Формулировка задачи: Найдите значение выражения (действия с дробями).

Задача входит в состав ЕГЭ по математике базового уровня для 11 класса под номером 1 (Действия с дробями).

Рассмотрим, как решаются подобные задачи на примерах.

Пример задачи 1:

Найдите значение выражения 5/4 + 7/6: 2/3.

Вычислим значение выражения. Для этого определим порядок действий: сначала умножение и деление, затем сложение и вычитание. И выполним необходимые действия в нужном порядке:

Ответ: 3

Пример задачи 2:

Найдите значение выражения (3,9 – 2,4) ∙ 8,2

Ответ: 12,3

Пример задачи 3:

Найдите значение выражения 27 ∙ (1/3 – 4/9 – 5/27).

Вычислим значение выражения. Для этого определим порядок действий: сначала умножение и деление, затем сложение и вычитание. При этом действия в скобках выполняются раньше, чем действия за скобками. И выполним необходимые действия в нужном порядке:

Ответ: –8

Пример задачи 4:

Найдите значение выражения 2,7 / (1,4 + 0,1)

Вычислим значение выражения. Для этого определим порядок действий: сначала умножение и деление, затем сложение и вычитание. При этом действия в скобках выполняются раньше, чем действия за скобками. И выполним необходимые действия в нужном порядке:

Ответ: 1,8

Пример задачи 5:

Найдите значение выражения 1 / (1/9 – 1/12).

Вычислим значение выражения. Для этого определим порядок действий: сначала умножение и деление, затем сложение и вычитание. При этом действия в скобках выполняются раньше, чем действия за скобками. И выполним необходимые действия в нужном порядке:

Ответ: 36

Пример задачи 6:

Найдите значение выражения (0,24 ∙ 10^6) / (0,6 ∙ 10^4).

Вычислим значение выражения. Для этого определим порядок действий: сначала умножение и деление, затем сложение и вычитание. При этом действия в скобках выполняются раньше, чем действия за скобками. И выполним необходимые действия в нужном порядке:

Ответ: 40

Пример задачи 7:

Найдите значение выражения (1,23 ∙ 45,7) / (12,3 ∙ 0,457).

Вычислим значение выражения. Для этого определим порядок действий: сначала умножение и деление, затем сложение и вычитание. При этом действия в скобках выполняются раньше, чем действия за скобками. И выполним необходимые действия в нужном порядке:

Ответ: 10

Пример задачи 8:

Найдите значение выражения (728^2 – 26^2) : 754.

Вычислим значение выражения. Для этого определим порядок действий: сначала умножение и деление, затем сложение и вычитание. При этом действия в скобках выполняются раньше, чем действия за скобками. И выполним необходимые действия в нужном порядке. Также в данном случае нужно применить формулу разности квадратов.

Дробь - число, которое состоит из целого числа долей единицы и представляется в виде: a/b

Числитель дроби (a) - число, находящееся над чертой дроби и показывающее количество долей, на которые была поделена единица.

Знаменатель дроби (b) - число, находящееся под чертой дроби и показывающее на сколько долей поделили единицу.

2. Приведение дробей к общему знаменателю

3. Арифметические действия над обыкновенными дробями

3.1. Сложение обыкновенных дробей

3.2. Вычитание обыкновенных дробей

3.3. Умножение обыкновенных дробей

3.4. Деление обыкновенных дробей

4. Взаимно обратные числа

5. Десятичные дроби

6. Арифметические действия над десятичными дробями

6.1. Сложение десятичных дробей

6.2. Вычитание десятичных дробей

6.3. Умножение десятичных дробей

6.4. Деление десятичных дробей

#1. Основное свойство дроби

Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю, то получится дробь, равная данной.

3/7=3*3/7*3=9/21, то есть 3/7=9/21

a/b=a*m/b*m - так выглядит основное свойство дроби.

Другими словами, мы получим дробь, равную данной, умножив или разделив числитель и знаменатель исходной дроби на одно и то же натуральное число.

Если ad=bc , то две дроби a/b =c /d считаются равными.

Например, дроби 3/5 и 9/15 будут равными, так как 3*15=5*9, то есть 45=45

Сокращение дроби - это процесс замены дроби, при котором новая дробь получается равной исходной, но с меньшим числителем и знаменателем.

Сокращать дроби принято, опираясь на основное свойство дроби.

Например, 45/60=15/ ​20 =9/12=3/4 ​ (числитель и знаменатель делится на число 3, на 5 и на 15 ).

Несократимая дробь - это дробь вида 3/4 ​ , где числитель и знаменатель являются взаимно простыми числами. Основная цель сокращения дроби - сделать дробь несократимой.

2. Приведение дробей к общему знаменателю

Чтобы привести две дроби к общему знаменателю, надо:

1) разложить знаменатель каждой дроби на простые множители;

2) умножить числитель и знаменатель первой дроби на недостающие

множители из разложения второго знаменателя;

3) умножить числитель и знаменатель второй дроби на недостающие множители из первого разложения.

Примеры: приведите дроби к общему знаменателю .

Разложим знаменатели на простые множители: 18=3∙3∙2, 15=3∙5

Умножили числитель и знаменатель дроби на недостающий множитель 5 из второго разложения.

числитель и знаменатель дроби на недостающие множители 3 и 2 из первого разложения.

= , 90 – общий знаменатель дробей .

3. Арифметические действия над обыкновенными дробями

3.1. Сложение обыкновенных дробей

а) При одинаковых знаменателях числитель первой дроби складывают с числителем второй дроби, оставляя знаменатель прежним. Как видно на примере:

a/b+c/b=(a+c)/b ​ ;

б) При разных знаменателях дроби сначала приводят к общему знаменателю, а затем выполняют сложение числителей по правилу а) :

7/3+1/4=7*4/12+1*3/12=(28+3)/12=31/12

3.2. Вычитание обыкновенных дробей

а) При одинаковых знаменателях из числителя первой дроби вычитают числитель второй дроби, оставляя знаменатель прежним:

a/b-c/b=(a-c)/b ​ ;

б) Если же знаменатели дробей различны, то сначала дроби приводят к общему знаменателю, а затем повторяют действия как в пункте а) .

3.3. Умножение обыкновенных дробей

Умножение дробей подчиняется следующему правилу:

a/b*c/d=a*c/b*d,

то есть перемножают отдельно числители и знаменатели.

Например:

3/5*4/8=3*4/5*8=12/40.

3.4. Деление обыкновенных дробей

Деление дробей производят следующим способом:

a/b:c/d=a*d/b*c,

то есть дробь a/b умножается на дробь, обратную данной, то есть умножается на d/c.

Пример: 7/2:1/8=7/2*8/1=56/2=28

4. Взаимно обратные числа

Если a*b=1, то число b является обратным числом для числа a .

Пример: для числа 9 обратным является 1/9 , так как 9*1/9= 1 , для числа 5 - обратное число 1/5 , так как 5* 1/5 = 1 .

5. Десятичные дроби

Десятичной дробью называется правильная дробь, знаменатель которой равен 10, 1000, 10 000, …, 10^n 1 0 , 1 0 0 0 , 1 0 0 0 0 , . . . , 1 0 n .

Например: 6/10=0,6; 44/1000=0,044 .

Таким же способом пишутся неправильные со знаменателем 10^n или смешанные числа.

Например: 51/10=5,1; 763/100=7,63

В виде десятичной дроби представляется любая обыкновенная дробь со знаменателем, который является делителем некой степени числа 10 .

менателем, который является делителем некой степени числа 10 .

Пример: 5 - делитель числа 100 , поэтому дробь 1/5=1 *20/5*20=20/100=0,2 0 = 0 , 2 .

6. Арифметические действия над десятичными дробями

6.1. Сложение десятичных дробей

Для сложения двух десятичных дробей, нужно их расположить так, чтобы друг под другом оказались одинаковые разряды и запятая под запятой, а затем выполнить сложение дробей как обычных чисел.

6.2. Вычитание десятичных дробей

Выполняется аналогично сложению.

6.3. Умножение десятичных дробей

При умножении десятичных чисел достаточно перемножить заданные числа, не обращая внимания на запятые (как натуральные числа), а в полученном ответе запятой справа отделяется столько цифр, сколько их стоит после запятой в обоих множителях суммарно.

Давайте выполним умножение 2,7 на 1,3 . Имеем 27 \cdot 13=351 2 7 ⋅ 1 3 = 3 5 1 . Отделяем справа две цифры запятой (у первого и второго числа - одна цифра после запятой; 1+1=2 1 + 1 = 2 ). В итоге получаем 2,7 \cdot 1,3=3,51 2 , 7 ⋅ 1 , 3 = 3 , 5 1 .

Если в полученном результате получается меньше цифр, чем надо отделить запятой, то впереди пишут недостающие нули, например:

Для умножения на 10 , 100 , 1000 , надо в десятичной дроби перенести запятую на 1 , 2 , 3 цифры вправо (в случае необходимости справа приписывается определенное число нулей).

Например: 1,47 \cdot 10 000 = 14 700 1 , 4 7 ⋅ 1 0 0 0 0 = 1 4 7 0 0 .

6.4. Деление десятичных дробей

Деление десятичной дроби на натуральное число производят также, как и деление натурального числа на натуральное. Запятая в частном ставится после того, как закончено деление целой части.

Если целая часть делимого меньше делителя, то в ответе получается нуль целых, например:

Рассмотрим деление десятичной дроби на десятичную. Пусть нужно разделить 2,576 на 1,12 . Первым делом, умножим делимое и делитель дроби на 100 , то есть перенесем запятую вправо в делимом и делителе на столько знаков, сколько их стоит в делителе после запятой (в данном примере на две). Затем нужно выполнить деление дроби 257,6 на натуральное число 112 , то есть задача сводится к уже рассмотренному случаю:

Бывает так, что не всегда получается конечная десятичная дробь при делении одного числа на другое. В результате получается бесконечная десятичная дробь. В таких случаях переходят к обыкновенным дробям.

Например, 2,8: 0,09= 28/10: 9/100= 28*100/10*9=2800/90=280/9 = 31 1/9 .

491. 1) · 3 - 4 · 4 2) : 13 + 6 :
: 2 : 2

неизвестное число.

неизвестное число.

то получится 100. Найти число.

499*. Если неизвестное число увеличить на 2 / 3 его, то получится 60. Какое это число?

Найти неизвестное число.

_____________________________________________________________

501. 1) Урожай картофеля при квадратно-гнездовой посадке составляет в среднем 150 ц с 1 га, а при обычной посадке этого количества. На сколько больше можно собрать картофеля с площади в 15 га, если посадку картофеля производить квадратно-гнездовым способом?

2) Опытный рабочий изготовил за 1 час 18 деталей, а малоопытный 2 / 3 этого количества. На сколько больше деталей изготовит опытный рабочий за 7-часовой рабочий день?

502. 1) Пионеры собрали в течение трёх дней 56 кг разных семян. В первый день было собрано 3 / 14 всего количества, во второй - в полтора раза больше, а в третий день - остальное зерно. Сколько килограммов семян собрали пионеры в третий день?

2) При размоле пшеницы получилось: муки 4 / 5 всего количества пшеницы, манной крупы - в 40 раз меньше, чем муки, а остальное - отруби. Сколько муки, манной крупы и отрубей в отдельности получилось при размоле 3 т пшеницы?

503. 1) В трёх гаражах помещается 460 машин. Число машин помещающихся в первом гараже составляет 3 / 4 числа машин помещающихся во втором, а в третьем гараже в 1 1 / 2 раза больше машин, чем в первом. Сколько машин помещается в каждом гараже?

2) На заводе, имеющем три цеха, работает 6 000 рабочих. Во втором цехе работает в 1 1 / 2 раза меньше, чем в первом, а число рабочих третьего цеха составляет 5 / 6 числа рабочих второго цеха. Сколько рабочих в каждом цехе?

504. 1) Из резервуара с керосином отлили вначале 2 / 5 , потом 1 / 3 всего керосина и после этого в резервуаре осталось 8 т керосина. Сколько керосина было в резервуаре первоначально?

2) Велосипедисты вели гонку в течение трёх дней. В первом день они проехали 4 / 15 всего пути, во второй 2 / 5 , а в третий день оставшиеся 100 км. Какой путь проехали велосипедисты за три дня?

505. 1) Ледокол три дня пробивался через ледяное поле. В первый день он прошёл 1 / 2 всего пути, во второй день 3 / 5 оставшегося пути и в третий день - остальные 24 км. Найти длину пути, пройденного ледоколом за три дня.



2) Три отряда школьников производили посадку деревьев. Первый отряд посадил 7 / 20 всех деревьев, второй 5 / 8 оставшихся деревьев, а третий - остальные 195 деревьев. Сколько всего деревьев посадили три отряда?


506 . 1) Комбайнер убрал урожай пшеницы с одного участка за три дня. В первый день он убрал урожай с 5 / 18 всей площади участка, во второй день с 7 / 13 оставшейся площади и в третий день - с остальной площади в 30 1 / 2 га. В среднем с каждого гектара собрано 20 ц пшеницы. Сколько пшеницы было собрано а всём участке?

2) Участники автопробега в первый день прошли 3 / 11 всего пути, во второй день 7 / 20 оставшегося пути, в третий день 5 / 13 нового остат­ка, а в четвёртый день - остальные 320 км. Как велик путь автопробега?

507. 1) Автомобиль прошёл в первый день 3 / 8 всего пути, во второй 15 / 17 того, что прошел в первый, и в третий день - осталь­ные 200 км. Сколько бензина было израсходовано, если на 10 км пути автомобиль расходует 1 3 / 5 кг бензина?

2) Город состоит из четырёх районов. В первом районе живёт 4 / 13 всех жителей города, во втором 5 / 6 числа жителей первого района, в третьем 4 / 11 числа жителей первых двух районов, вместе взятых, а в четвёртом районе живёт 18 тысяч человек. Сколько хлеба требуется всему населению города на 3 дня, если в среднем один человек потребляет 500 г в день?

508. 1) Турист прошёл в первый день 10 / 31 всего пути, во второй 9 / 10 того, что прошёл в первый день, а в третий - остальную часть пути, причём в третий день он прошёл на 12 км больше, чем во второй день. Сколько километров прошёл турист в каж­дый из трёх дней?

2) Весь путь от города А до города Б автомобиль прошёл за три дня. В первый день автомобиль прошёл 7 / 20 всего пути, во второй 8 / 13 оставшегося пути, а в третий день автомобиль прошёл на 72 км меньше, чем в первый день. Каково расстояние между городами А и Б?

509 . 1) Исполком отвёл землю рабочим трёх заводов под садовые участки. Первому заводу было отведено 9 / 25 всего количества участков, второму заводу 5 /9 числа участков, отведенных для первого, а третьему - остальные участки. Сколько всего участков было отведено рабочим трёх заводов, если первому заводу было отведено на 50 участков меньше, чем третьему?

2) Самолёт доставил смену зимовщиков на полярную станцию из Москвы за три дня. В первый день он пролетел 2 / 5 всего пути, во второй 5 / 6 пути, пройденного им за первый день, а в третий день он пролетел на 500 км меньше, чем во второй день. Какое расстояние пролетел самолёт за тpи дня?

510 . 1) Завод имел три цеха. Число рабочих первого цеха составляет 2 / 5 всех рабочих завода; во втором цехе рабочих в 1 1 / 2 раза меньше, чем в первом, а в третьем цехе на 100 рабо­чих больше, чем во втором. Сколько всего рабочих на заводе?

2) В колхоз входят жители трёх соседних сёл. Число семей первого села составляет 3 / 10 всех семей колхоза; во втором селе число семей в 1 1 / 2 раза больше, чем в первом, а в третьем селе число семей на 420 меньше, чем во втором. Сколько всего семей в колхозе?

511 . 1) Артель израсходовала в первую неделю 1 / 3 имевшегося у неё запаса сырья, а во вторую 1 / 3 остатка. Сколько сырья осталось в артели, если в первую неделю расход сырья был на 3 / 5 т больше, чем во вторую неделю?

2) Из завезённого угля для отопления дома в первый месяц была израсходована 1/ 6 его часть, а во второй месяц 3 / 8 остатка. Сколько угля осталось для отопления дома, если во второй месяц было израсходовано на 1 3 / 4 т больше, чем в первый месяц?


512 . 3 / 5 всей земли колхоза отведено под посев зерна, 13 / 36 остатка занято огородами и лугом, остальная земля -лесом, причём посевная площадь колхоза на 217 га больше площади леса, 1 / 3 земли, отведённой под посевы зерна, засеяна рожью, а остальная - пшеницей. Сколько гектаров земли засеял колхоз пшеницей и сколько рожью?

513. 1) Трамвайный маршрут имеет в длину 14 3 / 8 км. На протяжении этого маршрута трамвай делает 18 остановок, затрачивая в среднем на каждую остановку до 1 1 / 6 мин. Средняя скорость движения трамвая на всём маршруте 12 1 / 2 км в час. Сколько времени требуется трамваю для совершения одного рейса?

2) Маршрут автобуса 16 км. На протяжении этого маршрута автобус делает 36 остановок, по 3 / 4 мин. в среднем каждая. Сред­няя скорость автобуса 30 км в час. Сколько времени требуется автобусу на один маршрут?

514*. 1) Сейчас 6 часов вечера. Какая часть суток осталась и какую часть она составляет от прошедшей части суток?

2) Пароход по течению проходит расстояние между двумя городами за 3 сут. и обратно это же расстояние за 4 сут. Сколько суток будут плыть по течению плоты от одного города до другого?

516 . Найти среднее арифметическое чисел:

Сколько километров в среднем он про­ходил в час?

519. 1) Тракторист выполнил задание по вспашке земли за три дня. В первый день он

земли вспахал тракторист за день?


2) Отряд школьников, совершая туристский трёхдневный по­ход, находился в пути в первый

находились ежедневно в пути школьники?

520. 1) В доме живут три семьи. Первая семья для осве­щения квартиры имеет 3 электрические лампочки, вторая 4 и третья 5 лампочек. Сколько должна заплатить каждая семья за электроэнергию, если все лампы были одинаковы, а общий счёт (на весь дом) оплаты электроэнергии был 7 1 / 5 руб.?

2) Полотёр натирал полы в доме, где жили три семьи. Первая семья имела жилую площадь

2 руб. 08 коп. Сколько уплатила каждая семья?

картофеля в среднем собрано с каждого куста?

2) Если сложить числа, выражающие ширину Татарского и ширину Керченского проливов

каждого пролива?

2) Острова Новая Земля, Сахалин и Северная Земля вместе занимают площадь

перечисленных островов?

площадь третьей. Какова площадь второй комнаты?

день. Сколько часов велосипедист был в пути во второй день соревнований?


каждый кусок железа?

крупы, то в обоих ящиках станет крупы поровну. Сколько крупы в каждом ящике?

в каждом ящике?

Какова скорость течения реки?

529 . 1) В двух гаражах 110 машин, причём в одном из них в 1 1 / 5 раза больше, чем в другом. Сколько машин в каждом гараже?

____________________________________________________________

530 . 1) Сплав, состоящий из меди и серебра, весит 330 г. Вес меди в этом сплаве

Найти эти числа.

Найти эти числа.

учеников в классе по списку, если присутствует на 20 человек больше, чем отсутствует?


сколько сыну?

535 . Знаменатель дроби на 11 единиц больше её числителя. Чему равна дробь, если её

№ 536-№ 537 устно.

второе число?

число? Какую часть второго числа составляет первое?

мальчиком, численно равны - числа грибов, собранных вторым мальчиком. Сколько грибов собрал каждый мальчик?

2) В учреждении работает 27 человек. Сколько работает мужчин и сколько женщин,

540*. Три мальчика купили волейбольный мяч. Определить взнос каждого мальчика, зная,

третьего мальчика больше взноса первого на 64 коп.

второго числа.

_______________________________________

542 .1) Первая бригада может выполнить некоторую работу за 36 дней, а вторая за 45 дней. За сколько дней обе бригады, работая вместе, выполнят эту работу?

2) Пассажирский поезд проходит расстояние между двумя городами за 10 час, а товарный это расстояние проходит за 15 час. Оба поезда вышли одновременно из этих городов навстречу друг другу. Через сколько часов они встретятся?

обоих городов одновременно навстречу друг другу? (Ответ округлить с точностью до 1 часа.)

2) Два мотоциклиста выехали одновременно из двух городов навстречу друг другу. Один мотоциклист может проехать всё расстояние между этими городами за 6 час, а другой за 5 час. Через сколько часов после выезда встретятся мотоциклисты? (Ответ округлить с точностью до 1 часа.)

544 . 1) Три автомобиля различной грузоподъёмности могут перевезти некоторый груз,

работая отдельно: первый -за 10 час, второй-за 12 час. и третий - за 15 час. За сколько часов они могут перевезти тот же груз, работая совместно?

2) Из двух станций выходят одновременно навстречу друг другу два поезда: первый поезд

часов после выхода поезда встретятся?

545 . 1) К ванне подведены два крана. Через один из них ванна может наполниться за

открыть сразу оба крана?

2) Две машинистки должны перепечатать рукопись. Первая машинистка может выполнить

ма­шинистки, если они будут работать одновременно?

546. 1) Бассейн наполняется первой трубой за 5 час, а через вторую трубу он может быть опорожнен за 6 час. Через сколько часов будет наполнен весь бассейн, если одновременно открыть обе трубы?

У к а з а н и е. За час бассейн наполняется на (1 / 5 - 1 / 6) своей ёмкости.

2) Два трактора вспахали поле за 6 час. Первый трактор, работая один, мог бы вспахать это поле за 15 час. За сколько часов вспахал бы это поле второй трактор, работая один?

547 *. Из двух станций выходят одновременно навстречу друг другу два поезда и встречаются через 18 час после свое­го выхода. За сколько времени второй поезд проходит расстоя­ние между станциями, если первый поезд проходит это расстоя­ние за 1 сутки 21 час?

548 *. Бассейн наполняется двумя трубами. Сначала открыли первую трубу, а затем через

совместной работы бассейн наполнился. Определить вместимость бассейна, если через вторую трубу вливалось 200 вёдер воды в час.

______________________________________________________________________________

Ленин­градом 650 км?

2) От колхоза до города 24 км. Из колхоза выехала грузовая машина, которая проходит 1 км за

со скоростью вдвое меньшей, чем скорость грузовой машины. Через сколько времени после своего выезда велосипедист встре­тится с грузовой машиной?


Через сколько часов после выхода пешехода его догонит велоси­педист?

сколько времени скорый поезд догонит товарный?

551 . 1) Из двух колхозов, через которые проходит дорога в районный центр, выехали

расстояние между колхозами.

большей скорости поезда. Через сколько часов после своего вылета само­лет нагонит поезд?

552 . 1) Расстояние между городами по реке 264 км. Это расстояние пароход прошёл

стоял катер на каждой остановке?

554 . Из Ленинграда в Кронштадт в 12 час. дня вышел пароход и прошёл всё

первый.В котором часу прои­зошла встреча обоих пароходов?

555 . Поезд должен был пройти расстояние в 630 км за 14 час. Пройдя 2 / 3 этого расстояния, он был задержан на 1 час 10 мин. С какой скоростью он должен продолжать путь, чтобы прийти к месту назначения без опоздания?

556 . В 4 часа 20 мин. утра из Киева в Одессу вышел товарный поезд со средней

если рас­стояние между Киевом и Одессой 663 км?

557* . Часы показывают полдень. Через сколько времени часо­вая и минутная стрелки совпадут?

_____________________________________

школе на 420 учащихся меньше, чем во второй. Сколько всего учащихся в трёх школах?

559. 1) Два комбайнера работали на одном участке. После того, как один комбайнер убрал

га больше, чем второй. В среднем с каждого гектара намо­лачивали по 32 1 / 2 ц зерна. Сколько центнеров зерна намолотил каждый комбайнер?

причём у первого было на 2 руб. 25 коп. больше, чем у второго. Каждый уплатил поло­вину стоимости аппарата. Сколько денег осталось у каждого?

560. 1) Из города А в город Б, расстояние между которыми 215 км, вышел легковой автомобиль со скоростью 50 км в час. Одновременно с ним из города Б в город А вышел грузовой автомобиль. Сколько километров прошёл легковой автомобиль до встречи с

2) Между городами А и Б 210 км. Из города А в город Б вышла легковая машина. Одновременно с ней из города Б в город А вышла грузовая машина. Сколько километров прошла грузовая машина до встречи с легковой, если легковая машина шла со скоростью 48 км в час, а

561. Колхоз собрал урожай пшеницы и ржи. Пшеницей было засеяно на 20 га больше, чем

хлеб оставил для удовлетворения своих нужд. Сколько потребовалось совершить рейсов двухтонным машинам для вывоза проданного государству хлеба?

562. На хлебозавод привезли ржаную и пшеничную муку. Вес пшеничной муки составил 3 / 5 веса ржаной муки, причём ржаной муки привезено на 4 т больше, чем пшеничной. Сколько пшеничного и сколько ржаного хлеба будет выпечено хлебозаводом из этой


первые два дня вместе. Найти длину шоссе между колхозами.

______________________________________________________________

564 . Заполнить свободные места в таблице, где S - пло­щадь прямоугольника, а - осно­вание прямоугольника, a h - вы­сота (ширина) прямоугольника.

Найти периметр и пло­щадь участка.

периметр и площадь участка.

площадь прямоугольника.

567.

567. Вычислить площади фигур, изображённых на рисунке 30, разбив их на прямоугольники и найдя измерением размеры пря­моугольника.

фасолью. Сколько семян потребо­валось для засева участка, если на 1 га высевали 1 ц?

2) С поля прямоугольной формы собрали урожай пшеницы по 25 ц с 1 га. Сколько было собрано пшеницы со всего поля, если длина поля 800 м, а ширина равна 3 / 8 его длины?

площади занято строениями. Опреде­лить площадь земли под строениями.

колхоз предполагает разбить сад. Сколько деревьев будет посажено в этом саду, если под каж­дое дерево в среднем нужно отвести площадь в 36 кв. м?

571 . 1) Для нормального освещения дневным светом комнаты необходимо, чтобы площадь

2) Используя условие предыдущей задачи, выясните, доста­точно ли света в вашем классе.

2) Поленница дров имеет форму прямоугольного параллеле­пипеда, размеры которого

в бассейн.

574 . Вокруг прямоугольного участка земли, длина которого 75 м и ширина 45 м, надо построить забор. Сколько кубометров досок должно пойти на его устройство, если

________________________________________________________________________________

575. 1) Какой угол составляют минутная и часовая стрелки в 13 час? в 15 час? в 17 час? в 21 час? в 23 часа 30 мин.?

2) На сколько градусов повернётся часовая стрелка за 2 часа? 5 час? 8 час? 30 мин.?

окружности?


576. 1) Начертите с помощью транспортира: а) прямой угол; б) угол в 30°; в) угол в 60°; г) угол в 150°; д) угол в 55°.

2) Измерьте с помощью транспортира углы фигуры и найди­те сумму всех углов каждой фигуры (рис. 31).


577 . Выполнить действия:

1) 36º15"+43º30" 2) 53º29" + 20º41"

3) 16º+23º07" +33º56" 4) 36º15" – 21º11"

5) 48º-19º52" 6) 51º12"-37º45"

7) 17º12·3 8) 39º18·4

9) 13º53"·5 10) 42º22":2

11)58º3":3 12) 49º24":4

578. 1) Полуокружность разделена на две дуги, из которых одна на 100º больше другой. Найти величину каждой дуги.

2) Полуокружность разделена на две дуги, из которых одна на 15° меньше другой. Найти величину каждой дуги.

3) Полуокружность разделена на две дуги, из которых одна в два раза больше другой. Найти величину каждой дуги.

4) Полуокружность разделена на две дуги, из которых одна в 5 раз меньше другой. Найти величину каждой дуги.

___________________________________________________________________________

579. 1) На диаграмме «Грамотность населения в СССР» (рис. 32) изображено число грамотных, приходящихся на сто человек населения. По данным диаграммы и её масштабу определить число грамотных мужчин и женщин для каждого из указанных годов.

2) Используя данные диаграммы «Советские, посланцы в кос­мос» (рис. 33), составить задачи.


580. 1) По данным секторной диаграммы «Режим дня для ученика V класса» (рис. 34) заполнить таблицу и ответить на вопросы: какая часть суток отводится на сон? на домашние за­нятия? на занятия в школе?

2) Построить секторную диаграмму о режиме своего дня.


Все действия с обыкновенными дробями.

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные – систематирзирвать, обобщить и повторить знания по теме «Обыкновенные дроби»; закрепить умения и навыки учащихся при решении задач по данной теме.

Развивающие –– развивать память, внимание, познавательные способности учащихся; формировать навык исследовательской работы.

Воспитательные – воспитывать умение внимательно выслушивать мнение других, уважительно относится к ответам однокласников, работать в группах.

План урока :

1. Вводно-мотивационная часть урока.

    Организационный момент.

    Знакомство учащихся с целями и ходом урока.

2. Основная (операционная) часть урока.

    Устная работа.

    Математический диктант по теории.

    Самопроверка диктанта, анализ ошибок.

    Решение задач.

    Историческая справка.

3. Рефлексивно-оценочная часть урока.

    Итог урока, выставление оценок.

    Рефлексия.

Ход урока.

Вводно-мотивационная часть урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Объявление темы и цели урока.

Сегодня необычный урок – урок соревнование. За правильно выполненные задания, за активную работу ученик награждается баллами, которые суммируется в конце урока. Итоги будут подводится как среди команд, так и в личном первенстве. Таким образом, каждый учащийся получит в конце урока оценку.

Представляет гостей. Рассказывает кто в каких моментах урока будет задействован.

Класс разделён на три команды.

Записывают в тетрадях число и тему урока.

Основная (операционная) часть урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Устная работа

Объясняет условия работы.

Учащиеся одной из команд дают задания для устного счёта второй команде. Если ответ последовал неверный, то право ответа предоставляется третьей команде. Затем команды меняются ролями.

Объявляет о начале диктанта. Объясняет, что он будет проходить с помощью презентации в программе Microsoft Power Рoint. Предупреждает, что слайды будут меняться через определённое время и возврата к ним не будет. Объявляет о количестве вопросов и форме ответов.

Подписывают выданные листы, с закреплёнными на них копировками. Записывают на листах номер варианта. За верное высказывание ставят знак «+», за неверное – знак «-».

Самопроверка диктанта, анализ ошибок.

На экране слайд с верными ответами. Обсуждает с учащимися ошибки. При необходимости возвращается к слайду с вопросами.

Сдают листы с копировками организаторам урока. По оставшимся листам и проверяют правильность ответов, анализируют ошибки.

Решение задач.

Распределяет учащихся для решения тестов и задач. Направляет организаторов.

Половина учащихся выполняют тесты. Остальные учащиеся решают задачи по индивидуальным карточкам. Тесты созданы таким образом, что сами проверяют правильность ответов и выставляют количество баллов за них. Организаторы фиксируют баллы и заносят в сводную ведомость.

Историческая справка.

Когда все учащиеся выполнили тест и решили задачу, организаторы подводят итоги урока. Учитель заслушивает выступление команд с историческими справками о дробях.

Представители каждой команды выступают с историческими сведениями о дробях, тем самым зарабатывая дополнительные баллы для себя и для своей команды.

Рефлексивно-оценочная часть урока часть урока.

Приложения

Математический диктант по теории.

Вариант 1

1. При сложении дробей с одинаковыми знаменателями знаменатель остаётся тем же, а числители складываются.

2. Если знаменатели дробей – взаимно простые числа, то наименьшим общим знаменателем будет произведение этих знаменателей.

3. При нахождении дроби от числа надо число разделить на дробь.

4. Чтобы сложить смешанные числа, надо сложить их целые части и отнять сумму дробных частей.

5. Если при сложении дробей получается неправильная дробь, то надо результат записать в виде смешанного числа.

6. При вычитании правильной дроби из целого числа, надо целое число записать в виде дроби со знаменателем один и выполнить вычитание дробей.

7. При делении смешанного числа на дробь, надо смешанное число записать в виде неправильной дроби и выполнить действие.

8. При умножении целого числа на дробь, надо целое число умножить на числитель, а знаменатель оставить тем же.

9. При делении единицы на дробь получается данная дробь.

10. Чтобы разделить дробь на дробь, надо делимое умножить на число обратное делителю.

Вариант 2

1. Чтобы вычесть дроби с разными знаменателями, надо привести их к наибольшему общему знаменателю и выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

2. Если один из знаменателей делится на другой, то наименьшим общим знаменателем будет меньший знаменатель.

3. Древнегреческий математик Евклид доказал, что наибольшего простого числа не существует.

4. При нахождении числа по его дроби, надо число умножить на дробь.

5. Чтобы из единицы вычесть дробь, надо единицу записать в виде неправильной дроби со знаменателем равным знаменателю дроби, которую вычитаем.

6. Произведение двух дробей есть дробь, в числителе которой произведение знаменателей, а в знаменателе – произведение числителей.

7. Чтобы выделить целую часть из неправильной дроби, надо числитель умножить на знаменатель.

8. При умножении единицы на дробь получается та же самая дробь.

9. При делении дроби на единицу получается дробь обратная данной.

10. Два числа называются взаимно обратными, если их частное равно единице.

Тест

Вариант 1

1. Сумма чисел и равна:

а) ; б) ; в) ; г) .

2. Разность чисел и 0,12 равна:

а) 0,18; б) ; в) ; г) 0,21.

3. Значение выражения
равно:

а) ; б) ; в) ; г) .

4. 15% от числа 30 равны:

а) 2; б) 4,5; в) 15; г) 0,45.

5. Чему равно число х , если числа х равны 2,1?

а) ; б) ; в) 0,9; г) 4,9.

6. Какую часть составляет разность чисел и 0,5 от их суммы?

а) ; б) ; в) ; г) правильного ответа нет.

7. Решите уравнение
.

а) ; б) ; в) ; г) .

Вариант 2

1. Разность чисел и равна:

а) ; б) ; в) ; г) .

2. Сумма чисел и 0,15 равна:

а) ; б) 0,31; в) ; г) .

3. Значение выражения равно:

а) ; б) ; в) ; г) .

4. 35% от числа 70 равны:

а) 24,5; б) 2; в) 2,45; г) 35.

5. Чему равно число у , если числа у равны 4,8?

а) ; б)1,8; в) 12,8; г) .

6. Какую часть составляет разность чисел 0,1 и от их суммы?

а) ; б) правильного ответа нет; в) ; г) .

7. Решите уравнение.

а) ; б) ; в) ; г) .

Задачи.

Вариант 1

В совхозе всей земли занимают луга, остатка – посевная площадь, а остальная земля занята лесом. Найти площадь всей земли, если известно, что площадь лугов больше посевной площади на 520 га.

Вариант 2

Из кассы в первый раз выдали всех наличных денег, во второй - остатка, а в третий – остальные деньги. Сколько денег выдано из кассы, если в первый раз выдано на 1400 руб. больше, чем во второй?

Вариант 3

Автомобиль прошёл в первый день всего пути, во второй - того, что прошёл в первый день, а в третий день прошёл на 35 км меньше, чем во второй. Сколько километров прошёл автомобиль за три дня?

Вариант 4

В колхозе всей земли засеяно озимыми, остатка – кукурузой, а остальная земля занята овощами. Определить площадь всей земли в колхозе, если известно, что под озимыми посевами на 780 га больше, чем под кукурузой.

Вариант 5

В первый час автобус прошёл всего пути, а во второй - , а в третий – остальную часть пути. Какое расстояние прошёл автобус за три часа, если за третий час он прошёл на 20 км меньше, чем за первый?

Вариант 6

Колхоз в первый день сдал государству всего зерна, намеченного по плану, во второй - того, что сдал в первый день, а в третий – остальное зерно, причём за третий день сдано на 42 т больше, чем за второй день. Сколько зерна сдал колхоз за три дня?

Вариант 7

Кирпичный завод за первую неделю выполнил месячного задания, за вторую неделю - того, что было сделано за первую неделю, а за третью – остальные 28000 штук кирпича. Сколько кирпича должен был изготовить завод за месяц?

Вариант 8

Комбайнёр собрал с участка урожай пшеницы за три дня. В первый день он собрал урожай с всего участка, во второй - с участка, а в третий - с оставшихся 27 га. Сколько пшеницы собрал комбайнёр со всего участка, если с каждого гектара собирал по ц пшеницы?

Дополнительное задание.

Катер по течению прошёл расстояние между двумя пристанями за 5 часов, а возвращаясь обратно, он то же расстояние прошёл за 6 часов. Сколько времени будет плыть плот на этом участке?

Дифференцированное домашнее задание.

Для тех, кто получил оценку «5»: № 704.

Для тех, кто получил оценку «4»: № 711, 716(з).

Для остальных учащихся: № 711, 716(в,г,з), 632(3,4).

Возьмём отрезок a . Чтобы найти его длину, выберем в качестве единицы длины отрезок е. (рис. 1) При

измерении оказалось, что длина отрезка е

а больше 3 е , но меньше 4 е . Поэтому её е1

нельзя выразить натуральным числом рис 1

(при единице длины е ). Но если разбить отрезок е на 4 равные части, каждая из которых равна е 1 , то длина отрезка а окажется равной 14е1 . Если же вернуться к первоначальной единице длины е , то мы должны сказать, что отрезок а состоит из 14 отрезков, равных четвёртой части отрезка е , т.е., говоря о длине отрезка а , мы вынуждены оперировать двумя натуральными числами 14 и 4 . Условились в такой ситуации длину отрезка записывать в виде 14/4 е , а символ называть дробью.

В общем виде понятие дроби определяют так: пусть даны отрезок а и единичный отрезок е , причём отрезок е является суммой n отрезков, равных е 1 . Если отрезок а состоит из m отрезков, равных е 1 , то его длина может быть представлена в виде е . Символ называют дробью, в нём m и n - натуральные числа. Читают этот символ «эм энных».

Вернёмся к рис.1 . Выбранный отрезок е 1 есть четвёртая часть отрезка е . Очевидно, что это не единственный вариант выбора такой доли отрезка е , которая укладывается целое число раз в отрезке а . Можно взять восьмую часть отрезка е , тогда отрезок а будет состоять из 28 28/8 е . Можно взять шестнадцатую часть отрезка е , тогда отрезок а будет состоять из 56 таких долей и его длина будет равна е . Если представить себе этот процесс продолженным неограниченно, получим, что длина отрезка а может быть выражена бесконечным множеством различных дробей: 14/4, 28/8 , 56/16 ,…

Вообще, если при единице длины е длина отрезка а выражается дробью, то она может быть выражена любой дробью, где k- натуральное число.

Определение. Дроби, выражающие длину одного и того же отрезка при единице длины е , называют равными дробями.

Если дроби и равны, то пишут: = . Например, дроби 14/4 и 28/8 выражают длину одного и того же отрезка при единице длины е , следовательно, 14/4 = 28/8 .

Существует признак, пользуясь которым определяют, равны ли данные дроби:

Для того, чтобы дроби m / n и p / q были равны, необходимо и достаточно, чтобы mq = np.

1. Покажем, что m / n = p / q => mq = np . Так как m / n = p / q для любого натурального q , а p / q = pn / qn для любого натурального n , то, из равенства дробей m / n и p / q следует равенство mq / nq = pn / qn , из которого в свою очередь вытекает, что mq = np .

2. Покажем, что mp = pq => m / n = p / q . Если разделить обе части истинного равенства mq = np на натуральное число nq , то получим истинное равенство mq / nq = np / nq . Но mq / nq = m / n , а np / nq = p / q , => m / n = p / q .

Пример.Определим, равны ли дроби 17/19 и 23/27 . Для этого сравним произведения 17*27 и 19*23 ; 17*27=459 , 19*23=437 . Так как 459 ¹ 437 , то 17/19 ¹ 23/27.

Из рассмотренных ниже фактов вытекает основное свойство дроби:

Если числитель и знаменатель данной дроби умножить на одно и тоже натуральное число, то получится дробь, равная данной.

На этом свойстве основано сокращение дробей и приведение дробей к общему знаменателю.

Сокращение дробей- это замена данной дроби другой, равной данной, но с меньшим числителем и знаменателем.

Если числитель и знаменатель дроби одновременно делятся только на единицу, то дробь называют несократимой . Например, 3/19 - несократимая дробь.

Пример. Сократим дробь 48/80 . Чтобы получить равную ей несократимую дробь, необходимо числитель и знаменатель данной дроби разделить на их наибольший общий делитель. Найдем его: Д (48;80 ) = 16 . Разделив 48 на 16 и 80 на 16 , получаем, что 48/80 = 3/5. Дробь 3/5 - несократимая.

Приведение дробей к общему знаменателю- это замена дробей равными им дробями, имеющими одинаковые знаменатели.

Общим знаменателем двух дробей m / n и p / q является общее кратное чисел n и q , а наименьшим общим знаменателем- их наименьшее общее кратное К (n , q ).

Пример. Приведём к НОЗ дроби 8/15 и 4/35. Разложим числа 15 и 35 на простые множители: 15 =3*5 , 35 =5*7 . Тогда К (15,35 )=3*5*7 =105 . Поскольку 105=15*7=35*3 , то = 8/15 = 8*7/15*7 = 56/105, 4/35 = 4*3/35*3 = 12/105 .

Сложение и вычитание

Пусть отрезки a , b , c таковы, что c = a + b и при выбранной единице длины e a = е, b= e (рис.2). тогда c = a + b = e + e = 6 e 1 = 7 e 1 = (6+7)*е 1 = 13е 1 = е 1 , т.е. длина отрезка е выражается числом, которое целесообразно рассматривать, как сумму чисел 6/4 и 7/4 .

Определение: Если положительные рациональные числа представлены дробями m/n и p/n , то суммой чисел a и b называется число, представляемое дробью m+p/n .

m/n + p/n = m+p/n (1)

Если положительные рациональные числа представлены дробями с разными знаменателями, то эти дроби приводят к НОЗ , а потом складывают по правилу (1 ). Например: 5/12+2/15=25/60+8/60=25+8/60=33/60=11/20 .

Сумма любых двух положительных чисел существует и единственна. Сложение положительных рациональных чисел подчиняется переместительному и сочетательному законам:

a+b=b+a для любых a,b, Î Q+

(a+b)+c = a+(b+c) для любых a,b,c Î Q+

Различают правильные и неправильные дроби. Дробь называют правильной, если её числитель меньше знаменателя, и неправильной, если её числитель больше знаменателя или равен ему.

Пусть m / n - неправильная дробь. Тогда m ³ n . Если m кратно n ,то в этом случае дробь m / n является записью натурального числа. Например, если дана дробь 15/3 , то 15/3 =5 . Если число m не кратно n , то разделим m на n с остатком: m = nq + r , где r < n . Поставим nq + r вместо m в дробь m / n и применим правило (1): m / n = nq + r / n = nq / n + r / n = q + r / n .

Поскольку r < n , то дробь r / n правильная => дробь m / n оказалась представлена в виде суммы натурального числа q и правильной дроби r / n . Это действие называют выделением целой части из неправильной дроби. Например, 13/4=4*3+1/4=4*3/4+1/4=3+1/4. Принято сумму натурального числа и правильной дроби записывать без знака сложения, т.е вместо 3+1/4 пишут 3 1/4 и называют такую запись смешанным числом.

Рассмотрим вычитание положительных рациональных чисел.

Определениe Разностью положительных рациональных чисел a и b называется такое положительное рациональное число c, что a=b+c

Понятие разности определено, а как практически из одного положительного рационального числа вычесть другое?

Пусть a = m / n , b = p / n , а разность а- b пусть представляется дробью x / n . Найти x . По определению разности m / n = p / n + x / n , а по правилу (1) p / n + x / n = p + x / n . Таким образом, m = p + x , но m , p и x _числа натуральные, а для них эта запись означает, что x = m p .

Приходим к следующему правилу:

M/n-p/n=m-p/n (2)

Умножение и деление

На рис.3 приведены такие отрезки: a, e, и e1, что a=11/3 e; e=6/5 e1. Надо узнать, каким будет значение длины данного отрезка а при единице длины е1. Так как 3 a =11 e, а 5е=6е1 , то, умножив первое равенство на 5, а второе на 11 , получим 5*3а=11*5е и 11*5е=6*11е1, или 15а=66е1. Последнее равенство означает, что а=66/15е1 , т.е. длина отрезка а при единице длины е1 выражается числом 66/15 , которое целесообразно рассматривать как произведение 11/3 и 6/5.

Определение Если положительные рациональные числа представлены дробями m/n и p/q, то их произведение есть число, представленное дробью mp/nq

m/n*p/q=mp/nq (3)

Определение Частное двух положительных рациональных чисел a и b называется такое число с, что a=b*c. Частное двух положительных рациональных чисел находят по формуле:

m/n:p/q=mq/np (4)

Заметим, что знак черты в записи дроби m/ n можно рассматривать как знак действия деления. Действительно, возьмем два натуральных числа m и n , и найдем их частное по правилу (4):

m:n=m/1:n/1=m*1/n*1=m/n

Обратно, если дана дробь m / n , то m / n = m *1/ n *1 . Так как m / n = m : n , то любое положительное рациональное число можно рассматривать как частное двух натуральных чисел. Кстати, термин «рациональное число» произошел от латинского слова ratio , что в переводе на русский язык означает «отношение» (частное).