Партнерский материал

Как правильно кашлять

Кашель - это усиленный выдох через рот, который возникает тогда, когда дыхательные пути пытаются освободится от постороннего раздражителя. Кашель вызывается сокращением мышц дыхательных путей вследствие раздражения специальных рецепторов. В качестве раздражителя могут выступать пыль, сухой воздух, кусочки еды, слизь, гной.

Кашель - это защитный рефлекс организма, который обеспечивает проходимость дыхательных путей.

Механизм кашля следующий:

  • Инородный агент попадает в дыхательные пути
  • Уменьшается респираторный просвет
  • Раздражается кашлевой рецептор
  • Возникает кашель

Кашель обычно является непроизвольной реакцией организма, но может вызываться и принудительно.

Чаще всего причиной кашля является простуда или вирусная инфекция.

Кашель при простуде можно разделить на три этапа:

  • 2-3 дня – сухой, непродуктивный кашель без откашливания
  • до 14 дней – острый бронхит, кашель с отделением мокроты и слизи
  • до 8 недель – легкий кашель, покашливание

Каким бывает кашель

Кашель бывает продуктивным и непродуктивным.

Продуктивный – это влажный кашель, при котором выделяемая слизь легко откашливается. Вместе с выделяемой слизью из организма выводятся патогены. Поэтому продуктивный кашель нельзя подавлять.

Непродуктивный – это сухой кашель. При таком кашле вы чувствуете сильное раздражение в горле, сухие позывы к кашлю, но откашливание не происходит. Такой кашель необходимо перевести в продуктивный.

Важно знать, что любой вид кашля – это причина для беспокойства, поскольку кашель – это не сама болезнь, а симптом болезни. Если вы кашляете, необходимо обратиться к доктору для постановки диагноза и назначения правильного лечения.

Как правильно кашлять, если у вас продуктивный влажный кашель

Как помочь организму при кашле

Продуктивный кашель характеризуется откашливанием мокроты, слизи. Его нельзя подавлять противокашлевыми препаратами, которые блокируют кашлевой рефлекс и таким образом препятствуют откашливанию. Слизь должна беспрепятственно выходить из дыхательной системы, таким образом очищая ее.

При продуктивном кашле:

Когда вы почувствовали, что слизь поднялась высоко к горлу, сделайте короткий глубокий вдох на 2-3 секунды. Это приведет к сокращению мышц гортани и повышению тонуса бронхиальной мускулатуры. Затем брюшные мышцы рефлекторно сокращаются и происходит форсированный выдох. Вместе с ним отделяется и выходит слизь.
Не сжимайте плотно губы – это препятствует выходу мокроты.

Для того, чтобы облегчить продуктивный кашель рекомендуется выполнять упражнение «Кучер»:

  1. Сядьте на стул
  2. Поставьте ноги на ширину плеч
  3. Слегка наклонитесь вперед
  4. Держите спину прямо
  5. Обопритесь локтями на колени
  6. Кисти рук направлены вперед
  7. Шея расслаблена

Как правильно кашлять, если у вас непродуктивный сухой кашель

Непродуктивный сухой кашель часто вызывает мучительные сокращения диафрагмы без откашливания. Он может сопровождаться щекоткой в горле и сильным першением. Это объясняется воспалением слизистой оболочки дыхательных путей.

Чтобы облегчить сухой кашель следуйте таким рекомендациям:

  1. Пейте много воды.
  2. Дышите часто, неглубоко. Глубокие вдохи провоцируют кашлевой рефлекс.
  3. Глотайте слюну задерживая дыхание, в несколько приемов.

Для того, чтобы облегчить непродуктивный кашель рекомендуется выполнять упражнение «Стена»:

  1. Подойдите к стене на расстояние примерно 30 см.
  2. Одну ногу выдвиньте вперед, слегка согните в колене
  3. Поднимите руки вверх, согните в локтях
  4. Обопритесь руками о стену
  5. Голову положите на руки
  6. Держите спину прямо
  7. Сделайте 10 глубоких вдохов через нос

Также при сухом кашле вы можете попробовать упражнение «Наездник»:

  1. Сядьте лицом к спинке стула
  2. Руки согните в локтях, положите на спинку стула
  3. Слегка наклонитесь вперед, спину держите прямо
  4. Положите голову на руки
  5. Сделайте 10 глубоких вдохов через нос

Чем лечить кашель

Натуральное средство от кашля Проспан, на растительной основе

При сухом кашле также рекомендуются средства, которые способствуют отделению мокроты. Такие средства переводят непродуктивный кашель в продуктивный и способствуют скорейшему выздоровлению. Применение средств, подавляющих кашель, может быть показано при сухом частом кашле, приводящем к рвоте, нарушению сна и аппетита.

Большинство пациентов в нашей стране предпочитают растительные препараты от кашля. Такие препараты хорошо переносятся в целом.

Среди фито препаратов от кашля можно выделить Проспан – растительный препарат на основе стандартизированного экстракта плюща Е.А. 575 ® . Проспан растворяет слизь, уменьшает ее вязкость и способствует откашливанию, а также снимает спазм мускулатуры бронхов и воспаление, что облегчает дыхание во время кашля. Проспан доступен в пяти формах для всех возрастов.

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ТЕРАПИИ с курсом первичной медицинской помощи Задача № 12 В поликлинику на прием обратился пациент 60 лет по поводу обострения хрониче­ского бронхита. Предъявляет жалобы на кашель с отделением вязкой слизисто-гнойной мокроты. Пользуется карманной плевательницей. Пациента беспокоит неприятный запах мокроты, от которого он безуспешно старается избавиться с помощью ароматизированной жевательной резинки. Из-за кашля, усиливающегося в ночные и особенно предутренние часы, плохо спит, поэтому на ночь самостоятельно решил принимать препараты, подав­ляющие кашель (либексин). С техникой эффективного откашливания не знаком. Для улучшения отхождения мокроты выкуривает натощак сигарету. Частота дыхания - 24 в минуту, пульс - 84 удара в минуту, удовлетворительного напол­нения, АД - 130/80 мм рт. ст. Задания 1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестрин­ского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вме­шательства. 2. Обучите пациента методике постурального дренажа. 3. Продемонстрируйте на муляже технику постановки горчичников. Эталон ответа 1. Проблемы пациента Настоящие: пациент не понимает необходимости и не умеет правильно откашливать мокроту; плохой сон. Потенциальные: риск развития осложнений (ДН, ХОБЛ) Приоритетная проблема: пациент не умеет правильно откашливать мокроту и не по­нимает, что это необходимо. Цель: пациент будет правильно и регулярно откашливать мокроту в течение всего времени заболевания. План Мотивация 1. Рекомендовать прием обильного щелочного питья. Для разжижения мокроты 2. Беседа с родственниками об обеспечении усиленного питания пациента Для компенсации потерь белка и ук­репления организма 3. Контроль проведения пациентом позици­онного дренажа по 20 минут 3 раза в день Для лучшего отхождения мокроты 4. Обучение пациента и контроль техники эффективного кашля. Для улучшения дренажа бронхов. 5. Контроль проведения массажа грудной клетки Для улучшения кровообращения в легких и стимуляции оттока мокроты 6. Контроль за количеством и цветом мокроты Для контроля за динамикой кашля 7. Беседы с пациентом о способах профилак­тики застоя мокроты, а также о вреде куре­ния и самолечения. Для обеспечения информирования пациента о заболевания Оценка эффективности: пациент отмечает улучшение отхождения мокроты к концу недели и демонстрирует знания о методах профилактики застоя мокроты. Цель достиг­нута. 2. Студент обучает пациента методике постурального дренажа.. 3. Студент демонстрирует постановку горчичников в соответствии с алгоритмом ма­нипуляции. Задача № 13 Пациент 47 лет, автослесарь, находится на лечении в пульмонологическом отделении стационара по поводу обострения бронхоэктатической болезни. Пациента беспокоит кашель с отделением желтовато-зеленой мокроты с неприятным запахом (приблизительно половина стакана в сутки). Карманной плевательницей не поль­зуется, мокроту сплёвывает в платок или в газету, иногда в раковину. Назначенные вра­чом препараты принимает нерегулярно, так как часто забывает о часах приёма. Курит с 18-ти лет по пачке сигарет в день и продолжает курить, хотя отмечает усиле­ние кашля после курения, особенно утром. Аппетит сохранён, вегетарианец. Мало пьёт жидкости. Пользуется съёмным протезом верхней челюсти. Пациент волнуется в связи с предстоящей бронхоскопией, спрашивает, болезненна ли и опасна эта процедура, можно ли её сделать под наркозом. По объективным данным ЧДД - 18 в минуту, пульс 80 - ударов в минуту, АД - 120/80 мм рт. ст., температура - 37,2 С. Задания Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. 1. Объясните пациенту правила подготовки к бронхоскопии. 2. Продемонстрируйте на муляже технику внутримышечногом введения 0,5 г ампициллина. Эталон ответа 1. Проблемы пациента: Настоящие: пациент не умеет правильно откашливать мокроту и не понимает, что это необходимо; пациент не понимает необходимости усиленного белкового питания при данном заболевании; пациент не понимает необходимости пить больше жидкости; паци­ент не осознаёт факторы риска, негативно сказывающиеся на его состоянии здоровья (ку­рение, нерациональное питание, нерегулярный приём лекарств); пациент испытывает на­пряжение, тревогу и беспокойство в связи с необ­ходимостью проведения бронхоскопии. Потенциальные: риск развития осложнений (ДН, абсцесс легких, легочное кровоте­чение) Приоритетная проблема: пациент не умеет правильно откашливать мокроту и не понимает, что это необходимо. Цель: пациент будет пользоваться карманной плевательницей в течение всего вре­мени заболевания. План Мотивация 1. Рекомендовать прием обильного щелочного питья. Для лучшего отхождения мокроты 2. Беседа с родственниками об обеспечении усиленного питания пациента (белок, вита­мины) Для компенсации потерь белка, ви­таминов и укрепления организма 3. Контроль проведения пациентом позици­онного дренажа по 20 минут 3 раза в день Для лучшего отхождения мокроты 4. Обучение пациента и контроль техники эффективного кашля. Для улучшения дренажа бронхов. 5. Контроль за количеством и цветом мокроты Для контроля за динамикой кашля и коррекции водно-питьевого режима. 6. Обеспечить и обучить пользованию карман­ной плевательницей. Для предупреждения ВБИ. 7. Беседы с пациентом о способах профилак­тики застоя мокроты, а также о вреде куре­ния и самолечения. Для обеспечения информирования пациента о заболевания Оценка эффективности: пациент откашливает мокроту, пользуясь карманной плева­тельницей. Пациент знает, как нужно дезинфицировать плевательницу в домашних усло­виях. Цель достигнута. 2. Студент доступно объяснит пациенту правила подготовки к бронхоскопии. 3. Студент демонстрирует технику в/м инъекции ампициллина согласно алгоритму манипуляции. Задача № 14 Пациент А., 70 лет, поступил в клинику на обследование с предварительным диагно­зом центральный рак легкого. У пациента кашель с отделением мокроты слизистого характера, слабость, периодиче­ское повышение температуры тела до субфебрильных цифр. Жалуется на жару и духоту в палате, с чем связывает плохой сон, головные боли. В полости носа образовались корочки, затрудняющие носовое дыхание, дышит через рот. Отмечает усиление одышки в горизон­тальном положении. При попытке лечь повыше всё время сползает вниз. Пациент обеспо­коен своим состоянием, утверждает, что мать умерла от онкологического заболевания, и ожидает такого же исхода. Кожные покровы бледные. Частота дыхания - 24 в минуту, пульс - 92 в минуту удовле­творительных качеств, АД - 120/70 мм рт. ст. Задания 1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестрин­ского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вме­шательства. 2. Обучите пациента правилам сбора мокроты на атипичные клетки. 3. Продемонстрируйте технику смены нательного и постельного белья. Эталон ответа 1.Проблемы пациента: Настоящие: пациенту трудно дышать из-за нарушения носового дыхания, неправиль­ного положения тела, жары и духоты в палате; пациент испытывает страх в связи с возможным неблагоприятным исходом заболевания. Потенциальные: риск развития осложнений (ОДН, легочное кровотечение). Приоритетная проблема: пациенту трудно дышать из-за нарушения носового дыха­ния, неправильного положения тела, жары и духоты в палате. Цель: пациент будет дышать свободно через нос. План Мотивация 1. Обеспечить пациенту устойчивое возвы­шенное положение в постели, с упором для стоп. Для облегчения дыхания 2. Регулярно проветривать палату. Обеспечение доступа свежего воздуха 3. Регулярно осуществлять уход за полости носа. Обеспечение свободного дыхания че­рез нос 4. Контроль состояния пациента в динамике (цвет кожных покровов, показатели гемо­динамик Для профилактики осложнений Оценка эффективности: пациент отметил облегчение дыхания. Цель достигнута. 2. Студент обучает пациента сбору мокроты на атипичные клетки. 3. Студент демонстрирует технику смены нательного и постельного белья. Задача № 15 Пациентка В., 40 лет поступила в кардиологическое отделение областной больницы с диагнозом ревматоидный полиартрит. Предъявляет жалобы на сильные боли в мелких суставах стоп и кистей, утреннюю скованность, ограничение движений в этих суставах, субфебрильную температуру. С тру­дом обслуживает себя, не может самостоятельно умыться, причесаться, застегнуть пуго­вицы, особенно утром. Пациентка обеспокоена своим состоянием, боится ухудшения со­стояния. Кисти и стопы отечны, движения в них ограничены. Задания Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестрин­ского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестрин­ского вмешательства. Объясните пациентке правила сдачи крови на биохимическое исследование. Продемонстрируйте на муляже технику взятия крови из вены на биохимиче­ский анализ. Эталон ответа 1.Проблемы пациентки: Настоящие: не может обслуживать себя из-за сильной боли в суставах, утренней скованности; тревога о своём состоянии. Потенциальные: риск развития осложнений (анкилоз суставов, инвалидность) Приоритетная проблема пациентки: не может обслуживать себя из-за сильной боли в суставах, утренней скованности. Цель: пациентка будет справляться с повседневной активностью с помощью медицин­ской сестры до улучшения состояния. План Мотивация 1. Обеспечить физический и психический покой Для уменьшения нагрузки и уменьшения болей в суставах 2. Помочь принять физиологическое положение суставам (положит подушки и валики под по­раженные суставы). Для уменьшения боли. 3. Помогать пациентке при осуществлении меро­приятий личной гигиены, переодевании, приёме пищи и питья, физиологических от­правлениях. Для уменьшения нагрузки и уменьшения болей в суставах, травматизации пораженных суста­вов. 4. Контроль за соблюдением пациенткой предпи­санного режима физической активности. Для уменьшения нагрузки и уменьшения боли в суставах. 5. Беседы с пациенткой о необходимости посте­пенного расширения двигательной активно­сти, выполнения рекомендованного врачом комплекса ЛФК. Во второй половине дня па­циентка должна стараться самостоятельно справляться с самоуходом там, где это воз­можно. Для профилактики анкилозов. Оценка: пациентка с помощью сестры справляется с повседневной активностью. Воз­можности самоухода постепенно расширяются. Цель достигнута. 2. Студент доступно объяснит пациентке, как подготовиться к сдаче крови на биохи­мический анализ. 3. Студент демонстрирует технику взятия крови из вены согласно алгоритму манипу­ляции. Задача № 16 Пациент М., 68 лет, госпитализирован в пульмонологическое отделение с диагнозом бронхиальная астма средней степени тяжести, приступный период. Предъявляет жалобы на периодические приступы удушья, кашель с небольшим количеством вязкой мокроты. Отмечает некоторую слабость, иногда головокружение при ходьбе. Врач назначил пациенту ингаляции сальбутамола при приступах. Однако сестра вы­яснила, что пациент допускает ряд ошибок при применении ингалятора, в частности забы­вает встряхнуть перед использованием, допускает выдох в ингалятор, не очищает мунд­штук от слюны и оставляет открытым на тумбочке. По словам пациента, инструкция на­брана очень мелким шрифтом и непонятна. Дыхание с затрудненным выдохом, единичные свистящие хрипы слышны на расстоя­нии. Частота дыхания - 20 в минуту, пульс - 86 ударов в минуту, удовлетворительных ка­честв, АД - 140/90 мм рт. ст. Задания 1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестрин­ского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вме­шательства. 2. Объясните пациенту методику подготовки к исследованию функции внешнего дыха­ния. 3. Продемонстрируйте правила пользования карманным ингалятором. Эталон ответа 1. Проблемы пациента: Настоящие: не умеет правильно пользоваться карманным ингалятором; риск паде­ний; неэффективно откашливается мокрота. Потенциальные: риск развития осложнений (ДН, астматическое состояние). Приоритетная проблема: не умеет правильно пользоваться карманным ингалятором. Цель: пациент продемонстрирует умение правильно пользоваться карманным ингаля­тором к концу беседы с сестрой. План Мотивация 1. Беседа о правилах пользования ингалятором Обеспечение права на информиро­ванное согласие 2. Демонстрация ингалятора и правил обраще­ния с ним Обеспечение правильности выполне­ния назначений врача 3. Адаптация имеющейся инструкции к уровню понимания гериатрического паци­ента и запись крупным шрифтом. Обеспечение правильности выполне­ния назначений врача 4. Контроль за правильностью применения ин­галятора Оценка сестринского вмешательства Оценка: пациент использует карманный ингалятор правильно. Цель достигнута. 2. Студент доступно объяснит пациенту, как подготовиться к исследованию ФВД. 3. Студент демонстрирует применение карманного ингалятора. Задача № 17 Пациент 63 лет госпитализирован в гастроэнтерологическое отделение с диагнозом рак желудка. Пациент отмечает чувство тяжести и иногда тупые боли в эпигастрии, снижение массы тела, слабость, быструю утомляемость. Аппетит резко снижен, часто отказывается от еды. Потребляет менее литра жидкости в сутки. Любит горячий чай с лимоном, кофе. Из-за слабости трудно самому принимать пищу – не удерживает и проливает, устаёт уже после нескольких ложек. Пациент пониженного питания (рост - 180 см, вес - 65 кг). Кожные покровы бледные. Слизистые полости рта обычной окраски, сухие. Язык обложен коричневым налётом с не­приятным запахом. Глотание не нарушено. Зубы сохранены. Температура тела 36, 8 С. Пульс - 76 ударов в минуту, удовлетворительных качеств, АД - 130/80 мм рт. ст., ЧДД - 16 в минуту. Жена пациента обратилась к сестре за советом, в связи с его отказом от еды (послед­ние два дня пьёт только воду). Задания 1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестрин­ского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вме­шательства. 2. Объясните пациенту, как подготовиться к УЗИ органов брюшной полости. 3. Сделайте в/м инъекцию 1 мл 50% раствора анальгина на муляже. Эталон ответа 1. Проблемы пациента: Настоящие: отказ от приёма пищи; боли в эпигастрии; снижение аппетита; слабость; быстрая утомляемость. Потенциальные: риск развития обезвоживания, кахексия, желудочное кровотечение. Приоритетная проблема: отказ от приёма пищи. Цель: пациент будет получать с пищей не менее 1500 ккал и жидкости не менее литра (по согласованию с врачом). План Мотивация 1. Беседы о необходимости полноценного питания для улучшения здоровья. Убедить в необходимости прини­мать пищу. 2. Разнообразит меню с помощью родственников, учитывая вкусы пациента и назначенную вра­чом диету. Улучшить аппетит. 3. Предлагать пациенту жидкость каждый час (тё­плая кипячёная вода, некрепкий чай, щелочная минеральная вода). Профилактика обезвоживания. 3. Кормить пациента часто, но небольшими пор­циями (6-7 раз в сутки по 100 граммов), мягкой, полужидкой, калорийной пищей. Как можно чаще привлекать родственников к кормлению паци­ента. Предупреждение кахексии. 4. Эстетически оформлять прием пищи. Регулярно проветривать палату перед кормлением паци­ента. Для повышения аппетита. 5. Следить за состоянием полости рта пациента (дважды в день чистить зубы, очищать язык от налёта, полоскать рот после приёма пищи рас­творами слабых антисептиков). Профилактика инфекции полости рта. 7. Контроль количество съеденной пищи и выпи­той жидкости, суточного водного баланса. Кон­троль веса. Критерии эффективности прово­димых мероприятий. Оценка эффективности: пациент регулярно принимает пищу и жидкость. Цель дос­тигнута. 2. Студент доступно объясняет пациенту правила подготовки к УЗИ органов брюшной полости. 3. Студент выполняет в/м инъекцию согласно алгоритму данной манипуляции. Задача № 18 Пациентка 45 лет поступила на стационарное лечение в кардиологическое отделение с диагнозом гипертоническая болезнь II стадии. Пациентка предъявляет жалобы на периодические, сильные головные боли в затылоч­ной области, слабость, плохой сон. Болеет около 5 лет, ухудшение состояния последние 2 месяца, после стрессовой ситуации. Назначенные врачом лекарства принимает нерегу­лярно, в основном, когда плохо себя чувствует. Диету не соблюдает, злоупотребляет ост­рой, соленой пищей, много пьет жидкости, особенно любит растворимый кофе. Не умеет самостоятельно измерять себе артериальное давление, но хотела бы научиться. Отмечает, что в последний год стало хуже, но старается не обращать внимания на болезнь и жить, как раньше. Пациентка избыточного питания, рост - 162 см, вес - 87 кг. ЧДД - 20 в минуту, пульс - 80 ударов в минуту, ритмичный, напряжен, АД - 180/100 мм рт. ст. Задания 1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестрин­ского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вме­шательства. 2. Объясните, как правильно собрать мочу на анализ по Зимницкому. 3. Продемонстрируйте на статисте измерение артериального давления. Эталон ответа 1. Проблемы пациентки: Настоящие: не понимает, что необходимо изменить образ жизни при гипертонической болезни; не представляет, как правильно питаться при артериальной гипертензии; не понимает необходимости ограничения соли и жидкости, пьёт много кофе; не умеет из­мерять себе артериальное давление; не понимает, что важно регулярно принимать предписанные врачом лекарства; плохо спит Потенциальные: риск развития гипертонического криза, инфаркта миокарда, ин­сульта. Приоритетная проблема пациентки: не понимает, что необходимо изменить образ жизни при гипертонической болезни. Цель: пациентка продемонстрирует знания о правильном образе жизни при гиперто­нической болезни к концу недели. План Мотивация 1. Беседа о необходимость соблюдения диеты № 10 С целью ограничения соли и жидкости для снижения АД 2. Беседа с пациенткой и родственниками об устранении факторов риска. С целью нормализации АД 3. Беседу с пациенткой и родственниками о необходимости постоянного приема ле­карственных препаратов С целью поддержания АД на нормаль­ных цифрах и профилактики осложне­ний 4. Обучение пациентки правилам измерения артериального давления. Для постоянного самоконтролироля АД 6. Взвешивание пациентки и контроль суточ­ного водного баланса. С целью выявления задержки жидкости и контроля за массой тела. Оценка: пациентка демонстрирует знания о диете, борьбе с факторами риска, необхо­димости постоянного приема лекарственных препаратов. Цель достигнута. 2. Студент доступно и грамотно объясняет пациентке правила сбора мочи по Зимниц­кому. 3. Студент демонстрирует на статисте измерение артериального давления.

Простуда у взрослых - неприятное заболевание, доставляющее массу неудобств. Насморк не дает полноценно вдыхать свежий воздух, а от кашля возникают боли в грудной клетке. На лечение бронхита уходит до 3-х недель, а иногда и месяц. Поэтому врачи часто рекомендуют при кашле массаж, который оказывает благотворное влияние на организм. Методика воздействия подбирается индивидуально для каждого пациента.

Польза массажа при кашле: преимущества, противопоказания

Процедура способствует усилению кровообращения, сокращению стенок бронхов, улучшению циркуляции эпителия легких. Массаж от кашля, позволяет быстро вывести из бронхов мокроту, тем самым снизив интоксикацию организма. Терапия показана пациентам с рождения.

Техника детского массажа отличается от обычной методики, применяемой для лечения кашля у взрослого человека. Она спокойная, мягкая, так как внутренние органы только начинают формироваться. Массаж взрослым предполагает интенсивное воздействие на определенные участки тела.

При каком виде кашля показана процедура?

Бронхит сопровождают приступы различного характера. Различают два типа кашля - сухой и мокрый кашель. В первом случае процедура не поможет, так как в грудной клетке сосредоточена мокрота, дыхательные пути забиты слизью, что не дает возможность полноценно дышать и откашливаться. Здесь одно средство - медикаментозная терапия.

А вот мокрый кашель при массаже - показание для проведения лечения. Главная цель в этом случае помочь мокроте, слизи выйти наружу, тем сам, облегчив состояние больного.

Противопоказания к процедуре.

Массаж при кашле не назначается в следующих случаях:

  • температура;
  • стадия сильного обострения хронической патологии;
  • злокачественные опухоли;
  • гипертония и порок сердца;
  • патологии почек, а также печени;
  • туберкулез и заболевания кожи.

Массаж при остром бронхите - действенное средство, используемое при лечении сухого кашля. Благодаря применению различной техники врачи, воздействуя на определенные точки, облегчают течение заболевания.

Массаж при патологии бронхов: методика

Функциональное предназначение процедуры, используемой при лечении кашля - активизация выведения скопившейся мокроты, слизи из бронхов. Подобного эффекта массажисты достигают благодаря различным методикам, между которыми имеются некоторых сходства и различия.

Выбор техники зависит от течения, характера заболевания. Так как некоторые виды процедур без наличия знаний выполнить невозможно.

Основная методика: вибрационный массаж

Если слышны хрипы, доносящиеся из грудной клетки можно приступить к лечению кашля. Данный вид манипуляций проводится дома.

Лечебный массаж выполняется в следующем порядке:

  1. Пациента уложить на живот. Растереть поверхность спины прямыми ладошками от поясницы к голове, мягко воздействуя на кожу вдоль позвоночного столба до образования небольшого покраснения.
  2. Второй прием - легкое интенсивное толкание отдельных участков, с помощью обеих рук и 4-х пальцев, поднимаясь снизу и устремляясь вверх продольно позвоночному столбу с двух сторон.
  3. Аккуратные постукивания кончиками пальцев параллельно позвоночнику, от области поясницы поднимаясь постепенно к верху.
  4. Ладошками в форме лодочек похлопывать в области грудной клетки

Между отдельными приемами больному дают возможность откашляться, ведь все выполняемые манипуляции направлены на интенсивное выведение скопившейся мокроты, слизи из бронхов.

Продолжительность лечения полчаса 2 раза в день. Если у пациента сухой кашель, то прежде чем проводить массаж, назначается терапия лекарственными препаратами, чтобы вызвать мокроту.

Дренажный

Процедура против кашля показана и малышам, и взрослым. Пациента укладывают в таком положении, чтобы таз был немного выше головы. В этих целях подкладывают валик. После разогрева и разминания мышц спины, переходят к манипуляциям. При кашле они направлены от поясницы к голове, что способствует отхождению мокроты.

По окончанию лечения массажист помогает на выдохе аккуратно вытолкнуть скопившийся воздух, надавливая на спину в области грудной клетки.

Данный вид манипуляций используется для лечения запущенной формы бронхита, но в этом случае потребуется дополнительное воздействие на ноги.

Точечный массаж при кашле

Основа лечения - воздействие на отдельные места тела. Для устранения кашля надавливают, поглаживают точки, расположенные на ногах, в области рук, за ушами. А также около лопаток с двух сторон позвоночного столба и шеи над 7 позвонками.

Данный вид лечебной процедуры требует знания анатомии, поэтому выполнять его может только профессиональный массажист с медицинским образованием.

Медовый

Одна из самых популярных процедур, которая полезна после сильного бронхита. В состав меда входит питательные вещества.

Техника выполнения:

  • Перед нанесением натурального продукта проводится разогрев, разминание мышц спины.
  • Затем массажист аккуратно воздействует на область грудной клетки с помощью техники «отлипание рук». Голова пациента должна быть ниже всего туловища.
  • Когда появится дискомфорт, массаж нужно прекратить. После манипуляции наложить компресс на грудную клетку, принять душ и лечь спать.

Для лечения используется жидкий мед. При аллергии и ранках на коже от проведения процедуры стоит отказаться. Подобное лечение показано и при воспалении легких.

При кашле медовый массаж оказывает благотворное действие, как на начальном этапе заболевания, так и при продолжительном бронхите. Но для каждого эффект от манипуляции индивидуален.

Криомассаж, как средство лечения от кашля.

Криомассаж назначается в редких случаях, но он не менее эффективен, чем другие лечебные процедуры. Манипуляции начинают с разминания правой стороны спины с плавным переходом на другую часть.

Воздействие проводится криопакетом, при температуре 23 градуса. Сначала осторожно поглаживают кожу, затем накладывают аппликацию на 10 секунд. Затем прохладный пакет прикладывается несколько раз к телу на 5 минут, закутать больного в теплое одеяло.

Для получения надлежащего эффекта от лечения, за полчаса до его проведения следует принять отхаркивающий препарат. Высокая температура, онкология, гипертония - основные противопоказания к проведению процедуры.

Баночный массаж: особенности

Данная методика дает возможность добиться высоких результатов при сильном бронхите за счет вакуума. Для этих целей используется банка из пластика, которую помещают на спину больного или грудную клетку. Кашель при массаже становится более мягким, мокрота выводится интенсивно.

Подобные манипуляции проводятся и при пневмонии. За счет такого воздействия ускоряется циркуляцию крови, лимфы. Что способствует:

  • интенсивному питанию клеток тканей;
  • устранению заболевания.

Данная методика лечения стимулирует органы дыхания. Проводиться она может самостоятельно.

Лечебный массаж грудной клетки благотворно воздействует на организм, восстанавливая иммунитет, и способствует отхождению слизи при затяжном кашле. Процедура помогает ускорить выздоровление без применения дополнительных медикаментов. Лечение проводится по клиническим показаниям и только в отсутствии противопоказаний. Поэтому прежде стоит проконсультироваться с лечащим врачом.

ПОТРЕБНОСТЬ В НОРМАЛЬНОМ ДЫХАНИИ

1. Первичная оценка

Факторами риска нарушения функции дыхания являются хроническая обструктивная болезнь лёгких, трахеостомия, назогастральный зонд, рвота, травмы или операции на шее, лице, в полости рта и т.п.

Для оценки удовлетворения потребности в нормальном дыхании (обеспечение достаточным количеством кислорода) медицинская сестра должна уметь провести как субъективное (расспрос), так и объективное (осмотр) обследование пациента.

Наиболее часто встречающимися признаками, свидетельствующими о недостаточном обеспечении организма человека кислородом, являются одышка, кашель, кровохарканье, боль в груди, тахикардия.

Одышка - субъективное ощущение затруднения дыхания. Пациент, как правило, говорит, что ему не хватает воздуха, нечем дышать. Признаками одышки являются учащение дыхания, изменение его глубины (поверхностное или, наоборот, более глубокое) и ритма. Следует обязательно уточнить, при каких обстоятельствах появляется одышка. Одышка может быть физиологической, если она появляется после физической нагрузки или в стрессовой ситуации, и патологической (при заболеваниях органов дыхания, кровообращения, головного мозга, крови и др.).

В некоторых случаях медицинская сестра может выявить патологическое нарушение ритма и глубины дыхания, которое наблюдается при заболеваниях головного мозга и его оболочек (кровоизлияние в мозг, опухоль и травма мозга, менингит и др.), а также при тяжёлых интоксикациях (уремическая, диабетическая кома и др.).

В зависимости от изменения глубины дыхания может увеличиваться или уменьшаться дыхательный объём лёгких, дыхание может поверхностным или глубоким. Поверхностное дыхание часто сочетается с патологическим учащением дыхания, при котором вдох и выдох становятся короче. Глубокое дыхание, наоборот, в большинстве случаев связано с патологическим урежением дыхания.

Иногда глубокое дыхание с большими дыхательными движениями сопровождается громким шумом - большое дыхание Куссмауля , характерное для глубокой комы (длительной потери сознания).

При отдельных видах одышки может нарушаться ритм дыхательных движений. Нарушение функции дыхательного центра вызывает такой вид одышки, при которой через определенное число дыхательных движений наступает заметное на глаз (от нескольких секунд до минуты) удлинение дыхательной паузы или кратковременная задержка дыхания (апноэ). Такое дыхание называется периодическим. Известно два вида одышки с периодическим дыханием.

Дыхание Биота характеризуется ритмичными движениями, которые чередуются через равные отрезки времени с продолжительными (до 30 с) дыхательными паузами.

Дыхание Чейна-Стокса отличается тем, что после продолжительной дыхательной паузы (апноэ) сначала появляется бесшумное поверхностное дыхание, которое быстро нарастает по глубине, становится шумным и достигает максимума на 5-7-м вдохе, а затем в той же последовательности убывает до очередной кратковременной паузы. Пациенты во время паузы иногда плохо ориентируются в окружающей обстановке или полностью теряют сознание, которое восстанавливается при возобновлении дыхательных движений.

Кашель - защитно-рефлекторный акт, направленный на выведение из бронхов и верхних дыхательных путей мокроты и инородных тел. Кашлевой толчок - фиксированный звучный выдох.

Кашель может быть сухим (без выделения мокроты) и влажным (с выделением мокроты). Мокрота может различаться по консистенции (густая, жидкая, пенистая), цвету (прозрачная, жёлтозелёная, с кровью) и запаху (без запаха, зловонная, гнилостная).

Следует знать, что эффективность кашля зависит от нескольких факторов: вязкости мокроты, смыкания голосовой щели, способности пациента сделать глубокий вдох и напрячь вспомогательные дыхательные мышцы для получения в дыхательных путях высокого давления.

При повреждении нервных центров, мышечной слабости, парезе кишечника, болевом синдроме, наличии интубационной трубки или трахеостомы, а также несмыкании голосовых связок очистка лёгких с помощью кашля невозможна.

Кровохарканье - выделение крови или мокроты с кровью во время кашля.

Боли в грудной клетке возникают обычно при вовлечении в патологический процесс листков плевры.

Следует уточнить у пациента:

  • локализацию боли;
  • интенсивность и характер боли;
  • причину усиления или уменьшения (например, он лежит на больном боку или прижимает больной бок рукой) боли.

Признаками любой (по локализации) боли могут быть:

Выражение лица (гримаса боли, стиснутые зубы, наморщенный лоб, крепко зажмуренные или широко раскрытые глаза, стиснутые зубы или широко раскрытый рот, прикусывание губ и т.д.);

Телодвижения (беспокойство, неподвижность, напряжение мышц, непрерывное покачивание вперед-назад, почесывание, движения с целью защитить болезненную часть тела и т.д.);

Снижение социальных взаимодействий (избегание разговоров и социальных контактов, осуществление только тех форм активности, которые облегчают боль, сужение круга интересов).

Курение, особенно в течение продолжительного времени и большого количества сигарет, вызывает хроническую обструктивную болезнь лёгких и рак лёгких. Эти заболевания приводят к нарушению обеспечения организма кислородом, т.е. нарушают удовлетворение потребности в нормальном дыхании. Подобное действие может оказывать неблагоприятная окружающая среда (загазованность, эапылённостъ, табачный дым и т.д.).

Оценивая состояние пациента, необходимо обратить внимание на его положение (например, вынужденное положение сидя ортопноэ, вынужденное положение на больном боку, высокое положение Фаулера), цвет кожных покровов и слизистых оболочек (цианоз, бледность).

Оценивая потребность в нормальном дыхании, необходимо определить частоту, глубину и ритм дыхательных движений, а также исследовать пульс. В норме дыхательные движения ритмичны.

Частота дыхательных движений у взрослого человека в покое составляет 16-20 в 1 минуту, причём у женщин на 2-4 больше, чем у мужчин. В положении лёжа число дыхательных движений обычно уменьшается (до 14-16 в 1 минуту), а в вертикальном положении увеличивается (18-20 в 1 минуту). Поверхностное дыхание обычно наблюдается в покое, а при физическом или эмоциональном настроении оно более глубокое. Следует помнить, что в тех случаях, когда потребность в дыхании не удовлетворена вследствие какого-либо острого заболевания и острой дыхательной недостаточности (ОДН), при оценке состояния пациента можно выявить ряд характерных признаков. ОДJ:II1 из них является тахипноэ (учащение дыхания) до 24 в 1 минуту и более. Изменяется поведение человека: появляется беспокойство иногда эйфория, многословие, возбуждение. Многословие вызванное страхом смерти.

Говорить на фоне учащения дыхания всегда очень трудно. При высокой степени один человек постепенно утрачивает сознание и впадает в кому.

Изменяется и цвет кожных покровов. Чаще всего развивается цианоз, но ещё более опасной является серая бледность, так называемый землистый цвет холодной, покрытой липким потом кожи. ОДН сопровождается учащением пульса (тахикардия ), иногда пульс становится частым и неаритмичным (тахиар u тмия ) или редким (брадикардия ). Артериальное давление вначале повышается (гипертензия ), затем понижается (гипотензия ).

Пациент с ОДН нуждается в экстренной помощи всех членов медицинской бригады

2. Проблемы пациента

На основании данных, полученных при оценке состояния пациента, формулируются те или иные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребности в нормальном дыхании.

Проблемы пациента могут быть связаны с такими причинами, как:

· незнание, неумение, нежелание или невозможность занять положение, уменьшающее одышку и боль;

· нежелание регулярно выполнять дыхательные упражнения;

· неумение использовать плевательницу;

· неумение использовать ингалятор;

· риск инфекции дыхательных путей из-за неадекватных мер ухода за полостью рта, дыхательной аппаратурой и т.п.;

· снижение физической активности (из-за одышки или боли);

· страх смерти от удушья;

· необходимость отказа от курения;

· снижение аппетита из-за мокроты с неприятным запахом.

· непонимание важности регулярного приёма назначенных врачом лекарственных средств и др.

· пациент сумеет принять меры, уменьшающие дискомфорт, связанный с откашливанием мокроты;

· пациент будет выполнять всю программу лечения;

· пациент будет осуществлять профилактику инфекции дыхательных путей и др.

3. Цели сестринского ухода

Обсуждая совместно с пациентом план предстоящего ухода (при выявлении неудовлетворения потребности в нормальном дыхании) следует предусмотреть достижение пациентом одной или нескольких целей:

· пациент будет знать и сможет занять положение, облегчающее дыхание;

· у пациента восстановится (сохранится) физическая активность, необходимая для самообслуживания;

· пациент сможет самостоятельно пользоваться ингалятором (плевательницей);

· пациент будет принимать лекарственные средства в соответствии с назначениями врача;

· пациент бросит курить (уменьшит количество выкуриваемых в день сигарет);

Пациент будет знать приемы самопомощи при приступе удушья.

4. Сестринской уход

Положение пациента в постели с приподнятым изголовьем кровати или использование двух-трех подушек позволит значительно улучшить дыхание.

Различные виды дренирующего положения улучшают выделение мокроты, а значит, способствуют выздоровлению. Постуральный дренаж будет эффективным (стимулирующим естественное отхождение мокроты) только в случае долгого пребывания пациента в заданном положении. Такой дренаж назначается врачом, а выполняется под наблюдением и при помощи медицинской сестры.

Обучение пациента технике кашля даст ему возможность наиболее эффективно выводить мокроту. Один из способов:

Сделать медленный глубокий вдох;

Задержать дыхание на 2 с;

Открыть рот и откашляться во время выдоха.

Обучение определённым дыхательным приёмам также направ-

лено на улучшение удовлетворения потребности пациента в норма-

льном дыхании.

Один из этих приёмов заключается в том, что пациент выдыхает

через сложенные трубочкой губы, при этом выдох удлиняется. При

такой технике дыхания пациенты легче откашливают мокроту т.е.

кашель становится более продуктивным.

5. Оценка результатов сестринского ухода

Во время реализации плана ухода медсестра осуществляет теку-

щую и итоговую оценку эффективности сестринского вмешательства·

Если вмешательства, направленные на расширение возмошностей

пациента удовлетворить потребность в нормальном дыxании, "

оказались недостаточны и неэффективны, следует изменить характер

вмешательств, согласовав их с лечащим врачом.

Вопросы для контроля:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
Каковы основные функции органов
дыхания?
Какими показателями характеризуется
процесс дыхания?
Каким образом регулируется процесс
дыхания?
Чем стимулируется дыхательный центр?
Объясните механизм первого вдоха
новорожденного ребенка.
Что произойдет в организме при
гипервентиляции? Вдыхании чистого
кислорода?

Функции дыхания

ОБЕСПЕЧЕНИЕ
КИСЛОРОДОМ
ВЫВЕДЕНИЕ
УГЛЕКИСЛОГО
ГАЗА И ВОДЫ
ОРГАНИЗМА

Характеристика дыхания

ЧАСТОТА
ДЫХАНИЯ
ГЛУБИНА
ДЫХАНИЯ
РИТМ
ТИП
ДЫХАНИЯ
ДЫХАНИЯ

Регуляция дыхания

Дыхательным центром,
расположенным в
продолговатом мозге,
и корой головного мозга.
Стимулятором
дыхательного центра
является углекислый газ.

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС

ОБСЛЕДОВАНИЕ
ОЦЕНКА
РЕАЛИЗАЦИЯ
ДИАГНОСТИКА
ПЛАНИРОВАНИЕ

1 этап Первичная оценка

Субъективная
информация
1 этап
опрос
осмотр
Объективная
информация
Перкуссия,
пальпация,
аускультация
Лабораторные и
инструментальные
данные

1 этап Первичная оценка: Опрос

одышка,
ЖАЛОБЫ:
кашель,
кровохаркание,
боль
в грудной клетке
тахикардия.

Одышка –

субъективное ощущение
затруднения дыхания,
обычно сопровождается
неприятным ощущением
нехватки воздуха.
Объективными признаками
одышки будут изменение
частоты, глубины и ритма
дыхания, также
продолжительности вдоха
и выдоха.

Виды одышки:

одышка
одышка
физиологическая
патологическая
инспираторная
экспираторная
смешанная

Виды дыхания

Поверхностное
Глубокое
Поверхностное дыхание часто
сопровождается с патологическим
учащением дыхания (тахипное), при
котором вдох и выдох становятся короче.
Глубокое дыхание, наоборот, в
большинстве случаев связано с
патологическим урежение дыхания
(брадипное).

Патологическое нарушение ритма и глубины

Чейна-Стокса
Биота
Куссмауля

Удушье

– резкая одышка с
глубокими вдохом и
выдохом, учащением ЧДД и
мучительным ощущением
стеснения в груди и
нехватки воздуха. Внезапно
развивающиеся приступы
удушья называются астмой.
Астма любого
происхождения (сердечная
или бронхиальная) требует
проведения экстренной
помощи.

Кашель

– это сложный защитнорефлекторный акт,
направленный на
выведение из бронхов и
ВДП мокроты или
инородных тел. Кашлевой
толчок является
форсированным звучным
выдохом.

Виды кашля, виды мокроты

По своему характеру кашель может быть
сухим (без выделения мокроты) и влажным
(с выделением мокроты).
Мокрота может различаться:
По консистенции (густая, жидкая пенистая),
По цвету (прозрачная, желто-зеленая,
розовая, ржавая),
По запаху (без запаха, зловонная,
гнилостная).

Кровохаркание

– выделение крови или мокроты с кровью
во время кашля.
Чаще при кровохаркании в мокроте
обнаруживаются прожилки крови, могут
быть сгустки, может вся мокрота
окрашиваться кровью («ржавая» мокрота
при пневмонии).

Боли в грудной клетке

появляются у больного при
вовлечении в патологический
процесс листков плевры. Они
появляются или усиливаются на
высоте глубокого вдоха и при
кашле. Больные занимают
вынужденное положение - лежа на
больном боку.
Следует уточнить у пациента:
локализацию боли;
интенсивность и характер боли;
причину усиления или уменьшения
боли (например, лежит на больном
боку, прижимает больной бок
рукой)

Курение

особенно в течение
продолжительного
времени, большого
количества сигарет,
вызывает ХОБЛ и рак
легкого, эти
заболевания вызывают
гипоксию органов и
тканей организма.

Осмотр

Положение пациента
(вынужденное – ортопное,
высокое Фаулера; лежа на
больном боку),
Цвет кожных покровов и
слизистых оболочек
(цианоз, бледность).

Нормальные показатели дыхания

ДД ритмичны
ЧДД 16-20 в минуту, у женщин на 2-4 ДД
больше
Поверхностное дыхание
Типы дыхания:
◦ грудной (в основном у женщин,
участвуют межреберные мышцы),
◦ брюшной (в основном у мужчин,
участвует диафрагма)
◦ смешанный

Наблюдение за дыханием

надо проводить
незаметно для больного, т.к. он может
произвольно менять частоту, ритм и
глубину дыхания

Острая дыхательная недостаточность (крах потребности)

характерные признаки: одышка до 24 в
минуту и более; беспокойство, эйфория,
многословие (страх смерти). Говорить на
фоне ОДН трудно, при высокой степени
ОДН человек постепенно теряет сознание и
впадает в кому. Цвет кожи – цианоз,
опаснее – серая бледность, холодный
липкий пот, тахикардия, тахиаритмия или
брадикардия, АД вначале повышается
(гипертензия), а затем понижается
(гипотензия).
Пациент с ОДН нуждается в экстренной
помощи!

2 этап Диагностика

- одышка вследствие заболевания сердца (лѐгких);
- малопродуктивный кашель вследствие повышенной вязкости мокроты
(вследствие снижения кашлевого рефлекса, вследствие незнания
пациентом необходимости стимуляции откашливания и др.);
- риск развития застойной пневмонии вследствие длительного
положения на спине (вследствие снижения иммунитета, вследствие
неэффективного очищения дыхательных путей);
- кашель с выделением зловонной мокроты;
- болезненный кашель вследствие воспаления плевры
(послеоперационной раны);
- кровохарканье, легочное кровотечение;
-удушье вследствие заболеваний органов дыхания (сердечнососудистой системы);
- курение;
- дефицит знаний о заболевании и способах лечения и профилактики
желания участвовать в реабилитации,
нежелание выполнять дыхательные упражнения регулярно,
дефицит знаний о культуре кашля,
неумение пользоваться ингалятором,
неумение занять положение, облегчающее одышку (боль), дренаж
положением

2 этап Диагностика

Проблемы пациента
(сестринские
диагнозы)
одышка
экспираторная,
инспираторная,
смешанная
удушье
кашель (сухой,
влажный)
кровохаркание
боли в грудной
клетке
легочное
кровотечение
лихорадка
Причины проблем пациента
(с чем связаны проблемы пациента)
незнание, неумение использовать ингалятор
неумение использовать плевательницу
незнание и невозможность занять дренажное
положение
затруднение отхождения мокроты
невозможность занять положение уменьшающее
одышку или боль в грудной клетке
страх смерти от удушья
необходимость отказа от курения
аспирация мокротой или инородным телом
отрицательными факторами окружающей среды
(загазованность, запыленность, табачный дым,
переохлаждение и т.д.)
связанные
с
хроническим
характером
заболевания

3 этап Цели сестринского ухода

пациент будет знать и сможет занять положение,
облегчающее дыхание;
у пациента восстановится (сохранится) физическая
активность, необходимая для самообслуживания;
пациент сможет самостоятельно пользоваться
ингалятором (плевательницей);
пациент будет принимать ЛС в соответствии с
назначениями врача;
пациент бросит курить (уменьшит количество
выкуриваемых сигарет);
пациент будет знать приемы самопомощи при приступе
удушья;
пациент сумеет принять меры, уменьшающие
дискомфорт, связанный с откашливанием мокроты;
пациент будет выполнять всю программу лечения;
пациент будет осуществлять профилактику
инфицирования ДП и др.

3 этап Планирование ухода

Сестринский диагноз: приступ удушья на фоне
бронхиальной астмы
Цель: устранение удушья (время
индивидуально)
Характер сестринского вмешательства:
◦ немедленно вызвать врача
◦ придать пациенту полусидящее положение с упором
на руки, расстегнуть стесняющую одежду
◦ обеспечить ингаляцию кислородом, доступ свежего
воздуха
◦ обеспечить пациенту горячую ножную ванну
◦ применить карманный ингалятор с бронхолитиками
(«Астмопент», «Беротек», «Сальбутомол»)
◦ обеспечить наблюдение за состоянием пациента
(дыхание, пульс, АД, цвет кожных покровов)

Методы СВ
оказание доврачебной помощи
выполнение врачебных назначений
создание комфортных условий для пациента с
целью удовлетворения его основных
потребностей
оказание психологической поддержки и
помощи пациенту и его семье
выполнение манипуляций
осуществление мероприятий по профилактике
осложнений и укреплению здоровья
организация обучения, проведение бесед и
консультирования пациента и членов его семьи

4 этап Сестринские вмешательства

положение в постели, облегчающее
дыхание: положение пациента в
постели с приподнятым изголовьем
кровати или использование двух-трех
подушек позволит значительно
улучшить дыхание.
положение в постели, облегчающее
отхождение мокроты: есть несколько
поз для опорожнения различных
сегментов легких; постуральный
дренаж будет эффективным только в
случае длительного пребывания
пациента заданном положении.

Постуральный дренаж

Обучение пациента технике

кашля даст ему возможность наиболее
эффективно выводить мокроту.
Один из способов: сделать медленный
глубокий вдох; задержать дыхание на 2 с;
открыть рот и откашляться во время
выдоха.
Другой из этих приемов заключается в том,
пациент выдыхает через сложенные
трубочкой губы, при этом выдох
удлиняется. При такой технике дыхания
пациенты легче откашливают мокроту, т.е.
кашель становится более продуктивным.

Оксигенотерапия

По назначению врача м\с проводит
оксигенотерапию. Лечение кислородом
применяют при различных заболеваниях
органов дыхания и ССС. Длительное вдыхание
кислородно-воздушной смеси устраняет
гипоксии тканей и органов

Сестринские вмешательства

применение обильного, теплого, щелочного питья
выполнение простейших физиопроцедур
обучение пациента технике применения или применение
карманного ингалятора
применение противокашлевых, отхаркивающих,
бронхолитических препаратов
проведение динамического наблюдения за состоянием
пациента
проведение массажа грудной клетки
проведение визуального осмотра мокроты
проветривать помещение
обучение приемам релаксации
обучение правилам сбора мокроты для анализа
проведение туалета ротовой полости
применение пеногасителей
наложение венозных жгутов на конечности
проведение СЛР

5 этап Оценка результатов СУ

Во время реализации плана ухода м\с
осуществляет текущую и итоговую оценку
эффективности СУ. Если СВ, направленные
на расширение возможностей пациента
удовлетворить потребность в нормальном
дыхании оказались недостаточны и
неэффективны, следует изменить характер
СВ, согласовав их с лечащим врачом.

Пример применения СП

Проблема
пациента
Пациент не
понимает
опасности
курения
Цель ухода
Сестринские вмешательства
Пациент
1. провести
беседу
о
вреде
продемонст
курения,
обеспечить
рирует
необходимой литературой
знания об 2. Обучить приемам отказа от
вреде
курения
курения
3. Привлечь специалистов для
проведения
иглорефлексотерапии,
аутотренинга
4. Рекомендовать занятия спортом,
хобби

Пример применения СП

Проблема
пациента
Пациент
испытывает
страх
удушья при
приступе
бронхиальн
ой астмы
Цель ухода
Сестринские вмешательства
Пациент не
боится
приступов
удушья,
готов
купировать
приступы
1. Провести беседу о правильном
поведении во время приступа
2. Научить пациента пользоваться
карманным ингалятором
3. Научить применять отвлекающие
процедуры
4. Обеспечить
психологическую
поддержку пациента
5. Проконтролировать
уровень
владения приемами самопомощи
при приступе
6. Обеспечить
консультацию
клинического психолога

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Лекция
Учебник
Заполнить
карту
сестринского ухода по
проблеме: риск развития
пневмонии из-за
ограничения подвижности