По статистике, аэрофобией (боязнью самолётов) страдают 20-30% взрослых людей, и это несмотря на то, что данный вид транспорта является самым безопасным на земле. Я не буду вдаваться в подробности о том, по каким причинам люди боятся летать, какие чувства испытывают и как реагируют на малейшее изменение шума двигателя или перешептывание бортперсонала. Советы в стиле: «Постарайтесь не думать о плохом», «Постарайтесь расслабиться», «Не смотрите фильмы о катастрофах» и т. д. не работают, уж я то знаю!

Когда накрывает паническая волна, очень сложно взять себя в руки до посадки авиалайнера. Но хорошая новость заключается в том, что перебороть страх перед полётом всё же можно. Я, как человек, который входит в отряд трусов (ударение на У), расскажу про эффективные способы, которые помогают преодолеть страх.

7 способов преодолеть страх полёта

Первое и самое эффективное для меня средство - алкоголь. Причём для себя я открыла эту панацею совсем недавно. Раньше я никогда не пила алкоголь до/вовремя полёта, но когда мы летели в Индию авиакомпанией Emirates, на борту пассажирам бесплатно предлагали спиртные напитки. Две бутылочки по 50 мл. разбудили во мне бесстрашного путешественника. Страх полёта, как рукой сняло, я с интересом смотрела в окно иллюминатора, либо читала книгу без навязчивой мысли, что мы все умрём.

Достаточно выпить совсем немного, чтобы побороть чувство паники, напиваться «в хлам» нет никакой необходимости. Тем более, многие авиакомпании не допускают на рейс пассажиров в алкогольном опьянении. Многие говорят, что пить алкоголь во время полёта вредно, что алкоголь расширяет сосуды и ещё больше усиливает чувство страха. Возможно это и так, я ни в коем случае никого не агитирую, а лишь делюсь теми методами, которые помогают лично мне.

Я всегда беру с собой успокаивающие средства. Зачем советы, как не бояться летать на самолёте, если можно принять чудодейственную таблетку?! Как правило, меня спасает Новопассит. Кроме того, он обладает седативным действием и, возможно, удастся ещё и поспать. Но тут стоит помнить, если вы пили алкоголь, то таблетки принимать нельзя. Нужно выбрать что-то одно!

Отдавайте предпочтение надёжным авиакомпаниям. Сама мысль о том, что вы летите авиакомпанией, у которой минимальное количество катастроф и хорошее обслуживание на борту, повышает доверие к перевозчику и снижает стресс. С рейтингом самых безопасных авиакомпаний мира можно ознакомиться здесь . Также просите места в начале самолёта или хотя бы в середине. В хвостовой части турбулентность ощущается гораздо сильнее. Во многих авиакомпаниях есть возможность выбрать места при бронировании билетов, не пренебрегайте таким шансом.

Не пейте кофе или крепкий чай перед/во время полёта. Кофеин учащает сердцебиение и усиливает чувство паники. Я об этом раньше не знала, и всегда в аэропорту пила кофе, ожидая посадки.

Почитайте немного о самолётах: как такая огромная «птица» может парить в воздухе, почему бывает турбулентность и какие самые распространенные причины авиакатастроф. Понимание происходящего даст немного уверенности, и вы перестанете лишний раз себя накручивать. Как это поможет побороть страх летать на самолёте? Подумайте о том, сколько авиалайнеров ежедневно летает по всему миру и какой шанс, что в авиакатастрофу попадёте именно вы?! Для пущей уверенности я захожу на этот сайт и смотрю сколько в небе самолётов в данную минуту.



Перед посадкой провожу дыхательные практики. Они позволяют мне расслабиться и немного отвлечься от дурных мыслей, включая страх полёта. Найдите дома несколько видео уроков (например, на YouTube), попробуйте их и выберите тот, который расслабляет вас больше всего. Пройдите практики несколько раз, запомните, а в аэропорту повторите.

Подготовьтесь к полёту и возьмите с собой вещи, которые способны вас отвлечь. Я всегда беру с собой книгу, скачиваю на телефон любимую музыку и игры, которые способны меня занять. Когда мы летели на

Первое, что можно сделать, чтобы облегчить жизнь во время полета - выбрать место, где будет комфортнее всего . Это можно сделать при онлайн-регистрации на рейс, которая открывается обычно за 24 часа до полета.

Тем, кто боится высоты, противопоказано сидеть у иллюминатора. Любоваться облаками , смотреть на крыло самолета и обозревать виды не для вас. Бывалые советуют садиться прямо у прохода, а лучше у аварийного выхода, так как там больше пространства, а суета - очередь в туалет, стюардессы, разносящие еду и другие пассажиры, которые читают книжку или смотрят фильм, отвлекают от дурных мыслей.

«Если сидишь в центре между двумя другими пассажирами, то видишь только свое кресло и верхушки других кресел и голов, а у окна вообще страшно, так как чувствуешь себя зажатой», - объясняет пассажирка Мария. По ее словам, место в проходе позволяет видеть коридор, бортпроводников , которые ходят по салону, и самое главное - спокойствие на лицах других пассажиров.

Если вас укачивает в самолете, не стоит садиться в хвостовой части, так как во время турбулентности там трясет больше всего. Воздушные ямы и турбулентность легче всего переносятся в середине салона.

Заснуть на весь полет

Чтобы справиться со страхом перед полетом, некоторые пассажиры предпочитают уснуть на время перелета или летят ночным рейсом . «Я стараюсь перед полетом работать целый день до победного, чтобы сильно устать и проспать весь полет», - делится авиапассажирка Людмила.

Успокоить себя статистикой

Индивидуальный способ борьбы со страхом во время полета зависит от типа личности, отмечает психолог. По словам Алены Август, рационалам, которым ближе точные науки и формулы, стоит успокаивать себя цифрами статистики .

«Особенно актуально в свете недавних событий обратить внимание на то, что за последние 10 лет нашироссийские авиакомпании перевезли 200 миллионов пассажиров, а, следовательно, большинство полетов проходит безопасно», - отмечает психолог.

Если обратиться к статистике автомобильных аварий, которые только в Москве случаются несколько раз за сутки, то становится ясно, что шанс погибнуть в авиакатастрофе ничтожно мал, и даже дорога в аэропорт на такси намного опаснее, чем перелет.

По словам психолога, многим рационалам помогает четкий анализ временных затрат. Чтобы уравновесить свое состояние, может помочь даже рисование маршрута на листе бумаги, добавляет психолог.

Думать о хорошем

Эмоциональным и впечатлительным цифры статистики не помогут - им нужно использовать силу своего воображения и думать нужно только о хорошем, советует Алена Август.

«У каждого из нас есть приятные воспоминания детства, либо воображаемое идеальное место покоя - там, где нам хорошо. Это может быть родной дом, желанное место отдыха или что-то еще. Постарайтесь представить себя в этом месте, причем ощутить это надо каждой клеточкой своего тела, чтобы расслабиться и прочувствовать», - рекомендует психолог.

Не читать новости перед полетом

Если вам предстоит полет, не стоит также следить за новостями в СМИ и сообщениями в социальных сетях, которое касается «самолетной» темы: где-то заменили самолет из-за технической неисправности,задержали рейс или произошла экстренная посадка. Такое случается каждый день, это штатная ситуация, и это совсем не означает, что с вами произойдет что-то подобное. Если перед полетом начитаться новостей и посмотреть фильмы об авиакатастрофах, то расслабиться вряд ли получиться, и каждое неровное движение авиасудна будет трактоваться как недобрый знак.

Сделать что-то непривычное для себя

По словам психолога, «сбить» накал эмоций также поможет разбалансировка привычных схем реагирования. Например, можно взять лист бумаги и начать рисовать на нем все, что угодно, или написать текст детского стишка левой рукой, если вы правша, и наоборот, рекомендует психолог. Главная задача -«обмануть» свой мозг и эмоции, объясняет Алена.

Кроме того, это может быть приятная беседа с соседом по креслу о предстоящем отпуске или какой-то стране, которая вас впечатлила.

Часто именно от людей, которые не желают выезжать дальше своего дачного участка, слышишь оправдание, что я боюсь летать на самолете! Что делать в таком случае и откуда возникают такие фобии?

Самолеты — самый популярный, самый распространенный и самый комфортный способ передвижения в современном мире людей. Авиаперелеты позволяют максимально быстро переправиться из пункта А в пункт Б.

Более того, комфорт при перелете не сравнится с длительным путешествием, например, на автобусе или поезде. Услужливость экипажа, комфортабельность и возможность быстрого передвижения, подкупает даже тех, кто при виде стальной птицы впадает в панику.

Большинство тех, кто пользуется авиаперелетами, летая в командировки по работе, в теплые края на отдых или к дальним родственникам, неоднократно думали «не упадет ли самолет?». Но необходимость использования этого вида транспорта и природный оптимизм вовремя откидывают эти негативные мысли.

Но есть и такие люди, которые ступая на трап самолета, разрываются от желания развернуться и побежать прочь. Что это — болезнь аэрофобия или кратковременная паническая атака на фоне просмотров фильмов и новостей про авиакатастрофы?

Болезнь аэрофобия

Определить, правда ли у вас аэрофобия или это просто беспокойство, очень просто. Конечно, находясь в стальном замкнутом пространстве, даже обычный человек, который летал десятки раз, может испытать дискомфорт и некоторое волнение. Особенно, например, во время турбулентности.

Но если при этом ваше сознание осталось вам подконтрольно, а тревога через несколько секунд рассеялась, то вам повезло. И можно поздравить: аэрофобия тут не при чем.

Но если вас бросает в дрожь только при мысли о предстоящем полете, заходя в самолет, вас пробирает холодный пот, в полете ваше сознание отключается, а время пребывания в воздухе проходит словно в тумане, то откиньте все сомнения, у вас не просто боязнь летать, а заболевание: аэрофобия. И здесь уже нужно прибегать к помощи медицины.

Как поборть страх

Ну а если все-таки у вас обычный страх перелетов, то рассмотрим ряд рекомендаций, которые помогут избежать состояния паники. Таким пассажирам следует знать и помнить о том, что категорически запрещено делать при перелете.

1. Не пить! Ни в коем случае не следует употреблять спиртные напитки, даже для «храбрости». Ведь многие думают, что это помогает заглушить страх, но это не так. Действие алкоголя может быть обратным, и боязнь может только увеличиться.

2. Информационный вакуум. Не стоит перед полетом искать информацию про воздушные катастрофы и вдоль и поперек изучать модель самолета, на котором вы летите, чтобы найти в нем какой-то изъян.

3. И третье правило: не нужно смотреть в окно. Увидев высоту полета, мысли о том, как такая железяка может парить в воздухе и как долго вы будете падать, если что, неизбежны.

Оденьте на глаза темную маску, закройте шторку иллюминатора, а еще лучше займите место возле прохода.

Правила при боязни летать

Теперь поговорим о том, на что особенно следует обратить внимание при прелете. Эти правила облегчат пребывание в воздухе.

1. Самое важный аргумент в пользу авиаполетов: пассажир должен знать и осознавать, что самолет — самый безопасный способ передвижения. И вот тут разрешается посмотреть статистику, для подтверждения этого факта.

2. Также не лишними будут специальные успокоительные пилюли для перелетов. Но не забудьте предварительно проконсультироваться с врачом.

3. Помните, что экипаж, который вас обслуживает, квалифицированный. Он проходит строгую и серьезную школу подготовки. А мнение, что пилоты самолетов всегда летают навеселе, ошибочное.

А еще у членов экипажа тоже есть семьи. И, поверьте, каждому хочется вернуться после работы в свой дом. 🙂

4. Также не забывайте, что перед полетом каждый самолет проходит серьезную техническую проверку. Если будет замечена какая-то неполадка, самолет никогда не выпустят в рейс.

Не фокусируемся на полете

Самым действенным отвлечением является релакс во время полета. У каждого есть индивидуальные методы и вещи, которые их успокаивают.

Можно включить умиротворяющую и спокойную музыку, посмотреть комедию, почитать любимую книгу.

Многих успокаивает любимая еда. Возьмите в самолет вкусное пирожное и запейте его успокоительным травяным настоем.

В полете думайте о хорошем, о том, сколько положительных эмоций принесет вам путешествие. Например, карьерный рост в связи с командировкой, или отдых и наслаждение колоритом страны, в которую вы летите.

Учитесь искать во всем положительные моменты! Тем более, что времени у вас в полете предостаточно. 🙂

Провести время в самолете незаметно, помогут совместные разговоры или игры с членами семьи. Ведь несколько часов в воздухе с лихвой восполнят недостаток общения, который мы испытываем в будничной жизни.

Говорят, некий бизнесмен так боялся летать на самолетах из-за угрозы взрывов, что придумал оригинальный метод борьбы с терроризмом: в любую поездку он брал с собой муляж бомбы, уверенный в том, что на борту уж точно не окажется второго человека с таким же багажом.

Если вы перед поездкой фантазируете на тему винной карты в аэропорту, а выбирая авиакомпанию, руководствуетесь мнением Яндекса на тему «авиакатастрофы Як-40 по маршруту — за последние 15 лет», сочувствуем — у вас аэрофобия.

Зачастую больные этой неприятной болезнью считают ее чем-то вроде обострения здравого смысла: «Да вот же, самолет упал буквально вчера — я так и знал, больше никогда не сяду в эту капсулу смерти!» А потом, когда все-таки приходится лететь, стюардессы наблюдают нервных, обливающихся потом пассажиров, которые, едва войдя в салон, туго пристегиваются, хватаются за подлокотники и с безумным взглядом начинают ждать смерти. Если вы из числа этих несчастных, то запомните: аэрофобия — это диагноз.

Ужас, летящий на крыльях

Представьте себе карту мира. Конечно, центр мироздания — именно вы, но все же — сколько на этой планете крупных городов. А в них есть аэропорты. И каждый час эти аэропорты посещает самолетов 20. А всего в мире ежедневно благополучно долетает до пункта назначения 138 000 самолетов — и это только коммерческие рейсы. Если бы шанс ежедневной катастрофы был всего 0,01%, это означало бы, что в день должно разбиваться минимум 13 самолетов!

Выходит, что в год в мире совершается около 50 миллионов авиарейсов. Неудачных из них — всего несколько. Ну, положим, шесть. Это человек 500. Тех же, кто приземлился удачно — около 5 миллиардов. И потому шанс помереть в очередном рейде — 1 на 10 миллионов. Да, конечно, он есть — а где его нет? Вы идете по обледенелой улице в феврале, едите костлявую рыбу, плаваете пьяным, поливаете цветы на Гаити, ездите в московском метро… И окружающим нет дела до вашей жизни. В самолете же именно о вас заботится многомиллионная индустрия, отточенная до самых ничтожных винтиков: именно потому, что изначально летать опасно, человечество максимально обезопасило это действо.

Как успокоиться

Впрочем, все эти факты убеждают настоящего аэрофоба только отчасти. «А если крыло отвалится?», «А вдруг будет гроза?», «Ну, могут же двигатели отключиться?» — на самом деле, вопросам нет числа. Всегда будет дополнительный, тот самый, ответ на который раз и навсегда должен разоблачить всемирный заговор авиаторов против вашей жизни.

Лучше себя не мучить. А просто сделать следующее:

Изучить физику, хотя бы ее основы. Они скажут очень многое. Например, многие боятся просто упасть вниз с высоты 10 км. Так вот, этого просто не может быть из-за сильного давления под крыльями самолета. Он держится на воздухе не хуже, чем машина на шоссе. Его можно поставить на хвост, повернуть вокруг своей оси на 100 градусов, направить вниз — и если отпустить штурвал, то самолет просто будет покачиваться в воздухе, как лодка на волнах.

В Москве можно посетить уникальный тренажер-симулятор кабины лайнера Boeing-737. Он принадлежит частной компании TFT. Это именно тот тренажер, на котором самые настоящие пилоты репетируют различные нештатные ситуации — пресловутые отказы двигателей и шасси, полеты в грозу, снегопад и туман. Внутри это настоящая кабина Боинга, в которой все эффекты абсолютно «без дураков». Полетать на нем вместе с пилотом-инструктором может любой желающий, можно также попросить смоделировать любые ситуации и объяснить, как при этом ведет себя самолет.

Совсем правильным решением было бы обратиться к врачу. Ведь аэрофобия — это болезнь, и ее нужно лечить. Пока в России всего одна клиника занимается этим вопросом — называется она «Летаем без страха » и находится в Москве. Курс лечения обычно укладывается дня в два и в несколько тысяч рублей. Для тех, кто приехать не может, существуют онлайн-курсы, которые можно оплатить через Интернет.

Можно ли доверять российским авиалиниям

Если вы решили лететь без всех этих ухищрений, то, прежде всего, запомните: отчаянно выбирая авиакомпанию, вы просто тратите свое время. Они все одинаково безопасны — что «Люфтганза», что «Аэрофлот», что «Ижевские авиалинии».

«Никто никогда не слышал о том, чтобы разбивались самолеты «Таджик-авиа» или «Уральские авиалинии», — говорит директор клиники «Летаем без страха» пилот Алексей Герваш . — Авиакомпании, так же, как и турбулентность, — это просто вопрос комфорта, не безопасности. Авиация — огромная структура со строгой иерархией, там тысячи требований, и если какая-то компания ставит свой самолет в аэропорту, это значит, что она соответствует им всем. И уж совсем неверно считать, что российские авиалинии хуже других: с авиакатастрофы в Перми до катастрофы под Смоленском прошло 1,5 года, и за это время в России «в небе» не погиб ни один человек».

Слухи о том, что в России пилоты пьют, разбавляют бензин, авиакомпании покупают списанные в Корее самолеты и ремонтируют их в сарае кувалдой, — тоже результат массовой аэрофобии. Россия входит в мировое авиационное сообщество. Если верить страхам, миллионы беспечных людей допускают, чтобы русские пьяные пилоты на развалюхах с разбавленным бензином ежечасно летали над электростанциями, школами, памятниками ЮНЕСКО и Большим адронным коллайдером. Самоубийцы, не меньше. Или это все же не так?..

Кстати, пилоты и стюардессы не получают денежных надбавок «за риск». Потому что самолет летает не вопреки здравому смыслу и законам природы, а благодаря им.

О том, как не бояться летать на самолете , приходится задумываться многим гражданам во всем мире. На самом деле, а как еще иначе попасть на или полюбоваться кресивейшей природной архитектурой у ? Плохо то, что страх полета непредсказуем, он может настигнуть внезапно, его способно спровоцировать даже улыбающееся лицо стюардессы, приветливо приглашающей в салон самолета на последней ступеньке трапа. Но с ним можно справиться.

Серьезная аэрофобия или временный страх?

Не представляете себе что делать, если вы боитесь летать на самолете ? Перво-наперво стоит разобраться с тем – временное ли это расстройство психики или устойчивое, больше похожее на болезнь, которую называют аэрофобией . Если это неизвестно откуда возникшее ощущение, абсолютно не знакомое вам ранее, то можно попробовать отшутиться или пофилософствовать. В случае устойчиво возникающих страхов полета на самолете, которые сопровождаются даже соматическими расстройствами (обмороками), стоит обратиться к психологу.

Именно специалист-психолог (не путайте с психиатром) способен помочь в том, чтобы перестать бояться летать на самолете . На такие психологические тренинги по борьбе с аэрофобией нередко приглашают летный состав – пилотов и стюардесс. Во-первых, вы воочию убедитесь, что перед вами обычные люди из плоти и крови, а не киборги. Во-вторых, послушаете о том, что реально стоит сделать, чтобы побороть аэрофобию, а чего делать ни при каком раскладе нельзя.

А что если вы приобрели путевку и, к примеру, за пару недель до полета у вас начались пруступы аэрофобии, с которыми вы не в состоянии бороться? В этом случае надо подойти к вопросу грамотной . Но, как показывает практика, аэрофобию побороть не составляет труда!

Наиболее опасные места в самолете (Инфографика: www.aif.ru)

Чего перед полетом делать нельзя

Изо всех рецептов как бороться с аэрофобией, предложение напиться перед полетом на самолете до полной невменяемости – самое вредное. Проблемы это не решает, а если и решает, то совсем ненадолго. Вы не можете предугадать, как среагирует ваш организм в полете на алкогольный допинг. Возможно, что в условиях пониженного давления (когда самолет занимает положенный эшелон, в салоне оно несколько снижается) окисление кислорода, содержащегося в крови, пойдет в присутствии алкоголя (кстати, может кому будет интересно почитать про ) неконтролируемо быстро. Это приведет к тому, что человек, спокойно уснувший на взлете самолета, начнет испытывать эйфорию, а еще хуже – панический страх. Знаете, почему многие люди боятся летать на самолете ? А вот из-за таких, внезапно вышедших из нирваны субъектов. Кроме того, абсолютно точно известно, что синдром похмелья, возникший в полёте, переносится наиболее тяжело. Бывают даже случаи инфарктов у внешне здоровых людей.

И еще один рецепт по борьбе с аэрофобией: нельзя «накручивать» себя. Если вам предстоит перелет, то сделайте все, чтобы не прочитать ни строчки про ту модель самолета, на которой вы полетите. Не общайтесь на форумах и не собирайте статистики авиакатастроф. Она уже собрана и эти данные гораздо более объективны. Согласно им авиационный транспорт наиболее надежен. Что бы ни говорили про возможные нарушения, отклонения от правил и прочие неприятные вещи, авиация была и остается наиболее регламентированной отраслью. Как правило, маршрутки, на которых вы трясетесь ежедневно, контролируются гораздо хуже. А падение с высоты собственного роста рассматривается медициной как столь же рискованное действие, что и с 10 тысяч метров.

Стереотипы, которые нас пугают

Сомнения о том, стоит ли бояться летать на самолетах , часто подкрепляются распространенными стереотипами, только усугубляющие аэрофобии у людей. Одни из самых вредных основаны на антипатриотизме. Почему-то на земле мы увлеченно скандируем «Россия!» и считаем себя самыми-самыми в мире. Но стоит коснуться в разговоре авиации, так сразу начинаются чудесные превращения и рассказы-страшилки о разваливающихся в полёте лайнерах, пьющих стюардессах и пилотах.

На самом деле, российская авиация прочно встроена в мировую транспортную сеть и подчиняется всем международным регламентам. А самая крупная отечественная авиакомпания "Аэрофлот", в отличие от остальных постсоветских, обладает сравнительно новыми самолетами, отличающимися хорошим техническим обслуживанием. Единственное, хотелось бы посоветовать избегать полетов на самых опасных и ненадежных самолетах, падения которых по статистике происходят чаще всего - это Боинг 737, Боинг 747, Ту-154, Ан-24, Як-40 и некоторыми другими, а Боинг 777, ИЛ-86, Airbus A340 считаются самыми безопасными авиалайнерами.

Разве, к примеру, в разрешат взлет технически неисправного лайнера с неадекватным экипажем? Такой борт опасен для всех, кто находится на земле, и никто не будет рисковать собой ради неведомых коммерческих интересов. Даже сами пилоты, ввиду типичной для человека эгоистичности, не поднимут неисправный самолет в воздух из-за угрозы своих же жизней.

Еще один блок стереотипов связан с поведением самолета во время полета. Никто особенно не заморачивается тем, что их трясет на плохих дорогах. Это воспринимается как неизбежная беда, свойственная нашей стране.

На воздушных трассах тоже случаются некие колдобины, называемые турбулентностью (ее, кстати, боятся больше всего). А такая фраза, как «воздушные ямы» ужасает многих. Но это не более, чем крылатое выражение. Есть некая флуктуация воздушной среды, весьма ограниченная, оказавшись в зоне действия которой крылья самолета теряют часть подъемной силы. Не будем врать, что ощутимый «провал» очень приятен для организма. Но психически здоровый человек способен выдержать и большее. Тем более, что в конце полета в Тайланд вас ожидают те самые райские кущи, о которых вы мечтали весь прошедший год, а может и всю жизнь. Так что, не даем аэрофобии взять верх, ищем и бронируем и летим со спокойной душой!