Сегодня происходит возвращение к духовности. Все больше людей задумывается о нематериальной составляющей нашей жизни. В статье мы поговорим о том, Это отдельное направление христианства, или секта, как считают некоторые.

Также затронем вопрос о разных течениях в протестантизме. Небезынтересной будет информация о положении сторонников этого течения в современной России.
Читайте далее, и вы узнаете ответы на эти и многие другие вопросы.

Кто такие протестанты

В шестнадцатом веке в Западной Европе произошло отделение значительной части верующих от Данное событие в историографии носит название «реформация». Таким образом, протестанты - это часть христиан, которые не согласны с католическими принципами богослужения и некоторыми вопросами теологии.

Средневековье в Западной Европе оказалось таким периодом, когда общество попало в тотальную зависимость не столько от светских правителей, сколько от церкви.

Практически ни один вопрос не решался без участия священника, будь то свадьба или бытовые проблемы.

Вплетаясь все больше в социальную жизнь, католические святые отцы накапливали несметные богатства. Кричащая роскошь и практикуемые монахами, отвращали от них общество. Росло недовольство из-за того, что многие вопросы запрещались или решались с принудительным вмешательством священников.

Именно в этой ситуации и появилась возможность у Мартина Лютера стать услышанным. Это немецкий теолог и священник. Будучи членом ордена августинцев, он постоянно наблюдал развращенность католического клира. Однажды, по его словам, снизошло озарение об истинном пути правоверного христианина.

Результатом стали «Девяносто пять тезисов», которые Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге в 1517 году, а также выступление против продажи индульгенций.

Основу протестантизма составляет принцип «sola fide» (только с помощью веры). Он гласит, что никто на свете не может помочь человеку спастись, кроме него самого. Таким образом, отметается институт священников, продажа индульгенций, стремление к обогащению и власти со стороны служителей церкви.

Отличие от католиков и православных

Православные, католики и протестанты относятся к единой религии - христианству. Однако в процессе исторического и социального развития произошло несколько расколов. Первый был в 1054 году, когда от Римско-католической отделилась Позже, в шестнадцатом веке, в процессе Реформации появилось совершенно отдельное течение - протестантизм.

Давайте разберемся, насколько отличаются принципы в этих церквях. А также почему бывшие протестанты чаще переходят в православие.

Итак, как два достаточно древних течения, католики и православные считают именно свою церковь истинной. Протестанты имеют разнообразные взгляды. Некоторые направления даже отрицают необходимость принадлежать к какой-либо конфессии.

Среди православных священников разрешено жениться единожды, монахам вступать в брак запрещено. У католиков латинской традиции все дают обет безбрачия. Протестантам же разрешено жениться, они вообще не признают целибат.

Также у последних совершенно нет института монашества, в отличие от двух первых направлений.

Кроме этого, протестанты не затрагивают вопроса «filioque», который является краеугольным камнем в споре между католиками и православными. Также у них отсутствует чистилище, и Дева Мария воспринимается как эталон совершенной женщины.

Из семи общепринятых таинств протестанты признают только крещение и причащение. Отсутствует исповедь и не воспринимается поклонение иконам.

Протестантизм в России

Хоть Российская Федерация и но здесь распространены и другие веры. В частности, есть католики и протестанты, иудеи и буддисты, сторонники различных духовных течений и философского мировосприятия.

По данным статистики в России около трех миллионов протестантов, которые посещают более десяти тысяч приходов. Из этих сообществ официально зарегистрировано в Министерстве Юстиции меньше половины.

Крупнейшим течением в российском протестантизме считаются пятидесятники. Они и их реформированное ответвление (неопятидесятники) объединяют более полутора миллионов последователей.

Однако со временем некоторые переходят в традиционную для русских веру. Протестантам о православии рассказывают друзья, знакомые, иногда они читают специальную литературу. Судя по отзывам тех, кто «вернулся в лоно» родной церкви, они ощущают облегчение, перестав заблуждаться.

К остальным течениям, распространенным на территории Российской Федерации, относятся адвентисты седьмого дня, баптисты, миннониты, лютеране, евангельские христиане, методисты и многие другие.

Кальвинисты

Наиболее рациональные протестанты - это кальвинисты. Данное направление сформировалось в середине шестнадцатого века в Швейцарии. Молодой французский проповедник и теолог, Жан Кальвин, решил продолжить и углубить реформаторские идеи Мартина Лютера.

Он провозгласил, что следует убрать из церквей не только то, что противоречит Священному Писанию, но и те вещи, которые даже не упоминаются в Библии. То есть согласно кальвинизму в доме молитвы должно быть только то, что предписано в священной книге.

Таким образом, есть некоторые различия в учении, которых придерживаются протестанты и православные. Первые считают церковью любое собрание людей во имя Господа, отрицают большинство святых, христианскую символику и Богородицу.

Кроме этого, они считают, что веру человек принимает лично и по трезвому суждению. Поэтому обряд крещения происходит только в зрелом возрасте.

Православные являются полной противоположностью протестантов в вышеназванных моментах. Кроме этого, они придерживаются веры в то, что Библию может растолковать только специально обученный человек. Протестанты же считают, что каждый это делает в меру своих способностей и духовного развития.

Лютеране

Фактически, лютеране являются продолжателями истинных стремлений Мартина Лютера. Именно после их выступления в городе Шпайер движение начали называть «церковь протестантов».

Термин «лютеране» появился в шестнадцатом веке в ходе полемики католических теологов и священников с Лютером. Так они в уничижительной манере называли последователей отца Реформации. Сами себя лютеране называют «евангелические христиане».

Таким образом, католики, протестанты, православные стремятся обрести спасение души, но методы у каждого разные. Расхождения, в принципе, базируются только на толковании Священного Писания.

Своими «Девяноста пятью тезисами» Мартин Лютер доказывал несостоятельность всего института священников и многих традиций, которых придерживаются католики. По его словам, данные нововведения касаются больше материальной и светской сферы жизни, чем духовной. Значит, от них следует отказаться.

Кроме этого, в основе лютеранства лежит вера в то, что Иисус Христос своей смертью на Голгофе искупил все грехи человечества, включая первородный. Все, что нужно для счастливой жизни, это поверить в эту благую весть.

Также лютеране придерживаются мнения, что любой священник - это тот же мирянин, но более профессиональный в плане проповедей. Поэтому для причащения всех людей используется потир.

Сегодня к лютеранам относят более восьмидесяти пяти миллионов людей. Но единства они собой не представляют. Существуют отдельные объединения и деноминации по историческому и географическому принципу.

В Российской Федерации наиболее популярным в этой среде является общество «Служение лютеранского часа».

Баптисты

Часто в шутку говорят, что баптисты - это английские протестанты. Но в этом утверждении есть и зерно истины. Ведь это течение выделилось именно из среды пуритан Великобритании.

Фактически, баптизм - это следующий этап развития (как считают некоторые) или просто ответвление кальвинизма. Сам термин происходит от древнегреческого слова «крещение». Именно в названии выражена основная идея этого направления.

Баптисты считают, что истинно верующим можно считать только такого человека, который в зрелом возрасте пришел к мысли отказаться от греховных поступков и искренне принял в свое сердце веру.

С подобными мыслями согласны многие протестанты в России. Несмотря на то что большинство относится к пятидесятникам, о которых мы поговорим далее, некоторые взгляды у них полностью совпадают.

Если кратко выразить основы практики церковной жизни, баптисты-протестанты уверенны в непогрешимости авторитета Библии во всех ситуациях. Они придерживаются идей всеобщего священства и конгрегации, то есть, каждая община самостоятельна и независима.

Пресвитер не обладает никакой реальной властью, он просто читает проповеди и поучения. Все вопросы решаются на общих собраниях и церковных советах. Богослужение включает в себя проповедь, пения гимнов под аккомпанемент инструментальной музыки, а также импровизированные молитвы.

Сегодня в России баптисты, как и адвентисты, называют себя евангельскими христианами, а свои церкви - домами молитв.

Пятидесятники

Самые многочисленные протестанты в России - это пятидесятники. В нашу страну это течение проникло с Западной Европы через Финляндию в начале двадцатого века.

Первым пятидесятником, или, как его тогда называли, «единственник», стал Томас Барратт. Он приехал в 1911 году из Норвегии в Санкт-Петербург. Здесь проповедник объявил себя последователем евангельских христиан в духе апостольском, и начал перекрещивать всех желающих.

Основу веры и обряда пятидесятников составляет крещение Святым Духом. Они признают и обряд посвящения с помощью воды. Но переживания, которые испытывает человек при нисхождении Духа на него, считаются этим протестантским течением наиболее правильными. Они говорят, что состояние, которое при этом переживает крестящийся, равноценно ощущениям апостолов, принявшим посвящение от самого Иисуса Христа на пятидесятый день после его воскрешения.

Поэтому они и называют свою церковь в честь дня Сошествия Святого духа, или Троицы (Пятидесятницы). Последователи считают, что посвященный таким образом, получает один из Божественных даров. Он обретает слово мудрости, исцеление, чудотворение, пророчествование, возможность говорить на иностранных языках или различать духов.

В Российской Федерации на сегодняшний день самыми влиятельными протестантскими объединениями считаются три из среды пятидесятников. Они входят в Ассамблею Бога.

Меннониты

Меннонитство - одно из самых интересных ответвлений протестантизма. Эти христиане-протестанты первыми провозгласили пацифизм как часть вероучения.
Возникла деноминация в тридцатых годах шестнадцатого века в Нидерландах.

Основателем считается Менно Симонс. Изначально он отошел от католичества и принял принципы анабаптизма. Но через некоторое время значительно углубил отдельные черты этого вероучения.

Итак, меннониты считают, что царство Божие на земле наступит только при содействии всех людей, когда они установят общую истинную церковь. Библия - это непререкаемый авторитет, а Троица - единственное, что обладает святостью. Крестить можно только совершеннолетних после принятия ими твердого и искреннего решения.

Но самой важной отличительной чертой меннонитов считается отказ от военной службы, армейской присяги и судебных тяжб. Таким способом сторонники этого течения несут человечеству стремление к миру и ненасилию.

В Российскую империю протестантская деноминация пришла в период правления Екатерины Великой. Тогда она пригласила часть общины переселиться из Прибалтики в Новороссию, на Поволжье и Кавказ. Такой поворот событий стал просто подарком для меннонитов, так как они подвергались гонению в Западной Европе. Поэтому было две волны вынужденной миграции на восток.

Сегодня в Российской Федерации это течение фактически объединилось с баптистами.

Адвентисты

Как любой правоверный христианин, протестант верит во второе пришествие Мессии. Именно на этом событии и была изначально выстроена философия адвентистов (от латинского слова «пришествие»).

В 1831 году бывший капитан армии Соединенных Штатов Америки Миллер стал баптистом, а позже издал книгу о непременном пришествии Иисуса Христа 21 марта 1843 года. Но оказалось, что никто не явился. Тогда была сделана поправка на неточность перевода, и Мессию ожидали весной 1844 года. Когда и второй раз не оправдался, наступил период депрессии у верующих, который в историографии называется «Великое разочарование».

После этого миллеритское течение распадается на ряд отдельных деноминаций. Наиболее организованными и популярными считаются адвентисты седьмого дня. Они имеют централизованное управление и стратегически развиваются в нескольких странах.

В Российской империи это течение появилось через меннонитов. Первые общины сформировались на Крымском полуострове и Поволжье.

Из-за отказа брать в руки оружие и давать присягу, они подвергались гонению в Советском союзе. Но в конце семидесятых годов двадцатого века произошло восстановление движения. А в 1990 году на первом съезде адвентистов был принят Российский унион.

Протестанты, или сектанты

Сегодня не остается сомнений в том, что протестанты - это одно из равноправных ответвлений христианства, со своим вероучением, принципами, основами поведения и богослужения.

Однако есть некоторые церкви, которые по организации очень похожи на протестантские, но таковыми, по сути, не являются. К последним, например, относятся Свидетели Иеговы.

Но в виду запутанности и неопределенности их учения, а также противоречия ранних утверждений более поздним, это движение невозможно однозначно отнести к какому-то направлению.

Иеговисты не воспринимают Христа, Троицу, крест, иконы. Они считают главным и единственным Бога, которого называют Иеговой, как и средневековые мистики. Некоторые их положений перекликаются с протестантскими. Но подобное совпадение не делает из них сторонников этого христианского течения.

Таким образом, мы с вами в данной статье разобрались с тем, кто такие протестанты, а также поговорили о положении разных ответвлений в России.

Успехов вам, дорогие читатели!

  • Протестантство представлено в Москве храмами и общинами лютеран, баптистов, адвентистов седьмого дня, пятидесятников и евангельских христиан.
  • Единственный сохранившийся исторический лютеранский храм ‒ Евангелическо-лютеранский кафедральный собор Святых Петра и Павла (1903-1905 годы).
  • Московская центральная церковь евангельских христиан-баптистов занимает историческое здание 1860-х годов, где даже дубовые лавочки того периода.
  • Уникальный орган конца XIX века известного мастера Эрнста Рёвера, памятник истории и культуры, тоже сохранился в церкви.
  • ‒ крупнейший из шести храмов евангельских христиан.
  • Есть свои молитвенные дома у пятидесятников и адвентистов седьмого дня.

Протестантизм возник в Европе в XVI веке, отделившись от католицизма в ходе Реформации. Самая старая ветвь протестантизма в Москве – это лютеранство. Первые лютеране появились в России одновременно с появлением самой религии, еще в XVI веке. Это были ремесленники, врачи и купцы, приехавшие на службу при дворе московских царей из северо-западной части Европы. Есть в Москве и храмы и общины баптистов, адвентистов седьмого дня, пятидесятников и евангельских христиан. Особенно активный рост этих общин в Москве произошел после распада Советского Союза, в 1990-х годах.

Лютеранские храмы в Москве

Первая лютеранская церковь появилась в Москве в 1576 году. Примерно через 65 лет ее существования произошел раскол в общине (начавшийся со ссоры между женами военных и купцов), и в 1640-х годах лютеранский приход разделился на два лагеря. В результате офицеры построили себе отдельный храм на , и в Москве появились два лютеранских храма. Здания их неоднократно горели, их приходы меняли свое местоположение, но «работали» до 30-х годов XX века. Прихожанами храмов были главным образом немцы, в меньшей степени — шведы и финны. До наших дней дошел лишь один исторический лютеранский храм – это Евангелическо-лютеранский кафедральный собор Святых Петра и Павла в Старосадском переулке (Старосадский переулок, 7/10, стр. 10).

Здание церкви свв. Петра и Павла было построено в 1903-1905 годах. Любопытно, что в основе здания лежит старый барский дом усадьбы Лопухиных. Церковь была изначально освящена в качестве лютеранского кафедрального собора. В 1937-м году она, как и многие храмы на территории Советского Союза, была закрыта и национализирована. Сначала в ней размещался публичный кинотеатр, потом — производственная студия «Диафильм». В 1990-е годы церковь возвращена верующим. Богослужения здесь проводятся каждое воскресенье на русском и немецком языках.

В 1912 году, на (Наличная ул., 1), которое изначально было предназначено для захоронения московских католиков и лютеран, возникла часовня (арх. В. Рудановский). Она предназначалась для отпевания усопших для конфессий, которые входили в Комитет по благоустройству кладбища: Евангелическо-Лютеранской, Католической (польской и французской церквей), Реформатской, Англиканской. Введенское кладбище довольно долгое время называлось Немецким или Иноверческим. Как храм часовня была освящена в 1994 году в честь Святой Троицы и является сегодня евангелическо-лютеранской церковью Ингрии (финской церковью).

Храмы баптистов

В 1884 году в России был создан Союз русских баптистов. В 1944 году они объединились с евангельскими христианами и образовали Всесоюзный союз евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), которых называют христианами-баптистами. Активный рост общины ЕХБ произошел после распада Советского Союза и открытия границ в 1990-х годах. Согласно данным Российского союза евангельских христиан-баптистов, в Москве действует 28 баптистских общин, но далеко не у всех есть собственные здания.

Московская центральная церковь евангельских христиан-баптистов располагается сегодня в центре Москвы (Трехсвятительский переулок, д. 3, ст. м. Китай-город). Она занимает здание, которое в 1860-х годах было перестроено из жилого дома для реформаторской церкви. После социалистической революции 1917 года члены реформаторской общины покинули Россию, и здание перешло евангельским христианам. Но не недолго — в 1937-м году помещение церкви было национализировано и в нем устроено общежитие. В 1965 году христиано-баптистская община отселила жильцов общежития на собственные средства, купив им отдельные квартиры. В церкви сохранился уникальный конца XIX века известного в Германии мастера Эрнста Рёвера, имеющий сегодня статус памятника истории и культуры. Любопытно, что в зале сохранились в большом количестве даже подлинные дубовые лавочки 1867-го года.

Долгое время церковь в Трехсвятительском переулке была единственной баптистской церковью в Москве. Именно поэтому, когда в 1990-х годах община выкупила большой участок земли на юге Москвы под строительство еще одной церкви, ее назвали просто: Вторая церковь евангельских христиан-баптистов (Варшавское шоссе, д. 12а).

Третья крупная церковь христиан-баптистов, интересная в том числе своей архитектурой, находится на северной окраине Москвы, в районе Бибирево (ул. Лескова, 11). Она носит название «Голгофа». Приход возник в начале 1990-х годов прошлого столетия, но здание было достроено только к 2010-м году. В церкви проходят богослужения на русском, английском и таджикском языках.

Собственное здание есть у церкви в Зеленограде (Москва, Зеленоград, корпус 1144, в районе Филаретовской улицы), в районе ст.м. Войковская (церковь «Благая весть» на улице Клары Цеткин, 25Ж).

Евангельские христиане

Как было указано выше, евангельские христиане в 1944 году объединились с баптистами. Но в 1990-е годы в России стали появляться отдельные, самостоятельные объединения евангельских христиан, не входящие в одну общину с баптистами. Сегодня, по данным Союза церквей евангельских христиан, в Москве действует шесть церквей этого течения. Рядом со ст. м. Тушинская, на улице Василия Петушкова (д. 29) находится , пожалуй, самая крупная в Москве. В 2000 году община выкупила здание бывшего дома культуры фабрики. В качестве координационного органа в настоящее время действует Всероссийский союз евангельских христиан (ВСЕХ).

Храмы пятидесятников

Первые организации пятидесятников в России появились в 1907 году во входящей тогда в состав Российский империи Финляндии. Вскоре они возникли в С.-Петербурге, а затем распространились практически по всей России. Большая заслуга в этом принадлежала И. Воронаеву, который сумел создать из разрозненных общих единое пятидесятническое движение. В годы советской власти молитвенные дома пятидесятников закрывались в рамках общенациональной антирелигиозной кампании. И лишь после объединения в 1944 году евангельских христиан с баптистами, пятидесятники также получили право собираться на служение в молитвенных домах.

После крушения СССР сразу же состоялся первый российский съезд пятидесятников, в 1990-м году. Согласно данным Российской церкви христиан веры евангельской (РЦХВЕ), сегодня в Москве насчитывается пять общин. Несколько приходов проводят свои богослужения на северо-западе Москвы, в помещении церкви «Живой родник» на улице Фабрициуса, д. 31А. Здесь же расположен центральный офис Российской церкви христиан веры евангельской (РЦХВЕ). Это здание бывшего детского сада было выкуплено общиной у города в 1995 году. Также свое здание имеет церковь «Роса» (ул. Краснобогатырская, д. 38, стр.2).

Храмы адвентистов седьмого дня

Как и баптисты, адвентисты седьмого дня появились в России в конце XIX века. Первая община адвентистов была образована из немцев, живших в Крыму, но поначалу была признана властями сектантской ересью. Проводить открыто богослужения адвентисты получили право только в 1906 году, когда это учение было официально признано одним из видов баптизма, к тому времени уже разрешенного в России.

Сегодня происходит возвращение к духовности. Все больше людей задумывается о нематериальной составляющей нашей жизни. В статье мы поговорим о том, кто такие протестанты. Это отдельное направление христианства, или секта, как считают некоторые.

Также затронем вопрос о разных течениях в протестантизме. Небезынтересной будет информация о положении сторонников этого течения в современной России. Читайте далее, и вы узнаете ответы на эти и многие другие вопросы.

В шестнадцатом веке в Западной Европе произошло отделение значительной части верующих от Римско-католической церкви. Данное событие в историографии носит название «реформация». Таким образом, протестанты — это часть христиан, которые не согласны с католическими принципами богослужения и некоторыми вопросами теологии.

Средневековье в Западной Европе оказалось таким периодом, когда общество попало в тотальную зависимость не столько от светских правителей, сколько от церкви.

Практически ни один вопрос не решался без участия священника, будь то свадьба или бытовые проблемы.

Вплетаясь все больше в социальную жизнь, католические святые отцы накапливали несметные богатства. Кричащая роскошь и двойные стандарты, практикуемые монахами, отвращали от них общество. Росло недовольство из-за того, что многие вопросы запрещались или решались с принудительным вмешательством священников.

Именно в этой ситуации и появилась возможность у Мартина Лютера стать услышанным. Это немецкий теолог и священник. Будучи членом ордена августинцев, он постоянно наблюдал развращенность католического клира. Однажды, по его словам, снизошло озарение об истинном пути правоверного христианина.

Результатом стали «Девяносто пять тезисов», которые Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге в 1517 году, а также выступление против продажи индульгенций.

Основу протестантизма составляет принцип «sola fide» (только с помощью веры). Он гласит, что никто на свете не может помочь человеку спастись, кроме него самого. Таким образом, отметается институт священников, продажа индульгенций, стремление к обогащению и власти со стороны служителей церкви.

Отличие от католиков и православных

Православные, католики и протестанты относятся к единой религии — христианству. Однако в процессе исторического и социального развития произошло несколько расколов. Первый был в 1054 году, когда от Римско-католической отделилась Православная церковь. Позже, в шестнадцатом веке, в процессе Реформации появилось совершенно отдельное течение — протестантизм.

Давайте разберемся, насколько отличаются принципы в этих церквях. А также почему бывшие протестанты чаще переходят в православие.

Итак, как два достаточно древних течения, католики и православные считают именно свою церковь истинной. Протестанты имеют разнообразные взгляды. Некоторые направления даже отрицают необходимость принадлежать к какой-либо конфессии.

Среди православных священников разрешено жениться единожды, монахам вступать в брак запрещено. У католиков латинской традиции все дают обет безбрачия. Протестантам же разрешено жениться, они вообще не признают целибат.

Также у последних совершенно нет института монашества, в отличие от двух первых направлений.

Кроме этого, протестанты не затрагивают вопроса «filioque», который является краеугольным камнем в споре между католиками и православными. Также у них отсутствует чистилище, и Дева Мария воспринимается как эталон совершенной женщины.

Из семи общепринятых таинств протестанты признают только крещение и причащение. Отсутствует исповедь и не воспринимается поклонение иконам.

Протестантизм в России

Хоть Российская Федерация и православная страна, но здесь распространены и другие веры. В частности, есть католики и протестанты, иудеи и буддисты, сторонники различных духовных течений и философского мировосприятия.

По данным статистики в России около трех миллионов протестантов, которые посещают более десяти тысяч приходов. Из этих сообществ официально зарегистрировано в Министерстве Юстиции меньше половины.

Крупнейшим течением в российском протестантизме считаются пятидесятники. Они и их реформированное ответвление (неопятидесятники) объединяют более полутора миллионов последователей.

Однако со временем некоторые переходят в традиционную для русских веру. Протестантам о православии рассказывают друзья, знакомые, иногда они читают специальную литературу. Судя по отзывам тех, кто «вернулся в лоно» родной церкви, они ощущают облегчение, перестав заблуждаться.

К остальным течениям, распространенным на территории Российской Федерации, относятся адвентисты седьмого дня, баптисты, миннониты, лютеране, евангельские христиане, методисты и многие другие.

Далее мы поговорим подробнее о самых распространенных направлениях протестантизма в России. Также затронем некоторые конфессии, которые по определению находятся на грани между сектой и протестантской церковью.

Кальвинисты

Наиболее рациональные протестанты — это кальвинисты. Данное направление сформировалось в середине шестнадцатого века в Швейцарии. Молодой французский проповедник и теолог, Жан Кальвин, решил продолжить и углубить реформаторские идеи Мартина Лютера.

Он провозгласил, что следует убрать из церквей не только то, что противоречит Священному Писанию, но и те вещи, которые даже не упоминаются в Библии. То есть согласно кальвинизму в доме молитвы должно быть только то, что предписано в священной книге.

Таким образом, есть некоторые различия в учении, которых придерживаются протестанты и православные. Первые считают церковью любое собрание людей во имя Господа, отрицают большинство святых, христианскую символику и Богородицу.

Кроме этого, они считают, что веру человек принимает лично и по трезвому суждению. Поэтому обряд крещения происходит только в зрелом возрасте.

Православные являются полной противоположностью протестантов в вышеназванных моментах. Кроме этого, они придерживаются веры в то, что Библию может растолковать только специально обученный человек. Протестанты же считают, что каждый это делает в меру своих способностей и духовного развития.

Лютеране

Фактически, лютеране являются продолжателями истинных стремлений Мартина Лютера. Именно после их выступления в городе Шпайер движение начали называть «церковь протестантов».

Термин «лютеране» появился в шестнадцатом веке в ходе полемики католических теологов и священников с Лютером. Так они в уничижительной манере называли последователей отца Реформации. Сами себя лютеране называют «евангелические христиане».

Таким образом, католики, протестанты, православные стремятся обрести спасение души, но методы у каждого разные. Расхождения, в принципе, базируются только на толковании Священного Писания.

Своими «Девяноста пятью тезисами» Мартин Лютер доказывал несостоятельность всего института священников и многих традиций, которых придерживаются католики. По его словам, данные нововведения касаются больше материальной и светской сферы жизни, чем духовной. Значит, от них следует отказаться.

Кроме этого, в основе лютеранства лежит вера в то, что Иисус Христос своей смертью на Голгофе искупил все грехи человечества, включая первородный. Все, что нужно для счастливой жизни, это поверить в эту благую весть.

Также лютеране придерживаются мнения, что любой священник — это тот же мирянин, но более профессиональный в плане проповедей. Поэтому для причащения всех людей используется потир.

Сегодня к лютеранам относят более восьмидесяти пяти миллионов людей. Но единства они собой не представляют. Существуют отдельные объединения и деноминации по историческому и географическому принципу.

В Российской Федерации наиболее популярным в этой среде является общество «Служение лютеранского часа».

Баптисты

Часто в шутку говорят, что баптисты — это английские протестанты. Но в этом утверждении есть и зерно истины. Ведь это течение выделилось именно из среды пуритан Великобритании.

Фактически, баптизм — это следующий этап развития (как считают некоторые) или просто ответвление кальвинизма. Сам термин происходит от древнегреческого слова «крещение». Именно в названии выражена основная идея этого направления.

Баптисты считают, что истинно верующим можно считать только такого человека, который в зрелом возрасте пришел к мысли отказаться от греховных поступков и искренне принял в свое сердце веру.

С подобными мыслями согласны многие протестанты в России. Несмотря на то что большинство относится к пятидесятникам, о которых мы поговорим далее, некоторые взгляды у них полностью совпадают.

Если кратко выразить основы практики церковной жизни, баптисты-протестанты уверенны в непогрешимости авторитета Библии во всех ситуациях. Они придерживаются идей всеобщего священства и конгрегации, то есть, каждая община самостоятельна и независима.

Пресвитер не обладает никакой реальной властью, он просто читает проповеди и поучения. Все вопросы решаются на общих собраниях и церковных советах. Богослужение включает в себя проповедь, пения гимнов под аккомпанемент инструментальной музыки, а также импровизированные молитвы.

Сегодня в России баптисты, как и адвентисты, называют себя евангельскими христианами, а свои церкви — домами молитв.

Пятидесятники

Самые многочисленные протестанты в России — это пятидесятники. В нашу страну это течение проникло с Западной Европы через Финляндию в начале двадцатого века.

Первым пятидесятником, или, как его тогда называли, «единственник», стал Томас Барратт. Он приехал в 1911 году из Норвегии в Санкт-Петербург. Здесь проповедник объявил себя последователем евангельских христиан в духе апостольском, и начал перекрещивать всех желающих.

Основу веры и обряда пятидесятников составляет крещение Святым Духом. Они признают и обряд посвящения с помощью воды. Но переживания, которые испытывает человек при нисхождении Духа на него, считаются этим протестантским течением наиболее правильными. Они говорят, что состояние, которое при этом переживает крестящийся, равноценно ощущениям апостолов, принявшим посвящение от самого Иисуса Христа на пятидесятый день после его воскрешения.

Поэтому они и называют свою церковь в честь дня Сошествия Святого духа, или Троицы (Пятидесятницы). Последователи считают, что посвященный таким образом, получает один из Божественных даров. Он обретает слово мудрости, исцеление, чудотворение, пророчествование, возможность говорить на иностранных языках или различать духов.

В Российской Федерации на сегодняшний день самыми влиятельными протестантскими объединениями считаются три из среды пятидесятников. Они входят в Ассамблею Бога.

Меннониты

Меннонитство — одно из самых интересных ответвлений протестантизма. Эти христиане-протестанты первыми провозгласили пацифизм как часть вероучения. Возникла деноминация в тридцатых годах шестнадцатого века в Нидерландах.

Основателем считается Менно Симонс. Изначально он отошел от католичества и принял принципы анабаптизма. Но через некоторое время значительно углубил отдельные черты этого вероучения.

Итак, меннониты считают, что царство Божие на земле наступит только при содействии всех людей, когда они установят общую истинную церковь. Библия — это непререкаемый авторитет, а Троица — единственное, что обладает святостью. Крестить можно только совершеннолетних после принятия ими твердого и искреннего решения.

Но самой важной отличительной чертой меннонитов считается отказ от военной службы, армейской присяги и судебных тяжб. Таким способом сторонники этого течения несут человечеству стремление к миру и ненасилию.

В Российскую империю протестантская деноминация пришла в период правления Екатерины Великой. Тогда она пригласила часть общины переселиться из Прибалтики в Новороссию, на Поволжье и Кавказ. Такой поворот событий стал просто подарком для меннонитов, так как они подвергались гонению в Западной Европе. Поэтому было две волны вынужденной миграции на восток.

Сегодня в Российской Федерации это течение фактически объединилось с баптистами.

Адвентисты

Как любой правоверный христианин, протестант верит во второе пришествие Мессии. Именно на этом событии и была изначально выстроена философия адвентистов (от латинского слова «пришествие»).

В 1831 году бывший капитан армии Соединенных Штатов Америки Миллер стал баптистом, а позже издал книгу о непременном пришествии Иисуса Христа 21 марта 1843 года. Но оказалось, что никто не явился. Тогда была сделана поправка на неточность перевода, и Мессию ожидали весной 1844 года. Когда и второй раз не оправдался, наступил период депрессии у верующих, который в историографии называется «Великое разочарование».

После этого миллеритское течение распадается на ряд отдельных деноминаций. Наиболее организованными и популярными считаются адвентисты седьмого дня. Они имеют централизованное управление и стратегически развиваются в нескольких странах.

В Российской империи это течение появилось через меннонитов. Первые общины сформировались на Крымском полуострове и Поволжье.

Из-за отказа брать в руки оружие и давать присягу, они подвергались гонению в Советском союзе. Но в конце семидесятых годов двадцатого века произошло восстановление движения. А в 1990 году на первом съезде адвентистов был принят Российский унион.

Протестанты, или сектанты

Сегодня не остается сомнений в том, что протестанты — это одно из равноправных ответвлений христианства, со своим вероучением, принципами, основами поведения и богослужения.

Однако есть некоторые церкви, которые по организации очень похожи на протестантские, но таковыми, по сути, не являются. К последним, например, относятся Свидетели Иеговы.

Но в виду запутанности и неопределенности их учения, а также противоречия ранних утверждений более поздним, это движение невозможно однозначно отнести к какому-то направлению.

Иеговисты не воспринимают Христа, Троицу, крест, иконы. Они считают главным и единственным Бога, которого называют Иеговой, как и средневековые мистики. Некоторые их положений перекликаются с протестантскими. Но подобное совпадение не делает из них сторонников этого христианского течения.

Таким образом, мы с вами в данной статье разобрались с тем, кто такие протестанты, а также поговорили о положении разных ответвлений в России.

Успехов вам, дорогие читатели!

Первые представители протестантских течений появились на территории России практически одновременно с началом этого движения в Европе, а именно в 16 веке. Со временем в России укоренились многие иностранные гости, а вместе с ними - и новое религиозное течение. Само слово «протестантизм» было введено в обиход еще Мартином Лютером. Оно обозначает «публично доказывающий».

В чем отличие протестантских церквей?

Получила свое распространение, главным образом, после распада Советского Союза. Сам протестантизм - достаточно необычная религия для России. Ведь ее сторонники не признают культа Богородицы, не молятся святым и ангелам. Протестантские храмы отличаются от православных отсутствием пышного убранства. В этом направлении христианства имеется всего лишь два таинства - это причастие и крещение. Главным и единственным источником для вероучения протестанты считают Библию.

Протестантская церковь в Москве: баптисты

Одним из самых распространенных ответвлений протестантизма является баптизм. Протестантская церковь в Москве также представлена данными сообществами. Их крупнейшее объединение имеет название «Московская центральная церковь Евангельских христиан-баптистов». В столице она была основана в 1882 году. В 1881-1882 годах Степан Васильев и его соратник Иван Бочаров, которые были книгоношами, начали проводить евангельские чтения в Москве.

Книгоноши начали делать это потому, что столкнулись со странным фактом: те люди, которые считали себя христианами, на самом деле, совершенно не знали Библии. Многие сейчас интересуются, где в Москве протестантская церковь баптистов? Действующая церковь находится по адресу Малый Трехсвятительский переулок, дом 3.

Адвентисты Седьмого дня

Также в столице имеется представительство еще одной ветви протестантизма - это церковь Адвентистов Седьмого дня. Главное отличие этого течения является почитание субботы как священного дня. Католики, к примеру, отменили празднование субботы. На смену этому дню недели ими было введено празднование воскресенья. А также одним из главных пунктов в вероучении адвентистов - это ожидание скорого пришествия Христа на землю. Поэтому они и имеют такое название (на латинском слово adventus означает «пришествие»).

В 1994 году была основана адвентистская протестантская церковь в Москве. Адреса расположения общин - это Нагатинская улица 9 стр. 3., а также Красноярская улица, дом 3. Основатель адвентистов - это американский проповедник Вильям Миллер, который жил в Северной Америке в 19 веке. Когда адвентизм проник в Европу, там это вероучение нашло для себя весьма благодатную почву, органично соединяясь с представлениями протестантов.

Собор Петра и Павла - главное представительство протестантского течения в России

На сегодняшний день наиболее влиятельная в Москве - это лютеранский собор Петра и Павла. Сейчас собор расположен по адресу: Старосадский переулок, 7/10. Это один из старейших приходов данного религиозного течения в России. Протестантская община появилась в Москве в 1626 году и постоянно перемещалась из одной обители в другую.

В 1649 году запретило приобретать иностранцам недвижимость в столице. Но вскоре генерал Бауман и художник Инглис приобрели небольшое количество земли в Немецкой слободе, и построили деревянную церквушку. В 1667 году здесь уже была полноценная церковь, в которую входил дом пастора и школьная постройка. Трижды она горела, и была полностью разрушена в 1812 году.

Но в 1817 году религиозная община Петра и Павла приобрела усадьбу Лопухиных в Немецкой слободе. Дом был переименован в церковь и освящен как храм в 1819 году. А в 19 веке количество прихожан-протестантов уже составляло порядка 6 тысяч. Поэтому пришлось строить новое здание. Протестантская церковь в Москве была построена в неоготическом стиле в 1905 году. В 1892 году приход приобрел орган из Германии. Этот музыкальный инструмент, купленный в городе Людвигсбурге, стал одним из лучших во всей России.

Евангельские христиане в Москве

Еще одна знаменитая протестантская церковь в Москве - это Ее здание в использовалось в качестве дворца культуры. Но в декабре 1992 года здесь начались проводиться богослужения. В апреле 1993 года церковь была зарегистрирована официально. Долгое время помещение не отапливалось, требовало ремонта и восстановления. Силами общины здание было приведено в надлежащий вид. Церковь расположена по адресу: улица Василия Петушкова, дом 29.

Как произошли отделения

Православная Церковь сохранила неповрежденной ту истину, которую открыл апостолам Господь Иисус Христос. Но Сам Господь предупредил Своих учеников, что из среды тех, кто будет с ними, появятся люди, которые захотят исказить истину и помутить ее своими выдумками: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7, 15).

И апостолы тоже предупреждали об этом. Например, апостол Петр писал: у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении… Оставив прямой путь, они заблудились… им приготовлен мрак вечной тьмы (2 Пет. 2, 1-2, 15, 17).

Под ересью понимается ложь, которой человек следует сознательно. Путь, который открыл Иисус Христос, требует от человека самоотверженности и усилий, чтобы проявилось то, действительно ли на этот путь он вступил с твердым намерением и по любви к истине. Мало просто назвать себя христианином, надо своими делами, словами и мыслями, всей своей жизнью доказать, что ты христианин. Тот, кто любит истину, ради нее готов отказаться от всякой лжи в своих мыслях и своей жизни, чтобы истина вошла в него, очистила и освятила.

Но не все вступают на этот путь с чистыми намерениями. И вот последующая жизнь в Церкви выявляет их негодное настроение. И те, кто любит себя больше, чем Бога, отпадают от Церкви.

Бывает грех поступка — когда человек делом нарушает заповеди Божии, а бывает грех ума — когда человек предпочитает свою ложь Божественной истине. Второе и называется ересью. И среди тех, кто называл себя в разные времена христианами, выявлялись как люди, преданные греху поступка, так и люди, преданные греху ума. Тот и другой человек противится Богу. Тот и другой человек, если сделал твердый выбор в пользу греха, не может оставаться в Церкви, и отпадает от нее. Так на протяжении истории из Православной Церкви уходили все, кто выбрал грех.

Апостол Иоанн говорил о них: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1Ин. 2 , 19).

Их участь незавидна, ведь в Писании сказано, что предающиеся ереси… Царствия Божия не наследуют (Гал. 5 , 20-21).

Именно потому, что человек свободен, он всегда может сделать выбор и употребить свободу либо во благо, избрав путь к Богу, либо во зло, избрав грех. В этом причина того, что возникали лжеучители и возникали те, кто верил им больше, чем Христу и Его Церкви.

Когда появлялись еретики, привносящие ложь, святые отцы Православной Церкви начинали объяснять им их заблуждения и призывали отказаться от вымыслов и обратиться к правде. Некоторые, будучи убеждены их словами, исправлялись, но далеко не все. И о тех, кто упорствовал во лжи, Церковь произносила свой суд, свидетельствуя о том, что они не являются истинными последователями Христа и членами основанного Им сообщества верных. Так исполнялся апостольский совет: Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3 , 10-11).

Подобных людей в истории было немало. Самые распространенные и многочисленные из числа основанных ими сообществ, что сохранились до наших дней — монофизитские Восточные Церкви (они возникли в V веке), Римо-католическая Церковь (отпавшая от Вселенской Православной Церкви в XI веке) и Церкви, называющие себя протестантскими. Сегодня мы рассмотрим, что отличается путь протестантизма от пути Православной Церкви.

Протестантизм

Если какая-то ветвь отломится от дерева, то, потеряв связь с жизненными соками, неизбежно начнет засыхать, растеряет свои листья, станет хрупкой и легко сломается при первом же натиске.

То же самое видно и в жизни всех сообществ, отделившихся от Православной Церкви. Как отломившаяся ветвь не может удержать на себе листьев, так и те, кто отделяются от подлинного церковного единства, не могут больше сохранять уже и свое внутреннее единство. Это происходит потому, что, уйдя из Божией семьи, они теряют связь с живительной и спасительной силой Духа Святого, а то греховное желание противиться истине и ставить себя выше других, которое и привело их к отпадению от Церкви, продолжает действовать среди самих отпавших, обращаясь уже против них и приводя ко все новым внутренним разделениям.

Итак, в XI веке от Православной Церкви отделилась Поместная Римская Церковь, а в начале XVI века уже от нее самой отделилась значительная часть людей, последовав за идеями бывшего католического священника Лютера и его единомышленников. Они образовали свои общины, которые стали считать «Церковью». Это движение носит общее название протестантов, а само их отделение называется Реформацией.

В свою очередь, протестанты также не сохранили внутреннего единства, но еще больше стали делиться на разные течения и направления, каждое из которых утверждало, что именно оно является настоящей Церковью Иисуса Христа. Они продолжают делиться и до настоящего времени, и сейчас их в мире уже более двадцати тысяч.

У каждого их направления есть свои особенности вероучения, которые было бы долго описывать, и здесь мы ограничимся разбором только основных черт, которые свойственны всем протестантским номинациям и которые отличают их от Православной Церкви.

Основной причиной появления протестантизма стал протест против учения и религиозной практики Римо-католической Церкви.

Как отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов), действительно, «в Церковь Римскую вкрались многие заблуждения. Хорошо бы сделал Лютер, если б он, отвергнув заблуждения латинян, заменил эти заблуждения истинным учением Святой Христовой Церкви; но он заменил их своими заблуждениями; некоторым заблуждениям Рима, весьма важным, вполне последовал, а некоторые усилил» . «Протестанты восстали против уродливой власти и божественности пап; но так как они действовали по побуждению страстей, утопая в разврате, а не с прямой целью стремления к святой Истине, то и не оказались достойными узреть ее» .

Они отказались от ошибочной идеи о том, что папа Римский является главой Церкви, но сохранили католическое заблуждение о том, что Дух Святой исходит от Отца и Сына.

Писание

Протестанты сформулировали принцип: «только Писание», он означает, что авторитет ими признается лишь за Библией, а Священное Предание Церкви они отвергают.

И в этом они противоречат сами себе, ведь само Священное Писание указывает на необходимость почитать идущее от апостолов Священное Предание: стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2 , 15),— пишет апостол Павел.

Если человек напишет какой-нибудь текст и раздаст его разным людям, а потом попросит объяснить, как они его поняли, то наверняка обнаружится, что кто-нибудь понял текст правильно, а кто-то неправильно, вложив в эти слова свой смысл. Известно, что у любого текста возможны разные варианты понимания. Они могут быть верными, а могут быть ошибочными. То же самое и с текстом Священного Писания, если оторвать его от Священного Предания. И действительно, протестанты думают, что понимать Писание нужно так, как кому захочется. Но такой подход не может помочь обрести истину.

Вот как писал об этом святой Николай Японский: «Ко мне иногда приходят японцы-протестанты, просят объяснить какое-либо место Священного Писания. "Да у вас же есть свои учителя-миссионеры — их спросите,"— говорю я им.— "Что они отвечают?" — "Мы у них спрашивали, говорят: понимай, как знаешь; но мне нужно знать подлинную мысль Божию, а не мое личное мнение"... У нас не так, все светло и надежно, ясно и прочно — потому что мы кроме Священного Писания принимаем еще Священное Предание, а Священное Предание — это живой, непрерывающийся голос... нашей Церкви со времен Христа и Его Апостолов доныне, который будет до скончания мира. На нем-то утверждается все в целом Священное Писание» .

Сам апостол Петр свидетельствует, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет.1 , 20-21). Соответственно, только святые отцы, движимые, тем же Духом Святым, могут открыть человеку истинное понимание Слова Божия.

Священное Писание и Священное Предание составляют одно нераздельное целое, и так было с самого начала.

Не письменно, а устно Господь Иисус Христос открыл апостолам, как понимать Священное Писание Ветхого Завета (Лк. 24, 27), и этому же они устно научили первых православных христиан. Протестанты желают подражать в своем устройстве ранним апостольским общинам, но в первые годы у ранних христиан вообще не было новозаветного писания, а все передавалось из уст в уста, как предание.

Библия была дана Богом для Православной Церкви, именно в соответствии со Священным Преданием Православная Церковь на своих Соборах утвердила состав Библии, именно Православная Церковь задолго до появления протестантов с любовью сохраняла Священное Писание в своих общинах.

Протестанты же, пользуясь Библией, не ими написанной, не ими собранной, не ими сохраненной, отвергают Священное Предание, и тем самым закрывают для себя истинное понимание Слова Божия. Поэтому они часто спорят о Библии и нередко придумывают собственные, человеческие предания, не имеющие никакой связи ни с апостолами, ни с Духом Святым, и впадают, по слову апостола, в пустое обольщение, по преданию человеческому.., а не по Христу (Кол. 2, 8).

Таинства

Протестанты отвергли священство и священнодействия, не веруя, что через них может действовать Бог, и если даже оставляли нечто похожее, то только название, полагая, что это только символы и напоминания об оставшихся в прошлом исторических событиях, а не святая реальность сама по себе. Вместо епископов и священников они завели себе пасторов, не имеющих никакой связи с апостолами, никакого преемства благодати, как в Православной Церкви, где на каждом епископе и священнике находится благословение Божие, которое можно проследить от наших дней до Самого Иисуса Христа. Протестантский пастор лишь оратор и администратор жизни общины.

Как говорит святой Игнатий (Брянчанинов), «Лютер… с запальчивостью отвергая беззаконную власть пап, отверг и законную, отверг сам сан епископский, самую хиротонию, несмотря на то, что установление того и другого принадлежит самим апостолам… отверг и Таинство Исповеди, хотя все Священное Писание свидетельствует, что невозможно получить отпущение грехов без исповедания их» . Отвергли протестанты и прочие священнодействия.

Почитание Богородицы и святых

Пресвятая Дева Мария, родившая по человечеству Господа Иисуса Христа, пророчески сказала: отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1 , 48). Это было сказано об истинных последователях Христа - православных христианах. И действительно, с тех пор и доныне из рода в род все православные христиане почитают Пресвятую Богородицу Деву Марию. А протестанты не желают ее почитать и ублажать, вопреки Писанию.

Дева Мария, как и все святые, то есть, люди, до конца прошедшие по пути спасения, открытому Христом, соединились с Богом и пребывают всегда в согласии с Ним.

Богородица и все святые стали ближайшими и любимейшими друзьями Бога. Даже человек, если его о чем-то попросит любимый друг, то постарается обязательно исполнить, также и Бог охотно слушает и скоро исполняет просьбы святых. Известно, что еще при своей земной жизни, когда они просили, Он непременно откликался. Так, например, по просьбе Матери Он помог бедным молодоженам и сотворил чудо на пиру, чтобы избавить их от позора (Ин. 2, 1-11).

Писание сообщает, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). Поэтому после смерти люди не исчезают бесследно, но их живые души содержатся Богом, и те, кто свят, сохраняет возможность общения с Ним. И Писание прямо говорит о том, что усопшие святые обращаются с просьбами к Богу и Он слышит их (см.: Откр. 6, 9-10). Поэтому православные христиане почитают Пресвятую Деву Марию и других святых и обращаются к ним с просьбами о том, чтобы они походатайствовали перед Богом о нас. Опыт свидетельствует, что множество исцелений, избавлений от смерти и другой помощи получают прибегающие к их молитвенному заступлению.

Например, в 1395 году великий монгольский полководец Тамерлан с огромным войском отправился в Россию, чтобы захватить и разрушить ее города, в том числе столицу — Москву. У русских не было достаточно сил, чтобы противостоять такой армии. Православные жители Москвы стали усердно просить Пресвятую Богородицу о том, чтобы она помолилась Богу о спасении их от надвигающейся беды. И вот, однажды утром Тамерлан неожиданно объявил своим военачальникам, что нужно поворачивать армию и возвращаться назад. А на вопросы о причине ответил, что ночью во сне он увидел великую гору, на вершине которой стояла прекрасная сияющая женщина, которая приказала ему покинуть русские земли. И, хотя Тамерлан не был православным христианином, он из страха и уважения к святости и духовной силе явившейся Деве Марии подчинился Ей.

Молитвы за умерших

Те православные христиане, которые при своей жизни не смогли победить грех и стать святыми, после смерти тоже не исчезают, но они сами нуждаются в наших молитвах. Поэтому Православная Церковь молится за умерших, веруя, что по этим молитвам Господь посылает облегчение для посмертной участи наших умерших близких. Но протестанты и этого не хотят признавать, и отказываются молиться за умерших.

Посты

Господь Иисус Христос, говоря о своих последователях, сказал: придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк. 2, 20).

Господь Иисус Христос был отнят у своих учеников первый раз в среду, когда Иуда предал Его и злодеи схватили, чтобы вести на суд, а второй раз — в пятницу, когда злодеи распяли Его на Кресте. Поэтому во исполнение слов Спасителя православные христиане с древнейших времен соблюдают пост каждую среду и пятницу, воздерживаясь ради Господа от вкушения продуктов животного происхождения, а также от разного рода развлечений.

Господь Иисус Христос постился сорок дней и ночей (см.: Мф. 4, 2), подавая пример Своим ученикам (см.: Ин. 13, 15). И апостолы, как сказано в Библии, служили Господу и постились (Деян. 13, 2). Поэтому православные христиане, кроме однодневных постов, имеют также многодневные, из которых главный — Великий пост.

Протестанты отрицают посты и постные дни.

Священные изображения

Тот, кто желает поклоняться истинному Богу, не должен при этом поклоняться ложным богам, которые либо выдуманы людьми, либо теми духами, которые отпали от Бога и стали злыми. Эти злые духи нередко являлись людям, чтобы ввести их в заблуждение и отвлечь от поклонения истинному Богу на поклонение себе.

Однако, повелев построить храм, Господь еще в эти древние времена повелел также сделать в нем изображения херувимов (см.: Исх. 25, 18-22) — духов, которые сохранили верность Богу и стали святыми ангелами. Поэтому с самых первых времен и православные христиане делали священные изображения святых, соединившихся с Господом. В древних подземных катакомбах, где во II-III веках собирались для молитвы и священнодействий христиане, гонимые язычниками, они изображали Деву Марию, апостолов, сюжеты из Евангелия. Эти древние священные изображения сохранились и до наших дней. Точно так же в современных храмах Православной Церкви есть те же самые священные изображения, иконы. При взгляде на них человеку легче вознестись душой к первообразу , сконцентрировать свои силы на молитвенном обращении к нему. После таких молитв перед святыми иконами Бог часто посылает людям помощь, нередко происходят чудесные исцеления. В частности, об избавлении от войска Тамерлана в 1395 году православные христиане молились именно у одной из икон Богородицы — Владимирской.

Однако протестанты по своему заблуждению отвергают почитание священных изображений, не понимая разницы между ними и между идолами. Это происходит из их ошибочного понимания Библии, а также от соответствующего духовного настроения — ведь не заметить принципиальной разницы между изображением святого и изображением злого духа может лишь тот, кто не понимает разницы между святым и злым духом.

Другие отличия

Протестанты считают, что если человек признает Иисуса Христа Богом и Спасителем, то он уже становится спасенным и святым, и никаких особенных дел для этого не нужно. А православные христиане, вслед за апостолом Иаковом считают, что вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2, 17). И Сам Спаситель сказал: Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). А значит, по мнению православных христиан, что необходимо исполнять заповеди, выражающие волю Отца, и таким образом делами доказывать свою веру.

Также у протестантов нет монашества и монастырей, а у православных они есть. Монахи ревностно трудятся в том, чтобы исполнить все заповеди Христа. А кроме того, они берут три дополнительных обета ради Бога: обет безбрачия, обет нестяжания (неимения своего имущества) и обет послушания духовному руководителю. В этом они подражают апостолу Павлу, который был безбрачен, нестяжателен и совершенно послушен Господу. Монашеский путь считается более высоким и славным, чем путь мирянинна — семейного человека, но и мирянин также может спастись, стать святым. Среди апостолов Христовых были и женатые люди, а именно, апостолы Петр и Филипп.

Когда у святого Николая Японского в конце XIX века спросили, почему, хотя у православных в Японии всего два миссионера, а у протестантов шестьсот, тем не менее, больше японцев обращались в Православие, чем в протестантство, он ответил: «Дело не в людях, а в учении. Если японец, прежде чем принять христианство, основательно изучает его и сравнивает: в Католической миссии узнает католичество, в протестантской — протестантство, у нас наше учение, то он, насколько я знаю, всегда принимает Православие. <...> Что же это? Да то, что в Православии Христово учение хранится чистым и целым; мы ничего не прибавили к нему, как католики, ничего не убавили, как протестанты» .

Действительно, православные христиане убеждены, как говорит святой Феофан Затворник, в этой непреложной истине: «Что Бог открыл и что заповедал, к тому не следует ничего прибавлять, ни убавлять от того. Это относится к католикам и протестантам. Те все прибавляют, а эти убавляют… Католики помутили апостольское предание. Протестанты взялись поправить дело — и еще хуже сделали. У католиков один папа, а у протестантов, что ни протестант, то папа» .

Поэтому все, кому действительно интересна истина, а не свои мысли, и в прошлые века, и в наше время, непременно находят путь в Православную Церковь, и часто даже без каких-то усилий православных христиан, Сам Бог приводит таких людей к истине. Для примера приведем две истории, случившиеся недавно, участники и свидетели которых живы до сих пор.

Случай в США

В 1960-х годах в американском штате Калифорния, в городах Бен-Ломон и Санта-Барбара большая группа молодых протестантов пришла к выводу, что все известные им протестантские Церкви не могут быть настоящей Церковью, поскольку предполагают, что будто бы после апостолов Церковь Христова исчезла, и ее будто только в XVI веке возродили Лютер и другие вожди протестантизма. Но такая мысль противоречит словам Христа о том, что врата адовы не одолеют его Церковь. И тогда эти молодые люди стали изучать исторические книги христиан, с самой ранней древности, от первого века ко второму, затем к третьему и так далее, прослеживая непрерывную историю Церкви, основанной Христом и Его апостолами. И вот, благодаря своим многолетним исследованиям, эти молодые американцы сами убедились в том, что такой Церковью является Православная Церковь, хотя никто из православных христиан с ними не общался и не внушал им такой мысли, но сама история христианства засвидетельствовала для них эту истину. И тогда они вошли в контакт с Православной Церковью в 1974 году все, в составе более двух тысяч человек, приняли Православие.

Случай в Бенине

Другая история произошла в Западной Африке, в Бенине. В этой стране не было совсем православных христиан, большинство жителей были язычниками, еще немного исповедовали ислам, и еще некоторые были католиками или протестантами.

Вот с одним из них, человеком по имени Оптат Беханзин, в 1969 году случилось несчастье: тяжело заболел его пятилетний сын Эрик, которого разбил паралич. Беханзин повез сына в больницу, но врачи сказали, что мальчика невозможно вылечить. Тогда пораженный горем отец обратился к своей протестантской «Церкви», стал посещать молитвенные собрания в надежде, что Бог исцелит его сына. Но эти молитвы были бесплодны. После этого Оптат у себя дома собрал некоторых близких людей, уговорив их вместе молиться Иисусу Христу об исцелении Эрика. И после их молитвы случилось чудо: мальчик исцелился; это укрепило маленькую общину. Впоследствии происходили все новые чудесные исцеления по их молитвам к Богу. Поэтому к ним переходило все больше людей — и католиков, и протестантов.

В 1975 году община решила оформить себя как самостоятельную церковь, и верующие решили усиленно молиться и поститься, чтобы узнать волю Божию. И в этот момент Эрик Беханзин, которому было уже одиннадцать лет, получил откровение: на вопрос о том, как им назвать свою церковную общину, Бог ответил: «Мою Церковь называют Православной Церковью». Это очень удивило бенинцев, потому что никто из них, включая самого Эрика, никогда не слышал о существовании такой Церкви, и они даже не знали слова «православный». Тем не менее, они назвали свою общину «православной церковью Бенина», и только двенадцать лет спустя смогли познакомиться с православными христианами. И когда они узнали про настоящую Православную Церковь, которая издревле так называется и ведет начало от апостолов, они все дружно, в составе более 2500 человек перешли в Православную Церковь. Так Господь откликается на просьбы всех, кто действительно ищет путь святости, ведущий к истине, и приводит такого человека в Свою Церковь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе.

Св. Иларион. Христианство или Церковь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Лютеранизм.