62. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

В мире все конечно, а значит, все имеет свою весну и лето, склоняется к осени и наконец гибнет в леденящей стуже зимы. Такова логика жизни – и всего природного, и всего социального. В бесчисленной смене нарождающихся и отмирающих форм возникают и исчезают виды растений, животных, сменяются поколения людей, формы общественной жизни. Но без отрицания старого невозможно рождение и созревание более высокого и полного сил нового, а стало быть, невозможен процесс развития. Этот закон диалектики органически связан с двумя остальными диалектическими законами. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Напр., юность отрицает детство и сама в свою очередь отрицается зрелостью, а последняя – старостью. Различают три вида отрицания:

1) формально-логическое отрицание, в котором что-либо утверждается или отрицается и которое не отражает процесса развития;

2) метафизическое отрицание, в котором отрицание представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало;

3) диалектическое отрицание, основным содержанием которого являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию.

Таким образом, отрицание отрицания предполагает: повторяемость в процессе развития; возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени; относительную завершенность конкретных циклов развития; несводимость развития к движению по кругу.

В этом заключается сущность рассматриваемого закона.

Внутренний механизм процесса диалектического отрицания включает в себя следующие компоненты:

Две стороны антагонизма – положительную и отрицательную;

Нарастание отрицательной противоположности;

Преобладание отрицательной тенденции над положительной тенденцией;

Отрицание старого, отжившего новым качеством, возникновение нового качества.

Когда новое только что родилось, старое в течение некоторого времени еще остается, ибо последнее сильнее него. Это всегда бывает и в природе, и в общественной жизни.

Но развитие – это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным количеством витков, она предполагает цикличность. Развитие как бы повторяет уже пройденное, но повторяет иначе, на более высокой ступени, в иных условиях и среде.

Закон отрицания отрицания имеет всеобщий характер. Он действует в природе, обществе и мышлении.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионально образования

«Северо-Кавказский Гуманитарно-технический институт»

Реферат

По дисциплине «Философия»

На тему: «Действие закона отрицания отрицания в общественном познании»

Ставрополь, 2010 г

Введение 3

1.Закон отрицания отрицания 5

2.Типы и виды отрицания 8

3.О противоречивых толкованиях закона отрицания отрицания 12

Заключение 16

Список используемой литературы 18

Введение

Слово «диалектика» пришло к нам из древнегреческой философии. Его впервые ввел в философию Сократ, который считал, что для постижения истины необходимо разработать искусство спора (dialektike techne). Этот подход был воспринят и развит Платоном, который разрабатывал технику расчленения и связывания понятий, приводящую к их полному определению. Аристотель называл диалектиком Зенона Элейского, так как тот анализировал противоречия, возникавшие при попытке мыслить множественность и движение. Анализ высших родов бытия приводил к выводу, что бытие обладает противоречивыми определениями, поскольку оно едино и множественно, покоится и движется и т. д. Таким образом, для античной философии проблема противоречивости бытия сделалась одной из главных, а обсуждение и решение этой проблемы стало главной задачей диалектики.

Но в дальнейшем, в средневековой философии, диалектику стали истолковывать как формальное искусство спора, как логику, определяющую лишь технику использования понятий. Само бытие было лишено диалектического статуса. Проблема противоречия, как и в целом проблема развития, были вытеснены из философии. Этот период в философии характеризуется как период господства метафизического (в смысле недиалектического, антидиалектического) метода.

Восстановление диалектики, ее обогащение и развитие происходило особенно интенсивно в немецкой классической философии, главным образом в философии Гегеля. Для Гегеля философия – это способ самопознания сущности мира, а таковой Гегель провозглашал саморазвивающуюся идею. Поэтому задачу философии Гегель видел в том, чтобы изобразить процесс саморазвития идеи.

Метод философии должен выразить свой собственный предмет. А раз таковым является идея, то метод выступает как осознанный способ выражения саморазвития идеи. Гегель утверждал, что само содержание философии должно двигать себя вперед по мере развития этого содержания. Это и есть диалектика. Никакого другого способа описания самодвижения идеи нет и быть не может, поскольку диалектично, т. е. внутренне противоречиво и взаимосвязано само развитие идеи. Характеризуя философию, Гегель выдвигает принцип, который в современной терминологии может быть обозначен как принцип системности.

В философии Гегеля, согласно принципу тождества бытия и мышлений, ритм разрешения диалектических противоречий мысли и связанных с ними диалектических отрицаний был перенесен и на бытие. В материалистической диалектике также были предприняты попытки осмыслить диалектические "противоречия" и "отрицания" в бытийных (онтологических) понятиях.

Актуальность данной темы состоит в том, что трактовки развития, включающего в себя переходы от одних качеств к другим, следует, что никакое развитие невозможно без отрицаний. Всеобщий характер отрицания признается и диалектиками, и механицистами. Но как понимается при этом отрицание? На осуществление какого отрицания они ориентируются на практике? По этим вопросам их позиции различны.

Цель моей работы изучить и проанализировать закон отрицания, определить его мировоззренческое и методологическое значение.

1. Закон отрицания отрицания

Как и другие законы диалектики, закон отрицания отрицания проявляется в процессах развития всех без исключения объектов материального мира и его отражения в сознании. Действие этого закона в развитии живых организмов наглядно обнаруживается в онтогенезе и филогенезе, биогенетический закон так же есть выражение отрицания отрицания.

Его можно сформулировать так: в процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития.

Из трактовки развития, включающего в себя переходы от одних качеств к другим, следует, что никакое развитие невозможно без отрицаний.

Всеобщий характер отрицания признается и диалектиками, и механицистами. Но как понимается при этом отрицание? На осуществление какого отрицания они ориентируются на практике? По этим вопросам их позиции различны. Механистическое понимание отрицания выступает в двух формах:

1) полное отрицание преемственности с предыдущим этапом развития, абсолютизация момента деструкции, разрушения;

2) абсолютизация момента преемственности в развитии. В первой форме наиболее распространенной разновидностью является нигилизм.

По характеристике Ю.А. Харина, нигилизм предстает, с одной стороны, как особое духовное состояние личности и общества, а с другой - как вытекающая из этого состояния негативная установка, проявляющаяся в действиях по отношению к традициям, культуре, законопорядку, морали, личности, семье и т.д. Спектр нигилистического восприятия мира чрезвычайно широк: от состояния разочарования и апатии, сомнения и цинизма до позиции отрицания «всего и вся». Нигилизм находит выражение в усилении настроений социальной пассивности, развитии социальных болезней, алкоголизма и наркомании, в росте преступности, в самоубийствах, в актах бессмысленного насилия, моральной деградации. К нигилистическому экстремизму относятся также преступные действия международного государственного терроризма, акты геноцида, установка на развязывание новых войн.

Нужно различать социальный нигилизм, имеющий социальные причины, и нигилизм как «бред отрицания», психопатологическое состояние, в основе которого могут лежать иные факторы. П. С. Желеско и М. С. Роговин, исследовавшие проблему отрицания как комплексную, имеющую кроме философского также и ряд других аспектов, касаются также тотального отрицания у психически больных людей. Они отмечают, что в 1880 г. Ж. Котар описал психическое расстройство, названное им бредом отрицания. Этот синдром («синдром Котара») может развиться при периодической шизофрении, пресенильной депрессии, прогрессивном параличе. Его ведущий признак - тотальное отрицание; больные заверяют, что у них нет мозга, тела, «души», нет их самих; они уверены, что присутствуют при катастрофе всего Земного шара.

Социальный нигилизм способен нанести большой ущерб прогрессу. Наша страна пережила в свое время резкое противоборство с нигилизмом. В первые годы после революции он выражался в так называемом пролеткультовском движении, в установках «левых коммунистов», анархистов. Выдвигались положения: «Никакой преемственной связи с культурой буржуазного общества», «Наука - враг народа», «Философия - орудие эксплуататорского обмана» и т.п. А.В. Луначарский, в то время народный комиссар просвещения, отмечал, что в своей практике он неоднократно сталкивался с работниками, ошибочно понимавшими задачи партии в отношении культуры. Он писал: «Люди, полные революционным пылом, много кричали о «культурном Октябре»; они представляли себе, что в один прекрасный час какого-то прекрасного месяца, не менее прекрасного года, произойдет параллельно взятию Зимнего дворца взятие приступом Академии наук или Большого театра и водворение там новых людей, по возможности, пролетарского происхождения или во всяком случае любезно улыбающихся этому пролетариату» .

Диалектическая философия отвергает абсолютизацию момента разрушения в отношении к предыдущим этапам развития. При полном отрицании предшествующего качества невозможно прогрессивное движение системы. Для того чтобы обеспечить прогрессивную линию ее развития, необходимо ориентироваться на иное отрицание - на отрицание-снятие.

Механицистская трактовка отрицания во второй своей форме, как уже отмечалось, выражается в абсолютизации не разрушения, а, наоборот, преемственности в отношении к прошлому этапу развития. Имеются такие социальные явления, в содержании которых вообще ошибочно искать какие-либо рациональные моменты, моменты связи. Пример тому - фашистская, расистская идеология, которая подлежит, бесспорно, полному отрицанию.

Диалектическая трактовка отрицания несовместима с установкой абсолютно везде и во всем отыскивать «рациональное». Конкретный подход к отрицанию выявляет те компоненты структуры, которые с целью обеспечить прогресс надо устранить, разрушить, сохранив основное позитивное их содержание, или нацеливает на тотальное разрушение явлений, если они направлены против прогресса.

2.Типы и виды отрицания

Существуют два типа отрицания - деструктивное и конструктивное.

Деструктивное отрицание разрушает систему, ведет к ее распаду, ликвидации; здесь имеет место не регресс, а именно прекращение всякого развития, конец существования системы, ее уничтожение. При деструктивном типе отрицания большую, а часто и решающую роль играют внешние по отношению к материальной системе факторы. Конструктивные отрицания, наоборот, детерминируются главным образом внутренними факторами, внутренними противоречиями. Система в этом случае содержит в себе свое собственное отрицание; это самоотрицание. Оно представляет собой необходимый момент развития, обеспечивает связь низшего и высшего, менее совершенного и более совершенного, причем и в прогрессивном, и в регрессивном, и в горизонтальном развитии.

По отношению к направлениям развития конструктивные отрицания подразделяются на подтипы: существуют прогрессивные, регрессивные и нейтральные отрицания. По своей значимости и роли в осуществлении прогресса прогрессивные отрицания, в свою очередь, делятся на три вида:

1) отрицание-трансформация. Для него характерно такое изменение свойств и качеств системы, при котором сохраняется сама ее интегрирующая структура;

2) отрицание-снятие. Преобразуется внутренняя, интегрирующая структура системы. Оно охватывает и стадию перехода от одного качества к другому, т.е. скачок, и основную стадию утверждения нового качества. Это и процесс перехода, и его результат. Посредством отрицания-снятия должно возникать новое качество, более надежная и более совершенная материальная система;

3) отрицание-синтез. Достигается синтез двух отрицаний-снятий, еще большая аккумуляция всего положительного в предыдущем развитии.

В связи с большим значением, которое имеет отрицание-синтез для понимания самого существа закона отрицания отрицания, коснемся философской диалектической традиции.

В философии немецкого диалектика И. Г. Фихте основой диалектического метода было движение от тезиса к антитезису и затем к синтезу. Он выделял и связывал друг с другом три вида действия: тетическое, в котором Я полагает само себя; антитетическое, в котором оно полагает свою противоположность - не-Я, и синтетическое, в котором обе противоположности связываются вместе. Фихте отмечал, что в диалектическом методе существен синтетический прием: каждое положение будет содержать в себе некоторый синтез. «Все установленные синтезы должны содержаться в высшем синтезе... и допускать свое выведение из него» .законы Закон единства и борьбы противоположностей 6 Закон перехода количественных изменений в качественные 7 Закон отрицания отрицания ... в результате действия отдаленных, нерегулярных... общественной практики и соответственно степенью познания ...

  • Основные законы диалектики (1)

    Реферат >> Философия

    Например, в результате действия закона всемирного тяготения планеты Солнечной... естественная (природная) и социальная (общественная ) стороны, которые, переплетаясь, ... триад. Необходимо в познании выводить закон отрицания отрицания из самих явлений, ...

  • Что такое Отрицание? Значение слова «Отрицание» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

    Отрицание (в Боге) – Философский словарь

    Отрицание (диалектическое) – Философский словарь

    А) объективный процесс качественного обновления развивающегося объекта, б) перестройка субъектом объекта, придание объекту принципиально новых свойств с сохранением некоторых его прежних полезных параметров. Диалектическая философия высоко ценит "отрицание-со-снятием", в ходе которого уничтожается уже отжившее, но сохраняется и развивается все жизнеспособное ("положительное"). Диалектика рекомендует избегать двух методологических крайностей нигилизма и континуитета: а) понимания О. лишь как тотального разрешения без сохранения преемственности с предшествующим состоянием, б) абсолютизации момента преемственности в инновационных процессах. Выделяют следующие типы О.: внешние и внутренние (самоотрицание); деструктивные и конструктивные; прогрессивные, регрессивные и "одноплоскостные" (нейтральные). По степени глубины различают: а) О. как трансформацию объекта при сохранении его прежней целостности, б) О. как снятие прежней целостности в новом качестве, в) О. как отрицание отрицания, синтез двух предшествующих отрицаний-снятий по формуле "тезис - антитезис - синтез". Закон отрицания отрицания (двойного О.) имеет интегральный характер, аккумулирует в своем действии содержательные моменты прогрессивного развития. Наиболее общий признак действия этого закона - повторение на высшей стадии характерных черт исходной, низшей ступени развития. Подчас этот закон наглядно изображают в форме спирали, а движение вверх по ступеням спирали разъясняют в духе гегелевской идеи о триаде. Каждый цикл - виток в развитии, а сама спираль - цепь циклов; цепь уничтожения старого и возникновения нового, согласно диалектическому материализму, не имеет ни начала, ни конца. Закон двойного О., впервые сформулированный Гегелем, признавался многими эволюционистами, в т. ч. большинством марксистов; в советской философии с 60-х гг. шла дискуссия о том, является ли этот закон всеобщим и выражается ли он идеей спирали и триады. Антиэволюционисты ограничивают действие этого закона сферой человеческого мышления. Д. В. Пивоваров

    Отрицание (negation) – Психологический словарь

    Примитивный или ранний механизм защиты, с помощью которого индивид отвергает некоторые или все значения события. Таким образом Я избегает осознания некоторых болезненных аспектов реальности и тем самым уменьшает тревогу или другие неприятные аффекты. Эксплицитно или имплицитно отрицание является также интегральным аспектом всех механизмов защиты. С конца 70-х годов этот термин стал употребляться не столько для описания отдельного защитного механизма, сколько для описания отвергающего реальность аспекта защитных действий.Чтобы устранить восприятие реальности, на помощь приходит фантазия, сглаживающая не согласующиеся между собой и нежелательные моменты ситуации. Ток, напуганный и беззащитный ребенок может вообразить себя сильным или всемогущим. Отрицание часто достигается также с помощью действия, хотя оно тоже основывается но бессознательных отрицающих фантазиях.В детском возрасте отрицание - нормальное явление, а умеренная степень отрицания в любом возрасте является ожидаемой и, как правило, естественной реакцией на стресс, травму или утрату любимого человека. Отрицание может включать в себя массивное или относительно умеренное и избирательное искажение реальности. В крайних случаях отрицание может принимать форму бреда (мать убеждена, что кукла - это ее мертвый ребенок), указывая но психоз. В определенной степени реальность искажается и отрицается при всех неврозах, о стойкое отрицание часто свидетельствует о серьезных проблемах. С другой стороны, в сфере чувств или аффектов стойкое отрицание является иногда нормальным и адоптивным. (Мы продолжаем летать на самолетах, несмотря на авиакатастрофы; мы ведем себя ток, будто не существует угрозы ядерной войны, и т.п.) В психоаналитической литературе прошлых лет рассматривались преимущественно патологические аспекты отрицания, проявляющиеся при психозах. В настоящее время отмечается тенденция к более широкому определению отрицания, включающему в себя нормальные и невротические формы.Строго говоря, отрицание обычно относится к внешней реальности, тогда как вытеснение связано с внутренними репрезентантами. Опровержение, нередко рассматриваемое как синоним отрицания, включает в себя аспекты вытеснения, изоляции и отрицания. Опровержение допускает вытесненное в сознание, но в негативной форме. Фрейд (1925) приводит пример: пациент, которому приснилась женщина, говорит: "Вы спрашиваете, кем мог бы быть человек, который мне приснился? Это не моя мать". "Негативное суждение является интеллектуальным эрзацем вытеснения" (с. 236), обогащающим мышление, но изолирующим его от аффекта и тем самым отрицающим его эмоциональное воздействие.

    Отрицание (negation) – Психологическая энциклопедия

    Примитивный или ранний механизм защиты, с помощью которого индивид отвергает некоторые или все значения события. Таким образом Я избегает осознания некоторых болезненных аспектов реальности и тем самым уменьшает тревогу или другие неприятные аффекты . Эксплицитно или имплицитно отрицание является также интегральным аспектом всех механизмов защиты. С конца 70-х годов этот термин стал употребляться не столько для описания отдельного защитного механизма, сколько для описания отвергающего реальность аспекта защитных действий.Чтобы устранить восприятие реальности, на помощь приходит фантазия , сглаживающая не согласующиеся между собой и нежелательные

    Закон отрицания отрицания указывает на направление и формы развития, на единство устойчивости и изменчивости, на возникновение нового на основе определенных моментов старого. Благодаря исследованию соотношения устойчивости, поступательности и повторяемости в процессе развития, Гегелю удалось открыть и осмыслить этот закон.

    Однако человечество шло к этому достаточно долго. Первые теории о направлении и формы развития возникли лишь в XVII - XVIII вв., Которые сводились преимущественно к двум концепций: развития по кругу и развития по восходящей линии. Первая обуславливалась тем, что различные изменения в природе часто имеют циклический характер (смена времен года, дня и ночи и т.д.). Один из ее авторов Дж. Вико считал, что и общество проходит три стадии развития: детство, юность и зрелость (после третьей стадии общество стареет, деградирует). Эта концепция игнорировала главную тенденцию развития (движение вперед) и абсолютизировала повторяемость.

    Исходя из второй концепции, существует лишь поступательное развитие (по восходящей линии). Этой концепции придерживались Дидро, К.Гельвеций, Ж.Кондорсе и др.

    Однако ни одна из них не была научной. Первая не учитывала прогрессивного развития, вторая - многопланового процесса развития, его повторяемости, не понимала роли прыжков, зигзагов, обратных движений и катастроф.

    Благодаря правильному пониманию соотношения поступательности (преодоление начального уровня бытия) и цикличности Гегелю удалось решить вопрос направления и формы развития. Он понимал развитие как восходящий, поступательное движение вперед с повторением некоторых пройденных ступеней на новой, высшей основе.

    С целью обоснования и осмысления этой проблемы Гегель вводит категорию "диалектическое отрицание", которая отражает момент связи, момент развития (замену старого качества новой). Как отмечалось, он исходил из того, что дело является противоречием, поскольку содержит в себе свою противоположность, а потому и несет в себе свое отрицание. Оно проявляется в "противостоянии" подчиненной стороны определяющей, в форме которой существует сама вещь. Отрицание является моментом (результатом) "борьбы" между этими противоположностями. Ф.Энгельс в свое время называл отрицание движущим началом развития. "Истинное, естественное, историческое и диалектическое отрицание... и есть именно движущее начало всякого развития - разделение на противоположности, их борьба и решения" 1.

    Любая из противоположностей предмета является носителем возражения. Поскольку каждая вещь, кроме основных (ведущих), имеет еще и неосновные противоположности, а следовательно, и противоречия, является их совокупности, то это значит, что и возражений внутри предметов, процессов, явлений тоже много. Однако исследуя направление развития важно установить отношение той стороны принадлежности к своей противоположности, которая является носителем будущего.

    Как уже подчеркивалось, материалистическая диалектика считает развитие саморазвитием, а отрицание - самоотрицанием. Ф.Энгельс указывал, что внешние силы приводят к отрицанию, а процессы, которые происходят в сущности вещей, их имманентные законы развития. Каждая вещь содержит в себе свое отрицание, которое является зародышем нового. Последнее предопределяет превращение данной вещи в нечто иное.

    Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс: деструкции (разрушения, преодоления и т.д.) предыдущего, кумуляции (частичное сохранение, преемственность, преемственность) и конструкцию (формирование, создание нового) 2.

    Первый момент обеспечивает создание необходимых основ для будущей фазы данного процесса. И хотя этот момент является ведущим, однако не сплошным, не единственным, и поэтому разрушает предпосылки развития для следующих фаз. Продолжение этого процесса (его связь, единство, целостность) обеспечивается вторым моментом (наследственностью, преемственностью). Без него не было бы движения вперед. И нарастание процесса, его движение к новым формам требует и третьего момента (формирование новых связей, функций и т.д.). Так, в каждом обществе на определенном этапе можно наблюдать преодоление всего того, что мешает его нормальному функционированию. Однако этот процесс был бы недостаточным без выявления и поддержки всего здорового, ценного, что есть в обществе. Этот процесс включает принципиально качественное обновление во всех сферах общественной жизни.

    В каждой сфере материальной и духовной реальности возражения проявляются по-разному. Ф.Энгельс по этому поводу писал: "Для каждого вида предметов, как и для каждого вида представлений и понятий, существует свой особый вид отрицания, такого именно отрицания, что при этом получается развитие". Понимание того или иного типа возражения предусматривает как знания возражения в общем, так и знания конкретной сферы реальности.

    Отрицание происходит внутри вещи. Оно существует до тех пор, пока существует сама вещь. В конечном итоге это возражение приводит к превращению вещи в свою противоположность, к появлению новой вещи. На основе этой вещи тоже может возникнуть и возникает следующее (второе) возражения. И так далее. Например, когда зерно попадает в благоприятные условия (в грунт), происходит процесс добавления определенного количества материи и энергии, "активной" становится противоположность под названием "ассимиляция". Она и способствует замене зерна стеблем (первое диалектическое отрицание). Но это продолжается и дальше, то есть в результате второго возражения стебель превращается в колос с зерном. Происходит синтез, появляется зерно, но не предыдущее, а новое и в большем количестве. Если роль первого возражения выполняет одна из противоположностей самой вещи, постоянно меняется, развивается, то роль второго - одна из противоположностей вещи, которая только образовалась. Направление развития ярче проявляется во втором отрицании, хотя это заметно и раньше.

    Каждая противоположность, функционирующий в вещи, выполняет роль не только возражения, но и включает в себя определенное утвердження2. После гибели старого она выступает тем стержнем, на основе которого осуществляется синтез жизнеспособных элементов отжившей вещи. Что касается второго возражения, то оно служит и формой утверждения следствий развития соответствующего объекта.

    Возражения, что происходит в объективной реальности, фиксируется с помощью категорий возражения, преемственности и конструкции, находящиеся в диалектической взаимосвязи. Категория утверждения вводится для обозначения внутренне необходимой связи между вещами (старого и нового, которые являются взаимосвязанными стадиями развития одного и того же). Этим "одним и тем же" есть объективная реальность.

    Старый, как правило, исчезают не бесследно, а концентрируется в новом, испытывает в нем переработки, то есть "снятия" (преодолевается и вместе с тем сохраняется). Жизнеспособные элементы старого содержатся, синтезируются в новом.

    В процессе развития категория "отрицание" фиксирует момент прерывности, а категории "преемственности" и "утверждение" - моменты непрерывности Поэтому в целом развитие составляет диалектическое единство прерывности и непрерывности. Утверждение (конструкция) имеет внутренний характер, является следствием постоянной борьбы противоположностей в самой вещи.

    Однако замена одного явления другим не всегда является развитием. "Другое" может оказаться не новым, а даже менее развитым от предыдущего. И все же в конечном итоге новое прокладывает себе дорогу через множество случайностей и поэтому является непреодолимым.

    Считая главной тенденцией развития прогресс, материалистическая диалектика же время не отрицает и наличия таких изменений, которые не приводят к возникновению нового - регресса. Это противоположные категории, отражающие существенные стороны развития. Если прогресс можно изобразить восходящей линии, а регресс - нисходящей, то их единство в абстрактные виде можно изобразить одной восходящей линией. При конкретном схематическом его изображении, когда регресс выступает подчиненным моментом, развитие напоминает собой спираль.

    Названные категории в их диалектической взаимосвязи описывают закон отрицания отрицания. Двойное отрицание в названии закона объясняется триадным характером возражения (хотя и не всегда), а также означает бесконечность возражения.

    Таким образом, структура этого закона раскрывает, во-первых, непрерывность процесса развития, определяется тем, что любая качество "стареет" и входит в противоречие с новым. Во-вторых, отрицание первого возражения указывает на то, что вторым отрицанием качество, подвергшаяся отрицанию в исходном пункте, что возобновляется на новом, более высоком ступени1. Поэтому отрицания отрицания в ходе развития является выражением непреодолимости нового и поступательного характера развития.

    Данный закон отражает развитие в его форме и результате. Полностью он проявляется только в отношении законченном цикле развития объекта. Благодаря этому закону вырисовывается общая картина развития объекта (от его противоречивого единства, через борьбу и разрушение к синтезу в новой, высшей единства).

    Возражения вещи своей противоположностью приводит к решению соответствующей противоречия путем разрушения и преобразования ии в свою противоположность. И развитие на этом не останавливается. С возникновением новой вещи рождается и новая противоречие, новое возражение, которое и будет выступать движущей силой дальнейшего развития.

    Закон отрицания отрицания имеет большое методологическое значение, поскольку позволяет понять внутреннюю логику и общее направление развития. Подчеркивая преходящий характер всего существующего, он указывает на перспективу событий.

    Осознание тенденции поступательного процесса позволяет понять, в каком направлении развиваются события, и поэтому имеет большое теоретическое и практическое значение.

    Диалектическое отрицание - это критический метод освоения и развития всего накопленного человечеством опыта. Как метод он дает возможность понять, куда идет развитие, что обречено на гибель, а имеет свою перспективу, что является новым. Несмотря на определенные отступления, новое побеждает.

    Закон нацеливает на бережное отношение к предыдущему опыту, на борьбу против отживших порядков, за утверждение нового. И здесь важно выявить новое и поддержать его. Каждый должен стремиться овладеть чувством нового, видеть в нем перспективу.

    Закон позволяет понять противоречивый характер исторического процесса, видеть то, что поступательный характер развития иногда прерывается отступлениями, зигзагами, поворотами. И все же прогрессивная тенденция в конечном итоге побеждает, человечество движется по восходящей линии. Знание этого служит нам основой оптимизма.

    Итак, законы диалектики выражают существенные связи и отношения объективного мира. Действуя в единстве и взаимосвязи, они характеризуют сложный многогранный процесс развития объективной реальности. Так, процесс перехода количественных изменений в качественные и наоборот, включает в себя и противоречивость, и диалектическое отрицание. Единство и борьба противоположностей, безусловно, включает в себя количественно-качественные отношения и отрицания отрицания. В процессе отрицания единственное раздваивается на старое и новое, между ними происходит борьба, переход количественных изменений в качественные.

    Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само пре­вращается из нового в старое и отрицается все более новым. Соглас­но этому закону, развитие есть процесс, складывающийся из опреде­ленных циклов.

    Закон отрицания отрицания выражает направленность , пре­емственность развития и его форму . Важнейшей категорией закона является категория «отрицание». Она выражает : а) про­цесс уничтожения предмета в результате действия преимуще­ственно внешних сил и факторов, т. е. прекращение существо­вания данного предмета, конец его развития (внешнее, «зряш­ное» отрицание, деструкция); б) самоотрицание как внутрен­ний момент развития с удержанием положительного содержа­ния отрицаемого («снятие »). В процессе развития оба вида от­рицания тесно взаимосвязаны, но определяющую роль в ко­нечном счете играет внутреннее отрицание.

    Закон отрицания отрицания выражает поступательный , пре­емственный , циклический характер развития и его форму : «спи­раль » (а не «круг» или «прямую линию»), повторение на выс­шей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к ста­рому». При этом развитие предстает как процесс, как бы повто­ряющий уже пройденные ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе.

    Форма циклического развития - триада : исходный пун кт - его отрицание - отрицание отрицания (тезис - антитезис - синтез ; теория - практика - новая теория , и т.п.). Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль - как цепь циклов. Действие закона обнаруживается не в каждый данный момент, а лишь в целостном относительно завершенном про­цессе развития. Закон отрицания отрицания нельзя представ­лять как жесткую схему, пригодную на все случаи жизни, тем более недопустимо «втискивать» в эту схему всю действитель­ность в ее полноте и живой, многогранный процесс познания.

    Категория «отрицание » отражает определенный этап развития, от­личающий превращение объекта в нечто иное, определенным обра­зом связанное с отрицаемым объектом. Отрицание является содер­жательным процессом и означает не просто уничтожение старого яв­ления, но и возникновение нового, находящегося в определенной, свя­зи с отрицаемым. Включение в состав новой вещи некоторых «поло­жительных» элементов отрицаемого качества в переработанном виде называется «снятием». Для снятия характерны три взаимосвязанных аспекта: преодоление, сохранение и подъем на новую, более высо­кую ступень.

    Отрицание старых форм новыми - причина и механизм поступатель­ного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискусси­онный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения :


    - развитие - только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, - то есть восходящее развитие;

    - развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

    - развитие хаотично , не имеет никакой направленности.

    Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

    Примеры :

    Организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

    Исторический процесс идет по восходящему направлению разви­тия, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее паде­нием, но затем последовало новое развитие Европы по восходя­щей (Ренессанс, Новое время и т. д.).

    Причем, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет все что было раньше, но на новом, более высоком уровне.

    В диалектике под двойным отрицанием понимают такое, которое завершает определенный цикл развития (типичный пример: зерно- стебель-зерна колоса). Таким образом, двойной переход противо­положностей не будет буквальным возвратом в прежнее состояние, т. е. возврат якобы к старому сопровождается обогащением, прира­щением развития, когда развитие идет не по замкнутому кругу, а по спирали, имеет место поступательность в развитии. Иногда возврат осуществляется путем большого количества скачков, ряда отрицаний. Количество отрицаний и способ отрицания зависит от конкретной спе­цифики того или иного явления.

    Названные нами законы диалектики "схватывают" реальные связи и процессы материального мира и поэтому имеют большое познавательное значение. Выделение и познание этих законов является, без сомнений, одним из достижений философской мысли. Однако в окружающем мире кроме линейного (спрямленного, однонаправленного) развития существуют и другие типы изменений (хаотическое, колебательное, турбулентное и др.), которые требуют иных теоретических средств познания. Поэтому законы диалектики, конечно же, не могут восприниматься как некое абсолютное и завершенное философское знание о связях и процессах развития в мире.

    Изложенные нами выше понятия, принципы и законы дают возможность сформулировать основные идеи диалектики как ее своеобразный вывод, итог. Таковыми являются, во-первых , идея связи всего со всем, что подтверждается историей развития мира и данными естественных и общественных наук. Во-вторых , это идея противоречивости мира как фундаментальный принцип и условие его существования. И в-третьих - идея изменчивости всего существующего в этом мире. Суммируя, можно сказать, что материальный мир не есть некая сумма независимых друг от друга вещей, а представляет собой систему различных взаимодействий и процессов. Мир -это огненный поток , говоря словами Гераклита . Диалектика, как метод философского мышления, запрещает изолированное, одностороннее и искаженное рассмотрение предметов. Все они вовлечены во всемирный процесс взаимодействия друг с другом и не могут быть по-настоящему познаны, если рассматриваются каждый в отдельности