Дата: 24.04.2016

Комментариев: 0

Комментариев: 0

  • Основные виды нарушений
  • Симптомы нарушений зрения
  • Наблюдение у врача-офтальмолога
  • Нарушение зрение: каковы меры профилактики?

Человек природой наделен пятью чувствами, которые позволяют ему познавать окружающий мир. Нарушение зрения частично лишает его такой возможности. В зависимости от его характера может быть потеря четкости восприятия, цветности изображения, в каких-то случаях человек не видит ничего. Слабовидящие люди в наше время — это не редкость, и с этим нужно что-то делать.

Проблемы со зрением у многих начинаются уже с детства, в связи с чем возникает потребность в проведении профилактических мероприятий и своевременном принятии мер, чтобы не допустить нежелательных последствий. Дети с нарушением зрения часто зажаты, нерешительны, их успеваемость в школе заметно снижается.

Основные виды нарушений

Наиболее распространены следующие виды нарушения зрения:

Эта классификация нарушений неполная, в ней перечислены дефекты, которые встретить в жизни можно с достаточно большой вероятностью. Глаза также могут быть травмированы при занятиях активными видами спорта и в различных бытовых ситуациях.

Вернуться к оглавлению

Симптомы нарушений зрения

Дети о своих ощущениях рассказать не могут, в маленьком возрасте они не знают, каким зрение должно быть в нормальном состоянии. Некоторые косвенные признаки должны дать родителям повод для беспокойства и обращения к врачу-офтальмологу:

Если хотя бы один из симптомов проявляется, следует в короткие сроки проконсультироваться с врачом, показав ему малыша.

Вернуться к оглавлению

Наблюдение у врача-офтальмолога

Врач должен провести обследование, основанное на различных тестах, степени остроты зрения, правильности реакции глаза на раздражители, способности к фокусировке, координированного зрения. Специализированное оборудование позволяет выявить косоглазие, наличие затуманенного зрения, астигматизма. После проведенного обследования врачом назначаются лечение, коррекция зрения при помощи правильно подобранных очков или контактных линз.

В дальнейшем необходимо периодически посещать врача-офтальмолога для контроля развития заболевания. В случае неэффективности проводимого терапевтического лечения или корректировки зрения стратегия должна быть изменена.

Особенности детей состоят в том, что их организм продолжает формироваться. Рассинхронизация в развитии отдельных процессов в любой момент может привести к появлению новых нарушений, поэтому следить за правильными проявлениями реакций ребенка нужно постоянно и с большой внимательностью, чтобы не упустить время.

Именно в детстве в силу подвижности изменений довольно высока вероятность того, что имеющиеся нарушения могут быть устранены.

С годами такая возможность проходит, повышается риск того, что нарушение зрения у детей закрепится на всю жизнь. Поэтому затягивать с обращением к специалисту не стоит, а заниматься самолечением не всегда целесообразно.

При нарушении полей зрения лечение может быть довольно эффективным в зависимости от причины его возникновения, квалификации врача и стадии, на которой оно было обнаружено.

  • Литература для самостоятельной работы
  • 1.3. Специальное дошкольное образование1
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • 1.4. Школьная система специального образования
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • 1.5. Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация людей с ограниченной трудоспособностью
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • 1.6. Социально-педагогическая помощь людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности
  • 1.6.1. Структура современной отечественной системы социально-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями
  • 1.6.2. Организация системы социально-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями за рубежом
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 2
  • Педагогические системы образования людей с нарушениями слуха
  • 2.1. Предмет и задачи сурдопедагогики
  • 2.2. Формы и причины нарушений слуха, их диагностика и медицинская реабилитация
  • 2.3. Классификации нарушений слуха
  • 2.4. Системы специального образования детей с нарушениями слуха
  • 2.4.1. Структурное обоснование
  • 2.4.2. Обучение глухих овладению словесной речью на коммуникативно-деятельностной основе
  • 2.4.3. Билингвистический подход в обучении глухих
  • 2.5. Педагогические системы и методы реабилитации, направленные на интеграцию глухих в общеобразовательную среду
  • 2.5.1. Метод материнской школы
  • 2.5.2. Кохлеарная имплантация как способ реабилитации глухих людей
  • 2.5.3. Верботональный метод обучения и реабилитации детей с нарушенным слухом
  • 2.6. Системы образования слабослышащих
  • 2.6.1. Специальное обучение
  • 2.6.2. Интегрированное обучение
  • 2.7. Профессиональное образование людей с нарушением слуха
  • 2.7.1. Общие принципиальные положения
  • 2.7.2. Начальное профессиональное образование
  • 2.7.3. Среднее профессиональное образование
  • 2.7.4. Высшее профессиональное образование
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 3
  • Педагогические системы образования людей с нарушениями зрения
  • 3.1. Предмет и задачи тифлопедагогики
  • 3.2. Нарушения зрения и причины их возникновения
  • 3.3. Классификация нарушений зрения
  • 3.4. Педагогические системы образования людей с нарушениями зрения
  • 3.4.1. Общая характеристика систем образования в тифлопедагогике
  • 3.4.2. Абилитационная педагогическая система
  • 3.4.3. Система образования детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
  • 3.4.4. Система специального школьного образования
  • 3.4.5. Система образования взрослых инвалидов по зрению
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 4
  • Педагогические системы логопедической помощи людям с нарушениями речевой деятельности
  • 4.1. Предмет и задачи логопедии
  • 4.2. Причины речевых нарушений
  • 4.3. Основные виды речевых нарушений
  • 4.4. Актуальные проблемы развития современных педагогических систем в логопедии
  • 4.5. Основы функционирования педагогических систем логопедической помощи в образовании, здравоохранении и сфере социальной защиты населения
  • 4.5.1. Ранняя логопедическая диагностика и коррекция отклонений в речевом развитии
  • 4.5.2. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи
  • 4.5.3. Школьное обучение детей с нарушениями речи
  • 4.5.4. Логопедическая помощь в системе здравоохранения
  • 4.6. Принципы, определяющие стратегию коррекционно-логопедического воздействия
  • 4.7. Авторские школы в логопедии
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 5
  • Развития 1
  • 5.1. Определение понятия умственной отсталости и клинико-психолого-педагогическая характеристика
  • 5.2. Особенности психического развития детей и подростков с умственной отсталостью
  • 5.3. Возможности коррекционно-педагогической помощи детям с нарушением умственного развития
  • 5.4. Система школьного образования людей с нарушениями умственного развития школьного возраста и поздней юности
  • 5.5. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и социальное адаптирование
  • 5.5.1. Профориентация, трудовое обучение, занятость
  • 5.5.2. Люди с умственной отсталостью в самостоятельной жизни
  • 5.6. Дети со стойкими образовательными затруднениями. Система специальной педагогической помощи
  • 5.6.1. Определение понятия, этиология, классификации и клинико-психолого-педагогическая характеристика детей
  • 5.6.2. Возможности коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 6
  • 6.1.2. Особенности двигательного развития детей с церебральным параличом
  • 6.1.3. Особенности психического и речевого развития при дцп
  • 6.2. Система коррекционно-педагогической работы в образовательной ситуации детей с дцп
  • 6.3. Отечественная система поэтапной медицинской и педагогической помощи детям с церебральным параличом
  • 6.4. Организация лечебно-педагогической помощи детям и подросткам с церебральным параличом за рубежом
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 7
  • Специальное образование при аутистических расстройствах
  • 7.1. Понятие о расстройствах аутистического спектра
  • 7.2. Причины расстройств аутистического спектра
  • 7.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика расстройств аутистического спектра
  • 7.4. Современные подходы в коррекционно-педагогической помощи при аутистических расстройствах
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 8
  • Педагогические системы обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями в развитии
  • 8.1. Современное понимание сущности комплексного нарушения
  • 8.2. Педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями в развитии - предмет, цель, задачи
  • 8.3. Основные группы детей с комплексными нарушениями развития
  • 8.4. Система коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями
  • 8.5. Современный подход к проектированию индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 9
  • Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями как новый этап в развитии педагогических систем специального обучения
  • 9.1. Предпосылки и условия образовательной интеграции в России
  • 9.2. Организация интегрированного обучения детей с нарушениями развития в раннем и дошкольном возрасте
  • 9.3. Реализация педагогической системы специального образования детей с ограниченными возможностями в условиях общеобразовательной (массовой) школы
  • 9.3.1. Общая структура модели социально-образовательной интеграции
  • 9.3.2. Интегрированное обучение в общеобразовательном классе
  • Учебный план
  • 9.3.3. Обучение в условиях классов коррекционно-педагогической поддержки
  • 9.3.4. Деятельность специалистов службы сопровождения
  • 9.3.5. Социальная интеграция, реализуемая в системе дополнительного образования
  • 9.3.6. Внутришкольный психолого-медико-педагогический консилиум как организатор интегрированного обучения
  • Алгоритм деятельности членов консилиума
  • 9.4. Работа с семьей в ситуации интегрированного обучения
  • 9.5. Проблемы интеграции и отношение педагогов общеобразовательных школ к отдельным моментам в ее организации
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 1. Педагогические системы специального образования 5
  • Глава 2. Педагогические системы образования людей с нарушениями
  • Глава 3. Педагогические системы образования людей с нарушениями
  • Глава 4. Педагогические системы логопедической помощи людям
  • Глава 5. Педагогические системы специального образования при
  • Глава 6. Педагогические системы обучения и воспитания людей
  • Глава 7. Специальное образование при аутистических
  • Глава 8. Педагогические системы обучения и воспитания детей
  • Глава 9. Образовательная интеграция детей с ограниченными
  • Специальная педагогика
  • Назарова Наталия Михайловна, Аксенова Лидия Ивановна, Андреева Людмила Витальевна и др. Педагогические системы специального образования
  • 3.2. Нарушения зрения и причины их возникновения

    Восприятие мира с помощью зрения осуществляется благода- ря сложной системе различных взаимосвязанных структур зри- тельного анализатора, что позволяет человеку ориентироваться в пространстве, воспринимать форму, размер, цвет предметов, ви- деть их на разном расстоянии при различной их освещенности.

    В зрительной системе вследствие воздействия неблагоприятных факторов могут возникать различные нарушения. Под зрительны- ми нарушениями (дефектами зрения) подразумевается количествен- ная и качественная характеристика нарушенного зрения на фоне повреждений различных структур зрительного анализатора.

    Причины возникновения нарушений в зрительной системе весь- ма разнообразны. По своему происхождению нарушения зрения могут быть врожденно-наследственными и приобретенными. В свою очередь врожденно-наследственные нарушения зрения были обу- словлены причинами наследственного характера (наличием не- благоприятных генетических факторов, хромосомной патологи- ей), но могут быть и детерминированы различными отрицатель- ными воздействиями на плод в период внутриутробного развития и в момент рождения (интоксикацией плода, предродовыми и родовыми травмами, нарушением питания плода и др.).

    Приобретенные нарушения зрения могут оказаться следствием перенесенных в постнатальный период интоксикаций, травм, опухолей, инфекционных заболеваний (менингита, энцефалита, гриппа, туберкулеза и др.). Кроме того, значительные нарушения зрения вызываются заболеваниями глаз.

    По распространенности причин возникновения нарушений зрения у детей в качестве приоритетного фактора выступает врож- денно-наследственная патология (более 80% случаев), в то время как приобретенные нарушения зрения составляют приблизитель- но 20% случаев.

    И то, и другое могут вызывать заболевания прозрачных и пре- ломляющих сред глаза, сетчатки, зрительного нерва, поражения

    зрительных зон мозга и т.д. (первичные соматические нарушения), что, в свою очередь, неизбежно приводит к возникновению вто- ричных функциональных отклонений (снижению остроты зрения, сужению или выпадению частей поля зрения, нарушению свето- и цветоощущений). Наличие же вторичных функциональных от- клонений оказывает негативное влияние на развитие ряда психи- ческих процессов, таких, как ощущение, восприятие, представ- ление.

    Различают прогрессирующие и непрогрессирующие наруше- ния зрительного анализатора. При прогрессирующих нарушениях (глаукома, миопия, гиперметропия и др.) происходит постепен- ное ухудшение зрительных функций под влиянием патологиче- ского процесса.

    К непрогрессирующим нарушениям зрительного анализатора относятся некоторые врожденные его пороки (например, астиг- матизм). Причинами дефектов такого характера могут оказаться последствия некоторых заболеваний и глазных операций.

    Дефекты зрения характеризуются как по характеру нарушения (бинокулярный, монокулярный, монокулярно альтернирующий, одновременный), так и по степени потери зрения (слепота, сла- бовидение) и проявляются в виде нарушений различных зритель- ных функций.

    К основным зрительным функциям относятся: острота зрения, поле зрения, светоощущение, цветоощущение, бинокулярное зрение, глазодвигательные функции. Каждая из них формирует- ся прижизненно и достигает своего максимального развития к определенному возрасту. Зрительные функции в соответствии с возрастной эволюцией претерпевают бурное развитие в младен- ческом и раннем возрасте, которое продолжается и в дошколь- ном и школьном возрастах (Е.И.Ковалевский, Э.С.Аветисов и др.). Так, например, функция светоощущения достигает своего максимального развития лишь к 20-летнему возрасту (В.В.Вол- ков, А. М. Шамшинова).

    Острота зрения, являясь функцией центрального зрения, име- ет огромное значение как для познавательной, так и для практи- ческой деятельности человека, обеспечивая различение форм мел- ких деталей и опознание предметов. Под остротой зрения подра- зумевается способность глаза видеть раздельно две святящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. Ее мерой слу- жит тот минимальный зрительный угол, при котором можно оце- нить еще различимые глазом пространственные величины (В.В.Волков). Острота зрения обозначается десятичной дробью (0,2; 0,3 и т.д.). За нормальный ее показатель принимается спо- собность глаза различать детали объекта под углом зрения, рав- ным одной минуте, что свидетельствует о наличии остроты зре- ния, равной 1,0. Однако минимальной достаточной остротой зре-

    Снижение остроты зрения может быть вызвано нарушениями оптического (дефекты оптики глаза: аметропия, помутнение или дистрофические изменения его оптических сред) и сенсорного характера (расстройства механизмов световосприятия и обработки зрительных образов, обусловленные заболеваниями сетчатки, зри- тельного нерва и головного мозга).

    Снижение остроты зрения может вызвать слепоту или слабо- видение. Слепота - это отсутствие или снижение зрения, при котором невозможно или значительно ограничено зрительное вос- приятие окружающего. Под слабовидением понимаются разные степени нарушения центрального, периферического и цветового зрения (как в отдельности, так и в их совокупности), затрудняю- щие стабильное качественное получение и обработку зрительной информации, значительно осложняющие познавательную и прак- тическую деятельность человека.

    Снижение остроты зрения до слепоты и слабовидения отрица- тельно влияет на процесс узнавания предметов и изображений, на скорость зрительного восприятия, что, в свою очередь, нега- тивно сказывается на формировании предметных и пространствен- ных представлений, развитии образного мышления, регуляции движений, их точности, координации, соразмерности.

    Основными клиническими формами слабовидения являются нарушения рефракции, патология хрусталика, глаукома и др. Рас- пространенность слепоты и слабовидения среди населения России в настоящее время довольно велика. Так, по данным Е.С.Либ- ман, Е.В.Шаховой, распространенность слепоты и слабовидения на рубеже XX и XXI вв. составила 28,8 человек на 10 000 предста- вителей взрослого населения. Авторы отметили тенденцию значи- тельного роста зрительных нарушений в детском возрасте.

    Поле зрения является функцией периферического зрения и из- меряется в градусах. Под этим понятием подразумевается простран- ство, все точки которого одновременно видны при неподвижном взгляде одним или двумя глазами, что необходимо для ориенти- рования в пространстве и обнаружения предметов. В норме поле зрения двумя глазами (с соотнесением одновременно полученных двух изображений в единый зрительный образ) для белого цвета по горизонтали составляет 180°, а по вертикали - 110°.

    Серьезные нарушения поля зрения, которые так же, как и сни- жение остроты зрения, ведут к слепоте и слабовидению, могут быть связаны как с выпадением различных его участков (ското- мы), так и с сужением границ поля зрения (монокулярным или бинокулярным). Эти нарушения, снижая скорость, точность и це- лостность восприятия, создают затруднения как при ориентиров-

    ке в большом и малом пространстве, так и при выполнении раз- личных видов деятельности.

    Светоощущение, или световая чувствительность, являясь наи- более ранней функцией органа зрения, представляет собой спо- собность зрительной системы различать световые раздражители. Эта способность ребенка воспринимать свет с первых дней жизни оказывает стимулирующее влияние на развитие зрительной сис- темы в целом и служит основой для формирования всех ее функ- ций. Световая чувствительность глаза проявляется в виде абсолют- ной (величина минимального светового раздражения, которое может быть воспринято человеческим глазом) и различительной способности (определение минимальной разницы в яркости двух освещенных объектов). Кроме того, она характеризуется еще све- товой (скоростью приспособления органа зрения к более яркому свету) и темновой адаптацией (приспособлением органа зрения к условиям пониженного освещения). Нарушение светоощущения может сказываться в расстройствах как световой чувствительно- сти, так и в адаптации к условиям освещения. Наиболее часто встречающимся нарушением данной функции является расстрой- ство темновой адаптации (гемералопия, или куриная слепота), выражающееся в полной потере или затруднении ориентации в условиях пониженного освещения.

    Под функцией цветоощущения (цветовое зрение) понимается способность воспринимать волновую природу света, т.е. диффе- ренцировать его по длине волн, благодаря чему человек имеет возможность воспринимать не только ахроматические (белый, серый, черный), но и хроматические (цвета спектра) цвета. Вос- приятие всего многоцветия окружающей действительности игра- ет большую роль в познавательной, практической деятельности человека, в развитии эмоциональности, оказывает влияние на его настроение и работоспособность.

    Нарушение цветоощущения связано с выпадением какого-либо из трех элементов сетчатки, каждый из которых предназначен для восприятия одного из основных цветов (красного, зеленого, си- него), и может проявляться в виде цветоаномалии (различные сочетания цветослепоты и цветоаномальности, монохромозия или дальтонизм) или цветослабости. Нормально развитое зрение по своему характеру является бинокулярным (зрение двумя глазами с одновременным соединением полученных двух изображений в единый зрительный образ) и глубинным (способность различать отдаленность наблюдаемых предметов).

    Бинокулярное зрение обеспечивает пространственное, стерео- скопическое восприятие окружающего мира. Кроме того, благо- даря свойству бинокулярности улучшаются другие зрительные функции: острота и поле зрения. Нарушение данной функции выражается в замене бинокулярного зрения на монокулярное (ви-

    дение одним глазом), монокулярно альтернирующее (поперемен- ное зрение двумя глазами), одновременное (зрение двумя глаза- ми без слияния изображений в единый зрительный образ). Рас- стройства бинокулярного зрения приводят к возникновению труд- ностей в восприятии формы объемных предметов, в различении форм предметов на расстоянии, в правильном оценивании слож- ных предметных ситуаций и изображений.

    Глазодвигательные функции обеспечивают нормальную работу глаз, что проявляется в их подвижности и способности к тонким установкам, необходимым для любого точно действующего опти- ческого прибора, в качестве которого выступает орган зрения. Расстройство этих функций связано с нарушением правильного стояния глаз, возникающим в результате снижения уровня услов- но-рефлекторной координации их движений, и может проявляться как в виде косоглазия (сходящегося, расходящегося, паралити- ческого), так и в виде дефектов подвижности глаз и нистагма (спонтанных колебательных движений глазных яблок). Нарушение глазодвигательных функций обусловливает снижение скорости, точности, дифференцированности зрительного восприятия и спо- собствует возникновению трудностей в определении простран- ственного расположения предметов и в выполнении практичес- ких действий. Косоглазие может привести к изменениям свойств зрения, что может выразиться в замене бинокулярной способно- сти на монокулярно альтернирующее или одновременное зрение.

    Нарушение бинокулярного зрения может способствовать воз- никновению амблиопии (снижение остроты зрения без видимой анатомической и рефракционной основы). По происхождению амблиопия может быть врожденной и приобретенной. К приобре- тенным видам относятся: дисбинокулярная (развивается на фоне косоглазия), рефракционная и анизометрическая (характерна при аномалиях рефракции), обскурационная амблиопия (возникает на фоне врожденной или приобретенной катаракты, а также при нарушении прозрачных сред глаза и птозе - опущении века). По степени выраженности амблиопия делится на слабую (острота зрения не ниже 0,4), среднюю (острота зрения 0,3 - 0,2), высо- кую (острота зрения 0,1 - 0,05), очень высокую (острота зрения от 0,04 и ниже).

    Нарушения зрения у детей.

    Любое заболевание глаз требует к себе пристального внимания. Если, например, ребенок рождается с врожденной катарактой, она должна быть устранена как можно скорее - чтобы свет мог стимулировать развитие сетчатки. К другим моментам, которые могут сказаться на зрении ребенка относятся: преждевременные роды, сахарный диабет и некоторые другие заболевания матери, амблиопия, расходящееся или сходящееся косоглазие.

    Классификация нарушений зрения

    Обычно отечественные специалисты, педагоги и офтальмологи, используют следующую классификацию нарушений зрения.

    Функциональные нарушения зрения.

    Под функциональными нарушениями зрения подразумеваются, прежде всего, косоглазие и амблиопия, которые нередко могут быть исправлены,

    в том числе, и тренировками. Амблиопия – это некоррегируемое оптическими средствами снижение зрения. Обычно выделяют такие формы амблиопии:

    а) обскурационная – возникает в результате существовавшего в течение некоторого времени помутнения оптических сред глаза (катаракта, помутнение роговицы и др.).

    б) рефракционная - следствие аномалии рефракции глаз (дальнозоркость, близорукость, астигматизм или анизометропия – неодинаковая рефракция глаз) и отсутствия адекватной оптической коррекции

    в) дисбинокулярная – возникает в результате косоглазия (бывает с центральной и нецентральной фиксацией).

    г) истерическая – может возникнуть в состоянии аффекта.

    По тяжести различают три степени амблиопии в зависимости от уровня остроты зрения лучшего глаза с оптической коррекцией.

    Амблиопия высокой степени соответствует остроте зрения 0,01 - 0,2,

    амблиопия средней степени – остроте зрения 0,2 – 0,4 и

    амблиопия слабой степени соответствует остроте зрения 0,4- 0,8.

    Органические нарушения.

    Это нарушения структуры глаза и других отделов зрительной системы, которые могут приводить к слабовидению, остаточному зрению и слепоте.

    Низкое зрение (low vision) по международной классификации нарушений означает, что острота зрения лучшего глаза с оптической коррекцией составляет менее 0,3. Острота зрения менее 0,02 уже соответствует формальной слепоте, и на таких лиц распространяются соответствующие законы, постановления и льготы, касающиеся слепых. Часть людей, которые считаются формально слепыми еще могут видеть предметы, т. е. имеют низкое предметное зрение.

    Основными причинами низкого зрения являются заболевания зрительного нерва и сетчатки, нарушения оптического аппарата глаза и аномалии рефракции глаз (миопия, гиперметропия, астигматизм).

    Для нужд специального образования выделяют группу лиц с низким предметным зрением, имеющих остроту зрения менее 0,05. Согласно отечественной терминологии, это так называемое остаточное зрение и таких лиц называют частично зрячими (хотя формально они могут считаться и слепыми, если острота зрения оказывается ниже 0,02).

    Лиц с низким зрением, но остротой зрения выше 0,05 называют слабовидящими.

    Те же слепые, которые не видят предметов, в специальном образовании разделяются на группы лиц, имеющих светоощущение с правильной или неправильной проекцией источника света и не имеющих светоощущения (тотально слепые).

    Общепризнанно, что дети слабовидящие, с остаточным зрением и слепые нуждаются в специальном образовании, которое может осуществляться в разных формах, о чем подробнее будет сказано ниже.

    Количество тотально слепых детей в нашей стране, как и во всем мире, за последние годы снижается, но растет число детей с низким зрением и глубокой сочетанной патологией.

    Это обстоятельство объясняется распространением практики доращивания маловесных недоношенных детей. У таких детей велика вероятность развития ретинопатии недоношенных и других нарушений здоровья. Хотя в большинстве случаев ретинопатия недоношенных претерпевает обратное развитие, не дойдя до конечных стадий, это наиболее частая причина детской слепоты (10-15% случаев). Конечные стадии ретинопатии недоношенных характеризуются обширными отслойками сетчатки. Распространено мнение, что ретинопатия недоношенных возникает в результате передозировки кислорода при доращивании младенцев, однако есть и возражения против этой точки зрения.

    Остроту зрения, основную зрительную функцию, у дошкольников обычно проверяют по специальной таблице Орловой на расстоянии 5 метров. Если ребенок не отвечает с этого расстояния, его уменьшают, а остроту зрения пересчитывают пропорционально расстоянию. Например, если ребенок видит первую строку таблицы (соответствующую остроте зрения 1,0 при измерении с 5 м) только с расстояния 1 м, острота зрения будет равна 0,02. Когда ребенок не узнает картинки, можно попробовать проверить зрение и с помощью пальцев руки. Если больной правильно считает, сколько предъявляется пальцев с расстояния в 1 м, это также требует остроты зрения, приблизительно равной 0,02. Если используется другое расстояние, значение остроты зрения 0,02 следует умножить на данное расстояние, выраженное в метрах.

    Большинство детей с нарушениями зрения имеют также другие нарушения здоровья, т. е. сочетанную патологию. Чаще всего нарушениям зрения сопутствуют двигательные нарушения, например, ДЦП, задержки умственного развития и нарушения слуха.

    Причины возникновения зрительных нарушений

    Заболевания зрительной системы бывают врожденными, приобретенными и наследственными.

    Наследственные заболевания называют также генетическими, потому что они связаны с наличием определенных генов в генетическом аппарате детей, которые получены ими от родителей. При этом сами родители могут быть и здоровы. По наследству могут передаваться грубые структурные изменения глаз, катаракта, глаукома, пигментная дегенерация сетчатки, астигматизм и др.

    Причинами врожденной зрительной патологии у ребенка могут быть такие эндогенные (внутренние) факторы, как нарушение обмена веществ и воспалительные процессы у матери в период беременности , инфекционные заболевания беременной женщины (краснуха, токсоплазмоз и пр.). В ряде случаев отрицательное влияние на здоровье ребенка, включая зрение, оказывают экзогенные (внешние) факторы: травмы, химические вещества, повышенный радиационный фон, асфиксия во время родов и др.

    Приобретенные заболевания зрительной системы у ребенка также вызываются различного рода эндогенными и экзогенными факторами, касающимися уже непосредственно самого ребенка. К эндогенным факторам можно отнести кровоизлияния, осложнения после ряда инфекционных и других заболеваний. Экзогенные факторы, которые могут оказать отрицательное влияние после рождения ребенка – это травмы, химические вещества (например, неправильная дозировка кислорода при доращивании недоношенных детей), повышенный радиационный фон и др.

    Опытным офтальмологам известно, что нарушение зрения может быть признаком серьезной патологии. Миллионы людей во всем мире сталкиваются с данной проблемой. С возрастом зрение ухудшается. Это естественный процесс, обусловленный старением. Человек видит благодаря слаженной работе различных структур.

    Ухудшение зрения у человека

    Орган зрения устроен очень сложно — он образован глазным яблоком, придатками и нервом. Получение изображения рассматриваемого объекта достигается за счет работы оптической системы. В нее входит роговица, стекловидное тело, хрусталик, водянистая влага и сетчатка. Оптическая сила глаза измеряется в диоптриях.

    Преломляющая способность глаза называется рефракцией. Известны следующие основные типы нарушения зрения:

    • близорукость (миопия);
    • астигматизм;
    • дальнозоркость (гиперметропия).

    Отдельно выделена пресбиопия. Она развивается у пожилых людей. Причина — снижение эластичности хрусталика. Проблемы со зрением включают амблиопию. Это состояние, при котором нарушается функция одного глазного яблока. Расстройство зрения имеется более чем у 300 млн человек во всем мире. В группу риска входят люди старше 50 лет.

    С возрастом частота распространения патологии увеличивается.

    Нередко болеют маленькие дети. При отсутствии должной помощи низкое зрение может привести к инвалидности. Наиболее частой причиной слепоты является катаракта. Не всем известны виды нарушения зрения (классификация). Выделяют следующие расстройства функции органа зрения:

    • нарушение цветовосприятия;
    • снижение четкости видения;
    • двоение;
    • нарушение бинокулярного зрения;
    • искажение полей;
    • слепоту.

    Опасным состоянием является амавроз.

    Основные этиологические факторы

    Если у человека упало зрение, то причин тому может быть много. Важную роль играют следующие факторы:

    • отслоение сетчатой оболочки глаза;
    • катаракта (помутнение хрусталика);
    • глаукома;
    • неврит зрительного нерва;
    • макулодистрофия;
    • отслоение стекловидного тела;
    • разрыв сетчатки;
    • сахарный диабет;
    • травмы;
    • попадание инородных тел;
    • кровоизлияние;
    • ранения;
    • бельмо роговицы;
    • язва роговицы;
    • кератит;
    • опухоль гипофиза;
    • патология щитовидной железы;
    • косоглазие;
    • отравление метиловым спиртом и суррогатами алкоголя;
    • нарушение функции цилиарной мышцы;
    • поражение отводящего нерва;
    • врожденные аномалии развития;
    • тромбоз сосудов;
    • ангиома;
    • аномалии нерва;
    • атрофия диска зрительного нерва.

    Имеются различные факторы, которые приводят к снижению зрения. Это могут быть переутомление, сидячая работа, длительный просмотр телевизионных передач, работа за компьютером, стресс, нарушение режима сна и бодрствования. Иногда развивается такая патология, как куриная слепота. Она обусловлена острой нехваткой в организме витамина A.

    Причины снижения зрения у школьников включают: чтение в общественном транспорте, при плохом освещении и в лежачем положении.

    Негативно влияет на глаза неправильная организация рабочего места при работе за компьютером. Предрасполагающими факторами являются курение, неполноценное питание, низкая двигательная активность и употребление спиртных напитков.

    Развитие у человека миопии

    Часто выявляется снижение четкости зрения. Это патологическое состояние, при котором нарушается рефракция глаза. В основе лежит усиленное преломление лучей. В результате этого изображение возникает не на самой сетчатке, а немного впереди нее. Иначе это состояние называется близорукостью. Такие люди видят плохо с любого расстояния, но лучше - вблизи.

    До 30% взрослых страдает миопией. Первые симптомы часто появляются в подростковом возрасте. Почему портится зрение, известно каждому офтальмологу. Факторами риска развития близорукости являются:

    • наследственность;
    • перегрузка цилиарной мышцы;
    • спазм аккомодации;
    • низкая освещенность рабочей зоны;
    • чтение в транспортном средстве;
    • применение гаджет-устройств;
    • неправильная поза во время чтения;
    • инфекционные заболевания;
    • черепно-мозговые травмы;
    • нарушение микроциркуляции.

    Проявления миопии усиливаются при недостатке в организме цинка, марганца, меди и хрома. Очень часто близорукость сочетается с астигматизмом, косоглазием и амблиопией. Различают 3 степени миопии. При легкой близорукости преломляющая способность глаза изменяется не более чем на 3 дптр. При средней степени миопии это значение достигает 6 дптр. Тяжелая форма близорукости характеризуется нарушением рефракции более чем на 6 дптр.

    Плохое зрение при миопии часто выявляется во время профилактических осмотров.

    Острота видения предметов может ухудшаться еще в школе. Возможны следующие симптомы:

    • быстрая зрительная усталость;
    • головная боль;
    • нарушение зрения вдаль;
    • прищуривание глаз;
    • нарушение ориентации в темноте;
    • боль;
    • ломота в глазах.

    В случае быстрого прогресса миопии требуется часто менять очки или контактные линзы. У младших школьников могут возникать проблемы с учебой. Иногда развивается слабо выраженное пучеглазие. Причина — расширение глазной щели на фоне увеличения размера глазного яблока. Может ухудшаться работа стекловидного тела.

    Проявляется это наличием нитей или мушек перед глазами.

    Если ухудшилось зрение, то причиной может быть ложная близорукость. Она развивается при повышении тонуса цилиарной мышцы. Близорукость может прогрессировать ежегодно или же функция глаза не меняется с течением времени. В последнем случае менять очки не требуется.

    Если ухудшилось зрение вблизи, то причиной может быть гиперметропия. Это состояние, прямо противоположное миопии. При нем человек лучше видит далеко расположенные предметы. Чтение книг затрудняется. Проблемы со зрением по типу гиперметропии имеются у 35–40% человек. Физиологическая дальнозоркость диагностируется у детей 7–12 лет.

    В основе развития этого состояния лежит уменьшение диаметра глазного яблока в передне-заднем направлении или снижение преломляющей способности. Точные причины гиперметропии не установлены. При дальнозоркости имеются следующие признаки ухудшения зрения:

    • затруднение зрения на один или оба глаза вблизи;
    • сходящееся косоглазие;
    • чувство распирания;
    • утомляемость;
    • головная боль;
    • ощущение наличия песка в глазах.

    Выраженность симптомов определяется степенью гиперметропии. Если зрение падает быстро, то это плохой прогностический признак. При слабой степени гиперметропии одного глаза или обоих жалобы отсутствуют. Функция органа сохраняется за счет напряжения аккомодации. У больных с плохим зрением средней степени при работе на близком расстоянии появляются такие симптомы, как боль в глазах и надбровье, расплывчатость предметов, дискомфорт, слияние мелких объектов.

    На ранних стадиях понять, что у человека дальнозоркость, сложно. При тяжелой степени гиперметропии ярко выражен астенопический синдром. Наблюдается ухудшение зрения вблизи и вдаль. Для этого заболевания органов зрения характерно сочетание с блефаритом и конъюнктивитом. У маленьких детей дальнозоркость приводит к сходящему косоглазию.

    Астигматизм у мужчин и женщин

    Опытным врачам известна не только классификация нарушений зрения, но и такая патология, как астигматизм. При нем на сетчатке формируется искаженное изображение. Ухудшение зрения на один глаз наблюдается при изменении рефракции на 1 дптр и более. Астигматизм диагностируется реже миопии и гиперметропии. Его доля в общей структуре нарушений рефракции достигает 10%. Почему падает зрение при астигматизме, известно не каждому.

    Основной причиной является изменение конфигурации хрусталика или роговицы. Немаловажное значение имеет наследственный фактор. Во время закладки органов возможно неравномерное давление придатков глаза и мышц на оболочки. В будущем это повышает риск развития астигматизма.

    Причина падения зрения включает наличие рубцов в области роговицы, кератит и кератоконус.

    Все это может привести к развитию приобретенного астигматизма. Известны 2 клинические формы этой патологии: правильная и неправильная. Астигматизм часто сочетается с близорукостью и дальнозоркостью. Человек узнает о том, что зрение садится, чаще всего в дошкольном или школьном возрасте.

    Дети путают буквы или же изменяют их расположение в словах. Они предъявляют жалобы на плохое зрение. Окружающие объекты видятся расплывчатыми и искаженными. Часто появляется боль в области надбровных дуг и головы. Такие люди не переносят очки. Пропадает четкость видения предметов. Дополнительные симптомы включают жжение, двоение и гиперемию. При зрительной работе глаза очень быстро устают. Больные не могут точно оценить расстояние между объектами.

    Нарушение сумеречного зрения

    Нужно знать не только причины плохого зрения, но и что такое гемералопия. Иначе данная патология именуется куриной слепотой. Такие люди плохо видят при недостаточном освещении и в темноте. Основной причиной является нарушение синтеза родопсина. Это пигмент, который образуется в палочковидных светочувствительных клетках сетчатой оболочки глаз.

    Образование происходит при участии витамина A.

    Причина гемералопии может крыться и в изменении соотношения палочек и колбочек в сторону последних. Это вызывает проблемы со зрением. Мужчины и женщины болеют одинаково часто. Данная патология никогда не развивается у людей, которые живут на крайнем севере в условиях полярных ночей.

    В норме человек, который находится в темном помещении около 5 минут, приспосабливается. При гемералопии темновая адаптация резко нарушена. Известны следующие причины ухудшения зрения в условиях недостаточной освещенности:

    • синдром Ашера;
    • наследственный пигментный ретинит;
    • атрофия зрительного нерва;
    • тяжелая форма миопии;
    • отслоение сетчатки;
    • ретинопатия;
    • ожоги сетчатки;
    • хориоретинит;
    • нехватка ретинола;
    • заболевания печени;
    • сахарный диабет;
    • глаукома;
    • катаракта.

    При врожденной форме заболевания остановить падение зрения практически невозможно. Лечение малоэффективно. Первые признаки выявляются в раннем детском возрасте. К симптомам ухудшения зрения при гемералопии относится нарушение ориентации в темноте и снижение остроты видения предметов в полумраке. В дневное время жалобы отсутствуют.

    Больные дети боятся темноты и плачут, если их оставить в таких условиях.

    Нередко нарушается восприятие синего и желтого цветов. Несколько сужаются поля зрения. Если причиной явился недостаток ретинола, то при осмотре в области конъюнктивы возникают плоские и сухие бляшки. Другие симптомы включают сухость кожи, кровоточивость десен и гиперкератоз.

    Развитие диплопии у человека

    Часто ухудшается зрение по типу диплопии. Это патологическое состояние, при котором окружающие предметы двоятся. Различают горизонтальную и вертикальную диплопии. Данный недуг может являться симптомом серьезной патологии. Известны следующие причины диплопии:

    • поражение черепных нервов;
    • нарушение работы глазодвигательных мышц;
    • поражение нервных пучков;
    • рассеянный склероз;
    • инсульт;
    • синдром Миллера-Фишера;
    • миастения;
    • опухоли мозга;
    • ботулизм;
    • острое отравление;
    • сахарный диабет.

    При нарушении функции органа зрения возникает двоение в обоих или одном глазу. Дополнительные симптомы диплопии включают головокружение, косоглазие и нарушение ориентации человека в пространстве. Больные люди часто изменяют положение головы. Это помогает улучшить зрение.

    Причина в отслоении сетчатки

    Если зрение испортилось, то причиной может быть отслоение сетчатой оболочки глаза. Это опасная патология, которая может стать причиной слепоты. Уровень заболеваемости составляет 5–10 человек на 100000. Это наиболее частая причина слепоты и инвалидности. Известны 3 формы этой патологии:

    • травматическая;
    • первичная;
    • вторичная.

    Способствуют отслоению следующие факторы:

    • попадание жидкости или инородного предмета;
    • интенсивные нагрузки;
    • черепно-мозговые травмы;
    • падения;
    • окклюзия артерий;
    • увеит;
    • опухоли;
    • токсикоз во время беременности;
    • тяжелая форма гипертонической болезни;
    • операции на глазах.

    Историческая справка указывает, что отслоение чаще всего развивается у людей с нарушением рефракции. Чаще всего поражается 1 глаз. Дистрофия и вирусные инфекции - влияющие на состояние сетчатки факторы. При отслоении наблюдается быстрое ухудшение зрения в одном глазу. Дополнительными признаками являются ощущение пелены перед глазами, наличие тени в одном из полей зрения, вспышки и искры. На ранних стадиях симптомы выражены слабо.

    Нарушение функции хрусталика

    При потере зрения причина может крыться в помутнении хрусталика. Последний представляет собой эластическую линзу, необходимую для преломления лучей. Это часть оптической системы глаза. Хрусталик располагается за зрачком. Известны следующие виды катаракты:

    • травматическая;
    • возрастная;
    • вторичная;
    • токсическая.

    Чем старше человек, тем больше риск помутнения хрусталика. Причины падения зрения различны. Каждый человек должен понимать, что катаракта чаще всего является приобретенной. Общее количество больных в мире достигает 17 млн.

    Все чаще симптомы катаракты выявляются у трудоспособного населения.

    Каковы причины нарушения зрения, известно не каждому. В развитии катаракты принимают участие следующие факторы:

    • генетическая предрасположенность;
    • инфицирование плода во время беременности;
    • прием гормональных лекарств;
    • сахарный диабет;
    • облучение;
    • аутоиммунные заболевания;
    • воздействие инфракрасных лучей;
    • химические и механические травмы;
    • термические ожоги;
    • отравления.

    Можно ухудшить зрение при этом заболевании, если мало двигаться, много времени проводить за компьютером и телевизором, подвергаться сильной инсоляции и плохо питаться. Для катаракты характерна полная или частичная потеря зрения. Ее выраженность определяется стадией заболевания. На начальных этапах наблюдается ослабление функции глаза.

    Больные жалуются на «летающие мушки» и точки.

    В стадии набухания зрение снижается еще больше. Происходит увеличение хрусталика. Зрачок медленно закрывается. Нередко развивается глаукома. На стадии зрелой катаракты люди перестают различать объекты. Зрение на одном глазу или обоих практически исчезает. Человек может распознавать только световые лучи. На стадии перезрелой катаракты люди не различают солнце и цвета. Развивается иридоциклит.

    Ухудшение зрения при глаукоме

    Причины нарушения зрения включают глаукому. Это группа заболеваний, для которых характерны следующие признаки: высокое внутриглазное давление и поражение зрительного нерва. У 15% слепых людей именно глаукома явилась причиной потери зрения. В норме ВГД у здоровых людей находится в пределах от от 18 до 26 мм рт. ст. Распространенность глаукомы среди населения достигает 3%.

    Уровень заболеваемости неуклонно растет с возрастом. Часто эта проблема выявляется у школьников с нарушением зрения. Внутриглазное давление повышается по причине усиленной продукции водянистой влаги или затруднения ее оттока. Предрасполагающими факторами являются следующие:

    • врожденные аномалии развития;
    • остеохондроз шейного отдела;
    • гипертензия;
    • атеросклероз;
    • сахарный диабет;
    • травмы;
    • опухоли глаз;
    • иридоциклит;
    • склерит;
    • кератит;
    • нарушение рефракции по типу дальнозоркости;
    • ранения;
    • гемофтальм.

    Глаукома бывает открытоугольной и закрытоугольной. Потеря зрения на один глаз или оба возможна при закрытоугольном типе во время приступа. Если не лечить человека, то глаукома становится хронической. В данном случае имеется высокий риск атрофии зрительного нерва и слепоты. Нужно знать не только то, от чего портится зрение, но и как проявляется глаукома.

    При этом заболевании наблюдаются следующие симптомы:

    • затуманивание взгляда;
    • головная боль;
    • наличие радужных кругов;
    • снижение зрения в полумраке.

    Ухудшение зрения на нервной почве при глаукоме - частое явление. Во время приступа появляется боль, расширяется зрачок и возникает покраснение. При осмотре можно заметить, что зрачок становится зеленоватого цвета.

    При открытоугольной форме наблюдается нарушение центрального и периферического зрения.

    План обследования пациентов

    При наличии жалоб необходимо обратиться к офтальмологу. Потребуются следующие исследования:

    • офтальмоскопия;
    • рефрактометрия;
    • оценка остроты видения предметов с помощью таблиц;
    • биомикроскопия;
    • УЗИ глазных яблок;
    • измерение внутриглазного давления;
    • пахиметрия;
    • исследование глазного дна;
    • оценка полей зрения;
    • компьютерная кератотопография;
    • измерение длины глазных яблок;
    • общие клинические анализы;
    • томография;
    • биохимический анализ.

    При необходимости проводится кампиметрия. Этот метод исследования слепого пятна. Обязательно проводится гониоскопия. В ходе нее осматривается иридокорнеальный угол. Дефекты зрения помогает выявить тонометрия при Маклакову. Основным методом исследования является визометрия. Полученные данные сравниваются с теми, которые были ранее.

    К вспомогательным методам исследования относятся нагрузочные пробы, хайдельбергская ретинотомография и реоофтальмография. Большую ценность представляют результаты биомикроскопии. В ходе нее определяется состояние всех структур глазного яблока под большим увеличением. Исследование проводится при помощи щелевой лампы. Для установления причины потери зрения человеком оценивается состояние головного мозга и других органов. Это имеет огромное значение для последующего лечения.

    Методы лечения больных

    Если выявлены дефекты зрения, то требуется лечение. Оно определяется основным заболеванием. Какимспособом избавиться от близорукости, известно не всем. При миопии 1–2 раза в год требуются курсы медикаментозной терапии. Общее лечение включает прием витаминов, применение мидриатиков, препаратов кальция, средств, улучшающих мозговой кровоток, физиопроцедуры. Обязательно проводится коррекция зрения при помощи очков или контактных линз.

    Пациенты садятся, а врач подбирает нужные линзы. При быстром прогрессе миопии требуется операция (склеропластика или термокоагуляция). Хороший эффект дает лазерная терапия. Проводятся такие вмешательства, как LASIK и LASEK. Как остановить ухудшение зрения при дальнозоркости, знает каждый опытный офтальмолог.

    Основной способ коррекции — ношение очков.

    При гиперметропии проводится аппаратное лечение. Лазерная терапия применяется с 18 лет. Эффективна фоторефракционная кератэктомия. В тяжелых случаях может потребоваться удаление хрусталика. Если дефекты зрения обусловлены катарактой, то лечение зависит от стадии заболевания.

    При старческой форме помутнения хрусталика применяются глазные капли на основе таурина, аминокислот, витаминов и антиоксидантов. Консервативное лечение, являющееся наиболее распространенным, малоэффективно. Операция показана при набухающей и перезрелой катаракте, а также подвывихе хрусталика и осложнениях в виде глаукомы.

    Проводится экстракция иди факоэмульсификация. В последнем случае хрусталик заменяются интраокулярной линзой. Если выявлена глаукома, независимо от степени нарушения зрения, требуется медикаментозная терапия. Применяются миотики, симпаомиметики, простагландины (Латанопрост, Ксалатан), бета-адреноблокаторы (Бетофтан, Бетоптик, Бетоптик С, Бетаксолол), альфа и бета-адреноблокаторы (Проксодолол).

    Эффективно радикальное лечение. Если зрение упало на фоне вирусных или бактериальных заболеваний, то назначаются местные противомикробные и противовоспалительные лекарства. Всем больным необходимо снизить зрительную нагрузку, проводить гимнастику для глаз, отказаться от курения и алкоголя, больше двигаться и меньше времени проводить за гаджет-устройствами. Травматичная игровая деятельность запрещена.

    Опытным офтальмологам известна не только структура дефекта органа зрения, но и меры профилактики заболеваний глаз. Специфическая профилактика не разработана. Чтобы сохранить хорошее зрение до старости, нужно придерживаться следующих правил:

    • делать перерывы во время зрительной работы;
    • проводить гимнастику для глаз;
    • чаще моргать при работе за компьютером и чтении книг;
    • ограничить время, проводимое за экраном телевизора;
    • нормализовать сон;
    • есть больше продуктов, богатых витамином A и C;
    • пользоваться специальными очками во время работы;
    • исключить любые травмы головы;
    • больше двигаться;
    • своевременно лечить сахарный диабет;
    • вести здоровый образ жизни;
    • предупреждать воспалительные заболевания роговицы и других структур глаза;
    • заниматься легкими видами спорта.

    Чтобы нарушение зрения не возникло в будущем, при работе за компьютером необходимо:

    • соблюдать должное расстояние от экрана до глаз;
    • работать в удобном кресле с подлокотниками и подставкой для ног;
    • делать перерыв 15–20 минут каждый час;
    • периодически смотреть в окно;
    • массировать веки, закрыв глаза;
    • располагать монитор на уровне глаз.

    С профилактической целью можно выполнять простые упражнения. Вначале необходимо смотреть на расположенный перед глазами палец, а затем переводить взгляд на далеко стоящие предметы. Это упражнение устраняет спазм аккомодации и расслабляет мышцы. Важным аспектом профилактики является ведение здорового образа жизни.

    Под ним подразумевается отказ от сигарет и алкоголя, частые прогулки, занятие спортом.

    В старческом возрасте профилактика нарушения зрения затруднена. Чем занять пожилого человека с гиперметропией или другой патологией, известно каждому опытному врачу. Вторичная профилактика сводится к правильному лечению и четкому следованию всем назначениям офтальмолога. Ухудшение зрения может быть признаком очень опасных заболеваний. Прогноз определяется своевременностью лечения и диагностики.

    Международная классификация нарушений зрения основана на оценке двух зрительных сенсорных функций: остроты зрения и поля зрения. Зрительное нарушение - это острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и/или поле зрения менее 15 угл. град.

    В медицине существует несколько классификаций нарушений зрения у людей. Классификация нарушения в зависимости от остроты зрения.

    В качестве основной в медицине используется классификация нарушений зрения в зависимости от способности человека видеть.

    1. Слепота. Присуще полное отсутствие зрительных ощущений или остаточное зрение. При ношении очков отмечается максимальная острота зрения - 0,04 или только способность к светоощущению. Абсолютная или тотальная слепота. Характерно полное отсутствие зрительных ощущений или наличие светоощущения, форменное зрение с остротой от 0,005 до 0,04. Слабовидящая слепота. Острота зрения от 0,05 до 0,2. При таком зрении глаза выполняют свою информативную функцию.

    Классификация нарушений зрения в зависимости от времени появления дефекта.

    · слепорожденные. К ним относятся все рожденные с абсолютной слепотой или же ослепшие до возраста 3 лет;

    · ослепшие. Это люди, утратившие способность видеть в возрасте более 3 -х лет.

    В основе данной классификации нарушений зрения лежит наличие частичного или полностью отсутствующего представления об окружающем мире. Нарушения зрения при различных заболеваниях зрительной системы.

    Существует классификация видов нарушения зрительной функции в зависимости от причин появления дефекта:

    · расстройство рефракции. В этом случае изображение предмета не фокусируется четко перед сетчаткой;

    · расстройство аккомодации. Это неспособность четко рассмотреть все предметы, находящиеся на различном удалении;

    · расстройство периферического зрения. Отсутствует четкое изображение предметов, находящихся в движении или по бокам от глаз;

    · расстройство адаптационной способности глаз. Ухудшение зрение при изменении освещения.

    Данная спецификация нарушений зрения основывается на изменении способности человека видеть, но не при полном ее отсутствии.

    Причины нарушений зрения Врожденные:

    * вызванные различными вирусными и инфекционными заболеваниями (грипп, токсоплазмоз и др.), нарушениями обмена веществ матери во время беременности;

    * наследственная передача некоторых дефектов зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта и др.);

    * иногда обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями (такие нарушения проявляются не сразу).

    Приобретенные:

    * внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка;

    * в связи с повышением внутриглазного давления;

    * на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка;

    * недоношенные детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота.

    Причиной атрофии зрительного нерва могут быть как наследственные, так и приобретенные аномалии. Иногда факторов, обуславливающих снижение зрения, может быть несколько.

    Анализ специальной литературы позволяет нарушения зрения условно разделить на глубокие и неглубокие.

    Г.В. Никулина (2002) предлагает следующую классификацию:

    К глубоким относятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важнейших функций, как острота зрения и (или) поле зрения, имеющие ярко выраженную органическую зрительную депривацию. В зависимости от глубины и степени нарушений перечисленных функций может наступить слепота или слабовидение.

    Неглубоким зрительным нарушениям относятся нарушения глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм); нарушения цветоразличения (дальтонизм, дихромазия); нарушения характера зрения (нарушения бинокулярного зрения); нарушения остроты зрения, связанные с расстройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия).

    Остановимся на наиболее характерных нарушениях зрения у детей школьного возраста.

    БЛИЗОРУКОСТЬ (миопия) характеризуется недостатком преломляющей силы глаза, в результате которого дети плохо видят отдаленные предметы, действия, а также то, что написано на классной доске. При чтении учащиеся приближают книгу к глазам, сильно склоняют голову во время письма, прищуривают глаза при рассматривании предметов -- это первые признаки развития миопии.

    Зрительные возможности детей с миопией при работе вблизи относительно велики. Однако непрерывная длительная зрительная нагрузка на близком расстоянии должна быть не более 15--20 мин. Различают три степени миопии: слабая степень -- до 3 D; средняя -- от 3 до 6 D; высокая степень -- свыше 6 D. При высокой степени миопии наблюдается отслойка сетчатой оболочки глаза. Часто причиной отслойки сетчатки является травма, чрезмерная физическая нагрузка, сотрясение тела и пр.

    С. И. Шкарлова, В. Е. Романовский (2000) выделяют две группы факторов, способствующих возникновению и прогрессированию миопии.

    1-я группа -- факторы, характеризующие общее состояние организма; перенесенные заболевания; хронические интоксикации; наследственность.

    2-я группа -- факторы, объединяющие неблагоприятные условия зрительной работы на близком расстоянии: недостаточное освещение; неправильная посадка во время письма и чтения; нерациональная мебель в школе и дома; неправильный режим дня и другие гигиенические факторы.

    Э. С. Аветисов, Ю. И. Курпан, Е. И. Ливадо (1980) отмечают, что близорукость встречается в 4 раза чаще в тех семьях, где она прослеживалась в ряде поколений. Одним из факторов развития близорукости является ослабленная склера -- внутриглазное давление. Оно может возникнуть в результате общих заболеваний организма и эндокринных нарушений.

    В настоящее время близорукость имеет достаточно широкое распространение и обусловлена повышенными зрительными нагрузками, социальными и географическими аспектами .

    ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ (гиперметропия) характеризуется тем, что фокус параллельных лучей после их преломления в глазу оказывается лежащим позади сетчатки. У новорожденных глаза, как правило, дальнозоркие. В результате роста глаза размер глазного яблока увеличивается, и к 10 годам глаза становятся соразмерными, а если развитие глаза отстает, то он становится дальнозорким. При этом функциональные возможности зрительной системы при работе вблизи хуже, чем у близоруких. Дальнозорким детям приходится чрезмерно напрягать свой аккомодационный аппарат, напряженная зрительная работа вызывает у них зрительное утомление, которое проявляется в виде головной боли, тяжести в глазах, в области лба, а иногда в головокружении, буквы при чтении сливаются, становятся неясными.

    Все эти явления обусловлены переутомлением ресничной мышцы.

    Различают три степени дальнозоркости: слабая степень -- до 3 D; средняя -- от 3 до 6; высокая -- свыше 6 D. Острота зрения при слабой и средней степени в большинстве случаев бывает нормальной. Но при высокой степени дальнозоркости у детей отмечается плохое зрение как вдаль, так и вблизи, зрачок сужен, размеры глаза уменьшены. При высокой степени дальнозоркости часто развивается сходящееся косоглазие.

    Дальнозоркость корригируется оптическими линзами. Раннее выявление, очковая коррекция и специальные упражнения для снятия зрительного утомления могут предупредить возникновение косоглазия.

    Поскольку дальнозоркость не сопровождается органическими поражениями глазного дна, страдающие дети не имеют противопоказаний к физическим нагрузкам.

    КОСОГЛАЗИЕ характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. У этих детей наблюдается периферическое зрение, снижение остроты зрения косящего глаза, значительно снижена или нарушена восприимчивость предметов двумя глазами и способность сливать их изображения в единый зрительный образ.

    Причинами возникновения могут быть: наследственность, поражение центральной нервной системы, различные аномалии рефракции глаза, психическая травма (испуг), острые инфекционные заболевания, чрезмерная зрительная нагрузка и т. д. Принято различать содружественное и паралитическое косоглазие. При содружественном косоглазии подвижность глазных яблок не ограничена. Этот вид косоглазия встречается значительно чаще, чем паралитическое. Оно может быть постоянным или периодическим, сходящимся (глазное яблоко отклонено кнутри носа), расходящимся (глазное яблоко отклонено к виску), односторонним (монокулярным), перемежающимся (отклоняется попеременно то один, то другой глаз). Содружественное косоглазие появляется в большинстве случаев в возрасте от двух до четырех лет.

    АСТИГМАТИЗМ -- сочетание в одном глазу разных видов рефракций или разных степеней рефракции одного вида. Симптомы астигматизма: выраженные явления зрительного утомления, головные боли, блефароконъюктивиты, реже -- хроническое воспаление краев век. Причинами развития астигматизма могут быть: ранение глаза, оперативные вмешательства на глазном яблоке, болезни роговицы.

    Глаз человека имеет два глазных взаимно перпендикулярных меридиана: с наибольшей преломляющей способностью и с наименьшей преломляющей способностью. По силе преломления на протяжении меридиана различают: а) правильный астигматизм -- имеет одинаковую преломляющую силу на протяжении всего меридиана; в большинстве случаев -- это врожденная или наследственная патология; б) неправильный астигматизм -- развивается за счет выше перечисленных причин, характеризуется изменениями на разных отрезках одного меридиана, практически не поддается коррекции.

    НИСТАГМ (дрожание глаз) самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. По направлению он может быть горизонтальным, вертикальным и вращательным; по виду -- маятникообразным, толчкообразным и смешанным. Причины возникновения нистагма: поражения таких участков мозга как мозжечок, гипофиз, продолговатый мозг и др. Нистагм, как правило, не доставляет беспокойства детям, но они испытывают нечеткость восприятия даже при достаточно высокой остроте зрения, слабость зрения, которая плохо поддается исправлению. Терапия нистагма осуществляется с помощью очковой коррекции (при наличии аномалий рефракции), плеоптического лечения, укрепления аккомодационного аппарата, медикаментозного лечения, которое может привести к частичному снижению амплитуды нистагма, повышению зрителыых функций.

    Амблиопия -- понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. Часто возникает вследствие вынужденного бездействия глаза при косоглазии и нарушении бинокулярного зрения. При амблиопии не наблюдаются органические нарушения, однако в некоторых случаях он может привести к амоврозу (полной слепоте)

    У незрячих детей чаще всего встречаются частичная атрофия зрительного нерва или полная атрофия зрительного нерва Катаракта -- помутнение хрусталика глаза, что приводит к значительному снижению остроты зрения.

    Глаукома -- повышение внутриглазного давления, которое, в свою очередь, приводит к повышению внутричерепного давления

    Ретролентальная фиброплазия -- заболевание, при котором за хрусталиком образуется плотная мембрана из соединительной ткани и отслоенной сетчатки в результате токсического действия 80--100% кислорода, который дают недоношенным детям, что вызывает частичную или полную отслойку сетчатки Чаще всего ретролентальная фиброплазия заканчивается слепотой Это заболевание на современном этапе занимает второе место из общего числа глазных заболеваний у детей

    У незрячих детей также отмечаются такие нарушения зрения, как снижение функций зрительного анализатора, поражение органа зрения или глаза в целом, опухоли мозга или глаза (решинобластома).