Выбор варианта……………………………………………………………………………..2

Введение………………………………………………………………………………………..3

Литература……………………………………………………………………………………14

Выбор варианта.

Выбор темы осуществляется по последней цифре номера зачетной книжки:

Трудовая теория стоимости: основные положения.

    Товар и его свойства.

    Двойственный характер труда,воплощенного в товаре.

    Противоречия общественного труда в товарном производстве.

Введение.

С древнейших времен люди охотились, рыбачили, занимались земледелием и сбором ягод и грибов, производством каких – то приспособлений, облегчающих их труд и жизнь. Но некоторые умели делать что - то лучше, а что - то хуже. В связи с этим приходилось менять свои товары на то, что им необходимо в данный момент. И вот тут наши предки сталкивались с понятием стоимость и величина стоимости. Они долго определяли, сколько топоров отдать взамен четырем курицам. С тех самых пор стоимость относится к числу фундаментальных, сквозных проблем экономической науки. На основе теории стоимости определяются цели и мотивы деятельности экономических субъектов, выбираются варианты распределения экономических ресурсов и доходов, функционирует процесс рыночного обмена. Таким образом, теория стоимости – это фундамент, на котором строится теоретическая конструкция экономического организма.

1. Товар и его свойства.

Если обратить внимание на окружающий нас мир всевозможных благ и, в частности, на мир вещей, то нетрудно догадаться, что все они являются результатом того или иного вида трудовой деятельности, то есть продуктами труда, товарами.

Существует несколько определений слова товар. Товар – сложная социально-экономическая категория; внешний предмет, вещь, которая, благодаря ее свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности. Товар - благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена, для реализации на рынке. Товар - это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо человеческую потребность через обмен, рынок. Товар - это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. Вот ещё одно определение товара, которое дал Карл Маркс в своей работе “Капитал”: “Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, является огромным скоплением товаров, а отдельный товар - его элементарной формой. Товар есть внешний предмет (вещь), которая удовлетворяет какие-либо человеческие потребности, в силу ее свойств”. Как видно из вышесказанного существует много определений и понятий слова товар, но все их можно свести к одному. Товар - это результат взаимодействия человека со средствами производства (личностного и вещественных факторов производства), который получает материальную или нематериальную форму и который призван удовлетворять ту или иную потребность.

Итак, К. Маркс рассматривает товар как внешний предмет, вещь, способную удовлетворять ту или иную потребность человека, обмениваться в определенных количественных пропорциях на другие вещи. В “Капитале” Маркс выделяет свойства товара.

В основе первого свойства товара лежит его полезность или ценность. Без этого свойства всякое передвижение вещи от одних лиц к другим оказывается бессмысленным. Покупатель, приобретая на рынке товар, оценивает его полезный эффект, а не затраты труда на его производство. Ценность полезного эффекта категория во многом субъективная, а отсюда никак не может быть свойством, объективно присущим вещам. Ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя. Людьми ценятся самые различные материальные и духовные блага и услуги не в результате того, что на их производство затрачен общественно необходимый труд, а потому, что эти блага имеют полезность. Мы уже говорили о том, что высокая цена билета на концерт эстрадной певицы определяется отнюдь не затратами "какого-то" общественно необходимого труда, а тем полезным эффектом, который получает (или ожидает получить) зритель. Но каждому отдельному товару разные люди дают разную оценку полезности. Субъективная оценка полезности зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем. По мере удовлетворения потребности "степень насыщения" растет, а величина конкурентной полезности падает. Производителю (продавцу) нужно одно, потребителю (покупателю) другое. Производителем движет мысль, высказанная А. Смитом: включаясь в общественное производство, он (продавец) преследует только свою личную выгоду. Но он получит эту выгоду только в том случае, если на продукцию его труда найдется покупатель (ценитель полезных свойств его товара). Как видно из этого изречения ценность блага также двойственна: производитель (продавец) измеряет его издержками производства (затраченным живым и прошлым трудом), потребитель (покупатель) - степенью полезности. Два начала ценности блага не противостоят друг другу, а сосуществуют, взаимодополняют друг друга. Итак, способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека, быть полезным (ценным), составляет его потребительную стоимость.

Вторая ценность товара заключается в его обмениваемости на другие полезные вещи. Что лежит в основе приравнивания одного товара к другому? Здесь подход разный. Но в начале о самом товаре. Под благом вообще принято считать способность предметов удовлетворять потребности человека. Сторонники неоклассического направления в экономической теории разграничивают блага на экономические и неэкономические. К последним относят то, что имеется в неограниченном количестве и доступно для каждого человека вне всякого обмена. Неоклассическая школа подчеркивает, что товар - это экономическое благо, предназначенное для обмена, но в этом определении отсутствует указание на то, что товар есть продукт труда. Сторонники трудовой теории стоимости, начиная с А. Смита, считали, что товары в определенных количествах приравниваются друг к другу потому, что они имеют общую основу - труд. При этом необходимым условием обмена является различие потребительных стоимостей товаров. В современной экономической теории принят иной подход, ведущий свое начало с работ представителей теории предельной полезности: К. Менгера, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера. Они высказывали такую мысль, что не трудовая стоимость лежит в основе обмена, а полезность. Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость. Но меновую стоимость я рассмотрю чуть позже.

Потребительная стоимость и стоимость. У товарного продукта два начала: естественное (из веществ природы) и общественное (в связи с предназначенностью товара для обмена). В связи с этим товар обладает двумя свойствами:

I. Потребительная стоимость (полезность);

II. Стоимость (общественно-необходимый труд, воплощенный в товаре).

Потребительная стоимость - совокупность свойств товара, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами, определяющих его способность удовлетворять производственные, общественные, личные и иные потребности людей. Она составляет вещественное содержание богатства. Поэтому в первоначальном своем проявлении потребительная стоимость - это естественное свойство блага. Ею обладает любой товар. Характер потребностей может быть при этом самый различный (физические, духовные). Разным может быть и способ их удовлетворения. Одни вещи могут удовлетворять потребность непосредственно как предметы потребления (хлеб, одежда и т.п.), другие - косвенно, опосредованно как средство производства (станок, сырье).

Одно из свойств продукта труда заключается в том, что один и тот же продукт труда может удовлетворять многообразные потребности, равно как и одна и та же потребность может быть удовлетворена различными потребительными стоимостями. Например, огнь может служить для получения тепла, света, приготовления пищи, но так же пища может быть приготовлена с использованием электричества. Исходя из этого, вытекает особенность материальной потребительской стоимости: удовлетворение одной потребности исключает одновременное удовлетворение других потребностей, потому что процесс потребления или уничтожает, или преобразует данную конкретную потребительную стоимость в нечто иное. Ещё две особенности потребительской стоимости заключается в том, что она (потребительная стоимость), во – первых, относится ко всем продуктам (сырьё и т.д.), и, во – вторых, составляет вещественное содержание богатства.

Подытожив вышесказанное, получим, что потребительная стоимость должна:

1. быть создана трудом;

2. удовлетворять потребности не ее создателя, а других людей;

3. обмениваться на другой товар (механизм купли-продажи), то есть товар должен обладать способностью обмениваться на другие товары.

Продукт труда получает общественное признание посредством удовлетворения потребности общества то ли в своей натурально-вещественной, то ли в опосредованной форме, когда его признание осуществляется через обмен. В последнем случае продукт труда приобретает форму товара. Общественная форма потребительной стоимости означает, что купленный товар необходим обществу. Отсюда можно сделать вывод, что общественная потребительная стоимость представляет собой общественную значимость блага или ценность его для общества. Благо может обладать естественным свойством - удовлетворить ту или иную потребность, но общество может не купить его. Следовательно, оно не обладает ценностью для общества, тогда как по натурально-вещественной форме благо обладает естественной потребительной стоимостью. К примеру: имеется ручка, пригодная для письма. Следовательно, она обладает естественным свойством удовлетворять потребность в письме, т.е. является потребительной стоимостью. Но данную ручку никто не желает покупать. А это значит, что она не обладает ценностью, значимостью для общества. Ее естественная потребительная стоимость не трансформировалась в общественную потребительную стоимость. Таким образом, и вещь, и затраты на ее производство оказались ненужными обществу.

Таким образом, общественная потребительная стоимость - это также потребительная стоимость, которая:

1. обладает полезностью, то есть создана не для собственного потребления, а для обмена на рынке;

2. создана в количествах и структуре соответствующей общественной потребности или, во всяком случае, не превышающей ее;

Так же следует добавить, что общественная потребительная стоимость является потребительной стоимостью не только отдельных вещей, а всей массы вещей данного рода, предназначенных для продажи в сопоставлении с потребностью их в обществе.

Как товар обладает потребительной стоимостью, так и продукт имеет потребительские свойства. Эти два понятия неразрывно связаны между собой, так как потребительские свойства являются носителями потребительской стоимости. Есть ещё одна особенность, которую следует упомянуть: с течением времени и под воздействием разнообразных обстоятельств потребительские свойства не меняются, а потребительная стоимость может измениться. Итак, потребительские свойства подразделяют на несколько категорий.

· Социальные;

· Функциональные;

· Эргономические;

· Надежности;

· Эстетические;

· Безопасности.

Так функциональные свойства характеризуют полезность товара, то есть способность изделия выполнять свои функции. Социальные свойства характеризуют пригодность, значимость продукта для общества. Эргономические свойства характеризуют гигиеничность, удобство и комфорт эксплуатации изделия в системе “человек – изделие - среда”. Свойства надежности показывают способность изделия отвечать нормам надёжности и безопасности, принятым в обществе. Как видно из определения свойства надёжности и безопасности перекликаются между собой. Эстетические свойства – способность продукта отвечать нормам приличия, в какой – то мере качества, используемым в данной сфере.

Стоимость - это форма и количественная мера экономических отношений между людьми по поводу производства различных вещей для обмена и присвоения их через эквивалентно возмездный обмен; отношение между людьми по поводу вещей (производственное отношение); форма функционирования общественного характера производства в условиях общественного разделения труда и экономическое обособление производственно-хозяйственных ячеек отношениями собственности. Так же стоимость является основой, вокруг которой колеблются цены в зависимости от изменения соотношения между спросом и предложением. Также можно считать, что стоимость - это овеществленный в товаре труд, то есть стоимость как бы не существующая, или существующая всего лишь в потенции. Получается, что можно затратить, овеществить в продукте свой труд, но продукт этот не будет продан, то есть не станет товаром, а, следовательно, и овеществленный труд в этом продукте никогда не станет общественной стоимостью.

Стоимость бывает индивидуальная и общественная. Индивидуальная – это стоимость товара каждого отдельно взятого производителя. Возьмём несколько товаропроизводителей, которые выпускают одни и те же товары, например, диски. Совершенно очевидно, что, каждый, допустим, из пяти рабочих, занимаясь производством дисков, будет затрачивать на их изготовление различное количество часов рабочего времени. Следовательно, в дисках будут содержаться различные затраты труда, а поэтому они должны иметь разную стоимость. Затраты труда каждого отдельного производителя на выпуск того или иного товара образуют его индивидуальную стоимость. Однако каждый рабочий выходит со своим диском на рынок, на котором при одинаковом качестве дисков будет установлена единая цена, по которой они будут продаваться.

Общественная стоимость проявляется на рынке. Другими словами, общественная стоимость – это индивидуальная стоимость, признанная на рынке. Общественная стоимость складывается стихийно, под воздействием стремления каждого участника обмена к максимальному удовлетворению своих потребностей. Существует особенность, заключающаяся в том, что при наличии большого числа участников обмена цена, при которой может состоятся обмен, оказывается заключённой в более узкие границы, чем при изолированном обмене между двумя индивидами, в связи с этим субъективные ценности сводятся к единой общественной.

Итак, основой обмена одного товара на другой является стоимость – то общее, что свойственно всем товарам. Труд, воплощенный или овеществленный в товаре, и представляет его стоимость. Это внутреннее свойство товара.

Меновая стоимость . Неразрывно с терминами стоимость и потребительная стоимость связано понятие меновой стоимости. Меновая стоимость является формой выражения стоимости, но также меновая стоимость - это количество или пропорция, в которой одна потребительская стоимость приравнивается к другой на рынке.

Один товар имеет множество меновых стоимостей или форм стоимости.

То, что товары обмениваются в определенной пропорции, означает, что в них, независимо от их конкретной формы, имеется нечто общее. Общим объективным свойством товаров является то, что на их производство затрачен общественный труд: как потребительные стоимости товары различны, но как воплощение общественного труда они однородны. Общественный труд, воплощенный в товаре, составляет стоимость товара. Таким образом, меновая стоимость является внешним проявлением стоимости и лежит в основе обмена товаров.

Соотношения, в которых обмениваются товары, не случайны и обусловлены общим качеством, в одинаковой мере присущим всем товарам и независимым от способов выражения меновой стоимости и натурально-вещественной формы товаров.

2 . Двойственный характер труда товаропроизводителя

Двуединая сущность товара как стоимости и потребительной стоимости является результатом двойственного характера труда, создающего товар, открытого К. Марксом. На основе этого открытия К. Маркс показал источник эксплуатации. Сущность двойственного характера труда, создающего товар, заключается в следующем:

с одной стороны, это конкретный труд, создающий потребительную стоимость и определяемый конкретной целью, специфическим характером операций, предметами, орудиями и результатами труда;

с другой - это абстрактный труд, создающий стоимость и представляющий собой затраты человеческой энергии и вообще, расходование энергии, мускулов, нервов. Это материальное явление, то есть реальная затрата реальной рабочей силы в физиологическом смысле.

По известному выражению У. Петти, труд - это отец богатства. Его единственным субъектом может быть только человек, хотя другие живые существа подчас способны и к более сложным физическим манипуляциям и более тонкой организации своей жизнедеятельности, например, существование пчелиного роя. Ведь труд - не инстинктивная, а целесообразная деятельность, притом такая, которая основана на применении изготовленных самим человеком (а не просто найденных им в природе) средств производства. Подчеркивая человеческую природу трудовой деятельности, ученые констатируют, что труд создал человека. Он не только его создал, но и воспроизводит, ибо с совершенствованием трудового прогресса развиваются способности индивида.

В потребительной стоимости каждого товара содержится определенная целесообразная производительная деятельность или полезный труд. Потребительные стоимости не могут противостоять друг другу как товары, если в них не содержатся качественно различные виды полезного труда.

Товарные тела, представляют собой соединения двух элементов: вещества природы и труда.

Всякий труд есть: расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, и в этом своем качестве одинакового, или абстрактно человеческого, труд образует стоимость товаров. Всякий труд есть с другой стороны, расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом своем качестве конкретного полезного труда он создает потребительные стоимости.

Конкретный труд.

Поскольку труд - это сознательная и целесообразная деятельность человека, направленная на создание определенного блага, то он всегда выступает в определенной полезной форме как конкретный труд. Конкретная форма труда обусловлена тем, что он всегда направлен на создание вполне конкретных потребительных стоимостей (например, стула, костюма, книги). Для того чтобы произвести любое благо, необходимы конкретные условия: конкретная профессиональная подготовка (например, столяра), вполне конкретный предмет труда (дерево), вполне конкретные средства труда (пила, молоток, долото, рубанок). Поэтому любая трудовая деятельность всегда есть не что иное, как конкретный труд. Вне кон-кретной формы трудовой деятельности нет труда как такового.

Абстрактный труд.

Известно, что весь товарный мир - это мир продуктов труда. Но в то же время весь мир товаров, или потребительных стоимостей - это мир существования многообразных разнородных видов конкретного труда. Однако попытаемся отвлечься, абстрагироваться от конкретных форм труда, в которых он протекает. В таком случае мы увидим, что и стол, и костюм, и туфли - это овеществленный труд вообще. Труд, обезличенный или взятый вне его конкретной формы и овеществленный в продукте, называется абстрактным трудом. Иными словами, абстрактный труд - это труд, отвлеченный от его конкретной формы. Поэтому критерием уравнивания разнообразных потребительных стоимостей (товаров) в процессе обмена выступает абстрактный труд. В связи с этим можно заключать, что стоимость товара представляет собой овеществленный в товаре труд и выражает его затраты на производство того или иного товара. Также абстрактный труд – это труд, создающий стоимость и представляющий собой затраты человеческой энергии и вообще, расходование энергии, мускулов, нервов. Это материальное явление, то есть реальная затрата реальной рабочей силы в физиологическом смысле.

Таким образом, труд имеет двойственный характер. С одной стороны, он выступает в форме конкретного труда, направленного на создание потребительной стоимости, с другой стороны, он выступает в форме абстрактного труда, который является субстанцией стоимости товара. При этом труд, создавая стоимость товаров, т.е. являясь ее субстанцией, сам стоимостью не обладает, ибо не может существовать вне овеществленной формы.

Предположим, портной шьет костюм. В процессе производства портной с помощью своего конкретного труда трансформирует ткань в костюм, точно так же, как в свое время ткач своим конкретным трудом превратил пряжу в ткань. Но в то же время в каждом из этих процессов изготовления товаров и портной, и ткач затратили определенные усилия в самом широком физиологическом смысле этого слова, что собственно и делает эти разнородные товары (ткань и костюм) похожими друг на друга: и ткань, и костюм олицетворяют собой сгустки овеществленного труда ткача и портного. В процессе труда последний овеществляется в своем продукте - товаре.

Несмотря на то, что конкретный и абстрактный труд имеют различные результаты (соответственно потребительную стоимость и стоимость), тем не менее как две противоположности на уровне синтеза они переходят друг в друга. Конкретный труд и потребительная стоимость выступают как стоимостнобразующая основа, находящая свое проявление в качественных характеристиках абстрактного труда (сверхсложный, сложный, менее сложный, простой труд) и соответственно в больших или меньших величинах создаваемой стоимости.

Также нужно заметить и то, что один и тот же конкретный труд (например, портного) может иметь различный уровень квалификации, а следовательно, одни и те же потребительные стоимости могут иметь различные качественные характеристики. В свою очередь, проявление уровня квалификации конкретного труда находит свое выражение в категории сложного труда, который характеризует уровень развития абстрактного труда. Конкретный труд, не имеющий квалификации, находит адекватное проявление в простом абстрактном труде. Следовательно, конкретные виды труда отличаются друг от друга уровнем их квалификации, что находит свое проявление в уровнях сложности абстрактного труда. Отсюда можно сделать вывод, что более качественные характеристики одной и той же потребительной стоимости являются результатом более квалифицированного труда.

3. Противоречия общественного труда в товарном производстве.

Частная собственность противопоставляет, разъединяет производителей. Труд каждого из них выступает как его личное дело. Каждый производитель трудится отдельно на свой страх и риск, изготавливает, что считает нужным или умеет, в том количестве, в каком желает или может, используя при этом доступные ему собственные средства производства. Поэтому в условиях частной собственности труд каждого производителя является непосредственно частным, т. е. носит частный характер. В то же время общественное разделение труда, как известно ставит всех производителей в зависимость друг от друга. Каждый из них производит не для себя, а для других, для обмена рынке. Все производители работают друг на друга, и труд каждого в конечном счете потенциально выступает как частица общественного труда. В этом проявляется общественная природа или характер их труда.

Между частным и общественным трудом товаровладельцев существует глубокое противоречие, основное противоречие товарного производства. Его суть в том, что частный в процессе производства характер труда может проявить свою общественную природу лишь на рынке, в обмене, когда производитель на продукт своего труда (товар) получит другой товар. Когда отдельный производитель трудится обособленно от других, он не знает общественных потребностей, не знает, сколько таких же потребительных ценностей вынесут на рынок остальные производители, какие при этом затраты труда будут признаны нормальными, общественно допустимыми. В случае, если потребительных ценностей оказалось на рынке больше, чем требуется покупателям, или на их производство затрачено труда больше нормы, то частный труд полностью или частично не проявит своего общественного характера. Не получив общественного признания, такой труд окажется бесполезным, т. е. затраченным впустую. Часть производителей не получат должной материальной компенсации в обмен на свой товар. В результате они не смогут удовлетворить свои потребности и нормально продолжить процесс производства. В данном случае противоречие между частным и общественным трудом проявляется в разрушительной форме, влекущей за собой человеческие трагедии.

Основное противоречие простого товарного производства проявляется в различных формах, важнейшими из которых являются: противоречие между потребительной ценностью и ценностью; конкретным и абстрактным трудом; продавцами и покупателями и др.

Противоречие между общественным характером труда и его обособленностью является основным противоречием товарного производства. Применительно к каждому товару это противоречие разрешается на рынке, но вместе с тем оно постоянно воспроизводится как противоречие товарной организации общественного хозяйства в целом.

Включение в состав совокупного общественного труда - самая сложная и жизненно важная для каждого товаропроизводителя проблема, ибо в случае неудачи он не продаст свой продукт и понесет потери, а иногда может и разориться. Проблема усугубляется тем, что структура общественных потребностей не является постоянной, неизменной, раз и навсегда данной.

Время от времени она обязательно перестраивается, а значит, должна перестраиваться и структура производства, структура совокупного общественного труда. Угроза, что его товар не будет реализован, вынуждает товаропроизводителя чутко реагировать па конъюнктуру рынка, постоянно приспосабливаться к ней.

В этом проявляются и сильные стороны товарно-денежных отношений, заставляющих производителя напряженно трудиться, искать, рисковать, и их противоречивый, ограниченный, в конечном счете исторически преходящий характер.

Внутренние противоречия товарного производства и обмена определенным образом отражаются в сознании людей, что сказывается как на их оценке экономических явлений, так и на поведении, поступках. Если при определенном, зачастую непредсказуемом стечении обстоятельств судьба производителя полностью зависит от того, будет ли продан его товар, получит ли он должную компенсацию жизненной энергии, израсходованной при изготовлении товара, то вполне понятным становится стремление товаропроизводителя оценивать явления, вытекающие из взаимосвязей людей в процессе производства, как предопределенные взаимоположением вещей (товаров). В результате в глазах людей вещи (товары) приобретают свойства, которые им в действительности не могут быть присущи и которые служат лишь отражением определенных экономических отношений. В частности, создается впечатление, что ценность или способность к обмену присуща вещи (товару) от природы. Известную мистификацию явлений и процессов товарного производства и обмена Маркс определил как товарный фетишизм.

Литература.

1. Экономическая теория. Учебник. /Под общей ред. Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. – М., 2000.

2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Учебник. – М.: Юрайт, 2001.

3. Иохин В. Я. Экономическая теория. Учебник. – М., 2000.

4. Маркс К. Капитал. /Пер. с нем.

5. Камаев В. Д. Экономическая теория. Учебник. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.

6. Российский статистический ежегодник, 2001

Cтраница 3


Маркс доводит до совершенства трудовую теорию стоимости: открывает двойственный характер труда, создающего товар, и двойственность самого товара, историю появления и сущность денег, их роль в товарном хозяйстве; в ней показана необходимость превращения товара в деньги вследствие того, что общественный характер труда, воплощенного в товаре, может проявляться только в обмене; сформулированы условия и черты товарного производства, найдена и охарактеризована простейшая экономическая форма капитализма - товар.  

Маркс критически переработал начатое до него исследование С. Он строго научно п последовательно обосновал и развил его, открыв двойственный характер труда, создающего С.  

Наемные работники своим живым трудом создают новую стоимость и переносят на продукт стоимость средств производства. Этот двойственный результат, достигаемый в одно и то же время, объясняется двойственным характером труда.  

Новый подход в экономической теории, обновленный К. Марксом, заключается прежде всего в дальнейшей разработке теории трудовой стоимости, в открытии двойственного характера труда и двойственного характера товара.  

Обстоятельно изложенное в главе Товар учение о двойственной природе товара, как единстве потребительной стоимости и меновой CTOPIMOCTII, п двойственном характере труда, как конкретного труда и абстрактно-всеобщего труда, составляет великую научную заслугу Маркса.  

Обстоятельно изложенное в главе Товар учение о двойственной природе товара, как единстве потребительной стоимости и меновой стоимости, и двойственном характере труда, как конкретного труда и абстрактно-всеобщего труда, составляет великую научную заслугу Маркса.  

Это не значит, что рабочий трудится вдвойне: сначала переносит старую стоимость, а затем создает новую. Он делает это в одно и то же время. Такая возможность - заложена в двойственном характере труда, создающего товары. Абстрактным трудом рабочий создает новую стоимость, измеряемую рабочим временем, затраченным на производство товара, конкретным трудом - определенную потребительную стоимость и вместе с тем переносит стоимость потребленных средств производства - на новый продукт. Следовательно, процесс создания новой стоимости и перенесения старой происходит одновременно.  

Другие участники (Н. И. Бухарин, Дво-лайцкий) настаивали на ограничении предмета ноли-тич. В 1927 развернулась дискуссия об абстрактном труде (см. Двойственный характер труда), переросшая в 1928 - 29 в широкую дискуссию о диалектике производительных сил и производственных отношений. Кон и др.) растворяли производств, отношения в производит, силах, давали натуралистич. Ноткин и др. Итоги дискуссии были подведены в статье В. Борилина К разногласиям в политической экономии, опубликованной в журн.  

Все же научный ее статус не висел в воздухе. Маркса, в основе которой лежит претендующее на открытие положение о двойственном характере труда. Маркс различал в труде конкретный, специфизированный труд в какой-либо полезной форме (труд пекаря, сапожника, портного и т.п.), создающий конкретные потребительные стоимости, и абстрактный, всеобщий труд, как затраты человеческой рабочей силы в физиологическом смысле слова, созидающий или образующий стоимость (ценность) товаров.  

Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства - писал Маркс - выступает как огромное скопление товаров, а отдельный товар - как элементарная форма этого богатства. Наше исследование начинается поэтому анализом товара (Маркс К. Товар обладает двумя свойствами: стоимостью и потребительной стоимостью, в к-рых проявляется двойственный характер труда, создающего товар. Разграничение труда конкретного, свойственного для всех способов произ-ва и воздающего потребит, стоимость, и труда абстрактного, отражающего специфически исторнч.  

Серьезный вклад в ее создание был внесен такими трудами, как работа Энгельса ((Положение рабочего класса а Англии, работы Маркса Нищета философии и Наемный труд и капитал и их совместный труд ((Манифест Коммунистической партии. В работе оК критике политической экономии Маркс впервые систематически излагает свое учение о товаре и деньгах, о двойственном характере труда, воплощенного в товаре.  

В его главном труде Капитал (над которым он работал в общей сложности более 40 лет) изложены теории прибавочной стоимости и прибыли, рабочей силы и заработной платы, природы товара и денег, двойственного характера труда, проблемы воспроизводства и первоначального накопления капитала, ренты.  

Ри-кардо) перенесла предмет исследования из сферы обращения в сферу производства, создала трудовую теорию стоимости, согласно которой прибыль является вычетом из продукта труда рабочего. Марксистская политическая экономия показала, что прибыль представляет собой превращенную форму прибавочной стоимости. Маркс открыл двойственный характер труда и на этой основе показал, что наемный рабочий, создавая продукт своим трудом, переносит на него стоимость потребляемых средств производства, воспроизводит эквивалент стоимости своей рабочей силы и создает прибавочную стоимость, которая на поверхности представляется не как порождение труда, а как порождение капитала, т.е. прибыль.  

Напротив, меновая стоимость представляет собой экономическое отношение. Создающий ее, воплощенный в товаре труд безразличен к особенному веществу потребительных стоимостей и к особенной, конкретной форме самого труда. Такой образующий субстанцию стоимости труд Маркс называет абстрактно-всеобщим. Выдвинув положение о двойственном характере труда, об абстрактном труде как источнике меновой стоимости еще в экономической рукописи 1857 - 1858 гг., Маркс обстоятельно раскрыл его в первом выпуске К критике политической экономии. Абстракция всеобщего человеческого труда, показал он, заключается в сведении различных видов труда к простому среднему труду, то есть к тому труду, который в состоянии выполнить средний индивидуум данного общества. Представленный в стоимости труд осуществлен как труд обособленного отдельного лица, однако через посредство обмена и рыночных отношений он принимает форму своей противоположности, становится абстрактно-всеобщим трудом. Таким образом, этот труд является специфически общественной формой труда.  

Была сформулирована концепция по проблемам противоречия товара, двойственного характера труда, закона стоимости как закона движения товарного производства, разработана теория цены производства.  

Два свойства товара (потребительная стоимость и стоимость) обусловлены двойственным характером труда, воплощенного в товаре. Труд, создающий товар, имеет две стороны, является одновременно конкретным и абстрактным.

Конкретный труд – это полезный труд, затрачиваемый в определен-ной форме и качественно отличающийся от всех других видов труда. В результате конкретного труда товаропроизводителей создаются качествен-но несопоставимые потребительные стоимости (портной создает своим трудом костюм, столяр – стол и т. д.). Виды конкретного труда, создающего различные потребительные стоимости, весьма разнообразны. Они различаются друг от друга своей целью, характером трудовых операций, предметами и орудиями труда, конечными результатами производства.

Вместе с тем различные виды конкретного труда не только качествен-но отличаются друг от друга, но и имеют нечто общее, что позволяет количественно сравнивать их друг с другом. Этим общим для всех видов человеческого труда является то, что все они представляют расходование рабочей силы, физических и умственных способностей человека. Труд товаропроизводителей, выступающий как затраты рабочей силы вообще, независимо от ее конкретной формы, и есть абстрактный труд.

Абстрактный труд, в отличие от конкретного труда, создает стоимость товара. Создающий стоимость труд является абстрактным не в том смысле, что он есть лишь нечто мысленно представляемое. Абстрактность его состоит в том, что он отвлечен от тех особенностей, которые имеют конкретные различные виды человеческого труда. Например, если нам скажут, что Иванов делает стол, мы мысленно можем себе представить, чем он занимается, какие используются средства и предметы труда и что у него получится в результате. В том случае если нам скажут, что Иванов трудится, мы не будем иметь представления о конкретном характере его труда, но мы будем понимать, что он расходует рабочую силу. Абстрактный труд – это и есть расходование рабочей силы вообще, независимо от его конкретной формы.

Следовательно, можно сделать вывод, что конкретный труд – это то, что отличает один вид труда от другого, а абстрактный труд – это то, что является общим между различными видами труда, позволяющим соизмерять их друг с другом.

Абстрактный труд является категорией исторической. Не всякая затрата человеческой рабочей силы означает абстрактный труд, а лишь тогда, когда возникает необходимость приравнивания различных видов труда через обмен на рынке. При этом абстрактный труд выражает определенные производственные отношения товаропроизводителей. На рынке каждый из них выясняет, кто и сколько абстрактного труда затратил на производство товаров и в зависимости от этого устанавливаются пропорции обмена.

В условиях товарного производства двойственный характер труда, воплощенного в товаре, выражает противоречие между частным и общественным трудом товаропроизводителей.

Частная собственность на средства производства разобщает людей, приводит к тому, что конкретный труд каждого товаропроизводителя становится его частным делом.

Но, с другой стороны, общественное разделение труда обусловливает наличие всесторонней связи между товаропроизводителями, так как, производя продукцию не для собственного использования, а для других, они фактически работают друг на друга. Следовательно, труд каждого товаропроизводителя является не только частным, но вместе с тем и общественным. И чем более развито общественное разделение труда, тем больше взаимозависимость товаропроизводителей. Однако общественный характер труда товаропроизводителей в процессе производства товаров остается скрытым. Этот характер труда проявляется лишь на рынке в процессе обмена. Только здесь обнаруживается, является ли труд товаропроизводителя полезным для других, нужным обществу, получает ли он общественное признание или нет. Если товар, произведенный на продажу, не находит покупателя на рынке, значит частный труд, затраченный на его производство, не получает общественного признания и, следовательно, не реализуется как стоимость. Труд, затраченный на его производство, с точки зрения общества считается бесполезным. Общество признает необходимыми лишь такие затраты, которые удовлетворяют известные общественные потребности в определенных продуктах.

Из сказанного видно, что конкретный труд товаропроизводителя имеет частный характер, выступает непосредственно в виде частного труда, тогда как носителем общественного характера труда является абстрактный труд.

Таким образом, стоимость как экономическая категория есть отношение между товаропроизводителями, в котором они определяют затраты абстрактного, общественного труда при производстве товаров и устанавливают пропорции обмена.

Первоначально товар предстал перед нами как нечто двойственное: как потребительная стоимость и меновая стоимость. Впоследствии обнаружилось, что и труд, поскольку он выражен в стоимости, уже не имеет тех признаков, которые принадлежат ему как созидателю потребительных стоимостей. Эта двойственная природа содержащегося в товаре труда впервые критически доказана мною 12) . Так как этот пункт является отправным пунктом, от которого зависит понимание политической, то его следует осветить здесь более обстоятельно.

Возьмём два товара, например один сюртук и 10 аршин холста. Пусть стоимость первого вдвое больше стоимости последних, так что если 10 аршин холста = w, то сюртук = 2 w.

Сюртук есть потребительная стоимость, удовлетворяющая определённую потребность. Для того чтобы создать его, был необходим определённый род производительной деятельности. Последний определяется своей целью, характером операций, предметом, средствами и результатом. Труд, полезность которого выражается таким образом в потребительной стоимости его продукта, или в том, что продукт его является потребительной стоимостью, мы просто назовём полезным трудом. С этой точки зрения труд всегда рассматривается в связи с его полезным эффектом.

Как сюртук и холст -- качественно различные потребительные стоимости, точно так же качественно различны между собой и обусловливающие их бытие работы: портняжничество и ткачество. Если бы эти вещи не были качественно различными потребительными стоимостями и, следовательно, продуктами качественно различных видов полезного труда, то они вообще не могли бы противостоять друг другу как товары. Сюртук не обменивают на сюртук, данную потребительную стоимость на ту же самую потребительную стоимость.

В совокупности разнородных потребительных стоимостей, или товарных тел, проявляется совокупность полезных работ, столь же многообразных, разделяющихся на столько же различных родов, видов, семейств, подвидов и разновидностей, одним словом -- проявляется общественное разделение труда. Оно составляет условие существования товарного производства, хотя товарное производство, наоборот, не является условием существования общественного разделения труда. В древнеиндийской общине труд общественно разделён, но продукты его не становятся товарами. Или возьмём более близкий пример: на каждой фабрике труд систематически разделён, но это разделение осуществляется не таким способом, что рабочие обмениваются продуктами своего индивидуального труда. Только продукты самостоятельных, друг от друга не зависимых частных работ противостоят один другому как товары.

Итак, в потребительной стоимости каждого товара содержится определённая целесообразная производительная деятельность, или полезный труд. Потребительные стоимости не могут противостоять друг другу как товары, если в них не содержатся качественно различные виды полезного труда. В обществе, продукты которого, как общее правило, принимают форму товаров, т. е. в обществе товаропроизводителей, это качественное различие видов полезного труда, которые здесь выполняются независимо друг от друга, как частное дело самостоятельных производителей, развивается в многочленную систему, в общественное разделение труда.

Для сюртука, впрочем, безразлично, кто его носит, сам ли портной или заказчик портного. В обоих случаях он функционирует как потребительная стоимость. Столь же мало меняет отношение между сюртуком и производящим его трудом тот факт, что портняжный труд становится особой профессией, самостоятельным звеном общественного разделения труда. Там, где это вынуждалось потребностью в одежде, человек портняжил целые тысячелетия, прежде чем из человека сделался портной. Но сюртук, холст и вообще всякий элемент вещественного богатства, который мы не находим в природе в готовом виде, всегда должен создаваться при посредстве специальной, целесообразной производительной деятельности, приспособляющей различные вещества природы к определённым человеческим потребностям. Следовательно, труд как созидатель потребительных стоимостей, как полезный труд, есть не зависимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т. е. не была бы возможна сама человеческая жизнь.

Потребительные стоимости: сюртук, холст и т. д., одним словом товарные тела, представляют собой соединение двух элементов -- вещества природы и труда. За вычетом суммы всех различных полезных видов труда, заключающихся в сюртуке, холсте и т. д., всегда остаётся известный материальный субстрат, который существует от природы, без всякого содействия человека. Человек в процессе производства может действовать лишь так, как действует сама природа, т. е. может изменять лишь формы веществ. Более того. В самом этом труде формирования он постоянно опирается на содействие сил природы. Следовательно, труд не единственный источник производимых им потребительных стоимостей, вещественного богатства. Труд есть отец богатства, как говорит Уильям Петти, земля -- его мать.

Перейдём теперь от товара как предмета потребления к товарной стоимости.

Согласно нашему предположению, сюртук имеет вдвое бомльшую стоимость, чем холст. Но это только количественная разница, которая нас пока не интересует. Мы напомним поэтому, что если стоимость одного сюртука равна двойной стоимости 10 аршин холста, то 20 аршин холста имеют ту же самую величину стоимости, что один сюртук. Как стоимости, сюртук и холст суть вещи, имеющие одну и ту же субстанцию, суть объективные выражения однородного труда. Но портняжничество и ткачество -- качественно различные виды труда. Бывают, однако, такие общественные условия, при которых один и тот же человек попеременно шьёт и ткёт и где, следовательно, оба эти различные виды труда являются лишь модификациями труда одного и того же индивидуума, а не прочно обособившимися функциями различных индивидуумов, -- совершенно так же, как сюртук, который портной шьёт сегодня, и брюки, которые он делает завтра, представляют собой лишь вариации одного и того же индивидуального труда. Далее, ежедневный опыт показывает, что в капиталистическом обществе, в зависимости от изменяющегося направления спроса на труд, известная доля общественного труда предлагается попеременно, то в форме портняжества, то в форме ткачества. Это изменение формы труда не совершается, конечно, без известного трения, но оно должно совершаться. Если отвлечься от определённого характера производительной деятельности и, следовательно, от полезного характера труда, то в нём остаётся лишь одно, -- что он есть расходование человеческой рабочей силы. Как портняжество, так и ткачество, несмотря на качественное различие этих видов производительной деятельности, представляют собой производительное расходование человеческого мозга, мускулов, нервов рук и т. д. и в этом смысле -- один и тот же человеческий труд. Это лишь две различные формы расходования человеческой рабочей силы. Конечно, сама человеческая рабочая сила должна быть более или менее развита, чтобы затрачиваться в той или другой форме. Но в стоимости товара представлен просто человеческий труд, затрата человеческого труда вообще. Подобно тому как в буржуазном обществе генерал или банкир играют большую роль, а просто человек -- очень жалкую, точно так же обстоит здесь дело и с человеческим трудом. Он есть расходование простой рабочей силы, которой в среднем обладает телесный организм каждого обыкновенного человека, не отличающегося особым развитием. Простой средний труд, хотя и носит различный характер в различных странах и в различные культурные эпохи, тем не менее, для каждого определённого общества есть нечто данное. Сравнительно сложный труд означает только возведённый в степень или, скорее, помноженный простой труд, так что меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого. Опыт показывает, что такое сведение сложного труда к простому совершается постоянно. Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого труда, и, следовательно, сама представляет лишь определённое количество простого труда. Различные пропорции, в которых различные виды труда сводятся к простому труду как к единице их измерения, устанавливаются общественным процессом за спиной производителей и потому кажутся последним установленным обычаем. Ради простоты в дальнейшем изложении мы будем рассматривать всякий вид рабочей силы непосредственно как простую рабочую силу, -- это избавит нас от необходимости сведения в каждом частном случае сложного труда к простому.

Стало быть, как в стоимостях сюртука и холста исчезают различия их потребительных стоимостей, так и в труде, представленном в этих стоимостях, исчезают различия его полезных форм -- портняжества и ткачества. Если потребительные стоимости сюртук и холст представляют собой лишь соединения целесообразной производительной деятельности с сукном и пряжей, то в качестве стоимостей сюртук и холст суть не более, как однородные сгустки труда; равным образом и в затратах труда, содержащихся в этих стоимостях, имеет значение непроизводительное их отношение к сукну и пряже, а лишь расходование человеческой рабочей силы. Элементами, созидающими потребительные стоимости сюртук и холст, портняжество и ткачество являются именно в силу своих качественно различных особенностей; субстанцией стоимости сюртука и холста они оказываются лишь постольку, поскольку происходит отвлечение от их особых качеств, поскольку они обладают одним и тем же качеством, качеством человеческого труда.

Но сюртук и холст -- не только стоимости вообще, но и стоимости определённой величины: по нашему предположению, сюртук имеет вдвое бомльшую стоимость, чем 10 аршин холста. Откуда эта разница в величине их стоимости? Причина состоит в том, что холст содержит в себе лишь половину того труда, который заключается в сюртуке, так что для производства последнего надо затрачивать рабочую силу в течение вдвое более продолжительного времени, чем для производства первого.

Поэтому, если по отношению к потребительной стоимости товара имеет значение лишь качество содержащегося в нём труда, то по отношению к величине стоимости имеет значение лишь количество труда, уже сведённого к человеческому труду без всякого дальнейшего качества. В первом случае дело идёт о том, камк совершается труд и чтом он производит, во втором случае -- о том, сколько труда затрачивается и сколько времени он продолжается. Так как величина стоимости товара выражает лишь количество заключающегося в нём труда, то взятые в известной пропорции товары всегда должны быть равновеликими стоимостями.

Если производительная сила всех полезных видов труда, необходимых для производства одного сюртука, остаётся неизменной, то величина стоимости сюртуков растёт пропорционально их количеству. Если один сюртук представляет x рабочих дней, то 2 сюртука представляют 2 x рабочих дней и т. д. Но допустим, что труд, необходимый для производства одного сюртука, возрастает вдвое или падает наполовину. В первом случае один сюртук стоит столько, сколько раньше стоили два сюртука, во втором случае два сюртука стоят столько, сколько раньше стоил один, хотя в обоих случаях услуги, оказываемые сюртуком, остаются неизменными, равно как остаётся неизменным и качество содержащегося в нём полезного труда. Но количество труда, затраченного на его производство, изменилось.

Большее количество потребительной стоимости составляет само по себе большее вещественное богатство: два сюртука больше, чем один. Двумя сюртуками можно одеть двух человек, одним -- только одного и т. д. Тем не менее, возрастающей массе вещественного богатства может соответствовать одновременное понижение величины его стоимости. Это противоположное движение возникает из двойственного характера труда. Производительная сила, конечно, всегда есть производительная сила полезного, конкретного труда и фактически определяет собой только степень эффективности целесообразной производительной деятельности в течение данного промежутка времени. Следовательно, полезный труд оказывается то более богатым, то более скудным источником продуктов прямо пропорционально повышению или падению его производительной силы. Напротив, изменение производительной силы само по себе нисколько не затрагивает труда, представленного в стоимости товара. Так как производительная сила принадлежит конкретной полезной форме труда, то она, конечно, не может затрагивать труда, поскольку происходит отвлечение от его конкретной полезной формы. Следовательно, один и тот же труд в равные промежутки времени создаёт равные по величине стоимости, как бы ни изменялась его производительная сила. Но он доставляет при этих условиях в равные промежутки времени различные количества потребительных стоимостей: больше, когда производительная сила растёт, меньше, когда она падает. То самое изменение производительной силы, которое увеличивает плодотворность труда, а потому и массу доставляемых им потребительных стоимостей, уменьшает, следовательно, величину стоимости этой возросшей массы, раз оно сокращает количество рабочего времени, необходимого для её производства. И наоборот. Всякий труд есть, с одной стороны, расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, -- и в этом своём качестве одинакового, или абстрактно человеческого, труд образует стоимость товаров. Всякий труд есть, с другой стороны, расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом своём качестве конкретного полезного труда он создаёт потребительные стоимости.

К. Маркс дополнил трудовую теорию ценности А. Смита и Д. Рикардо своим учением о двойственном характере труда.

В теории ценности К. Маркса исходным пунктом анализа является товар, который определяется им как продукт труда, предназначенный для обмена (таким образом, понятие товара у К. Маркса является более узким, чем понятие [экономического] блага у маржиналистов, в частности, у К. Менгера и У.С. Джевонса). Необходимым условием для системы товарного производства, т.е. системы, основанной на обмене продуктов труда, является сочетание общественного разделения труда и частной собственности на средства производства. Эти два фактора, в конечном счете, обуславливают двойственный характер труда и двойственную природу товара, как это видно из схемы. При этом едва ли не основная предпосылка теории ценности К. Маркса состоит в несоизмеримости потребительных ценностей различных товаров (т.е. свойств товаров, удовлетворяющих те или иные потребности людей). Потребительная ценность - это только необходимое условие для того, чтобы данный продукт труда мог быть обменен на другой продукт труда, но она не отражает его ценности. Последняя определяется затратами абстрактного труда, т.е. расходованием « . человеческой рабочей силы в физиологическом смысле.», вне зависимости от конкретного вида труда (т.е. труда маляра, скульптора или музыканта). Таким образом, абстрактный труд нужно отличать от конкретного труда. К. Маркс считал, что ценность - это «воплощенный в товаре абстрактный труд», «сгусток лишенного различий человеческого труда». Однако общественная природа абстрактного труда проявляется только лишь косвенно - через товарообмен. При отсутствии товарного производства отсутствует абстрактный труд (и, следовательно, двойственный характер труда), и продукты труда не имеют ценности, поскольку не производятся с целью обмена. Таким образом, К. Маркс полагал, что ценность (товара) - категория, присущая исключительно товарному производству. Определяется она, как уже было сказано, общественно-обусловленными затратами абстрактного труда, а измеряется в ценности другого товара, на который обменивается данный товар, или (при «капиталистическом товарном производстве») - в денежной цене данного же товара. Следует учесть, что денежная цена товара вовсе не обязательно должна быть равна его ценности. Цена - это только «превращенная форма» («форма проявления») ценности; ценность - это всего лишь «центр тяготения» цены, т.е. величина, к которой цена товара «стремится».

При этом тот факт, что труд может быть разным по интенсивности и качеству, с точки зрения К. Маркса, не опровергает его концепцию: ведь все виды «сложного» труда - согласно принципу редукции труда - можно свести с определенным коэффициентом к «простому среднему труду», и якобы это все время и происходит на рынке при установлении меновой ценности товаров.

Здесь можно отметить, что вряд ли обоснованно отстаивать идею соизмеримости затрат труда и одновременно говорить о несоизмеримости потребительных ценностей.

Немного больше об экономике сегодня

Инфляция сущность, причины, социально-экономические последствия в современных условиях
инфляция безработица население Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Однако трактовку инфляции как переполнение каналов денежного обращения об...

История экономических учений
Экономические учения Древнего Востока и древней Индии Экономические представления древних народов начали развиваться в момент появления письменности. Наиболее ранние проявления экономической мысли следует искать у народов древнего Востока, которые более благоприятно развивались. Во взглядах того времени ид...