Эссе «Моя педагогическая философия»

Батина Светлана Юрьевна

«Умение воспитывать -
это все-таки искусство,
как хорошо играть на скрипке или рояле,
хорошо писать картины».
А.С.Макаренко.

На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям, т.е. найти свое призвание. Я всегда любила детей и мечтала стать педагогом. Считала, что среди множества различных профессий на земле, эта профессия — самая интересная и привлекательная.

Самое главное в нашей профессии — любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце.

Для меня профессия педагога — это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии учителя-логопеда, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир.

Я работаю в детском саду учителем-логопедом, «учу слову», работаю с детьми, имеющими нарушения речи. Моя задача - понемногу, шаг за шагом, пройти нелегкий путь от постановки звуков до самостоятельного, развернутого высказывания, подготовить дошкольников к усвоению школьных образовательных программ. И какова бывает радость, как светятся счастьем глаза ребенка, когда нам удается «завести моторчик», научиться правильно произносить звуки, не путать их в словах, грамотно строить предложения! У ребенка «вырастают крылья», когда он может выразить свое мнение, сказать то, о чем думал и мечтал.

Работая в детском саду, я увидела, как трудно детям, имеющим нарушения речи. Они были замкнуты, неуверенны в себе, раздражительны, обидчивы, вследствие чего у них возникали трудности в общении с окружающими. Эти дети не могли в полной мере выразить свои желания, объяснить, спросить, наладить контакты со своими сверстниками. Мне очень хотелось помочь таким детям, поэтому вполне осознанным было мое поступление в пединститут на дефектологический факультет по специальности учитель-логопед.

Я работаю с «особыми» детьми. Такие дети обладают меньшими компенсаторными возможностями для адаптации к внешнему миру, и здесь моя задача - раскрепостить ребенка, помочь ему принимать себя таким, какой он есть, почувствовать себя уникальным, значимым в коллективе, команде, обществе.

Работая в детском саду, я ни разу не усомнилась в выборе своей профессии, но с каждым годом всё больше убеждаюсь, как это нелегко - обучать и воспитывать детей. Тебе верят, на тебя надеются, от тебя ждут понимания. А ты должен всему этому соответствовать, быть всегда на высоте. Ведь именно от тебя во многом зависит то, какими выйдут в школьную жизнь дети. Я могу назвать себя счастливым человеком, отдающим свои знания, свою энергию, свою любовь детям. Дети - самая большая ценность на земле, это те, во имя кого мы живём.

Педагог постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы. Работая с детьми, я поняла смысл высказывания Мишеля Монтеня: «Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому». Я согласна с этим высказыванием, поэтому стараюсь самосовершенствоваться: знакомлюсь с новыми открытиями в коррекционной педагогике; использую новые инновационные технологии (ИКТ, интернет-ресурсы); расширяю и модернизирую средства коррекционно-логопедической работы. Прав профессор В.М.Лизинский: «Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».

У меня есть главное - терпение, оптимизм и любовь к детям. Желаемый результат будет не скоро, но постепенно, маленькими шажками изо дня в день мы старательно к нему идем. И как приятно видеть успехи детей, достигнутые упорным, кропотливым трудом, слышать слова благодарности от родителей. Я - учитель-логопед. Я произношу эти слова с чувством гордости, я помогаю людям стать счастливее!

Другое дело, когда ты входишь в помещение и видишь определенное сообщество — дети. Они и похожи, и не похожи; пытаешься угадать их мысли и с сожалением осознаешь, что для того, чтобы понять, ты должна узнать и принять этих детей такими, какие они есть! А возможно ли ежедневно с радостью принимать объятия «солнечного» ребенка, или может быть педагог просто должен оказать этим детям квалифицированную помощь?

Наверное, именно начало профессиональной деятельности в должности «учитель-дефектолог» в группе для детей с синдромом Дауна дошкольного образовательного учреждения, оказало влияние на то, чтобы задуматься над вопросом: «Толерантность: равнодушие или принятие?».

Начала поиск истины со смысла этого «громкого» слова. Толерантность — термин, по сути, социальный. Обобщая толкования словарей: исторического, политического, юридического, социологического, прихожу к выводу, что толерантность — есть терпимость. Терпимость к мнению, верованию, образу жизни, поведению… Сразу в сознании возникает народное творчество: пословицы, поговорки, ведь не зря же их люди слагали, в них правда жизни: «Не всякое хотение есть терпение», «Терпение дает умение», «Терпение и труд все перетрут», «Всякое зло терпением одолеть можно» и такой мудрости еще много… А как же слово «терпение» обозначил Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка»? По Далю «терпеть — терпливать это значит выносить, переносить, нуждаться; крепиться, мужаться, держаться; ожидать, надеяться, быть кротким; снисходить, допускать, послаблять; не спешить, не торопить». Столько синонимов, и все о созидательном, милосердном, значимом, и ни одной мысли о равнодушии!

Каждый эпитет о терпении, способности выносить то же равнодушие, переносить неудачи, сносить тяготы, нуждаться в помощи, страдать тихо; крепиться изо всех сил, перемогать трудности, держаться вместе, стоять, не изнемогая и не унывая до последнего; ожидать радости достижений, выжидать чего лучшего, прилагая силы, надеяться на успех, быть кротким по ситуации, смиряться только перед Богом; снисходить до возможностей, допускать варианты, послаблять темп, потакать по необходимости, поноравливать до поры, давать повадку, как исключение; не спешить делать выводы, не торопить события, «не гнать лошадей», сноравливаться в меру, на все это, как мне кажется, способен педагог, работающий не ради выгоды или славы, а в связи с тем, что по другому он свою деятельность не представляет!

Грамотный педагог — отзывчивый, чуткий человек — сможет и принять, и поддержать ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Именно принять и поддержать, а не понять и пожалеть, потому что, по-моему, жалость — очень болезненное ощущение, осознание какой-то немощности. Но мы же люди живущие в XXI веке! Специалисты! Неужели мы так бессильны, что не можем оказать поддержку тем, кто в ней так нуждается?! А понять… разве поверит мне мама, воспитывающая ребенка с синдромом Дауна, если я, качая головой, скажу ей: «Как я Вас понимаю…». Конечно, наверное, не всегда и не во всех ситуациях, но думается мне, что истинно понять чувства этой матери можно только пережив и испытав это ощущение незащищенности и безысходности, когда ее ребенок впервые закричал, а медицинские работники одновременно поставили неутешительный диагноз. Что есть толерантность в такой момент? Разве можно остаться равнодушным в такой ситуации? Окружающие пожалели, а значит уже испытали глубокое, социально одобряемое чувство, а мать… мать приняла безусловно!

Выбирая профессию «учитель-дефектолог» я категорично определила для себя: не сочувствие, а поддержка; не жалость, а соучастие; не любопытство, а принятие! И я принимаю детей с ограниченными возможностями здоровья, участвую в их жизни, оказываю им посильную поддержку и квалифицированную помощь! Я не собой горжусь, Я ГОРЖУСЬ СВОЕЙ ПРОФЕССИЕЙ!

Учитель-дефектолог- самая гуманная профессия на Земле.

Обучение и воспитание детей – это интересный, увлекательный, но не легкий труд. А воспитание и обучение детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в двойне не легкий труд. Обучением таких детей занимаются учителя-дефектологи. Эта профессия направлена на освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы, на максимальную коррекцию и реабилитацию недостатков в развитии этих детей. А это дети с нарушенной слуховой функцией, слепые, слабовидящие дети, дети с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), умственно отсталые (УО) и другие дети с ограниченными возможностями здоровья.

Профессия дефектолога довольно молода. Лишь в недавнем прошлом люди пришли к пониманию того, что дети с отклонениями в психическом или физическом развитии по-своему уникальны, что их нужно и можно развивать, учить жить в обществе. История свидетельствует, что на ранних этапах своего развития отношение к людям с психофизическими недостатками было нетерпимым. Дети с такими недостатками умерщвлялись, сбрасывали в пропасть. Это происходило в Спарте до IV-V вв. нашей эры. Так было и в Древнем Риме в начале нынешнего тысячелетия, где убивали уродливых, обезображенных детей. В тоже время в Риме разрабатывались способы лечения людей с инвалидностью. Например, Аристотель изучал глухоту, а Гиппократ пытался лечить эпилепсию.

Дефектология тесно связана с психологией, медициной, педагогикой и др. И поэтому учителю-дефектологу необходимо быть компетентным в области специальной педагогики и психологии, знать анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии, методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитель-дефектолог –это универсальная профессия. Обучением детей с нарушением слуха занимается сурдопедагог, слепых и слабовидящих – тифлопедагог, умственно отсталых – олигофренопедагог.

Работа учителя-дефектолога с такими детьми часто сопряжена большой эмоциональной, психологической, а иногда и физической нагрузкой. Эта работа требует большой выдержки, терпения и самообладания, любви и чувства доброты, потому что каждый день, каждый урок нужно будет открывать мир знаний ребенку, отличающемуся от других сверстников своим психическим или физическим развитием.

Козинец П.А., студентка Макеевского Педагогического колледжа;

Бондаренко Э.А., преподаватель русского языка Макеевского Педагогического колледжа.