Важнейшая функция любого правового демократического государства - защита личности, в том числе и государственно-правовыми средствами. Только государство и его органы обладают необходимыми властными полномочиями по осуществлению на территории Российской Федерации мер по защите прав и свобод граждан. Несмотря на наличие в Российской Федерации значительного числа правозащитных общественных организаций, целью которых также выступает восстановление нарушенных прав и предупреждение противоправных посягательств на них, все же следует признать, что они в настоящее время не в состоянии обеспечить полноценную защиту и охрану конституционных ценностей. В связи с этим в первом параграфе второй главы курсовой работы, особое внимание уделено специально созданным государственным органам, их роли в защите права на свободу вероисповедания, в обеспечении религиозной безопасности России.

Гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, в том числе предусмотренной статьей 28 Конституции Российской Федерации свободы вероисповедания, является Президент Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. В соответствии с пунктом 37 Стратегии к числу основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является, в том числе экстремистская деятельность религиозных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности: Стратегия предполагает совершенствование структуры и деятельность федеральных органов исполнительной власти, развитие системы выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности, включая религиозный экстремизм. Кроме того религиозная нетерпимость признается одним из основных факторов, оказывающих негативное воздействие также и на состояние национальной безопасности в сфере культуры.

Почему Стратегия уделяет так много внимания вопросам противодействия религиозному экстремизму и нетерпимости? Полагаем, что причина кроется в одном из феноменов современного этапа развития мировой цивилизации - усилению разнонаправленных процессов всемирной секуляризации с одновременным расцветом религиозного радикализма. Корни этих взаимоисключающих процессов являются предметом многочисленных философских, психологических, теологических и этнополитических исследований. Усиливающееся социальное и экономическое неравенство вкупе с традиционными национальными, этническими и расовыми противоречиями вызывают в эпоху всемирной глобализации эффект "конфликта цивилизаций", частью которого и являются межрелигиозные противоречия.

Законодательство Российской Федерации не содержит определения понятия "религиозная безопасность", вместе с тем термины "религиозная безопасность России" или "религиозная безопасность российского общества" достаточно широко используются не только в юридической литературе, но и в актах органов государственной власти Российской Федерации См. постановление ГД ФС РФ от 15.12.1996 № 918-II ГД "Об Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России". , что дает основание использовать его в данном контексте и в настоящее работе.

Как уже говорилось первостепенное значение для обеспечения национальной безопасности и государственной защиты личности имеет деятельность органов исполнительной власти, систему которых возглавляет Правительство Российской Федерации.

Подпунктом "е" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237. . В сфере защиты прав и свобод граждан полномочия Правительства Российской Федерации предполагают:

участие в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

осуществление мер по обеспечению деятельности органов судебной власти Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 23.05.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г. N 51 ст. 5712. .

Статьей 25 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ"О свободе совести и о религиозных объединениях" предусмотрены надзор и контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Осуществление надзора возложено на органы прокуратуры. Целью осуществления контроля является обеспечение органом, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, соблюдения ею устава относительно целей и порядка ее деятельности Контроль за соблюдением религиозными организациями учредительных документов относительно целей и порядка их деятельности возложен в настоящее время на органы юстиции (см. Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" .

Определение религиозной организации, содержащееся в статье 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", выделяет две цели ее создания: совместное исповедование веры и ее распространение, в связи с чем для религиозной организации существуют ограничения, несоблюдение которых является нарушением осуществляемой деятельности. К числу таких ограничений относятся:

Отсутствие у религиозной организаций признаков ей соответствующей (совместное совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии, религиозное воспитание и др.);

Осуществление деятельности, противоречащей законодательству;

осуществление деятельности юридически заверенного разрешения (лицензии);

осуществление деятельности, не предусмотренной уставом религиозной организации;

осуществление деятельности с сокрытием наименования и вероисповедной принадлежности религиозной организации;

осуществление деятельности, сопряженной с посягательствами на личность и права граждан и с иным нарушением Конституции и действующего законодательства Российской Федерации.

Так, например, религиозная организация не может осуществлять ряд видов деятельности не только потому, что они не предусмотрены Уставом, но и запрещены законом. Религиозной организации запрещено участвовать в пожертвованиях политическим партиям (подпункт "л" пункта 3 статьи 30 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (в ред. от 23.05.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г. № 29 ст. 2950.); осуществлять предвыборную агитацию (пункт 4 части 7 статьи 48 Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".), вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, фонды референдума (подпункт 9 пункта 9 статьи 48 Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (в ред. от 06.04.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 27 ст. 2710.); создавать структурные подразделения в муниципальных и государственных учреждениях (пункт 3 статьи б Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Вместе с тем установление факта нарушения права на свободу вероисповедания со стороны религиозного объединения (религиозной группы, религиозной организации) возможно и допустимо только в суде. В тоже время необходимо отметить известные сложности при формировании доказательственной базы в таких процессах, что связано со спецификой нарушенных прав.

Наличие хотя бы одного из предусмотренных пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" оснований для ликвидации и запрета деятельности религиозных организаций свидетельствует о нарушении права на свободу вероисповедания. Рассматривать вопрос нарушения свободы вероисповедания, необходимо вкупе с другими конституционными ценностями и правами, посягательство на которые будет являться неопровержимым фактом в судебном процессе. К их числу относятся свобода, личная неприкосновенность, собственность, семья, честь, достоинство, здоровье и даже жизнь. Основная роль в установлении нарушений указанных прав принадлежит суду, делающему также вывод о наличии необходимой причинно-следственной связи.

Для надежной реализации защитной функции в рамках судебного процесса является необходимым определение границы, разделяющую желанный и вынужденный выбор, свободное действие (бездействие) от принуждения и давления. Следует помнить, что свобода любого человека не абсолютна. Она имеет как свои физические (пространственные) границами, так и иные границы - пределы свободы других лиц.

Вынужденный выбор предполагает такое принуждение, которое угрожает жизни или другим жизненно важным интересам конкретного человека. При наличии такой угрозы личность не может считаться свободной. Грань между "свободой" и "несвободой" пролегает именно здесь.

Цель создания всякий религиозной организации должна заключаться в совместном исповедании веры, а также ее распространении. Запрещена реализация других видов деятельности, в случае их ненаправленности на осуществление уставных задач, целей. В законодательстве содержатся ограничения, направленные на религиозные организации. Их несоблюдение является нарушением исполняемой деятельности.

Таким образом, используя закрепленное Конституцией Российской Федерации и гарантированное каждому право на свободу вероисповедания, религиозная организация в лице ее членов попирает и нарушает не только право гражданина осуществлять самостоятельный выбор веры и то, каким образом ее исповедовать, но также и право на свободу, личную неприкосновенность, информацию, тайну личной жизни. Посягательство на эти права происходит опосредованно, через злоупотребление свободой вероисповедания, в связи с чем именно судебная защита свободы вероисповедания, с учетом статуса суда как органа, имеющего существенное значение в механизме государственно-правовой защиты личности, является особенно актуальным. Это приобретает особую ценность в связи с тем, что затрагивается целый комплекс конституционных ценностей и благ, гарантированных государством, которые подлежат восстановлению при их нарушении с помощью суда.

В качестве примера злоупотребления свободой вероисповедания рассмотрим посягательство со стороны деструктивных религиозных организаций на такую защищаемую Конституцией Российской Федерации ценность как семья В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации семья находится под защитой государства. Эта норма также воспроизводится и в статье 1 Семейного кодекса Российской Федерации. . На практике весьма многочисленны случаи, когда человека заставляют отказаться от семьи, изолируют от внешнего мира, как правило, увозя для принятия веры далеко от дома и т.п. Все это возможно при условии приведения человека в состояние повышенной внушаемости путем физического или психологического истощения.

Следствием такого негативного воздействия может являться разрушении семьи (как фактически, так и юридически), возникновение конфликтных ситуаций между членами семьи, нарушении благоприятного семейного климата. Для заключения брака и его расторжение требуется взаимное добровольное согласие его участников. Семейный Кодекс Российской Федерации, предусматривая процедуру расторжения брака, не предусматривает выяснение мотивов развода Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 13.07.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. № 1 ст. 16. . Однако разрушение семьи - это конкретный факт, а понуждение к разрушению посредством оказания давления (как правило психологического) есть лишение человека права самостоятельного выбора. Один из методов установлению в данном случае факта понуждения к разрушению семьи, - изучение, исследование учения религиозной организации. Полученные результаты могут служить основанием для ликвидации и запрета деятельности религиозного объединения. Разрушение семейных связей было подтверждено и служило одним из оснований ликвидации и запрета деятельности "Религиозной общины Свидетелей Иеговы в городе Москве" См. подробнее: материалы Постановления Европейского суда по правам человека от 10.06.2010 "Дело "Свидетели Иеговы" в Москве и другие (Jehovah"sWitnessesofMoscowandothers) против Российской Федерации" (жалоба № 302/02). .

Вывод по параграфу. Таким образом, можно с уверенностью, что из-за деятельности, которую осуществляют деструктивные религиозные организации, наносится значительный вред личности и обществу, посягая на личную и общественную безопасность в части, касающейся религиозной безопасности.

Нарушая закрепленные в Конституции Российской Федерации права и свободы, и в частности свободу вероисповедания, религиозными организациями. Осуществляется попытка завладением сознанием личности, а значит и ее вещественными ценностями. Данное возможно, в первую очередь, при условии незащищенность человека со стороны государства, которое обладая необходимыми силами и средствами в области, которая заключается в обеспечении религиозной безопасности и создании условий, когда не будет таких нарушений или же на стадии зарождения они будут пресекаться. В подобном плане в сфере деятельности государственных органов для достижения постоянного баланса интересов отдельного человека с правом на свободу вероисповедания и религиозным объединением приобретает особо ценное значение для государственно-правовой защиты людей.

Выявление признаков деструктивности религиозной организации, проявляющихся в процессе ее деятельности, вреда, причиняемого личности, и приводящих к нарушению, которые установлены Конституцией ценностей и благ (прав и свобод), свидетельствует о нарушении законодательства Российской Федерации, возникновении угрозы религиозной безопасности российского общества и является основанием ликвидации и запрета деятельности религиозной организации.

В последнее время в нашей жизни, несмотря на тяжелые социально-экономические условия все больше внимания уделяется духовной стороне бытия. Этому способствуют происходящие в нашем обществе общественные процессы. Впервые за долгие годы свобода совести получила реальное признание на практике.

Но нередко интерес к духовному просвещению приобретает чудовищные формы и последствия, а именно массовые самоубийства на религиозной почве (Германия), теракты (Япония) и прочие страшные вещи. Таким образом, процесс поиска истины помимо всего прочего имеет еще и другую сторону –криминальную.

Но это на западе, а что у нас? В России развитие религиозных структур еще достигло такого уровня. Однако, уже есть печальные примеры деятельности «Белого братства» и «АУМ Синрике»., и хотя они находятся под запретом, тем не менее их отделения продолжают тайно функционировать.

И пока миссионерская деятельность в России не достигла зарубежного криминального уровня, есть смысл задуматься над тем, чтобы не допустить манипулирования сознанием в корыстных целях руководителями религиозных организаций.

Новый подход или еще раз о тоталитарных сектах

Необходимость борьбы с антиобщественными религиозными организациями вытекает из ч. 5 ст.13 Конституции РФ: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Анализ практики позволяет выявить возможные криминальные направления деятельности отдельных религиозных организаций – от насилия к отдельным членам до терактов или использования верующих для политического или экономического шпионажа в пользу других государств. Так, например, сатанисты использовали физическое насилие к своим членам с целью удержать их в общине. В 60-х годах прошли несколько судебных процессов по обвинению членов организации « Свидетели Иеговы» в шпионаже на территории СССР в пользу США, в настоящее время деятельность этой организации во многих регионах находится под запретом.

До сих пор многие исследователи видели решение проблемы в разработке теории, так называемых «тоталитарных сект». Однако в науке не существует понятия секты, тем более тоталитарной. Сторонники этого подхода стремились найти признаки тоталитарной политики в деятельности религиозных групп. Но на практике они затруднялись дать исчерпывающий перечень таких признаков. Исследования показывают, что именно большинство религиозных структур соответствуют их признакам, поскольку система этих признаков настолько несовершенна, что позволяет подвести под них любую религию, порой даже традиционную. Поэтому существующие подходы не позволяют адекватно оценить общественно-политическую ситуацию. Кроме того, выявление тоталитарных сект скорее может вызвать разжигание религиозной розни, что недопустимо. Нужен квалифицированный научный подход.Но уже напуганные россияне, бросаясь в крайность вступавшие ранее во все объединения подряд, пытаются теперь разглядеть в любой религиозной организации врага общества.

Действительно, любая религиозная организация обладает значительным влиянием над своими членами. Пользуясь этим, руководители религиозной организации могут воздействовать на принятие ими личных решений и даже общественных действий. Но любая религиозная организация также может пропагандировать свои убеждения и главной ее задачей является привлечение новых членов. Поэтому антиобщественность той или иной организации не зависит от успешности «освоения» территории и темпов развития.

Современная общественно-политическая обстановка в стране характеризуется целым рядом воздействующих на сознание обстоятельств. Основным фактором, ее определяющим является деятельность общественных, в том числе религиозных и политических организаций. Именно эти организации «работают» в непосредственном контакте с населением, и поэтому им доверяется идейное воспитание граждан, формирующее их идеологию – основу социальной жизни. Таким образом, религия может выступать как созидающий, так и разрушающий общественные связи фактор. Поэтому государство и мы сами не можем быть безучастны к деятельности таких организаций. От того, кто и как будет заниматься социальным воспитанием, какие идеи будут преподноситься и на какую почву ложиться, зависит система жизнеобеспечения государства.

В борьбе с антиобщественными религиозными объединениями нельзя забывать о презумпции невиновности, в соответствии с которой ни организация, ни ее руководство не могут быть признаны виновными, до вынесения соответствующего решения судом. Но рассмотрению дела в суде предшествует кропотливая работа, которая не всегда заканчивается передачей дела в суд. Поэтому гораздо эффективнее осуществлять разъяснительную и профилактическую работу. Но развитие религиозных структур и появление новых происходит стремительно, так что на сегодняшний день ни одно правоохранительное ведомство не способно обеспечить профилактическую работу в этой сфере. Статистики правонарушений в сфере религиозной миссионерской деятельности нет.Как же государство может гарантировать гражданам соблюдение прав внутри религиозных организаций? Думается, что настало время обратить внимание общественности и понять, что это проблема общественная и комплексная.Ее решение можно назвать «концепцией религиозной безопасности». Основными ее положения сводятся к следующим моментам:

1) Рассматривая проблему религиозной безопасности следует помнить, что с точки зрения законодательства и любой религии – следование тому или иному учению – дело добровольное. Этот выбор конкретной личности никто из нас не имеет право изменить. В основе такого выбора лежит убеждение личности в истинности учения. В основе религии лежит только убеждение. Еще немецкий философ И. Кант в 18 веке доказал, что существование Бога не может быть наукой гни доказано, ни опровергнуто, а следовательно, нельзя доказать или опровергнуть истинность той или иной религии. В этом можно быть только убежденным. Попытки этого вызывают идеологический спор. А вопрос должен решаться с юридической точки зрения.

2) Решение вопроса с юридической точки зрения. По законодательству все религии равны. Человек может придерживаться любого вероучения и следовать ему. Поэтому законодательство не выделяет общественно опасных видов религий. Законодательство, к сожалению только запрещает создание религиозных организаций, следующих учениям, направленных на разжигание розни, подрыв основ конституционного строя. Поэтому необходимо предусмотреть в законе запреть на пропаганду деструктивной идеологии или вероучения. Например, есть страны, где запрещены фашистская идеология и символика, сатанизм и некоторые другие религии. Пока такого закона нет, существует значительная опасность перевернуть борьбу с нарушениями в области свободы вероисповедания в преследование отдельных религиозных групп, что опять же приведет к разжиганию религиозной розни.

3) С точки зрения юридической практики вряд ли существуют религиозные организации, которые вообще никогда ни в чем не нарушали законодательство РФ. Задача состоит в пресечении и профилактике наиболее серьезных правонарушений, связанных с насилием или угрозой общественной безопасности. При этом следует иметь в виду, что в правонарушениях виновна не сама религия или религиозное учение, а конкретные лица. Именно поэтому саму религию запретить нельзя, как нельзя запретить и любую другую идею.

Поскольку в соответствии со ст. 2 Конституции РФ наивысшей ценностью является человек, его права и свободы, то главным объектом концепции религиозной безопасности должна быть личность. Как показывает практика, основными правонарушениями в области права на свободу вероисповедания являются:

1) Предоставление, неполной или заведомо ложной информации о сущности учения (мимикрия). Многие миссионеры, с целью вербовки новых адептов, пытаются выдать новую религию за традиционную, чаще всего православную. Так, например, некоторые представители церкви объединения (М.Мун) представляются православными, последователи даосизма утверждают, что их религия совместима с православием, Е.Рада также утверждает, что имеет «посвящение»(!) от священнослужителей Русской Православной Церкви. Всякие колдуны и маги в прессе предпочитают фотографироваться на фоне православных икон. Хотя в любом из перечисленных случаев РПЦ никакого отношения к ним не имеет и более того находится в абсолютной оппозиции. И вновь подчеркну, что право каждого гражданина следовать тому или иному учению не может быть оспорено, но когда гражданин переступает порог религиозной организации, он имеет право знать о действительном отношении данной организации к той или иной религии.

Особое место в связи с этим занимают эзотерические учения. Нередко для повышения интереса не имеющих специального образования граждан, распространяемому религиозному учению придается научный характер либо наоборот, происходит подмен научной теории и наполнение ее ненаучным знанием, например, уфология, сайентология. Более того, в форме современных наук пытаются выступать древние оккультные религии, что находит выражение в виде целительства и астрологии. Кстати в энциклопедиях астрология прямо относится к оккультизму, но об этом повсеместно последователями умалчивается.

2) Требование об отказе от осуществления гражданских прав или обязанностей как основное условие пребывание в качестве члена религиозной организации. Так, например, в рядах «Свидетелей Иеговы» распространены мнения о том, что человек, ставший их членом автоматически становится гражданином Царствия Божьего, соответственно прежние обязанности для него необязательны. Поэтому в юридической практике возникали претензии к челнам указанной организации, отказывавшихся идти в армию, были скандалы с отказом от переливания крови пострадавшим и пр.

You have no rights to post comments

В настоящее время реальная угроза безопасности многих стран исходит от религиозной формы терроризма. Особенность религиозной - исламской - формы терроризма, действующего на постсоветском пространстве, заключается в следующем.

Во-первых, религиозный терроризм начал распространяться прежде всего в регионах, где cилен религиозный фактор (например, Центральная Азия и Кавказ). Основная его цель заключается в вовлечении в свои ряды как можно большего количества людей, начиная с элиты и кончая беднейшими слоями населения. Это кардинальное отличие, например, от радикальных экстремистских организаций Западной Европы, таких, как «Рота армии Фраксон», «Красные бригады», «Аксен Дитрек». В Европе в террористические организации в основном привлекались средние слои общества.

Во-вторых, следует обозначить высокий уровень образованности среди идеологов террористических групп. Наиболее яркий пример – это религиозно-радикальные организации в Ближневосточном регионе. У них существует четко разработанная «концепция героя», шахида, в которой шахид, герой-фундаменталист, сознательно противопоставляется атеистическому, технологизированному, анонимному и антигероическому западному обществу, в котором отсутствует значение героя, в котором нет необходимости в этих героях, нет личностного начала. Вообще Запад как таковой является цивилизационно-ценностным врагом исламских террористов с его глобализацией и транснациональными корпорациями, и религиозный фактор здесь представляет собой очень эффективный инструмент мотивации членов экстремистских групп, чей фанатизм, тщательно развитый и поддерживаемый руководством группы, позволяет им предпринимать такие рискованные и часто самоубийственные акции, на которые вряд ли решились бы не религиозно мотивированные террористы. Гибель шахида в ходе джихада - а именно так расценивают свою деятельность эти группы - является, с их точки зрения, прямой дорогой в рай и неудивительно, что многие экстремисты не только готовы, но и стремятся погибнуть во время выполнения задания. Проведение силовых операций Соединенными Штатами в Афганистане и Ираке только способствуют распространению религиозно-радикальных движений в Южной и Центральной Азии.

Третья особенность религиозной формы терроризма – это четко выраженный социальный аспект. Все религиозно-радикальные движения и организации выступают за социальную справедливость, за социальное равенство. Тем самым они создают притягательность среди религиозно неграмотных и безработных категорий населения. Накопившиеся социально-экономические (процесс имущественного расслоения), политические (идеологическое размежевание и неконструктивная борьба за власть), демографические, экологические, межэтнические проблемы и неравномерное распределение водных и энергетических ресурсов способствуют популяризации религиозного терроризма путём усиления социальных противоречий в обществе и снижения эффективности функционирования защитных механизмов в сфере нравственности, морали и ориентиров в воспитательной работе (в первую очередь, среди молодежи).

Наконец, религиозный терроризм для его последователей – это и концепция освободительной борьбы, которая во многих случаях имеет конфессиональный характер (в Палестине, Кашмире, Алжире, Чечне, Афганистане она является элементом тотальной войны с «неверными»).

В целом в отдельных странах СНГ образовался идеологический и религиозный вакуум, который эффективно используются религиозно-радикальными группами.

В дополнение ко всему, данные группы стали получать из дальнего зарубежья мощную финансовую и техническую поддержку для безвозмездного распространения и пропаганды радикального исламского учения (особенно в молодежной среде – так будущие шахиды рекрутируются из числа безработной молодежи в возрасте от 18 до 25 лет). Для финансирования экстремисткой деятельности военизированные религиозные группы также участвуют в незаконной торговле наркотиками и оружием, что подрывает основы устойчивого развития не только стран Евразии, но и в целом всего мирового сообщества.

По данным экспертной группы ООН, после 10-летней войны СССР в Афганистане в руках террористических групп оказались от 600 до 1000 стингеров; помимо этого в Афганистане незаконно циркулируют более 10 миллионов единиц стрелкового оружия.

Сегодняшние террористические организации, действующие в регионах Кавказа и Центральной Азии – это не индивидуальные группировки плохо обеспеченных и слабо вооруженных заговорщиков прошлого столетия, а целые концерны с многомиллиардными доходами, с внутренним разделением труда и специализацией, с тренировочными лагерями, мастерскими, складами, убежищами, госпиталями, лабораториями, широко использующие новейшие типы оружия, средства связи и транспортировки, практикующие самые разнообразные и в значительной мере новаторские методы и приемы борьбы. В определённом смысле их можно характеризовать как негосударственные военизированные системы, которые в начале XXI века находятся в состоянии непрерывной динамики, трансформации, клонирования, мутации. По уровню организации и боевой подготовки они постепенно выходят на уровень регулярных армий отдельных стран, а также активно проникают в политическую и экономическую систему государств (располагают клонированными структурами прикрытия в виде партий и общественных организаций, имеют собственные парламентские фракции и контролируемые средства массовой информации) и осуществляют скрытное представительство в международных организациях

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. (Исх. 20: 2-6) Библиологический словарь: В 3 т. - Т. 2: К - П. - М.: Фонд имени Александра Меня. - 2002. .

Священное Писание открывает нам высшую ценность - Бога, который является источником всякого блага для человека и общества, а также указывает путь достижения этого блага - подчинение заповедям Божьим, как результат и проявление любви к своему Творцу в Десятисловии Моисея указывается также санкция за неповиновение Господу и Его заповедям - проклятие до четвёртого рода. Помиловать же и спасти от наказания человека, преступившего заповеди Божьи, может только Сам Бог. А так как ни один человек не может безукоризненно выполнить все требования Творца, ни один из нас не соответствует Божьему стандарту праведности, то все мы нуждаемся в Христе Спасителе. Это христианская основа процветания и безопасности человека и всего общества. Как видим, она зависит от соответствия библейскому стандарту наших взаимоотношений с Богом. Эти взаимоотношения в современной, с дней древнего Рима, терминологии называются религией. Этот термин имеет латинский корень: "religare" - связывать, "relegere" - собирать (Цицерон), "religio" - благочестие, святость, и обозначает связь человека с признанным им Абсолютом, то есть Богом, посредством согласования своей жизни с волей этого Абсолюта, для достижения определённого блага.

Совокупность этих благ всего общества представляют собой национальные интересы. Часть этих интересов относятся к религиозной сфере и защищаются системой национальной безопасности. Угрозы национальной безопасности - это имеющиеся и потенциально возможные явления и факторы, которые создают опасность жизненно важным национальным интересам страны. Часть этих угроз, соответственно, относятся к сфере религиозных отношений

Взаимоотношения с религией следует рассмотреть только с точки зрения личной безопасности. Но для начала - немного статистики. На территории России на 1 января 2010 года зарегистрировано 23494 различных религиозных объединений, относящихся более чем к 40 конфессиям. Из них централизованные - 433, местные - 22176, духовные образовательные учреждения - 193, монастыри и подворья - 434, религиозные учреждения - 258 Сведения о религиозных организациях, зарегистрированных в Российской Федерации // Religare.ru, 19. 12.2009. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" сделал очень непростой задачу выделить среди зарегистрированных общин именно сектантские, но можно предположить примерный порядок цифр, если во Франции около 800 сектантских организаций, в Британии - около 2000. Немецкие исследователи подсчитали, что "новым богам" молятся у них более 2 миллионов немцев.

Известно также, что секта Муна (одна из самых могущественных в мире) имела своих представителей более чем в 50 городах России. По западным оценкам только в Москве и Санкт-Петербурге в неё входило около 20 тысяч человек. По тому, как бесцеремонно ведут себя проповедники из различных стран в России с ее тысячелетней христианской традицией, можно сделать вывод о том, как они на самом деле относятся к чужой вере и истории Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М., 1999. .

Разнообразные секты можно разделить на несколько основных групп:

  • § зарубежные протестантские течения (особенно многочисленны - американские);
  • § экзотические секты нетрадиционного ("восточного") толка - как зарубежные, так и российские;
  • § "новые религии" - выдающие себя за "улучшенные" традиционные конфессии (в том числе и "улучшенное" Православие) или удачное соединение всех конфессий;
  • § небольшие оккультные группы, связанные как правило с экстрасенсами, магами, колдунами и т.д.
  • § сатанисты.

Безобидное вроде бы событие - визит в секту из любопытства - чаще всего быстро превращает жизнь человека в экстремальную ситуацию. Прекрасно отработанная методика управления человеком приводит его к потере воли и полной смене интересов. Выйти из секты невероятно сложно, очень часто такие попытки кончались самоубийствами или психическими заболеваниями. Считается, что время, отпущенное для того, чтобы успеть уйти - около полугода. Но как и в защите от большинства других опасностей, лучшими мерами здесь можно считать превентивные.

Чем отличаются секты от мировых религий? Специалисты обычно называют несколько основных признаков:

  • § жесткая внутренняя организация; причём личная подчиненность становится заметна члену секты далеко не сразу - в конечном счёте верующим начинает руководить не бог, а тот, кто говорит от имени бога; кстати, обычно и полная структура секты известна далеко не всем, кто в неё входит;
  • § личный культ главы секты: как правило, он называет себя единственным, кому открылась истина; под псевдонимом Мария Дэви Христос объявила себя "Богом живым" и матерью Вселенной глава юсмалиан Марина Цвигун в 1993 году; официальное самоназвание главы японской секты "учение истины Аум" - Его Святейшество Преподобный Учитель Сёко Асахара; даже мало кому известные "пророки" не обделяют себя званиями - так некий Эль Оахим Моношес скромно представляется Магистром Вселенского Сознания и т.д.;
  • § мировые религии проповедуют объединение людей, секты - резко их разъединяют (часто прикрываясь, разговорами о всеобщем братстве), причём "чужими" объявляются не только остальное человечество, но и близкие: семьей сектанта становятся только его единомышленники, а в некоторых сектах злейшим врагом объявляется мать и даже давно умершие родственники;
  • § обширные экономические требования к рядовому члену секты; при разговорах о бесполезности материальных благ как-то всё же получается, что человек несет в секту своё имущество (а то и чужое) или работает на секту: иногда это навязывание прохожим литературы или билетов на религиозные шоу, иногда - проституция, а в секте Муна - была даже бесплатная работа в его своеобразных "колхозах" и на заводах. В 1995 году германские, например, "учителя" только за счёт продажи рубашек со своего тела и других носильных вещей получили свыше 18 миллиардов марок.

Очень интересна психофизическая техника воздействия на людей, которой пользуются сектанты. Например, такой приём как "бомбардировка любовью" (у Муна): человека, по неосторожности давшего доброжелательному проповеднику свой телефон, буквально забрасывают предложениями прийти на встречи, семинары и т.д. И если он приходит, его бомбардируют комплиментами, окружают плотной стеной внимания и любви. Сердце оттаивает, и в него легко закладываются первые "уроки".

Часто "истины" вкладываются в психику человека, предварительно обработав его организм многодневными постами и недосыпаниями, изнуряющими упражнениями - "пластическими молитвами" или "медитациями". Есть сведения, что некоторые секты пользуются гипнозом и не совсем ещё ясными механизмами, которые точнее всего назвать программированием людей. Есть и такие, которые в ритуалах используют наркотики и другую "химию". Ставшие известными в 1996 году преступные методы секты "Аум Синрикё" можно считать типичным вариантом.

Традиционная сектантская техника - религиозные шоу. За святое воодушевление здесь выдаётся знакомая любому диск-жокею психофизическая реакция на простые приёмы управления толпой (совместное скандирование, громкие комплименты залу, общее раскачивание, взявшись за руки, воздействие звуком и светом и т.д.). Часто одновременно с пастырем на сцене, зал обрабатывают его соратники, которые ведут уже индивидуальные беседы со зрителями и договариваются о следующей встрече Журавлёв В. "Конец света" в конце туннеля. Необуддистские секты: реальность угрозы // Человек и закон. - 2000. - № 7 (8). - С. 58-61. .

предлагаемой статье автором дается определение религиозной безопасности Российской Федерации. Так же автором статьи выдвигается идея о необходимости исследования места религиозной безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации, а также ее конституционно-правовых основ.

In offered article the author makes definition of religious safety of Russian Federation. Тhe author of article also puts forward idea about necessity of research of a place of religious safety for system of national safety of the Russian Federation, and also its konstitutsionno-legal bases.

Ключевые слова (Criterions):

конституционно-правовой - constitutional

религиозные преступления - religious crimes

религиозная безопасность - religious safety

религиозная сфера - religious sphere

национальная безопасность - national security

Впервые о религиозной безопасности в контексте национальной безопасности законодатели в России заговорили в середине 90-х годов прошлого века. Примером может служить обращение Государственной Думы Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» от 15 декабря 1996 года . В данном обращении предлагалось «считать религиозную безопасность российского общества важным приоритетом национальной безопасности наряду с военной, политической, экономической, экологической и социальной ». Поводом к такому обращению послужили многочисленные факты антиобщественной и антигосударственной деятельности некоторых религиозных объединений, что является прямой угрозой национальной безопасности Российской Федерации.

На сегодняшний день имеются многочисленные данные, что некоторые религиозные объединения активно используются в качестве прикрытия и часто как инструмент деятельности иностранных, в частности западных, спецслужб на территории Российской Федерации.

В подтверждение того, что религиозной сфере на Западе всегда придавалось высокое значение при стратегическом планировании, в том числе при планировании военных операций, могут служить следующие высказывания.

В 1941 г., при разработке планов по разрушению СССР, Геббельс писал: «Мы можем раздавить Красную Армию, мы можем оттяпать у них огромные территории, мы можем остановить их заводы, но пока мы в каждой деревне не посадим своего священника, пока их не разделим по вере, этот народ в любом случае сумеет встать из пепелища» . Бывший помощник президента США по национальной безопасности З. Бжезинский заявлял: «После того, как мы покончили с коммунизмом, главный наш враг — Православие…» .

В 1997 г. состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и госсекретаря США Мадлен Олбрайт. Единственная задача, которую Олбрайт ставила перед собой на встрече, было обеспечение зарубежным религиозным объединениям полной свободы действий в России, что является доказательством того, что и сегодня западные государства в своей антироссийской деятельности не в последнюю очередь делают ставку на религиозную сферу .

И в этом нет ничего удивительного, так как, по нашему мнению, религиозная мотивация в деятельности человека является самой устойчивой и сильной, именно от нее, зачастую, зависят судьбы целых народов. Мы убеждены, что в современном обществе недооценивается геополитический потенциал религии, что грозит подойти совершенно неподготовленными к тому моменту, когда религиозный фактор будет решать судьбу всего мирового сообщества.

Таким образом, на сегодняшний день можно с уверенностью говорить, что система национальной безопасности России является уязвимой без выделения религиозной безопасности в качестве обособленного института .

В последние годы к проблемам религиозной безопасности различные авторы обращаются все чаще. В частности, исследовались политические, социальные, философские, военные аспекты этой проблематики. Предпринимались попытки исследования юридических механизмов обеспечения религиозной безопасности. В тоже время, сам термин религиозная безопасность до сих пор не был введен в научный оборот и не имеет официального определения , что представляет собой сложную и полемическую проблему. Кроме того, никто из исследователей практически не изучал место религиозной безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации, а также ее конституционно-правовые основы.

В ст. 6 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» содержится следующее определение национальной безопасности: «национальная безопасность» - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» .

В Федеральном законе РФ «О безопасности» от 05.03.1992 N 2446-1 (ред. от 26.06.2008) в ст. 1 содержится юридическое определение безопасности, согласно которому безопасность - это «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Далее законодатель поясняет, что жизненно важные интересы - это «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства».

К объектам безопасности законодатель относит: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность.

Таким образом, законодатель выделяет три уровня объектов безопасности - личность, общество, государство, соответственно и религиозная безопасность должна обеспечиваться на всех вышеприведенных уровнях - на уровне отдельной личности, общества и государства в целом.

Кроме того, в Федеральном законе РФ «О безопасности» в ст. 3 дается и определение угрозы, под которой понимается «совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства». Мы считаем, что в данную совокупность условий и факторов необходимо включать и религиозные.

Необходимо отметить, что при исследовании всех проблем безопасности, в том числе и религиозной, как основополагающая встает проблема угрозы безопасности. Анализ нормативно-правовых актов посвященных безопасности показывает, что «угроза» является отправной точкой всех рассуждений и определений.

На этом основании мы считаем, что объекты религиозной безопасности необходимо рассматривать в связи с угрозами, которые создают для данных объектов опасность.

Угрозы в данном случае можно определить как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в религиозной сфере. К религиозной сфере можно отнести все общественные отношения, где религия является условием или фактором их возникновения и существования .

В ст. 37 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» в качестве основных источников угроз национальной безопасности особо выделяется религиозный экстремизм, а также рост преступных посягательств, направленных против личности.

В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ [по состоянию на 29 апрель 2008 г.] религиозный экстремизм определяется как: «…возбуждение религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его религиозной принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его религиозной принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование законной деятельности религиозных объединений, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;...».

Анализируя, приведенное выше определение, мы можем заключить, что религиозный экстремизм в большей степени касается сферы нетерпимости по отношению к представителям той или иной религии, но тогда за «скобками» остается деятельность многочисленных сатанистских объединений, члены которых совершают массу различных преступлений, в частности жертвоприношения животных и людей, которые мы считаем целесообразным называть религиозными преступлениями.

Что касается религиозных преступлений , в частности, человеческих жертвоприношений, то для сатаниста не имеет значения, кто станет предметом покушения верующий человек, или даже атеист, жертвой может стать любой. Отсюда можно сделать вывод, что религиозные преступления , в частности, человеческие жертвоприношения остаются вне поля религиозного экстремизма, но также представляют существенную угрозу обществу.

Необходимо оговориться, что разработка перечня угроз религиозной безопасности само по себе представляется чрезвычайно сложной задачей, которой должно быть посвящено отдельное исследование.

Также угрозы по смыслу Федерального закона РФ «О безопасности» можно подразделить на внешние и внутренние.

К внешним по отношению к личности угрозам в религиозной сфере традиционно относят нарушения свободы вероисповедания. Как мы уже отмечали выше, личности может грозить опасность в религиозной сфере и в том случае, если данная личность никакого отношения к религии не имеет. В частности, люди могут пострадать при совершении религиозным объединением экстремистской направленности террористического акта, или, например, последователи сатанистского объединения могут использовать в качестве жертвы практически любого человека. В том и другом случае пострадавшие могут быть людьми никакого отношения к религии не имеющими, что, однако, является несущественным для субъектов преступления. Или, например, в некоторых религиозных объединениях могут нарушаться такие права граждан, как право на физическое и психическое здоровье, на рождение и воспитание в семье детей, достойное образование, право на собственность и т.д. Но тем не мене, данные правонарушения будут относится к религиозной сфере, так как условия, мотивы и факторы их совершения будут сугубо религиозными.

Но, кроме того, по нашему мнению, личности угрожают и внутренние эндогенные опасности. Например, опасность неправильного понимания законов духовной и религиозной жизни, что может вылиться в появление очередного деструктивного по своей сути религиозного объединения .

Профилактикой и устранением такого рода опасностей должно заниматься государство, так как согласно ст. 2 Федеральный закон РФ «О безопасности» именно оно является основным субъектом обеспечения безопасности.

В частности, государство может решать эту задачу посредством организации качественного религиозного образования для всего населения страны или в отдельных случаях посредством изоляции от общества лиц, которые понимают религиозную жизнь извращенно.

Обществу могут угрожать различного рода опасности в религиозной сфере. Это, в частности, деятельность различных религиозных объединений экстремистской и деструктивной направленности зарубежного и отечественного происхождения. При этом особое внимание необходимо обратить на то, что Федеральный закон РФ «О безопасности» особо выделяет среди объектов безопасности духовные ценности общества. Примечательно, что в немногочисленных работах, касающихся проблем религиозной безопасности, чаще всего рассматривается в качестве объекта безопасности исключительно общество в узком понимании этого термина, но зачастую такие объекты безопасности как государство и личность вообще не рассматриваются.

В частности, С.В. Козлов определяет религиозную безопасность как «состояние стабильного существова-ния, воспроизводства и самобытного развития конфессиональных традиций всех народов России » . И далее он поясняет, что «основным объектом защиты в ходе обеспечения рели-гиозной безопасности является конфессиональная идентичность, которая ба-зируется на устойчивых системах морально-нравственных ценностных пред-почтений . Потеря авторитета традиционных религиозных организаций при-водит к тому, что деструктивный религиозный опыт получает неограничен-ное влияние на социум. В этой связи должна быть не только признана бес-спорная значимость религиозных традиций как социальной конструктивной составляющей, но и исключительность религиозного опыта той нации, о безопасности которой идет речь» .

Несмотря на неприемлемо узкое для нас понимание религиозной безопасности, предложенное С.В. Козловым мы полностью согласны с ним в части того, что утрата существова-ния, воспроизводства и самобытного развития конфессиональных традиций представляет для России серьезную опасность. Данная опасность может быть вызвана как внешними по отношению к российскому обществу, так и внутренними факторами. При этом негативное воздействие на российское общество в религиозной сфере может быть двояким.

С одной стороны, это деятельность многочисленных иностранных деструктивных религиозных объединений, которая может привести к расколу общества на мелкие группы по религиозному принципу, а с другой - это деятельность светских по своей сути структур иностранных государств, которые, используя религиозные факторы, активно способствуют процессу максимальной поляризации российского общества в данной сфере . Но этот вопрос касается следующего объекта безопасности - государства.

На сегодня можно однозначно констатировать тот факт, что опасности, рождающиеся в религиозной сфере, могут угрожать конституционному строю, суверенитету и территориальной целостности любого государства и, в частности, Российской Федерации. Изучение внутренних документов некоторых религиозных объединении показывает, что многие из них стремятся к общемировому господству или к созданию новых теократических государств на территории существующих. В этом смысле последователь такой религии ни в коем случае не будет отстаивать интересы Российского государства.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у религиозной безопасности те же объекты, как и у безопасности вообще: личность, общество, государство. При этом государство выступает основным субъектом обеспечения религиозной безопасности.

Перед тем как сформулировать окончательное определение религиозной безопасности обратимся в частности к предлагаемым дефинициям, существующим на этот счет.

А.И. Казанник предложил под религиозной безопасностью рассматривать «систему гарантий свободы совести и вероисповедания внутри страны, состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от религиозного экстремизма и духовной агрессии » . Но, система гарантий свободы совести и свободы вероисповедания - это составная часть правовой основы религиозной безопасности, в связи с чем, данное определение можно считать не совсем корректным.

Е.М. Шевкопляс предлагает использовать следующее понятие религиозной безопасности: «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общности и государства от религиозного экстремизма, оккультизма и духовной агрессии » . В данном случае, по нашему мнению, автор сужает перечень угроз религиозной безопасности, в частности, не учитывает религиозную преступность, от которой объекты безопасности нуждаются в защите.

По мнению Е.С.Сусловой религиозную безопасность - это «Безопасность от угроз и защита общенациональных интересов в духовной сфере » . В данном случае, как, впрочем, и у Е.М. Шевкопляса, в предлагаемых дефинициях предполагается защищать объекты религиозной безопасности в духовной сфере, что рождает у нас ряд вопросов, в частности, что указанные авторы понимают под термином «духовный».

Как мы упоминали выше, в законодательстве Российской Федерации имеется термин «духовный». В частности он используется при определении одной из сфер национальной безопасности в Федеральном законе «О безопасности» при определении объектов безопасности на уровне общества. В связи с чем, возникает вопрос о тождественности терминов «духовный» и «религиозный» и вопрос о целесообразности использования термина «религиозная безопасность», не корректнее ли было бы использовать термин «духовная безопасность»?

Нужно сказать, что указанные термины не тождественны. Термин духовный более объемен по содержанию, чем термин религиозный. К религиозной сфере (от латинского religio — набожность, святыня, предмет культа) принято относить мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного . К духовной же сфере кроме собственно религиозной составляющей обычно относят музыку, изобразительное искусство, философию и другие объекты мира культуры , которые, по сути, составляют объекты безопасности других сфер, в частности информационной. Поэтому нам представляется более приемлемым использование термина не духовная, а именно религиозная безопасность.

Соответственно, Е.М. Шевкоплясу и Е.С. Сусловой было бы корректнее в предлагаемых ими дефинициях использовать термин «религиозный».

Кроме того, Е.М. Шевкопляс отмечает в своем определении, что объекты безопасности должны быть защищены от оккультизма, с чем мы согласны. Но оккультизм и различные оккультные направления являются частью угроз в религиозной сфере, и выделять их особо в определении религиозной безопасности нет необходимости.

Ю.В. Сластилина предлагает следующее определение религиозной безопасности: «состояние защищенности права на свободу вероисповедания от неправомерного воздействия со стороны других лиц, религиозных объединений и государства» . Данным определением Ю.В. Сластилина неоправданно сужает перечень объектов религиозной безопасности до права на свободу вероисповедания, которое нуждается в защите.

Но, в большинстве проанализированных выше определений присутствуют выделенные нами объекты религиозной безопасности - это личность, общество и государство.

Таким образом, отталкиваясь от вышеприведенных рассуждений можно сформулировать понятие религиозной безопасности. Религиозная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в религиозной сфере.

В заключение необходимо отметить, что различные сферы национально безопасности тесно взаимосвязаны и взаимно до-полняют друг друга. Каждый из видов национальной безопасности может достаточно ярко проявляться в сфере действия другого. Не является исключением и религиозная безопасность.

Так, не может быть военной безопасности при проникновении в вооруженные силы последователей религиозных объединений, использующихся иностранными спецслужбами в разведывательных целях. Личность никогда не будет в безопасности, если в данном обществе открыто действуют сатанистские организации. Или нельзя говорить об информационной безопасности, если в обществе действуют религиозные объединения, утверждающие, что телевизор и компьютер являются орудием дьявола. Подобных примеров можно привести достаточно много.

Мы отмечали, что безопасность предполагает и возможность развития объекта безопасности. И в этом случае религиозный фактор также может быть решающим. Так, современная экспериментальная наука могла появиться исключительно в обществах, в которых господствовало христианство . Тогда как в обществах с иной религиозной ориентацией, например, в языческих необходимые предпосылки зарождения экспериментальной науки отсутствовали. И в современном обществе можно наблюдать определенную корреляцию между господствующим религиозным мировоззрением и уровнем развития науки и техники. Подобную ситуацию можно наблюдать и в экономике .

Таким образом, религиозная сфера охватывает огромный объем общественных отношений, от безопасности которых зависит национальная безопасность в целом. Современный мир рождает новые угрозы религиозной безопасности, которые нуждаются в комплексной нейтрализации. В этом смысле религиозная безопасность является одним из ключевых элементов национальной безопасности и нуждается в выделении в отдельный институт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

2. Козлов, С.В. Юридические механизмы обеспечения религиозной безопасности: дис. ... канд. юрид. наук: 23.00.02. - Ростов н/Д: РГБ, 2007. - 138 с.

3. Кураев А., диакон. Традиция, Догмат, Обряд. Апологетический очерк. - М.: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1995. - 416 с.

4. Никифоров А.К. Молчанием предается Бог. Воронеж: Издательский отдел Воронежско-Липецкой епархии, 2002. - 210 с.

5. Сластилина, Ю.В. Свобода вероисповедания в Российской Федерации: правовое регулирование и обеспечение религиозной безопасности: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. - Омск: РГБ, 1999. - 215 с.

6. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 1600 с.

7. Суслова, Е.С. Религия и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе: дис. ... канд. философских наук: 09.00.13 - Москва: РГБ,2004. - 152 с.

8. Шевкопляс, Е.М. Уголовно-правовая охрана свободы совести в России: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. - Омск: РГБ, 1999. - 194 с.

Постановление ГД ФС РФ от 15.12.1996 N 918-II ГД «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 52.

Цит. по: Никифоров А.К. Молчанием предается Бог. Воронеж: Издательский отдел Воронежско-Липецкой епархии, 2002. С. 60.

Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // "Собрание законодательства РФ", 18.05.2009, N 20, ст. 2444.

Нужно отметить, что данное определение носит гораздо более конкретный характер, чем, то, что давалось в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», в которой говорилось: «Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации». См.: Указ Президента РФ от 10.01.2000 N 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2. Ст. 170; Кроме того, в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» устранены многие недостатки предыдущего документа - «Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Так, уже не говорится о вредных последствиях для России экспансии только зарубежных религиозных объединений, в результате чего за скобками оставались опасные для общества религиозные объединения отечественного происхождения. В новом документе идет речь об опасности, которую могут нести религиозные объединения вообще, не ограничивая их круг только зарубежными.

Сластилина, Ю.В. Свобода вероисповедания в Российской Федерации: правовое регулирование и обеспечение религиозной безопасности: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. - Омск: РГБ, 1999. - С. 75.

Наука рождается на рубеже XVI - XVII веков в христианской Западной Европе. Несмотря на то, что отдельные донаучные знания были в других культурных общностях, тем не менее, наука там не родилась. Это было обусловлено отсутствием в них необходимых условий. И только в христианстве были все необходимые условия для рождения научной картины мира. В христианстве было засвидетельствовано, что мир создан Богом, поэтому он реален и доступен для изучения, что мир не является злом, так как он создан Богом Милосердным, Богом Любовью. В то же время сам мир не является Богом, поэтому и изучение мира не кощунство и не надругательством над святыней, как это могло бы трактоваться, например, в античном обществе. Мир един, ибо он создан единым Богом, что дает уверенность в единстве законов, действующих во Вселенной.

Но и всех перечисленных предпосылок оказалось недостаточно. Все они наличествовали и в некоторых других религиях, но, тем не менее, наука не могла там развиваться. В них не хватало веры в то, что мир достаточно независим от Бога. Для рождения науки необходима вера в Бога Любовь, Который дарит миру свободу быть самим собой. Такая вера в полной мере существовала только в христианстве.

Предпосылки зарождения науки были и в античности. Но и здесь сакрализация природы, ее обожествление, сделали невозможным научную деятельность. Человек и здесь не был свободен в своих действиях по отношению к окружающей действительности.

Подобное же произошло и в китайской традиции. Утрата веры в единого Творца привела к тому, что человеческий разум уже не мог предъявлять своих прав на познание природы.

И только в христианстве у мира, в том числе и у мира человека, существует гораздо большая степень свободы, чем в других традициях. См. подробнее: Кураев А., диакон. Традиция, Догмат, Обряд. Апологетический очерк. М.: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1995. 416 с.; Тарасевич И.А. Христианство и возникновение европейской науки. Тобольск, 2002. 68 с.

См. подробнее: Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.