Слайд 2

Формулировка задания

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Слайд 3

Композиция сочинения

  • Слайд 4

    «От позиции автора – к проблеме»

  • Слайд 5

    Типы информации в тексте

    Фактуальная информация– это сообщение о фактах, событиях, процессах, упомянутых в тексте. Концептуальная информация– это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. Подтекстовая информацияне обозначена словами, а только подразумевается.

    Слайд 6

    Принципы построения комментария

    Комментарий должен быть логически связан с предшествующей и последующими частями сочинения. Комментарий должен опираться на текст, но не превращаться в пересказ. Фактуальная информация текста должна обрамляться концептуальной информацией от автора сочинения (Зачем герой это сделал? Как характеризуют героя эти слова? С какой целью автор привёл эту цитату? и т.п.)

    Слайд 7

    Структура комментария

    Пример 1 Пример 2

    Слайд 8

    Алгоритм работы с текстом

    Сформулируйте проблему. Найдите в тексте 2 примера, важных для понимания именно этой проблемы. (Их можно подчеркнуть.) Продумайте, в чем важность, значимость этих примеров для раскрытия мысли автора. Логично включите эти примеры в текст сочинения. (Движение мысли от проблемы к позиции автора.)

    Слайд 9

    Способы отсылки к тексту

    Слайд 10

    Цитирование «Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю», - пишетавтор. На первый взгляд может показаться, что именно в этих словах заключён смысл текста. Однако писатель не согласен с этой примитивной философией. Не случайно сердце Кольки замирает при виде самолётов в небе. Всю жизнь герой носит в себе боль преданной мечты.

    Слайд 11

    Косвенноецитирование Почему же Колька испуганно прячет свой взволнованный взгляд от соседей-рыбаков? Видимо, потому что герою стыдно за проявленную когда-то слабость, за то, что он отказался от заветной мечты.

    Слайд 12

    Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте Раскрывая проблему, писатель изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.

    Слайд 13

    Публицистический текст

    Как автор строит рассуждение? Какие использует аргументы? Какие приводит примеры? В чём их значимость? Кого цитирует автор? Зачем? В чём значимость этих цитат? Какие мысли автора заслуживают особого внимания? Почему? Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя? Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события? Каково отношение автора к изображаемому?

    Слайд 14

    Ч.Айтматов «Книги, открывающие нас»

  • Слайд 15

    Публицистический текст.Фрагмент сочинения

    Какова роль книги в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет Чингиз Айтматов. Автор искренне убеждён в том, что книга – это «важное звено в духовной связи людей». Действительно, книги передают знания от поколения к поколению, объединяют единомышленников, преодолевая время и пространство, сберегают духовные ценности человечества.

    Слайд 16

    Мне кажется особенно важной мысль Айтматова о том, что «каждая книга требует полной отрешённости от суетных дел». Писатель хочет сказать, что чтение не терпит суеты и книга откроет свои секреты только вдумчивому, внимательному, чуткому читателю. В самом деле, настоящая литература не только даёт пищу уму, но и пробуждает душу, не даёт нам очерстветь, стать равнодушными.

    Слайд 17

    Художественный текст

    На каких примерах автор раскрывает проблему? Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания? Почему? Есть ли в тексте значимые художественные детали? В чём их значимость? Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя? Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события? Каково отношение автора к изображаемому?

    Слайд 18

    Б. Екимов «Ночь исцеления»

    Слайд 19

    Фрагмент исходного текста

    Про бабушку думать было больно. Как помочь ей? Как мать советовала? Говорит, помогает. Вполне может и быть. Это ведь психика. Приказать, крикнуть – и перестанет. Гриша неторопливо шел и шел, раздумывая, и в душе его что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло. Весь вечер за ужином, а потом за книгой, у телевизора Гриша нет-нет да и вспоминал о прошедшем. Вспоминал и глядел на бабушку, думал: «Лишь бы не заснуть».

    Слайд 20

    – Хлебные… карточки… – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня. Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково: – Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите,– настойчиво повторял он. – Все целые, берите…Баба Дуня смолкла. Видимо, там, во сне, она все слышала и понимала. Не сразу пришли слова. Но пришли:

    Слайд 21

    – Мои, мои… Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек… По голосу ее Гриша понял, что сейчас она заплачет. – Не надо плакать,– громко сказал он. – Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать,– говорил он, словно приказывал. – И спите спокойно. Спите.Баба Дуня смолкла.

    Слайд 22

    Баба Дуня послушно повернулась на правый бок, положила под голову ладошку и заснула. Теперь уже до утра. Гриша посидел над ней, поднялся, потушил в кухне свет. Кособокая луна, опускаясь, глядела в окно. Белел снег, посверкивая живыми искрами. Гриша лег в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе… Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчетливо понял – ни слова, ни даже намека. Это должно остаться и умереть в нем. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление.

    Слайд 23

    Художественный текст. Фрагмент сочинения

    Все ли из нас готовы дарить добро своим близким, заботиться о них? Над этим вопросом размышляет писатель Борис Екимов, обращаясь к проблеме милосердия.

    Слайд 24

    Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений бабушки и внука. Писатель стремится, чтобы каждый из нас ощутил душевную боль героини: ведь страшные сны бабы Дуни - это отголоски войны, тревоги за детей, которым угрожает смерть от голода. Екимов показывает, как в душе Гриши пробуждается сочувствие. Мальчик понимает, что душевные раны бабушки не вылечишь окриком «Молчать!». Особого внимания заслуживает фраза, перекликающаяся с заглавием рассказа: «И придёт исцеление». Этими словами писатель убеждает нас в том, что добро и милосердие могут исцелить любую душевную боль.

    Слайд 25

    Слайд 26

    Ф.Кривин «Два камня»

  • Слайд 27

    Слайд 28

    Слайд 29

    Слайд 30

    Слайд 31

    Я читал последний роман Александра Черняева. Недописанный роман, потому что Черняев умер от голода в Ленинграде в сорок втором году. Вечером я прочитал статью о Черняеве. Она рассказала о том, как он жил в Ленинграде в блокаду, как работал и даже ездил в самую стужу, под обстрелом, на фронт выступать перед бойцами. И вдруг в конце статьи я читаю следующее, хотите верьте, хотите нет:

    Слайд 32

    «Зимой, кажется, в январе, я зашёл к Черняеву. Было холодно. Мы подкладывали в «буржуйку» обломки стула. Вдруг Черняев сказал: - Со мной случилась странная история. На днях получил посылку. - Какую? - спрашиваю. - Ведь блокада. - Неизвестно от кого. Там было сгущённое молоко, сахар. - Это вам очень нужно, - говорю.

    Слайд 33

    А он отвечает: - А детям не нужно? Я-то старик, а ты бы посмотрел на малышей в соседней квартире. Им ещё жить и жить. И вы им отдали посылку? - А как бы вы на моём месте поступили, молодой человек? - спросил Черняев, и мне стало стыдно, что я мог задать такой вопрос. Это, как ни печально сегодня сознавать, была моя последняя встреча с писателем».

    Слайд 34

    Я раз пять перечитал эти строки. Я сам должен был догадаться, что, если старик получит такую посылку, он не будет сосать сгущённое молоко в уголке. Не такой старик... (По Киру Булычёву)

    Слайд 35

    Формулировки проблем

    Великая Отечественная война оставила глубокий след в истории нашей страны. Рассказы о жизни блокадного Ленинграда – потрясающие примеры мужества и стойкости, человечности и умения пожертвовать собой ради других. Именно проблему самопожертвования поднимает Кир Булычёв. Что такое добродушие и как оно влияет на человека? Кир Булычёв рассказывает нам о добродушии человека во время блокады. Должны ли мы помогать другим в сложное для нас время или следует заботиться только о себе? Над этим вопросом задумался писатель Кир Булычёв.

    Слайд 36

    В тексте Кира Булычёва поднимается проблема сострадания к младшему поколению. Наверное, каждый из нас задумывался над вопросом: «Каким должен быть истинно благородный поступок, а значит, и истинно благородный человек?». Именно этой важной проблеме посвятил свой текст Кир Булычёв. В данном тексте поднимается проблема голода во время блокады.

    Слайд 37

    Фрагмент сочинения 1

    Булычёв в данном тексте рассказывает о писателе Черняеве. Как он жил в Ленинграде в блокаду, как он, рискуя жизнью, ездил выступать на фронт перед бойцами. Как однажды он получил посылку от неизвестного человека, там было сгущённое молоко и сахар. Но он не оставил её себе, так как по соседству жили малыши, которые голодали. Он был человеком благородным и пожертвовал её им, хотя сам еле ходил и был очень слаб. Можно сказать, это было одним из последних его добрых дел.

    Слайд 38

    Редактирование

    Автор знакомит нас с содержанием статьи о писателе Черняеве. Булычёв не случайно упоминает о том, что Александр Григорьевич продолжал писать в блокадном Ленинграде, под обстрелами ездил выступать на фронт перед бойцами. Всё это указывает на его чувство долга и внутреннее благородство. Особое восхищение автора вызывает эпизод с посылкой, которую Черняев отдаёт голодающим малышам. Этот поступок – настоящий подвиг самопожертвования.

    Слайд 39

    Фрагмент сочинения 2

    Всем живым существам свойствен инстинкт самосохранения. Но человеку также свойственно нечто, зачастую противоречащее, если, конечно, это человек, а именно: милосердие, самопожертвование. Эти качества не чужды писателю Черняеву, отдавшему для спасения от голода детей посылку со сгущённым молоком и сахаром. Возможно, именно это послужило причиной его смерти, кто знает… Но с уверенностью можно сказать одно: его смерть не была напрасной. Она была вынужденной мерой для спасения молодых жизней.

    Слайд 40

    Редактирование

    Всем живым существам свойствен инстинкт самосохранения. Однако человек, в отличие от животных, способен на самопожертвование ради жизни других. В качестве примера Кир Булычёв приводит поступок писателя Александра Черняева, который незадолго до своей смерти отдал посылку с продуктами для спасения голодных детей. Автор убеждён, что смерть этого человека не напрасна: он доказал, что даже в страшные годы войны в людях остаётся живо гуманное, подлинно человеческое начало.

    Слайд 41

    Фрагмент сочинения 3

    Автор раскрывает проблему на примере поступка писателя Черняева, который отдал соседским детям посылку с едой, хотя сам страдал от голода. Этот поступок показывает, что любой пожилой человек думает не только о себе, но и о других. А что же сказать о молодом поколении? Молодые чаще озабочены только своей жизнью, которую они проживают, не делая ничего хорошего. Автора тревожит это равнодушие к окружающим, и он своим текстом призывает помогать ближним.

    Слайд 42

    Разграничение понятий

    Рассказчик Автор «Я-повествование» - высказывания о событиях от первого лица, как правило, участника событий. Рассказ изнутри изображаемого мира. «Он-повествование» - дистанцированное изображение безличным субъектом персонажа, именуемого в третьем лице. Рассказ извне изображаемого мира.

    Слайд 43

    Разбор текста Феликса Кривина

    Слайд 44

    В семье Сверла радостное событие: сын родился. Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец! И назвали сына Штопором. Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Свёрла ведь все потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится. Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству. Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться. Удивляются старые Свёрла: и как это их сын от рук отбился? (Ф. Кривин)

    Слайд 45

    Сравните формулировки проблем, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов. Почему с некоторыми вариантами формулировок вы не согласны? Объясните ответ.

    Должны ли дети продолжать семейное дело своих родителей и можно ли привить любовь к профессии насильно? Ф. Кривин поднимает проблему воспитания детей и ставит перед читателем следующий вопрос: всегда ли оправдана чрезмерная забота родителей о своих детях? Всегда ли, выбирая для ребёнка профессию, родители оказываются правы? В тексте Ф. Кривина поднимается проблема неправильного подхода к воспитанию ребёнка. Ф. Кривин поднимает проблему воспитания детей и показывает, что влияет на формирование личности. Должны ли дети продолжать дело своих родителей вопреки своим желаниям?

    Слайд 46

    Отредактируйте неудачные формулировки проблем в сочинениях по тексту Ф.Кривина. Запишите исправленный вариант.

    1. У автора есть проблема, которая его волнует. Это проблема воспитания. 2. Автора данного текста беспокоит проблема о воспитании детей. 3. Проблема текста, автором которого является Ф. Кривин, – это воспитание. 4. Каждый птенец рано или поздно выпадает из гнезда. До какого момента надо воспитывать своего ребёнка? Над этой проблемой предлагает задуматься автор.

    Слайд 47

    Редактируем комментарий

    В данном тексте автор Феликс Кривин поднимает проблему становления личности. Многое в личности человека зависит от родителей. Автор приводит людей в аналогию со свёрлами и штопором. Родители (Свёрла) оградили сына (Штопор) от грубого металла. Учился сын на пробках. Вот и выросло не крепкое рабочее сверло, а хрупкий и тонкий штопор. Феликс Кривин поднимает проблему становления личности. Многое в формировании человека зависит от родителей. Писатель, используя иносказание, проводит аналогию между людьми и неодушевлёнными предметами: Свёрла – это чересчур заботливые родители, которые оберегают своего ребёнка (Штопор) от серьёзной работы. Как показывает автор, в результате такого воспитания сын вырастает избалованным, не приспособленным к труду.

    Слайд 48

    Примером неправильного воспитания автор приводит семью Сверла, в которой рождается сын Штопор. Родители любуются своим сыном, наблюдают, как он растёт. Родители оберегают ребёнка, думают, что он ещё молод, дают ему лёгкую работу. Отец приносит домой пробки, на которых, как думает отец, он научится сверлильному мастерству. Но когда приходит время переходить к более тяжёлой работе, сын не хочет отказываться от более лёгкой. И после этого родители не так любуются своим сыном. В качестве примера неправильного воспитания автор описывает семью, в которой родители чрезмерно балуют своего ребёнка, даёт ему только самую лёгкую работу. Писатель показывает, что чрезмерная забота родителей пагубно сказываются на детях, которые вырастают не приспособленными к самостоятельной жизни.

    Слайд 49

    Бытует мнение о том, что имя человека предопределяет его судьбу. Убедиться в этом можно, прочитав текст: назвав сына Штопором, родители самостоятельно определили род его деятельности. Разногласия начинаются с этого момента. Ведь штопор предназначен совсем для других целей, нежели рабочие свёрла по металлу. Олицетворяя неодушевлённые предметы, автор подбирает им «говорящие» имена. Свёрла (рабочие инструменты) символизируют людей, знающих цену труду. Не случайно Кривин называет их «потомственными металлистами». Но даже у таких людей дети вырастают лентяями, если родители неправильно их воспитывают. Отсюда имя ребёнка Штопор – воплощение праздной жизни.

    Слайд 50

    Что такое позиция автора?

    Слайд 51

    Как выявить позицию автора?

    Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Какие слова, художественные приемы выражают авторское отношение, дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам?

    Слайд 52

    Структура аргументации

  • Слайд 53

    Слайд 54

    Аргументы, оцениваемые 1 баллом

    Примеры из личного опыта Обобщённые примеры из жизни Предположительные примеры Ссылка на обобщенное лицо Ссылки на общезначимый опыт Пословицы, афоризмы Ссылки на кинофильмы

    Слайд 55

    Пример из личного опыта

    Тезис: компьютер не заменит книгу. Я не во всем согласен с автором. Так уж получилось, что в моей библиотеке не очень много книг, однако благодаря Интернету я собрал довольно большую коллекцию электронных изданий, которыми активно пользуюсь. Мне кажется, благодаря электронным носителям книга просто приобрела новый вид и даже стала доступнее для читателя.

    Слайд 56

    Обобщенный пример из жизни

    Тезис: массовая литература отрицательно сказывается на развитии человека. Среди моих сверстников я, к сожалению, часто встречаю людей, которые не читают ничего, кроме развлекательной литературы – детективных или приключенческих романов. Мне искренне жаль, что многие ограничивают свой кругозор примитивным «чтивом», не желая узнать о мире и о себе больше, чем может дать массовая литература или развлекательные телепередачи.

    Слайд 57

    Предположительный пример

    Тезис: умение сочувствовать – важнейшее качество духовно развитого человека. Давайте на минуту представим себе мир, в котором нет людей, способных к сочувствию. У вас трудности, вам нужна помощь, а лучший друг (впрочем, возможны ли в таком мире друзья?) говорит: «Мне некогда! Разбирайся сам». Вы заболели, вам плохо, а родители равнодушно заявляют: «Сходи к врачу», – и как ни в чем не бывало принимаются за домашние дела… Хотелось бы вам жить в таком равнодушном мире? Думаю, нет. От людей, которые нас окружают, мы ждем сочувствия, готовности разделить с нами горе и радость. Именно внимание окружающих помогает человеку понять, что он не одинок, что ему есть для чего жить в этом мире.

    Слайд 58

    Ссылка на обобщенное лицо

    Психологи доказали: чтобы быть хорошим руководителем, мало одних профессиональных знаний и организаторских способностей. Нужно еще видеть в подчиненных не просто добросовестных исполнителей чужой воли, а коллектив сотрудников, нужно умение создать в нем благоприятный психологический климат.

    Слайд 59

    Ссылка на общезначимый опыт

    Тезис: общение с книгой важно в детстве, в период формирования личности. В детстве содержание книги воспринимается особенно ярко и часто вызывает сильные эмоции. Я думаю, это подтвердит каждый, кто путешествовал по стране чудес вместе с Алисой, или помогал Робинзону осваивать необитаемый остров, или боролся против темных сил вместе с героями народных сказок.

    Методика подготовки
    к государственной итоговой аттестации по русскому языку
    выпускников 11-х классов
    в форме и по материалам ЕГЭРусский язык. 11 класс

    Цели курса:

     формирование и развитие профессиональной компетентности специалистов в области подготовки учащихся 10-х и 11-х классов общеобразовательных учреждений к государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме и по материалам ЕГЭ;
     повышение уровня профессионально-методических умений и обеспечение готовности учителя русского языка к реализации задач профильного обучения в условиях перехода к единому государственному экзамену.

    Русский язык. 11 класс

    Основные знания, умения и навыки

    Слушатели курсов должны знать:
    1) цели введения единого государственного экзамена по русскому языку в 11-м классе;
    2) нормативно-правовые основы проведения ЕГЭ;
    3) структуру и содержание КИМов по русскому языку для единого государственного экзамена;
    4) принципы отбора содержания КИМов;

    Русский язык. 11 класс

    5) типологию заданий ЕГЭ по русскому языку по каждому из разделов школьной программы в соответствии с кодификатором элементов содержания по русскому языку для составления КИМов единого государственного экзамена;
    6) преемственность в видах проверяемых предметных умений (как аналитических, так и коммуникативных) в КИМах для ГИА-9 и ЕГЭ по русскому языку;
    7) общие научно-методические подходы к оценке заданий с открытыми ответами;
    8) специфические подходы к системе оценки заданий с развернутым ответом по русскому языку.

    Русский язык. 11 класс

    Слушатели курсов должны ПОНИМАТЬ:

    1) сущность компетентностного подхода в обучении русскому языку
    2) значение педагогического контроля в современном учебном процессе;
    3) специфику тестовой формы контроля, отличие тестирования от других видов контроля уровня сформированности знаний, умений и навыков по предмету;

    Русский язык. 11 класс

    4) специфику отражения структуры предмета в контрольно-измерительных материалах;
    5) обусловленность контроля и аттестации учеников при проведении единого государственного экзамена по русскому языку спецификой предмета, конечными целями обучения и назначением экзаменационной работы;
    6) возможности тестового контроля в проверке уровня сформированности у экзаменуемых языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций.

    Русский язык. 11 класс

    Слушатели курсов должны УМЕТЬ:

    1) внедрять в преподавание русского языка новые подходы к определению целей обучения, которые реализуются через понятия языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций;
    2) применять на практике новые педагогические технологии в процессе обучения школьников 9-х, 10-х и 11-х классов;
    3) разрабатывать планы-конспекты уроков в соответствии с требованиями новых форм итоговой аттестации в 9-х и 11-х классов;
    4) использовать тестовые технологии как форму текущего и итогового контроля уровня знаний;

    Русский язык. 11 класс

    5) анализировать типичные ошибки, допускаемые учащимися при выполнении тренировочного тестирования;
    6) правильно организовать учебно-методическую работу по их профилактике;
    7) проводить стандартизированную процедуру проверки и перепроверки сочинений;
    8) проверять сочинение по необходимым составляющим коммуникативной компетенции;
    9) применять критерии и нормативы оценки каждого из предъявленных в системе оценивания речевых умений.

    Русский язык. 11 класс

    Задания ЕГЭ, проверяющие сформированность основных компетенций

    Лингвистическая компетенция
    знания о системе языка, владение основными языковыми понятиями

    Часть 1 (А) Часть 2 (В)
    (базовый уровень) (высокий уровень)
    Морфология А12 Морфология В2
    Синтаксис А9-А11 Синтаксис В3-В6
    Речеведение А7-А8 Речеведение В7-В8
    Словообразование В1

    Русский язык. 11 класс

    Слайд №10

    Языковая компетенция
    владение основными языковыми нормами
    Часть 1 (А) Часть 3 (С)
    (базовый уровень) (повышенный уровень)Орфоэпия А1 Грамматические нормы К9
    Орфография А13-А19 Орфография К7
    Пунктуация А20-А26 Пунктуация К8
    Культура речи А2, А3, Речевые нормы К10-К12
    А5, А6, А27

    Русский язык. 11 класс

    Слайд №11

    Коммуникативная компетенция

    Коммуникативная компетенция
    речевые умения

    Часть 1 (А)
    (базовый уровень)
     Построение текста А27
     Понимание содержания текста А28-А29
     Понимание лексики текста А30

    Русский язык. 11 класс

    Слайд №12

    Коммуникативная компетенция

    Часть 3 (С) (повышенный уровень)

    Русский язык. 11 класс

     Понимание содержания текста К1
     Комментарий к сформулированной проблеме
    исходного текста К2
     Отражение позиции автора исходного текста К3
     Выражение своего мнения К4
     Построение текста К5
     Выразительность речи К6

    Слайд №13

    1) Наличие в слове приставки и суффикса не всегда обозначает, что слово образовано приставочно-суффиксальным способом. Для того чтобы избежать ошибки при определении способа образования, необходимо правильно выделить производящую основу.
    беспомощность, поездка, досрочно
    помощь – беспомощный – беспомощность
    ездить – поездить - поездка
    срочный – досрочный – досрочно

    Русский язык. 11 класс

    Слайд №14

    Трудные случаи словообразовательного анализа

    2) Определенную сложность при выполнении тестовых заданий вызывают слова с суффиксом - j - , который на письме обычно выражается при помощи мягкого знака
    побережье, перепутье, бездорожье
    берег – побережье
    путь – перепутье
    дорога - бездорожье

    Русский язык. 11 класс

    Слайд №15

    Трудные случаи словообразовательного анализа

    3) Наибольшее число ошибок вызывает определение бессуффиксного способа словообразования.
    переход, взлет, выстрел
    Но если сделать словообразовательный анализ слов, можно убедиться, что производящая основа в данных словах глагольная, уже имеющая приставку:
    ходить – переходить – переход
    лететь – взлететь – взлет
    стрелять – выстрелить - выстрел

    Русский язык. 11 класс

    Слайд №16

    Необходимо помнить, что

    Необходимо помнить, что
    бессуффиксным способом образуются, как правило, имена существительные;
    анализируемое слово должно быть производным (например, поиск, забег, сушь, а не первоосновой – глаз, стол, клюв);
    слово должно обладать словообразовательным значением, которое в аналогичных случаях представлено выраженным, а не нулевым суффиксом, например: переписать – перепись, переписать – переписка; высокий – высь, высокий – высота.

    Русский язык. 11 класс

    Слайд №17

    Трудные случаи словообразовательного анализа

    4. Некоторые затруднения вызывает анализ словообразования сложных слов. В таких случаях необходимо составить словообразовательную цепочку.
    одновременно, пароходство, вертолетный
    временный – одновременный - одновременно
    ходить под паром – пароход – пароходство
    вертикально летать – вертолет – вертолетный

    Русский язык. 11 класс

    Слайд №18

    Типология заданий по лексике и фразеологии

    Типология заданий ЕГЭ по данному разделу разнообразна.
    А2 – определение употребления паронимов
    А12 – определение лексического значения слова
    А30 – нахождение фразеологизмов, синонимов, антонимов
    В8 – определение лексических средств выразительности
    К10 – речевые нормы русского языка

    Русский язык. 11 класс

    Важно правильно организовать повторение, разбив теоретический материал на четыре основных раздела:
    «Слово и его значение» (синонимы, антонимы, омонимы)
    «Паронимы»
    «Фразеологические единицы»
    «Лексические нормы русского языка»

    Русский язык. 11 класс

    Слайд №20

    Типичные речевые ошибки в С1

    Типичные речевые ошибки в С1
     употребление слова в несвойственном ему значении (употребление слова без учета его точного лексического значения);
     нарушение норм лексической сочетаемости, расширение и сужение значения слова;
     смешение паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность;
     немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов и др.

    Русский язык. 11 класс

    Слайд №21

    Трудные случаи морфологического анализа
    Задания по морфологии есть как на базовом уровне в первой части работы (А11), так и на высоком уровне во второй части работы (В2). Оба задания проверяют знания и умения в области морфологии на основе текста.
    Низкий процент выполнения заданий по морфологии можно объяснить двумя факторами:
     многие школьники считают «теоретические» разделы курса русского языка узкоспециальными, «филологическими», недооценивая системные связи между уровнями языка, поэтому усвоение данного материала поверхностно;
     значительной части учащихся в целом слабо сформированы аналитические умения, и этот недостаток ярко проявляется при выполнении заданий из различных разделов курса.
    Русский язык. 11 класс

    Слайд №22

    Типичные ошибки в заданиях по морфологии
     неверное определение особых форм глагола;
     неверное определение разрядов местоимений;
     неверное определение степеней сравнения
    прилагательного и наречия;
     неверное определение производных предлогов,
    частиц и союзов;
     неправильное определение границ производных предлогов;
     особую сложность вызывают морфологические
    омонимы.

    Русский язык. 11 класс

    Слайд №23

    Омонимия знаменательных частей речи
    1. Переход в имена существительные слов знаменательных частей речи:
    прилагательных: мороженое мясо – вкусное мороженое; столовая посуда - просторная столовая;
    Русский язык. 11 класс

    Слайд №24

    Омонимия знаменательных частей речи

    Омонимия знаменательных частей речи

    Русский язык. 11 класс
    2. Переход в наречия:
    существительных: пожертвовать вечером для
    подготовки к зачету – встретиться вечером;
    2
    деепричастий: разговаривать, лежа на диване –
    вредно читать лежа

    Слайд №25

    Переход знаменательных частей речи в служебные
    1. Переход в предлоги:
    существительных: в течении реки – в течение вечера; в продолжении романа – в продолжение лекции;
    наречий: наклеить вдоль – вдоль дороги, смотреть вокруг – вокруг дома;
    деепричастий: гости расходились, благодаря хозяев – благодаря дождю расцвели цветы

    Русский язык. 11 класс

    Слайд №26

    Переход знаменательных частей речи в служебные

    Переход знаменательных частей речи в служебные
    2. Переход в союзы:
    наречий: Надо точно измерить. – Мы говорили не останавливаясь, точно были много лет знакомы;

    местоимений: Я знаю, что удерживает тебя здесь. – Он сообщил, что завтра уедет.

    Русский язык. 11 класс

    Слайд №27

    Переход знаменательных частей речи в служебные

    Переход знаменательных частей речи в служебные
    3. Переход в частицы:
    наречий: сядь прямо – ты прямо герой; решил задачу просто – просто он не знал об этом

    Русский язык. 11 класс

    Слайд №28

    Трудные случаи синтаксического анализа
    Определение грамматической основы
     Подлежащее может быть выражено словосочетанием:
    В настоящее время несколько миллионов людей пользуются информационными услугами Интернет.
     Подлежащим в придаточном предложении может являться союзное слово, выраженное относительным местоимением:
    Все, что лежало вокруг, было чужим.
     В предложении могут быть однородные подлежащие или сказуемые: Условия рынка и растущий спрос потребителей позволяют прогнозировать существенное увеличение товарооборота

    Русский язык. 11 класс

    Слайд №29

    Определение грамматической основы
     Указанное предложение может быть односоставным (т.е. будет только один главный член):
    В рамках физики у данной проблемы нет решения.
     Составное сказуемое (глагольное или именное) должно быть правильно обозначено:
    В.И.Далю пришлось побывать во многих уголках русской земли, и всюду он записывал не только слова, но и песни, пословицы, загадки.
    Инициатором первой мировой войны стала Великобритания.Наибольшее затруднение представляет определение именной части составного сказуемого

    Русский язык. 11 класс

    Слайд №30

    Способы выражения именной части
    1. Имя прилагательное: Ночь казалась мне удивительной и прекрасной.
    2. Имя существительное: Проза, когда она достигает совершенства, является по существу подлинной поэзией.
    3. Имя числительное: Я шел третьим по списку.
    4. Местоимение: Теперь все это станет моим.
    5. Наречие: Думаю, платье будет ей впору.
    6. Синтаксически цельное словосочетание: Вечером море было черного цвета.

    Русский язык. 11 класс

    Слайд №31

    Определение типа подчинительной связи в словосочетании (В3)
    К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
    подлежащее и сказуемое (Прошли годы),
    неделимые сочетания слов, которые в предложении выполняют роль одного члена (анютины глазки, несколько дней, Нижний Новгород, Новый год),
    сочетание знаменательного слова со служебным (существительное с производным предлогом: близ города, накануне праздника; частица при глаголе: пусть говорят),
    составные формы слов (например, степени сравнения прилагательных: более смелый, сложное будущее время глаголов: будет делать),
    сочетания слов в составе фразеологизмов (бить баклуши, задрав нос, попасть впросак).

    Русский язык. 11 класс

    Слайд №32

    Трудные случаи определения односоставных предложений (В4)
    1) Неумение различать односоставные и двусоставные неполные предложения.
    В односоставных предложениях функцию грамматической основы выполняет один главный член предложения:
    Не гляди же с тоской на дорогу.
    В неполных предложениях пропущенные члены могут быть восстановлены из контекста, например:
    Сбежались отовсюду облака. Окружили, поймали и закрыли солнце. Но оно упрямо вырывалось то в одну, то в другую сторону. Наконец, вырвалось и засверкало над огромной землей еще горячей и ярче.

    Русский язык. 11 класс

    Слайд №33

    2) Неправильное определение вида односоставного предложения.
    Неправильная характеристика безличных односоставных предложений, в которых сказуемое выражено инфинитивом или словом категории состояния: Вам меня не понять. Мне грустно оттого, что весело тебе.Неумение различать безличные и неопределенно-личные предложения: Во время бури у нас сорвало обе мачты и все паруса.

    Русский язык. 11 класс

    Слайд №34

    Трудные случаи определения обособленных второстепенных членов предложения (В5)
    Наибольший процент ошибок в выполнении этого задания связан с определением следующих конструкций:
    1) необособленное распространенное согласованное определение
    Две мужественные женщины спасли целую библиотеку, вклеивая в подлежавшие уничтожению книги другие названия.
    2) обособленное дополнение
    Не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлестывает и уголовная лексика.
    3) обособленное приложение
    В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов - «опасность» и «возможность».

    Русский язык. 11 класс

    Слайд №35

    Трудные случаи определения типов придаточных в сложноподчиненном предложении (В6)
    В определение типа придаточного предложения важно не только сопоставить союз и тип придаточного, но и правильно установить смысловые отношения между главным и придаточным предложением.
     Дедушка прошел в отведенную ему комнату (какую?), откуда и не выходил до утра следующего дня. (определительное).
     На седьмые сутки похода Алексей знал (что?), откуда донеслись до него ночью звуки отдаленного боя. (изъяснительное).
     Там (где?), откуда он был родом, существовали совсем другие обычаи. (придаточное места). Ошибки при выполнении задания связаны со следующим:
    1. Неверная морфологическая характеристика слова, являющегося средством связи.
    2. Неправильное определение разряда местоимений как средства связи.
    3. Трудности при определении двух или трех средств связи (синтаксическое, морфологическое и лексическое).
    4. Трудности определение противительного союза же, так как он находится в середине предложения, а не с его начале.

    Русский язык. 11 класс

    Слайд №38

    Трудные случаи определения средств выразительности (В8)
    1. Неумение определять различия тропов и стилистических фигур речи.
     В тексте используется большое количество тропов: ___ («драматическая нота», «губительное отсутствие», «духовные истоки») и ___ («горькая чаша изгнанничества», «крестный путь», «процветание поэзии»).
     Яркую эмоциональность тексту придает такое синтаксическое средство выразительности, как ___ (предложение 4).

    Под эпитетом обычно подразумевается образное определение предмета, выраженное прилагательным или причастием: золотая осень, необузданная роскошь, доверчивые глаза. Необходимо отличать от них прилагательные и причастия, которые определяют признаки существительных на основе прямого значения слова: золотой браслет, необузданная лошадь, доверчивый человек.
    Метафора предполагает образный перенос названия предмета (действия, качества) на основании сходства: тоска гложет сердце, снесенная военным шквалом, бить в колокол тревоги.

    Русский язык. 11 класс

    Слайд №41

    4. Неумение определять риторический вопрос и вопросно-ответной форму изложения.
    Риторические вопросы привлекают внимание к проблеме:
    Не станет ли жизнь в Интернете своеобразной социальной нормой? Кто будет заселять нашу страну через десять-двадцать лет? Лицемеры, живущие сразу в нескольких виртуальных мирах? Или несчастные люди, спрятавшиеся от реальной жизни во Всемирной паутине?
    Вопросно-ответная форма изложения представляет собой своеобразный диалог (вопрос – ответ): Что такое Интернет? Некое гигантское скопище информации. В него можно «войти», что-то оттуда «скачать» и спокойно «выйти» - забыть о ее существовании до следующего раза.

    Русский язык. 11 класс

    6. Определение парцелляции
    Парцелляция – это намеренное нарушение границ предложения, когда одно предложение разбивается на две или несколько синтаксических единиц.
    Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. 3апоздалым раскаянием.

    Работа учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку Муравьева Валентина Константиновна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Чуноярская СОШ № 13» Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н.Толстой. Презентация для выступления на районном семинаре учителей русского языка и литературы. Олимпиады, участие в которых приносило не только успех, но и серьезную подготовку к экзамену

    • Бельчонок
    • Филологический молодежный чемпионат
    • Русский медвежонок
    • Всероссийская олимпиада школьников (литература)
    • МОИ ПОБЕДИТЕЛИ ОЛИМПИАД:
    • ЯКИМЕНКО КСЕНИЯ
    • ТРУСОВА ОКСАНА
    Моя миссия
    • Учителя могут быть разными, но у всех одна миссия. По мнению всемирной организации ЮНЕСКО, миссия учителя заключается в том, чтобы:
    • Научить получать знания. Научить работать и зарабатывать. Научить жить. Научить жить вместе.
    АНКЕТА ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ
    • РЕЗУЛЬТАТЫ:
    • Форма ЕГЭ не подходит для урока литературы (больше 75%) ЕГЭ не дает объективную оценку знаний (9%) * Было ли ощущение «натаскивания на тесты» (44%) Возможность написать экзамен «методом тыка» (22%)
    • Интернет – помощник? (да - около 70 %)
    • Были услуги репетира (курсы) по русскому языку – 1% ЕГЭ - Избавление от предвзятости учителей? - (да 20%)
    Путь к ЕГЭ. С чего начать?
    • Информационный стенд со сменными материалами
    • Памятки для выпускника
    • Памятки для родителей
    • Знакомство с кодификатором, спецификацией, КИМами, бланками ответов
    УЧИЛА ТОМУ, КАК ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ ЗАДАНИЯ
    • Через ключевые слова, подчеркивая в кимах начни с легкого, т.е. с части А
    • Пропускай! !
    • Читай задание до конца!
    • Думай только о текущем задании!
    • Исключай!
    • Запланируй два круга!
    • Проверь!
    Памятки для выпускников ВОЗМОЖНОСТИ КАБИНЕТА
    • ПРОЕКТОР, КОМПЬЮТЕР МАГНИТОФОН C ФЛЕШКОЙ
    • КНИГИ, ПРЕЗЕНТАЦИИ, КИМы, ТРЕНАЖЕРЫ
    • КОЛЛЕКЦИЯ УЧЕБНЫХ ФИЛЬМОВ, ВИДЕОКОЛЛЕКЦИЯ «ПОДГОТОВКА К ЕГЭ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЧАСТИ С) ,
    • ВИДЕОНОВОСТИ РОСОБРНАДЗОРА,
    • ФРАГМЕНТОВ ИЗ ХУД.ФИЛЬМОВ
    ) Решение тестовых заданий
    • По сборникам КИМов
    • Сайт ФИПИ
    • Сайты 1 сентября
    • Сайт Pedsovet.su
    • Сайт РешуЕГЭ
    • http://4ege.ru/ http://www.ctege.info/ http://egerus.ru/ http://ucheba.pro/
    Сообщаю учащимся адреса сайтов для самостоятельной подготовки к ЕГЭ http:/www.mon.gov.ru - сайт Министерства образования http://pedsovet.org - Всероссийский Интернет-педсовет. http://www.edu.ru - Центральный обр. портал http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства « Просвещение» . http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр» Активные формы работы с учащимися
    • Ведение орфоэпического словаря (в заметках книги Драбкиной), словаря паронимов
    • Ученик в роли учителя при повторении трудных тем
    • Цифровые диктанты
    • Индивидуальные консультации
    • Комплексный анализ текста
    Использую ресурсы элективных курсов
    • Секреты стилистики
    • КАТ как один из способов формирования текстовой компетенции
    • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.
    ЗАДАНИЯ - ЛОВУШКИ
    • задания-ловушки, которые присутствуют во всех КИМах. Это вопросы по темам, которые в учебниках только упоминаются и подробно не изучаются на уроках русского языка. Например, как правильно: "битва под Бородино" или "битва под Бородином"?
    Работа с блоками словарных слов Предлагаю тексты для заучивания на уроке
    • Поэтическая пятиминутка не только на уроках литературы
    • стихотворения: «Умом Россию не понять»
    • «Нет, я не Байрон, я другой»
    • «Горные вершины» и другие
    Виды помощи выпускникам

    косультации разноуровневые,

    У КАЖДОЙ ГРУППЫ СВОЙ ДЕНЬ.

    3 группы в неделю!

    График индивидуальных консультаций составлялся на неделю по итогам выполненных работ

    СВОЯ СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

    • Родительские собрания
    • СМС – план – задания на неделю
    • Электронная почта
    • Индивидуальные встречи
    • Социальные сети
    • Памятка для родителей - в ней должны быть советы по подбору дополнительной литературы по подготовке к выпускному экзамену. В этом разделе постоянно должны меняться рекомендации, на какие разделы или темы школьники должны обратить внимание при выполнении домашних заданий.
    План-задание на неделю
    • 1. Вторник, 27.01
    • на уроке русского языка будет КОНТРОЛЬНАЯ по теории выучить Н и НН А 13 (по книге Драбкиной)
    • 2. в тетрадь для подготовки к ЕГЭ выписать из толкового словаря значения след. слов антитЕза, апострОф, аристокрАтия, аргумЕнт, блАговест, бюрокрАтия, ветеринАрия, втрИдорога, гЕнезис, граждАнство, гренадЕр, драматургИя, еретИк, житиЕ, заИндевевший, иерОглиф
    • ЧЕТВЕРГ 29.01 (для работы во время консультации) выучить А 16 по книге Драбкиной(окончания глаголов, суффиксы причастий, глаголов)
    ПУСТЬ 2016-й принесет всем ГАРМОНИЮ И УДАЧУ!!!

    Презентации обновлены в соответствии с изменениями 2018/2019 уч. г. Добавлен материал к новому варианту задания 2.

    Предлагаем вам материалы для подготовки к самым сложным теоретическим вопросам тестовой части ЕГЭ по русскому языку . Презентации для лекций сделаны в едином стиле и связаны по содержанию. Наиболее важный материал так или иначе повторяется в нескольких лекциях. Как видите на примере ниже, мы постарались максимально визуализировать сложный теоретический материал, что очень важно для современных школьников. Получился краткий учебник по стилистике для старшеклассников в презентациях и дополнительных упражнениях.

    Теоретический материал вы можете закрепить на практике. Практические задания включены в каждую презентацию и подготовлены для распечатки в формате А4. Большой межстрочный интервал в текстах позволит при анализе делать надписи над словами. Тексты для анализа подобраны таким образом, чтобы учащиеся увидели практически все изученные средства выразительности, средства связи слов, типы речи и виды ошибок.

    Справочная информация собрана в компактные таблицы, которые можно распечатать и раздать ученикам.

    В комплекте:

    • Презентация "Задание 5. Паронимы" (14 слайдов)
    • Презентация "Задание 6. Лексические ошибки" (17 слайдов)
    • Презентация "Задание 7. Ошибки на морфологическом уровне" (49 слайдов)
    • Презентация "Задание 8. Грамматические ошибки" (39 слайдов)
    • Презентация "Задание 22. Смысл текста" (29 слайдов)
    • Презентация "Задание 23 . Типы речи" (20 слайдов)
    • Презентация "Задание 24 . Лексикология" (42 слайда)
    • Презентация "Задание 25 . Средства связи предложений" (17 слайдов)
    • Презентация "Задание 26 . Лексические средства" (34 слайда)
    • Презентация "Задание 26 . Лексические средства выразительности" (23 слайда)
    • Презентация "Задание 26 . Синтаксические средства выразительности" (30 слайдов)
    • Презентация "Задание 26 . Практика по открытым заданиям ФИПИ" (11 слайдов)
    • Упражнения для подготовки к заданию 6, ключи и словарик часто встречающихся плеоназмов (9 страниц)
    • Таблица к заданию 26 (1 таблица jpg)
    • Таблицы "Формы слов" (3 страницы с таблицами "Форма винительного и родительного падежей некоторых слов", "Форма множественного числа некоторых слов", "Род существительных", "Склонение числительных")
    • Список паронимов.
    • Тексты для стилистического анализа (10 текстов, подготовленных для печати)
    • Набор для урока по фразеологизмам (конспект урока, упражнения и карточки для практической работы, готовые к распечатке).
    • Краткий фразеологический словарь.
    • Служебные части речи к заданию 2 (списки слов и текст для анализа).
    Все тексты и презентации в формате pdf

    Несколько слайдов одной из презентаций для примера

    Пользователи со статусом Преподаватель могут скачать эти материалы бесплатно по этой ссылке: скачать презентации для подготовки к ЕГЭ по русскому языку >>>
    Пользуйтесь фильтром, чтобы выбрать презентации на нужную тему. Введите тег ЕГЭ.


    Принципиальная особенность подготовки к ЕГЭ

    Совместная, коллективная работа школы и учителя, выпускника и его родителей по подготовке к экзамену:

    • участие всех трех заинтересованных сторон в каждом этапе подготовки;
    • объединение ресурсов;
    • согласованность действий;
    • четкое распределение ролей


    Этапы подготовки выпускника к ЕГЭ

    • Сформулировать необходимую для каждого участника ЕГЭ цель:
    • участвую в ЕГЭ, чтобы только получить аттестат;
    • сдаю предметы по выбору, чтобы поступить в ВУЗ;
    • хочу получить балл ( только 100; максимальный для меня ).

    Уточнить персональную цель

    и понимание общих путей и

    способов её достижения


    Конкретизировать задачи

    1. Определить набор экзаменов по выбору.

    2 . Познакомиться с общим форматом ЕГЭ и КИМами по каждому предмету.

    3 . Конкретизировать критерий успешной сдачи (сколько баллов надо набрать, сколько и каких заданий выполнить) по каждому предмету.

    4. Соотнести исходный уровень подготовки и уровень притязаний.

    5. Выделить собственные дефициты: пробелы в подготовке, неумение работать с бланками, иные проблемы


    Освоение технологии ЕГЭ

    • Отработка навыков работы по предлагаемой тестовой технологии:
    • общеучебных навыков, навыков выполнения заданий разного типа, в том числе - с выбором ответа; навыков распределения времени; навыков оформления решения, записи ответов в бланк, исправления ответа; умения предварительно оценить результат (в первичных баллах).
    • общеучебных навыков, навыков выполнения заданий разного типа, в том числе - с выбором ответа;
    • навыков распределения времени;
    • навыков оформления решения, записи ответов в бланк, исправления ответа;
    • умения предварительно оценить результат (в первичных баллах).
    • Восполнение пробелов в подготовке.
    • Самоконтроль и самодиагностика.
    • Выработка индивидуальной стратегии выполнения заданий.
    • Правила поведения на экзамене.


    Помощь учителя

    1. Разъяснение особенностей процедуры ЕГЭ и содержания КИМов 2012 г.

    2. Выполнение ряда «проб» выпускником.

    3. Совместное обсуждение результатов «проб».


    Совместная деятельность учителя и участника ЕГЭ

    • Подготовка к ЕГЭ на уроках.
    • Участие в выполнении областных диагностических работ.
    • Участие в выполнении работ в предварительной итоговой аттестации.
    • Анализ результатов выполнения работ и удовлетворённости результатами.
    • Планирование работы по повышению результатов подготовки к ЕГЭ.

    • В процессе подготовки к ЕГЭ довести до абсолютного совершенства навыки работы с бланками:
    • предельно точно, в полном соответствии с образцами начертания символов, заполнять все поля бланка регистрации;
    • правильно заполнять поля ответов и вносить исправления;
    • строго следовать указаниям КИМ при внесении ответов на задания В .

    Индивидуальная работа участника ЕГЭ

    • на экзамене по иностранным языкам учитывать последовательность выполнения заданий;
    • не забывать переносить ответы из КИМов в бланки ответов;
    • при выполнении задания С заполнять бланк ответов аккуратно, разборчивым почерком;

    Индивидуальная работа участника ЕГЭ

    При выполнении работы надо очень внимательно читать не только УСЛОВИЕ задания, но и ФОРМУЛИРОВКУ задания (что именно требуется сделать), и ИНСТРУКЦИЮ по выполнению задания (как записать ответ).


    Индивидуальная работа участника ЕГЭ

    • заранее ознакомиться с правилами поведения участника ЕГЭ во время экзамена; соблюдать корректное поведение; выполнять требования инструкции.


    Индивидуальная работа участника ЕГЭ

    • Самостоятельное выполнение заданий демоверсий (сайт ФИПИ).
    • Посещение элективных занятий.
    • Участие в городских, областных и федеральных олимпиадах.

    Промежуточный контроль

    • сравнение результатов пробного экзамена с ранее планируемыми;
    • корректировка индивидуальной программы подготовки

    • www.fipi.ru сайт Федерального института педагогических измерений – здесь указана рекомендуемая литература по отдельным предметам

    Информационная поддержка участника ЕГЭ

    • www.ege.edu.ru портал поддержки ЕГЭ, где размещена вся основная информация о ЕГЭ

    Участник ЕГЭ имеет право

    прервать экзамен по уважительной причине (состояние здоровья);

    • обратиться к дежурному медицинскому сотруднику в ППЭ и взять справку ;
    • обратиться именно в этот день в свою поликлинику к врачу и получить справку с печатью для предоставления в конфликтную комиссию вместе с апелляцией, на основании которых могут быть аннулированы результаты прерванного экзамена.

    Участник ЕГЭ имеет право,

    в том числе и удалённый с экзамена за нарушение инструкции, после сдачи работы до выхода из пункта проведения экзамена подать апелляцию о нарушении процедуры проведения экзамена


    Участник ЕГЭ имеет право

    Для подачи апелляции о нарушении процедуры проведения экзамена участник ЕГЭ должен обратиться к ответственному организатору в аудитории или руководителю пункта приёма экзамена , которые должны выдать участнику экзамена бланк апелляции.


    Участник ЕГЭ имеет право

    Апелляция по процедуре НЕ принимается :

    • по вопросам содержания и структуры КИМ;
    • по вопросам, связанным с нарушением участником экзамена инструкции по заполнению бланков ответов (неверно и нечетко вписаны ответы в бланки, не успел перенести ответы, испорчен именной бланк);
    • черновики в качестве материалов апелляции НЕ рассматриваются ;

    Выпускник с ограниченными возможностями здоровья имеет право выбрать форму итоговой аттестации: ЕГЭ или ГВЭ (государственный выпускной экзамен)


    При этом допускается сочетание обеих форм государственной итоговой аттестации: в форме ЕГЭ и в форме выпускного экзамена.

    В форме государственного выпускного экзамена можно сдавать только обязательные экзамены ( русский язык и математика).

    Предметы по выбору сдаются только в форме ЕГЭ .



    Контрольно-измерительные материалы (КИМ ) –особый тип унифицированной проверочной работы, используемый при проведении единого государственного экзамена.

    Спецификация – основной документ для разработки КИМ. В ней указываются все основные характеристики КИМ: структура, тип используемых заданий, время выполнения, система оценивания и др.


    Терминологический словарь ЕГЭ

    Задание открытой формы – задание теста, в котором отсутствуют варианты ответа, и экзаменуемый должен сам сформулировать свой ответ. В ЕГЭ используются два вида открытых заданий: «В» с кратким ответом и «С»

    с развёрнутым ответом.


    Терминологический словарь ЕГЭ

    Первичные баллы – оценка за экзаменационную работу, которая определяется по количеству полностью или частично решённых заданий.

    ППЭ – пункт проведения экзамена.


    Терминологический словарь ЕГЭ

    Тестовые баллы – оценка за экзаменационную работу по 100-балльной шкале. Она определяется путём пересчёта первичного балла на основе сложных процедур, предусматривающих «выравнивание» различных вариантов работ по трудности.