Глагол – часть речи, которая включает слова, обозначающие действие или состояние предмета. Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, обладает формами времени (настоящее, прошедшее и будущее), лица (1-е, 2-е, 3-е лицо в форме настоящего или будущего времени), рода (в ед. числе прош. времени), наклонения (изъявительное, сослагательное, повелительное), категориями залога, переходности/непереходности, вида. В предложении является сказуемым.

Особые трудности возникают при образовании и употреблении некоторых глагольных форм. Как правило, в устной и письменной речи может происходить смешение видовых или временных форм глагола, неправильное образование личных форм и форм повелительного наклонения, неточное использование возвратных форм глагола, а также нарушение правил образования причастий и деепричастий.

Как известно, глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам, т.е. спрягаются. Например:

Однако существует небольшая группа глаголов, которые не могут образовывать некоторые личные формы. Например, глаголы победить, убедить, очутиться, чудить, ощутить и др. не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени: В случае необходимости употребления данных глаголов в форме 1 лица используются описательные обороты типа сумею победить, хочу убедить, могу очутиться, пытаюсь ощутить и т.п.

Среди некоторых личных глагольных форм встречаются варианты, отличающиеся своими стилистическими характеристиками. Например: выздоровеют (общелит.)- выздоровят (разг.), полощет (общелит.)- полоскает (разг.), машет (общелит.) -махает (разг.), сыплет (общелит.) - сыпет (прост.), щиплет (общелит.) - щипет (прост.) и т.д.Следует иметь в виду, что разговорные и просторечные варианты недопустимы в официальной речи и официальных ситуациях общения.

ЗАПОМНИТЕ: нормативными и общелитературными вариантами личных форм глагола являются следующие:

Выздоровеет

Кличет

Колышет

Кудахчет

Машет

Мурлычет

Мяукает

Опостылеет

Опротивеет

Плещет

Полощет

Ропщет

Рыщет

Сыплет

Стонет

Хнычет

Хлещет

Между некоторыми личными формами глаголов могут также наблюдаться и смысловые различия.



ЗАПОМНИТЕ:

Упр. 102. Образуйте от приведенных ниже глаголов формы 1 лица единственного числа настоящего времени; 3 лица единственного и множественного числа настоящего времени .

Образец: люблю – любит – любят.

Бегать, бежать, бриться, брызгать (окроплять), брызгать (разлетаться каплями), двигать, ехать, ездить, капать(падать каплями), капать (протекать), лежать, лезть, лазить, класть, махать, метать. мурлыкать, победить, печь, плескать, полоскать, роптать, рыскать, стонать, сыпать, течь, хотеть, щипать.

Упр. 103. Поставьте глаголы в нужной форме настоящего времени. Проверьте себя по словарям .

1. В знойный полдень только листья осин чуть (колыхаться). 2. Прибой (плескать) о берег ровно и монотонно. 3. Пламя свечи (колебаться) от ветра.. 4. У печки (мурлыкать) кот. 5. .Мороз слегка (щипать) щеки. 6. Где-то за стенкой (хныкать) ребенок 7. На реке бабы (полоскать) белье и поют. 8. Дождь яростно (хлестать) в ветровое стекло автомобиля. 9. Слышно, как в сарае (кудахтать) куры.

Возвратными называются глаголы , обозначающие действие, направленное на самого деятеля, обозначающие совместность действия и нек.др. и имеющие суффикс –ся– (учиться, обниматься, одеваться и т.д .). Возвратная и невозвратная формы глагола в некоторых случаях могут совпадать в смысловом содержании, но различаться стилистическими характеристиками. Например: кружить (общелит.) - кружиться (разг.), плевать (общелит.) - плеваться (разг.), плескать (общелит.) - плескаться (разг.), убирать (общелит.) - убираться (разг.) и т.д.



У глагола на -ся в неправильно составленном предложении может появиться двузначность, которая устраняется уточнением контекста.

Неправильный вариант: Сюда собираются дети, потерявшиеся на улице (сами приходят или их собирают?).

Исправленный вариант: Сюда приходят дети, потерявшиеся на улице или Сюда собирают детей, потерявшихся на улице .

Упр. 104. Проанализируйте употребление возвратных глаголов. Исправьте возникшую двусмысленность.

1. Машина за машиной подходили и нагружались овощами. 2. Деталь бросается в ванну. 3. Продолжались вестись капитальные исследования в области теории животноводства. 4. 250 га, которые занимались кукурузой, после глубокой вспашки обрабатывали дисковыми боронами. 5. Циклон грозился наводнением. 6. К встрече большой воды готовятся откачивающие средства. 7. Небо охватывается заревом, и становится жутко.

При образовании видовой пары (пары совершенного или несовершенного вида) у некоторых глаголов в современном русском языке наблюдается чередование О-А в корне. Такие чередования могут быть присущими равноправным общелитературным и нормативным глагольным формам: приспосабливать - приспособлять . Однако в большинстве подобных случаев варианты глагольных форм различаются своими стилистическими характеристиками: один вариант является общелитературным, а второй вариант имеет разговорный характер. Ср.: уполномочивать (общелит.) -уполномачивать (разг.), сосредоточивать (общелит.) -сосредотачивать (разг.).

ЗАПОМНИТЕ: нормативными являются следующие глагольные формы несовершенного вида:

обезбОливать

обоснОвывать

обуслОвливать

опорОчивать

подытОживать

приурОчивать

просрОчивать

рассредотОчивать

узакОнивать

уполномОчивать

застрАивать

затрАгивать

освАивать

оспАривать

удвАивать

удостАивать

усвАивать

успокАивать

При образовании форм прошедшего времени от некоторых глаголов, имеющих суффикс –ну-, в русском языке также наблюдается существование вариантов. При этом один вариант может быть общелитературным и современным, а второй – разговорным или устарелым: расторг (общелит.) -расторгнул (разг.), погас (совр.) -погаснул (устар.).В настоящее время наблюдается тенденция к утрате суффикса –ну– во многих глагольных формах прошедшего времени. В связи с чем предпочтительными в официальных ситуациях общения являются формы: сохнуть -сох, вянуть – вял. отвергнуть – отверг, прибегнуть – прибег, промокнуть – промок, исчезнуть – исчез и т.д.

ЗАПОМНИТЕ : нормативными литературными вариантами являются следующие глаголы в форме повелительного наклонения:

Взгляни

Выйди

Выставь

Выправь

Высунь

Высыпь

Закупорь

Не кради

Не корчь

Упр. 105. Раскройте скобки, выбрав одну из форм. Мотивируйте выбор глагольной формы.

1. Развитие науки (обусловливает - обуславливает) технический прогресс. 2. Нельзя без оснований обвинять кого бы то ни было, нельзя (опорочивать – опорачивать) чужую репутацию. 3. В конце занятий преподаватель обычно (подытоживает – подытаживает) все сказанное. 4. Обычно мы старались (приурочить - приурачивать) свой отпуск к началу лета. 5. При подготовке к занятиям необходимо (сосредоточивать – сосредотачивать) внимание на главном. 6. За применение новых методов работы коллектив предприятия не раз (удостоивался - удостаивался) высоких наград. 7. Принимавшиеся в условиях чрезвычайной обстановки меры впоследствии (узаконивались - узаканивались). 8. Отдельные помощники депутата (уполномочивались - уполномачивались) действовать от его имени. 9. В конце заседания мы (условливались - уславливались) о месте и времени следующей встречи.

Упр. 106. Определите пример, в котором допущена ошибка в образовании формы глагола или причастия. Исправьте ошибку и запишите пример правильно.

1) положить на стол; порванный мешок; солнце украшивает; собирается стирать; прожитый день 2) разделивать число; кладет на полку; недопустимая ошибка; управляемый процесс; вошедший человек 3) увядший цветок; движимый чувством; ветер сламывал колосья; незаменимый специалист; прерванный разговор 4) помогший ребятам; цветок завял; расклади книги; приобретший книгу; пренебрегший опасностью 5) везший груз; положить на полку; поле убрато; кладет в карман; ползший по земле 6) несший сумку; растение засохло; приобревший права; лягте на кровать; управляемый процесс 7) гонимый ветром; растертый сахар; всесокрушающая правда; осведомленный человек; положить вещи.

Упр. 107. Образуйте от приведенных ниже глаголов формы 1 лица единственного числа настоящего времени; 3 лица единственного и множественного числа настоящего времени; повелительного наклонения.

Образец : люблю – любит – любят - люби.

Бегать, бежать, бриться, ехать, ездить, класть, лезть, махать, метать, мурлыкать, ощутить, победить, печь, плескать, роптать, стонать, сыпать, течь, хотеть, убедить, щипать.

Упр. 108. Выпишите правильные формы.

Ложи, клади, наклади, положь, поклади, накладывай, положи, выложь, выклади,выложи.

В русском языке от глагола образуются формы, которые характеризуются особыми признаками – причастие и деепричастие . Образование причастий и деепричастий и употребление их в речи характеризуется некоторыми особенностями.

Причастие – особая форма глагола, которая, наряду с глагольными признаками (вид, время), имеет признаки прилагательного (род, число, падеж). Причастие, как и прилагательное, отвечает на вопрос какой? и согласуется с существительным, напр. дремлющая река, вымытые окна, строящийся дом.

Некоторые причастия в современном русском языке имеют вариантные формы, которые различаются своими стилистическими характеристиками. Один вариант имеет стилистические характеристики разговорности или устарелости, а другой соответствует нормам современного литературного употребления. Например: приплетший (общелит.) -приплёвший (устар.), забредший (общелит.) - забрёвший (устар.), спелёнатый (общелит.) -спелёнанный или спелёнутый (разг.). Следует иметь в виду, что разговорные и устарелые варианты недопустимы в официальной речи и официальных ситуациях общения.

ЗАПОМНИТЕ : нормативными вариантами являются следующие формы причастий:

Вышибленный

Забредший

Заклеймённый

Изрешёченный

Обгрызенный

Обезопасенный

Пронзённый

Спелёнатый

Бесприставочные глаголы с суффиксом -ну- сохраняют его в причастиях (например, глохнуть -глохнувший, мокнуть - мокнувший) , а приставочные, как правило, теряют суффикс –ну- (оглохнуть -оглохший, промокнуть - промокший). Нарушение данного правило ведет к возникновению слов, которые не соответствуют морфологическим нормам современного русского языка и не допустимы в речи образованных людей.

Упр. 109. Прочитайте приведенные ниже причастия. Какая из предложенных форм, на ваш взгляд, является разговорной (устарелой), а какая литературной? Проверьте себя по словарям.

Забредший – забревший, приобретший – приобревший, приплетший – приплевший, вышибленный – вышибенный, заклейменный – заклеймленный, изрешеченный – изрешетенный, обезопасенный – обезопашенный, обгрызенный – обгрызанный, пронзенный – пронженный, спеленатый – спеленанный.

Деепричастие – глагольная форма, имеющая наряду с глагольными признаками (вид) признаки наречия (деепричастие не изменяется и в предложении служит обстоятельством, поясняя глагол). Отвечает на вопросы как? когда? почему ? и др. Напр.: Трезор бежал впереди, помахивая хвостом; Мы двинулись в путь, отдохнув и покормив лошадей.

Деепричастия на -в и -вши образуют синонимические пары: взяв – взявши, встретив – встретивши . Формам на -вши присущ разговорный или просторечный характер, иногда они имеют оттенок устарелости. Ср.: Давши слово, крепись (посл.). Снявши голову, по волосам не плачут (посл.).

ЗАПОМНИТЕ: при употреблении в речи видо-временные формы причастий и деепричастий должны соотноситься со смыслом всего предложения.

Неправильный вариант: Политики, еще вчера имеющие большое влияние, сегодня почти забыты (причастие имеющие употреблено в форме настоящего времени, в то время как значение причастного оборота соотносится с действием, происходившим в прошлом).

Исправленный вариант: Политики, еще вчера имевшие большое влияние, сегодня почти забыты (причастие имевшие употреблено в форме прошедшего времени)

Неправильный вариант: Испытывая прибор, мы получили неожиданные результаты (деепричастие испытывая имеет несовершенный вид).

Исправленный вариант: Испытав прибор, мы получили неожиданные результаты (деепричастие испытав имеет совершенный вид).

Упр. 110. Исправьте ошибки в образовании и употреблении причастий.

1. Вспоминаю выступление фронтовой концертной бригады, состоящей из артистов Мурманского драмтеатра. 2. Специалисты дружно отметили достижения в этом прежде отстающем виде спорта. 3. Положив руку на сердце, должен признать, что я в этом не уверен. 4. Средства, отправляющиеся из центра, поступают в банки нашего города с большим опозданием. 5. Наплакавшись, мы долго лежали на берегу. 6. Люди, приобретшие эту книгу, не будут разочарованы. 7. Так мы и вернулись, ничего не купивши. 8. Тишину нарушали временами сорвавшиеся с высоты сосен комья снега. 9. В соревнованиях по шахматам молодой спортсмен, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу. 10. Отдельные предприятия, в прошлом пользующиеся большой популярностью, в настоящее время ухудшили работу.

Упр. 111. Исправьте морфологические ошибки.

1. Сейчас мама в отпуску, у неё много время. 2. Мы купили пару носок. 3. Мягкая шампунь. 4. Краски, благодаря солнцу, выглядят еще более отчетливее, ярче. 5. Работа на участке была тяжелая и грязна. 6. Ольга более приветливее, чем её сестра. 7. Каждый говорил свою точку зрения. 8. Ученые двигают науку вперед. 9. Пока бак стиральной машины сохнул после окраски. 10. Сегодня жарко, солнце пекет. 11. Бойцы, сражающие на улицах города, держались до последнего. 12. Мы увидели гнездо чайки, разорившее хищником. 13. Проведя обратную операцию, собака стала сама собой. 14. У его нет домашнего задания. 15. У графини в спальне, в верхнем ящике комода, лежит девять семейных альбомов своих родственников.

4. Спряжение (изменение по лицам и числам) – есть только в изъявительном накл. НАСТОЯЩЕГО и БУДУЩЕГО времени.

Определяется по - окончанию, если окончание ударное

Инфинитиву, если окончание безударное

2 спряжение 1 спряжение

ПОМНИ! Сохраняй вид: что делать? (несов.в.) выполнять(1 спр.) – выполняешь

Что сделать? (сов.в.) выполнить (2 спр.) - выполнишь

Непостоянные признаки:

1. Наклонение 2.

изъявительное

только оно изменяется по ВРЕМЕНАМ

Прошедшее

Настоящее

Будущее

читал, прочитал

Нет у сов. вида (читаю – несов в.)

простое (прочитаю – сов.в.)

повелительное

приказ, совет, просьба

живи (-те), верь

условное

(сослагательное)

глагол прош.вр. + БЫ

узнал бы, замерз бы, понял бы

Примечание:

БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ (явления природы, состояния человека)

– не сочетаются с И.п.: НЕТ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЛИЦА

светает, хочется, дышится, знобит (нельзя кто? что?)

Урок - лекция 4. Употребление глаголов и их форм в речи.

Среди всех частей речи глагол вызывает наибольшие трудности в использовании грамматических форм и категорий. Большинство грамматических категорий имеет вариантные формы (ср.: вывеси – вывесь, грозить – грозиться и др.); кроме того, глаголы одного наклонения могут употребляться в значении другого (скажи – сказал бы ), глаголы одного времени в значении другого (пришел – прихожу ). Поэтому стилистические возможности глагола весьма значительны.

4.1. Каждое наклонение имеет свои формы выражения. Так, изъявительное наклонение проявляется в формах настоящего, прошедшего и будущего времени. Сослагательное (условное) наклонение образуется от глаголов с суффиксом и прибавлением частицы бы (показал бы, сделал бы ). Повелительное наклонение, кроме форм 2-го лица единственного и множественного числа (вспомни – вспомните ), имеет многообразные (синонимичные) формы, выбор одной из них обусловлен эмоционально-экспрессивной или функциональной окраской речи.

Синонимия наклонений связана с наличием у них близких значений.

Так, повелительное наклонение употребляется вместо условного для обозначения условно предполагаемых фактов:

С оттенком случайности действия: Знай я ремесло – жил бы в городе .

Со значением пожелания: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (Грибоедов).

Со значением необходимости, долженствования: А женщина что бедная наседка: сиди себе да выводи цыплят (Пушкин).

Эти формы эти придают высказыванию разговорный характер.

В значении изъявительного наклонения может использоваться условное наклонение: Я хотел бы поставить вопрос резче. (Ср.: я хочу поставить вопрос ) . Я просил бы вас здесь не курить . Ср.: я прошу вас .)

В значении повелительного наклонения могут выступать глагольные формы:

Условное наклонение: Ефим, ты бы пошел к нему значение осторожного, учтивого пожелания;

Изъявительное наклонение: К двум часам ты обязательно вернешься домой – выражение приказания; Пойдем скорее со мной; Давай улетим; Давайте поедем значение побуждения к совместному действию;

Инфинитив: Воротить его! Позвать ее! Всем встать! значение категорического распоряжения.

Взаимозамена наклонений вносит дополнительные смысловые и экспрессивные оттенки: желание предполагаемого действия, вежливое приглашение к совершению действия.

4.2. Трудности употребления некоторых форм глагола:

Глаголы, различающиеся функциональной окраской

Нейтральные:

брезгать

видеть(ся)

влезать

выздороветь

выстлать

разостлать

дряхлеть

затапливать

испечь

класть

лазить

мучить

нарубить

положить

похудеть

сажать

слышать

Имеющие разговорно-просторечный характер:

*брезговать

*видать(ся)

*влазить

*выздоровить

*выстелить

*расстелить

*дряхнуть

*затоплять

*спечь

*покласть

*лазать

*мучать

*нарубать

*ложить

*похудать

*садить

*слыхать

Глагол класть употребляется только без приставок, потому неправильно: * покласть, *поклали, *поклади. Надо: положить, положили .

Глагол кушать используется только для приглашения гостей к еде и по отношению к детям. В остальных случаях употребляется глагол есть : ем, ешь, ест, едите, едят, поела, поем и т. д., не следует употреблять глагол кушать в 1-ом лице (*кушаю).

Вызывает затруднения и выбор форм глагола с гласными о и я в корне слова:

У некоторых глаголов существуют параллельные формы с суффиксами -изирова- и -изова- :

легализоваться – легализироваться,

локализировать – локализовать,

стандартизировать – стандартизовать,

нормализовать – нормализировать (реже).

  1. Варианты форм причастий:

Некоторые причастия образуют две формы, из которых одна является устаревшей или разговорной, а другая соответствует нормам современного литературного языка. Например (в каждой паре на первом месте стоит литературная форма ):

забредший – *забравший,

приобретший – *приобрёвший ,

приплетший – *приплёвший,

вышибленный – *вышибенный,

заклеймённый – *заклеймлённый,

изрешечённый – *изрешетённый,

обезопасенный – * обезопашенный,

пронзённый – *пронжённый

Синонимичны формы причастий, образованных от глаголов с суффиксом - ну- . Возможны варианты с -ну- и без него.

Причастия, образованные от бесприставочных глаголов с суффиксом -ну-, обычно сохраняют его (мокнувший, липнувший, глохнувший и т. д.), а образованные от приставочных глаголов употребляются без -ну- (промокший, прилипший, оглохший).

4.4. Синонимичны и некоторые формы деепричастий.

Так, деепричастия совершенного вида с основой на гласный звук употребляются в двух формах: с суффиксами -в и вши :

взяв – взявши,

дав – давши,

написав – написавши,

закрыв – закрывши

Формам на -вши присущ разговорный или просторечный характер, иногда оттенок устарелости. Ср. употребление их в пословицах и поговорках: Давши слово, крепись; Снявши голову, по волосам не плачут.

Вместо форм вышедши, выметши, обретши (на -дши/-тши ) употребляются формы выведя, выметя, обретя и т. п.

Без заметного различия используются формы:

замерев – замерши,

заперев – заперши,

затерев – затёрши,

простерев – простёрши.

В парах: положив – положа (положа руку на сердце),

разинув – разиня (слушать разиня рот),

скрепив – скрепя (скрепя сердце),

сломив – сломя (броситься сломя голову),

спустив – спустя (работать спустя рукава ) и т.д. вторые формы устарели и сохраняются преимущественно в устойчивых фразеологических сочетаниях.

ПРАКТИКА

Употребление глаголов

Образование форм глаголов

ошибочными являются формы:

следует употреблять:

1л., ед.ч. от некот. глаголов с основами на черед. гласные: ощутить, победить, пылесосить, убедить, чудить (ошибочно: пылесошу);

Описательные формы (чищу пылесосом, одержу победу, смогу убедить);

3 л., ед.ч. (ошибочно: полоскает, плескает, сыпет, чишет, щипет);

Полощет, плещет, сыплет, чихает, щиплет;

Бесприставочных глаголов прош.вр. с суффиксом –ну- (ошибочно: мокнул);

Мок, сох;

Бесприставочных глаголов с корнем –лож- (ошибочно: ложить);

Класть, положить;

Некоторых глаголов с –ся (ошибочно: стираться, играться, полоскаться);

Стирать, играть, полоскать;

Некоторых глаголов повелительного наклонения (ошибочно: положь, едь).

Положи, поезжай.

Тест 1. Отметьте нарушения норм образования глагола.

1. смогу победить 4. часто чишет

2. махает руками 5. сох на солнце

3. укласть вещи 6. буду полоскаться

Ответы: 2346

Различайте!

глаголы с чередованием о-а в корне

Тест 2. Отметьте правильные формы глагола.

1. а) обусловливать б) обуславливать

2. а) сосредоточивать б) сосредотачивать

3.а) уполномочивать б) уполномачивать

4. а) узаконивать б) узаканивать

5.а) оплочено б) оплачено

Ответы: 1аб2аб3а4а5б

Тест 3. Отметьте нарушения норм употребления глаголов.

  1. Не ложи книги на полку.
  2. Они хочут идти в театр.
  3. Продолжали вестись исследования в области теории поля.
  4. Я надел пальто и вышел на улицу.
  5. Создается впечатление, что журналисты хотят показать свою осведомленность.
  6. Поезжай на море!
  7. Пошлите в кино!
  8. В субботу я буду стираться.
  9. небо охватывается заревом.
  10. Без воды цветы сохнули в вазе. Ответы: 1237810

Тест 4. Отметьте нарушения норм употребления глаголов.

  1. Где вы слыхали об этом?
  2. Куда же я положила свою книгу?
  3. Бывайте здоровы!
  4. Машина за машиной подходили и нагружались овощами.
  5. Когда кот хочет есть, он мяукает.
  6. Если так будет продолжаться, я очутюсь в затруднительном положении.
  7. На нашей улице часто ездиют машины.
  8. Я пока, пожалуй, пол пропылесошу.
  9. Может, тебе лучше постелиться и лечь?
  10. Помоги мне одеться. Ответы: 1346789

Видо – временная соотнесенность глаголов

Тест 5. Отметьте нарушения видо – временной соотнесенности глаголов.

  1. После окончания школы Фролов поступает в профессиональный лицей, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.
  2. Он мечтает посвятить себя литературной деятельности, но задуманная им пьеса так и осталась неоконченной, и он бросил занятия литературой.
  3. Скоро Анна Федоровна организует экскурсию в библиотеку, познакомит ребят с е фондами.
  4. В годы реакции многие отреклись от прежних либеральных взглядов, замыкались в тесном мирке личных интересов.
  5. В небольшом по объему произведении автор затрагивает вопросы современности, коснулся важных проблем образования и воспитания.
  6. Сердито гудят прибрежные камни; деревья качают вершинами, сгибаются, точно хотят вырвать корни из земли.
  7. Спектакль шел на сцене 18 лет. За это время состарились актеры и зрители, но, мне кажется, настроение зала не изменялось.
  8. Неправильную позицию занимает руководство завода: оно спокойно отнеслось к технологическим нарушениям.
  9. Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед.
  10. Свистит ветер с моря и бешено гонит на берег вспененные волны.

Ответы: 124589

Обобщающий тест

  1. К жанру сказки Щедрин на протяжении своего творчества обращался неоднократно, а собственно в 80-е годы, когда этот жанр ему особенно импонирует.
  2. Лошадь пасется на лугу.
  3. После химической обработки детель помещается в ванну.
  4. Мастер сказал, что строители сейчас ложат перегородки внутри помещений.
  5. Старик жил один: жена его ушла три года назад.
  6. Ты лягешь спать на раскладушке.
  7. Формулы упрощаются и будут иметь такой вид…
  8. Едь один, я позже приеду.
  9. Повесь пальто на крючок.
  10. Празднество приурочено к юбилейной дате.

Ответы: 1345678


а) Чередование обязательно, если ударение падает не на корень (укоротить – укорачивать );

б) Чередование отсутствует, если ударение падает на корень (приохотить – приохочивать ), однако в ряде слов отсутствие чередования является архаичным, искусственным (заработать, заготовить, освоить, оспорить, приспособить, закончить, успокоить, удвоить, утроить ).

в) Около 20 глаголов допускают колебания (варианты) в образовании видовых пар (с чередованием в разговорной речи, без чередования – в книжной, деловой), например: условиться – условливаться и уславиваться, удостоить – удостоивать и удостаивать , обусловить – обусловливать и обуславливать .

      В русском языке существуют глаголы, оканчивающиеся на –чь. В личных формах этих глаголов, кроме 1-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа, обязательным является чередование согласных г–ж, к–ч : жг у, жг ут, но: жж ешь, жж ет, жж ем, жж ете; волок у, волок ут, но: волоч ешь, волоч ет, волоч ем, волоч ете.

      При употреблении глаголов необходимо учитывать их соотнесенность с видом, образование глаголами видовых пар: писать – написать, кричать – крикнуть, налить – наливать, нагрузить – нагружать. В ряде случаев видовые пары представлены глаголами с разными корнями: класть – положить, брать – взять. Большая группа глаголов не охвачена видовыми отношениями; это одновидовые глаголы совершенного вида (ринуться, очутиться ) и несовершенного вида (бежать, наблюдать ).

      Рад затруднений в создании глагольных форм возникает при употреблении так называемых недостаточных (дефективных) и изобилующих глаголов. Недостаточные глаголы чаще всего не имеют формы 1-го лица: колоситься, разрастись, телиться, горчить, ржаветь, рассосаться, гласить, заключаться, победить, очутиться и др. Изобилующие глаголы имеют двоякие формы настоящего времени: полоскать – полоскает, полощет. Эти формы отличаются стилистически: формы без чередования употребляются в разговорной речи и просторечии, а формы с чередованием присущи литературному языку.

Синтаксические нормы

Появление синтаксических речевых недочетов обусловлено незнанием 1) порядка слов в предложении, 2) координации подлежащего и сказуемого, 3) согласования определений и приложений, 4) правил управления, 5) правил использования причастных и деепричастных оборотов.

    В русском языке относительно свободный порядок расстановки слов, то есть не существует строго закрепленного места за тем или иным главным или второстепенным членом предложения. Однако имеется более или менее принятый порядок следования членов предложения в повествовательных, побудительных и вопросительных предложениях – прямой порядок я отступления от него – обратный порядок (инверсия – лат. inversio – перестановка). Инверсия используется в разговорной речи в в произведениях художественной литературы для придания речи особой выразительности. В повествовательных предложениях при прямом порядке слов подлежащее предшествует сказуемому, а тема (исходная информация) – реме (новая информация). Если это положение не соблюсти, мы получаем предложение двусмысленное и с трудом понимаем его содержание.

2. Координация (лат. con – с, вместе, совместно + ordinatio – упорядочение, расположение) (в школьном курсе употребляется термин «согласование») подлежащего и сказуемого – это синтаксическая связь, при которой происходит полное или частичное уподобление форм слов. Глагол может принимать как форму единственного, так в форму множественного числа в следующих случаях: если подлежащее выражено словом или словосочетанием со значением количества – «пришло (пришли) двое», «часть студентов не явилась (не явились)»; если подлежащее выражено сочетанием со значением совместности – «пришли (пришел) брат с сестрой»; если подлежащее выражено местоимением «кто», «кто-нибудь», «кто-либо», «кто-то», «кое-кто», указывающим на многих, – «Все, кто пришел (пришли), разместились на трибунах». Использовать только форму единственного числа глагола-сказуемого предписывает норма при: а) подлежащих, выраженных словосочетанием «существительное количественно-собирательного значения + существительное в родительном падеже множественного числа»: «Стая лебедей летела в тёплые края»; б) при подлежащем, выраженном словосочетанием «неопределенно-количественное числительное + существительное»; «На дворе у него воспитывалось несколько волчат».

Колебания рода могут происходить, когда подлежащее выражено количественно-именным сочетанием – «писем сохранилось (сохранилась) самая малость»; именем существительным мужского рода, называющим лицо по роду деятельности, но в данном предложении относящимся к лицу женского пола, – «врач пришла (пришел)».

3. В соответствии с нормой литературного языка род определения при существительных общего рода зависит от пола лица, о котором идет речь. Поэтому о девочке, девушке, женщине мы скажем: «Она страшная растеряха (копуша, грязнуля, сластена и проч.)», а о мальчике, юноше, мужчине: «Он неисправимый задира (лежебока, злюка, соня и проч.)». В разговорной речи допустимо использовать определение женского рода для характеристики качества лица мужского пола: «Он такая растяпа». 1) при существительных мужского и среднего рода определение ставится в форме родительного падежа множественного числа, например, «четыре глубоких колодца», «двадцать два маленьких окна»; 2) при существительных женского рода в этом положении чаще используется форма именительного падежа множественного числа, например, «три пышные ветки сирени», «двадцать четыре прилежные ученицы». Допустимо использовать при существительном женского рода родительный падеж множественного числа («две темные лодки», «три больших комнаты»), но такая форма встречается реже. Если определение стоит перед словосочетанием «числительное «два» (три, четыре) + существительное» или после него, то чаще всего оно ставится в форме именительного падежа, например, «следующие три года», «любые четыре определения», «две двери, заколоченные наглухо», «четыре сумки, заполненные продуктами».

4. Звание правил управления позволяет, используя падежные формы и предлоги, грамотно построить словосочетания. Рассмотрим конструкции, в которых чаще всего встречаются ошибки.

Глагол «оплатить» имеет значение «заплатить кому-нибудь за что-нибудь» и образует при помощи управления словосочетание с существительным в винительном падеже без предлога: «оплатить расходы (счет, проезд, питание, проживание, работу)». Чаще всего его существительные, не обозначающая» конкретный предмет. Глагол «заплатить» имеет значение «отдать деньги в возмещение чего-нибудь» и употребляется в словосочетании с существительным в винительном надеже с предлогом «за»: «заплатить за билеты (за продукты, за мебель)». В этом случае мы имеем дело с существительными, обозначающими конкретные предметы. Глаголы «заплатить» и «уплатить» образуют беспредложную конструкцию с существительным «налог»: «уплатить налоги, заплатить налоги».

Следует отметить часто встречающиеся ошибки в употреблении существительных с предлогами благодаря и вопреки . Оба предлога требуют дательного падежа, поэтому за пределами нормы оказываются выражения вопреки угроз , вопреки указаний , благодаря хорошего образования и проч. Предлог благодаря имеет ярко выраженный положительный оттенок, поэтому не следует его использовать, если речь идет о явлении негативном – не пришел на экзамен благодаря болезни.

В письменной речи встречается и такой стилистический недостаток, как «нагромождение» родительных падежей. Д.Э. Розенталь и И.В. Голуб приводят в своем пособии конструкцию, так описывающую владельца некой книги: «Книга племянницы мужа учительницы сына моего соседа... » Особенно часто встречается этот речевой недостаток при попытках выразить родственные отношения. Авторы пособия напоминают и о найденном К.И. Чуковским в школьном пособии по литературе примере: «Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы… »

5. Грамотное употребление причастных оборотов требует знания следующих правил; а) определяемое слово должно стоять до или после причастного оборота. В предложении «Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современного ракетостроения» причастный оборот приведенные в докладе относится к определяемому слову факты , которое стоит внутри него. Такое построение нарушает правила употребления причастного оборота; б) распространенной ошибкой является неправильная расстановка в предложении причастного оборота и придаточного определительного: «В комнате был камин, в котором давно не зажигали огня и служивший жильцам полкой». В данной ситуации возможны следующие варианты передачи содержания: «В комнате был камин, в котором давно не зажигали огня. Он служил жильцам полкой»; «В комнате был камин, где давно не зажигали огня. Он служил жильцам полкой».

6. Деепричастный оборот обычно свободно перемещается в предложения, т.е. может стоять в его начале, в середине и в конце. Самая распространенная ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом состоят в том, что авторы не всегда отчетливо осознают – основное действие, выраженное глаголом, и добавочное действие, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом (предметом). Если не учесть данное обстоятельство, мы получим, например, следующее высказывание: «Подъезжая к городу, начался сильный ветер». Основное действие, выраженное глаголом начался , выполняет подлежащее ветер . Добавочное подъезжая , выраженное деепричастием, – автор высказывания. Деепричастие может быть использовано в безличном предложении, если в нем есть инфинитив – «Садясь за стол, необходимо вымыть руки с мылом». В подобных предложениях нет предмета речи, и нужно следить, чтобы обязательно в них был глагол в неопределенной форме. Иначе возникнет такое безличное предложение: «Открыв окно, запахло соснами». Некоторые глаголы не образуют деепричастия с суффиксом –а (я -) в настоящем времени: писать, бежать, беречь, бить (исключения составляет устойчивое выражения бия себя в грудь ), мазать, вязать, мочь, жать, петь, чесать и т.д

Задания:

Нормы употребления существительных

Задание 1 . Употребите данные словосочетания в единственном числе. Если есть вариант родовой принадлежности, укажите его.

Старинные банкноты, новые расценки, спелые яблоки, кожаные туфли, широкие проруби, лесные просеки, спелые помидоры, молодые жирафы, черные ботинки, резные ставни, белые манжеты, войлочные тапки, старые боты, красивые босоножки, черные клавиши, железнодорожные рельсы, светлые залы, маленькие плаксы, большие неряхи.

Задание 2. В приведенных ниже примерах выделите индивидуальные авторские новообразования существительных женского рода. Удачны ли они, на ваш взгляд, по стилистической выразительности?

1.Все от загара медные,

сквозь астры и георгины

идут медички

географы,

географини.

Е. Евтушенко.

    Местная адвокатесса стала народным депутатом в словесной перепалке с партийными органами (из журнала "Новое время").

    "Нет, адвокатом я не буду, – говорит госпожа депутатша…– Скорей всего займусь преподавательской деятельностью." Славное намерение. Она научит (из журнала "Новое время").

Задание 3. Сгруппируйте существительные:

Группа А – существительные, имеющие форму множественного числа.

Группа Б – существительные, имеющие форму единственного числа.

Беспорядок, бумага, брюки, вода, вино, гантели, договоренность, знание, закат, качели, инициатива, лекарство, масло, мороз, ножницы, опыт, очки, радость, сливки, соль, снег, сонет, сталь, температура, подмостки, полотно, цвета, яблони.

Задание 4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных. Выделите существительные, имеющие варианты, отметьте стилистические различия между ними.

А. Амперы, граммы, ватты, микроны, километры, джоуль, рентген, кулон, ампер-час, грамм-молекула, вольт, баррель, герц, парсек, мегапаскаль.

Б. Ботинки, сапоги, валенки, носки, туфли, чулки.

Баклажаны, мандарины, апельсины, помидоры, томаты, яблоки.

В. Башкиры, буряты, грузины, осетины, румыны, киргизы, узбеки, якуты,

цыгане, англичане, северяне, южане.

Г. Комментарий, поместье, свадьба, свеча, блюдце, вафля, доля, дядя,

полотенце, сомнение, рельс, сплетня, ухо, будни, дрязги, нападки,

сумерки, ясли.

Нормы употребления прилагательных

Задание 5. Образуйте формы кратких прилагательных в тех случаях, когда это возможно. Укажите на различия между полной и краткой формами (семантические, стилистические, синтаксические).

Больной вопрос, больной ребенок, строгий спрос, горький урок, ломкий материал, прыткий человек, кофейный плащ, знойный день, прямой ответ, прямой угол, фальшивый документ, фальшивый тон, черный день, черный кот, пустынный остров, деловой подход, размеренный ход, необыкновенный успех, безукоризненный ответ, посредственный ученик, старинный приятель, безнравственный поступок, откровенный разговор, отсталый взгляд, старший брат, почтенный человек, светлый вечер.

Задание 6. Сравните значения полных и кратких прилагательных. Одинаковы ли они? Если нет, то в чем их отличия?

Задание 7. Отличаются ли по значению следующие словосочетания? Чем?

Любовь матери – материнская любовь;

помощь брата – братская помощь;

совет друга – дружеский совет;

ловкость кошки – кошачья ловкость;

преданность собаки – собачья преданность;

лодка рыбака – рыбачья лодка;

платье старухи – старушечье платье.

Нормы употребления числительных

Задание 8. Запишите числительные словами, поставив их в нужном падеже. Существуют ли различия в склонении количественных и порядковых числительных?

    Мы встретились с 1574 подобными случаями.

    Нарушения отмечены у 175 пациентов.

    В 478 случаях из 866 диагноз подтвердился.

    Из 849 приглашенных журналистов аккредитацию получили около 54.

    Вес сердца кита достигает 1200 килограммов.

7. В редакцию позвонило около 679 человек.

Нормы употребления местоимений

Задание 9. Исправьте ошибки, допущенные в предложениях. Сформулируйте правило нормативного употребления.

    Мы ждем вас у своих радиоприемников. (Из сообщения диктора радио)

    Я представляю этого героя на своем боевом коне. (Из школьного сочинения)

    Я за вас свою работу делать не буду. (Из радиопередачи)

    Группа захвата на своей квартире обнаружила украденные накануне преступником антикварные ценности. (Из сообщения диктора радио)

    Они не могут заставить забыть его свою любовь. (Из школьного сочинения)

    Детям помогут развить свои способности художники, музыканты. (Из статьи в газете)

    Полиция задержала его после ареста своих единомышленников. (Из радиопередачи)

    Солдаты осваивают свое боевое мастерство. (Из статьи в газете)

    Сотрудники УВД обнаружили у себя в квартире труп неработающего. (Из статьи в газете)

    Друзья похоронили писателя у себя на родине. (Из статьи в газете)

    Мать попросила дочь отнести покупку к себе. (Из школьного сочинения)

Задание 10. Укажите ошибки в употреблении местоимений.Какое существительное заменяет выделенное местоимение в каждом предложении? Всегда ли однозначно можно понять такие фразы?

    Словарь был на стуле и рядом с ним лежал карандаш.

    Мать Оли стала очень нервной, когда она заболела.

    Марков сказал соседу, что его не было дома.

    Я достала книгу из сумки и положила ее на стол.

    Около дома был сквер, он был огражден колючей изгородью.

    Полиции известно, что убитая вчера вечером молодая женщина не являлась его дочерью, но ей не известно, что у него есть дочь.

7. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.

Нормы употребления глаголов

Задание 11. От указанных глаголов образуйте формы:

а) настоящего времени;

б) будущего времени;

в) прошедшего времени;

г) повелительного наклонения.

При наличии вариантов дайте комментарии.

А. Он (полоскать, мурлыкать, щипать, махать, сыпать, мяукать, брызгать).

Б. Я (выздороветь, победить, очутиться, ощутить).

В. Она (глохнуть, крепнуть, мокнуть, поникнуть, отвергнуть).

Г. Ты/Вы (напоить, кроить, выбросить, почистить, уведомить, вылезать, выходить)!

Задание 12. Объясните, чем (значением или стилистической окраской) различаются выделенные глагольные формы.

1. Вино струится, брызжет пена (Пушкин). – Ветер бесшумно брызгает в стекла водяной пылью (М. Горький). 2. Но ползут по кругу стрелки, – время движется вперед (Маршак). – Каждый раз казалось, что дело не двигается (Катаев). 3. С трудом двигаются усталые лошади (Короленко). – Им движет посторонняя ужасная сила (Достоевский). 4. Яд каплет сквозь его кору (Пушкин). – Из дедовых глаз капают маленькие мутные слезы (М. Горький). 5. Лошадь махает хвостом (Салтыков-Щедрин). – Она мне тихо машет (Огарев). 6. Струя бежит и плещет (Тютчев). Плескает на песок хрустальная струя (Бунин).

Задание 13. Из перечисленных пар глаголов найдите варианты, которые не являются видовой парой.

Грязнеть – грязнить.

Пьянеть – пьянить.

Сыпать – рассыпать.

Решать – решить.

Отвечать – ответить.

Выйти – выходить.

Задание 14. Распределите данные глаголы в колонки: I – глагол несовершенного вида; II – глагол совершенного вида; III – одновидовой глагол; IV – двувидовой глагол.

Хранить, казнить, печалиться, менять, уходить, обещать, женить, засы`пать, искать, обитать, ранить, кричать, хлынуть, печалить, плыть, очутиться, бить, на`резать, класть, положить, воздействовать, идти, ринуться, слышать, задеть, плавать, велеть, запевать, за`сыпать, ловить, обращаться, сочетать.

Задание 15. Составьте словосочетания «глагол + существительное», «прилагательное + существительное», «существительное + существительное», главным компонентом которых стали бы следующие слова.

    Держаться, добиться, каяться, справиться, следовать, сосредоточиться, удивляться, восхищаться, преклоняться, удостоиться.

    Обидеться, обрадоваться, обрадован, опираться, базироваться, основываться, обосновывать, отчитаться, препятствовать, тормозить.

    Полный, наполненный, идентичный, сходный, превосходство, преимущество, уверенность, вера.

Задание 16. Составьте предложения, используя указанные ниже деепричастные обороты.

    Подчеркивая значимость проекта, …

    Отвечая на Ваш запрос, …

    Участвуя в деловых переговорах, …

    Рассмотрев Ваше предложение, …

Задание 17. Найдите примеры неправильного употребления в речи деепричастных оборотов. Объясните характер ошибки: 1) невозможность употребления деепричастного оборота; 2) несуществующую форму деепричастия; 3) несоответствие грамматических времен деепричастия и глагола; 4) необоснованную однородность деепричастного оборота и глагола; 5) необоснованную однородность деепричастия и глагола. Запишите правильный вариант.

1. Лежа на печи тридцать лет и три года да по щучьему велению только в родных русских сказках дело делается. 2. Рассматривая данный вопрос, наша фракция пришла к выводу: не поддержать! 3. Несвоевременно проявив президентские амбиции, глава правительства отправлен в отставку. 4. Я думаю, поконча с этим законом, нам придется писать к нему пояснение. 5. Посмотрев на проблему ратификации в другой плоскости, к нам пришло удачное решение. 6. Фонд Сороса, рискуя капиталами и спасший многие российские предприятия, еще хранит надежду на спасение нашей экономики. 7. В словарь были включены историзмы и архаизмы, встречающиеся в произведениях писателей-классиков XIX века, затрудняя ученикам понимание текста. 8. Он предлагает Грушницкому отречься от клеветы, но тот, побоясь общественного мнения, не отказывается от своих слов. 9. Многие сомневались, что вернувшийся из Испании футбольный клуб сможет демонстрировать такую же яркую игру, какую он показывал до отъезда, что весь его потенциал вышел на скамейке испанского клуба.

Синтаксические нормы

Задание 18. Найдите ошибки в порядке слов предложения, исправьте их.

    Датой передачи собственности является дата зачисления денежных средств за всю партию на расчетный счет поставщика.

    При невыполнении данного пункта договора заказчик обязуется выплатить в размере 0,1% стоимости готовой продукции неустойку за хранение продукции.

    Парламент по очереди заслушал всех министров.

    Парфюмерию и косметику качественную принимаем на реализацию.

    Бунин считал "Темные аллеи" своей лучшей книгой, куда входят 38 рассказов-новелл.

Задание 19. Исправьте предложения, объясните ошибки.

    Построены три новых дома для переселенцев.

    Абсолютное большинство хорошо подготовлены к предстоящему конкурсу.

    Два красивых панно украшало вестибюль.

    Те, кто живет плохо, более жаден на новое и более отзывчив к новому, чем те, кто живет хорошо.

    Стажировку за рубежом прошли 21 студент нашего факультета.

Задание 20. Устраните ошибки в приведенных предложения. Определите тип ошибки: 1) перегруженность придаточными предложениями; 2) отсутствие необходимого в письменной речи местоимения в главном предложении; 3) контаминацию прямой и косвенной речи; 4) необоснованную замену союза. Запишите исправленный вариант.

1. И, конечно, нужно отметить, что сборной России, которая фактически представляла собой не в полном смысле сборную, а команду, которая состояла из отдельных игроков, не хватало сыгранности. 2. В выступлениях участников основной была мысль, что отношение властей к проблемам старшего поколения остается прежним. 3. Во-первых, утверждает полковник, первого января его машина не была объявлена в розыск. Во-вторых, после заявления об обнаружении пропавшего автомобиля никуда я его не отгонял. 4. Он распространил среди многочисленных русских офицеров воззвание, где обвинил барона и его окружение в бездарности и воровстве. 5. Не случайно, что Татьяна хочет найти мужа именно в Москве.

Приложение 5

Грампрактикум


Министерство образования и науки Российской Федерации
Пензенский государственный педагогический университет им. Белинского
Факультет иностранных языков

Реферат по дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Морфологические нормы употребления глагола»

Выполнила
Студентка группы А-11
Фещенко И.А
Проверил
преподаватель
Ширшаков Р.В.
____________
зачтено /не зачтено

Пенза 2011
Содержание:

1)Введение
2)Распространенные ошибки употребления глагола
А) Недостаточные глаголы
Б) Изобилующие глаголы
В) Ошибки при образовании глагольных конструкций
Г) Ошибки при образовании повелительного наклонения некоторых глаголов
3) Морфологические нормы употребления глагольных форм
А) Нормы употребления причастия как особой формы глагола
Б) Нормы употребления деепричастия как особой формы глагола
4) Литература

1.Введение


Морфологические нормы – это нормы образования и употребления слов. В центре внимания данной работы будет проблема морфологических норм русского языка и случаев их нарушения при употреблении в устной и письменной речи глаголов. Морфологическая норма регулирует словоизменение и словообразование. При нарушении морфологических норм возникают речевые ошибки, которые связаны с употреблением разных частей речи. Возникновение ошибок обусловлено, прежде всего, вариантностью норм в области морфологии. В данной работе мы рассмотрим самые распространенные ошибки, связанные с употреблением глаголов. Кроме этого, в мы рассмотрим причины возникновения данных ошибок.


2)Распространенные ошибки употребления глагола. Недостаточные глаголы.

Ошибки в употреблении глаголов, в большинстве случаев, связаны с существованием группы так называемых недостаточных глаголов и с возможным смешением употребления параллельных форм.
Недостаточные глаголы – глаголы, не имеющие полного набора форм по тем или иным причинам. Эта недостаточность иногда обусловлена законами благозвучия (например: победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить). Но глагол может быть недостаточным и из-за смысла. Возьмем, к примеру, такой глагол как «вызревать». Мы можем сказать «сыры вызревают» , «камамбер вызревает». Но мы не можем сказать «мы вызреваем». Это будет бессмыслицей, а значит, все личные формы кроме третьего лица буду невозможны.
В таблице представлены некоторые недостаточные глаголы:
*Повелительное наклонение у некоторых таких глаголов образуется от синонимичных глаголов(смотри, слушай)

Изобилующие глаголы

Изобилующие глаголы образуют двоякие формы одного и того же глагола. Различается два разграничения параллельных форм:
1)Стилистическое
2)Смысловое
Некоторые глаголы образуют двоякие формы настоящего времени,например «полоскать» при наличии нормативных форм «полощу», «полощет», «полощи», «полощущий», «полоща» имеет допустимые формы «полоскаю», «полоскает», «полоскай», «полоскающий», «полоская».То есть варианты различаются стилем речи.
Что касается смыслового, один и тот же глагол, имеющий два или более значения, может иметь разные формы в каждом. Например, глагол «брызгать», в значении « окроплять, опрыскивать» , имеет личные формы «брызгаю, брызгает» (брызгаю водой) , а в значении« разбрасывать капли», « сыпать брызги» имеет личные формы «брызжу» , «брызжет» (фонтан брызжет).
Глагол «двигать» в значениях «перемещать, толкая или таща», «шевелить, производить движения», «заставлять идти вперед, направлять» имеет личные формы «двигаю» , «двигает», (двигают мебель, двигаю пальцами, двигает войска); в значениях «содействовать развитию чего-л.», «быть причиной чьих-л. поступков» имеет личные формы «движет» , «движут» (движущие силы, что им движет!); в значении «приводить в движение, в действие» имеет параллельные личные формы «двигает – движет» (пруж ина двигает/движет часовой механизм ).Глагол «капать» ,в значении «падать каплями» имеет параллельные личные формы «капаю», «капает» и «каплю», «каплет» (капают слезы, дождь каплет), но во фразеологизме только: « над нами не каплет»; в значении «наливать, лить каплями» имеет личные формы «капаю», «капает» (капает микстуру).
Глагол «метать» ,в значении «шить», «прошивать стежками», «обшивать петлю» имеет личные формы «метаю», «метает» (метает кофту, метает шов ). Его омоним глагол «метать», в значении «разбрасывать, раскидывать», имеет личные формы «мечу», «мечет» (мечет гром и молнии, мечет гневные взоры; также: мечет икру ). В том же значении «бросать» в спортивном обиходе употребляется форма «метает» (метает гранату, диск, копье и т.д.).
В просторечии и в диалектах встречаются формы «кликает» (вместо кличет – от кликать), «мяучит» (от мяучить; литературная форма мяукает - от мяукать).

Ошибки при образовании глагольных конструкций

Речевые ошибки возникают при образовании конструкций со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими разного управления. Для их предупреждения важно правильно поставить вопрос, которым предопределяется падежная форма существительного в подобных конструкциях:

    – обращать внимание (на что?) на факты
    – уделять внимание (чему?) подбору кадров
    – консультировать (кого?) клиента
    – консультироваться (с кем?) с профессором, у профессора
    – требовать (чего?) объяснений
    – требовать (что?) пропуск
    – основываться (на чем?) на фактах
    – обосновывать (чем?) фактическими данными
    – рекомендовать (кого?) агента
    – рекомендовать (для чего?) для участия
    – рекомендовать (к чему?) к употреблению.

    Ошибки при образовании повелительного наклонения некоторых глаголов

    При образовании повелительного наклонения у целого ряда глаголов наблюдается чередование согласных и гласных в основе:
    бежать – беги (!), бегите; беречь – береги; взять – возьми; гнать – гони; жечь – жги (!); звать – зови; искать – ищи; класть – клади (!), кладите (!) и др.
    Кроме того, у некоторых глаголов при образовании повелительного наклонения не прибавляется суффикс . В большинстве случаев употребление этих форм в речи не вызывает затруднений:
    атаковать – атакуй, командовать – командуй, ночевать – ночуй, следовать – следуй, мыть – мой, встать – встань, одеться – оденься
    Иногда в литературном языке сосуществуют два варианта (с суффиксом и без него):
    выглади и выгладь, чисти и чисть, вычисти и вычисть, очисти и очисть, порти и порть, испорти и испорть, попорти и попорть.
    При рассмотрении морфологических норм употребления глагола следует обратить внимание на образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов:
    глядеть - гляди – глядите
    ехать - поезжай - поезжайте
    лазать - лазай - лазайте
    прибыть - прибудь - прибудьте
    лечь - ляг - лягте
    трогать - трогай - трогайте
    мазать - мажь – мажьте
    Нужно обрать внимание также на образование повелительного наклонения от глагола ехать и производных от него: ехать поезжай, поезжайте . Допустима и форма езжай , но совершенно недопустимыми являются распространённые в просторечии формы: ехай, ехайте ! При отрицании в литературном языке следует употреблять формы: не езди, не ездите .

    3) Морфологические нормы употребления глагольных форм. Нормы употребления причастия как особой формы глагола.
    Трудности, связанные с использованием в речи особой формы глагола – причастия, можно разбить на две группы: в образовании форм причастий и в употреблении причастий.
    Ошибки в образовании причастий обычно заключаются в неверном конструировании формообразующей основы (употребление неверной формы «скакающий» вместо нормативной – «скачущий» ) и в неверном выборе формообразующего суффикса.
    При выборе формообразующего суффикса в образовании формы причастия особое внимание обратите на следующие случаи.
    1) Бoльшая часть действительных причастий прошедшего времени образуется с помощью суффиксов -вш- от основы инфинитива (прошедшего времени), оканчивающейся на гласную букву:
    писать – писавший, решать – решавший.
    Суффикс -ш- используется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву:
    нести – нёсший, везти – вёзший.
    2) В страдательных причастиях прошедшего времени используются суффиксы -нн- (-н- ), -енн- (- ен- ) и -т- (убра нн ый, застел енн ый, допи т ый ). В речи достаточно часто встречается ошибка, связанная с использованием одного суффикса вместо другого.
    Например, в предложении: В комнате убрато – вместо нормативной формы убрано с суффиксом -н- ошибочно использован суффикс -т- .
    3) Следует помнить, что при образовании причастия должны сохраняться все словообразовательные приставки и суффиксы глагола. Наиболее распространённой ошибкой является отбрасывание суффикса -ся при образовании причастий от возвратных глаголов.
    Например, в предложении: Ветер срывал оставшие на деревьях листья – неправомерно опущен суффикс -ся . Грамматически правильным будет такой вариант предложения: Ветер срывал оставшиеся на деревьях листья.
    4)Следует учитывать, что некоторые глаголы характеризуются отсутствием или неупотребительностью отдельных форм причастий. Так, по правилам русской грамматики страдательные причастия образуются только от переходных глаголов:
    прочитать книгу – прочитанная книга; праздновать юбилей – празднуемый юбилей.

      Не может быть образовано страдательных причастий от глаголов типа вставать, лежать и др., поскольку эти глаголы не могут сочетаться с винительным падежом без предлога.
      Не употребляются формы страдательных причастий настоящего времени (суффиксы -ом-, -ем-, -им-
      и т.д.................
Вуз: Предмет: Файл:

17. Морфологические нормы употребления глагола и глагольных форм.

Ошибки в употреблении глаголов связаны с существованием группы так называемых недостаточных глаголов и с возможным смешением употребления параллельных форм.

Недостаточные глаголы – это глаголы, ограниченные в образовании личных форм: у них нет формы первого лица настоящего и будущего простого времени. В эту группу входят глаголы: грезить, дерзить, победить, убедить, чудить, очутиться, ощутить, умилосердить.

Нельзя сказать: побежу, ощутю (ощущу ) – это грубая ошибка. В случае необходимости следует использоватьописательные формы :смогу победить, попытаюсь убедить, надеюсь очутиться .

Возможно параллельное употребление двух форм глагола в одном и том же значении:выздоровеют – выздоровят; движет – двигает; меряет – мерит. Первая форма в каждой паре является книжной (нормативной), вторая – разговорной. В деловой речи следует отдавать предпочтение первым. В случае с глаголомдвигать каждая из форм имеет свое значение:двигает – перемещает что-то, движет – побуждает (им движет прямой расчет).

Пары образуют и видовые формы глагола –совершенный и несовершенный вид . При образовании несов. вида глагола с помощью суффиксов– ыва-, -ива -в ряде случаев происходит изменение корневого гласного о в а. Например,выработать – вырабатывать, заморозить – замораживать . В некоторых случаях в глаголах несов. вида не будет ошибкой употребление двух вариантов в парах:обусловливать – обуславливать, подытоживать – подытаживать . Вторые формы (с корневым А) носят разговорный характер, поэтому в деловой речи более естественно употребление книжно варианта (с корневым О).

Глаголы хотеть, жаждать, видеть, слышать, ехать, мочь не имеют повелительного наклонения. Нельзя сказать «хоти» или «моги». Здесь повелительные формы образуются от синонимичных глаголов:смотри, слушай . Для глаголаехать литературной формой повелительного наклонения будет:поезжай, съезди (ехай, езжай, едь – просторечный формы, недопустимые в речи). Если действие относится к третьему лицу, то формы повелительного наклонения образуются с помощью частицпусть и пускай в сочетании с глагольными формами 3 л .: пусть он едет, пускай они видят. Нужно помнить, что данные частицы придают речи разговорный оттенок.

Речевые ошибки возникают при образованииконструкций со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими разного управления . Для их предупрежденияважно правильно поставить вопрос , которым предопределяется падежная форма существительного в подобных конструкциях:

!– обращать внимание (на что?) на факты – уделять внимание (чему?) подбору кадров;

!– консультировать (кого?) клиента – консультироваться (с кем?) с профессором, у профессора;

!– требовать (чего?) объяснений – требовать (что?) пропуск;

!– основываться (на чем?) на фактах – обосновывать (чем?) фактическими данными;

При употреблении глаголов в речи наибольшие трудности обычно вызывает соотношение некоторых глаголов по виду и образование некоторых форм .

При образовании глаголов несовершенного вида в литературном языке в ряде случаев наблюдается чередование гласных о–а в основе : утро ить – утра ивать, подто чить – подта чивать, одо лжить – ода лживать.

При образовании глаголов несовершенного вида от глаголов обусловить, сосредоточить допустимы формыобуславливать, сосредотачивать , однако основным нормативным вариантом остаётся форма без чередования –обусловливать, сосредоточивать .

При образовании форм 2-го и 3-го лица единственного числа и форм 1-го и 2-го лица множественного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов I спряжения с основой на г, к наблюдаетсячередование этих согласных с шипящимиж, ч : теч ь – тек у – теч ёт – тек ут, леч ь – ляг у – ляж ет – ляг ут, береч ь – берег у – береж ёт – берег ут.

Некоторые глаголы не имеют ряда форм настоящего и будущего времени.

1) Не используется форма 1-го лица единственного числа у глаголов:

затмить, очутиться, победить, убедить, убедиться, стонать, родиться.

2) Не имеют форм 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа глаголы: кипеть, вскипеть, выкипеть (о воде), закатиться (о круглом предмете, о небесном светиле), наступить (о времени), обступить, осуществиться, получиться, произойти, раздаваться, родиться, создаваться, состояться, течь, удаваться и др.

3) Недопустимы в литературном языке формы типа победю, побежу и т.п. При необходимости выражения этого значения надо использовать описательные конструкции: Я уверен, что смогу победить; Мне удастся победить.

При образовании форм прошедшего времени в ряде случаев наблюдается утрата суффикса -ну -: возникну ть – возник, высохну ть – высох, исчезну ть – исчез, погибну ть – погиб.

При образовании повелительного наклонения у целого ряда глаголов наблюдается чередование согласных и гласных в основе :бежать – беги (!), бегите; беречь – береги; взять – возьми; гнать – гони; жечь – жги (!); звать – зови; искать – ищи; класть – клади (!), кладите (!) и др.

Ряд глаголов характеризуется отсутствием или неупотребительностью форм повелительного наклонения: весить, видеть, двигать, мочь, ненавидеть, подвергнуться, произойти, слышать, созреть, стоить, течь, увидеть, устареть, хотеть и др.

Причастие.

От глаголов идти, увянуть и различных глаголов с данными корнями (войти, выйти, завянуть ) действительные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени:войти - вош ѐ л - вошедший, найти - наш ѐ л - нашедший, увянуть - увял - увядший.

От глагола двигать (I спряжение) страдательное причастие настоящего времени образуется с суффиксом-им - --движимый : движимый чувством сострадания.

!!! От некоторых переходных глаголов несовершенного вида страдательные причастия настоящего времени не образуются: держать, бить, мести, писать, резать, шить и т.д.

!!! От некоторых глаголов страдательные причастия прошедшего времени не образуются : гнать (но изгнать - изгнанный), знать (но узнать - узнанный), брать (но избрать - избранный), жить (но прожить - прожитый).

Некоторые глаголы на -сти (-сть )образуют разные формы действительных причастий прошедшего времени : а)от основы настоящего времени и б)от основы прошедшего времени , например:изобрести - изобретший (и изобр ѐ вший), приобрести - приобретший (и приобр ѐ вший), подмести - подм ѐ тший (и подмевший). Формы таких причастий с д и т в корне свойственны только книжной речи. Формы без д и т свойственны разговорной и просторечной речам.

Суффикс -ся обязательно сохраняется при образовании от возвратных глаголов действительных причастий настоящего и прошедшего времени , например:образовываться - образующийся; подниматься - поднимающийся. Если суффикс -ся в причастиях, образованных от возвратных глаголов, опускается, это является нарушением норм литературного языка: (например) раскаты грома сковали нас и держали в состояниинепрекращающего страха.

!!! От глаголов совершенного вида причастия настоящего времени не образуются , иначе будут нарушены нормы литературного языка, например: Мы завидуем зрителям, попадущим на спектакль.

Деепричастие.

В зависимости от вида глагола, формой которого является деепричастие, различаются деепричастия несовершенного вида (назначать - назначая, оперировать - оперируя) исовершенного вида (удалить - удалив, рассмотреть - рассмотрев). Вдеепричастиях , обр.от возвратных глаголов ,сохраняется суффикс -ся (-съ) (подняться - поднявшись; вернуться - вернувшись).

От некоторых глаголов деепричастия несовершенного вида не образуются : а)от глаголов, корни которых состоят из одних согласных : лить - льют, шить - шьют, бить - бьют, рвать - рвут, жечь - жгут, ждать - ждут, лгать - лгут. Исключение: мчаться - мчатся - мчась; б)от большинства глаголов с основой на шипящий в настоящем времени : писать - пишут, хлестать - хлещут; в)от глаголов с основой на г, к, х : беречь - берегут, стеречь - стерегут; течь - текут; г)от глаголов с суффиксом -ну -: мокнуть - мокнут, гаснуть - гаснут.

Большинство деепричастий с суффиксом –вши, -ючи носят либо устарелый характер, либо являются стилистически окрашенными под народную или старинную речь . Н-р: Давши слово, крепись; снявши голову, по волосам не плачут; либо - жить припеваючи.