Детский позвоночник нужно беречь и принимать все меры, предупреждающие его заболевания. Болезней позвоночника много, но характерные школьникам, можно выделить лишь несколько. Все они похожи, поскольку неправильная осанка, когда ребёнок сидит за партой, распределение нагрузки или не подходящий ранец, ушибы и падения, приводят к одним и тем же проблемам.

Заболевания позвоночника у детей

Самыми распространёнными заболеваниями школьника, связанными с позвоночником, можно назвать такие:

  • Остеохондроз – заболевание, деформирующее хрящевую ткань, превращая её в твёрдую, костную. Остеохондроз заставляет дегенерировать межпозвоночные диски, поражает хрящевую, и прилегающую к ней мягкую ткань. Ранее это заболевание было присуще лишь лицам, достигшим возраста 30 лет. Теперь же и наследственность, и образ жизни сделали эту болезнь всевозрастной. Отсутствие подвижности, травмы позвоночника, а так же неумеренные нагрузки на хребет, делают остеохондроз проблемой детей школьного возраста. Нужно помнить, что лечение позвоночника детей отличается от лечения взрослого человека.
  • Кифоз . Эту болезнь называют «болезнь Квазимодо», то есть позвоночник деформируется таким образом, что на спине, и только сзади, образует выпуклость.
  • Остеопороз называют заболеванием старости, но всё решается родителями в школьном возрасте. В общем, остеопороз – недостаток, причём острый, кальция в костях, что приводит к их ломкости, косточки становятся хрупкими и неправильно развиваются, с возрастом образуются разнообразные деформации позвоночника.

Методы лечения позвоночника детей

  • Остеохондроз. Лечение данного заболевания может определить только врач-хирург, поскольку в зависимости от стадии его развития, назначаются лекарственные средства, физиотерапия и специальная гимнастика, массажи, особенно лёгкие, а так же правильное питание, насыщенное кальцием и витаминами.
  • Кифоз. Заболевание следует лечить только под присмотром врача. Показана специальная гимнастика и лечебная физкультура, массажи. Если кифоз возник вследствие перелома позвоночника, следует обратиться к хирургу, который по средствам операционного вмешательства зафиксирует позвоночник, чем предупредит дальнейшее развитие заболевания.
  • Остеопороз. Заболевание следует предупреждать правильным питанием, дополнительными курсами приема кальция (приобретается в аптеке, прописывается с жирами, например, рыбьим, и витамином Д, поскольку без него кальций не усваивается организмом). Правильное питание, отсутствие сильных физических нагрузок, лечебная физкультура и гимнастика, чтобы укрепить и увеличить силу мышечной ткани, лёгкий спорт, например, плавание.

Какие методы лечения позвоночника противопоказаны детям

Часто лечение позвоночника детей оказывается не эффективным из-за мнения, что занятия спортом и много физической нагрузки, обязательно укрепят мышцы и не дадут позвоночнику развиваться не правильно. Детям, имеющим проблемы с позвоночником, противопоказана сильная физическая и моральная нагрузка, им необходимо равное количество отдыха и учёбы, необходим правильный ортопедический ранец, а так же свежий воздух и полный комплекс витаминов, минералов.

Ни в коем случае не занимайтесь самолечением, не делайте массажи и не прописывайте гимнастику, правильные упражнения и советы может дать только хороший и опытный детский врач, и специалист по ЛФК.

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное учреждение «Городской отдел образования городского округа

Сибай Республики Башкортостан»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Экологический проект

Искривление позвоночника детей школьного возраста

и

меры профилактики данного заболевания.

Работу выполнили ученицы 8б класса

Муллагулова Карина и Гордеева Анастасия.

Руководитель : учитель биологии

Симонова Нелля Салаватовна

Сибай 2012 г.

1. Введение

- Актуальность:

Данное заболевание встречается чаще, чем об этом думают. Сколиоз не всегда проявляется внешне. Но сколиоз и сутулость ведет к ряду тяжелейших заболеваний, влияет на работу внутренних органов, делает фигуру некрасивой, а так же противопоказано для некоторых профессий. Надо отметить, что к заболеванию не уделяется должное внимание, многие вообще не знают, если у него это заболевание или нет; не знают, как влияет это заболевание на работу организма.

- Цель исследования:

Выявить, сколько учащихся имеют заболевание сколиоз, и определить меры профилактики.

2. Обзор литературы

Сколиоз ( греч. skoliosis - искривление, от skolios – кривой ) - это боковое искривление позвоночника. Относится сколиоз к таким анатомическим нарушениям, как сутулость, спондилез и деформация грудной клетки.
Сколиоз приносит вред тем, что, искривляя позвоночник, зажимает коммуникацию нервной системы, а при разрастании любого сегмента происходит смещение, натяжение или передавленность внутренних органов.

При развитии сколиоза - межпозвонковые диски, подвергаясь с одной стороны высокому давлению, а с другой низкому, сдвигаются в сторону низкого давления, чем увеличивают уже имеющуюся асимметрию тела. Сдвинутые, даже минимально, межпозвонковые диски, раздражают окружающие их нервные корешки, в том числе и вегетативные, которые регулируют обменные процессы в кровеносных сосудах, мышцах и внутренних органах, что приводит к развитию многих болезней: кардиалгии, дисфункции желчного пузыря и простаты, бронхоспазмам, ангиоспазмам с последующим развитием инфаркта, холецистита, простатита, бронхиальной астмы.

Приобретенный S -образный сколиоз, если Вы не обратились в центр, и опытный мануальный терапевт не вылечил его, как правило, прогрессирует. Но сколиоз мало кто замечает, так как он всегда прогрессирует в противоположной стороне, но уже ниже от первоначального искривления. Так происходит стабилизация или балансировка организма. Но это уже S образный сложный сколиоз.
Ускорение в разрастании S сложного сколиоза зависит от интенсивности нагрузки.

Таблица нарушений взаимосвязей между позвонками и внутренними органов.

Номер позвонка

Органы и части тела, функция которых зависит от правильного положения позвонка

Симптомы и патологические состояния, возникающие при неправильном положении позвонка

I. ШЕЙНЫЙ ОТДЕЛ ПОЗВОНОЧНИКА

Гипофиз, кровоснабжение головы, кожа головы, кости лица, мозг, внутреннее и среднее ухо, симпатическая нервная система.

Головокружение, головная боль, проблема со сном, насморк, повышенное артериальное давление, мигрень, нервные срывы, амнезия (утрата памяти), хроническая усталость, нервозность.

Лоб, глаза, глазные нервы, слуховые нервы, полости, сосцевидные отростки (височные кости), язык.

Заболевание полостей, аллергия, косоглазие, глухота, глазные болезни, ушные боли, обмороки, некоторые виды слепоты.

Лицевой нерв, щёки, внешнее ухо, кости лица, зубы.

Невралгия, неврит, угри или прыщи, экзема

Нос, губы, рот, евстафиева труба

Нарушение слуха, увеличенные аденоиды, сенная лихорадка, катар.

Боль в горле, ларингит, хрипота, паратонзиллярный абсцесс.

Шейные мышцы, плечи, миндалины

Ригидность затылочных мышц, тонзиллит, боль в верхней части руки, в плечах, в затылке.

Щитовидная железа, плечевые синовиальные сумки, локтевой сустав

Гипертиреоз, нарушение подвижности в плечах и локтях, бурсит, простуда, болезни щитовидной железы

II.ГРУДНОЙ ОТДЕЛ ПОЗВОНОЧНИКА

Руки (от локтя до кончиков пальцев), пищевод и трахея.

Астма, кашель, затруднённое дыхание, отдышка, боль в руках (от локтя и ниже).

Сердце (включая клапаны), коронарные артерии.

Аритмия, ишемическая болезнь, функциональные сердечные заболевания и некоторые болезни груди.

Лёгкие, бронхиальные трубки, плевра, грудь, груди.

Бронхит, плеврит, пневмония, гиперемия, грипп.

Желчный пузырь, общий желчный проток.

Камни в желчном пузыре, болезни желчного пузыря, желтуха, опоясывающий лишай.

Печень, солнечное сплетение, кровь.

Болезни печени, лихорадка, низкое артериальное давление крови, анемия, нарушение кровообращения, артрит.

Желудок.

Желудочные болезни, включая: спазмы желудка, гастриты, язвы, несварение, изжога, диспепсия.

Поджелудочная железа, двенадцатиперстная кишка.

Диабет, язва, гастрит, расстройство пищеварения и стула.

Селезёнка, диафрагма.

Пониженная сопротивляемость, расстройство пищеварения, нарушение дыхания.

Надпочечник и надпочечные железы.

Аллергические реакции, крапивница, слабость иммунной системы.

10Г

Почки.

Болезни почек, затвердение артерий, хроническая усталость, нефрит, пиелит (воспаление почечной лоханки).

11Г

Почки, мочеточники.

Расстройство мочеиспускания, болезни кожи, например: угри, прыщи, экзема фурункулы.

12Г

Тонкая кишка, фаллопиевы трубы, лимфатическая система.

Ревматизм, боль в животе (при метеоризме), нарушение пищеварения, заболевания женских половых органов, некоторые виды бесплодия.

III. ПОЯСНИЧНЫЙ ОТДЕЛ ПОЗВОНОЧНИКА

Толстая кишка, паховые кольца.

Запор, диарея, колит, дизентерия, некоторые виды прободений и грыж.

Слепая кишка, аппендикс, брюшная полость, низ живота, верхняя часть ноги.

Аппендицит, кишечные колики, судороги, затруднённое дыхание, ацидоз (нарушение кислотно-щелочного равновесия в организме).

Половые органы, матка, мочевой пузырь, колени.

Болезни мочевого пузыря, расстройство менструального цикла (болезненная или нерегулярная менструация), выкидыши, мочеиспускание в постели, импотенция, изменения жизненных симптомов, сильные боли в коленях.

Предстательная железа, поясничные мышцы, седалищный нерв.

Боли в коленях, стопах; боли в пояснице: ишиас, люмбаго; трудное, болезненное или слишком частое мочеиспускание;.

Нижняя часть ноги, голени, лодыжки, ступни

Плохое кровообращение в ногах, опухание лодыжек, слабые лодыжки и подъёмы ступней, холодные ноги, слабости в ногах, судороги ножных мышц.

IV. КРЕСТЕЦ.

Тазобедренные кости, ягодицы.

Боли в крестце, заболевания крестцово-подвздошного сочленения, искривления позвоночника.

V. КОПЧИК.

Прямая кишка, задний проход.

Геморрой, зуд, нарушение функций тазовых органов, боли в копчике в сидячем положении.

3. Объект и методика проведения:

    Составить вопросы - тест:

2)Какой у вас портфель- ранец или сумка?

3)Есть ли у вас заболевание сколиоз?

4)Испытываете ли вы боли и напряжение в спине?

5)Сколько времени уходит на подготовку домашнего задания?

а) 1 час

б) 1-2 часа

в) 3-4 часа

6)На чем вы предпочитаете спать?

а) ортопедический матрац

б) мягкий матрац или перина

в) на жесткой поверхности

7)Если у вас имеется заболевание сколиоз, принимаете ли вы

какие – либо меры для устранения заболевания?

8)Знаете ли вы о мерах профилактики заболевания сколиоз?

2)Выбрать объект изучения: 10-11 классы

Мальчики: болеют- 6чел., здоровы-7чел.

Девочки: болеют-17чел., здоровы-23

3)Провести тестирование среди учащихся 10-11 классов.

4)Обработать данные.

5)Составить диаграммы и таблицы.

6)Подвести итоги.

4. Результаты исследования

Диаграмма состояния здоровья учащихся 10-11 классов во время учебы в школе

1)Занимаетесь ли вы регулярным спортом? (Да, нет)

2) Какой у вас портфель: а) ранец б) сумка

3) Испытываете ли вы боли и напряжение в спине

4)Знаете ли вы о мерах профилактики заболеваний: сколиоз и сутулость (да или нет)

5) На чем вы предпочитаете спать?

А) ортопедический матрац

Б) мягкий матрац или перина

В) на жесткой поверхности

Сколько времени уходит на подготовку домашнего задания?

а) 1 час

б) 1-2 часа

в) 3-4 часа

Особую тревогу в настоящее время вызывает широкое распространение среди детей дефектов и заболеваний опорно-двигательной системы, таких как сколиоз, нарушение осанки, плоскостопие.

Нарушение осанки в детском и подростковом возрасте встречается у 45-50 % детей, сколиоз - у 7-12 % детей.

Наиболее распространенная форма нарушения осанки – сутулость, которая затрудняет работу сердца, легких, диафрагмы, может появиться близорукость и другие заболевания. Чаще всего нарушение осанки может быть вызвано неправильным положением сидя, стоя, лежа, а также привычкой носить тяжелый портфель в одной руке. Крайне неблагоприятно на формирование осанки сказывается не до конца излеченный рахит, мышечная кривошея, дисплазия тазобедренных суставов.

Чем раньше выявлены дефекты и чем раньше началась их коррекция под руководством опытного методиста по лечебной физкультуре, тем большего эффекта можно добиться.

Правильно организованный двигательный режим, активная и разнообразная физическая деятельность – основа профилактики нарушения осанки, сколиоза.

Очень важно правильно подобрать мебель для ребенка, она должна соответствовать его росту. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать с левой стороны.

Если Вы обнаружите какие-либо дефекты в осанке ребенка, можете обратиться в детскую поликлинику по месту жительства. Также в городе работает отделение лечебной физкультуры при городской поликлиники, где опытные специалисты подберут индивидуальный комплекс лечебной гимнастики.

Необходимо соблюдать 10 золотых правил “спинальной школы” по Kramer (1986)

1. Ты должен двигаться.
2. Держи спину прямо
3. Упражняйся в ходьбе в согнутом (на корточках) положении.
4. Не поднимай тяжелых предметов.
5. Распределяй груз и держи его ближе к туловищу.
6. Избегай вращения в поясничном отделе позвоночника с одновременным наклоном вперед.
7. Не стой с выпрямленными ногами.
8. В положении лежа согни ноги.
9. Занимайся спортом: плавание, бег, велосипед.
10. Тренируй ежедневно мышцы позвоночника.

6. Список литературы:

1. Большая медицинская энциклопедия том 23 стр. 386-389

2. Журнал «Здоровье» N 6 1986г.

3. Журнал «Здоровье» N 8 1986г.

4. Напалков П.Н. Смирнов А.В. Шрайбер М. Г., Хирургические болезни, Медицина 1969г., стр. 256-257

5. Журнал «Сила и красота» N 8 1995г.

7.Приложение

УПРАЖНЕНИЯ ПРИ СУТУЛОСТИ

1. И.П. - стоя ноги вместе, руки в стороны.
Поднять руки вверх, подняться на носки. Максимально потянуться вверх, прогибая грудной отдел вперёд, удерживать это положение 5-10 сек. 3-5 раз.

2. И.П. - стоя ноги вместе, руки на пояс .
Отведение плеч назад, прогибая грудной отдел вперёд, удерживать это положение 5-10 сек. 3-5 раз.

3. И.П. - то же.
Наклон туловища вперед, прогибая грудной отдел вперёд, удерживать это положение 5-10 сек. 3-5 раз.

4. И.П. лежа на спине, руки в замок за голову.
Поднимать прямые ноги до угла 45°, удерживать это положение 5-10 сек. 3-5 раз.

5. И.П. - лежа на спине, руки ладонями вниз положите под ягодицы. Поднимите одновременно обе прямые ноги вверх, затем опустите, 20-30 раз. Для ослабленных пациентов рекомендуется в течение нескольких недель поднимать ноги по очереди, подтягивая их в согнутом виде к животу.

6. И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища.
Опираясь на локти, максимально прогнуться в грудном отделе позвоночника, удерживать это положение 5-10 сек. 3-5 раз.

7. И.П.- лежа на животе, руки в упоре на пол.
Выпрямляя руки, максимально прогнуться в грудном отделе позвоночного столба, посмотреть вверх, удерживать это положение 5-10 сек. 3-5 раз.

8. И.П. - лежа на животе, руки вдоль туловища. «Лодочка»
Максимально прогнуться в спине, поднимая плечи и прямые ноги от пола, удерживать это положение 5-10 сек., 3-5 раз.

9. И.П. - стоя на четвереньках. «Кошечка с прогибом»
Не сгибая рук, прогнуться в грудном отделе позвоночника вперед и вниз, стараясь достать грудью до пола, удерживать это положение 5-10 сек., 3-5 раз.

10. И.П. - стоя на четвереньках. «Кошечка в движении»
Сгибая руки, прогнуться в грудном отделе позвоночника вперед и вниз, слегка подавая туловище вперед, затем, выпрямляя руки, вернуться назад. 3-5 раз.

11. И.П. - лёжа на спине. Упражнение с отягощением.
И.П. лежа на спине, под лопатки подложите книжку толщиной 2–3 см. В руках – груз. Для женщин – 0,5 кг, для физически крепких мужчин – 1,5 кг.
Движения – прямыми руками, вначале вдоль тела, – от бёдер за голову, одновременно и попеременно. Затем разведения руками, одновременно и попеременно. Увеличивайте нагрузку и амплитуду постепенно.

При выполнении упражнений следует постоянно следить за осанкой. Занятия гимнастикой не могут полностью исправить кифоз, они лишь способны предотвратить бурное прогрессирование заболевания и повысить функциональные возможности позвоночника.


Лечение сколиоза у подростков является важным процессом. Заболевание поражает чаще детей школьного возраста. В этот период происходит формирование костного каркаса. Организм быстро растет и меняется. Костная ткань подвергается большим нагрузкам. Если терапия проводится не вовремя, происходит изменение осанки. Позднее лечение осуществляется только при помощи хирургического вмешательства.

Этиология заболевания

Сколиоз является одной из разновидностей деформации позвоночного столба. При этом у подростка наблюдается изменение одной или нескольких осей позвоночника. Заболевание развивается под воздействием различных факторов и протекает в четыре стадии.

Для первой стадии характерно незначительное отклонение позвоночника. Дегенеративным изменениям подвержен один сегмент столба. На этом этапе лечение позволяет быстро устранить процесс, и восстановить функции позвоночника. На второй стадии изменения в позвоночнике становятся видны невооруженным взглядом. У подростка наблюдается смещение одного плеча в нижнюю сторону. Дальнейшее развитие патологии вызывает осложнение в виде 3 и 4 стадии. Такие изменения устраняются только при помощи операции.

Определение стации сколиоза у подростков проводится при помощи вычисления угла отклонения. Для этого измеряется угол оси в прямостоячем положении. Первая стадия заболевания характеризуется углом отклонения не более 10 градусов. На втором этапе угол достегает 25 градусов. Самым сложным является изменение оси на 40 и более градусов.

Причины развития патологии

В подростковом возрасте происходит формирование организма. При этом наблюдается быстрое развитие внутренних органов, сосудов и мягких тканей. Костный же каркас поддается окостенению медленно. Увеличение органов вызывает повышение нагрузки на позвоночник. Мягкие позвонки не справляются и проседают. Происходит отклонение позвонков от прямой оси.

На изменение осанки у подростков влияют также следующие факторы:

  • Длительное нахождение в сидячей позе;
  • Неправильный подбор сумки для учебников;
  • Воспалительные заболевания позвоночника;
  • Травмирование столба;
  • Генетическая предрасположенность.

Сколиоз часто поражает школьников из-за длительного пребывания в сидячем положении. Нахождение в одной позе влечет усталость и боль в тканях. Подросток начинает подбирать более удобную позу. При этом происходит изменение осанки и усиление нагрузки на отдельные позвонки. Привычное искривление влечет развитие сколиоза.

Многим родителям рекомендуется тщательно подбирать сумку для ношения школьных принадлежностей. Самым лучшим выбором считается ранец. Он позволяет равномерно распределить вес учебников на позвоночнике. Нагрузка становится равномерной. Различные же сумки часто вызывают . При этом угол отклонения зависит от доминирующей стороны. У правши искривление возникает на левую сторону, у левши – на правую.

На сколиоз у подростков может оказать влияние и наличие хронического воспалительного процесса в столбе. Причиной воспаления может стать неправильное распределение нагрузки или сильное снижение иммунитета.

Травмирование мягких тканей или самого позвоночника вызывает дополнительные дегенеративные изменения в костной ткани. Процесс может задеть часть позвонка. Происходит прекращение окостенения одного из ядер позвонка. Сколиоз может в этом случае повлечь изменения в грудном отделе.

Жалобы ребенка

Многие подростки ведут активный образ жизни. Постоянная двигательная активность при сколиозе сопровождается появление некоторых симптомов:

  • Быстрая утомляемость;
  • Сильные болевые ощущения;
  • Снижение обучаемости;
  • Нарушение сна.

Одним из признаков сколиоза у подростков является быстрая утомляемость. Это явление возникает из-за сильного перенапряжения спинного мозга. Вторая стадия заболевания также вызывает частичное защемление нервных окончаний позвоночного столба. Процесс вызывает нарушение передачи нервных импульсов. Умственная работа ослабевает. У подростка наблюдается раздражительность, отказ от выполнения заданий, снижается двигательная активность.

Такие дети жалуются на появление сильных головных болей, которые имеют разную интенсивность. Чем сильнее отклонение от оси, тем острее болевые ощущения. Этот симптом может нарушить режим сна у3 ребенка. Пациент часто просыпается и плохо засыпает.

Как диагностируется проблема

Многим родителям можно самостоятельно выявить дегенеративные изменения в позвоночнике ребенка. Для этого требуется установить подростка в прямостоячее положение. Руки располагаются вдоль туловища, ноги ставятся вместе. Не меняя положения позвоночника, подросток должен наклониться вперед. На поверхности кожи четко становится видно положение позвонков. Также просто можно увидеть различное расположение плечевой зоны. При сколиозе одно плече располагается ниже другого.

Если родители заметили такие изменения, они должны посетить специалиста. Самостоятельно выявить степень патологии затруднительно.

Терапия заболевания

Существует большое количество методов лечения сколиоза. Для терапии используются такие способы, как:

  • Хирургическое вмешательство;
  • Массажное лечение;
  • Иглоукалывание;
  • Подбор специальных упражнений;
  • Ношение ортопедического корсета;
  • Правильный выбор мебели для подростка.

Лечение сколиоза зависит от степени поражения позвоночного столба. На первом этапе заболевания подростку рекомендуется специальный лечебный массаж и лечебная физкультура. Массаж проводится только квалифицированным специалистом. Количество сеансов назначается строго индивидуально для каждого больного. Совместно с массажем можно проводить сеансы иглоукалывания. Данная методика основана на постановке иглы в отдельную точку позвоночника. При этом происходит улучшение трофического питания данного участка, восстанавливается нервная деятельность.

Для быстрого восстановления формы позвоночника используются специальные ортопедические корсеты. Корсет можно приобрести в любом ортопедическом салоне. Корсет осуществляет определенное давление на позвонки. Это необходимо учитывать при его выборе. Разная сторона сколиоза требует различного давления. При слабой форме заболевания в корсете не располагаются металлические вставки, при сильной – вставка находится на участке, который необходимо откорректировать. Если же лечение проводилось при помощи хирургического вмешательства, подростку необходимо носить медицинский бандаж. Выбор бандажа осуществляет врач.

Эффективность лечения также зависит от правильно подобранной мебели. Для сна рекомендуется подбирать только ортопедический матрац. Его поверхность более жесткая, она помогает фиксировать тело в прямом положении.

Рабочее место подростка необходимо обеспечить правильным столом. Высота стола должна позволять ребенку находиться в сидячем положении под прямым углом. Если же подростку необходимо наклоняться, значит стол выбран неправильно. Стул также играет важную роль. Сиденье не должно быть слишком мягким. Стул не должен вращаться.

На второй стадии заболевания ребенку подбираются лечебные упражнения. ЛФК позволяет восстановить форму позвоночника, улучшает кровообращение. Многие специалисты рекомендуют использовать методику по лечебному хождению. Она основана на чередовании распределения массы тела по позвоночному столбу. Подросток должен поочередно ходить на пятках и носочках. Также полезно выполнять упражнение ножницы. Оно выполняется в различных положениях. Вначале необходимо делать махи ногами лежа на спине, потом на каждом боку поочередно. Это помогает восстановить работу мышечного каркаса. Позвоночник подростка вытягивается.

Третья и четвертая стадия сколиоза требует хирургического лечения. Сложность операции зависит от угла отклонения. После хирургического вмешательства проводится восстановительное лечение. Подростку запрещается активно двигаться. Специалисты подбирают необходимое питание. Лечение сопровождается приемом лекарственных препаратов.

Сколиоз хорошо поддается лечению на первых этапах. Своевременное обращение к специалистам позволяет исключить хирургическое вмешательство. Здоровье подростка быстро восстановится.

Патологии спины различного характера могут развиться как у подростков, так и у совсем маленьких детей. Родителям необходимо знать первые симптомы заболеваний, чтобы вовремя заметить проблему и не допустить развития осложнений.

Почему у детей и подростков возникают заболевания спины

Дети и подростки имеют повышенный риск развития заболеваний спины. Происходит это из-за следующих факторов:

  • скачкообразного увеличения роста и массы тела, что повышает нагрузку на позвоночный столб;
  • сниженной физической активности;
  • ношения тяжёлого школьного рюкзака.

Малоподвижный образ жизни современных детей и подростков связан не только с длительным пребыванием в школе, но и с появлением в повседневной жизни технических новинок: компьютеров, планшетов, сотовых телефонов. Именно по этой причине многие дети проводят свободное время пассивно. Длительное пребывание ребёнка в положении сидя увеличивает нагрузку на позвоночник, формирует неправильную осанку, приводит к атрофии мышц.

Во время сидения за компьютером дети часто сутулятся, что приводит к формированию неправильной осанки

Под воздействием большого веса рюкзака ребёнок вынужден наклоняться вперёд, чтобы удержать равновесие. Это способствует искривлению позвоночного столба.

Тяжёлые школьные рюкзаки перегружают позвоночник ребёнка, что приводит к развитию сколиоза и других заболеваний спины

Вес школьного рюкзака должен составлять не более 15% от веса ребёнка. Ежедневно проверяйте его содержимое. Очень часто дети и подростки берут в школу много ненужных вещей.

Классификация возможных патологий

В зависимости от причины появления различают следующие болезни спины:

В зависимости от места локализации разграничивают заболевания следующих отделов позвоночника:

  • шейного;
  • грудного;
  • крестцово-поясничного;
  • копчика.

Позвоночник состоит из пяти отделов, в каждом из которых могут развиваться патологические процессы

Симптоматика

Симптомы заболеваний спины могут быть различными в зависимости от причин появления и места локализации. Важно заметить тревожные признаки на начальной стадии развития болезни, тогда и лечение будет быстрым и эффективным.

Таблица: болезни спины и их признаки

Фотогалерея: заболевания спины у детей и подростков

При кифозе позвоночник искривляется в передне-задней плоскости При сколиозе позвоночный столб отклоняется в сторону от вертикального положения Грыжа приводит к сдавливанию межпозвоночных нервов, что вызывает болевой синдром Болезнь Бехтерева вызывает очень сильную деформацию позвоночника Воспаление седалищного нерва характеризуется болями в пояснице, ягодицах и задней поверхности бёдер При остеохондрозе поражаются диски позвонков и близлежащие к ним ткани Спина Бифида - патология, при которой часть спинного мозга выпирает наружу, образуя нарост

Дифференциальная диагностика

Дифференциальная диагностика необходима для постановки точного и верного диагноза. Многие заболевания спины имеют похожие признаки, и отличить один недуг от другого бывает очень сложно. В таких ситуациях применяются различные методы обследования организма, позволяющие подтвердить или опровергнуть предполагаемый диагноз.

Согласно данным мировой статистики, более 30% всех злокачественных образований не выявляется при обследовании: ошибочно ставится другой диагноз. Пациенты проходят курс лечения от несуществующего заболевания, а в это время онкология прогрессирует.

Таблица: дифференциальная диагностика заболеваний спины у детей и подростков

Предполагаемый диагноз Заболевания, с которыми
следует дифференцировать (отличать) предполагаемую болезнь
Методы исследования и результаты
Юношеский кифоз (искривление позвоночника в передне-задней плоскости)
  • нарушение осанки;
  • посттравматические деформации.
  • Рентген в боковой проекции. Выявляет:
    • грыжи в телах позвонков;
    • уменьшение промежутков между позвоночными дисками;
    • наличие трёх или более клиновидных позвонков.
  • МРТ. Показывает:
    • деформацию тел позвонков;
    • грыжи в телах позвонков.
  • нарушения осанки;
  • туберкулёзное поражение позвонков.
  • Внешний осмотр в положениях стоя, сидя, лёжа. Показывает:
    • асимметричность лопаток и треугольников талии;
    • боковое искривление позвоночного столба.
  • Тест в наклоне с применением сколиозометра (прибора для измерения линейных показателей искривления позвоночника). Определяет:
    • асимметрию лопаток;
    • образование рёберного горба.
  • Рентгеновский снимок позвоночника в положении стоя и лёжа. Уточняет угол отклонения позвоночного столба от вертикальной оси.
Остеохондроз (поражение межпозвоночных дисков и тканей позвонков)
  • опухоли позвоночника;
  • болезнь Бехтерева;
  • воспаление мышц спины;
  • врождённое срастание позвонков.
  • Механическое воздействие на больной участок при помощи постукивания пальцами руки, покалывания иголкой. Сниженная чувствительность - признак остеохондроза.
  • Биохимическое исследование крови. Определяет:
    • сниженный уровень кальция;
    • повышенную СОЭ (скорость оседания эритроцитов).
  • Рентгенография. Выявляет:
    • подвижность позвонков;
    • отложение солей в межпозвоночных дисках;
    • образование уплотнений (остеофитов) на границе с поражёнными участками.
Миозит (воспаление скелетных мышц спины)
  • туберкулёз;
  • радикулит;
  • системная красная волчанка;
  • ревматоидный артрит;
  • склеродермия.
  • Ревмопробы. Оцениваются показатели:
    • С-реактивный белок (повышен при воспалительном процессе);
    • ревмофактор (повышен при аутоиммунных процессах);
    • антистрептолизин-О (повышен при развитии инфекции, вызванной стрептококком).
  • Магнитно-резонансная томография. Определяют локализацию воспалительного процесса.
Межрёберная невралгия (сдавливание межрёберных нервов)
  • стенокардия;
  • инфаркт миокарда;
  • пневмония.
  • Электрокардиограмма, которая поможет исключить стенокардию и инфаркт миокарда.
  • Рентген грудной клетки при подозрении на пневмонию.
Спондилоартроз (поражение межпозвонковых суставов)
  • остеохондроз;
  • миозит;
  • опухоли позвоночника.
  • Рентгенография. Выявляет:
    • склерозирование поверхности суставов;
    • сужение щелей суставов.
Межпозвоночная грыжа (доброкачественное образование, расположенное между позвонками)
  • ревматоидное поражение дисков;
  • болезнь Бехтерева;
  • злокачественные и доброкачественные опухоли.
  • Рентгенография. Уточняет место локализации образования и его размер.
  • Ультразвуковое исследование. Определяет структуру образования.
  • Биопсия хрящевых тканей. Производится при подозрении на онкологию.
Компрессионный перелом позвоночника (перелом позвонка)
  • остеохондроз;
  • межпозвоночная грыжа;
  • миозит.
  • Рентгенография, сделанная прямо и сбоку. Определяет:
    • факт перелома позвонка;
    • степень повреждения.
  • Компьютерная томография, позволяющая уточнить диагноз.
Ревматоидный артрит Анализ крови на ревматоидный фактор (особый вид антител, способствующий разрушению сосудов и суставов). При возникновении ревматоидного артрита этот показатель будет повышен.
Злокачественные опухоли
  • межпозвоночные грыжи;
  • туберкулёзный спондилит (поражение позвоночника бактериями туберкулёза);
  • нарушение спинального кровообращения.
  • Биопсия. Определяет характер патологического образования.
  • Контрастная томография. В канал позвоночника вводится контрастное вещество, что позволяет дифференцировать поражённые раком области от здоровых участков.

Лечение заболеваний позвоночника

Для лечения болезней спины применяется два основных метода:

  • консервативный;
  • хирургический.

Консервативное лечение используется при неосложнённых заболеваниях и включает в себя следующие элементы:

  • медикаментозную терапию;
  • физиотерапию;
  • оздоровительную физкультуру;
  • лечебный массаж;
  • использование ортопедических корсетов;
  • диетическое питание.

Медикаментозная терапия

При заболеваниях спины у детей и подростков применяются различные медикаменты:

  • Нестероидные противовоспалительные препараты (Диклофенак, Ибупрофен) для перорального приёма. Оказывают обезболивающее, жаропонижающее и противовоспалительное действие. Применяются при острых и хронических воспалительных процессах спины: остеохондрозе, миозите, радикулите.
  • Спазмолитики (Папаверин, Но-Шпа). Уменьшают количество и интенсивность спазмов мышц спины, устраняют болевой синдром.
  • Витаминные комплексы. Восполняют недостаток необходимых витаминов в организме.
  • Средства для местного применения, выпускающиеся в виде мазей (Долгит, Нурофен, Диклофенак). Снижают боль в спине, обладают противовоспалительными свойствами. Способствуют расширению сосудов, активизации метаболизма, улучшению кровообращения. Используются при межпозвоночной грыже, остеохондрозе, травмах спины.

Перед применением лекарственных средств обязательно проконсультируйтесь с врачом. Только специалист может подобрать правильную терапию для вашего ребёнка.

Фотогалерея: лекарственные средства, назначаемые при заболеваниях спины

Ибупрофен обладает системным противовоспалительным и обезболивающим действием Но-шпа снимает спазмы, облегчая боль в спине Диклофенак - наружное средство с противовоспалительным и обезболивающим эффектом Нейромультивит - один из витаминных комплексов, применяемых в комплексной терапии заболеваний спины у детей

Физиотерапия

Физиотерапия включает в себя много методов, самыми эффективными при заболеваниях спины являются:

  • электростимуляция;
  • лекарственный электрофорез.

Электростимуляция основана на применении электрического тока, под воздействием которого улучшается состояние тканей спины.

Возможности этого метода таковы:

  • восстановление мышечного тонуса;
  • улучшение кровообращения в спине;
  • усиление обменных процессов.

При электрофорезе под воздействием электрических импульсов осуществляется доставка лекарственных веществ к поражённым участкам спины.

При помощи электрофореза лекарственное вещество быстро доставляется к месту, где оно необходимо

Достоинства метода:

  • быстрое проникновение лекарства внутрь организма;
  • длительный лечебный эффект.

Ортопедические корсеты

Ортопедические корсеты применяются при следующих заболеваниях спины:

  • сколиоз 1 и 2 степени;
  • кифоз 1 и 2 степени;
  • остеохондроз;
  • нестабильность шейного отдела позвоночника.

Ортопедический корсет поддерживает спину ребёнка в верном положении

Полезные свойства корсетов:

  • поддерживают позвоночный столб в нужном положении;
  • формируют правильную осанку;
  • разгружают позвоночник;
  • помогают снизить болевой синдром в спине.

К выбору ортопедического корсета для ребёнка нужно подойти ответственно. Корсеты выпускаются различных моделей и размеров. Сделать правильный выбор поможет лечащий врач-ортопед.

Лечебная гимнастика

Комплекс лечебной гимнастики подбирается для каждого пациента индивидуально врачом и зависит от следующих факторов:

  • вида заболевания;
  • наличия или отсутствия осложнений;
  • физических показателей пациента.

Но существуют общие правила, которых необходимо придерживаться при выполнении оздоровительной физкультуры:

  • перед основным комплексом упражнений выполнять разминку, которая поможет подготовить мышцы к более тяжёлой нагрузке;
  • все движения производить плавно, в медленном темпе;
  • не применять гантели и другие утяжелители без разрешения лечащего врача.

Примерный разминочный комплекс упражнений, который можно применять при любом заболевании спины:


Полезными свойствами обладает лечебная физкультура в воде:

  • расслабляет позвоночник;
  • снижает болевой синдром;
  • повышает эффективность упражнений;
  • укрепляет мышцы спины и всего тела;
  • улучшает работу лёгких.

Видео: ЛФК в воде при сколиозе у детей

Массаж применяется для лечения практически всех патологий спины. Но ощутимый эффект от процедуры можно получить только на начальной стадии заболевания.

При массаже производится дозированное механическое воздействие на определённые участки тела. Применяются различные приёмы и методики, которые способствуют:

  • уменьшению болей в спине;
  • усилению кровообращения в поражённых местах;
  • расслаблению мышц спины;
  • улучшению работы нервной системы.

Массаж не только оказывает лечебное воздействие на спину, но и помогает ребёнку расслабиться и успокоиться

Существуют некоторые противопоказания, при которых производить массаж не рекомендуется:

  • высокая температура;
  • туберкулёз в активной фазе развития;
  • гнойное и грибковое поражение кожи;
  • высокое артериальное давление;
  • увеличение лимфоузлов;
  • острая стадия аллергии;
  • сердечная недостаточность.

Производиться массаж должен только специалистом. Выполнение его самостоятельно в домашних условиях может навредить ребёнку.

Диета

При возникновении заболеваний спины необходимо наблюдать за весом ребёнка. При избыточной массе тела увеличивается нагрузка на позвоночный столб и мышцы спины.

Необходимо убрать из меню:

  • жирную, жареную, острую и солёную еду;
  • продукты с высоким содержанием легкоусвояемых углеводов (сладости, выпечку).

Активно следует включать в рацион:

  • продукты, в которых содержится много белка (рыбу и морепродукты, телятину, творог), он служит основным строительным материалом для организма;
  • свежие фрукты и овощи, они богаты витаминами и полезными веществами;
  • продукты с высоким содержанием витамина С, который повышает иммунитет и принимает участие в формировании костей;
  • продукты, в состав которых входит витамин Е, он укрепляет скелетную мускулатуру и стенки мелких кровеносных сосудов.

Фотогалерея: полезные продукты при заболеваниях спины

В состав свежих фруктов входит много витаминов Мясо содержит много белка, небходимого ребёнку для нормального роста и развития Шпинат содержит витамин Е, который защищает костную ткань и кровеносные сосуды от повреждений В состав шиповника входит витамин С, повышающий защитные силы организма

Хирургическое лечение

Хирургическим способом лечат следующие заболевания спины:

  • межпозвоночную грыжу;
  • стеноз позвоночного канала;
  • нестабильность шейного отдела позвоночника;
  • остеохондроз;
  • болезнь Бехтерева;
  • кифоз 3–4 степени;
  • сколиоз 3–4 степени;
  • перелом позвонка;
  • злокачественные опухоли позвоночника.

«Золотой» стандарт современной хирургии - эндоскопический (малоинвазивный) метод оперативного вмешательства, который всё чаще применяется для устранения патологий спины. Преимущества такого вида вмешательства:

  • атравматичный метод;
  • короткий реабилитационный период;
  • низкая кровопотеря во время операции;
  • применение местной анестезии;
  • использование видеооборудования в процессе операции.

Для удаления межпозвоночной грыжи применяется метод эндоскопической дискэктомии:


При переломе позвонка применяется малоинвазивная процедура - кифопластика: в полость сломанного позвонка вводится специальный баллон, который заполняется костным цементом.

Позвонок выравнивают по высоте при помощи ввода в его полость специального баллона

Народные средства для устранения болевого синдрома в спине

Снять боли в поясничном отделе поможет укутывание поражённой области шерстяным поясом, вымоченным в солевом растворе:

  1. Растворить две столовые ложки соли в литре воды.
  2. Опустить в раствор шерстяной пояс на 40–50 минут. Ткань за это время впитает соль.
  3. Достать пояс из раствора, слегка отжать и повесить сушиться. После высыхания его можно использовать.
  4. Применять при появлении болей в спине, носить в течение двух часов.

Шерстяной компресс поможет снизить болевой синдром в спине

Помогает уменьшить болевой синдром и следующий народный способ:

  1. Взять редьку, очистить и натереть на крупной тёрке.
  2. Полученную массу поместить в эмалированную посуду, слегка нагреть.
  3. Выложить нагретую редьку на чистую льняную ткань, равномерно распределить по поверхности материи.
  4. Сложить ткань пополам так, чтобы редька оказалась внутри компресса.
  5. Прикладывать к поражённому участку во время болевых приступов, держать на протяжении 30 минут.

Перед использованием народных средств обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом.

Прогноз и возможные последствия

Большинство заболеваний спины прекрасно поддаётся лечению на ранней стадии развития. Очень важно вовремя выявить патологию и обратиться за медицинской помощью к квалифицированному специалисту.

Запущенные болезни требуют длительного лечения, и не всегда результат может быть положительным.

Так, сколиоз 1–2 степени прекрасно лечится консервативными способами. При несвоевременной терапии болезнь прогрессирует:

  • 3 степень сколиоза лечится только хирургическим путём;
  • 4 степень приводит к инвалидности.

При 4 степени сколиоза происходит сильная деформация позвоночника, ребёнок становится инвалидом

На начальной стадии развития рака позвоночника поражается небольшой участок костной ткани, далее количество злокачественных клеток растёт, онкология распространяется на мышцы, спинной мозг. При отсутствии лечения раковые клетки гематогенным способом (с током крови) попадают во внутренние органы. 1–2 степень рака операбельна и поддаётся лечению. При 3–4 степени онкологии прогноз печален: вероятность победить заболевание сводится к нулю.

Профилактические медицинские осмотры и своевременная диагностика заболеваний помогут избежать тяжёлых патологий спины.

Профилактика

Снизить риск заболеваний спины у детей и подростков возможно, если выполнять некоторые правила:


Ответственность за здоровье детей несут родители. Именно по причине невнимательности взрослых часто болезни спины у детей на ранней стадии не выявляются. Родители начинают бить тревогу, когда симптоматика становится выраженной, а заболевание находится в запущенной стадии. Профилактические медицинские осмотры снижают этот риск и позволяют своевременно корректировать развивающиеся патологии.

Именно она объясняет личную заинтересованность автора данной работы в детальном изучении уже имеющейся информации по проблеме сколиоза и попытку исследовать распространенность и структуру этой патологии в пределах собственной школы.

По мере же ознакомления с литературой, данными медицинских осмотров, по ходу собственных наблюдений, возник вопрос: «Какой комплекс мероприятий наиболее рационален для борьбы со сколиозом, если уже известные и даже избитые фразы об осанке, практически абсолютное знание каждым учеником, как нужно сидеть за партой, наличие групп лечебной физкультуры не искореняют проблему сколиоза».

Сколиотическая болезнь возникает в период роста позвоночника. Поэтому сколиоз – проблема, часто встречающаяся именно у школьников. Это подтверждают данные ежегодных медицинских осмотров учащихся в нашей школе.

Поразителен тот факт, что существует возможность эффективной борьбы с данным заболеванием и меры этой борьбы доступны каждому. Однако, вместо того, чтобы изменить образ жизни после постановки диагноза: сколиоз и проявить упорство в сопротивлении этому недугу, учащиеся покорно переходят с ним из класса в класс. А заботу о своем здоровье перекладывают на плечи окружающих.

1. Изучить частоту встречаемости сколиоза среди учащихся Железнодорожной школы №1; структуру искривлений позвоночника по степеням.

2. Выяснить, обладают ли учащиеся знаниями по профилактике сколиоза и выполняют ли рекомендации санитарно-гигиенического плана школьники, имеющие диагноз: сколиоз.

3. Выяснить эффективность мероприятий школы по предупреждению возникновения и развития сколиоза среди учеников.

1. ИСКРИВЛЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА

У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ ПРОФИЛАКТИКА.

1. 1 Анатомо-физиологические особенности позвоночного столба младших школьников и подростков.

В древней медицине спинной хребет с «растущими» из него ребрами и нервами уподобляли опоре мироздания – легендарному древу жизни. В те давние времена форму позвоночника, считавшегося символом надежности и постоянства в вечно изменявшемся мире, придавали посохам царей и жрецов. На самом деле наш «столб» не прям, а изогнут. Изгибов этих четыре: два вперед – шейный и поясничный лордозы и два назад – грудной и крестцово-копчиковый кифозы. Они физиологичны, поскольку обеспечивают устойчивость позвоночника в вертикальном положении и легкость, пружинистость при ходьбе на двух ногах. Ребенок рождается без этих изгибов и постепенное формирование их в процессе роста отражает эволюцию позвоночника.

Позвоночник не монументная структура. Он состоит из 33-34 позвонков, скрепленных 122 суставами, 26 костно-хрящевыми соединениями и 365 связками. Все это придает нашему «стволу» необыкновенную гибкость.

Наиболее гибок позвоночник у детей – это обусловлено высокой эластичностью межпозвонковых дисков и их относительно большой высотой. Но при этом большая гибкость позвоночника у ребенка сочетается с недостаточно развитой мускулатурой. Поэтому в условиях ограничения двигательной активности:

Проведение 5-6 часов за партой в школе;

Длительное время на выполнение большого объема домашних заданий;

Отсутствие культуры просмотра телевизора;

Работа и игра с компьютером при плохой осанке, именно у школьника (особенно младшего) наиболее высок риск формирования патологических изгибов позвоночника.

К патологическим изгибам относятся:

Нарушенная осанка;

Патологический кифоз и лордоз;

Сколиоз.

1. 2 Осанка и её значение.

Теперь следует остановиться на понятиях нормальной (правильной) и плохой осанки. Поскольку именно плохая осанка является пусковым фактором в формировании сколиоза.

Первым условием правильной осанки является «наличие достаточного числа точек опоры тела» При правильной посадке ноги полной ступней опираются на пол или на подножку парты и образуют в тазобедренных и коленных суставах прямые или слегка тупые углы (1000-1100). Школьник должен полностью занимать скамью (стул), так чтобы 2/3 – 3/4 длины бедра располагалось на сидении, а поясница опиралась на спинку стула. Туловище и голова слегка наклонены, но не более чем на 15-20 градусов. Расстояние от глаз до рабочей поверхности примерно 30см. Между грудью и столом есть 5-10см свободного пространства.

Помешать правильной посадке может

Несоответствие стола и стула росту ребенка

Плохое зрение

Недостаточное освещение рабочего места

Дети, имеющие неправильную посадку, низко склоняются над тетрадками, ноги располагают под сидением или нога на ногу; поэтому ноги, не поставленные на полную ступню, не служат точкой опоры, удерживать равновесие становится трудно и центр тяжести смещается вперед или в сторону

Конечно, плохая осанка сама по себе не может стать причиной сколиоза, поскольку в его возникновении решающую роль играют нарушенные процессы обмена в соединительной ткани. Но, очень важно то, что плохая осанка ускоряет развитие уже начавшегося искривления позвоночника и делает его более выраженным.

С другой стороны, правильная осанка и соблюдение несложных рекомендаций по режиму и гигиене помогают не только остановить развитие сколиоза, в начальной стадии, но и избавиться от этого недуга без корсетов и операций.

1. 3 Сколиоз. Классификация сколиоза и его профилактика.

Термины сколиоз – искривление позвоночника во фронтальной плоскости, кифоз и лордоз - искривление позвоночника в саггитальной плоскости введены Галеном. Однако деформации позвоночника были известны еще древним египтянам, которые к тому же знали, что с ними могут быть связаны парезы рук и ног.

Древние греки и римляне для лечения сколиоза применяли гимнастические упражнения и довольно грубые выпрямляющие манипуляции. Однако до XVIII столетия не было существенного прогресса в понимании сущности сколиоза, а тем более научно обоснованного лечения. В последующем высказывали мнение, что сколиоз является следствием неравномерной тяги мышц. Прогресс в изучении и лечении деформаций позвоночника существенно ускорился после внедрения рентген-методов исследования.

Сколиоз, о котором пойдет речь в данной работе, называется идиопатическим и составляет 90% всех случаев сколиоза. В остальные 10% включаются:

Сколиозы миопатического происхождения, в основе которых лежит неполноценность мышц и связочного аппарата позвоночника;

Сколиозы неврогенного происхождения после перенесенного полиомиелита, при спастических параличах, сирингормиелии;

Травматический сколиоз (при переломах позвонков);

Сколиоз при инфекционных заболеваниях (туберкулезный спондилит);

Сколиоз при опухолях позвоночника;

Врожденный сколиоз (на почве фиброматоза) .

Мы не берем эти случаи сколиоза во внимание, так как не встретили их в структуре искривлений в нашей школе, а мероприятия по их лечению тесно связаны с лечением заболевания, вызвавшего сколиоз..

В основе идиопатического сколиоза лежат нарушения обмена в соединительной ткани. Они являются первичными и предопределяют развитие искривления позвоночника. Они приводят к нарушению структуры позвоночника, вследствие чего ослабевает связь межпозвонкового диска с телами позвонков на вершине будущего искривления. Именно на этом этапе порочная осанка запускает процесс искривления, а правильная осанка, формирование равномерной мышечной тяги не дают развиться сколиозу. Чуть только незначительно деформируется межпозвонковый диск, тут же смещается его студенистое ядро, которое теперь уже располагается не в центре, как обычно, а ближе к выпуклой стороне искривления. Это, в свою очередь, вызывает первичный наклон позвонков, что обуславливает развитие механизмов, уравновешивающих позвоночник: напряжение мышц туловища и связок, которое ведет к развитию вторичных искривлений и формированию сколиоза.

Но беда сколиоза в том, что он не ограничивается изолированным искривлением позвоночника. Сколиоз вызывает деформацию всего скелета, а вслед за этим нарушение функций всех систем организма, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной. И чем более выражен сколиоз, тем более выражены функциональные расстройства в организме.

Деформация грудной клетки при сколиозе уменьшает ее объем и, как следствие, снижается жизненная емкость легких, в итоге страдает насыщение крови кислородом и развивается гипоксия органов (прежде всего головного мозга) и тканей; снижается сопротивляемость организма, его работоспособность; чаще наблюдаются респираторные заболевания и обострения хронических недугов.

Поскольку фактором, определяющим клиническую картину сколиоза, является величина искривления, наиболее часто применяется классификация сколиоза, предложенная Чаклиным В. Д. (1958г.).

В её основе лежат различия по форме дуги сколиоза, по углу отклонения первичной дуги от вертикальной линии и по стойкости имеющихся деформаций.

Ι степень – до 100

ΙΙ степень – до 250

ΙΙΙ степень – до 400

ΙY степень – более 400: - тяжелые до 750

Крайне тяжелые более 750. .

Мы не станем останавливаться на ΙΙΙ и ΙY степенях, поскольку встречаются они крайне редко и, вызвав тяжелую инвалидизацию, требуют серьезного хирургического вмешательства.

Мы остановимся на Ι и ΙΙ степени как наиболее встречаемых, но самое важное – это не стадии заболевания, на которых можно процесс не только остановить и стабилизировать, но и уменьшить проявление деформации, при чем абсолютно доступными мероприятиями.

Мы считаем необходимым привести еще одну классификацию, на которую опираются при постановке диагноза: сколиоз. Эта классификация по локализации вершины искривления предложена Понсетти и Фридманом

Верхнегрудной сколиоз – вершина искривления располагается на уровне Th III – VI

Грудной сколиоз – вершина искривления располагается на уровне Th III – IХ

Грудно-поясничный – вершина искривления располагается на уровне Th ХI – LI

Поясничный сколиоз – вершина искривления располагается на уровне LII

Комбинированный сколиоз – с двумя первичными искривлениями Th VIII – IX и L II.

Оказывается, статистика убедительно свидетельствует о том, что так называемое функциональное лечение и лечебная гимнастика, применяемая без должных показаний, могут принести вред, способствуя увеличению деформаций.

По данным ряда авторов, сколиоз I степени у детей прогрессирует в среднем в 30% случаев; по данным Американской Ассоциации ортопедов, при функциональном лечении прогрессирование наблюдают в 60% случаев, т. е. в два раза чаще, чем без такого лечения.

В свете этих данных при сколиозах I степени задача сводится к тому, чтобы не увеличить нерациональным лечением имеющуюся деформацию. Поэтому на первый план выходит задача наблюдения за такими больными. То есть специально лечить не нужно. Но нужно выполнять следующие рекомендации:

Учащимся необходимо выработать навыки быстрого и качественного выполнения домашних заданий, чтобы не сидели часами над уроками;

Необходима правильная организация рабочего места в школе и дома – высота стола и стула должна соответствовать росту ребенка, источник света должен располагаться оптимально;

Питание должно быть разнообразным, полноценным и витаминизированным;

Не желательны занятия художественной гимнастикой, теннисом и виды спорта с элементами тяжелой атлетики (штанга, бокс, борьба).

И еще мы так подробно остановились на информации о I степени сколиоза, поскольку известно, что чем меньше исходная деформация позвоночника, тем меньше она прогрессирует в дальнейшем.. В свете этих данных выявление сколиоза в начальной стадии должно стать серьезным мотивом для изменения образа жизни.

Со второй степенью сколиоза уже и справиться сложнее, и стабилизировать такое искривление непросто. При сколиозе II степени серьезно страдают функции других систем и органов. II степень – это серьезное заболевание, требующее тщательного лечения. Особое внимание уделяется грудному сколиозу (существует классификация по локализации вершины искривления), при котором прогрессия наблюдается у 70% больных. К тому же следующая за искривлением позвоночника деформация грудной клетки сопровождается нарушениями функций легких и сердечно-сосудистой системы, вплоть до развития дыхательной и сердечной недостаточности на фоне различных респираторных заболеваний.

Основным компонентом в лечении этой стадии сколиоза является лечебная гимнастика для укрепления мышечной системы и, в частности, мышц туловища, выработки правильной осанки, развития грудной клетки и в меньшей степени для коррекции деформаций. Комплекс упражнений должен выполняться регулярно не менее двух раз в сутки.

Потому что, чем меньше по времени существует деформация позвоночника, тем меньше выражены необратимые изменения в позвонках и даже искривление II степени можно скорректировать.

2. ИССЛЕДОВАНИЯ НА НАЛИЧИЕ ИСКРИВЛЕНИЙ ПОЗВОНОЧНИКА У УЧАЩИХСЯ

2. 1 Микроисследование № 1

Мониторинг: «Изучение данных медицинских осмотров».

Для ознакомления с тем, как часто встречается нарушенная осанка и сколиоз у учеников Железнодорожной школы №1 была проанализирована информация медицинских карт учащихся. Эти данные сведены в таблицу №1, на основании которой удалось подсчитать общее количество учащихся с диагнозом: нарушение осанки и сколиоз; изучить структуру сколиоза по степеням и частоту его прогрессирования за период обучения.

Таблица №1

Количество учащихся с

Класс Уровень искривлением позвоночника Нарушение осанки или сколиоз и его Год выявления степень

1А сильный 3 н/о 2004

1Б средний - - -

2А сильный 2 н/о 2003

2Б средний 2 н/о 2003

3А сильный 2 сколиоз I ст. 2002

сколиоз I ст. 2003

3Б сильный 3 сколиоз I ст. 2002

сколиоз I ст. 2002

сколиоз I ст. 2003

3В средний 2 н/о 2003

сколиоз I ст. 2003

4А сильный 1 н/о 2002

4Б сильный 1 сколиоз I ст. 2001

4В средний - - -

5А сильный 3 сколиоз I ст. 2000

сколиоз I ст. 2002

5Б средний - - -

6А сильный 3 н/о 2002

сколиоз III-IVст.

6Б сильный 3 н/о 2002

6В средний - - -

7А сильный 1 н/о 2001

7Б сильный 4 н/о 2003

сколиоз I ст. 2001

сколиоз II ст. 2000(I) 2002(II)

7В средний - - -

8А сильный 1 н/о 2002

8Б сильный 2 н/о 1998

сколиоз II ст. 2000(I) 2002(II)

8В средний - - -

9А сильный - - -

9Б средний 2 н/о 2001

10А сильный 5 н/о 2001

сколиоз I ст. 2001

сколиоз I ст. 2003

сколиоз II ст. 2004

10Б средний 4 н/о 2000

сколиоз I ст. 2002

сколиоз I ст. 2003

11А сильный 6 н/о 1998(I) 2000(н/о)

сколиоз I ст. 2000

сколиоз III-IVст. 2000

сколиоз I ст. 2002(н/о) 2004(I)

сколиоз II ст. 2004

11Б средний 1 сколиоз I ст. 2004

Вспомогательный средний 2 сколиоз I ст. 2002(н/о) 2003(I)

сколиоз I ст. 1998(н/о) 2003(I)

По данным таблицы видно, что число учащихся с искривлением позвоночника равно 53 человекам, что составляет 9,9 % от числа всех учащихся нашей школы. Следовательно, в настоящий момент каждый десятый ученик страдает искривлением позвоночника.

Можно отметить, что в структуре искривлений преобладает нарушение осанки – 4,9 % (из 9,9%), затем по частоте встречаемости следует I степень сколиоза – это 3,5%, далее II степень сколиоза – 1,1%, и, наконец, сколиоз III – IV степени составляет 0,4%. Если посчитать частоту встречаемости искривлений позвоночника по возрастным звеньям, то наиболее распространена эта патология в старшем звене – 17,6% (причем, среди искривлений старших школьников преобладает именно сколиоз); затем следует младшее звено, где распространенность составляет 8,7%, а в структуре искривлений преобладает нарушение осанки. И, наконец, менее распространены искривления позвоночника в среднем звене – 8. 3% (в структуре, как и в младшем звене преобладает нарушение осанки).

В результате вышеперечисленного можно сделать вывод, что к окончанию средней школы увеличивается количество учащихся с искривлением позвоночника, причем, среди этих искривлений преобладают уже не функциональные (5,5%), а структурные (12,1%) изменения в тканях, то есть сколиоз.

Обращает на себя внимание то, что в младшем звене искривления позвоночника встречаются чаще, чем в среднем. Мы полагаем, что это связано с большой статической работой ещё неокрепших мышц туловища младших школьников. Большой период времени они проводят за учебными занятиями и выполнением домашних заданий, а свободное время проводят у компьютера. Такой большой объем компьютеризации не могли испытывать на себе нынешние учащиеся среднего звена несколько лет назад.

Но, кроме того, анализ таблицы №1 подтверждает информацию литературных источников о том, что:

Нарушение осанки не обязательно приводит к развитию сколиоза, и с момента выявления, в течение многих лет (от 1 года до 6 лет), так и остается функциональным нарушением. Нами зарегистрировано только 4 случая среди учащихся, когда нарушение осанки приводило к развитию сколиоза, что составляет 7,5% всех случаев искривлений.

Чем меньше степень сколиоза, тем меньше она прогрессирует. Усугубление сколиоза I степени встречается редко. В нашей школе это составило 11,5% всех случаев сколиоза. В остальных 88,5% степень сколиоза за период с момента выявления до настоящего времени остается стабильной.

В нашей школе в процессе внешней дифференциации были созданы сильные и средние классы. По данным таблицы №1 явно, что в наиболее успевающих классах количество учащихся с искривлением позвоночника, как правило, выше, чем в менее успевающих.

2. 2 Микроисследование №2.

«Соответствие школьной мебели нормам СанПина».

Неправильная осанка является основным фактором в развитии сколиоза. Поэтому данный этап наших исследований посвящен главному, от чего зависит правильная осанка. Это соответствие столов и стульев росту ребенка. Государственным стандартом России утверждены размеры ученических столов и стульев. Этими стандартами необходимо пользоваться. По ним столы и стулья имеют соответствующую цветовую маркировку. Цветовая маркировка мебели должна быть видна со стороны прохода между рядами.

Мы приводим таблицу размеров школьной мебели, изготовленной по новым ГОСТам 1993 года.

Таблица №2

Группа роста школьников в мм. Высота заднего края стола над Высота переднего края стула над

Группа мебели полом полом в мм. Цветовая маркировка в мм.

1 1000-1150 460 260 Оранжевый

2 1150-1300 520 300 Фиолетовый

3 1300-1450 580 340 Желтый

4 1450-1600 640 380 Красный

5 1600-1750 700 420 Зеленый

6 Свыше 1750 760 460 Голубой

ГОСТ 11015-93 ГОСТ 11016-93

В соответствии с выше представленной таблицей мы распределили всех учащихся нашей школы по группам роста и, учтя количество имеющейся в школе мебели, посчитали процент обеспеченности на 2004-2005 учебный год. Эти данные сведены в таблицу №3.

Таблица №3

Группы роста школьников Количество мебели Процент обеспеченности в мм. Количество учащихся

Столы Стулья Столы Стулья

1000-1150 0 0 0 0% 0%

1150-1300 63 14 28 44% 44%

1300-1450 145 6 0 8% 0%

1450-1600 170 89 272 105% 160%

1600-1750 124 120 213 193% 172%

Свыше 1750 25 209 379 1672% 1516%

В результате исследования выявлен дефицит мебели группы 2 на 56%; группы 3 – столов на 92%, стульев на 100%. Потребности в 1 группе мебели в школе нет. Наличие мебели групп 4,5,6 превышает потребности в ней школы.

Вывод: очевидна недостаточная оснащенность мебелью учащихся младшего и среднего звена.

2. 3 Микроисследование №3

«Мониторинг посадки учащихся младшего звена».

Соблюдение правильной осанки – главный фактор в профилактике искривлений позвоночника и в лечении сколиоза.

Нами были проведены наблюдения за учащимися 1-4 классов на первом и последнем уроках. Объектом исследований выбраны учащиеся младшего звена, так как именно в первые годы обучения в школе формируются правила посадки за партой.

Многолетние исследования ученых показали, что если в начальной школе у учащихся выработаны стойкие навыки правильной посадки за партой, то эти навыки сохраняются в среднем и даже старшем звене.

Данные проведенных нами наблюдений, были сведены в таблицу №4.

Таблица №4

Первый урок Последний урок

Правильно сидящие. % Неправильно сидящие. % Правильно сидящие. % Неправильно сидящие. %

Анализируя данные таблицы, мы видим, что количество учащихся с неправильной посадкой увеличивается на последнем уроке в сравнении с первым (с 38% до 41% соответственно). Уже в начале первого урока в каждом классе есть неправильно сидящие дети, причем их количество в течение урока, как правило, не меняется. Мы полагаем, что это те дети, у которых не сформирован навык правильной осанки. А увеличение количества неправильно сидящих детей на последнем уроке – результат физического утомления мышц шеи и спины.

Только в двух классах количество неправильно сидящих детей уменьшается к концу учебного дня – в 4А и 3В. В 4А классе учитель настойчиво в течение урока не только уделяет внимание, но и поправляет неправильно сидящих учеников. Видимо, поэтому у основной массы учеников этого класса навыки правильного положения тела к концу учебного дня доводятся до автоматизма. Следует отметить, что в этом классе, по сравнению со всеми остальными классами младшего звена, наибольшее количество правильно сидящих детей: 73% - на первом уроке и 77% - на последнем.

3В класс, являясь средним по уровню успеваемости, очевидно, очень зависит от авторитарной деятельности учителя, что особенно заметно к концу учебного дня.

2. 4 Микроисследование №4

«Тестовый опрос учащихся младших классов о степени двигательной активности».

Известный французский врач Тиссо писал: «Движение, как таковое, может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения».

Последнее время часто встречаются такие понятия, как двигательный голод и гиподинамия. Ограничение двигательной активности – это безусловное следствие прогрессивного развития телекоммуникаций, телефонизации и компьютеризации. Всё больше школьников проводят свободное время у телевизора, в общении с компьютером, вынуждая свой организм испытывать двигательный голод. Монотонное длительное (часто многочасовое) пребывание в положении сидя вовсе не способствует формированию правильной осанки, особенно, если отсутствует самоконтроль позы у ребенка или контроль извне (учителями, родителями).

Мы провели тестовый опрос в трех классах младшего звена (3А, 3Б, 4А), чтобы выяснить, активному или пассивному образу жизни учащиеся отдают предпочтение. Результаты анкеты были сведены в таблицу №5.

Таблица №5

Вопрос. Варианты ответов. 3А 3Б 4А

1. Знаете ли вы как нужно правильно сидеть за партой, столом?

а) Да б) Нет 100% 100% 100%

2. Сколько времени тратите на выполнение домашнего задания?

а) до 30 мин.

б) до 1 часа 11% 52% 45,5%

в) от 1 часа до 1,5 часов 50% 33% 45,5%

г) от 1,5 часов до 2 и более 11% 10% 4,5%

3. Сколько времени тратите на просмотр телевизора, работу с компьютером, чтение книг?

а) до 1 часа 28% 38% 45,5%

б) от 1 часа до 2 часов 17% 19% 18%

в) от 2 часов до 3 часов 17% 14% 23%

г) до 4 часов и более 38% 29% 13,5%

Суммарное количество часов пассивного времяпрепровождения в сутки.

а) 1-2 часа б) 2-3,5 часа 0% 43% 41%

в) 4-6 часов 33% 24% 36%

г) свыше 6 часов 28% 19% 9%

Оказалось, что учащихся, ведущих активный образ жизни в 4А – 41% (от общего числа учеников в классе), в 3Б – 43%, а в 3А их нет совсем. Зато в 3А классе 39% пассивных детей – это те, кто более 6 часов в день (исключая занятия в школе) проводит в положении сидя. Среди учащихся этого класса встретился ребенок, который все свободное время проводит пассивно. В анкете он отметил, что около 5 часов находится у телевизора и около 3 часов – у компьютера. По данным медицинской карты этот ученик страдает кифосколиозом I степени.

И в 3Б, и в 4А классах пассивных учащихся – 14%.

50% опрошенных учащихся разумно сочетают пассивное и активное времяпрепровождение (в 4А – 45%, в 3Б – 43%, в 3А – 61%).

2. 5. Микроисследование №5

«Индивидуальный опрос школьников, страдающих искривлением позвоночника».

Данная методика основана на индивидуальном опросе учащихся нашей школы, страдающих искривлением позвоночника (как функциональным, так и структурным). Мы попытались выяснить, насколько эти дети осведомлены о своем заболевании, находятся ли они под контролем лечебных учреждений, соблюдают ли лечебно-гигиенические мероприятия.

Общее число опрошенных – 35 человек. Полученная информация была сведена в таблицу №6.

Таблица №6

Учащиеся, имеющие сколиоз. Учащиеся, имеющие

Вопрос. нарушение осанки

Варианты ответа.

I ст. II ст. III-IV ст.

1. Знаете ли о наличии у вас искривления позвоночника?

2. Наблюдались ли вы в медицинском учреждении?

а) да б) нет 36% 50% 100% 44%

3. Сколько времени вы проводите пассивно (выполняя Д/з. , у телевизора и компьютера)?

а) до 2 часов б) 2-4 часа в) 4-6 часов 29% 0% 0% 28%

г) свыше 6 часов 36% 50% 0% 28%

21% 50% 100% 28%

4. Правильно ли организовано ваше рабочее место дома?

а) да б) нет 100% 100% 100% 83%

5. Соответствует ли санитарно-гигиеническим требованиям ваше место для сна?

а) да б) нет 86% 100% 100% 78%

Анализируя таблицу, мы видим, что все пациенты с диагнозом: сколиоз, знают о своем недуге. А из учащихся с нарушением осанки осведомлены лишь 83%.

Под наблюдением медиков находятся 44% школьников с нарушением осанки, 36% - со сколиозом I степени, 50% - со сколиозом II степени, 100% - со сколиозом III-IV степени. То, что не все дети охвачены наблюдением медиков, ухудшает прогноз искривлений позвоночника на последующие годы.

Особое внимание должно уделяться двигательной активности детей с искривлением позвоночника: умению быстро выполнять домашнее задание, проводить минимум времени за телевизором и у компьютера. Данные же таблицы наглядно указывают на то, что 41% детей с нарушением осанки не выполняет эти рекомендации, среди больных сколиозом I степени таких детей 35%, со II степенью – 50%.

Важный гигиенический аспект для пациентов с искривлением позвоночника – это правильная организация рабочего места и места для сна:

На рабочем месте высота стола и стула должны соответствовать росту ребенка, чтобы в положении сидя ноги полной ступней опирались на пол. Стул обязательно должен иметь спинку. Источник искусственного освещения должен располагаться слева или спереди.

Место для сна не должно быть ни слишком мягким, ни слишком жестким. На кровать с сеткой кладется щит, а затем матрас.

Из таблицы видно, что рабочее место дома правильно организовано у всех детей со сколиозом и у 83% с нарушением осанки. А место для сна не соответствует гигиеническим нормам у 14% школьников со сколиозом I степени и 22% с нарушением осанки.

2. 6. Микроисследование №6.

«Мониторинг заболеваемости сколиозом в железнодорожной школе №1 за период 1999-2004г. г. ».

В настоящем исследовании мы использовали данные по заболеваемости сколиозом в железнодорожной школе №1 с 1999г. на протяжении 5 лет. Для наглядности эта информация представлена в виде диаграммы. [Приложение №3].

На диаграмме отчетливо видна нестабильность заболеваемости сколиозом и отсутствие однозначной тенденции к увеличению или к снижению заболеваемости. Поэтому мы определили средний процент заболеваемости сколиозом в школе, он составил 8%. В течение четырех лет общая заболеваемость была близка к этому значению. И только в 2001-2002г. наблюдалось существенное увеличение количества больных сколиозом до 11,5%. Мы связываем это с тем, что:

На медицинском осмотре в том году присутствовал врач – ортопед, что увеличило количество вновь выявленных случаев сколиоза;

Кроме того, возможно, что в первый класс в 2001году поступило большое количество детей со сколиозом;

А в предшествующем году мало кто из выпускников имел данное заболевание.

Мы также проследили, в каких классных параллелях чаще встречается сколиоз, и как изменяются эти данные в течение времени. Для этого выстроены диаграммы заболеваемости сколиозом в параллелях 3х, 5х, 7х, 9х классов с динамикой за три года.

Анализ этих диаграмм показывает на снижение за три года количества больных сколиозом в младшем звене на 7%, в среднем звене на 12%. Мы связали это с большими возможностями для коррекции данной патологии в раннем возрасте. А в старшем звене заболеваемость сколиозом увеличивается в среднем на 6% . Поскольку, чем взрослее ребенок, тем сложнее скоррегировать искривление позвоночника.

Наблюдаемое уменьшение больных сколиозом в 10х классах (диаграмма IV) объясняется тем, что после окончания основной школы выпускники не вернулись в 10-й класс (возможно, выбыли именно больные сколиозом). А резкое увеличение количества больных в 11х классах можно связать только с большим количеством вновь выявленных случаев сколиоза.

Профилактика сколиоза включает целый комплекс мероприятий. И эффективны они лишь тогда, когда выполняются все вместе. Причем, для достижения наилучшего результата необходимо тесное взаимодействие медиков, родителей и педагогов, и, самое главное, желание ребенка избавиться от этого заболевания.

Мы полагаем, что профилактическая работа должна вестись сразу по нескольким направлениям:

1. Информирование учащихся о наличии у них недуга.

Очень важно показать и рассказать уже младшим школьникам о том, что сколиоз делает человека не только некрасивым, но и затрудняет работу всех органов и систем организма. Причем, лучше, если в этой беседе будет участвовать более старший учащийся, страдающий сколиозом. Он на собственном примере покажет, что легче предотвратить заболевание, чем его вылечить.

2. Выработка и самоконтроль правильной осанки.

Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного контроля. Можно предложить такую систему формирования этого навыка. Уже в 1-м классе, обычно перед началом занятий, дети выстраиваются около стены и проверяют свою осанку: плотно прислоняют к стене лопатки, ягодицы, затылок и пятки. В последствии, когда уже будет выработано определенное мышечное чувство, не обязательно просить детей вставать к стене, достаточно одного упоминания об осанке. Навык самоконтроля следует отработать настолько, чтобы было доведено до автоматизма не только принятие правильной позы за партой, но и соблюдение осанки при ходьбе, при ответе с места, при работе с компьютером.

3. Увеличение двигательной активности.

Под двигательной активностью понимают сумму всех движений, выполняемых ребенком в течение суток. Это не только занятия физкультурой, это и помощь по дому, и игры во дворе, то есть любые движения. Польза их в том, что в работу включаются попеременно все группы мышц и формируется мышечный корсет, укрепляются дыхательная, сердечно-сосудистая и нервная системы. Мы считаем, что необходимо не только сознательно посещать уроки физкультуры, но и дополнительно выполнять предписанные медицинскими работниками комплексы упражнений. [Приложение №5].

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм (при выполнении домашних заданий; просмотре телевизора и компьютера; во время сна).

Для успешного продвижения по этому направлению необходимо тесное взаимодействие медиков и родителей. Гигиенические требования, в первую очередь, нужно донести до каждой семьи. Каждый родитель должен знать, как правильно организовать рабочее место ребенка, чтобы мебель соответствовала его росту; следить, чтобы кровать была средне-жесткой, и ограничить время просмотра телевизора и компьютера до 1-2 часов. Добросовестное выполнение ребенком всех требований зависит от внутрисемейной установки. Именно родители уже в младшем школьном возрасте должны привить своим детям навыки здорового образа жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводя итог проделанной работы, мы хотели бы обобщить полученную информацию.

Ознакомление с данными медицинских осмотров, медицинских карт учащихся подтверждает то, что искривление позвоночника – часто встречающая проблема в нашей школе. Причем количество больных детей к окончанию средней школы увеличивается.

Попытка выяснить, почему комплекс мероприятий, направленный на борьбу со сколиозом, оказывается малоэффективным, привела к следующему выводу.

Систему мер по профилактике сколиоза нельзя разбить на главные и второстепенные. Эффект достижим только при совместном выполнении всех мероприятий. Причем, наши наблюдения показали, что школа принимает немалые усилия со своей стороны, это:

Наличие групп ЛФК;

Ежегодные медицинские осмотры;

Постоянный контроль учителей за осанкой учащихся, особенно в младшем звене;

Попытка снизить нагрузки от длительного сидения за партой (уроки сокращены до 40 минут, перемены увеличены до 15 минут).

Но в школе наблюдается несоответствие мебели учащихся нормам СанПина.

А вот сами учащиеся выступают в роли пассивных объектов. В лучшем случае они позитивно воспринимают то, что им не рекомендуют, а в худшем – игнорируют советы педагогов. В ходе исследований не создалось впечатления инициативного взаимодействия между школьниками и теми мерами, которые школа настойчиво проводит, стараясь снизить количество больных детей. Основная масса учащихся, имея все возможности для эффективной борьбы со сколиозом, не проявляет должной настойчивости и упорства в преодолении своего недуга. Мы считаем, что определяет такую позицию недостаточно сформированное и реализуемое понятие здорового образа жизни. Больше нужно говорить о красоте фигуры, о той пользе, которую может принести обществу здоровый человек. Эффективность мероприятий по борьбе со сколиозом лишь тогда будет иметь успех, когда они будут встречены с инициативой самим ребенком и его семьей.

Упражнения для укрепления «мышечного корсета».

Для мышц спины. 1. Исходное положение лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую. Перевести руки на пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать. Удерживать приподнятое положение по команде инструктора.

1. Исходное положение то же. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (как при плавании способом брас).

2. Исходное положение то же. Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук.

3. Исходное положение – на животе, руки под подбородком. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный.

4. Исходное положение то же. Приподнимание обеих прямых ног с удерживанием их до 10-15 счетов.

5. Исходное положение – лежа на животе попарно друг против друга, мяч в согнутых руках перед собой. Перекатывание его партнеру и ловля его с сохранением приподнятого положения головы и предплечий.

Для брюшного пресса. Исходное положение для всех упражнений - лежа на спине, поясница прижата к опоре.

1. Сгибать и разгибать ноги в коленном и тазобедренном суставах поочередно.

2. Согнуть обе ноги, разогнуть вперед, медленно опустить.

3. Поочередное сгибание и разгибание ног на весу – «велосипед».

4. Руки за головой, поочередное поднимание прямых ног вперед.

5. То же упражнение, но в сочетании с различными движениями рук.

Для боковых мышц туловища. 1. Исходное положение лежа на правом боку, прямая правая рука поднята вверх, левая расположена вдоль туловища. Удерживая тело в положении на боку, приподнимать и опускать левую ногу. То же, лежа на другом боку.