Стыд – чувство, присущее рефлексирующей личности. Когда человек ставит себя на место других, примеривает свои поступки на окружающих, он предвидит их последствия, в том числе и негативные. Именно тогда может возникнуть стыд и вина.

Эти чувства помогают корректировать поведение, но иногда человек начинает испытывать стыд буквально за все . Все его поступки, нечаянные слова или действия, которые могут причинить неудобство окружению, воспринимаются им слишком эмоционально. Тогда его поведение становится угождающим, он постоянно думает о том, чтобы не задеть чувств окружающих, забывая о себе .

Откуда берется чувство стыда

Постоянное чувство вины и стыда, которое мешает раскрыть личность и проявить свои таланты приводит к тому, что человек начинает считать себя никчемным. А в общении другими людьми испытывает смущение и большое замешательство .

Истоки патологического стыда, как показывает опыт многочисленных психотерапевтов, лежат в глубоком детстве и юности, когда становление личности только начинается и повлиять на нее могут многие факторы.

Именно тогда самые главные для маленького человека люди – родители и воспитатели, говорят ему о том, что он «плохой». Оценивается не поступок ребенка, а его личность . Поэтому ребенок и вырастая, старается стать «хорошим» для других, забывая о себе.

В результате человек начинает подавлять свое Эго, он сносит обиды и испытывает при этом дискомфорт. Но целостность личности страдает, и человек начинает подпадать под влияние своего окружения.

Справиться с таким глобальным чувством стыда можно при помощи психотерапии, а в более легких случаях рекомендуется следовать советам психологов.

Чтобы понять, как избавиться от чувства стыда, необходимо разобраться с его истоками. Если стыд из-за того, что человек обидел кого-то или поступил неправильно, то решить проблему просто. Нужно исправить поступок или извиниться перед собеседником.

Для определения источников стыда и работе по избавлению от него, нужно следовать советам:

  • Нужно понять, что именно вызывает стыд, для чего рекомендуется несколько дней тщательно отслеживать собственное поведение. В процессе наблюдений нужно определить тот момент, когда проявляется это негативное чувство;
  • Хотя причина стыда может быть разной, но восприятие ситуации у всех людей одинаковое. Человек представляет себя маленьким и беззащитным, что говорит о корнях проблемы родом из детства. После осознания этого момента, можно приступить непосредственно к борьбе со стыдом;
  • Нужно дать себе отчет в том, что детство осталось позади. Теперь человек вступил в отношения равных взрослых людей. Следовательно, при таких взаимоотношениях никто не должен никого наказывать. Человек обретает право на ошибку;
  • После осознания равенства с окружающими людьми, нужно четко определить то, что они имеют свои принципы, которые могут отличаться от собственных норм. Если не осознать собственные принципы, можно постоянно бояться ошибиться и стыдиться, подстраиваясь под требования, предъявляемые окружающими людьми, что не совсем верно;
  • Теперь приходит время для того, чтобы полностью осознать собственную взрослость. Нужно отделить свою личность, принципы и представления оттого, что когда-то было навязано родителями и учителями. Осознание личности, ее ценности, поможет по-другому оценивать привычные ситуации, не мучаясь ненужным чувством стыда .

Метод избавления от чувства стыда

  • Действенным способом справиться с накатившим чувством стыда, может стать воспоминание о тех моментах и ситуациях, когда подобные ситуации и поступки не вызывали негативного эмоционального отклика ;
  • Теперь нужно обратить внимание, чем отличаются воспоминания от настоящей «постыдной» ситуации. Чаще всего, при концентрации на самой ситуации и необходимости ее исправить, чувства стыда не возникает. Оно развивается тогда, когда человек пытается оценить, каким образом он выглядит в глазах окружающих людей . Этот опыт нужно использовать в новых ситуациях;
  • Нужно обзавестись группой поддержки. Ими станут друзья, родные и семья. С ним можно обсудить всё, что мучает – вина, стыд и другие эмоции . Для других людей тоже можно стать таким человеком, которому можно рассказать о сильных переживаниях и чувствах.

Человек по жизни испытывает различные эмоции – и положительные, и отрицательные. Однако чувства настолько разнообразны, что они часто друг с другом пересекаются, и не всегда на наш взгляд положительная эмоция несет в себе конструктивную пользу. Например, чувство стыда: психология отзывается о нем неоднозначно. С одной стороны, сдерживающий нормальное развитие человека фактор, с другой – инструмент защиты человека от опрометчивых поступков.

Что такое стыд.

Чувство стыда появляется у человека в результате осознания им несоответствия своих поступков и своего поведения общепринятым нормам и ценностям. Влияние данной эмоции на жизнь человека зависит напрямую от степени ее ощущения. Так, если стыд в слабой форме способен предотвратить негативные последствия действий человека, то сильно выраженный стыд может, наоборот, привести к принятию необдуманных решений (самоубийство, насилие и т. д.).

Вот простой пример слабовыраженного стыда. Когда человек обижает своих близких резким словом, ему становится стыдно, он извиняется и обещает не совершать больше подобных поступков. Если стыд искренен, то человек, скорее всего, сдержит свое обещание. Намного сложнее обстоят дела с гипертрофированным стыдом. Последствия его варьируются от доведения человеком себя до эмоционального истощения, до нанесения себе тяжких телесных повреждений. Сильно выраженный стыд несет в себе только негативные последствия, а потому его нужно стараться избегать.

У человека, постоянно испытывающего ярко выраженную эмоцию стыда, стремительно развивается комплекс неполноценности, человек не понимает, почему он какой-то «не такой», почему люди не принимают его таким, какой он есть. Человек все время винит себя за свои пороки (чаще придуманные), начинает себя ненавидеть и, из-за неспособности измениться, испытывает агрессию по отношению к окружающим.

Откуда берется стыд.

Чувство стыда развивается чаще всего у человека в самом раннем детстве и закладывается в виде неверных утверждений о собственной неполноценности. Этому способствуют самые близкие люди, а во взрослой жизни это утверждение превращается в стыд, который сковывает действия человека и мешает ему жить. У детей повышена степень ранимости, а потому навязать им ложные утверждения упреками, замечаниями, обвинениями и высмеиваниями проще простого. Впоследствии чувство неполноценности бывает практически невозможно победить, как и эмоцию стыда, психология тут у всех одинакова.

Черты личности – это заранее принятая человеком программа поведения, запускаемая в приемлемой ситуации для данной черты. Как только человек начинает действовать вразрез с этой программой, им завладевает чувство стыда. При этом, чем больше черт имеется у человека, тем с большей вероятностью он будет испытать чувство стыда. Любая черта личности может потенциально являться источником стыда. Если человек храбрый, но вдруг проявил трусость – им овладевает стыд. К иным чертам личности относится то же самое.

Но разве можно каким-либо образом повлиять на развитие чувства стыда внутри себя? Безусловно, можно! Это и делают умные люди при помощи мозга. При этом влиять нужно не на само чувство вины, а на свою Я-концепцию. Мозг человека является мощным инструментом, которому под силу изменять любые неблагоприятные эмоции.

Как повлиять на чувство стыда.

Первый способ влияния на свой стыд заключается в его подавлении. Нужно просто привыкнуть к нему, знать о его существовании, но не думать о нем. Однако стыд – очень сильная эмоция. Как только человек сможет привыкнуть к ней, она сразу же начнет изменять привычки человека и его мировоззрение. Если эмоция стыда вынуждает человека думать, что он не достоин лучшей жизни, то человек может привыкнуть к мыслям о своей незначимости. Но это еще не самое страшное, хуже допустить избытка негативных эмоций из-за их постоянного подавления. Ведь рано или поздно любые эмоции выходят наружу, и человек впадает в сильнейшую депрессию.

Второй способ борьбы с эмоциями – предоставление возможности для выхода эмоций. Человек создает самому себе ситуации, при которых выполняются действия, связанные с чувством стыда. Например, если человек стыдиться выходить на люди без одежды, он однажды делает это, и в какой-то момент понимает, что тут нет ничего стыдливого и страшного. Только после этого стыд отступает. Такой способ борьбы со стыдом очень рискованный, так как заставляет человека делать что-то вопреки общественному мнению, нормам и правилам поведения. Такие действия вызывают негодование со стороны окружающих людей и власти. Но именно этот способ используют психологи на своих тренингах для избавления человека от чувства стыда. На таких тренингах основная роль отдается практике. Скромные люди упражняются в умении быть наглыми. Слишком вежливые – бесцеремонными. Принцип работы этого метода – вышибить «клин клином».

Какой же из способов лучше подходит для борьбы с пагубным стыдом? Ни один из них! Проблема в том, что многие желающие справиться со стыдом стремятся так или иначе уничтожить это возникающее чувство, психология же людская этого не приемлет. Лучше просто научиться их контролировать. Человеческие эмоции – вещь врожденная, подаренная самой природой, а потому пытаться избавиться от них просто глупо. Наилучший выход из сложившейся ситуации – обучиться использовать свои эмоции и быстро адаптироваться к ним. Человеку важно научиться правильно стыдиться, радоваться, критиковать, обижаться и т. д.

Нужно принять себя таким, какой вы есть. Самое глупое, что может пытаться сделать человек – быть идеальным. Ведь у каждого человека свои представления об идеале, а потому категории «идеальный человек» существовать просто не может.

Не стоит осуждать других людей. Нет более страшного качества, чем желание находить негативные стороны в людях, после чего прилюдно их порицать. Помните, если вы увидели в человеке отрицательную черту характера, задумайтесь над тем, что данная сторона видна только вам. Это не более чем ваша чисто субъективная оценка.

Откажитесь раз и навсегда от сравнений вашего поведения и вашего непосредственного ожидания. Если вы научитесь избавляться от сравнения своих действий с ожиданиями окружающих, вы защитите себя от лишних комплексов и переживаний. Человек, отказывается от сравнения, входит в гармонию со своей Я-концепцией, переставая испытывать стыд.

Стыд – это чувство сильного смущения, неловкости, дискомфорта от осознания предосудительности своего поступка, поведения, действия или качества личности. Почему возникает чувство стыда и как с ним бороться?

Чувство стыда относится к категории моральных чувств , то есть тех, что возникают и развиваются в процессе воспитания и социализации человека. Это не врожденное, а приобретенное в результате социального научения переживание.

Есть действия, которые просто не принято совершать на людях, хотя сами по себе они не являются чем-то противозаконным. Все в мире относительно. То, что для одного человека может быть вполне нормальным, для другого – аморальным. Нормы морали изменяются с течение времени и в обществе и в сознании личности.

Мораль – это принятые в обществе представления о добре и зле, правильном и неправильном, должном и неподобающем поведении.

Стыд возникает только тогда когда его объект, то есть какой-либо поступок или качество:

  • социально неприемлемо, то есть считается аморальным;
  • наблюдается или замечено окружающими людьми.

Человеку не будет стыдно совершать действие, которое можно оценить как постыдное, в полном одиночестве или когда он уверен, что свидетелей вокруг нет.

Но, если индивид оценивает поступок, совершаемый в одиночестве, как аморальный, возникнет другое негативное чувство – вина.

Стыд и вина – это формы эмоционального проявления совести . Они часто ощущается одновременно и усиливают друг друга.

Если у человека развита совесть как функциональный аппарат, формулирующий моральные обязанности и реализовывающий нравственный самоконтроль, ему непременно будет знакомо и чувство вины и чувство стыда.

Развития чувства стыда в филогенезе и онтогенезе

То, чего стыдится современный человек, не вызвало бы ни капли угрызений совести у человека, жившего в доисторические времена в пещере. Чувство стыда формировалась вместе с развитием цивилизации и каждого отдельно взятого общества, государства.

У одних народов стыдливость более развита и они традиционно ведут себя сдержанно, скромно, культурно, а у других в менталитете полная свобода проявлений себя, вне зависимости от того «А что подумают люди?».

Исследования антропологов и этнопсихологов позволяют утверждать, что именно у тех национальностей, в чьем менталитете заложена установка ориентироваться на общество, коллектив, традиции, стыд играет важную роль в жизни людей. В культурах, базирующихся на индивидуализме, стыд не столь частое явление.

Ребенок поначалу не стыдится ничего, но беспрерывно усваивает нормы морали, поэтому у него в возрасте от 3 до 7 лет развиваются понимание того, что такое «стыд» и «стыдно», а также такие черты характера как совестливость, стыдливость, стеснительность и другие моральные качества.

Маленький ребенок, к примеру, не стесняется своей наготы, когда родители его переодевают или купают. Он еще не знаком с моралью, но очень скоро начинает понимать, что любое действие интимного характера должно совершаться наедине с самим собой, а при людях это делать стыдно.

Американский психолог Г. Олпорт отмечает, что отсутствие чувства интимного стыда препятствует развитию личности . Действительно, это так. Не имея совести и стыда, человек растет аморальным индивидом. Более того, бесстыдство и бессовестность у детей, а в особенности у взрослых, нередко становятся симптомами психических патологий.

Как в любом вопросе, касающемся воспитания, в деле формирования чувства стыда, важно знать меру. Плохо когда человек ведет себя эгоистично, не считается с мнением окружающих и совершает аморальные поступки, но также плохо, когда сильно развитое чувство стыда перерастает в такие качества личности как чрезмерная стыдливость, стеснительность, зажатость, некоммуникабельность, закомплексованность.

Почему стыдится вредно

Люди с гипертрофированным чувством стыда страдают от заниженной самооценки, самокритичности, комплекса неполноценности, ощущения надуманной аморальности настолько, что просто не могут и не позволяют себе быть счастливыми, считая это неприличным или неуместным.

Важно чтобы здоровое чувство стыда, призванное регулировать поведение человека, не превращалось в способ наказать самого себя муками совести!

Человек «погрузившийся» в сильно выраженный стыд и измучивший себя мыслями о том, как теперь его будут воспринимать в обществе, способен на опрометчивые, рискованные и непоправимые решения и поступки. Из всепоглощающего чувства стыда некоторые люди совершают самоубийство.

Стыд является нормальным чувством, когда его спровоцировало объективно постыдное событие или действие, но если повод надуман или чувство слишком сильное , продолжительное и негативно влияет на качество жизни, от него, несомненно, нужно избавляться.


Стыдливость
– черта характера, говорящая о готовности испытывать чувство стыда часто. Стыдливость мешает человеку выражаться как личности и развиваться, так как сопровождается стеснительностью, нерешительностью, безынициативностью.

В тоже время стыд делает личность более ответственной, рассудительной, организованной, осторожной, предусмотрительной, пунктуальной, не говоря уже о том, что окружающие люди воспринимают такого человека как скромного и порядочного.

Субъекта, часто испытывающего чувство стыда, преследуют страхи быть осмеянным, непонятым, униженным, оскорбленным, подвергнуться незаслуженной критике, стать изгоем или оказаться отвергнутым любимыми людьми.

Стыдливые люди опасаются совершить постыдное действие, оттого уровень тревожности у них, как правило, повышен, а самооценка понижена.

Как побороть стыдливость

Для контроля над любой сильной эмоцией или чувством, прежде всего, нужно научиться ее идентифицировать , то есть понимать, что она возникла и называть.

По каким признакам, кроме внутреннего ощущения дискомфорта и мыслей на подобии «Я сейчас готов сквозь землю провалиться!», можно узнать стыд?

Когда человек стыдится, возникает ряд физиологических реакций :

  • покраснения кожных покровов (возникновение румянца на щеках),
  • повышение давления,
  • учащенный пульс,
  • задержка дыхания,
  • повышенное потоотделение.

Стыд можно узнать по сопровождающему его желанию поскорее удалиться от объекта или прекратить действие, вызывающее стыд. Когда стыдно, хочется сбежать и от стыда и от самого себя. Так как чаще всего сделать это невозможно, человек старается «стать незаметным»:

  • опускает голову и плечи,
  • прячет взгляд,
  • закрывает лицо руками,
  • принимает максимально закрытую позу.

Как правило, причины стыдливости, мешающей развиваться и реализовываться, коренятся в событиях, произошедших в детстве. Детей часто ругают и стыдят чрезмерно или понапрасну. Осознание причин стыдливости помогает переоценить чувство стыда, проработать и избавиться от негативных воспоминаний, а вместе с тем и чрезмерного чувства вины по поводу и без.

Например, женщина стыдится своей внешности, так как считает что у нее некрасивая форма носа. Когда-то в детстве одноклассники осмеяли ее и заставили стыдиться своей внешности. Красота – относительное понятие, стыдиться своей внешности не стоит хотя бы только потому, что она часть индивидуальности и уникальности человека.

Еще одна распространенная причина возникновения чрезмерного чувства вины – табу , запреты, предрассудки, предубеждения и другие строгие, консервативные идеи.

Когда что-то табуированное было сделано, стыд буквально сковывает человека и на всю жизнь «программирует» стыдиться и бояться повторения произошедшего. Люди часто скрывают постыдные качества личности, привычки, не делятся воспоминаниями, за которые им стыдно.

Права судить и осуждать личность не имеет никто, а ошибки и действия, за которые бывает стыдно, совершает каждый человек в своей жизни и не один раз. Снизив значимость табу или избавившись от него вовсе, можно справиться с чувством стыда.

Если еще какие-то полвека назад считалось постыдным молодей девушке жить с мужчиной в гражданском браке (сожительствовать), то сегодня, напротив, считается правильным пожить некоторое время вместе, прежде чем заключать официальный брак.

Чтобы избавиться от мучающего чувства стыда за какой-либо поступок или в целом от надоедливой стыдливости, психологи рекомендуют научиться :


Не стоит бежать от проблемы гипертрофированного чувства стыда. Нужно поработать над собой, а в случае необходимости обратиться за помощью к психологу.

Прогрессирование аддиктивного процесса во многом связано со стремлением освободиться от психологического дискомфорта, обусловленного чувством стыда. Чувство стыда занимает центральное место в структуре аддикции, поэтому остановимся на нём более подробно.

Анализ чувства стыда свидетельствует о том, что это чувство более деструктивно, чем чувство вины. Это связано с тем, что чувство вины носит более конкретный характер, касается определённого действия, поступка, активности или наоборот, отсутствия таковых. Чувство стыда затрагивает Я человека и формирует его низкую самооценку. («Я поступаю плохо и я не могу поступать хорошо, потому, что я плохой»).

Все эмоциональные ощущения и состояния человека подвергаются когнитивной оценке. Рефлексия эмоциональных состояний в то же время является рефлексией Я-состояния, свидетельствуя о том, как человек оценивает себя самого. Испытываемые человеком первичные эмоции в дальнейшем оцениваются им во взаимосвязи с оценками других. Анализ с этой точки зрения чувства стыда требует первоначального сравнения поведения человека с какой-то условной нормой. Эта норма может быть субъективной, установленной самим человеком для себя, или общепринятой, навязанной ему обществом и другими людьми. Если поведение человека не соответствует субъективной или социальной норме, у него возникает чувство стыда.

При аддиктивных состояниях мы имеем дело с несоответствием человека как одной, так и другой нормам. Несоответствия приводят к возникновению стыда. На возникновение чувства стыда влияет факт обращения внимания окружающих на поведение и состояние человека, на его собственное отношение к этому. Имеет значение фиксация внимания человека на том, как его воспринимают и оценивают окружающие. Если он испытывает чувство стыда в связи с несоответствием, ему кажется, что и другие замечают это несоответствие и считают его неполноценным. Это способствует усилению подозрительности в отношении того, что окружающие могут заметить нарушение нормы и осудить его.

Большинство событий, вызывающих стыд, не являются автоматическим процессом и не возникают сами по себе. Например, оно может быть связано с ситуациями, когда успешное функционирование в рамках социально приветствуемого ролевого поведения противоречит собственным критериям морали. Для понимания причин происхождения чувства стыда необходимо «читывать сложные социальные взаимодействия между людьми, так как компонент оценки другим, особенно значимым человеком, здесь всегда имеет большое значение.

Осознание человеком обращ иного на него внимания может приводить к нарастанию подозрительности, типичной для аддиктивных лиц. Такая подозрительность, связанная с чувством стыда, является одним из механизмов изоляции аддиктов. Страх быть до конца понятыми окружающими активизирует механизм разрыва контактов со многими людьми. С этим связано избегание аддиктами сколько-нибудь глубоких контактов, потому что чем глубже контакт, тем вероятнее факт опознания их аддиктивной сущности, и тем вероятнее усиление у аддикта реакции стыда. Возникает страх возможных переживаний по поводу разрыва отношений. Следовательно, в проводимой с аддиктами коррекционной работе, необходимо анализировать механизм разрыва контактов с людьми и чувство стыда, которое эти люди могут испытывать.

По мнению Чарльза Дарвина, чувство вины это сожаление о своей ошибке. Тому же автору принадлежит выражение, что чувство сожаления об ошибке, когда в этот процесс включаются другие люди, может превратить чувство вины в чувство стыда. Речь идет о необходимости анализа социального значения действия, в результате которого человек, воспринимаемый глазами других, может испытывать чувство стыда. Естественно, что, находясь в состоянии одиночества, человек также может испытывать чувство стыда, но в первом случае всегда присутствует оценка себя другими людьми, мысль о том, что другие подумали об его поведении.

В феноменологической психиатрии описывается депрессия самомучения (Leonhard, Izard), которая строится на чувстве стыда. Ее развитию способствует постоянный анализ чувства стыда и возможного наказания.

Стыд приводит к торможению и блокаде очень многих желаний. С точки зрения Tomkins (1963), стыд тормозит удовольствие и мотивации. Возникновение чувства стыда может быть вызвано многими причинами: неудачами, поражениями профессионального характера, потерей значимых отношений, дружбы и пр. Аддикты глубоко переживают эти потери, но не признаются в этом. Причиной стыда может быть собственная непривлекательность, когда человек теряет способность гордиться своим телом, видом и т.д.

У человека, испытывающего чувство стыда, редуцируются сферы интересов. Izard (1972) обращает внимание на то, что стыд сопровождается повышенным осознанием селфа. Речь идет о необычной форме восприятия селфа, восприятия себя беспомощным, маленьким, ни к чему неспособным, застывшим, эмоционально ранимым.

Lewis (1979,1993) отмечал, что стыд - это состояние потери ценности собственного Я. Причиной этого состояния являются текущие внешние воздействия, тем не менее, этот процесс более сложен, он может формироваться на ранних стадиях развития. Стыд имеет прямое отношение к осознанию Я, представлению о том, как это Я выглядит в восприятии и чувствах других людей. Автор выделяет чувство стыда, связанное с ощущением собственного Я и чувство вины, при котором речь идет о конкретном действии. К развитию чувства стыда приводит переживание о себе, о том, как ты выглядишь. Раздражителем, провоцирующим возникновение этого чувства являются размышления Я о самом себе, неодобрение чего-то очень важного в себе, снижение самооценки.

Сопряжённым с чувством стыда является чувство собственной никчёмности, незначимости, презрения к себе. Это чувство закладывается в детстве и легко провоцируется специфическим поведением людей. Чувство стыда формируется под влиянием пренебрежительного отношения родителей, отсутствия необходимой интеллектуальной и эмоциональной поддержки, постоянного осуждения. На этом фоне любые отрицательные оценки, не имеющие отношения ни к родителям, ни к семье, воспринимаются как сверхценные и приводят к активации дремлющего рудимента.

Диагностика наличия чувства стыда строится на обнаружении у человека желания быть незаметным, спрятаться, исчезнуть; на появлении непонятных вспышек гнева, на ощущении психологической боли, страха, чувства вины. Вспышки активности и агрессивности сменяются депрессией, подавленностью, отсутствием чувства радости, постоянной неудовлетворенностью. Чувство стыда может провоцировать суицидные мысли. Анализ депрессивных пациентов, совершающих суицидные попытки, проведенный Lewis (1993), показал наличие у этих лиц выраженного чувства стыда. Частые суицидные попытки у аддиктов также «завязаны» на этом чувстве. Таким образом, чувство стыда имеет прямое отношение к развитию аддиктивного поведения.

Чувство стыда «ставит» селф в трудное положение. Селф теряет способность конструктивно действовать, поскольку стыд блокирует активность. Вместо необходимых действий, селф начинает концентрироваться на самом себе, оказывается погруженным в самооценки, что мешает проявлению активности. Возникает нарушение адаптации, потеря способности ясно думать, высказываться и, тем более, рационально действовать.

Чувство стыда способствует переоценке человеком всего происходящего. Он придает значение вещам, которые этого значения не имеют и, наоборот, недооценивает значения действительно важных для него явлений. Поэтому чувство стыда делает поведение иррациональным.

Разница между чувством стыда и вины в структурном плане заключается з следующем. При наличии у человека чувства вины какая-то часть селфа является субъектом. Большая часть селфа находится как бы во вне и оценивает этот субъект как часть своего Я, поступившую неправильно.

В противоположность этому чувство стыда «закрывает» селф-объектный круг. Носитель этого чувства рассуждает примерно так: «Как я могу оценить себя, если я недостоин того, чтобы оценивать себя?».

Влияние чувства стыда на блокаду мотивации исследовано Plutchik (1980). Он сравнивает процесс со «стоп» сигналом. Если человек начинает что-то делать, у него срабатывает «стоп» сигнал, ставящий под сомнение уверенность в правильности предпринимаемой активности, прерывающий его действия. Если ограничиться анализом только этой части процесса, то речь в данном случае идет о чувстве вины по поводу конкретного нарушения. Дальнейший анализ может быть произведен с использованием следующих рассуждений: «Ты поступаешь плохо потому, что ты не можешь так не поступать, просто в силу того, что ты сам - плохой человек». Так выглядит вторая система нарушения - второй «стоп» сигнал, который блокирует всякую активность. Следовательно, анализ чувства стыда должен проводиться не только с акцентом на конкретные действия человека, но, прежде всего, на исследование его Я.

Чувство стыда может быть проанализировано через призму религиозной парадигмы. Тема стыда нашла свое отражение в Библии. Когда Бог спросил Адама и Еву, почему они прячутся, они ответили, что причина заключается в их наготе. Совершив первородный грех, съев яблоко с древа познания, они почувствовали, что должны быть осуждены. Историяь непослушания Адама и Евы предопределяла наказание и важность возникшего у них чувства стыда.

В этой теме на первый план выступают следующие моменты. Непослушание Богу со стороны Адама и Евы было связано с их любопытством, т.к. их, прежде всего, привлекало познание неизвестного. Любопытство привело их к знанию, овладение которым явилось пусковым механизмом появления чувства стыда. Обнаружив свою наготу, они стали стыдиться ее. И это было доказательством нарушения предписания Бога. Если бы они не приобрели знания, вкусив запретный плод, у них не возникло бы чувство стыда. Таким образом, любопытство привело к знанию, а знание привело к стыду.

Анализ этой части Библии позволяет исследовать процесс возникновения стыда. Для самоанализа чувства стыда и других, связанных с Я эмоций, необходимы определ иные знания о правилах, норме и целях, с которыми человек должен сравнивать своё поведение. Следовательно, появление чувства стыда основано на определённых знаниях.

Ветхозаветный рассказ об Адаме и Еве является метафорической версией развития объективного самопознания. Древо познания дало возможность Адаму и Еве приобрести два вида знаний: знание о себе - объективное самопознание и знание о нормах, правилах и целях поведения.

На ранних этапах развития ребёнка формируются его селф объектные отношения в виде первичных контактов с наиболее близкими людьми. Окружающие ребёнка люди, выступающие в качестве объектов контактов, являются для него образцом для дальнейшего подражания. Ребёнок зависит от них, он им доверяет. Интернализация реб нком возникших отношений влияет на атрибутирование (видение причин происходящих явлений).

Процесс атрибутирования может носить как внешний, так внутренний характер. Внешнее атрибутирование связано с нахождением в ком-то или в чем-то причины собственного поражения, неудачи, произошедшей драмы или трагедии, имеющих к себе непосредственное отношение. Внешнее атрибутирование не приводит к возникновению чувства стыда. Чувство стыда возникает при внутреннем атрибутировании, когда человек делает себя ответственным за произошедшее. Внутренняя атрибуция связана с концентрацией человека на самооценке своих поступков с позиции своего селфа.

Внутреннее атрибутирование нельзя недооценивать, так как оно оказывает большое влияние как на психическое самочувствие, так и на развитие чувства стыда. Так, например, если в жизни возникает какое-то неприятное событие и при его внутренней атрибуции человек считает себя его причиной, то в таком случае это событие способствует развитию чувства стыда.

Например, пациентка испытывает чувство вины, связанное с инфарктом у её матери. Причину события она видит в недостаточном с её стороны внимании по отношению к матери. В связи с этим она считает себя непосредственной виновницей е болезни. Чтобы избавиться от возникшего у нее чувства никчемности и стыда к себе, она принимает большие дозы транквилизаторов, т.е. находит приемлемый для себя аддиктивный выход из этой ситуации. Внутреннее атрибутирование, возникшее в данном случае, приводит как к развитию чувства стыда, так и к поиску аддиктивного варианта избавления от этого чувства.

При внешнем атрибутировании причины болезни будут объясняться по-другому: возрастом матери, с которой произошла катастрофа, е нездоровым образом жизни, наследственностью и пр. Чем большее количество внешних атрибуций используется для объяснения ситуации, тем в меньшей степени это приводит к развитию чувства стыда.

Предпочтительность того или иного атрибутирования закладывается в детстве. В работе Morrison (1989) было показано, что родители, страдавшие различными формами депрессии, в ряде случаев способствовали развитию у своих детей чувства стыда и вины. Дети считали себя косвенными виновниками болезни родителей. Эти обвинения формулировались в процессе социальных контактов с детьми как результат упреков, что дети раздражают, мучают родителей, у которых нет сил заниматься ими. Таким образом, у детей возникало нереалистическое чувство вины, заключающееся в том, что их поведение привело к развитию депрессии у родителей, и они обязаны найти способ, который поможет родителям выздороветь. А поскольку они не в состоянии найти средства помощи, значит они недостаточно хорошо ищут, что свидетельствует о том, что они плохие.

Иногда родителями внедряется в сознание детей, например, такая формула: «Я, как мать, забочусь о тебе и помогаю тебе. Почему же ты не отвечаешь мне тем же?». Так, при непосредственном участии родителей закладывается предрасположенность к возникновению у детей отрицательных эмоций, которые в дальнейших контактах с окружающими могут проявить себя с удвоенной степенью выраженности. Эти состояния могут способствовать возникновению различных психологических защит и выхода на аддиктивные реализации.

Интернализация или экстернализация чувства ответственности оказывает непосредственное влияние на то, будет ли человек впоследствии испытывать чувство стыда при различных неудачах и катастрофах, которые могут произойти с ним в жизни. Чем более выражена способность человека искать в произошедшем событии внешнюю причину, тем менее вероятно развитие у него чувства стыда.

Отрицательная сторона данного явления заключается в том, что постоянное стремление индивидуума к экстернализации происходящего может приобрести патологический характер. Так, например, известно, что аддикты в процессе аддиктивного поведения экстернально атрибутируют свои проблемы, связывая их наличие с причиной во внешнем мире. Таким образом, внешнее атрибутирование, с одной стороны, имеет положительное значение, избавляя человека от чувства стыда, а с другой, - отрицательное, проявляющееся в том, что таким образом он оправдывает своё деструктивное поведение. Иными словами, с одной стороны, у человека может быть глубокое внутреннее интернализированное чувство стыда, и он считает себя плохим, с другой - он избавляется от этого чувства, уходя в аддикцию, которая приводит к возникновению новых проблем, атрибутирующихся с внешними причинами. Таким образом проявляется сочетание внешнего и внутреннего атрибутирования.

Если человека лишить возможности внешнего атрибутирования, он остается с внутренним чувством никчемности и неадекватности, справиться с которым значительно труднее. Это следует учитывать при проведении психотерапевтических подходов, т.к лишение человека его защитной системы в виде отрицательных проекций с доказательством их неправильности и необходимости самообвинения, а не обвинения окружающих не приведет автоматически к положительному результату. Лишившись психологической защиты, человек останется наедине со своими внутренними нерешёнными проблемами. Переживание такого состояния является крайне неприятным, более того, оно может приводить к развитию других отрицательных реакций, таких, например, как растерянность, депрессия, реакция гнева как на самого себя, так и на окружающих, возможно провоцирование какой-то другой формы деструктивного поведения.

Существуют специфические условия, оказывающие разные влияния на формирование чувства стыда в зависимости от пола.

Так, например, женщины в традиционных обществах воспитываются родителями и окружающей средой так, что они приучаются к взятию на себя ответственности за то, если они не справляются с каким-то заданием. Определённая дискриминация по полу, характерная для традиционных обществ, приводит к тому, что женщины, по сравнению с мужчинами, меньше награждаются за успехи и больше наказываются за неудачи. Это способствует большей возможности мальчиков фиксироваться на позитивном атрибутировании (Lewis,1993).

В случае лишения родителями любви своих дочерей они концептуализируют свою позицию словами: «Я не люблю тебя, потому, что ты плохая». Селф такого ребенка испытывает чувство ответственности за то, что его не любят. Это провоцирует формирование у ребенка чувства стыда. В дальнейшем такая женщина будет оценивать свои межличностные отношения с другими как неадекватные, считая себя неспособной на продуктивные отношения. Таким образом, феномен лишения любви девочек приводит к трудностям в конструировании ими дальнейших межличностных отношений. Такие женщины считают, что, во-первых, они не могут выстраивать эти отношения, т.к. они хуже других, а во-вторых, они испытывают страх перед тем, что другие могут это понять.

Так формируются различные стили поведения, которые объективно «примыкают» к аддикциям, а по существу являются последними (созависимость) или ведут к их развитию. Например, объяснения людей, которые посвящают свою жизнь заботе о других с целью компенсации чувства нехватки любви, выглядят примерно так: «Если я буду заботиться о других и помогать им и это будет моим жизненным кредо, значит меня будут принимать окружающие. Если же я буду вести себя по-другому, я обнаружу свои отрицательные качества. Следовательно, я должна/ен помогать другим и смысл моей жизни должен заключаться именно в этом». В случае неудачи возникает экзистенциальный кризис.

Человек, неуверенный в качестве своих отношений с людьми, легко переходит к общению с событиями, активностями, неодушевленными предметами, «прилипает» к ним, уходя в аддиктивные реализации.

Лишение любви формирует комплекс нежеланного ребенка, что в дальнейшем приводит к низкой самооценке и неумению человека любить себя.

Анализ происхождения чувства стыда с акцентом на половые различия способствует лучшему пониманию межличностных конфликтов. Разница в социализации стыда у мужчин и женщин оказывает влияние на отношения мать-сын, отец-сын, мать-дочь и отец-дочь. Так, например, у женщин, воспитывающихся в традиционных обществах, где присутствует дискриминация по половому признаку (сексизм), легче возникает.чувство стыда, по сравнению с мужчинами. Возможно возникновение замещающих стыд реакций, таких, как печаль, грусть и гнев. Причем, если для женщин более характерными являются реакции печали и грусти, то для мужчин - реакции гнева.

По мнению Lewis (1993), эти явления более представлены в традиционных обществах. Поскольку мальчик, воспитывается с акцентом на специфическую для него мужскую роль, в его отношениях с матерью может возникнуть конфликт следующего рода. Мать в традиционном обществе стремится к тому, чтобы ее сын испытывал чувства стыда в случае поведения, не соответствующего общепринятым нормам. Матери кажется, в связи с проекцией собственных переживаний (глубокое чувство стыда), что сын не испытывает достаточного чувства стыда за свой поступок, и, даже если он извинился, он все равно не пережил это чувство с необходимой степенью глубины. Он должен пережить его протрагированно. Сын испытывает чувство стыда, но в меньшей, чем бы этого хотелось матери, степени. И мать и сын не осознают происходящего. Конфликт, возникший между ними, может принимать различные формы, и зачастую он приводит к возникновению отдаленности сына от матери, т.к. мужская роль, характерная для сына, противоречит проявлению чувства стыда. Сын не хочет, чтобы к нему относились как к ребенку, а мать стимулирует его к отношениям зависимости, что провоцирует появление у сына реакции сопротивления.

Мальчики, нарушающие нормы поведения, выдвигаемые родителями, могут проявлять сожаление по этому поводу, чувство вины и желание больше этого не делать. Мать рассматривает эти чувства с точки зрения женского, свойственного ей, традиционного отношения и ожидает от сына чего-то большего, например, возникновения протрагированного чувства стыда. Если она видит, что этого не происходит, она считает, что сын не выстрадал это по-настоящему, ею делается акцент на необходимость длительного страдания, что приводит к возникновению конфликта. Не осознавая происходящего, мать пытается заставить ребенка почувствовать те же ощущения, которые она сама ощущала или ощущает в подобных ситуациях. Мать ожидает, что ребёнок будет переживать это так же как она, а мальчик воспринимает желание матери добиться формирования у него чувства стыда как неприятное чувство. Он считает это несовместимым с его мужской ролью.

Hoffman (1988) установил, что такой процесс начинается уже с трехлетнего возраста. Попытку матери вызвать в сыне эмоциональное состояние, более свойственное женщинам, воспитывающимся в традиционном обществе, следует рассматривать в контексте Эдипова конфликта: мальчик стремится к автономии, к редуцированию чувства стыда, а мать пытается социализировать этот процесс таким образом, чтобы он не ограничивал чувство вины, и считает это полезным.

В отношениях мать-дочь этот конфликт представлен в меньшей степени, чем в отношениях между матерью и сыном. Меньшая интенсивность конфликта объясняется отсутствием разницы между полами, которая осложняет интеракцию. Дочери, как правило, реагируют на желания матери более адекватно, т.к. они выражают себя в соответствии с женской ролью. Так закладывается чувство стыда у девочек в традиционном обществе, где его формирование не встречает с их стороны большого сопротивления. Иногда при этом могут возникать малотипичные для этого состояния реакции злости.

Для современных обществ характерна тенденция сглаживания связанного с полом ролевого поведения. Так, например, воспитанная в условиях современного общества мать, стараясь воспитать у девочки чувство стыда, встречает с её стороны сопротивление. Разделение ролей, свойственное современному обществу, делает менее типичным процесс атрибуции, связанный со стыдом в аспекте социализации.

До сих пор не выделены основания, позволяющие установить наличие генетических отличий в развитии чувства стыда в зависимости от пола. Если такие различия диагностируются, то их возникновение может быть объяснено ролевым поведением, социализацией и социальными условиями. С другой стороны, в связи с изменением роли женщины в последние 25 лет, особенно в США и Канаде, некоторые конфликты, присущие отношениям мать-сын, по всей вероятности, должны обнаруживаться и во взаимоотношениях мать-дочь.

Что касается роли отца в формировании у ребенка чувства стыда, то, к сожалению, на протяжении длительного времени на ЭТУ сторону вопроса обращалось мало внимания. Роль отца в этом Процессе может быть прямой и косвенной. Исследователями, Изучающими этот вопрос, обращается внимание на то, что роль отца оказывается более важной и значительно менее пассивной, чем это представлялось ранее. Так, например, Bernstein (1983) обращает внимание на значение влияния отцов на возникновение чувства стыда в детском и подростковом периодах жизни Считается, что роль отца состоит в смягчении конфликта мать сын; в обучении сыновей другому, более активному способу поведения, включающему в себя агрессивные реакции. Отцы во взаимоотношениях с сыновьями подсказывают им путь преодоления стыда по способу замены его гневом. Таким образом, происходит замена реакции переживания чувства стыда путем формирования другой реакции. В результате такого контакта сыновья начинают испытывать более глубокую привязанность к отцам, помогающим им освободиться от неприятного чувства стыда. В случае отсутствия такой поддержки возникает реакция отдаления ребенка от обоих родителей.

Мне стыдно. Наверняка почти каждый произносил эти слова или сгорал в мыслях, испытывая чувство стыда, психология которого не совсем ясна многим.

Для начала используем любимый прием нашего блога сайт – прояснение слов. Итак, стыд – это чувство сильной неловкости, смущения от осознания неприемлемости поступка или качества человека. Другими словами, страх дурной молвы . Стыд возникает там, где есть опасения, что общество осудит действие, точку зрения, внешний вид, который отличаются от принятых социальных норм.

Стыд возникает только там, где есть зритель, который порицает за содеянное. Наедине с собой чувство стыда не беспокоит – только страх, вдруг кто-нибудь узнает о том, что сделал, или не сделал, за чем неминуемо придут строгая критика, обвинение и приговор!

Эффективный способ как управлять своими эмоциями – разложить их на составляющие, по полочкам. Любая эмоция состоит из четырех частей:

  • мысль: о чем думаете во время переживания того или иного чувства?
  • ощущения в теле (дискомфорт, боль, холод, жжение, жар),
  • какая картинка появляется в уме?
  • и в чем выгода эмоции для вас? (польза, от чего защищает, спасает или ограждает?)

Итак, какие приходят мысли, когда стыдно: «Что я наделал?!», «Если узнают, мне конец!», «Как после этого людям в глаза смотреть?!» Толпа, суд, конец… вам это ничего не напоминает?.. Согласитесь, похоже на публичную казнь. Может, поэтому популярно выражение «гореть от стыда»? В давние времена на площадях часто прилюдно жгли костры для осужденных. Не верите в прошлые жизни? А зря. Откуда тогда в семье инженеров рождается пианист-виртуоз? Или девочка с малых лет поет как Монсеррат Кабалье?

Что до ощущений – во время чувства стыда человек часто испытывает внутренний жар, скованность, боль, беспомощность, и сродни умственному отупению, неспособности логически мыслить. Спустя время он найдет слова, и много, для своего оправдания, защиты. Но пока сгорает в пламени стыда, в голове совсем пусто.

Третий аспект – умственное изображение, картинка, что стоит перед глазами. У каждого она своя. Но есть общая черта: чувство стыда – психология позорного поражения, неудачи, фиаско! А в каком случае возникает ощущение полного провала? – …смертельном. Пока еще живы, в силах что-то предпринять.

И, наконец, польза. Когда стыдно, хочется уединиться, «провалиться сквозь землю», скрыться, исчезнуть любыми путями… Получается, в чем здесь выгода? – скрыться от людей, спасти себя от неминуемой людской кары. Конечно, выгод наверняка больше. Вам какая пришла в голову?..

Чувство стыда: психология не сугубо личная, это конфликт отношений. Не будь моральных кодексов, сводов правил «можно – нельзя» – стыда не было бы и в помине.

Что делать, когда стыдно за других?

Еще один интересный аспект. Когда краснеешь от стыда за то, как сказал-сделал-отреагировал кто-то другой. Молодая пара целуется на улице при всех, а вам за них жутко неловко. Гость громко хохочет и пляшет от души, а хозяйка готова от стыда залезть под стол. Причина – все тот же кодекс правил, только личный. Но если он есть у вас, это вовсе не говорит о том, что такой же перечень строгих принципов есть у других. Никто не обязан отвечать вашим требованиям поведения и этики. Если вам стыдно за кого-то – проблемы не у окружения… а у вас. Какие? Это тема уже другой статьи «Что значит жить по правилам?»

Как избавиться от чувства стыда?

Чувство стыда: психология не так трудна, как может показаться. Эту эмоцию можно облегчить самостоятельно.

  • найдите случай, когда вам было очень стыдно. И разберите его по полочкам, расписанным выше.
  • проведите или с фразой «Хотя мне стыдно за … ваш/чужой поступок или качество…, я полностью люблю и принимаю себя».

Или проведите эти процессы с психологом нашего блога.

Также эффективными будут такие методы психологии как системные расстановки и