Достопримечательности

11635

Множество культур оставили свой след в истории и архитектуре Крыма, в том числе и религиозных памятников. От места крещения Руси до малого Иерусалима Евпатории сохранились уникальные работы зодчих и архитекторов разных вероисповеданий.


Центральная мечеть Евпатории расположена недалеко от парка имени Караева. Это здание имеет большую культурную и историческую ценность - заложена была еще в 1552 году. Естественно, с тех пор она пережила множество реконструкций и трагических событий, но с 1990 года опять стала главной мечетью города. Архитектор - известный турецкий зодчий Ходжа Синан, плоды его труда остались и в Стамбуле - там более 300 зданий было построено по его проектам. Мечеть также называют Хан-Джами за ее важную роль в политике во время Крымского Ханства. Сейчас в этой, пожалуй, самой красивой в Крыму мечети, проводят экскурсии по выходным за небольшое пожертвование.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Исторический памятник

Центр религиозной жизни всех караимов Крыма, караимские кенаcсы находятся в начале улицы Караимской в старом городе. Этот комплекс включает в себя две кенасcы, религиозную школу, внутренние дворики, музей культуры караимов и библиотеки. К наследию древнего народа сейчас может прикоснуться каждый, приняв участие в экскурсии по этим удивительным строениям XVIII века. В экспозиции музея имени С.И. Кушуль можно познакомиться с предметами караимского национального быта. В интерьере представлена мебель из домов зажиточных караимов, фотографии известных караимских деятелей, национальные костюмы.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Этот храм находится в начале Набережной Евпатории и входит в число главных архитектурных доминант города, определяя узнаваемый силуэт Евпатории с моря. Храм был построен в 1911–1918 годах городским архитектором А.Л. Генрихом. Здание храма отделано красивым ракушняком песочного цвета, сама церковь построена в греко-византийском стиле, поэтому традиционно план здания имеет вид креста. Особую привлекательность строению придают три витражных арочных окна, отражающие вечером свет изнутри храма и трёхъярусная колокольня, которая значительно выше купола храма.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Этот белоснежный собор c голубыми куполами является вторым по масштабности в Крыму, он был заложен во имя событий Крымской войны в 1893 году. Внутри здания могут одновременно находиться до 2000 прихожан. Архитектурно этот собор создавался по подобию Святой Софии в Стамбуле, главные его изюминки - огромный 18-метровый купол и квадратная колокольня с 14 колоколами, а также план здания в форме восьмиугольника. К сожалению, первоначальные украшения не сохранились. Однако храму повезло в другом - его не взорвали во время Великой Отечественной войны, только окна были выбиты. Собор находится рядом с мечетью и, выбрав удачный ракурс, можно сделать фото двух памятников разных религий одновременно.

Читать полностью Свернуть

Музей, Достопримечательность, Религия, Исторический памятник

Еврейский молельный дом был заложен в 1911 году на пожертвования ремесленников, поэтому его и называют иногда «ремесленный». Первые служения здесь провели уже через год, однако работала синагога недолго, в 1930 году ее уже закрыли. Это единственная культовая иудейская постройка в Евпатории, сохранившаяся до наших дней. Здание прямоугольной формы расположено таким образом, что алтарь ориентирован на Иерусалим. Центральный вход под витражом в форме шестиконечной звезды предназначен для мужчин, а боковые входы - для женщин. В синагоге проводят экскурсии, перед входом внутрь обязательно надо надеть особый головной убор. Благодаря тесному соседству сооружений различных религий: синагоги, караимских кенасс, мусульманского монастыря Текие Дервишей и мечети Джума Джами, Евпатория получила название «Малый Иерусалим».

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Главный храм Севастополя стоит прямо в центре города на улице Большая Морская. Здание собора возводили 13 лет из местного инкерманского камня. Во время Великой Отечественной войны храм был сильно поврежден бомбежками, был утрачен целый придел, погибло много людей, так как там был организован госпиталь. Эта необычная церковь украшена пятью куполами, которые были позолочены только в 1992 году. Центральный купол окружен четырьмя двенадцатигранными башенками, которые увенчаны маленькими луковками.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Считается, что Киевскую Русь крестили именно в Херсонесе, во время правления Владимира Красно Солнышко называвшемся Корсунью. В летописи упоминался даже храм, в котором это произошло. Когда археологи нашли его фундамент, было решено воздвигнуть здесь новую церковь, которой было суждено стать самым крупным храмом Крыма. Строительство завершили в 1891 году, а первый камень будущего храма заложил император Александр II за три десятилетия до этого. Этот храм теперь является главным символом крещения Руси, несмотря на то, что большую часть времени он простоял в развалинах и был восстановлен только в 90-е годы прошлого века.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

На Центральном городском холме находится еще один собор в византийском стиле, названный в честь князя Владимира. Этот храм объединен с важным памятником истории города - усыпальницей адмиралов, отдающим должное героям севастопольской обороны 1854–1855 годов. Могилы четырех адмиралов, отцов города, не оставивших Севастополь во время осады, были соединены общей гробницей. Сверху на ней установлен плоский черный мраморный крест на четырех сторонах которого бронзой выгравированы имена и даты смерти адмиралов. Позднее у храма захоронили еще командующих флотом и участников первой обороны города.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Эта церковь давно является одним из узнаваемых символов Крыма. Строительством церкви с необычными черными куполами было отмечено чудесное спасение царской семьи во время крушения поезда в 1888 году. Место выбрано действительно уникальное - скалистый утес, нависающий над южнобережьем. Церковь построена на высоте 412 метров над уровнем моря и привлекает огромное количество свадебных церемоний своим живописным расположением. Вокруг церкви просторная смотровая площадка, кафе и сувенирные ларьки.

Читать полностью Свернуть


Церковь в византийско-грузинском стиле выполнена по заказу великого князя Константина Николаевича Романова в 1885 году. У церкви есть особенность - попарно параллельно расположенные арочные двери, которые придают ей особую легкость и влияют на акустику. Мозаики в церкви были созданы с привлечением итальянского мастера, одна из них изображает такую редкую тему, как Иисуса в отрочестве. Начиная с Александра III, сюда приходила молиться царская семья, все Великие князья и княгини, отдыхавшие на Южнобережье. Здесь используют особый вид византийского пения, который невозможно услышать более нигде на полуострове.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия

Этот новый храм построен на живописной территории у подножия скалы Ай-Никола в месте, где найдены археологические останки древнего монастыря. Скалы вокруг создают прекрасную акустику, что используется мужским хором во время службы. Храм был построен в рекордные сроки благодаря местному меценату и сейчас привлекает множество посетителей. Здесь совершаются регулярные богослужения, есть крестильня.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия

Часовня этого храма в старом центре города лучше всего видна с моря, и ее можно лицезреть на всех открытках и картинах XIX века. Первый православный храм был построен на Поликуровском холме, когда Ялта была еще буквально рыбацкой деревней. Изначально он был возведен по чертежам итальянского архитектора. Но позже знаменитый городской архитектор Николай Краснов расширил храм. Однако в советский период храм был утерян, осталась только колокольня, и то лишь благодаря своему международному значению - она внесена во все международные лоции по Черному Морю. И только к 1998 году храм был заново отстроен согласно найденным в Воронцовском дворце чертежам Торичелли.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Крымский полуостров по праву можно считать колыбелью православного христианства, и это не просто красивые слова. В Крыму более 250 церквей, соборов и храмов. Крым является самым важным местом в православном мире, после Иерусалима. Именно на Крымском полуострове принял крещение князь Владимир в 988 году в Херсонесе, ныне Севастополь. От этой даты и начинается история Русской православной церкви и история христианской Руси. Князь Владимир вошел в историю как Владимир Великий или Владимир Креститель.

Церкви и Храмы Крыма

Владимирский собор в Херсонесе

Владимирский собор находится в городе Севастополь, на территории древнего греческого города Херсонеса Таврического, по адресу г. Севастополь ул. Древняя, 1. На месте предполагаемого крещения князя Владимира и был установлен собор. С начала 19-го века на территории Херсонеса велись раскопки. Большая часть была направлена на поиски древнего храма, и вот в 1827 году был найден фундамент церкви и лишь только в 1852 году было получено разрешение на возведение нового храма.

Фороская церковь или Церковь Вознесения Христова

Церковь Вознесения Христова построена на отвесной скале, над поселком Форос. Она была первым проектом столь высокой сложности. Церковь была построена в 1892 году. Еще при строительстве она стала легендой. Церковь находится на отвесной скале высотой более 400 метров, практически у самого обрыва. Ее видно с Фороса и со всех дорог в окрестности.

Храм-маяк Святого Николая Чудотворца

Храм-маяк расположен на Южном берегу Крымского полуострова, недалеко от города Алушта, в поселке Малореченское. Храм-маяк Святого Николая Чудотворца - один из самых молодых храмов в Крыму, его построили в 2006 году. Храм был задуман и реализован как Храм, на вершине которого располагался действующий маяк. Многие прихожане часто говорят “Что храм Николая Чудотворца не только маяк для кораблей, но и для человеческих душ”.

Храм Иоанна Предтечи, если не самый древний храм Крыма, то точно не ошибемся, если скажем, что он входить в тройку самых древних храмов на Крымском полуострове. По легенде основатель Храма является Андрей Первозваный. Храм Иоанна Предтечи - одно из самых почитаемых мест полуострова. Он входит во все обзорные экскурсии города Керчь.

Храм Донаторов

Храм Донаторов находится в Центральной части Крымского полуострова, недалеко от города Бахчисарая. Храм Донаторов полностью отличается от традиционных православных церквей своей архитектурой. Весь храм полностью вырезан в скале: кельи, места для молитв, подсобные помещения и прочее. Внутри стены храма украшали фрески, которые частично дошли и до наших дней. Храм Донаторов датируется 12 веком и входит в 5-ку самых древних храмов в Крыму.

Пещерный монастырь Качи-Кальон

Пещерный монастырь Качи-Кальон, также называется Монастырь в скале, находится в Центральной части Крыма, недалеко от Бахчисарая. Храм был возведен в 13 веке и просуществовал до 15 века. С началом гонения христиан в Крыму в середине 15 века храм был покинут. На сегодняшний день пещерный монастырь часто посещают паломники и гости Крымского полуострова.

Храм Двенадцати Апостолов

Храм Двенадцати Апостолов находится в городе Балаклава, недалеко от набережной Назукина. Храм был заложен в 1375 году, о чем свидетельствует найденный в фундаменте храма камень с датой основания этого святого места. Изначально на каменном фундаменте был возведен деревянный храм, но к 1794 году в летописях уже упоминается каменный храм. Скорее всего во время Русско-Турецкой войны храм Двенадцати Апостолов был сожжен, как и большинство христианских храмов.

Владимирский собор

Владимирский собор, его еще называют «усыпальницей генералов», находится в городе Севастополь и является одним из почитаемых соборов Крыма. В нем покоятся великие адмиралы России, герои турецких войн, адмиралы Нахимов П.С., Корнилов В.А., Лазарев М.П. и Истомин В.И. Подвиги этих великих людей на многие столетия прославили Россию и укрепили образ Севастополя как города Героя.

Топловский монастырь

Храм Святого Илии

Храм Святого Илии находится на Западном берегу Крымского полуострова, в городе Евпатория. Построен в 1918 году в византийском стиле. Здание сверху выглядит как крест, так было задумано во время строительства. Весь храм полон символов и знаков. Красота храма известна далеко за пределами Крымского полуострова.

Подробнее о Храмах, Церквях и можно узнать в разделе святыни Крыма.

Церкви и Храмы Крыма на карте

Все достопримечательности Крыма не объедешь и за месяц. И среди них - множество православных святынь. Христианство в Крыму было уже в первом веке, здесь проповедовал апостол Андрей Первозванный, сюда, на задворки Византийской империи, ссылали первых христиан. И отсюда, крестившись на крымских берегах, принес на Русь Православие князь Владимир.

К святому врачу

Крым для большинства приезжающих начинается с города Симферополя . Все обычно стараются поскорее проскочить эти «ворота Крыма», душную вокзальную площадь с толпами людей, и уехать в какой-нибудь курортный город типа Ялты, Судака или Алупки. Однако есть в Симферополе место, ради которого стоит сдать на время вещи в вокзальную камеру хранения и отложить на пару часов встречу с морем. Место это - симферопольский Свято-Троицкий собор. Здесь покоятся мощи одного из наших современников, уникального человека - святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Он умер сравнительно недавно, в 1961 году, и известен как архиепископ, хирург, исповедник. В сталинское время его трижды арестовывали, в ссылках он провел годы, а вместе с тем за свой научный труд «Очерки гнойной хирургии», который актуален и в наши дни, ему была вручена Сталинская премия I степени. В его предоперационной висели иконы, в советское время он читал студентам-медикам лекции в рясе с панагией, автор нескольких богословских трудов. Известна такая история: на публичном допросе на вопрос обвинителя «Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели?» святитель Лука ответил: «Бога я действительно не видел, но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил». Несмотря на пытки и издевательства во время третьего ареста в 1937 году, епископ Лука сразу после начала войны, находясь в ссылке, по просьбе властей занял должность главного хирурга красноярского эвакуационного госпиталя. С 1946 года архиепископ Лука возглавлял Крымскую кафедру в Симферополе, не оставляя медицинскую практику, был консультантом, а в тяжелых случаях сам оперировал. В своем доме (ул. Курчатова, д. 1) архиепископ бесплатно принимал больных. Некоторые из них до сих пор его помнят. День памяти Крымского святителя - 11 июня. Известно множество случаев исцеления у его мощей.

Архиепископ Лука был прославлен в 2000 году. Его мощи хранятся в Свято-Троицком соборе Симферополя в серебряной раке, подаренной греческими священниками

Адрес собора: ул. Одесская, д. 12. От железнодорожного вокзала ехать 10-15 минут до остановки «Площадь Ленина», далее спросить, как пройти к собору - местные жители знают его как «главный собор». С 2003 года Свято-Троицкий собор стал монастырским: теперь здесь Свято-Троицкая женская обитель. Собор открыт ежедневно с 6.30 до 18.00. Паломников в обители на ночь не размещают. Из других святынь монастыря можно отметить очень почитаемую в Крыму икону Божией Матери «Скорбящая». В монастыре есть Музей святителя Луки - он работает с 10.00 до 16.00, выходные - понедельник и вторник.

В Херсонес - в начало времен

Многие на отдыхе готовы добавить к пляжу, морю, солнцу и другие впечатления. Им можно предложить посетить единственный в своем роде город - герой двух войн, дважды разрушенный и дважды возрожденный из руин город-порт Севастополь (который морем и солнцем тоже совсем не обделен).
Развалины Херсонеса. Здесь соседствуют разные эпохи, на маленькой территории уместилась история в две тысячи лет

Православному человеку Севастополь интересен прежде всего тем, что на его окраине, на берегу одной из бухт располагаются руины древнегреческого города-государства Херсонес. Именно здесь, как гласит «Повесть временных лет», в 988 году случилось великое для всей истории событие: «Епископ же корсунский, огласив, крестил киевского князя Владимира».

Корсунью называли Херсонес. Херсонес был основан греками в V веке до нашей эры и просуществовал до XIV века. Еще в I столетии в Херсонесе проповедовал Андрей Первозванный. В первые века нашей эры христианство местным языческим населением воспринималось с трудом, как пишет летописец тех времен: «Херсаки же народ коварный и до нынешнего дня туги на веру». Для утверждения здесь христианства в начале IV века один за другим в Херсонес были присланы миссионеры-епископы: Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафор, Еферий и Капитон. Пятеро из семи были зверски убиты местными язычниками. Память всех семи епископов херсонесских празднуется в один день, 7 марта. На территории современного Херсонеса есть посвященный им храм, в котором совершаются службы.

Кровь мучеников пролилась на этой земле не напрасно - с конца IV века христианство становится здесь государственной религией, христианам уже не надо прятаться в тайные пещерные храмы, возводятся прекрасные базилики. Херсонес становится духовным центром Крыма. К настоящему моменту раскопано около 40 процентов площади города, и на этой территории найдено около 70 христианских храмов и часовен.

XIII-XIV века оказались очень трудными для Херсонеса - город неоднократно подвергался нападениям монголо-татар, литовцев и др. После пожара 1399 года город окончательно опустел. В начале XIX века на месте Херсонеса начались археологические раскопки. Результаты были ошеломляющие. Были раскопаны целые кварталы, дома с утварью, монетами, украшениями, храмы с прекрасно сохранившейся мозаикой.

В середине XIX века в Херсонесе был устроен мужской монастырь. На одном из предполагаемых мест крещения князя Владимира возвели огромный собор в византийском стиле - для христиан это место всегда оставалось священным. Раскопки показали, что в районе выстроенного собора находятся еще семь христианских храмов. Чуть поодаль была обнаружена базилика, названная по фамилии человека, руководившего раскопками, Уваровской, а рядом с ней - баптистерий. По мнению некоторых специалистов, князь Владимир крестился именно здесь. На этом месте была установлена памятная беседка.
Владимирский собор, в советское время закрытый и пришедший в печальное состояние, в 1998-2002 годах был восстановлен. Сейчас здесь ежедневно совершаются богослужения.
В Севастополе есть два Владимирских собора – один в Херсонесе, на предполагаемом месте крещения князя Владимира (на фото), другой находится в центре города (ул. Суворова, д. 3) и является храмом – усыпальницей адмиралов Лазарева, Корнилова, Нахимова, Истомина. Здесь же находится икона и частица мощей новомученика, священноисповедника Романа Медведя, служившего в этом храме (расстрелян в 1937 году). От проспекта Нахимова к собору ведет длинная Синопская лестница. Собор открыт ежедневно, службы в субботу в 16.00, в воскресенье в 7.00. В усыпальницу можно попасть только с экскурсией от музея. Музей работает с 9.00 до 16.00, выходные – понедельник и четверг

Херсонес сегодня - национальный историко-археологический музей-заповедник, занимающий большую территорию - около 500 гектаров. Удивительное ощущение появляется, когда бродишь по раскопкам города с историей в две тысячи лет, между остатками базилик и подземных храмов, где, возможно, когда-то молились первые христиане. Постройки разных веков - первого, шестого, десятого, девятнадцатого - здесь сосуществуют совсем рядом. История здесь как будто замерла. Особенно прекрасен Херсонес в мае - древние руины утопают в море цветущих маков.

Адрес Херсонесского музея-заповедника: г. Севастополь, ул. Древняя, д. 1.
Автобус 22 от железнодорожного вокзала или центра идет непосредственно до заповедника, но ходит редко, можно на автобусах 6, 10, 16 доехать до остановки «Улица Дмитрия Ульянова», далее 10-15 минут пешком.
Вход на территорию заповедника стоит 20 гривен (с экскурсией - 30 гривен), но тех, кто идет на службу, пускают бесплатно. Начало богослужения в храме в 7.30 по будням, в 6.30 и 8.30 в воскресенье и в 17.00 ежедневно.

К православному святому - папе Римскому

В первые века христианства языческая Римская империя ссылала в Крым, в окрестности Херсонеса слишком активных христиан. Так в окрестности современного Севастополя в конце I века попал бывший в то время епископом Рима папа Климент. Он был сослан на каторжные работы - вручную в каменоломнях добывать известняк, которым так богаты территории близ Севастополя. Работа была тяжелейшая, но епископ Климент находил силы, чтобы обратить и крестить местных язычников, к тому же здесь было уже около двух тысяч сосланных христиан, которые объединились вокруг Климента. Сейчас на месте, которое называется Инкерман (административно это район Севастополя), где, по преданию, трудился епископ Климент (и как горнодобытчик, и как миссионер, и как пастырь), существует мужской монастырь. Монастырь известен здесь примерно с VII-IX века.

Есть в монастыре в скале пещерный храм - его считают одним из древнейших. Предание утверждает, что сам Климент вырубил его в скале в конце I века. В нем молились первые христиане. Можно в этом храме помолиться сегодня и нам. Монастырь, после перерыва в годы советской власти, снова действующий, в нем около десяти монахов, несколько послушников. Монастырь зажат между скалами и железной дорогой, которая проходит прямо под стенами обители - если ехать на поезде до Севастополя, в окошке вдруг неожиданно проплывают зеленые монастырские балкончики, прикрепившиеся прямо на скалы. Главная святыня монастыря - часть мощей священномученика Климента, папы Римского. О его святой кончине рассказывают следующее: языческим правителям Херсонеса не нравилась деятельность сосланного епископа-каторжника, поэтому в 101 году ему привязали тяжелый якорь и бросили в море в расположенной неподалеку Казачьей бухте. Но каждый год в этом месте происходило чудо: в день смерти святого море отступало, образуя остров - люди могли прийти и поклониться святым останкам. В 861 году святые Кирилл и Мефодий, бывшие в то время в Крыму, обрели мощи священномученика Климента и часть их перевезли в Рим, где они до сих пор хранятся, а часть оставили в Херсонесе, откуда равноапостольный князь Владимир перевез главу и часть мощей в Киев. Сегодня часть мощей святого вернулась в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь.

Островок в Казачьей бухте существует до сих пор (сейчас это территория воинской части). Ученые подтверждают здесь наличие остатков древнего храма. Есть мнение некоторых исследователей, что в районе современного Инкермана когда-то была монашеская республика наподобие современного Афона - здесь найдено большое количество пещерных храмов. На горе над монастырем возвышаются остатки древней крепости Каламита.

Святого Климента папу Римского очень почитали на Руси еще со времен князя Владимира. Кстати, один из самых больших в Москве храмов посвящен именно ему - даже переулок назван Климентовским (рядом с м. «Третьяковская»).

Добраться из Севастополя до Инкермана можно несколькими способами.
От автостанции «5-й километр» на автобусе 103 (ходит каждые 10 минут с 6.00 до 21.00) до остановки «Втормет» (р. Черная), далее 5-10 минут пешком.
От Графской пристани Севастополя четыре раза в день ходит паром до Инкермана (от причала в Инкермане идти 20-25 минут пешком, можно подъехать на автобусе 103).
От железнодорожного и центрального автовокзалов Севастополя, соответственно, на электричке или автобусе «Севастополь-Бахчисарай», остановка «Инкерман».
Монастырь открыт ежедневно с 9.00 до 19.00, Божественная литургия в субботу и воскресенье в 7.00.

В монастырь над скалой Явления

В окрестностях Севастополя, на мысе Фиолент находится обитель Святого Георгия Победоносца. Одно из преданий гласит, что она основана греками, попавшими у берегов Тавриды в страшный шторм. Гибель была неизбежна, греки взмолились - и неожиданно из кромешной темноты на скале в море недалеко от берега им явился святой Георгий, весь в сиянии. По его молитве буря стихла. Спасенные греки забрались на скалу - и нашли там икону святого Георгия. На берегу они основали монастырь.

Вообще мыс Фиолент и его окрестности овеяны разными легендами и преданиями. Утверждают, что именно здесь в древности находился храм богини Артемиды, где жрецы сбрасывали с отвесных скал приносимых в жертву людей. Где-то здесь жил упоминавшийся выше один из семи херсонесских епископов святой Василий, изгнанный в 310 году из Херсонеса. Во время строительства в XIX веке на территории обители было обнаружено два пещерных, к тому времени засыпанных, храма. Еще один пещерный храм был найден неподалеку, на мысе Виноградный.

После присоединения Крыма к России было решено сделать Георгиевский монастырь базовым для флотских иеромонахов. Во время Крымской войны они несли свою службу на кораблях.

Монастырь стоит прямо над обрывом. Вот как описал посещение монастыря в середине XIX века писатель-путешественник Евгений Марков: «Я подошел к решетке монастырского двора… Подо мной была бездна… вот истинное место для молитвы и созерцания Бога, тут, действительно, поклонишься Ему со страхом и трепетом…»

В советское время обитель разделила участь монастырей и храмов всей страны. Храм Святого Георгия бульдозерами сбросили в море, на его месте построили танцплощадку для отдыхающих. Но в 1993 году в обители снова зазвучали слова службы.

От монастыря к морю ведут устроенные в XIX веке монахами 800 ступеней. А в море возвышается скала Явления - та, где явился мореплавателям святой Георгий. Сейчас на ней установлен большой крест.

Спустившись по ступеням, вы попадаете на прекрасный пляж, называемый Яшмовым. Вода в этом районе удивительно чистая и необычного для Черного моря бирюзового цвета. Так что паломничество в обитель Святого Георгия можно совместить с отдыхом на море. А чтобы не подниматься 800 ступеней обратно вверх, к автобусу, можно сесть на катер, который раз в два часа приплывает на пляж Фиолента, и добраться на нем до Балаклавы , где тоже, кстати, есть что посмотреть, например развалины генуэзской крепости Чембало, а также посетить действующий храм во имя Двенадцати Апостолов. От Балаклавы регулярно ходят автобусы до Севастополя.

Как добраться до Георгиевского монастыря на Фиоленте: от автостанции Севастополя «5-й километр» ходит автобус 3 с интервалом примерно 20-30 минут. Далее идти 15 минут по указателям. Храм открыт в богослужебные дни с 7.30 до 19.00, в будни - с 9.00 до 18.00. Службы в субботу в 15.00, в воскресенье в 8.00.
В самом монастыре, как правило, паломников не селят, хотя по особому благословению наместника могут сделать исключение. Рядом есть несколько частных мини-пансионатов, по отзывам, очень неплохих.

В пещерный монастырь в Крымском ханстве

В нескольких километрах от Бахчисарая располагается ущелье Марьям-Дере, что означает ущелье Марии. Здесь много веков назад появился Успенский монастырь. По одной из версий, он основан в VIII-IX веках монахами, бежавшими из Византии, когда там господствовала ересь иконоборчества. Ущелье чем-то похоже на Афон и, возможно, напомнило монахам родные края. Есть предание, что монастырь появился на этом месте, потому что именно здесь пастухами была обретена икона Божией Матери, которая стала называться Бахчисарайской. В скале на месте обретения был вырублен пещерный храм. Во время различных вторжений в Крым и монголо-татар, и турок Успенский монастырь чудесным образом избегал разгромов. Во времена Крымского ханства и после захвата Крыма турками в очень трудное для христиан время монастырь оставался центром Православия в Крыму.

В конце XVIII века произошло массовое переселение христианского населения Крыма в Приазовье, где был основан город Мариуполь, туда же была перенесена Бахчисарайская икона Божией Матери, но монастырская жизнь окончательно не угасла в Успенском монастыре и в это время. Возрождение Успенского монастыря началось в 1850 году благодаря стараниям святителя Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова), стремившегося восстановить в Крыму древние обители. После революции монастырь был в упадке, в монастырских корпусах располагался психоневрологический интернат.

Сегодня Успенский монастырь восстанавливается, он один из самых посещаемых в Крыму, но мимо монастыря проходит маршрут экскурсионных групп, которые, зайдя ненадолго в монастырь, следуют дальше, в расположенный выше пещерный город Чуфут-Кале. Поэтому в монастыре в дневное время всегда суета.

В храм, расположенный в пещере в скале, нужно подниматься по длинной лестнице. Справа от алтаря в отдельной маленькой пещерке находится чудотворная Бахчисарайская икона Божией Матери - точная копия с когда-то явившейся на этом месте много веков назад (и позже утраченной) иконы.

Монастырь размещает паломников, как мужчин, так и женщин, при монастыре есть гостиницы. Проживание бесплатное, возможно, за работу на монастырских послушаниях.

Как проехать
От автостанции или железнодорожного вокзала в Бахчисарае - маршруткой № 2 (до старого города) до конечной остановки, далее до монастыря 20 минут пешком - подъем в горку. Службы: в будни - в 6.30 , в субботу и воскресенье - в 7.30. В субботу всенощная в 15.00. Храм открыт до 19.00.

В столицу древнего христианского царства

В Крыму кроме моря и солнца есть поросшие лесом горы. И пусть они не очень высокие, но хранят в себе немало интересного. Например, остатки множества древних пещерных монастырей и развалины горных средневековых городов. Самый большой и величественный из них - Мангуп-Кале , столица древнего христианского княжества Феодоро. Мангуп - гора-останец, поднимающаяся над уровнем моря почти на 600 метров. С трех сторон плоское и ровное Мангупское плато заканчивается скалистыми обрывами.

С VI века на плато жили готы, они были христианами, с VIII века известна Готская епархия, на Мангупе строятся дворцы, крепости, храмы и монастыри. Каждый холм в окрестностях Мангупа хранит развалины феодального замка или остатки пещерного монастыря. По преданию, в окрестных горах жили монахи-исихасты. В XII-XIII веках происходит становление православного княжества Феодоро. В 1475 году после полугодовой осады Мангуп был взят и разграблен турками. К XVIII веку город опустел окончательно. Сегодня трудно представить, что на этом заросшем деревьями и травой плато был большой город с храмами, садами и дворцами.

Однако христиане не забывали, что здесь когда-то молились их братья по вере. Нынешний крымский владыка Лазарь одной из своих задач видит восстановление горных крымских монастырей. Сейчас, несмотря на то что в советское время многие пещерные храмы были осквернены (на Мангупе очень любила тусоваться разная неформальная молодежь), на этой земле вновь регулярно совершается Божественная литургия - вот уже несколько лет на Мангупе действует мужской монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Его настоятель и единственный постоянный насельник - игумен Иакинф.

Монастырь - храм и кельи - располагается на южном склоне горы, в отвесной стене. Найти его можно по указателям - их два: один на плато, на развилке дорог, другой непосредственно перед спуском к монастырю. Спуск не слишком простой - нужно лезть по деревянной лестнице, дальше идти по узкой тропинке над обрывом, поэтому ехать сюда надо обязательно в спортивной обуви.


Отец Иакинф очень не любит любопытных и «духовных туристов», поэтому если приходят просто «поглазеть» - он может и не принять таких «паломников». Нашего корреспондента, например, прежде чем разговаривать, он попросил прочесть наизусть Символ веры. При этом настоящим паломникам, которые приехали помолиться в святом месте, отец Иакинф очень рад. Например, каждый год сюда приезжают группы детей из православного лагеря, причащаются здесь за Литургией. На Благовещение - престольный праздник, собирается до 300 паломников. Служба из маленького пещерного храма (в алтаре которого, кстати, остались фрагменты древней уникальной фрески) переносится на площадку рядом. Вид на горы отсюда просто потрясает… «Когда молишься там, где молились древние христиане, - говорит отец Иакинф, - ощущаешь всю мощь Православия». «Как же вы здесь зимой живете?» - спрашиваю отца Иакинфа. «Хорошо, - отвечает он, - снегом занесет - никто не беспокоит».

Как проехать
Мангуп находится в 20 км от Бахчисарая. От Бахчисарая несколько раз в день ходят маршрутки (расписание можно узнать на автовокзале Бахчисарая) до сел Залесное, Родное или Терновка. Они останавливаются у озера и села Хаджи-Сала (в котором можно снять приличное жилье) у подножия Мангупа. Территория Мангуп-Кале - заповедник, вход платный, 15 гривен, еще за 10 гривен можно приобрести подробный план древнего города - тогда точно не заблудитесь! Подъем на гору трудный, занимает около часа по круто поднимающейся вверх лесной тропе.

Что почитать перед дорогой
1. На официальном сайте Симферопольской и Крымской епархии много полезной информации: http://www.crimea.orthodoxy.su
2. Литвинова Е. М. Крым. Православные святыни. Путеводитель. Симферополь, 2007
3. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание. Автобиография.

В Ялте стоит прекрасный собор во имя Александра Невского. Он вызывает неподдельное восхищение у всех, кто его видит.

В 80-х годах XIX века по всей Руси строились храмы в память царя-мученика Александра II, погибшего 1 марта 1881 года от бомбы, разорвавшейся у его ног. Их освящали в честь Александра Невского, который был небесным покровителем русских царей. В Крыму в честь этого святого были построены храмы в Симферополе и Феодосии. Решили и ялтинцы возвести большой собор, тем более что город рос и храм Иоанна Златоуста стал тесен. Намерение горожан поддержал император Александр III.


Портрет императора Александра II

1 марта 1890 года учредили строительный комитет, который возглавил известный инженер, ученый, краевед А.Л. Бертье-Делагард. В состав комитета вошли тридцать уважаемых ялтинцев: среди них князь В.В. Трубецкой, граф Н.С. Мордвинов, барон-камергер, инженер А.Л. Врангель, тайный советник П.И. Губонин, доктор В.Н. Дмитриев, известные архитекторы П.К. Теребенев и Н.А. Штакеншнейдер, сын архитектора, построившего дворец в Ореанде.

Комитет обратился к Ялтинской городской управе с просьбой отвести для строительства место у Ливадийского моста. Но оказалось, что это место приносило городу хороший доход, поэтому предложили другое, в центре города, на пересечении улиц Садовой и Морской у подножия горы Дарсан. Большой участок земли, расположенный рядом, пожертвовал барон А.Л. Врангель. На храм жертвовали разные люди: городская управа выделила на строительство 6000 рублей, такую же сумму пожертвовал генерал-майор Богдан Васильевич Хвощинский, винопромышленник И.Ф. Токмаков 1000 рублей. А простые ялтинцы приносили кто сколько мог.


Первый проект храма разработал в 1889 году архитектор К.И. Эшлиман, но он не был утвержден. Новый проект поручили сделать Н.П. Краснову, который работал в соавторстве с П.К. Теребеневым. 1 марта 1891 года в день десятой годовщины со дня гибели императора Александра II состоялась торжественная закладка фундамента нового храма. Архиепископ Мартиниан отслужил молебен прямо на строительной площадке. Первый камень в основание будущего храма положила императрица Мария Федоровна.

Для храма архитектор выбрал древнерусский стиль, применив множество декоративных архитектурных элементов: пилястров, порталов, киотцев, сердечек. Собор построили двухъярусным, с открытыми галереями и шатровым крыльцом. Окрасили в бело-розовые тона, что сделало его нарядным, праздничным. Иконы для храма изготовили в Мстере Владимирской губернии.

11 колоколов для трехъярусной колокольни собора отливали в Москве, главный колокол весил 428 пудов. Все колокола храму подарил крымский винопромышленник и меценат Н.Д. Стахеев.

Собор Александра Невского. Ялта

Освящение собора состоялось 4 декабря 1902 года архиепископом Николаем, которому помогали протоиерей кафедрального собора Назаревский, протоиерей Терновский и ялтинские священники Сербинов, Щукин, Крылов и Щеглов. Новый храм поразил своей оригинальностью: «Сооружение храма исполнено превосходно, фундаментально, прочно и стильно: русский стиль выдержан замечательно», - таково было мнение комиссии, принимавшей храм.

В одиннадцать часов из Ливадии прибыла императорская семья. Императрица Мария Федоровна не смогла присутствовать на церемонии, она прислала телеграмму: «Радуюся всем сердцем освящению собора, при закладке которого я присутствовала в 1891 году, вспоминая всех трудившихся при его основании и с отрадою думая о молитвах, которые отныне за всех в нем будут возноситься». Николай II и Александра Федоровна приложились к святому кресту, затем император возжег лампаду. Был совершен крестный ход вокруг собора и в нижний храм за святыми дарами. После литургии все духовенство вышло на середину храма и провозгласило многолетие Дому Романовых, а затем вечную память императорам Александру II и Александру III, императрице Марии Александровне и Великому князю Георгию Александровичу, который умер на Кавказе. Провозгласили многолетие и строителям храма и всем православным христианам.

Пышность и необыкновенная красота внешнего облика храма должны были сочетаться с внутренним оформлением. Поэтому в 1901 году провели всероссийский конкурс, победитель которого смог бы оформить интерьер Александро-Невского собора. Первое место занял архитектор С.П. Крошечкин. По проектам Н.П. Краснова киевский художник И. Мурашко расписал иконостас, им же выполнена сплошная роспись купола и стен в византийском стиле. На наружной стороне храма, в гранитной раме-киоте расположили мозаичное панно с образом святого князя Александра Невского. Мозаика была выполнена учениками венецианского мастера Антонио Сальвиати.





Храм двупрестольный: верхний престол освящен во имя святого Александра Невского, а нижний - во имя святого Артемия, этого святого церковь чествует 20 октября, в этот день умер император Александр III. Все купола собора покрыли золотом. А особенной гордостью являлись одиннадцать колоколов, их малиновый перезвон разливался над Ялтой, окрестными горами и морем.


В одном из писем А.П. Чехов так отозвался о новом соборе: "Здесь, в Ялте, новая церковь, звонят в большие колокола, приятно слушать, ибо похоже на Россию".

В едином стиле с храмом позже был построен двухэтажный дом причта, напоминавший древний русский терем. Его автором стал М.И. Котенков. В 1903-1908 годах построили еще один дом в три этажа, здесь находился большой актовый зал для Александро-Невского братства. В этом доме разместилась церковноприходская школа и приют для слабогрудых больных. Школу назвали именем цесаревича Алексея.

Православное братство святого благоверного князя Александра Невского было создано по указу императора Александра III и Таврической Духовной консистории при симферопольском кафедральном соборе 23 ноября 1868 года. Основателем братства стал архиепископ Гурий (Карпов). Задачи братства были разнообразны: создавать церковно-приходские школы, оказывать им и храмам материальную помощь, возводить новые церкви, заботиться о бедных, престарелых и сиротах, бороться с расколами и сектантством. Во время Первой мировой войны Александро-Невское братство и община сестер милосердия Красного Креста собирали подарки, лекарства, лекарственные травы для солдат, устраивали лазареты и санатории для раненых. Братство пользовалось заслуженным авторитетом, его отличал дух милосердия и благочестия.


Первым протоиереем собора стал Александр Яковлевич Терновский, прежде служивший в храме Иоанна Златоуста. Собор стал любимым храмом ялтинцев. Сюда приходили в праздничные дни и в дни горя. Храм разделил с прихожанами тяготы революции и гражданской войны, здесь не только поддерживали веру в людях, собор охранял, оберегал жизни людей. В 1918 году во время обстрела Ялты красногвардейцами в его стенах укрывались жители города.

В июне 1918 года в нижнем храме отпевали жену Ф.М. Достоевского Анну Григорьевну. Она была похоронена на кладбище в Аутке, и лишь спустя много лет ее прах перенесли в Александро-Невскую лавру в Петербурге, где похоронен Ф.М. Достоевский.

В 1938 году собор закрыли. Колокола сняли и отправили на переплавку. В храме организовали спортивный клуб.

Богослужение в Александро-Невском соборе было возобновлено в 1945 году и с тех пор не прекращалось. Храму возвратили здание церковно-приходской школы, где раньше находился дом учителя. Теперь здесь вновь священники ведут беседы с детьми, при школе есть детский хор.

Красив храм святого Александра Невского, построенный в неорусском стиле у подножия горы Дарсан в Ялте.


В Крыму до революции было три храма в честь святого князя- воителя. Самый первый появился в Феодосии в позапрошлом веке, для этого был издан специальный указ императора Александра I, затем в Симферополе Долгая и тяжкая история собора в честь Александра Невского и только в начале прошлого века в Ялте.

Святой Александр Невский был святым покровителем российских императоров Александра I, Александра II и Александра III. Святым покровителем в христианской религии считается святой, защищающий отдельного человека, храм, населённый пункт, народ, страну, представителей отдельных профессий. Среди славной когорты русских святых достойное место занимает русский князь Александр Невский, который также является небесным покровителем русского воинства. Примечательно, что ордена Александра Невского существовали как в царской России, так и во времена СССР, а также в современной России.

1 марта 1881 года был убит российский император Александр II (1818 -1881). По всей Российской империи начали строиться храмы и часовни в честь святого Александра Невского - небесного покровителя императора Александра II. Считалось, что небесные покровители защищают интересы подопечных даже после их смерти. Не осталась в стороне от этого процесса Ялта, уже в июле 1881 года на набережной появилась часовня в честь святого Александра Невского Часовня под брызгами морских штормов .

Большую часть денег на строительство часовни выделил барон Андрей Львович Нил-Врангель фон Губеншталь, бывший ялтинским городским головой с 1879 по 1888 год.

Шло время и общественность Ялты решила, что часовни в честь погибшего императора недостаточно и необходимо построить храм. Собрался комитет по строительству храма аккурат через 9 лет после смерти Александра II, 1 марта 1890 года. Нашли было место возле Ливадийского моста, но Ялтинская городская управа посчитала, что денег в казну храм не принесёт, а выгодное месторасположение возле моста лучше использовать в коммерческих целях. Барон Врангель уже не был городским главой и повлиять на решение не смог. Тогда он предложил безвозмездно принадлежавший ему участок земли в противоположном конце города, где в результате и был построен собор. В очередную годовщину со дня смерти императора был заложен первый камень в основание храма, на закладке которого присутствовала императрица Мария Александровна. Император Александр III не возражал против возведения собора в память об своём отце, но приехать на панихиду и церемонию закладки камня отказался.

Если бы императора Александра II не убили народовольцы, то возможно следующим императором Российской империи стал бы Георгий Первый, а не Александр III. Непростые были времена и взаимоотношения между людьми в императорской семье.

Изначально наследником престола был старший сын императора Александра II, великий князь Николай Александрович (1843 - 1865). После того как Александр II стал императором в 1855 году, то Николая Александровича стали готовить к предстоящему восхождению на престол. В 1861 и 1863 годах он совершил многочисленные поездки по России, затем в 1864 году отправился в Европу, где познакомился с датской принцессой Марией Софией Фридерикой Дагмар и сделал ей предложение. Состоялись помолвка и обручение. Но императором стать ему была не судьба - в апреле 1865 года цесаревич умер в Ницце. Так Россия не получила императора Николая Второго раньше и в другом обличье. Наследником престола стал Александр Александрович (будущий император Александр III), который женился на невесте своего покойного брата через полтора года после его смерти и которая стала российской императрицей Марией Федоровной.

Жена императора Александра II императрица Мария Александровна (1824 -1880), мать цесаревичей Николая и Александра, умерла от туберкулёза в ночь на 22 мая 1880 года. Обычно венценосные вдовцы и вдовы после смерти супругов в течение года носили по ним траур и не вступали в брак. Но Александр II плевал на светские правила и 6 июля 1880 года женился на своей давней любовнице (с 1866 год) княжне Екатерине Михайловне Долгоруковой (1847-1922). У императора и княжны уже было четверо внебрачных детей, старшим был Георгий (1872-1913). 5 декабря 1880 года княжне Долгоруковой был пожалован титул Светлейшей Княгини Юрьевской, что соотносилось с одним из фамильных имён бояр Романовых. Все дети были узаконены задним числом и получили фамилию Юрьевские. Но тем не менее, несмотря на указы императора, Екатерина была женой императора, но не императрицей согласно законов Российской империи. Её дети не были членами императорской фамилии и не имели прав на престол.

Когда будущий император Александр II женился на Марии Александровне, то его мать императрица Александра Федоровна была категорически против брака, т.к. датская принцесса была незаконнорожденной, была внебрачной дочерью великой герцогини Гессенской Вильгельмины Баденской, и её камергера барона фон Сенарклен де Гранси. Её муж великий герцог Людвиг II Гессенский признал Марию свои ребёнком, чтобы избежать скандала в благородном семействе. Эта история вновь всплыла после новой женитьбы императора. При этом Александр II не скрывал, что хочет сделать Георгия Великим Князем. Ведь Георгий был Рюриковичем, а Александр Александрович через мать лишь потомком какого-то беспородного швейцарца. По империи поползли слухи, что император дал указание по учению материалов обстоятельств восхождения на императорский трон Екатерины Первой, незнатной по происхождению.

Но не успел Александр II сделать Екатерину императрицей, да и преобразовать монархию в конституционную - убили его народовольцы. Не везёт претенденткам на российский императорский престол, если их звать княжна Екатерина Долгорукова. За полтора века до этого, 30 ноября 1729 года, российский император Пётр Второй обручился с княжной Екатериной Алексеевной Долгоруковой (1712-1747) На 19 января 1730 года была назначена свадьба, но в этот день император Пётр Второй умер.

Когда после смерти отца Александр III стал императором, то княжне Юрьевской стало неуютно в пределах Российской империи и она уехала с детьми во Францию, на виллу под Ниццей.

Отношение Александра III к матери и отцу было совершенно различным: "Если есть что доброе, хорошее и честное во мне, то этим я обязан единственно нашей дорогой милой Мама... Мама постоянно нами занималась, приготовляла к исповеди и говению; своим примером и глубоко христианской верою приучила нас любить и понимать христианскую веру, как она сама понимала. Благодаря Мама мы, все братья и Мари, сделались и остались истинными христианами и полюбили и веру и церковь. Сколько бывало разговоров самых разнообразных, задушевных; всегда Мама выслушивала спокойно, давала время все высказать и всегда находила, что ответить, успокоить, побранить, одобрить и всегда с возвышенной христианской точки зрения… Папа мы очень любили и уважали, но он по роду своих занятий и заваленный работой не мог нами столько заниматься как милая, дорогая Мама. Еще раз повторяю: всем, всем я обязан Мама: и моим характером, и тем, что есть!"

На территории возле собора находится несколько стендов с различной информацией. На одном из них список тех, кто "Свой бескорыстный вклад трудами и пожертвованиями в воссоздание собора Александра Невского внесли".

А вот тех, кто вносил деньги на строительство собора здесь нет. В памяти потомков сохранились лишь имена генерал-майора Богдана Васильевича Хвощинского и винопромышленника И.Ф. Токмакова 1000 рублей, а имён простых ялтинцев, которые жертвовали деньги, не сохранилось.

Первый проект храма, созданный Карлом Ивановичем Эшлиманом (1808 - 1893) венценосному семейству не понравился. Второй проект, созданный двумя главными архитекторами Ялты, действующего Платона Константиновича Требнева (1841 – 1930-е) и будущего Николая Петровича Краснова (1864 - 1939), был одобрен. Храм начали строить и затянулся этот процесс на 11 лет. Зато на освящение храма 1 декабря 1902 года прибыли император Николай Второй с супругой и многочисленной свитой.

Иконы для храма были изготовлены в Мстере Владимирской губернии.

Для колокольни собора были отлиты 11 колоколов в Москве, главный колокол весил 428 пудов. Колокола стали даром от крымского винопромышленника и мецената Н.Д. Стахеева Дача мецената - прообраза Кисы Воробьянинова . Об колокольном звоне нового собора с теплотой отзывался Антон Павлович Чехов: "Здесь, в Ялте, новая церковь, звонят в большие колокола, приятно слушать, ибо похоже на Россию"

На колокольне две мозаичные иконы: святого Зосимы Соловецкого (дата рождения неизвестна - 1478) - одного из основателей Соловецкого монастыря и Святого Архиппа, одного из семидесяти апостолов.

На юго-восточной стороне храма, в гранитном киоте с луковицей находится мозаичная икона святого Александра Невского работы венецианского художника Антонио Сальвиати.

Внутри собор оформляли архитектор С.П.Крошечкин и художник И.Мурашко.

Храм задумывался как собор Александра Невского, но, как это часто бывает в Крыму, в нём находится два храма.

Верхний - во имя Александра Невского (на 1200 человек), нижний - во имя святого Артемия (на 700 человек), этого святого церковь чествует 20 октября и в этот день умер император Александр III. Получилось, что собор строился в память одного императора, а после постройки оказался посвященным двум императорам, отцу и сыну. При освящении храма же присутствовал император, внук и сын.

В июне 1918 года в нижнем храме отпевали жену Федора Михайловича Достоевского Анну Григорьевну. Она была похоронена на кладбище в Алупке, и лишь спустя много лет ее прах перенесли в Александро-Невскую лавру в Петербурге, где похоронен Ф.М. Достоевский. В том же 1918 году в стенах собора скрывались жители Ялты от обстрелов.

На территории собора есть несколько отдельно стоящих зданий. В одном находится церковная лавка.

Трёхэтажное здание под церковно-приходскую школу.

Было построено в 1903-1908 годах. Помимо школы здесь размещался большой актовый зал для Александро-Невского братства и приют для слабогрудых больных. Школу носила имя цесаревича Алексея.

Приблизительно в одно время со зданием школы был построен двухэтажный дом причта, напоминавший древний русский терем.

Храм был закрыт в период с 1938 по 1942 году, колокола были сняты и в храме размещался спортивный клуб. Во время немецкой оккупации богослужения были возобновлены и не прекращается до сию пору. А вот купола вновь засияли золотом лишь в 2002 году.

В школьном здании после закрытия храма разместился Дом учителя. Возобновление богослужений в храме не повлекло автоматического возврата здания школы, оно было возвращено только в 1995 году.

Когда Вы идёте к храму от набережной, то необходимо пройти через небольшой подземный переход под улицей Кирова, но это совсем не страшно. Храм достоин рассмотрения вблизи.