Измерение массы тела человека. Алгоритм измерение роста. Измерение окружности грудной клетки
Антропометрические исследования: измерение роста,
Антропометрия – (от греческих слов – человек и мерить) - один из основных методов антропологического исследования, который заключается в измерении тела человека и его частей с целью установления возрастных, половых, расовых и других особенностей физического строения, позволяющий дать количественную характеристику их изменчивости
Жизнь человека - это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие - это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. Рост - это количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма. Развитие - качественные изменения, дифференцировка тканей и органов и их функциональное совершенствование. Рост и развитие протекают неравномерно.
Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения.
Факторы, влияющие на антропометрические показатели
Непрерывно протекающие процессы обмена веществ и энергии в организме человека, определяют особенности его развития. Рост, масса, последовательность в увеличении различных частей тела, его пропорции запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут в определенной последовательности. Некоторые факторы могут не только нарушить последовательность развития, но и вызвать необратимые изменения. К ним относят:
Внешние: неблагоприятное внутриутробное развитие, социальные условия, нерациональное питание, малоподвижный образ жизни, вредные привычки, режим труда и отдыха, экологичесий фактор.
Внутренние : наследственность, наличие заболеваний.
Исследуя антропометрические показатели (рост или длину тела, вес или массу тела, окружности различных частей тела), можно наглядно и просто оценить физическое развитие.
Условия проведения антропометрических исследований
Антропометрию проводят с помощью тщательно проверенных и отрегулированных измерительных приборов: весов, ростомера, сантиметровой ленты, динамометра и т.д. Все измерения желательно производить в первой половине дня, натощак, либо через 2-3 часа после еды, обследуемый должен быть одет в легкую трикотажную одежду. Если же измерения проводятся во второй половине, желательно занять горизонтальное положение на 10-15 минут.
Для объективности последующей оценки необходимо соблюдать требования к правилам измерения. Анализ антропометрических показателей - важнейший элемент исследования соответствия физического развития возрастным нормативам. Выявленные отклонения могут являться факторами риска или признаками некоторых заболеваний.
Методы антропометрических измерений:
Измерение роста (длины тела) - производится в положении стоя при помощи ростомера. Обследуемый становится на площадку ростомера, спиной к вертикальной стойке, выпрямившись, прикасаясь к стойке затылком, межлопаточной областью, ягодицами и пятками. Скользящая горизонтальная планка прикладывается к голове без надавливания. Очень важно проводить измерение роста в первую половину дня, так как к вечеру рост человека становится меньше на 1-2 см. Причиной этому является естественная усталость в течение дня, снижение мышечного тонуса, уплощение межпозвоночных хрящевых дисков и свода стопы в результате прямохождения.
Алгоритм измерения роста
1. Подготовка к процедуре:
1.1. Подготовить ростомер к работе в соответствии с инструкцией.
1.2. Представиться пациенту, объяснить ход предстоящей процедуры, получить его согласие.
1.3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
1.4. Положить салфетку на площадку ростомера (под ноги пациента).
1.5. Попросить пациента снять обувь и головной убор.
1.6. Поднять планку ростомера выше предполагаемого роста пациента.
2. Выполнение процедуры:
2.1. Попросить пациента встать на середину площадки ростомера так, чтобы он касался вертикальной планки ростомера пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком.
2.2. Установить голову пациента так, чтобы кончик носа и мочка уха находились на одной горизонтальной линии.
2.3. Опустить планку ростомера на голову пациента.
2.4. Попросить пациента сойти с площадки ростомера (при необходимости – помочь).
2.5. Определить на шкале рост пациента по нижнему краю планки.
3. Окончание процедуры:
3.1. Сообщить пациенту о результатах измерения.
3.2. Снять салфетку с площадки ростомера и поместить ее в емкость для отходов.
3.3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
3.4. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинской документации.
Измерение массы тела
Измерение массы тела (веса) - проводится на напольных весах. Обследуемый стоит неподвижно на площадке весов. Погрешность при взвешивании должна составлять не более +/-50 г. Вес, в отличие от роста, является менее стабильным показателем и может меняться в зависимости от множества факторов. Суточное колебание веса, например, может составлять от 1 до 1,5 кг.
Алгоритм измерения массы тела пациента (взрослого )
1. Подготовка к процедуре:
1.1. Проверить исправность и точность медицинских весов в соответствии с инструкцией по их применению.
1.2. Установить равновесие весов, закрыть затвор (для механических конструкций).
1.3. Постелить салфетку однократного применения на площадку весов. 1.4. Представиться пациенту, объяснить цель и последовательность выполнения предстоящей процедуры.
1.5. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
2. Выполнение процедуры:
2.1. Предложить пациенту раздеться до нательного белья, разуться и осторожно встать (без обуви) на середину площадки весов.
2.2. Придерживать пациента за руку в момент вставания на измерительную панель весов и следить за его равновесием в процессе проведения измерения.
2.3. Открыть затвор весов (для механических конструкций), провести определение массы тела пациента (в соответствии с инструкцией по применению), закрыть затвор весов.
3. Окончание процедуры:
3.1. Сообщить пациенту результат исследования массы тела.
3.2. Помочь пациенту сойти с площадки весов, придерживая его за руку (при необходимости).
3.3. Убрать салфетку с площадки весов и поместить ее в емкость для отходов.
3.4. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
3.5. Записать результаты в соответствующую медицинскую документацию.
17.
Регулярное взвешивание пациентов является надежным методом контроля отеков. Масса тела, имеют большое значение для клинической практики, в частности для диагностики некоторых заболеваний: ожирения, алиментарной дистрофии и др.
Взвешивание пациентов с помощью специальных медицинских весов производят натощак, после предварительного опорожнения мочевого пузыря и освобождения кишечника до момента проведения взвешивания.
При взвешивании лежачего пациента производить взвешивание с помощью кроватных весов в соответствии с имеющейся к ним инструкцией.
Повторные взвешивания пациента через 7 дней должны сопровождаться записью об увеличении/уменьшении веса пациента на конкретную величину, полученную в результате сравнения двух или более результатов взвешивания;
Пациент должен быть информирован о предстоящем исследовании. Информация об измерении веса пациента, сообщаемая ему медицинским работником, включает сведения о цели данного исследования. Письменного подтверждения согласия пациента или его родственников (доверенных лиц) на измерение массы тела не требуется, так как данный диагностический метод не является потенциально опасным для жизни и здоровья пациента.
При проведении измерения массы тела в условиях медицинской организации результаты заносятся в соответствующую медицинскую документацию.
диагностическое.
Материальные ресурсы: медицинские весы любой модификации, антисептик – 2 разовые дозы для обработки рук, одноразовая салфетка (или чистый лист бумаги) – 1 шт.
Алгоритм измерения массы тела пациента.
Подготовка к процедуре:
1. Проверить исправность и точность медицинских весов в соответствии с инструкцией по их применению.
2. Постелить салфетку на площадку весов.
3. Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика).
4. Представиться пациенту, объяснить цель и ход процедуры.
Выполнение процедуры:
5. Установить равновесие весов (для механических конструкций).
6. Предложить и помочь пациенту разуться и осторожно встать (без обуви) на середину площадки весов.
7. Провести определение массы тела пациента.
Окончание процедуры:
8. Сообщить пациенту результат исследования массы тела.
9. Помочь пациенту сойти с площадки весов.
10. Убрать салфетку с площадки весов и выбросить ее в емкость для отходов.
11. Вымыть и осушить руки (с использованием жидкого мыла или антисептика для обработки рук).
12. Записать результаты в соответствующую медицинскую документацию.
Определение роста пациента.
При поступлении, если позволяет состояние пациента, принято определять рост специальным деревянным ростомером в положении стоя или сидя.
Если у пациента имеются расстройства слуха, использовать методы невербального общения.
Оценка измерения роста проводится как изолированно, так и в сочетании с другими антропометрическими показателями, в первую очередь массой тела и окружностью головы, по специальным стандартизированным таблицам.
Пациент (его родственники или доверенные лица) должен быть информирован о клиническом значении измерения и порядке его проведения в соответствии с определенными правилами.
Письменного согласия не требуется, так как метод не является потенциально опасным для жизни и здоровья пациента
Функциональное назначение простой медицинской услуги: диагностическое.
Материальные ресурсы: ростомер медицинский вертикальный – 1 шт., жидкое мыло с дозатором - 1 шт., салфетка однократного применения – 1 шт., перчатки не стерильные, дезинфицирующее средство.
Алгоритм измерения роста
Подготовка к процедуре
1. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры и получить его согласие
2. Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика)
3. Подготовить ростомер к работе в соответствии с инструкцией от производителя.
4. Положить салфетку на площадку ростомера (под ноги пациента)
5. Попросить пациента снять обувь и головной убор
6. Поднять планку ростомера выше предполагаемого роста
Выполнение процедуры
7. Попросить пациента встать на середину площадки ростомера так, чтобы он касался вертикальной планки ростомера пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком
8. Установить голову пациента так, чтобы козелок ушной раковины и наружный угол глазницы находились на одной горизонтальной линии
9. Опустить планку ростомера на голову пациента
10. Определить на шкале рост пациента по нижнему краю планки
11. Попросить пациента сойти с площадки ростомера (при необходимости – помочь сойти)
Окончание процедуры
12. Сообщить пациенту о результатах измерения
13. Надеть перчатки
14. Снять салфетку с площадки ростомера и поместить ее в емкость с дезинфицирующим раствором
15. Поверхность ростомера обработать дезинфицирующим раствором однократно или двукратно с интервалом 15 минут в соответствии с методическими указаниями по применению дезинфицирующего средства
16. Снять перчатки и поместить их в емкость с дезинфицирующим раствором
17. Вымыть и осушить руки
18. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинскую документацию.
Контрольные вопросы.
1. Что относится к документации приемного отделения
2. Правила заполнения «Медицинской карты стационарного больного».
3. Правила заполнения «Журнала учета приема больных».
4. Правила заполнения "Статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов"
5. Правила заполнения «Извещения о выявлении инфекционного заболевания».
6. Правила заполнения «Журнала учета инфекционных заболеваний».
7. Правила заполнения документации при выписке из стационара.
8. Подготовка, определение, метод регистрации массы тела пациента.
9. Подготовка, определение, метод регистрации роста пациента.
Санитарная обработка и транспортировка пациента.
План.
1. Осмотр волосистых частей тела пациента для выявления педикулеза.
2. Виды санитарной обработки пациентов: полная, частичная.
3. Транспортировка пациента.
Вопросы по теме.
1. Основные положения Приказа МЗ РФ № 342 от 26.11.1998 "Об усилении мероприятий по профилактике сыпного тифа и борьбе с педикулезом".
2. Правила заполнения «Извещения о выявлении инфекционного заболевания».
3. Правила заполнения «Журнала учета инфекционных заболеваний».
4. Основные положения санитарно-противоэпидемическог режима различных помещений УЗ.
5. Правила биомеханики тела, эргономики.
1. Осмотр волосистых частей тела пациента для выявления педикулеза .
(Дезинфекционные мероприятия при педикулезе в соответствии с нормативными документами(Приказ МЗ РФ № 342 от 26.11.1998 "Об усилении мероприятий по профилактике сыпного тифа и борьбе с педикулезом"), педикулоцидные препараты.).
Основные признаки педикулёза:
зуд, сопровождающийся расчёсами, иногда аллергией;
огрубление кожи от массовых укусов вшей и воздействия слюннасекомых на дерму;
меланодермия - пигментация кожи за счёт кровоизлияний в ткани и воспалительного процесса, вызываемого воздействием слюны насекомых;
колтун - довольно редкое явление, образующееся при расчёсах головы: волосы запутываются, склеиваются гнойно-серозными выделениями, которые корками засыхают на голове, а под ними находится мокнущая поверхность.
Расчёсы способствуют возникновению вторичных кожных заболеваний: дерматитов, экземы и т.д. При сильной завшивленности появляются субфебрильная температура тела (до 37,5 °С) и припухлость лимфатических узлов.
Следует помнить, что вши особенно часто локализуются на затылочной, теменной и височной областях (головные вши) или в области лобка (лобковые вши). При значительной численности насекомые могут распространяться по всей нижней части туловища, особенно на животе, где надолго остаются синюшные следы.
Головная вошь живет и размножается на волосяном покрове головы, каждые 2-3 ч питается кровью. Гниды головных вшей продолговатой формы, они как бы приклеены к волосяному стержню особой клейкой массой, причём почти всегда вблизи корней волос.
Платяные вши живут и откладывают яйца преимущественно в складках одежды, швах, в воротниках и поясах. Размеры вшей 1,5 - 4 мм, а их яиц (гнид) - не более 1-1,5 мм.
Головные и платяные вши - переносчики тяжёлых инфекционных заболеваний: сыпного и возвратного эпидемического тифа, волынской лихорадки.
Наибольшую эпидемическую опасность представляют платяные вши. Напившись крови пациента сыпным или возвратным тифом, через 4-7 дней они способны передавать возбудителей здоровому человеку. Заражение происходит при попадании выделений инфицированной вши в места расчёсов после укуса или раздавливания насекомого. В испражнениях вшей, попадающих на одежду, риккетсии сохраняют жизнеспособность и патогенность до трёх месяцев и более.
Лобковая вошь практически не имеет эпидемиологического значения, но она так же, как платяная и головная вши, вызывает зуд, приводящий к расчёсам кожи, что, в свою очередь, при сочетании с низкой гигиенической культурой хозяина способствует возникновению различных гнойничковых заболеваний.
При обнаружении вшей в любой стадии развития (яйцо, личинка, взрослое насекомое) дезинсекционные мероприятия проводят комплексно, уничтожая вшей на теле человека, на белье, одежде и других предметах.
Действия персонала при выявлении педикулёза сегодня регламентируются Приказом МЗ РФ № 342 от 26.11.1998 "Об усилении мероприятий по профилактике сыпного тифа и борьбе с педикулезом".
В приемном отделении имеется противопедикулёзная укладка, которая включает:
1. Клеенчатый или хлопчатобумажный мешок для сбора вещей пациента.
2. Оцинкованное ведро или лоток для сжигания или обеззараживания волос.
3. Клеенчатая пелерина.
4. Перчатки резиновые.
5. Ножницы.
6. Частый гребень (желательно металлический).
7. Машинка для стрижки волос.
8. Спиртовка.
9. Косынки (2 - 3 штуки).
11. Столовый уксус или 5 - 10% уксусная кислота.
12. Препараты для уничтожения головных вшей.
13. Препараты для дезинсекции белья.
14. Препараты для дезинсекции помещений.
В настоящее время педикулицидных средств, разрешённых к применению на территории РФ, достаточно много.
Медицинский колледж города Караганды
АЛГОРИТМЫ СЕСТРИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДИАТРИИ
Г.Караганда 2010 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи с требованиями Государственного стандарта образования, изучение предмета «Сестринский уход в педиатрии» для специальностей «Сестринское дело», «Лечебное дело» и «Акушерское дело» предполагает приобретение следующих профессиональных умений и навыков:
· наблюдение и уход за здоровыми и больными детьми;
· обследование ребенка при различных заболеваниях;
· оказание медицинской помощи при неотложных состояниях;
· обеспечение квалифицированной помощи при подготовке и проведении назначенных медицинских процедур;
· осуществление должного сестринского ухода;
· организацию и проведение профилактической работы с родными и близкими ребенка.
С учетом данных требований и современного подхода к деятельности медицинского работника, составленные стандарты по различным направлениям работы, с отражением последовательности алгоритма и обоснованности действий, окажут значительную помощь при овладении необходимых умений и навыков.
Для интенсификации и эффективности самостоятельной работы учащихся рекомендуется использование их на занятиях доклинической практики, а также в условиях ЛПУ.
Алгоритмы сестринских технлогий в педиатрии обсуждены и рассмотрены на заседаний ЦМК, а так же согласованы главной медицинской сестрой областной клинической больницы г.Караганды.
Преподаватели предмета «Сестринский уход в педиатрии» медицинского колледжа города Караганды.
С АЛГОРИТМАМИ.
1. Внимательно ознакомься с информационным содержанием всего алгоритма.
2. Перепиши в дневник практических занятий, при этом:
Обрати внимание на цель - показание к процедуре и особенности оснащения;
Законспектируй (если есть) теоретическую часть алгоритма;
При повторном чтении и переписывании этапов действий, старайся мысленно представить алгоритм работы в четкой последовательности двигательных действий;
Для лучшего запоминания последовательности действий, уясни необходимость, т.е. обоснование и причины их вызывающие.
3. Перечитай всю схему - алгоритм и перескажи.
(на электронных весах)
Показания:
Оснащение: 1) электронные весы
2) резиновые перчатки
3) дезраствор, ветошь
4) пеленка
1. Объяснить маме цель исследования.
2. Обработать руки гигиеническим способом, при необходимости надеть резиновые стерильные перчатки.
3. Установить весы на ровной, устойчивой поверхности, подготовить оснащение.
4. Проверить правильность установки весов, обработать лоток дерзраствором и положить на него сложенную пеленку.
5. Отрегулировать весы до нулевой отметки.
6. Уложить ребенка на весы.
7. Зафиксировать показатели и снять ребенка с весов.
8. Записать показатели массы тела в индивидуальной карте ребенка.
9. Убрать пеленку с весов и обработать лоток весов дезраствором..
10. Снять перчатки, сбросить в контейнер и вымыть руки
Примечание!
АЛГОРИТМ ИЗМЕРЕНИЯ МАССЫ ТЕЛА РЕБЕНКА (ДО 2-Х ЛЕТ)
(на чашечных весах)
Показания: 1) Оценка адекватности питания ребенка
2) Оценка физического развития
Оснащение: 1) чашечные весы
5) резиновые перчатки
6) дезраствор, ветошь
7) пеленка
Примечание! Взвешивать ребенка необходимо натощак, в одно и то же время, после акта дефекации
Измерение массы тела (веса) - проводится на напольных весах. Обследуемый стоит неподвижно на площадке весов. Погрешность при взвешивании должна составлять не более +/-50 г. Вес, в отличие от роста, является менее стабильным показателем и может меняться в зависимости от множества факторов. Суточное колебание веса, например, может составлять от 1 до 1,5 кг.
Алгоритм измерения массы тела пациента (взрослого )
1. Подготовка к процедуре:
1.1. Проверить исправность и точность медицинских весов в соответствии с инструкцией по их применению.
1.2. Установить равновесие весов, закрыть затвор (для механических конструкций).
1.3. Постелить салфетку однократного применения на площадку весов. 1.4. Представиться пациенту, объяснить цель и последовательность выполнения предстоящей процедуры.
1.5. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
2. Выполнение процедуры:
2.1. Предложить пациенту раздеться до нательного белья, разуться и осторожно встать (без обуви) на середину площадки весов.
2.2. Придерживать пациента за руку в момент вставания на измерительную панель весов и следить за его равновесием в процессе проведения измерения.
2.3. Открыть затвор весов (для механических конструкций), провести определение массы тела пациента (в соответствии с инструкцией по применению), закрыть затвор весов.
3. Окончание процедуры:
3.1. Сообщить пациенту результат исследования массы тела.
3.2. Помочь пациенту сойти с площадки весов, придерживая его за руку (при необходимости).
3.3. Убрать салфетку с площадки весов и поместить ее в емкость для отходов.
3.4. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
3.5. Записать результаты в соответствующую медицинскую документацию.
Лечебное отделение стационара. Устройство, оснащение, документация поста медицинской сестры.
Стационар больницы состоит из лечебных отделений.
Лечебные отделения бывают:
А) общего профиля :
Терапевтические (с патологией сердца, легких, ЖКТ);
Хирургические (операции на органах брюшной полости);
Б) специализированные (кардиологические, пульмонологические, урологические, неврологические).