Как предотвратить нервный срыв у ребенка? Какие симптомы? Какие ошибки воспитания приводят к нервному срыву у ребенка? Об этом и многом другом в этой статье.

Нервные срывы у детей

Жизнь постоянно ставит над нами свои "естественные эксперименты". От того, насколько крепка наша нервная система, насколько она натренирована к различного рода неожиданностям, зависит нервно-психическое здоровье. Труднее всего в этом отношении детям раннего возраста. Высшие отделы их нервной системы еще незрелы, находятся в стадии формирования, защитные механизмы мозга несовершенны, поэтому легко может наступить срыв, развиться невротическое расстройство. Неправильные приемы воспитания, игнорирование родителями возможности нервного срыва у ребенка при перенапряжении раздражительного или тормозного процесса или их подвижности часто приводят к печальным результатам.

Поясним на конкретных примерах.

  • Ребенка испугала бросившаяся на него собака, он стал заикаться. (Налицо перенапряжение раздражительного процесса).
  • Мать заставляла трехлетнюю дочку есть, угрожая ремнем. Девочка не выносила манную кашу, но "сдерживала" себя, ела через силу, боясь наказания. В результате перенапряжения тормозного процесса у нее развивалась анорексия - отвращение к пище и нервная рвота.
  • Распалась семья. Муж начал судебную тяжбу за право воспитывать сына. Мальчик любил и отца, и мать и ни с одним из родителей не хотел расставаться. А отец и мать попеременно наговаривали ему друг на друга, унижали друг друга. В результате перенапряжения подвижности нервных процессов, их сшибки у ребенка возникли ночные страхи.

Причины нервного срыва у детей

Ошибки воспитания - одна из основных причин детских нервных заболеваний. Однако они не обязательно результат безнадзорности или какого-либо злого умысла. Отнюдь нет. В ряде случаев, если не сказать в большинстве, они совершаются потому, что родители не знают психических, физиологических, возрастных особенностей, свойственных ребенку, а также потому, то не всегда пытаются разобраться в причинах того или иного поступка малыша.

ПРИМЕР:

Вова рос очень любознательным мальчиком. Он cтолько задавал за день вопросов, что однажды бабушка пригрозила ему: "Если сейчас же не замолчишь позову бабу-ягу, она тебя в лес утащит". - "А я убегу! " - "Не убежишь, она тебя заколдует, ноги отнимутся". В это время позвонили. "Вот видишь", - сказала бабушка и пошла открывать дверь. В комнату вошла почтальон, старая женщина, седая, вся в морщинах. Вова сразу понял; баба-яга! Он с ужасом заметил, что баба-яга смотрит прямо на него. "Не хочу в лес! " -хотел закричать мальчик, но голос у него пропал. Он решил убежать в другую комнату, но ноги не действовали, "отнялись". Вова упал на пол. Вызвали скорую помощь. Мальчика положили в больницу. Он не мог ни ходить, ни говорить, лежал все время с крепко зажмуренными глазами.

Мы рассказали вам только об одном достаточно личном случае неправильного поведения взрослых, которое привело к нервному срыву. Запугивания бывают и такого порядка; "Будешь себя плохо вести, тетя врач сделает тебе укол", или "Отдам дяде-милиционеру", или "Не будешь слушаться, утащит собака"... И вот безобидный, виляющий хвостом Шарик, подбежавший к малышу, становится сверхсильным раздражителем, а врач, пришедший к больному ребенку, вызывает у него ужас. "Бука", которым пугали родители, является к малышу ночью во сне, и тот в стране просыпается, кричит, долгое время не может успокоиться. Испуг в результате запугиваний нередко вызывает стрессовую ситуацию, становится причиной невротической реакции. У неподготовленных впечатлительных детей (с ослабленными нервными процессами) испуг может вызвать даже появление "ряженых" на детском утреннике, агрессивность дикого зверя в зоопарке, острое переживание при выступлении воздушных гимнастов в цирке.

ПРИМЕР:

На новогодний утренник Юра попал впервые в жизни. Все ему нравилось на празднике. С изумлением смотрел он на огромную елку среди зала, всю в блестках, игрушках, гирляндах, в разноцветных огнях. Около елки Дед Мороз водил с детьми хоровод. Юра, поначалу оробевший, осмелел, подошел поближе к хороводу. Около него прыгали веселые лопоухие зайцы, пробежала мимо рыжая лиса. Вдруг Юра заметил, как из-за елки, переваливаясь с ноги на ногу, растопырив лапы, вышел большой коричневый медведь - "совсем взаправдашний". Медведь направился к Юре. Вот он уже совсем близко, вот уже поднял над Юрой лапы. Мальчик заметил страшные когти. И пронзительно закричал, бросился к первой попавшейся двери. Дверь оказалась запертой. Тогда он повис на ручке, упал, начал биться головой и руками об пол.

Безусловно, испуг могут вызвать и совершенно непредвиденные обстоятельства, например, стихийное бедствие - землетрясение, пожар, гроза, автомобильная авария. Однако чаще всего причиной испугав причиной возникновения непреодолимой для ребенка стрессовой ситуации являются, помимо запугиваний, неправильные или недостаточные объяснения тех или иных явлений и ситуаций. К примеру, ребенка ведут в зоопарк. Почему бы не объяснить ему, что звери есть и хорошие, добрые, и дикие, страшные. Тогда вряд ли агрессивная реакция, допустим, тигра вызовет у ребенка неожиданный испуг. И, конечно, совершенно не подготовлены дети к скандалам родителей, особенно доходящим до грубых оскорблений и даже драки. Сверхсильным раздражителем является также и безобразное поведение пьяного отца.

Факторы, вызывающие у детей раннего возраста нервный срыв:

  • Острый неожиданный испуг.
  • Длительно действующая психотравмирующая ситуация, которая исподволь вызывает стресс, приводит к сшибке и нервному срыву.

Таким психотравмирующим фактором может быть как неблагополучная обстановка в семье, так и различные взгляды родителей на воспитание. Например, отец чрезмерно строг, наказывает по пустякам, мать же, наоборот, во всем уступает ребенку. К тому же родители в присутствии малыша спорят о методах воспитания. Отец отменяет решение матери, а мать втайне от отца разрешает ребенку не выполнять его указаний и распоряжений. В результате у ребенка происходит сшибка нервных процессов, а также пропадает чувство защищенности, уверенности.

Профилактика нервных срывов у детей дошкольного возраста

При неправильных приемах воспитания у детей могут сформироваться нежелательные черты характера, плохие привычки.

Перед воспитателями малышей стоит задача - привить детям стремление к хорошему и сформировать качества, необходимые для жизни в коллективе. Но следует также, а об этом очень часто забывают, позаботиться о том, чтобы вырастить психически уравновешенного человека, с сильной нервной системой, способного к преодолению трудностей.

Забота о нервной системе ребенка начинается с первых дней его жизни. Мы не будем говорить о значении режима, рационального питания, выполнения гигиенических требований. Все это более или менее известно родителям. Менее известны им правильные приемы воспитания, которые помогают формированию здоровой нервной системы у ребенка.

Примеры жизненых ситуаций

Представьте себе купе поезда. Едет семья - мать, отец и семилетний сын. «Заботливые» родители непрерывно «воспитывают» мальчика: они награждают его подзатыльниками и шлепками едва ли не при каждом его движении и по самым различным поводам, а иногда и без повода. Нельзя предугадать, за что он получит следующий подзатыльник.

Мальчик, видимо, привык к такому обращению, он не плакал, но казался совершенно диким, был возбужден, суетлив. То и дело срывался и начинал носиться по коридору, расталкивая пассажиров, хватал и трогал то, что не дозволено, один раз чуть не открыл стоп-кран. За все это он получил соответствующую мзду. Но его одергивали и тогда, когда он не делал ничего недозволенного.

Как выяснилось, мальчик вовсе не был глупым: он проявлял естественную в его возрасте любознательность. И все же передо это явно больной ребенок.

А вот другой пример: трехлетний Миша, видя, как это делают иные дети, упал на пол и стал колотить ногами, когда мама отказалась выполнить его желание. Мать стояла и спокойно смотрела на сына. Но Миша не прекращал рева, а это для нервной системы очень вредно.

Тогда мама сказала:

Миша, ты испачкаешь свой новый костюм. Возьми газету, подстели и потом можешь лечь на нее.

Миша перестал плакать, поднялся, взял газету, расстелил и, пока он это делал, уже позабыл, зачем ему надо было бить ногами и кричать; полежав спокойно, он встал. С тех пор Мише каждый раз, когда он начинал капризничать, напоминали о том, что, прежде чем лечь на пол, надо подстелить газету. И пока он это делал, он уже успокаивался, и ложиться было незачем.

Мы привели эти два примера только для сравнения: в первом случае «педагогические приемы» родителей привели к нервному заболеванию ребенка, во втором - спокойное и ровное отношение матери, ее приемы воспитания, продуманные с учетом индивидуальных особенностей именно ее аккуратного Мишеньки, предотвратили развитие у него капризов, нервности.

Обратимся опять к первому примеру. Что именно привело ребенка в состояние нервного возбуждения? Разноречивые требования родителей, т. е., говоря языком физиологов, «сшибка нервных процессов»: мальчик получал определенное распоряжение одного из родителей и тут же противоположное требование другого.

Беспорядочность распоряжений вызывала такое же хаотическое состояние в его нервной системе. Беспрерывные болевые раздражения также, несомненно, оказывали вредное влияние на его нервную систему.

Прибавим к этим убедительным словам и то, что страх, боль расстраивают нервную систему.

Известный психиатр С. С. Корсаков писал, что возраст обусловливает особую для каждого периода жизни неустойчивость и ранимость нервной системы, вследствие чего болезненные явления вызываются причинами, особенно сильно действующими именно в данном возрасте.

Дошкольный возраст имеет своеобразные черты, накладывающие отпечаток на невротические проявления ребенка.

Характерной чертой является преобладание чувств над разумом. Это делает ребенка особенно ранимым и восприимчивым к нервным потрясениям. С точки зрения взрослых причины этих потрясений иной раз кажутся незначительными, но совсем другими представляются они ребенку. Дети еще не способны полностью осмыслить полученные впечатления и оценить их разумно. Отсюда столь часто встречающиеся у детей так называемые детские страхи, переходящие порой в состояние невроза. Дети пугаются всего неизвестного и непонятного.

Дети страдают в тех случаях, когда они не могут осмыслить ситуации, в которой им приходится жить. Например, они не могут разрешить семейных конфликтов и судить о том, кто прав и кто виноват в семейных ссорах. Дети оказываются в клубке противоречивых переживаний, а сила этих переживаний у них бывает острее, чем у взрослых.

Очень часто можно услышать от взрослых: «Он еще маленький, он ничего не понимает». Это представление о маленьких как бы освобождает родителей от ответственности за свое поведение. Взрослые забывают о том, что это «непонимание» и есть то, от чего дети могут пострадать. Взрослые редко думают о том непоправимом вреде, который они причиняют детям, делая их участниками своих ссор. Атмосфера вражды, в которой приходится жить ребенку, может стать причиной его нервного состояния.

Особенность дошкольного возраста -тесная связь психики с физическим состоянием. Мы могли бы то же самое сказать и о взрослых людях, но у детей эта связь еще непосредственнее.

Появления нервности чаще всего встречаются у детей физически ослабленных. А на период детства падает большое количество инфекционных заболеваний, представляющих благоприятную почву для возникновения нервных состояний.

В историях болезни нервных детей мы находим упоминания и о различных факторах, неблагоприятно действующих на нервную систему. Неблагоприятные факторы могут быть дородовыми - неблагополучная беременность матери, травма во время родов, послеродовыми - инфекции, ушибы головы и т. д. Каждая из этих вредностей может стать причиной самостоятельного, иногда серьезного заболевания, но чаще всего она ослабляет нервную систему ребенка. Дети со слабой нервной системой плохо приспосабливаются к окружающей среде, не способны преодолевать трудности, которые легко преодолеваются здоровыми. Именно дети с ослабленной нервной системой чаще всего заболевают неврозами.

Обычно у детей преддошкольного и школьного возраста при неврозах расстраивается функция тех или иных внутренних органов, и чаще всего та из них, которая была ослаблена ранее. Так, нервная рвота, расстройство пищеварительных органов, снижение аппетита наступают после перенесенной дизентерии или диспепсии. Расстраиваются также те функции, которые еще не окрепли: появляется энурез (недержание мочи) или расстройство речи; обычно заикание или же потеря речи (что бывает при сильных потрясениях) возникает у детей с задержкой в развитии речи или же с какими-либо иными ее дефектами.

Профилактика нервных срывов у детей школьного возраста

У старших дошкольников и младших школьников появляются и другие симптомы нервности, например: часты двигательные расстройства - тики, навязчивые движения.

Различные симптомы нервности никогда не бывают единичными. При невротических состояниях меняется весь облик ребенка. Он становится вялым и безынициативным или же, наоборот, слишком подвижным и суетливым, теряет контроль над своим поведением.

У таких детей понижается работоспособность, ухудшается внимание. Если причина нервного состояния не устранена, то меняется характер ребенка. Он может остаться в дальнейшем таким же вялым и безынициативным или же возбудимым и недисциплинированным.

Нервные дети легче поддаются дурным влияниям, так как не способны к нервному напряжению, не могут противостоять собственным влечениям. Однако из сказанного не надо делать слишком мрачных заключений. Обследование взрослых, лечившихся в детстве от тех или иных проявлений нервности, показывает нам, что большинство из них здоровы, успешно учатся и работают.

Детская психика гибка и жизнеспособна. При благоприятных условиях дети поправляются.

Лечить нервнобольного ребенка благодарная задача. Даже тогда, когда детским психиатрам приходится встречаться с тяжелыми неврозами, вылечить ребенка иногда удается в основном обычными педагогическими приемами, применимыми и в домашних условиях.

Основной метод лечения нервнобольных детей — психотерапия. Этим методом пользуются и врачи и педагоги, хотя последние его так не называют. Один из методов психотерапии — перемена обстановки, устранение причины, вызвавшей заболевание, приток новых радостных впечатлений.

Наряду с этим должен быть применен и другой метод психотерапии, который на языке психиатров носит название «речевой». Под этим подразумевается лечение словом. Авторитетное слово воспитателя имеет громадное значение при лечении нервнобольных детей.

Один из эффективных психотерапевтических приемов - так называемый метод стимуляции. При этом методе ставится цель — пробудить в ребенке желание выздороветь. Наша конечная цель заключается в том, чтобы ребенок сам приложил собственные силы к выздоровлению и тем самым научился преодолевать и впоследствии жизненные препятствия. При применении этого метода особенно значимо слово воспитателя.

Победа над болезнью переживается даже самыми маленькими детьми именно как победа — они становятся увереннее в себе, жизнерадостнее.

Истерики у ребенка. Краткие приступы истерик иногда полезны. Истерики снимают внутреннее напряжение, дают выход скопившимся отрицательным эмоциям. Поэтому воспринимайте истерики у ребенка как возрастную неизбежность.

Истерики у ребенка

Причины истерик у ребенка

  • Привлечение внимания к себе. Истерика - верное средство добиться этого. Поэтому уделяйте малышу как можно больше времени. Перед приходом гостей постарайтесь занять ребенка какой-нибудь интересной для него игрой;
  • нервный срыв. Нервный срыв может произойти, если ребенок очень хочет что-то сделать или получить, но его лишают этого. Или если ребенка принуждают к тому, чему он противится всей душой. Поэтому, взрослым надо отстаивать свою позицию по очень важным вопросам, по мелочам можно уступать ребенку. Пусть малыш наденет маечку, которая ему нравится, возьмет на прогулку игрушку, которую сам выбрал;
  • чувство голода. Дети могут раздражаться, если голодны;
  • усталость, перевозбуждение. Не требуйте от малыша слишком многого. Пусть он отдыхает почаще, в течение дня - это поможет снять эмоциональное напряжение.
  • растерянность. Не разрешают что-то сделать, но не объясняют почему. Или мама разрешает, а папа запрещает;

Что делать, если истерика началась?

  1. Отвлеките малыша. Подведите к окну, посмотрите вместе на улицу. Предложите погулять.
  2. Если малыш громко плачет, попробуйте "пореветь" вместе с ним. Постепенно снижайте громкость своего плача и переходите на шмыгание носом. Малыш, скорее всего, начнет копировать вас. Насопится вдоволь и успокоится. Приласкайте малыша.
  3. Если малыш устроил рев в многолюдном месте, иногда не стоит торопиться с "эвакуацией". Пусть малыш выпустит пар, отведет душу, потом пойдет за вами.
  4. Используйте игрушки-отвлекушки. Ребенок нахмурился и приготовился к истерике? Можно дать ему в руки барабан или другой крепкий музыкальный инструмент, пусть сорвет зло. А можно показать какую-нибудь интересную вещицу - отвлечь внимание.

Предупреждение нервных срывов и неврозов у детей

Двумя основными состояниями клеток коры головного мозга (органа психической деятельности) являются возбуждение и торможение. За счет процессов возбуждения выполняются те действия, которые удовлетворяют наши потребности и желания, возникшие под влиянием окружающей среды или запасов, имеющихся у нас, предыдущих впечатлений - так называемых психологических установок.

Механизмы нервных срывов у детей

За счет процессов торможения подавляется излишняя активность наших поступков, выполнение которых привело бы к нежелательному конфликту с окружающей, в первую очередь социальной, средой.

Если раньше считалось, что вся психическая деятельность сосредоточена только в коре головного мозга, то современная наука, свидетельствует о роли и подкорковых (расположенных в глубинах мозга) образованиях. Их состояние в значительной мере обусловливает возбуждение и торможение клеток коры.

На работу коры головного мозга влияет также состояние всего организма. На фоне тех или иных конституциональных особенностей организма чаще развиваются те или иные формы невротических реакций. Общие заболевания (инфекционные, эндокринные, гематогенные и т.д.), ослабляя организм в целом и неразрывно связанную с ним нервную систему, делают ее более ранимой и повышают вероятность возникновения невроза при тех или иных «психологических» вредностях, которые и являются основной причиной невроза.

И.П.Павловым и его школой было установлено, что нервный срыв (невроз) возникает по одному из трех физиологических механизмов:

  • при перегрузке процессов возбуждения;
  • при перегрузке процессов торможения;
  • при их «столкновении», т.е. когда одновременно сталкиваются возбуждение и торможение.

Чаще всего срыв происходит по механизму перегрузке процессов возбуждения. Когда на приеме к психоневрологу родители приводят ребенка с каким-либо нервным влиянием (страхи, бессонница, раздражительность, капризы, заикание, подергивание, ночные страхи и т.д.), то в подавляющем большинстве случаев они уверенно заявляют, что причиной являются психические поражения ребенка, в первую очередь испуг. На первый взгляд, все ясно. У ребенка еще слабая нервная система, и резкое пугающее впечатление оказалось для нее слишком сильным. Отсюда вытекают рекомендации: создать такому ребенку охранительный, щадящий, лишенный всяких резких впечатлений.

Однако если мы вдумаемся в механизм образования нервного срыва и внимательно присмотримся и проанализируем, что здесь происходит, перед нами неожиданно откроется совсем другая картина. Как неоднократно подчеркивали ведущие отечественные психоневрологи, невроз и у взрослых никогда не возникает от силы или характеры раздражителя, а только от его, как мы говорим, «сигнального значения», т.е. невроз вызывают не сами зрительные, слуховые, болевые и прочие впечатления, а то, что с ними связанно в сознании данного человека, в его жизненном опыте. Например, вид горящего здания может вызвать невроз только в том случае, если человек знает (или предполагает), что в огне гибнет кто-то для него дорогой и что-то для него ценное.

Ребенок не имеет достаточного собственного жизненного опыта и судит об опасности или безопасности происходящего по реакции взрослых, в первую очередь родителей и воспитателей.

Примеры:

Девочка, уже школьница, панически боится мышей, даже на картинках. В остальном она даже храбрая девочка: не боится ни собак, ни коров. В чем же дело? Оказывается, когда она еще ходила в детский сад, во время занятий в углу прошмыгнул мышонок и воспитательница (высший авторитет для ребят) с визгом вскочила на стол, закрепив этим неосознанное восприятие, что «страшнее мыши зверя нет».

Мальчик шести лет, будучи в цирке на представлении с дрессированными медведями, увидев направляющего в его сторону на мотоцикле медведя, дико закричал от страха и сначала вовсе потерял дар речи, а затем длительно заикался. В чем же дело? Почему тысячи детей с наслаждением смотрят на дрессированных медведей, а он стал невротиком? Оказалось, что, когда ему было 2-3 года, бабушка, если он не слушался, пугала его, что придет медведь, и тем самым образ направляющегося к нему медведя стал символом самой страшной опасности.

Интересно, что в другом случае девочка четырех лет, которую на цирковом представлении обхватил вырвавшийся в публику медведь, несмотря на действительно крайнюю опасность, не только не испугалась, но и заявила потом: «Ведь это ученый медведь, он знает, как надо обниматься».

Таких примеров можно привести много.

Дети обычно «храбрее» взрослых: они не бояться лазить на высокие деревья, устраивать костры в квартире, даже просовывать руку в клетку к зверю, и лишь указания взрослых, чем то грозит, развивает у них страх перед подобными действиями.

Опыт показывает, что дети, у которых возник невроз от какого-то «испуга», до этого неоднократно испытывали несравненно более сильные потрясения (ушибы, ожоги, укусы животных, наказания и т.п.), вызывающие у них кратковременный плач, так как они не сопровождались соответствующей сигнализацией взрослых об их опасности. Даже сильная боль ни у ребенка, ни у взрослого не вызовет невроза, если они знают, что она безопасна (от зубной боли никто не стал невротиком), но умеренные неприятные ощущения могут стать основой стойкого невроза, если испытывающий их полагает, что они опасны (как часто сжимающие ощущение в области сердца приводит к тяжелому кардионеврозу - навязчивому страху за свое сердце.

Даже в тех случаях, когда у ребенка настоящее горе, вызванное действительно трагическими событиями (например смертью матери), лаской и спокойным объяснением можно постепенно утешить ребенка и не дать перерасти этому горю в стойкий невроз.

Чем младше ребенок, тем слабее развиты в его коре тормозные процессы и тем легче они срываются при их перегрузке. Это происходит, если ребенку все время кричат: «нельзя!», «перестань!», «не трогай!», «сиди смирно!».

Ребенок имеет право на радостную активную жизнь; он должен и поиграть, и побегать, и даже пошалить. Дайте ему больше свободы и самостоятельности. Запрещать, как уже говорилось, можно и нужно лишь, то, что абсолютно недопустимо, но в этом случае необходимо запрещать твердо и безоговорочно.

Срыву тормозного процесса и развитию безудержности способствует и частое применение наказаний, связанных с длительным лишением свободы и подвижности: ставят в угол, лишают прогулок и т.п. Лишение свободы, перегружая тормозной процесс, всегда повышает агрессивность. Именно поэтому цепная (посаженная на цепь) собака есть синоним злости.

По механизму «столкновения» возбуждения и торможения - невроз может возникнуть тогда, когда одно и то же событие или поступок имеет и положительное, и отрицательное подкрепление. Например, ребенок испытывает нежность к новорожденному брату и одновременно неприязнь к нему за то, что он отвлекает на себя внимание матери; или одновременно испытывает любовь к отцу, покидающему семью, и ненависть к нему за это. Однако чаще подобный срыв происходит по вине родителей, когда сегодня ребенка наказывают за то, что вчера сходило безнаказанным; когда один из родителей разрешает или даже поощряет то, за что другой ругает; когда дома потакают тому, за что взыскивают в детском саду или школе.

По какому бы из этих трех механизмов ни возник нервный срыв у ребенка, закрепляется он и переходит в стойкий невроз, если начинает приносить какие-либо реальные или моральные выгоды, о чем мы выше говорили.

Необычное поведение ребенка мы привыкли списывать на капризы, плохое воспитание или переходный возраст. Но это может быть совсем не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Так могут маскироваться симптомы нервного расстройства ребенка.

Как могут проявляться нервно-психические расстройства у детей, как распознать психологическую травму и на что обязательно нужно обратить внимание родителям?

Здоровье ребенка – естественный предмет тревоги родителей часто уже с периода беременности. Кашель, сопли, температура, больной живот, сыпь – и мы бежим к врачу, ищем информацию в интернете, покупаем лекарства.

Но есть и неочевидные симптомы нездоровья, на которые мы привыкли закрывать глаза, считая, что ребенок "перерастет", "это все неправильное воспитание", или "просто у него такой характер".

Обычно эти симптомы проявляются в поведении. Если вы заметили, что ребенок странно себя ведет, это может быть одним из симптомов нервного расстройства. Ребенок не смотрит в глаза, не разговаривает, часто впадает в истерики, все время плачет или грустит, не играет с другими детьми, агрессивен по малейшему поводу, гипервозбудим, плохо удерживает внимание, игнорирует правила поведения, пуглив, чересчур пассивен, имеет тики, навязчивые движения, заикание, энурез, частые кошмары.

Нервный срыв – психическое состояние, сопровождающееся неадекватным поведением человека, аффективными реакциями. Это ответ организма на длительные, высокие перегрузки. Проще говоря, это то, что в народе называют «лопнуло терпение», «чаша переполнилась», «как-то все навалилось».

Это защитная реакция организма. Если человек длительное время полноценно не отдыхает, сдерживает в себе отрицательные эмоции, пребывает в состоянии , то рано или поздно психика возьмет инициативу в свои руки. Нервный срыв – выплеск внутреннего напряжения, показатель максимального переутомления.

Пик нервных срывов выпадает на 30-40 лет, и это не случайность. На этот период приходится максимальная активность человека в работе, построении семейной жизни. Действительно наваливается много всего и сразу, нужно успеть везде: быть хорошим специалистом, примерным мужем и отцом, отличным другом, порядочным гражданином.

Причины

Предпосылки нервного срыва:

  • умственное и физическое истощение, перегрузки;
  • , например, потеря близкого человека, расставание;
  • продолжительные конфликты, ссоры, трудности в отношениях;
  • неудачи на работе или в личной жизни;
  • условия повышенной ответственности на работе, в обществе, семье;
  • потеря работы, финансовые трудности;
  • развод;
  • известие о смертельной или серьезной болезни, в том числе близкого человека;
  • инвалидность;
  • систематические недосыпы;
  • недоедание, диеты;
  • изнурительные тренировки.

Нервный срыв чаще возникает на фоне неприятных событий и жизненных изменений, но и, казалось бы, приятные моменты или ситуации, с которыми человек справляется, могут вызвать напряжение и срыв: рождение ребенка, свадьба, переезд, смена работы, начало трудовой деятельности и т. д.

Группа риска

Вероятность нервного срыва зависит не только от силы влияния факторов, но и от особенностей человека: уровень , свойства психики, особенности личности.

В группу риска входят:

  • люди с тревожным расстройством и как чертой характера;
  • личности, люди с другими расстройствами;
  • невротические личности;
  • люди с нарушенным гормональным фоном, заболеваниями;
  • нарко- и алкозависимые.

Усугубляет ситуацию авитаминоз. Нехватка калия, магния, кальция, витаминов группы В и Е вызывает ослабление деятельности нервной системы.

Что делать

Бороться нужно не с нервным срывом, а с его причиной. А причина одна – . Но вот факторы, вызвавшие его, у всех людей разные. Лучше пройти курс психотерапии, чтобы разобраться с истинными причинами.

Независимо от возраста в момент срыва важны следующие действия:

  • Безопасность. Нужно сделать все, чтобы человек не покалечил себя и других. Для выплеска энергии можно дать ему побить подушку, грушу или поручить тяжелую физическую работу.
  • Принятие. В момент срыва нельзя кричать на человека, осуждать, винить в истеричности, просить успокоиться. Дайте выпустить пар.
  • Поддержка. Можно проговаривать чувства человека и предлагать свою помощь: «Ты зол, давай вместе подумаем, как это исправить. Я хочу тебе помочь». Не стоит говорить «я тебя понимаю». Подсознательно это злит, ведь каждый человек убежден в уникальности своих проблем. Часто это действительно так. А вот рассказать похожую, пусть и выдуманную историю можно: «А знаешь, мне как-то…».
  • Сдержанность и холодность реакций. Человек сам максимально заряжен эмоциями. Не нужно сюсюкаться, мямлить что-то, передавать свое напряжение. Говорите односложно по типу командования.
  • По возможности оставьте человека одного или останьтесь с ним один на один, но не забывайте про безопасность.
  • После того как он успокоится, обеспечьте отдых и восстановление сил: сон, питье, покой. Не устраивайте сразу же «разбор полетов».

Если человек не агрессивен, а пребывает в состоянии шока, дрожит, то снять тремор можно с помощью его ускорения. Потрясите человека за плечи, но проговаривайте свои действия, чтобы он не принял это за агрессию.

Срыв у ребенка

Дети подвержены стрессам не меньше взрослых, а в некоторых ситуациях и больше, например, в момент адаптации к школе. Нервный срыв у ребенка – это истерика.

Что делать:

  1. Быстро уберите все, чем ребенок может навредить себе или окружающим. Если истерика сильная, то физически сдерживайте самого ребенка.
  2. Отвлеките его. Начните неожиданно вести себя: хлопните, крикните. Или покажите любимую игрушку. Вам виднее, на что отреагирует ребенок.
  3. Охладите ребенка, умойте.
  4. Оставьте ребенка наедине с собой, но не выпускайте из виду. Не давите, но и не переставайте контролировать ситуацию.
  5. Заварите и напоите травяным чаем.

Ни в коем случае не кричите на ребенка, не отвечайте такой же истерикой, не воспринимайте его оскорбления всерьез. Все, что нужно в этот момент – тотальное принятие, обеспечение безопасности. Поговорите потом, когда эмоции выйдут.

Как и в случае со срывами у взрослых, нужно разобраться с истинной причиной срыва у ребенка: страх, переутомление, проблемы с друзьями, обида на взрослых, деструктивное , конфликты мамы и папы.

Представленные методы – экстренная помощь в момент самой истерики, но это не решение проблемы. Поговорите с ребенком, попросите нарисовать то, что его тревожит, обратитесь к психотерапевту. Детям с запущенными проблемами нужны сеансы у психолога.

Срыв у подростка

Подростка физически сдержать сложнее, но также нужно максимально обезопасить пространство. Оставьте подростка одного, но не теряйте контроль. Позвольте выпустить пар: кричать, плакать. Постарайтесь избежать его ухода из дома, не провоцируйте на это. Не лезьте с разговорами, пока подросток этого не хочет.

После приступа предложите свою поддержку. Поговорите о том, что волнует ребенка. Если он не может открываться вам или вы не знаете, как помочь, то обратитесь к психотерапевту.

Срыв у взрослого

В момент эмоционального взрыва человека нужно успокоить с помощью симптоматических медикаментов. Опять же за выпиской рецепта лучше обратиться к врачу. Он осмотрит, назначит соответствующие препараты: антидепрессанты, транквилизаторы, успокоительные.

Самостоятельно можно принять растительное седативное средство: валериана, пустырник, мелисса. Рекомендуется провести пару дней дома, отлежаться.

Послесловие

Главная причина срыва – хронический стресс. Не нужно терпеть. Выход есть всегда, но также всегда позитивные изменения находятся за пределами , окружены

Вчера мы начали разговор о нервных срывах у дошкольников и младших школьников, и выяснили с вами, что в большей части нервных срывов и проблем психики детей «повинны» родительские пробелы в воспитании и дурной пример собственного неправильного поведения. Давайте поговорим с вами далее и разберем несколько примеров.

Примеры положительного и отрицательного влияния взрослых

Для иллюстрации влияния взрослых на формирование неврозов у детей приведу несколько примеров, отражающих неверную и верную реакции родителей и других взрослых, участвующих в воспитании.

Ольга Р., 7 лет, до истерики боится мышей, даже на фотографиях и картинках, хотя в целом достаточно храбрая девочка, не боящаяся ни собак, ни диких животных. Почему же такая паника при виде мышей? Все дело в том, что еще будучи воспитанницей детского сада, во время занятий, она стала свидетелем панической реакции воспитательницы на прошмыгнувшего по полу мышонка. Воспитатель была высшим авторитетом для ребенка, и девочка запомнила реакцию женщины, которая с визгом и жутким криком вскочила на стул. В подсознании ребенка закрепился стереотип «мышь – это жуткий зверь!».

Никита Ш., 6 лет, пошел с мамой в цирк на представление с дрессированными медведями. Когда ребенок увидел медведя, который направился в его сторону на самокате, ребенок очень сильно закричал и потерял дар речи, а в дальнейшем стал заикаться. Почему так произошло, ведь многие дети бывают на подобных представлениях, но не боятся? При выяснении обстоятельств было выяснено, что в три года ребенок был длительно у бабушки в деревне, которая за непослушание пугала ребенка тем, что придет медведь и утащит его в лес. Символ медведя стал для ребенка шоковым фактором, и при встрече с настоящим медведем произошел срыв.

Ирина У., 4 лет, шла по улице с мамой, и на них кинулась соседская собака. Не смотря на опасность девочка не испугалась, так как мама ей всегда говорила, что собака – друг человека. Она потом сказала маме «собака лаяла и что-то хотела нам сообщить, поэтому так резко к нам подбежала». Это правильный стиль воспитания мамой, без запугивания и сгущения красок. И это далеко не все примеры разных подходов в воспитании.

Дети обычно по-другому воспринимают опасность и они смелее взрослых. Вспомните, как в детстве вы не боялись забираться на высокие деревья, совать руки в клетки к зверям, разжигать костры или прыгать через глубокие канавы и рвы. Чувство страха формируется у детей на основе реакций родителей и накопления собственного негативного опыта. Приводят к боязни в основном указания взрослых на то, что это больно, опасно или страшно. По опыту было показано, что те дети, у которых возникали неврозы в результате сильного испуга, ранее в своей жизни испытывали многократно достаточно выраженные и сильные потрясения в результате ушибов или ожогов, наказаний или укусов животных. Эти реакции вызывали у них кратковременные реакции плача, но при этом они не сопровождались соответствующими реакциями взрослых об опасности. Также стоит знать, что даже сильные боли как у ребенка, так и у взрослого человека не вызовут невроза, если знать, что подобные боли не опасны – например, зубная боль это неприятно, но от нее нет неврозов.

Однако, умеренные, но длительные по времени неприятные ощущения могут становиться причиной стойких неврозов, если ребенок, который их испытывает, будет полагать, что такие проявления опасны для жизни и здоровья. Например, сжимающие или колющие боли в области сердца могут приводить к развитию тяжелых кардионеврозов из-за страха за то, что сердце может остановиться. Но с другой стороны, даже тяжелые эмоциональные потрясения и горе детей, которое провоцируется достаточно трагическими событиями (гибель близкого человека), при тактичном и ласковом подходе и спокойном объяснении может утешить малыша и не дать его проблемам перейти в неврозы. Стоит помнить, что чем младше ребенок, тем менее развитыми в коре головного мозга будут процессы торможения, тем легче будут происходить срывы при перегрузке нервной системы. Это может происходить потому, что ребенка все время одергивают – «перестань», «это нельзя», «сиди спокойно» или «не тронь!».

Стоит помнить – что дети непоседливы и любознательны, они имеют право на активную и радостную жизнь, им физически необходимо играть, бегать, шалить и скакать, это выход для их неуемной энергии. Нужно дать им больше самостоятельности и свободы в поведении, а запрещать необходимо лишь то, что является абсолютно недопустимым или угрожающим жизни и здоровью. Но в таком случае необходим строгий, твердый и безоговорочный запрет. Срывам в тормозных процессах ребенка и развитию его гиперактивности и неуемности может способствовать частое и необоснованное применение наказаний, которые связаны с длительным ограничением их свободы передвижения и подвижности. Это такие наказания как постановка в угол, лишение прогулок, запрет на бег или прыжки с сажанием на стульчик. При лишении детей свободы передвижения происходит перегрузка тормозных процессов, что приводит к повышению агрессивности (вспомните: собаки на цепи – символы агрессии).

В этом возрасте – это столкновение процессов как возбуждения, так и торможения. Это ситуации, когда один и тот же поступок ребенка или событие в его жизни имеют одновременно как положительное подкрепление, так и отрицательное. Так, к примеру, ребенок испытывает к новорожденному младшему ребенку одновременно и нежность, и неприязнь из-за того, что малыш отвлекает на заботы о себе слишком много внимания матери. Либо другая ситуация – ребенок при расставании родителей испытывает к уходящему отцу одновременно и любовь, и обиду за то, что он бросает семью. Но это не особо типичные ситуации, гораздо чаще происходят срывы по вине самих родителей и их противоречивого отношения к ребенку, когда ребенка в один день наказывают за те проступки, которые до этого были вполне допустимыми, или когда мама разрешает делать или даже поощряет делать то, что категорически запрещает отец. Кроме того, плохо, когда родители потакают капризам и поступкам, за которые ребенок может быть наказан в школе или детском саду. Каков бы ни был механизм развития нервного срыва и невроза у ребенка, он постепенно закрепляется и переходит в стойкие неврозы, особенно если такое нервное состояние для ребенка приносит какие-либо моральные или физические выгоды.

Как это лечить, как бороться?

В отличие от многих других патологий – лечение нервных расстройств у ребенка является достаточно эффективным. Даже в случаях достаточно тяжелых неврозов у детей, с которыми работают психиатры, вылечить ребенка вполне можно с применением педагогических приемов, которые можно применить даже в домашних условиях при помощи специалиста. Основным методом в лечении нервных срывов и неврозов являются методы психотерапии, которым пользуются как врачи, так и педагоги и психологи, хотя они этот метод так и не называют. Одним из самых положительных методов в психотерапии является смена обстановки и устранение причин, которые вызвали отклонения в психике, а также формирование притока новых позитивных и радостных впечатлений. Помимо этого может применяться также и другой метод психотерапевтического воздействия, который специалисты называют речевым методом. Это лечение словесными воздействиями на ребенка и его сознание. При этом авторитетные слова воспитателей у детей имеют особенно большое значение при терапии нервных расстройств.

Одним из методов, применяемых в психотерапии, является методика стимуляции, при которой основной целью ставится пробуждение в ребенке желания быстро и полностью выздороветь. И в конечном итоге необходимо сделать так, чтобы ребенок сам прикладывал свои собственные силы к процессу выздоровления, таким образом он еще и научится преодолевать в дальнейшем препятствия на жизненном пути. В этом методе особенно весомым будет слово именно воспитателей и врачей, как авторитетов для малыша. При этом даже маленькие победы в борьбе с заболеванием станут для ребенка огромным стимулом для движения дальше, они придадут уверенности в себе и жизнерадостности. Родителям важно всячески поддерживать и подбадривать ребенка, говорить ему о том, какой он молодец и как хорошо он справляется со всем, а также договориться о едином стиле воспитания, чтобы в дальнейшем не происходило перекосов.

Нервная система ребенка и его обычное поведение разительно отличаются от тех же характеристик взрослых людей. Дети очень ранимы, восприимчивы к изменениям, чаще всего они проявляют огромный спектр эмоций, а настроение малышей может меняться много раз в день. Чем старше ребенок, тем адекватнее и многограннее он оценивает ситуации, которые с ним происходят. Иногда серьезные потрясения могут привести к нервному срыву.

Что такое нервный срыв?

Как ни странно, такие неприятные ситуации случаются не только со взрослыми, но и с малышами. Избыток эмоций, вызванный страхом, бессилием, обидой и другими чувствами, выплескивается наружу и словно сигнализирует: «Я в опасности!», «Так не должно быть!», «Я так не могу!» и т. д.

Как проявляется нервный срыв у детей?

Обычно главным признаком нервного срыва у ребенка является бурная истерика. Малыш может кричать и безудержно плакать, бросать вещи, рвать и бить все, что попадает под руку, выкрикивать ругательства и плохие слова. Такие симптомы медики считают неплохим проявлением накопившихся внутри негативных эмоций и советуют не пресекать это, а позволить ребенку выкричаться, выплакаться, а не подавлять негатив в себе. Родители должны не вмешиваться в ситуацию, если ребенок не причиняет себе вреда, а поговорить с ним о причинах после истерики, когда малыш сам успокоится.

Намного хуже другие симптомы нервного срыва, когда ребенок тихо рыдает, забивается в угол, грызет ногти и рвет на себе волосы. Это похоже на беззвучную истерику, при которой малыш ничего не говорит и не хочет идти на контакт со взрослыми. Такая ситуация сложнее, поскольку эмоции, вызвавшие нервный срыв, все так же таятся в душе крохи и не находят выхода.

Почему возникает нервный срыв у ребенка?

Часто детям трудно настроиться на изменение графика, например, когда они идут в первый класс и сталкиваются с новыми трудностями. Новый коллектив, в котором не всегда удается построить правильные отношения, может вызвать негативные эмоции. Развод родителей или постоянные скандалы в семье, когда ребенок не знает, что ему делать и кого защищать, ведь он любит обоих родителей одинаково. Случается так, что один и тот же поступок малыша вызывает в корне противоположную реакцию у взрослых, когда один его поддерживает, а другой может даже наказать.

Часто причиной нервного срыва становится страх, внезапный испуг, стрессовая ситуация (на ребенка на улице начала лаять собака, он потерялся и т. д.).

Вообще специалисты главной причиной нервных срывов у детей называют неправильную реакцию их родителей на разные ситуации и поведение ребенка. Крик взрослых, угрозы, наказание, порицание крохи за любые проступки — это все провокаторы нервного срыва у малышей в будущем.

Если, например, ребенок, гуляя с мамой, замечает подбежавшую собаку, он не знает, как реагировать, но наблюдает, как ведет себя мама. Если она пугается, начинает кричать или убегать, у нее начинается истерика, то, скорее всего, ребенок будет вести себя так же. Но если мама будет абсолютно спокойна и сдержанна и скажет ребенку, что ему нечего бояться и собака просто пришла поздороваться с ними, то, вероятно, что в другой ситуации малыш будет сохранять спокойствие.

Как вести себя взрослым?

Если видите, что ребенок готов «взорваться», постарайтесь разрядить обстановку: обнимите его, улыбнитесь, постарайтесь отвлечь его или переключить внимание крохи на что-то другое.

Когда истерика началась, контролируйте ребенка, чтобы он не навредил себе и окружающим. Дайте ему выкричаться, возможно, оставьте ненадолго его в одиночестве. После срыва обнимите и поговорите с ним, успокойте и убедите его в том, что у него есть поддержка. Постарайтесь разобраться в причинах и сделайте вместе какие-то выводы. Ни в коем случае, не заставляйте ребенка извиняться перед окружающими за свое поведение. Так вы вынуждаете его заново пережить стресс.

Если нервные срывы у ребенка стали регулярными, задумайтесь о причинах и обратитесь к психологу за помощью. Не пускайте все на самотек!