второй палкой – приманку. Очевидно, в этот момент, говорит Кёлер, у обезьяны возникает схема будущего действия, схема решения и общая стратегия действия. Кёлер говорит даже, что обезьяна испытывает нечто вроде того, что испытываем мы, когда говорим «ага, поняли», и называет этот акта «ага – переживем».

Третий опыт еще более сложный. Он построен так же, как и второй опыт, с той только разницей, что палка находится в разных полях зрения. Когда обезьяна глядит на одну палку, она не видит второй, когда глядит на вторую – не видит первой. В этом случаи задача для обезьяны оказывается почти неразрешимой. Нужно, говорит Кёлер, чтобы обе палки и приманка были в одном поле зрения, чтобы их отношение могло быть наглядно воспринято. Только при этих условиях, если обезьяна наглядно воспринимает отношение всех трех предметов, у нее может появиться наглядная гипотеза решения и возникает соответствующая стратегия.

В опытах И.П.Павлова шимпанзе Рафаэль научился гасить водой огонь, препятствующий к приманке. Когда бак с водой был установлен на другом плоту Рафаэль, чтобы погасить огонь, кинулся по шатким мосткам к соседнему плоту. Животное перенесло усвоенный способ действия (навык) в новую ситуацию. Конечно, такое действие предоставляется нецелесообразным (вокруг плота вода!). Но между тем биологически оно оправдано. Продвижение по шатким мосткам обезьяны не составляет чрезмерных физических усилий, и поэтому заданная в эксперименте ситуация не стала для шимпанзе проблемной ситуацией, которую она была бы вынуждена решать в интеллектуальном плане. Инстинкты и навыки как более стереотипный способ реагирования охраняют животный организм от перенапряжения. Лишь в случае серии неудач животное реагирует наиболее высоким по уровню способом – интеллектуальным решением задач.

Из чего же необходимо исходить при опыте, чтобы научно подойти к интеллектуальному поведению животных? Прежде всего, необходимо исходить из того, что всякая форма приспособления животного к окружающей среде есть известная активная деятельность, протекающая, однако, по рефлекторным законам. Животное не может решать что-то раньше в уме с тем, чтобы потом осуществить это в деятельности, оно попытается решить задачи в процессе активного приспособления к среде.

Второе положение заключается в признании того, что строение этой активной деятельности на разных этапах эволюции неодинаково и что только с точки зрения эволюции можно подойти к формированию у высших животных интеллектуальных форм поведения. Интеллектуальное поведение обезьяны объясняется ориентировочно исследовательской деятельностью, в процессе которой он выделяет, сопоставляет нужные признаки. Если эти признаки соответствуют нужным, действие оказывается успешным и оно кончается, а если они оказываются не соответствующими нужным, действие продолжается.

Очень сложно объяснить, как животное приходит к интеллектуальному решению задачи, и процесс этот трактуется различными исследователями по-разному. Одни считают возможным сблизить эти формы поведения обезьяны с человеческим интеллектом и рассматривают их как проявление творческого озарения. Австрийский психолог К.Бюлер полагает, что использование орудий обезьянами следует рассматривать как результат переноса прежнего опыта (обезьянам, живущим на деревьях, приходилось притягивать к себе плоды за ветви). С точки зрения современных исследователей, основу интеллектуального поведения составляет отражение сложных отношений между отдельными предметами. Животные способны уловить отношения между предметами и предвосхитить результат данной ситуации. И.П.Павлов, проводивший наблюдения над поведением обезьян, называл интеллектуальное поведение обезьян «ручным мышлением».

Итак, интеллектуальное поведение, которое свойственно высшим млекопитающим и достигает особенно высокого развития у человекообразных обезьян, представляет собой ту верхнюю границу развития психики, за которой начинается история развития психики уже совсем другого, нового типа, свойственной только человеку, - история развитиячеловеческого сознания. Предысторию человеческого сознания составляет, как мы видели, длительный и сложный процесс развитияпсихикиживотных. Если окинуть единым взглядом этот путь, то отчетливо выступают его основные стадии и управляющиеим закономерности. Развитие психики животных происходит в процессе их биологической эволюции и подчиненообщим законам этого процесса. Каждая новая ступень психического развития в своей основе вызвана переходом к новым внешним условиям существования животных и новымшагом в усложнении их физической организации.

Изучением поведения диких и домашних животных занимается специальное направление в зоологии - этология, что означает дословно «учение о характере, нраве животного» (от греческих слов «этос» - «характер» и «логос»- «наука»). Как самостоятельное научное направление этология существует немногим более 30 лет.

Самец малой белой цапли прогоняет соперника со своей территории.

Ученые установили, что поведение животных - сложный процесс, которым управляет их центральная нервная система. В мозгу высших животных, таких, как горилла, шимпанзе, насчитывается до 5–10 млрд нервных клеток (нейронов), а в центральной нервной системе насекомых их в 4–5 раз меньше, но как у тех, так и у других эти «приборы» работают безотказно. Они помогают животным ориентироваться в определенной ситуации.

Этологи различают поведение животных, обусловленное причинами наследственными (генетическими) и приобретенными в процессе жизни, контакта с окружающей средой.

Наследственно обусловленное поведение не требует определенного навыка. Оно проявляется сразу же после рождения. Детеныш млекопитающего животного быстро находит сосок матери и начинает сосать молоко. Подросший детеныш при неожиданных ситуациях инстинктивно чувствует опасность, страх и затаивается, маскируется, сливаясь с окружающим фоном. В первые дни жизни молодняк запечатлевает, запоминает своих кормильцев и защитников, будь то его мать или человек. В дальнейшем проявляется инстинкт следования за подвижным предметом.

У птиц генетически закреплена ориентация в пространстве и направлении, которая необходима им при перелетах. Потомкам по наследству передается «годичный календарь, компас, карта и часы». Поэтому они в определенное время начинают готовиться к весенним и осенним перелетам и совершают их по точным маршрутам. Скворцы, например, летят из Средней Европы в Испанию. Кукушки - через Средиземное море к берегам Африки. Маленькая певчая птичка садовая славка совершает перелет из Европы через Средиземное море в Иран и Сирию.

Групповое поведение характерно для животных, которые живут стадами или стаями, например сайгаков, волков, многих птиц.

Различают поведение индивидуальное и групповое. Индивидуальное поведение характерно обычно для одиночных животных или семейной пары. Так, наш лесной великан лось живет обособленно, ведет скрытый образ жизни, с другими лосями общается только в период размножения.

У каждой пары особей есть своя территория, которую они охраняют. Пение птиц, которое мы слышим и которым наслаждаемся, предназначено вовсе не для нас, а для других птиц того же вида. Они пением сообщают, что данный участок занят. Если другой самец попытается пересечь условную границу, хозяин участка вступает с ним в борьбу, чаще всего побеждает и изгоняет непрошенного нарушителя.

Очень характерно поведение животных, которые живут группами. Им легче обнаружить опасность - вожак всегда на страже. В группе легче выращивать и воспитывать молодое поколение, так как детеныши скорее могут освоиться с окружающей обстановкой и научиться добывать корм, подражая старшим, или избежать опасности. У колпицы и пингвинов есть «детские сады», за которыми присматривают взрослые птицы. Вожаком стада или стаи всегда бывает самое сильное и опытное животное, которое поддерживает порядок в стаде. Это характерно для обезьян, волков, зубров и др.

Все стадо обычно делится на ранги, такое распределение животных обычно напоминает пирамиду, где на вершине вожак, ниже его достаточно сильные животные, а еще ниже слабые, старые животные и молодняк. У них наблюдается строгое подчинение снизу доверху.

Многие домашние животные - лошади, свиньи, птицы - сохраняют подобные ранги. Поэтому в стаде всегда строгий порядок, более слабые животные подчиняются более сильным, за неповиновение следует наказание от старшего по рангу или вожака. Даже в зоопарке, когда дают угощение обезьянам, младшие не имеют права взять его раньше старших.

Животные оценивают обстановку благодаря органам зрения, слуха, обоняния, осязания, а также непосредственным контактам. Так, они могут определить, много ли их на данном участке. Если много, то они начинают расселяться на новые места. Это препятствует перенаселению.

Чтобы узнать, какое значение для животных имеет степень населенности территории определенным видом, ученые З. Браун (США) и П. Кроукрофт (Англия) провели специальные опыты на мышах. Они поместили мышей на ограниченной площади и в изобилии обеспечили их кормом. Пока на 1 м 2 приходилось 1–2 животных, они были активны, много играли, но когда их численность достигла 6–8 особей на 1 м 2 , они резко изменили поведение, стали вялыми, малоподвижными, прекратили размножение. Это означало, что плотность животных на этой площади достигла предела и дальнейшее увеличение их числа может привести к болезням и даже к гибели.

У каждого вида животных есть средства общения, сигнализации - звуки, знаки, мимика, выделение пахучих секретов. Наиболее широко распространены звуковые сигналы. Вожак, например, подает сигнал об опасности или наличии корма, о приближении резкой перемены погоды - грозы, бури, ливня. Многие животные понимают сигналы опасности, издаваемые не только особями того же вида, но и другими видами животных или птиц. Например, стрекотание сороки или крики сойки для многих животных сигнал об опасности.

Очень характерно наследственно обусловленное поведение животных в период размножения. Многие из них совершают сложные брачные ритуалы. Крупные животные - зубры, бизоны, бараны, котики - ведут с соперниками бои. Маленькие турухтаны (кулики) в этот период украшены нарядными воротничками. Во время боя они их распушают, трясут головой и принимают петушиные позы. Страусы, журавли совершают своеобразные танцы. Многие птицы сопровождают ритуальные движения песней (глухари, тетерева и др.).

Поведение животных в природных условиях обычно направлено на то, чтобы добыть корм, спастись от опасности, принести потомство и выжить в суровых условиях.

Вы можете вести наблюдения за животными как в природе, так и в домашних условиях и много интересного узнаете об их жизни и повадках (см. Наблюдения в природе, Наблюдения за птицами в природе).

Ответ оставил Гость

Люди уже давно приручили животных. В наши дни кроме собак, кошек, хомячков, морских свинок, крыс, рыбок и попугаев, люди заводят и более необычных домашних животных: хорьков, игуан, пираний, улиток, жаб. За всеми очень интересно наблюдать.
Каждое животное имеет свой характер. Тот у кого есть домашние животные поймут меня. Больше всего меня занимает наблюдение за собаками. В нашем дворе собрались почти все породы собак: охотничьи: яхттерьеры, фокстерьеры, таксы, спаниели. Живет и красавица русская борзая.
Сосед сверху завел бассет хаунда. Этот коротконогий пес с длинными ушами, свисающей шкурой всгда безразличен. Я думаю он флегматик по своему темпераменту. Сколько бы озорных щенков к нему не приставали он не изменяет выражения своих красных и грустных глаз. Я бы дала ему кличку "Философ". Мне кажется, что он очень много чего обдумывает в своей голове.
А сестренки таксы наоборот очень шустрые и хитрые. первое впечатление они производят благоприятное - веселые, игривые, ласковые. Но в моей семье был неприятный случай. Такса укусила моего дедушку. Он ее гладил ласкал, отвернулся а она ему вцепилась в ногу, еле оторвали. Вот такие бывают охотницы.
К сожалению, в нашем дворе живут и бойцовские псы - гроза всех дворняжек. Эти собаки выведены как жестокие убийцы и дрессировка врят-ли поможет изменить их.
Девушки заводят себе декоративных собак: пекинесов, йоркширских терьеров, чихуахуа, пекинских хинов. Я их недолюбливаю. Глупые они (это я о собаках:-)).
А самые любимые собаки - это золотистые ритриверы, лабрадоры и дворняги. Да да дворняжки. Может они не такие симпатичные, как породистые собаки, но они умные, преданные. Настоящие товарищи. Моя собака была просто гением. к каждому члену семьи он находил свой подход. Ко мне он ластился, выполнял все мои команды, зарабатывая угощение; бабушку просто гипнотизировал и она сама отдавала полпорции. Дедушку он просто очень любил и уважал. Он ложился к его ногам и терпеливо ждал, когда его отведут на прогулку. Мой пес был очень умный, он знал где в саду дорожки (ходил только по главной и никогда не подходил к грядкам), знал много команд (не только лежать, сидеть, рядом, апорт, прыг, но и зайчик, машина (он останавливался по этой команде и не шевелился пока не проедет машина), ползи, ждать). Удивительно, но он понимал человеческую речь. Когда дело подходило к вечеру (время когда нужно его выводить на прогулку) дедушка подходил к бабушке, чтобы узнать чем его накормить, какие бы слова он не употреблял "четвероногий друг", "пес", "собака", "хвостатый", "рыжий"... мой друг подбегал, подавал голос, подтверждая, что его нужно кормить. Кстати он знал слова "пить", "есть", "кушать", "кормить", "угощение".
С детства мы научили не ходить его на кухню, чтобы не мешал нам есть и он до самой старости соблюдал это правило и сидел, ждал нас в коридоре. Угадывал настроение. Стоит загрустить он приносил игрушку и совал свой мокрый черный нос в руку, чтобы его погладили. Когда я болела он сидел около кровати и сочувствовал.
Наука считает, что у собак и у животных есть только инстинкты, можно выработать рефлексы, но разве не было у моей собаки разума, интеллекта??? Я думаю, что такое поведение собак, может быть только благодаря их уму.