О влиянии массажа на дыхательную, сердечную деятельность молодого организма, общее закаливание и устойчивость к различного рода заболеваниям мы говорили выше. Однако родителям необходимо знать и постоянно помнить о том, что существуют противопоказания к массажу. Не каждому ребенку можно провести эту процедуру. Кроме того, эффективность массажа зависит от силы и характера массажа, его продолжительности. Какой массаж предпочесть при заболеваниях различного рода у ребенка, узнавайте в статье на тему «Массаж, физиотерапия как средства реабилитации детей инвалидов».

Прежде всего, необходимо помнить, что массаж и физиотерапия строго противопоказаны детям и инвалидам, страдающим заболеваниями крови. Нельзя делать массаж и тем детям, у которых имеются различные кожные повреждения, высыпания или злокачественные нарывы и опухоли. Туберкулез, тромбофлебит, воспалительные процессы в организме ребенка также служат причиной противопоказаний массажа. Не рекомендуется делать массаж и при острых респираторных заболеваниях. Даже если ваш ребенок не страдает ни одним из перечисленных заболеваний и практически здоров, все же прежде, чем приступить к массажу его тела, необходимо проконсультироваться у участкового детского врача. Еще одно условие, которое необходимо соблюдать в данном случае - это четко следить за тем, чтобы перед массажем и сразу же после него ребенок не принимал пищу. До момента проведения массажа должно пройти не менее полутора часов после последнего приема пищи. Приступать к еде после массажа можно не ранее чем через час. Лишь тогда массаж даст положительный результат. И, конечно же, при проведении массажа необходимо учитывать возраст ребенка, его индивидуальные особенности, образ жизни и здоровье.

Особенности массажа и физиотерапии при заболеваниях сердечнососудистой системы

Из сердечно-сосудистых заболеваний наиболее часто встречаются у детей гипертоническая болезнь, то есть повышение артериального давления, и болезни сердца.

Гипертоническая болезнь

Это заболевание часто встречается у детей и инвалидов, особенно в период полового созревания, то есть в двенадцать-пятнадцать лет. Сердце человека перекачивает большое количество крови, которая по кровеносным сосудам (артериям, венам, капиллярам) разносится по всем органам и тканям, принося им кислород, необходимый для их работы, и забирая из них углекислый газ. Продвигаясь по кровеносным сосудам, кровь создает в них давление, причем это давление тем меньше, чем дальше от сердца находится кровеносный сосуд. По силе давления в крупных кровеносных сосудах, артериях, и определяется кровяное, или артериальное, давление человека. Для его измерения используется сфигмоманометр. Артериальное давление зависит от индивидуальных особенностей человека, его возраста, вида деятельности и здоровья. У взрослого здорового человека оно составляет 100-140/70-90 миллиметров ртутного столба. У детей артериальное давление можно вычислить следующим образом: 80 + 2 а, где а - это количество лет ребенка. Сумма этих цифр и дает величину нормального давления крови в том или ином возрасте. Кровяное давление у детей-инвалидов, как правило, держится в пределах нормы. Когда же ребенок начинает посещать школу, на него обрушиваются школьные проблемы: он больше время вынужден находиться в помещении, мало двигается, прибавьте к этому нескончаемый поток информации, которую он должен усвоить, и так далее и тому подобное. В результате этих нагрузок часто происходит повышение артериального давления у детей. Причиной повышения давления служат также неправильное питание, нарушение сна, эмоциональные перегрузки и половое созревание ребенка. Постоянное повышение артериального давления у ребенка и инвалидов-детей приводит к заболеванию.

Именно поэтому, учитывая вышесказанное, прежде чем осуществить массаж ребенку-инвалиду, необходимо предварительно проконсультироваться у врача. В момент обострения заболевания, то есть в период гипертонического криза, массаж ребенку строго противопоказан. В период же, когда давление у него находится в пределах нормы, массаж просто необходим. Именно массаж позволит молодому организму расслабиться, успокоиться, забыть о проблемах. Под влиянием массажа нормализуется работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшится кровообращение, успокоится нервная система. Однако, приступая к массажу ребенку, у которого часто происходит повышение артериального давления, необходимо помнить, что процедура массажа для него должна качественно отличаться от массажа для практически здоровых детей.

Массаж конечностей ребенка с заболеваниями сердечнососудистой системы выполняется по общим правилам. А вот массаж груди и спины, то есть области расположения сердца, имеет свои особенности. Начинается массаж спины с поглаживания. Поглаживания производятся вдоль или поперек. Движения рук массажиста должны быть нежными и несильными. Затем выполняется растирание. Более энергичными движениями ладоней, кулаков, пальцев растирается поверхность спины от центра к периферии и наоборот. Эти движения необходимо делать медленнее и прилагать больше сил, нежели при поглаживании. За растиранием снова следует поглаживание. Затем можно снова повторить растирание. Причем в первом случае растирание можно провести кулаками, а затем ладонями, пальцами рук. Это будет разнообразить массаж, так как массаж для детей с сердечнососудистыми заболеваниями, к которым относится и гипертония, ограничивается лишь этими двумя приемами. Строго противопоказаны в данном случае разминания, вибрация, похлопывания, рубления, сотрясения, встряхивания, подталкивания и иные интенсивные силовые приемы. Это требование относится как к профилактическому, так и к лечебному массажу ребенка с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Массаж сердца

В детском, и особенно в среднем школьном возрасте, то есть в период полового созревания ребенка, часто бывают случаи, когда происходит спазм коронарных сосудов и остановка сердца. Это может случиться у детей, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы, а также при воздействии электрического тока или молнии. При этом кожа лица ребенка становится бледной, он теряет сознание, зрачки расширяются. Часто это приводит к судорогам и частичному или полному исчезновению пульса. В данном случае необходимо принять срочные меры с целью возобновления работы его сердца. Для оказания своевременной помощи ребенку следует срочно провести массаж сердца. Детям младшего школьного возраста массаж сердца необходимо делать одной рукой, а грудничкам и новорожденным детям - двумя пальцами руки, с тем, чтобы не повредить грудную клетку малыша, так как его костная система очень хрупкая.

Наружный, или непрямой, массаж сердца может выполнить практически любой взрослый человек. Ребенка необходимо уложить на твердую поверхность. Ноги пострадавшего ребенка необходимо чуть приподнять над поверхностью, подложив под них подушку, свернутую верхнюю одежду или иное. Массажисту надо встать рядом с инвалидом и положить одну ладонь на грудь ребенка. Для усиления давления на область сердца вторую руку следует расположить поверх первой. Затем, склонившись над ребенком, всей силой тяжести своего тела произвести резкое надавливание руками на грудь пострадавшего. После этого сразу убрать руки с груди ребенка. Такие движения должны повторяться до тех пор, пока ребенок снова не начнет нормально дышать и не придет в себя.

Лучше, если массаж сердца потерявшему сознание ребенку будут осуществлять двое взрослых. В то время когда один из них будет производить массаж, другой должен осуществлять искусственное дыхание рот в рот. Сочетание этих процедур будет способствовать быстрейшему восстановлению функций систем и органов пострадавшего ребенка. Причем массаж и искусственное дыхание должны чередоваться: одно дыхание на пять сдавливаний груди ребенка. Непрямой массаж в сочетании с искусственным дыханием - это первая доврачебная помощь пострадавшему. Она помогает спасти жизнь ребенку, и уже через некоторое время после начала выполнения этих несложных процедур у пострадавшего появляется пульс, сужаются зрачки и он начинает дышать. В любом случае при полной остановке сердца необходимо вызвать «скорую помощь».

Особенности массажа при заболеваниях пищеварительной системы

Существует большое количество заболеваний пищеварительной системы: гастриты, колиты, язвенные болезни, геморрой, диарея, запор и так далее. При обнаружении этих заболеваний у ребенка необходимо проконсультироваться с лечащим или участковым врачом о влиянии массажа на организм малыша. В каждом конкретном случае массаж должен проводиться по строго определенным правилам. Ребенок-инвалид вынужден длительное время находиться в положении сидя. Это и пять-шесть часов школьных уроков, и подготовка домашнего задания. В результате у него постоянно сжаты органы пищеварительной системы. В них происходит застаивание крови, и как результат, у ребенка часто нарушается работа пищеварительной системы. Нарушение кровообращения в желудке и кишечнике приводит к тому, что пища полностью не перерабатывается и «залеживается» в органах пищеварения. По этой причине и по причине нарушения режима питания у ребенка часто появляются запоры, которые сопровождаются резкими болями в области живота, тошнотой и часто рвотой.

Чтобы предотвратить застойные явления в кишечнике, необходимо ежедневно проводить общий массаж. При общем массаже руки массажиста действуют на нервные окончания, расположенные на поверхности кожи ребенка, раздражая их. Нервные окончания подают необходимые сигналы в кору головного мозга, а тот, в свою очередь, передает информацию в различные органы и ткани детского организма. Это влечет за собой нормализацию их деятельности и общее укрепление здоровья малыша. Кроме общего массажа тела, ребенок самостоятельно может помочь своей пищеварительной системе. Для этого и существует самомассаж живота, о котором было рассказано выше. Простейшие движения рук, которые любой ребенок способен выполнить самостоятельно, не займут много времени, но помогут избежать перегрузки и застоя работы пищеварительной системы. Даже во время урока, сидя за партой, или в перерыве между уроками ребенок может провести сеанс самомассажа живота. Двух-пятиминутная процедура самомассажа живота даст незамедлительный результат. При этом произойдет прилив крови к животу и внутренним органам пищеварения. Начнет усиленную работу кишечник, что позволит избежать развития заболеваний органов пищеварения.

Особенности массажа при заболеваниях опорно-двигательной системы

Среди заболеваний опорно-двигательной системы, которым чаще всего подвергаются дети, чаще всего встречаются заболевания суставов и переломы. Они могут находиться в состоянии покоя лишь непродолжительное время - от 10 до 30 минут. Но и этого им вполне достаточно, чтобы при удобном случае сразу же сорваться с места и начать действовать: лазать, прыгать, бегать и так далее. В результате очень часто бывают случаи, когда ребенок падает, и его хрупкая костная ткань не выдерживает, в результате происходит перелом отдельных костей. Чаще всего ломаются конечности: руки и ноги. Первая помощь взрослых в данном случае заключается в том, чтобы, устойчиво закрепив сломанную конечность с помощью шины или бинта, как можно быстрее транспортировать инвалида-ребенка в медицинское учреждение, где ему окажут квалифицированную помощь по устранению отломков кости и фиксации ее в нужном положении путем наложения гипса. Далее будет следовать длительный период срастания молодой кости, который может продолжаться от нескольких недель до нескольких месяцев. После того, как кость срастется, и гипс будет снят, наступает, пожалуй, самый сложный период - процесс возвращения работоспособности конечностям, которые длительное время были лишены возможности двигаться, и потеряли данную способность. Здесь-то и сыграют важную роль физическая гимнастика и массаж. Обычно при заболеваниях суставов и при переломах массаж назначается детям лечащим врачом и проводится медицинскими работниками до полного выздоровления. Однако родители и взрослые члены семьи могут значительно облегчить и сократить процесс выздоровления ребенка. Приемы массажа в разных случаях будут использоваться разные. Это зависит от возрастных особенностей ребенка, вида перелома и того, как проходит реабилитация. После консультаций с лечащим врачом можно проводить несложные гимнастические упражнения и массаж поврежденной части тела, чаще всего конечности.

Нельзя недооценивать профилактические свойства массажа, предупреждающие перелом молодой кости. При постоянном осуществлении массажа костная и мышечная ткань ребенка значительно укрепляется и меньше травмируется. При ревматизме массаж проводится по общим правилам с выполнением специальных процедур. В данном случае вместо крема или талька лучше всего использовать крепкий винно-солевой или медово-солевой раствор. Их можно приготовить в домашних условиях. Для этого необходимо растворить крупную поваренную соль в водке или жидком меду. Хранить такую смесь надо в темном прохладном месте. Однако перед нанесением ее на поверхность тела ее необходимо слегка подогреть. Винный или медовый солевой растворы будут способствовать быстрейшему выздоровлению. После массажа больное место необходимо тщательно утеплить.

Особенности массажа при заболеваниях органов дыхания

К заболеваниям органов дыхания относятся бронхит, трахеит, ларингит, плеврит, туберкулез легких, бронхиальная астма и другие. Большинством этих заболеваний дети страдают по причине воздействия, окружающей среды, а также из-за переохлаждения. Ни с чем несравнимую роль в профилактике заболеваний органов дыхания и дыхательной системы в целом играет общее закаливание молодого организма. К процедурам закаливания органов дыхания в данном случае относятся воздушные и водные процедуры, а также гимнастика и массаж.

Массаж воздействует на дыхательную и нервную систему, способствуя качественным их изменениям и выработке в организме устойчивости к различного рода факторам, отрицательно влияющим на них. При массаже укрепляется мышечный тонус и дыхательная мускулатура, улучшается кровообращение у ребенка, усиливается теплообмен и вентиляция в легких. Право выбора массажа при различных заболеваниях органов дыхания и дыхательной системы в целом принадлежит врачу-специалисту, так как при различных заболеваниях поражаются и страдают разные органы. Однако знание общих требований к детской гимнастике и массажу позволит взрослым членам семьи помочь ребенку выздороветь. Профилактика же заболеваний дыхательной системы ребенка, как отмечалось выше, полностью возлагается на родителей и других взрослых членов семьи.

Особенности массажа при заболеваниях нервной системы и реабилитации

Нервная система человека - это связующее звено в цепи под названием «организм», так как она регулирует деятельность всех органов и систем в целом, обеспечивает их функционирование и связь с окружающей средой. В свою очередь, другие системы и органы моментально реагируют на информацию об отклонениях и сбоях в них. Например, нарушение деятельности сердца, пищеварительной системы и других органов влечет за собой и нарушение психики и нервной деятельности в целом. Эта связь и взаимовлияние систем и органов и диктует необходимость постоянного контроля за работоспособностью всех органов и систем детского организма. Особенно сильное влияние на нервную систему, равно как и на другие системы и органы, ребенок испытывает недомогания. Постоянные умственные нагрузки, нарушение питания, малая подвижность приводят к тому, что ребенок становится несдержанным в своих словах и поступках, у него нарушается сон, он теряет аппетит, часто испытывает головные боли, быстро устает. Особенно усугубляется состояние его здоровья, если у ребенка не существует режима дня. В результате происходят сбои в работе сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, страдает нервная система. В данном случае помочь ребенку может соблюдение режима дня, в котором отведено оптимальное количество времени на трудовую, умственную и игровую деятельность. Массаж выполняет не только лечебную функцию, восстанавливая нормальную работу всех органов и систем ребенка, но и профилактическую, укрепляя детский организм в целом.

Особенности массажа и противопоказания при кожных заболеваниях и реабилитации

В различные периоды жизни ребенка преследует множество кожных заболеваний. Это опрелости в новорожденном и грудном возрасте и потливость в среднем и старшем возрасте; гнойничковые и грибковые заболевания кожи; угри и прыщи; бородавки и чесотка; крапивница и экзема; аллергия и ожоги и так далее и тому подобное. Именно поэтому с самого рождения ребенка необходимо большое внимание уделять проблеме ухода за кожей малыша. Надо приучать ребенка самому осуществлять несложные водные и воздушные процедуры, поддерживающие в чистоте его тело. Кроме водных и воздушных процедур, на состояние здоровья кожного покрова ребенка влияет и питание. Оно должно быть высококалорийным и содержать большое количество витаминов. Каждый день ребенка должен обязательно начинаться с утренней гимнастики и заканчиваться общим массажем, который позволит уставшему за день молодому организму расслабиться, что, в свою очередь, будет способствовать крепкому сну и здоровому аппетиту.

В деле сохранения здорового цвета лица, упругости кожи немаловажную роль играют физические упражнения, гимнастика и массаж. Многие из кожных заболеваний не являются противопоказанием для массажа: например, потливость, угри и подобное. В данном случае массаж ребенку проводится по общим правилам с соблюдением санитарных требований, позволяющих избежать заноса на кожу ребенка грязи и иных вредных веществ. При ряде же заболеваний кожных покровов малыша - таких, как гнойничковые и грибковые - массаж пораженных участков кожи противопоказан.

Противопоказания при инфекционных и онкологических заболеваниях

К инфекционным заболеваниям относятся грипп, ангина, ларингит, гайморит, отит, бронхит, воспаление легких и так далее. Говоря об инфекционных и онкологических заболеваниях у детей, нужно брать во внимание лишь профилактическую сторону массажа, так как при наличии у ребенка этих заболеваний массаж противопоказан. Выработать же устойчивость организма к различным инфекционным заболеваниям помогут массаж и самомассаж. Систематическое осуществление массажа и самомассажа в сочетании с правильным питанием и водными процедурами позволит избежать развития многих инфекционных заболеваний у ребенка или значительно облегчить и ускорить их лечение. Теперь мы знаем, как делается массаж, физиотерапия как средства реабилитации детей инвалидов.

Физиология малыша

А нужен ли массаж?

Очень часто родители задают простой вопрос: нужен ли ребенку до года массаж? А если да, то какой? Ведь очевидно, что универсального комплекса для всех младенцев на свете быть не может. Попробуем разобраться.

Совершенно ясно, что здоровый ребенок вырастет и без массажа. С другой стороны, если развивающийся организм будет получать посильные нагрузки, он будет иметь более развитые мышцы, более крепкие кости, тренированную сердечно-сосудистую систему, хорошо уравновешенную нервную систему и систему желез внутренней секреции. Раньше настроится и отрегулируется функция пищеварительной системы. «Структура определяет функцию» — говорят остеопаты. Поэтому грамотный массаж и гимнастика детям не помешают. Ну а тем малышам, которым врач-педиатр, невролог или ортопед поставил какой-то диагноз, массаж показан больше других. При многих проблемах раннего возраста хороший массаж способен помочь, часто даже лучше чем лекарства.

Но здесь возникает вопрос квалификации массажиста. Как родителям, впервые столкнувшимся с детским массажем, оценить работу специалиста? Как понять, что от процедуры будет польза для их чада и не будет вреда?

Польза со слезами?

Есть самый доступный и самый важный критерий оценки работы массажиста. Он не должен быть «орущим», когда ребенок заходится в крике от боли и беспокойства. Прежде чем спорить с этим утверждением, возьмите любую книгу по детскому массажу. Одно из противопоказаний к проведению или продолжению процедуры массажа — это непрекращающийся крик ребенка. Недаром про хорошего педиатра или хорошего детского массажиста говорят: «Дети его любят!» А любят дети такого человека, который любит их и относится к ним с уважением. А уж никак не доставляет им боль.

Я слышал от одной детской массажистки с обширной практикой, работающей в этой области второй десяток лет, такую фразу: «Как я устала от этих детских криков!» В ответ я порекомендовал ей не делать детям больно. Она была удивлена, ведь в детском массаже существует странный стереотип: если массажист не «вспотел», то, вероятно, он схалтурил. Уверяю вас, нет прямой связи количества затраченных массажистом килоджоулей и пользы от процедуры.

Мама одной маленькой девочки мне пересказала диалог со своими знакомыми. Ее спросили: «Ну что, вам массаж делают?» «Да» — отвечает мама девочки. «Орет?» «Нет». «Тогда это не массаж!»

В корне ошибочное мнение.

К сожалению, я очень часто слышу от родителей малышей, что им проводили или пытались проводить массаж именно по «орущей» методике. Как вы думаете, что бы сказал малыш, если бы мог говорить, или что бы он сделал, если бы мог постоять за себя. Получается, что ребенку делают «хорошо», пользуясь его беспомощностью. Что в итоге? Когда ребенок кричит, его мышцы не могут быть расслабленными. Если напряженную мышцу растягивать, неизбежно возникают микронадрывы мышечных волокон. Позже на этих местах появятся рубцы.

В остеопатии один из основных принципов — это уважение к организму и к его тканям. Раскроем вам еще один большой остеопатический секрет: чем тоньше и нежнее воздействие, тем сильнее эффект. Дело в том, что организм защищается и закрывается от любого агрессивного воздействия, от любого неуважительного вторжения. Это вполне естественно, и плохо когда это не так. Если организм не защищается, значит, он уже сломлен. Соответственно, все силы "орущего массажа" направлены на борьбу с организмом, а значит, потрачены впустую. Лишь нежное, точечное воздействие грамотного массажа может принести ребенку пользу.

Психологические травмы

Грубое насилие, которым является "орущий массаж" вредит не только тканям, особенно сильно оно травмирует психику ребенка. В подсознании такого малыша жирным шрифтом будет записано: «Я беззащитен, чужие люди могут приходить и делать со мной, что хотят. Маму не волнуют мои крики о помощи или она не способна помочь». Вряд ли такой ребенок, когда вырастет, расскажет родителям о своих проблемах или попросит их помочь в каком-то вопросе.

Массажист должен уважать личность малыша. Еще в утробе мамы ребенок имеет свой темперамент, свой характер, свойственные только ему привычки. Женщины, вынашивающие не первую беременность, по поведению малыша в животе могут сказать, например: «Первый был философ, а этот шалун!» Детки в животике мамы хорошо чувствуют мамино настроение, переживают вместе с ней стрессы, занимаются вместе с ней физкультурой (малыши у спортсменок, продолжающих занятия, рождаются с хорошо развитой мускулатурой). Уже в этом периоде происходит формирование личности. Насилие над личностью недопустимо.

Главный компонент детского массажа — это любовь. Без этого компонента то, что называют массажем — фикция.

Массаж без слез

    Что нужно сделать, чтобы ребенок не кричал? Нужно учесть его интересы. О чем он вас просит? Может, он хочет есть, а может, у него болит живот или голова? Вы пробовали заниматься фитнесом, когда у вас крутит живот? Представьте, вы хотите покинуть спортзал, а инструктор вам говорит: «Надо еще позаниматься, это полезно!» В конце концов, у малыша может просто не быть соответствующего настроения. Сначала надо решить наиболее актуальные проблемы, заинтересовать юного пациента, а затем заниматься массажем и физкультурой. Конечно, это требует дополнительных усилий, но по-другому нельзя.

    С какого возраста можно и нужно делать массаж? Ограничений по возрасту для массажа нет. Важен, как всегда, индивидуальный подход. Сила воздействия может отличаться в десятки раз в зависимости от возраста, пола, конституции (гиперстеник — нормостеник — астеник), других индивидуальных особенностей, и, наконец, от самочувствия ребенка в данный момент. Критерий правильности — положительная реакция малыша.

    Как выбрать упражнения? С первых дней жизни нежные поглаживания от головы к кончикам пальцев рук и ног, как бы расправляющие тело малыша, приносят очень много пользы. Представьте себе, какая мощная волна нервных импульсов пойдет от рецепторов кожи к чувствительным центрам головного мозга. Пусть каждый из миллионов этих импульсов будет заряжен любовью. Такой массаж вполне могут делать папа и мама.

Существует много книг по массажу и физкультуре для детей до года. Большинство из них дублируют друг друга. Выбирайте ту, которая больше вам понравится. Мое пожелание: не относитесь к занятиям формально, подойдите к ним творчески. Не настаивайте на упражнениях, которые не нравятся ребенку, если даже и написано, что в этом возрасте он должен их делать. Сделайте упор на том, что получается лучше или придумайте упрощенный вариант упражнения, которое не идет. Не надо стремиться сделать за одно занятие весь комплекс упражнений. Делайте понравившиеся упражнения до логического завершения, т. е. до усталости. О том, что устал, ребенок сообщит вам или просто уже не будет выполнять это упражнение.

    Еще один важный принцип детского массажа: лучше недостараться, чем перестараться. Например, выполняя рекомендации невролога, родители или недостаточно квалифицированный массажист могут переусердствовать в борьбе с гипертонусом и ослабить мышцы, удерживающие свод стопы и голеностопный сустав. Результат — плоско-вальгусная стопа. Даже в стремлении к идеалу нужно уметь вовремя остановиться.

    Как относиться к динамической гимнастике и бэби-йоге? Я убежден, что как взрослым больше подходит один вид спорта и не подходит другой, так и малышам может больше пользы приносить какой-то один вид физкультуры и меньше подходить другой. Например, динамическая гимнастика не подходит детям с повышенной эластичностью соединительной ткани и гиперлабильностью суставов. В то же время она хорошо подходит юным гимнастам с повышенным тонусом. Доверяйте своих малышей только проверенным специалистам и будьте осторожнее при самостоятельных занятиях. Не делайте того, в чем до конца не уверены. А тех целей, которых хотят добиться специалисты по бэби-йоге, можно добиться гуманными и экологичными средствами остеопатии.

    Всем ли детям показано плавание? Нет. Встречаются дети, которым не нравится плавать и нырять. Для начала попробуйте снизить интенсивность и сложность занятий, добавить элементы игры. Если не помогает и это, может быть, стоит заняться сухопутными видами спорта.

Самое главное помнить, для чего все это делается. Худший вариант — когда физкультура затеяна, чтобы удивить друзей и знакомых. Занятия должны приносить радость всем их участникам, получайте удовольствие в процессе, и тогда итогом будет здоровье ребенка, как физическое, так и душевное.

Детский церебральный паралич – это патология, которая характеризуется нарушением двигательной деятельности, вследствие поражения головного мозга – происходит поражение коры, ствола или капсулы мозга.

Пагубного воздействия на жизненно важный орган множество. Делятся они на три группы: беременность, роды и послеродовая деятельность малыша – в зависимости от времени получения патологии.

Фазы развития ДЦП

Различается по течения заболевания, которых выделяют три:

  1. Ранняя стадия – возраст до 5 месяцев. Проявляется задержкой развития ребенка, сохранением рефлексов, как у новорожденных, невозможностью играть одной из рук, вследствие нарушения мышечного тонуса.
  2. Начальная резидуальная фаза – возраст до 3 лет. Ребенок к двум годам не пытается говорить, заметна асимметрия в теле и движениях, отмечается повышенная потливость, малыш часто давится едой или собственной слюной.
  3. Поздняя резидуальная фаза – возраст старше 3 лет. Проявляется тугоподвижностью, укороченностью ноги на пораженной стороне, нарушением глотания, слуха, речи, зрения, расстройством мочеиспускания и дефекации, патологией со стороны зубов, судорогами.

Родителям важно не проигнорировать . При обнаружении тревожных симптомов надо сразу обратиться к врачу.

Современный подход к лечению и реабилитации

Лечение и реабилитация детей, больных ДЦП, направлены на социальную адаптацию в обществе.

Методы, средства и программы реабилитации основываются на комплексном разноплановом влиянии на ребенка, которое включают множество разносторонних подходов: медицинский, физический, психический, социально-экономический, профессиональный и личностный.

Мероприятия направлены на коррекцию двигательного дефекта, улучшение двигательной деятельности, возможности общения, вырабатывания навыков независимости действий больного в повседневной жизни, эмоциональное и социальное развитие, обучение и получение образования.

Целью реабилитации является физическая и социальная адаптация больного ребенка и расширение его индивидуальных возможностей. Каждому ребенку с ДЦП подготавливается индивидуальная программа реабилитации, по которой и работают с ним медики в реабилитационных центрах.

Комплекс мероприятий

Основной задачей реабилитации детей, больных ДЦП, является максимальное развитие умений и навыков. Способ коррекции двигательных расстройств – это становление двигательных действий путем стимуляции выпрямительных рефлексов.

Для этого применяются следующие методы:

Детям с ДЦП необходимо регулярно заниматься ЛФК – это помогает растягивать мышцы, снимать с них напряжение, расширять диапазон движений, разработаны комплексы упражнений, направленные на выносливость, подготовку к ходьбе, снятие судорог, улучшение равновесия.

Для детей с ДЦП чаще иных применяют следующие программы и средства реабилитации:

Готовые программы реабилитации

К наиболее эффективным относится программа «Ранняя реабилитация» предназначена для детей до года. Направлена на коррекцию задержки психо-речевого и моторного развития, полученного вследствие поражения нервной системы во время вынашивания плода, родов или в первые месяцы жизни. Она включает в себя последовательную и длительную работу врачей и родителей ребенка.

Реабилитацию можно начинать с 3 месячного возраста. Курс длится 5 дней и повторяется ежемесячно, если это необходимо. Поступившего ребенка тщательно обследуют.

В комплекс мероприятий данной программы входят: биомеханическая коррекция позвоночника, рефлексотерапия, массаж, дыхательная гимнастика, ЛФК, парафиновые аппликации.

Прохождение комплекса мероприятий нормализует мышечный тонус, улучшает двигательную активность, дыхательный ритм, кровообращение, метаболизм тканей – это стимулирует возможности психо-речевого развития и моторики ребенка.

Программа «Ранняя реабилитация» уменьшает неврологические расстройства у маленьких детей и дает шанс избежать в дальнейшем физической инвалидности, помогает им социально адаптироваться и быть полноценными людьми в обществе.

Реабилитационные центры в России

В России центров реабилитации не так много. Основная их часть находится в Москве. Здесь работают 4 реабилитационных центра. Также подобные учреждения есть в Туле, Воронеже, Самаре, Вологде, Санкт-Петербурге, Электростали и Белгороде.

В центрах проходят реабилитацию не только дети, но и их родители.

Все они укомплектованы современным оборудованием, в каждом трудятся только опытные врачи и прочий медицинский персонал.

На вопросы отвечает Елена Анатольевна Бердникова, педагог и массажист из г. Екатеринбурга.

Очень часто детям назначают массаж. Если для здорового ребенка это средство развития, то для ребенка с заболеваниями – это своего рода лекарство. При каких заболеваниях чаще всего врачи назначают массаж?

- Курс массажа назначают деткам при следующих заболеваниях:
Врождённая мышечная кривошея
Врождённый вывих, подвывих бедра, дисплазия тазобедренного сустава
Врождённая косолапость
Пупочная грыжа
Перинатальное поражение центральной нервной системы(повышение, понижение, ассиметрия мышечного тонуса)
Гипотрофия
Рахит
Плоскостопие
Нарушение осанки
ДЦП
Задержка психического развития
Нарушение речевого развития и т.д.
- Отличается ли по методике проведения массаж, который делается детям с разными заболеваниями? (ДЦП – один вид массажа, проблемы ортопедии – другой)
- Конечно, отличается. У детей с ДЦП мышцы либо напряжены (гипертонус), при массаже их нужно расслаблять, воздействуя медленно и монотонно, либо расслаблены (гипотонус), тогда нужно стимулировать группы мышц.
Массаж очень специфический, часто некомфортный для ребёнка, т.к. во время проведения мышцы малыша «заставляют работать».
Существуют и нетрадиционные методы массажа для таких деток. Вообще работа с такими малышами ведётся в комплексе с лечением у детского невролога, ортопеда (при необходимости используются корригирующие этапные гипсовые повязки, протезно-ортопедическая обувь, стельки), восстановительный массаж, физиотерапия, нетрадиционные методы (иглорефлексотерапия, БАДы).
При ортопедических проблемах массаж сочетается с лечебной гимнастикой, физиотерапией, лечением положением, обязательным наблюдением у ортопеда. И массаж, и гимнастика довольно специфические для каждого заболевания.
- Детям-инвалидам как часто делается массаж в течение года, как часто, если учесть различные заболевания?
- Детям-инвалидам массаж назначает доктор, самодеятельность в этих случаях не всегда бывает полезна для ребёнка. Доктора принимают деток с родителями в специальных центрах для детей-инвалидов, где с ними работает целый штат специалистов. Там же родителей обучают гимнастике и массажу, который они могут делать дома самостоятельно без ущерба для здоровья ребёнка. Желательно проводить не менее 6 курсов массажа в год по 30 процедур.
***Детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата массаж также назначает доктор (ортопед). Как правило, назначение даётся после УЗИ-обследования. Это УЗИ тазобедренных суставов при дисплазии, шейного отдела позвоночника при мышечной кривошее и т. д. После курса массажа, результат оценивается в течение месяца. А затем доктор осматривает малыша и даёт следующие рекомендации: либо повторить курс массажа, либо провести курс ЛФК, либо делаются другие назначения.
***При ППЦНС курс массажа назначает невролог, по опыту - не менее 4 курсов за 1 год жизни.
***Гипотрофия и рахит бывают 1, 2 и 3 степени тяжести. 1степень – лёгкая, в данном случае, как правило, проводится общий массаж и гимнастика по возрасту, при 2 (средней тяжести) и 3 степени тяжести (тяжёлые проявления) проводится более лёгкий массаж и гимнастика.
- Частая проблема ДЦП, такому ребенку-инвалиду требуется индивидуальная программа по реабилитации, какое место в ней занимает массаж? И каких результатов можно добиться с помощью массажа?
- ДЦП диагностируется с 4-6-8 месяцев, при оценке развития мышечной активности ребёнка. Действительно, для каждого малыша разрабатывается специальная индивидуальная программа, включающая и массаж. С помощью массажа можно расслабить напряжённые мышцы, снять, или уменьшить гипертонус мышц, в зависимости от степени поражения, либо, наоборот, при мышечном гипотонусе заставить мышцы напрягаться.
В любом случае массаж оказывает положительное регуляторное влияние на деятельность всех физиологических систем организма, посредствам рефлекторного воздействия на центральную нервную систему, а также улучшает трофику и кровообращение в коже, подкожно-жировой клетчатке и мышцах. В зависимости от применяемой техники и приемов может оказывать как тонизирующее, так и расслабляющее действие. Укрепляет костно-мышечный каркас, обеспечивая стабильную вертикализацию и адекватную работу внутренних органов.
- Может ли мамочка сама проводить массаж, пусть не профессиональный, поддерживающий, между сеансами профессионального массажа? Где этому учат?
- Конечно, мама может, даже должна сама проводить массаж своему малышу. Это в первую очередь нежные поглаживания, растирания малыша, гимнастика по возрасту, развивающие спортивные игры. Исследования подтвердили, что ранние прикосновения мамы к малышу снижают в детском организме уровень гормонов стресса, способствуют набору веса и повышают иммунитет. Но чтобы быть уверенной, лучше предварительно попросить врача показать некоторые приемы. Благодаря прикосновениям мамы у ребенка создается чувство защищенности и любви. Массаж – хороший способ пообщаться с малышом, передать ему свою любовь и заботу, а также зарядиться хорошим настроением, ведь, как известно, контакт с ребенком улучшает психологическое состояние мамы.
Рекомендации по их проведению может дать педиатр, невролог, ортопед, медсестра по ЛФК, массажист. Есть много литературы по детскому массажу, видеокурсов на dvd дисках, на многих интернет-сайтах для родителей, конечно, есть и курсы детского массажа при государственных (мед. колледж) и коммерческих образовательных учреждениях. Когда я работаю с малышом, то обязательно показываю мамочкам комплекс гимнастики и элементарные массажные движения, которые она может проводить с малышом в промежутках между курсами массажа.
- У детей с задержкой психического развития наблюдаются ли изменения к лучшему после массажа?
- Новорожденный ребенок на начальном этапе познает мир через тактильные ощущения, поэтому для него важен именно телесно-эмоциональный контакт, предполагающий прикосновения матери, поцелуи, поглаживания. Только забота матери может дать возможность ребенку адекватно воспринимать неведомый ему окружающий мир, помогая ориентироваться в пространстве, чувствуя себя при этом, спокойно. Именно такие, простые в исполнении рекомендации, как полноценное общение с малышом, тактильный и эмоциональный контакты, могут дать наиболее действенные результаты, оказывая на развитие ребенка колоссальное влияние.
Детки с задержкой психического развития требуют к себе повышенного внимания, усиленной заботы, ласкового отношения, теплых маминых рук.
Малышам с ЗПР необходимо все это в тысячу раз больше, чем здоровым детям-сверстникам.
Исследования психологических особенностей детей с задержкой психического развития (ЗПР) указывают на то, что у них недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности.
Кроме того, выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность. Возможна и обратная реакция – вялость, апатичность, замкнутость.
Безусловно, при надлежащих занятиях, усердии со стороны родителей и малыша, преодолеть задержку в развитии возможно. Главное, начать занятия своевременно. В таких случаях нужна слаженная работа родителей, медиков и педагогов. Одним массажем здесь не обойтись, хотя и массаж даёт свои значимые результаты.
Диагностировать задержку возможно в возрасте 3-4 года. В детских дошкольных учреждениях проходят занятия с малышами, начиная с первых дней поступления их в ДДУ. Часть детей хорошо справляются с образовательной программой, а некоторые детки с трудом овладевают ею. На таких деток обращается особое внимание персонала ДДУ (педагогов, медиков, логопедов, психологов). С ними ведутся дополнительные коррекционные занятия, подключаются к активной работе родители. В некоторых случаях результат очень радует и детей, и родителей, и педагогов, а иногда результаты огорчают. Это зависит от степени задержки, желания родителей помочь своему чаду, квалификации персонала ДДУ.
Чтобы вам не пришлось «выправлять» задержку, занимайтесь с малышом с рождения, старайтесь уделять ему внимание тогда, когда это необходимо вашему чаду, подключайте к воспитанию и развитию всех членов семьи. Массаж приносит пользу ребенку с первых дней жизни, так как он развивает и укрепляет мышцы, способствует тренировке сердечно-сосудистой системы, положительно влияет на нервную систему и способствует лучшему пищеварению. Массаж имеет огромное значение и для эмоционального развития крохи.
Как известно, малыши, которым регулярно делают легкий профилактический массаж, лучше спят, меньше капризничают и бывают более общительными и спокойными, соответственно массаж влияет и на развитие мозговой деятельности, на формирование многих психических функций: логического мышления, слухового и зрительного восприятия, памяти.

ДЦП – сложная патология, поражающая центральную нервную систему.

Начальная стадия формирования недуга приходится на внутриутробный период или поражает плод во время родового процесса, а также спустя несколько недель после его завершения.

Лечат недуг комплексно, среди методик активно применяется массаж.

Профессиональный массаж и лфк при дцп останавливает развитие болезни и избавляет от осложнений. Процедуры лечебного массажа следует начинать как можно раньше.

Для избавления от некоторых симптомов заболевания, применяется лечебный массаж, помогающий справиться с болью и снять мышечные спазмы.

Нельзя осуществлять массаж самостоятельно, это должен делать профессионал. Комплекс массажных воздействий разрабатывается индивидуально для каждого больного в полном соответствии с формой ДЦП.

Чем раньше будет начато лечение, тем большего успеха удастся достичь, тем меньше осложнений будет выявлено на более поздних стадиях развития болезни. Детям младше одного месяца массаж получать нельзя, поэтому его начинают делать спустя полтора месяца после рождения.

Особенности массажа при дцп :

  • Подбор методик и характера воздействий осуществляется индивидуально, при этом учитывается общее состояние больного;
  • Массаж проводят после завершения процедур медикаментозной терапии и физиотерапии;
  • При чувствительной коже у больного следует начинать с ;
  • Поза пациента при массаже должна приводить к полному расслаблению мускулатуры;
  • Оздоровительный массажный сеанс следует заканчивать лечебной гимнастикой, полезной для закрепления результата;
  • Если с больным проводятся индивидуальные занятия, то сегментарный и общий массаж проводятся до процедур, а линейный и точечный – после.

К приемам лечебного массажа для больных с диагнозом ДЦП относятся:

  • Вибрация;
  • Растирание;
  • Поглаживание;
  • Разминание.

Отличительная особенность массажа при ДЦП в том, что вектор движений направлен из центра к периферии. Такие нисходящие движения обеспечивают отличное расслабление спазмированной мускулатуры.

Перед началом лечебного массажа тело следует расслабить поглаживающими движениями, разминаниями и растираниями области спины, валянием конечностей.

Эффективность воздействия на тело повышается, если сочетать эти приемы с , снижающим мышечный тонус. Для этого подушечками пальцев выполняют вращательные движения, надавливая в определенных точках до потери их чувствительности.

После онемения выбранного участка массажист переходит к следующему, а затем снова возвращается к предыдущим областям. Каждая зона должна быть обработана дважды.

Показания и противопоказания

Большая терапевтическая ценность массажного воздействия на пациентов с ДЦП позволяет достигнуть таких результатов, как:

  • Снижение чрезмерного мышечного тонуса;
  • Рост мускулатуры;
  • Улучшение кровотока и лимфотока;
  • Ускорение обмена веществ.

Показания к лечебному массажу:

  • Высокий или низкий тонус мускулатуры;
  • Плохое здоровье;
  • , искривления позвоночника;
  • Мышечная кривошея;
  • Плоскостопие, косолапость;

К противопоказаниям общего, классического лечебного массажа относятся:

  • Острые формы аллергии;
  • Грибковые заболевания кожи;
  • Нарушения целостности кожного покрова;
  • Острые респираторные болезни.

К противопоказаниям точечно-рефлекторного массажа относятся:

  • Болезни инфекционной природы;
  • Острая сердечная недостаточность;
  • Повреждения кожного покрова.

К противопоказаниям аппаратного массажа относятся:

  • Кожные заболевания;
  • Воспалительные процессы, воспаление лимфоузлов;
  • Запущенная стадия ;
  • Инфекционные недуги.

Как делать массаж при дцп

У данной процедуры существует множество разновидностей:

  • Классический;
  • Аппаратный;
  • Точечно-рефлекторный;
  • Альтернативные методики.

Рассмотрим каждую из методик массажа при дцп у детей подробнее.

Классический лечебный массаж

Традиционная массажная методика очень сложна и поэтому при ее выполнении неквалифицированным специалистом могут встречаться грубые ошибки, снижающие эффективность воздействия.

Начинается процедура с поглаживаний, которые улучшают отток лимфы и венозной крови, а также состояние кожи. Этот прием может выполняться любой частью кисти, даже пальцами.

Движения не должны отклоняться от направления лимфатических сосудов. Легкие, поверхностные поглаживания могут идти вдоль и поперек, иметь спиралевидное и другие направления.

Грубыми ошибками считаются неплотное, частичное соприкосновение поверхности кисти с массируемым участком и резкое, короткое, не размашистое движение руки.

Для снятия спазма с мускулатуры применяется нисходящий вектор направления массирующих движений. Этот прием позволяет также улучшить обменные функции при церебральной форме ДЦП.
После поглаживаний выполняется растирание. Этот прием устраняет спайки и кожные рубцы, разбивает накопившиеся в суставных полостях, сухожилиях и мышечной ткани отложения шлаков. Почти всегда здесь задействуются пальцы, но в зоне бедер и спины обычно орудуют основанием ладони, согнутыми пальцами.

Растирают кожу вдоль и поперек. Хороший эффект оказывает воздействие на места мышечных креплений. Во время движения рука должна плотно соприкасаться с кожей и двигаться вместе с ней.

Если воздействие будет поверхностным, то подкожные образования не будут растираться, вместо этого кожа массируемой области будет натерта до болезненных ссадин. Растирание используют и для укрепления суставов, ослабленных мышечных групп.

Для повышения интенсивности кровотока в глубоко расположенных венах и сделать мускулатуру более функциональной, хорошо подходит прием разминания. Здесь движения идут вдоль или поперек относительно расположения мышечных волокон.

Грубыми ошибками считаются поверхностный захват и недостаточный, неплотный контакт ладони с массируемым участком, из-за чего рука может соскользнуть.

Пациенты, страдающие ДЦП, должны получать разминающий массаж при параличе для укрепления мускулатуры спины, живота, ягодичной и других зон, где волокна обладают недостаточно высоким тонусом.

Представляем вашему вниманию видео обучение массажу при ДЦП у детей.

Вибрационные процедуры

К вибрационным массажным движениям относятся:

  • Прием рубления;
  • Прием поколачивания;
  • Прием похлопывания.

Они хороши для повышения тонуса мускулатуры, которая приобретает лучшую сократительную способность.

Правильный прием рубления нужно проводить локтевым краем кисти, при этом пальцы должны быть сильно растопырены, а когда кисть ударяет по коже, им следует смыкаться. Рубление осуществляется только вдоль, параллельно мышечным волокнам.

Грубыми ошибками являются движение в локтевом суставе вместо лучезапястного, и воздействие поперек мышечным волокнам. Похлопывать и поколачивать кожу можно в любом направлении, но движение должно начинаться от лучезапястного сустава.

Точечная методика

У точечно-рефлекторной методики имеются две разные формы: возбуждающая и тормозная.

  1. Тормозная выполняется щепоткой из трех пальцев, которой производятся длительные надавливания (до минуты) или вращательные движения по часовой стрелке.
  2. Возбуждающая технически выполняется идентично тормозной методике, но время воздействия сокращается до 5-10 секунд. Это полезно в случаях, когда тонус мускулатуры сильно понижен.

Эффективность

К положительным эффектам лечебного массажа при ДЦП можно отнести:

  • Улучшение кровотока;
  • Нормализацию функций внутренних органов;
  • Рост и укрепление мускулатуры;
  • Ускорение обменных процессов;
  • Повышение иммунитета.

Классический массаж расслабляет мышцы и повышает их тонус, а также нормализует рост костей, с которым у детей, больных ДЦП, возникают проблемы из-за непропорционального развития верхней и нижней частей туловища.

Вибрационные воздействия, растирания и сотрясения раздражают сосудистые образования и ускоряют костный рост.

Сегментарный метод через кожные покровы, мышцы и связки оказывает рефлекторное влияние на спинной и головной мозг.

Заключение

В заключение надо отметить, что лечение ДЦП следует начинать как можно раньше и проводить комплексно, без перерывов. Чем раньше начнется период реабилитационных процедур, тем лучше будет эффект от терапии, благодаря высоким адаптационным показателям детского мозга.