Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) -профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был од­ним из самых авторитетных ф-ф своего времени как в Германии, так и в Европе, яркий представитель немецкого классич.идеализма (идеализм –направление в ф-ии, утверждающее, что сознание, мышление, духовное первично, а природа, бытие, материя вторично).

К его важным философским трудам относятся:

"Феноменология духа"; "Наука логики";

"Философия права".

Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окр.мира. Гегель сформулировал з-ны и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Кол-во безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания) . Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходит по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие – противопол-ть. Противоположности вз/д-ют, т.е. борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

Сущ-т определенный тезис (утверждение, форма бытия); данному тезису всегда находится антитезис - его противопо­ложность; в рез-те вз/д 2-х противоположных тезисов по­лучается синтез - новое утверждение, к-е становится тезисом, но на более высоком уровне развития;

Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в рез-те синтеза противоположных тезисов обр-ся те­зис все более и более высокого уровня.

В качестве самого первого тезиса,- с к-го начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис "бытие" (т.е. то, что сущ-т). Его антитезис - "небытие " ("абсолютное ни­что"). Бытие и небытие дают синтез - "становление", к-й

По Гегелю, противоречие - не зло, а благо. Именно проти­воречия явл-ся движущей силой прогресса. Без наличия про­тиворечий, их единства и борьбы развитие невозможно.

Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Фейербах (1804 - 1872) был представителем мате­риалистического(материя-первична, сознание-вторично) направления в немецкой классической фило­софии. Фейербах подверг критике идеализм(противоположное материализму) и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал от­сутствие Бога, его искусственность.

В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. (первична не материя, а человек, сознание-вторично)Суть этой теории в том, что:

Единственно существующими реальностями являются природа и человек;

Человек является частью природы;

Человек есть единство материального и духовного;

Человек должен стать главным интересом философии;

Идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог - плод воображения человека;

Природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;

Все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.

Однако антропологизм Фейербаха имел и свою отрицательную сторону. Она состояла в том, что человек понимался им преимущественно как физиологическое, биологическое, а не как общественное существо. Между тем реальный человек не может рассматриваться вне общества, вне общественных отношений. Поэтому, как только Фейербах подходит к вопросам общественной жизни, обнаруживается идеализм (сознание-первично, материя-вторична)в его понимании общества. В понимании же природы он был последовательным материалистом.

Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, - деистов и др., Фейербах:

Выступает с атеистических позиций;

Тесно увязывает проблему Бога с антропологией.

Можно выделить следующие основные положения атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха:

Бога как самостоятельной реальности нет;

Бог - порождение сознания человека;

Религия - глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;

Распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;

Корни религии - в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности;

Мысль о Боге - сверхсильном разумном существе - утешает человека, притупляет его страх и аффекты;

Бог - идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек;

Бог в действительности не является творцом, Он - творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) - человек

Философия марксизма.

Основатели – Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Главный последователь, осуществлявший их идеи на практике – В.И.Ленин (1870-1924).

Сформировалась в конце 1840-х гг. 19 века в рамках целостного учения – марксизма, являясь его методологической философской основой.

Теоретическими источниками явились труды представителей немецкой классической фил-ии-материализм Фейербаха и диалектика Гегеля, и др.

Под влиянием материалистической фил-ии Фейербаха Маркс и Энгельс перешли от гегелевс- кого идеализма к материализму. Однако при этом резко критиковали:

Материализм Фейербаха – за его метафизичность (отсутствие идеи развития) и односторонность (нераспространение материализма на общество);

Диалектику Гегеля – за ее идеалистичность (развитие происходит за счет идеального).

В результате они создали принципиально новую философию – диалектический материализм , органически соединив материализм с диалектикой.

Предмет диалектического материализм а (марксистской философии) – изучение универсальных зак-в развития мира, исходя из первичности материального мира и решающей роли материальных факторов.

Помимо фил-ии, марксизм имеет и др. составные части: политическую теорию (научный социализм) и экономич-ю теорию (политическая экономия).

Основные положения :

Основной вопрос фил-ии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

Сознание понимается как свойство материи отражать саму себя;

Материя находится в постоянном движении и развитии;

Бога нет, Он является идеальным образом, плодом челов-й фантазии для объяснения явлений, непонятных челов-ву, и дает челов-ву утешение и надежду;

Бог не оказывает никакого влияния на окр-ую действительность;

Материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

Важным фактором развития является практика - преобразо­вание ч-ком окр-ей действительности и преобра­зование чел-м самого ч-ка;

Развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качест­во, отрицания отрицания.

Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются понятия:

Средства производства(уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар);

Отчуждение(процесс отчужде­ния основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда) ;

Прибавочная стоимость(разница между стоимостью произведенного наемной рабочей силой продукта и стоимости их труда (в виде зарплаты));

Эксплуатация человека человеком.

Главными произведениями марксизма :

"Тезисы о Фейербахе" К. Маркса;

"Капитал" К. Маркса;

"Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Эн­гельса;

"Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Эн­гельса;

"Диалектика природы" Ф. Энгельса;

Основные выводы марксисткой философии:

1. Основа мира - вечная, никем не сотворимая материя. Она первична. В ходе своего бесконеч-ного развития материя создает различные идеальные (духовные) сущности (в т.ч. сознание ч-ка, понятия, категории, культуру в целом), к-е также развиваются и находятся во взаимосвязи с материальным миром предметов, в конечном счете, завися от него и являясь его отражением.

2. Диалектика понятий-отражением диалектики вещей.

3. Решающая роль практики (материальной деятельности человека) как основы, цели и критерия научного познания.

4. Решающая роль материального фактора в развитии общества. При этом его развитие носит прогрессивный ступенчатый характер (общественно-экономические формации), обусловленный заменой устаревшего способа производства материальных благ, а также борьбой классов.

5. Изменение главной задачи фил-ии – нужно не объяснять мир, а предлагать пути его революционного изменения.

Диалектика - очень многозначное слово, существующее в философии с незапамятных времен. В свое время Гегель емкой фразой охарактеризовал возникновение и значение этого философского метода: «Если Фалес был творцом философии природы, Сократ - моральной философии, то Платон создал третью философию - диалектики». В философии законы диалектики понимаются как учение о наиболее общих связях, основных принципах и становлении бытия, а также о развитии познания. Таким образом, диалектика является одновременно и философской теорией, и методом познания.

Законы диалектики или их элементы в упрощенном виде появляются у многих древних философов, описывающих мир или космос как внутренне противоречивый процесс. Для древнегреческой гносеологии характерен такой термин, как «софия» - диалектическое постижение. Элементы диалектики мы наблюдаем и на Востоке, особенно в философских системах даосизма и буддизма (например, в учении о том, что не всякое понятие тождественно самому себе, или в парадоксальных рассуждениях о том, что «слабость велика, а сила ничтожна»). Диалектическим является учение Гераклита о Логосе - это и война, и мир, голод и насыщение, вода и огонь, а каждое рождение - это смерть предыдущего. У Сократа диалектично умение вести диалог, которое он называет маевтикой - «искусством повивальной бабки». Диалектическим можно назвать утверждение Платона о том, что идея одновременно есть и не есть вещь. Таких примеров можно найти множество как в философии Средневековья, так и

Однако у Гегеля законы диалектики окончательно формулируются как постулаты взаимоотношения бытия и мышления, вернее господства мышления над бытием. В своих наиболее фундаментальных трудах - «Наука логики», «Философия природы» и «Феноменология духа» он, опровергая тезис Канта о том, что материя не выводится из сознания, а сознание из материи, фактически заявил, что и материя, и сознание развивается по одним законам - диалектической логики. Изначально существовала тождественность бытия и мышления (esse), но в этой тождественности таились противоречия субъекта и объекта. Познавая себя, это единство отчуждает свои объективные качества и создает инобытие (материю, природу). Но поскольку сущностью этого инобытия является мышление, то и материальный мир логичен, а его смыслом является развитие высшей ступенью которой является Абсолютный Дух.

Законы фактически являются законами мышления как высшей Мышление способно обнаружить в предмете собственное содержание, которым является понятие - суть предмета. Только может постичь то, что разумное, божественное, действительное и необходимое совпадают по сути, а не по внешним проявлениям. на это неспособна, потому что она ограничена законами мышления, диалектическая же постигает законы развития.

Законы диалектики, сформулированные Гегелем, прежде всего, относятся к понятиям. Первый закон говорит о том, что понятия развиваются от простых к сложным, от конкретных к абстрактным и, наоборот, они перетекают одно в другое. Создание новых понятий происходит через качественные изменения, прыжок, «прерывание непрерывности». Второй закон утверждает, что каждое понятие является единством тождества и различия - ведь в основе любого из них лежат противоположности, которые приводят к движению и развитию. И, наконец, третий закон - отрицания отрицания - описывает схему развития понятий. Всякое новое понятие отрицает предыдущее, в то же время что-то от него берет, а последующее возвращается к первому, но уже на ином уровне.

Гегель разработал также категории, принципы и законы диалектики. Единичное, особенное и общее являются основными категориями развития понятий и представляют собой триаду. Сама схема Гегеля о развитии бытия и мышления, природного, духовного и исторического мира тоже является триадой. Если изначальное, единое бытие-мышление он характеризует как «абстрактное бытие», то создание природы философ называет «содержательным бытием», а появление человека, и возникновение познания - «сознательным бытием». Таким образом, его диалектика - это «наука об идее в себе и для себя сущей».

От системы Гегеля следует строго отграничивать его диалектический метод: сама гегелевская система, как мы выяснили, ставит предел развитию мышления, а метод требует отказа от границ в развитии. Немецкий мыслитель считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно, от низших форм к высшим, что в этом процессе действуют три закона:

Закон превращения количественных изменений в качественные и качественных изменений в количественные. Эти взаимопереходы он рассматривал как бесконечный процесс;

Закон взаимопроникновения противоположностей, который вскрывает противоречия как внутренний источник, импульс, побудительную силу всякого самодвижения;

Закон отрицания отрицания, который означает не просто уничтожение старого качества новым, а представляет собой единство трех основных моментов:

1) преодоление старого;

2) преемственность в развитии;

3) утверждение нового.

Общий вывод (и величайший пафос) гегелевской философии состоят в признании разумности мира: "Все действительное - разумно, все разумное - действительно". Неразумное должно быть преодолено разумом. Перед нами не только рационалистическая, но благодаря своему последовательному рационализму - оптимистическая философия.

В то же время это абсолютный идеализм, поскольку творческой силой он признает лишь мысль, дух, идеальное.

Таким образом, наряду с идеалистической системой, в философии Гегеля имелось рациональное зерно - диалектика. Она вошла в сокровищницу мировой мысли, послужила исходным пунктом разработки философии марксизма.

Заслуги Гегеля в истории философии огромны. Он создал первую в истории философской мысли развернутую систему диалектической логики, обогатил философию множеством новых идей.

Философия Гегеля оказала огромное чарующее воздействие на европейское (а затем не только на европейское) сознание. Она отвечала общему умонастроению эпохи. Однако высшая точка развития нередко означает и начало его упадка, наступление кризиса. Так произошло и с гегельянством.

Уже к середине века оно подверглось критике с двух противоположных сторон: "слева" - со стороны материализма (Л. Фейербах, К. Маркс и Ф. Энгельс) и "справа" - со стороны идеалистического иррационализма (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор и Ф. Ницще).

Заключение

В своем философском эссе я рассмотрела философскую систему великого немецкого ученого Г. Гегеля. Этот философ создал диалектический метод, с помощью которого впервые представил весь материальный и духовный мир не как нечто застывшее, от века данное, а как процесс постоянного изменения, преобразования и развития, стремясь вскрыть внутренний источник этого движения.

Согласно гегелевской диалектике, источником всякого, в том числе общественного, развития выступают внутренние противоречия, присущие всем вещам. Но, диалектический метод Гегеля, ориентированный на бесконечное развитие, вступает, таким образом, в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть, в конце концов, достигнута.

Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, поскольку в ней обретена абсолютная истина, тем самым и история как бы приобретала свое завершение и достигнутое ею состояние, то есть состояние современной Гегелю Германии, объявлялось высшей точкой исторического движения человечества.

Таким образом, наряду с идеалистической системой, в философии Гегеля имелось рациональное зерно - диалектика. Она и послужила исходным пунктом разработки философии марксизма, оказала огромное воздействие на европейское (а затем не только на европейское) сознание.

Поэтому главной заслугой Гегеля в истории философии является создание им первой в истории философской мысли развернутой системы диалектической логики, обогатившей философию множеством новых идей.

Тезаурус

ТЕРМИН ПОНЯТИЯ

Абсолют -

(Философский энциклопедический словарь? ред. кол. С.С. Аверинцев, Л.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - с.5)

(от лат. аbsolutus - безусловный, неограниченный), понятие идеалистической философии, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное, и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию

Абсолютный дух -

(Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. - с.126)

в философской системе Гегеля заключительное звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи

Абсолютная идея -

(Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. - М.: Академический проект, 2004 - с.21)

Абсолютная истина - (Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. - М.: Академический проект, 2004 - с.25)

означает полное, исчерпывающее знание о всей действительности, которое практически недостижимо и выступает лишь как цель научного познания

Антитезис- (Философский словарь / под ред.И.Т. Фролова - 6-е перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - с.15)

переход в противоположность, отрицание (входит в состав схемы диалектического развития)

Антропологизм -

(Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Гардарики, 1999. - с.431)

(греч. anthropos - человек), философская концепция, представители которой усматривают в понятии человека основную мировоззренческую категорию, более важную, чем понятия материи и сознания, исходя из которой только и можно разработать представления о природе, обществе, мышлении.

Диалектика -

(греч. dialegomai - веду беседу, рассуждаю), наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутренними противоречиями.

Объект -

(от лат. objectum - предмет), философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект.

(Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов - М.: Академический проект, 2004. - 320с)

(от греч. Trias - род. triados - троица), философский термин, означающий тройственный ритм движения бытия и мышления. В немецкой классической философии (особенно у Гегеля) становится основной схемой диалектического развития: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность, отрицание), синтез противоположностей в новом единстве (снятие, отрицание отрицания).

Идеализм -

(Под общ. ред. Блауберга И.В., Пантина И.К. Краткий словарь по философии - М.: Политиздат, 1982. - 100с)

противоположная материализму философская ориентация, которая исходит из первичности духа, сознания и рассматривает материю, природу как нечто вторичное, производное.

Самосознание - (Золкин А.Л. Философия: учебник для студ. вузов - М.: ЮНИТИ, 2005 - с.182)

сознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности

Синтез- (Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Гардарики, 1999. - с.435)

соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания

Тезис - (Философский словарь / под ред.И.Т. Фролова - 6-е перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - с.256)

в философии Гегеля это исходный момент в процессе диалектического развития, составляющий вместе с антитезисом триаду

"Феноменология духа" - (Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Владос, 1995. - с.124)

часть философской системы Гегеля, где рассматриваются последовательно сменяющие друг друга конкретные формы проявления абсолютного духа, этапы его исторического развития.

- 69.00 Кб

ВВЕДЕНИЕ 3

СУТЬ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ ДИАЛЕКТИКИ ГЕГЕЛЯ 5

Закон отрицания отрицания 6

Закон перехода количества в качество 8

Закон единства и борьбы противоположностей 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 12

Введение

ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгельм Фридрих (Georg Wilhelm Friedrich Hegel) /27.08.1770 - 14.11.1831 гг./ - немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Мировоззрение Гегеля формировалось под влиянием идей и событий Великой французской революции.

Г.Гегель начинал как последователь "критической философии" И.Канта и И.Фихте, но уже вскоре под влиянием Ф.Шеллинга перешел с позиций "трансцендентального" (субъективного) идеализма на точку зрения "абсолютного" (объективного) идеализма. Творчество Г.Гегеля характеризуется особым вниманием к истории человеческой духовной культуры. Центральное понятие философии Г.Гегеля - развитие - есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверх временного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность, понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей), его перехода в отчужденное состояние инобытия - в природу, его возвращения к себе в человеке в формах психической деятельности индивида (субъективный дух), сверхиндивидуального "объективного духа" (право, мораль и нравственность - семья, гражданское общество, государство)и "абсолютного духа" (искусство, религия, философия как формы и самосознания духа).

Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития. Первоначально термин "диалектика" означал искусство ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и др. Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму.

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания.

Целью данной работы является рассмотрение основных законов Гегеля.

СУТЬ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ ДИАЛЕКТИКИ ГЕГЕЛЯ

В древности диалектикой называли искусство вести диалог и спор. Ныне этот термин может звучать так - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Или, проще говоря, диалектика - это учение о развитии всего сущего. Существует два общих метода изучения окружающего нас мира: метафизический (господствовавший до середины XIX века) и диалектический. Диалектический метод, в отличие от метафизического (где объекты и явления рассматриваются отдельно друг от друга, без учета их взаимных связей), позволяет более точно представлять окружающий мир, так как учитывает не только все виды и формы взаимодействий между предметами/явлениями, но и то, что сами взаимодействия непрерывно изменяются.

Отметим узловые моменты диалектики Гегеля. Центральное понятие его философии - абсолютная идея, и главная проблема его диалектики - переход от идеального (логического) к реальному, от идеи к природе. Сама абсолютная идея погружена внутрь логического (в смысле идеального) пространства и должна каким-то образом "вырваться" оттуда. «Гегель обосновывает движение идеи во внелогическое пространство весьма парадоксальным образом: идея именно потому, что она завершена в себе, должна сама выйти из себя и вступить в другие сферы». Природа оказывается лишь одной из этих сфер и, соответственно, этапом внутреннего развития идеи. «В поисках определенности и совершенства она «высвобождает из себя» природу». Природа оказывается инобытием абсолютной идеи, или ее иным воплощением. «В природе мы не познаем ничего другого, кроме идеи, но идея существует здесь в форме овнешневания (EntauBerung), внешнего обнаружения точно так же, как в духе эта же самая идея есть сущая для себя и становящаяся в себе и для себя».

Безусловно, эта мысль глубоко идеалистична, но это не делает ее менее эффективной при решении в том числе (а может быть, и в первую очередь) проблем исследования реального бытия, мира, всеобщих законов развития. С позиций объективного идеализма Гегель дал целостную концепцию развития человеческого духа, человеческой культуры. Не считая данный подход единственно возможным, нельзя не отметить, что гегелевская диалектика оказала огромное влияние на все последующее развитие философии. Философский анализ проблем с позиции диалектики является одной из наиболее эффективных форм философской рефлексии над миром, которая позволяет рассматривать последний как целостную систему.

Гегель сформулировал основные законы диалектики – «закон отрицания отрицания», «закон перехода количества в качество», «закон единства и борьбы противоположностей». Любой предмет или явление развиваются согласно этим законам: "Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого"

Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания означает, что в любом процессе развития каждая последующая ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через отрицание каких-то свойств и качеств), а с другой - отрицанием этого отрицания, так как воспроизводит в изменившемся предмете, на новой ступени, в новом качестве, некоторые свойства и качества отрицаемого предмета. В процессе развития диалектически сочетаются моменты разрушения элементов старой системы и моменты преемственности, т.е. сохранения свойств старой системы при обогащении их новым качеством. Закон отрицания отрицания выступает прежде всего как синтез, т.е. достижение нового качественного содержания не путем простого их суммирования, а за счет преодоления противоречивых сторон предмета. Это дает основания в более общей форме обозначать его как «закон диалектического синтеза», который обеспечивает, с одной стороны, изменение и появление нового предмета, а с другой - сохраняет генетическую связь с предшествующими явлениями и предметами.

Граница перехода одного качества в другое представляет собой некое посредствующее качество. Для Гегеля это мыслимое единство. «Нечто становится другим, а это другое в свою очередь становится другим. Нечто, находясь в отношении с другим, само уже есть некое другое по отношению к этому последнему. Так как то, во что нечто переходит, есть то же самое, что и само переходящее (оба имеют одно и то же определение, а именно быть другим), то в своем переходе в другое нечто лишь сливается с самим собой, и это отношение с самим собою в переходе и в другом есть истинная бесконечность». Таким образом, в процессе развития закон отрицания отрицания характеризует направленность изменений, их преемственный характер и бесконечность.

Смысл этого закона можно легко понять на следующем примере. Маркс (создатель современной материалистической диалектики), отрицал идеалистическую диалектику Гегеля. Но диалектика Маркса вряд ли бы появилась без диалектики Гегеля.

И еще один пример. В философском словаре, изданном в 1963 году (в отличие от издания 1955 года), статья «Сталин» исчезла (а он, замечу, был хорошим философом). В эти же годы освобождения от «культа личности» советский народ заодно «освободили» от сталинского наследия. В результате теоретическая база строительства социализма-коммунизма была отброшена к Марксу и Ленину, чьи теории к тому времени порядком устарели и требовали изменений. Сталин же понимал, что экономическая политика СССР должна измениться. Однако бюрократическая верхушка СССР предпочла «забыть» наработки Сталина и вернулась к марксизму-ленинизму (фактически, «откатившись» на несколько десятилетий назад). С тех пор, как известно, несмотря на постоянно изменяющиеся реалии, в Советском Союзе теоретическая база практически не подвергалась пересмотру.

Закон перехода количества в качество

Закон перехода количества в качество выражает взаимосвязь между количественными и качественными изменениями и говорит о том, что в процессе развития «количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений». Качественное изменение обозначает возникновение нового объекта, предмета, явления. Качество, как отмечал Гегель, «есть вообще тождественная с бытием, непосредственная определенность... Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть». Поэтому понятие «качество» следует отличать от свойств предмета. Качество - это внутренняя определенность предмета, некоторая совокупность свойств, без которых предмет уже перестает быть данным предметом. А свойство более элементарно, это как бы одна сторона качества.

Количество - это внешняя определенность предмета по отношению к бытию. Поэтому количество выражает не сущность предмета, а лишь его внешние количественные свойства. Количественные параметры различных предметов и явлений, их пространственно-временные характеристики (размеры) могут совпадать. Сравнение предметов по их количественным характеристикам безразлично к качеству (мы можем, например, сравнивать размеры живого существа и неодушевленного предмета, скажем слона и стола). Выделение качества и количества объекта является лишь операцией абстрактного мышления, в реальности нет качества без предшествующих ему и происходящих в нем всегда количественных изменений, так же как любое количественное изменение является результатом какого-то качественного изменения.

Мыслимое единство количественных и качественных изменений выражается «мерой». Таким образом, качество, количество и мера суть лишь ступени развития, формы бытия.

Закон перехода количества в качество говорит о том, что в любом предмете как особом качестве происходит накопление количественных изменений, которые на определенном уровне развития предмета (перешагнув меру) приведут к изменению его качества, т.е. возникнет новый предмет. В свою очередь этот новый предмет, новое качество порождает серию новых количественных изменений, делая тем самым процесс развития бесконечным.

Например, человек мог долгое время развиваться как биологический вид, но, вступив в социальные отношения, он на новой качественной ступени развивается уже как социальное существо. Механизм процесса развития и скорость его протекания могут быть различными. Развитие может носить как эволюционный, постепенный, так и скачкообразный характер. Например, для социальной практики характерны резкие революционные переходы («скачки»), а затем - восстановление равновесия, накопление недостающих количественных изменений.

Закон единства и борьбы противоположностей

Закон единства и борьбы противоположностей выражает сущность процесса развития. В любом предмете существуют противоречивые стороны. Противоречия скрыты, существуют в потенциальной форме. Однако постепенно, за счет количественных накоплений различия между противоречивыми сторонами предмета или явления усиливаются и достигают такой степени, что начинают отрицать друг друга. Противоречия начинают выступать как противоположности, что приводит к разделению единого предмета на противоположные стороны. Происходит разрешение противоречий, которое может иметь разные варианты, но возникающие при этом новые явления и предметы обладают собственными новыми противоположностями. Таким образом, весь диалектический путь повторяется заново, и процесс развития носит бесконечный характер.

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных законов Гегеля.

2) Введение……………………………………………….2

3) З закона диалектики (по Гегелю)…………………….3

а) «закон перехода количественных

изменений в качественные……………………………3

б) «закон взаимопроникновения

противоположностей………………………………….5

в) «закон отрицания отрицания»……………………..7

4) Критика системы и метода Гегеля……………………8

5) Диалектический материализм………………………...9

6) Заключение…………………………………………….16

В в е д е н и е

Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития. Первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и др. Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму.

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания. Рассмотрим кратко содержание этих законов.

« Три закона диалектики»

Закон перехода количественных изменений в качественные описывает механизм саморазвития. Гегель дал, прежде всего, определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождественную с бытием внутреннюю определенность. Качество – это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качественное своеобразие предметов, явлений выступает, прежде всего, как их специфика. Оригинальность, неповторимость, как то, что отличает данный предмет от другого.

Качество любого предмета, явления, по Гегелю, определяется через его свойства. Свойства предмета – это способность его определенным образом соотноситься, взаимодействовать с другими предметами. То есть свойства проявляются в отношении между предметами, явлениями и т.д. Сами по себе свойства не существуют. Глубинной основой свойств является качество того или иного предмета, т.е. свойство – это проявление качества в одном из многих отношений данной вещи к другим вещам.

Качество выступает как внутреннее основание всех свойств, присущих данной вещи, но это внутреннее основание проявляется только при взаимодействии данного предмета с другими предметами. Число свойств у каждого предмета теоретически бесконечно, ибо в системе универсального взаимодействия возможно бесконечное количество взаимодействий. Различия между свойствами предмета и его качествами всегда относительны, ибо, то, что является свойством в одном отношении, становится качеством в другом отношении.

Количество Гегель определял как внешнюю для бытия определенность, видел в нем нечто относительно безразличное для той или иной вещи. Например, дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше и т.д. Вместе с тем, Гегель рассматривал качество и количество как взаимопроникающие противоположности и считал, что как нет качества без количественных характеристик, так нет и не может быть количества, абсолютно лишенного качественной определенности.

Непосредственно конкретное единство качества и количества, качественно определенное количество Гегель выражал в категории меры. Мера – это не просто указатель не единство качества и количества в виде их связи друг с другом, но и указание на определенное соответствие их друг другу. Мера – это единство качественной и количественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать определенный диапазон количественных характеристик. Следовательно, понятие меры показывает, что качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количественные значения. Предельные количественные значения, которые может принимать данное качество, границы количественных интервалов, в рамках которых оно существует, называются границами меры. Гегель писал, что те или иные предметы и явления могут изменяться – уменьшаться или увеличиваться – в количественном отношении, но если эти количественные изменения протекают в границах специфической для каждого предмета и явления меры, то их качество остается прежним, неизменны. Если же подобное уменьшение или увеличение перейдет границы, выйдет за пределы своей меры, то это необходимо приведет к изменению качества: количество

перейдет в новое качество. Так, например, «степень температуры воды, - писал Гегель, - сначала не оказывает никакого влияния на ее капельно-жидкое состояние, но затем, при возрастании или уменьшении температуры достигается точка, на которой это состояние сцепления качественно изменяется, и вода переходит с одной стороны, в пар, и, с другой – в лед». (Гегель. Соч.Т.1.-С.186).

Показывая переход количества в качество, Гегель обращал внимание на обратный процесс, выраженный этим законом, а именно, на переход качества в количество. Эти взаимопереходы Гегель рассматривал как бесконечный процесс, который, по его мнению, состоит в том, что количество, переходя в качество, отнюдь не отрицает качества вообще, но отрицает лишь данное определение качество, место которого одновременно занимает другое качество. Это вновь образованное качество означает новую меру, то есть новое конкретное единство качества и количества, которое делает возможным дальнейшее количественное изменение нового качества и переход количества в качество.

Гегель показал, что переход от одной меры к другой, от одного качества к другому совершается всегда в результате перерыва постепенного количественного изменения, в результате скачка. Скачок – это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Гегель характеризует скачок как сложное диалектическое состояние. Скачок – это единство бытия и небытия, означающее, что старого качества уже нет, а нового качества еще нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое – уже есть . Скачок – это состояние борьбы нового со старым, отмирание прежних качественных определенностей и замена их новыми качественными состояниями. Не существует другого вида перехода от одного качественного состояния в другое помимо скачка. Однако скачок может принимать бесконечное многообразие форм в соответствии со спецификой той или иной качественной определенности.

Второй закон диалектики – закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. При характеристике действия этого закона

Тождество – категория выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие – это категория, выражающая отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположности – это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.

Категория противоречия является центральной в данном законе. При раскрытии действия этого закона, прежде всего, Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями. Он доказывал, что истинные действительные противоположности постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, что они представляют собой движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты. Неразрывная взаимосвязь и взаимопроникновение противоположностей выражаются в том, что каждая их них, в качестве своей противоположности, имеет не просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как таковая лишь постольку, поскольку существует эта ее противоположность. Взаимопроникновение противоположностей Гегель показывал на примере таких явлений как магнетизм и электричество. «Северный полюс в магните, - писал он, - не может быть без южного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другой южный. Точно также и в электричестве положительное и отрицательное электричество не суть два различных, отдельно существующих флюида» (Гегель. Соч. Т. 1. – С. 205).

Другой неотъемлемой стороной диалектического противоречия является взаимное отрицание сторон и тенденций. Именно поэтому, стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, взаимообусловленности, но и взаимоотрицания, взаимоисключения, взаимоотталкивания. Гегель подчеркивал, что противоположности в любой форме их конкретного единства находятся в состоянии непрерывного движения и такого взаимодействия между собой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимопроникающих противоположностей, взаимопредполагающих одна другую и в то же время борющихся, отрицающих друг друга. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель называл противоречиями .

Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой развития мира. Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий. Попробуем описать этот процесс. Каждый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в котором содержатся определенные различия. В начале различия носят несущественный характер, затем превращаются в существенные и, наконец, переходят в противоположности. Противоположности, в данном случае, отражают взаимоотношения таких внутренне присущих любому предмету сторон, которые равным образом отличаются друг от друга, но своими действиями, функциями одновременно обусловливают и исключают друг друга Развитие противоположностей достигает стадии противоречия, которая фиксируется моментом единства и борьбы противоположностей. Вот эта стадия становления противоречия, которая характеризуется конфликтом, острым противостоянием сторон, разрешается переходом противоположностей не только друг к другу, но и в более высокие формы развития данного предмета. Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращение его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества.