Наверное, у каждого человека бывало ощущение, когда вдруг перестаешь радоваться жизни, чувствуешь, что чего-то не хватает, но не можешь понять, чего. Вроде бы все есть – дом, семья, работа, цели, к которым стремился, достигнуты, а в душе – пустота, растерянность, апатия, все вокруг кажется серым, тусклым, не вызывающим никаких чувств, даже раздражения. Человек впадает в крайности, то спит целыми днями, то начинает много есть, то слоняется по дому словно тень.

Это состояние называют сенсорным голодом. Чаще всего под этим термином подразумевают нехватку раздражителей и, как следствие, депрессию, упадок жизненных сил, потерю цели в жизни.

Выделяют две причины его появления.

Первая причина – действительно недостаток раздражителей. Большинство из нас проводит почти все время в закрытых помещениях с искусственным микроклиматом, в одной и той же позе, выполняя одну и ту же работу, когда органы чувств не задействованы в полной мере. Эта монотонность противоестественна биологической природе человека, вызывает быструю утомляемость и является источником дефицита раздражителей, то есть сенсорного голода.

У Станислава Лема есть прекрасный рассказ «Условный рефлекс» из серии рассказов о пилоте Пирксе про то, что происходит с человеком при устранении всех внешних раздражителей. Конечно, ситуация, приведенная в рассказе, доведена до крайности – курсант-пилот, которого готовят для работы в космосе, лишен абсолютно всех раздражителей, но ощущения испытуемого описаны очень интересно.

Вторая причина прямо противоположна первой – избыток раздражающих факторов. В процессе эволюции у человека сложился определенный порог раздражения для различных звуков, вибрации, светового режима. Если уровень интенсивности раздражителя высок, то повышается возбудимость, нарушается ритм жизни человека, теряется выработанная эволюцией гармония человека с окружающей средой.

Как итог, сенсорным голодом можно назвать недостаток разнообразных (первая причина) и, особенно, приятных (вторая причина) ощущений. Как же можно с этим бороться?

Прежде всего, надо вспомнить о тех чувствах, которые природа дала каждому человеку: осязание, обоняние, зрение, слух, вкусовые ощущения. Необходимо разнообразить мир своих ощущений. Например, носите одежду, которая приятна вам на ощупь, почаще дотрагивайтесь до приятных вам материалов. Кому-то нравится гладить шелк, кто-то с удовольствием обнимет и погладит кошку или собаку. Погрузитесь в мир ароматов. Сейчас продается множество ароматических масел для арома-ламп, разнообразные ароматические свечи, приятно пахнущие гели для душа, парфюм, ароматный табак. Найдите свой аромат, не бойтесь пробовать различные запахи, разнообразьте свой мир запахов.

Дайте отдых или, наоборот, нагрузку своему слуху. Сходите на концерт, причем, хорошо, если это будет что-то необычное для вас, к чему вы не привыкли. Например, если вы любите классику, сходите на рок-концерт, если всю жизнь слушаете поп-музыку, попробуйте сходить на концерт симфонического оркестра. Вспомните детство и сходите в цирк. Ваша цель сейчас – разнообразие ощущений и впечатлений. Заодно и зрению дадите ощущения за счет ярких огней и разнообразной обстановки ночного клуба или, наоборот, концертного зала.

Часто люди, ничего не знающие о сенсорном голоде, инстинктивно находят способы его утоления, посещая различные аттракционы, где можно испытать необычные ощущения. Одна моя знакомая, например, решила прыгнуть с парашютом. Подойдет все – карусели, колесо обозрения, прыжки на батуте, пейнтбол, горные лыжи, ролики, картинг. Не думайте о своем возрасте. Говорят, человек молод, пока не потерял способность удивляться. А я бы еще добавила – и чувствовать. Разбудите в себе ребенка, порадуйте его необычными ощущениями!

Некоторые люди пытаются бороться с сенсорным голодом с помощью разнообразной еды. Это тоже неплохой вариант, но нужно быть очень осторожным, чтобы не попасть от нее в зависимость. Для некоторых людей источниками удовольствия и разнообразных ощущений могут стать наркотики и алкоголь. Необходимо четко отслеживать свое состояние и вовремя остановиться. Точно также можно и стать экстремалом, для которого риск и смена ощущений становятся своего рода наркотиком.

Возвращаясь к причинам возникновения сенсорного голода, хочу обратить внимание на то, что для устранения и первой, и второй причины есть одно универсальное средство. Природа. Человек запер себя в каменных стенах с отсутствием раздражителей или с несоответствующими ему раздражителями, потерял связь с природой, отлаженную за тысячелетия эволюции. Почему у жителей деревень или у тех, кто часто уезжает из города практически не бывает сенсорного голода? Мир природы так разнообразен, как и не снилось ни одному городу. Он гармонично воздействует на все органы чувств, возвращает человека в эволюционно привычную среду обитания. Это чувство подобно тому, когда взрослый человек, много поплутав по жизни, приезжает в дом своих родителей, в дом, где прошло его детство, его самые счастливые годы.

Почаще выезжайте из города. Если нет такой возможности, идите в парк, на набережную, хотя бы просто на окраину города. Настройтесь на природу, вздохните полной грудью, посмотрите на небо, на воду, пройдите по траве, побудьте в тишине, в дали от городского шума. И со временем ваш сенсорный голод пройдет, и мироощущение станет позитивным и жизнеутверждающим.

Тибетские и гималайские буддийские монастыри очень широко практикуют так называемое сенсорное голодание. Оно обеспечивается за счет длительного пребывания человека в темном помещении, лишенном окон. Его роль может выполнять обычная прикрытая яма. Просидевший таким образом как минимум несколько месяцев человек переживает мощный стресс. Его следствием могут стать как полная утрата психического здоровья, так и открытие третьего глаза, как называют обретение дара ясновидения буддисты.

Нередко параллельно с этой процедурой используются дополнительные приемы, в результате которых уникальные способности остаются навсегда. У получившего такую «закалку» человека есть все шансы превратиться не только в ясновидящего - ему могут стать доступны левитация, телепатия, а также визуальное проецирование видений.

Существует и методика «наоборот» - сенсорная перегрузка. В этом случае органы чувств подвергаются длительной сенсорной «атаке». Это могут быть мигающий свет, монотонные крики, громкие звуки в определенном ритме. Это средство знали еще самые древние народы, и именно на такой методике базируются экстазы шаманов, благодаря которым те путешествуют по иным мирам.

Вот как описаны действия шаманов в мемуарах Гильома Рубрука, который в XIII в. был в ставке Мангу-хана. Под покровом ночи к шаману приходят люди, желающие, чтобы на их вопросы ответили демоны. Тот, произнося заклинания, сильно ударяет своим бубном о землю, спустя какое-то время приходит в состояние беснования, и его вяжут. В темноте появляется вызываемый демон, ест мясо, которое ему дает шаман, и отвечает на вопросы.

Несмотря на то, что со времени написания этого повествования минуло немало веков, шаманские обряды не претерпели никаких изменений и не утратили актуальности. Более того, они стали пользоваться успехом у представителей народов, для которых эта культура совершенно чужда. Возникло даже движение «новых шаманов». Они ставят перед собой задачу изложить суть шаманства с помощью современных понятий. Значительная роль в этом принадлежит Майклу Харнеру: именно его работа наряду с другими трудами превратилась в теоретическое обоснование деятельности «новых шаманов». Харнер был членом Нового Института Социальных Исследований, а позднее племя кунибо посвятило его в шаманы. Во время этой процедуры новоиспеченный прорицатель пережил видения, которые посещают, как правило, тех, кто находится перед лицом смерти.

Большой кожаный бубен - традиционное шаманское средство для выхода в астрал - частенько звучит на харнеровских семинарах. Участвующие в них люди тоже путешествуют в этот параллельный мир. Сидя с закрытыми глазами или в темном помещении, они создают в своем воображении мировое древо, верхушка которого находится в небе, а корни - на большой глубине. Путешественники заходят в дверь, находящуюся у подножья, и спускаются по главному корню, который постепенно становится туннелем. В конце этого пути - свет, куда люди стремятся под ритмичные звуки бубна. Оказавшись в светящемся тумане, они призывают на помощь проводника для «экскурсии» по той местности, куда им сейчас предстоит попасть. Роль «гида» может выполнять дух, какое-нибудь животное либо мифический персонаж. Как правило, продолжительность пребывания в астральном мире примерно минут двадцать, порой и больше. Когда приходит пора возвращаться, бубен издает звуки уже в другом ритме. Оказавшись вновь в материальном мире, участники семинара воссоздают в памяти путешествие, стараясь вспомнить и записать все как можно детальнее.

Сенсорную перегрузку можно себе обеспечить, пристально глядя на мигающий свет или же предметы, которые вращаются в быстром темпе. Древние греки приспосабливали под это дело гончарный круг с лежащим на нем куском глины. В нынешних реалиях к такому состоянию может привести стробоскоп (особая мигающая лампа), кинопроектор, куда вставляется пустая раскадрированная пленка. Методика такая весьма опасна. Если, к примеру, у кого-то есть предрасположенность к эпилепсии, он может заработать серьезный припадок. Хотя, как сказали бы об этом древние, в таком состоянии есть большой плюс: перед судорогами возникают видения, которые не только очень ясны, но и весьма содержательны с точки зрения прорицания.

А у африканских аборигенов принято обеспечивать себе сенсорную перегрузку разными способами одновременно. Более того, они при этом употребляют средства, обладающие психостимулирующим или же токсичным действием, и до полного изнеможения танцуют. Такое поведение обеспечивает гарантированный выход из материального мира. Однако людей, слишком часто испытывающих на себе такой мощный эффект, ждет опасность: они могут перестать отличать настоящую жизнь от видений. Примерно то же самое может случиться с посетителями современных дискотек, чье поведение напоминает ритуальные пляски аборигенов.

Техника пристального взгляда

Которое приводит к снижению потока нервных импульсов в центральную нервную систему . Сенсорная депривация может возникнуть при изоляции персонала в замкнутом пространстве (на подводной лодке , космическом корабле и т.п.); причём в космическом полёте развитию сенсорной депривации способствует состояние невесомости .

Короткие периоды сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека, запускают процессы внутреннего подсознательного анализа, структурирования и сортировки информации, процессы самонастройки и стабилизации психики, в то время как длительное лишение внешних раздражителей может привести к чрезвычайному беспокойству , утере связи с реальностью, галлюцинациям , депрессии , неспособности концентрироваться и асоциальному поведению , которые впоследствии могут привести к посттравматическому стрессу . Эта особенность воздействия сенсорной депривации на личность человека через его органы чувств нашла широкое применение при ведении процедур форсированного дознания (см. например, «пять методов » или «расширенные методы допроса »).

Камера сенсорной депривации [ | ]

Камера сенсорной депривации - звуко- и светонепроницаемый бак, где человек плавает в солёной воде, плотность которой равна плотности тела и температура которой очень близка к температуре тела. Такая камера была впервые использована Джоном Лилли в 1954 году для изучения эффектов сенсорной депривации. Такие камеры также используются для медитации , расслабления и в нетрадиционной медицине . Также используется термин «флоатинг» капсула (англ. float - свободно плавать, держаться на поверхности).

Питер Сьюдфелд и Родерик Борри из Университета Британской Колумбии изучали терапевтические применения камеры сенсорной депривации в конце -х. Их техника была названа «Терапия ограниченной средовой стимуляции» (Restricted Environmental Stimulation Therapy, REST).

Преимущества сенсорной депривации [ | ]

Сенсорная депривация очень активно используется в качестве средства борьбы со многими эмоциональными состояниями и заболеваниями. Наиболее распространенными из них являются:

Многие упражнения разнообразных школ используют депривации с целью коррекции личности. Закрытые глаза, тихое, уединенное место, неподвижная поза, отшельничество - все это разновидности сенсорной депривации, используемые для различных практик саморазвития .

Негативные последствия [ | ]

По мере увеличения времени пребывания в условиях сенсорной депривации на этапе неустойчивой психической деятельности появляется эмоциональная лабильность со сдвигом к пониженному настроению - заторможенность, депрессия, апатия, которые на короткое время меняются эйфорией, раздражительностью.

Чем более жесткие условия сенсорной депривации, тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем-либо сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. Фиксируют снижение функции экстраполяции и производительности при выполнении несложных умственных действий .

В случае увеличения времени воздействия сенсорной депривации эйдетические представления могут выйти из-под контроля актуального «Я» и проявляться в форме галлюцинаций. В генезисе этого процесса четко прослеживаются астенизация нервной системы и развитие гипнотических фаз в коре полушарий головного мозга.

Факторы риска у детей [ | ]

Говоря о депривации у детей, подразумевается нарушение чувствительности от поступающих из внешнего мира сигналов. У детей это нарушение подразделяется на тотальное или частичное и может привести к отставанию в умственном и психическом развитии. Чаще встречается зрительная и слуховая депривация. Опасность представляет лишение тактильного, зрительного, голосового контакта с матерью в первые месяцы жизни.

Дети, воспитываемые в интернатах, не имеющие семьи, склонны испытывать недостаток в новых впечатлениях, поскольку постоянно находятся в одних и тех же условиях. Переживающие сенсорную депривацию дети имеют недоразвитость двигательных навыков, отставание речевого развития и умственное отставание .

Примечания [ | ]

  1. Сенсорная депривация // Советская военная энциклопедия . - М. : Военное издательство Минобороны СССР, 1980. - Т. 7. - С. 325.
  2. Stuart Grassian

Современные дети легко и быстро ориентируются в мире информации и виртуальных технологий. Это никак уже не изменишь и бессмысленно вспоминать, как было в нашем бескомпьютерном детстве. Но все-таки мы можем помочь (а чаще даже — не мешать) ребенку восполнить нехватку ощущений и соприкосновений с физическим миром.

    Зимой на горке часто можно увидеть, как родители нервничают, пытаясь наладить порядок движения, а дети как будто-то специально устраивают кучу-малу. И детям действительно нужно толкаться, въезжать друг в друга, падать. Хорошо бы и летом давать им возможности кататься по земле и бороться и самим участвовать в такой возне.

    Одна из лучших тактильных игрушек, которую мы делали с сыном — сенсорная коробка . Впрочем про такую коробку я поняла достаточно поздно. Но когда сыну был год-два, для него не было большего счастья, чем добраться до хранилища круп, рассыпать их по полу и играть в этой «каше».

    Из органов чувств мы больше всего полагаемся на зрение. И это мешает развиваться слуху, обонянию, осязанию. Поэтому иногда стоит играть в темноте — выполнять обычные дела с зажмуренными глазами, передвигаться по квартире с выключенным светом. А ребенку постарше можно устроить незабываемое приключение под землей (но обязательно при поддержке опытного и здравомыслящего спелеолога).

    Думаю, все читали про восемь ежедневных объятий, которые необходимы каждому ребенку. Вот только надо бы еще уточнить, о каких объятиях речь. Большинству детей мало легкого минутного прикосновения ваших рук. Нужен тесный контакт — крепко-крепко, долго-долго и целиком. И можно не только обнимать руками, но и кататься друг по другу, накрывать ребенка своим телом. Не зря ведь дети так любят втискиваться между обнимающимися родителями.

    Очень важен массаж, пусть даже не профессиональный, а наследуемые из поколения в поколение «рельсы-рельсы, шпалы-шпалы». Еще можно рисовать ребенку на спине, чтобы он угадывал, что вы делаете. Прикосновениями учить его отыскивать и чувствовать все уголки своего тела.

    Развитию обоняния очень мешают химические запахи, которыми наполнен наш дом. Попробуйте хотя бы на время перестать использовать обычные стиральные порошки и моющие средства, духи и косметику с запахом, продукты с ароматизаторами. Учитесь вместе с ребенком чувствовать настоящий запах вещей. Сможете ли вы узнать каждого члена семьи по запаху?

    Я уже неоднократно писала, что один из способов снять напряжение и тревожность — это заземлиться. Поэтому не мешайте ребенку чаще лежать на полу и устройте ему удобное для этого место. Да и сами попробуйте после трудного дня не падать на диван, а растянутся на ковре.

    Одежда, обувь должны быть приятными на ощупь и свободными, чтобы привычка чувствовать свое тело не отмерла, зажатая тесными ботинками и жесткой рубашкой. И не стоит мешать детям бегать без одежды, воздушные ванны тоже полезны.

    Предложите ребенку закрыть глаза и перемещаться (лучше ползать на четвереньках) по комнате, двигаясь на издаваемый вами звук. Устраивайте минутки отдыха, когда нужно лечь и попытаться услышать все, что сейчас звучит — радио у соседей, птиц за окном, скрип форточки, шум стиральной машины.