2010 год для специалистов, изучающих Древнюю Русь, и просто любителей истории ознаменовался весьма важным событием: в интернет в открытый доступ выложили Лицевой летописный свод (в народе его называют Царь-книгой). Отсканировали его и поместили во всемирную сеть представители Общества любителей древней письменности.

В чем заключается важность данного события?

Согласитесь, что самое главное в работе каждого историка - это первоисточники: письменные, произведения искусства, архитектура, предметы быта и другие артефакты. К сожалению, в наше время не так много исследователей прошлого обращаются именно к ним. Зачастую они изучают и цитируют работы других историков, а те третьих и так далее. В результате, если начать разбираться, то большинство таких ученых никогда и не пользовались первоисточниками, и все свои труды создали на основе чужих слов и мнений. Получается, что данные работы можно сравнить с плохой копией копии какого-то «блокбастера». Если открыть и прочесть то, что написано в древнем документе, и сравнить информацию с тем, что пишут современные историки, часто можно обнаружить не только незначительные неточности, но и порой совершенно противоположные факты. Вот так-то, и подобное случается сплошь и рядом.

Древние артефакты Руси

К сожалению, до наших дней сохранилось не так много подлинных первоисточников, как того хотелось бы. Если рассматривать архитектурные памятники, то их осталось совсем немного, да к тому же большинство из них относятся к 18-19 векам, ведь на Руси основной строительный материал - это лес, а регулярные войны и пожары не щадят такие сооружения. Если брать предметы быта и ювелирные украшения, так и тут не все так просто: то, что удалось сохранить, - это всё артефакты 15-19 веков. И это тоже вполне объяснимо, ведь драгоценные металлы и каменья всегда были целью различного рода любителей наживы и черных археологов. Практически все древние захоронения (курганы и прочее) на территории нашей страны были разграблены еще во времена Екатерины Второй.

Устные предания

Наиболее полно исторические сведения об истории нашей земли сохранились в памяти народа - это легенды, предания, сказки, былины и т. д. Однако ученые категорически отрицают возможность рассмотрения устного творчества как источника информации, по крайней мере, в отношении того, что связано с былым Руси, хотя готовы полностью принять легенды, скажем, скандинавских или британских народов. А ведь в наших сказках и сказаниях сохранилось много интересных фактов, определенная интерпретация которых подтверждает одну из популярных современных теорий (А. Скляров «Обитаемый остров Земля»). Например, все мы знаем о такой сказочной диковинке, как волшебное блюдечко с наливным яблочком, в котором виден весь мир - чем это не «Айфон» с его логотипом - надкусанным фруктом? А ковры-самолеты, а сапоги-скороходы? Да мало ли что еще...

Впрочем, мы сильно отвлеклись, пора вернуться к главной теме нашей статьи, а это, напомним, Лицевой свод царя Ивана (iv) Грозного.

Письменные источники

Главные письменные источники Древней Руси - это летописи. Еще с 19 века начало издаваться Полное собрание русских летописей. Каждый желающий мог ознакомиться с этим печатным изданием, обратившись в библиотеку. Однако сейчас ведутся работы в рамках проекта «Рукописные памятники Древней Руси» по переводу его в цифровой формат, и в ближайшее время он, как и Лицевой свод Ивана Грозного, будет выложен в интернет для всеобщего пользования. Начинающим исследователям следует знать, что в древних рукописях является не только текст, но и рисунки. Речь идет об иллюстрированных документах. Главным из них и выступает Лицевой свод. Он состоит из десяти тысяч листов и семнадцати тысяч иллюстраций.

Лицевой летописный свод

Этот документ является крупнейшим летописно-хронографическим сводом Древней Руси. Он создавался по заказу царя в в период с 1568 по 1576 годы. Лицевой свод содержит изложение мировой истории от сотворения мира до 15 века и русской истории до 67 года 16 века. Амосов А. А. подсчитал, что сей древний артефакт состоит из десяти томов общей численностью в 9745 листов, которые украшены 17 744 цветными миниатюрами. Историки небезосновательно полагают, что Царь-книга содержала и одиннадцатый том. Ныне он утрачен, и это понятно, ведь в нем шла речь о самом неоднозначном периоде русской истории - до 1114 года.

Лицевой свод: содержание

В первых трех томах содержатся тексты библейских книг, таких как Пятикнижие, книги Судей, Иисуса Навина, Царств, а также книги Руфи, Есфирь, пророка Даниила. Кроме того, в них представлены полные тексты Александрии, два повествования о Троянской войне («Повесть о создании и попленении Тройском», извлеченная из «Хронографа Русского», и «История разрушения Трои» - перевод романа Гвидо де Колумна) и работа Иосифа Флавия «История Иудейской войны». Для последующих мировых событий источниками получения сведений послужили работа «Летописец Иллинский и Римский» и «Хронограф Русский».

Историю Руси Лицевой свод описывает в 4-10 томах, источником послужила преимущественно Как утверждают исследователи (например, Клосс Б. М.), начиная с событий 1152 года, в документе встречаются и дополнительные источники, такие как Новгородский свод (1539 г.), Воскресенская летопись, «Летописец начала царства» и другие.

Древнее редактирование

Царь-книга имеет ряд правок, считается (доказательств этому, правда, нет), что они были сделаны приблизительно в 1575 году по указанию самого царя Ивана Грозного. Переработка уже готового текста затронула в основном период с 1533 по 1568 годы. Неизвестный редактор сделал приписки на полях документа, в некоторых из них содержатся обвинения против лиц, репрессированных и казненных во время опричнины.

К сожалению, работа над Лицевым сводом закончена не была: часть миниатюр выполнены только в чернильном очерке, раскрасить их не успели.

Выводы

Лицевой свод Ивана Грозного является не только памятником книжного искусства Руси, но и весьма важным источником исторических событий: миниатюры, несмотря на всю условность и довольно символический характер, дают богатый материал для исследований реалий того времени. Кроме того, изучение редакторских правок, которые внесены в последний том («Царственная книга»), предоставляют возможность получить более глубокие сведения о политической борьбе послеопричного периода. Они позволяют судить и об изменившихся оценках царя деятельности тех или иных его сподвижников. А также о новых взглядах на сами события в период его правления.

В заключение

Благодаря деятельности Общества любителей древней истории, теперь каждый желающий сможет ознакомиться с этим бесценным артефактом. Ведь раньше для того, чтобы получить доступ к данному документу, необходимо было приложить массу усилий, да и получить его могли только ученые-историки. Зато сегодня это доступно каждому. Все, что необходимо, - наличие доступа к всемирной сети, и можно погрузиться в увлекательный мир изучения нашего прошлого. Увидеть все своими глазами, сложить о тех или иных событиях свое мнение, а не читать готовые штампы историков, которые, возможно, даже никогда и не открывали первоисточник.

Всемирная история. Книга 4

Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать все тома в Pdf Лицевой летописный свод XVI века

Лицевой летописный свод XVI века

Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Всемирная история. Книга 1

Скачать Скачать Скачать Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Всемирная история. Книга 5

Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Всемирная история. Книга 6

Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Всемирная история. Книга 7

Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Всемирная история. Книга 8

Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Всемирная история. Книга 9

Скачать Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Сопроводительный том

Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 1. 1114-1151 гг.

Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 2. 1152-1173 гг.

Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 3. 1174-1204 гг.

Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 4. 1205-1216 гг.

Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 5. 1217-1241 гг.

Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 6. 1242-1289 гг.

Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 7. 1290-1342 гг.

Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 8. 1343-1372 гг.

Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 9. 1373-1380 гг.

Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 10. 1381-1392 гг.

Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 11. 1393-1402 гг.

Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 12. 1403-1424 гг.

Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 13. 1425-1443 гг.

Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 14. 1444-1459 гг.

Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 15. 1460-1474 гг.

Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 16. 1475-1482 гг.

Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 17. 1483-1502 гг.

Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 18. 1503-1527 гг.

Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 19. 1528-1541 гг.

Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 20. 1541-1551 гг.

Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 21. 1551-1553 гг.

Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 22. 1553-1557 гг.

Скачать

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 23. 1557-1567 гг.

Скачать Скачать все тома с BitTorrent (PDF) Лицевой летописный свод XVI века

Лицевой летописный свод XVI века

Лицевой летописный свод XVI века. Библейская история. Книга 1

Лицевой летописный свод XVI века. Библейская история. Книга 2

Лицевой летописный свод XVI века. Библейская история. Книга 3

Лицевой летописный свод XVI века. Библейская история. Книга 4

Лицевой летописный свод XVI века. Всемирная история. Сопроводительный том

Лицевой летописный свод XVI века. Всемирная история. Книга 1

Лицевой летописный свод XVI века. Всемирная история. Книга 2

Лицевой летописный свод XVI века. Всемирная история. Книга 3

Лицевой летописный свод XVI века. Всемирная история. Книга 4

Лицевой летописный свод XVI века. Всемирная история. Книга 5

Лицевой летописный свод XVI века. Всемирная история. Книга 6

Лицевой летописный свод XVI века. Всемирная история. Книга 7

Лицевой летописный свод XVI века. Всемирная история. Книга 8

Лицевой летописный свод XVI века. Всемирная история. Книга 9

Лицевой летописный свод XVI века. Всемирная история. Книга 10

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Сопроводительный том

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 1. 1114-1151 гг.

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 2. 1152-1173 гг.

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 3. 1174-1204 гг.

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 4. 1205-1216 гг.

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 5. 1217-1241 гг.

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 6. 1242-1289 гг.

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 7. 1290-1342 гг.

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 8. 1343-1372 гг.

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 9. 1373-1380 гг.

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 10. 1381-1392 гг.

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 11. 1393-1402 гг.

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 12. 1403-1424 гг.

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 13. 1425-1443 гг.

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 14. 1444-1459 гг.

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 15. 1460-1474 гг.

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 16. 1475-1482 гг.

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 17. 1483-1502 гг.

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 18. 1503-1527 гг.

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 19. 1528-1541 гг.

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 20. 1541-1551 гг.

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 21. 1551-1553 гг.

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 22. 1553-1557 гг.

Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 23. 1557-1567 гг.

Скачать все тома с BitTorrent (DjVU) Лицевой летописный свод XVI века

Лицевой летописный свод XVI века

Лицевой летописный свод XVI века. Библейская история. Книга 1

Лицевой летописный свод XVI века. Библейская история. Книга 2

Лицевой летописный свод XVI века. Библейская история. Книга 3

Лицевой летописный свод XVI века. Библейская история. Книга 4

Лицевой летописный свод XVI века. Всемирная история. Сопроводительный том

Лицевой летописный свод XVI века. Всемирная история. Книга 1

Лицевой летописный свод XVI века. Всемирная история. Книга 2

Лицевой летописный свод XVI века. Всемирная история. Книга 3Скачать Фирма «АКТЕОН» совместно с хранителями впервые осуществила научное факсимильное издание «Лицевой летописный свод XVI века».
Предлагаемое издание с переводом - как дополнение в рамках научного аппарата вышеназванного факсимиле - представлено тремя разделами: библейская история, всемирная история, русская летописная история.
В настоящем издании листы расположены в хронологическом порядке повествования
На внешнем поле размещены транслитерация и перевод на современный русский язык.

Русская летописная история 1114-1567 гг. - отражена на 6010 Лицевого летописного свода XVI века в следующих его томах:
Г - Голицынский том (Отдел рукописей Российский национальной библиотеки, F.IV.225),
Л - Лаптевский TOM (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, F.IV.233),
O-I - Остермановский первый том (Отдел рукописей Библиотеки Академии наук, 31. 7. 30-1),
O-II - Остермановский второй той (Отдел рукописей Библиотеки Академии наук, 31, 7. 30-2),
Ш - Шумиловский том (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, F, IY. 232),
С - Синодальный том (Отдел рукописей Государственного Исторического музея. Син. № 962),
Ц- Царственная книга (Отдел рукописей Государственного Историческою музея. Син. № 149).

В сносках отряжены разночтения с перепей ПСРЛ - Полным собранием русских летописей - фундаментальной для изучения истории древней и средневековой Руси книжной серией (её тексты, в основном, издавались наборно, в орфографии XIX века).


Лицевой летописный свод второй половины XVI века - вершинное достижение древнерусского книжного художества. Ему нет аналогов и в мировой культуре этого столетия. Лицевой свод - и самое грандиозное по объему летописное произведение в Древней Руси.

Лицевыми в Средние века называли иллюминованные (иллюстрированные) рукописи с изображениями людей - «в лицах». В Лицевом своде около 10 тысяч рукописных листов, более 17 тысяч миниатюр. Лицевой свод давно уже привлекает внимание и искусствоведов, и книговедов, и историков - особенно тех, кто исследует проблемы развития общественного сознания, историю духовной и материальной культуры, государственно-политическую историю времени Ивана Грозного. Этот драгоценный памятник культуры необычайно богат информацией и для специально изучающих особенности исторических источников разных типов - словесных, письменных (а там, где есть приписки, устных, непосредственно запечатлевших разговорный язык), изобразительных, вещественных, поведенческих.

Работа по составлению Лицевого свода не была полностью завершена. Кипы листов оставались и в XVII в. непереплетенными. Не позднее первой половины XVIII в. массивы листов колоссального летописного свода были уже рассредоточены. Переплетали их независимо друг от друга; и некоторые из этих образовавшихся фолиантов получили названия по имени их обладателя (или одного из обладателей на протяжении XVII-ХIХ веков). Постепенно Лицевой свод стал восприниматься как монументальный корпус из десяти огромных томов. При этом выяснилось, что отдельные листы и даже массивы листов утрачены, а при переплетении в книги порядок листов местами нарушен.

Условно этот десятитомный рукописный корпус можно разделить на три части: три тома всемирной истории, семь томов отечественной истории; из них пять томов -летописание «лет старых» (за 1114-1533 годы), два тома - летописание «лет новых», т.е. времени правления Ивана IV. Полагают, что не дошли до нас листы о начальной истории Отечества (до 1114 г.), возможно, и о всемирной истории X-XV веков, до времени после падения Византийской империи, а также листы с изложением событий отечественной истории последних полутора десятилетий царствования Ивана IV (или заготовки к ним), так как в середине XVIII в. еще сохранялись листы о венчании на царство Федора Ивановича.

Фирма «АКТЕОН» совместно с хранителями впервые осуществила научное факсимильное издание «Лицевой летописный свод XVI века».

Так называемое «народное издание» является дополнением научного аппарата вышеназванного факсимиле. Оно полностью воспроизводит миниатюры и древнерусский текст каждого листа рукописи. При этом на внешнем поле приведены транслитерация и перевод на современный русский язык. Листы расположены в хронологическом порядке повествования.

Первый раздел:

Библейская история в 5 книгах. Это исторические книги Ветхого Завета: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Книга Иисуса Навина, Книга Судей Израильских, Руфь, Четыре Книги Царств, Книга Товита, Книга Эсфирь, а также Видения пророка Даниила, включая историю древней Персии и Вавилона, историю древнего Рима.

Лицевой летописный свод XVI века. Библейская история - Выходные данные по томам
  • Лицевой летописный свод XVI века. Библейская история. Книга 1. - М.: ООО «Фирма «АКТЕОН», 2014. - 598 с.
  • Лицевой летописный свод XVI века. Библейская история. Книга 2. - М.: ООО «Фирма «АКТЕОН», 2014. - 640 с.
  • Лицевой летописный свод XVI века. Библейская история. Книга 3. - М.: ООО «Фирма «АКТЕОН», 2014. - 670 с.
  • Лицевой летописный свод XVI века. Библейская история. Книга 4. - М.: ООО «Фирма «АКТЕОН», 2014. - 504 с.
  • Лицевой летописный свод XVI века. Библейская история. Сопроводительный том. - М.: ООО «Фирма «АКТЕОН», 2014. - 212 с.
Лицевой летописный свод XVI века - Библейская история - Содержание по томам
  • Библейская история. Книга 1 содержит изложение Библейских Книг: Книга Бытия; Книга 2 - Исход; Книга 3 - Левит.
  • Библейская история. Книга 2 содержит изложение Библейских Книг: Числа; Второзаконие; Книга Исуса Навина; Книга Судей Израильских; Книга Руфь.
  • Библейская история. Книга 3 содержит изложение Библейских Книг, именуемых Четыре Книги Царств.
  • Библейская история. Книга 4 содержит изложение Библейских Книг: Книга Товита; Книга Эсфирь; Книга пророка Даниила; История древней Персии и Вавилона; Начало царства Римского.


Лицевой летописный свод XVI века - Библейская история - От издательства

Лицевой (то есть иллюстрированный «в лицах», с изображением людей) летописный свод, созданный в единственном экземпляре для царя Ивана Грозного, его легендарное книжное собрание - это книжный памятник, который в мировой культуре занимает особое место. На 10 тысячах листов с более чем 17 тысячами красочных миниатюр - «окон в историю» - представлена самая ранняя историческая и литературная энциклопедия. В ней воедино соединены первая на славянском языке иллюстрированная Библия, такие художественные исторические произведения как Троянская война, Александрия, Иудейская война Иосифа Флавия и др., а также погодные (по годам) летописи, повести, сказания, жития русской летописной истории.

Лицевой свод - самое крупное хронографическое произведение средневековой Руси. Он дошел до наших дней в 10 томах.

В настоящее время тома Лицевого свода находятся в разных книгохранилищах России: три тома (Музейский сборник, Синодальный том и Царственная книга) - в отделе рукописи Государственного Исторического музея (Москва), четыре тома (Лицевой Хронограф, Голицынский том, Лаптевский том, Шумиловский том) в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург) и три тома (Хронографический сборник, Остермановский первый том, Остермановский второй том) в отделе рукописи Библиотеки Академии наук (Санкт-Петербург).

Первые три тома Лицевого свода рассказывают о событиях библейской и всемирной истории, следующих в хронологическом порядке, и включают в себя выдающиеся произведения мировой литературы, составляющие основу книжной культуры. Они являлись рекомендованным чтением для средневекового русского человека.

Том 1 - Музейский сборник (1031 лист) содержит изложение священной и всемирной истории, начиная от сотворения мира: славянский текст первых семи книг Ветхого завета, историю легендарной Трои в двух вариантах. Первая часть Музейского сборника является уникальной русской лицевой Библией, отличающейся предельной полнотой отражения содержания в иллюстрациях, и соответствует каноническому тексту Геннадиевской Библии 1499 г.

После библейских книг следует Троянская история, изложенная в двух вариантах: первый - один из наиболее ранних списков средневекового латинского романа «История разрушения Великой Трои», созданный в конце XIII века Гвидо де Колумна. Второй вариант Троянской истории - «Повесть о создании и попленении Тройском», составленный русскими книжниками на основе более ранних южно-славянских произведений на тему Троянской войны, дающие иную версию событий и судеб главных героев.

«Макарьевская школа» живописи, «школа Грозного» - понятия, обнимающие немногим более трех десятилетий в жизни русского искусства второй половины (или, точнее, третьей четверти) XVI в. Эти годы насыщены фактами, богаты произведениями искусства, характерны новым отношением к задачам искусства, его роли в общем укладе молодого централизованного государства, и, наконец, они примечательны отношением к творческой личности художника и попытками регламентировать его деятельность, более чем когда-либо подчинить ее задачам полемическим, привлечь к участию в напряженном драматическом действе государственной жизни. Впервые в истории русской художественной культуры вопросы искусства становятся предметом прений на двух церковных соборах (1551 и 1554 гг.). Впервые заранее разработанный план создания многочисленных произведений разных видов искусства (монументальная и станковая живопись, книжная иллюстрация и прикладное искусство, в частности резьба по дереву) предопределил темы, сюжеты, эмоциональную трактовку и, в значительной мере, послужил основой сложного комплекса образов, призванных подкрепить, обосновать, прославить правление и деяния первого «венчанного самодержца», вступившего на престол централизованного государства Русского. И именно в это время осуществляется грандиозный художественный проект: лицевой летописный свод Ивана Грозного, Царь-книга - летописный свод событий мировой и особенно русской истории, писавшийся, вероятно в 1568-1576 гг., специально для царской библиотеки в единственном экземпляре. Слово «лицевой» в названии Свода означает иллюстрированный, с изображением «в лицах». Состоит из 10 томов, содержащих около 10 тыс. листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 16 тыс. миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года. Грандиозный "бумажный" проект Ивана Грозного!

Лицевой хронограф. РНБ.

Хронологические рамки этих явлений в художественной жизни Русского централизованного государства второй половины XVI в. определяются одним из самых существенных событий той поры - венчанием на царство Ивана IV. Венчание Ивана IV (16 января 1547 г.) открывало новый период утверждения самодержавной власти, являясь своего рода итогом длительного процесса формирования централизованного государства и борьбы за единство Руси, подчиненной власти московского самовластца. Именно поэтому сам акт венчания на царство Ивана IV, послуживший предметом неоднократных обсуждений в кругу будущих участников «избранной рады», как и в среде ближайшего окружения митрополита Макария, был, как не раз уже говорилось историками, обставлен с исключительной пышностью. Опираясь на литературные источники конца предшествующего столетия, Макарий разработал самый ритуал царского венчания, введя в него необходимую символику. Убежденный идеолог самодержавной власти, Макарий сделал все возможное, чтобы подчеркнуть исключительность («богоизбранность») власти московского единодержца, исконность прав московского государя ссылками на исторические аналогии в области гражданской истории и прежде всего истории Византии, Киевской и Владимиро-Суздальской Руси.

Царственная книга.

Идеологию единодержавства должны были, по замыслу Макария, отражать письменные источники эпохи и в первую очередь летопись, книги царского родословия, круг годового чтения, какими являлись составленные под его руководством Четьи Минеи, а также, по-видимому, предполагалось обратиться и к созданию приличествующих случаю произведений изобразительного искусства. Что замыслы обращения ко всем видам художественной культуры с самого начала были грандиозны, показывает размах литературных трудов того времени. Трудно, однако, представить себе, какие формы приняло бы осуществление этих замыслов в области изобразительного искусства и в какие сроки они были бы реализованы, если бы не пожар в июне 1547 г., опустошивший огромную территорию города. Как рассказывает летопись, 21 июня во вторник «в 10 часов дни третией недели Петрова поста загорелся храм Воздвижение честнаго Креста за Неглимною на Арбатской улице... И бысть буря велика, и потече огнь, якоже молния, и пожар силен промче... И обратися буря на град болший, и загорелся во граде у соборные церкви Пречистыа верх, и на царьском дворе великого князя на полатах кровли, и избы древяные, и полаты, украшеные златом, и Казенной двор и с царьскою казною, и церковь на царьском дворе у царьские казны Благовещение златоверхаа, деисус Андреева письма Рублева, златом обложен, и образы, украшеныа златом и бисером многоценныа Греческаго писма прародителей его от многих лет собранных... И по многым церквам каменным выгореша деисусы и образы, и сосуды церковныа, и животы многые людскые, и двор митрополич». «...А в городе все дворы и полаты горяше, и Чюдовской монастырь выгоре весь, едины мощи святого великаго чюдотворца Алексеа Божиим милосердием сохранены бысть... И Вознесеньской монастырь такоже весь выгоре, ...и церковь Възнесение выгоре, образы и сосуды церковный и животы людьскыа многие, токмо един образ Пречистые протопоп вынес. И все дворы в граде погореша, и на граде кровля градцкая, и зелие пушечное, где б на граде, и те места разорвашася градные стены... В един час многое множество народу сгореша, 1 700 мужеска полу и женьска и младенець, множество горюша народа по Тферьской улици, и по Дмитровке, и на Болшом посаде, по Ильинской улицы, в садех». Пожар 21 июня 1547 г., начавшийся в первой половине дня, продолжался до ночи: «А на третием часу нощи преста огненое пламя». Как явствует из приведенного летописного свидетельства, сильно пострадали постройки на царском дворе, были уничтожены и частью попорчены многочисленные произведения искусства.

Ледовое побоище. Летописная миниатюра из Лицевого свода XVI века.

Но в еще большей степени пострадали московские жители. На второй день у постели пострадавшего во время пожара митрополита Макария собрались царь и бояре «на думу» - обсуждалось умонастроение народных масс, и духовник царя, Федор Бармин, сообщил о распространении слухов о причине пожара, который черные люди объясняли колдовством Анны Глинской. Иван IV вынужден был назначить следствие. Помимо Ф. Бармина, в нем участвовали князь Федор Скопин Шуйский, князь Юрий Темкин, И. П. Федоров, Г. Ю. Захарьин, Ф. Нагой и «иныи мнози». Взволнованные пожаром, московские черные люди, как разъясняет ход дальнейших событий Продолжение Хронографа 1512 г. и Летописец Никольский, собрались на вече и в воскресенье утром 26 июня вступили на Соборную площадь Кремля «ко двору государеву», ища суда над виновниками пожара (виновниками же пожара, как сказано выше, почитались Глинские). Юрий Глинский пытался спрятаться в Дмитровском приделе Успенского собора. Восставшие проникли в собор, несмотря на шедшее богослужение, и во время «херувимской песни» извлекли Юрия и против митрополичьего места убили, вытащили за пределы града и бросили на месте казни преступников. Людей же Глинских «бесчисленно побиша и живот княжой разгрибиша». Можно было подумать, что убийство Юрия Глинского явилось «казнью», облеченной в форму «традиционную» и «законную».

Митяй (Михаил) и свт. Дионисий перед вел. кн. Димитрием Донским.

Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в.

Об этом свидетельствует и тот факт, что тело Глинского было вынесено на торг и брошено «перед того кол, идеже казнят». Этим выступление черных людей не кончилось. 29 июня, вооруженные, в боевом порядке, они (по «кличу палача» или «бирича») двинулись к царской резиденции в Воробьево. Их ряды были столь грозны (они были со щитами и копьями), что Иван IV «удивися и ужасеся». Черные люди требовали выдачи Анны Глинской и ее сына Михаила. Масштабы выступления черных людей оказались достаточно велики, готовность к военному выступлению свидетельствовала о силе народного гнева. Этому восстанию предшествовали выступления недовольных по городам (летом 1546 г. выступили новгородские пищальники, а 3 июня 1547 г.- псковичи, жаловавшиеся на царского наместника Турунтая), и ясно, что размеры народных волнений должны были произвести грозное впечатление не только на Ивана IV. С ними должно было считаться ближайшее окружение молодого царя, определявшее политику 30-х - 50-х годов. Организованное восстание московских низов в основном было направлено против боярского самовластия и произвола, особенно болезненно отражавшегося в годы юности Ивана IV на судьбах широких народных масс, и оказало определенное влияние на дальнейшее развитие внутренней политики.

Одна из книг Лицевого свода XVI века.

Вероятнее всего, правы те из историков, кто считает Московское восстание после пожара 1547 г. инспирированным противниками боярского самовластия. Не лишены основания попытки найти вдохновителей восстания в ближайшем окружении Ивана IV. Однако инспирированное извне, оно, отражая протест широких народных масс против боярского утеснения, как известно, приняло размах неожиданный, хотя и совпавший в своей направленности с новыми тенденциями формировавшегося правительства 50-х годов. Но вместе с тем его масштабы, быстрота и сила народной реакции на события были таковы, что нельзя было не принять во внимание значительности выступления и тех его глубоких социальных причин, которые, независимо от влияния правящих политических партий, вызвали к жизни народные волнения. Все это усугубило сложность политической ситуации и во многом способствовало широте замысла и поисков наиболее действенных средств идеологического воздействия, среди которых существенное место заняли новые по своему содержанию произведения изобразительного искусства. Можно думать, что разрабатывая план политических и идеологических мер воздействия на широкие народные круги, решено было обратиться и к одному из самых доступных и привычных воспитательных средств - к становой и монументальной живописи, в силу емкости своих образов, способной от привычной назидательной тематики вести к более широким историческим обобщениям. Определенный опыт подобного рода сложился уже в царствование сначала Ивана III, а позднее Василия III. Помимо воздействия на московских черных людей, а также бояр и людей служилых, произведения живописи призваны были оказывать непосредственное воспитательное действие и на самого молодого царя. Как и многие литературные начинания, осуществлявшиеся в кругу митрополита Макария и «избранной рады» - а руководящую роль Макария, как идеолога единодержавной власти, не стоит преуменьшать, - произведения живописи в существенной своей части содержали не только «оправдания политики» царя, но и раскрывали те основные идеи, которые должны были вдохновлять самого Ивана IV и определять общее направление его деятельности.

Иван Грозный на свадьбе Симеона Бекбулатовича.

Важно было заинтересовать Ивана IV общим планом восстановительных работ в такой мере, чтобы идейная направленность их была, как бы предопределена самим государем, исходила от него (напомним, что несколько позднее аналогично организовывался и Стоглавый собор). Инициатива восстановительных работ была разделена между митрополитом Макарием, Сильвестром и Иваном IV, который, естественно, должен был официально главенствовать. Все эти взаимоотношения можно проследить в самом ходе событий, как их излагает летопись, а главное - свидетельствуют материалы «дела Висковатого». Выгорело внутреннее убранство храмов, пожар не пощадил и царское жилище и казну царскую. Оставлять храмы без святынь было не в обычае Московской Руси. Иван IV прежде всего «разослал по городам по святые и честные иконы, в Великий Новгород, и в Смоленск, и в Дмитров, и Звенигород, и из иных многих городов многие и чудные святые иконы свозили и в Благовещенье поставили на поклонение царево и всем хрестьянам». Вслед за этим начались восстановительные работы. Одним из активных участников организации восстановительных работ был иерей Сильвестр, сам служивший в Благовещенском соборе,- как известно, один из самых влиятельных деятелей «избранной рады». О ходе работы Сильвестр подробно повествует в своей «Жалобнице» «освященному собору» 1554 г., откуда можно почерпнуть сведения об организации и исполнителях работ, и об источниках иконографии, и о процессе заказа и «приемки» работ, а также о роли и взаимоотношениях митрополита Макария, Ивана IV и самого Сильвестра в ходе создания новых памятников живописи.

Щелкановщина. Народное восстание против татар в Твери. 1327.

Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI в

«Жалобница» позволяет судить о количестве приглашенных мастеров, как и о самом факте приглашения мастеров, а главное, о тех художественных центрах, откуда черпались кадры живописцев: «послал государь по иконописцев и в Новгород, и во Псков и в иные городы, иконники съехалися, и царь государь велел им иконы писати, кому что приказано, а иным повелел полаты подписывати и у града над враты святых образы писати». Т

Тома

Тома сгруппированы в относительно хронологическом порядке:

  • Библейская история
  • История Рима
  • История Византии
  • Русская история

Лицевой хронограф

Царственная книга

  • Музейский сборник (ГИМ). 1031 л., 1677 миниатюр. Изложение священной, древнееврейской и древнегреческой истории от сотворения мира до разрушения Трои в XIII в. до н. э.
  • Хронографический сборник (БАН) . 1469 л., 2549 миниатюр. Изложение истории древнего Востока, эллинистического мира и древнего Рима с XI в. до н. э. до 70-х гг. I в. н. э.
  • Лицевой хронограф (РНБ) . 1217л., 2191 миниатюра. Изложение истории древнеримской империи с 70-х гг. I в. до 337 г. и византийской истории до X века.
  • Голицынский том (РНБ) . 1035 л., 1964 миниатюры. Изложение отечественной истории за 1114-1247 г. и 1425-1472 гг.
  • Лаптевский том (РНБ) . 1005 л., 1951 миниатюра. Изложение отечественной истории за 1116-1252 гг.
  • Остермановский первый том (БАН) . 802 л., 1552 миниатюры. Изложение отечественной истории за 1254-1378 гг.
  • Остермановский второй том (БАН). 887 л., 1581 миниатюра. Изложение отечественной истории за 1378-1424 гг.
  • Шумиловский том (РНБ) . 986 л., 1893 миниатюры. Изложение отечественной истории за 1425, 1478-1533 гг.
  • Синодальный том (ГИМ) . 626 л, 1125 миниатюр. Изложение отечественной истории за 1533-1542, 1553-1567 гг.
  • Царственная книга (ГИМ) . 687 л., 1291 миниатюра. Изложение отечественной истории за 1533-1553 гг.
  • История создания свода

    Миниатюры из Свода широко известны и применяются как в виде иллюстраций, так и в искусстве.

    Факсимильное издание (2008)

    С экземпляром полного факсимильного издания Лицевого Летописного можно ознакомиться в библиотеке Отдела рукописей Государственного Исторического музея в Москве и в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге.

    В настоящее время Лицевой летописный свод издаётся в благотворительных и просветительских целях «Обществом Любителей Древней Письменности». Распространяется бесплатно.

    Литература
    • Арциховский А. В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. - М ., 1944.
    • Подобедова О. И. Миниатюры русских исторических рукописей: К истории русского лицевого летописания / АН СССР, Институт истории искусств Министерства культуры СССР. - М .: Наука, 1965. - 336 с. - 1 400 экз.
    • Покровская В. Ф. Из истории создания Лицевого летописного свода второй половины XVI в. // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги Библиотеки АН СССР. - М.; Л., 1966.
    • Амосов А. А. Лицевой летописный свод Ивана Грозного: Комплексное кодикологическое исследование. - М .: Едиториал УРСС, 1998. - 392 с. - 1 000 экз. - ISBN 5-901006-49-6 (в пер.)
    • Лицевой летописный свод XVI века: Методика описания и изучения разрозненного летописного комплекса / Сост. Е. А. Белоконь, В. В. Морозов, С. А. Морозов; Отв. ред. С. О. Шмидт . - М .: Изд-во РГГУ, 2003. - 224, с. - 1 500 экз. - ISBN 5-7281-0564-5 (в пер.)
    • Пресняков А. Е. Московская историческая энциклопедия XVI-го века // ИОРЯС. - 1900. - Т. 5, кн. 3. - С. 824-876.
    • Морозов В. В. Лицевой летописный свод о походе Игоря Святославича // ТОДРЛ. - 1984. - Т. 38. - С. 520-536.
    • Клосс Б. М. Летописный свод лицевой // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2, ч. 2 (Л - Я). - Л. , 1989. - С. 30-32.
    Ссылки