Реминисценция в сохранении

В ходе исследования сохранения и забывания вскрылся еще один, как будто частный, но принципиально очень значимый, факт. Оказалось, что в ближайший после первичного воспроизведения материала интервал (2-3 дня, а иногда и более значительный срок) не всегда наблюдается резкое снижение воспроизведения, как это следовало бы ожидать согласно логарифмической формуле Эббингауза, иногда даже отсроченное воспроизведение материала оказывается более полным и совершенным, чем непосредственно следующее за первичным восприятием или заучиванием.
Первое исследование, специально посвященное изучению реминисценции, было проведено Д.Б.Баллардом.106
От классической кривой забывания по Эббингаузу кривые Балларда отличались характерным подъемом в течение первых 2-3 дней после заучивания, т.е. как раз там, где кривая Эббингауза дает наиболее резкое падение.
В наших опытах младшие дети обычно не в состоянии были сами воспроизвести рассказ сейчас же по его прослушивании; в лучшем случае они могли воспроизвести отдельные части в ответ на прямые вопросы. Но по прошествии некоторого времени содержание рассказа как бы восстанавливалось в их памяти, и они в состоянии были воспроизвести его. Таким образом, наиболее полное воспроизведение прослушанного рассказа или воспринятого события дети дают не непосредственно после восприятия или прослушивания рассказа, а по прошествии некоторого времени.107
Факт так называемой реминисценции, в силу которой со временем воспроизведение иногда не ухудшается, а улучшается, имеет, с нашей точки зрения, принципиальное значение для общей теории памяти. На первый взгляд он представляется парадоксальным. Недаром первые зарубежные исследователи, которые – как мы – на него натолкнувшись, усомнились в его реальности (М. Лобзайн), а последующие (Д.Б.Баллард, Дж.Мак-Гич и др.) отвергли возможность его психологического объяснения. Неадекватность реминисценции господствующим теориям памяти означает также и неадекватность этих теорий фактам.
Наше исследование, установив факт реминисценции, вскрыло и ряд причин, его обусловливающих. Оно показало, что реминисценция особенно ярко выступает у маленьких детей – дошкольников – и что в некоторых случаях более полный характер отсроченного воспроизведения бывает обусловлен действием эмоционального торможения, непосредственно следующего за аффективно переживаемым впечатлением. Вместе с тем исследование привело к требовавшему еще проверки и подтверждения выводу, что реминисценция связана прежде всего и главным образом с внутренней работой по осмыслению материала и овладению им; в частности, известную роль в наблюдавшемся иногда более полном характере вторичного воспроизведения по сравнению с первоначальным играет активизация мыслительной переработки материала, стимулируемая первым воспроизведением. Но вопрос требовал дальнейшего уяснения. С этой целью было поставлено специальное исследование реминисценции. Оно было проведено Д.И.Красильщиковой.108
Основные результаты этого исследования сводятся к следующему:
a. Реминисценция – широко распространенное явление. Из 485 индивидуальных опытов (включая и бессвязный материал) реминисценция обнаружена в 40,5% случаев. Если же исключить бессвязный материал, оставив лишь осмысленный, то реминисценция обнаружена в среднем в 65% случаев.
b. Наличие реминисценции существенно зависит от характера заучиваемого материала. В то время как при воспроизведении осмысленного материала сплошь и рядом обнаруживалось улучшение отсроченного воспроизведения, всплывание новых элементов при воспроизведении бессвязного материала наблюдалось лишь в редких случаях. При этом особенно благоприятным для проявления реминисценции был материал, более насыщенный содержанием, где последовательность событий была изложена естественно и убедительно.
c. Реминисценция чаще обнаруживается при свободном изложении смыслового содержания, нежели при буквальном воспроизведении. Наиболее благоприятными в этом отношении оказываются те части воспринятого материала, которые требуют особого сосредоточения мысли. Реминисценция обнаруживается главным образом при воспроизведении логического плана воспринятого материала, воспроизведение же иллюстративных моментов не обнаруживает выраженной тенденции к улучшению.
d. Проявление реминисценции зависит и от отношения запоминающего к материалу. Реминисценция наиболее ярко обнаруживается на таком материале, который вызывает интерес у испытуемого.
e. Существенным для проявления реминисценции является и то, насколько заучивающий овладел содержанием материала. В тех случаях, когда испытуемый не овладел в какой-либо мере содержанием материала, последний быстро забывался и реминисценции обычно не давал.
Важнейшим звеном в объяснении причин реминисценции является характер самого процесса воспроизведения. Исследование выявило, что второе отсроченное воспроизведение, дававшее реминисценцию, отличается от первого непосредственного не только тем, что одно из них – первое, а другое – второе, что между ними некоторый временной интервал, но что они психологически качественно различны; они по-иному протекают. Если в процессе непосредственного воспроизведения заучивающий пытается восстановить материал, используя при этом в значительной мере внешние ассоциативные связи, то при отсроченном воспроизведении испытуемый опирается главным образом на связи смысловые.
Опора на внешние связи при непосредственном воспроизведении проявлялась по-разному: в одних случаях испытуемые восстанавливали текст, опираясь при этом на рифму, ритм, т.е. структурную оформленность материала; многие пытались припомнить, на какую букву начинается то или иное слово, другие – каким словом начинается строчка, строфа, во многих случаях испытуемые опирались на месторасположение строчек. В результате этого первое воспроизведение подчас обрывалось на полуслове, оно пестрило бессмысленными сочетаниями отдельных слов, строчек. Во втором отсроченном воспроизведении в качестве преобладающего способа воспроизведения выступает опора на смысловое содержание материала. Более опосредованный характер отсроченного воспроизведения имел место не только при буквальности воспроизведения, но также при изложении смыслового содержания.
Исследование обнаружило также большую гибкость, пластичность второго воспроизведения по сравнению с первым, непосредственным. В то время как забывание слова, строчки при непосредственном воспроизведении во многих случаях приводило к тому, что испытуемые отказывались дальше продолжать воспроизведение или в лучшем случае пропускали большое звено заученного материала, во втором воспроизведении при таких случаях они сравнительно легко обходили забытые места. Большая гибкость второго воспроизведения по сравнению с первым также свидетельствует о более высоком уровне процесса отсроченного воспроизведения.
Таким образом, процессы первого и второго – непосредственного и отсроченного – воспроизведения не тожественны. Иное протекание процесса обусловливает разные результаты. В этом различии характера непосредственного и отсроченного воспроизведения и заключается существеннейшая причина реминисценции. Как показало исследование Красильщиковой, в тех случаях, где обнаруживалась реминисценция, имел место иной, более высокий уровень отсроченного воспроизведения.
Этим объясняются и возрастные отличия в проявлении реминисценции.
Более яркое и частое проявление реминисценции у дошкольников, чем у школьников, и у школьников, чем у взрослых, объясняется иным характером и уровнем у них первичного восприятия заучиваемого материала. Сравнительно высокий уровень первичного воспроизведения у старших сужал возможности дальнейшего улучшения; потому реминисценция у них проявлялась менее ярко. Младшие дети, более непосредственно воспринимающие заучиваемый материал, в состоянии дать более обобщенное воспроизведение лишь спустя некоторое время, отсюда и более яркое проявление у них реминисценции.
С этим сочетается и влияние уже отмеченного эмоционального торможения. Оно сказывалось на характере непосредственного воспроизведения; изложение в тех случаях носило фрагментарный характер, было лишено логической последовательности, дети обычно начинали с того, что их больше всего поражало. Изложить рассказ более полно и в логической последовательности они были в состоянии лишь при отсроченном воспроизведении.
Факт реминисценции, являющейся специфическим моментом в процессе сохранения и воспроизведения, и наша трактовка ее как явления, обусловленного главным образом сложнейшими взаимосвязями процессов памяти и мышления, является существенным звеном в общей перестройке учения о памяти, доказывающим невозможность свести сложные процессы, к ней относящиеся, к какой-то отдельной функции.
Наличие реминисценции в процессе сохранения не исключает, конечно, бесспорного факта забывания. Однако его не приходится рассматривать как процесс, который всегда совершается непроизвольно в силу не зависящих от человека обстоятельств. Он протекает так или иначе в зависимости от того, как он организуется. Ход сохранения и забывания существенно зависит от характера первичного запечатления или заучивания материала.
От забывания в собственном смысле слова надо отличать выпадение материала при воспроизведении, обусловленное отбором материала, определяемым логикой смыслового содержания.
Забывание носит, как и запоминание, избирательный характер; оно зависит поэтому и от не всегда осознанных самим человеком установок, выражающих специфическую направленность его личности.109 Забывается то, что перестает быть для личности существенным, важным, а отчасти и то, что идет вразрез с ее устремлениями.
Забывается также то, что связано с отжитыми, утерявшими актуальное значение для личности этапами ее прошлого, в особенности если в свое время оно было связано с напряженной деятельностью. Так, относительно часты случаи забывания авторами своих произведений, своеобразного их отчуждения. Известен случай с К.Линнеем, который на старости любил перечитывать свои произведения, очень ими восторгался, но совершенно забывал, что они написаны им. Эксперименты М.Овсянкиной и Б.В.Зейгарник показали, что незаконченные действия особенно запоминаются. Очевидно, имеет место и обратное: то, что закончено и исчерпано, утеряло актуальность, скорей всего подвержено забвению.

БОЛЬШУНОВ Я.В.

ОТСРОЧЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗАПОМИНАЕМОГО МАТЕРИАЛА

(РЕМИНИСЦЕНЦИЯ)

ПОСТАНОВКА ВОПРОСА

Одной из важных проблем психологии памяти является проблема так называемой реминисценции, т е отсроченного восстановления частично забытого материала. Как уже давно заметили некоторые педагоги и психологи, в частности, К.Д. Ушинский, забывание отдельных частей запоминаемого материала нередко оказывается временным явлением. Другими словами, некоторые части запоминаемого материала не актуализируются в памяти при непосредственной проверке, но могут быть обнаружены в отсроченных воспроизведениях. Строго говоря, всякое воспроизведение в какой-то мере является отсроченным, так как между запечатлением и воспроизведением того или иного материала всегда существует определённый промежуток времени. Поэтому термины «непосредственное воспроизведение» и «отсроченное воспроизведение» в значительной мере имеют условное значение «Непосредственной» принято называть ту проверку, которая производится сразу же после предъявления определённого материала. Ввиду этого под отсроченным воспроизведением мы будем понимать лишь такую проверку сохранения, которая производится не раньше чем через 2 минуты после предъявления запоминаемого материала. Итак, отправной факт данной работы заключается в возможности отсроченного восстановления некоторых частей запоминаемого материала, не воспроизведенных непосредственно после заучивания

Анализ этого явления представляет большой интерес, для детальной разработки теории памяти Закономерно выступая в процессе воспроизведения ранее воспринятого материала, отсроченное восстановление временно выпадающих звеньев определённым образом характеризует динамику процессов памяти. В частности, оно помогает глубже проникнуть в интимную связь и взаимообусловленность запоминания, забывания и воспроизведения

Отсроченное восстановление запоминаемого материала было подвергнуто специальному анализу гораздо позднее, нежели сложитесь в основных чертах учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Казалось бы, это обстоятельство должно было благоприятствовать углублённой разработке проблемы. Павловское учение о динамике нервных процессов открывает перед психологией исключительные возможности для объяснения как отсроченного восстановления запоминаемого материала, так и динамики процессов памяти в целом. Однако в психологической литературе до сих пор не имеется ни одного исследования по вопросу о закономерностях высшей нервной деятельности, лежащих в основе изучаемого явления. Анализ вопроса о физиологических основах отсроченного восстановления запоминаемого материала и составляет центральную задачу данной работы.

В советской психологии проблема отсроченного восстановления запоминаемого материала была поставлена проф. С.Л. Рубинштейном (1934), который начал с исследования роли эмоционального фактора, при известных условиях отрицательно влияющего на результаты непосредственного воспроизведения. Вместе с тем он придавал большое значение «внутренней работе по осмыслению» запоминаемого материала, имеющей место на разных стадиях процесса запоминания. В 1952 году С.Л. Рубинштейн поставил вопрос о необходимости изучения нейродинамических основ явлений реминисценции с позиций учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности . Вопрос о возможности улучшения отсроченного воспроизведения сравнительно с непосредственным попутно затрагивался в работах ряда советских психологов - А.А. Смирнова, Л.В. Занкова, Б. М. Теплова, Т. Г. Егорова и др. Наиболее подробно факты отсроченного восстановления запоминаемого материала были рассмотрены в исследовании Д.И. Красильщиковой.

II . ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ГИПОТЕЗЫ.

При разработке гипотезы настоящего исследования мы исходили; из анализа тех фактов в области условных рефлексов, которые наиболее близки к изучаемому явлению.

Сюда относятся факты самопроизвольного восстановления угашенных условных рефлексов. Как указывал И. П. Павлов, «выработанные рефлексы непременно после угасания снова сами собой делаются действительными. Самопроизвольное восстановление угашенного рефлекса происходит с очень различной быстротой - от нескольких минут до нескольких часов» . Соответствуя с внешней стороны фактам отсроченного восстановления запоминаемого материала, самопроизвольное восстановление угашенных условных рефлексов существенно отличается от вышеуказанных фактов. Временное задерживание условного рефлекса в случае угасания производится искусственно, отменой подкрепления, тогда как временное забывание частей материала в опытах с отсроченным восстановлением не имеет никакого отношения к специальной выработке.

Факты отсроченного восстановления запоминаемого материала близки также к фактам положительного влияния отдыха при решении трудных условнорефлекторных задач. В третьем томе «Сред» содержится следующее высказывание И. П. Павлова: «У одной собаки... вырабатывалась дифференцировка, потом она как-то остановилась на определённом уровне и не развивалась дальше... После перерыва решение этой задачи оказалось почти готовым. Этот факт у нас встречается и жизненно известен... Когда вы требуете от собаки соответствующими методами решения задачи и дошли до известного состояния, всегда попытайте, не вмешивается ли утомление, сделайте перерыв на несколько дней и тогда увидите, в чём дело» . В связи с этим высказыванием, И. П. Павлова некоторые советские психологи склонны были объяснять отсроченное восстановление запоминаемого материала снятием утомления, возникающего в процессе заучивания. В области условных рефлексов широко известен и другой факт, допускающий возможность такой трактовки отсроченного восстановления запоминаемого материала. Если подкрепляемый условный раздражитель часто и многократно повторяется в течение опыта, то действие его уменьшается и, наконец, исчезает (угашение с подкреплением). Как указывает Г. В. Фольборт, в случае такого угашения «элемент торможения развит очень слабо, в этих условиях явное преобладание получает развитие процессов истощения в рефлекторной дуге» . Самопроизвольное восстановление условного рефлекса, угашенного таким способом, объясняется преимущественно восстановлением функционального потенциала соответствующих нервных клеток во время отдыха. Эти факты позволяют уяснить некоторые стороны отсроченного восстановления запоминаемого материала. Так, ещё К.Д. Ушинский указывал, что «независящее от воли нашей возобновление силы в следах представлений особенно заметно утром после спокойного сна» . Однако, отсроченное восстановление запоминаемого материала наблюдается и тогда, когда перерыв между непосредственной и отсроченной проверками занят интенсивной умственной работой (Николаи, Браун). Этот и другие факты, обнаруженные ещё Баллардом, выдвигают задачу экспериментальной проверки гипотезы, объясняющей отсроченное восстановление запоминаемого материала снятием утомления, возникающего в процессе заучивания.

Наконец, факты отсроченного восстановления близки к фактам отрицательно-индукционного торможения условных рефлексов. «Пункт концентрирования раздражения... окружается процессом торможения. Торможение происходит полностью сейчас же, выступает всегда и держится не только пока существует произведшее его раздражение, но может продолжаться некоторое время и потом... Отрицательная индукция действует как между мелкими пунктами мозга, так и между большими отделами его» . Детальный анализ отсроченного восстановления запоминаемого материала обнаруживает целый ряд сторон этого явления, доступных пониманию с точки зрения возникновения и последующего снятия индукционной задержки. Например, факты отсроченного восстановления запоминаемого материала особенно ярко выступают в эксперименте с дошкольниками (Баллард, Вильяме, Рубинштейн и др.). Известно, что и отрицательная индукция с особой яркостью выражена у детей-дошкольников . Отмечавшаяся рядом авторов связь между объемом отсроченного восстановления и заучиванием материала в состоянии утомления может быть истолкована с точки зрения зависимости индукционного торможения от степени утомления. Как показывают экспериментальные факты, отрицательная индукция «под влиянием длительной мозговой работы (церебрального утомления) увеличивается»3 . Следовательно, заучивание материала в состоянии утомления должно характеризоваться более значительным развитием индукционной задержки, нежели заучивание в обычном состоянии. Д.И. Красилыцикова обнаружила, что «сосредоточение мысли» на трудных местах заучиваемого материала «нередко приводило к забыванию» других частей при непосредственной проверке . Такого рода первоначальное выпадение отдельных звеньев может быть истолковано как результат индукционного торможения со стороны тех частей запоминаемого материала, на которых было сосредоточено основное внимание. Отсроченное восстановление запоминаемого материала в ряде случаев связывали с исчезновением эмоциональной задержки, возникающей под влиянием эмоционально насыщенных частей материала и отрицательно влияющей на результаты непосредственной проверки (проф. С. Л. Рубинштейн, Д. И. Красильщикова и др.). Можно думать, что в основе такого рода задержки также лежат явления отрицательной индукции.

Прежние исследователи, занимавшиеся изучением «реминисценции», имели дело с очень сложными фактами, которые едва ли могут быть однозначно истолкованы в нейродинамическом плане. Возникает потребность выделить из этой сложной совокупности фактов наиболее типичные и поставить вопрос об их механизмах. Все вышеуказанные соображения, относящиеся к этому вопросу, позволяют говорить об особой роли индукционного торможения в нейродинамической картине отсроченного восстановления запоминаемого материала. Не является ли основной круг фактов, обозначаемых термином отсроченного восстановления, результатом естественного снятия индукционной задержки, возникающей в процессе заучивания и затем исчезающей по общим законам высшей нервной деятельности?

III . МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В прежних экспериментальных исследованиях явлений реминисценции в качестве запоминаемого материала использовались тексты (прозаические или стихотворные), бессвязные слова, слоги и предметы. Мы также начали изучение этих явлений на вербальном материале. Предприняв ряд наблюдений над учащимися V класса в условиях выполнения ими домашних заданий, мы получили некоторые положительные данные, показывающие, что отсроченное восстановление является довольно распространённым фактом в учебной работе - Однако, в каждом таком опыте элементы заучиваемого материала далеко неоднозначно воспринимаются и осмысляются испытуемым (в зависимости от прошлого опыта). Это чрезвычайно усложняет изучаемое явление, затрудняет его анализ. Во всех этих опытах большую трудность представляет контроль над заучиванием материала до определённого уровня, а между тем уровень овладения материалом является одним из важных факторов отсроченного восстановления. Наконец, в этих опытах почти невозможным является точный, свободный от субъективного подхода количественный учёт элементов материала, восстанавливающихся в памяти через некоторое время.

Для того чтобы по возможности устранить основные недостатки предшествующих методик, мы перешли к работе с наглядным материалом, состоящим из однородных единиц. В большинстве опытов мы предъявляли для запоминания двенадцатичленные ряды световых раздражителей. После предъявления каждого ряда, между членами которого соблюдались строго определённые интервалы времени, испытуемые должны были воспроизводить показанную последовательность путём нажатия на соответствующие лампочкам электрические ключи, замыкавшие цепь с записывающим устройством.

Переходя от словесного материала к наглядному и пользуясь двигательной методикой, мы вовсе не устранялись от исследования функций второй сигнальной системы. Основная задача заключалась в том, чтобы максимально упростить условия эксперимента, по возможности устранить трудности, связанные с влиянием прошлого опыта и тем самым обеспечить возможность хотя бы первоначального физиологического анализа. Применяя предварительную словесную инструкцию, мы тем самым создавали у испытуемых связи словесно-зрительно-двигательного порядка, т. е. вызывали замыкание между зрительными раздражениями и двигательными условными реакциями с помощью слова. При такой постановке эксперимента мы имели возможность исследовать работу первой сигнальной системы в том её виде, как она осуществляется под регулирующим воздействием второй сигнальной системы.

Описание отдельных серий экспериментов

Исходя из нашего предположения относительно нейродинамики изучаемых явлений, мы попытались проследить зависимость отсроченного восстановления от величины отрицательно-индукционного взаимодействия между отдельными элементами запоминаемого материала. В ряде экспериментальных работ было установлено, что отрицательная индукция тем сильнее, чем ближе между собой раздражаемые пункты коры (И.Б. Познанская, Е.И. Бойко, Н.И. Крылов)1 . Известно, что величина индукционного торможения зависит и от продолжительности пауз между раздражителями.

В первых четырех сериях опытов испытуемым предлагалось заучивать двенадцатичленные ряды ламп, предъявляемых по нескольку раз в одной и той же последовательности. В этих опытах мы изменяли пространственное расположение раздражителей и паузы между ними, изменяя тем самым степень индукционного взаимодействия между отдельными компонентами заучиваемого ряда ламп. Использованные нами ряды делились на «разбросанные» и «скученные». Разбросанный ряд, рассчитанный на меньшее индукционное торможение, строился по принципу максимального разведения в пространстве запоминаемых элементов. Скученный ряд, рассчитанный на большее индукционное торможение, строился по принципу максимального сближения предъявляемых для запоминания ламп. С помощью автоматического переключателя в разных сериях между вспышками предъявляемых ламп устанавливались паузы в 2,1 и 0,5 секунды. Таким образом, были составлены 4 различных комбинации: разбросанный ряд с паузами между раздражителями в 2секунды, разбросанный ряд с паузами в 1 секунду, скученный ряд с паузами в 1 секунду и скученный ряд с паузами в 0,5 секунды.

В пятой серии опытов, рассчитанной на наибольшее торможение, в качестве запоминаемого материала были использованы парные сочетания между ключами и лампами, сигнализируемые в переменном порядке. Нажимая на ключи, смонтированные на горизонтальной панели установки, испытуемый включает различные лампы на другой (вертикальной) панели. Последовательность нажимов на ключи раз от разу меняется. Задача испытуемого заключается в том, чтобы заучить соответствие отдельных ключей и ламп, т. е. запомнить, каким ключом зажигается та или иная лампа на вертикальной панели. Порядок нажимов на ключи сигнализируется с помощью добавочных ламп, расположенных на горизонтальной панели возле каждого из ключей. Начиная со второго предъявления ключей, испытуемый должен предварительно показывать те лампы на вертикальной панели, которые соответствуют сигнализируемым ключам и только затем нажимать на ключи, т. е. проверять свои предварительные ответы.

После того, как испытуемый воспроизводил предложенный для запоминания материал на 60-80%, следовал ряд «повторных» проверок сохранения. Под повторными проверками мы понимаем такие отсроченные воспроизведения, которые начинаются сразу же после непосредственного воспроизведения. Повторные проверки продолжались обычно до установления устойчивого воспроизведения (устойчивой системы связей). Во всех предшествующих исследованиях отсроченного восстановления запоминаемого материала непосредственное и отсроченное воспроизведения разделялись перерывом от 20 минут до 30 дней. При такой методике отсроченную актуализацию запоминаемого материала можно всегда предположительно объяснить снятием утомления в перерыве между проверками. В наших опытах с повторными проверками подобное толкование отсроченного восстановления полностью исключается.

В описанных сериях изучалась зависимость отсроченного восстановления от усиления или ослабления отрицательро-индукционного взаимодействия между элементами запоминаемого материала. Однако, в ряде случаев индукционная задержка возникает не в результате отрицательного взаимовлияния элементов запоминаемого материала, а под воздействием посторонних раздражителей. Всем известно, что внезапный раздражитель часто вызывает забывание того, о чем человек только что думал и что вспоминается через некоторое время - Такого рода отсроченная актуализация в известной мере может быть истолкована как результат последующего исчезновения индукционной задержки, возникшей под влиянием постороннего раздражителя. По типу этого жизненного явления мы провели особую серию опытов, в которой через 3-4 секунды после предъявления одного ряда ламп давался новый ряд и только после этого производилась непосредственная проверка сохранения в памяти первого ряда (опыты с так называемой ретроактивной задержкой). В качестве воспроизводимого (первого) ряда ламп мы всегда использовали скученный ряд с односекундной паузой между раздражителями. Отсроченные проверки сохранения в этом эксперименте производились через 15 минут перерыва после непосредственного воспроизведения. Для анализа опытов с обратной индукционной задержкой мы провели специальные контрольные опыты, в которых в отличие от основных опытов заучивался только один ряд, но были сохранены все прежние экспериментальные условия (для запоминания предъявлялся скученный ряд с односекундной паузой между раздражителями, заучивание ограничивалось одним предъявлением ряда, первое отсроченное воспроизведение следовало через 15 минут перерыва после непосредственной проверки).

В каждой серии опытов отсроченное восстановление выявлялось, с, помощью многократных воспроизведений (без подкреплений) не заученного до конца материала.

IV. ОБСУЖДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

Как мы уже указывали, для проверки выдвинутой гипотезы необходимо проследить зависимость отсроченного восстановления запоминаемого материала от степени индукционного торможения в процессе заучивания.

В эксперименте, рассчитанном на минимальное индукционное торможение (первая серия), использовался разбросанный ряд с большой (двухсекундной) паузой между раздражителями. Средняя величина отсроченного восстановления для этих опытов равнялась 1 (из 12 элементов, предъявляемых для запоминания).

В эксперименте, рассчитанном на некоторое увеличение индукционной задержки в процессе заучивания (вторая серия), использовался разбросанный ряд с односекундной паузой между раздражителями (отличие от предшествующего эксперимента только в паузе между раздражителями). Средняя величина отсроченного восстановления для этих опытов равнялась 1,5.

В эксперименте, который рассчитывался на еще большее развитие отрицательно-индукционного взаимодействия между компонентами запоминаемого ряда (третья серия), в качестве экспериментального материала использовался скученный ряд с односекундной паузой между раздражителями (отличие от предшествующего эксперимента исчерпывается пространственным расположением раздражителей). Средняя величина отсроченного восстановления для этих опытов равнялась 2.

В эксперименте, рассчитанном на дальнейшее усиление индукционной задержки в процессе заучивания (четвертая серия), использовался скученный ряд с минимальной (полусекундной) паузой между раздражителями (отличие от предшествующего эксперимента только в паузе между раздражителями). Средняя величина отсроченного восстановления для этих опытов равнялась 2,5.

Наконец, в эксперименте, рассчитанном на максимальное взаимное торможение запоминаемых элементов (пятая серия), использовались парные сочетания ключей и ламп, сигнализируемые в переменном порядке. Средняя величина отсроченного восстановления для этой серии опытов равнялась 3.

Как мы видим, полученные экспериментальные данные, выражающие относительную величину реминисценции для 5 серий опытов с постепенном увеличением индукционной задержки, располагаются в правильном возрастающем порядке (таблица 1). В автореферате за недостатком места мы ограничиваемся приведением одних только средних величин, но в диссертации подробно анализируется результаты опытов по отдельным испытуемым. Как показывают наши материалы, зависимость объема отсроченного восстановления запоминаемого материала от величины индукционной задержки в процессе заучивания отчетливо выступает и у отдельных испытуемых.

Таблица 1.

Зависимость коэффициента отсроченного восстановления от величины индуцированной задержки в процессе заучивания.

Основной механизм изучаемых явлений можно понять следующим образом. Как показывают экспериментальные факты, обнаруженные еще на животных (опыты Кржышковского и Строганова), тормозной процесс может выражаться не только в задержке эффекторной части рефлекса но и в задержке самого процесса выработки временной связи . К.Н. Кржышковский производил разрушение условного тормоза двумя способами. Если разрушаемая тормозная комбинация не чередовалась с условным положительным раздражителем, то разрушение тормоза, т. е. восстановление положительной связи, «происходило стремительно». Если же разрушаемую тормозную комбинацию применяли, чередуя с применением условного положительного раздражителя, оказывающего индуцирующее действие, то «несмотря на десятикратное» подкрепление условного тормоза, комбинация продолжала оставаться тормозной. Позднее аналогичные результаты были получены В.В. Строгановым в эксперименте с разрушением дифференцировок. В наших опытах мы, несомненно, имеем дело со сходным явлением. Каждый элемент запоминаемого материала (вспышка определенной лампы) вызывает особый очаг возбуждения, оказывающий отрицательно-индукционное влияние на другие очаги. Развитие тормозного процесса оказывает задерживающее влияние на формирование связей между корковыми «пунктами» элементов запоминаемого материала, и как бы временно «маскирует» некоторые из этих связей. Чем сильнее такого рода задержка в процессе заучивания, тем выше коэффициент отсроченного восстановления после того, как действие отрицательной индукции прекратится.

Большое значение для понимания нейродинамических основ реминисценции представляют опыты с так называемым ретроактивным (обратным) торможением в процессе заучивания. Как уже указывалось в главе о методике, в нашем эксперименте с обратной индукционной задержкой между предъявлением и непосредственным воспроизведением первого ряда предъявлялся еще один ряд раздражителей. В советской психологии ретроактивное торможение рассматривается как «одна из причин забывания», представляющая «случай внешнего торможения» . В наших опытах обнаружилось определенное соответствие между величиной обратной индукционной задержки в процессе заучивания и величиной восстановления в отсроченных воспроизведениях. В опытах с обратной индукционной задержкой сравнительно с опытами, в которых такого рода задержка не имела места, мы получили следующие данные. С одной стороны, заметно ухудшились результаты непосредственного воспроизведения, с другой стороны, резко увеличился объем отсроченного восстановления запоминаемого материала (таблица 2).

Как показывает таблица, непосредственное воспроизведение в условиях обратной индукционной задержки характеризуется уменьшением правильно воспроизведенных элементов (графа 1), ухудшением запоминания последовательности (графа 2) и значительным увеличением ошибок (графа 3). Отсроченные проверки в этих опытах характеризуются ярко выраженной реминисценцией. Особенно увеличивается неустойчивое восстановление (графа 4).

Таблица 2.

Сопоставление данных непосредственного воспроизведения с данными отсроченных проверок в условиях обратной индукционной задержки и в контрольном эксперименте.

Экспериментальные серии

Данные непосредственной проверки.

Отсроченное восстановление

Правильно воспроизведенные элементы независимо от последовательности

Правильно воспроизведенные элементы в нужной последовательности.

Ошибочно воспроизведенные (вымышленные) элементы

Неустойчивое восстановление через 15 минут перерыва.

Устойчивое восстановление через 15 минут перерыва

Контрольные опыты

Опыты с обратной индукционной задержкой

Демонстративное различие результатов, полученных в эксперименте с обратной индукционной задержкой и в контрольном эксперименте, объясняется, с нашей точки зрения, следующим образом. В контрольных опытах мы имеем дело только с отрицательно-индукционным взаимодействием между компонентами запоминаемого ряда. В опытах с обратной индукционной задержкой мы имеем дело не только с отрицательно-индукционным взаимодействием между компонентами каждого ряда в отдельности, но и с отрицательно-индукционным взаимодействием между компонентами из разных рядов (первого и второго). Чем сильнее индукционная задержка в процессе заучивания, тем медленнее она снимается.

Длительное последействие индукционного торможения в эксперименте с ретроактивной задержкой выражается в затяжном и глубоком характере перестройки отсроченных проверок, в резко выступающей волнообразности отсроченного восстановления запоминаемого материала и в большем количестве случаев неустойчивого восстановления. Таким образом, ретроактивная задержка и отсроченная актуализация запоминаемого материала выступают в этом эксперименте как две фазы, две стороны единого нейродинамического процесса, который заключается в сильной индукционной задержке воспроизводимого ряда со стороны второго ряда с постепенным и вольнообразным ослаблением этой задержки в дальнейшем.

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1. Основываясь на ряде фактов, мы выдвинули гипотезу, согласно которой отсроченное восстановление запоминаемого материала объясняется естественным снятием индукционной задержки, возникающей в процессе заучивания.

2. Для проверки гипотезы мы попытались экспериментально проследить зависимость отсроченного восстановления от величины индукционного торможения в процессе заучивания. Усиление индукционной задержки достигалось уменьшением пауз между элементами запоминаемого материала (вспышками сигнальных ламп), пространственным сближением сигнализируемых элементов, подачей запоминаемого материала в переменном порядке и предъявлением дополнительного ряда ламп.

3. Полученные нами экспериментальные данные, выражающие величину отсроченного восстановления для 5 серий опытов с постепенным увеличением индукционной задержки расположились в постепенно возрастающем порядке. Опираясь на этот факт, мы пришли к выводу, что развитие тормозного процесса оказывает задерживающее влияние на формирование связей между корковыми «пунктами» элементов запоминаемого материала, временно «маскируя» формирующиеся связи. Чем сильнее такого рода задержка в процессе заучивания, тем выше коэффициент отсроченного восстановления после того, как индуцирующее действие исчезнет.

4. В эксперименте с обратной индукционной задержкой, с одной стороны, резко ухудшаются результаты непосредственного воспроизведения, с другой стороны, резко увеличивается объем отсроченного восстановления запоминаемого материала. Опираясь на эти данные, мы пришли к выводу, что ретроактивная задержка и отсроченная актуализация запоминаемого материала, выступают в этих опытах как две разные фазы или разные стороны единого нейродинамического процесса, который заключается в сильной индукционной задержке воспроизводимого ряда со стороны другого ряда с постепенным и волнообразным ослаблением этой задержки в дальнейшем.

5. Опираясь на совокупность фактов, обнаруженных в опытах с самым различным материалом (ряды ламп, тексты, комплексы слогов), мы пришли к выводу, что основные нейродинамические условия отсроченного восстановления запоминаемого материала являются общими, независимо от особенностей запоминаемого материала. Эти основные нейродинамические закономерности, лежащие в основе отсроченного восстановления, сводятся к следующему.

А. В процессе заучивания того или иного материала возникает отрицательно-индукционное взаимодействие между корковыми «пунктами» отдельных частей запоминаемого материала, выступающее с особой силой в первое время формирования устойчивого воспроизведения (устойчивой системы связей).

Б. Отрицательная индукция, возникшая в процессе заучивания, оказывает задерживающее влияние на формирование новых временных связей и временно «маскирует» некоторые из них.

В. Постепенное ослабление и снятие индукционной задержки создает условия для отсроченного восстановления некоторых первоначально выпавших звеньев материала.

6. Полученные нами факты не дают права сводить все вообще возможные виды отсроченного восстановления запоминаемого материала к описанным выше механизмам. Необходимо провести дополнительные исследования для! того, чтобы выяснить роль этих механизмов в других видах отсроченного восстановления.

И.Б. Познанская, Исследование отрицательной индукции в коре больших полушарий ребенка, сб. под ред. проф. А.Г. Иванова-Смоленского «Основные механизма условнорефлекторной деятельности ребенка», 1930 г., стр. 220.

Д.И. Красилыцикова, Реминисценция в воспроизведении, «Учёные записки ЛГПИ им. А И. Герцена, 1940 г., т. 34, стр. 315.

А. А. Смирнов к вопросу об условиях ретроактивного торможения. «Ученые записки Государственного Научно-исследовательского института психологии», т. 1, 1940 г., стр. 72.

Основными процессами памяти являются запоминание, со­хранение, узнавание и воспроизведение.

Запоминание - процесс, направленный на сохранение в па­мяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

1. По степени активности протекания процесса выделяют непроизвольное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий и произвольное – заранее поставлена цель и использованы специальные приемы запоминания (заучивание).

2. По степени осмысления запоминаемого материала выделяют осмысленное (основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала) и механическое запоминание (без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала).

Сохранение - процесс активной переработки, систематиза­ции, обобщения материала, овладения им.

Выделяют динамическое (проявляется в оперативной памяти, материал изменяется мало) и статическое сохранение (в долговременной памяти, материал подвергается реконструкции и переработке).

Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происхо­дит в отсутствие объекта.

Непреднамеренное воспроизведение (воспроизведение происходит неожиданно) и преднамеренное (вспоминают, имея сознательно поставленную цель). Припоминание – воспоминание осуществляется через достижение промежуточных целей.

Неопределенность узнавания – чувство знакомости объекта, но не невозможность отождествления с чем-либо из прошлого опыта. Полное узнавание – полная определенность отождествления с чем-либо из прошлого опыта. Ошибки при узнавании – то, что воспринимается впервые, иногда кажется уже знакомым, уже пережитом.

Факторы забывания

Большинство проблем с памятью связаны не с трудностями запомина­ния, а скорее - припоминания. Некоторые данные современ­ной науки позволяют утверждать, что информация в памяти хра­нится неопределенно долго, но большей ее частью человек (в обычных для себя условиях) не может воспользоваться. Она ему практически недоступна, он ее «забыл», хотя и справедливо ут­верждает, что когда-то об этом «знал», читал, слышал, но... Это и есть забывание, временное ситуационное, внезапное, полное или частичное, избирательное и т. п., т. е. процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема могущих быть актуа­лизированных в психике данных. Глубина забывания бывает поразительной, иногда «забывшие» отрицают сам факт своего зна­комства с тем, что им надо вспомнить, не узнают то, с чем не­однократно сталкивались.



Забывание может быть обусловлено различными факто­рами.Первый и самый очевидный из них - время.Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного ма­териала.

Условия эффективного запоминания:

1) понимание, ос­мысление информации (механически выученная, но непонятая до конца информация забывается быстро и почти полностью - кривая 1 на графике);

2) повторение информации (первое по­вторение нужно через 40 минут после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной ин­формации). Необходимо чаще повторять в первые дни после за­учивания, так как в эти дни максимальны потери от забывания. Лучше так: в первый день - 2-3 повторения, во второй день - 1-2 повторения, в третий-седьмой день - по одному по­вторению, затем одно повторение с интервалом в 7-10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффек­тивнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информа­ции через неделю после сессии.

Забывание в значительной степени зависит от характера де­ятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее.

Отрицательное влияние предшествующей запоминанию де­ятельности получило название проактивного торможения.От­рицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение,оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выпол­няется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

Когда мы отмечали, что забывание определяется временем, прошедшим после заучивания, то можно предположить очевид­ную зависимость: чем больше время нахождения информации в психике, тем глубже забывание. Но для психики характерны па­радоксальные явления: пожилые люди (возраст - это времен­ная характеристика) легко вспоминают о давно прошедшем, но столь же легко забывают только что услышанное. Этот фено­мен называется «законом Рибо», законом обратного хода памя­ти.

Важным фактором забывания обычно считают степень ак­тивности использования имеющейся информации.Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Это спра­ведливо более всего по отношению к семантической памяти на информацию, полученную в зрелом возрасте.

Впечатления детства, двигательные навыки (езда на велоси­педе, игра на гитаре, умение плавать) остаются достаточно ус­тойчивыми в течение десятилетий, без каких-либо упражнений. Известен, впрочем, случай, когда человек, просидевший в тюрьме около трех лет, разучился завязывать не только галстук, но и шнурки на ботинках.

Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов нашей психики,которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем бо­лее или менее надежно удерживаются. Следовательно, «забыва­ется» то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение («мотивированное забыва­ние»).

Формы воспроизведения:

Узнавание - проявление памяти, которое возникает при по­вторном восприятии объекта;

Воспоминание, которое осуществляется при отсутствии вос­приятия, объекта;

Припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченнос­ти запоминаемой и хранимой в ДП информации;

Реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее вос­принятого, казавшегося забытым;

Эйдетизм - зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Все то, что человек когда-то воспринимал, не исчезает бесследно - в коре больших полушарий головного мозга сохраняются следы от процесса возбуждения, которые создают возможность повторного возникновения возбуждения в отсутствие вызвавшего его раздражителя. Благодаря этому человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ отсутствующего предмета или воспроизвести усвоенные ранее знания. Как и восприятие, память является процессом отражения, но в этом случае отражается не только то, что действует непосредственно, но и то, что имело место в прошлом.

Память - это особая форма отражения, один из основных психических процессов, направленных на закрепление психических явлений в физиологическом коде, сохранение их в этой форме и воспроизведение в виде субъективных представлений.

В когнитивной сфере память занимает особое место, без нее невозможно познание окружающего мира. Деятельность памяти необходима при решении любой познавательной задачи, так как память лежит в основе любого психического явления и связывает прошлое человека с его настоящим и будущим. Без включения памяти в акт познания все ощущения и восприятия будут восприниматься как впервые возникшие и постижение окружающего мира станет невозможным.

Физиологические основы памяти.

В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителя, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Прочность следов зависит от того, какие именно следы имели место. На первой стадии, непосредственно после воздействия раздражителя, в мозгу происходят кратковременные электрохимические реакции, вызывающие обратимые физиологические изменения в клетках. Эта стадия длится от нескольких секунд до нескольких минут и является физиологическим механизмом кратковременной памяти - следы есть, но они еще не упрочились. На второй стадии происходит биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ, которая приводит к необратимым химическим изменениям в клетках. Это механизм долговременной памяти - следы упрочились, могут существовать долго.

Для того чтобы информация отложилась в памяти, необходимо некоторое время, так называемое время консолидации, упрочения следов. Человек переживает этот процесс как отзвук только что произошедшего события: какое-то время он как бы продолжает видеть, слышать, чувствовать то, что уже непосредственно не воспринимает («стоит перед глазами», «звучит в ушах» и т. п.). Время консолидации - 15 мин.

Временная потеря сознания у людей приводит к забыванию того, что происходило в непосредственно предшествующий этому событию период - возникает антероградная амнезия - временная неспособность мозга запечатлевать следы. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Запомнить что-то - значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. Следовательно, физиологической основой памяти является также образование и функционирование временной нервной связи (ассоциации) между отдельными звеньями воспринятого ранее. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные.


К простым относят три вида ассоциаций:

1) по смежности - объединяются два явления, связанные во времени или пространстве (Чук и Гек, Принц и Нищий, алфавит, таблица умножения, расположение фигур на шахматной доске);

2) по сходству - связываются явления, имеющие сходные черты (ива - женщина в горе, «вишневая метель», тополиный пух - снег;

3) по контрасту - связывают два противоположных явления (зима - лето, черный - белый, жара - холод, здоровье - болезнь, общительность - замкнутость и т. п.).

Сложные (смысловые) ассоциации являются основой наших знаний, поскольку в них связываются явления, которые и в действительности постоянно связаны:

1) часть - целое (дерево - ветка, рука - палец);

2) род - вид (животное - млекопитающее - корова);

3) причина - следствие (курение в постели приводит к пожару);

4) функциональные связи (рыба - вода, птица - небо, воздух).

Для образования временной связи требуется повторное совпадение двух раздражителей по времени, т. е. для образований ассоциаций требуется повторение. Еще одним важным условием для образований ассоциаций является деловое подкрепление, т. е. включение того, что требуется запомнить, в деятельность.

Процессы памяти.

Память включает в себя несколько взаимосвязанных процессов: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение.

Запоминание - это процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений путем связывания их с имеющимся опытом. С физиологической точки зрения запоминание - это образование и закрепление в мозгу следов возбуждения от воздействия окружающего мира (вещей, рисунков, мыслей, слов и т. п.). Характер запоминания, его сила, яркость, четкость зависят от особенностей раздражителя, характера деятельности, психического состояния человека. Процесс запоминания может протекать в трех формах: запечатление, непроизвольное и произвольное запоминание.

Запечатление (импринтинг) - это прочное и точное сохранение событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. Состояние импринтинга - мгновенного запечатления - возникает у человека в момент высочайшего эмоционального напряжения (эйдетические образы).

Непроизвольное запоминание возникает при отсутствии сознательной установки на запоминание при многократном повторении одного и того же раздражителя, носит избирательный характер и зависит от действий человека, т. е. определяется мотивами, целями, эмоциональным отношением к деятельности. Непреднамеренно запоминается что-то необычное, интересное, эмоционально возбуждающее, неожиданное, яркое.

Произвольное запоминание у человека является ведущей формой. Оно возникло в процессе трудовой деятельности и вызвано необходимостью сохранить знания, умения и навыки, без которых труд невозможен. Это более высокий уровень запоминания с заранее поставленной целью и приложением волевых усилий.

Для большей эффективности произвольного запоминания необходимо соблюдение следующих условий:

Наличие психологической установки на запоминание;

Уяснение значения приобретаемых знаний;

Самоконтроль, сочетание запоминания с воспроизведением;

Опора на рациональные приемы запоминания.

К рациональным приемам запоминания (мнемическим приемам) относятся выделение опорных пунктов, смысловая группировка материала, выделение основного, главного, составление плана и др.

Разновидностью произвольного запоминания является заучивание - систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением мнемических приемов.

По результату запоминание может быть дословным, близким к тексту, смысловым, требующим мыслительной переработки материала, по способу - в целом, по частям, комбинированным. По характеру связей запоминание делится на механическое и логическое (смысловое), эффективность которого в 20 раз выше, чем механического. Логическое запоминание предполагает определенную организацию материала, понимание смысла, связи между частями материала, понимание значения каждого слова и использование образных приемов запоминания (схемы, графики, картинки).

Основными условиями прочного запоминания являются:

Осознание цели, задачи;

Наличие установки на запоминание;

Рациональное повторение - активное и распределенное, поскольку оно более эффективно, чем пассивное и сплошное.

Сохранение представляет собой процесс более или менее длительного удержания в памяти сведений, полученных в опыте. С физиологической точки зрения сохранение - это существование следов в скрытой форме. Это не пассивный процесс удержания информации, а процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Сохранение прежде всего зависит:

От установок личности;

Силы воздействия запоминаемого материала;

Интереса к отражаемым воздействиям;

Состояния человека. При утомлении, ослаблении нервной системы, тяжелом заболевании забывание проявляется очень резко. Так, известно, что Вальтер Скотт писал «Айвенго» во время тяжелой болезни. Читая произведение после выздоровления, он не мог вспомнить, когда и как написал его.

Процесс сохранения имеет две стороны - собственно сохранение и забывание.

Забывание - это естественный процесс угасания, ликвидации, стирания следов, затормаживания связей. Оно носит избирательный характер: забывается то, что не важно для человека, не соответствует его потребностям. Забывание - целесообразный, естественный и необходимый процесс, который дает мозгу возможность освободиться от избытка ненужной информации.

Забывание может быть полным - материал не только не воспроизводится, но и не узнается; частичным - человек узнает материал, но воспроизвести его не может или воспроизводит с ошибками; временным - при торможении нервных связей, полным - при их угасании.

Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстро, потом замедляется. Наибольший процент забывания приходится на первые 48 ч после заучивания, и так продолжается на протяжении еще трех суток. В течение следующих пяти суток забывание идет медленнее.

Отсюда следует вывод:

Повторять материал надо спустя небольшое время после заучивания (первое повторение - через 40 мин), так как через час в памяти остается только 50 % механически заученной информации;

Необходимо распределять повторения во времени - лучше повторять материал небольшими порциями один раз в 10 дней, чем за три дня перед экзаменом;

Необходимо понимание, осмысление информации;

Для уменьшения забывания надо включать знания в деятельность.

Причинами забывания могут быть как неповторение материала (угасание связей), так и многократное повторение, при котором в коре головного мозга возникает запредельное торможение.

Забывание зависит от характера деятельности, предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности называется проактивным торможением, а деятельности, следующей за запоминанием, - ретроактивным торможением, которое возникает в случаях, когда вслед за запоминанием выполняется сходная с ним или требующая значительных усилий деятельность.

Сохраняемый в памяти материал качественно изменяется, реконструируется, следы становятся бледнее, яркие краски выцветают, но не всегда: иногда более позднее, отсроченное воспроизведение оказывается более полным и точным, чем раннее. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение, характерное преимущественно для детей, называется реминисценцией.

Воспроизведение - самый активный, творческий процесс, заключающийся в воссоздании в деятельности и общении сохраненного в памяти материала. Различают следующие его формы: узнавание, непроизвольное воспроизведение, произвольное воспроизведение, припоминание и воспоминание.

Узнавание - это восприятие объекта в условиях его повторного восприятия, которое происходит благодаря наличию слабого следа в коре головного мозга. Узнать легче, чем воспроизвести. Из 50 объектов человек узнает 35.

Непроизвольное воспроизведение - это воспроизведение, которое осуществляется как бы «само собой». Существуют и навязчивые формы воспроизведения какого-либо представления памяти, движения, речи, которые называются персеверацией (от лат. упорствую). Физиологическим механизмом персеверации является инертность процесса возбуждения в коре головного мозга, так называемый «застойный очаг возбуждения». Персеверация может происходить у вполне здорового человека, но чаще наблюдается при утомлении, кислородном голодании. Иногда навязчивая идея, мысль (идефикс) становится симптомом нервно-психического расстройства - невроза.

Произвольное воспроизведение — это воспроизведение с заранее поставленной целью, осознанием задачи, приложением усилий.

Припоминание - активная форма воспроизведения, связанная с напряжением, требующая волевого усилия и специальных приемов - ассоциирования, опоры на узнавание. Припоминание зависит от ясности поставленных задач, логической упорядоченности материала.

Воспоминание - воспроизведение образов при отсутствии восприятия объекта, «историческая память личности».

Виды памяти.

Выделяют несколько видов памяти по различным критериям.

1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности , память бывает образной, эмоциональной и словесно-логической.

Образная память включает в себя память зрительную, слуховую, эйдетическую (редко встречающийся вид памяти, долго сохраняющий яркий образ со всеми деталями воспринятого, что является следствием инертности возбуждения коркового конца зрительного или слухового анализаторов); обонятельную, осязательную, вкусовую и двигательную, или моторную (особый подвид образной памяти, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении различных движений и их систем). Двигательная память - основа для формирования практических, трудовых и спортивных навыков. Образная память присуща и животным, и людям.

Эмоциональная память - это память на чувства и эмоциональные состояния, которые, будучи пережитыми и сохраненными в сознании, выступают как сигналы либо побуждающие к деятельности, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. На эмоциональной памяти основана способность сочувствовать, сопереживать, так как она регулирует поведение человека в зависимости от ранее пережитых чувств. Отсутствие эмоциональной памяти ведет к эмоциональной тупости. У животных то, что вызывало боль, гнев, страх, ярость, запоминается быстрее и позволяет им в дальнейшем избежать подобных ситуаций.

Словесно-логическая (смысловая, знаковая) память опирается на установление и запоминание смысловых понятий, формулировок, идей, изречений. Это специфически человеческий вид памяти.

2. По степени волевой регуляции , наличию или отсутствию цели и специальных мнемических действий различают непроизвольную память , когда информация запоминается сама собой - без постановки цели, без приложения усилий, и произвольную память , при которой запоминание осуществляется целенаправленно с помощью специальных приемов.

3. Попродолжительности сохранения матери ала различают кратковременную, долговременную и оперативную память.

Долговременная память - это основной вид памяти, обеспечивающий длительное сохранение запечатленного (иногда - всю жизнь). Долговременная память бывает двух типов: с открытым доступом, когда человек может по своей воле извлечь необходимую информацию, и закрытая, доступ к которой возможен только под гипнозом. При кратковременной памяти материал хранится до 15 мин.Оперативная память предполагает удержание в памяти промежуточных материалов до тех пор, пока человек имеет с ними дело.

Свойства (качества) памяти .

К ним относятся:

Скорость запоминания - количество повторений, необходимых для удержания материала в памяти;

Скорость забывания - время, в течение которого материал хранится в памяти;

Объем памяти для совершенно нового материала и материала, не имеющего смысла, равен «магическому числу Миллера» (7 ± 2), указывающему на количество единиц информации, удерживаемых в памяти;

Точность - способность воспроизводить информацию без искажений;

Мобилизационная готовность - умение припомнить нужный материал в нужный момент.

Память развивается путем упражнений и упорной работы по запоминанию, длительному сохранению, полному и точному воспроизведению. Чем больше человек знает, тем легче ему запоминать новое, увязывая, ассоциируя новый материал с уже известным. При общем снижении памяти с возрастом уровень профессиональной памяти не снижается, а иногда может даже повышаться. Все это позволяет сделать следующий вывод: память как психическое явление - не только дар природы, но и результат целенаправленного воспитания.

Что такое забывание в психологии? Оно является одним из основных процессов памяти. К ним также относится запоминание и воспроизведение, сохранение и узнавание. Они неразрывно связаны между собой, что означает, что ни один из них нельзя воспринимать отдельно от другого.

Но темой данной статьи является непосредственно забывание. Будут рассмотрены его причины, особенности и протекание самого процесса, факторы, на него влияющие, виды, рекомендации по борьбе с этим явлением.

Что такое забывание?

В психологии принято давать следующее определение забыванию. Это потеря возможности воспроизведения и узнавания ранее запомненного. Одна уже дает понять, что забывание зависит как минимум от трех процессов, указанных выше. Наиболее тесно его связывают с запоминанием. Это легко объясняется: одно невозможно без другого. Пока информация не запомнена, ее нельзя забыть. Это очень важный момент для идентификации процесса.

Классификация

Существует две равнозначных классификации забывания, каждая составлена по своему признаку.

По первой выделяют явление частичное (это означает, что такое забывание в психологии трактуется неполным или ошибочным воспроизведением ранее запомненного) и полное (абсолютную потерю информации). Считается, что забывается то, что мозг (сознание) фильтрует как незначительное, неважное.

Вторая классификация определяет временное (объясняется торможением нервных связей) и длительное (их угасание) проявление рассматриваемого процесса.

Почему оно возникает?

В общем случае причины забывания делят на две отдельные группы. Первая рассматривает данный процесс как естественный. Это, к примеру, плохо запомненная информация или забытые вечерние мысли, которые человек обдумывал непосредственно перед тем как лечь в постель. Также нам свойственно забывать плохие воспоминания: сон отлично стирает их из памяти. Отсюда и пошла поговорка: "Утро вечера мудренее".

Вторая группа менее масштабна. По существу, это все случаи неприродного забывания: например, следствия психологических проблем. Но и эта причина основана на принципе того, что человек чаще говорит "я забыл" по поводу неприятностей, а не радостных событий.

Процесс забывания

Процесс забывания имеет неравномерный характер. "Не помню" - это утверждение того, что информация не может быть воспроизведена. Но психологам свойственно рассматривать не уже совершенный процесс, а то, каким образом он происходил.

Тенденция забывания такова, что сначала оно идет быстрыми темпами, а затем все медленнее. На примере запоминания чего-либо: в первые 5 дней заучивания данные будут стираться скорее, чем по истечении этого срока. Конечно, стоит учитывать и то, что память у всех разная, и потому такие строгие рамки определяют еще не все.

Особенности забывания

Интересной особенностью забывания является улучшенное отсроченное воспроизведение: то есть наиболее точно заучивание проявляет себя спустя пару-тройку дней. Это явление в психологии называют реминисценцией.

Забывание как основная проблема памяти человека

Механизмы памяти часто связывают с запоминанием. Но некоторые ученые утверждают, что для того, чтобы она была изучена в полной мере, стоит сосредоточиться именно на забывании, а не запоминании.

Механизмы забывания

На вопрос о механизмах забывания существует сразу несколько ответов.

Первый из них не является даже по сути забыванием: человек утверждает: "Я забыл" не потому, что информация стерлась из его сознания, а потому, что она и не была туда помещена. В тот момент, когда данные передавались, они не были услышаны, приняты во внимание, а вследствие и запомнены. Пример: ученик на уроке, который совершенно искренне не помнит о том, что задали в прошлый раз, тогда, когда это говорилось, отвлекался на что-то другое: например, на товарища по парте.

Второй ответ ставит ударение на мимолетных событиях. Это полученная информация, но она в итоге так и не была передана ни в кратко-, ни в Скорей всего, мозг счел ее не столь значительной, и в большей степени так и есть.

Классификация причин забывания

Чуть ранее в этой статье уже были рассмотрены две большие группы причин забывания. Но специалисты также выделяют и основные из них, конкретизированные.

Вытеснение

Вытеснение - вид забывания, происходящего исключительно на подсознательном уровне. Оно становится инструментом адаптации, когда человек неосознанно блокирует ужасные воспоминания, которые могут травмировать его. По мнению Фрейда, глубоко в подсознании эта информация остается, и ее можно "вытащить" оттуда при помощи гипноза или выявить в сновидениях.

Амнезия, крайняя степень рассматриваемого вида, определяется как психическое расстройство. Она характеризируется полной или частичной потерей личных воспоминаний. У амнезии есть свои интересные особенности: известно, что хотя человек и не помнит, кто он есть, привычки и умения у него остаются. Это означает, что жертв амнезии не требуется заново учить писать, читать, одеваться, есть и готовить себе пищу.

Формы амнезии

Истеричная амнезия является самой известной из форм данного психического расстройства. Она не вызывается физиологическими или органическими причинами. Зачастую такая амнезия есть часть Кроме того, она временная, а значит, память человека в скором времени полностью восстанавливаются. Кроме того, при лечении такой амнезии врачи, родные и близкие пострадавшего способствуют ему: назначаются специальные медикаменты, окружающие рассказывают о прошлом, человек привыкает к тому, кто он, постепенно вспоминая это.

Физиологические причины амнезии - это алкоголь и различные психотропные и наркотические вещества, заболевания и травмы, в особенности, повреждения мозга. Такое забывание может быть как временным, так и длительным. Его называют органической амнезией.

Рассеянность и забывчивость в быту - признаки амнезии у людей преклонного возраста. Это детальное воспроизведение прошлого, но крайне пространное ориентирование в настоящем. Такая форма амнезии, которая чаще всего оказывается постоянной, называется глобальной деменциальной. Психологи соотносят ее с законом Рибо, или законом обратного хода памяти. Также актуально название - закон регрессии. Он назван так в честь психолога, который его сформулировал еще в девятнадцатом веке. Закон Рибо характерен для пожилых людей или пациентов с определенными болезнями. Забывание (разрушение воспоминаний) начинается с недавних вещей, все более и более поражая прошлое. Последний этап - забывание привычек, навыков и умений. Этот процесс касается разрушения личности и инстинктивной памяти - самой стойкой ее части.

Если забывание по закону Рибо происходит вследствие болезни, оно поддается лечению, причем в том порядке, в котором наблюдается потеря воспоминаний. Однако если причина - старость, то остается только поддерживать текущее положение вещей (регрессия продвигается в медленном темпе).

Интересно, что, несмотря на то, что СМИ часто освещает случаи амнезии, встречается она далеко не так часто, как можно было бы подумать. В случаях забывания она и вовсе занимает малый процент.

Подавление

Подавление - вторая основная причина забывания. В отличие от вытеснения, она, в свою очередь, сознательна. Человек может пытаться забыть человека или событие, поступок, о котором он жалеет и действие, за которое ему стыдно, и т. п.

Угасание и искажение

Как угасание, так и искажение встречаются куда чаще, чем подавление или вытеснение.

Невостребованные знания рано или поздно начинают угасать: к примеру, человек знает, что какой-то момент уже сохранен в памяти его телефона, а значит держать это в своей памяти уже не столь важно, достаточно только понимать, где эта информация. Навыки и умения почти не подвержены угасанию, в отличие от конкретных данных. Кроме того, известно, что чем раньше получены знания, тем лучше они запоминаются. Пример: выученный в раннем детстве иностранный язык останется в памяти прочнее, чем будь он изучен в подростковом, а то и в зрелом возрасте.

Однако угасание нельзя однозначно считать основной причиной забывания. Ведь часто случается так, что человек без уловок говорит "не помню" о значимых вещах, используемых им не единожды, а в то же время бесполезные мелочи находятся в его сознании постоянно.

Интерференция

Искажение, или интерференция, - это смешивание новых событий (данных, знаний, информации) со старыми воспоминаниями. Это приводит к последующему частичному забыванию. Кроме этого, интерференция также мешает запоминанию. Нетрудно заметить, как связаны между собой запоминание и забывание. Даже факторы, влияющие на них, порой аналогичны, связаны или взаимно порождают друг друга. Конкретно в данном рассматриваемом случае важны таких два фактора, как проактивная и ретроактивная интерференция.

Ретроактивная интерференция

Ретроактивная интерференция - это явление, при котором при получении новых знаний блокируется воспроизведение старых. При этом данные должны быть схожи чем-то между собой: например, два иностранных языка. Человек, знающий английский и приступивший к изучению немецкого столкнется с трудностями воспроизведения английских слов, которые совсем недавно не вызывали у него никаких проблем. В то же время немецкие аналоги будут вспоминаться гораздо проще.

Еще один пример: подготовка к экзаменам. Ретроактивная интерференция не станет помехой, когда изучаются одновременно физика и химия, а вот одна за другой прочитанные темы по экономике вполне могут блокировать друг друга.

Проактивная интерференция

Проактивная интерференция - явление, противоположное предыдущему. В этом случае старые знания, напротив, мешают усвоению новых. Они смешиваются между собой и искажаются.

Проактивную интерференцию легко рассмотреть на примере заучивания параграфа: начало легко запоминается вследствие эффекта первичности, конец - потому, что знания свежи и их легко достать их памяти, они, так сказать, на поверхности. А вот середина либо исказится, либо вовсе сотрется. На нее-то в большей мере и повлияет проактивная интерференция.

Психологические теории о забывании

Процессы памяти в психологии объясняются и мышлением. С этой точки зрения, забывание представлено как распад ассоциаций. Для поддержания целостности связей рекомендуется повторение и использование запомненной информации.

Эббингауз о забывании

Г. Эббингауз, психолог из Германии, еще два века назад исследовал закономерность, с которой человек забывает информацию. Закон забывания Эббингауза с годами не потерял актуальности и по-прежнему используется даже в современной психологии. Пример, указанный выше для проактивной интерференции, наглядно отображает также и рассматриваемый закон, ведь ученый выяснил, что именно информация в начале и в конце запоминается лучше всего. Свои выводы Эббингауз сделал вследствие многочисленных экспериментов. Его же изобретением является кривая забывания, иллюстрирующая закономерность этого процесса. Коротко ее можно описать так: чем больше проходит времени с момента запоминания, тем меньше влияние этой информации.

Также Эббингауз выяснил, что данные, имеющие смысл, запоминаются человеком лучше, чем те, которые не несут никакой смысловой нагрузки.

Как уменьшить забывание?

  • При запоминании необходимо осмысливать информацию (исходя из указанного выше вывода, сделанного Г. Эббингаузом). То есть, если необходимо что-то запомнить, лучше воспользоваться старой доброй мудростью - лучше учить это и понимать, а не зубрить.
  • Повторение информации, причем время между заучиванием и первым повторением должно составлять не менее сорока минут. Количество повторений максимально в первые дни и постепенно уменьшается.

Рекомендации наводят на мысль, что для качественного запоминания и во избежание забывания для усваивания информации необходимо уделять времени больше, чем один день. "Победа любит подготовку", качественную и длительную.

Забывание: а так ли это плохо?

На вопрос, что такое забывание в психологии, дается очень точный и научный ответ без эмоциональной окраски, только дефиниция. Но если спрашивать о нем у простого обывателя, он придаст ему также и свое отношение, и чаще всего негативное. Мы считаем, что память, забывание - понятия противоположные. Помнить - хорошо, не помнить - плохо. Конечно, забывание может вызывать трудности и препятствия, но в нем есть и положительные стороны. Подобно жесткому диску, человеческая память очищается, что дает больше пространства для новой информации. Более того, как было рассмотрено выше, такие явления, как амнезия, могут быть полезны, так как блокируют воспоминания, травмирующие сознание. В конечном итоге все процессы памяти помогают четко функционировать этому сложному механизму, включая и запоминание, и забывание, и узнавание, и воспроизведение.

Человеческий фактор

Забывание в психологии изучается в связи с остальными процессами памяти, но все-таки в общем смысле. Законы забывания работают с определенной, но не абсолютной точностью. Важен у кого-то память лучше, у кого-то хуже. Некоторые методики и инструкции приходится "подгонять под себя", учитывая особенности организма и мышления, вот почему забывание - процесс, свойственный всем, становится индивидуальным для каждого.