Почему Рождество празднуют 7 января (25 декабря) Почему мы празднуем Рождество Христово именно 7 января (25 декабря по старому стилю)? Ведь ни в одном из четырех Евангелий не сказано, что Иисус Христос родился именно в этот день.

Ответ надо искать в ранней истории церкви, в IV веке. В то время римский император Константин, бывший язычником, принял христианство и специальным указом узаконил религию Иисуса. Новая церковь сразу повела борьбу с существовавшими культами, используя для этого и наполняя новым христианским смыслом традиционные языческие обряды и праздники.

Один из главных праздников тогдашние солнцепоклонники отмечали в последние дни декабря, в период зимнего солнцестояния, когда начинается приближение Земли к Солнцу и становится светлее. Эти дни воспринимались язычниками как победа света над тьмой. Именно тогда и стали христиане праздновать Рождество как рождение подлинного Солнца, вхождение в мир духовного света истинного Бога.

Рождество — день рождения сына Божиего у Девы Марии — день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа. Согласно copyright-by-праздник ветхозаветным пророкам, Христос родился в городе Вифлееме в 5508 году от сотворения мира. Первыми о его рождении узнали пастухи. Приняв всем сердцем эту весть, они отправились поклониться младенцу. Восточные мудрецы—волхвы, также уверовавшие во Христа, предприняли трудный путь к месту его рождения. Но были и такие, как царь Ирод, пожелавший смерти ему. Когда он понял, что его замысел найти младенца не осуществился, приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых будет и Богомладенец, в котором видел претендента на царский престол. Так было погублено 14 000 младенцев. Они считаются первыми мучениками за Христа.

В связи с этим период с 7 по 18 января, называемый Святками, продолжается 12 дней и делится так: первая неделя, с 7 по 14 января, называется святой, вторая, с 14 по 18 января — страшными вечерами, в память об истреблении младенцев в Вифлееме. В храмах в рождественскую ночь повсеместно идут праздничные богослужения. Горят все подсвечники, паникадила, радостно поет славословия хор.
История Рождества

Рождество Христово является одним из больших праздников христианства и относится к двенадцати великим двунадесятым праздникам. Этот праздник отмечается католиками 25 декабря, и православными 7 января по новому стилю. Этот праздник установлен в честь рождения Иисуса Христа в Вифлееме, и является одним из главных христианских праздников. Это не два различных праздника, а один и тот же праздник, отмечаемый по разному стилю календаря, старому и новому. Такое почитание этого праздника в первую очередь связано с системой летоисчисления по Юлианскому и Григорианскому календарю.

В восточной церкви праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи праздником. А в западной церкви, в некоторых конфессиях, этот праздник почитается даже выше Пасхи. Это происходит потому, что Рождество Христово символизирует собой возможность спасения, открывающуюся для людей с приходом (рождением) в мир Иисуса Христа. В восточных странах Пасха символизирует духовное воскресение человека, которое чтится больше чем Рождество Христово.

К Рождественскому празднику верующие люди подготавливают себя сорокадневным постом, который называется Рождественским. Канун праздника, который также называется сочельником, отмечается особо строгим постом. В этот день по церковному уставу употребляют в пищу сочиво (пшеничные зерна, предварительно размоченные водой), и то только после появления первой вечерней звезды, которая олицетворяет появление Вифлеемской звезды.

В IV веке были окончательно сформированы правила по празднованию Рождества Христова. Так, например, если навечерие праздника припадает на воскресный день, используют правило первое Феофилакта Александрийского для празднования этого праздника. В навечерие праздника, вместо обычных часов читаются так называемые Царские Часы, вспоминаются различные Ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к Рождеству Христову. После полудня происходит литургия Василия Великого, в том случае, когда навечерие не происходит в субботу или в воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время. Всенощное бдение начинается Великим повечерием, на котором выражается духовная радость по поводу Рождества Христова пророческой песней "Яко с нами Бог".

В V веке Анатолий, Патриарх Константинопольский, а в VII веке Соффоний и Андрей Иерусалимские, в VIII веке Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский, а также Герман, Патриарх Константинопольский для праздника Рождества Христова написали церковные песнопения, которые и использует нынешняя церковь. А также исполняется Рождественский кондак "Дева днесь...", написанный преподобным Романом Сладкопевцем.

Однако красивый и торжественный праздник Рождества Христова празднуется в разных странах не одинаково, а несет на себе отпечаток обычаев и традиций определенного народа. Так, например, в католицизме Рождество Христово отмечается пышно и торжественно тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем. Такое построение праздника символизирует собой Рождение Иисуса Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего человека. Со времен Франциска Ассизского в католических храмах устанавливают ясли с фигуркой Младенца Христа, для того чтобы верующие могли совершить поклонение образу новорожденного Иисуса Христа. Сооружается вертеп (то есть пещера, где родился Иисус Христос) с фигурами Святого семейства и в православных храмах.

И в католицизме и в православии во время Рождественской проповеди особенно подчеркивается та мысль, что с рождением Иисуса Христа (что символизирует приход в мир людей Мессии) открывается возможность перед каждым верующим человеком достичь спасения души и через исполнение учения Христова получить жизнь вечную и райское блаженство. В народе праздник Рождества Христова сопровождался народным гулянием, песнями и играми, посиделками и колядованием, святочным веселием

Всех с наступающим Рождеством

Во время Новогодних каникул у многих возникает вопрос, почему в странах Европы и США самый важный христианский праздник отмечают 25.12, тогда как в России и странах СНГ он приходится на 07.01. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сделать небольшой экскурс в историю и прояснить, почему произошло такое разделение. Попробуем подробнее разобраться, почему рождество 7 января и 25 декабря.

Немного истории

Следует пояснить, что 25.12 Рождество отмечают люди, исповедующие католичество. Для представителей православной веры, Спаситель появился на свет 07.01. В чем же разница и почему две ветви одной религии так разделились? Путаница произошла из-за смены календарей.

В 16 веке люди пользовались юлианским, а после того как папа римский Григорий 13 предложил более точный способ подсчета утекающих дней, началась эра «григорианского» календаря.

Ключевыми отличиями между ними были:

  • Разный промежуток времени, когда наступает високосный год. В григорианском он каждые 4 года, в юлианском – 3.
  • В юлианском – лишний день наступает каждые 128 лет, тогда как в его приемнике лишь через 3200 лет. Поэтому григорианский календарь считается наиболее точным.
  • Каждый 4 год по новому стилю не считается високосным, если он делится на 400 или кратный 100.
  • Юлианский календарь на сегодняшний день практически нигде не используется, кроме христианской церкви, однако в свое время он просуществовал более тысячи лет.
  • Каждые 400 лет разница между календарями увеличивается на 3 дня.

Разница между календарями и привела к тому, что ключевые христианские праздники католическая церковь и поныне отмечает по юлианскому календарю, то есть по старому стилю, тогда как весь мир перешел на григорианский. Поэтому по всей Европе и Америке Рождество приходится на 25 декабря, на дату по старому стилю, как если бы в обиходе использовался юлианский календарь.

Почему выбрали именно 25 декабря для празднования?

Интересным остается вопрос, почему была выбрана именно эта дата – 25 декабря, не зависимо от того, по старому стилю она обозначена или по-новому. Ведь доподлинно в Библии не указано, когда именно был рожден Спаситель, лишь примерно указано время года. По этому поводу существует две теории:

  • 12 приходился на день зимнего солнцестояния и даже со становлением христианства, люди были привязаны к этому дню. Поэтому языческую привычку решили заменить на празднование главного события у христиан.
  • Согласно римскому Хронографу 354 года, Спаситель мог быть рожден именно 25 декабря, однако этот факт достоверно подтвержден не был.

По сути, праздник, назначенный на день языческого события, впитал в себя и некоторые нехристианские традиции. Но сегодня все настолько плотно переплелось, что найти корень обычая не так уж и просто.

Как празднует Рождество католики?

О том, как празднуют рождение Спасителя католики, часто можно наблюдать в западных фильмах. Обычно он показан как яркий, очень торжественный праздник, который собирает за одним столом всю семью.

К традициям, присущим католическому Рождеству, следует отнести:

  • За месяц до красной даты в календаре, начинается период духовного очищения и подготовки к празднику.
  • На входных дверях всегда можно увидеть нарядные еловые венки или рождественские гирлянды, яркие украшения.
  • В каждом доме украшается живая ель, которая символизирует достаток и плодородие. Она так и называется Рождественская ель, украшать ее собирается вся семья.
  • Ужинают в Сочельник традиционными блюдами, например, в США – это индейка, а в Китае – утка. После чего все отправляются на праздничную мессу в храм.
  • Подрастающее поколение в масках ходят по домам, колядуют и собирают вкусные подарки.
  • При храмах всегда устанавливается вертеп с фигурками главных героев событий, которые разворачивались более 2000 лет назад в Вифлееме.
  • Празднование проходит ровно 8 дней.

Вот несколько традиций празднования рождения Спасителя у людей, исповедующих католичество. В чем-то они схожи с православными обычаями, а где-то кардинально отличаются.

Следует отметить, что на традиции и обычаи празднования Рождества на территории стран СНГ оставил отпечаток атеизм Советского Союза. Даже елочка, некогда называвшаяся Рождественской, стала просто Новогодней. А звезда на ней из Вифлеемской, превратилась в красную пятиконечную, символизирующую власть Советского союза.

Но сегодня характерными обычаями празднования Рождества следует выделить:

  • Все верующие собираются в Храме с самого вечера и стоят всю праздничную службу.
  • На столе обязательным элементом является кутья, которая готовится с добавлением мака и меда. Это традиционное блюдо символизирует вечную жизнь и веру.
  • По домам ходят молодые люди и поют коляду, желая хозяевам здоровья и долгих лет, а за это получают сладости и угощения.
  • Дети ходят в дом к крестной матери или отцу, чтобы поздравить их с праздником.
  • За стол разрешается садиться с первой звездой.
  • Ужин в Сочельник желательно провести в тишине или говорить лучше тихо, а на столе должны быть преимущественно традиционные блюда и рыба.
  • В само Рождество 7 января, стол должен быть богатым и обязательно ставятся блины, домашние соленья, жареную птицу, пряники, сладости и холодец.

В Рождество молодые девушки любят гадать на женихов, кидая туфельку или призывая суженого показаться. Церковь не одобряет такое поведение в праздник, однако оно уже стало давно хорошим обычаем.

Так ли много разного накопилось между католиками и православными? Попробуем разобраться, в чем же наши кардинальные отличия.

  • Главная разница, конечно, заключается в дате.
  • Католикам разрешается не держать пост перед самим праздником. Но не допускается игнорировать период духовного очищения. Заменяется ограничение в пище, молитвами и добрыми делами.
  • Католики дарят подарки не на Новый Год, а на Рождество. Тогда как в православной традиции, преподносить презенты в этот день не нужно.
  • У католиков на праздничном столе можно увидеть освященные хлебцы, которые едят вместе с остальной едой. В православной традиции просвирки едят утром натощак, чтобы разговеться после поста.
  • Главным персонажем на Рождество у католиков является Санта-Клаус, который и приносит подарки, проникая в дом по дымоходной трубе. Духовенство такую подмену не одобряет, но обычай уже успел укорениться за многие века. У православных в этот день духовных благ просят у Иисуса Христа, поэтому обмен подарками и не приветствуется.

Но, несмотря на все отличия, праздник несет единый посыл, собрать за одним столом всех родных, поблагодарить Всевышнего за все блага, которые он дарует. Важно помнить, что не день, выбранный в календаре, определяет торжество, а люди, поэтому не важно будет это 25 или 7, главное провести его с родными и с молитвой.

Ответ на самом деле достаточно прост: это не две разных даты Рождества, а одна и та же, но согласно разным календарям. Запутались? Ничего страшного, сейчас дадим справку!

До 16 века использовался юлианский календарь, который ввели еще при императоре Юлии Цезаре. За столетия пользования накопилась ошибка между реальными астрономическими и природными явлениями и самим календарем. Это приводило к неправильным расчетам празднования главного христианского праздника — Пасхи, и некоторых других, которые не имели фиксированной даты в календаре. Это вынудило главу Римской католической церкви — папу Григория XIII инициировать реформу. Расчеты показали, что на то время юлианский календарь отстал на 10 дней. В новом календаре некоторые високосные годы опускались — если даты с двумя нулями на конце не делились без остатка на 400, например 1700, 1800, 1900 — то они високосными не являются, а вот 1600, 2000 — високосные. В честь папы новоизобретенный календарь был назван григорианским.

Россия довольно поздно, только в 20 веке, перешла на григорианское летосчисление, а Русская православная Церковь так и вовсе не перешла, и отмечает все праздники согласно юлианскому календарю. Разница между календарями в 21 веке составляет 13 дней, а в следующем веке будет и вовсе 14 дней. Согласно юлианскому календарю Рождество также празднуют 25 декабря, но так как весь мир, в том числе и Россия живут по григорианскому, приходится эта дата на 7 января по современному (новому) стилю.

Кстати, оттуда же российское празднование Старого Нового года — согласно юлианскому календарю новый год наступает с 13 на 14 января.

Григорианский календарь оказался более точным, чем юлианский — ошибка в три дня в нем накапливается за 10 000 лет.

Говорят еще «старый стиль» и «новый стиль». Григорианский, современный календарь, который мы все с вами используем — это и есть по «новому стилю». Юлианский, устаревший календарь, по которому Рождество празднуют 7 января — это называется по «старому стилю».

Еще один вопрос, который может заинтересовать вас, касается самой даты: почему Рождество празднуют именно 25 декабря? Дело в том, что в конце декабря древние римляне праздновали «сатурналии» в честь одного из великих богов римского пантеона — Сатурна, а также «Непобедимого Солнца» (Sol Invictus). Последний праздник приходился ровно на 25 декабря — ввиду удлинения светового дня. Привязанность к этим празднествам оказалась столь крепкой, что даже с утверждением христианства в качестве государственной религии, было трудно отучить подданных империи от давней языческой привычки. И церковные лидеры решили перенести на 25 декабря один из ближайших, давно празднуемых церковных праздников, отмечавшегося 6 января — в одних церквях как Рождество Христа, в других как Богоявление (Крещение Господне). Впоследствии, 6 января так и осталось для всей Церкви днем Богоявления и по юлианскому календарю празднуется, например, 19 января. Только в Армянской Апостольской Церкви 6 января остается одновременно и днем Рождества, и днем Богоявления, как это и было в древней Церкви до 4 века.

Почему Греческая Православная Церковь, празднует Рождество 25 декабря, как и католическая, а РПЦ на 13 дней позже – 7 января?

Попытки установить истину самостоятельно похвальны, но что делать, если они не увенчались успехом? Принять истину большинства без размышления или идти дальше своим путем, оставив догмы большинства за плечами?

Ждать ли чудес в святые дни, чтобы ими укрепить веру? Или подлинная вера сама рождает чудеса в самые серые будни? Чудеса, порой столь тихие, незаметные постороннему глазу, от которых лишь собственное сердце замирает от удивления, благоговения и тихого восторга: «Как такое могло случиться – невероятно!».

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ХРИСТИАНСТВА

Как известно, в Новом Завете нет ни намека, чтобы кто-то из близких Христа, включая и самого Иисуса, отмечали дни рождения. Известно лишь об одном таком праздновании – дне рождения царя Ирода, на котором он подарил голову Иоанна Крестителя своей падчерице Саломее. И позже нет упоминания, что апостолы или дева Мария отмечали Рождество.

ОГОСУДАРСТВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

Первые христиане были гонимы во многих частях света.

В начале своего правления император Константин, как и все предыдущие императоры, был язычником, ему даже было видение солнца после посещения священной рощи Аполлона. Но через два года, во время войны, к нему во сне явился Христос, который повелел начертать на щитах и знаменах своего войска греческие буквы PX. А на следующий день Константин увидел в небе крест и услышал голос: «Сим победиши!».

После победы христианство стало обретать статус государственной религии. При Константине столицей римской империи стал город Византий, впоследствии переименованный в Константинополь.

По преданию, еще до того, апостолом Андреем Первозванным, около 38 года здесь было основано собрание христиан и он рукоположил своего ученика Стахия «во епископы града Византиона». Предоставляя христианству особый статус и поддерживая церковь, Константин активно вмешивался в церковные дела, добиваясь единства кафолической (всеобщей) церкви как условия единства империи и выступая арбитром в межцерковных спорах.

Когда между александрийскими священником Арием и епископом Александром разгорелся спор, Константин выступил арбитром и раскола церкви не произошло, указами Константина епископы-повстанцы были сосланы.

Словом, император Константин и его последователи прибрали к рукам в своей империи эту гонимую христианскую церковь, сделав ее государственной религией. Разделение у христиан началось, когда христианское учение начали «растаскивать» по национальным признакам и огосударствливать.

Государственная религия – это круто, это третья нога власти! Хорошо это или плохо – вопрос дискуссионный, ответ на который для других не знаю. Оглянитесь вокруг – сами поймете.

Но все же, ни о каких православных и католиках при императоре Константине не было и речи, а 25 декабря, как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском», впервые упоминает римский хронограф в 354 году как общей дате для всех христиан.

Дальше дело пошло хуже, с 451 года в Константинополе был утвержден патриархат, согласно которому «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по римском епископе, потому что город оный есть новый Рим».

Единство христианской церкви начало раскачиваться конкурирующими «помазанниками» двух главных центров христианства – Константинополя и Рима. К 8-ому столетию, Римский папа и патриарх Константинополя начали спорить по многим вопросам, касающимся религии. Одно из различий в их мнениях – это безбрачие духовенства (священники Рима должны соблюдать обет безбрачием, тогда как константинопольский священник может жениться перед своим рукоположением).

Споры и возражения между духовными руководителями Православия и Католицизма становились все более интенсивными, и в 1054 г. Патриарх и Римский папа окончательно разошлись друг с другом. Православная Церковь и Римско-Католическая Церковь – каждая из них встала на свой собственный путь развития: это разделение называют ересью.

ВСЕ ВРУТ КАЛЕНДАРИ

Историки до сих спорят о годе рождения Христа, в то время как с самой датой Его Рождества более менее определились, благодаря тому, что в Библии хорошо прописан подсчет Пасхи. Но и здесь возникли разногласия из-за разницы в календарях.

Дело в том, что в первые века нашей эры церковь пользовалась юлианским календарем. Юлианский календарь был введен Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э., его в современной России обычно называют старым стилем. Им пользовались довольно долго, но со временем выяснилось, что точность юлианского календаря по сравнению с тропическим годом оказалась невысока: каждые 128 лет накапливается лишний день.

Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигается в сторону весны. Во многих храмах, по замыслу создателей, в день весеннего равноденствия Солнце должно попасть в определенное место, например в Соборе святого Петра в Риме - это мозаика.

Не только астрономы, но и высшее духовенство во главе с Папой могли удостовериться, что Пасха уже не попадает на прежнее место. После долгого обсуждения этой проблемы в 1582 году юлианский календарь в католических странах постановлением папы Григория XIII был заменен на более точный календарь. При этом следующий день после 4 октября был объявлен 15 октября. Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII-XVIII веков; последними были Великобритания (1752 год) и Швеция.

В 1583 году Григорий XIII направил Константинопольскому патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь. В конце 1583 года на соборе в Константинополе предложение было отвергнуто, как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи.

Как подсчитали астрономы, в связи с нарастающим изменением разницы между юлианским и григорианским календарями, использующие юлианский календарь православные церкви, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество не 7 января, как в XX-XXI веках, а 8 января, а с 9901 года Рождество будет праздноваться уже 8 марта (по новому стилю), хотя в литургическом календаре данный день будет соответствовать 25 декабря (по старому стилю).

В России григорианский календарь был введен декретом Совнаркома, подписанным В. И. Лениным 26 января 1918 года.

Последними на григорианский календарь перешли Греция в 1924 году, Турция в 1926 году и Египет в 1928 году.

До сих пор не перешли на григорианский календарь Эфиопия и Таиланд.

В Северной Корее с 8 июля 1997 года принято новое «летосчисление чучхе», началом которого является 1912 год - год рождения Ким Ир Сена

С 1923 года большинство поместных православных церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Афона, приняло похожий на григорианский новоюлианский календарь, совпадающий с ним до 2800 года. Он также был формально введен патриархом Тихоном для употребления в Русской православной церкви 15 октября 1923 года.

Однако это нововведение, хотя и было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в Церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в РПЦ только 24 дня.

В 1923 году на Всеправославном Соборе в Константинополе представителями одиннацати православных церквей было принято решение о переходе на «новоюлианский календарь» (в настоящее время совпадает с григорианским). В наше время по новому стилю, 25 декабря, Рождество отмечают православные церкви Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Американская Церкви, а также Церковь Чешских земель и Словакии.

Четыре Поместных православных Патриархата - Иерусалимский, Русский, Грузинский и Сербский следуют юлианскому календарю, отмечают Рождество 25 декабря по юлианскому календарю, что соответствует 7 января григорианского календаря, также по юлианскому календарю (7 января) отмечают Рождество на Афоне.

Следовать ли принятым календарям, или изобрести свой? По-моему, это вопрос религии, а не веры: с какой религией связан – те догматы и соблюдай. В Библии, Слове Божием, кроме памятования Пасхи никакой день не выделяется.

Нет греха праздновать Рождество раз в году, но куда лучше помнить о нем каждый день – любовь покрывает множество грехов!

В плоть до начала двадцатого века в России не было принято праздновать Новый год в том виде, в котором мы его отмечаем сейчас. Главным зимним торжеством считалось Рождество Христово - праздник, пришедший вместе с православной религией и посвященный рождению Спасителя. Русское рождество несколько отличается от европейского своими традициями и датой празднования. Почему же русское рождество празднуют 7 января, а европейское – 25 декабря?

История праздника

В Древнем Риме было принято чествовать бога Сатурна в первый день года. Связано это было с солнечным циклом – самая длинная ночь в году оставалась позади, и день начинал расти. Римляне верили, что это заслуга Сатурна и возносили ему хвалу. Приходился этот праздник на 25 декабря согласно Юлианскому календарю.

С появлением христианства множество популярных в народе языческих праздников были адаптированы к новой религии, чтобы не вызывать недовольство у народа. Не стали исключением и сатурналии. С легкой руки новых богослужителей в начале десятого века в Риме этот праздник переименовали в Рождество. При этом в обрядовой части праздника осталось немало языческого. Что, собственно, и помогло сохранить веселую атмосферу, которая так нравилась людям.

Дело в том, что в Библии нет указаний на точную дату, когда был рожден Христос, но сопоставление определенных фактов дает священникам основания полагать, что это вполне могло произойти в первый день года. Но празднование прижилось, поскольку священники сумели провести параллели между солнцем, которое чествовали язычники и солнечным образом Христа-спасителя, кого Новый Завет называет «Солнцем правды».

Так как Христианство довольно быстро распространилось по континенту, то уже к 1100 году рождение Христа отмечалось как главный праздник во всей Европе.

В православном мире Рождество также стало одним из главных государственных праздников. Считается, что отмечать его стали в десятом веке после того, как киевский князь Владимир покрестил Русь. Как и в Европе, этот праздник отмечался 25 декабря.

Так почему Рождество празднуют 7 января?

Все дело в календаре. В шестнадцатом веке Римский Папа Григорий XIII перевел Рим на более точный календарь. В последующие годы большинство мировых стран перешло на ту же систему отсчета времени, что и римляне.

Но русский патриарх Иеремия II решил, что Россия пойдет своим путем и новый календарь ей ни к чему. Таким образом, на момент внедрения Григорианского календаря, отличие в датах между Россией и Римом составило десять суток, а к двадцатому веку выросло до четырнадцати.

Большевики, придя к власти, внедрили и григорианский календарь, но РПЦ осталась непреклонна в своих убеждениях. Поэтому православное Рождество празднуется на две недели позже католического – 7 января.

Традиции русского рождества

В канун Рождества еще длился Великий пост, поэтому в этот день никаких пиршеств не устраивали. А вот с наступлением святок, начинались массовые народные гуляния.

Главной традицией празднования русского Рождества считается прославление Иисуса. Проходило оно не только во время церковных богослужений. У молодежи было принято собираться компаниями и ходить от дома к дому, распевая песни, прославляющие Божьего сына. Кроме того, пелись песни, в которых хозяевам дома желали добра, здоровья, благополучия и других благ. За исполнение песен молодежь было принято поощрять обильным угощением. Отказывать славильщикам в лакомствах было не принято, поэтому исполнители песен ходили с большими мешками для сбора «благодарностей».

С шестнадцатого века из Польши пришла традиция устраивать на Рождество вертеп. Это был чаще всего кукольный, а позже и актерский театр, в котором неизменно изображался сюжет появления на свет Христа. Согласно традициям, Божью матерь и младенца «играли» иконы, а вот волхвов и остальных персонажей куклы или люди.

Традиция украшать ель пришла в Россию из Германии. Ввел этот обычай в 1699 году Петр первый. Правда, в его указе содержалось приказание, украшать дома ветками хвойных растений. Непосредственно наряжать ели в России стали с середины девятнадцатого века. Во время войны с Германией в 1916 РПЦ запретила наряжать елки, т. к. это была вражеская традиция. Большевики не стали отменять этого запрета вплоть до 1935 года, когда обычай украшать елку вернулся уже как новогодний.