Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого подхода.

Для каждого нарушения существует своя схема коррекции и развития .

Поэтому школы для таких детей делятся на виды в соответствии с нарушениями в здоровье и его степенью.

Что представляют собой данные учебные заведения

Для детей с проблемами здоровья требуются специальные образовательные программы.

К сожалению, в последние годы эта проблема становится актуальнее, так как число и детей с ОВЗ только растет. Закон «Об образовании» предусматривает равные возможности в получении образования для всех несовершеннолетних, независимо от состояния здоровья и нарушений их психофизического состояния. Обеспечить им эту возможность призваны специальные коррекционные учебные заведения.

Особенность таких учреждений состоит в том, что для обучаемых в них создается особая развивающая среда, которая способствует получению образования, соответствующему специальной программе. Кроме того, здесь применяются специфические методики воспитания и развития, созданы все условия для лечения и исправления нарушений развития. Большое значение придается социализации таких деток, их самореализации в профессиональной или социальной деятельности.

Направлять ребенка на обучение в такой школе специальная комиссия может только после психолого-медико-педагогического заключения и с согласия его родителей. Каждая школа самостоятельно разрабатывает учебный план , в рамках которого будет реализовывать программу подготовки учащихся, учитывая особенности их психофизического развития.

Кроме образовательной деятельности в таких школах ученикам обеспечивают полное медицинское и психологическое сопровождение. В штат школы обязательно входят педиатры, врачи-специалисты, психологи. Они помогают педагогам строить учебно-воспитательный процесс с учетом нарушений в развитии. Дети при необходимости получают медикаментозное лечение, физиопроцедуры, для них организуются занятия лечебной физкультурой, массаж и другие коррекционные и терапевтические мероприятия.

Школы для детей с ограниченными возможностями могут быть как государственными, так и частными . По решению комиссии ребенок может быть переведен в обычную общеобразовательную школу, если в ней созданы все условия для работы с такими малышами. В последние годы большое распространение получила форма инклюзивного образования , когда дети с нарушениями в развитии учатся совместно со здоровыми.

Виды учреждений

Для детей с особенностями развития существуют несколько типов образовательных учреждений.

В зависимости от видов и степени нарушений психофизического здоровья учащегося такие заведения делятся на 8 видов.

Для неслышащих учеников

Здесь педагоги и воспитатели, совместно с врачами-специалистами и психологами занимаются воспитанием, обучением, социализацией и профессиональной подготовкой детей с полным отсутствием слуха.

Главное внимание уделяется формированию навыков логического мышления, развитию вербальной речи, расширению речевой практики.

Много работы проводится для развития и максимально возможного сохранения остаточного слуха. Дети занимаются в школе в течение 12 лет в классах, численностью не более 12 человек.

Слабослышащие и позднооглохшие

Главная задача специалистов, работающих в таких школах, – это преодоление и коррекция последствий, связанных с нарушениями или потерей слуха.

Педагоги должны стимулировать развитие речи, сформировать навыки чтения с губ. В таких школах дети занимаются на двух отделениях.

В первом – имеющие небольшие проблемы, связанные с нарушением слуха, такие как дисграфия и дислексия, фонетико-фонематические отклонения в речи.

На другом отделении занимаются с учащимися, имеющими большими проблемы в развитии речи из-за серьезных нарушений слуха.

В зависимости от степени развития отклонений дети учатся в такой школе от 10 до 12 лет . При успешной коррекции со временем по решению комиссии ребенок может быть переведен в общеобразовательные учреждения.

Незрячие

Здесь учатся дети с полным отсутствием или минимальным остаточным зрением.

Максимальное сохранение остаточного зрения – это то, что ставят своей главной целью сотрудники школы. Обучение построено на тактильно-кинестетическом и слуховом восприятии.

С учениками постоянно контактируют врач-офтальмолог, педиатр и психоневролог. Очень много внимания уделяется тому, чтобы незрячие обучающиеся имели возможность общаться и сотрудничать со зрячими взрослыми и детьми. Это способствует их лучшему развитию и помогает избежать некоторые отклонения.

Обучающие программы здесь соответствуют обычным образовательным школам, но с учетом специфики и особым подходам к физвоспитанию, производственному обучению, черчению и рисованию.

Слабовидящие

В отличие от школ III типа главная задача , которую решают специалисты этого учреждения, – компенсация нарушения зрения и его по возможности его восстановления. Для этого создается специальный щадящий режим.

Успех обучения и коррекции нарушений зависят от созданных условий . В работе используются специальные технические средства, в том числе аудиозаписи, рельефный наглядный материал, особые технические и оптические средства.

Важно соблюдение требований к освещению, индивидуальному режиму, дозирование зрительных нагрузок.

С нарушениями речи

Это специальные центры, которые могут быть созданы при поликлиниках, в которых логопеды помогают детям и взрослым устранить нарушения речи .

К этому же типу относятся и специализированные детские сады и школы.

С тяжелой патологией речи

Если у ребенка тяжелое нарушение развития речи, которое не дает ему возможность учиться в обычном общеобразовательном заведении, то специальная комиссия дает ему направление на обучение в таком учреждении.

Здесь занимаются лечением и исправлением нарушений в устной и письменной речи. В конце каждого учебного года комиссия оценивает состояние ребенка, если наблюдается улучшение состояния, он может быть направлен на обучение в обычное общеобразовательное учреждение.

С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

В этих школах проводится не только образовательная, но и терапевтическая деятельность.

Главная задача , помимо обучения, это максимальное восстановление двигательных функций организма, преодоление нарушений, профессиональная подготовка и социальная реабилитация таких ребят.

Задержка психического развития

Здесь проводится учебно-воспитательная работа с детьми, отстающими в интеллектуальном и психическом развитии.

Кроме того, проводятся лечебно-воспитательные мероприятия, способствующие устранению причин неуспеваемости в школе.

По итогам каждого года принимается решение о дальнейшем обучении ребенка, его возможности вернуться в общеобразовательную школу или направление в специализированное учебное заведение другого типа.

Умственно отсталые

Главная задача специалистов этой школы – подготовка учащихся к обучению в специальной коррекционной школе.

Кроме воспитательной работы проводятся и терапевтические мероприятия. Много внимания уделяется не только освоению школьной программы, но и получению трудовой специальности, подготовке к профессиональной деятельности, самостоятельной жизни и интеграции в общество.

Помимо основных школ 8 типов, есть и специализированные школы-интернаты для слепо-глухо-немых детей, центры для учащихся с аутизмом и синдромом Дауна.

Организация учебного процесса

В зависимости от типа школы все они разрабатывают свои индивидуальные планы и программы, позволяющие реализовать возможность детей получить доступное образование и медицинскую поддержку.

Однако все они базируются на основных принципах :

На этом строится работа коррекционных школ по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, большую роль здесь играет индивидуальный подход к каждому ребенку, создание психологического комфорта. В своей работе специалисты таких учебных заведений применяют специальные методы для активации познавательной деятельности, развития устной, письменной речи, формирования учебных навыков.

Большое внимание уделяется восстановлению и укреплению психического здоровья: проводятся занятия и упражнения по снятию напряжения, развития эмоций.

Распространение таких заведений

Сегодня в нашей стране успешно функционируют несколько форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Это применение так называемого инклюзивного метода обучения, дистанционные школы, позволяющие детям, находящимся на надомном обучении, интегрироваться в общество. Кроме того, существуют и традиционные учебные заведения для обучающихся с ОВЗ. В крупных городах, помимо государственных, работают частные школы.

В Москве функционируют не менее 10 крупных государственных школ и центров для работы с особыми детьми, созданы корректирующие классы в некоторых общеобразовательных школах, активно применяется и внедряется система инклюзивного образования. Около 10 частных учебных заведений и детских садов также предлагают свои образовательные и коррекционные услуги учащимся с нарушением здоровья.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области подобных заведений, как частных так и государственных, насчитывается около 90. В них принимаются дети с различной степенью нарушений дошкольного и школьного возраста.

Созданы подобные образовательные учреждения во всех регионах страны: в Краснодаре, Казани, в Сибири и т.д.

Пример работы одного из таких учебных заведений представлен в следующем видеосюжете:

Человеческое сострадание всегда помогало инвалидам хоть как то облегчить их жизнь. В настоящий момент данная функция возложена на государство.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Принятие новых законов, которые направлены на поддержку детей-инвалидов, сейчас достаточно актуальны.

Возможность получения образования детям-инвалидам в 2019 году была скорректирована государством, неся новые возможности этому незащищенному сегменту общества.

Что нужно знать

Инвалид — данный термин вызывает у нас чувство жалости к нетрудоспособному человеку, которому не доступны все радости повседневной жизни.

Мы сочувствуем человеку, который передвигается в коляске, с тростью или имеющего другие серьезные патологии. Мы живем полной жизнью и считаем, что нас никогда не коснется эта участь.

Но болезнь может войти в нашу с тобой жизнь, и мы не сможем ничего поменять. Мы оказываемся по другую сторону жизни, к которой мы привыкли.

Необходимые термины

Человек, который перенес серьезную травму или болезнь первое, что слышит от врачей — «Вы стали инвалидом».

Причины, по которым устанавливается инвалидность следующие:

  • устойчивая утрата способности трудится, что вынуждает пациента покинуть работу на продолжительный период времени;
  • вынужденное, существенное изменение условий работы;
  • ограничение жизнедеятельности, что не позволяет человеку обслуживать себя;
  • потребность в реализации мер соцзащиты индивидуума.

Человек признается инвалидом после прохождения . МСЭ изучает заключения врачей разной специализации о физическом и психическом состоянии больного.

Классификация инвалидов и критерии их оценки установлены Министерством здравоохранения.

Степень нарушения функций организма больного влияет на группу инвалидности, а граждан, не достигших шестнадцати лет, относят к категории «детей- инвалидов». МСЭ проходят по месту жительства.

Если больной по состоянию здоровья не может самостоятельно приехать для прохождения МСЭ, то обследование пациента и заключение проводится:

  • дома у больного;
  • заочно на основании документов, которые предоставляются с согласия больного или его представителя;
  • в стационаре, где больной проходит лечение.

Законодательная база

Теперь поступить в высшее заведение без очереди на бакалавра и специалиста в рамках квоты могут:

  • инвалиды с детства;
  • инвалиды I и ;
  • дети-инвалиды;
  • лица, получившие инвалидность в период военной службы.

Законодательный акт предусматривает выделение квоты, при этом заключение МСЭ не нужно.

На законодательном уровне за детьми-инвалидами закреплено право на получение образования. Под действия данного закона попадают все субъекты РФ.

Условия развития дистанционного образования детей-инвалидов

В 2019 году Министерство образования продолжает вносить изменения, которые призваны улучшить образование детей-инвалидов, осуществляемого дистанционно.

В России планируется поэтапное формирование условия для обучения инвалидов дистанционно.

При такой форме обучения можно кроме общих предметов, получить и дополнительное образование детям .

Основной целью такого обучения является наличие условий для формирования качественного обучения ребенка-инвалида, учитывая его увлечения и предпочтения, с применением интернета.

Обучаться дистанционно можно:

  1. Дома.
  2. Дистанционно.

Варианты организации процесса

В настоящий момент в России, кроме отсутствия надлежащего образования лиц с ОВЗ, ребенок сталкивается со следующими проблемами:

  1. Недостаток общения со сверстниками и взрослыми людьми.
  2. Нарушение связи с окружающей средой.
  3. Ограничение доступа к информационным технологиям.
  4. Нехватка общения с ценностями культуры и природой.

Дети с ограниченными возможностями испытывают:

  • низкую самооценку;
  • им присуща неуверенность в себе;
  • им тяжело понять и выбрать свою жизненную цель.

Все это ведет к медленному процессу интеграции детей-инвалидов. Решить эти проблемы поможет доступность дистанционного образования и обучения на дому.

На дому

Когда ребенок-инвалид не может на постоянной основе посещать школу, то он может учиться дома. Принять такое решение могут компетентные органы местной власти.

Для этого родителям требуется представить ряд документов:

  • заявление на необходимость проходить обучение малышом дома;
  • заключение МСЭ о необходимости ребенку-инвалиду учиться на дому из-за состояния его здоровья.

Родителям необходимо заключить договор с администрацией школы или с органом исполнительной власти, которые осуществляют работу в области образования.

Следует знать, что соглашение на обучение в домашних условиях составляется в определенной форме, которая утверждена законодателем.


Если малыш обучается дома с применением дистанционных средств, то ему на период обучения должны предоставляться средства связи и компьютер за счет бюджета населенного пункта, где проживает ребенок.

Дистанционное

Различают несколько видов дистанционного обучения:

  • веб и чат-занятия;
  • телеприсутствие;
  • телеконференции;
  • использование сети Интернет.

При обучении в дистанционном режиме можно:

  • проходить обучение в общеобразовательном учреждении, независимо от материальных условий семьи инвалида и от места ее проживания;
  • слушать лекции в удобном для себя месте, заниматься по расписанию, согласованному с родителями школьника, применяя специализированное компьютерное оборудование.
  • получать дополнительное образование;
  • использовать и получать навыки коллективной работы;
  • пройти подготовку к поступлению в ВУЗ;
  • осуществить развитие творческих способностей школьника;
  • принять участие в исследовательской работе;
  • получить возможность консультироваться с профильными врачами (психологом, логопедом, дефектологом и т.д.).

Дистанционного обучения позволяет детям-инвалидам получить реабилитацию и коррекцию развития, достичь полной интеграции среди своих сверстников.

Возможные компенсации

Обязанность государства – дать инвалиду образование, на которое выделяются бюджетные средства. Это осуществляется 2 способами:

  1. В общеобразовательной школе.
  2. На дому.

Родителям, обучающих инвалида дома, выплачивается после того, как ребенок достигнет возраста 6 лет и 6 месяцев.

То есть с того периода времени, когда инвалид может начать учебу в общеобразовательной школе. Выплаты компенсации производятся до завершения обучения в школе (по достижению 18 лет).

Срок получения образования в школе может быть увеличен, если у подростка, имеются различные серьезные патологии.

Если ребенок обучается дома, то количество часов занятий с учителем из школы намного меньше, чем при обычном посещении школы. Поэтому большую часть работы ребенок должен делать сам

Родители могут согласовать с педагогом из учебного заведения о дополнительных занятиях, но количество часов таких занятий ограничено законом до 3 часов в неделю.

Только фактические расходы на обучение будут компенсированы и они не должны превышать установленный норматив.

Чтобы семья инвалида получила компенсацию, родители должны подать заявление о необходимости дополнительных общеобразовательных руководителю школы, который утвердит размер компенсации, выплачиваемую семье инвалида.

При составлении заявления, в нем нужно указать:

  • паспортные данные;
  • справка из ЖЭКа, подтверждающая регистрацию малыша.
  • документ о рождении ребенка-инвалида.

К заявлению следует приложить ряд документов:

Когда договор об обучении на дому подписан, в он заключается сроком на 1 год, можно будет получить компенсацию.

Если расходы превышают установленный лимит, то их несут родители ребенка. Дети-инвалиды не достигшие школьного возраста имеют право присутствовать на некоторых занятиях детсаду.

Плата с родителей не взимается, если малыш болеет определенным заболеванием. Так же государство предоставляет для определенных групп населения, чей малыш посещает детский сад.

К ним относятся:

  • семьи военных;
  • одинокие матери;
  • родители, имеющие ребенка-инвалида;
  • многодетные семьи;
  • семьи, где один из родителей призван на военную службу;
  • если оба родителя студенты.

Перечень льгот

Для детей-инвалидов, не достигших 7 лет, предоставляется возможность на получение мер реабилитации и получение всего необходимого для пребывания в детском саду.

Существует ряд льгот для этой категории инвалидов:

  • зачисление в дошкольное заведение без очереди;
  • за пребывание и питание в дошкольном учреждении с родителей плата не взимается.

Если малыш не способен посещать детский сад из-за его состояния здоровья, то ему в обязательном порядке предоставляется возможность на безвозмездное поступление в специализированный детский сад без очереди.

Школьники обладают теми же правами, которые перечислены выше. Они могут учиться как в общих, так и в специализированных школах

Денежные средства на содержание детей-инвалидов в детских садах и школах выделяются бюджетом.

Дети и школьники, имеющие физиологические и психологические патологии, с согласия родителей могут проходить обучение в специальных учебных заведениях.

Обучение в данных заведениях осуществляется с учетом заключения . Родители могут выбрать вариант обучения ребенка-инвалида на дому.

Государство предоставляет возможность детям-инвалидам поступать в государственные учебные заведения вне конкурса.

Какие существуют проблемы в России

В настоящее время можно выделить 2 проблемы, с которыми сталкивается ребенок-инвалид:

Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, речи, слуха и незначительными отклонениями в интеллекте может посещать учебные заведения.

Но, огромное количество детей-инвалидов не может посещать общеобразовательные заведения, и вынуждены обучаться по индивидуальной программе.

Часто педагог затрудняется подобрать правильную индивидуальную систему обучения ребенка. Часто это касается детей с психическими отклонениями

У нас в стране очень мало учителей, которые способны обучать таких детей. Цель школы – подготовить ребенка к жизни в социуме и дать ему необходимые для этого знания.

И хоть в пединститутах на лекциях читают специальные предметы, такие как дефектология, коррекционная педагогика, специальная психология, учителей готовят для обучения детей, которые не имеют ярко выраженных нарушений со здоровьем.

Для и тех ребят, чьи возможности ограничены по здоровью, получить качественное образование и стать полноправным членом общества не так-то просто.

В последнее время в нашей стране реализуется все больше программ, помогающих таким детям и их родителям.

Одна из них – это дистанционная школа «Учимся вместе» в Новосибирской области, которая уже несколько лет способствует лучшей адаптации особых деток в обществе.

Описание проекта

В 2009 году правительство области объявило о начале действия проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» в рамках национальной программы «Образование».

Постановлением губернатора области от 23 декабря 2009 года уполномоченным и ответственным за его исполнение органом был назначен Департамент образования Новосибирской области. Были определены учреждения, которые смогли обеспечить организацию удаленного обучения, и создан Региональный ресурсный центр дистанционного обучения на базе Областного центра образования.

В 2011 году в регионе была разработана и принята целевая программа Министерства образования и науки «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области». А по Постановлению Правительства этого региона № 296 от 08 июля 2013 года «О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных технологий» учащиеся, имеющие ОВЗ, и дети-инвалиды, которые занимаются на дому, теперь смогут учиться дистанционно. Такая возможность есть у ребят, живущих в 9 городах (Новосибирске, Бердске, Татарске, Черепанове, Куйбышеве, Искитиме, Каргате, Тогучине и Карасуке) и 28 районах области.

Для осуществления деятельности необходима была реализация технических условий , без которых невозможно было бы обучение.

Для этого проводятся такие мероприятия :

  • Всех учащихся обеспечивают необходимой техникой: компьютерами, оргтехникой, цифровыми устройствами, специальными программами. Вся техника должна быть приспособлена к работе несовершеннолетними, имеющими ограничения по здоровью.
  • Оборудование подключается к Интернету с помощью оптоволоконных каналов доступа.
  • Все техническое обслуживание и оплата трафика производится из бюджетных средств.

В результате получение образования ребенком осуществляется в комплексе, включающем в себя очную форму и удаленное надомное обучение.

Цели и задачи программы

Разработчики проекта школы «Учимся вместе» стараются исполнить основную цель : обеспечение реализации права любого ребенка, независимо от его ограничений по здоровью, на получение качественного доступного образования, гарантированного всем гражданам нашей страны Конституцией.

Для этого ее коллективу вместе с областным Министерством образования и науки и Региональным ресурсным центром нужно было решить такие задачи :

Обучаться может любой ребенок, живущий в Новосибирской области, которому из-за серьезных проблем со здоровьем трудно или невозможно учиться в обычной школе, и по решению комиссии он вынужден заниматься на дому. Кроме того, у детей важно присутствие сохраненного интеллекта и не должно быть противопоказаний по здоровью для работы с цифровым оборудованием и компьютерами.

Порядок записи и необходимые документы

Для того, чтобы ребенок мог участвовать в проекте и заниматься дистанционно, родители (или законные представители) должны заполнить бланк заявления и отправить его по электронной почте в Ресурсный центр дистанционного образования по месту жительства. Можно принести его туда лично.

Вместе с заявлением нужно будет собрать и предоставить такие документы :

После того как ребенок зачислен в школу, дома устанавливается необходимое оборудование, его подключают к Сети и обеспечивают доступ к дистанционным программам. Вся техника подбирается индивидуально, учитывается состояние здоровья ребенка, его ограничения и, наоборот, возможности. Специалисты центра настраивают оборудование и обучают пользоваться им учащегося и родителей.

Организация учебного процесса

Обучение построено на взаимодействии двух форм.

По очной форме ребенок в соответствии с возрастом и состоянием здоровья может обучаться в школе, к которой приписан, от 8 до 12 часов в неделю для того, чтобы освоить необходимый минимум, предписанный государственным стандартом общего образования.

Дистанционно учащийся осваивает дополнительные образовательные программы по своему предпочтению от 9 до 13 часов в неделю в зависимости от возраста.

Специалисты Ресурсного центра дистанционного образования вместе с методистами школы, к которой прикреплен ребенок по месту жительства, разрабатывают индивидуальный план . При его составлении обязательно учитывается состояние здоровья учащегося и пожелания его родителей. Планы на каждого ученика составляют отдельно по дистанционной и по очной формам. Все курсы выложены на сайте школы «Учимся вместе», у учащихся есть доступ к ним. Каждый новый этап обучения обязательно согласовывается с родителями.

С учениками работают педагоги высокой квалификации со всей России, имеющие большой опыт преподавания, в том числе и особым детям, все они прошли строгий отбор. Каждому педагогу выделяется отдельное оборудование.

Уроки проходят индивидуально. Для занятий используют программу «Скайп». В процессе обучения преподаватель обязательно комментирует работу учащегося, проводит коррекционно-консультативную работу.

Учителя имеют возможность взаимодействовать друг с другом, постоянно повышать свою квалификацию, благодаря организованным курсам, позволяющим делать это без отрыва от работы, могут внедрять инновации, делиться опытом друг с другом.

Родители знакомятся с преподавателями, в процессе обучения ребенка могут проконсультироваться у них по любым вопросам.

Специалисты школы проводят и коррекционно-развивающую работу с детьми. Это специальные курсы логопедической и психологической направленности. Этому же и развитию новых навыков, раскрытию способностей способствуют и проводимые в рамках внешкольной программы конкурсы, проекты, фестивали.

После 9 класса учащиеся сдают основной государственный экзамен , так же как и все школьники страны. По окончании 11 класса – Единый госэкзамен . Выпускники получают документ об успешном окончании курса обучения. Многие из них продолжают свое образование в областных вузах, которые имеют дистанционную форму преподавания.

Социальная адаптация

Помимо неоспоримых преимуществ в сфере получения общего среднего образования, школа «Учимся вместе» помогает детям-инвалидам и ребятам с ограниченными возможностями здоровья интегрироваться в общество .

Многие учащиеся дистанционной школы участвуют в общероссийских и областных олимпиадах, проводимых онлайн, конкурсах, фестивалях. Вместе с педагогами они ведут научно-исследовательские проекты. Кроме того, учеба способствует развитию их навыков работы с оргтехникой, ориентации в виртуальном пространстве. Дети заводят друзей, учатся общаться со сверстниками. Для многих участие в проекте стало возможностью реализовать свои творческие способности.

Помимо этого, со старшеклассниками проводится работа, позволяющая им определиться с будущей профессией и получить нужные навыки. Для девятиклассников это курс «Мое профессиональное самоопределение и рынок труда в Новосибирской области», а для старших – «Технология профессиональной карьеры».

Большим плюсом школы можно считать и то, что возможность получить качественное образование имеют не только городские дети, но и живущие в отдаленных районах и селах. Сегодня заниматься дистанционно в школе «Учимся вместе» имеют возможность дети-инвалиды, живущие во всех районах Новосибирской области.

О правилах организации такого вида обучения смотрите в следующем видеосюжете:

Образование инвалидов представляет собой доступное средство развития, адаптации лиц с отклонениями состояния здоровья на основе льготных условий, предусмотренных законодателем. Учеба для инвалидов организуется учреждениями власти, обеспечивается законодательными актами (), предполагает варианты реализации такого права. Обучение инвалидов предусмотрено как по общеобразовательной программе, так и при получении гражданами с инвалидностью высшего профессионального образования.

Право на образование

Независимо от того, определен ли факт наличия инвалидности, статуса ветерана или иного звания, отличающего человека, субъект наделен возможностью получать профессиональное образование, а также обязан проходить дошкольные и школьные программы обучения. Установление у лица каких-либо отклонений не может стать причиной упразднения такого права.

Инвалид, согласно , - человек с заболеваниями, травмами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и самостоятельного удовлетворения потребностей. Поэтому такие лица требуют специального подхода, обеспечения для них отдельных условий при реализации предусмотренных законом прав, в частности на получение образования.

В первую очередь, право на дистанционное обучение для инвалидов, образование в школе или на дому, при других условиях закрепляется в международном акте «Конвенция по правам инвалидов», которым должны соответствовать нормы федерального законодательства. Указанный пакт предполагает следующие положения относительно получения инвалидами образования:

  • недопустимо исключать инвалида по причине отклонений из системы образования;
  • обеспечение доступа к бесплатному общему образованию, а также среднему и высшему по месту проживания;
  • организация условий, которые делали бы комфортным обучение согласно индивидуальным потребностям инвалида;
  • поддержка инвалидной группы лиц на всех этапах получения образования;
  • организация обстановки, которая помогала бы инвалиду при получении знаний (домашние условия, специальные учреждения, дистанционный характер обучения, заочный режим и так далее).

Общие принципы реализации рассматриваемого института распространяются на каждого человека, получившего групповую инвалидную принадлежность, невзирая на то, взрослые ли это нетрудоспособные граждане или дети-инвалиды.

Опираясь на международные принципы, (статья 19) формирует направления при обеспечении учебы инвалидам:

  • обеспечение условий для использования инвалидами прав наравне с другими гражданами в части получения образования;
  • способствование развитию личности, адаптации, реабилитации, в особенности при обучении детей-инвалидов;
  • интеграция лиц с отклонениями в общество, развитие социальных, коммуникативных возможностей.

Наличие ограничений для указанной категории населения в период прохождения обучения считается прямым нарушением конституционных прав, что недопустимо и дает возможность инвалидам обращаться в уполномоченные органы для защиты собственных интересов.

Виды образовательных программ

В России положение граждан с инвалидностью, без учета конкретной группы, тяжести приобретенного заболевания, приравнивается к общему для остального населения. Ограниченный спектр возможностей из-за отклонений здоровья должен возмещаться не человеком, а государством. Одним из таких мероприятий выступает организация образовательных программ для инвалидов.

Инвалид имеет возможность свободно получать образование. Ребенок может сначала быть дошкольником, посещать детский сад, как и другие дети, после пойти в школу или специализированное учреждение, а далее поступить в вуз. Отсюда выводятся следующие направления образования:

  1. Дошкольное обучение. Доступность такого варианта не может быть ограничена. вправе проходить необходимые надомные мероприятия или же посещать школы.
  2. Общеобразовательные процессы. Здесь предполагается школьное обучение. Для некоторых детей можно организовать либо домашнюю программу, либо посещение школ, в том числе определяющих специфику работы с инвалидами.
  3. Среднее образование. Доступ в техникумы и училища не ограничивается. Подросток по возможности может выбрать то, что подходит.
  4. Профессиональное образование. Вузы принимают на учебу инвалидов и обеспечивают . Например, прохождение обучения бесплатно или упразднение вступительных испытаний.

Кроме того, даже при наличии инвалидности человек может проходить дополнительные виды образования, повышать профессиональные навыки, обучаться в автошколе и тому подобное.

Обеспечение образовательного права ребенка-инвалида в школе и иных учреждениях осуществляется государственными органами, ответственными за разработку специальных программ, направленных на адаптацию детей и реализацию ими своих возможностей. Подключаются также органы социальной защиты, которые непосредственно предоставляют условия для воспитания и развития малышей. Тот же принцип действует и при получении образования взрослыми инвалидами.

При реализации рассматриваемого права определяется такой вопрос: как оплачивается обучение ребенка-инвалида на дому, в школе, вузе и прочих заведениях? В большинстве случаев льготные программы предусматривают как бесплатное образование, так и организацию специальных условий для обучения.

Формы реализации права

Учебные планы для инвалидной категории граждан разрабатываются отдельно уполномоченными органами с учетом специфики состояния таких лиц, особенностей каждой группы и детской личности. При этом для использования конкретной формы следует установить ряд условий.

По общим правилам, ребенок-инвалид может учиться в обычных школах, не входить в специализированный класс, что в большей степени способствует социализации, поступать в вуз и готовиться к экзаменам, как и другие дети. Однако устанавливаются особые случаи, когда требуется применение специальных форм организации обучения таких граждан. К ним относят домашнее обучение, дистанционное, посещение специальных учреждений и программу семейного образования.

Первый вариант - позволить ребенку учиться дома. Здесь важно установление одного из видов заболеваний, предусмотренных . Согласно указанному акту, обучение детей-инвалидов на дому возможно при следующих болезнях:

  • новообразование злокачественного характера;
  • заболевание крови, эндокринной системы, иммунных механизмов;
  • расстройства психики;
  • заболевание глаз;
  • болезнь кровеносной, нервной системы, органов дыхания и пищеварения;
  • заболевание кожи, соединительных, костно-мышечных тканей;
  • нарушение мочеполового механизма;
  • последствия тяжелых травм.

Такой вариант не просто упраздняет необходимость посещать школу, но и предполагает дистанционное обучение детей-инвалидов на дому.

Второй вариант - удаленное или дистанционное обучение детей-инвалидов. Такой методический подход помогает колясочникам, травмированным, иным не передвигающимся лицам получать общее и высшее образование. Причем форма обучения в вузе может быть как очной, так и заочной.

Третий вариант - специализированные учреждения. Такие организации формируют коррекционные, компьютерные, иные специальные классы, направленные на индивидуализацию проблем обучающихся и приспособленные исключительно для детей с отклонениями. Также предполагается подготовка тех, кто получил тяжкие заболевания, ограничен в возможностях и не способен обучаться совместно со здоровыми людьми.

Не секрет, что множество изобретений человечества, которыми мы сейчас пользуемся, изначально были придуманы для инвалидов. Изобретатель телефона Александр Белл на самом деле работал над слуховым аппаратом для своей подруги с плохим слухом. Автор известной образовательной методики Мария Монтессори придумала свою методику, когда занималась с детьми, отстающими в развитии. Может быть, и методы дистанционного образования мы вскоре будем заимствовать у школ для инвалидов? О том, как работает одна из таких школ, "Летидору" рассказала Анастасия Козорез nasty09 , психолог центра "Технологии обучения".

Дистанционная школа называется "i-Школа". Но если совсем официально, то ГОУ Центр образования "Технологии обучения". Ее открыли еще в 2003 году в рамках проекта "Развитие информационной образовательной среды для детей-инвалидов", это проект Департамента образования города Москвы.

В этой школе ребенок учится с 1 по 11 класс, и хотя обучение дистанционное, программа занятий -общеобразовательная. Это значит, что по окончании такой школы ребенок сдает ЕГЭ и получает оценки наравне со всеми. Правда, если ребенок не может приехать для сдачи ЕГЭ в школу, то формируется комиссия, которая будет принимать экзамен на дому.

Все ученики этой школы - дети, имеющие определенные заболевания. Оформление инвалидности дает возможность выдачи ребенку бесплатного технического оборудования, необходимого для учебы, и оплату подключения к Интернету. За время работы школы мы принимали и детей без инвалидности (то есть у родителей не было на руках документов, подтверждающих заболевания), но в данном случае за техническое оснащение отвечали уже близкие.

Для учебы необходим следующий перечень оборудования:

Ноутбук apple или macmini (с ним в комплекте клавиатура, мышь, колонки)
. Веб-камера
. Сканер
. Принтер (с расходниками)
. Графическая планшетка
. Цифровой микроскоп

Работа на курсах возможна и с обычных РС. Для детей, у которых есть трудности в пользовании обычными клавиатурой и мышью (например, при ДЦП), подбирается специальное оборудование.

Среди всех предметов, меня больше всего восхищает беспроводное оптическое следящее сенсорное устройство для людей, которые не могут работать с помощью рук. Устройство фиксирует движения головы, используя их для непосредственного управления указательной стрелкой мыши на мониторе компьютера. По сути, это такая «головная мышь»: она устанавливается на верхней поверхности монитора, а на голове ученика закрепляется передатчик. Мышь полностью заменяет и стандартную клавиатуру, и джойстик, и мышь. Техника нестандартна, и дети вместе с родителями проходят обучение по ее использованию.

Все дети при поступлении проходят консилиум. Дополнительно проводится педагогическое тестирование. На основании этого строится индивидуальная образовательная программа ребенка. Есть несколько ограничений для поступления в школу: умственная отсталость (массовая программа), эпилепсия (работа перед монитором), зрение (необходима справка от окулиста, что нет противопоказаний).

После тестирования ребенок принимается в определенный класс, но он может проходить программу разных классов по разным предметам. можно посмотреть примеры заданий под гостевым доступом (ник и пароль для входа на сайт выдаются при поступлении в школу). Например, ребенок учится в третьем классе. На тестировании он показал, что его уровень по всем предметам, кроме математики, на уровне 3 класса, а математика на уровне 2-го. Тогда в программе будет прописана математика 2-го класса. Но на протяжении учебы программа по математике (темы, часы) будут планироваться так, чтобы была возможность закончить этот курс во время.

Занятия проходят индивидуально или в малых группах. Большая часть занятий проводится дистанционно. Но обязательно есть хотя бы один очный день, когда дети приезжают в школу (кроме тех детей, которые не могут покидать свои дома). В начальной школе очных дней больше, в средней и старшей - меньше.

У школы есть автобусы, которые привозят и увозят детей, которым необходима доставка. Если ребенок по какой-то причине не может приехать в школу в свой очный день (например, в этот день он заболел), занятия проходят дистанционно.

Большинство учащихся составляют дети с ДЦП. В школе есть лифт, туалеты для инвалидов на каждом этаже и специальное оборудование (столы, стулья, подставки). Уже в первом классе детям нужно переходить из кабинета в кабинет. Кабинеты разделены мобильными перегородками. И в одной комнате одновременно может проходить несколько разных уроков. В начале это тяжело, но привыкнуть можно.

На переменах в начальной школе дежурят воспитатели, которые организовывают для детей игры. Родители, по крайней мере, начальной школы, находятся в школе на протяжении всего учебного дня. Работают еще коррекционные специалисты: психологи, дефектологи и логопеды, которые проводят занятия как очно, так и заочно. Но так как школа не является коррекционной, то с ними общаются не все дети.

У каждого ученика свое индивидуальное расписание. Учитывая особенности ребенка, может варьироваться начало и окончание занятий, но идут они так же как в обычной школе. Если у ребенка дистанционный день, значит, он в назначенное время включает компьютер и занимается 40 минут. Потому у него 10 минут перемена и следующий урок.

Во время дистанционного урока идет постоянный контакт с учителем (через skype или i-chat). У учителя есть возможность контролировать рабочий стол на компьютере ребенка. Дистанционные уроки могут проходить в малых группах. Если ребенок не может выходить из дома, то периодически к нему приезжают на дом учителя.

Обучение в школе в основном проектное. Многие проекты учеников в последствии демонстрируются на выставках и участвуют в конкурсах. Кроме основного, в школе есть и дополнительное обучение. На него принимаются дети, находящиеся на надомной обучении в школах Москвы. Они могут выбрать из списка интересующие их курсы (которых нет в их школе, или которые они хотели бы подтянуть). Им также поставляется техника, назначается преподаватель и составляется программа.

У каждого ребенка есть свой куратор (аналог классного руководителя). Он является связующим звеном между школой и родителями. И он контролирует всю документацию по ребенку. Так как одного ребенка сразу ведет несколько учителей, они постоянно общаются по каждому ученику на специальных форумах. Поэтому учитель по математике знает, как прошел, например, урок по русскому языку. Школа использует электронные журналы и дневники, поэтому родители всегда видят успеваемость ребенка, и что он проходит.