Интерес к бумаге у детей проявляется довольно рано. После некоторого ознакомления с ней покажите малышу, что бумагу интересно не только мять и рвать, но и клеить. Прежде, чем начинать что-либо творить, подготовьте рабочее место и материал. Все заготовки желательно делать заранее: слишком долго наблюдая, как мама вырезает все необходимое для игры, ребенок может потерять интерес к этому занятию. И не старайтесь сделать все за ребенка. Малыш пробует – он учится. Хвалите кроху за малейшие достижения. Ваша похвала развивает у ребенка уверенность в собственных силах, желание сделать что-то еще. Что же можно предложить начинающим творцам?

Игры с бумагой после года

Тактильные ощущения

Ни для кого не секрет, что бумага бывает самая разнообразная – гладкая, шершавая, тонкая, толстая и т.д. Возьмите ручку годовалого ребенка в свою и проведите ею по газете, глянцевому журналу, салфетке, картону, бархатной бумаге. Ему наверняка понравится знакомиться с разными поверхностями. Эта простая игра будет обогащать представление малыша о мире, развивать сенсорные ощущения, что способствует скорейшему формированию речи.

Колобок

Предложите малышу поиграть в «Колобка». Для этого вам придется смять кусочек бумаги и скатать его в шарик. Годовалому ребенку придется помогать, а вот двухлетний вполне справится с этой задачей. Катайте ручкой по полу «колобков», сделайте их целое семейство – папа (самый большой), мама (поменьше) и малыш (самый маленький). Так мы и ручку развиваем, и понятия величины изучаем.

Найди сюрприз

Игра «Найди сюрприз» будет интересна и ребенку, которому только исполнился годик, и детям постарше. Заверните в бумагу небольшой предмет. Возьмите мишку, собачку или зайчика и скажите крохе от имени игрушки: «Привет, Тимошка! Я принес тебе сюрприз. Хочешь посмотреть, что здесь?» Дайте ребенку возможность развернуть сверток, обрадуйтесь вместе с ним находке.

После двух лет эту игру можно усложнить. Теперь подарок нужно не просто открыть, но и угадать по описанию, что это. Например: «Этот сюрприз круглый, резиновый, он может катиться, прыгать. Что это? Молодец – это мячик».

Обед для кукол

Приготовим обед для игрушек. Рассадите кукол, зверушек, поставьте перед ними тарелочки и чашечки. Пусть малыш отрывает пальчиками маленькие кусочки от целого листа бумаги. Получившиеся конфетки или пирожки складывайте в тарелки и угощайте своих гостей. С детками постарше можно посчитать порванные части, сравнить – у кого больше всех конфет, у кого меньше всех.

Игры с бумагой после 1.5 лет

Тропинка

Для данной игры подойдет любая бумага: страницы из журнала, тетради, туалетная бумага. Вместе с ребенком соорудите тропинку, выкладывая листы друг возле друга. Например, от дивана к столу, от кресла к телевизору. Дорога может быть не только прямой, но и извилистой, с резкими поворотами, причем разной ширины – то уже, то шире. Крошка должен пройтись по ней ножками. Его задача – не выйти за ее пределы. На другом конце тропки положите приз, который малыш получит, успешно до него добравшись.

В гости к бабушке

Обыграйте любую сказку, чуть видоизменив ее. Например, Красная Шапочка должна пройти по дорожке и прийти в гости к бабушке. Но дорожка ее не так проста. На пути встречаются ямки (круги, нарисованные на листе бумаги), через которые нужно перепрыгнуть, камни (рисуем на бумаге камни), туннель (дорога под стулом), речка (небольшая кастрюлька с водой, через которую нужно переступить, не намочив ножки или нарисованная). Таким образом мы развиваем у малыша координацию движений.

Веселая полянка

Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Смажьте его клеем. Дайте малышу цветную бумагу, покажите, как ее можно разрывать на кусочки и наносить на лист. Пусть куски будут самые разнообразные - и маленькие, и неровные, и длинные полосочки. Разрешите крохе украсить «полянку» по своему усмотрению.

Ваш малыш увлекся и нарвал целую горку бумаги? Замечательно! Не спешите сразу все убирать - рассмотрите эти части. Сравните их – какая самая большая, какая самая маленькая. А на что похож этот кусочек? На рыбку, лошадку, мишку? Можно дорисовать глазки, ушки и прочие детали, так будет еще увлекательней.

Дождь и снег

Сделайте из порванных кусочков дождь, снег. Подбрасывайте их вверх и наслаждайтесь полетом снежинок. «Когда же у нас лежит снег? Правильно, зимой. Наши пальчики решили пойти погулять. А на улице много снега. Давай походим нашими пальчиками так, чтобы не наступить на снежинки и не промочить наши «ножки». Ходим указательным и средним пальчиками, переступаем через «снег», поднимая высоко ножки-пальцы. Считаем по пути снежинки: «Одна, две, три…»

Полет в космос

«Когда же я теперь все это уберу?» - думает в ужасе мама, разглядывая то, что осталось от бумаги. А убирать будет сам малыш – вернее, играть, убирая. Возьмите пластиковую бутылку. Она будет у вас ракетой, которая полетит в космос. Предложите посадить в нее «пассажиров». Пусть кроха засовывает порванные кусочки в горлышко бутылки. Предварительно их можно скомкать в шарики.

Снежные войны

В домашних условиях можно отлично поиграть в зимние игры. Зима – одно из любимых времен года детворы. И не удивительно: можно играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах. Для «Снежных войн» дома приготовьте газетную бумагу, сомните ее в комочки. Сделайте каждому участнику игры по 10--20 снарядов. Теперь устройте себе укрепления из стульев на некотором расстоянии друг от друга. Высовываясь из-за стула, обстреливайте «противника» снежками. Кто попал, тот и побеждает.

Самый меткий

Устроить соревнование по меткости дома – очень легко. Для этой игры нужно скомкать из бумаги мячики и попытаться попасть ими в корзину, коробку. Самым маленьким метателям корзину-коробку нужно ставить недалеко от себя и постепенно увеличивать расстояние. Каждому участнику сделайте снаряды разного цвета (маме – красные, папе – желтые, малышу - синие). После окончания такого матча подсчитайте, кто же оказался победителем – забросил наибольшее количество мячей в корзину.

Обрывная аппликация из бумаги

На листе бумаги нарисуйте мячик, рыбку, машину или распечатайте черно-белые картинки. Подготовьте материал для украшения картины. Разложите перед ребенком салфетки или цветную бумагу. Намажьте рисунок клеем. Пусть малыш отрывает и приклеивает на рисунок кусочки бумаги. Их можно подбирать по цвету. Например, колеса делаем черными, а сам транспорт - красным.

Сюжетная картина из бумаги

Можно предлагать ребенку приклеить фигурки, которые мама вырезала заранее. Эти картинки должны быть крупными и знакомыми малышу. Вы можете сгруппировать их по темам: например, сегодня клеим всех животных, завтра – транспорт или фрукты. Чтобы делать аппликацию было интересно, придумайте сюжет. Нарисуйте посередине дорогу, справа речку, слева травку, дома. Берем машинки и наклеиваем их на «город». «Куда же мы поместим машину? На дорогу? Да, машины ездят по дорогам. Еще одну, и еще. Какая же у нас машина едет самая первая? Она, наверное, хочет добраться в гости к бабушке. Дорога закончилась, машина дальше не поедет. Впереди гора. Что нам поможет перебраться через гору? Самолет, вертолет, дирижабль. А дальше море. На чем теперь будем плыть? На корабле».

Таким же образом играем в игру «Фрукты-овощи». Половина листа у нас будет занимать под сад – здесь рисуем контуры деревьев, половина под огород – рисуем несколько грядок. Что растет на дереве? А что растет на грядке? Берем подготовленные картинки яблочек, огурцов и «сажаем». А вот и домик. Кто же в нем живет? Правильно, Маша (клеим Машу). Возле домика будка. Кого нужно поместить в будку – кошку, собаку, мышку? Молодец! Это собака Шарик охраняет домик и живет в своей будке.

Игры с бумагой после 2,5 лет

Угадай пальчиками

Эта игра является продолжением игры «Гладкий и шершавый». Если вы познакомили ребенка с бумагой, различной по фактуре, то теперь ее можно усложнить. Если же нет – не отчаивайтесь, всегда можно начать. Дайте ребенку потрогать и поводить пальчиками по бархатной, глянцевой бумаге, картону, рассказывайте малышу, что это за бумага, называйте ее свойства. После того, как крошка запомнит ощущения, с ним можно поиграть в такую игру. Прикройте малышу глаза либо попросите его самого закрыть глазки. С закрытыми глазами ребенку проще сосредоточиться на ощущениях рук. Возьмите его пальчик и скажите, что это самолетик. Полетели и сели. Спросите малыша, на какую поляну он приземлился? Или сложите различную бумагу в «волшебный» мешочек. Предложите крохе доставать по одному листу бумаги, о которой говорит мама.

Бахрома для шарфика

Ближе к трем годам познакомьте ребенка с ножницами, покажите, как правильно нужно их держать. Рекомендуется покупать малышам безопасные ножницы с закругленными концами. После того, как малыш научится открывать-закрывать ножницы, предложите ему поиграть в игру «Бахрома для шарфика». Вырежьте несколько полос бумаги, напоминающие форму шарфа. Разукрасьте их. Вместе сделайте небольшие надрезы по краям.

Дорожки

Когда ребенок научится немного пользоваться ножницами, предложите ему игру «Дорожки». Режьте с крохой по ровной линии – от одного края листа бумаги к другому. Пусть это будут у вас дорожки, по которым рыбка плывет от одного берега к другому. Постепенно усложняем задачу – режем по волнистой линии, зигзагообразной (заранее нарисованной), вырезаем геометрические фигуры или контуры какого-либо предмета. Либо просто даем малышу лист бумаги, и он кромсает ее в свое удовольствие.

Скатываем рулончики

Интересной забавой для малышей является скатывание бумаги в рулончик. Хотя это не так просто, как кажется на первый взгляд. Скатали? Теперь пофантазируйте – это и подзорная труба, которой мы разглядываем звезды, и бинокль, и дудочка, и рулетики, которыми мы покормим куклу Катю, и улитки.

Сгибаем

А еще интересно бумагу сгибать. Покажите крохе, как можно согнуть лист в любом месте, проведите по сгибу пальчиком. Предложите малышу сгибать лист по линиям, которые вы нарисуете заранее. Таким образом, у вас может получиться конверт для писем (а крошка-почтальон будет разносить письма игрушкам), геометрические фигуры. А для приятного завершения таких игр, папа сможет смастерить бумажный кораблик, самолетик, лягушку на радость сынишке.

Классики

Выложите квадрат из листов цветной бумаги (три по вертикали и три по диагонали). По маминой команде прыгаем на черный, красный, синий, розовый, коричневый цвет. Вот так весело не только мышцы развиваем, но и закрепляем цвета.

Объемная аппликация из салфеток

Заранее приобретите разноцветные салфетки. Приготовьте шаблоны картинок, которые малыш будет украшать. Отрывайте кусочки от салфеток и сминайте их в комочки. Для летнего дерева возьмем зеленую салфетку, если это осень – желтую или красную. Наносите клей и заполняйте картину смятыми комочками. Также можно сделать барашку шерсть, рыбке чешую, снеговика или заснеженный город. Объемная аппликация готова!

Аппликации из геометрических фигур

Вырежьте геометрические фигуры, разложите их перед малышом. Дайте крохе чистый лист бумаги, пусть он украсит «скатерть». Вначале ребенок может наклеивать фигуры на лист бумаги так, как ему хочется. В следующий раз поиграйте с ним в игру «Повтори». Мама на своем листе составляет рисунок, а малыш должен повторить за ней. В процессе игры называйте крохе все фигуры, проговаривайте и цвета. Из геометрических фигур можно клеить мячики или яблочки, бусы для мамы или колобков на дороге (большие и маленькие кружки). Чуть позже можно делать аппликации из нескольких деталей. Домику доклеим окно и трубу, снеговику морковку и глаза, машине колеса, цветочку серединку и т.д.

Играйте с вашим ребенком, наслаждайтесь этим процессом - и вы увидите, что фантазия вашего малыша безгранична и его шедевры удивят не только вас!

Бумаги, как цветной, так и обычной, так же, как и картона, много в каждом доме. С этим материалом легко играть, ее не жалко выбросить, а уж варианты всевозможных поделок из бумаги трудно себе представить.

Зайдите в любой магазин игрушек, и вы поразитесь огромному ассортименту кукол, машинок, конструкторов, пазлов и т.п. Многие из них дорогие – не всем родителям по карману купить сыну или дочке такую игрушку. Однако магазинные игрушки обычно привлекают малышей на очень короткое время.

Не скупайте все подряд! И не расстраивайтесь, что у вас не хватает денег на очередную новинку. У себя дома вы легко найдете немало развивающих предметов и вещей, которые способны с успехом заменить промышленные игрушки.

Добавьте к этому радость совместного творчества. Один из таких общедоступных материалов – самая обычная бумага.

Начало творчества

Дети, у которых есть возможность играть предметами, находящимися под рукой – веревочками, коробочками, баночками, крупами, колечками, песком и бумагой, растут не только счастливее, но и умнее своих ровесников. Такой малыш существенно опережает других в развитии.

Дело не только в том, что ребенок раньше начал лепить, вырезать, сортировать предметы по цвету и форме, но еще и в том, что подобные игры пробудили в нем стремление к творчеству. Самовыражение посредством ручной работы не просто добавляет детям ловкости, но и тренирует их интеллект. Ученые давно доказали прямую связь кончиков пальцев на руках с корой головного мозга.

Материал

У бумаги нет какого-то определенного назначения, поэтому ей можно без труда придать любую удобную форму. Поэтому игры с бумагой так полезны для малышей. Особенно в период активного развития мозга, то есть в возрасте от года до трех лет.

Мы привыкли на бумаге писать, клеить из нее, разрезать на кусочки. У ребенка нет четкого представления, поэтому он может делать с бумагой все, что ему придет в голову. У детей много фантазии и свои планы по поводу этого материала.

Дайте малышу, которому еще не исполнился год, лист белой бумаги. Он изучит ее на ощупь и на вкус, быстро заметит, что бумага меняет форму под воздействием его рук. Это уже само по себе ценное открытие для крохи.

Дети любят мять и рвать бумагу, получая огромное удовольствие от процесса. Взрослым это кажется очень простым, но на самом деле в голове ребенка происходит сложнейшая работа, связанная с пониманием причины и следствия, то есть между определенным действием и полученным результатом.

Малыш пытается изменить саму форму бумаги. Для этого он рвет ее на мелкие кусочки. Немного позже он освоит ножницы, научится резать, складывать из бумаги кораблики и самолетики. В зависимости от стадии развитии ребенка бумагу можно превратить как в очень простые, так и в довольно сложные предметы.

Журналы и газеты

Трудно найти целое печатное издание в доме, где живет малыш. Все потому, что детям нравится листать, мять, рвать на кусочки. И это не просто прихоть, а самое настоящее стремление к познанию окружающего мира. И когда ваш любимый журнал становится кучей мятой бумаги, не стоит слишком уж огорчаться. Это просто еще одна важная ступенька в детском развитии.

Помните, что малышам очень важно что-то делать руками. Убирайте из их поля зрения все, что представляет для вас ценность, позволяйте рвать только ненужные газеты и журналы. При этом следите за тем, чтобы кроха не ел бумагу, не облизывал вымазанные типографской краской пальчики. После подобных игр обязательно помойте малышу руки.

Коллекция

Собирайте разные сорта бумаги. Вам пригодится мягкая, белая, цветная, плотная, оберточная, картон. Все подойдет для развития ребенка.

Наиболее популярная игра среди детей – шарики из бумаги. Их можно бросать друг другу или в цель, собирать в корзинку или в коробочку. С дошкольником легко изучать счет, цвета, меры веса, величины, длины с помощью бумажных шариков. Поверьте, что это будет интересно не только малышу, но и вам. А как еще играть с детьми в зависимости от их возраста?

Если ребенку 1 годик

Изучайте текстуру вместе с крохой. Возьмите его ручку в свои, проведите ею по картону, обычной бумаге, глянцевому журналу, газете. Покажите, как сминать бумагу, используя для этого салфетки. Можно скатать несколько шариков, различающихся по величине. Такие шарики легко катать по ровной поверхности, перебрасывать друг другу, собирать вместе и снова разбрасывать. Можно спрятать в один из комков небольшую игрушку. Пусть кроха развернет его и обнаружит внутри сюрприз.

Если ребенку 3 годика

Пора познакомить ребенка с ножницами. Обязательно купите специальные: легкие, безопасные, с закругленными кончиками. Вместе вырежьте несколько полосок бумаги, украсив их надрезами по бокам – бахромой.

Пять лет ребенку

Дошкольник не только умеет разрезать и склеивать бумагу. Ему вполне под силу оригами – искусство складывания фигурок из бумаги. С помощью оригами будущий первоклассник научится создавать новое, логически мыслить, воображать. Это прекрасная возможность создать своими руками не только игрушки для самого себя, но еще и подарки всем родственникам. Начинать нужно с самого простого – с самолетика или пилотки.


Для предлагаемых игр необходимо: душевная компания, ручки, карандаши, чистые листы бумаги, другие мелочи, ну и, конечно, комфортное месторасположение для участников игр.

Категории
На листе большого формата загодя пишется приблизительно 20 разных категорий – модели автомашин, виды спорта, музыкальные инструменты, животные, цветы, одежда и т.п. Гости синхронно выбирают категории (одну или несколько в зависимости от количества участников), которые записывают в свой листок. Задача игроков – за определенный отрезок времени написать как можно большее количество слов, относящихся к выбранным категориям, которые начинаются на букву заданную ведущим. По истечении времени, участники игры обмениваются листками и подбивают итоги. Одинаковые слова в счет не идут, побеждает игрок, написавший больше всех слов.

Слон
Двум командам хозяйка выдает по листу бумаги, на котором команды все гурьбой рисуют слона с завязанными глазами: один игрок рисует тело, другой изображает ноги, третий – голову и т.п. Команда, которая быстрее нарисовала слона, и изображение действительно напоминает это животное – победитель.

Писатель
Накануне вечеринки придется «распотрошить» несколько газет – вырезать названия статей и наклеить их на карточки. Карточки выдаются игрокам, и они, используя предложенные названия статей, должны составить увлекательный рассказ.

Телеграмма
Ведущий пишет на листе бумаги какое-то слово из 4-6 букв. Игроки (каждый из них), должны придумать текст-телеграмму, но каждое следующее слово должно начинаться с очередной буквы заданного слова. Например, заданное слово: «пост», текст-телеграмма может звучать таким образом: первая буква: «п» и первое слово начинается с нее – пиво, второе слово с буквы «о» - отправили, третье с «с» - сушите, четвертое с «т» - тарань. В телеграмме текст должен быть с законченной мыслью. Зачитывают телеграммы все участники согласно очереди.

Кто это?
Каждый участник берет по листку бумаги (желательно, чтобы участники находились довольно далеко друг от друга), и рисует сначала голову, принадлежащую человеку, животному, птице. Потом необходимо загнуть лист таким образом, чтобы изображение было закрыто и виден только кончик шеи. Соседи обмениваются рисунками. Так у каждого игрока начатый рисунок, который он не видел. Далее все изображают верхнюю часть туловища, опять «прячут» нарисованную часть и передают соседу для дальнейшего рисования конечностей. По окончании живописи, все листики разворачиваются, и происходит идентификация полученных существ.

Курица
Многим со школьной скамьи знакомо выражение «пишешь как курица лапой», отличная возможность написать таким способом на законных основаниях. Игрокам к ногам прикрепляют фломастеры (вполне подойдет для данной миссии скотч). Далее ведущий задает слово, которое и должны «нацарапать лапой» игроки. Побеждает тот, кто понятнее его написал.

Автопортрет
На каждого участника готовится лист ватмана, в котором вырезаны прорези для рук. Игроки продевают руки в подготовленные прорези, им вручаются кисти (фломастеры) и они, не заглядывая на лист, рисуют портрет. Приз достается художнику, сотворившему самый удачный «шедевр».

Бином
Ведущий участникам игры раздает листики бумаги, на которых предлагает написать два столбика слов, в каждом по четыре. Слова – это могут быть имена людей, название животных, любых предметов, какие-нибудь явления. Далее, взяв на «вооружение» четыре пар слов (с каждого столбика берется по одному слову) – надо придумать ассоциации связывающие пару. На каждую пару несколько ассоциации, чем больше придумают игроки, тем лучше. Варианты ассоциаций должны быть весьма неожиданными. Так, например: в одном столбце – слово «Сарафан», в другом столбце – «Светофор», ассоциации следующие:
- сарафан яркий как светофор.
- женщина в красном сарафане стоит под светофором.
- вид женщины в открытом сарафане также останавливает мужчин, как и красный цвет светофора.
- глаза женщины в красивом сарафане также горят, как лампочки у светофора.
- женщина в сарафане также руководит движением мужчин, как и светофор.
- сарафан видно издалека, как и светофор.
На выполнение задания отводится пять минут. По истечении положенного времени, ведущий суммирует полученные ассоциации (каждую пару отдельно). На обсуждение выносятся самые удачные ассоциации, определяется умелец слова – мастер по придумыванию ассоциаций.

Веер
Игрокам выдается по листку бумаги, на левой сторонне которого ведущим участникам предлагается нарисовать любой простой предмет – кружку, ложку, карандаш и т. п. (допустим, что рисуем по три предмета, хотя количество не ограничено). На другой (правой) стороне также рисуется три предмета, но уже других. Задача игроков – за 3 минуты соединить простые предметы с разных сторон в 3 сложные по конструкции фигуры. На данном этапе без фантазии не обойтись. Помимо фантазии ценятся графические навыки. После 3-х минуты напряженного труда, листики с новоявленными фигурами запускаются по кругу. Игроки оценивают по 5-ти бальной системе оригинальность решения – выставляют балы на листиках. После того, как листики обойдут весь круг и вернутся к хозяину, определяется победитель – суммарный бал и неожиданность решения в создании сложной фигуры.

Рисуем лицо
Всем участникам раздаются чистые листки бумаги, на которых они рисуют портрет любого игрока, сидячего напротив. Далее готовые портреты пускаются по кругу. На обратной стороне портретов все участники пишут имя , который, по их мнению, изображен. После того, как листик с портретом вернется к художнику его изобразившему, он приступает к подсчету правильных ответов (количество игроков узнавших портрет).
Самый хороший художник побеждает.

Каракули
По кругу пускается чистый лист, на котором поочередно игроки рисуют прямые, не прямые линии, которые пересекают друг друга. После чего образованные пустоты между линиями участники зарисовывают различными способами: разноцветными красками в виде сплошных штрихов, крапинками, зигзагами, клеточками, кружочками и т.д. Игрок, которому нечего больше добавить к «общему» шедевру – проигрывает.

Чепуха
Каждому участнику выдают по листку бумаги. Игроки записывают ответы на вопросы (на верхней части листочка), которые задает ведущий, например: Когда? Кто? Где? Что ответили? С кем? и т. п. Вопросы можно задавать абсолютно разные, собака не в них зарыта, игрок, ответивший на вопрос, передает листик другому участнику, предварительно завернув написанный ответ. После того, как листики побудут у каждого в руках, они сдаются все ведущему, который вслух зачитывает получившиеся истории.

На что это похоже?
Участники игры занимают места за столом. Ведущий заявляет, что он сейчас загадает какой-то предмет, который соблюдая тайну загаданного предмета, запишет на листке. Игроки поочередно озвучивают предметы, на которые похож загаданный ведущим. Игроки, естественно, не догадываются, что задумано, и наугад выдают версии: ножницы, вилка, воробей, сковорода, мячик…После всех озвученных версий ведущий раскрывает карты – яйцо! А вот теперь начинается интересная игра. Свою версию требуется «защитить». Тут как повезет, защита может быть легкой: «Яйцо, как и мячик, округлой формы и катится». А иногда у ведущего требуется просить два предмета связать хотя бы косвенно: «Скоро из яйца вылупится воробушек, похожий, конечно, на папу- воробья».

Думаете во что поиграть с друзьями вместе? Устали от компьютерных онлайн игр и хотите поиграть с друзьями на простой бумаге? Далее будет представлен список из 5-ти игр на бумаге для двоих игроков. Все, что нужно для этих игр это ручка и бумага, причем желательно в клеточку.

1) Балда

Пожалуй, одна из самых интересных игр со словами на бумаге — это Балда. Как играть в балду узнаете далее. Необходимо создать квадратное поле на бумаге размером, например, 5 на 5 квадратов, и вписать в него посередине слово на всю длину. В нашем случае слово должно состоять из 5-ти букв. Например, слово «строп». Далее каждый из игроков поочередно путем добавления одной буквы должен получить слово. Причем, чем длиннее слово, тем оно ценнее. К слову «строп» можно добавить букву «а» и получится слово из 6 букв «стропа». Выигрывает тот, кто смог в итоге составить слов из наибольшего количество букв по сумме. Слова можно записывать рядом с игровым полем в 2 колонки. Одна колонка будет ваша, а вторая — вашего соперника. На примерах внизу видно, что игроками было придумано слово «строка», а так же «сорока». Впрочем, можно играть в балду не только вдвоем, но и втроем, и даже вчетвером. Только поле желательно сделать побольше.

2) Точки и линии

Еще одна игра на листе бумаги на двоих игроков, вот только для нее нужно будет 2 разноцветных ручки, или карандаша, или даже маркера. Для начала ставим на листе бумаги случайным образом хотя бы 10-15 точек (а лучше еще больше). Затем по очереди соединяем прямыми линиями эти точки. Каждый должен проводить линии ручкой своего цвета. Только линии ни в коем случае не должны пересекаться! Проигравшим считается тот, кто не смог сделать ход. Быть может эта игра не такая популярная как Балда, но она очень интересная на самом деле. Стратегическая. Стоит попробовать поиграть обязательно!

3) Квадраты

В этой игре на бумаге тоже понадобятся 2 цветные ручки. Создаем квадратное поле, размером 4 на 4 квадрата. Каждый игрок по очереди проводит короткую линию, равную длине одного квадрата. Нужно стараться создавать квадраты цвета. Если ваша линия стала самой последней в создании квадрата, то вы ставите внутри квадрата свою отметку. В качестве отметок могут быть у одного игрока кружки, а у другого крестики. Игра завершена когда будет завершено создание всех квадратов. Выигрывшем считается тот, кому удалось создать квадратов больше, чем у соперника. Игра кажется простой, но на самом деле то не совсем так. В ней нужно вырабатывать стратегию на будущие ходы, ставя соперника в невыгодное положение.

4) Крестики-нолики

Правила этой игры на бумаге всем известны и не стоит лишний раз их напоминать. Единственное, что можно посоветовать для того чтобы хоть как-то разнообразить эту игру и добавить ей интересности, это создать игровое поле побольше, например 5 на 5 клеток. Хотя, даже в случае расширения игры, количество ничейных результатов будет скорее всего тоже большим, как и в игре с полем 3 на 3.

5) Морской бой

Правила морского боя известны, наверное всем. Понадобится два листа бумаги. Лучше создать поле размером 10 на 10 клеток. 5-ти палубный корабль — 1 у каждого, 4 палубных — по 2, 3-х палубных — по 3, 2-х палубных — по 4, и однопалубны кораблей можно взять по 5. Ниже представлен пример заготовки для морского боя на бумаге. Отличная игра на двоих.

Теперь вы знаете в какие игры на двоих можно поиграть на бумаге, так что поскорее найдите компаньона и время с ним за играми пролетит незаметно. Знаете еще игры на бумаге, в которые можно играть на двоих? Тогда можете указать их чуть ниже в комментариях к этой статье.

Ну, а если вы уже наигрались в бумажные игры и вы все же хотите вернуться к компьютерным онлайн играм, то возможно вас заинтересуют и .

Как весело скоротать время на переменке? Конечно же, играя в настольные игры! Тем более, что из реквизита потребуется только ручка, листочек бумаги в клетку и, хотя бы, один товарищ. Итак, приступаем...

ВИСЕЛИЦА

Играют двое. Один задумывает слово и ставит столько черточек, сколько букв в слове. Можно написать первую и последнюю букву слова. Второй игрок угадывает по одной букве. Правильные буквы вписываются на место черточек. Если буква названа неверно, рисуется вертикальная линия. Если вторая буква не отгадана, к вертикальной добавляется горизонтальная - получается виселица. Дальше дорисовывается веревка, голова, руки… Нужно угадать слово за 8 попыток, иначе – проиграл.

Здесь, для примера, дано слово "аббревиатура". Можно задавать категорию слова, например, животные.

Чтобы не путаться и повторно не назвать неправильную букву, можно вычеркивать их из алфавита, или записывать уже названые.

РОМБ

Это разновидность «крестики-нолики». Играют двое. Рисуется ромб, как показано на рисунке (размер можно менять). Игроки по очереди обводят одну сторону клеточки. Задача каждого игрока обвести последнюю четвертую сторону и поставить внутри клетки свой крестик или нолик.

Нужно внимательно делать свой ход, чтобы противник не имел возможности закрыть клетку. Когда все клетки заполнены, подсчитывается, сколько крестиков и сколько ноликов. У кого больше, тот и победитель.

ДИАГОНАЛЬ

Можно играть вдвоем, но интереснее, когда игроков много. Каждый игрок рисует в тетрадке квадраты, как показано на рисунке ниже, со сторонами 7, 6, 5, 4 и 3 клеточки.

Потом, кто-нибудь загадывает букву. Эта буква записывается по диагонали во все квадраты, и игра начинается.

Цель игроков - придумать и вписать слова, содержащие эту букву (существительные в ед. числе).

Выигрывает тот, кто быстрее заполнит все слова. Если игроков много, то победитель выбирается следующим образом: игроки вслух зачитывают свои слова. За каждое оригинальное слово насчитывается 2 очка, если слова повторяются, то тем игрокам добавляется только 1 очко. Побеждает тот, у кого больше очков.

СЛОВА

Игра для двоих и более человек. Каждый игрок чертит в тетради табличку, как показано ниже. Категории можно изменить, придумать свои, но мы играли так. Один игрок говорит вслух букву А и начинает мысленно проговаривать алфавит. Когда второй игрок говорит "стоп", первый называет букву, на которой остановился. На эту букву игроки должны вписать слова в таблицу (если слово не может придумать, ставит прочерк). Кто сделал это первым останавливает игру.

Потом игроки подсчитывают свои очки: за каждое оригинальное (не такое, как у других) слово добавьте 2 очка; за повторяющееся слово - 1 очко; за прочерк - 0 очков. Игра продолжается с новой буквой. Потом все очки складываются и выбирается победитель. Игра динамичная и очень интересная.

МОРСКОЙ БОЙ

Играют двое. Рисуются два квадрата со стороной 10 клеточек. Сверху нужно подписать буквы алфавита, а слева цифры от 1 до 10. Левое поле будет свое, а правое – противника. Теперь рисуем корабли так, чтобы они не соприкасались (и чтобы противник не увидел место их дислокации). Количество и величина кораблей показана на рисунке ниже.

Когда все готово начинайте по очереди «стрелять». Один игрок называет клетку (например, д2), где предполагает найти вражеский корабль. Если там пусто, второй игрок говорит «мимо» и ход переходит к нему. А если первый игрок попал в корабль, второй игрок говорит «ранил» или «убил» (если все клетки корабля зачеркнуты). Если игрок попал в корабль, он получает право дополнительного хода.

БАЛДА

Можно играть вдвоем, втроем, вчетвером... Начертите квадрат. Количество клеток в стороне должно быть нечетным (5, 7 или 9, больше не стоит). Подпишите имена игроков, придумайте и запишите в центре квадрата слово (существительное в ед. числе).

Теперь игроки по очереди придумывают новое слово, добавив только одну букву и используя уже имеющиеся буквы. Придуманное слово записываются под именем игрока и ставится количество букв.

Задача игроков - придумать слово как можно длиннее. Побеждает тот, у кого сумма очков за все слова больше.

Это лучшие настольные игры, которые помогут скоротать время на школьной перемене, в долгой дороге, унылыми зимними вечерами не только детям, но и взрослым. Кроме того, это отличный тренажер, развивающий мышление, внимательность и логику.