Транспортировка больного на носилках вручную

Оснащение: носилки.

Нести больного на носилках следует без спешки и тряски, двигаясь не в ногу.

Вниз по лестнице больного следует нести ногами вперёд, причём ножной конец носи­лок нужно приподнять, а головной – несколько опустить (таким образом достигается горизон­тальное положение носилок; При этом идущий сзади держит ручки носилок на выпрямленных в локтях руках, идущий спереди – на плечах.

Вверх по лестнице больного следует нести головой вперёд также в горизонтальном по­ложении. При этом идущий впереди держит ручки носилок на выпрямленных в локтях руках, идущий сзади – на плечах.

Рис.1 Носилки из подручных средств.

Порядок перекладывания. 1. Поставить головной конец носилок (каталку) перпендикулярно к ножному концу кро­вати. Если площадь палаты небольшая, поставить носилки параллельно кровати.

2. Подвести руки под больного: один санитар подводит руки под голову и лопатки больного, второй – под таз и верхнюю часть бёдер, третий – под середину бёдер и голени. Если транспорти­ровку осуществляют два санитара, один из них подводит руки под шею и лопатки больного, второй – под поясницу и колени.

3 . Одновременно согласованными движениями поднять больного, вместе с ним повернуться на 90° (если носилки поставлены параллельно – на 180°) в сторону кровати и уложить на неё больно­го.

4. При расположении носилок вплотную к кровати, удерживать носилки на уровне крова­ти, вдвоём (втроём) подтянуть больного краю носилок на простыне, слегка приподнять его вверх и переложить больного на кровать.

Порядок перекладывания.

1. Поставить носилки перпендикулярно кровати, чтобы их головной конец подходил к ножному концу кровати.

2. Подвести руки под больного: один санитар подводит руки под голову и лопатки боль­ного, второй – под таз и верхнюю часть бёдер, третий – под середину бёдер и голени. Если транс­портировку осуществляют два санитара, один из них подводит руки под шею лопатки больного, второй – под поясницу и колени.

3. Одновременно согласованными движениями поднять больного, вместе с ним повер­нуться на 90° в сторону носилок и уложить на них больного.

Перекладывание больного с кровати на носилки (каталку)

Порядок перекладывания.

4. Поставить носилки перпендикулярно кровати, чтобы их головной конец подходил к ножному концу кровати.

5. Подвести руки под больного: один санитар подводит руки под голову и лопатки боль­ного, второй – под таз и верхнюю часть бёдер, третий – под середину бёдер и голени. Если транс­портировку осуществляют два санитара, один из них подводит руки под шею лопатки больного, второй – под поясницу и колени.

6. Одновременно согласованными движениями поднять больного, вместе с ним повер­нуться на 90° в сторону носилок и уложить на них больного.

Важно: Если тяжелобольного нужно перемещать на значительные расстояния, то вид транспортировки должен выбрать врач!

Выбор способа перемещения пациента.

Вид транспортировки (определяемый врачом) и способ укладывания пациента на носилки зависит от заболевания и его локализации. Перемещать больного в кровати, на носилках, в кресле-каталке, а так же на руках одного или двух помощников (при отсутствии средств для транспортировки) необходимо с максимальной осторожностью и безопасностью.

Захват Раутека. Этот метод применяют чаще всего, оказывая первую помощь. Захват Раутека позволяет поднимать и перемещать пациентов в тяжелом состоянии. Случается, что больной, упав, лежит на полу. Захват Раутека позволит, подняв, усадить или уложить упавшего.

Описание действий, выполняемых одним человеком.

  1. Подойти к пациенту сзади и присесть.
  2. Поддержать затылок и плечи больного двумя руками.
  3. Перевести пациента в положение сидя одним лёгким качающим движением.
  4. Предотвращая повторное падение пациента поддержать его спину коленями.
  5. Взять пациента сзади за подмышки.
  6. Применить так называемый «обезьяний захват», охватив одной рукой кистевой сустав, другой - предплечье пациента так, чтобы его рука оказалась согнутой.
  7. Большие пальцы сиделки направлены при этом вверх.
  8. Постепенно выпрямляясь, поднять пациента вместе с собой, поддерживая его бёдрами.

Такое положение позволяет переместить пациента назад или усадить его на стул или край кровати. Обездвиженные пациенты подлежат транспортировке в кресле-каталке или на носилках.

Перекладывание пациента на носилки с кровати.

Установить носилки перпендикулярно кровати так, чтобы их головная часть подходила к ножной части кровати.
Подвести пациента под руки следующим образом: один человек должен подвести руки од лопатки и голову пациента, второй подводит руки под таз и верх бёдер, третий - под голень и среднюю часть бёдер. При осуществлении транспортировки двумя людьми, один должен подвести руки под лопатки и шею пациента, другой - под колени и поясницу.
Согласовав движения одновременно поднять больного, повернуться на 90 градусов к носилкам и уложить его на них.

Транспортировка пациента на носилках.

Пациента несут не спеша и без встрясок, шаг должен быть короткий, идти не в ногу.
По лестнице пациента следует спускать вперёд ногами, приподняв ножной конец носилок и опустив головной настолько, чтобы носилки были в горизонтальном положении. Идущий сзади несёт носилки на плечах, идущий впереди - на выпрямленных руках.
Вверх по лестнице пациента несут вперёд головой, так же соблюдается горизонтальное положение носилок. Идущий сзади несёт носилки на плечах, идущий впереди держит ручки носилок на руках, выпрямленных в локтях.

Перекладывание пациента с носилок на кровать.

Установить головной конец носилок перпендикулярно к ножному краю кровати. Параллельно кровати носилки нужно размещать, если мала площадь помещения.
Согласовав движения одновременно поднять пациента, повернуться с ним на 90 градусов в сторону кровати. В случае параллельной постановки носилок повернуться на 180 градусов. Уложить пациента на кровать.
Если носилки располагаются вплотную к кровати, то удерживая носилки на её уровне, вдвоём или втроём подтянуть пациента на простыне к краю носилок, немного приподнять его вверх и переложить на кровать.

Поднятие пациента спереди и ведение его с поддержкой сзади.

Осуществляется следующее:
  1. Подойти к больному спереди, к здоровой стороне тела.
  2. Поставить свои ступни перед ступнями больного. Чтобы предотвратить скольжение пациента, пятки нужно соединить под острым углом.
  3. Взять пациента обеими руками подмышки.
  4. Медленно подтянуть его вверх.
  5. Разомкнуть ступни, когда пациент твёрдо станет на ногах.
  6. Поменять руки.
  7. Поменять положение, подойдя к больному сзади.
  8. Взять его при помощи «обезьяннего захвата» сзади.
  9. Пациент делает шаг здоровой ногой.

Поднятие пациента сбоку и его ведение с поддержкой сбоку.

Если у пациента односторонний паралич, сиделка может действовать одна.

Осуществляется следующее:
  1. Подойти к пациенту с не парализованной стороны.
  2. Перед здоровой ногой пациента поставить свою ногу вкось для предотвращения скольжения.
  3. С не парализованной стороны взять пациента подмышку одной рукой.
  4. С помощью другой руки обхватить спину пациента и просунуть сзади подмышку руку.
  5. Осторожно поднять пациента со стула и помочь ему выпрямиться.
  6. Убедившись, что пациент уверенно стоит, убрать ногу.
  7. Другой ногой отодвинуть стул от больного.
  8. Руку, удерживающую пациента подмышку со здоровой стороны, убрать. Зайти к больному сзади.
  9. Поддерживать пациента подмышки двумя руками.
  10. Попросить его сделать шаг вперёд здоровой ногой.
  11. Сиделка подталкивает своей ногой его обездвиженную ногу.
  12. Продолжая движение таким способом, подвести пациента к кровати или стулу.

Усаживание пациента в кресло-каталку.

  • Для безопасности объяснить больному предстоящие действия.
  • Поставить кресло-каталку к кровати. Слегка наклонить кресло вперёд, нажимая на подставку для ног.
  • Пациента просят встать на подставку для ног и усаживают, поддерживая. При невозможности пациента встать, его перемещает помощник.
  • Вернуть кресло-каталку в исходное положение.
  • Придать нужное положение (полулёжа или сидя) пациенту. Для этого используется рамка, которая находится за спиной кресла-каталки.
  • Проследить положение рук пациента. Чтобы избежать травмы, руки не должны выходить за подлокотники.
  • Порядок перекладывания.

    1. Поставить носилки перпендикулярно кровати, чтобы их головной конец подходил к ножному концу кровати.

    2. Подвести руки под больного: один санитар подводит руки под голову и лопатки больного, второй – под таз и верхнюю часть бёдер, третий – под середину бёдер и голени. Если транспортировку осуществляют два санитара, один из них подводит руки под шею лопатки больного, второй – под поясницу и колени.

    3. Одновременно согласованными движениями поднять больного, вместе с ним повернуться на 90° в сторону носилок и уложить на них больного.

    VII. Предстерилизационная подготовка медицинского инструментария и средств ухода за больными.

    Стерилизация (лат. sterilis – бесплодный) – полное освобождение какого-либо вещества или предмета от микроорганизмов путём воздействия на него физическими или химическими факторами.

    Предстерилизационной очистке должны подвергаться все медицинские изделия многократного использования перед их стерилизацией и/или дезинфекцией с целью удаления белковых, жировых, механических загрязнений, а также лекарственных препаратов.

    Разъёмные изделия подлежат Предстерилизационной очистке разобранном виде в следующем порядке.

    Ополаскивание проточной водой в течение 30 с.

    Замачивание в моющем комплексе («Биолот», «Лотос») при пол ном погружении изделия в течение 15 мин при температуре 50 °С

    Мойка каждого изделия с помощью ерша, ватно-марлевого тампона или щётки в моющем комплексе в течение 30 с.

    Ополаскивание проточной водой при применении «Биолота» в течение 3 мин, «Лотоса- медицинского» в течение 10 мин.

    Выдерживание в дистиллированной воде в течение 30 мин.

    Сушка горячим воздухом при температуре 80–85 °С до полною исчезновения влаги.

    Контроль качества Предстерилизационной обработки медицинского инструментария Предстерилизационную обработку считают эффективной, если на изделиях после обработки не обнаружены остаточные количества крови с помощью амидопириновой или азопирамовой пробы.



    Раствор для проведения амидопириновой пробы: непосредственно перед проведением пробы смешивают равные количества (по 2–3 мл) 5% спиртового раствора аминофеназона («Ами- допирина»), 30% раствора уксусной кислоты и 3% раствора водорода перекиси.

    Раствор для азопирамовой пробы: для приготовления 1-1,5% раствора азопирама разводят солянокислый анилин в 95% растворе 5 этилового спирта. Готовый раствор может храниться в плотно закрытом флаконе в темноте в холодильнике в течение 2 мес., при комнатной температуре (18–23 °С) – не более 1 мес. Непосредственно перед пробой готовят рабочий раствор, смешивая равные количества азопирама и 3% водорода перекиси. Рабочий раствор может быть использован в течение 1-2 ч. При более длительном хранении возможно спонтанное окрашивание реактива в розовый цвет. Нельзя подвергать проверке горячие инструменты, а также держать раствор на ярком свете или вблизи нагревательных приборов.

    Для проверки пригодности рабочего раствора азопирама 2-3 капли его наносят на кровяное пятно. Если не позже чем через 1 мин появляется фиолетовое окрашивание пятна, переходящее затем в синее, реактив годен к употреблению.

    Технология постановки пробы (применяют для многоразовых медицинских инструментов). На нестерильную вату наносят реактив. Через несколько секунд при отсутствии цветовой реакции на вате ей протирают поршень шприца, цилиндр с наружной стороны, иглы, канюлю. Затем заливают реактив в цилиндр шприца, пропускают его через шприц на другую вату (проверяется цилиндр шприца). После этого на шприце закрепляют иглу, вновь наливают в цилиндр реактив и пропускают его через шприц и иглу (проверяется игла).

    Интерпретация результата: при наличии кровяных загрязнений на вате появляется сине- зелёное (положительная амидопириновая проба) или фиолетово-синее (положительная азопирамовая проба) окрашивание.

    Самоконтроль в лечебно-профилактическом учреждении проводят не реже 1 раза в неделю. Контролю подвергают 1% одновременно обрабатываемых изделий одного наименования, но не менее 3-5 единиц. Сотрудники санитарно-эпидемиологической станции контроль качества Предстерилизационной очистки проводят 1 раз в квартал.

    VIII. Виды дезинфекции.

    Дезинфекция (лат. de – приставка, означающая прекращение, устранение, inficio – заражать; син. – обеззараживание) – комплекс мер по уничтожению вегетирующих форм патогенных и условно-патогенных микроорганизмов.

    Существует два основных направления дезинфекции:

    Профилактическая дезинфекция – предупреждение внутрибольничных инфекций;

    Очаговая дезинфекция – обеззараживание в выявленном очаге инфекции.

    Дезинфекцию можно осуществлять четырьмя методами: механическим, физическим, химическим и комбинированным.

    Методы дезинфекции

    Метод Характеристика
    Механический Влажная уборка помещений Освобождение помещений от пыли (пылесос, окраска и побелка) Освобождение предметов одежды и постельных принадлежностей от пыли (выбивание) Мытьё рук
    Физический Проглаживание горячим утюгом, прокаливание Использование солнечных лучей Ультрафиолетовое облучение Обработка кипятком, кипячение; кипячение в дистиллированной воде в течение 30 мин и с добавлением натрия гидрокарбоната в течение 15 мин Пастеризация Обработка в сухожаровом шкафу (воздушный метод) Обработка паром (паровой метод под избыточным давлением) Сжигание мусора
    Химический Обработка ветоши и медицинских инструментов с помощью дезинфицирующих средств: орошение, протирание, полное погружение, распыление
    Комбинированный (с использованием специальных дезинфекционных средств) Паровоздушный (прогревание горячим паром до температуры 110 °С при избыточном давлении), пароформалиновый (прогревание горячим паром до температуры 90 °С при избыточном давлении с добавлением в камеру формальдегида)

    Применение в лечебных учреждениях дезинфицирующих средств регламентируется Государственной системой санитарно-эпидемического нормирования.

    Основные группы дезинфицирующих средств, применяемых в лечебных учреждениях России

    Группы Средства
    Альдегидсодержащие Формальдегид, «Септодор», «Гигасепт ФФ» и др. (применяют при дезинфекции изделий из стекла, пластмассы, резины, металла)
    Гуанидины Хлоргексидин, «Демос», полигексаметиленгуанидин (например, «Полисепт») и др.
    Кислородсодержащие и средства на основе перекиси водорода Водорода перекись, «Дезоксон-1», «Дезоксон-4», «Виркон» и др.
    Поверхностно-активные вещества «Аламинол», «Септабик» и др.
    Спирты Этиловый (70%), «Октенисепт» и пр. (применяют при дезинфекции изделий из металла)
    Фенолсодержащие «Амоцид»
    Хлорсодержащие Хлорная известь, кальция, натрия гипохлорит, хлорамин Б и др.

    IX. Сбор, хранение и транспортировка биологических материалов для лабораторного исследования.

    Лабораторные методы исследования служат важным этапом обследования больного. Полученные данные помогают оценке состояния больного, постановке диагноза, осуществлению наблюдения за состоянием пациента в динамике и течением заболевания, контролю проводимого лечения. Различают следующие виды лабораторных исследований:

    Обязательные - их назначают всем больным без исключения, например общие анализы крови и мочи.

    Дополнительные - их назначают строго по показаниям в зависимости от конкретного случая, например исследование желудочного сока для изучения секреторной функции желудка.

    Плановые - их назначают через определённое количество дней после предыдущего исследования с целью наблюдения за больным в динамике и осуществления контроля лечения, например повторный общий анализ мочи больного с обострением хронического пиелонефрита.

    Неотложные - их назначают в ургентной (неотложной) ситуации, когда от полученных результатов исследования может зависеть дальнейшая тактика лечения, например исследование содержания сердечных тропонинов в крови больного с острым коронарным синдромом. Тропонины - высокочувствительные и высокоспецифичные биологические маркёры некроза мышцы сердца, развивающегося при инфаркте миокарда.

    Материалом для лабораторного исследования может быть любой биологический субстрат:

    Выделения человеческого организма - мокрота, моча, кал, слюна, пот, отделяемое из половых органов.

    Жидкости, получаемые с помощью прокола или откачивания, - кровь, экссудаты и транссудаты, спинномозговая жидкость.

    Жидкости, получаемые с помощью инструментально-диагностической аппаратуры, - содержимое желудка и двенадцатиперстной кишки, жёлчь, бронхиальное содержимое.

    Ткани органов, получаемые методом биопсии, - ткани печени, почек, селезёнки, костного мозга; содержимое кист, опухолей, желёз.

    Биопсия (био- + греч. opsis - зрение) - прижизненное взятие небольшого объёма ткани для микроскопического исследования с диагностической целью.

    Палатная медицинская сестра делает выборку назначений из истории болезни (из листа назначений) и записывает необходимые лабораторные анализы в журнал учёта анализов. После получения биологического материала (мочи, кала, мокроты и др.) она должна организовать своевременную его доставку в лабораторию, оформив направление. В направлении должны быть указаны отделение, номер палаты, фамилия, имя, отчество пациента, его диагноз, дата и время забора пробы и фамилия медицинской сестры, проводившей отбор материала. Кровь из пальца берёт лаборант в соответствующих условиях, кровь из вены - процедурная медицинская сестра. Правильность результатов лабораторного исследования обеспечивается тщательным соблюдением требований к технике сбора биологического материала, что зависит не только от грамотных действий медицинской сестры, но и от её умения наладить контакт с пациентом, должным образом проинструктировать его о порядке взятия материала. Если больной затрудняется запомнить и сразу выполнить указания, следует сделать для него короткую понятную запись.

    Во избежание риска инфицирования вирусной и бактериальной инфекциями, передающимися через кровь и другие биологические материалы, следует соблюдать следующие меры предосторожности:

    Избегать непосредственного контакта с биологическим материалом - работать только в резиновых перчатках;

    Аккуратно обращаться с лабораторной посудой, а в случае её повреждения осторожно убрать осколки стекла;

    Тщательно дезинфицировать ёмкости, используемые в процессе сбора биологического материала - лабораторную посуду, судна и мочеприёмники и др.;

    Перед сливом в канализацию обеззараживать выделения пациентов.

    Если медицинской сестре всё же попал на кожу биологический материал пациента, следует немедленно обработать контактные участки 70% раствором спирта, протирая смоченным в нём тампоном кожу в течение 2 мин, через 5 мин необходимо ополоснуть кожу проточной водой.

    X. Смена постельного и нательного белья.

    Показания: тяжелое состояние пациента.

    Противопоказания: нет.

    Оснащение: носилки- каталка, простым (для жестких но­силок - матрац), подушка, одеяло, пододеяльник, в летнее время простыня для накрывания, удерживающий ремень или поручни. Условия: наличие не менее двух медицинских работников.

    Алгоритм манипуляции:

    Этапы Обоснование
    I. Подготовка к процедуре. 1. Определить физические и психические способности паци­ента (мышечную силу, подвиж­ность суставов, наличие парали­чей, парезов, уровень сознания). Определение степени учас­тия пациента в процедуре.
    2. Подготовить необходимое оборудование: удерживающий ремень, носилки - каталку. Для транспортировки паци­ента.
    3. На носилки - каталку зас­телить простыню, положить по­душку (на жесткие носилки предварительно положить мат­рац). Создание комфортных условий во время транспортировки.
    4. Разъяснить пациенту смысл процедуры, если пациент в сознании. Подготовка пациента к со­трудничеству.
    5. Вымыть руки, надеть пер­чатки. Снижение риска инфекцииро- вания при контакте с пациентом.
    II. Выполнение процедуры. 6. Носилки - каталку голов­ным концом поставить перпен­дикулярно ножному концу кровати. Для удобства перекладыва­ния пациента.
    7. Зафиксировать тормоза на каталке. Профилактика травматизма.
    8. Один медработник подводит руки под голову и лопатки пациента, второй - под таз и верхнюю часть бедер, третий - под середину бедер и голени. Равномерное распределение массы тела пациента.
    9. Одновременно подняв пациента, вместе с ним повер- нуться на 90 о в сторо­ну - каталки, двигаясь вперед. Согласованность действий обеспечивает безопасность па­циента.
    10. Медработники сгибают ноги в бедренных и коленных суставах так, чтобы их локти коснулись края носилок, и осто­рожно опускают пациента на середину носилок. Снижение риска травмирова­ния пациента.
    11. Создать положение, удоб­ное для транспортировки. Рациональное перемещение пациента на носилки.
    12. Укрыть пациента одеялом с пододеяльником.
    13. При необходимости за­фиксировать пациента ремнями или поднять боковые поручни. Уменьшение риска травмы скелетно-мышечного аппарата. Предотвращение возможнос­ти падения пациента.
    14. Сообщить в отделение, что к ним направили пациента в тяжелом состоянии.
    15. При транспортировке па­циента медработник сопровож­дает его в отделение с медицин­ской картой. Примечание: если нет возможности доставить пациен­та на каталке, то его переносят на носилках вручную 2-4 чело­века. Вниз по лестнице нести пациента ногами вперед, пере­дний конец слегка приподнят. Вверх по лестнице несут пациента головой вперед. Для своевременного приема пациента в отделение. Профилактика травматизма головы пациента.
    III. Завершение процедуры 16. В палате: головной конец каталки (носилок) подвести к ножному концу кровати. Зак­рыть дверь в палату. Для удобства перекладыва­ния. Исключить присутствие посторонних.
    17. Снять ремни или опустить поручни.
    18. Откинуть одеяло или про­стыню. Для удобства перекладыва­ния.
    19. Втроем поднять пациен­та, повернуться на 90 о, положить пациента на кровать. Обеспечение безопасности пациента.
    20. Укрыть пациента, пере­дать медицинскую карту палат­ной медсестре. Преемственность информации о пациенте.
    21. Поместить постельное белье с носилок - каталки в ме­шок для грязного белья. Профилактика ВБИ.
    22. Обработать носилки - каталку дез. раствором. Профилактика ВБИ.
    23. Снять перчатки, помес­тить в дез. раствор. Профилактика ВБИ.
    24. Вымыть руки. Соблюдение инфекционной безопасности медперсонала.

    Раздел III. Технология оказания медицинских услуг. Оформление документации.



    Манипуляция № 28

    «Алгоритм заполнения медицинской документации медсестрой приёмного отделения».

    Цель: Регистрация и учет поступивших в стационар больных.

    Показания: Заводится на каждого госпитализированного пациента.

    Алгоритм заполнения

    Этапы Обоснование
    1."Журнал учета приема больных и отказов в госпитализации" т. е. журнал госпитализации (уч. ф. № 001/у) - ФИО - Год рождения - Место работы - Откуда и кем доставлен пациент. Если больной, подлежащий госпитализации, не имеет направления, тогда запишите "Без направления". - Диагноз направившего учреждения. - Занесите сведения о госпитализируемом больном в журнал госпитализации под следующим порядковым номером. Порядковый номер в журнале госпитализации является номером истории болезни. - Точно укажите дату и время (часы, минуты) поступления в стационар. - Отметьте температуру тела пациента. - При госпитализации больного в бессознательном состоянии и не имеющего при себе документов, в графе "Ф. И.О. больного" запишите "Неизвестный" и сообщите по телефону в отделение милиции. Затем заполняет титульный лист 2."Медицинской карты стационарного больного" (форма № 003/у - история болезни) - № истории болезни. Обязанности м/с: - заполнение паспортной части: - данные из страхового полиса; - дата, время поступления; - кем направлен пациент; Врач приемного покоя после осмотра больного определяет вид санитарной обработки и способ транспортировки. На титульном листе истории болезни сделайте отметку о выполненной санобработке, запишите "Сан. обработка проведена. - Осмотрен на педикулез". Отметку подтвердите датой выполнения и подписью. - Регистрация t, P, A/Д, ЧДД. - Подклеивание результатов анализов - Укажите диагноз направившего учреждения - Отметте сведения о родственниках 3. "Статистическая карта выбывшего из стационара" (форма № 006/у) Обязанности м/с: - паспортные данные - данные страхового полиса - кем направлен - дата поступления - экстренность поступления 4. "Экстренное извещение" (форма № 058/у) При обнаружении инфекционного заболевания, педикулёза, при укусах клещей, отравлениях, медицинская сестра заполняет « Экстренное извещение» и отправляет в Госсанэпиднадзор. Обязанности медсестры: - полное заполнение: - Наименование учреждения - Диагноз. - Паспортные данные - Место работы, учебы, детского учреждения. - Дата заболевания. - Место госпитализации. - Дата и час первичной сигнализации. - Фамилия сообщившего. - Кто принял сообщение. - Дата и час отсылки извещения. - Регистрационный номер. Примечание. 1.При поступлении пациента в отделение реанимации, минуя приёмное отделение, оформление всей необходимой документации производит постовая медсестра реанимационного отделения с последующей регистрацией пациента в приёмном отделении. 2.При госпитализации больного в бессознательном состоянии, и не имеющего при себе документов, в графе "Ф. И.О. больного" запишите "Неизвестный" и сообщите по телефону в отделение милиции. 3. При поступлении пациента в стационар по поводу внезапно возникшего заболевания(вне дома) медицинская сестра приемного отделения обязана сообщить родственникам пациента по телефону. Учетно - отчетная документация приемного покоя


    МЕДИЦИНСКАЯ КАРТА № 100

    стационарного больного

    Дата и время поступления______20.02.14. 20 ч. 10 мин. _ ______________

    Дата и время выписки ____________________________________________

    Отделение кардиология Палата __________________

    Переведен в отделение ____________________________________________

    Проведено койко-дней ______________________________________________

    Виды транспортировки: на каталке, на кресле, может идти (подчеркнуть)

    Группа крови ___________________Резус - принадлежность ______________

    Побочное действие лекарств (непереносимость) ________________________

    название препарата, характер побочного действия

    1. Фамилия, имя, отчество Сидоров Василий Иванович

    2. Пол муж

    3. Возраст 59 (полных лет, для детей до 1 года - месяцев, до 1 месяца - дней)

    4. Постоянное место жительства: город, село (подчеркнуть)

    ___________ г. Калининград ул. Ленина 44. кв.51 _________________________________

    вписать адрес, указав для приезжих - область, район, населенный пункт, адрес родственников и № телефона

    __________________________________________

    5. Место работы, профессия или должность ________пенсионер _______________________

    для учащихся - место учебы, для детей - название детского______________________________________________

    учреждения, школы, для инвалидов - род и группа инвалидности, ИОВ - да, нет - подчеркнуть

    6. Кем направлен больной врачом скорой помощи

    название лечебного учреждения

    7. Доставлен в стационар по экстренным показаниям: да, нет, через 1 часов после начала заболевания, получения травмы, госпитализирован в плановом порядке (подчеркнуть)

    8. Диагноз направившего учреждения Гипертоническая болезнь II стадия.

    Гипертонический криз

    9. Диагноз при поступлении _______________________________________________

    10. Диагноз клинический_________________________

    Дата установления________________________________

    Статистическая карта выбывшего из стационара

    1. СМО ООФ ОМС

    Полис (0,1,2,3,4,5,6) серия GGI 08 Номер 27243

    2. Ф. И.О. Сидоров Василий Иванович

    3. Пол (М-1, Ж-2) 1 4. Дата рождения (возраст) 20.04/1944 г

    5. Адрес постоянного места жительства г. Калининград, ул. Ленина 44 кв. 51

    адрес проживания (факт.)

    6. Работает: (Да-1, Нет-2, учащийся - 3, студент-4, посещает ДДУ-5) 2

    Место работы пенсионер

    7. Декларированные группы:(ИОВ-5, УВОВ-6, чернобылец-7, подвер. рад. облуч.-71, Семипалатинск-72,интернационалис-8, одинокий престарелый-9, инвалид-10, многодетная мать-11, семья погибшего-12, вдова УВОВ-12.1, блокадник-13, нагр. орд. и медалями-14, инвалид труда-15, ребенок-инвалид-16, реабилитированный-17, ребенок до года-18, медработник-191,192, ребенок 1 - го года-27)

    8. Кем направлен больной врач ССМП

    9. Госпитализация экстренная (да - 1 , нет-2, перевод из другого ЛПУ-3)

    10. Через несколько часов после

    начала заболевания (травмы) в первые 6 часов 1

    от 7 до 24 часов 2

    позднее 24 часов 3

    11. Дата поступления в стационар "_20 _"_февраля 2004 г.

    12. Отделение кардиология

    13. Исход заболевания: (здоров-0, выздоровление-1, улучшение-2, без перемен-3, ухудшение-4, умер-5, переведен в др. ЛПУ-6)

    14. Трудоспособность: (восстановлена-1, снижена-2, временно утрачена - 3, стойко утрачена-4, не работает-5)______________________________________

    15.Вид документа (б/л-1, справка-2)____________________________________

    Б/л (справка) выдан____________ закрыт____________ к-во дней___________

    Находился на б/л (справке) с_________________ Дата выписки:____________

    16. Проведено дней всего ____________в том числе до операции___________

    17. Внутрибольничные переводы:

    18. Диагноз направившего учреждения:________________________________ __________________________________код по МКБ_________________

    19. Госпитализирован в данном году по поводу данного заболевания

    Впервые - 1, повторно - 2

    19. Диагноз заключительный

    Основной (1,2,3) _______________________

    __________________________________

    Шифр МКБ Характер обостр. Код врача

    Сопутствующие____________________________________

    __________________________________________________

    Для каждого заболевания: острое - 1, впервые выявленное хр.-2, известное хр. пер.-3, Обострение (для 2-4): есть-8, нет-0

    20. В случае смерти патологоанатомический диагноз____________________ ___________________________________________код МКБ_____________

    21. Хирургические операции:

    Всего операций _____________Из них экстренных_______________________

    22. Обследован на сифилис "___"_______________200___г.

    на ВИЧ "____"_________________200___г.

    23. Лечащий врач __________________табельный №_________________УКЛ

    ЭКСТРЕННОЕ ИЗВЕЩЕНИЕ

    ОБ ИНФЕКЦИОННОМ ЗАБОЛЕВАНИИ

    1. Диагноз __пищевая токсикоинфекция ________________________________

    подтверждено лабораторно: да, нет (подчеркнуть)

    2. Фамилия, имя, отчество ___Иванов Петр Иванович ___________________

    3. Пол _____муж ______

    4. Возраст (для детей до 14 лет - дата рождения) 34 года ___________________

    5. Адрес, населенный пункт __гКалининград _ Район _____ул. Свердлова _дом_4 кв.38

    ______________________________________________________

    (индивидуальная, коммунальная, общежитие - вписать)

    6. Наименование и адрес места работы (учебы, детского учреждения)

    заболевания___24.02.04 г. ____

    первичного обращения (выявления)___24.02.04 г. ____

    установление диагноза___24.02.04 г. ____

    последующего посещения детского учреждения, школы________________

    госпитализации___________________24.02.04 г. ____

    8. Место госпитализации_________инф.больница

    9. Если отравление - указать, где оно произошло, чем отравлен пострадавший

    __столовая № 1, пирожным __________________________________________

    10. Проведенные первичные противоэпидемические мероприятия и дополнительные сведения _____________________________________________________

    11. Дата и час первичной сигнализации (по телефону и пр.) в СЭС 24.02.14 г. 15 час.

    Фамилия сообщившего Петрова А. П.

    Кто принял сообщение Григорьева А. Н. - эпидемиолог

    Подпись пославшего извещение ______Петрова ____________________

    Регистрационный № ________в журнале ф. № ___________санэпидстанции

    Подпись получившего извещение _____________Григорьева _______________

    (Составляется медработником, выявившим при любых обстоятельствах инфекционное заболевание, пищевое отравление, острое профессиональное отравление или подозревающих их, а также при изменении диагноза.)

    Посылается в Роспотребнадзор по месту выявления больного не позднее 12 часов с момента обнаружения больного.

    В случае сообщения об изменении диагноза п. 1 извещения указывается измененный диагноз, дата его установления и первоначальный диагноз.

    Извещение составляется также на случаи укусов, оцарапывания, ослюнения домашними или дикими животными, которые следует рассматривать как подозрение на заболевание бешенством.

    Манипуляция № 29

    «Субъективный метод обследования».

    Субъективный метод обследования (опрос) - это получение медицинской сестрой информации при опросе пациента. Опрос играет огромную роль в:
    предварительном заключении о причине болезни;
    оценке и течении заболевания;
    оценке дефицита самообслуживания

    Опрос включает anamnesis.

    Анамнез – совокупность сведений о больном и развитии заболевания, полученных при расспросе самого пациента и знающих его лиц.

    Опрос пациента следует проводить по определенной схеме:

    Общие сведения о пациенте;
    Жалобы пациента в момент осмотра;
    История настоящего заболевания (anamnesis morbe);
    История жизни (anamnesis vitae); Общие сведения о пациенте :
    Это данные, которые включают ФИО пациента, его возраст, место работы и жительства, врачебный диагноз. Эти сведения записывают в паспортную часть сестринской истории болезни.

    Жалобы пациента в момент осмотра.

    Медсестра выясняет жалобы пациента в момент осмотра, это помогает ей определить настоящие проблемы пациента. Но для полного выявления всех проблем пациента: настоящих, потенциальных, приоритетных – необходимы ещё и данные объективного обследования.

    История настоящего заболевания (anamnesis morbe);

    Медсестра должна выяснить, когда появились первые проявления заболевания, т.е. с какого времени пациент считает себя больным. С чем связывает своё заболевание. Когда наступило последнее ухудшение, с чем оно было связано.

    История жизни (anamnesis vitae)

    Позволяет выяснить как наследственные факторы, так и состояние внешней среды, что может иметь прямое отношение к возникновению заболевания у данного пациента.

    Сначала медсестра узнаёт данные о детстве пациента, его развитии, перенесенных заболеваниях, затем о юношеском и взрослом периоде жизни. При этом обращает внимание на условия жизни, труда, быта. Затем медсестра получает сведения о наследственности пациента, о его родственниках (родителях, бабушках, братьях, сестрах), перенесенных ими заболеваниях

    (психических, венерических, туберкулез и др.)

    Медсестра выясняет у пациента аллергоанамнез, особое внимание уделяет переносимости лекарственных средств пациентом. При наличии непереносимости выясняет, на какой препарат и как проявляется реакция. Также интересуется наличием частых стрессовых ситуаций, профессиональных вредностей. Медсестра должна расспросить о перенесенных пациентом заболеваниях, операциях, употребляемых лекарственных препаратах, остановиться на вопросах питания и режима.

    Очень важно выяснить физические возможности пациента, т.е. способность его самостоятельно:

    Питаться

    Умываться

    Пользоваться туалетом

    Двигаться,

    Одеваться,

    Готовить пищу,

    Делать инъекции (для больных сахарным диабетом),

    Общаться.

    Очень важно выяснить, нет ли у пациента нарушения памяти, зрения, внимания.

    Данные документируются в сестринскую историю болезни.

    Манипуляция № 30

    «Общий осмотр пациента».

    Тяжесть состояния определяет способ транспортировки больного. Он может быть транспортирован на носилках вручную, на каталке, на кресле-каталке или пешком. Больные, находящиеся в удовлетворительном состоянии, направляются в отделение пешком, в сопровождении медицинского персонала. Ослабленных больных, инвалидов, пациентов пожилого и старческого возраста часто перевозят на кресле-каталке. Тяжелобольных транспортируют на носилках (вручную или на каталке) лёжа.
    Противопоказаний для транспортировки в пределах стационара нет.

    9.1. Транспортировка на каталке

    Выполнение манипуляции:
    - подготовить каталку к транспортировке, проверить её исправность;
    - постелить на каталку простыню (при необходимости - клеёнку), положить подушку, одеяло;
    - поставить каталку ножным концом под углом к головному концу кушетки или другим, более удобным в данной ситуации способом (рис. 79);
    - приподнять пациента - один медработник подводит руки под шею пациента и туловище, другой - под поясницу и ноги;
    - уложить пациента на каталку;
    - укрыть пациента второй половиной одеяла или простыней;
    - один медработник должен встать спереди каталки спиной к пациенту, другой - сзади каталки лицом к пациенту;
    - сообщить в отделение, что к ним транспортируется пациент;
    - транспортировать пациента в отделение с историей болезни;
    - поставить каталку к кровати, в зависимости от площади палаты.

    Снять одеяло с кровати;
    - переложить пациента на кровать.

    9.2. Транспортировка пациента в отделение на кресле-каталке

    Выполнение манипуляции:
    - подготовить кресло-каталку к транспортировке, проверить её исправность;

    Наклонить кресло-каталку вперёд, наступив на подставку для ног;
    - попросить пациента встать на подставку для ног, усадить, поддерживая его в кресле, прикрыть одеялом;
    - придать креслу-каталке исходное положение (рис. 80);
    - во время транспортировки следить, чтобы руки пациента не выходили за пределы подлокотников кресла-каталки.
    Транспортировать пациента на кресле-каталке можно в положении сидя, полулёжа и лёжа, меняя положение спинки и ножной панели.

    9.3. Транспортировка на носилках

    Для транспортировки на носилках следует приготовить:
    - простыню;
    - одеяло;
    - подушку, клеёнку.
    Пациенту необходимо объяснить особенности его поведения во время транспортировки.
    При транспортировке носилок с больным вверх по лестнице, идущий впереди держит ручки носилок на опущенных руках, а идущий сзади - у себя на плечах. При спуске с лестницы действуют наоборот: идущий сзади держит ручки носилок на вытянутых руках, а идущий спереди - на своих плечах. Вверх по лестнице больного несут головой вперёд, а вниз - вперёд ногами.

    9.4. Перекладывание больного

    Выполнение манипуляции:
    - перекладывание больного удобнее производить втроём. Поставить каталку (носилки) перпендикулярно кровати, чтобы головной конец подходил к её ножному концу кровати (рис. 81А);
    - встать втроём около больного с одной стороны: один подводит руки под голову и лопатки больного, второй - под таз и верхнюю часть бёдер, третий - под середину бедер и голени (рис. 81Б);
    - одновременно поднять больного, поворачиваясь вместе с ним на 90° в сторону каталки (рис. 81В):
    - уложить больного на каталку, которая предварительно застилается одним концом одеяла, укрыть другим концом одеяла. Под голову подложить подушку;
    - транспортировать больного в отделение головным концом вперёд (рис. 81 Г);
    - в отделении: головной конец каталки подвести к ножному концу кровати. Втроём поднять больного и, повернувшись на 90°, положить его на кровать.
    Нельзя перекладывать больного на простыне!
    Существуют и другие способы расположения каталки по отношению к кровати: параллельно, последовательно, вплотную. Наиболее удобным является способ, при котором каталка располагается параллельно и вплотную к кровати.

    Тестовые задания:

    1. Противопоказаниями для транспортировки больного внутри стационара являются:
    a. Тяжелое общее состояние больного.
    b. Первые сутки после операции.
    c. Острый инфаркт миокарда.
    d. Противопоказаний нет.
    2. Способ транспортировки больного определяется:
    a. Длительностью его нахождения в стационаре.
    b. Тяжестью состояния.
    c. Характером заболевания.
    d. Наличием дренажных трубок.
    e. Целью транспортировки.
    3. Перекладывать больного с койки на лежагую каталку:
    a. Необходимо вдвоём.
    b. Необходимо втроём.
    c. Можно одному.
    d. Можно на одеяле или простыне.
    4. Для транспортировки больного на лежагей каталке необходимо:
    a. Два медработника.
    b. Один медработник.
    c. Три или более медработников.
    5. При транспортировке больного на носилках вниз по лестнице больного несут:
    a. Головой вперёд.
    b. Ногами вперёд.